Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Обучение в вузе формирует профессиональную направленность личности. Она во многом обусловлена системой мотивов, которые побуждают и направляют поведение и учебную деятельность студента. Отличительной особенностью субъекта является его способность к преобразованию себя и окружающей действительности (C.JI. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Д.И. Фельдштейн). Для современного общества… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СТИЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Исследование стилевых и мотивационно-смысловых составляющих функциональной системы индивидуальности в зарубежной психологии
    • 1. 2. Исследование функциональной системы индивидуальности в отечественной психологии
    • 1. 3. Основные положения теории стиля индивидуальности
    • 1. 4. Роль самооценки в функционировании индивидуальности
    • 1. 5. Мотивация как фактор эффективного функционирования индивидуальности
    • 1. 6. Сила мотивации и мотивационный потенциал человека в эффективности деятельности
  • ГЛАВА II. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СУБЪЕКТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ
    • 2. 1. Теоретические основы исследования процесса адаптации к различным сферам жизнедеятельности
    • 2. 2. Коммуникативная и познавательная активность субъекта и его адаптация к образовательной среде
  • ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССУАЛЬНО-СТИЛЕВЫХ И МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВЫХ ДЕТЕРМИНАНТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ
    • 3. 1. Экспериментальное исследование процессуально-стилевых характеристик студентов-первокурсников
    • 3. 2. Экспериментальное исследование психологической адаптации студентов-первокурсников в соотношении с их стилем индивидуальности
    • 3. 3. Исследование мотивационно-смысловых детерминант психологической адаптации студентов-первокурсников

Психологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Стремительные трансформационные процессы, происходящие в современном обществе, породили явление явного отставания способности человека справляться с изменениями в окружающем мире. С одной стороны, становление рыночных отношений, демократические процессы в общественно-политической жизни предоставили новые возможности для самореализации личности в различных сферах жизнедеятельности (в том числе и в сфере профессионального образования), с другой стороны, резкое сокращение социальных гарантий общества продолжает воссоздавать новую информационную, социальную и профессиональную ситуацию, в которой далеко не всегда оказывается достаточным прежний уровень социально-психологической компетентности человека.

В критическом состоянии общества актуальной является проблема социализации молодого поколения, которую важно продолжать осуществлять на начальном этапе профессионального образования. Психологическим вопросам социализации студентов посвящены работы Б. Г. Ананьева, И. С. Кона, Д. И. Фельдштейна, Г. Крайг, А. В. Дмитриева, В. Т. Лисовского, З. Ф. Есаревой и др., в которых отмечается сложность становления личностных черт, показывается противоречивость внутреннего мира, трудность нахождения своей индивидуальности и самоопределения, в том числе и профессионального.

Студенческий возраст связан со стремлением молодых людей к относительной экономической самостоятельности, отходом от родительской опеки (И.А. Зимняя). Установлено, что девятнадцатилетний возраст является критическим в динамике детско-родительских отношений (Д.И. Эфендиев).

Обучение в вузе формирует профессиональную направленность личности. Она во многом обусловлена системой мотивов, которые побуждают и направляют поведение и учебную деятельность студента. Отличительной особенностью субъекта является его способность к преобразованию себя и окружающей действительности (C.JI. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова, Д.И. Фельдштейн). Для современного общества характерно кардинальное и стремительное изменение всех сфер жизнедеятельности человека, в этой связи становится важным изучение особенностей адаптации человека, опосредующей успешность функционирования субъекта в непривычных условиях. Овладение новым пространством является функцией воспроизводства структуры субъективных личностных смыслов в окружающей среде и результатом самоактуализации личности (К.А.Абульханова, А. Г, Асмолов и др.). Однако потребность во внутренней согласованности и сохранении своей индивидуальности не позволяет личности бесконечно расширять бытийные границы и побуждает действовать согласно предшествующему индивидуальному опыту (Ю.П. Ветров, Л. Я. Дорфман, З.И.Рябикина).

Функция адаптации заключается в компенсации недостаточности привычного поведения в новых условиях. Если адаптация не наступает, возникают дополнительные затруднения в освоении предмета деятельности, вплоть до нарушений ее регуляции (К.А. Абульханова). Регуляторами адаптации человека выступают мотивы, мышление, знания, опыт.

Внедрение в психологическую науку идей гуманистической психологии привело к изучению механизмов адаптации личности к социуму и предметной деятельности с позиций рассмотрения субъекта как активного творца собственной жизни, его внутренней готовности к индивидуальному развитию (А.Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, И. В. Дубровина, Д. И. Фельдштейн, Г. А. Берулава, И. Н. Семенов и др.).

Исследование функционирования индивидуальности как сложно-организованной, многофункциональной системы показало, что саморазвитие и саморегуляция возможны потому, что индивидуальность состоит из множества систем и подсистем, взаимодействие которых имеет инвариантную основу, отраженную в стиле индивидуальности (B.C. Мерлин, Г. А. Берулава, и др.).

Изучение стилевых параметров в соотношении с различными аспектами жизнедеятельности индивидуальности в последние годы получило развитие в русле теории стиля индивидуальности (Г.А. Берулава, 1996, 1998, 2000) в работах Т. Я. Решетовой, С. А. Печерской, Н. В. Фроловой, Э. М. Сагилян, О. В. Непша, НЛО. Губановой и др.

В данных работах изучено явление когнитивного диссонанса как фактора развития тревожности у учащихся (Т.Я.Решетова), определено влияние стиля индивидуальности на оценочную деятельность педагога (С.А.Печерская), выявлены поведенческие проявления стиля индивидуальности в сфере межличностных отношений (М.Э.Прудникова), установлена детерминация стилевых характеристик индивидуальности межполушарной асимметрией мозга (О.В. Непша) и др. В тоже время, практически отсутствуют исследования, посвященные изучению совокупности стилевых и мотивационно-смысловых детерминант психологической адаптации студентов к новому образовательному пространству. Предъявление новых требований к организации процесса обучения в вузе, направленных на развитие механизмов саморазвития и самообучения в познавательной, творческой и коммуникативной активности, прослеживание результатов адаптации к ним, в дальнейшем обеспечат успешность профессиональной деятельности специалистов в новых социально-политических и экономических условиях.

Недостаточная разработанность данных вопросов и определила выбор темы исследования «Психологические детерминанты адаптации студентов к процессу обучения в вузе».

Цель исследования состоит в изучении структуры и содержательного наполнения процесса психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству, в выявлении взаимосвязи содержания данного процесса с процессуально-стилевыми и мотивационно-смысловыми характеристиками индивидуальности.

Объект исследовании: процесс психологической адаптации студентов к новому образовательному пространству.

Предмет исследования: стилевые и мотивационно-смысловые детерминанты психологической адаптации студентов-первокурсников к процессу обучения в вузе.

Гипотеза исследования: предполагается, что содержательное наполнение процесса психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству детерминировано совокупностью стилевых характеристик субъекта, его самооценкой и иерархией мотивов учебной деятельности. Стилевые параметры эмоциональной насыщенности, обобщенности и активности образа мира субъекта, отраженные в стилевых характеристиках познавательной, коммуникативной и творческой активности студента, может порождать силу стремлении, репертуар поведенческих паттернов, тип эмоциональных переживаний и активность в новом образовательном пространстве. Мотивационно-смысловой и оценочный аспект психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству будет выражаться через совокупность побуждений, оценок и смысловых значений, детерминированных самооценкой и иерархией мотивов учебной деятельности субъекта.

Задачи исследования:

1. Проанализировать и обобщить исследования, посвященные изучению процессуально-стилевых, оценочных и мотивационно-смысловых характеристик индивидуальности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Систематизировать теоретические представления о процессе психологической адаптации субъекта в современной психологии.

3. Исследовать индивидуальные процессуально-стилевые характеристики студентов, проявляющиеся в их коммуникативной, познавательной и творческой активности в образовательном пространстве.

4. Изучить содержательное наполнение процесса психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству и выявить его взаимосвязь с процессуально-стилевыми характеристиками индивидуальности.

5. Исследовать высоту и адекватность самооценки, структуру мотивации учебной деятельности студентов-первокурсников.

6. Выявить влияние самооценки и мотивации учебной деятельности на процесс психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству.

7. Обобщить результаты проведенного исследования.

Методологической основой исследования выступают идеи гуманистической психологии, представленные в работах А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фроммапринципы личностно-ориентированного подхода к развитию личности, изложенные в работах А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, Л. С. Славиной, нашедшие дальнейшее развитие в работах К. А. Абульхановой, А. Г. Асмолова, Г. А. Берулава, И. В. Дубровиной, В. П. Зинченко, В. В. Знакова, Д. А. Леонтьева, З. И. Рябикиной, И. Н. Семенова, Д. И. Фельдштейна, и др.- основные положения психологии субъекта, отраженные в работах К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, С. Л. Рубинштейна, В. П. Зинченко, В. В. Знакова и др.- принципы системного подхода к исследованию личности (П.К. Анохин, В. А. Карташев, Б. Ф. Ломов, B.C. Мерлин, Э. Г. Юдин и др.) — теории исследования индивидуальности как интегральной функциональной системы (П.К. Анохин, Г. А. Берулава, В. А. Карташев, А. И. Крупнов, B.C. Мерлин, В. И. Моросанова, Т. Я. Решетова и др.) — исследования, посвященные изучению самооценки и мотивационно-потребностной сферы личности (А.Маслоу, Л. И. Боживич, И. В. Дубровина, А. Н. Леонтьев, Л. С. Славина, А. К. Маркова и др.).

Методы исследования: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследованиятест диагностики стиля индивидуальности Г. А. Берулава, опросники самооценки проявления стилевых характеристик коммуникативной, познавательной и творческой активности субъекта Т. Я. Решетовойопросник социально-психологической адаптации К. Роджерса и.

Р.Даймонда, адаптированный А. К. Осницкимопросник психологической адаптации к условиям обучения в вузе, разработанный авторомшкала самооценкисамооценка уровня притязаний (по методике Шварцландера) — количественный и качественный анализ полученных данных при помощи методов первичной и вторичной математической статистики (корреляционный анализ, Т-критерий Стъюдента).

Научная новизна исследования: установлено, что процессуально-стилевые характеристики индивидуальности как индивидуально-обобщенные интеграции физиологического и психического в составе функциональной системы субъекта детерминируют характер психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству. Поведенческие паттерны психологической адаптации опосредованы доминирующим типом эмоционального реагирования, отраженном в стилевом параметре эмоциональной насыщенности образа мира субъекта. Выбор способов, приемов учебной деятельности и поведения, связанный с логикой мышления студентов в новом образовательном пространстве, опосредован стремлением субъекта к интеграции или дифференциации воспринимаемых объектов и среды, что находит отражение в стилевом параметре обобщенности образа мира субъекта. Индикатором включения/исключения психической активности студентов выступает стилевой параметр активности образа мира субъекта как психофизиологическая составляющая, сопряженная с мотивационно-смысловыми значениями субъекта.

Наиболее высокая степень психологической адаптации к новому образовательному пространству выявлена у студентов с интегрально-деятельностным и дифференциально-деятельностным стилями индивидуальности, средняя (умеренная) степень психологической адаптации к новому образовательному пространству установлена у студентов с интегрально-теоретическим м дифференциально-теоретическим стилями индивидуальности, низкая степень психологической адаптации дезадаптация) характерна для большинства студентов с интегрально-эмоциональным и дифференциально-эмоциональным стилями индивидуальности.

Самооценка субъекта как базовое личностное образование определяет оценочный компонент психологической адаптации к новому образовательному пространству. Установлено, что при высокой адекватной самооценке процесс психологической адаптации студентов-первокурсников характеризуется высоким уровнем принятия себя и других людей, внутренним локусом контроля, стремлением к доминированию, активным решением возникающих проблем. При адекватной средней самооценке процесс психологической адаптации студентов-первокурсников характеризуется принятием себя, эмоциональным комфортом, он проходит спокойно и ровно, без особых эмоциональных всплесков и отрицательных эмоциональных переживаний. При неадекватной завышенной самооценке процесс психологической адаптации характеризуется высоким уровнем принятия себя, ярко выраженным непринятием других людей, внешним локусом контроля, стремлением к доминированию, с одной стороны, и уходом от решения проблем — с другой, что является основанием для переживания эмоционального дискомфорта в процессе учебной деятельности и межличностного взаимодействия. Неблагоприятный характер психологической адаптации выявлен при неадекватной заниженной самооценке. Он характеризуется резким непринятием себя, неуверенностью, скрытым непринятием других людей, завистью по отношению к ним, эмоциональным дискомфортом, внешним локусом контроля, подчинением, покорностью и уходом от решения проблем.

Процесс психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству детерминирован также иерархией мотивов учебной деятельности. Высокая степень психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству коррелирует с доминирующими мотивационными установками на процесс и результат учебной деятельности. У студентов, находящихся в зоне неопределенности психологической адаптации/дезадаптации, выявлена значимая связь с мотивационной ориентацией на результат учебной деятельности (с преобладанием узко-личностных мотивов). У данных лиц также выявлена значимая корреляция с мотивационными ориентациями на поощрение и избегание неудач (неприятностей). При низкой степени психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству выявлена значимая корреляция с мотивационными ориентациями на поощрение и избегание неудач (неприятностей).

Установлено, что чем выше общая интернальность субъекта, тем шире его поведенческий репертуар и адаптивные возможности в новом образовательном пространстве. *.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении представлений о процессе психологической адаптации субъекта к новому образовательному пространству. Психологическая адаптации студентов к новому образовательному пространству представляет собой целостную структуру процессуально-стилевых, оценочных и мотивационно-смысловых компонентов, обеспечивающих постоянство стремлений и готовность индивида к действиям. При этом оценочный и мотивационно-смысловой аспект адаптации выражается через совокупность побуждений, оценок и смысловых значений, а процессуально-стилевые показатели порождают силу стремлений, разнообразие приемов и способов реализации поведения, тип эмоциональных переживаний субъекта, его активность.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы практическими психологами и педагогами высших учебных заведений с целью профилактики дезадаптации студентов-первокурсников в новом образовательном пространстве. Материалы исследования также могут быть использованы при подготовке психологов и рамках курсов общей психологии, психологии личности и социальной психологии.

Достоверность научных результатов обеспечивается теоретико-методологической обоснованностью исходных позиций исследования, системным рассмотрением проблемы, репрезентативностью опытно-экспериментальных данных, корректностью использования методов сбора и анализа эмпирического материала, системностью обработки данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Совокупность процессуально-стилевых характеристик, оценочных действий и мотивационно-смысловых установок субъекта порождает содержательное наполнение его психологической адаптации к новому образовательному пространству.

2. Мотивационно-смысловой аспект психологической адаптации студента-первокурсника к новому образовательному пространству выражается через совокупность его побуждений, оценок и смысловых значений, детерминированных самооценкой и иерархией мотивов учебной деятельности.

3. Процессуально-стилевые характеристики субъекта порождают силу стремлений, репертуар приемов и способов реализации поведения, тип эмоциональных переживаний и активность в новом образовательном пространстве.

4. Высокая степень психологической адаптации к новому образовательному пространству выявлена у лиц с интегрально-деятельностным и дифференциально-деятельностным стилями индивидуальности, умеренная степень адаптации характерна для лиц с интегрально-теоретическим и дифференциально-теоретическим стилями индивидуальности, для лиц с интегрально-эмоциональным и дифференциально-эмоциональным стилями характерна низкая степень адаптации (дезадаптация) к новому образовательному пространству.

5. Высокий уровень психологической адаптации студентов к новому образовательному пространству опосредован высокой адекватной самооценкой и доминирующей мотивационной установкой на процесс учебной деятельности. Низкий уровень психологической адаптации обусловлен заниженной или завышенной самооценкой и доминирующей мотивационной установкой на избегание неудач (неприятностей).

6. Чем выше общая интернальность студента, отражающая в совокупности принятие себя, толерантность по отношению к другим, ответственность за свои действия и поступки, активную жизненную позицию, тем шире его поведенческий репертуар и адаптивные возможности в новом образовательном пространстве.

Апробация результатов исследования: материалы и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии Черноморской гуманитарной академии (г. Сочи), на заседаниях лабораторий общей психологии и психологии личности государственного Научно-образовательного центра Российской академии образования (г.Сочи), на Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы современной молодежи» (г. Сочи, 2003), на XXII психолого-педагогических чтениях Юга России «Развитие личности в образовательных системах южно-российского региона» (г. Сочи, 2003), на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманитарный анализ состояния и перспектив развития высшего образования» (г. Сочи, 2004), на Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая поддержка аутентичного бытия личности» (г.Краснодар, 2004).

Публикации: по материалам исследования имеется шесть публикаций.

Струил ура диссертации: выполненное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.

5. Результаты исследования соотношения доминирующих мотивационных ориентаций с содержательным наполнением процесса психологической адаптации студентов-первокурсников позволяют сделать вывод о том, что значимая корреляция выявлена между высокой степенью психологической адаптации и мотивационными ориентациями на процесс и результат учебной деятельности. У респондентов, находящихся в зоне неопределенности психологической адаптации/дезадаптации, выявлена значимая корреляция с мотивационными ориентациями на результат учебной деятельности, на поощрение и избегание неудач (неприятностей). При низкой степени психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству выявлена значимая связь с мотивационными ориентациями на поощрение и избегание неудач (неприятностей).

6. Совокупность процессуально-стилевых характеристик, самооценки и мотивационных доминирующих установок студентов-первокурсников детерминирует процесс их психологической адаптации к новому образовательному пространству.

Стилевые характеристики индивидуальности порождают силу стремлений, разнообразие приемов и способов реализации поведения, тип эмоциональных переживаний субъекта, его активность и продуктивность в различных видах психической активности (коммуникативной, познавательной, творческой).

Мотивационно-смысловой и оценочный компоненты социально-психологической адаптации студентов-первокурсников в большей степени опосредованы социальным окружением и условиями среды, в силу чего они являются более подвижными и изменчивыми, по сравнению с процессуально-стилевыми. При этом оценочный и мотивационно-смысловой аспект адаптации выражается через совокупность побуждений, оценочных действий и смысловых значений. Потребности, возникающие в новом образовательном пространстве, конкретизируются в притязаниях, превращаясь в типичные личностные направленности, побуждения, стратегии, реализация которых отражена в содержательном наполнении социально-психологической адаптации.

Установлено, что чем выше общая интернальность студента, отражающая в совокупности принятие себя, толерантность по отношению к другим, ответственность за свои действия и поступки, активную жизненную позицию, тем шире его поведенческий репертуар и адаптивные возможности в новом образовательном пространстве.

7. Процесс адаптации к новому образовательному пространству к концу первого семестра не заканчивается, он требует более продолжительного времени, однако с целью профилактики дезадаптации следует отслеживать содержательное наполнение процесса адаптации и с учетом полученных результатов определять ее основные направления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Систематизация и обобщение исследований стилевого направления в изучении функционирования индивидуальности показали, что для изучения стилевых характеристик индивидуальности длительное время был характерен редукционистский подход, в котором механизмы проявления физиологических свойств индивидуальности переносились на функционирование целостной индивидуальности.

Исследования стилевых параметров в зарубежной психологии в рамках когнитивного направления и факторных теорий, в которых стили рассматривались как двух или трехмерные модели интеграции предпочтений субъекта в выборе способов когнитивного функционирования, расширили представления о когнитивной организации индивидуальности. Однако отсутствие единой теоретической основы и разрозненность практико-ориентированных исследований не позволили выявить закономерности функционирования индивидуальности как сложноорганизованной системы.

В отечественной психологии стилевые характеристики индивидуальности продолжительное время исследовались в рамках деятельностного подхода преимущественно как стили деятельности, детерминированные сознанием и рационально поставленной целью. В последние годы в изучении стилевых конструктов наблюдается тенденция к исследованию индивидуальности как функциональной системы, в которой континуально-генетическая, недизъюнктивная процессуальность психики не раскладывается на обособленные области, а выступает как единство биологического и социального, опосредованное стилевыми, оценочными и мотивационно-смысловыми составляющими индивидуальности.

Однако исследований, посвященных изучению влияния совокупности стилевых и мотивационно-смысловых составляющих индивидуальности на различные сферы жизнедеятельности, в том числе и на процесс психологической адаптации субъекта к новому образовательному пространству, недостаточно.

2. Анализ проблемы психологической адаптации в современной психологии показал, что адаптация рассматривается с точки зрения активности личности, как психологическая включенность личности в социальную среду, при этом базовыми характеристиками адаптированности субъекта выделяются степень включенности в деятельность и эмоциональное самочувствие. На различных жизненных этапах процесс социально-психологической адаптации имеет различное содержательное наполнение. Адаптация ребенка обусловлена стремлением к установлению общности со средой, взрослого человека — со стремлением к обособлению и автономности, что связано с проявлением потребности в самоактуализации.

Анализ проблемы содержательного наполнения процесса социально-психологической адаптации субъекта позволил предположить детерминацию социально-психологической адаптации студентов-первокурсников к новому образовательному пространству не только стилевыми, но и мотивационно-смысловыми составляющими индивидуальности.

3. Исследование индивидуальных процессуально-стилевых характеристик студентов, проявляющихся в их коммуникативной, познавательной и творческой активности в образовательном пространстве, в соотношении с содержательным наполнением процесса психологической адаптации к новому образовательному пространству показало, что наиболее высокий уровень психологической адаптации выявлен у лиц с интегрально-деятельностным и дифференциально-деятельностным стилями индивидуальности. Высокая степень активности позволяют им гибко реагировать на внешние условия среды, находить рациональные подходы к решению возникающих проблем.

Умеренный и спокойный процесс психологической адаптации выявлен у лиц с дифференциально-теоретическим стилем индивидуальности. Некоторые затруднения, эмоциональный дискомфорт они испытывают при выполнении творческих заданий, при отсутствии образца, эталона, на который можно ориентироваться. Проявляют некоторую пассивность при ведении дискуссии, так как уход от стандартных решений сбивает их с привычных ориентиров деятельности.

У лиц с интегрально-теоретическим стилем индивидуальности процесс психологической адаптации в целом можно считать удовлетворительным, некоторый их эмоциональный дискомфорт связан, на наш взгляд, с резким осуждением поступков других людей, предвзятым отношением к ним.

Наибольший процент респондентов с интегрально-эмоциональным и дифференциально-эмоциональным стилями индивидуальности являются дезадаптированными в новом образовательном пространстве. У лиц с интегрально-эмоциональным стилем это связано с принятием себя, но непринятием других людей, чувством превосходства над другими людьми, отсутствием толерантности. У лиц с дифференциально-эмоциональным стилем — непринятием себя. У тех и других наблюдается ярко выраженное стремление к доминированию, с одной стороны, и уход от проблем — с другой.

Количественный и качественный анализ результатов указывает на то, что стилевые характеристики индивидуальности порождают содержательное наполнение процесса психологической адаптации к новому образовательному пространству, которое отражает силу стремлений, разнообразие приемов и способов реализации поведения, тип эмоциональных переживаний субъекта, его активность и продуктивность в различных видах психической активности (коммуникативной, познавательной, творческой).

4. Исследование высоты и адекватности самооценки в соотношении с содержательным наполнением психологической адаптации студентов-первокурсников позволило установить, что при высокой адекватной самооценке обнаружена высокая адаптивность субъекта, которая открывает путь к самосовершенствованию и достижению высоких результатов, как в учебной деятельности, так и в общественной жизни.

При адекватной средней (умеренной) самооценке содержательное наполнение психологической адаптации студентов-первокурсников представлено положительными показателями, указывающими на то, что процесс адаптации проходит спокойно и ровно, без особых эмоциональных всплесков и отрицательных эмоциональных переживаний.

При неадекватной завышенной самооценке процесс психологической адаптации характеризуется некоторым дискомфортом в межличностных отношениях, который связан с отсутствием толерантности.

Сложный, неблагоприятный процесс психологической адаптации наблюдается при неадекватной заниженной самооценке. Он характеризуется резким непринятием себя, неуверенностью, скрытым непринятием других людей, завистью по отношению к ним, эмоциональным дискомфортом, внешним локусом контроля, подчинением, покорностью и уходом от решения проблем.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. Личность в процессе деятельности./ Психология личности, т. 2. — Хрестоматия.- Самара, 1999 г.
  2. К.А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности./Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990.
  3. Абульханова К. А, Славская А. Н. Предисловие / С. Л. Рубинштейн. Бытие и сознание. Человек и мир.- М., 2003.-С. 6−33.
  4. К.А. Проблемы активности личности./ Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. М., 1988.
  5. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования//Психол.журн—1994—Т.14.-№ 4-С.39−55.
  6. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 216с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения.//Психология индивидуального и группового субъекта./ Под ред. А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М: ИП РАН., ПЕР СЭ, 2002. — 43−52.
  8. К.А., Александров Ю.И, Брушлинский А. В. Комплексное изучение человека. // Вестник РГНФ. 1996. № 3. С. 11−15.
  9. А. Индивидуальная психология./История зарубежной психологии: тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986. -С. 131−141.
  10. Ю.И. Психология + физиология Ф психофизиология // Психологичекая наука: традиции, современное состояние и перспективы. 1997. М.: Ин-т психологии РАН. Т.2.С.180.
  11. А.А. Практическая психология для менеджера / Серия «Бизнес-класс». — Ростов нД: «Феникс», 2004, — С 10−15, 321−375.
  12. О. Ф. Индивидуально-психологический фактор адаптации субъекта учебной деятельности (в контексте гуманизации образования): Дисс. канд. психол. наук. М., 1995.
  13. .Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  14. Н.Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века.// Социальная психология в современном мире. Учебное пособие для вузов. / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Аспект. Пресс, 2002.-26−88.
  15. Г. М. Психология социального познания. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект. Пресс, 2000. — 288 с.
  16. О. М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. Л., 1984. 24с.
  17. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. М.: Наука, 1978.
  18. П.К. Из тетрадей П.К. Анохина // Психологический журнал, 1980, Т. 1, № 4.
  19. . Г. Комплексное изучение человека и психологическая диагностика.// Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 27−34.
  20. . Г. О проблеме современного человекознания. М.: Наука
  21. А.Ф. Научное исследование // Курсовые, дипломные и диссертационные работы. М., 2002.
  22. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., Воронеж: АПСН, 1996.- С.- 256−305.
  23. А.Г. Психология личности: Принципы обепсихологического анализа. -М.:"Смысл", ИЦ «Академия»., 2002. С. 234−286.
  24. А.В. Психология менеджмента. Таллинн, 2002.
  25. Р. Я концепция и Я — образы. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003.
  26. В.Ф. Психическая и психофизическая интеграция. В кн.: Бессознательное. Новочеркаск: Агенство Сагуна, 1994. — С. 51−59.
  27. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988.- 270с.
  28. Г. А. К проблеме стилевых особенностей мышления.// Современные проблоемы психологии мышления: Ежегодник, вып.2 / Под ред. Г. А. Берулава, И. Н. Семенова. М.: Российское психологическое общества, Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. — С. 9−26.
  29. Г. А. Образ мира как мифологический символ- Учебное пособие для вузов, -М: Педагогическое общество России, 2001 -46с.
  30. Г. А. Методологические основы деятельности практического психолога. Учебное пособие.- М.: Высшая школа, 2003.64 с.
  31. Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика. М., 2001.- 232 с.
  32. М.Н. Современные модели обучения в свете концепции гуманизации образования.//Гуманизация образования. Психолого-педагогический международный журнал, 1994. № 2. — С. 3−8.
  33. Божович J1. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  34. Л.И. Проблема развития мотивационной сферы.// Изучение мотивации поведения детей и подростков. М., 1972. — С. 7−44.
  35. Л.И., Славина Л. С. Психологическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979. — С. 5−20.
  36. Л.И. Развитие эффективно-потребностной сферы человека.// Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1976.
  37. Ю.А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена./ Психосемантика. // Психологический журнал, 2003 г., т 24, № 1.
  38. Л.В. Исследование уровня притязаний.//Учебное пособие. М.: Институт Психологии РАН РФ, 1993 г.
  39. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.- 301с.
  40. А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психологии РАН, 1994.
  41. А.В. Психология XXI века: пророчества и прогнозы. // Вопросы психологии, № 2, 2000.С.32−34.
  42. А.В. Проблеммы психологии.-М:Изд.ИП РАН, 10,1994.
  43. А.В. Субъективно-деятельностная концепция и теория функциональных систем.// Вопросы психологии, № 5, 1999.
  44. А.В. Субъект: учение, мышление, воображение. М-Воронеж, Изд. «Институт практического психолога», 1996.С.390.
  45. А.В. Целостность субъекта основание для системности всех его качеств.// Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории./Под ред. А. В. Брушинского,-М.: Издд. ИП РАН, 1997.С.576
  46. С. А. Способ исследования количественных характеристик личности в группе // Вопр. психол. 1971. № 3.
  47. JI. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982—1984.
  48. .А. Стиль активности как предмет интегрального исследования индивидуальности.// Системные исследования индивидуальности. -Пермь, 1991.
  49. .А. Стиль активности как фактор развития интегральной индивидуальности.// Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. Пермь, 1992.
  50. Ю.Я. Индивидуальный стиль волевой активности и его системообразующие функции.// Система исследования индивидуальности. Пермь, 1991.
  51. Н.А. О связи самоприятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха // Вестник Моск. ун-та.сер.14. Психология, 2001 г., № 3.
  52. Деннис Болз. Индивидуальные стили обучения. М., 1992.
  53. Детский практический психолог в системе народного образования / Под ред. И. В. Дубровиной, А. М. Прихожан. М., 1990.
  54. И.А. психологические причины поведения счастливых и несчастливых людей в трудных жизненных ситуациях.// Вестник РГНФ. 1998. № 1.-С 124−136.
  55. Диагностика школьной дезадаптации. Научно-методическое пособие / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной М.: Изд-во Консорциум «Социальное здоровье России», 1993. -127с.
  56. М.А. психологические факторы профессиональной адаптации.//Психологическое обеспечение профессиональной деятельности./ Под ред. Никифорова Г. С. СПб: Изд-во Петербургского ун-та.- 1991.-С 43−60.
  57. Л.Я. Метаиндивидуальный мир: методологические и теоретические проблемы. М: Просвещение, 1993. 256с.
  58. Л.Я. Образ человека в концепции индивидуального стиля деятельности.// Сборник. Индивидуальность и способности. М., 1994.
  59. Е.В. Изучение индивидуальной специфики мышления как мышления практического: Дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1994.
  60. В.Н. Структура и логика психолологического исследования. М.: Ин-т психологии РАН, 1993.
  61. И.В. Методы выявления индивидуально-психологических особенностей у младших школьников.// Научно-методические основыиспользования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик. М., 1988. — С. 48−60.
  62. И.В. Об единстве обучения и воспитания младших школьников.//Вопросы психологии. 1978. — № 6. — С. 129−134.
  63. И.В. Школьная психологическая служба. М.: Педагогика, 1991.
  64. М.С. Социально-психологическая типология мотивации студентов / Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. Тез. докл. к VII съезду Общества психологов СССР. М.: 1989. — С. 112−113.
  65. Д.Н. Когнитивная функция практического мышления. // Практическое мышление: функционирование и развитие-М., 1990.С.9−12
  66. Г. В., Галажинский Э. В., Бохан Т. Г. Психологическая ригидность как фактор дезадаптации учащихся младших классов: диагностика, коррекция, профилактика. Томск: Издательство Том. ун-та, 1999.-128с.
  67. Н.А. Теория и практика управления адаптивной школой: Монография /Под общей ред. Н. Э. Касаткиной. Кемерово: ОблИУУ, 2001.- 291с.
  68. Э.Ф. Психология профессий. Учеб. пособие для студентов вузов. М., -2003. 280с.
  69. .В. Теория личности К.Левина. М., 1981 г.
  70. Ф. Формирование самооценки. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003 г. 73. Зимняя И.А.
  71. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М. Тривола, 1994.
  72. В.В. Психология XXI века: Психология XXI века: пророчества и прогнозы. // Вопросы психологии, № 2, 2000.С.7−9.
  73. В.В., Павлюченко Е.А .Самопознание субъекта. // Психологический журнал, Т.23, № 1, 2002.С.34−41.
  74. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000 г.
  75. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации. // Вопросы психологии. 1984. — № 4.
  76. В.А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. М., 1995.
  77. H.JI. Предупреждение нарушений в развитии личности при психологическом сопровождении школьников. СПб.: Изд-во С. Петербургского университета, 2000. -232с.
  78. JI.B. Генезис и механизм адаптаций в постсоциалистической России: теоретико-методологический подход. // Социальная траектория реформируемой России: исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск., 1999. С.204−240.
  79. Ц.П., Дмитриева Н. В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск: Изд-во «Олсиб», 2001. -251с.
  80. Е.А. Введение в психологию труда. М., 1988 г.
  81. Е.А. Реплика о структуре профессионализма и профессионала // Психология профессионала. М., 1996 г.
  82. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984 г.
  83. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психол. ж ., 1981, т 2., № 3.
  84. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М., 1980 г.
  85. Л.Н. Самооценка как механизм саморегуляции профессиональной деятельности // Вестник ЛГУ. 1989 г., Вып. 4.
  86. А.И. Целостно-функциональный подход к изучению свойств личности./ Системные исследования свойств личности. М: УДЕ, 1994, С.9−23.
  87. И.Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. М., 2001 г.
  88. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975 г.
  89. М. И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986 г.
  90. А.В. Стилевые и темпераментные свойства в структуре индивидуальности человека: Дисс. канд. психол. наук. М., 1993.
  91. Ливер Лу Бетти. Обучение всего класса. М., 1995.
  92. .Ф. методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  93. .Ф. О системном подходе в психологии. Вопр. психологии, 1975, № 2. С.31−45.
  94. .Ф. Общение как проблема общей психологии. — В кн.: Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  95. .Ф. Особенности познавательных процессов в условиях общения // Психол.журн. 1980.- № 5. — С. 26−42.
  96. .Ф., Сурков Е. Н. Антиципация в структуре деятельности. М., 1980.
  97. А.К. Психология профессионализма. М., 1996 г.
  98. А. Мотивация и личность. СПб., 1999 г.
  99. Р. Различные аспекты Я II Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. М., 1975 г. Вып. V.
  100. B.C. Индивидуальная система деятельности как опосредую-щее звено в связях между разноуровневыми свойствамииндивидуальности.// В кн.: Проблемы психики личности. М.: Наука, 1982.
  101. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986.
  102. И.Н. Я концепция и конфликт в сфере нравственной жизни личности. Самосознание и защитные механизмы личности.-Самара, 2003 г.
  103. С.М. Методы психологического исследования личности учащегося.- Киев. 1992.
  104. В. И. Коноз Е.М. Стилевая регуляция поведения человека.// Вопросы психологии, № 2, cl 18−128, 2000.
  105. Р.С. Психология. М., 1998 г., т 3.
  106. Р.С. Психология. М., 2003 г., т 1.
  107. Н.И. и др. Ценность как центральный компонент психологической структуры личности /Вопросы психологии -1980г.,№ 1.
  108. Образ жизни современного студента. Социологическое исследование. Отв. редактор В. Т. Лисовский. Л.: 1981. — 206 с.
  109. В.Е. Развитие личности профессионала // Психология труда / Под ред. Карпова А. В. М., 2003.
  110. А.И. Соотношение эмоциональных и когнитивных характеристик индивидуальности и их : Дисс. канд. психол. наук М., 1983.
  111. С.Э. Когнитивный стиль «простота-сложность» как характеристика индивидуальности: Дисс. канд. психол наук. М., 1984.
  112. А.В. Введение в психологию. М., 1995.
  113. А.В. Личность:феномен субъектности.-Ростов-на-Дону, 1993.
  114. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М., 2002.
  115. И.В. Индивидуальный стиль моторной активности как фактор, опосредующий взаимосвязи свойств нервной системы и темперамента.// Мерлинские чтения. Пермь, 1990.
  116. И.В. Стиль моторной активности в структуре интегральной индивидуальности человека: Дисс. канд. психол. наук. -Пермь, 1993.
  117. Практикум по возрастной психологии (ред. Головей JI.A., Рыбалко Е.Ф.). С-пб., 2001.
  118. A.M. Изучение личностной тревожности в контексте теории Л.И. Божович.// Формирование личности в онтогенезе. М., 1991.
  119. Психологический словарь/Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М., 2001.
  120. Психологическое тестирование. Раздел 7. Личность: опросниковые методики. Часть 1. Тексты опросников. Пенза — 1990.
  121. Психология личности в трудах зарубежных психологах. Хрестоматия / Сост. А. А. Реан. СПб., 2000.
  122. Психология личности в трудах отечественных психологах. Хрестоматия / Сост. Л. В. Куликов. СПб., 2000.
  123. Психология личности: тесты, опросники, методики. / Сост. Н. В. Киршева, Н. В. Рябчикова. М., 1995.
  124. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Международная психологическая академия, 1995.
  125. А.А., Бордовская Н. Б., Розум С. И. Психология и педагогика. Спб.-2001.
  126. Т.Я. Психофизиологические основы исследования психической активности субъекта. // Актуальные проблемы современной психологии / Сборник научных трудов под ред. Г. А. Берулава Сочи: НОЦ РАО. 2003, С.26−36.
  127. Т.Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта.- Дисс. док. психол. наук.- 2003.
  128. Т.Я. Роль когнитивного диссонанса в развитии личности. // Гуманитарное образование в современном вузе: традиции и новации / Материалы региональной научно-практической конференции (25 октября, 2002, г. Краснодар) 2002. — С.271−276.
  129. Т.Я. Стилевые характеристики познавательной активности учащихся.- Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2000. 156с.
  130. Т.Я. Теоретические основы исследования стилевых характеристик психической активности субъекта.// Гуманизация образования № 1, 2003.- С.66−74.
  131. Т.Я. Стилевые характеристики психической активности субъекта. Монография.- М: МАГО-Сочи: Изд-во НОЦ РАО, 2002. 236с.
  132. К. Взгляд на психотерапию, становление человека. М.: Прогресс, Универс, 1994.
  133. СЛ. Человек и мир, М.: Наука, 1997.
  134. В.М. Некоторые положения специальной теории индивидуальности человека // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990, С. 165.
  135. В.М. Опросник структуры темперамента. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1990.
  136. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности, М., 1997.
  137. Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие. т 1. М., 2003.
  138. РоговЕ.И. Настольная книга практического психолога: Учеб.пособие. т 2. М., 2003.
  139. Росс JL, Нисбетт А. Человек и ситуация // Перспективы социальной психологии// пер. с англ. В. В. Румынского, / Под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. М., 1999.
  140. СЛ. Проблемы Общей психологии. М., 1973.
  141. JI.A., Рыбалко Е. Ф. Возрастная динамика самореализации творческой личности // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. Спб., 1997.
  142. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Экмос, 1999.
  143. В. Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения// Вопр. психол. 1975, № 3.
  144. С.В. Структурно-динамические характеристики образа успешного профессионала налоговой полиции// Психологический журнал, т 24. 2003.
  145. А.Г. Вопросы динамики протекания социально-психологической адаптации студентов к вузу / Психологические условия профессионального становления личности в свете реформы общеобразовательной и профессиональной школы. М.: 1998. 4.1. С.100−101.
  146. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Изд-во «Речь», 2000. -219с.
  147. О.С. Возможности самореализации личности в контексте психологических инноваций // Психологические проблемы самореализации личности. Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. Спб., 1997.
  148. Е.Т., Столинн В. В. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М., 1989.
  149. В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  150. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  151. Субъект, личность и психология человеческого бытия. / Под ред. В. В. Знакова и З. И. Рябикиной.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005.- 45−58.
  152. П.В. Индивидуальный стиль эмоциональной активности спортсмена на соревнованиях: Автореферат дисс. канд. психол. наук. -Пермь, 1991.
  153. В.А. Стили деятельности: модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М., 1992.
  154. X. Мотивация и деятельность в 2 т.// Пер. с немец, под ред. Величковского Б. М. М.: Педагогика, т.1, 1986.
  155. М.А. Структурная организация индивидуального интеллекта: Дисс. канд. психол. наук. М., 1990.
  156. И.И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принцип развития в психологии. М., 1978.
  157. И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  158. И.И. Самосознание личности // Теоретические проблемы психологии личности. М., 1974.
  159. А.Е. Психология предпринимательской деятельности// Личностные предпосылки успешности деятельности российских предпринимателей // Психологический журнал, 1999.
  160. В.И. Межличностные отнашения, внутрянняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии, № 3, 1997.
  161. В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека // Вопросы психологии, № 3, 1996.
  162. Шафажинская Н.Е.// Личностная и профессиональная самооценка студента педвуза. М., 1986.
  163. Т. Я концепция и чувство собственного достоинства. Самосознание и защитные механизмы личности. Самара, 2003.
  164. И.П. Когнитивный стиль и общение-Ростов-на-Дону, 1994.-С. 34−68.
  165. В. И. Индивидуальный стиль коммуникативной активности в структуре интегральной индивидуальности : Дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1994.
  166. М.Р. Структура индивидуального стиля деятельности и условия его формирования: Дисс. канд. психол. наук. Пермь, 1994.
  167. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. -84с.
  168. М.Г. Наука о поведении: Русский путь. Ин-т практической психологии. Воронеж, 1996.
  169. М.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999. 84с.
  170. Е.В. Роль школьной дезадаптации в формировании аддиктивного поведения. Автореф. дисс. канд. психол.н. Кемерово, 2002.
  171. Adler A. Understanding Human Nature. 1927. — № 4. — 286 p.
  172. Allport G.W. Personality: A Psychological interpretation.-1937.-№ 1.-588 p.
  173. Gardner R. Cognitive styles of categorising behavior // J. of Person. -1953. Vol. 22.-P. 214−223.
  174. Gardner R. et al. cognitive control. A study of individual contistencies in cjgnitive behavior. N. Y., 1959. 165 p.
  175. Starger H. Individual style. N. Y., 1962. P. 225.
  176. Sternberg R., eds, Handbooh of Human Intelligence., 1985/Uaslow A.H. The Farther Reaches of Human Nature, N.V., 1971.- p. 423.
  177. Witkin H., Goodenoung D. Field-dependence and interpersonal behavior // Hsychol. Bull., 1977. Vol. 84. 1 4. — P. 661−689.
  178. Witkin H. et. al. Psychological Differentiation. Studies of Development. N. Y., 1962.-418 p.
  179. Witkin H. et. al. Psychological Differentiation. N. Y., 1974. 350 p.
Заполнить форму текущей работой