Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вопрос о механизмах проявления эмпатии также не имеет у большинства исследователей однозначного толкования. Так, Н. Н. Авдеева, Е. М. Дубовская, Дж. Конджер, Р. Л. Кричевский, П. Массен, Н. Ньюкомб выделяют в качестве основного механизм идентификации, а Е. Я. Басин, Н.И. Сар-джвеладзе акцентируют внимание на механизмах проекции и интроекции как компонентах идентификации. Т. П. Гаврилова, О. И… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические основы изучения феномена эмпатии и средств развития эмпатийности личности
    • 1. 1. Подходы к определению эмпатии в современной психологической науке
    • 1. 2. Механизмы эмпатии
    • 1. 3. Факторы и средства развития эмпатии
    • 1. 4. Кинотерапия как средство актуализации эмпатии
    • 1. 5. Психологическая модель человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов) как теоретико-методологическая основа исследования
  • ГЛАВА II. Экспериментальное исследование актуализации эмпатии личности (на примере студентов гуманитарного профиля)
    • 2. 1. Организация и проведение исследования
    • 2. 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи показателя эмпатийности с личностными характеристиками по РР
    • 2. 3. Организация кинотренинга по актуализации эмпатии личности студентов-гуманитариев
    • 2. 4. Экспериментальное исследование актуализации эмпатии личности студентов-гуманитариев средствами специально организованного кинотренинга 78 Общие
  • выводы
  • Заключение
  • Литература
  • Приложение

Актуализация эмпатии личности средствами кинотренинга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Настоящее исследование посвящено проблеме эмпатии личности, теоретическая актуальность которой обусловлена ее состоянием в современной психологической науке. Несмотря на то, что изучению эмпатии посвящено множество зарубежных и отечественных работ (В.В.Бойко, Д. Бэтсон, Ю. Б. Гиппенрейтер, Дж. Иган, Т. Киф, Е. Н. Козлова, Х. Кохут, Н. Н. Обозов, К. Роджерс, Ш. Ференци, Р. Шафер, И. М. Юсупов и др.), обнаруживается некоторая неоднозначность в позициях различных авторов как в контексте психологического содержания феномена эмпатии, так и в контексте его научной категоризации.

Вопрос о механизмах проявления эмпатии также не имеет у большинства исследователей однозначного толкования. Так, Н. Н. Авдеева, Е. М. Дубовская, Дж. Конджер, Р. Л. Кричевский, П. Массен, Н. Ньюкомб выделяют в качестве основного механизм идентификации, а Е. Я. Басин, Н.И. Сар-джвеладзе акцентируют внимание на механизмах проекции и интроекции как компонентах идентификации. Т. П. Гаврилова, О. И. Цветкова, И. М. Юсупов определяют децентрацию как основу подлинной эмпатии, а Г. БарретЛеннард предлагает рассматривать фазы эмпатического процесса в качестве механизмов проявления эмпатии. Однако, по мнению А. П. Сопикова, выделяемые авторами механизмы эмпатии носят лишь теоретический характер и пока не получили должного эмпирического подтверждения.

Практическая актуальность проблемы эмпатии обусловлена, прежде всего, идеологическим характером современной социальной реальности: наблюдается явный приоритет утилитарно-прагматических ценностей на фоне растущей конкуренции во всех сферах социальной жизни. Одновременно с этим огромный поток информации и глобализация социальных процессов предъявляют к человеку как социальному субъекту определенные требования, предполагающие его компетентность во взаимодействии с другими. Одз нако порой реальные социальные условия не способствуют естественному развитию у человека такой важнейшей составляющей этой компетентности, как способность и готовность к эмпатийному реагированию на других. Именно поэтому встает вопрос о поиске эффективных средств и способов, обеспечивающих формирование такого социально важного навыка у современного человека.

Особую важность проблема развития эмпатии приобретает в контексте повышения эффективности профессиональной деятельности специалистов в сфере «человек — человек»: педагогов, психологов, врачей, журналистов — и других социономических профессий, что придает особую актуальность теме исследования. Это определило специфику выборки экспериментального исследования студентов гуманитарного профиля обучения.

Необходимость уточнения психологического содержания данного феномена, а также факторов и средств развития готовности и способности личности к эмпатийному реагированию в межличностном взаимодействии у будущих специалистов в сфере «человек-человек» является проблемой диссертационного исследования.

В качестве объекта исследования выступает психологический феномен эмпатии, а также эмпатийность как психологическая характеристика личности, факторы и средства ее развития.

Предметом исследования является актуализация эмпатии личности студентов-гуманитариев.

Цель исследования: актуализация эмпатии и формирование положительной динамики показателей эмпатийности личности студентов-гуманитариев посредством специально организованной процедуры кинотренинга.

Гипотезу исследования составили следующие предположения:

1. Эмпатия как психологический феномен личности студентов-гуманитариев сопровождается высокой социальной активностью, потребностью в общении и готовностью к ее удовлетворению, склонностью к эмоциональному реагированию на потребности другого человека.

2. Актуализации эмпатии личности может способствовать специально организованная процедура кинотренинга, направленная на активизацию основных механизмов когнитивной, эмоциональной и действенной эмпатии.

Для реализации цели исследования и подтверждения высказанных предположений были сформулированы и последовательно решались следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические подходы к определению понятия «эмпатия» и сопутствующих ему определений и выделить основные механизмы эмпатийного реагирования.

2. Выявить основные подходы к определению факторов и средств развития эмпатии личности и обосновать применение кинотренинга как средства актуализации эмпатии.

3. Эмпирически уточнить психологическое сопровождение эмпатии личности.

4. В процессе просмотра и обсуждения специально подобранных фильмов активизировать механизмы эмпатии (интерпретации, децентрации, эмоционального заражения).

5. Экспериментально обосновать возможность повышения показателей эмпатийности личности в ходе специально организованной процедуры кинотренинга (на примере студентов-гуманитариев).

Методологическая и теоретическая основа работы.

Теоретическая база исследования построена с учетом принципа субъекта (К.А.Абульханова, Б. Г. Ананьев, А. В. Брушлинский, С.Л.Рубинштейн), в соответствии с которым человек рассматривается как автономная, инициативная личность, способная в определенных пределах изменить себя и окружающий мирпринципа детерминизма (С.Л.Рубинштейн), согласно которому все психические явления рассматриваются как зависящие от порождающих их факторов: внешних и внутреннихпринципа развития (Л.С.Выготский, З. Фрейд), определяющего изучение психических процессов и свойств с точки зрения их закономерного изменениямодели системно-структурного представления психологической организации человека как субъекта развития, саморазвития (Л.М.Попов) — принципа организации коррекционного процессатеоретических подходов к определению содержания и механизмов феномена эмпатии, факторов и средств развития эмпатийности личности (Т.П.Гаврилова, Н. Н. Обозов, Н. И. Сарджвеладзе, И.М.Юсупов).

Методы исследования и обработки полученных данных включали логико-теоретический анализ, диагностические методы (опрос, тестирование, беседу, наблюдение), формирующий эксперимент, а также статистическую обработку данных (анализ средних значений, корреляционный анализ).

В состав эмпирического инструментария для проведения исследования вошёл классический опросник «Эмпатия» (А.Меграбян, С. Эпштейн), для изучения психологического сопровождения эмпатийности личности был использован многофакторный Фрайбургский личностный опросник (РР1) (вариант В).

Эмпирическую базу исследования составили студенты гуманитарного профиля обучения в количестве 60 человек. Однородность выборки обеспечивалась сходством испытуемых по половому признаку (женский пол), по возрастному признаку (18−20 лет), по профилю обучения в вузе (гуманитарное образование).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались всесторонним теоретическим анализом проблемы, репрезентативностью выборки испытуемых, принявших участие в эмпирической части исследованиявалидностью и надежностью психодиагностического инструментарияиспользованием адекватных методов статистической обработки данных.

Научная новизна исследования:

1. Теоретически рассмотрена и предложена возможность разведения понятий «эмпатия» и «эмпатийность» личности. Эмпатия как процесс включает в себя когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты: понимание субъектом эмпатии эмоционального состояния другого человекасопереживание, сочувствие ему, т. е. испытывание сходного с ним чувстваоказание другому поддержки с использованием, в том числе, вербальных и невербальных средств коммуникации. Эмпатийность как психологическая характеристика личности предполагает определенный уровень развития ее готовности и способности к реализации процесса эмпатии (эмпатийному реагированию на другого).

2. Эмпирически выявлены психологические связи эмпатийности личности студентов-гуманитариев с такими личностными характеристиками как невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, общительность, реактивная агрессивность, эмоциональная лабильность.

3. Теоретически обосновано и экспериментально доказано, что актуализация основных механизмов эмпатии: интерпретации, децентрации, идентификации, эмоционального заражения — способствует эмпатийному реагированию студентов-гуманитариев и повышению показателя их эмпатии.

4. Экспериментально обосновано, что в условиях специально организованной процедуры кинотренинга актуализируются основные механизмы эмпатии, которые способствуют реализации эмпатийного реагирования.

5. Показано, что в контексте модели человека как субъекта развития и саморазвития процедура кинотренинга выступает в роли конкретной технологической составляющей перехода от внешнеплановых действий (эмпатийного реагирования) во внутриплановые действия.

Теоретическая значимость исследования. Полученные результаты расширяют и углубляют научные представления современной психологии личности о феномене эмпатии и эмпатийности личности, а также дополняют имеющиеся подходы к изучению факторов и средств развития этой характеристики в психологии эмоций, когнитивной психологии, психологии межличностного взаимодействия и психологии развития, подходы к изучению факторов и средств развития этой характеристики.

Практическая значимость исследования определяется тем, что экспериментально доказанная эффективность специально организованной процедуры кинотренинга позволяет использовать ее для актуализации эмпатии и развития эмпатийности при практической подготовке педагогов, психологов, других специалистов в области межличностных отношений. Теоретические и эмпирические положения исследования могут быть отражены в соответствующих учебных курсах.

Апробация результатов. Основные положения и результаты исследования представлены в материалах Всероссийской научно-практической конференции «Современное образование: теория, практика и перспективы» (Челябинск, 2010), Всероссийской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образования: теория и практика» (Йошкар-Ола, 2010). Диссертационное исследование было обсуждено и рекомендовано к защите кафедрой психологии личности факультета психологии Казанского университета.

Положения, выносимые на защиту:

1. На основе анализа понятий, характеризующих феномен эмпатии человека, выявлено отсутствие специального значения в пониманиях терминов «эмпатия» и «эмпатийность». Целесообразно понятие «эмпатия» рассматривать как более широкое и закрепить за ним значение процесса вчувствования в другого, а «эмпатийность» считать результатом вчувствования, который может быть определен как сложившаяся характеристика (свойство) личности.

2. Эмпатийность как психологическая характеристика личности студентов гуманитариев сопровождается высокой социальной активностью, потребностью в общении и готовностью к ее удовлетворению, склонностью к эмоциональному реагированию на потребности другого человека. Эмпатия не проявляется или проявляется слабо, если выражены импульсивность поведения, агрессивное отношение к социальному окружению, стремление к доминированию. Проявлению эмпатии способствуют высокая социальная активность, потребность в общении и готовность к ее удовлетворению, склонность к эмоциональному реагированию на потребности другого человека.

3. Эмпатийному реагированию и повышению показателя эмпатии студентов-гуманитариев способствует актуализация основных механизмов когнитивной, эмоциональной и поведенческой эмпатии: интерпретации, децен-трации, идентификации, эмоционального заражения. Данные механизмы могут быть актуализированы и реализованы в условиях специально организованной процедуры кинотренинга, которая предполагает использование специальных киносредств, заранее подобранных с учетом наиболее значимых для участников тренинга личных жизненных проблем, и дальнейшее их обсуждение.

4. В контексте модели человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов) внешняя детерминация как совокупность факторов и средств развития субъекта эмпатии определяется условиями специально организованной процедуры кинотренинга (типами объектов: человек, художественный образа также микрои макросредой), а сама процедура кинотренинга, регулирование ее процессуальных и операциональных компонент выступают в роли технологической составляющей перехода внешнеплановых действий эмпатийного реагирования во внутриплановые действия.

Структура диссертации отражает логику исследования: диссертационное сочинение состоит из введения, двух глав — теоретической и эмпирической, заключения, списка литературы (170 источников, из них 18 иностран.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ.

1. Теоретический анализ зарубежных и отечественных подходов к определению эмпатии личности обнаружил их неоднозначность как в аспекте психологического содержания данного феномена, так и в аспекте его научной категоризации.

В основу настоящего исследования положено следующее обобщенное понимание ключевых категорий:

— эмпатия (как процесс) включает в себя: на основе ориентации на другого понимание человеком его эмоционального состояниясопереживание, сочувствие ему, т. е. испытывание сходного с ним чувстваоказание ему поддержки с использованием вербальных или невербальных средств коммуникации.

— эмпатийность (как качественная характеристика личности) предполагает определенный уровень развития готовности и способности человека к реализации им процесса эмпатии в межличностном общении.

2. Основными психологическими механизмами эмпатийного реагирования в межличностном взаимодействии являются: интерпретация, идентификация, децентрация и эмоциональное заражение. Эти механизмы реализуются на разных уровнях эмпатийного реагирования. На первом уровне (когнитивная эмпатия) предполагается механизм понгтания, в процессе которого происходит интерпретация субъектом эмоционального состояния объекта эмпатии без изменения своего состояния. На втором уровне (эмоциональная эмпатия) эмпатия реализуется посредством механизмов проекции и интроек-ции, которые обеспечивают идентификацию субъекта с эмпатируемым объектом. Обязательным условием не простейшего сочувствия, а полноценной эмпатии является децентрация как ориентация на эмпатируемый объект, благодаря которой субъект оказывается способен стать в позицию другого и осознанно отождествить себя с объектом, сопереживать ему. На третьем уровне (когнитивная, эмоциональная и действенная эмпатия) включается механизм эмоционального заражения, который выражает межличностную идентификацию («воспринимаемую», «понимаемую», «сопереживаемую» и «действенную»). Субъект оказывает помощь и поддержку объекту эмпатии.

3. На основе эмпирического исследования взаимосвязей показателя эм-патийности личности и показателей невротичности, спонтанной агрессивности, депрессивности, общительности, реактивной агрессивности и эмоциональной лабильности было обнаружено подтверждение первой гипотезы исследования:

— слабая выраженность эмпатийности личности сопровождается ее агрессивным отношением к социальному окружению, стремлением к доминированию, выраженной импульсивностью поведения;

— достаточно высокая эмпатийность личности предполагает ее потребность в общении и стремление к социальной активности, склонность к эмоциональному реагированию на потребности и действия другого.

4. На основе обобщения теоретических подходов по проблеме факторов и средств развития эмпатийности личности выявлено:

— эмпатийность как психологическую характеристику личности можно развивать;

— психологическими факторами развития эмпатийности личности являются: понимание своих чувств, самоопределенность, самоидентичностьэмпатийная внимательность, память и воображениекогнитивная сложность, искренний интерес и доброжелательное отношение к людям;

— внешними факторами развития эмпатийности выступают: моделирование эмпатийного взаимодействия, обучение эмпатии, воздействие положительным примером, что может быть достигнуто различными средствами, в том числе средствами массовой информации и культуры.

5. В результате формирующего эксперимента, направленного на актуализацию эмпатии личности студентов-гуманитариев средствами кинотренинга с запуском механизмов интерпретации, идентификации, децентрации, эмоционального заражения, была выявлена положительная динамика показателей эмпатии у испытуемых экспериментальной группы по сравнению с показателями испытуемых контрольной группы (на уровне р<0.001).

6. Статистически значимо (р<0.001) повысились показатели, сопутствующие эмпатии (общительность, открытость, эмоциональная лабильность), при одновременном снижении показателей, препятствующих эмпатийному проявлению личности (невротичность, спонтанная и реактивная агрессивность, депрессивность и раздражительность).

7. В контексте модели человека как субъекта развития и саморазвития (Л.М.Попов) специально организованная процедура кинотренинга задает характер внешней детерминации развития субъекта эмпатии и выступает в роли технологической составляющей перехода внешнеплановых действий эм-патийного реагирования (актуализации механизмов эмпатии) во внутрипла-новые действия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Настоящее исследование посвящено проблеме эмпатии личности, которая включает в себя как минимум два аспекта.

Первый касается вопросов, связанных с определением психологического содержания феномена эмпатии и эмпатийности как качественной характеристики личности. Второй аспект данной проблемы предполагает изучение средств и способов развития эмпатийности как показателя готовности и способности личности к эмпатийному реагированию.

На основе теоретического анализа литературы по проблеме эмпатии было выдвинуто два предположения:

1. Эмпатия как психологический феномен личности сопровождается потребностью в общении и готовностью к ее удовлетворению, высокой социальной активностью, а также склонностью к эмоциональному реагированию на потребности другого человека.

2. Повышению показателя эмпатии личности способствует специально организованная процедура кинотренинга, направленная на актуализацию основных механизмов когнитивной, эмоциональной и действенной эмпатии: интерпретации (как понимания эмоционального состояния другого), децен-трации (как ориентации на другого), идентификации (как проекции и интро-екции), эмоционального заражения (как сочувствия, сопереживания и поддержки).

В ходе экспериментального исследования обе гипотезы нашли свое подтверждение.

Теоретические и практические основы процедуры кинотренинга как средства актуализации механизмов эмпатии и повышения показателя эмпатийности личности используются при проведении факультативных занятий в процессе подготовки специалистов гуманитарного профиля.

Результаты, полученные в ходе диссертационного исследования, позволяют определить перспективы дальнейшего исследования проблемы развития эмоциональной сферы личности.

Прежде всего актуализируется роль профессиональной компетентности педагогов средней школы в условиях радикальных преобразований в системе современного российского образования. В связи с этим изучение и оптимизация формирования такого профессионально-важного качества личности будущих и действующих школьных учителей, как эмпатийность, представляются крайне важными.

Кроме этого изучение эмпатийности личности различных специалистов-профессионалов в сфере деятельности «человек-человек» в связи с показателями их эффективности позволит определить характер оптимальных психолого-педагогических условий их подготовки.

Особенно актуальным представляется изучение эмпатийности личности в контексте становления новой отрасли психологического знания — этической психологии. Тот факт, что эмпатийное реагирование предполагает определенный характер состояния мотивационной и ценностной сферы личности, позволяет предположить возможность выделения в содержании феномена эмпатии помимо рассмотренных аспектов (мотивационного, когнитивного, эмоционального и деятельностного), также и аспекта нравственно-этического.

Социально-психологический контекст изучения проблемы феномена эмпатии предполагает исследования развития готовности и способности к эмпатийному реагированию личности как социального субъекта, а именно в связи с ее включенностью в различные социальные группы — семейные, профессиональные, религиозные, политические, этнические и др.

Особо важную роль приобретает проблема эмпатийности личности в контексте развивающейся в современном российском обществе психологической и психотерапевтической практики.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психологической деятельности / К. А. Абульханова. — М.: Наука, 1973. — 288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К. А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. Н. Н. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека / Н. Н. Авдеева // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. — Краснодар: Изд-во Ку-бан. ун-та, 1975. С. 6−9.
  4. Акмеология / К. А. Абульханова и др.- под ред. А. А. Деркача. — М.: Изд-во Рос. акад. гос. службы, 2002. 681 с.
  5. . Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. — СПб.: Питер, 2001. 282 с.
  6. Н. А. Особенности представлений студентов педвуза о качествах, определяющих направление коммуникативного поведения: дис.. канд. психол. наук / Н. А. Ананьева- Моск. пед. гос. ун-т. М., 2000. — 203 л.
  7. А. Г. Личность как предмет психологического исследования / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 104 с.
  8. АссаджиолиР. Психосинтез / Р. Ассаджиоли. --М.: Рефл-бук: Ваклер, 1997.-472 с.
  9. Т. А. Формирование эмпатии студентов в процессе обучения в педагогическом вузе: дис.. канд. психол. наук / Т. А. Ахрямкина- Самар. гос. пед. ун-т. Самара, 2003. — 161 л.
  10. А. А. Кинотерапия / А. А. Баканова // Искусство исцеления души: этюды о психол. помощи: пособие для практических психологов / Е. П. Кораблина и др. СПб., 2001. — С. 118−131.
  11. О. А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью / О. А. Баранов, С. Н. Пензин. — Тверь: Изд-во Твер. гос. ун-та, 2005. —188 с.
  12. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / сост. В. Ю. Баскаков. — М.: НПО «Психотехника», 1992. 108 с.
  13. БауерВ. Энциклопедия символов: пер. с нем. / В. Бауер, И. Дюмоц, С. Головин. М.: Крон-Пресс, 1995. — 502 с.
  14. Н. Самопознание / Н. Бердяев. М.: Дэм: Междунар. отношения, 1990. — 336 с.
  15. П. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания: пер. / П. Бергер, Т. Лукман. М.: Моск. филос. фонд: Медиум, 1995.-323 с.
  16. Э. Люди, которые играют в игры: психология человеческой судьбы / Э. Берн. СПб.: Лениздат, 1992. — 400 с.
  17. В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М.: Информ.-изд. дом «Филинъ», 1996. — 472 с.
  18. Л. Н. Влияние музыкальных средств на развитие эм-патии личности: дис.. канд. психол. наук / Л. Н. Болынунова- Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2000. — 226 л.
  19. Л. Н. Эмпатия и ее развитие: учеб.-метод. рекомендации для студентов НГПУ / Л. Н. Болыпунова. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. — 32 с.
  20. Е. А. Теория и методика социально-творческой реабилитации средствами аудиовизуальной культуры: сб. ст. и метод, материалов / Е. А. Бондаренко. — Омск: Изд-во Сиб. филиала Ин-та культурологии, 2000.-91 с.
  21. Е. А. Основы экранной культуры / Е. А. Бондаренко // Искусство в школе. 2005. — № 3. — С. 48−52.
  22. С. Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. Б. Борисенко- ЛГУ им. А. А. Жданова. Ленинград, 1988. — 14 с.
  23. Мифологический словарь: кн. для учащихся / M. Н. Ботвинник, Б. М. Коган, М. Б. Рабинович, Б. П. Селецкий. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1994. — 191 с.
  24. А. В. Проблемы психологии субъекта / А. В. Брушлинский. М.: ИП РАН, 1994. — 109 с.
  25. Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. — СПб.: Питер, 2001. -352 с.
  26. ВанершотГ. Эмпатия как высвобождение совокупности микропроцессов в клиенте / Г. Ванершот // После Карла Роджерса: психотерапия в XXI веке. М.: Когито-Центр, 2002. — С. 22−25.
  27. А. П. Эмпатия как один из специфических критериев профессиональной пригодности будущих специалистов-медиков: дис.. канд. психол. наук / А. П. Василькова- Санкт-Петербург, мед. ун-т. СПб., 1998.- 166 л.
  28. Л. В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: дис.. канд. пед. наук / Л. В. Веденеева- Волгогр. гос. пед. ун-т. Волгоград, 2001. — 219 л.
  29. К. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности / К. В. Вербова, Г. В. Парамей // Вестник Моск. гос. ун-та. 1990. — № 2. — С. 66−70.
  30. Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга: межвуз. сб. статей. / под ред. О. Г. Кукосяна- Кубан. гос. ун-т. Краснодар: КГУ, 1981.- 188 с.
  31. Л. С. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок / Л. С. Выготский, А. Р. Лурия. М.: Педагогика-Пресс, 1993. — 223 с.
  32. JI. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: Смысл: Эксмо, 2003. — 1134 с.
  33. Т. П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии / Т. П. Гаврилова // Теоретические и прикладные проблемы познания людьми друг друга. Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1979. — С. 10−11.
  34. Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. — 1975. № 2. — С. 147−158.
  35. Т. П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. 1974. — № 5. — С. 107−114.
  36. Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: автореф. дис.. канд. психол. наук / Т. П. Гаврилова- АПН. Н.-и. ин-т общей и пед. психологии. М., 1977. — 24 с.
  37. ГимпельН. Л. Формирование коммуникативной компетентности учителя средствами социально-психологического тренинга: дис.. канд. пед. наук / Н. Л. Гимпель- Калинингр. гос. ун-т. Калининград, 2003. — 238 л.
  38. Ю. Б. Психология индивидуальных различий / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ACT, 1982.-720 с.
  39. Ю. Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, Е. Н. Козлова // Вопросы психологии. -1993.-№ 4.-С. 61−68.
  40. И. В. Кино как объект культурологического исследования: дис.. канд. культурол. наук / И. В. Гожанская- Саратов, гос. техн. унт. Саратов, 2006. — 166 л.
  41. Р. Р. Техника и практика психоанализа / Р. Р. Гринсон. — М.: Когито-Центр, 2003. 478 с.
  42. С. Путешествие в поисках себя: измерения сознания. Новые перспективы в психотерапии и исслед. внутр. мира: пер. с англ. / С. Гроф. —
  43. M.: Изд-во Трансперсон, ин-та, 1994. 338 с.
  44. JI. Н. Механизмы эмпатии в межличностных отношениях: (на материале изучения малых студенческих групп): автореф. дис.. канд. психол. наук / JI. Н. Джрназян. — Тбилиси, 1984. — 29 с.
  45. Е. А. Психологические эффекты западных моделей социально-психологических тренингов в России: дис.. канд. психол. наук / Е. А. Иноземцева- Гос. ун-т упр. М., 2004. — 191 л.
  46. Е. А. Развитие эмпатических способностей педагогов, работающих с творчески одаренными учащимися: автореф. дис. канд. психол. наук / Е. А. Ичаловская- Ростов, гос. пед. ун-т. Ростов н/Д, 1999. -22 с.
  47. Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: автореф. дис.. канд. психол. наук / Р. Б. Карамуратова- Тбилис. гос. ун-т. Тбилиси, 1984. — 25 с.
  48. К. С. Архетипы в кинематографе: культурол. анализ: дис.. канд. культурологии / К. С. Карчевская- С.-Петерб. гос. ун-т. — СПб., 2010.- 168 л.
  49. С. Н. Развитие эмпатии будущего учителя в процессе изучения педагогических дисциплин: дис.. канд. пед. наук / С. Н. Кипурова- Тул. гос. пед. ун-т им. JI. Н. Толстого. Тула, 2006. — 196 л.
  50. Н. Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н. Б. Кириллова. М.: Акад. проект, 2005. — 448 с.
  51. А. В. Формирование эмпатии будущих педагогов средствами филологического образования: дис.. канд. пед. наук / А. В. Козина- Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т. Ставрополь, 2004. — 176 л.
  52. Ю. А. Влияние коммуникативного тренинга на компетентность учителя в общении: дис.. канд. психол. наук / Ю. А. Конев- Хабаров, гос. пед. ун-т. СПб., 1998. — 260 л.
  53. А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. -СПб.: Питер, 2002. 386 с.
  54. Искусство исцеления души: этюды о психол. помощи: пособие для практических психологов / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2001.-319 с.
  55. КохутХ. Интроспекция, эмпатия и психоанализ: исследование взаимоотношений между способом наблюдения и теорией / X. Кохут // Антология современного психоанализа / под ред. А. В. Россохина. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. — Т. 1. — С. 64−69.
  56. X. Анализ самости: системный подход к лечению нарцис-сических нарушений / X. Кохут. М.: Когито-Центр, 2003. — 344 с.
  57. КрайгГ. Психология развития / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000.288 с.
  58. Кракауэр 3. Природа фильма: реабилитация физической реальности / 3. Кракауэр- сокращ. пер. с англ. Д. Ф. Соколовой. М.: Искусство, 1974.- 186 с.
  59. Р. Л. О функции и механизме идентификации во внутригрупповом межличностном общении / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская // Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. С. 92−121.
  60. Р. Л. Психология малой группы / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. М.: Изд-во МГУ, 1991.-205 с.
  61. X. Концепция терапевтического альянса: расширение границ / X. Куртис // Журнал практического психолога. 2001. — № ½. — С. 44—47.
  62. А. H. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Смысл, 2004. — 352 с.
  63. А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. — М.: Политиздат, 1972. 575 с.
  64. Э. Искусство кино: введение в киноведение / Э. Линдгрен- пер. с англ. В. Д. Соколовой. М.: Изд-во иностр. лит., 1956.192 с.
  65. Ч. И. Социально-психологические условия формирования эмпатии социального педагога в учебно-воспитательном процессе в вузе: дис.. канд. психол. наук / Ч. И. Лопсан- Моск. гос. соц. ун-т. М., 2003.193 л.
  66. Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики / Ю. Лотман. — Таллин: Ээсти Раамат, 1973. 124 с.
  67. Д. Социальная психология: пер. с англ. / Д. Майерс. — СПб.: Питер, 1996. 684 с.
  68. Г. Технологии медиаобразования / Г. Максимова // Высшее образование в России. — 2005. — № 6. — С. 131−134.
  69. МаслоуА. Мотивация и личность / А. Маслоу. СПб.: Питер, 2003.-351 с.
  70. Развитие личности ребенка / П. Массен, Д. Конджер, Д. Каган, А. Хьюстон // Психология подростка: хрестоматия / сост. Ю. И. Фролов. — М.: Рос. пед. агентство, 1997. С. 141−175.
  71. Е. В. Влияние эмпатии на формирование профессиональной коммуникативной компетентности будущих педагогов-психологов: дис.. канд. психол. наук / Е. В. Мельник- Казан, гос. техн. ун-т им. А. Н. Туполева. Казань, 2007. — 259 л.
  72. Ю. А. Особенности эмпатии субъектов затрудненного и незатрудненного общения в ситуациях затрудненного взаимодействия: автореф. дис.. канд. психол. наук / Ю. А. Менджерицкая- Ростов, гос. ун-т. Ростов н/Д, 1998. — 26 с.
  73. Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: автореф. дис.. канд. психол. наук / Г. Ф. Михальченко- АПН СССР. НИИ общ. и пед. психологии. -М., 1989.-22 с.
  74. Н. А. Формирование педагогической установки учителя на эмпатию во взаимодействии с учащимися: дис.. канд. пед. наук / Н. А. Мозговая- Моск. пед. гос. ун-т. М., 1999. — 274 л.
  75. А. Ю. Концепции художественного творчества в современной эстетике кино: дис.. канд. филос. наук / А. Ю. Моисеев- Моск. гос. ун-т культуры и искусств. М., 2007. — 164 л.
  76. Мэй Р. Искусство психологического консультирования / Р. Мэй. -М.: Класс, 1994.-512 с.
  77. А. П. Взаимосвязь особенностей личности с характером понимания других людей: автореф. дис.. канд. психол. наук / А. П. Новгородцева- МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 1989. — 19 с.
  78. Н. Развитие личности ребенка / Н. Ньюкомб. СПб.: Питер, 2002. — 484 с.
  79. Н. Н. Психология межличностного взаимодействия: автореф. дис.. д-ра психол. наук / Н. Н. Обозов- ЛГУ им. А. А. Жданова. Л., 1979.-35 с.
  80. Н. Н. Психология конфликта / Н. Н. Обозов. СПб.: Облик, 2001.-48 с.
  81. Н. Н. Социально-психологический тренинг / Н. Н. Обозов. СПб.: Облик, 2002. — 320 с.
  82. Н. Н. Психология работы с людьми: учеб. пособие / Н. Н. Обозов, Г. В. Щекин. 6-е изд., стер. — Киев: МАУП, 2004. — 228 с.
  83. Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис.. канд. пед. наук / Е. Р. Овчаренко- Волгогр. гос. пед. ун-т. — Волгоград, 2003. 196 л.
  84. ОлпортГ. Личность: проблема науки или искусства? / Г. Олпорт // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. -М.: МГУ, 1982. С. 156−180.
  85. А. Б. К. Роджерс и современный гуманизм / А. Б. Орлов // Вестник Моск. гос. ун-та. Сер. 14, Психология. 1990. — № 2. — С. 55−58.
  86. А. Б. Феномены эмпатии и конгруэнтность / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68−73.
  87. А. А. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов / А. А. Осипова. М.: Сфера, 2000. — 512 с.
  88. Е. К. Общительность и индивидуальный стиль деятельности тележурналистов: дис.. канд. психол. наук / Е. К. Павлова- Ин-т молодежи. М., 1997. — 214 л.
  89. С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методол. проблемы / С. Н. Пензин. Воронеж: Изд-во Воронеж, ун-та, 1987. — 176 с.
  90. С. Н. Анализ фильма: учеб.-метод. пособие для студентов / С. Н. Пензин. Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2005. — 31 с.
  91. В. А. Феномен субъектности в психологии личности: дис.. д-ра психол. наук / В. А. Петровский- Ин-т пед. инноваций Рос. акад. образования. М., 1993. — 76 с.
  92. Плескачевская-Мельникова А. А. Кинотренинг и сфера его применения / А. А. Плескачевская-Мельникова // Психологическая газета. 1998. — № 8 (35). — С. 34−36.
  93. Г. А. Изучение изображения как компонента экранного образа / Г. А. Поличко // Медиаобразование. 2005. — № 3. — С. 56−65.
  94. Л. М. Добро и зло в этической психологии личности / Л. М. Попов, О. Ю. Голубева, П. Н. Устин. М.: ИП РАН, 2008. — 280 с.
  95. JI. М. Добро и зло в психологии человека / Л. М. Попов, А. П. Кашин, Т. А. Старшинова. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2000. — 176 с.
  96. Л. М. Психология добра и зла / Л. М. Попов. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1998. 216 с.
  97. Л. М. Психология самодеятельного творчества студентов / Л. М. Попов. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1990. — 237 с.
  98. Психология межличностного познания / под ред. А. А. Бодалева. -М.: Педагогика, 1981. 168 с.
  99. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2000. 448 с.
  100. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: учеб. пособие / под общ. ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — СПб.: Питер, 2000. 560 с.
  101. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учеб. пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М, 2000. — 672 с.
  102. Психологический словарь / авт.-сост. В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. 3-е изд., доп. и перераб. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 640 с.
  103. Психология развития: словарь / ред. А. Л. Венгер. — М.- СПб.: ПЕР СЭ: Речь, 2006. 175 с.
  104. О. А. Динамика транскоммуникативных состояний личности в социально-психологическом тренинге: дис.. канд. психол. наук / О. А. Пяткова- Том. гос. ун-т. Томск, 2007. — 196 л.
  105. Развитие личности ребенка: пер. с англ. М.: Прогресс, 1987.124 с.
  106. Ш. Теория и практика психоанализа / Ш. Ференци, О. Ранк. М.: Унив. книга: ПЕР СЭ, 2000. — 320 с.
  107. К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. М.: Рефл-бук, 1997.-316 с.
  108. С. JI. Бытие и сознание. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер, 2003. — 508 с.
  109. РудестамК. Групповая психотерапия: психокоррекционные диагностические методики: теория и практика: учебник / К. Рудестам. — М.: Прогресс, 1990.-220 с.
  110. Е. В. Организация педагогического процесса по формированию эмпатии как нравственного качества личности у будущих учителей-сурдопедагогов: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Рязанова- Урал. гос. пед. ун-т. — Челябинск, 2005. 184 л.
  111. . История киноискусства от его зарождения до наших дней: пер. с фр. / Ж. Садуль. — М.: Изд-во иностр. лит., 1957. 168 с.
  112. Н. И. О балансе проекции и интроекции в процессе эмпатического взаимодействия / Н. И. Сарджвеладзе // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. — Тбилиси: Мецниереба, 1978. — Т. 3— С. 485−489.
  113. Е. В. Математические методы обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. СПб.: Речь, 2000. — 350 с.
  114. В. С. Киноведение как наука / В. С. Соколов. М.: Изд-во НИИ киноискусства, 2008. — 328 с.
  115. А. Л. Механизм эмпатии / А. Л. Сопиков // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. — Краснодар: Изд-во Кубан. ун-та, 1977. С. 89−95.
  116. СтанкинМ. И. Арифметика взаимопонимания с подчиненными / М. И. Станкин // Управление персоналом. — 1998. № 12. — С. 63−68.
  117. СтолороуР. Клинический психоанализ: интерсубъективный подход / Р. Столороу, Б. Брандшафт, Д. Атвуд. — М.: Когито-Центр, 1999. 520 с.
  118. JI. П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: автореф. дис.. канд. психол. наук / JI. П. Стрелкова- АПН СССР, НИИ дошк. воспитания. М., 1987. — 22 с.
  119. Е. П. Формирование положительного самовосприятия будущего педагога в процессе тренинга педагогического общения: дис.. канд. психол. наук / Е. П. Творогова- Нижегор. гос. лингв, ун-т им. Н. А. Добролюбова. Н. Новгород, 2000. — 148 л.
  120. ТимохинаА. В. Исследования эмпатических возможностей старшеклассников и учителей / А. В. Тимохина, С. Б. Борисенко // Психология — практике обучения и воспитания. М., 1990. — Ч. 1. — С. 106−111.
  121. X. Современный психоанализ: пер. с англ.: в 2 т. / X. Томэ, X. Кэхеле. М.: Литера: Изд-во агентства Яхтсмен, 1996. — Т. 1. — 576 с.
  122. А. В. Современное американское кино в социально-культурном аспекте: дис.. канд. культурологии / А. В. Трепакова- МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2003. — 165 л.
  123. В. Психика и ее лечение: психоаналит. подход / В. Тэкхэ. — М.: Акад. проект, 2001. 322 с.
  124. О. В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: дис.. канд. психол. наук / О. В. Тютяева- Ярослав, гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского. Ярославль, 2002.-216 л.
  125. Т. П. Развитие личности студентов в процессе профессиональной подготовки в педагогическом колледже (средствамисоциально-психол. тренинга): дис.. канд. психол. наук / Т. П. Усольцева- Новосиб. гос. пед. ун-т. Новосибирск, 2002. — 166 л.
  126. А. В. Медиаобразование будущих педагогов / А. В. Федоров. Таганрог: Кучма, 2005. — 314 с.
  127. Д. И. Психология развития человека как личности: избр. тр.: в 2 т. / Д. И. Фельдштейн. Воронеж: МОДЭК, 2005. — Т. 1. — 566 с.
  128. Ш. Теория и практика психоанализа / Ш. Ференци. — М.: ПЕР СЭ, 2000. 320 с.
  129. П. Зигмунд Фрейд / П. Феррис. Минск: Попурри, 2001. -432 с.
  130. Фрейд 3. Введение в психоанализ: лекции / 3. Фрейд- под ред. Е. Е. Соколовой, Т. В. Родионовой. СПб.: Изд. дом «Азбука классика», 2007.-480 с.
  131. Фрейд 3. «Я» и «Оно»: пер. с нем.: сб. / 3. Фрейд. СПб.: Изд. дом «Азбука классика», 2007. — 288 с.
  132. Фрейд 3. Психоаналитические этюды / З.Фрейд. Минск: Попурри, 1997. — 606 с.
  133. ФрейлихИ. С. Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского / И. С. Фрейлих. -М.: Акад. проект, 2008. 512 с.
  134. Э. Человек для себя / Э. Фромм. М.: ACT, 2006. — 314 с.
  135. ХекхаузенХ. Мотивация и деятельность: пер. с нем.: в 2 т. / X. Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986. — Т. 1. — 326 с.
  136. X. Психодинамическая терапия / X. Кадлер, А. Блэнк, Д. Крапник // Эффективная терапия посттравматического стрессового расстройства / под ред. Э. Б. Фоа, Т. Кина, М. Фридмана. М.: Когито-Центр, 2005.-С. 212−238.
  137. О. И. Эмпатия как профессиональная характеристика в деятельности психолога дошкольного учреждения: автореф. дис.. канд. психол. наук / О. И. Цветкова- Твер. ун-т. Тверь, 1997. — 22 с.
  138. В. Б. Новейший психологический словарь / В. Б. Шапарь, В. Е. Россоха, О. В. Шапарь. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 806 с.
  139. А. В. Педагогический тренинг в индивидуализации подготовки студентов к воспитательной работе в школе: дис.. канд. пед. наук / А. В. Щербаков- Челяб. гос. пед. ун-т. Челябинск, 2000. — 181 л.
  140. Н. А. Эмпатические способности студентов-психологов: учеб. пособие / Н. А. Щербакова. Воронеж: МОДЭК, 2006. -240 с.
  141. С. Монтаж / С.Эйзенштейн. М.: Изд-во ВГИК, 1998.- 188 с.
  142. . Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов вузов / Б. Д. Эльконин. М.: Академия, 2007. — 144 с.
  143. Юнг К. Психологические типы / К. Юнг. — СПб.: Ювента: Прогресс: Универс, 1995. 715 с.
  144. О. А. Исследование эффективности социально-психологического тренинга драматической импровизации: дис.. канд. пси-хол. наук / О. А. Юрченко- Гос. пед. ун-т. Самара, 1999. — 194 л.
  145. И. М. Психология взаимопонимания / И. М. Юсупов. -Казань: Татар, кн. изд-во, 1991. 192 с.
  146. И. М. Психология эмпатии: (теоретические и прикладные аспекты): автореф. дис.. д-ра психол. наук / И. М. Юсупов- С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 1995. — 24 с.
  147. ЯгнюкК. В. Сессия Карла Роджерса с Глорией: анализ вербальных вмешательств / К. В. Ягнюк // Журнал практического психолога. — 2001. № ½. — С. 45−64.
  148. ЯгнюкК. В. Анатомия терапевтического воздействия: типология техник / К. В. Ягнюк // Журнал практического психолога. 2001. — № 5/6.
  149. ЯсперсК. Общая психопатология / К. Ясперс- пер. с нем. Л. О. Акопяна. -М.: Практика, 1997. 1056 с.
  150. Barrett-Lennard G. T. The Empathy Cycle: Refinement of Nuclear Concept / G. T. Barrett-Lennard // Journal of Counseling Psychology. 1981. — V. 28.-P. 91−100.
  151. Buie D. H. Empathy: its Nature and Limitations / D. H. Buie // Journal American Psychoanalytic Association. 1981. — V. 29. — P. 281−307.
  152. M.Eagle. Empathy: A Psychoanalytic Perspective / M. Eagle, D. L. Wolotzky // Empathy Reconsidered. New Directions in Psychotherapy / Ed. by A. C. Bozarth, L. S. Greenberg. Washington: D. C.: American Psychological Association, 1997.
  153. Etchegoen G. R. The fundamentals of psychoanalytic technique / G. R. Etchegoen. London- New York: Karnak Books, 1991. — Chapters 21: Countertransference: discovery and rediscovery. — P. 270−280.
  154. Greenberg L. S. Varieties of Empathie Responding / L. S. Greenberg, R. Elliot // Empathy Reconsidered. New Directions in Psychotherapy / Ed. by A. C. Bozarth, L. S. Greenberg. Washington: D. C.: American Psychological Association, 1997.-P. 167−186.
  155. GreensonR. R. Empathy and its Vicissitudes / R. R. Greenson // International Journal of Psychoanalysis. 1960. — V. 41. — P. 418−424.
  156. Kirschenbaum H. On Becoming Carl Rogers / H. Kirschenbaum. -New York: Delacorte Press, 1979. XVII, 444 p.
  157. Kohut H. How Does Analysis Cures?: contributions to the psychology of the self / H. Kohut, A. Goldberg, P. E. Stepansky. Chicago: The University Chicago Press, 1984. — XIII, 240 p.
  158. MacIsaacD. S. Empathy: Heinz Kohut’s Contribution / D. S. Maclsaae // Empathy Reconsidered. New Directions in Psychotherapy / Ed. by A. C. Bozarth, L. S. Greenberg, 1997. P. 245−264.
  159. Mehrabian A. A measure of Emotional Empathy / A. Mehrabian,
  160. C. A. Epstein // J. Pers. 1972. — V. 40, № 4. — P. 525−544.
  161. Maldavsky D. Estructural narcissistas: constitution y transformation /
  162. D. Maldavsky. Buenas Aires: Amorrortu Editores, 1988. — 654 p.
  163. Rogers C. Client-centered therapy / C. Rogers // Comprehensive Textbook on Psychiatry / eds. H. I. Kaplan, B. J. Sadock. 5 ed. — Baltimore: Williams & Wilkins, 1988. — P. 3−40.
  164. ShaferR. The Analytic Attitude / R. Shafer. New York: Basic Books, 1983.-XIV, 316 p.
  165. Stern D. The interpersonal World of the Infant / D. Stern. New York: Basic Books, 1985. — X, 304 p.
  166. Titchener E. B. Systematic psychology: prolegomena /
  167. E. B. Titchener, H. P. Weld. New York: Macmillan, 1929. — XI, 278 p.
  168. Ю.Экстраверсия — интроверсия- 11. Маскулинизм феминизм- 12. Эмоциональная лабильность.
Заполнить форму текущей работой