Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Мотивационная сфера осужденных молодежного возраста и ее влияние на адаптацию в исправительном учреждении

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отбывание наказания в виде лишения свободы неизбежно влечет за собой существенные личностные изменения в мотивационной сфере, связанные с переоценкой установок, ценностных ориентаций, убеждений и т. д. Все эти изменения предопределяют приспособление осужденного к новым правилам и нормам, условиям жизни. Таким образом, с момента прибытия в исправительное учреждение осужденный переживает сложный… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основы изучения
    • 1. Теоретический анализ подходов к пониманию мотивационной сферы осужденных в психологической науке и юридической практике
    • 2. Взаимосвязь адаптации и направленности личности
    • 3. Организация и методика исследования мотивационных подструктур направленности личности осужденных молодежного возраста в процессе их адаптации в исправительном учреждении
  • Глава II. Психологическая характеристика мотивационной сферы осужденных молодежного возраста в период их адаптации в исправительном учреждении
    • 1. Психологические особенности осужденных молодежного возраста в зависимости от направленности их личности в процессе адаптации
    • 2. Коррекционная программа изменения мотивационных подструктур направленности личности осужденных в первоначальный период адаптации в исправительном учреждении

Мотивационная сфера осужденных молодежного возраста и ее влияние на адаптацию в исправительном учреждении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одним из приоритетных направлений деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы Минюста России является психологическое обеспечение работы с осужденными. В Концепции развития психологической службы УИС Минюста РФ поставлены следующие конкретные задачи: оказание психологической помощи осужденным в период их адаптации к условиям изоляции, социальной среды и режима содержанияразработка рекомендаций по индивидуализации процесса их исправления и ресоциализации1, что невозможно без учета особенностей направленности личности и ее мотивационных подструктур.

Отбывание наказания в виде лишения свободы неизбежно влечет за собой существенные личностные изменения в мотивационной сфере, связанные с переоценкой установок, ценностных ориентаций, убеждений и т. д. Все эти изменения предопределяют приспособление осужденного к новым правилам и нормам, условиям жизни. Таким образом, с момента прибытия в исправительное учреждение осужденный переживает сложный период адаптации, включающий физиологические, психологические и социально-психологические механизмы. Данный процесс во многом зависит от особенностей интересов, идеалов, убеждений, жизненных планов, сложившейся системы отношений личности осужденного, т. е. подструктур направленности личности, определяющих предпочтение сфер жизнедеятельности и линию поведения в условиях отбывания наказания, что представляет теоретическую и практическую значимость для исправления и ресоциализации осужденных.

1 Концепция развития психологической службы УИС Минюста РФ. М., 2001.

Процесс адаптации осужденных молодежного возраста, определяемый особенностями мотивационных подструктур направленности личности, в конечном счете определяет позитивную или негативную адаптацию в местах лишения свободы. При позитивной адаптации осужденный включается в группы положительной направленности, адаптируется к требованиям режима, участвует в общественных организациях колонии, отряда, бригады. В этом случае можно полагать, что у него проявляются и закрепляются положительные интересы, стремления, убеждения, отношения, цели и жизненные планы. При негативной адаптации осужденный входит в to группы отрицательной или неустойчивой направленности, что способствует углублению и закреплению криминальной ориентации личности. Таким образом, сложившиеся у осужденных мотивационные подструктуры предполагают ту или иную их адаптацию в исправительном учреждении.

Научные исследования в отечественной (В.Ф. Пирожков, А. И. Папкин, В. И. Поздняков и др.) и зарубежной психологии (В. Франкл, V.R. De Rosia, L. Goodstene, A.U. Kirkpatrick, E. Zambl др.) показывают, что первоначальный период адаптации в исправительном учреждении для осужденных является наиболее сложным. На этом этапе осужденные сталкиваются с многочисленными трудностями, новыми требованиями к их поведению и поступкам. В этот период у осужденных формируется определенное отношение к режиму, представителям администрации, конкретным осужденным и группам осужденных, вырабатывается стратегия поведения отбывания наказания в исправительном учреждении.

Система психологического сопровождения этой категории лиц, включающая диагностику и коррекцию мотивационной сферы, позволяет, на наш взгляд, позитивно развивать процесс адаптации осужденных к условиям исправительного учреждения, осужденным и персоналу .

Степень разработанности темы исследования. Вопросы адаптации осужденных к условиям лишения свободы рассматривались отечественными учеными-пенитенциаристами А. Д. Глоточкиным (1974), В. Ф. Пирожковым (1974), А. С. Михлиным (1975), А. И. Мокрецовым (1979), А. Г. Перегудовым (1982), В. И. Поздняковым (1983) и др. В зарубежной психологии проблемами адаптации заключенных в тюрьме занимались A.U. Kirkpatrick (1970), L. Goodstene (1979), Е. Zambl (1984), V.R. De Rosia (1998) и др.

Отдельные аспекты мотивационной сферы и направленности личности осужденных в отечественной пенитенциарной науке и юридической практике разрабатывали В. М. Бехтерев (1912), Л. М. Мерлин (1912), Л. Е. Владимиров (1912), М. Н. Гернет (1925), С. В. Познышев (1925), В. А. Внуков (1930), Ю. Ю. Бехтерев (1930), М. Н. Кесслер (1930), Б. С. Утевский (1930), А. Г. Ковалев (1968), Г. Г. Бочкарева (1972), А. Д. Глоточкин (1974), В. Ф. Пирожков (1974), К. Е. Игошев (1974), А. И. Папкин (1974), А. С. Михлин (1975), В. Г. Деев (1976), О. И. Зотова (1976), А. Р. Ратинов (1976), А. Р. Лурия (1977), К. К. Платонов (1977), Л. А. Высотина (1977), В. Н. Кудрявцев (1986), А. И. Ушатиков (1990), М. Г. Дебольский (1994), А. В. Наприс (1997) и другие.

Особое место в разработке проблем направленности личности несовершеннолетних правонарушителей в 1930;х годах принадлежит А. С. Макаренко.

В 1970;1980;х гг. впервые в пенитенциарной психологии профессор В. Г. Деев обосновал структуру направленности как центрального системообразующего свойства в структуре личности осужденного.

В противоположность направленности личности, сложившейся в советской исправительно-трудовой психологии, в криминологических и пенитенциарных исследованиях зарубежных авторов чаще всего исследовалась мотивация преступников (заключенных), которая рассматривалась через мотивы, А конкретного вида преступления (М.Ф.Шор (1984), J.J.Cocozza (1980), E.I.Megargee (1980), H.J.Steadman (1980) и др.). Однако мотивационная сфера осужденных молодежного возраста, как правило, не связывалась с периодом их адаптации к условиям исправительного учреждения, и поэтому этот процесс не изучался.

Таким образом, все это обусловило тему диссертационного исследования «Мотивационная сфера осужденных молодежного возраста и ее влияние на адаптацию в исправительном учреждении».

Объектом исследования являются осужденные молодежного возраста (от 18−30 лет), отбывающие наказание в колониях общего и строгого видов режима содержания. Количество осужденных, принимавших участие в исследовании, составило 560 человек.

Предметом исследования выступает направленность личности и динамика ее мотивационных подструктур у осужденных в процессе их адаптации к условиям исправительного учреждения.

Цель исследования — оптимизация процесса адаптации осужденных молодежного возраста к условиям исправительного учреждения в зависимости от направленности личности и динамики ее мотивационных подструктур.

Задачи исследования. В соответствии с объектом, предметом и поставленной целью ставились и решались следующие задачи:

1. Провести научно-теоретический анализ отечественных и зарубежных источников в психологической науке и юридической практике. Выявить основные концептуальные подходы к понятиям направленность осужденных" и «адаптация осужденных в исправительных учреждениях».

2. Обосновать и адаптировать комплекс методик, позволяющих получить объективные, достоверные и валидные данные о динамике мотивационных подструктур направленности личности у осужденных молодежного возраста в процессе адаптации к условиям исправительного учреждения, с учетом широкого применения методов математической статистики.

3. Провести экспериментальное изучение мотивационных подструктур направленности осужденных молодежного возраста и ее динамики в процессе их адаптации.

4. Обосновать классификационные признаки динамики мотивационных подструктур направленности осужденных молодежного возраста в процессе их адаптации в условиях исправительного учреждения.

5. Разработать рабочие программы по изменению мотивационных подструктур направленности осужденных молодежного возраста в наиболее трудный первоначальный период адаптации в исправительном учреждении.

6. Обосновать практические рекомендации для психологов-практиков исправительных учреждений по оказанию психологической помощи осужденным молодежного возраста в зависимости от направленности их личности в процессе их адаптации.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической основой диссертационного исследования являются принципы системного подхода в психологииобщепсихологические принципы деятельностного подхода, детерминизма психических явлений и формирования личности в деятельностиположения о взаимосвязи теории и практики, об объективных и субъективных факторах развития личности, о регулирующей роли мотивации деятельности (С.Л.Рубинштейн, Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев и др.).

В качестве методологических основ исследования мотивационной сферы осужденных в период адаптации к условиям исправительного учреждения использовались теоретические положения В. Г. Деева о психологии личности и деятельности осужденных в условиях пенитенциарного учреждения.

Методика исследования. В ходе диссертационного исследования использовались как общие методы (беседанаблюдениеобобщение независимых характеристикэкспертные оценки), так и специально разработанные (анкетированиетестированиеанализ материалов личных дел осужденныхстатистическая обработка данных). Исследование проводилось в два этапа (пилотажный и основной) среди осужденных в исправительных учреждениях Орловской, Рязанской и Свердловской областей.

Гипотеза исследования. Направленность личности как связующий компонент динамических мотивационных подструктур определяет характер адаптации осужденных молодежного возраста в условиях исправительного учрежденияадаптация осужденных молодежного возраста первого и второго периода может иметь отличительные особенности в динамике мотивационных подструктур направленности, особенно в системе отношений, жизненных планов и ценностных ориентаций.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивались целями, задачами и выдвинутой гипотезой, системным подходом к описанию и изучению объекта исследования, репрезентативной выборкой участников исследования, применением математических методов обработки эмпирических данных, экспериментальным исследованием, апробацией результатов исследования в практике.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в комплексном исследовании динамики мотивации осужденных в процессе адаптации в исправительном учреждении, что позволяло прогнозировать направленность развития личности, ее исправление и ресоциализацию.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшей научной разработке проблемы направленности и динамике ее мотивационных подструктур у осужденных молодежного возраста в период их адаптации, позволяющих своевременно оказывать необходимую психологическую помощь. Модернизированный комплекс психодиагностических методик по изучению направленности личности осужденных позволяет использовать его психологическими службами уголовно-исполнительной системы.

Предложенная психодиагностическая методика позволила выделить типы осужденных по направленности их личности, определить программы психологической коррекции этого свойства, а также предложить практические рекомендации психологам по адаптации осужденных.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется разработкой комплексной методики изучения мотивационных подструктур направленности личности осужденных молодежного возраста в период адаптации, необходимостью ее оптимизации в условиях исправительного учреждения на основе выявленных психологических закономерностей ее проявлений. Анализ особенностей направленности личности осужденных позволяет обосновать значимость ее изучения при обеспечении психологического сопровождения и психокоррекции, а разработанные практические рекомендации по оптимизации процесса адаптации осужденных молодежного возраста позволяют персоналу проводить своевременную профилактику негативных явлений среди этой категории лиц.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Направленность личности осужденных молодежного возраста определяет их адаптацию в исправительном учреждении к позитивным элементам среды (осужденный включается в группы положительной направленности, адаптируется к требованиям режима, активно участвует в общественной жизни отряда, бригады) либо к негативным элементам (осужденный включается в группы отрицательной или приспособленческой направленности, адаптируется к нормам и системе отношений уголовной субкультуры).

2. Динамика мотивационных подструктур направленности личности осужденных зависит от особенностей первого (18−25 лет) и второго (2630 лет) возрастных периодов молодежного возраста и связана с этапами адаптации.

3. Выявленные с помощью психодиагностического комплекса динамические подструктуры направленности личности позволили определить три основных типа осужденных (с положительной, отрицательной и неопределенной направленностью), имеющих специфические особенности в характере проявления подструктуры убеждений, отношений и жизненных планов.

4. Предложена коррекционная программа изменения отношения осужденных к преступлению, наказанию и личности потерпевшего, которая позволила изменить отношение к преступлению, отношению к жертве и мотивации отбывания наказания.

Апробация и внедрение результатов исследования. Апробация научной работы осуществлялась в выступлениях на научно-практических конференциях, проводившихся в 1998;2002 гг. в Академии права и управления Минюста России, при обсуждении на заседаниях кафедры юридической психологии и педагогики Академии права и управления Минюста России.

По теме диссертационного исследования опубликованы 4 печатные работы. Объем всех публикаций составил 1 п.л.

Основные теоретические выводы, практические предложения и методические рекомендации, содержащиеся в диссертационном исследовании, внедрены в практическую деятельность психологических служб уголовно-исполнительной системы и используются в учебном процессе Академии права и управления Минюста России при изучении дисциплин «Основы юридической психологии», «Пенитенциарная психология», «Прикладная пенитенциарная психология» с курсантами и слушателями психологического и юридического факультета, а также со слушателями высших академических курсов.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и 22 приложений. Объем диссертации (без учета списка литературы и приложений) 150 машинописных страниц.

Список литературы

включает 242 источника.

6. Результаты исследования позволили выделить три основных типа осужденных по характеру направленности.

Осужденные с устойчивой положительной направленностью личности характеризуются, главным образом, положительными жизненными планами и отношениями к среде исправительного учреждения, а также просоциальными интересами, стремлениями и убеждениями.

Осужденные с устойчивой отрицательной направленностью личности, напротив, негативным отношением к окружающей их действительности пенитенциарного учреждения, а также асоциальными целями и жизненными планами.

Осужденные с неопределенной направленностью личности составляют большую часть из вновь прибывших и характеризуются неустойчивостью интересов, стремлений, жизненных планов, целей и перспектив. Их отношение к среде исправительного учреждения носит ситуативный, приспособленческий характер.

7. В мотивационной подструктуре отношений осужденных молодежного возраста в период адаптации к условиям исправительного учреждения была выявлена значимость их отношения к преступлению и наказанию. Такое положение предопределило разработку коррекционной программы в этой мотивационной подструктуре.

На первоначальном этапе изучалось отношение к преступлению и наказанию осужденных молодежного возраста в первоначальный период пребывания в исправительном учреждении с целью выявления лиц, требующих психокоррекционного воздействия. При этом использовались методы беседы, наблюдения, анализ материалов личных дел осужденных, метод экспертных оценок, анкета «Оценка признания осужденными вины».

На втором этапе проводились психокоррекционные мероприятия по изменению отрицательного отношения осужденных к преступлению и наказанию. Психокоррекция этой мотивационной подструктуры направленности включала пять основных этапов: признание, сожаление, раскаяние, очищение и изменение. При этом использовались методы аутогенной тренировки, психокоррекционные беседы, ролевые игры, психодрама, социодрама, а также психологическое консультирование.

На заключительном, третьем этапе коррекционной программы проводилась повторная диагностика с целью выявления результатов психокоррекционного воздействия в мотивационной подструктуре отношения осужденных к преступлению и наказанию.

Полученные результаты коррекционной программы позволили выявить изменения не только в мотивационной подструктуре отношения осужденных к преступлению и наказанию, но и в мотивационной подструктуре интересов, отношения к себе, объединениям осужденных, жизненных планов и целей.

8. В практических рекомендациях по организации процесса адаптации осужденных молодежного возраста мы обращаем внимание на оптимизацию жизненных планов, а также вхождение в новую для них социально-психологическую действительность пенитенциарного учреждения.

9. В плане дальнейших исследований представляется важным разработка следующих проблем:

— психологические особенности мотивационных подструктур направленности личности осужденных молодежного возраста в процессе адаптации к жизни на свободе;

— психологические особенности направленности личности несовершеннолетних осужденных;

— разработка стандартизированных программ психокоррекции мотивационной сферы осужденных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование мотивационных подструктур направленности личности осужденных молодежного возраста в период адаптации к условиям исправительного учреждения позволяет сформулировать следующие выводы и предложения:

1. Анализ содержания литературных источников позволил выявить различные психологические подходы к интерпретации направленности личности и ее основных мотивационных подструктур в юридической психологии.

В дореволюционный период становления пенитенциарной психологии как отрасли юридической психологии наблюдалось бессистемное использование мотивационных подструктур направленности личности правонарушителей или их мотивов. В конце XIX начале XX веков русская психологическая школа не пошла по пути учения антропологической (Ч.Ломброзо) и социологической (Э.Ферри) школ. Большинство ученых-психологов дореволюционного периода России принимали материалистическое объяснение развития психики человека (В.М.Бехтерев, А. Ф. Лазурский, С. В. Познышев и другие). Они ввели в научный лексикон понятия «интересы», «идеалы», «цели», рассматривая их как мотивы поведения.

В 20−30-е годы XX века проблема направленности личности осужденных и ее мотивационных подструктур рассматривалась с позиции диалектического материализма. В этом направлении работали как психологи (А.Р.Лурия, К. К. Платонов, А. Е. Петрова и другие), так и криминологи (Ю.Ю.Бехтерев, В. А. Внуков, М. Н. Гернет, Б. С. Утевский и другие).

В 40−50-е годы XX века направленность была выделена в самостоятельное системообразующее свойство личности (С.Л.Рубинштейн, Б. М. Теплов, К. К. Платонов и другие), что свидетельствовало о возрастающем интересе ученых-психологов к этому компоненту мотивационной сферы.

В 60−80-е годы XX века в пенитенциарной психологии осуществлялась всесторонняя разработка и развитие направленности осужденных и ее мотивационных подструктур как системообразующего свойства личности, определяющего ее психологический склад как отношение того, что личность получает и берет от общества к тому, что она дает ему (Б.Ф.Ломов). В этот период советская психологическая теория исправления и перевоспитания осужденных строилась на принципах общей теории коммунистического воспитания и носила ярко выраженный идеологический характер.

В середине 80-х годов XX века В. Г. Деевым была разработана структура направленности личности осужденных для специфических условий деятельности в местах лишения свободы, методика ее изучения и переориентации. В его работах определяется доминирующая роль направленности личности в регуляции поведения осужденных, а также доказывается, что их исправление и перевоспитание возможно лишь в процессе переориентации мотивационной сферы.

В 90-е годы прошлого столетия пенитенциарная психология вступила в стадию переоценки, переосмысления марксистской психологии. Критикуя ее принципы, нельзя было, однако полностью отвергать накопленные на их основе научные данные. В связи с этим, образовался некоторый вакуум в разработке мотивационной сферы, направленности личности осужденных.

2. Анализ различных подходов к интерпретации мотивационной сферы осужденных позволил уточнить понятие направленности личности осужденных и ее основных мотивационных подструктур.

Направленность личности осужденного — это доминирующий компонент мотивационной сферы, который включает устойчивые мотивы, отношение к окружающей действительности и жизненные планы личности в течение длительного промежутка времени, детерминирующий выбор правопослушного или противоправного поведения и деятельности в исправительном учреждении. В направленности личности осужденных изучались ее основные мотивационные подструктуры: убеждений, отношений и жизненных планов.

Мотивационная подструктура убеждений включает интересы, стремления, идеалы и убеждения осужденных.

В мотивационной подструктуре отношений сосредоточен комплекс отношений осужденного к самому себе, группам осужденных, труду, учебе, нормам права. Важным в этой мотивационной подструктуре является отношение осужденных к преступлению и наказанию.

Мотивационная подструктура жизненных планов включает близкие жизненные планы (планы осужденных в период отбывания наказания), средние жизненные планы (перспективы освобождения из мест лишения свободы) и дальние жизненные планы (цели на свободе).

Все элементы мотивационных подструктур выступают в качестве устойчивых мотивов, составляющих направленность осужденных и определяющих стратегию их поведения и деятельности в местах лишения свободы.

3. Вхождение осужденных в новую социальную среду исправительного учреждения обусловлено рядом трудностей. Наряду с объективными факторами, затрудняющими процесс адаптации (изоляция, режимные требования, публичность и т. д.), нами выделяются и субъективные факторы, к числу которых мы относим и неудовлетворения в мотивационной сфере (невозможность удовлетворения потребностей, реализации интересов, целей, новая система отношений).

По прибытию в исправительное учреждение, осужденный получает официальную (со стороны администрации) и неофициальную (со стороны осужденных) информацию о требованиях режима отбывания наказания, правилах внутреннего распорядка, особенностях учреждения, что прямо затрагивает его мотивационную сферу. На основе полученной информации, личного опыта, а также в связи с особенностями мотивационных подструктур направленности осужденных происходит избирательное принятие ими норм и правил поведения в исправительном учреждении.

4. Для исследования мотивационных подструктур направленности личности осужденных молодежного возраста в первоначальный период адаптации были определены этапы и программа, обоснован диагностический инструментарий.

Изучение на первом этапе включало использование методов беседы, экспертных оценок, наблюдения, позволяющих выявлять условия, которые могли способствовать или затруднять формирование, развитие и коррекцию мотивационных подструктур направленности осужденных в процессе их адаптации к условиям исправительного учреждения.

На втором этапе диагностики проводился сбор данных о мотивационных подструктурах направленности осужденных молодежного возраста с использованием теста «Самооценка направленности», метода беседы, наблюдения, анализа материалов личных дел осужденных, обобщения независимых характеристик, статистической обработки данных.

Диагностика мотивационных подструктур направленности осужденных на втором этапе проводилась дифференцированно.

Осужденные, принимавшие участие в исследовании дифференцировались по трем основаниям: по возрасту (первый молодежный возраст — 18−25 лет и второй молодежный возраст — 2630 лет), по количеству судимостей (впервые осужденные и неоднократно судимые) и по времени нахождения в исправительном учреждении (первоначальный период адаптации и основной период адаптации).

Для статистической обработки всего массива информации о мотивационных подструктурах направленности осужденных нами был выбран многофункциональный критерий Фишера для обработки качественных признаков, а критерий Фишера и Колмагорова-Смирнова для обработки количественных признаков.

5. В результате анализа и обобщения полученных данных были определены особенности проявления мотивационных подструктур направленности, выделенных нами групп осужденных.

Для вновь прибывших осужденных актуальными в период адаптации являются дальние жизненные планы, связанные с условиями жизни на свободе. Малая актуальность, либо отсутствие у них близких и средних жизненных планов затрудняет процесс их адаптации в пенитенциарном учреждении.

Несформированность системы отношений вновь прибывших осужденных затрудняет процесс их вхождения в новую социальную среду. В отношениях с окружающими осужденные в период адаптации проявляют ярко выраженный интерес к другим людям, заинтересованы в получении любой информации, касающейся их жизни в новых изменившихся условиях исправительного учреждения. Осужденные молодежного возраста в первоначальный период пребывания в исправительном учреждении характеризуется активным поиском собственной линии поведения. Именно в процессе адаптации они включаются в официальную и неофициальную структуру среды колонии, определяют круг общения.

В ходе исследования нами были получены результаты, отражающие специфичность адаптации осужденных первого периода (18−25 лет) и второго периода (26−30 лет) молодежного возраста в зависимости от особенностей мотивационных подструктур их направленности.

В мотивационной сфере осужденных первого периода молодежного возраста (18−25 лет) выявлено категоричное выражение асоциальных интересов, стремлений, негативное отношение к основным средствам исправления и ресоциализации. Они открыто демонстрируют асоциальный и антисоциальный характер своих жизненных планов.

Осужденные второго периода молодежного возраста (26−30 лет) характеризуются умеренным проявлением как положительных, так и отрицательных мотивационных подструктур направленности, в период адаптации занимают выжидательную позицию, активности не проявляют.

У впервые осужденных и неоднократно судимых в период адаптации в исправительном учреждении выявлены различия в мотивационной подструктуре отношений. У неоднократно судимых, в отличие от впервые осужденных, установлена ориентация на положительное отношение к труду и объединениям осужденных в исправительном учреждении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Комментарий к уголовно-исполнительному кодексу и минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. М., 1997.
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  3. Концепция развития психологической службы УИС Минюста РФ. М., 2001.
  4. Концепция реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 года) проект // Ведомости уголовно-исполнительной системы Минюста России. (Спецвыпуск). М., 1999.
  5. Положение о психологической лаборатории исправительного учреждения, следственного изолятора УИС Минюста РФ (Приказ № 251 от 9 июля 1999 года).
  6. Приказ № 295 от 18 октября 2000 года «О дополнительных мерах по укреплению структуры психологической службы УИС Минюста РФ».
  7. Приказ ГУИН МВД РФ № 103 от 18 декабря 1997 года «Об утверждении руководства по организации деятельности психологической службы».
  8. Приказ ГУИН Минюста РФ № 251 от 9 июля 1999 года «О совершенствовании правового регулирования деятельности психологической службы УИС».
  9. Приказ МВД РФ № 305 от 2 сентября 1992 года «О психологической лаборатории исправительно-трудовых учреждений».
  10. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М., 1997.1. Монографии, учебники, учебные пособия
  11. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. 335 С.
  12. Ю.М., Деев В. Г. Программа изучения личности осужденного в ИТУ. М., 1973. 68 С.
  13. Ю.А. Международный пенитенциарный опыт и его реализация в современных условиях. М., 1993. 122 С.
  14. Ю.А. Пенитенциарная социология. Общая часть. Домодедово, 1995. 182 С.
  15. Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика осужденных и повышение эффективности воспитательного воздействия педагогических коллективов. Домодедово, 1990. 44 С.
  16. Ю.А. Социально-психологическое изучение особенностей личности осужденного. М., 1990. 73 С.
  17. Г. А., Аминев Э. Г., Сафронов С. П. Инструментарий пенитенциарного психолога. Уфа, 1997. 123 С.
  18. .Г. Избранные психологические труды. В 2-х т. М., 1980. Т. 1.230 С.
  19. В.В. Об аутогенной тренировке в повседневных условиях. (Психическая саморегуляция). М., 1983. 86 С.
  20. Ю.М. и др. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996. 335 С.
  21. Ю.М. Покаяние. Правители преступного мира. М., 1989.230 С.
  22. Л. И. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1969. 382 С.
  23. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976. 158 С.
  24. Аудиовизуальная психодиагностика осужденных. Под ред. А. И. Ушатикова. Рязань, 1997. 148 С.
  25. Аутогенна тренировка. Л., 1973. 126 С.
  26. В.Д. Аутотренинг. М., 1992. 93 С.
  27. И.П. Социально-психологические методы изучения личности и групп осужденных в ВТК. М., 1986. 117 С.
  28. В.М. Объективно-психологический метод в применении к изучении преступности. СПб., 1912. 61 С.
  29. В.М. Объективное изучение личности. Пг., 1923.61 С.
  30. Ю.Ю. Изучение личности заключенных. М., 1928.72 С.
  31. Л. И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности. М., 1995. 209 С.
  32. В.Л. Юридическая психология. СПб., 2002. 634 С.
  33. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М., 1991. 144 С.
  34. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 288 С.
  35. В.А. Проблема изучения личности преступника в свете марксистской криминологии. Харьков, 1930. 62 С.
  36. .С. Мотивы преступлений. Казань. 1982. 165 С.
  37. Вопросы мотивации и эмоций. М., 1973. 190 С.
  38. Вопросы формирования направленности личности. Владимир, 1974. 167 С.
  39. Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти томах. Т.4. М., 1984. 432 С.
  40. Л.А. Педагогические основы процесса исправления и перевоспитания осужденных в ИТУ. М., 1977. 200 С.
  41. М.Н. В тюрьме. Очерки тюремной психологии. М., 1925. 148 С.
  42. М.Н. История царской тюрьмы. М., 1951. Т.1.
  43. А.Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974. 426 С.
  44. А., Благинер. Психодрама (библиотека практического психолога). Ч. 1,2,3. Пермь, 1993.
  45. Л.П. Общение с собой. М., 1991. 320 С.
  46. Л.П. Резервы человеческой психики. М., 1987. 2861. С.
  47. М.Г. Социально-психологический тренинг для осужденных «Мои жизненные планы». М., 1994. 48 С.
  48. В.Г. Наблюдение как метод изучения личности осужденного. Рязань, 1976. 48 С.
  49. В.Г. Психологическая классификация осужденных молодежного возраста. Рязань, 1981. 52 С.
  50. В.Г. Характеристика направленности личности осужденных молодежного возраста. Рязань, 1978. 78 С.
  51. В.Г. Экспериментальные методы изучения направленности личности осужденных. Рязань, 1979. 138 С.
  52. В.Г., Ушатиков А. И. Психодиагностика осужденных. Вологда, 1997. 219 С.
  53. В.Г., Ушатиков А. И. и др. Психодиагностика осужденных. Рязань, 2000. 215 С.
  54. М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы в период 1917—1930 гг..г. М., 1992. 254 С.
  55. В.А. Лишение свободы как наказание, -• ttf соединенное с исправительно-трудовым воздействием. Рязань, 1995.55 С.
  56. В.А. Отношение осужденных к наказанию и вопросы повышения эффективности их исправления и перевоспитания в местах лишения свободы. Рязань, 1976. 200 С.
  57. Жертва встречается с преступником. Проведение программ восстановительного правосудия в тюрьмах. Под ред. Р. Р. Максудова. М., 2002. 96 С.
  58. А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., ^ 1986. 223 С.
  59. А.И., Калинин Ю. И., Сысоев В. П. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. М., 1998. 166 С.
  60. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974. 167 С.
  61. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб., 2000. 508 С.
  62. Информационный бюллетень № 44. ГУИН МИНЮСТА РОССИИ. М., 1999.
  63. Исправительная (пенитенциарная) педагогика. Рязань, 1993. 398 С.
  64. Исправительно-трудовая психология. Рязань, 1985. 356 С.
  65. Исправительные программы различных категорий преступников. Домодедово, 1991. 14 С. Прилож. 8л.
  66. Т. В. Характеристика социально-психологической установки и проблемы ее переориентации у несовершеннолетних осужденных. Рязань, 1984. 112 С.
  67. Д. Как завоевать доверие друзей и оказывать влияние на людей. М., 1989. 720 С.
  68. Д.А. Потребности. Поведение. Воспитание. М., 1968. 148 С.
  69. А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. Мм 1968. 136 С.
  70. А.Г. Психология личности. М., 1970. 391 С.
  71. В.И. Мотивы поведения и деятельности. М., 1988. 240 С.
  72. О.Г., Ушатиков А. И., Деев В. Г. Криминальная психология. Рязань, 1997. 116 С.
  73. Криминальная мотивация. Отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М., 1986. 304 С.
  74. В.Н. Право и поведение. М., 1978. 191 С.
  75. А.Ф. Классификация личностей. Л., 1924. 290 С.
  76. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 С.
  77. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. М., 1983. Т.1. 392 С. Т.2. 320 С.
  78. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1971. 381. С.
  79. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1981. 584 С.
  80. Личность преступника как объект психологического исследования. Под ред. А. Р. Ратинова и др. М., 1979. 178 С.
  81. Ч. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892. 267 С.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984. 444 С.
  83. А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе. М., 1960. Т.5. 560 С.
  84. А. Мотивация и личность. М., 1999. 479 С.
  85. A.M. Исследование мотивации трудовой деятельности: Психологическое обеспечение трудовой деятельности. Л., 1987. 112 С.
  86. B.C. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971. 189 С.
  87. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. 1731. С.
  88. Дж. Тюремный бизнес. М., 1978. 349 С.
  89. А.С. Изучение личности в ИТУ. М., 1975. 93 С.
  90. А.С. Личность осужденного и особенности общественных отношений, ее характеризующих. М., 1974. 181 С.
  91. А.С., Пирожков В. Ф. Ценностные ориентации осужденных. Рязань, 1975. 53 С.
  92. А.И., Шмаров М. В. Микросреда осужденных в ИТУ. М., 1979. 80 С.
  93. Мотивы и сознание в поведении человека. М., 1966. 103 С.
  94. В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж, 1995. 357 С.
  95. Д. Психология и психиатрия в США. М., 1984. 300 С.
  96. Р.С. Психология. Кн.1. М., 1994. 576 С.
  97. Новоселова А. С Учет индивидуальных свойств личности в процессе перевоспитания. Метод. Рекомендации, Пермь, 1988. 71 С.
  98. А.С. Выполнить себя! Пермь, 1992. 54 С.
  99. А.С. Организация нравственного самовоспитания осужденных в условиях ИТУ и ВТК с учетом уровня готовности. Пермь, 1993. 134 С.
  100. А.С. Психолого-педагогические основы взаимодействия убеждения и внушения как условие ресоциализации личности осужденных. Пермь, 1998. 102 С.
  101. А.С. Социально-педагогический тренинг как средство формирования установок становления личности осужденных (Программа занятий в кабинете AT для мужских ИТУ). Пермь, 1993. 154 С.
  102. А.С. Человек все может, если он человек (Массовый вариант AT для карантина в мужских ИТУ). Пермь, 1993. 66 С.
  103. Ной И. С. Методологические проблемы советской криминологии. Саратов, 1975. 222 С.
  104. К. Психология влечений человека. М., 1972. 247 С.
  105. Общая психология: Учебник. Под ред. А. В. Петровского. М., 1986. 464 С.
  106. Организация воспитательной работы в отрядном звене / Справочно-методическое пособие в помощь начальнику отряда. (Составители Г. Д. Зенков, Б.М.Лочак). Саратов, 1991. 172 С.
  107. Основы аутогенной тренировки: Учебное пособие. Рязань, 1990. 69 С.
  108. Основы психокоррекционной работы в ИТУ (Мобилизующее и релаксирующее воздействие на личность в условиях ИТУ): Учебно-методическое пособие / Под ред. А. И. Ушатикова. Рязань, 1995. 147 С.
  109. Основы психологической коррекции в ИТУ // Бюл. ГУИН МВД РФ. М., 1996. № 30. Ч. 1,2.
  110. А.И. Исследование положения личности в группах осужденных к лишению свободы. Тр. Высш. Шк. МВД СССР, N 36. М., 1974.
  111. Л.И. О мотивах человеческих поступков в особенности об этических мотивах и их разновидностях. СПб., 1904. 75 С.
  112. А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. Ростов н/Д, 1996. Т. 1. 415 С.
  113. В.Ф. Криминальная психология. М., 1998. Кн.2.
  114. В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Тверь, 1994. 320 С.
  115. К.К. Система психологии и теория отражения. М., 1982.312 С.
  116. К.К., Голубев ГГ. Психология. М., 1977. 247 С.
  117. В.М. Направления и школы в психологии XX столетия. Рязань, 1999. 103 С.
  118. С.В. Криминальная психология. Преступные типы. М., 1926. 255 С.
  119. С.В. Основы пенитенциарной науки. М., 1925. 386 С.
  120. Прикладная пенитенциарная психология. Рязань, 1999. 3161. С.
  121. Прикладная социальная психология. Под ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. М.'-Воронеж, 1998. 688 С.
  122. Проблемы преступности за рубежом. М., 1988. 52 С.
  123. Психологические механизмы регуляции социального поведения. М., 1979. 333 С.
  124. Рабочая книга пенитенциарного психолога. М., 1998. 267 С.
  125. К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. М., 2000. 463 С.
  126. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946. 7041. С.
  127. Е.В. Тренинг психотехники общения. Новосибирск, 1990. 92 С.
  128. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы. Теория и практика. М., 1990. 342 С.
  129. Сборник нормативных документов, методических рекомендаций по организации воспитательной работы с осужденными в ИТУ (в помощь начальнику отряда). М., 1981. 4.2.
  130. Сборники нормативных актов и методических рекомендаций (в помощь начальнику отряда). М., 1979, 1983, 1984, 1985.
  131. В.И., Ушатиков А. И., Новоселова А. С. Основы психологической коррекции в ИТУ., М., 1996. 187 С.
  132. И.М. Психология поведения: Избранные психологические труды. М., 1995. 318 С.
  133. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб., 2001. 350 С.
  134. П.В. Мотивированный мозг. М., 1987. 178 С.
  135. Г. В. Аутогенная тренировка. Советы начинающим. Саратов, 1988. 65 С.
  136. Социально-психологическая адаптация осужденных и профилактика правонарушений в ИТУ. М., 1984. 189 С.
  137. Социально-психологический анализ асоциальной субкультуры осужденных и воздействие на нее: Методическое руководство. Саратов, 1991. 95 С.
  138. С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. М., 1974. 222 С.
  139. М.В., Семенов В. А. Составление психологических характеристик на различные категории осужденных. Рязань, 1986. 54 С.
  140. Н.А. Образовательные программы исправления осужденных. Рязань, 1997. 207 С.
  141. Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. 4521. С.
  142. .С., Евграфов А. П., Шмаров И. В. Исправительно-трудовая педагогика. М., 1966. 617 С.
  143. А.И., Казак Б. Б. Основы пенитенциарной психологии. Рязань, 2001. 536 С.
  144. А.И., Казак Б. Б. Психология тюремной среды. Рязань, 1998. 264 С.
  145. А.И., Лузгин С. А., Суровцев В. А. Психологическая служба уголовно-исполнительной системы. Рязань, 2001. 177 С.
  146. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М., 1995. 367 С.
  147. Э. Уголовная социология. М., 1908. 592 С.
  148. Философский энциклопедический словарь. М., 1997. 576 С.
  149. В. Введение в криминологию. М., 1980. 312 С.
  150. Н.С. Педагогические основы разработки и реализации дифференцированных программ перевоспитания осужденных в ИТК. Домодедово, 1994. 183 С.
  151. Э. Бегство от свободы. М., 1989. 272 С.
  152. Л.Р. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М., 1994. 562 С.
  153. Характеристика осужденных к лишению свободы. Т.2. Под ред. А. С. Михлина. М., 2001. 464 С.
  154. X. Мотивация и деятельность. Т. 1−2. М., 1986. 396 С.
  155. Г. Ф. Парадоксы тюрьмы (проблемы, дискуссии, предложения). М., 1991. 224 С.
  156. П.Е. Внушение в педагогическом процессе. Пермь, 1971. 136 С.
  157. Г. Г. Юридическая психология. М., 1998. 344 С.
  158. Г. Криминология. М., 1994. 504 С.
  159. И. Аутогенная тренировка. М., 1985. 145 С.
  160. А.Д. Об умственной работоспособности малолетних преступников. СПб., 1903. 319 С.
  161. Эмоционально-волевая тренировка. Рязань, 1992. 88 С.
  162. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979. 114 С.
  163. П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969. 317 С.
  164. A.M. Преступность и социальная психология. М., 1971.248 С.
  165. А. Краткосрочная позитивная психотерапия. СПб. 1997. 289 С. 1.I. Статьи, лекции
  166. В.М. Об экспериментально-психологическом исследовании преступников // Обозрение психиатрии. М., 1902. № 8. С. 27−36.
  167. Биологическое и социальной в личности преступника и проблемы ее ресоциализации: Тезисы докл. межвуз. науч. конф. Уфа, 1994. 180 С.
  168. П.П. Психология желания // Вопросы психологии. М., 1965. № 5. С.12−19.
  169. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972. С. 259−350.
  170. Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе // Вопросы психологии. М., 1973. № 6. С. 78−90.
  171. В.А. Социальные извращения поведения (предпосылки учения о преступности и преступнике // Социально-неполноценное поведение. М., 1930. С. 120−176.
  172. Н.Ю. Проблема мотивов поведения и ее изучение // Психология. Т.2. Вып. 2. М.-Л., 1929. С. 98−124.
  173. Г. К. Потребность и интерес // Вопросы психологии. М., 1968. № 2. С. 112−121.
  174. В.Г., Семенов В. А. Психологические механизмы регуляции поведения осужденных к лишению свободы // Проблемы психологии осужденных к лишению свободы. Рязань, 1984. С 17−22.
  175. Д. Мы здесь занимаемся тем, что разряжаем бомбы: Психодрама с закоренелыми преступниками Н Психодрама: вдохновение и техника. М., 1997. С. 135−198.
  176. Г. Г. Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. М., 1984. № 4. С. 8−23.
  177. .И. Потребности, отношения и направленность личности П Вопросы психологии. 1973. № 5. С. 18−30.
  178. .И. Структура и динамика мотивов деятельности // Вопросы психологии. 1984. № 4. С. 34−52.
  179. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопросы психологии. М., 1989. № 6. С. 90−105.
  180. Ю.Г. Жизненные цели, планы и проблема профессионального определения старшеклассников // Школа и производство. М., 1988. № 12. С. 56−73.
  181. О.И. Проблемы отклоняющегося поведения. II Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976. С. 334−364.
  182. В.А. Формирование побуждения к действию // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 13−25.
  183. Е.П. Сущность и структура мотива II Психологический журнал. М., 1995. № 2. С. 87−95.
  184. И.В. К проблеме побуждения деятельности // Вопросы психологии. М., 1986. № 5. С. 47−61.
  185. С.Б. О психологической классификации потребностей // Вопросы психологии. М., 1987. № 5. С. 42−50.
  186. А., Дагель П., Михеев Р. Установление субъективной стороны преступлений // Социалистическая законность, 1971. № 5. С. 23−28.
  187. И.Г. Исследование мотивационной направленности в труде // Личность в системе коллективных отношений: Тезисы докладов Всесоюзной конференции в г. Курске. М., 1980. С. 112−145.
  188. М.А. Некоторые психологические механизмы возникновения интереса к труду // Вопросы психологии. М., 1989. № 6. С. 34−39.
  189. В.Г. Учение о потребностях в современной психологии//Ученые записки МГПИ. Сер. Психология. Вып.1. М., 1939. С. 17−45.
  190. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. М., 1992. № 2. С. 24−28.
  191. Н.Б. Ценностные ориентации подростков с нормативным и отклоняющимся поведением // Ананьевские чтения-99: Тезисы научно-практической конференции. СПб., 1999. С. 57−60.
  192. Магомед-Эминов М. Ш. Психодиагностика мотивации // Общая психодиагностика. М., 1987. С. 123−146.
  193. B.C. Понятие потребности и его теоретико-психологический контекст// Вопросы психологии. 1985. № 2. С. 43−56.
  194. Э.Б. Личность преступника и индивидуализация уголовного наказания // Советское государство и право, 1972. № 8. С. 65- 78.
  195. Т.Н. Функциональная музыка в ходе релаксопедагогических занятий // Взаимосвязь осознаваемых инеосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе. Ч/ Пермь, 1979. С. 34−38.
  196. А.И. Психология личных взаимоотношений осужденных в ИТУ // Социологические и социально-психологические проблемы отбывания наказания. М., 1982. С. 54−62.
  197. А.И. Социально-психологические аспекты адаптации осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы // Вопросы совершенствования деятельности ОВД по исправлению и перевоспитанию осужденных. М., 1989. С. 21−29.
  198. В. Норма и мотив поведения // Вопросы философии. А М., 1972. № 8. С. 46−51.
  199. Мюллер-Хегеман Д.К. К теории и практике аутогенной тренировки //Журнал невропатологии и психиатрии. М., 1962. № 10. С. 38−45.
  200. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии //Ученые записки. ЛГУ. 1957. Вып.11. № 224. С. 12−22.
  201. М.С. О психологии воспитания // Советская педагогика, 1972. № 7. С. 51−73.
  202. М.С. О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующих направленность личности подростка // Вопросы психологии. М., 1968. № 5. С. 45−52.
  203. М.С. Проблема направленности личности и ее экспериментальное изучение // Материалы III Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1968. Т.2. С. 89−101.
  204. А.Б. Две ориентации в исследовании мотивации за рубежом // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. М., 1979. № 2. С. 1024 125.
  205. А. Г. Социально-психологическая адаптация // Исправительно-трудовые учреждения. М.: ВНИИ МВД СССР. 1982, № 19. С. 22−46.
  206. В.И. Особенности адаптации осужденных // Исправительно-трудовые учреждения. М.: ВНИИ МВД СССР. 1983, № 23. С. 48−63.
  207. А.Р. Методологические вопросы психологического изучения личности преступника. // Психологическое изучение личности преступника. М., 1976. С. 8−22.
  208. А.Р., Ефремова Г. Х., Зудин В. В. Опыт изучения О правовых установок и ориентации преступников. // Психологическоеизучение личности преступника. М., 1976. С. 76−88.
  209. Е.В., Веселкова Г. А. Использование методик психолого-педагогического воздействия на осужденных в практике исправления и перевоспитания // Личность преступника, методы изучения и проблема воздействия. М., 1988. С. 28−37.
  210. Н.М. Мотивация производительного трудаосужденных в условиях рыночных отношений // Выживаемостьпредприятий ИТУ в условиях рынка: новые структуры и механизмы деятельности. Материалы научн. практич. конф. Рязань, 1992. С. 2732.
  211. Усс А. Допустимо ли исправлять осужденных // Человек: преступление и наказание. Рязань, 1997. № 3. С. 21−25.
  212. .С. О критериях исправления и перевоспитания заключенных. // Сочетание методов убеждения и принуждения в работе по перевоспитанию заключенных. М., 1965. С. 35−44.
  213. Г. Ф., Виноградов Ю. Е. Перспективы применения психологических методов в исследовании личности осужденного // Сб. науч. тр. М., 1982. С. 58−61.1. Авторефераты и диссертации
  214. Бадоев T. J1. Динамика структуры мотивов трудовой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ярославль, 1988.
  215. Р.С. Развитие мотивационной сферы человека в старшем возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1973.
  216. В.Б. Особенности потребностно-мотивационной сферы лиц с отклоняющимся поведением: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Л., 1985.
  217. М.Л. К вопросу о мотивационном значении социальных ожиданий: Автореф. дис.. канд. психол. наук. Тбилиси, 1967.
  218. В.Г. Направленность личности осужденных молодежного возраста: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1986.
  219. Н.А. Мотив и цель в преступлениях несовершеннолетних: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1972.
  220. А.В. Возрастно-половые и типические особенности представленности в сознании структуры мотива: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1996.
  221. М.И. Социально-правовая адаптация лиц, отбывших длительные сроки лишения свободы: Автореф. дис.. канд. Рязань, 1995.
  222. М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 1997.
  223. Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация достижения: структура и механизмы: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1987.
  224. А.В. Психологическая характеристика личностных жизненных планов и их влияние на поведение осужденных молодежного возраста: Диссерт.канд. психол. наук. Рязань, 1997.
  225. Е.Е. Смысловой аспект мотивации: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1983.
  226. А.Н. Криминогенная сущность личности преступника: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 2000.
  227. М.П. Воспитательная система исправительно-трудовых учреждений: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1991.
  228. Г. С. Мотивационно-ценностные аспекты познавательной деятельности взрослого человека: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. Л., 1975.
  229. В.Л. Развитие мотивационно-потребностной сферы личности трудных подростков в ходе освоения общественно-полезной деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1990.
  230. Н.А. Общее и профессиональное образование осужденных в воспитательной системе исправительных учреждений: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. М., 1998.
  231. А.И. Психология волевой активности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. М., 1990.
  232. Феблес Мария. Теории мотивации в зарубежной и советской психологии: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1977.
  233. Cattei R.B. Personality and Motivation Structure and Measurement. N.Y., 1957. 301 P.
  234. De Rosia V.R. Жизнь за тюремными стенами: адаптивное поведение, 1998. 234 С.
  235. L. Адаптация осужденного в тюрьме и возвращение к жизни в обществе, 1979. 253 С.
  236. A.U. Проблемы, возникающие у человека после прибытия в тюрьму, 1970. 18 С.
  237. Е. Анализ поведения при психологической адаптации 'V осужденных, 1984. 125 С.
  238. Growth A.N., Burgess A.W. and Holmstrom L. Rape: Power, Anger and Sexuality // American Journal of Psychiatry. 1977. № 134. P. 101−119.
  239. Тест «СН» № Код: А, В, СПриложение 1.
  240. Выберете из предложенных утверждений те, которые наиболее Вам подходят.1.
Заполнить форму текущей работой