Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации
Практическое значение исследования связано с возможностью выделения норм при использовании апробированного комплекса методов в работе школьных психологов как диагностического средства для объективного изучения самосознания подростков православной и атеистической ориентации. Это зачастую имеет значение для диагностики поведения подростков православной ориентации как нормативного для данной группы… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ФЕНОМЕН САМОСОЗНАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ И ПРАВОСЛАВИИ
- 1. 1. Основные подходы к проблеме самосознания в современной психологии
- 1. 2. Понимание развития самосознания в западной психологии
- 1. 3. Понимание развития самосознания в отечественной психологии
- 1. 4. Психологические особенности развития самосознания в подростковом возрасте
- 1. 5. Понимание и подход к проблеме самосознания в православии
- ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЯВЛЕНИЯ САМОСОЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ ИЗ СЕМЕЙ ПРАВОСЛАВНОЙ И
- АТЕИСТИЧЕСКОЙ ОРИЕНТАЦИИ
- 2. 1. Описание и обсуждение методов диагностики самосознания в настоящем исследовании
- 2. 2. Результаты исследования самосознания подростков проективным методом депривации структурных звеньев самосознания
- 2. 3. Результаты исследования самосознания подростков методом Басса
- — Дарки
- 2. 4. Результаты исследования самосознания подростков с помощью метода К. Томаса
- 2. 5. Результаты исследования самосознания подростков методом исследования самоотношения
- ВЫВОДЫ
Психологические особенности самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Психологическим образованием личности, отвечающим за формирование отношения к себе и миру, является самосознание. Основываясь на самосознании происходит организация и регуляция жизнедеятельности человека. Тенденция нарастания интереса к данной проблеме прослеживается как в зарубежной, так и в отечественной психологии. Анализу и особенностям самосознания посвящено множество исследований (Кон И.С., 1984; Мухина B.C. 1986; Роджерс К., 1994; Рубинштейн С. Л., 1976; Столин В. В., 1983; Чесноко-ва И.И., 1977; Хорни К., 1993; Эриксон Э., 1993; Ядов В. А., 1975 и др).
Однако в научной психологической литературе нет согласованности при определении содержания, строения, механизмов, генезиса этого феномена.
Возможно, причина заключается в том, что одни исследователи подходят к данной проблеме с позиции психологии личности — «изнутри», другиес позиции общей психологии — процессуальноодни обозначают феномен самосознания в структурных терминах, другие — с точки зрения их функций, механизмов, одни рассматривают формирование, становление другие — как субстанцию и т. д.
Все эти подходы, в зависимости от конкретных задач, стоящих перед авторами, оправдывают себя и выступают условием для создания общей теории самосознания личности.
В плане исследования самосознания особый интерес представляет подростковый возраст, т.к. именно в этом возрасте самосознание является основным новообразованием (J1.C. Выготский, C. JL Рубинштейн, Л.И. Божо-вич, B.C. Мухина, Н. И. Непомнящая и др.), хотя предпосылки, безусловно, закладываются в раннем возрасте. Происходит коренная перестройка ранее сложившихся психологических структур, становление качественно нового уровня самосознания, меняется специфика отношения к себе, характерной чертой которого является самоуважение и самопринятие.
Одним из определяющих факторов формирования и содержательного наполнения самосознания является специфика социально-культурной среды, в которой происходит социализация. Наиболее значимым социальным окружением ребенка является семья, незаменимость которой для личности ребенка представлена в работах, убедительно доказывающих, что психологическая депривация приводит к отклонениям в самосознании и формирование искаженного ценностного отношения к себе и окружающему миру (Дубровина И.В., 1990; Лангмейер И. и Матейчик 3., 1984; Лисина М. И., 1986; Мухина B.C., 1986; Эриксон Э., 1993 и др).
Именно в семье, зачастую, ребенком получается первый религиозный опыт. Кризисные периоды экономической и социальной нестабильности детерминируют возрастание интереса к религии, которая рассматривается как стабилизирующий фактор внутриличностных и как результат — внутрисемейных отношений. Анализ данного аспекта в отечественной и зарубежной литературы дает основание утверждать, что реальное влияние воспитания в семьях различной религиозной направленности на формирование и содержательное наполнение самосознания развивающейся личности, несмотря на большую социальную значимость, остается одной из малоизученных психологических проблем. В связи с этим нам представляется чрезвычайно важным осуществление специального анализа теоретических подходов к проблеме формирования самосознания детей, воспитывающихся в семьях православной и атеистической ориентации. Актуальность данной проблемы в подростковом возрасте, обусловленная сензитивностью данной возрастной категории к попаданию в деструктивные культы, определила выбор темы настоящего исследования.
Цель исследования — выявить и сравнить психологические особенности проявления самосознания мальчиков и девочек 13−14 и 15−16 лет из семей православной и атеистической ориентации.
Предмет исследования — психологические особенности проявления самосознания у подростков из семей православной и атеистической ориентации.
Объект исследования — подростки 13−16 лет из семей православной и атеистической ориентации.
Общее количество испытуемых составило 240 человек, из них: 120 -подростки из семей православной ориентации и 120 — подростки из семей атеистической ориентации. Мальчики и девочки представлены в обеих группах поровну — по 60 человек. Каждая группа из 120 человек включает в себя 60 подростков 13−14 и 60 подростков 15−16 лет.
Исследование проводилось на протяжении 1997;1999 годов. В нем приняли участие учащиеся Школы во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, Николо — Хамовнической православной гимназии, С/Ш № 1127, Школы «Бакалавр» (г. Москва).
Теоретической основой исследования является концепция онтогенеза структурных звеньев самосознания личности, разработанная B.C. Мухиной и получившая отражение в ряде экспериментальных исследований.
Самосознания личности понимается как исторически сложившаяся, социально обусловленная психологическая структура, представляющая собой единство, выражающееся в каждом из своих структурных звеньев и, в связи с этим, может быть рассмотрено на основе каждого из них. Структурными звеньями самосознания являются: имя собственное и личное местоимение, за которым стоит физический облик и индивидуальная духовная сущность человекапритязание на признаниеполовая идентификацияпсихологическое время личности, ее прошлое, настоящее и будущеесоциальное пространство личности в контексте прав и обязанностей.
Согласно концепции B.C. Мухиной, формирование и развитие личности происходит в результате ее идентификации с другими людьми и самоидентификации, направленной на обособление личности, выделение себя от других. В результате депривации основных потребностей ребенка возникают деформации звеньев структуры самосознания как искаженные ценностные ориентации, проявляющиеся в формировании негативного отношения к себе: к своей внешности, внутренней психической сущности, именик социальному положениюполовой идентификациииндивидуальному прошлому, настоящему, будущемув отношении к правам и обязанностям. Отклонения в развитии одного из звеньев структуры самосознания влечет за собой нарушения в формировании других, что, как правило, приводит к деформации развития личности, детерминирует характер социальных взаимодействий ребенка и проявляется в его поведении.
В своей работе мы исходили из того, что сформированность структурных звеньев самосознания определяется способностью находить выход из ситуаций депривации и противостоять депривирующим воздействиям. Показателем устойчивости ценностных ориентаций, определяющих содержание структурных звеньев самосознания и адаптивных способностей личности являются особенности поведения в ситуациях фрустрации.
Гипотеза исследования. Специфические особенности формирования и проявления самосознания личности подростков, в силу их социальной сензи-тивности, детерминированы принадлежностью к семье православной или атеистической ориентации. Притязание на признание у подростков из семей православной ориентации направлено, в большей степени, на духовные ценности, в общении ценностью становится смирение. У подростков из семей атеистической ориентации притязание на признание направлено на разнообразный диапазон ценностей, в том числе на достижения в сфере общения.
В соответствие с целями и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Анализ основных теоретических подходов к феномену самосознания в отечественной и зарубежной психологии, к проблеме развития самосознания в подростковом возрасте, а также особенностям развития самосознания детей из семей православной ориентации.
2. Проведение эмпирического исследования и сравнительного анализа особенностей проявления и развития структурных звеньев самосознания мальчиков и девочек 13−14 и 15−16 лет из семей православной и атеистической ориентации.
Методы исследования. Для проверки гипотезы исследования был использован следующий комплекс методик: «Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания» (авторы B.C. Мухина и К.А. Хвостов) — методика К. Томасаметодика Басса-Даркиметодика исследования самоотношения (автор С.Р. Пантиле-ев). Совокупность указанных методик позволила осуществить многоплановое исследование проявлений самосознания.
Статистическая обработка результатов осуществлялась с использованием непараметрического критерия X («хи — квадрат») и критерия Фишера.
F).
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью взаимоудостоверяющих и дополняющих методов, проведением содержательного анализа результатов, полученных на репрезентативной выборке испытуемых, а также использованием методов математической статистики для обработки данных и статистической значимостью различий между сравниваемыми группами.
Научная новизна. В предлагаемой работе впервые в отечественной возрастной психологии осуществлено комплексное изучение особенностей самосознания подростков 13−16 лет из семей православной и атеистической ориентации. На основании сравнительного анализа результатов исследования определена специфика проявления и развития структурных звеньев самосознания подростков в зависимости от религиозной ориентации семьи (православная или атеистическая).
Теоретическое значение. Проведенное исследование вносит вклад в общую теорию развития личности в онтогенезе, обогащая ее новыми положениями, касающимися особенностей наполнения и проявления самосознания подростков православной и атеистической ориентации.
Практическое значение исследования связано с возможностью выделения норм при использовании апробированного комплекса методов в работе школьных психологов как диагностического средства для объективного изучения самосознания подростков православной и атеистической ориентации. Это зачастую имеет значение для диагностики поведения подростков православной ориентации как нормативного для данной группы, а не как отклоняющегося по сравнению с подростками атеистической ориентации. Учет установленных в исследовании особенностей самосознания подростков православной ориентации может способствовать разработке системы коррекци-онной работы и психологического сопровождения. Полученные результаты могут помочь в выстраивании коррекционной работы с подростками, молодежью, попадающим в деструктивные культы или культовые новообразования.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Православная ориентация семьи опосредует особенности реакций подростков в ситуациях депривации структурных звеньев самосознания по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации. В первом случае преобладает корректный (адекватный лояльный и неадекватный лояльный) тип реагирования. У подростков из семей атеистической ориентации по сравнению с подростками из семей православной ориентации обнаруживается большая выраженность реакций фрустрации с агрессией.
2. Наиболее отчетливо выявленные особенности проявляются при депривации структурного звена самосознания — притязание на признание. Подростки из семей православной ориентации направлены на духовное развитие, проявляющееся в стремлении соответствовать идеальным представлениям о православной личности и смирение. У подростков из атеистических семей наблюдается больший диапазон ценностных ориентаций на развитие своей личности.
Данная работа представляет собой один из подходов к изучению проблемы влияния религиозной ориентации на формирование самосознания ребенка. Не имея возможности в рамках настоящего исследования охватить все особенности семейной ситуации, влияющие на развитие личности ребенка, в том числе его самосознания, мы ставили своей задачей установить наиболее общие особенности самосознания подростков, воспитывающихся в условиях православно-ориентированной и атеистически-ориентированной семьи.
Апробация работы. Основные положения исследования нашли отражение: 1. в четырех публикациях автора- 2. при чтении спецкурса «Психологические особенности самосознания подростков» — 3. в практике работы школьной психологической службы- 4. в тезисах выступления для конференции «Личность на пороге XXI века» (проходившей в Московском Социальном университете), «Личность на пороге XXI века» (проходившей в МПГУ).
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений. Работа иллюстрирована таблицами и графиками. Общий объем диссертации 192 машинописных страницы. Библиография включает 199 наименований отечественных и зарубежных источников.
выводы.
1. Анализ теоретических подходов к изучению особенностей самосознания подростков из семей православной и атеистической ориентации показал, что существует ряд факторов, характеризующих особенности современных православных семей и определяющих особенности развития самосознания подростков. Такими особенностями являются: усиление воспитательной функции семьи вследствие поддержки в лице православных организаций (церкви, дошкольных церковных учреждений) — культивирование христианских моральных ценностей.
2. Формирование и проявления самосознания у подростков из семей православной и атеистической ориентации имеют специфические особенности. Общими тенденциями в поведении подростков из семей православной и атеистической ориентации является увеличение с возрастом адекватного лояльного и уменьшение неадекватного лояльного способа реагирования, что свидетельствует об общей социализации, развитии способности отстаивать свою позицию. Различия отмечаются в более быстром темпе роста адекватного лояльного типа реагирования и меньшем снижении неадекватных лояльных реакций у подростков из православных семей по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации.
3. Притязание на социальное признание является наиболее значимым структурным звеном самосознания личности подростков. При депривации данного звена наблюдается наибольшее количество агрессивных реакций, чем в целом по ситуациям фрустрации. Подростки из семей православной ориентации направлены на духовное развитие, проявляющееся в стремлении соответствовать идеальным представлениям о православной личности и смирение. У подростков из семей атеистической ориентации притязание на признание направлено на разнообразный диапазон ценностей, в том числе на достижения в сфере общения.
4. Общей особенностью поведения подростков из православных семей, по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации, является меньшая выраженность реакций фрустрации с агрессией. Особенностями поведения подростков 13−14 лет из православных семей в ситуациях без фрустрации, по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации, является большее количество реакций фрустрации без агрессии и меньшая выраженность пассивных реакций.
5. Особенностью реакций подростков 15−16 лет из православных семей в ситуациях депривации структурных звеньев самосознания является более низкий, по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации, уровень агрессивностиболее высокий — лояльности (адекватные лояльные и неадекватные лояльные реакции). Данная тенденция проявляется при депривации отдельных структурных звеньев самосознания с различными персонажами.
6. Особенностью реакций подростков из семей православной ориентации в ситуациях депривации структурных звеньев самосознания, по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации, является преобладание корректных (адекватных лояльных и неадекватных лояльных), а также невысокий уровень агрессивных и адекватных нелояльных реакций.
7. У подростков из семей православной ориентации (как у мальчиков, так и у девочек), по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации, проявилась на более низком уровне выраженность физической агрессии, косвенной агрессии, раздражения, вербальной агрессии, негативизмана более высоком уровне выраженность обиды, подозрительности, угрызений совести, чувства вины. Динамика выраженности реакций подростков из семей православной ориентации, проявляется противоположно динамике выраженности реакций подростков из семей атеистической ориентации по следующим формам: у подростков из семей православной ориентации (как у мальчиков, так и у девочек) отмечена тенденция к снижению выраженности физической агрессии, у девочек из семей православной ориентации — к снижению уровня выраженности косвенной агрессии.
8. В конфликтных ситуациях подростки из семей православной ориентации, по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации, чаще прибегают к сотрудничеству, компромиссному решению ситуаций, либо избеганию конфликтных ситуаций, у девочек 13−16 лет из семей православной ориентации также выше уровень лояльности в конфликтных ситуацияху подростков из семей атеистической ориентации (как у мальчиков, так и у девочек) выше выражен уровень соперничества.
9. Особенностью самоотношения подростков 15−16 лет из семей православной ориентации, по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации, явилась более высокая выраженность самообвинения (как у мальчиков, так и у девочек) — значительно ниже у подростков из семей православной ориентации по сравнению с подростками из семей атеистической ориентации проявляется самопринятиеу девочек из семей православной ориентации, также ниже выражена самоценность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подростковый возраст принято называть кризисным, критическим периодом онтогенеза, хотя вопрос о неизбежности кризиса и его протяженности является дискуссионным.
Самым важным новообразованием данного возраста является способность осознавать свою деятельность, свои личностные качества, принимать ответственность за свои поступки, а следовательно сознательно регулировать свое поведение. Ключевым моментом является изменение функционирования всей структуры самосознания на основе потребности в самопознании, самосовершенствовании и появления способности самосознания.
Данная работа представляет собой один из подходов к изучению проблемы роли семьи в формировании самосознания ребенка. Не имея возможности в рамках настоящего исследования охватить все особенности семейной ситуации, влияющие на развитие личности ребенка, в том числе его самосознания, мы ставили своей задачей установить наиболее общие особенности самосознания детей, воспитывающихся в семьях православной и атеистической ориентации. Актуальность проблемы, востребованность результатов исследований стимулирует ход дальнейших теоретических и практических исследований.
В проведенном исследовании на основании сравнительного анализа полученных результатов была выявлена специфика становления и проявления самосознания личности детей в зависимости от пола, возраста и типа семьи ребенка. Установлено, что религиозная ориентация может выступать в качестве фактора, оказывающего влияние на темп снижения у подростков количества проявлений неадекватных лояльных форм поведения. Выявлены специфические особенности агрессивных реакций подростков из семей православной ориентации, — специфика выражается в «говорении» (вербальная агрессия), ненаправленности агрессивных реакций на конкретное лицо (косвенная агрессия), невысоком уровне использования физической силы против другого лица. Наряду с вышеперечисленным, у детей из семей православной ориентации, отмечается высокий уровень угрызений совести, самообвинения (т.е. высокая степень убежденности в собственной греховности, что причина неприятностей, происходящих в жизни, часто заключена в нем самом). Невысокий уровень самопринятия, самопривязанности, связанный с сильным желанием изменить себя, тягой к соответствию с идеальным представлением о себе.
Опираясь на полученные нами теоретические и эмпирические результаты, можно дать некоторые рекомендации, касающиеся, прежде всего, работы психологических центров.
Самосознание ребенка является наиболее чувствительным к неблагополучию в развитии его личности. Апробированный в настоящем исследовании комплекс методик может быть использован для диагностики нарушений в развитии самосознания детей из семей православной и атеистической ориентации. Депривированность той или иной структуры самосознания устанавливается по эмоционально-поведенческим проявлениям ребенка в ситуациях фрустрации.
У детей из семей различной религиозной ориентации проявляются отличия в типах реагирования, что отражается в поло-возрастных нормах реагирования на отдельные ситуации. Это зачастую имеет значение для диагностики поведения детей из православных семей как нормативного для данной группы детей, а не как отклоняющегося по сравнению с детьми из семей атеистической ориентации. Диагностика развития самосознания предполагает дальнейшую его коррекцию, цель которой — скорректировать поведенческие реакции, характерные для членов данной группы, и, таким образом, -сделать их более адаптивным.
Оказание адекватной поддержки, предоставление возможностей для самопознания, саморазвития и самореализации, содействие в самостроительстве и самоосознании актуализирует проблему развития самосознания, выделяет ее, как одну из основных проблем психологии.
Список литературы
- Алексеев В.А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возрастов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1985.
- Александр, архиепископ. Русская Православная церковь в новых исторических условиях//Журнал Московской Патриархии. -М, 1987 -№ 11.-С. 7.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука 1977.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Современная социальная психология на Западе. М., 1978.
- Анциферова Л.И. Эксигенетическая концепция развития личности Эрика Г. Эриксона. В кн.: Принципы развития психологии. М.: Наука, 1978.
- Асмолов А.Г. Психология личности. М.: МГУ, 1990.
- Асратян Э.А., Рябиновская A.M. Учение Павлова и психика верующего человека. М., Знани, 1969.
- Бажан Т.А. Проблемы религиозных потребностей: Автореф. дис.. канд. фил. наук. ЛГУ. Л., 1990.
- Батылин А. Святое чувство сострадания // Информационный бюллетень. -М., 1989.-№ 1.-С.1
- Бердяев Н.А. Самосознание. М.: ДЭМ, 1990.
- Берне Р. Развитие Я концепции и воспитание. — М.: Прогресс, 1986.
- Блюмкин В.А. Мир моральных ценностей. М., 1981. — С.64.
- Богданов В.А. Бог, личность и алгоритмы саморазвития: Учебн. Пособие / С.-Петерб. Гос. универс. СПб, 1992.
- Богданов В.А. Бог, личность и алгоритмы саморазвития. СПб., 1992.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979, № 4.
- Бохеньский Ю. Духовная ситуация времени // Вопр. философ. 1993, № 5.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура, — М., 1994.
- Бубер М. Проблема человека. Перспективы / В кн.: Лабиринты одиночества. М.: Прогресс, 1989.
- Буевский А.С. Примирение через Христа и мир на земле // Богословские труды.-СПб. 6.-М., 1971.-С. 169−174.
- Букин В.Р. Методологические проблемы изучения психологии верующих. (Гносеол. и соц.-психол. анализ): Автореф. дис.. доктора фил. наук. Л., 1969.
- Букин В.Р. Психология верующих и атеистическое воспитание. М., Мысль, 1969.
- Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М., 1991. -С. 144.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984, — С. 200.
- Василюк Ф.Е. От психологической практики к психологической теории // Московский психологический журнал, 1992. № 1 С. 15−33.
- Ветелев А. Поучение о любви к Богу и ближенму // Журнал Московской Патриархии.-М., 1960. -№ 2.-С. 31−33.
- Ветелев А. Нравственные основы духовного совершенствования // Журнал Московской Патриархии. М., 1988. — № 2. — С. 75−77.
- Виснап Н.Е. Психология религии в России (Вторая половина XIX начало XX вв.): Автореф. дис.. канд. фил. наук. -Л., 1974. L
- Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания // Журнал практического психолога, 1996 № 2, С. 87−94.
- Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах // Журнал практического психолога, 1996, № 3, С. 76−83.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений.: В. 6 т. М.: Педагогика, 1984. — т. З., т. 4.
- Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике // Вопросы философии. М., 1990. — № 4. — С. 62−87.
- Гараджа В.И. Религоведение. -М., 1995. С. 349.
- Гиляшев И. Христианская любовь по писаниям св. апостола Иоанна Богослова // Журнал Московской Патриархии. М., 1965. — № 5. — С. 74−77.
- Гриншпун И.Б. Введение в психологию. М., 1994. — С. 152.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике. М., 1976. -С.495.
- Гроф. С. За пределами мозга. М., 1993. — С.504.
- Гроф. С. Путешествие в поисках себя. М., 1994 — С. 342.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1983.
- Гуткина Н.И., Прихожан A.M. Особенности самосознания // Формирование личности, переходный период: от подросткового к юношескому возрасту / Под ред. И. В. Дубровиной. ~ М.: Педагогика, 1987.
- Джеймс У. Многообразие религиозного опыта: Пер. с англ. послесл. П. С. Гуретича.- Рос, А Н, Институт Философии. -М.: Наука, 1993.
- Джеймс У. Психология. М.: Педагогика, 1991.
- Джиамбалво К. Консультирование о выходе: Семейное воздействие. Как помочь близким, попавшим в деструктивные культы. Пер. с англ. Нижн. Н.: Изд. НГУ, 1995.
- Дилигенский Г. Г. «Конец истории» или смена цивилизации? // Вопр. фи-лос.- 1993 -№ 3.
- Диянова З.В., Щеголева Т. М. Самосознание личности. Иркутск, 1993. -С.54.
- Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности. -М., 1977.
- Дьяченко Г. Из области таинственного. Простая речь о бытии и свойствах души человеческой как богоподобной сущности. В 3-х частях. Ч. 1. М.: «Камея», 1994.
- Дюргхейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. М., 1912 С. 40 161.
- Ермолаева Л.И. Фрустрация как социально-психологический феномен: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1993. -С.22.
- Еп. Феофан. Душа и ангел. М., 1891, С. 53.
- Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптирован-ности личности в новых условиях деятельности и общения: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -JL: ЛГУ, 1989.
- Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях 3. Фрейда и К. Роджерса. // Вопр. психол. 1989. № 6.
- Захарова А.И. Структурно-динамическая модель самооценки / Вопр. психол.- 1989, № 1.
- Звездкина Э.Ф. Социальная природа самосознания. М., 1986, С. 196.
- Зейгарник Б.В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
- Зейгарник Б.В. Теория личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во МГУ, 1982.
- Зе^ньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии.-М., 1993.-С.223.
- Зинченко В.П. Духовное возрождение // Человек. 1990. — № 2.
- Зинченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. -М.: Тривола, 1994.
- Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии, 1991-№ 2, С. 22.
- Иванченко С.И. Свобода совести и пути совершенствования государственно-церковных отношений // материалы парламентских слушаний, состоявшихся в Москве 14.02.95. М., 1995.
- Ильин И.А. Аксиомы религиозного опыта т. 1−11. М., 1993. -С.44.
- Иолова Х.Г. Самоотношение самооценки и некоторых компонентов умственных способностей: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1989.
- Как построить свое «Я» / Под ред. В. П. Зинченко. М., 1991. — С. 136.
- Калашников М.Ф. Молодое поколение и религия. М., 1991. -С.312.
- Карцева Т.В. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989. -С.25.
- Кларк В.М., Петров В. М. Русская религиозная философия воспитания 1920 веков. М., 1994. -С.80.
- Клименко И.Ф. Психологические особенности отношений к себе и другим как носителям ценностей на разных этапах онтогенеза личности: Авто-реф. дис. канд. психол. наук. М., 1987. -С. 16.
- Ковалев В.В. Расстройства сознания и самосознания у детей и подростков. -М., 1985.-С.18.
- Ковалев С.В. Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: Просвещение, 1991.
- Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.
- Комарова Е.К. Психологические особенности самосознания у старшеклассников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1987.
- Кудрявцев В. Начальные основы философии, изд. 2-е, 1891. С. 320.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М., 1992. -С.117.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние агрессии // Вопросы психологии. -М., 1972.-№ 6.-С. 168−173.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. -Л., 1985.
- Лоренц К. Агрессия. М., 1994. — С.272.
- Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990.
- Мамардашвили М.К. Сознание как философская проблема // Вопр. филос. 1990 -№ 10.
- Мамайчук И.И., Маан А. К. Этно-психологические факторы школьной дезадаптации. // Матер, междун. научно-практ. конф. «Молодежь в условиях соц.-экон. реформ.» СпбГУ, 1995.
- Мартинсен Г. Христианское учение о нравственности. Пгр., 1915. -С.108−116.
- Механизм формирования ЦО и соц. активности личности: межвуз. сб. на-учн. тр. / МГПИ им. В.И. Ленина- Редкол.: B.C. Мухина, д.п.н. (отв. Ред.) и др.-М., 1985.
- Миронова Н.П. Самомознание личности как социальный феномен: Авто-реф. дис.. канд. философ, наук. -М., 1973. -С. 18.
- Минкявичус Я.В. Религия в многонациональном мире. Вильнюс-Минск, 1978.-С.221.
- Милославский Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте.- М., 1991.
- Митрохин Л.Н. Философы и религия // Вопр. философ. 1989. — № 9.
- Мудьюгин М. Любовь к богу и к людям в Ветхом и Новом Завете // Журнал Московской Патриархии. М., 1987. — № 9. — С. 68−73.
- Муздыбаев К. Локус контроля в исследованиях массовой коммуникации. // Соврем. Методы исслед. Средств массовой коммуникации. Таллинн, 1983.
- Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983.
- Мухина B.C. Детская психология.- М., 1985.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М.: МГПИ, 1985.
- Мухина B.C. Проблемы формирования ЦО и активной личности в ее онтогенезе. М., 1987.
- Мухина B.C. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика, коррекция. М., 1992.
- Мухина B.C., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности: Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания. Арх., 1996.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960.
- Налимов В.В. Вездесуще ли сознание? // Человек. 1991. — № 6.
- Начала христианской психологии. Учебное пособие для ВУЗов / Б. С. Братусь, В. Л. Воейков, С. Л. Воробьев и др. М.: Наука, 1995. — С.236.
- Нейгун Михаил. Милосердие в жизни христианина // Журнал Московской Патриархии. М., 1976. — № 1. — С.41.
- Неймарк М.С. Направленность личности и аффект неадекватности у подростков // Изучение мотивации детей и подростков / Под. ред. Л. И. Божович и Л. В. Благонадежиной. М., 1972. — С. 112−146.
- Николай, митрополит. Любовь по учению Нового Завета // Журнал Московской Патриархии. М., 1956. — № 2. — С.47−53.
- Николов Н.А. Вера, убеждения и социальная активность. София.: Партиздат, 1974.
- Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию. М., 1994. -С.192.
- Носович В.И. Сущность, структура и функции религиозной психологии: Автореф. дис.. докт. фил. наук. -М., 1983,
- Осницкий А.К. Психологический анализ агрессивных проявлений учащихся // Вопросы психологии. М., 1994. — № 3. — С. 61−68.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: «Смысл», 1993.
- Пантилеев С.Р. Самоотношения как эмоционально-оценочная система. -М.: Изд-во МГУ, 1991.
- Полторацкий Н.П. Русская религиозная философия // Вопросы философии. М., 1992. — № 2. — С. 126−140.
- Протасов Э.В. Проблема социально-психологической типологии верующих и атеистическое воспитание (опыт соц. исследования): Автореф. дис.. канд. фил. наук. -М., 1976.
- Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского. 2-е изд., испр. и дом.- М.: Политиздат, 1990.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. М., 1994.
- Роджерс К. К науке о личности. Пер. с англ. // История зарубежной психологии. Тексты. Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М.: Изд-во МГУ, 1986.
- Розенберг B.C., Бондаренко С. М. Мозг. Обучение. Здоровье. М.: Просвещение, 1989.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М., 1989.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
- Самыгин С.И., Нечикуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996 С. 672.
- Семенов В.Е. Духовно-нравственные ценности главный фактор возрождения России // Россия сегодня: новые горизонты сознания. Отв. ред. В. Н. Келасьев. СПб.: СпбГУ, 1994.
- Семья в психологической консультации / Под ред. А. А. Бодалева и В. В. Столина. -М.: Педагогика, 1989.
- Сивестру А.И. Зависимость представления ребенка о самом себе от условий его семейного воспитания // Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания / Под ред. И. В. Дубровиной и др. М., 1979. — С. 201−204.
- Симонов П.В., Ершов П. М., Вяземский П. Ю. Происхождение духовности.-М., 1989.-С.352.
- Скворцов К. Блаженный Августин как психолог. Киев, 1870. С. 124.
- Скинер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. М., 1995. — С.272.
- Скородумов А.А. Психология общения. СПб.: СПВУРЭ ПВО, 1992.
- Скородумов А.А. Секстантство как социальное явление: Учебн. пособие в 2-х ч.: ч. 1: История и современность. СПб.: СПВУРЭ ПВО, 1995- ч. 2: Философско-психологический анализ. — СПб.: СПВУРЭ ПВО, 1995.
- Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности- На примере современных внеконфессиональных течений: Автореф. дис. канд. психол. наук. С.-Пб. Гос. университет СПб., 1996.
- Соколов Э.В., Дукович Б. Н. Семья как источник воспитательного воздействия // Семья как объект философского и социологического исследования.-Л., 1974.-С. 143.
- Соколова Е.Т. Влияние на самооценку нарушений эмоциональных контактов между родителями и ребенком и формирование аномалий личности // Семья и формирование личности. М., 1981. — С. 15−21.
- Соколова Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -М.: Изд-во МГУ, 1989.
- Соловьев B.C. Оправдание добра. -М., 1889. С. 133.
- Соловьев B.C. Чтение о богочеловечестве. М., 1903. Т. 3. — С. 154.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М., 1972.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983.
- Столин В.В. Познай себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Автореф. дис.. доктора психол. наук. -М., 1985.
- Страхов Ф. Духи и материя. М., 1899, С. 33.
- Тойбер А. Набросок истории создания. М., 1994. -С.29.
- Тостых Н.Н. Жизненные планы подростков и юношей // Вопросы психологии. 1984. 3. С.79−86.
- Трельч Э. Церковь и секта. М., 1994. -С. 141.
- Угринович Д.М. Психология религии. М.: Политиздат, 1986. -С.352.
- Фейербах Л. Избранные философские произведения, т.2, С. 839.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. -М., 1995.-С.368.
- Филатов С., Фурман Д. Религия и политика в массовом сознании // Социологические исследования. 1992. № 7.
- Философская антропология и гуманизм Э.Фромма. М., 1995.
- Флоренский П.А. Богословское наследие // Труды Московской Патриархии Вып. 17 С. 177.
- Франк С.Л. Материализм как мировоззрение. Христианство, атеизм и современность. — Париж, 1969. С. 167.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — С.336.
- Франкл В. Доктор и душа. СПб., 1997. — С.285.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М., 1993. — С. 144.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Педагогика, 1993.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. — С.448.
- Фрейд 3. «Я» и «Оно»: в 2-х т. Тбилиси, 1991.
- Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М., 1992. — С. 237−238.
- Фромм Э. Иметь или быть? 2-е изд. доп. -М.: Прогресс, 1990.
- Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994. -С.447.
- Фромм Э. Искусство любить. М., 1990. — С. 157.
- Фромм Э. Бегство от свободы. -М., 1990. С. 41−76.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993. — С. 241−255.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени- Самоанализ. М. Прогресс, 1993.
- Чеснокова И.И. К вопросу о единстве самосознания и мотивационной сферы личности // Мотивационная регуляция деятельности и поведения личности. М., 1988. — С. 73−77.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука. 1977.
- Чеснокова И.И. Самосознание, саморегуляция, самодетерминация личности // Проблемы психологии личности. М., 1982. — С. 121−128.
- Шадура А.Ф. Психологическая коррекция отклонений в самосознании личности в подростковом и раннем юношеском возрасте: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1991.
- Шевеленкова Т.Д. Методологический анализ гуманистического направления в зарубежной психологии. М., 1989. — С. 31−48.
- Шкуленда Н.М. Психологические особенности общения подростков с различной направленностью личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Киев, 1980.
- Шогам А.Н. Проблема сознания и психологическая модель личности h Проблема сознания. М., 1966. — С.195−210.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в рамках культурно-исторической теории JI.C. Выготского). М., 1994. -168.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.-С.299.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. СПб.: МЦНК и Т Кентавр, ИЛ. 1994.
- Юнг К. Г. Конфликты детской души. М., 1994. -С.336.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. М., 1994.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М., 1992. — С. 105.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М., 1994. — С.320.
- Яблоков И.Н. Психология религий. Теоретическая и практическая социальная психология. -М., 1988. -С.26.
- Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе // Социа-логический журнал 1994. № 1 С. 35−52.
- Allport G. Pattern and Growth in Personality. New York: Halt, Renehari and Winston, 1961.
- Allport G. Personality and Social Encounter. Boston: Beacon Press, 1960.
- Allport G. The nature of prejudice. New York: Doubleday Anhor Books. 1958.
- Allport G. The Pceligions Context of Prejudice // Journal for the Scientific Study of Religion, 1966.
- Allison B. The development of personal construct systems. Unpublished manuscript, Memorial University, St. John’s, Newfoundland, Canada, 1972.
- Applebee A.N. Developmantal changes in consensus in construing within a specifiend domain. British Journal of Psychology, 1975.
- Applebee A.N. The developmental of children’s responses to repertory grids. British Journal of social and clinical Psychology, 1976.
- Argyle M., Beit Hallahmi B. The Social Psychology of Religion, p.30.
- Bandura A. Behaviour Theory and the Models of Man I I Amer. Psychol. 1971. V. 29, № 12.
- Bandura A. A Principles of Behavior Modification New York: Holt, Rine-hart and Winston, 1969.
- Bandura A. Social learning theory of aggression // In: J.F. Knutson (ed.) Control of Aggression: Implications from Basic Research Chicago, 1971.
- Bandura A. Social learning theory of identificatory progress. // Gostin D.A. (ed) Hand book of socialization theory and research. Chicago, 1969.
- Bannister D. An application of personal construct theory (Kelly) to schizoid thin King, Unpublished Ph D. thesis, University of London, 1959.
- Bannister D. Personal construct theory: a summary and experimental parfdigm. Acta Psychologeca, 1962.
- Bannister D. Issues and approaches in personal construct theory. Academic press inc. (London) Ltd., 1985.
- Clarke D. Belief in the paranormal: a New Zealand survey. // J. Soc. Psych, res. 1991. V.57.№ 823.
- Clouser R.A., Hjelle I.A. Relationship betwen locus of control and dogmatism. //Psychological Reports, 1970.V.26.
- Edmonds E.M., Shipman M., Cahoon D. Religious orientation and locus o1 control. // Psychology 1992. V. 29. № 1
- Ericson E.H. Childhood and Society. Glencor: Penguin Books, 1967.
- Fransella F. Studying the individual. In «Methods of Psychiatric Research'' Oxford University Press, London, 1975.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y.: Harper and Brothers. 1954.
- Mead G. Mind, self & Society. N.Y., 1934.
- Rodgers C.R. Person or Science? A philosophical question. // Amer. Psychol. 1955. № 10.
- Trillhaas W. Grundruge der Religionspsychologie, s. 116.