Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические факторы риска дезадаптации безработных

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, поиск психологических детерминант безработицы и способов реинтеграции безработных граждан в трудовую деятельность определяют сферу интересов исследователей проблем безработицы. Появившиеся в последнее время публикации, посвященные изучению психологии безработных, не удовлетворяют потребностям современной науки в такого рода знаниях. Отсутствует теоретико-методологическая база… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема безработицы и ее медико-психологические аспекты
    • 1. 1. Особенности безработицы в России, ее негативные последствия. Критерии выделения социальной категории безработных
    • 1. 2. Социально-экономические и социально-психологические подходы к изучению проблем безработицы
      • 1. 2. 1. Классификация безработных по социально-экономическим основаниям
      • 1. 2. 2. Особенности системы ценностей безработных
      • 1. 2. 3. Исследование мотивации безработных. Особенности их мотивационной сферы. Мотивация к труду
    • 1. 3. Психологические особенности безработных. Общий психологический портрет
    • 1. 4. Проблемы адаптации и дезадаптации в психологии. Адаптация в сфере труда
    • 1. 5. Психологический и клинико-психологический подходы к рассмотрению проблем безработицы по данным отечественных и зарубежных исследователей
    • 1. 6. Направления оказания помощи безработным
  • Глава 2. Описание выборок и методов исследования
    • 2. 1. Характеристика исследованных выборок
    • 2. 2. Методы и методики исследования
      • 2. 2. 1. Тест Мини-мульт (сокращенный вариант Миннесотского многомерного личностного перечня ММР1)
      • 2. 2. 2. Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК)
      • 2. 2. 3. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)
      • 2. 2. 4. Шкала Ч. Д. Спилбергера для определения уровня реактивной и личностной тревожности
      • 2. 2. 5. Тематический апперцептивный тест мотивации X. Хекхаузена (TAT X. Хекхаузена)
      • 2. 2. 6. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО)
      • 2. 2. 7. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича
      • 2. 2. 8. Методика измерения обобщенной инновационной диспозиции (МИОИД)
  • Глава 3. Соотношение социально-психологических, индивидуально-психологических и клинико-психологических характеристик в исследованных выборках
    • 3. 1. Результаты сравнительного анализа безработных, работающих лиц и пациентов с невротической симптоматикой по измеренным параметрам
      • 3. 1. 1. Сравнительный анализ безработных и работающих лиц
      • 3. 1. 2. Сравнительный анализ безработных и пациентов с невротическими расстройствами
      • 3. 1. 3. Сравнительный анализ пациентов с невротическими расстройствами и работающих лиц
      • 3. 1. 4. Сравнительный анализ безработных разных периодов
      • 3. 1. 5. Особенности сочетания социально-психологических, клинико-психологических и индивидуально-психологических черт в исследованных выборках
    • 3. 2. Анализ ведущих факторов в системе ценностей рассматриваемых групп
    • 3. 3. Описание процедуры выделения основных факторов в личностных характеристиках безработных
    • 3. 4. Описание процедуры выделения кластеров безработных с использованием методов математико-статистического анализа
    • 3. 5. Описание выделенных кластеров безработных
    • 3. 6. Основные психологические типы безработных
    • 3. 7. Обсуждение результатов эмпирической части исследования
    • 3. 8. Рекомендации по адаптации безработных на новом рабочем месте

Психологические факторы риска дезадаптации безработных (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Становление рыночных отношений в сфере труда привело к появлению новых для России социально-экономических категорий населения: предпринимателей и безработных. Преобразования в экономической сфере, сопровождающиеся ростом безработицы, вызвали целый ряд негативных последствий в социальной жизни государства: падение жизненного уровня значительной части населения, появление застойной безработицы, обострение криминогенной ситуации, усиление социальной напряженности и политической нестабильности и др. [Гильдингерш М. Г., 1995; Соколова Г. Н., 1995; Осадчая Г. И., 1997; Князева Г. А., Фаузер В. В., 1999]. Недоиспользование производственного и трудового потенциала страны, связанное с безработицей, оборачивается для экономики большими потерями: замедляются темпы общественного прогресса, ограничиваются возможности решения глобальных проблем цивилизованного мира [Гильдингерш М. Г., 1995].

Массовая безработица наносит ущерб прежде всего экономике государства, поэтому рассматривается в русле социально-экономических проблем [Никифорова А. А., 1991; Заславский И. Е., 1992; Александрова Е., 1993; Безгребельная И., 1994; Дановский С. Л., 1994; Гильдингерш М. Г., 1995; Церкасевич Л. В., 1996; Плюснин Ю. М., Пошевнев Г. С., 1997; Герций Ю. В. и др., 2001; Соколова Г. Н., Кобяк О. В., 2003; Удальцова М. В. и др., 2003; Лапин Н. Н., 2003; Козырева П. М., 2005]. Поэтому в ряде отечественных работ указывается на недостаток современной проработки темы в рамках психологической науки [Кузьминова Т. В., 2003; Глуханюк Н. С. и др., 2003].

Отмечается негативное влияние безработицы на семьи потерявших работу людей, проявляющееся в падении их жизненного уровня и ухудшении внутрисемейных отношений [Леана К., Фельдман Д., 1995; Осадчая Г. И.,.

1997; Удальцова М. В. и др., 2003]. Сокращаются возможности семей с несовершеннолетними детьми адаптироваться к новым условиям, поэтому многие из них вынуждены выживать. Отмечается рост преступности среди неработающих граждан, подтверждая существование связи безработицы с делинквентными формами поведения [Гильдингерш М. Г., 1995]. Кризисный характер ситуации безработицы, по данным многочисленных исследований, обусловлен целым рядом других потерь, которые влечет за собой потеря работы. Это касается сложившегося социального статуса, привычного уровня жизни, материального достатка, прежних социальных связей. Изменяется образ жизни незанятого человека, отношения с ближайшим окружением, падает его самоуважение. Полная или частичная потеря квалификации, вызванная длительной профессиональной бездеятельностью, требует увеличения затрат государства на ее восстановление [Заславский И. Е., 1992; Гильдингерш М. Г., 1995; Удальцова М. В. и др., 2003].

Потеря работы неблагоприятно сказывается на здоровье людей [Schwefel D., 1986; Манила С., Лахельма Э., 1988; Kieselbach Т., Svensson Р. G., 1988; Bond М., Feather N., 1988; Пельцман JL, 1992; Леана К., Фельдман Д., 1995; Kessler R. et al., 1995; Глуханюк Н. С. и др., 2003; Пьянкова А. Ю., Варлахова Е. А., 2006]. Во многих публикациях отмечено ухудшение самочувствия, различные негативные эмоциональные состояния, такие как депрессия, апатия, беспокойство, подавленность, фрустрация, агрессия. Растет тревожность у находящихся без работы людей, общая неудовлетворенность жизнью, заметно снижается самооценка, наблюдается повышенная вспыльчивость, появляется пессимистичность в отношении будущего. Сильные отрицательные эмоции и физические реакции на потерю работы истощают психику людей и становятся тормозом их активности, что отрицательно сказывается на поисках новой работы. Безработицу связывают не только с отрицательными эмоциональными переживаниями, но также и со стрессовыми состояниями, обострением нарушений физического здоровья.

Манила С., Лахельма Э., 1988; Дановский С. Л., 1994; Леана К., Фельдман Д., 1995].

Именно в периоды глубоких социальных преобразований в государстве наиболее остро встают проблемы, связанные с нарушением психического здоровья. Нарушение способности адаптироваться приводит к нарушению функционирования человека в различных сферах жизнедеятельности. По данным отечественной науки к проявлениям психической дезадаптации относятся преневротические нарушения, невротические реакции и состояния, другие формы пограничных нервно-психических расстройств [Александровский Ю. А., 1976, 1993; Вассерман Л. И., Беребин М. А., 1996; Семке В. Я., 2001]. Возникновению этих расстройств предшествуют психическое перенапряжение и действие психотравмирующей ситуации. Они могут включаться в симптоматику большинства соматических заболеваний или наблюдаться на определенном этапе течения психических болезней [Александровский Ю. А., 1976]. Явления психической дезадаптации возникают как следствия хронического психоэмоционального напряжения и дистрессов. В виду полиморфности и слабой выраженности симптоматики клиническая диагностика отмеченных состояний зачастую вызывает трудности [Карвасарский Б. Д., 1990]. Проведенные исследования безработных показали, что большая их часть не адаптируется к современным социально-экономическим условиям труда [Гордиенко А. А. и др., 1996; Удальцова М. В. и др., 2003].

Приоритетными направлениями психологической поддержки безработных в работе служб содействия занятости являются групповая и профориентационная работа, психологическое консультирование [Волошина И. А. и др., 1999; Атаманова Р. И., 2001; Водопьянова Н. Е., Нестерова Н. М., 2005]. Однако созданные на базе районных центров занятости Клубы ищущих работу используют коммуникативные и эмоционально-регулятивные тренинги, заимствуя практические технологии и психодиагностический арсенал у зарубежных служб занятости [Подготовка руководителей Клуба., 1996; Технология работы., 1996]. Это в полной мере относиться и к применявшейся в центрах занятости Санкт-Петербурга программе курса «Новый старт» для проведения групповых занятий с целью психологической поддержки безработных граждан [Модифицированная программа., 1997].

Таким образом, поиск психологических детерминант безработицы и способов реинтеграции безработных граждан в трудовую деятельность определяют сферу интересов исследователей проблем безработицы. Появившиеся в последнее время публикации, посвященные изучению психологии безработных, не удовлетворяют потребностям современной науки в такого рода знаниях. Отсутствует теоретико-методологическая база исследований. Ряд работ имеет выраженный прикладной характер с ограниченной сферой применения. Другие работы нацелены на изучение разнородных не связанных между собой феноменов, либо сфокусированы на каком-либо одном личностном аспекте потерявших работу людей. Третьи являются узкоспецифичными в силу особенностей изучаемой выборки безработных. Отмечается явный недостаток отечественных психологических исследований особенностей безработных граждан, которые бы учитывали не только влияние неповторимой экономической ситуации в России, российской ментальности, но также и своеобразие психологических свойств российских безработных и моделей их поведения в кризисной ситуации. Это в свою очередь не позволяет разработать и предложить действенные психологические методы поддержки и помощи безработным. Дезадаптационным расстройствам безработных внимание уделялось лишь с точки зрения необходимости принятия кризисной ситуации, связанной с потерей работы, и предполагалось, что этого достаточно для решения проблемы трудоустройства. Практически отсутствуют эффективные формы социально-психологической помощи безработным, направленные на создание адекватной мотивации к поиску работы и способствующие адаптации на новом рабочем месте. В такой ситуации безработные могут потерять только что обретенную работу, не приспособившись к новым условиям и характеру деятельности.

Актуальность темы

настоящего исследования обусловлена современным ростом численности безработных и недостаточностью изученности клинических и клинико-психологических характеристик безработных, особенностей их психической адаптации и психологических детерминант дезадаптации, соотношения клинико-психологических и индивидуально-психологических факторов.

Гипотеза исследования состояла в следующем:

1. Безработные люди в силу наличия психотравмирующей ситуации, связанной с потерей работы, и предрасполагающих личностных и клинико-психологических особенностей склонны к дезадаптации.

2. На основе системообразующих признаков — клинико-психологических и личностных характеристик — могут быть выделены различные психологические типы безработных.

Цель настоящего исследования: изучение психологических факторов риска дезадаптации безработных и разработка оптимальных мер, направленных на повышение адаптационных возможностей безработных.

Проведенное исследование носит и прикладной характер, поэтому достижение поставленной цели позволит повысить эффективность работы службы занятости, и, следовательно, снизить текучесть кадров на предприятиях. Цель исследования неразрывно связана с выполнением ряда последовательных задач.

Основные задачи, на решение которых было направлено проведенное нами исследование, заключались в следующем:

1. Обоснование подхода к проблеме на основе анализа литературы по социально-экономическим, социально-психологическим и клинико-психологическим характеристикам безработных.

2. Изучение индивидуально-психологических и клинико-психологических характеристик безработных.

3. Выявление структуры мотивов, ценностных и смысложизненных ориентаций безработных.

4. Сравнительный анализ психологических особенностей безработных разных периодов между собой, а также современных безработных с работающими людьми и пациентами с невротическими расстройствами.

5. Выделение типов безработных по устойчивым личностным и клинико-психологическим характеристикам, определение особенностей дезадаптационных нарушений и прогноз вероятности возникновения ноогенного невроза в каждом из типов.

6. Разработка рекомендаций по повышению адаптационного потенциала безработных на новом рабочем месте.

Объектом исследования были избраны безработные граждане, зарегистрированные в районных службах занятости Санкт-Петербурга и получившие официальный статус «безработного».

Предметом исследования являлись индивидуально-психологические и клинико-психологические характеристики безработных, структура мотивов, ценностных и смысложизненных ориентаций.

Методы исследования. Методологическую базу исследования составили комплексный подход к изучению человека Б. Г. Ананьева, деятельностный подход С. Л. Рубинштейна, принципы системного подхода Б. Ф. Ломова и В. А. Ганзена [Ананьев Б. Г., 2001; Рубинштейн С. Л., 1976, 1989; Ломов Б. Ф., 1987, 1999; Ганзен В. А., 1984].

В соответствии с гипотезой исследования и поставленной целью был осуществлен подбор следующих психодиагностических методик: для оценки личностных характеристик — методика «Мини-мульт» (модификация ММР1), метод исследования уровня субъективного контроля УСК, шкала Спилбергера для определения уровня реактивной и личностной тревожности, методика определения уровня коммуникативных и организаторских склонностей КОС, методика измерения обобщенной инновационной диспозиции (МИОИД) — для измерения мотивационной сферы — тематический апперцептивный тест мотивации X. Хекхаузенадля оценки смысложизненных ориентаций и ценностей — тест смысложизненных ориентаций (ТСЖО) и тест ценностных ориентаций М. Рокича. Для сбора сведений социологического характера использовалась специально разработанная социологическая анкета «Статус». С помощью программы «STATISTICА» была проведена статистическая обработка данных: подсчет первичных статистик, критерии различия между выборками Стьюдента (t-критерий) и Манна-Уитни, метод сравнения эмпирического и теоретического распределений при помощи критерия согласия х, 2-Пирсона, метод попарных сравнений величин Difference tests, дисперсионный, корреляционный, факторный и кластерный анализы. Использованные методы апробированы как в клинических условиях, так и в различных направлениях психологической практики и отличаются валидностью и взаимодополнительностью.

В диссертационном исследовании были использованы законодательные акты по вопросам труда и занятости, нормативно-методические документы, а также статистические данные Департамента федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу и Федеральной службы государственной статистики России.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для безработных характерны определенные индивидуально-психологические и клинико-психологические особенности, которые могут способствовать их дезадаптации и усиливать ее в неблагоприятных стрессовых ситуациях.

2. Существуют различные психологические типы безработных, определяющиеся клинико-психологическими и индивидуально-психологическими характеристиками.

3. Выделение психологических типов безработных дает возможность дифференцированно подходить к разработке психокоррекционных методов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что на основе комплексного клинико-психологического и индивидуально-психологического анализа выявлены системообразующие признаки, являющиеся факторами риска развития дезадаптации безработных.

Впервые на основе анализа выделены психологические типы безработных с учетом личностных и клинико-психологических характеристик.

Показана роль ценностного конфликта, представляющего собой рассогласование между значимой ценностью и возможностью ее достижения в реальности, в специфике дезадаптации безработных.

Впервые установлена взаимосвязь между определенным психологическим типом безработных и психологическими характеристиками, являющимися факторами риска дезадаптации. В общепсихологическом плане отмеченная взаимосвязь дополняет представления о психологических типах: в качестве основания классификации может быть принята степень адаптации-дезадаптации к окружающей среде в неблагоприятной стрессовой ситуации.

Научно-теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений о психологических механизмах адаптации и дезадаптации у лиц, находящихся в пролонгированной стрессовой ситуации.

Апробация работы. Результаты исследования по заявленной теме диссертации были изложены на заседаниях кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ.

На базе полученных эмпирических данных была выполнена научно-исследовательская работа (НИР) по теме «Социологическое и социально-психологическое исследование дезадаптационных расстройств безработных Санкт-Петербурга и разработка рекомендаций по их адаптации на новом рабочем месте», прошедшая конкурсный отбор в Комитете по науке и высшей школе Правительства Санкт-Петербурга и получившая поддержку в виде гранта.

Разработанные рекомендации по адаптации безработных к будущей работе были направлены в Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу для практического применения.

Результаты диссертационного исследования и НИР опубликованы для широкого оповещения общественности в других регионах России и за рубежом.

Основные результаты диссертации отражены в восьми научных публикациях. Результаты исследования представлены на научно-практических конференциях «Ананьевские чтения — 99» (факультет психологии СПбГУ, Санкт-Петербург, 1999), «Психология XXI века» (факультет психологии СПбГУ, Санкт-Петербург, 2005), «Психология XXI века» (факультет психологии СПбГУ, Санкт-Петербург, 2006), «Ананьевские чтения — 2007» (факультет психологии СПбГУ, Санкт-Петербург, 2007).

Структуру диссертационного исследования составляют введение, три главы основной части, заключение и выводы. Основное содержание выстроено в соответствии с последовательностью выполнения поставленных основных задач, которые требовали решения. Поэтому в первой главе представлен обзор публикаций по проблемам безработицы и ее психосоциальным эффектам, рассмотрены особенности безработных, как специфической социальной категории, дан анализ состояния разработанности темы диссертации. Вторая глава представляет собой характеристику основной выборки безработных и трех контрольных групп (работающих лиц, пациентов с невротическими расстройствами и безработных 90-х годов), описание психодиагностических методик и основных статистических методов обработки данных, применявшихся в данном исследовании, а также краткое поэтапное описание проведения исследования. Третья глава содержит результаты сравнительного анализа безработных разных лет, современных безработных с работающими лицами и пациентами с невротическими нарушениями, процедуру выделения.

выводы.

Основные итоги проведенного диссертационного исследования сформулированы в следующих выводах:

1) Выявлены психологические особенности безработных, предрасполагающие к психической дезадаптации: агрессивность, эмоциональная лабильность, неустойчивость настроения, повышенная возбудимость и чувствительность, высокий уровень тревожности, экстернальный локус контроля.

2) В структуре психической сферы безработных отмечается доминирующее влияние конфликта ценностей, определяющегося рассогласованием между имеющейся потребностью в достижении значимой ценности и возможностью реализации этой ценности в действительности. Тенденция к актуализации интрапсихического конфликта возрастает в новой, необычной ситуации.

3) Выделены общие у безработных лиц и пациентов с невротическими расстройствами личностные особенности, выражающиеся в снижении жизненного интереса, недооценке прожитой части жизни, недостатке жизненных целей, низкой способности управлять своей жизнью, в агрессивных реакциях, неустойчивости эмоционального фона, пренебрежении к общепринятым нормам и ценностям, конфликтности с окружающими. Указанные черты являются свидетельством наличия у безработных риска психической дезадаптации по невротическому типу.

4) Безработные люди характеризуются снижением интереса к жизни, низкой оценкой пройденного жизненного пути, недостатком или отсутствием целей в будущем, низкой способностью осуществления контроля над своей жизнью, что свидетельствует об имеющихся трудностях в нахождении смысла жизни.

5) Мотивационная сфера безработных отличается неоправданными ожиданиями успеха в предстоящей профессиональной деятельности при отсутствии намерений что-либо предпринимать для избегания неудачи или ее последствий, что может значительно затруднять их адаптацию на новом рабочем месте.

6) На основе ключевых системообразующих признаков были получены психологические типы безработных: тип, А с выраженными чертами психической дезадаптации, проявляющимися в агрессивности, конфликтности, низком самоконтроле, склонности к аффективным реакциямтип Б с выраженной тревожностью, с повышенным самоконтролем, избыточной самокритичностью, неуверенностью в себе и чрезмерной ориентацией на социальные нормы и ценноститип Г с выраженными чертами пассивности, зависимости, несамостоятельности, склонности к поиску эмоциональной привязанности и поддержкитип В с выраженным самоконтролем и эмоциональной устойчивостью, ориентированный на социальные нормы и ценности, активный, способный к открытой коммуникации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Безработица в России стала реальным фактом действительности и продолжает укреплять свои позиции, поэтому остается актуальным поиск путей оказания эффективной психологической поддержки и помощи безработным гражданам. Очевидно, что предложить действенные меры защиты незанятого населения невозможно без отечественных исследований психологического аспекта проблем безработицы, без построения психологической классификации безработных и ее учета при разработке соответствующих психокоррекционных программ реабилитации и поддержки безработных, без учета влияния своеобразия экономической ситуации в России, российского менталитета. Разразившийся недавно мировой финансовый кризис оказал негативное влияние на экономику ведущих мировых держав, не стала исключением и Россия. В связи с начавшимся высвобождением занятого населения с предприятий, не выдержавших кризиса, и пополнением армии безработных во многих странах данное исследование приобретает особую значимость.

Результаты диссертационного исследования имеют практическое применение, состоящее в следующем:

1) Разработан диагностический комплекс для выявления личностных и клинико-психологических характеристик безработных.

2) Полученные результаты могут использоваться в цикле лекций для студентов и работников службы трудоустройства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. тысяч человек обратились за содействием в трудоустройстве в службу занятости в 2002 году // Управление персоналом. 2003. № 6. С. 64.
  2. Абульханова-Славская К. А. О путях построения типологии личности // Психол. журнал. 1983. Т. 4. № 1. С. 14−30.
  3. Абульханова-Славская К. А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. -М.: Наука, 1990. С. 18−33.
  4. Абульханова-Славская К. А. Типология личности и гуманистический подход // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 27−48.
  5. Е. Рынок-93: виды на безработицу // Социальная защита. 1993. № 8. С. 38−41.
  6. Ю. А. Пограничные психические расстройства. — (Руководство для врачей). -М.: Медицина, 1993. 400 е.: ил.
  7. Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Изд-во «Наука», 1976. — 272 с.
  8. . Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001.-272 с.
  9. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психол. журн. 1994. Т. 15. № 1. С. 3- 18.
  10. Л. И. Системный подход в психологии личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. С. 61−77.
  11. Р. И. Поиск работы (домашний психолог XXI века). М., ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2001. — 192 с.
  12. Е. Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психол. журн. 1984. Т. 5. № 3. С. 152 162.
  13. В. Д. Психическое отражение: Элементы теоретической психологии. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 376 с.
  14. С. Ю. Неформальная экономика и система ценностей россиян // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 57−62.
  15. С. Ю. Формальное и неформальное трудоустройство: парадоксальное сходство на фоне очевидного различия // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 3−8.
  16. Бартенева 3. С. Формирование мотивации у безработных граждан. М., 2004. Электронная версия: http://www.uhi-.ru/index/find/orientation/7756,0.html.
  17. И. Допустимый уровень безработицы. Как его определить? // Человек и труд. 1994. № 6. С. 19−23.
  18. О. Б. Анализ событийной структуры жизненного пути личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 169−178.
  19. М. А., Соломин И. Л., Ткачев М. И. Азбука профориентации. Как молодому человеку преуспеть на рынке труда. СПб.: «Литера плюс», 1997.-335 с.
  20. М. А., Соломин И. Л., Чернейко Д. С. Ты и твоя профессия. Как сделать карьеру в XXI веке. — СПб.: ООО «Издательский дом «РОСТ», 2000. 334 с.
  21. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  22. Ф. Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М.: Медицина, 1976. — 176 с.
  23. Ю. А., Кудрявцев И. А. Смысловая сфера сознания и самосознания успешных и неуспешных менеджеров среднего звена // Психол. журнал. 2003. Т. 24. № 1. С. 91- 103.
  24. . С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  25. Е. Потеря работы: мужчины и женщины // Управление персоналом. 2000. № 12. С. 42−45.
  26. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  27. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во МГУ, 1985. — 200 с.
  28. Л. И., Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации у педагогов массовых школ: Пособие для врачей и психологов. СПб.: Изд-во Психоневрологического ин-та им. В. М. Бехтерева, 1996. — 58 с.
  29. Л. И., Щелкова О. Ю. Медицинская психодиагностика: теория, практика и обучение. СПб.: Филологический факультет СПбГУ- М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 736 с.
  30. В. Профилирование безработных// Работа & зарплата. -Сыктывкар, 2004. Электронная версия: http://www.zarplata.ru/book/articles/articlesworkman/wview/1706.аБрх.
  31. Н. Е., Жукина Е. В. Копинг-стратегии как фактор профессиональной адаптации // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 8 / Под ред. Л. А. Коростылевой. -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004. С. 242−254.
  32. И. А., Галицына О. В., Гребенников В. А., Знакова Т. А. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы // Вопросы психологии. 1999. № 4. С. 43−51.
  33. В. М. Ко-терапевтическая компьютерная система «Келли-98»: Метод, руководство. СПб.: ГП «Иматон», 1997. — 144 с.
  34. В. А. Системные описания в психологии. Л.: Изд-во Ленинг. ун-та, 1984.- 176 с.
  35. П. Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. -Н. Новгород: Изд-во НГМА, 2000. 124 с.
  36. Ю. В., Дановский С. Л., Громова Е. Е. Стили поведения сотрудников Службы занятости в общении с безработными России // Социологические исследования. 2001. № 1. С. 73−79.
  37. М. Г. Безработица в России: сущность, формы, социальные последствия в условиях перехода к рынку /Под ред. А. И. Муравьева: монография. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1995. — 163 с.
  38. М. Г. Социология безработицы: Учебное пособие. -СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996. 84 с.
  39. Н. С., Колобкова А. И., Печеркина А. А. Психология безработицы: введение в проблему. Издание 2-е, дополненное М.: Московский психолого-социальный институт, 2003. — 84 с.
  40. Голенкова 3. Т., Игитханян Е. Д. Безработные: особенности российского бытия // Социологические исследования. 2001. № 5. С. 6776.
  41. А. А., Пошевнев Г. С., Плюснин Ю. М. Структура поведения безработного // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 99−109.
  42. Л. А., Клопов Э. В. Социальные эффекты и структура безработицы в России // Социологические исследования. 2000. № 1. С. 24−34.
  43. Г. Г. Личность и профессия: Профессионально-личностная реадаптация в условиях «тройного» кризиса: Монография. -Челябинск: Изд-во Челябинского государственного педагогического ун-та, 2001.-401 с.
  44. И. М. Ценностно-мотивационные проявления личности безработных в процессе вторичной профессионализации: Автореф. канд. дисс. Казань, 1999. — 17 с.
  45. А. В. Индивидуальная защита от безработицы. М.: «Белый город (Т. Р. И.) при участии ЦРИБ «Дельфин», 1992. — 96 с.
  46. В. Е. Применение теста репертуарных решеток в группе // Социологические исследования. 2004. № 10. С.93−99.
  47. С. Л. Социологическая и психологическая характеристика безработных// Социологические исследования. 1994. № 5. С. 82−89.
  48. С. Л., Карташов С. А. Социальная динамика безработицы в Москве//Социологические исследования. 1998. № 12. С. 44−47.
  49. И. Ф. Методы социологического исследования. -Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998. — 208 с.
  50. А. Н. Достижение успеха в ситуации безработицы // Социологические исследования. 2002. № 11. С. 46−57.
  51. А. Н. О психологическом профилировании безработных граждан // Человек и труд. 2003. № 10. С. 31.
  52. А. Н. Психологические факторы восстановления трудовой занятости //Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 19−28.
  53. А. Н., Попова И. П. Способы адаптации безработных в трудной жизненной ситуации // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 35−36.
  54. О. М., Ратникова М. А. Профессиональная мобильность: кто и как принимает решение сменить профессию // Социологические исследования. 1997. № 11. С. 48−54.
  55. О. П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Псков: Изд-во Псковского областного ин-та усовершенствования учителей, 1994. — 280 е., ил.
  56. В. В., Ляпунова Е. Ю. Молодежь и безработица. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1997. — 64 с.
  57. В. Б. Психологические типы безработных и меры повышения их адаптационного потенциала при трудоустройстве // Вестник психотерапии. 2007. № 20 (25). С. 28−41.
  58. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 20 апреля 1996 года № Зб-ФЗ, от 21 июля 1998 № 117-ФЗ).
  59. И. Безработица: зло или благо // Человек и труд. 1993. № 3. С. 6−12.
  60. И. Е. Труд, занятость, безработица. М.: Изд-во Деп. труда и занятости Правительства Москвы, 1992. — 158 с.
  61. И. О цене труда и безработице // Вопросы экономики. -1993. № 12. С. 53−56.
  62. Т. М. Основные принципы формирования европейской стратегии занятости // Труд за рубежом. 2001. № 4. С. 3−17.
  63. А. Г. Критерий отношение к труду. — Казань: Изд-во КФЭИ, 2000. — 88 с.
  64. С. Б. Психология потребностей: Учеб.-метод. пособие. — Тамбов: Тамб. ун-т им. Г. Р. Державина, 1996. 80 с.
  65. . Д. Неврозы. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1990. — 576 е., ил.
  66. Т. Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен // Психол. журнал. 1988. Т. 9. № 5. С. 120−128.
  67. А. Психопатология неврозов. Варшава: Польское медицинское изд-во, 1975. — 400 с.
  68. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. -М.: Наука, 1983. 368 с.
  69. В. А. Тренинг внутренней мотивации. СПб.: Речь, 2005. -76 с.
  70. Клиническая психология и психофизиология. Учебное пособие / Под ред. Г. М. Яковлева. СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. — 296 с.
  71. Г. А., Фаузер В. В. Социальный менеджмент: стратегия занятости, безработица, миграция: Учеб. пособ. — Сыктывкар: Изд-во Сыктывкарского ун-та, 1999. 72 с.
  72. В. И. Особенности личностной организации времени жизни личности // Гуманистические проблемы психологической теории. М.: Наука, 1995. С. 179−184.
  73. А. Е., Слуцкий Е. Г. Безработица среди подростков и молодежи. (Состояние. Проблемы. Пути решения). СПб.: ИСЭП РАН, 1993. — 72 с.
  74. Кодекс законов о труде Российской Федерации // Сборник законодательных актов Российской Федерации № 2. СПб.: Изд-во «Акционер», 1992. -42 с.
  75. И. М. Поведение на рынке труда: анализ трудовых биографий // Социологические исследования. 1997. № 4. С. 55−64.
  76. П. М. Некоторые тенденции адаптационных процессов в сфере труда // Социологические исследования. 2005. № 9. С. 37−48.
  77. И. Г. Методика изучения трудовой мотивации: Учеб.-метод, пособие для студентов фак. психол. гос. ун-тов. М.: Изд-во Моск. унта, 1990.-56 с.
  78. Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы // Человек и труд. 1997. № 10. С. 90−92.
  79. Компетентный работник на рынке труда, как результат работы системы образования. М., 2004. Электронная версия: http://www.eurasia.msk.ru/applications/RoundTable-LabourMarket.doc.
  80. Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. СПб.: Изд-во «Речь», 2005. — 222 с.
  81. Т. В. Исследование феномена безработицы отечественной наукой (по материалам фондов диссертационного отдела РГБ) // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 145−150.
  82. Л. В. Личностный фактор в преодолении стресса // Актуальные проблемы психологической теории и практики. Выпуск 14 / Под ред. д-ра психол. наук А. А. Крылова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1995. С. 92−99.
  83. Л. В. Психологическое исследование. СПб.: Наука, 1994. -119 с.
  84. Л. В., Стрельцов Н. М. Особенности стресса у безработных // Человек в изменяющемся мире: социальные и психологические проблемы. Материалы научной конференции 20−23 апреля 1993 г. / Отв. ред. Б. Д. Парыгин. Ч. I. СПб., 1993. С. 112−114.
  85. Н. «Группа риска» и проблемы застойной безработицы // Человек и труд. 1993. № 10. С. 67−76.
  86. Н. И. Ценности, группы интересов и трансформация российского общества // Социологические исследования. 1997. № 3. С. 14- 24.
  87. Н. Н. Влияет ли безработица на вселяемость вынужденных мигрантов в восточные регионы России // Социологические исследования. 2003. № 4. С. 78−87.
  88. К., Фельдман Д. Как справиться с потерей работы. (Сокр.пер. с англ.) М.: Нива России, 1995. — 176 с.
  89. Д. А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). — М.: «Смысл», 1992. 16 с.
  90. . Ф. Система наук о человеке // Психологический журнал. -1987.-Т. 8. -№ 1.-С. 3−13.
  91. . Ф. Проблемы и стратегия психологического исследования. -М.: Наука, 1999.-204 с.
  92. Н. А. Региональный вуз и рынок труда: проблемы адаптации (На примере Читинской области) // Социологические исследования. 2003. № 2. С. 68−72.
  93. О. Г., Лукашов А. И. Криминальное лицо безработицы // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 110- 114.
  94. В., Тихонова Е., Лаптев А. Психологическая помощь как элемент профориентации молодежи // Человек и труд. № 3. 2001. С. 5658.
  95. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Изд-во «Петроком», 1992. -320 с.
  96. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. 2-е изд. на русск. яз. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. научно-исследовательского психоневрологического института им. В. М. Бехтерева, 1996. — 256 с.
  97. В. С., Ибрагимова К. А. Мотивы граждан, обращающихся в органы по трудоустройству населения// Мотивация и поведение человека в сфере труда. Сб. научн. трудов. М.: НИИ труда. 1990. С. 38−61.
  98. М. И. Мотивация труда персонала и эффективность управления // Управление персоналом. 2003. № 6. С. 22−25.
  99. А. Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 16−24.
  100. Е. Ю. Особенности психологического времени безработных // Вопросы психологии. 2005. № 6. С.55−62.
  101. С., Лахельма Э. Безработные и больные: некоторые проблемы и результаты финского исследования по безработице // Труд и общество. Материалы сов.- финского семинара по социологии труда. -М.: Ин-т социологических исследований, 1988. С. 74−94.
  102. А. Мотивация и личность. Пер. с англ. — СПб. и др.: Питер, 2003.-351 с.
  103. И. Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы. (Полемико-экономический аспект). -М.: Экономика, 1990. 207 с.
  104. В. И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Руководство по физиологии. Экологическая физиология. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. М.: Наука, 1979. С. 625−671.
  105. Медицинская психология: новейший справочник практического психолога / сост. С. Л. Соловьева. М.: ACT- СПб.: Сова, 2007. — 575, 1. е.: ил.
  106. О. В. Формирование активной трудовой мотивации как аспект деятельности социального государства. Нижний Новгород, 2006. Электронная версия: http://www.unn.ru/rns/fl4/k2/students/hopes/ll.htm.
  107. Н. Б. Опыт психологического исследования ситуации безработицы // Социологические исследования. 1998. Т. 19. № 6. С. 91 102.
  108. Модифицированная программа курса «Новый старт» для Санкт-Петербургской службы занятости (методическое пособие). — СПб.: Изд-во Комитета по занятости населения Санкт-Петербурга, 1997. 48 с.
  109. Мониторинг социально-экономической ситуации и состояния рынка труда Санкт-Петербурга. Информационно-аналитический бюллетень. 1996. № 2.-88 с.
  110. Мониторинг эффективности профессионального обучения безработных: Методика проведения социологическоо исследования / С.
  111. А. Константинов, А. П. Гаврилов, JL В. Константинова и др. Саратов: Изд-во Повол. фил. Рос. учеб. центра, 1997. — 56 с.
  112. К. Удовлетворенность жизнью, ощущение счастья, переживание смысла собственного бытия // Рабочий класс СССР на рубеже 80-х годов. Ч. 2. М.: Ин-т междунар. раб. движения АН СССР, 1981. С. 181−198.
  113. В. Н. Личность и неврозы. Л.: Из-во Ленинградского ун-та, 1960.-428 с.
  114. В. Н. Психология отношений: Под редакцией А. А. Бодалева / Вступительная статья А. А. Бодалева. — М.: Из-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Из-во НПО «МОДЭК», 2003.-400 с.
  115. И. Ю. Психологическая коррекция психических состояний женщин клиентов службы занятости: Автореф. канд. дисс. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. — 25 с.
  116. В. Г. Методы исследования характера личности. Тбилиси: Изд-во «Мецниереба», 1975. — 244 с.
  117. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. -СПб.: Речь, 2004.-392 с.
  118. А. Д., Тарасов С. Г. Применение математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. -208 с.
  119. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства // Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем: МКБ-10 (10-й пересмотр). М.: Медицина, 1995. Т. 1.С. 343−354.
  120. А. А. Рынок труда: занятость и безработица. М.: Международные отношения, 1991. — 180, 1. с.
  121. Т. Г. Особенности трудовой мотивации в переходной экономике. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001. — 278 с.
  122. Г. И. Семьи безработных и семейная политика // Социологические исследования. 1997. № 1. С. 79- 82.
  123. А. К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. № 1. С. 92- 104.
  124. Официальный портал Федеральной службы государственной статистики России (Росстат). М., 2005. Электронная версия: http://www.gks.ru/wps/portal.
  125. Официальный сайт Управления федеральной государственной службы занятости населения по Санкт-Петербургу. СПб., 2004. Электронная версия: http://www.rspb.ru.
  126. Л. Стрессовые состояния у людей, потерявших работу // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. С. 126−130.
  127. В. П. Психологические проблемы профессиональной переориентации взрослых // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 79−89.
  128. Ю. М. Социально-психологическая характеристика личности безработных женщин//ЭКО. 1996. № 1. С. 256−262.
  129. Ю. М., Пошевнев Г. С. Социальная психология безработного. Новосибирск: ЦСА, 1997. — 84 с.
  130. Подготовка руководителей Клуба / Клуб ищущих работу. Пособие для преподавателей. М.: Изд-во Федеральной службы занятости России, 1996.-236 с.
  131. Г. С. Безработица как социальное явление. — Новосибирск: ЦСА, 1997.- 18 с.
  132. Практикум, по возрастной психологии: Учеб. Пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. — 694 с.
  133. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — 232 е., ил.
  134. Психологическая энциклопедия. 2-е изд. / Под ред. Р. Корсини, А. Ауэрбаха. СПб.: Питер, 2003. — 1096 е.: ил.
  135. Психология индивидуальных различий Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. 320 с.
  136. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  137. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б. Д. Карвасарского. — 3-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2006. — 944 с.
  138. В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. Учебное пособие. М.: Наука, 1995.-237 с.
  139. С. Служба занятости: природа, назначение, функционирование/ пер. с фр. И. А. Дунаевой. М.: Центр учебных и информационных технологий, 1993. — 300 с.
  140. Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: ВЛАДОС, 1995. — 529 с.
  141. П. Ф. Биологическая статистика. Минск: «Вышэйшая школа», 1967. — 328 с.
  142. С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. II. М.: Педагогика, 1989. — 328 с.
  143. С. JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы психологии. № 4. 1986. С. 99−108.
  144. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М.: Изд-во АН СССР, 1959.-347 с.
  145. С. JI. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности / Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. — М.: Педагогика, 1976. С. 240−250.
  146. О. В., Третьякова О. Ф. Использование репертуарных методик для анализа профессиональной эффективности работника // Социологические исследования. 1997. № 10. С. 126−130.
  147. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 262 с.
  148. Г. Очерки об общем адаптационном синдроме. Перевод с англ. -М.: Медгиз, 1960. 254 с.
  149. С. Б. Предболезненные психические расстройства. Л.: Медицина, 1987. — 18 с.
  150. В. Я. Основы персонологии. М.: Академический проект, 2001. -476 с.
  151. Е. П. Безработные в структуре общества // Социологические исследования. 1998. № 7. С. 59−67.
  152. Е. П., Хасаев Г. Р. Региональная безработица: опыт социологического исследования / Под общ. ред. доктора экономических наук, профессора Л. Л. Рыбаковского. М.: ИСПИ РАН, 1997.-240 с.
  153. Е. В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 е., ил.
  154. Л. Н. Введение в психологию индивидуальности. М.: ИПП -ИСП, 2000.-512 с.
  155. О. С. Инновационные диспозиции личности, их взаимосвязь и влияние на отношение к социальным изменениям: Дис.. канд. психол. наук. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1991. 1988 с.
  156. . И., Белова Е. В. Эмоции и патология сердца. М.: Наука, 1983.-304 с.
  157. Г. Н. Занятость и безработица в условиях рыночной модернизации // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 77−81.
  158. Г. Н. Социальная политика государства в сфере труда и трудовых отношений // Социологические исследования. 2004. № 4. С. 60−63.
  159. Г. Н. Социальные издержки безработицы и пути их снижения // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 65−68.
  160. Г. Н., Кобяк О. В. Нерегистрируемая безработица в Беларуси // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 25−33.
  161. Г. Н., Леверовская Я. В. Социально-профессмональные ориентации безработных в условиях формирующегося рынка труда / Научн. ред. Е. М. Бабосов. Минск: Ин-т социологии Академии наук Беларуси, 1993. — 90 с.
  162. А., Шолохов И. Профилирование безработных // Человек и труд. 2001. № 3. с. 54−55.
  163. И. Л. Динамика мотивации безработных женщин. СПб., 1996. Электронная версия: http://delta-ya.narod.ru/res2.html.
  164. Социально-трудовая адаптация подростков и молодежи в условиях рыночной экономики. Профессиональная ориентация: специфика предмета и средств деятельности / Под ред. В. В. Быкова. М.: ЦПО и ММРТ, 2000. — 154 с.
  165. Страхование на случай безработицы в Западной Европе и США. -СПб.: Министерство торговли и промышленности. Отдел промышленности, 1908. -248 с.
  166. С. Г. Основы применения математических методов в психологии: Учебное пособие. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. -116 с.
  167. А. Н. Биржи труда. СПб.: Книгоиздательство «Жизнь и знание», 1916. — 64 с.
  168. Технология работы Клуба / Клуб ищущих работу. Для руководителей Клуба. М.: Изд-во Федеральной службы занятости России, 1996. -168 с.
  169. Труд и занятость в России: Статистический сборник/ Госкомстат России. М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2001.-580 с.
  170. М. В., Воловская Л. К., Плюснина Л. К. Социально-трудовые ожидания незанятых людей и их отношение к вторичной занятости // Социологические исследования. 2003. № 7. С. 16−33.
  171. К. О классовом характере безработицы и путях ее снижения // Социологические исследования. 1997. № 5. С. 67−75.
  172. Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1.С. 107−117.
  173. К. А. Ценностно-нормативный аспект безработицы // Социологические исследования. 1995. № 9. С. 69−74.185.186.187.188,189.190 191.192,193 194 195 196 197
  174. Философский словарь / Под. ред. И. Т. Фролова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Политиздат, 1991. — 560 с.
  175. В. Психотерапия на практике: Пер. с нем. СПб.: Речь, 2001. -256 с.
  176. В. Теория и терапия неврозов. СПб.: Речь, 2001. — 234 с. Франкл В. Человек в поисках смысла. Перевод с англ. и нем. — М.: Прогресс, 1990.- 366, 1.с.
  177. Ю. Р. Ценности в сфере труда: особенности и факторы безработицы // Социологические исследования. 2003. № 5. С. 84−88. Ханин Ю. Л. Исследование тревоги в спорте // Вопросы психологии. 1978. № 6. С.94−106.
  178. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т.: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1986. — Т. 2. — 398 с.
  179. X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  180. Л. А. Трудовая мотивация и занятость // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. 1996. № 4. С. 31−38.
  181. Н. В. Социальные проблемы безработных (Новосибирская область) // Социологические исследования. 1996. № 11. С. 91−98.
  182. В. Э. Психологические составляющие оптимального смысла жизни // Вопросы психологии. 2003. № 3. С.3−14.
  183. П. А. Незанятые: настроения, ожидания, намерения. Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1996. — 120 с.
  184. В. Я. Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара: Изд-во Самарского ун-та, 1995. — 330 с.
  185. А. Е. et al. Job search activities: An examination of changes over time // Pers. Psychol. 1994. V. 47. N 4. P. 739−765.
  186. Bartley Mel. Umenployment and ill health: understanding the relationship // J. Epidemiol, and Community Health. 1994. 48. № 4. P. 333- 337.
  187. Bond M., Feather N. Some correlates of structure and purpose in the use of time // J. Pers. and Soc. Psychol. 1988. V. 55. N 2. P. 321−329.
  188. Coping and Adaptation. N. Y., 1974.
  189. Darity W. Jr., Goldsmith A. N. Social psychology, unemployment and macroeconomics // Journal of Economic Perspectives. 1996. V. 10. № 1. P. 121−140.
  190. Darity W. Jr., Goldsmith A. N. Unemployment, social psychology and unemployment hysteresis // Journal of Post Keynesian Economic. 1993. V. 16. № 1. P. 55−73.
  191. Erikson E. H. Identity. Youth and crisis. N. Y., 1968.
  192. N. Т., J’Brien G. E. A longitudical study of the effects of employment and unemployment on school-leavers// Journal of Occupational Psychology. 1986. Vol. 59. № 2. P. 121−144.
  193. Feather N. The psychological effects of unemployment. N. Y.: Springer, 1990.
  194. Feather N., Bond M. Structure and purpose in the use of time // Psychology of future orientation. Lublin, 1994. P. 121−140.
  195. Feldman D., Brett J. Coping with New Jobs // Academy of Management Journal. 1983. Vol. 26.
  196. Fryer D., Ullah P. Unemployed people: Social and Psychological Perspectives. Milton Keynes: Open University Press. 1987.
  197. Granovetter M. Getting a job: A study of contacts and careers. Cambridge: Harv. Univ. Press, 1974.
  198. Hays J., Nutman P. Understanding the Unemployed: The Psychological Effects of Unemployment. London, N. Y. 1981.
  199. Jagoda M. Economic recession and mental health: some conceptual issues // J. of Social Issues. 1988. V. 44. N4. P. 13−23.
  200. Jagoda M. Employment and unemployment: a social-psychological analysis. Cambridge, 1982.
  201. Jagoda M. Work, employment and unemployment: Values, theories and approaches in social research // Am. Psychologist. 1981. V. 36. № 2. P. 184 191.
  202. Jagoda M., Lazarsfeld P. F., Zeisel H. Marienthal: The Sociography of an unemployed community. N. Y.: Aldine-Atherton, 1972.
  203. Kanfer R., Wanberg C. R., Kantrowitz T. M. Job search and employment: A personality-motivational analysis and meta-analitic review // J. Appl. Psychol. 2001. V. 86. N 5. P. 311−342.
  204. Kessler R. et al. Effects of unemployment on Health // The Journal of Social Issuer. 1995. Vol. 44.
  205. Kieselbach T., Svensson P. G. Health and social policy responses to unemployment in Europe // J. Soc. Iss. 1988. V. 44. N 4. P. 173−193.
  206. Kinicki A. J., Latack J. C. Explication of the construct of coping with involuntary job loss // J. of Vocational Behavior. 1990. V. 36. N 3. P. 339 360.
  207. Kinicki A. J., Prussia G. E., McKee F. M. A panel investigation of coping with job loss // Academy of Management Proceedings. 1997. P. 325−329.
  208. Kinicki A. J., Prussia G. E., McKee F. M. A panel study of coping with involuntary job loss // Acad. Manag. J. 2000. V. 43. N 1. P. 311−342.
  209. Latack J. C., Dozier J. After the ax falls: Job loss and career transition // Acad. Manag. Rev. 1986. V. 11. N 2. P. 90−100.
  210. Latack J. C., Kinicki A. J., Prussia G. E. An integrative process model of coping with job loss // Acad. Manag. Rev. 1995. V. 20. № 2. P. 311−342.
  211. Lazarus R. S. Forward // Eckenrode J. (Ed.) The social context of coping. N. Y.: Plenum. 1991. P. IX.
  212. Lazarus R. S. Psychological stress and coping process. N.Y.: McGraw-Hill, 1966.
  213. Lazarus R., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y.: Springer, 1984.
  214. Malinvaud E. Mass unemployment. Worcester, 1984.
  215. Marcia J. E. The importance of conflict for adolescent and lifespan development // Conflict and development in adolescence / Leni Verhofstand-Deneve et al. (Eds.) Leiden University, DSWO Press, 1996.
  216. Moos R. H., Schaeffer J. A. Life transitions and crises: A conceptual overview // Moos R. H. (Ed.) Coping with life crises. N. Y. Plenum, 1986.
  217. Norman T. The psychological impact of unemployment. London, 1990.
  218. Pierce G. R., Sarason I. G., Sarason B. R. Coping and social support // Handbook of coping: Theory, research, applications / Zeidner M., Endler N. S. (eds.) N. Y.: John Wiley & Sons, 1996.
  219. Porket J. L. Work, employment and unemployment in the Soviet Union. Oxford, 1990.
  220. Ronka A., Pulkkinen L. Accumulation of problems in social functioning in young adulthood: a developmental approach // J. of Pers. and Soc. Psychol. 1995. V. 69. N2. P. 381−391.
  221. Schwefel D. Unemployment, health and health services // German-speaking countries. Soc. Science and Medicine. 1986. 22. № 4. P. 409- 430.
  222. The evaluation of unemployment and jobsearching behavior: a longitudinal study/ Taris Toon W., Heasink Jose A. M., Feij Jan A.// The Journal of Psychology. 1995. — 129, № 3. — C. 301−314.
  223. Wanberg C. R., Watt J. D., Rumsey D. J. Individuals without job: An empirical study' of jobseeking behavior and reemployment // J. App. Psychol. 1996. V. 81. № 1. P. 76−87.
  224. Warr P. Job loss, unemployment and psychological well-being // Role transitions, explorations and explanations / Ed. V. L. Allen & E. Van de Vliert. N. Y.: Plenum press, 1984. P. 262−285.
  225. Warr P. Work, unemployment and mental health. Oxford: Oxford university press, 1987.1. АНКЕТА «СТАТУС"1. Часть первая1. Ваш пол:1. мужской2. женский
  226. Ваш возраст (количество полных лет):3. Семейное положение:1. холост (не замужем)2. женат (замужем)3.в разводе4. вдовец (вдова)
  227. Сколько человек в Вашей семье?
  228. Кем Вы работали в последнее время?
  229. Форма собственности предприятия:1. государственное2. коммерческое3. общественная организация4. другое (указать)
  230. Среднемесячный доход на одного члена Вашей семьи (в тыс.руб.) с учетом доходов всех работающих членов семьи?
  231. Который раз Вы зарегистрированы как безработный?
  232. Сколько времени Вы зарегистрированы в службе занятости как безработный (если повторно, то указать общее время, А и сколько в последний раз — Б)?
  233. Имеются ли у Вас дополнительные источники дохода в настоящее время?1. систематически2. время от времени3. не имею1. Часть вторая
  234. Как Вы относитесь к самому себе:1. доволен собой2. в основном доволен3. не задумывался над этим4. не доволен собой
  235. Изменилось ли Ваше отношение к себе в связи с ситуацией безработицы?1. определенно улучшилось2. скорее улучшилось3. осталось прежним4. скорее ухудшилось5. определенно ухудшилось
  236. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?1.здоров2. болею не чаще других3. хуже, чем у большинства4. имею хронические заболевания5. имею инвалидность
  237. Как Вы оцениваете свои отношения в семье?1. теплые, доверительные2. сочувствующие3. нейтральные4. нет взаимопонимания
  238. Изменились ли Ваши отношения в семье в связи с ситуацией безработицы?1. стали определенно лучше2. немного улучшилось3. осталось прежним4. немного ухудшились5. стали заметно хуже
  239. Как Вы относитесь к своей семье?1. семья есть у всех2. семья это главное в жизни3. иметь семью важно, но есть нечто более важное
  240. Изменилось ли Ваше отношение к семье в связи с потерей работы?1. определенно улучшилось2. скорее улучшилось3. осталось прежним4. скорее ухудшилось5. определенно ухудшилось
  241. Как Вы относитесь к возможности вновь получить работу?1. очень хотел бы получить2. надеюсь, что получу3. меня это не очень волнует4. очень мало надежды5. потерял всякую надежду
  242. Какую работу Вы хотели бы получить?1. по полученному образованию2. по специальности с последнего места работы3. открыть собственное дело4. сменить профессию
  243. При выборе работы самое важное для Вас (один вариант ответа):1. высокая оплата2. соответствие интересам3. местоположение4. престижность5. самостоятельность6. наличие свободного времени7. другое (что именно указать)
  244. Как Вы относитесь к своему будущему?1. будущее лучше настоящего2. надеюсь на лучшее будущее3. не строю определенных планов на будущее4. вызывает тревогу5. не ожидаю изменений к лучшему
  245. Как Вы относитесь к окружающему, к людям (один вариант ответа)?1. меня все интересует, радует2. это определённо небезразлично мне3. мне все равно, кто и что меня окружает4. чувствую себя одиноко5. меня все раздражает
  246. Изменилось ли Ваше отношение к окружающему, к людям в связи с потерей работы?1. стало определенно лучше2. скорее улучшилось3. не изменилось4. скорее ухудшилось5. стало значительно хуже
  247. Как Вы оцениваете Ваш переход в статус безработного?1. как перемену к лучшему2. как неприятность, которую можно преодолеть3. не задумывался над этим4. как испытание5. как крушение надежд и жизненных планов
  248. Какие чувства Вы испытываете в связи с потерей работы?1.уверенность2. надежду3. неопределенность4. безразличие5. беспокойство6. отчаяние
  249. Сколько времени Вы оставались бы безработным при условии получения пособия по безработице в размере прожиточного минимума?1. до 1 мес.2. от 1 до 3 мес.3. до 6 мес.4. до одного года5. не работал (а) бы длительное время
  250. Как Вы относитесь к явлению безработицы в нашей стране?1. как позитивный сдвиг в экономике2. это неизбежно в новых экономических условиях3. не задумывался4. меня это беспокоит5. это стихийное бедствие
  251. Гистограммы распределения частот изменения отношения к себе в связи с потерей работы в группах безработныхо Iо ь о гоУ1. Безработные 1996−1997 гг.1. Безработные 2005 г.
  252. Дендрограмма кластерного анализа выделения кластеров безработныхпо личностным характеристикам
  253. Метод полной связи Евклидовы расстояния100 120 140со
  254. Расстояние объединения объектов в кластерыЪ
  255. Сравнение кластеров безработных по факторам ценностных ориентаций
  256. Межгрупповая сумма квадратов (МСК) Число степеней свободы МСК Межгрупповой средний квадрат Внутригруппо-вая сумма квадратов (ВСК) Число степеней свободы ВСК Внутригруппо-вой средний квадрат Р- отношение Фишера р-уровень значимости
  257. Внутреннее развитие взамен внешней реализации 4,7 3 1,6 85,3 70 1,2 1,29 0,2834
  258. Здравый смысл взамен семейных ценностей 1,3 3 0,4 77,6 70 1,1 0,38 0,7674
  259. Внутренняя гармония взамен внешней 5,9 3 2,0 73,2 70 1,0 1,87 0,1420
  260. Безответственность в отношении окружения 16,0 3 5,3 67,4 70 1,0 5,53 0,0018
  261. Приоритет здоровья взамен свободного творчества 10,1 3 3,4 57,1 70 0,8 4,13 0,0094
  262. Пассивность в связи с внутренними противоречиями 2,6 3 0,9 76,1 70 1,1 0,81 0,4948
  263. Самореализация взамен дружбы 5,3 3 1,8 91,0 70 1,3 1,36 0,2614о
  264. Сравнение кластеров безработных по факторам реализованное&trade- ценностных ориентаций
  265. Межгрупповая сумма квадратов (МСК) Число степеней свободы МСК Межгрупповой средний квадрат Внутригруппо-вая сумма квадратов (ВСК) Число степеней свободы ВСК Внутригруп-повой средний квадрат Г- отношение Фишера р-уровень значимости
  266. Реализованность собственного развития 7,4 3 2,5 63,2 70 0,9 2,74 0,0496
  267. Реализованность в семейной жизни 8,4 3 2,8 75,3 70 1,1 2,61 0,0583
  268. Реализованность в дружбе без обязанностей 3,6 3 1,2 62,3 70 0,9 1,35 0,2639
  269. Реализованность в труде 3,0 3 1,0 70,6 70 1,0 0,98 0,4054О
  270. Сравнение кластеров безработных по психологическим показателям (представлены только значимые отличия, р< 0,05)
  271. Межгрупповая Число Межгруппо- Внутригруппо- Число Внутригруппо- Р- Значимостьсумма степеней вои вая сумма степеней вой средний отноше- Р
  272. Психологические квадратов свободы средний квадратов свободы квадрат ниепоказатели (МСК) МСК квадрат (ВСК) ВСК Фишера
  273. Реактивная тревожность 1821,1 3 607,0 4341,6 70 62,0 9,79 0,0000
  274. Личностная тревожность 2976,2 3 992,1 2656,1 70 37,9 26,14 0,0000
  275. Осмысленность жизни 5318,1 3 1772,7 15 063,0 70 215,2 8,24 0,0001
  276. Цели 408,6 3 136,2 2572,1 70 36,7 3,71 0,0155
  277. Процесс 545,4 3 181,8 2129,3 70 30,4 5,98 0,0011
  278. Результат 316,4 3 105,5 1354,0 70 19,3 5,45 0,0020
  279. Локус контроля Я 339,7 3 113,2 962,5 70 13,8 8,23 0,0001
  280. Локус контроля жизнь 509,3 3 169,8 2263,4 70 32,3 5,25 0,0025
  281. Коммуникативные склонности 0,4 3 0,1 3,6 70 0,1 2,70 0,0525
  282. Организаторские склонности 0,3 3 0,1 2,2 70 0,0 3,04 0,0344
  283. Отношение к инновациям 141,9 3 47,3 1225,0 70 17,5 2,70 0,520 211
Заполнить форму текущей работой