Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционно дети-сироты в образовательном пространстве системы НПО-СПО представляют собой определенную группу обучающихся в составе смешанного разносоциального контингента, что изначально следует рассматривать как позитивную предпосылку для их успешной профессиональной подготовки и социальной адаптации как детей, в большинстве случаев выросших в условиях гомогенной среды. Редуцированность… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные подходы к профессиональному обучению и социализации детей-сирот в интернатных условиях профессионального колледжа
    • 1. 1. Социально-педагогические аспекты профессионального обучения детей-сирот в колледже
    • 1. 2. Особенности использования педагогических технологий в процессе социализации детей-сирот в колледже
    • 1. 3. Игровые педагогические технологии, как средство социализации детей-сирот в колледже
    • 1. 4. Педагогические условия социализации детей-сирот в колледже
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Реализация педагогических средств социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа
    • 2. 1. Структура и апробация педагогических технологий в колледже
    • 2. 2. Подготовка педагогов колледжа к социализации детей-сирот в новой образовательной среде
    • 2. 3. Мониторинг и результаты социализации в профессиональном обучении детей-сирот
  • Выводы по второй главе

Социализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена комплексом факторов обучения, воспитания и жизнедеятельности детей-сирот, нерешенностью в теории и практике профессионального образования процесса получения профессии, вхождения в социум детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей.

Предпосылки для проведения научных исследований по проблеме педагогического сопровождения обучения детей-сирот объективно назрели в системе социального воспитания и профессионального образования детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Анализ теоретических источников подтверждает, что большинство детей, относящихся к группе «социального сиротства», имеют особенности в чертах характера и поведения, среди которых наиболее часто встречаются: отсутствие коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими, эмоциональная неразвитость, несформированность эмпатии, деформация чувства собственного достоинства, узость кругозора, нежелание учиться, выбрать и осваивать профессию. В числе наиболее существенных факторов можно назвать, прежде всего, кризисные явления в семье: нарушение ее структуры и функций, рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни ряда семейпадение жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у взрослого населения, непосредственно отражающихся на детяхраспространение жестокого обращения с детьми в семьях и интернатных учреждениях при снижении ответственности за их судьбу.

Процесс обучения в колледже детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах, имеет особенности вследствие сочетания влияния на этот процесс институциональных особенностей интернатных учреждений и психолого-педагогических особенностей обучающихся.

Важнейший институт социализации личности — семья, у них, как правило, отсутствует, реальный состав агентов социализации ограничен кругом воспитанников учрежденияоказывается более значимой институциональная социализация в сочетании с отрицательными результатами воздействия традиционных механизмов в раннем периоде социализации во время пребывания в родительской неблагополучной семьенаблюдается дисгармония познавательных, психологических, социально-психологических и функциональных процессов, задержка или отсутствие решения некоторых естественно-культурных, социально-культурных, социально-психологических задач на определенных возрастных этапах.

Процесс профессионального обучения в колледже и дальнейшая социализация детей-сирот, их адаптация к новым условиям и последующая интеграция в общество протекают с большими трудностями. Ученые отмечают, что затруднен процесс социализации детей-сирот в колледже вследствие их длительного пребывания на полном государственном обеспечении в искусственно благополучных условиях детских интернатных учреждений. Своеобразная закрытость социального пространства учреждения, ограниченность социальных связей детей-сирот, сферы реализации усвоенных ими социальных норм и социального опыта, формирование единственной социально-ролевой позиции — позиции сироты — проявляются в будущем в том, что выпускники-сироты не хотят учиться дальше в учреждениях профессионального образования, ведут асоциальный и криминальный образ жизни или, наоборот, первыми становятся жертвами различного рода преступлений.

По данным статистики РОССТАТ, из 15 000 выпускников интернатных учреждений России в течение года на скамье подсудимых оказываются около 5000 человек, не имеют постоянного места жительства — 3000, кончают жизнь самоубийством — 1500. Эти данные подтверждаются наблюдениями за трудоустройством выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Москве и Московской области.

Именно поэтому вопрос разработки педагогических технологий и выбор соответствующих педагогических стратегий, форм, методов, методик и программ профессионального обучения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, становится приоритетным. Большая роль в данном контексте принадлежит научным исследованиям в этой области, создающим основы дляпринятия практических решений.

Степень разработанности проблемы складывается из концепций развития личностно-ориентированного педагогического образования (Г.А. Бордовский, B.JI. Матросов, A.B. Мудрик, В.А. Сластенин).

Особенности социализации детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, их социального становления, отражены в работах A.C. Белкина, Ю. Г. Грачева, В. И. Кавериной, В. В. Комарова, JI.C. Кочкиной, Б. А. Кугана, Л. И. Кундозеровой, Г. М. Сысоевой, Ю. О. Яблоновской, JI.P. Ягудиной и др.

В педагогических работах последнего десятилетия разработаны теоретические основы современного профессионального образования и профессиональной педагогики как особой области педагогических наук (Е.П. Белозерцев,.

A.Т. Глазунов, З. Г. Данилова, В. Г. Максимов, A.M. Новиков, М. С. Савина,.

B.А. Сластенин, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.).

Исследование (2006;2012г.г.), проведенное нами в колледжах города Москвы, показало наличие проблем в профессиональной подготовке учащихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Дети-сироты не готовы к профессиональному обучению и социальной адаптации в образовательном учреждении, так как: не умеют учитьсяне умеют взаимодействовать с социумомне могут найти работу после окончания колледжа, адаптироваться к профессиональной деятельности.

Анализ сложившейся педагогической практики профессионального обучения детей-сирот в колледже позволил выявить следующие противоречия:

— между необходимостью решения проблемы сопровождения процесса профессионального обучения детей-сирот, их социализации и адаптации в учреждениях профессионального образования и неготовностью существующей педагогической системы;

— между требованиями к формированию общих компетенций выпускников профессионального образования системы среднего профессионального образования (Федеральный Государственный Образовательный Стандарт третьего поколения) и неразработанностью комплекса педагогических технологий, обеспечивающих профессиональное, социальное и личностное становление детей-сирот;

— между неготовностью педагогических коллективов колледжей к работе по социализации с учётом специфики и особенностей профессионального обучения детей-сирот.

Проблема исследования заключается в разрешении указанных противоречий. Большинство педагогов, мастеров производственного обучения, воспитателей колледжей, где обучаются и проживают дети-сироты, не готовы к решению сложных профессиональных и социально-педагогических задач. Вместе с тем специфика этих учреждений и особенности контингента воспитанников предъявляют особые требования к профессиональной готовности педагогических кадров. В рамках традиционной системы обучения детей-сирот, эти проблемы, это также показал эксперимент 2006;2012гг., трудноразрешимы.

Указанные проблемы, анализ документов и публикаций, результаты исследования, анализ практики образовательных учебных заведений начального и среднего профессионального образования, в которых обучаются дети-сироты, определили актуальность выбранной темы диссертационного исследования: «Социализация детей-сирот в условиях профессионального колледжа».

Социализацию в исследовании мы рассматриваем, как процесс приобретения социального опыта, повышение готовности к профессиональной деятельности и самореализации.

Под самореализацией мы понимаем желание и стремление человека реализовать свои таланты и способности, проявить активную жизненную позицию.

Согласно статье 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в редакции от 7 августа 2000 года № 122-ФЗ) к числу детей-сирот относятся дети, у которых умерли оба или единственный родитель (одинокая мать).

К числу детей, оставшихся без попечения родителей, относятся те, кто остался без попечения, единственного или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлением их умершими, длительно болезнью родителей, препятствующей выполнению ими родительских обязанностей, отбыванием наказания в местах заключения и нахождения их под стражей в период следствия.

Цель исследования: разработать комплекс педагогических средств, обеспечивающих эффективность социализации детей-сирот в колледже.

Объект исследования: процесс социализации детей-сирот в колледже.

Предмет исследования: комплекс педагогических средств социализации детей-сирот в профессиональном колледже.

Гипотеза исследования: профессиональное обучение детей-сирот в системе среднего профессионального образования можно рассматривать в качестве средства социализации, если:

— осуществлено проектирование и разработка педагогических средств профессионального обучения (комплекса информационной, образовательной, личностно-ориентированной, индивидуальной, профессионально-деятельностной, игровой технологий), соответствующих потребностям рынка труда, требованиям мобильности и конкурентоспособности выпускника в современных условиях;

— обеспечено формирование и развитие общеучебных умений и навыков, социальных компетенций и готовности к профессиональной деятельности;

— осуществлена подготовка педагогического коллектива учреждения профессионального образования к использованию педагогических средств, обеспечивающих социализацию детей-сирот в условиях профессионального колледжа.

Цель и гипотеза определили следующие задачи исследования:

1. Провести анализ педагогических условий, обеспечивающих социализацию детей-сирот в профессиональном колледже.

2. Выявить комплекс педагогических средств, обеспечивающих эффективность социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа.

3. Разработать программу формирования общеучебных умений, навыков и социальных компетенций, обеспечивающую специфику процесса социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа.

4. Определить сущность и структуру готовности преподавателей, мастеров производственного обучения к использованию педагогических средств в процессе социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа.

Цель и задачи исследования

определили следующие основные источники исследования: философская, психологическая, социально-педагогическая литература по проблемам профессионального обучения и воспитания детей-сирот, позволившая определить специфику процесса профессиональной подготовки, социализации детей-сиротматериалы социологических исследований, предоставляющие возможность делать аргументированные выводыличный опыт практической работы. Информационной и фактологической базой исследования стали документы законодательного характера, решения коллегий Минобрнауки России по вопросам профилактики и преодоления последствий социального сиротства, по общим вопросам профессиональной подготовки и воспитания детей и молодежи.

Теоретико-методологической основой исследования: являются общедиалектические принципы взаимосвязи субъекта и объекта, процесса и результата, единичного, особенного и общего, единства преемственности и поступательности (традиции и новации) — системный подход к изучению педагогических процессов.

Исследование базируется на следующих концепциях и идеях:

— теоретической концепции социализации, социальной адаптации и социального воспитания детей-сирот и детей, находящихся в зоне социального риска в учреждениях начального и среднего профессионального образования (В.Г. Бочаров, A.B. Мудрик, A.A. Реан, B.JI. Цветков);

— теоретических положениях о сущности целостного педагогического процесса (Ю.К. Бабанский, В. П. Беспалько, В. В. Краевский, И.Я. Лернер);

— теориях развития личности ребёнка (Б.Г. Ананьев, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, Д.Б. Эльконин);

— педагогических технологиях подготовки специалистов (В.В. Гузеев, М. В. Кларин, Г. В. Лаврентьев, М. М. Левина, H.H. Михайлова, М. Б. Романовская, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин, С. С. Татарченкова и др.).

Методы исследования: теоретические (анализ исторической, педагогической, социологической литературы, официальных документов и программ, систематизация, моделирование, обобщение и сравнение) — эмпирические (изучение педагогического опыта, тенденций обновления деятельности современных инновационных учреждений начального и среднего профессионального образования, пролонгированная беседа, методы математической статистики, констатирующий и формирующий эксперименты, включающие наблюдение, анкетирование, устные и письменные опросы, экспертную оценку, диагностический мониторинг).

Экспериментальная база диссертационного исследования.

Диссертационное исследование проводилось с 2006 по 2012 годы на базе ГБОУ СПО Театрально-художественного колледжа № 60, Дома ветеранов сцены им. A.A. Яблочкиной и с 2009 года в ГБОУ СПО Колледже индустрии гостеприимства и менеджмента № 23, в ГБОУ СПО Технологическом колледже № 21. В исследовании приняли участие 265 обучающихся детей-сирот ГБОУ СПО КИГМ № 23, 126 обучающихся ГБОУ СПО ТХК № 60 (29 из нихдети-сироты), 125 обучающихся детей-сирот из ГБОУ СПО Технологического колледжа № 21, 35 преподавателей-исследователей и мастеров производственного обучения, 16 воспитателей общежития колледжа, 5 психологов и 3 социальных работника.

Организация и этапы исследования:

Первый этап (2006;2007 гг.) — подготовительный, в процессе которого осуществлялось определение целей и задач исследованиявыбор объекта и предмета исследованиявыдвижение основных гипотез исследованияизучение научной литературы по проблемам социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа, изучение педагогических средств, методов и технологий, осуществлялся сбор эмпирического материала.

Второй этап (2007;2010 гг.) — диагностический, в ходе которого проведены: диагностика психологического состояния детей-сиротписьменный опрос, тестирование учащихся и преподавателей колледжей, определены организационно-педагогические, психолого-педагогические и социально-педагогические условия социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжаописан социальный портрет обучающегося-сиротыразработана и апробирована программа формирования общеучебных умений, навыков и социальных компетенций, обеспечивающая социализацию детей-сирот в условиях профессионального колледжа.

Третий этап (2010;2012 гг.) — оформление результатов исследования, обобщение опытно-экспериментальной работы. Осуществлена экспериментальная проверка эффективности используемых педагогических средств социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа, формулирование выводов, оформление текста диссертации.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Обоснована сущность и выявлены особенности социализации детей-сирот в профессиональном колледже, такие как взаимосвязь социализации и профессионализации обучающихся, формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в процессе учебной и внеучебной деятельности, приобретение социального опыта в интернатных условиях проживания.

2. Обоснованы структура и содержание социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа (разработка педагогических технологий, внедрение игровых педагогических технологий, реализация программы формирования общеучебных умений, навыков и социальных компетенций, подготовка педагогического коллектива к работе с детьми-сиротами).

3. Разработан комплекс педагогических средств (информационных, образовательных, личностно-ориентированных, индивидуальных, профессионально-деятельностных, игровых), которые базируются на соединении инновационных подходов и методов обучения, обеспечивающих эффективность обучения детей-сирот в условиях профессионального колледжа (формирование социальных компетенций обучающихся, развитие профессиональных компетенций педагогов, формирование творческой направленности педагогов и учащихся).

4. Разработана и апробирована авторская методика построения «дерева компетенций» для социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа, разработан социальный портрет обучающегося-сироты, характеризующий сформированность профессиональных и социальных характеристик, таких как: коммуникабельность, готовность к профессиональной деятельности и самореализации, взаимодействие с социумом, умение учиться: управлять своим вниманием, владеть способностью воспринимать учебную информацию через аудиальный, визуальный, кинестетический каналы, развивать память, владеть восприятием пространства, времени, движения, осознавать закономерности логического мышления, овладевать технологией самостоятельной работы учащегося, рейтингового контроля, учебно-исследовательского сотрудничества.

5. Создана система непрерывного развития профессиональной компетентности педагогов и мастеров производственного обучения в процессе социализации детей-сирот, представленная элементами: конкурсный отбор преподавателей, контрактно-договорная система приема на работу, методика поощрения педагогических работников, программа аттестации, технология дифференцированного развития профессиональных качеств педагогических работников, включение педагогов в научно-исследовательскую и экспериментальную деятельность, функционирование временных научно-исследовательских коллективов, нацеленных на реализацию краткосрочных научно-исследовательских, экспериментальных, методических и образовательных проектов.

Теоретическая значимость исследования:

1. Теоретически обосновано и раскрыто содержание понятия «социализация» детей-сирот в системе профессионального образования.

2. Установлены причинно-следственные связи, учитывающие психолого-педагогические особенности обучающихся детей-сирот, готовность педагогических кадров колледжа к использованию педагогических средств социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа.

3. Разработаны и апробированы организационно-педагогические условия реализации процесса социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа:

— обеспечение формирования и развития общеучебных умений, навыков и социальных компетенций обучающихся;

— разработка педагогических средств профессионального обучения;

— осуществление подготовки педагогического коллектива учреждения образования к использованию педагогических средств, обеспечивающих социализацию детей-сирот в условиях колледжа.

Практическая значимость исследования заключается в следующем:

1. В процессе социализации детей-сирот, учащихся профессионального колледжа, реализован комплекс педагогических технологий, учитывающий специфику данной категории учащихся, способствующий повышению их готовности к профессиональной деятельности, содействующий их успешной социальной адаптации и самореализации.

2. Определены педагогические условия реализации процесса социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа:

— обеспечение формирования и развития общеучебных умений, навыков и социальных компетенций обучающихся;

— разработка педагогических средств профессионального обучения, соответствующих потребностям рынка труда, требованиям мобильности и конкурентоспособности выпускника в современных условиях;

— осуществление подготовки педагогического коллектива учреждения образования к использованию педагогических средств, обеспечивающих социализацию детей-сирот в условиях колледжа;

3. Разработана и апробирована программа формирования общеучебных умений, навыков и социальных компетенций, обеспечивающая процесс социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа, готовность к самореализации. Основная целевая направленность педагогической деятельности заключалась в выявлении следующих факторов социальной адаптации детей-сирот в колледже:

1) социальная компетентность (на уровнях межличностного взаимодействия внутри коллектива, взаимодействия «личность — социальная среда», взаимодействия «личность — социальные институты»);

2) позитивная просоциальная направленность личности;

3) позитивная Я-концепция, устойчивая позитивная общая и профессиональная самооценка, профессиональная компетентность.

Результаты диссертационного исследования сформулированы в виде методических рекомендаций для совершенствования процесса социализации детей-сирот, учащихся профессионального колледжа в системе профессионального образования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается путём сопоставления данных полученных различными методами, комплексным анализом теоретических и эмпирических материаловаргументированностью выводов и оценокиспользованием комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследованиясопоставлением сделанных оценок с научными взглядами на специфику комплекса педагогических средств социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжаметодологической обоснованностью исходных позиций, разнообразием исходного фактологического материаланепротиворечивостью теоретических положений и эмпирических данных, полученных в ходе исследования.

Основное содержание работы отражено в 15 печатных работах, в том числе в монографии, и апробировалось на совещаниях, круглых столах и семинарах учреждений начального и среднего профессионального образования в системе повышения квалификации работников профессионального образования.

На защиту выносятся:

1. Подход к социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа представляет процесс и результат формирования у них общих и профессиональных компетенций.

2. Комплекс педагогических средств, обеспечивающий готовность детей-сирот к профессиональной деятельности и самореализации (комплекс информационных, образовательных, личностно-ориентированных, индивидуальных, профессионально-деятельностных, игровых технологий), соответствующий потребностям рынка труда, требованиям мобильности и конкурентоспособности выпускника в современных условиях.

3. Авторская методика формирования «дерева компетенций» для социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа и формирования готовности педагогического коллектива образовательного учреждения к использованию комплекса педагогических технологий профессионального обучения детей-сирот.

4. Программа формирования общеучебных умений, навыков и социальных компетенций для эффективной социализации детей-сирот в условиях профессионального колледжа.

Структура диссертации: работа состоит из введения, 2-х глав, теоретических выводов по каждой главе, заключения, библиографического списка, включающего 254 наименования, 5 приложений, 20 таблиц, 8 рисунков, 8 диаграмм. Общий объём диссертации — 209 страниц/.

Выводы по второй главе.

Теоретические разработки, проведенные на первичных этапах научно-исследовательской работы, со всей очевидностью продемонстрировали необходимость технологического подхода в обеспечении процессов профессиональной подготовки детей-сирот в условиях колледжа.

Реализация в системе НПО-СПО задач эффективной профессиональной подготовки детей-сирот имеет ярко выраженный цикличный характер, длительностью от двух до четырех лет в жизни ребенка, в зависимости от продолжительности программы профессионального обучения.

Для организации процесса обучения детей-сирот на основе внедрения педагогических технологий удалось:

• повысить психолого-педагогическую грамотность всего педагогического коллектива;

• провести обучение основам педагогических технологий педагогов, мастеров производственного обучения;

• поэтапно внедрить разработанную методику для достижения целей и задач, сформулированных в исследовании.

На втором этапе эксперимента выявлены особенности формирования профессиональных аспектов ценностных ориентаций учащихся колледжа.

Методическими службами колледжей построено «дерево компетенций», которые формировались в процессе профессионального обучения детей-сирот. К ним относятся: профессиональные в состав которых входят образовательная и технологическая компетенции и ключевые компетенции: рефлексивная, познавательная, ценностно-смысловая, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, специальная, мотивационная, эмоциональная.

Научно-методический совет колледжа совместно с советом городской экспериментальной площадки на своих заседаниях и круглых столах определил «сквозные» компетенции (информационная и технологическая компетенция), для всех профессий и специальностей и «частные» для отдельных профессий.

Сформированность отобранных общих компетенций: информационной и технологической выступает критерием профессиональной компетентности специальности (профессии) в целом.

Наиболее перспективными педагогическими технологиями, используемыми преподавателями-экспериментаторами для формирования профессиональных и общих компетенций студентов, являются:

1) Профессиональная (деятельностная) педагогическая технология.

2) Образовательная педагогическая технология.

Эффективная организация мониторинга экспериментальной работы в колледжах ТХК 60, ТК№ 21 и КИГМ 23 была связана с определением и выбором оптимального сочетания разнообразных форм, видов и способов мониторинга, с учетом особенностей контингента обучающихся детей-сирот, целей, методов, педагогических технологий обучения на каждом этапе профессионального становления выпускника, исходя из квалификационной характеристики и модели специалиста, разработанных в соответствии с федеральным и региональным компонентами ФГОС третьего поколения.

Именно поэтому применялся мониторинг на трёх этапах (планируемого, реализуемого, достигнутого) по таким критериям, как:

• уровень психологических особенностей мотивации учебной деятельности и стиль мышления учащихся (анкетирование, тестирование различными методиками);

• готовность учащихся групп детей-сирот к обучению в колледже и.

160 профессиональной деятельности (уровень информационной, профессиональной и коммуникативной компетенции, социальной и психологической адапти-рованности) (экспертная оценка, анкетирование);

• готовность и способность детей-сирот выпускников колледжа к работе на производстве (анкетирование);

• требования работодателей к уровню подготовки специалистов (анкетирование).

Готовность учащихся групп детей-сирот к обучению в колледже, и профессиональной деятельности (уровень информационной, профессиональной и коммуникативной компетенций, социальная, психологическая и профессиональная адаптированность) отслеживались экспертами (педагогами-исследователями, мастерами п/о и кураторами учебных групп).

Разработаны рекомендации для формирования и развития мыслительной деятельности детей-сирот в процессе профессионального обучения:

— руководителю УПО: предусмотреть организацию социально-педагогической и психологической службы, направленной на реализацию превентивной деятельности с детьми-сиротами с учетом принципов и условий социально-педагогической и психологической профилактики девиаций учащихся;

— куратору, классному руководителю учебной группы, воспитателю: своевременно выявлять учащихся детей-сирот со скрытыми и явными психологическими, социальными, личностными проблемами для организации их социально-педагогического сопровождения в развитии мышления, применяя диагностический инструментарий, анализируя данные обследования (для перевода в исследование);

— психологу и социальному педагогу: организуя пропедевтическую деятельность с учащимися первого курса с девиациями психического и социального здоровья, применять предложенные рекомендации и методики, привлекать к сотрудничеству команду педагоговисследователей ГЭП;

— преподавателям общеобразовательных предметов: провести вход.

161 ное тестирование по всем предметам и сравнить полученные результаты со школьным баллом.

Проведённая диагностика позволила сделать первый вывод, что одной из задач педагогического процесса в профессиональном колледже является развитие потенциала личности (для всех групп детей, обучающихся в УПО, включая детей-сирот и инвалидов), способной к преобразованию социума, созданию новых форм общественной жизни.

Нами проведено отслеживание развития общих компетенций и заполнение индивидуальных карт учащихся колледжей 23 групп, обучающихся по 12 отобранным специальностям и профессиям Число учащихся детей-сирот, задействованных в эксперименте, — 516 человек.

Заключение

.

Проведение настоящего исследования посвящено актуальных теме, обладающей акцентированным социальным значением в период трансформации общества и экономики — профессиональному обучению детей-сирот в системе начального и среднего профессионального образования. Решалась задача поиска и отбора педагогических технологий, обеспечивающих гарантию образовательного результата учащихся колледжа детей-сирот.

Реализован технологический подход с опорой на понимание сущностных сторон образовательного процесса, на использование необходимых и достаточных для получения запланированного образовательного результата педагогических условий (развитие кадрового профессионализма персонала УПОформирование творческой направленности педагогов и учащихсяинновационная деятельность коллектива) в профессиональном обучении детей-сирот.

Чрезвычайно важным представляется тот факт, что все эти педагогические условия по своему происхождению являются компетентностными, то есть черпают свое развитие из набора тех компетенций и компетентностей, которыми должен функционально владеть коллектив колледжа и само учреждение как социальный организм, выполняя сегодня и завтра функции профессионального образования и воспитания детей-сирот.

В системе профессионального образования, ориентированной на потребности экономики в трудовых ресурсах, компетенции лежат в основе проектирования нормативных требований к качеству результатов процесса обучения, их оценки (ФГОС третьего поколения). При этом компетентный подход позволил решить задачу формирования компетенций (ключевых и технологических) и подготовку конкретной профессиональной квалификации детей-сирот в 12 отобранных учебных группах колледжей ТХК № 60 и КИГМ № 23.

Поскольку основные составляющие педагогического процесса (образовательный результат, деятельность учащегося, деятельность педагога, мастера п/о) закономерно связаны, поэтому были вычленены те грани указанных составляющих, такие их содержательные компоненты, между которыми действительно наблюдается причинно-следственная зависимость (проведение ши-ромасштабной психолого-педагогической диагностикинаучно-методический отбор необходимых педагогических технологийвовлечение педагогического персонала колледжа в процессы преобразования содержания профессионального образованиявнедрение эффективных инструментов инновационного развития учреждения профессионального образования, компетентностное обучение).

Задачи исследования, согласно рабочей гипотезе, получили свое решение благодаря использованию следующих подходов:

1. Система начального и среднего профессионального образования в современном обществе предстает в качестве одного из базовых институтов формирования рабочих ресурсов и гаранта инновационного развития экономики. В то же время отечественной системе НПО-СПО присуще выполнение.

163 комплекса социальных функций, а именно социализации и воспитания подрастающего поколения, а также профессионального и личностного развития детей, обладающих определенными ограничениями и сложностями в развитии, и частности детей-сирот.

2. Традиционно дети-сироты в образовательном пространстве системы НПО-СПО представляют собой определенную группу обучающихся в составе смешанного разносоциального контингента, что изначально следует рассматривать как позитивную предпосылку для их успешной профессиональной подготовки и социальной адаптации как детей, в большинстве случаев выросших в условиях гомогенной среды. Редуцированность содержания социализации детей-сирот в условиях интернатного учреждения, узость спектра эмоциональных переживаний и разнообразного ролевого жизненного опыта выступают мощным ограничением на пути к получению профессии и эффективной полноценной самостоятельной жизни детей-сирот. Соответственно, преодоление этих ограничений и наращивание адаптационных возможностей детей-сирот и следует рассматривать в качестве цели и задач профессионально-педагогической деятельности с детьми сиротами, пребывающими в учреждениях системы НПО-СПО, инструментами достижения которых выступают эффективно организуемые процессы адресного и индивидуализированного профессионального обучения с использованием педагогических технологий.

3. Широкомасштабный мониторинг результатов профессионального обучения детей-сирот на основе педагогических технологий (информационной, образовательной, личностно-ориентированной, индивидуальной, профессионально-деятельностной, игровой) и технологическое обеспечение процесса обучения, методов и инструментов оценки того, чем владеет, осознаёт и применяет учащийся, с использованием профессиональных и ключевых компетенций показал что:

• у учащихся колледжа детей-сирот формируются компетенции,.

164 вырабатываются конкретные практические умения и связанные с ними навыки, сопровождаемые готовностью применить эти знания и умения на рабочем месте в соответствии с функциональными требованиями;

• у учащихся экспериментальных групп более высокий уровень сформированности рефлексивной, познавательной, ценностно-смысловой, информационной, коммуникативной, социально — трудовой, специальной, мотивационной, эмоциональной компетенции.

Отличительной особенностью этих уровней является то, что знания учащихся экспериментальных групп носят систематизированный характер, являются более полными и прочными. Полученные результаты подтверждают личностную значимость отобранных компетенций для учащихся детей-сирот и правильный выбор средств для проверки их сформированности.

4. По результатам опытного исследования:

Соответственно определены критерии и показатели оценки уровня сформированности компетенций (общих и профессиональных) обучающихся колледжа детей-сирот.

Выявлены педагогические условия обеспечивающие социализацию детей-сирот.

Сформированы и развиты у детей-сирот общеучебные умения и навыки. Разработана программа «Формирование общеучебных умений навыков и социальных компетенций» (приложение № 5).

Определены сущность и структура педагогической готовности преподавателей, мастеров производственного обучения и воспитателей к обучению детей-сирот с использованием апробированных педагогических технологий.

4. Проблематика профессиональной подготовки детей-сирот с использованием отобранных педагогических технологий не может быть исчерпана в рамках одного исследования. Проведенная работа лишь открывает данную нишу для проведения дальнейших исследований. При этом для дан.

165 ной проблематики характерна потенциальная широта в целях проведения научных изысканий. С одной стороны, в условиях внедрения нового поколения ФГОС приобретает особое значение развитие технологий интегрированного образовательно-воспитательного процесса в колледже. С другой, фактически не отработаны теоретические и прикладные основы социально-психологической поддержки детей-сирот в условиях реальной производственной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.08.1995 г. № 821.
  2. Государственный образовательный стандарт профессионального образования. Классификатор специальностей среднего профессионального образования. Утвержден Постановлением Госкомвуза России от 25.05.1994 г. № 4, с дополнениями от 01.08.1998 г.
  3. Закон города Москвы «О начальном и среднем профессиональном образовании в городе Москве» от 29 июня 2005 года № 32 (с изменениями от 22 февраля 2006 г.).
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП «Новая школа», 1992. — 55 с.
  5. Единая программа среднего (полного) общего и начального профессионального образования. М., 1998. — 145 с.
  6. Конвенция ЮНЕСКО о техническом и профессиональном образовании. (Париж, 10 ноября 1989 г.).
  7. О введении в действие Государственного образовательного стандарта в части классификатора специальностей среднего профессионального образования /Приказ Минобразования РФ от 02.08.1994 г., № 303.
  8. О введении в действие Типового положения об учреждении начального профессионального образования /Приказ Минобразования РФ от 15.07.1994 г., № 263.
  9. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании». М.: МП «Новая Школа», 1996. — 62 с.
  10. О государственном образовательном стандарте. Сборник нормативных правовых документов. Под ред. П. Ф. Анисимова. М.: Научно-производственный центр «Профессионал», 1998. — 190 с.
  11. О порядке реализации профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования повышенного уровня /Письмо Минобразования России от 20 октября 1998 г. № 22−52−189 ин/22−23.
  12. О разработке рабочих планов по специальностям и рабочих программ по учебным дисциплинам в средних специальных учебных заведениях /Письмо Минобразования России от 24 июля 1997 г. № 12−52−91 ин/12−23. -С. 28−29.
  13. О рекомендациях по разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования /Письмо Минобразования России от 07 мая 1997 г. № 12−52−63 ин/12−23.
  14. О рекомендациях по разработке примерных программ учебных дисциплин по специальностям среднего профессионального образования /Письмо Минобразования России от 07 мая 1997 г. № 12−52−63 ин/12−23. С. 21.
  15. О статусе образовательных учреждений /Инструктивное письмо Минобразования России от 31 марта 1998 г. № 20.
  16. О типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) /Приказ Минобразования РФ от 25 ноября 1994 г. № 458.
  17. Об организации работы приемной комиссии в средних специальных учебных заведениях. Письма Минобразования РФ от 27 мая 1997 года № 12−5278/12−23.
  18. Типовое положение об учреждении начального профессионального образования. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 1994 г. № 650//Экономика и жизнь. № 28 — С. 20−21.
  19. Федеральная программа развития образования в России. /Под научной редакцией Гершунского Б. С. М., 1993.168
  20. Федеральный закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации»
  21. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С. А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностно-нормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том III. Выпуск IV. М., 1995. — С. 118−132.
  22. О., Дедков К. Детей-сирот подготовят к рыночным отношениям. Режим дocтyпa: www¦chelvabinsk.rfil.ru
  23. .Г. Избранные психологические труды. Т. I. М.: Педагогика, 1980.-230 с.
  24. .Г. Человек как предмет познания. Л.: Изд-во ЛГУ, 1969.-288 с.
  25. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2004.
  26. Г. Психологические проблемы современных подростков в пространстве информационных технологий // Развитие личности. 2000. № 2. -С.41−44.
  27. П.Р. Концепция политехнического образования в современных условиях. //Педагогика, 1999, № 2. С. 19−20.
  28. В.Г. О системном подходе в социальном познании. //Вопросы философии, 1979, № 6. С. 8−12.
  29. В.Г. Общество: системность, познание, управление. М.: Политиздат, 1981.-423 с.
  30. Ю.К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1988. — 500 с.
  31. Т.В. Мониторинг качества профессионального образования169 В техникуме на основе компетентностного подхода: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2007. — 244 с.
  32. Н.Ф. Социальный педагог: введение в профессию. М.: Из-дат. центр «Академия», 2006. — 256 с.
  33. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984. — 443с.
  34. С .Я. Подготовка рабочих профессионалов. М.: РАО, 1995.-243 с.
  35. С.Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1993. — 394 с.
  36. С.А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. — 224 с.
  37. С.А. Сложный мир подростка. Свердловск: Средне-Уральск. книжное изд-во, 2004. — 129 с.
  38. С.А. Этот «опасный» возраст. М.: Знание, 2002. — 94 с.
  39. A.C. Ситуация успеха. Как ее создать. М.: Просвещение, 1991.-176 с.
  40. В.В. Сиротские детские учреждения России / В. В. Беляков. -М.: Дом, 1993.-21 с.
  41. В.П. О возможностях системного подхода в педагогике //Советская педагогика. 1990. — № 7. — С.59−60.
  42. В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.300 с.
  43. И.А. Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений: Учебное пособие. Издательство, г. Москва, 2007 год. 176 с
  44. Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией Д. И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-352 с.
  45. E.B. Формирование профессиональной компетентности будущих специалистов прикладной информатики в экономике. Дисс. на соискание уч. ст. канд. пед. наук. Волгоград: 2005. — 208 с.
  46. Г. А. Аудиовизуальные информационные технологии в учебной коммуникации / Г. А. Бордовский, Т. Н. Носкова, JI.C. Макогоненко // Образование и культура Северо-Запада России. СПб., 1997. — Вып. 2. -С. 130−140.
  47. , Г. А. Новые технологии обучения: вопросы терминологии / Г. А. Бордовский, В. А. Извозчиков //Сов. педагогика. 1993. — № 5. -С.27−32.22.
  48. А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России Текст. / А. Ю. Васильев, H.A. Шергенг // Современные проблемы науки и образования. 2006. — № 2. — С. 108.
  49. Е.В., Рындина E.H., Карпалова М. А. Формирование позитивного образа семьи у воспитанников детского дома. Вологда: 2003.
  50. JI. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей //Смена. 2000. -№ 11.- с. 17−27.
  51. Т.А., Глазунов А. Т. Творческое развитие педагога профлицея Текст. / Акад. проф. образования. М.: Изд. центр АПО, 2000. -с.115.
  52. И.П. Учим творчеству. М., 1982.
  53. И.П. Много ли в школе талантов? М., 1989.
  54. Е. Социальная работа с уличными детьми // Социальная работа. 2003. — № 4. — с.44−48.
  55. JI.C. Развитие высших психологических функций. М.: Издательство АПН, 1960. — 500 с.
  56. JI. В. Социально-педагогические условия ресоциализа-ции дезадаптированных студентов-сирот в образовательной среде педагогического колледжа : Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Иркутск, 2003. 250 с.171
  57. B.C. Формирование педагогического процесса на основе идей оптимизации. М.: НИИ ОПВ АПН СССР, 1985. — 160 с. — С.14−24.
  58. А.Т. Британский колледж. М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 1991.-94 с.
  59. А.Т. Британский колледж: как готовить профессионала. //Специалист. 1992. — № 3. — С. 17−19.
  60. А.Т. Педагогические технологии и педагогический профессионализм. //Новые исследования в профессиональном образовании: Сборник научных статей. Москва-Ноябрьск, 1998. — С. 6−9.
  61. А.Т., Зиновьев И. В., Казаков В. Г. Образовательный менеджмент в условиях начального профессионального образования. М. — Старый Оскол, Профессиональное образование, 1998. — 96 с.
  62. А.Н. Психические нарушения у детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения: клинико-дерматоглифические соотношения / А. Н. Голик, H.H. Богданов // Материалы Конгресса по детской психиатрии. -М., 2001.-С.313.
  63. А. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам ребенка в городе Москве и о соблюдении и защите прав, свобод и законодательных интересов ребенка в 2004 г.// Социальная педагогика. 2005. — № 3. -с.7−28.
  64. JI.H. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация учащихся в условиях профессиональных училищ: ав-тореф.дис. канд.пед.наук / JI.H. Голуб. Брянск, 2000. — 21 с.
  65. Е.В. Формирование профессиональных компетенций менеджеров сферы сервиса. Москва, 2006. — 58с
  66. М. От компенсаторных мер к опережающему развитию //Социальная работа. — 2003. — № 4. — с.2−5.
  67. Государственно-общественные формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Электронный ресурс. Электрон, ст. -Режим доступа к ст.: http://www.tula.net/tgpu/Bschool/Forms/forms3.htm
  68. Ю.Г. Социальная адаптация воспитанников школ-интернатов во внешкольных объединениях: Дис.канд.пед.наук: 13.00.01. М., 1999.-170 с
  69. В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления // Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. М., 1989. — С.64−90.
  70. В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986. — 240 с.
  71. З.Г. Возьмем их за руки, друзья: о программе «Социальная община» для детей-сирот. //Профессиональное образование. 1999. — № 7. -С. 26−27.
  72. З.Г. Ключевой фактор социализации учащегося профессионального колледжа. Информационный и научно-методический сборник. Воспитательная система. М.: Изд-во «НПО Воспитательная система», 2007, № 8.-С. 39−42.
  73. З.Г. Профессионализация и ресоциализация детей-сирот в системе среднего профессионального образования. Монография. -М.: издательство НИИРПО, 2008. 212с.
  74. З.Г. Профессиональный колледж: модель управления. Монография. -М.: Издательство ФИРО, 2007. 168 с.
  75. З.Г. Разработка модели ресоциализации детей-сирот в колледже Научно-методический сборник. Проблемы ресоциализации детей-сирот системе профессионального образования. М.: Издательство ФИРО, 2008.-С. 13−18.
  76. С. Безнадзорность детей в России // Педагогика. -2001. -№ 5. -с.3−8.
  77. И. Ф.Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. 2003. — № 3. — с.69−72.
  78. И.Ф. Приемная семья институт защиты детстваТекст.: Метод.рек. / И. Ф. Дементьева, Л. Я. Олиференко. — М.: ГНИИ семьи и воспитания. 2000. — 55 с.
  79. И.Ф. Социальная адаптация детей-сирот: проблемы и перспективы в условиях рынка//СОЦИС, № 10-
  80. И.Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика. Текст. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000. 49 с.
  81. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека: Акмеологические основы управленческой деятельности. В 5 кн. -Кн.2. М.: РАГС, 2000. — 533 с.
  82. Дети с отклонениями поведения / Под ред. B.C. Мухиной. М.: Просвещение, 1999. 208с.
  83. С.А. Адаптация учащихся образовательного учреждения среднего профессионального образования к будущей профессиональной деятельности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Омск, 2007. — 198 с.
  84. Додонова JLA. Разработка вариативной модели подготовки специалистов в учреждениях среднего профессионального образования (теория и практика): Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. М., 2003.-286 с.
  85. Доклад//Социализация и образование социальных сирот. М.-СПб: Интеллект-центр, 2002.
  86. JI.A. Межпредметные связи как средство мотивации учебно-воспитательного процесса по иностранному языку //Иностранные языки в школе.-1988.-№ 6.-С. 8−11.
  87. И.В., А.Г.Рузской «Психологическое развитие воспитанников детских дома» М.: «Педагогика», 1990. — С. 175−204.174
  88. И.И. Воспитание толерантности учащихся в системе среднего профессионального образования: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2006. — 171 с.
  89. Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. Монография. М.: МИОО, 2009. — 180 с.
  90. Н. Сирота при живых родителях // Социальная защита. -2005.- № 8.
  91. М.В. Личностно ориентированный подход, инновации и профессиональная компетентность учителя: курс лекций/. Н. Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос., 2007.
  92. В.И. Исследование движущих сил учебного процесса. Дисс.. д.п.н. М., 1973. — 449 с.
  93. В.И. Методология и методика педагогических исследований. Тюмень: Изд-во Тюменского университета, 1976. — 86 с.
  94. В.К., Дубровская М. О., Ослон В. Н., Холмогорова А. Б. Пути решения проблем сиротства в России. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002.
  95. А. Н. Педагогическая психология. М., 2000.
  96. Н.В. Профессиональная компетентность как условие конкурентоспособности выпускника на рынке труда/ Н. В. Иванова //Профессиональное образование. 2005. — № 1. — С. 32.
  97. Н.В. Формирование профессиональной компетенции студентов экономических специальностей // Теория и практика профессионального образования: Педагогический поиск. Екатеринбург. 2005. — Вып. № 6. -С. 115−118.
  98. B.C. Формирование личности школьника (целостный процесс). М.: Педагогика, 1984. — 144 с.
  99. Истоки и причины социального сиротства в России и пути его преодоления Электронный ресурс. Электрон, ст. — Режим доступа www.tula.net/tgpu/Bschool/Reasons/reason 1 .htm
  100. В.И. Социокультурная адаптация детей-сирот: Дис. канд. пед. наук: 22.00.06. -М., 1997. 121 с.
  101. Г. И. Оптимизация содержания информационно-компьютерной подготовки в средней профессиональной школе: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Казань, 2001. — 96 с.
  102. Т.С. Педагогические технологии профессионального обучения детей-сирот в колледже. Монография. М.: Изд-во Русинфо, 2011. -196 с. (12,3 п.л.).
  103. Т.С. Технология проведения экспериментальной работы с детьми-сиротами // Среднее профессиональное образование. 2011. — № 2. -С.30−33 (авт. 0,4 пл.).
  104. Т.С. Исследование уровня развития компетенций детей-сирот-учащихся колледжа // Среднее профессиональное образование. 2011. -№ 5. — С. 62−64 (авт. 0,3 п.л.).
  105. Т.С. «Учебная сцена, как педагогическое условие для формирования профессиональных компетенций обучающихся» // Среднее профессиональное образование. 2012. — № 10.
  106. Т.С. Игровые педагогические технологии ступеньки творчества и обучения. // Научно-методический сборник (выпуск восьмой) Социализация учащихся «группы риска»: поиск решения. — М.: 2011. — С. 29−38 (авт. 0,5 п.л.).
  107. Т.С. Учебная сцена ТХК как основа формирования компетенций студентов // Научные исследования в образовании: Приложение кжурналу «Профессиональное образование. Столица». 2011. — № 1. — С. 12−15 (авт. 0,4 п.л.).
  108. Т.С. Педагогические технологии в профессиональном обучении детей-сирот // Научные исследования в образовании: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2011. — № 2. — С. 27−34 (авт. 0,4 п.л.).
  109. Т.С. Психологический портрет детей-сирот в колледже (тренинг «Мир для меня, Я для мира»)// Научные исследования в образовании: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2011. -№ 5. — С.31−34 (авт.0,4 п.л.).
  110. Кичигина Т. С Технологии проведения экспериментальной работы с детьми-сиротами // Научные исследования в образовании: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2011. — № 7. — С. 22−27 (авт. 0,4 п.л.).
  111. Т.С. Формирование конкурентоспособности обучающихся колледжа, детей-сирот// Научные исследования в образовании: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2012. — № 3. -С. 15−21 (авт. 0,4 п.л.).
  112. Т.С. Педагогические условия обучения детей-сирот в профессиональном колледже// Научные исследования в образовании: Приложение к журналу «Профессиональное образование. Столица». 2012. — № 6. -С. 21−24(авт.0,4 п. л).
  113. Т.С. Психологические особенности мотивации учебной деятельности детей-сирот // Среднее профессиональное образование (приложение). 2011. — № 7. — С.91 -97(авт. 0,4 п.л.).177
  114. Т.С. Психологический портрет детей-сирот учащихся колледжа. // Научно-методический сборник (эмпирические материалы) Проблемы профессионализации и социализации в профессиональном колледже. -2008. С.20−27 (авт. 0,4 п.л.).
  115. Т.С. Социально-педагогические проблемы (аспекты) обучения детей-сирот в колледже // Научно-методический сборник (выпуск седьмой). Психолого-педагогические проблемы социальных девиаций личности. М., 2011. — С. 58−64 (авт. 0,4 п.л.).
  116. М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига: «Эксперимент». — 1995. — 176 с.
  117. М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М.: Арена, 1994. — 22 с.
  118. М.В. Обучение в контексте организационных изменений //Педагогика, 1999, № 2. С. 39−42.
  119. М.В. Педагогическая технология. М., 1989.
  120. Г. М., Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь. -М.: Academia, 2005. 173 с.
  121. И.А. О критериях гуманизации образования //Гуманизация образования. Теория. Практика / Под ред. В. Г. Воронцовой. -СПб., 1994.-С 37−45
  122. B.B. Воспитание детей сирот: взгляд практикующего теоретика. Текст. Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, 2005. -255 с.
  123. Конвенция о правах ребенка.
  124. Консультант: приложение по правовым и методическим вопросам помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Детский дом. 2006. — № 2 (7).
  125. Т. И.Сирота под защитой // Социальная защита. 2005.10.
  126. М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами // Воспитание школьников. 2003. — № 6. -с. 44−46.
  127. В.А. Информационно-консалтинговая система колледжа как фактор повышения качества профессиональной подготовки специалистов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 2006.-179 с.
  128. С.Н. Управление развитием региональной системой социализации детей-сирот автореф.дисс. д.п.н. Нижний Новгород, 2009. — 41с.
  129. В.В. Методология педагогического исследования: пособие для педагога-исследователя. Самара: Изд-во СамГПИ, 1994. — 165 с.
  130. В.В. Педагогическая теория: что это такое? Зачем она нужна? Как она делается? Волгоград: Перемена, 1996. — 86 с.
  131. Г., Пронина С. Социальное сиротство: причины и профилактика /ЮБЖ. 2002. — № 11. — с. 57−58.
  132. .А. Социально-трудовая адаптация детей группы социального риска. Текст. Курган- Челябинск, 1995. — с. 15−19.
  133. Н. В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1980. 172 с.
  134. Л.И. Духовно-нравственный диалог в преодолении подростковой наркозависимости: Монография / Л. И. Кундозерова, Т.И. По-мыткина, А. П. Полуэктов. Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2008. — 156 с.
  135. Л.И. Педагогические основы формирования профессионального самоопределения детей-сирот в системе социальной защиты детства: Монография / Л. И. Кундозерова. М.: Новокузнецк, ИОСО РАО, НГПИ, 1999. -156 с.
  136. Л.И. Ресоциализация несовершеннолетних осужденных в учреждениях исполнения уголовного наказания: Монография Новокузнецк: ФГОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2008. — 84 с.
  137. Г. В. Инновационно-обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов, Москва, 2009 г. 203 с.
  138. И.И. Рейтинговая система как средство мониторинга формирования профессиональных компетенций. Москва, 2006. — 80с
  139. O.E. Компетентностный подход в образовании/ЛЛкольные технологии. 2004. — № 5. — С.3−12.
  140. М. М. Технологии профессионального педагогического образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 272 с
  141. B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспектива. 2-е изд., перераб. М.: Высшая школа, 1991. — 224 с.
  142. B.C. Структура педагогической науки //Педагогическая технология. -1991. -№ 1. С.3−64.
  143. А.Н., деятельность. Сознание. Личность.Текст./А.Н. Леонтьев.-М., 1975.-234 с
  144. И .Я. Проблема методов обучения и пути ее использования //Вопросы методов педагогических исследований. М., 1973. — 200 с. (с.75−100).
  145. .Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. Издательство: ИП РАН, 2006. 444 с.
  146. А. К., Хаккарайнен П. : Познавательная активность в обучении. 168 с.
  147. В.Л. К вопросу о системе методической подготовки учителя информатики в педвузе. Наука и школа. 1999. — № 5. — 19−24 с.
  148. В.Л., Абдуразаков М. М. Современное педагогическое образование в условиях информатизации и компьютеризации общества. Махачкала: ДГПУ, 2000. — С. 50−60.-
  149. М.А. Рынок и профессионализм работников. //Профессионал. 1991. — № 8. — С. 9−12.
  150. А.П. Педагог в пространстве профильных контекстов / А. П. Махов // Психология обучения. 2007. — № 5. — С. 80−85.
  151. Менеджмент в управлении школой: учебное пособие для слушателей системы подготовки и повышения квалификации организаторов образования. /Науч. ред. Шамова Т. Н. М.: МИЛ «HB Магистр», 1992. — 232 с.
  152. Методика работы социального педагога./ Под ред. JI.B. Кузнецовой- сост. Г. С. Семенов. М.: Школьная пресса, 2003. — 96 с.
  153. A.B. Социализация и воспитание. Текст. М., 1997. — 95 с.
  154. A.B. Социализация человека. М.: Издательство: Academia, 2006. — 304 с.
  155. Ю. А. Минимизация проблемных полей в педагогической профилактике девиантного поведения детей-сирот в детском доме: автореферат дисс. на соиск. ученой степени канд. педагогических наук. Омск, 2007-
  156. A.B. Формирование готовности выпускников ссузов к профессиональной деятельности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Тула, 2006. — 157 с.
  157. И. Возможности и условия адаптации сирот: В последующей жизни // Социс. 2001. — № 4. — с.70−77.
  158. И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот.-Режим доступа: www.ecsocman.ru
  159. O.A. Кого назвать мамой // Труд. 2005. — 18 нояб.с. 1,2.
  160. O.A. Сирота до востребования уд. 2005. — 23 сент. — с. 1,2.
  161. .П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. М, 1990.
  162. А.М. Базовое профессиональное образование: проблемы интеграции. //Специалист. 1996. — № 5. — С. 2−3.
  163. А.М. Проблемы демократизации профессионального образования //Специалист. 1999. — № 1. — С. 2−9.182
  164. A.M. Профессиональное образование на смене эпох. //Специалист. 1997. — № 5 — С. 2−4.
  165. A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития. /Рос. акад. образования. М., 1997. — 254 с.
  166. A.M. Профессиональные лицеи и колледжи: эксперимент окончен. //Специалист. 1999. — № 1. — С. 2−3.
  167. A.M. Среднее профессиональное учебное заведение в образовательном пространстве. //Специалист. 1998. — № 11. — С. 2−3.
  168. A.M. Среднее профессиональное учебное заведение в образовательном пространстве. //Специалист. 1998. — № 11. — С. 2−3.
  169. A.M., Попков В. А., Ткаченко Е. В. Диплом для рабочего // Профессиональное образование 2008. — № 5. — С. 6−8.
  170. JI.H. В добрый путь, колледж. //Среднее специальное образование. 1990. — № 1. — С. 7.
  171. П.Н. Теоретические основы опережающего проф. образования: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. -Екатеринбург, 1997. 418 с.
  172. Ю.О. Теория и практика моделирования обучения. Автореферат дисс. д.п.н. М., 1989. — 32 с.
  173. Р.В. Справочная книга социального педагога. М.- ТЦ. Сфера.-2002.-480с.
  174. В., Холмогорова А. Замещающая профессиональная семья, как одна из моделей решения проблемы сиротства в России //Вопросы психологии. 2001. — № 3. — с.79−90.
  175. Е.Г. Проблемы совершенствования понятийно-категориального аппарата профессионального педагогики. //Проблемы профессионального образования молодежи: Межрегиональный сборник научных трудов. Саранск-Пенза-Тольятти, 2002. — С. 4−6.
  176. E.JI. Проектирование и реализация системы методической работы в средней профессиональной школе: Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Тольятти, 2000. — 521 с.
  177. Т.С., Вавилова J1.H. Современные способы активизации обучения, 4- е изд., стер. М: Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.
  178. А.П. Инновационные педагогические технологии, М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 192 с.
  179. JI.A. Формирование психологической компетентности у студентов педагогического колледжа. В сб. научных работ преподавателей, педагогических колледжей г. Москвы. -М., 2001. с. 155−157.
  180. П.И. Организация деятельности ученика на уроке / П. И. Пидкасистый, Б. И. Коротяев. М.: Знание, 1985. — 80 с.
  181. , П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении : Теорет.-эксперим. исслед. / П. И. Пидкасистый. -Москва: Педагогика, 1980. 240 с.
  182. Пименова О.В.Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. 2003. — № 4. — с.29−32.
  183. О.В. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте // Воспитание школьников. 2003. — № 5. — с. 2027.
  184. Положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Приморском крае Электронный ресурс/ Владивосток, 2008. — Режим доступа: www. primorskv/regoperator/ru
  185. Я.А. О предмете системного подхода и степени его развитости // Принцип системности в психологической науке и практике. М., 1996.-С. 28−30.
  186. Я.А. Психология творения. Воронеж, 1999.
  187. Работа в пустую: сирот не становится меньше // Социальная педагогика. 2004. — № 4. — с. 113−117.
  188. Развитие мотивов учебной деятельности ребенка // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. Наука, 2000. — 259 с.
  189. Развитие семейных форм устройств детей-сирот в России // Детский дом.-2007.-№ 2(11).
  190. A.A. Психология и психодиагностика личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 280 с.
  191. A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение. М.: Олма-Пресс, 2004. — 407с.
  192. A.A. Уличные дети и общество: социальные и психологические аспекты проблемы. /Мир детства. 2002. — № 2. — С. 8−12.
  193. A.A., Дандарова Ж. К., Прокофьева В. А. Социальное сиротство в современной России. М., 2002. — 94 с.
  194. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. СПб.: Питер, 1999. — 409 с.
  195. A.A., Кудашев А. Р., Баранов A.A. Психология адаптации личности. СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 479 с.
  196. В.В. Модель формирования компетенций студентов по специальности «экономика и бухгалтерский учет». Москва, 2006. — 103 с.
  197. Российская педагогическая энциклопедия: в 2-х т. /Главный редактор В. В. Давыдов. М.: БРЭ, 1993. — Т. 1. — 1993. — 607 е.- т. 2. — 1999. — 669 с
  198. Руководство практического психолога / под редакцией. Дубровиной В.И.-М., 1995.-128 с.
  199. Н., Либоракина М. Тендерное измерение социализации // Тендерные аспекты социальной трансформации / отв. ред. Малышева M. М.: ИСЭПН РАН, 1996. -С.175−195.
  200. М.С. Обучение технологии поиска работы// Методические рекомендации. М.:НИИРО. — 2004.- 72 с.
  201. М.С. Формирование ключевых компетенций обучающихся: предпринимательство, трудоустройство, коммуникации// Методическое пособие.-М.: 2006. 124 с.
  202. М.С. Научно-методическое обеспечение профессиональной ориентации старшеклассников на рабочие профессии.- М.: 2009.- 62 с.
  203. М.С. Психология и педагогика\Учебная программа. М.: 2003.-43.
  204. Н.В. Организационно-обучающие игры в образовании. -М.: Народное образование, 1996.
  205. Г. А. Подготовка детей-сирот к самостоятельной семейной жизни в условиях детского дома. Казань, 2004. — 226 с.
  206. Г. К. Современные образовательные технологии, Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. — 256 с.
  207. М.Н. Об усилении политехнической и трудовой направленности учебно-воспитательного процесса УМС при Минпросе СССР. М., 1980.-с. 138.
  208. M. Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы // Серия: Педагогика и психология. — № 7. — М., 1981.-96 с.
  209. В.А., Ильин B.C. Перестройка высшего педагогического образования и формирование социально активной личности учителя: Межвузовский сб. науч. тр. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — С. 3−12.
  210. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности, Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
  211. И.П. Европейская профессиональная школа. М., Изд-во АПО, 1996.-95 с.
  212. И.П. Новый экономический механизм управления профессиональным образованием. М.: НИИРПО, 2006 — 39 с.186
  213. И.П. Создание российской системы профессионального образования. М.: Издательский центр АЛО, 1993.
  214. И.П., Ткаченко Е. В. Новый принцип воспитания: ориентация на интересы молодёжи: Всероссийское социологическое исследование, диагностика новых мотиваций молодежи, целевые программы воспитания, эксперименты и опыт. М.: НОУ ИСОМ, 2005. — 191 с.
  215. Э.А. Основы теории организации: Учебное пособие для вузов. М.: Аудит, ЮНИТИ, 1998. — 375 с.
  216. Современный словарь по педагогике /сост. Рапацевич Е. С. Мн.: «Современное слово», 2001. — 928с.
  217. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие / Под ред. Холостовой Е. И., Сорвина A.C. М.: ИНФРА-М, 2004. — 230с.
  218. Социальная работа: Учебное пособие.- 3-е изд., перераб. и доп./Под общей ред. проф. В. И. Курбатова. Ростов н/Д: феникс, 2003. — 480 с.
  219. Социальное сиротство в зеркале мнений Электронный ресурс.
  220. Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под ред. С. Ю. Циркина. Спб.: Питер, 2001. — 492 с.
  221. Г. В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. изд-е 2-е, доп. и перер. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. — 512 с.
  222. Г. М. Культурно-просветительская деятельность как фактор социальной адаптации воспитанников детских домов: Автореф. дис.. канд. пед. наук. Д., 1990. — 16 с.
  223. С.С. (ред.) Формирование ключевых компетентностей учащихся через проектную деятельность. СПб.: Каро, 2008. — 160 с
  224. Технологии социальной работы. Учебник / Под ред. Холостовой Е. И., Шеляг Т. В., Павленок П. Д. М.: ИНФРА-М, 2003. — 395с.
  225. Технология социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. И. Г. Зайнышева. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 240 с.
  226. Е.В. Научные основы и приоритеты развития начального профессионального образования. //Образование и наука. Будущее в ретроспективе. /Под ред. Ткаченко Е. В. Екатеринбург, 2005. — С. 84−92.
  227. Е.В. О приоритетах в системе НПО. //Профобразование. -1998.-С. 10−11.
  228. Е.В. Приоритеты российского начального профессионального образования. //Педагогика. 1999. — № 2. — С. 58−61.
  229. Е.В. Профессиональное образование в современной России. Состояние и перспективы. //Образование и наука. Будущее в ретроспективе. / Под ред. Ткаченко Е. В. Екатеринбург, 2005. — С. 369−380.
  230. Т.Ю. Теоретико-методологические аспекты проектирования педагогических технологий / Т. Ю. Томенко, В. П. Жуковский // Человек. История. Культура: альманах. Саратов: ПАГС, 2006. (0,4 п.л.).
  231. Травникова Н. Г, Алиева М. А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Трошихина Е. Г. «Я сам строю свою жизнь». Программа психологического содействия успешной адаптации в социуме воспитанников учреждений для детей сирот. СПб., 2000. — 202 с.
  232. Г. Социальные сироты в нашем обществе // Социальная педагогика. 2004. — № 4. — с.3−8.
  233. , Т.М. Формирование профессиональной компетентности студентов педколледжа в процессе подготовки воспитателей коррекционных дошкольных учреждений Текст : автореф. дисс. канд. пед. наук / Т. М. Туркина. -М., 2000.-23 с.
  234. Д. И. Формирование личности ребенка в подростковом возрасте. М.: Моск. психол.-соц. ин-т: Флинта, 1999. — 670 с.
  235. Д.И. Психология становления личности. М.: Международная педагогическая академия, 1994. 192 с.
  236. И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1999.
  237. М.А. Педагогическое руководство формированием жиз188ненных планов подростков в условиях детского дома семейного типа: Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Кемерово, 1997.-22 с.
  238. , A.B. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / A.B. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. — с. 9−10.
  239. Чапаева, Е. Ф: Процедура проектирования и реализации модели профессиональной подготовки менеджеров среднего звена: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Е. Ф. Чапаева. Казань, 2007. — 24 с.
  240. А. Хмурое утро: проб леммы детей-сирот в России// Российская Федерация. 2000. — № 7. — с.41−43.
  241. В. Альтернатива социальному сиротству Текст. / В. Чечет // Социальная педагогика. 2001. — № 9. — С. 105
  242. А. Укрепление семьи возможно только на основе возрождения традиционных ценностей //Социальная педагогика. 2003. — № 4. — с.6−8.
  243. Т.И., Третьяков П. И. и др. Управление образовательными системами. М.: Владос, 2001. — 319 с.
  244. Т.И., Чекмарева Т. К. Осуществление системы внутриш-кольного контроля в условиях реализации школьной реформы: Методические рекомендации для слушателей ФПГЖ организаторов народного образования. -М., 1985.-С. 3−8.
  245. А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста. -М.: AKADEMIA, 2005.
  246. С.Д. Формирование интереса к профессии у студентов колледжа при изучении специальных дисциплин: Дис.. канд. пед. наук. М., 2006.-196 с
  247. Т.И., Слот В., Спаниярд К., Методика работы с детьми «группы риска». 2-е изд.доп. Текст. М.: Издательство УРАО, 2001. — 123 с.
  248. Т.Т. Социально-педагогическое сопровождение воспитанников детского дома // Научно-практическая конференция «Традиции и инновации в социальной педагогике». М.: АЛЬТ-ПРЕСС, 2003. — 426 с.
  249. .Д. Понятие компетентности с позиций развивающего обучения // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Красноярск, 2002. — 267с.
  250. Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989. — 560 с.
  251. Э. Г. Системный подход и принципы деятельности. М., 1978.-392 с.
  252. Л.Р. Социальное становление учащихся-сирот в условиях открытой социально-педагогической системы: Дис.канд.пед. наук. Казань, 2002.-22 с.
  253. П.М. Психология чувств и мотивации: Избранные психологические труды / Якобсон Павел Максимович- Под ред. Е. М. Борисовой. М.- Воронеж: Институт практической психологии- МОДЭК, 1998. — 304 с.
Заполнить форму текущей работой