Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие креативности школьников в условиях экспериментальной модели учебного процесса

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Школа как общественный институт призвана выполнять социальный заказ. Современные исследователи констатируют, что традиционная педагогика системно не ориентирована на развитие креативности. Реализующиеся в ряде исследований практические способы развития креативности школьников ограничены в применении, так как предполагают работу с учащимися вне основного учебного процесса. Поэтому остра… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Научные представления о креативности
    • 1. 1. Содержание понятия «креативность»
    • 1. 2. Креативность в философско-психологичесом контексте
    • 1. 3. Способы развития и диагностика креативности

Развитие креативности школьников в условиях экспериментальной модели учебного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Проблема креативности привлекает все большее внимание психологов как в нашей стране, так и за ее пределами: [13], [23], [24], [38], [42], [46], [52], [56], [70], [100], [101], [119], [132], [142], [154], [164], [168], [171], [202] и др.

Высокие темпы общественного развития, обусловленные научно-техническим прогрессом, развитием коммуникационных средств, массовой информатизацией сознания, предъявляют повышенные требования к социализирующейся личности. Психологические проблемы постсоветского общества усиливают сложности социальной адаптации людей.

Пессимизм, агрессия, эмоциональные срывы, депрессивные состояния, проявляющиеся у родителей, порождают психогенные и личностные нарушения у детей.

Перед обществом стоит задача способствовать формированию у детей позитивной жизненной позиции, личностного смысла, оптимизма, умения сохранять свою индивидуальность при любых обстоятельствах. Для демократического, стремящегося к прогрессу государства важно, чтобы люди были адаптированы к жизни в сложных меняющихся условиях и могли в них самореализоваться, принимали на себя ответственность за решения и не зависели от мнения других.

Одним из решающих факторов, способствующих решению данных задач, является креативность. Характеризуя креативную личность, исследователи констатируют наличие у неё ряда психологических особенностей. Так, В. Н. Дружинин [56] указывает на то, что для творческой личности характерны независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация. С. Спирмен [195] отмечает такие качества, как отсутствие почтения к условностям и авторитетам, развитое чувство юмора. По мнению А. Маслоу [99], творческую личность отличает готовность к принятию нового, умение импровизировать и сохранять спокойствие в бурном течении нового. Особенности креативной личности проявляются, по мнению Е. П. Варламовой [34], в ярко выраженной индивидуальности и эмоциональной гибкости. Е. Л. Яковлева [168] считает, что для такой личности характерны независимость в суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство прекрасного, склонность к риску, внутренняя мотивация. Е. Л. Солдатова [132] выделяет такие особенности, как способность к самостоятельным мыслям и поступкам, наличие воли и активности, проявление настойчивости, инициативности, умение свободно держаться в компании сверстников. О. Доснон [52] утверждает, что креативность делает возможным адаптацию людей ко все более усложняющемуся миру.

Для решения вопроса об адаптированное&tradeчеловека к сложным условиям общественной жизни в постсоветской России вышеперечисленные свойства имеют определяющее значение.

Школа как общественный институт призвана выполнять социальный заказ. Современные исследователи констатируют, что традиционная педагогика системно не ориентирована на развитие креативности [164]. Реализующиеся в ряде исследований практические способы развития креативности школьников ограничены в применении, так как предполагают работу с учащимися вне основного учебного процесса. Поэтому остра необходимость создания и реализации в условиях массовой школы психолого-педагогических технологий, способствующих решению данной задачи. Недостаточная изученность проблемы креативности и актуальность решения задачи её развития у школьников в учебном процессе и обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования — разработать экспериментальную модель развития креативности школьников в учебном процессе.

Объект исследования — креативность как динамическое интегративное качество психики.

Предмет исследования — креативность школьников и её развитие в условиях экспериментальной модели учебного процесса.

Гипотезы исследования. В своей работе мы исходили из следующих допущений:

1. Целенаправленное развитие креативности школьников в условиях массовой школы возможно при организации такой модели учебного процесса, которая предполагает структурно-содержательное изменение урока как основной единицы учебного процесса в соответствии с принципами организации гуманистического тренинга, направленного на самоактуализацию личности.

2. Значимыми психологическими условиями позитивной динамики креативности школьников являются развитие смысловой сферы личности и овладение ею способами самовыражения средствами культуры.

В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой в работе были поставлены следующие задачи:

1. На основе анализа современных психологических представлений о природе креативности обосновать теоретическое представление о ней как динамическом качестве психики, выражающемся в реализации личностного смысла средствами культуры.

2. Разработать и применить методику диагностики креативности, основанную на анализе продуктов вербального творчества.

3. Разработать психолого — педагогическую технологию обучения, направленную на развитие креативности школьников в условиях основного учебного процесса.

4. В ходе экспериментального лонгитюдного исследования осуществить практическую реализацию созданной технологии и провести анализ её эффективности.

Методологической основой исследования явились теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принцип деятельностного подхода (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), принцип системного подхода (Б. Ф. Ломов), положения неклассической психологии, разработанные в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. А. Мелик — Пашаева, В. Н. Дружинина, Д. А. Леонтьева и других. Мы опирались также на некоторые теоретические принципы гуманистической и экзистенциальной психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, М. Бубер, В. Франкл и др.).

Методы исследования. В работе использовался ряд методов, выбор которых определялся задачами отдельных этапов исследования. На подготовительном этапе широко использовался метод критического анализа научной литературы. Особенности развивающего этапа исследования обусловили применение метода лонгитюдного формирующего эксперимента. На констатирующих этапах исследования широко применялись специальные диагностические методики: тест креативности Е. Торренса, методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, социометрический опросник. Использовались методы оценки продуктов творчества учащихся: метод экспертной оценки и разработанный нами метод психологического анализа продуктов вербального творчества. Для количественной обработки данных исследования использовались методы математической статистистики. Обработка материалов проводилась с помощью компьютерной программы «Statistics 5.0 «.

База исследования. Работа проводилась на базе городской экспериментальной площадки «Новые психолого — педагогические технологии» в средней школе № 62 г. Иркутска. В развивающем лонгитюдном эксперименте, продолжавшемся в течение семи лет, участвовали более 120 учащихся. Психологическим обследованием были охвачены 230 человек: учащиеся экспериментальных и контрольных классов школы № 62, а также студенты училища искусств г. Иркутска.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась соблюдением основных методологических принципов психологической науки, комплексным применением апробированных в зарубежной и отечественной психологии методов исследования, содержательным анализом выявленных фактов, использованием статистических процедур количественной обработки данных, включающих расчет t-критерия Стьюдента.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней обосновано представление о креативности как динамическом качестве психики, представляющем собой реализацию личностного смысла средствами культуры. Выявлены закономерности позитивной динамики креативности школьников и разработаны принципы ее развития, реализуемые в условиях основного учебного процесса массовой школы. Разработана методика опосредованной диагностики уровня креативности на основе оценки динамики выраженности компонентов личностного смысла в продуктах вербального творчества. Выявлены связи между позитивной динамикой креативности и ростом уровня социального интеллекта, а также социометрического статуса школьников.

Практическая значимость исследования заключается в создании и внедрении универсальной психолого-педагогической политехнологии, направленной на развитие креативности школьников в условиях учебного процесса в массовой школе.

Представленная в диссертации оригинальная психолого-педагогическая технология обучения школьников в течение восьми лет использовалась в практике работы в средней школе № 62 г. Иркутска. Так, в 1999X2000 учебном году по авторской программе развития креативности обучались школьники пятнадцати классов (с 1-го по 11-й). На основе политехнологии учителями школы созданы адаптированные монотехнологии обучения биологии, математике, литературе, а также монотехнология обучения школьников начальных классов и авторские программы преподавания отдельных предметов.

Действенной формой внедрения в практику авторской программы по развитию креативности школьников являются многочисленные лекции и семинарские занятия, проводимые автором в системе повышения квалификации учителей г. Иркутска и Иркутской области. Обучение по авторской программе прошли более тридцати педагогов школ г. Иркутска. Опубликовано два научно-методических сборника, авторами которых являются психологи и учителя, участвующие в экспериментальной деятельности.

Положения, выносимые на защиту.

1. Креативность рассматривается нами, в отличие от других авторов, как динамическое интегративное свойство психики, позволяющее реализовать личностный смысл средствами культуры.

2. Динамика креативности может диагностироваться методом анализа продуктов вербального творчества посредством оценки выраженности компонентов личностного смысла в создаваемых учащимися текстах. Позитивная динамика креативности зависит от развития смысловой сферы личности и степени владения ею культурозначимыми умениями самовыражения.

3. Экспериментальная политехнология обучения, направленная на системное развитие креативности учащихся, предполагает такую организацию школьного урока, которая обеспечивает развитие смысловой сферы школьника через взаимодействие текстов как психологических реальностей участников коммуникации, и соединяет структурносодержательные принципы организации психологического тренинга гуманистической и экзистенциальной направленности с традиционными методами обучения.

4. Разработанная и практически реализованная программа развития креативности является универсальной и может применяться в обучении школьников любого возраста в условиях основного учебного процесса массовой школы.

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и сообщений на международной научно-практической конференции «Подготовка специалиста начального образования XXI века» (1997), международной конференции «Психолого — педагогические проблемы одаренности: теория и практика» (1999), региональной конференции «Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития» (1999). По теме диссертационного исследования опубликовано 12 печатных работ, в том числе монография «Динамика креативности школьников: теория и практика» (2000).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 205 источников, и приложения. Объем диссертации — 185 страниц машинописного текста. В работе содержится 5 таблиц и 12 рисунков.

3.5.Выводы.

1. Анализ результатов лонгитюдного исследования показал, что у школьников, обучавшихся в режиме проводимого эксперимента, наблюдается значимая положительная динамика креативности, социального статуса, социального интеллекта и школьной успеваемости, что свидетельствует об эффективности развивающего эксперимента.

2. Существующие способы диагностики креативности позволяют определить отдельные её компоненты. Разработанный нами способ диагностики, основанный на психологическом анализе продуктов вербального творчества, дает целостное представление о креативности в её динамике.

3. Методы диагностики креативности: тест Е. Торренса, экспертная оценка творческих достижений и разработанный нами метод психологического анализа продуктов вербального творчества с позиций выраженности элементов творческого мышления, динамики смысловых факторов, психокоррекционной значимости и выраженности архетипов как элементов смысла — использовались как взаимодополняющие. Выявленный по всем методикам значимый рост показателей креативности школьников подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

4. Подростковый возраст является сензитивным периодом для развития креативности, что объясняется активной ролью смысловой сферы личности в этот период.

5. Рост показателей социального статуса и социального интеллекта школьников, обучавшихся в условиях экспериментальной модели учебного процесса, свидетельствует о том, что креативность является фактором, способствующим позитивной социальной адаптации личности.

6. Позитивная динамика школьной успеваемости у учащихся экспериментального класса является подтверждением универсальности политехнологии, направленной на развитие крекативностисвидетельствует о том, что возможно ее широкое применение в системе образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Представленное исследование посвящено одной из наиболее важных в современной психологической науке проблем — развитию креативности. Свойства креативных личностей: свобода, неконформность, адаптированность к сложным жизненным условиям, оптимизм и другиеобусловливают общественную значимость этого качества и важность его развития.

Теоретический анализ научных представлений о природе креативности показал как его слабую семантическую дифференцированность с понятиями «творчество» и «одаренность», так и содержательную многозначность. При этом существующие в науке подходы к проблеме креативности, при их разнообразии, в основном не противоречат друг другу, отражая особенности различных сторон исследуемого явления, и могут, как показано в гл. 1, содержательно интегрироваться в контексте понятия «личностный смысл».

Анализ научных подходов к содержанию понятия «смысл» показал, что данная категория, являясь одной из центральных в психологии творчества, не имеет однозначного научного определения.

Выявлены тенденции отечественных и зарубежных исследований рассматривать креативность с позиции гуманистического и экзистенциального подходов: подчеркивается значение категорий духовности, свободы, самоактуализации, смысловой сферы личности и трансценденции в определении содержания креативности, «центрированного» и диалогического общения для её развития.

Обосновано представление о креативности как о динамической интегративной характеристике психики, представляющей собой реализацию личностного смысла средствами культуры.

Сделан анализ существующих программ развития креативности, который показал их качественную односторонность — направленность на развитие отдельных компонентов креативности. Отмечено, что разработанные программы носят локальный характер: реализуются в специальных условиях, рассчитаны на работу с ограниченным контингентом учащихся.

Исследователями проблемы креативности отмечено, что условия традиционного школьного обучения не способствуют развитию креативности.

Нами обоснованы принципы развития креативности и описана созданная на их основе программа, представляющая собой универсальную политехнологию обучения, реализующуюся в условиях основного учебного процесса, на уроке в массовой школе. Программа направлена, прежде всего, на развитие смысловой сферы личности и овладение ею способами самореализации средствами культуры. Основным технологическим принципом описанной программы является взаимная трансляция смыслов при диалоге текстов как психологических реальностей субъектов общения через интеграцию на школьном уроке психологических приемов тренинга гуманистической направленности и традиционных методов ведения урока. Программа рассчитана на работу с любой категорией учащихся.

Осуществлен и описан развивающий эксперимент по реализации разработанной программы развития креативности. Лонгитюдное исследование осуществлялось в течение семи лет в условиях средней школы.

В результате анализа методов диагностики креативности выявлено, что абсолютно адекватных средств определения уровня креативности в науке нет, что объясняется сложностью и многосторонностью исследуемого феномена. Существующие способы диагностики определяют уровень развития отдельных компонентов креативности.

Разработан и применен метод опосредованной диагностики креативности посредством психологического анализа продуктов вербального творчества. Поэтические тексты школьников анализировались с позиций выраженности в них компонентов смысла и оценки формообразующих элементов. Данная методика диагностики креативности нуждается в стандартизации, что мы надеемся осуществить в дальнейшем.

Диагностика уровня креативности участвующих в эксперименте школьников проводилась методом экспертной оценки продуктов творчества, посредством теста Е. Торренса и с помощью разработанной нами методики оценки уровня креативности посредством психологического анализа вербального творчества. Диагностические данные показали значимый рост креативности школьников по всем параметрам: компонентам творческого мышления, объективной значимости продуктов творчества учащихся — их успехам на олимпиадах и творческих конкурсах, динамике смысловой сферы, выраженной в поэтических текстах, — что свидетельствует об эффективности разработанной программы развития креативности и подтверждает правильность выдвинутой гипотезы.

Выявлено, что подростковый возраст является сензитивным периодом для развития креативности, что объясняется активным развитием смысловой сферы личности в этот период.

В связи с постулируемым положением о развиваемое&tradeсмысловой сферы в процессе полилогового общения, для успешности которого в процессе занятия использовались методы гуманистических тренингов, в ходе экспериментального исследования проводилась диагностика социального статуса и социального интеллекта у участвующих в эксперименте школьников. Анализ результатов показал значимый рост всех диагностируемых показателей. Эти данные свидетельствуют об эффективности разработанной и реализованной в рамках исследования программы развития креативности, а также о том, что повышение уровня креативности и социальная адаптивность личности тесно взаимосвязаны.

В связи с тем, что психолого — педагогическая технология «Самоактуализирующее обучение» рассчитана на реализацию в условиях учебного процесса массовой школы, нами проведен анализ динамики школьной успеваемости учащихся экспериментального класса. Он показал, что в процессе эксперимента успеваемость учащихся по всем дисциплинам значимо повысилась. Это свидетельствует о том, что целенаправленное развитие смысловой сферы личности как необходимого условия креативности способствует повышению уровня учебной мотивации и учебных достижений, а также подтверждает тезис об универсальном характере политехнологии развития креативности.

Представленное исследование в его теоретической и практической части проводилось в парадигме гуманистической и экзистенциальной парадигмы, что не противоречит основным тенденциям развития современной психологической науки.

Описанная технология обучения, направленная на развитие креативности, реализуется в практике ряда школ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К. А. Российский менталитет: кросс-культурный и типологический подходы // В сб. Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: И?.д-во ИП РАН, 1997.
  2. А. Ю. Человек как смысловая модель мира. Самара: Барах-М, 2000.
  3. А. Наука жить. Киев: Port-Royal, 1997.
  4. Е. Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1993.
  5. Н. М. Моделирование мышления и психика. Киев: Наукова думка, 1965.
  6. . Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М., Педагогика, 1980. Т.1.
  7. Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.: Наука-Смысл, 1999.
  8. А. Г. О месте установки в структуре деятельности: Автореф. дис.. кандпсихол. наук. М., 1976.
  9. А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.
  10. А. Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: изд-во Моск. ун-та, 1984.
  11. Р. Психосинтез. М.: Рефл-бук, 1997.
  12. Е. 3. Идентификация с другими как механизм формирования смысловой сферы личности: Автореф. дис.. канд. Психол. наук. М., 1986.
  13. Г. С. Диалектика творчества. М., 1984.
  14. Г. С. Творчество и рациональность (К определению понятия человека).// Человек, творчество, наука. М.: 1967, с.83−98.
  15. М. М. Работы 20-х годов. Киев: Next, 1994.
  16. А. Творческая эволюция. М. Спб.: Русская мысль, 1914.
  17. Н. А. Самопознание. М.: Книга, 1991.
  18. Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  19. Н. А. Человек и машина // Вопросы философии, 1989, № 2. -с. 147 — 162.
  20. В. М. Избранные произведения. Л., 1954.
  21. В. С. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991.
  22. Бинсвангер JL Бытие в мире: введение в экзистенциальную психиатрию. М.: Ювента, 1999.
  23. Д. Б. Проблемы творчества и одаренности: логика и история.// Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997, С. 5−24
  24. Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983, С. 282−195.
  25. Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, с. 328−349.
  26. Д. Б., Сусоколова И. А. Генезис интеллектуальной активности // Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М&bdquo- 1990, С. 159−171.
  27. А. А. Личность и общение. М., 1983.
  28. А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика. М.: Изд-во института психотерапии, 2000.
  29. Э. Латеральное мышление. Спб.: Питер, 1977.
  30. . С. К изучению смысловой сферы личности // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1981. № 2. С. 46−56.
  31. М. Два образа веры. М., Республика, 1995.
  32. Л. Ф., Морозов С. М. Словарь справчник по психодиагностике. Спб.: Питер, 1999.
  33. М. Е. Терапия творческим самовыражением. Дисс. д. м. н., 1998.
  34. Е. П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Дисс. .канд. пс. н. М., 1997.
  35. Ф. Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  36. А. А., Рассказова И. Н. Смыслообразующий контекст в психологическом консультировании. // Прикладная психология, № 1,1999, С. 11−21.
  37. В. М. Алгоритмы истории. М.: Прометей, 1989.
  38. JI. С. Мышление и речь. М., 1996.
  39. JI. С. Психология искусства. М.: Лабиринт, 1997.
  40. Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. М., Мысль, 1996.
  41. Ю. Б. Курс развития творческого мышления. Спб.: Иматон, 1997.
  42. Н. О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности. Дисс.. канд. пед. наук. Красноярск, 1996.
  43. . С. Образование в третьем тысячелетии: гармония знания и веры. М.: Моск. психолого-социальный институт, 1997.
  44. ., Мальдидье Д. О новых приемах интерпретации или Проблема смысла с точки зрения анализа дискурса // Квадратура смысла. М.: Прогресс, 1999.
  45. Н. М. Проблема креативности и явление подражения. М.: Изд-во МП РАН, 1994.
  46. С. О. Психология творчества. Т.1. Минск, Белтреспечать, 1923
  47. С. Ю. Словарь практического психолога. Минск: Харвест, 1998.
  48. Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. // Язык и интеллект. М., 1996.
  49. У. Психология. М., Педагогика, 1991.
  50. В. Описательная психология. Спб.: Алетейя, 1996.
  51. О. Развитие креативноси: креативность и обучение. // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Изд-во ИП РАН, 1997.
  52. Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. Тюмень: ТОГИРРО, 1988.
  53. Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984.
  54. В. Н. Психодиагностика общих способностей. М., 1996, с. 163.
  55. В. Н. Психология общих способностей. Спб., Питер, 1999.
  56. Н. П., Булаева К. В. Образование и проблемы биологического и социального в человеке.// Советсткая педагогика, 1979, № 4.
  57. О., Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления. // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965, с. 86−234.
  58. В. Н. Исследование когнитивных стилей в связи с проблемами креативности: Дисс. .канд. псих.н., 1985.
  59. Ю. Н. Активное социально психологическое обучение. Л., 1985.
  60. Ермолаева Томина Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей.// Вопросы психологии. 1975, № 5, с. 166−176.
  61. В. Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. Новосибирск, 1995.
  62. Зак А. 3. Развитие интеллектуальных способностей у детей. М.: Новая школа, 1996.
  63. Н. Ф. Основы психотерапии. М.: Рефл-бук, 1997.
  64. И. Критика чистого разума. Спб.: Тайм-аут, 1993.
  65. В. Исследование инетеллекта человекоподобных обезьян. М.: Изд. ком. Акад. «Интернациональная», 1930.
  66. В. П. Культурный смысл: генезис и функции. Киев: Наук, думка, 1990.
  67. Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автор, дисс.. канд. Психол. наук. М., 1980.
  68. Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М.: Мысль, 1984.
  69. В. Н. Проблема креативности личности//Психология творчества. М., 1990, с.131−148.
  70. О. П., Клюжев В. М. Экспедиция в гениальность. М.: Новь, 1999.
  71. С. Л. Исследование феномена игры с позиций психоанализаЛ Рук. Кыштымова И. М.// Творческие работы победителей научно-практической конференции «Шаг в будущее», — Изд-во Департамента образования г. Иркутска, 1999.
  72. А. И. Основы арт-терапии. Спб.: Лань, 1999.
  73. Ю. Н., Сухобская Г. С. Развитие творческого мышления школьников. Л., 1967.
  74. И. И. Художественное творчество. Пг.: Мысль, 1922.
  75. И. М. Некоторые аспекты организации формирующего эксперимента по развитию креативности.// Доклады международной конференции «Психолого-педагогические проблемы одаренности». Иркутск: Изд-во ИГПУ, 1999. С. 10−16.
  76. И. М. Принцип подражания как проблема организации учебного процесса. // Инновационные процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы и перспективы развития. Иркутск: ИПКРО, 1999.С. 10−14.
  77. И. М. Явление «отвергаемое&trade-» ребенка в школе: причины и коррекция. // Социально-психологические аспекты образования Межвузовский сборник научных трудов. Иркутск, 1999. С. 80−84.
  78. И. М. Об авторской технологии обучения, направленной на развитие креативности, в контексте проблемы гуманизации школы. // Научно-методические рекомендации по работе с одаренными детьми: Иркутск, 1999. С. 64 72.
  79. И. М. Динамика креативности школьников: теория и практика. Иркутск, 2000. 245с.
  80. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.
  81. Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия. М. Воронеж, 1997.
  82. А. А. Психология общения. 2-е изд. М.: Смысл, 1997.
  83. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., Политиздат, 1977.
  84. Д. А. Возвращение к человеку. // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл, 1997, С. 3−18.
  85. Д. А. Гуманистическая психология как социокультурное явление. Там же, С. 19−30.
  86. Д. А. Самореализация и сущностные силы человека. Там же, С.156 176.
  87. Д. А. Три грани смысла.// Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А. Н. Леонтьева. М.: Смысл, 1999, С. 299 -331.
  88. Д. А. Психология смысла. М.: Смысл, 1999.
  89. А. М. Антропология мифа. Екатеринбург: Отд. образов, администр. Октябрьского района, 1997.
  90. Н. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.
  91. Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства. 2-е изд. СПб.: Искусство, 1999.
  92. Е. С. Гештальт подход при оказании психотерапевтической помощи пострадавшим от землетрясения \ Моск. Психотерапевтич. журн., 1994. № 3. С. 81−91.
  93. В. А. Искусство и человеческое мироотношение. Киев: Наук, думка, 1988.
  94. М. К. Форма превращенная // Философская энциклопедия. Т. 5. М.: Сов. энциклопедия, 1970. С. 386−389.
  95. А. Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб.: Евразия, 1997. ч
  96. А. Г. Мотвация и личность. Спб., Евразия, 1999.
  97. Мелик Пашаев А. А. Психологические основы способностей к художественному творчеству. Дисс.. доктора психол. наук. М., 1994.
  98. Мелик Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству. М.: Педагогика, 1987.
  99. В. С. Психология индивидуальности. М.- Воронеж, 1996.
  100. Мерло Понти М. Временность // Историко-философский ежегодник — 1990. М.: Наука, 1991. С. 271 -293.
  101. Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Спб., 1996.
  102. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  103. В. Н. Психология отношений. М., Воронеж, 1995.
  104. В. В. Спонтанность сознания. Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. М.: Прометей, 1989.
  105. Н. А. Виртуальная психология. М.: Аграф, 2000.
  106. А., Шоу С., Саймон Г. Моделирование мышления человека с помощью электронно-вычислительной машины. // Психология мышления. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.
  107. Одаренные дети. Под ред. Г. В. Бурменской и В. М. Слуцкого. М.: Прогресс, 1991.
  108. JI. А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. М, 1982.
  109. В. А. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии, 1981,№ 2, с. 40−46.
  110. В. А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону, 1995.
  111. В. И. Музыкальная психотерапия. М.: Владос, 1999.
  112. Л. П. Эстетическое освоение природы в процессе формирования личности: Автореф. дис.. доктора филос. наук. М., 1994.
  113. Я. А., Семенов И. Н., Степанов С. Ю. Развитие современных исследований творчества.// Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: Магистр, 1998.
  114. Психогимнастика в тренинге. Под ред. Н. Ю. Хрящевой. Спб.: Ювента, 1999.
  115. Психологический словарь ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещеряков. М., 1996.
  116. Психотерапевтическая энциклопедия / ред. Д. Б. Карвасарский. Спб.: Питер, 1998.
  117. А. Математическое творчество. //' Психология мышления. М.: Изд-во МГУ, 1981, сс.356−365.
  118. К. Клиент-центрированная терапия. М.: Рефл-бук, 1997.
  119. С. А. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999, 705 с.
  120. Д. И. Особенности интерпретации образа Пушкина в поэтике постмодернизма (на материале повести Татьяны Толстой «Сюжет»).
  121. Руководитель Кыштымова И. М. // Творческие работы победителей научно-практической конференции «Шаг в будущее». Иркутск: Изд-во Департамента образования администрации г. Иркутска. 1999. С. 3145.
  122. К. Групповая психотерапия. Спб.: Питер, 1998.
  123. В. П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста. М.: Аграф, 2000.
  124. А. М. От Фрейда к Хайдеггеру. М., 1985.
  125. В. П. Сверхзадача художника в свете психологии и нейрофизиологии.// Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука, 1980.
  126. Е. Л. Креативность в структуре личности. Дисс. .канд. психол. Наук. Спб., 1996.
  127. К. С. Моя жизнь в искусстве. М.: Искусство, 1980.
  128. В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
  129. В. В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1982. № 3. С. 38−47.
  130. В. Ф. Плоть искусства // Собрание сочинений: в 4-х т. М.: Худ. Лит., 1980. Т. 3. С. 417−475.
  131. . М. Избранные труды в 2-х т. М.: Педагогика, 1985.
  132. . М. Проблема индивидуальных различий. М., 1961.
  133. П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995.
  134. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. М.: Изд-во. Моск. ун-та, 1969.
  135. O.K. Эвристическое программирование и психология творческого мышления. // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971, С. 265−307.
  136. Е. Е. Диагностика креативности. Тест Е.Торренса. Методическое руководство.- Спб., 1998.
  137. Д. Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тб.: изд-во АН ГССР, 1961.
  138. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.
  139. Т. А. Катарсис как осознание (Эдип Софокла и Эдип Фрейда). // Бессознательное. Тб.: Мецниереба, 1978.
  140. В. Психотерапия на практике. Спб.: Ювента, 1999.
  141. В. Основы логотерапии. Психотерапия и религия. Спб.: Речь, 2000.
  142. Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей. // Основные современные концепции творчества и одаренности. М.: Молодая гвардия, 1997.
  143. Э. Человек для себя. Минск.: Коллегиум, 1992.
  144. М. Работы и размышления разных лет. М., Гнозис, 1993
  145. С. С. Искусство психотренинга. Минск: Лучи Софии, 1998.
  146. Л., Зиглер Д. Теории личности. Спб.: Питер, 1997.
  147. Е. М. Художественное переживание в процессе восприятия искусства. Рига: ЛатГУ, 1974.
  148. В. Д. Духовные способности. // Психология деятельности и способности человека. М.: Логос, 1996.
  149. Г. Г. Система трансцендентального идеализма. Л., 1936.
  150. Л. Соч. в 2-х т. М.: Наука, 1993.
  151. Э. Основные идеальные типы индивидуальности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.
  152. Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. Период открытого кризиса. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980. С. 286−300.
  153. В. Умственная одаренность. Спб: Союз, 1997.
  154. Н. Б. Междисциплинарный подход к обучению одаренных детей. // Вопросы психологии, 1996, № 3, С. 34−43.
  155. У. Комплементарная функция лидера. М., 1984.
  156. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  157. Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: Ренессанс, 1991.
  158. В. С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. М.: Просвещение, 1996.
  159. В. В. Современный словарь по психологии. Минск: Современное слово, 1998.
  160. П. М. Психология чувств и мотивация. М. Воронеж, 1998.
  161. Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. М.: Флинта, 1997.
  162. Adler A. Psychoterapie and Erziehung: Ausgewahlte Aufsatze. Bd.2: 19 301 932 / Hg. Von H.J.Ansbacher, R, F, Antoch. Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag. 1982.
  163. Allport, G.W. The person in psychology: selected essays. Boston: Beacon, 1968.
  164. Barron F. Putting Creativity to Work. // The Nature of Creativity. / Sternberg R.J. (Ed.). Cambridge. Cambridge Univ. Press, 1988. P. 76−98.
  165. Boesch E. Kultur and Handlung: Einfuhrung in die Kulturpsychologie. Bern: Huber, 1980.
  166. Boss, M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. N. Y.: Basic Books, 1963.
  167. T. J., Lukken D. Т., McGue M" Segal N. L. & Tellegen A. Sources of Human Psychologican Differences: the Minnesota Study of Twins Reared Apart//Science. 1990. № 250.
  168. Guilford J. P. Creative talents: Their nature, uses and development. Buffalo N. J. Bearly Limited, 1986.
  169. Jung C.G. Die Dynamik des Unbewussten // Gesammelte Werke. Bd. 8. Zurich- Stuttgart: Rascher Verlag, 1967.
  170. Harri-Augstein S. Reflecting on structures of meaning: a process of learning-to-learn // Personal construct psychology 1977 / F. Fransella (Rd.) London etc.: Academic press, 1978.
  171. R. J. & Murray C. The Bell Curve N. Y. 1994.
  172. Howe M.J.A. The Origins of Exceptional Abilities. Oxford, 1990.
  173. Husserl E. Ideen zu einer zeinen Phanomelogie (27−32) Bd. Halle, 1928.
  174. Kaplan S. Providing Programs for the Gifted and Talented: A Handbook. -Ventura CA: Office of the Ventura Country Superintendent of Schools, 1974.
  175. Kelly G. Fixed role therapy / Ed. M.Jurevich. Direct Psychotherapy. -Miami: Ratiber-Ray, 1973.
  176. Lewin, K. Field theory in social science- selected theoretical papers. D. Cartwright (Ed.). New York: Harper & Row, 1948.
  177. Maker C. Curriculum Development for the Gifted. Rockville MD. Aspen Systems, 1982.
  178. Mednich S.A. The associative basis if the creative process // Psychol. Review. 1969. № 2/. P. 220−232.
  179. Merleau-Ponty M. Phenomenologie de la perception. Paris: Gallimard, 1945.
  180. Meyerson Jgn. Les Fonctions Psychologiques at les Oeuvres. P., 1948.
  181. Moreno J.L. Mental Catharsis and Psychodrama. In I.A.Greenberg (Ed.),
  182. Psychodrama: Theory and Therapy. N.Y.: Behavioral Publications, 1974.
  183. О’Sullivan M. et Guilford J.P. Les tests d’intelligence sociale. // Editions du Centre de psychologie appliquee. Paris, 1977.
  184. Phenix P. Realms of meaning: a philosophy of the curriculum for general education. New York etc.: McGraw-Hill, 1964.
  185. Reber A.S. The Penguin Dictionary of Psychology. Harmondsworth, Middledex: Penguin, 1985.
  186. Renzulli J. S. The Enrichment Triad Model: A Guide for Developing Defensible Programs for the Gifted and Talented. Wethersfield, 1977.
  187. Rohrbach M.F. La Pensee Vivante. Regies et Techniques de la Pensee Creatice. P., 1959
  188. Royce J.R., Powell A. Theory of personality and individual differences: factors and processes. Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, 1983.
  189. Spearman C. The abilities of man. N. Y., 1927.
  190. Sternberg R.J. Beyond IQ: A Triarchic Theory of Human Intelligence. Cambridge, 1985.
  191. Taylor C.W. Cultirating Multiple Creative Talents in Students // Journal for the Education of the Giften. 1985. Vol. 8. P. 187−198.
  192. Thomas 1. Nothing more theoretical than good practice: teaching for self-organized learning // Issues and approaches in personal construct theory / D. Bannister (Ed.). London etc." Academic press, 1985.
  193. L.A. & Plomin R. Genetic Influences on Cognitive Ability. K.A.Heller, F.J.Monks & A.H.Passow (Eds.). International Handbook of Research and Development of Giftedness and Talent. Oxford, 1993.
  194. Thorndike E. L. Intelligence and its usesWHarpers Magazine. 1920, № 140, p. 227 235.
  195. Tolman E.C. A psychological model // Toward a general theory of action / T. Parsons, E.Shills. Cambridge: Harvard University Press, 1951.
  196. E.P. / Scientific Views of Creativity and Factors Affecting its Growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. P.663−679.
  197. D.B. & Gruber H.E. Creative People at Work. Oxford, 1989.
  198. J.M., Watts F.N., Macleod C. & Mathews A. Cognitive Psychology and Emotional Disorders. Chichester, 1988.
  199. Howe M. J. A. The Origins of Exceptional Abilities. Oxford, 1990.182
Заполнить форму текущей работой