Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих проходящих службу по призыву

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методика «Мы — Я» специально разработана нами для осуществления данного исследования и применялась для изучения таких показателей, как «эмоциональное единство группы», «эмоциональная идентификация с группой членства». Опираясь на аргументацию отечественных исследователей группового взаимодействия о том, что частота употреблений личных местоимений во множественном числе может служить валидным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования группового лидерства в воинских подразделениях
    • 1. Современное состояние проблемы лидерства в психологии
    • 2. Групповое лидерство как системное свойство воинского коллектива и особенности его формирования среди военнослужащих проходящих службу по призыву
    • 3. Особенности проявления психологических факторов формирования группового лидерства
  • Глава 2. Формирование группового лидерства в воинских подразделениях
    • 1. Методический замысел исследования феномена группового лидерства
    • 2. Влияние психологических факторов на формирование группового лидерства в воинских подразделениях
    • 3. Особенности динамики формирования группового лидерства
  • Глава 3. Пути формирования группового лидерства в воинских подразделениях
    • 1. Формирование основ группового лидерства в воинских подразделениях
    • 2. Социально-психологический тренинг формирования группового лидерства

Психологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих проходящих службу по призыву (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Реалии нового века, развитие Вооруженных Сил, практический опыт ведения боевых действий в локальных вооруженных конфликтах, выполнение миротворческих операций Вооруженными Силами свидетельствуют о выполнении ими специфических задач, связанных с применением не широкомасштабных сил и средств, а небольших по численности подразделений, групп, отрядов. Слаженные действия таких воинских коллективов, процессы и явления, протекающие в них, требуют более глубокого и всестороннего анализа. Особую значимость в современных условиях приобретают складывающиеся отношения между военнослужащими и группами военнослужащих на неформальной основе наряду с формальным, определяемым Общевоинскими уставами, требованиями командиров (начальников), другими руководящими документами.

На основе таких социально — психологических связей в подразделениях формируются неформальные лидеры и группы, которые могут оказать заметное и существенное влияние на других военнослужащих, группы, подразделение в целом, включая командиров и начальников.

Практика показывает, что в настоящее время реально процесс дифференциации военнослужащих, проходящих службу по призыву, в ходе межличностного взаимодействия приобретает более организованный характер и зависит от сформировавшейся одной или двух групп в подразделении, являющихся доминирующими.

Складывающиеся отношения в большей степени зависят от личностных качеств военнослужащего и ранее сформированных стереотипов поведения в подразделении, сложившихся групповых и коллективных норм, моральнопсихологического климата, ценностей, мнений, традиций.

Исходя из совокупности социально-психологических явлений, имевших место в воинских коллективах, осуществляется процесс выдвижения одних военнослужащих на роль ведущих (лидирующих), других на роль ведомых.

Причинами объединения военнослужащих в группы зачастую являются возможность реализации личностных и групповых потребностей за счет других, стереотипы поведения, общие интересы, возможность самореализации. Так, опрос военнослужащих показал, что группообразующими факторами выступают признаки землячества, национальная и этническая принадлежность (39%), личные симпатии и дружба (22%), интересы общего дела (15%), период службы (14%), религиозная принадлежность (4%), другие (6%).

Нередко данные неформальные группы становятся доминирующими в подразделении и носят устойчивый негативный характер. Следствием группового лидерства негативной направленности в подразделениях и частях зачастую являются неуставные взаимоотношения между военнослужащими, уклонения от военной службы, воинские преступления2.

Межгрупповые отношения, возникающие в подразделениях, характеризуют положение групп военнослужащих в неформальной структуре воинского подразделения. Межгрупповые различия приводят к их иерархии, одни группы становятся группой лидерства* другие — в роли подчиненных. Таким образом, в роли лидеров выступают не только отдельные военнослужащие, но и самоорганизованные группы воинов (лидирующие группы).

Актуальность исследования: анализируя проблемы изучения психологии малых групп и социально-психологических явлений в них, отмечая достигнутый определенный прогресс в развитии теории и эмпирических разработок, необходимо обратить внимание на ряд критических моментов, имеющих место в обсуждаемой исследовательской области. Применительно к теории и практике исследования проблем лидерства и, в частности, группового лидерства, они видятся нам в следующем:

1 Ракурс. Теория. Практика. Информация. Выпуск 1. — М., 2003. — С. П.

2 Например, из-за того, что группы военнослужащих старшего периода службы, группы, сформированные на основе землячества, оказывали негативное давление, в 2002 г. 19,7% военнослужащих высказали желание покинуть воинскую часть. Около половины всех совершенных преступлений составили неуставные взаимоотношения, из них издевательства и глумления составили 14%, казарменный «рэкет"-12%. (см. там же).

1 .Прежде всего, необходимо обобщение имеющихся и выдвижение новых продуктивных идей относительно понимания группового лидерства, различных ее феноменов, которые бы стимулировали исследовательскую активность в направлении их проверки и развития. В этой связи перспективной представляется линия теоретической работы, направленной на соединение хорошо зарекомендовавшего себя в отечественной социальной психологии деятельностного подхода с современными когнитивными и гуманистическими направлениями исследования группы.

2.Нуждается в дальнейшей разработке проблематика влияния психологических факторов на механизм формирования, развития и динамики такого феномена, как групповое лидерство. Многими зарубежными и отечественными авторами обращалось внимание на трудность операционализации признаков лидерства, отсутствие достаточно надежных средств фиксации различных уровней развития группы лидерства, выделение которых все еще носит весьма. общий и произвольный характер. Теоретические описания и эмпирические исследования межгрупповых отношений страдают идеализацией реальных отношений в социальной группе, стремлением к их упрощению, недиалектичностью в трактовке формирования группового лидерства.

3.Довольно узким местом в изучении данной проблемы является рассмотрение группы лидерства как совокупного субъекта совместной деятельности с присущими ему специфическими атрибутами и механизмами формирования. Отсюда немалые трудности, испытываемые как психологами — исследователями, так и психологами — практиками, когда необходимо дать адекватную оценку сплоченности той или иной естественной группы, выявить доминирующую в ней систему норм и ценностей, достаточно тонко и дифференцированно определить меру коллективности лидирующей группы как именно совокупного субъекта.

4.Критическим моментом в прикладном аспекте обсуждаемой проблемы можно назвать и конструирование методов и методики изучения и прогноза поведения группы лидерства, без которых невозможны оптимальные с точки зрения эффективности функционирования обеспечение успешного руководства ими, решение вопросов межличностной и межгрупповой совместимости, предотвращения внутригрупповых и межгрупповых конфликтов.

5.Наконец, к числу слабо разработанных вопросов феномена группового лидерства относится эмпирическое изучение лидирующей группы, как составного элемента более крупной социальной общности — воинского коллектива, подразделения, испытывающего ее влияния и в свою очередь способного оказывать существенное влияние на макросоциум.

На необходимость учета коллективообразующих факторов и процессов лидерства в ходе воинской деятельности указывается в ряде работ военных ученых: А. Д. Глоточкина, В. Ф. Давыдова, М. И. Дьяченко, А. Г. Караяни, В. П. Каширина, В. М. Крука, В. Ф. Перевалова, М. С. Полянского, С. К. Съедина, Э. П. Утлика, Н. Ф. Феденко, В. В. Федотова, А. И. Шипилова. Исследования, проведенные указанными авторами, сформировали понятийно — категориальный аппарат, позволяющий изучать феномен лидерства, показали место и роль данного явления в системе межличностного и межгруппового взаимодействия и его влияние на эффективность совместной деятельности.

Вместе с тем, несмотря на широкий спектр подходов, на сегодняшний день, рассмотрение феномена «групповое лидерство» носит фрагментарный характер, существующие научные подходы нуждаются в насыщении новыми эмпирическими данными. Недостаточно разработана проблема формирования группового лидерства среди военнослужащих, проходящих службу по призыву. Крайне мало эмпирических исследований в области межгрупповых отношений. Практической потребностью является разработка эффективных методов и средств воздействия со стороны командиров и органов воспитательной работы, психологических служб по формированию групп позитивной направленности.

Актуальность проблем формирования группового лидерства в воинских подразделениях, недостаточность ее теоретической и экспериментальной разработанности в военно-психологической науке, ярко выраженный прикладной характер определили избрание ее в качестве темы диссертационного исследования.

Объектом исследования выступает групповое лидерство военнослужащих, проходящих службу по призыву, в ходе повседневной воинской деятельности.

Предметом исследования являются психологические факторы, обусловливающие формирование группового лидерства в первичных воинских коллективах.

Цель исследования: на основе теоретического анализа и эмпирического исследования уточнить сущность группового лидерства, выявить психологические факторы и обосновать пути его формирования среди военнослужащих, проходящих службу по призыву.

В соответствие с целью диссертации, были определены следующие задачи исследования:

1.Уточнить сущность группового лидерства и особенности его формирования среди военнослужащих, проходящих службу по призыву.

2. Экспериментальным путем выявить психологические факторы формирования группового лидерства.

3.Обосновать пути формирования группового лидерства позитивной направленности в первичных воинских подразделениях.

В качестве рабочей гипотезы были выдвинуты следующие положения:

1.В первичных воинских подразделениях в ходе совместной деятельности формируется неофициальная структура воинского коллектива, оказывающая влияние на характер и нормы взаимоотношений, социально — психологический климат воинского подразделения. Групповое лидерство осуществляет непосредственное воздействие организующего (позитивного) или дезорганизующего (негативного) характера, оказывает существенное влияние на мотивацию групповой деятельности, содержание ее направленности и внутриколлективные процессы.

2.Формирование группового лидерства детерминируется влиянием внешних и внутренних факторов. Внешними факторами формирования группового лидерства выступают условия жизнедеятельности подразделений, типы подразделений, формы организации совместной деятельности, стиль руководства командиров подразделениями. Внутренними факторами выступают когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты группы лидерства.

3.На эффективность выполнения служебно-боевых задач, состояние воинской дисциплины и правопорядка, морально-психологического климата в воинских частях и подразделениях существенное влияние будет оказывать групповое лидерство позитивной или негативной направленности. Доминирующим психологическим фактором в формировании группового лидерства негативной направленности является отрицательное лидерство.

4. Процесс формирования группы лидерства позитивной направленности может быть оптимизирован «изнутри», через стимулирование процесса ее самоформирования и создания механизма групповой саморегуляции в межгрупповом взаимодействии посредством специального отбора лидерского «ядра» и системой целенаправленных мер воздействия на организационно — деятельно-стные, социально — психологические и личностные детерминанты посредством социально — психологического тренинга формирования группового лидерства.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения о группе как о совокупном субъекте, о системном подходе к анализу происхождения и сущности социально-психологических явлений, о детерминации жизнедеятельности людей СЛ. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, A JL Журавлеваположения, рассматривающие личность и группу в свете субъектно-деятельностной теории К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинскогокогнитивно-оценочный подход в области изучения межличностных и межгрупповых отношений отечественных и зарубежных ученых Г. М. Андреевой, А. И. Донцова, Я. Л. Коломинского, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, Н. Н. Обозова, Ч. Осгуда, Б. Д. Парыгина, Т. Шибутани, В. Шутцаконцепции и подходы к исследованию лидерства Т. В. Бендас, Н. С. Жеребовой,.

A.JI. Журавлева, P.JI. Кричевского, Б. Д. Парыгина, JI.A. Петровской, Л. И. Уманскогообщие идеи и принципы изучения системы межличностных и межгрупповых отношений B.C. Агеева, М. И. Дъяченко, Л. Ф. Железняка, Л.А. Кан-дыбовича, А. Г. Караяни, П. А. Корчемного, И. Р. Сушковаисследования процессов оптимизации отношений Г. М. Андреевой, А. Я. Анцупова, А. И. Гончарова, Н. В. Гришина, Л. А. Петровской, Э. П. Утлика, В. В. Федотова, А.И. Шипи-ловаучтены теоретико-эмпирические исследования лидерства А.Н. Лутошки-на, М. С. Полянского, А. С. Чернышова.

Методика исследования направлена на выявление психологических факторов, условий и механизмов формирования группового лидерства в межгрупповых отношениях военнослужащих, проходящих службу по призыву. Для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, объединенных в рамках констатирующего и формирующего экспериментов: наблюдение, изучение документов, беседа, опрос, анкетирование, обобщение независимых характеристик, социометрия, референтометрия, метод экспертных оценок, самоотчет, анализ результатов деятельности. На этапе формирующего эксперимента применялись методы активного социально-психологического обучения военнослужащих.

Исследование проводилось в частях и подразделениях Сухопутных войск Московского, Приволжско-Уральского и Северо-Кавказского военных округов и осуществлялось в течение 4-х лет в 3 этапа:

Первый этап /1998;2001г. г J включал в себя сбор, изучение и обобщение литературных источников по проблеме лидерства, было уточнено и обосновано определение группового лидерства в воинских коллективах, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, разработаны гипотеза, методический замысел и методики.

В ходе второго этапа /2001;2003г. г./ был осуществлен констатирующий эксперимент в 12 воинских подразделениях. Основную выборку составили военнослужащие по призыву в центрах подготовки младшего командного состава и воинских частей и подразделений ВС РФ. В ходе эксперимента уточнено определение группового лидерства, скорректирована гипотеза исследования, конкретизирована методика изучения данного феномена. Осуществлена апробация отдельных компонентов программы формирующего эксперимента на группах социально-психологического тренинга.

Третий этап /2003;2004 г. г./ включал проведение формирующего эксперимента, в ходе которого осуществлялся анализ, систематизация и апробация полученных результатов исследования. Реализован комплекс рекомендаций и предложений по формированию группового лидерства позитивной направленности в войсках СКВО. Сформулированы теоретические выводы и практические рекомендации по формированию группового лидерства в воинских подразделениях.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

1. На основе обобщенного и систематизированного анализа отечественного и зарубежного опыта уточнено сущностное понятие группового лидерства среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, которое представляет собой динамическую, целостную систему, имеющую структуру, психологические механизмы, формы проявления и особенности формирования.

2.Выявлены внешние и внутренние психологические факторы формирования группового лидерства. Внешними факторами формирования группового лидерства выступают условия жизнедеятельности подразделений, типы подразделений, формы организации совместной деятельности, стиль руководства командиров подразделениями. Внутренними факторами выступают когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты группы лидерства.

3. Разработана комплексная программа формирования группового лидерства, которая представляет собой целенаправленную деятельность должностных лиц по формированию группы лидерства позитивной направленности посредством воздействия на организационно-деятельностные, социально — психологические и личностные детерминанты военнослужащих и воинских подразделений применением активных форм обучения в ходе социально — психологического тренинга, моделированием реальных ситуаций жизнедеятельности, а также формированием развивающей среды.

4. Определены пути формирования группового лидерства в первичных воинских подразделениях. Обосновано использование социально — психологического тренинга формирования группового лидерства позитивной направленности.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Групповое лидерство в первичных воинских подразделениях представляет собой дифференцированный процесс устойчивого доминирования групп военнослужащих в межгрупповых отношениях, складывающийся на основе принятия членами социальной группы ведущего влияния ценностных ориентации, общих интересов и норм, реализующих свое превосходство в поведении и оказывающих влияние на характер взаимоотношений и социально — психологический климат подразделения.

Оно формируется на основе общности целей и представляет относительно самостоятельную целостную систему, обладающую специфическими особенностями и интегративными психологическими факторами, которые обеспечивают ее качественное своеобразие в межгрупповых отношениях.

2.На процессы дифференциации военнослужащих и формирования группового лидерства оказывают влияние внешние и внутренние факторы. Положительная взаимосвязь внешних и внутренних факторов усиливает их детерминирующее влияние на поведение формирующегося «лидерского ядра», а также обеспечивает оптимизацию межгруппового и внутригруппового взаимодействия.

Воздействие «лидерского ядра» на выбор стратегии поведения группы в непосредственном межгрупповом взаимодействии осуществляется в двух направлениях: 1) руководство действиями своей группы в целях выполнения конкретной групповой задачи- 2) создание и регуляция связей и совместных действий с взаимодействующей группой.

Характер направленности взаимодействия лидерского ядра с членами подразделения определяет динамику рождения микрогруппы положительной или отрицательной направленности.

3.Внешними факторами формирования группового лидерства выступают: 1) условия жизнедеятельности подразделений, 2) типы подразделений- 3) формы организации совместной деятельности, 4) стиль руководства командиров подразделениями.

Внутренние факторы формирования группового лидерства представляют аффективные, когнитивные и поведенческие компоненты, которые формируют позицию группы: а) на аффективном уровне: эмоциональное единство, рождение чувства «Мы» и эмоциональное самочувствие личности в группеб) на когнитивном уровне — формы когнитивной принадлежности (положительная, нейтральная, отрицательная), направленность активности групп (высокий, средний и низкий уровни) и осознание личностью своей принадлежности к группе, в) на поведенческом уровне — поведенческие показатели (совместимость, сработанность, успешность, эффективность деятельности группы) и включенность личности в совместную деятельность (пассивность и активность личности в совместной деятельности, уход от совместной деятельности).

4. Процесс формирования группового лидерства позитивной направленности обеспечивается целесообразными воздействиями на организационнодеятельностные, социально — психологические и личностные детерминанты военнослужащих и воинских подразделений. Наиболее эффективным средством формирования группового лидерства позитивной направленности является комплексная программа формирования позитивного группового лидерства, предполагающая применение активных форм обучения в ходе социально — психологического тренинга, моделирование реальных ситуаций жизнедеятельности, а также формирование развивающей среды.

Данный процесс будет осуществляться более успешно при выполнении организационно-методических условий и построения соответствующей системы — формирование группового лидерства должно принять форму целенаправленной и организованной деятельности командиров, офицеров воспитательных структур и психологических служб частей и соединений.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивается обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, многоаспектным анализом научных публикаций по проблеме исследования. Исходные методологические позиции и опора на фундаментальные теории отечественных и зарубежных психологов, теоретически и экспериментально обоснованные методики проявились в осуществлении констатирующего и формирующего экспериментов, сочетанием математической обработки эмпирических данных с использованием качественно-количественного анализа и методов статистической обработки данных, репрезентативной выборкой испытуемых, а также содержательно-психологическим анализом полученных данных. Обработка результатов исследования проводилась методом математической статистики, включающими корреляционный, дисперсионный, факторный анализ и реализованными в программах «Excel», «Statistika-б.О».

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1) Результаты исследования особенностей формирования группового лидерства среди военнослужащих, проходящих службу по призыву, могут быть использованы должностными лицами воинских частей и соединений, вузов в учебно-воспитательных целях.

2) Разработанная система критериев, показателей и методических средств позволяет офицерам — практикам осуществить диагностику уровня сформированное&tradeгрупп, принимать организационно — управленческие решения, направленные на формирование лидирующих групп позитивной направленности в подразделениях.

3) Выявленные факторы формирования группового лидерства способствуют осуществлению планирования и организации наиболее целесообразного и упорядоченного развития когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов военнослужащих и воинских подразделений в межгрупповых отношениях.

4) Положения о сущности группового лидерства, психологических механизмах и средствах её развития могут составить основу разработки учебных планов и учебных программ в ходе образовательного процесса.

Апробация результатов исследования осуществлялось в ходе констатирующего и формирующего экспериментов в частях и подразделениях Сухопутных войск Московского, Приволжско-Уральского и Северо-Кавказского военных округов (2001;2003г.г.). Результаты проведенной работы докладывались на Всероссийской научно-практической конференции «Психологические проблемы профилактики экстремизма в Российском обществе» (Пенза, 2002 г.), конференциях кафедр ВСР и МПО в Военном университете (2002; 2003 г.г.) и общественных наук (и гуманитарных) Вольского филиала Военной академии тыла и транспорта (1998г.). Материалы диссертационного исследования использовались в ходе проведения лекционных и практических занятий со слушателями факультета руководящего состава органов воспитательной работы, факультета переподготовки и курсантами Военного университета. Автором подготовлены и выпущены: научная статья на депонирование «Первичный воинский коллектив вузов как субъект воспитания: социально-психологический аспект», научная статья в сборник статей адъюнктов Военного университета «Психологические факторы формирования группового лидерства среди военнослужащих по призыву», публикация в журнале «Морской сборник» «Групповое лидерство как неформальная система воинского подразделения».

Выводы по первой главе:

1 .Лидерство — социально-психологическое явление доминирования, ведущего положения отдельных членов группы или микрогрупп по отношению к другим в социальных группах, в первичных воинских коллективах.

Под групповым лидерством понимается сложившийся дифференцированный процесс доминирования отдельных групп военнослужащих в межгрупповых отношениях, складывающийся на основе принятия членами социальной группы и малыми группами ведущего влияния, ценностных ориентаций, общих интересов и норм, реализующих свое превосходство в поведении и оказывающих влияние на характер межличностных отношений и социально-психологический климат подразделения. Групповое лидерство осуществляет непосредственное воздействие организующего или дезорганизующего характера, оказывает существенное влияние на мотивацию групповой деятельности, содержание ее направленности и внутриколлективные процессы.

2. Методология и методика изучения группового лидерства — это адаптированная система подхода к социально-психологическому феномену изучения и формирования группового лидерства в межгрупповом взаимодействии военнослужащих в первичных воинских коллективах. Она представляется в единстве последовательного анализа многоуровневой структуры социальной среды, межгрупповых отношений и индивидуальных свойств личностей на основе применения принципов системного, деятельностного подходов и принципа развития.

3. В исследовании формирования группового лидерства более адекватным является включение в анализ трех равноправных компонентов отношений: когнитивного (формы когнитивной принадлежности, сформированность группового мнения), аффективного (эмоциональное единство группы, эмоционального самочувствия личности в группе и общегрупповой эмоциональный фон) и поведенческого (направленность активности групп, эффективность деятельности в межгрупповом взаимодействии, формы организации совместной деятельности) уровней.

Глава 2. Формирования группового лидерства в воинских подразделениях.

§ 1. Методический замысел исследования феномена группового лидерства.

Анализ теоретических положений и полученных эмпирических данных исследования позволил сформулировать и обосновать гипотезу исследования: формирование группового лидерства детерминируется возможностью данной социальной общности (группы) занять позицию доминирующего субъекта в той социальной среде, где она формируется.

В соответствии с поставленными целью и задачами диссертационного исследования, для проверки выдвинутых гипотез было организовано психологическое исследование, включающее в себя проведение экспериментального исследования на трех уровнях: качественном, факторном (соответствуют констатирующему уровню) и функциональном (соответствующим формирующему уровню).

Исследование предполагает выделение в рамках указанных уровней и этапов реализацию определенных исследовательских процедур:

1. Констатирующий эксперимент:

— качественное исследование (эмпирическое исследование психологической совместимости и сработанности лидерского ядра на основе выделенных критериев и показателей);

— факторное исследование (выявление степени влияния на функционирование группы лидерства групповых черт (факторов 1-го порядка) и их факторный анализ (выявление факторов 2-го порядка).

2. Формирующий эксперимент (функциональное исследование):

— определение характера отношений между группами в межгрупповых отношениях;

— анализ факторов функционирования группы лидерства.

Эффективность функционирования лидерского ядра в значительной степени зависит от психологической совместимости и сработанности ее членов. Определенная психологическая совместимость и сработанность лидерского ядра как свойство каждого отдельно взятого ее члена, позволяющее ему субъективно оценивать свое взаимодействие с другими членами в различных видах совместной деятельности в качестве приемлемого, допустимого. Определяется данный показатель через расчет индекса социометрической экспансивности при непараметрическом варианте проведения социометрии и референтометрии. Хотя значение данного показателя является механической суммой отношений личности к членам малой группы, оно не может выступать в качестве системы, т. е. как самостоятельное целостное социально-психологическое явление. В то же время, член группы лидерства всегда способен субъективно оценить удовлетворенность взаимодействием не только с каждым отдельным ее членом, но и с группой в целом. Подобная оценка уже может быть рассмотрена в качестве системной, так как отражаемое ей явление не противоречит принципу целостности.

Кроме социометрической оценки совместимости лидерского ядра со всеми другими членами команды существуют методики целостной оценки отношения к группе.

После определения первичных факторов формирования группового лидерства исследуются взаимосвязи между ними на основы процедуры факторного анализа. Вторичные факторы так же, как и первичные используются для расчета степени их влияния на формирование группового лидерства. Данное исследование проводится с помощью непараметрического корреляционного анализа Спирмена.

При определении влияния комплекса факторов, признанных ведущим, предполагается использовать процедуру дискриминантного анализа, включающую в себя как дисперсионный анализ, так и определение вероятности корректного отнесения личности с формирующимися типами групп лидерства. При достаточно высокой вероятности возможно построение комплексной программы на основе выделенных ведущих факторов.

Следующим этапом исследования является определение характера взаимоотношений между группами. Данную процедуру предполагается провести с помощью расчета X2— критерия для соотношения расчетных теоретического и эмпирического количества между различными типами взаимодействия.

Для анализа факторов формирования группового лидерства в межгрупповом взаимодействии рассчитываются непараметрические коэффициенты корреляции Спирмена для среднего уровня каждого из первичных и вторичных факторов с индексом психологической совместимости группы лидерства, а также для стандартного отклонения по указанным значениям в каждом из подразделений с индексом психологической совместимости.

На основе полученных данных возможен обоснованный вывод о характере влияния, как общего уровня, так и соотношения каждого из факторов на группу лидерства.

Для изучения проблем формирования группы лидерства позитивной направленности, как фактора оптимизации развития воинского подразделения в рамках системного и деятельностного подходов, наиболее важным является определение значимых устойчивых групповых черт, детерминирующих характер межгрупповых отношений. Это позволит создать эффективную комплексную программу формирования групп лидерства позитивной направленности.

Исходя из логики экспериментального исследования мы подвергли эмпирической интерпретации термины, в которых сформулирована вышеназванная гипотеза, т. е. указали эмпирические показатели этих терминов через набор наблюдаемых признаков.

Психологические факторы формирования группового лидерства в межгрупповых отношениях рассматривались нами в трех аспектах: когнитивном, аффективном и поведенческом.

Для изучения когнитивного компонента процесса формирования доминирующей группы мы определили следующие эмпирические показатели:

1) осознание личностью своей принадлежности к группе (через формы когнитивной принадлежности (положительная, нейтральная, отрицательная) и.

2) направленность активности групп (через уровни направленности (высокий, средний и низкий).

Изучение аффективного компонента потребовало рассмотрения: 1) эмоционального самочувствия личности в группе, 2) формирование чувства «Мы», 3) эмоционального единства группы.

Поведенческий компонент формирования: группового доминирования включал в себя анализ на групповом уровне и на уровне личности: 1) поведенческие показатели (совместимость, сработанность, успешность деятельности, эффективность деятельности в межгрупповом взаимодействии), 2) формы организации совместной деятельности (совместно — индивидуальная, совместно-последовательная, взаимозависимая) и 3) включенность личности в совместную деятельность (стратегии поведения личности).

Нами были выделены ряд подразделений различного предназначения: учебные («Школа сержантов»), постоянной готовности («Боевые подразделения»), специальные (для подготовки военнослужащих, вновь прибывших для прохождения военной службы после весенне-осеннего призыва («Курсы молодого бойца»).

Психологические замеры проводились: в «Школе сержантов» и «Курсах молодого бойца» — в начале формирования подразделений, в конце 1-го месяt ца службы и в момент окончания «Школы сержантов» (5 месяцев) и «Курса молодого бойца» (2 месяца). В подразделениях боевых частей замеры проводились с момента начала эксперимента и через 5 месяцев.

Выбор интервала между замерами был обусловлен различием во времени и темпах протекания социально-психологических процессов группообра-зования, формирования доминирующих групп и различных свойств коллективов в ходе прохождения воинской службы.

Важная проблема измерения психологических факторов, влияющих на формирование группового лидерства, состоит и в том, что необходимо придать количественную определённость таким содержательным параметрам оценки, которые по сути своей не обладают математической формой. В современных психологических исследованиях в этих случаях принято выделять в рамках каждого показателя несколько уровней, идентифицированных бальными значениями и рядом характерных признаков (индикаторов).

С учётом вышеперечисленных обстоятельств в рамках эксперимента была разработана комплексная методика оценки группового лидерства, представляющая собой совокупность диагностических процедур по каждому из критериев. В результате длительного изучения и обобщения многократно проверенных и апробированных методик нами были отобраны и применены следующие методики:

1. «Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы» (см. приложение 1) разработана Л. И. Уманским, А. С. Чернышевым. А. Н. Лу-тошкиным и адаптирована применительно к воинским подразделениям.

Карта-схема" представляет собой набор социально-психологических качеств группы, в который вмонтирована шкала. В данной методике использован принцип оценки и измерения основных, но не доступных наблюдению фундаментальных групповых свойств. Степень проявления каждого наблюдаемого явления жизнедеятельности группы оценивается при помощи семибалльной шкалы, вмонтированной в «Карту-схему».

Показатель «направленность активности» группы, с которым связан 21 признак, отражает цели и ценности группового существования. Показатель «организационное единство» группы объединяет 15 признаков и отражает способность группы к самоорганизации и процессы лидерства в группе. Показатель «интеллектуальное единство» объединяет 11 признаков и отражает степень единства мнений и суждений группы, показатель «эмоциональное единство» отражает степень эмоционального единства группы. Показатель «волевое единство» отражает единство волевых усилий группы.

В нашем исследовании данная методика использовалась для измерения основных групповых свойств в период формирования группового лидерства.

2. Семантический дифференциал (по Ч. Осгуду) (см. приложение 2). Методика представляет собой модификацию процедуры, разработанной Е. Э. Смирновой, и предназначена для изучения эмоционального отношения военнослужащего к собственному «Я», к своему подразделению (группе), к основному воинскому коллективу (части), к своим командирам и начальникам. Каждый объект оценивается в 7-членных биполярных шкалах по ряду определений — ассоциаций.

3. Методика для изучения когнитивного компонента принадлежности личности к группе членства (см. приложение 3). Нами использован один из блоков методики Е. П. Авдуевской, специально созданной для изучения феномена принадлежности личности к группе членства. Для оценки когнитивного компонента использовался специальный опросник, состоящий из 10 суждений, содержащий по 3 возможных выбора, каждый из которых соответствовал определенной степени выраженности когнитивного компонента принадлежности к группе членства. Обработка результатов опросника велась с помощью специального ключа.

4. Аппаратурная методика «Арка» разработана группой сотрудников под руководством А. С. Чернышева (155). «Арка» представляет собой модель совместной деятельности группы, которая обеспечивает единство целей, задач и средств деятельности группы, а также учет ее эффективности с технической стороны (непсихологический показатель) и с точки зрения формирования личности и коллектива (психологический показатель). «Арка» предъявляется для решения групповой задачи, требующей согласованного практического действия людей в составе до 20 человек. В наибольшей степени актуализируется такая характеристика групповой деятельности, как психологический настрой на деятельность, который состоит в способности индивидов создать эмоционально-волевое напряжение, необходимое для достижения обшей цели. В качестве показателей успешности работы на «Арке» выбрано время, затрачиваемое участниками группы на сборку конструкции, а также коэффициент состояния психологического настроя:

101 То.

L =Т где L — коэффициент состояния психологического настроя.

То — константная величина.

Т — реальное время выполнения задания.

Кроме психологического настроя на деятельность, «Арка» позволила изучить нам лидерские возможности членов исследуемых групп.

5. Анкета «Зрительно-аналоговая шкала» разработана в секторе социальной психологии института РАН (приложение 4). С ее помощью оценивается успешность совместной деятельности группы по следующим показателям: «совместимость», «сработанность», «успешность групповой деятельности». Нами дополнительно внесен показатель «эффективность деятельности» группы, что вызвано необходимостью выявления мнения группы о конечном результате деятельности. Анкета представляет собой неградуированные шкалы от 0 до 100. Обработка полученных данных предполагает измерение полученных данных с помощью линейки и вычисления среднегрупповых показателей по каждой шкале.

6. Методика «Мы — Я» специально разработана нами для осуществления данного исследования и применялась для изучения таких показателей, как «эмоциональное единство группы», «эмоциональная идентификация с группой членства». Опираясь на аргументацию отечественных исследователей группового взаимодействия о том, что частота употреблений личных местоимений во множественном числе может служить валидным показателем степени идентификации личности с группой, нами применялся количественный анализ частоты употреблений данных единиц в минисочинениях на тему: «Я и мое подразделение» во время первого замера и на тему: «Какие изменения произошли со мной и моей группой» в период второго замера. Нами также фиксировалось употребление данных местоимений в период первых публичных выступлений группы в ходе проведения викторины и других совместных мероприятий.

7. Методика «Цветопись» (разработана А. Н. Лутошкиным).

Данная методика применялась нами как оперативное средство диагностики эмоционального состояния личности и группы. Она предназначена для оценки испытуемым настроения в группе путем наблюдения за собственным эмоциональным состоянием и оценки эмоциональной атмосферы в группе с помощью цветовых символов. Каждый символ имеет числовую кодификацию (красному цвету присваивается балл +3- оранжевому +2- желтому +1- зеленому 0- синему -1- фиолетовому -2- черному -3).

Условный показатель настроения коллектива как совокупность индивидуальных эмоциональных состояний высчитывается по формуле: -К-).

А = п где: X (+) означает сумму всех положительных баллов- (-) сумму отрицательных балловп — количество членов в группе, принявших участие в обследовании.

Количественный анализ динамики настроения индивида и группы дополняется качественный анализом с фиксацией причин того или иного эмоционального состояния.

8. «Экспресс-анкета» с картой определения эффективной совместной деятельности — специально созданная нами методика для выявления форм включенности личности в деятельность (активность в совместной деятельности, пассивность, уход от деятельности группы) (см. приложение 5). С помощью этой методики количественно фиксируется число участий в деятельности, число отказов от участия в деятельности, нейтрально-пассивное отношение к деятельности, а также эффективность совместной деятельности. Используется индекс групповой интегрированности (К), характеризующий степень включенности членов группы в данный вид совместной деятельности. L.

К= 1;

N — 1 где: N — количество человек в группе;

L — число изолированных.

9. Экспертная оценка среды. Применялась для изучения мнений независимых экспертов о специфических особенностях среды, где осуществлялась жизнедеятельность групп. Также экспертную оценку получили все исследуемые группы на основе использования «Карты-схемы» и опросника «ЗАШ». В качестве экспертов выступали: в ЦППР — начальник ЦППР, члены психологической службы соединенияв воинских частях и подразделениях — командиры подразделений, офицеры воспитательных структур, психологи частей и подразделений.

10. Метод наблюдения.

Использовалось как включенное, так и невключенное наблюдение. Нами была составлена программа наблюдения за деятельностью групп в период формирования групп, которая включала в себя фиксацию таких единиц наблюдения, как частота взаимодействий членов группы, личностные характеристики потенциальных лидеров группы, стиль руководства группой, эмоциональные отклики членов группы на происходящие в группе и коллективе события, суждения отдельных членов группы относительно процесса складывающихся в группе отношений. Наблюдение велось в естественных для групп условиях жизнедеятельности, данные наблюдений фиксировались в дневнике наблюдений.

11. Социометрия и референтометрия. Данные методики использовались нами как методы измерения внутригрупповых и межгрупповых эмоциональных и деловых отношений. Процедура опроса предполагала использование двух критериев: делового и эмоционального. Методика проводилась с целью выявления лидерского ядра, референтного лидера, сформировавшихся микрогрупп в подразделениях.

В качестве основных математических методов статистической обработки использовались графические методы (группировка и построение частотного распределения — гистограммы), методы нормирования вариационного ряда, для выявления корреляционных связей использовался критерий X, формула которого при сопоставлении двух эмпирических выборок такова:

Kfi'-fi11)2×2=———————————fi' + fi11 где: fj1 и fj11 — частоты двух сопоставляемых выборок.

X2 — полученная сумма с табличным значением для того или иного уровня значимости.

Компьютерная методика статистической обработки данных исследования, разработанная Т. А. Антопольской и ЮЛЛкиным, реализована в виде диалоговой программы на языке Turbo Pascal Version 6.0.

Таким образом, информация о факторах детерминации формирования группового лидерства была получена нами с помощью методического блока, органически сочетающего в себе методы наблюдения, опроса и включающего использование прибора — модели совместной деятельности. Построение методического блока нами было максимально приближено к естественным условиям жизни исследуемых групп.

Данный методический блок, позволяющий изучить феномены группооб-разования в их динамике и взаимообусловленности, имеет следующее строение:

Использование релевантных средств и методик позволяет выявить эмпирические показатели психологических факторов формирования группового лидерства.

Таким образом, методический замысел исследования включает учет этапов и использование апробированного методического блока, позволяющих экспериментальным путем исследовать феномен группового лидерства во всех его проявлениях.

§ 2.Влияние психологических факторов на формирование группового лидерства в воинских подразделениях.

В ходе констатирующего эксперимента нами решались следующие задачи:

— проверка теоретических положений о сущности лидерства, о причинах, условиях и формах проявления группового лидерства;

— использование конкретной методики изучения группового лидерства в целях ее уточнения и совершенствования;

— определение принципиальной возможности влияния на процесс формирования и коррекции группового лидерства в первичных воинских коллективах.

Отнесение групп к тому или иному типу подразделений базировалось на различии в ранее представленных критериях внешних условий существующих групп в период их формирования. Наблюдение за жизнедеятельностью подразделений и микрогрупп, анализ документов, характеризующих качественные характеристики личного состава подразделений, опросы командиров и начальников, исследование экспертных оценок и суждений респондентов позволили распределить исследуемые группы военнослужащих по призыву по различным типам подразделений (таб. 1).

Практические рекомендации:

1.Органам военного управления и воспитательных структур частей и подразделений Сухопутных войск, войсковым психологам: учитывать результаты и выводы исследования в повседневной деятельности, считать целесообразным внедрение методики формирования лидирующей группы позитивной направленности в конкретных подразделениях частей и соединений.

Для организации определенной системы подготовки предусмотреть в планах боевой подготовки проведение занятий в ЦППР частей и соединений, направленных на формирование группового лидерства с выделением времени для организации занятий в течение прохождения призыва молодого пополнения и увольнения в запас военнослужащих, отслуживших установленные сроки службы.

2.Главному управлению воспитательной работы: рекомендовать издать подготовленное автором учебно-методическое пособие «Методические рекомендации офицерам-практикам по формированию группового лидерства в воинских подразделениях».

3.Руководителям образовательных структур и органам военного образования: рассмотреть вопрос о включении в учебные планы и программы ВУЗов, обеспечивающих подготовку психологов, разработанные и апробированные в ходе исследования алгоритм и методику формирования группы лидерства среди военнослужащих проходящих по призыву.

4.Психологам частей и подразделений: систематически изучать систему лидерства при формировании и оценке воинских подразделений, перед началом учебного периода и при проведении плановых работ. В донесениях по психологической работе указывать о сформированных группах лидерства позитивной направленности и проводимых ими мероприятиях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990. — 240с.
  3. B.C. Психология межгрупповых отношений. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-144с.
  4. Л.И. Экспериментальное исследование группового волевого усилия: Дис. .канд. психол. наук. —М, 1971. 186с.
  5. С.А. Лидерство в межличностных отношениях в учреждениях инертнатного типа (на материалах интернатов для математически одаренных детей): Дисканд. психол. наук. М., 1992. — 165 с.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. — 324с.
  7. Г. М. Социальная психология: Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2000. 376с.
  8. Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность. М., 1987. — 302с.
  9. Т.А. Социально-психологические факторы детерминации генезиса малой группы: Дис. канд. психол. наук. Курск, 1995. — 139с.
  10. П.Анцупов АЛ., Шипилов А. И. Проблема конфликта: аналитический обзор, междисциплинарный библиографический указатель. — М.: ГА ВС, 1992. — 232с.
  11. С.А., Оганян К. М., Львов В. М., Наумов В. В. Диагностика социально-психологических характеристик малых групп с внешним статусом / Под ред. С. А. Багрецова. — С-Пб., 1999. 640с.
  12. З.Баранов Е. Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфликты в подразделении. М., 1992.
  13. И.П. Психология неформальных подростково-молодежных групп. М., Из-во «Информпечать», 2000. — 336с.
  14. В.А. Уклонение от военной службы как социально-психологическое явление: Дис. канд. психол. наук. — М., 1997.
  15. Т.В. Психология лидерства: тендерный и этнические аспекты: Дис. .докт. психол. наук. — СПб, 2002. — 545с.
  16. Г. В. Уровень организованности группы и проблема лидерства в малых группах (на материалах студенческих групп): Дис. .канд. психол. наук.-Л., 1981. -214с.
  17. Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. — Екатеринбург: Изд-во «Литур», 2000. — 320с.
  18. В.А., Семенов В. Е. Системный подход к изучению социально-психологических явлений в производственном коллективе // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. — М., 1983. — С.112−115.
  19. А.В. Суицидальное поведение военнослужащих срочной службы и его предупреждение: Дис—канд. психол. наук. -М., 1993.
  20. В.В., Ковалев А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М., 1993. — 114с.
  21. А.В. проблема субъекта в психологической науке // Психол. журнал. 1991, т. 12. -№ 6.- С.3−11.
  22. Л.П. Социальная среда и личность: Дис. .докт. психол. наук. М., 1968.-509с.
  23. А.В. Проективная методика изучения социальной идентификации в малой группе. Метод. Пособие. М.: Объедин. Ред. МВД России, 2001.- 67с.
  24. С.В. Групповые нормы как фактор регуляции трудовой дисциплины в производственных группах: Дис. .канд. психол. наук. — СПб., 1997. 158 с.
  25. Р., Керр Н., Миллер Н. Социальная психология группы: процессы, решения, действия. — СПб.: Питер, 2003. — 272с.
  26. А.И. Социально-психологическое исследование лидерства в малых группах (на материалах школьных групп): Дис-----канд. психол. наук.-Л., 1973. 153 с.
  27. Военная психология: методология, теория, практика. Учебно-методическое пособие. Часть 2. — М.: ВУ, 1998. — 184с.
  28. И.Л. Социальная психология малых групп и коллективов: Дис. .докт. психол. наук. Л., 1978. — 424с.
  29. И.П. Руководителю о человеческом факторе: Социально-психологический практикум. Л.: Лениздат, 1989. — 221с.
  30. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. -Л.: ЛГУ, 1970.- 139с.
  31. Н.В. Социально-психологические конфликты и совершенствование взаимоотношений в коллективе // Социально-психологические проблемы производственного коллектива. -М: Наука, 1983. С.115−123.
  32. А.Н. Сплочение многонационального корабельного коллектива: Дис. канд. пед. наук. -М, 1994. 213 с.
  33. B.JI. Социально-психологический тренинг как средство повышения компетентности молодых офицеров в общении с подчиненными: Дис. .канд. психол. наук.-М., 1990. — 241с.
  34. Р. НЛП: навыки эффективного лидерства / Перевод с англ. Н. Ми-галовской. СПб.: Питер, 2002. — 224с.
  35. А.И. Психологические основы интеграции коллектива: Автореф. дис—докт. психол. наук. М., 1988. — 39с.
  36. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 208с.
  37. С.Б. Предупреждение агрессивного поведения военнослужащих по призыву в повседневной деятельности: Дис. .канд. психол. наук. — М., 1998.
  38. Е.М. Влияние лидера на сверстников в юношеских группах. Дис. канд. психол. наук. М., 1984. — 178 с.
  39. М.И. Формирование социально-психологической устойчивости воинского коллектива / Дьяченко М. И., Осипенков Е. Ф., Мерзляк Л. Е. Психолого-педагогические основы деятельности командира. — М.: Воен-издат, 1977.-С.110−121.
  40. М.И., Алещенков В. А. Морально-психологическая устойчивость многонациональных воинских коллектива // Воен. Мысль. 1988, — № 4. — С. 64−73.
  41. Л.Д. Влияние групповых отношений на ценностные ориентации старших школьников: Дис. .канд. психол. наук. СПб., 1998. — 256 с.
  42. С.Г. Эффективность влияния референтной группы на формирование ценностных ориентаций личности. Курск, 1993.
  43. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. 167с.
  44. Н.С. Лидерство в малых группах: Дис. .канд. фил. наук. Ленинград, 1969. -220с.
  45. А.Л. Роль системного подхода в исследовании психологии трудового коллектива//Психологический журнал, 1988. Т.9. № 6. — С.53- 64.
  46. А.Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: Дис. .канд. психол. наук. — М., 1993.
  47. А.Г. Как сплотить подразделение? (методы диагностики, ролевые игры, дискуссии, психологические упражнения) — М.: Из-во АСОПИР, 1993.-66с.
  48. А.Г. Чувство локтя // Воен. Вестник. 1992, — № 8. — С. 11−15.
  49. В.П. Самоутверждение курсантов.-М.: ВПА, 1984.
  50. В.П. Психология самоутверждения личности в военно-морском курсантском коллективе: Дис. .канд. психол. наук. -М., 1979.
  51. Т.В. Психологические особенности лидерства в дошкольных детских объединениях: Дис. .канд. психол. наук. М., 1999. — 151 с.
  52. А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах: Автореф. дис. .канд. психол. наук. -М., 1980. С. 12.
  53. А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства. М.: Политиздат, 1975. — 271с.
  54. Я.JI. Психология взаимоотношений в малых группах. — Минск: Изд-во Белорусского ун-та, 1976. — 352с.
  55. ОЛ. Влияние особенностей межличностного восприятия на положение личности в группе: Дис. .канд. психол. наук.- Минск, 1993. -165 с.
  56. В.А. Влияние национальных стереотипов на сплочение личного состава подразделения.- М., 1993.
  57. П.А. Психологическая подготовка летного состава ВВС к ведению активных боевых действий в условиях современной войны: Дисдокт. психол. наук. М., 1990.
  58. .Б. Проблемы психологии восприятия. М.: Высшая школа, 1971. -С.18.
  59. Е.Л. Динамика группового лидерства // Вопросы психологии. — 1980, № 2. — С.64−70.
  60. Е.Л. Если вы руководитель: Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. — М.: Дело, 1993. — 348с.
  61. Е.Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы: Учебное пособие для вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 318с.
  62. Е.Л., Маржине А. В. Психологические факторы эффективности руководства первичным коллективом / Отв. ред. В .Я. Ляудис. — Кишинев: Штиинца, 1991.- 126с.
  63. Е.Л., Рыжак М. М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. М.: МГУ, 1985. — 223с.
  64. Р.Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Дис. .докт. психол. наук. — М., 1985.-426с.
  65. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. — 207с.
  66. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты. — М., 1991. С. 49.
  67. .В. Социальные процессы в воинских коллективах как объект системного анализа и управления. — М.: ВПА, 1990. 72с.
  68. И.А. Социально-психологический тренинг как средство формирования у курсантов вузов конструктивных способов разрешения межличностных конфликтов. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 2000. — 156с.
  69. Лао Цзы, Джон Хейдер. Дао Лидера. СПб.: «Марга», 1995. — 48с.
  70. К. Теория поля в социальных науках. Пер. с англ. — СПб., 2000.
  71. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. — 304с.
  72. А.Н. О системном анализе в психологии // Психол. журнал. 1991. Т.12,№ 4. С.117−120.
  73. А.Н. Психология общения. Тарту, 1974. — 234с.
  74. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444с.
  75. .Ф. Проблема социального и биологического в психологии // Биологическое и социальное в психике человека. — М.: Наука, 1977. С.34−65.
  76. .Ф. Системный подход к проблеме детерминизма в психологии // Психол. журнал. 1989. Т. 10. № 4. С. 19−33.
  77. Ф.Б. Человек и техника. М.: Советское радио, 1966. — С.89.
  78. Н.П. Проблемы формирования устойчивых трудовых коллективов: Дис. .канд. философ, наук, -М, 1977.—177 с.
  79. Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Афтореф. дис. .канд. психол. наук. М., 1991. — 22с.
  80. Ю.А. Социально-психологические факторы детерминации поведения группы в межгрупповом взаимодействии: Дисканд. психол. наук.-Курск, 1991.- 170с.
  81. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. — М.: Педагогика, 1988.- 128с.
  82. Г. И. Роль лидерства в совершенствовании социально-психологического климата в производственном коллективе: Дис.. канд. филос. наук. Л., 1981. — 221 с.
  83. А.С. Методика воспитательной работы / Избранные педагогические произведения: В 2-х т. М.: Политиздат, 1977. — Т.1.
  84. В.А. Социально-психологические условия деятельностно-группового регулирования взаимоотношений военнослужащих срочной службы: Дис. .канд. психол. наук. — М., 1994.
  85. Д. 21 неопровержимый законов лидерства 7 Пер. с англ. Е. Г. Гендель. Минск: ООО «Попурри», 2001. — 288с.
  86. Н.Ф. Исследование роли малых групп в организованном коллективе подростков: Дис— канд. педаг. наук.-Л., 1969. 338 с.
  87. С.В. Психологические особенности воспитательной работы с военнослужащими, бывшими участниками неформальных объединений: Дис. канд. психол. наук. М., 1992.
  88. Н.Н. Стратегии поведения в процессе социально психологической адаптации: Дис. канд. психол. наук.- СПб., 1999. — 194 е.
  89. Методологические проблемы социальной психологии / Под. ред. Е. В. Шороховой.- М.: Наука, 1975.- 295с.
  90. Мир психологии / Научно-методический журнал.—М.: НПО «МО-ДЭК», 1999. № 3 (19).- 256с.
  91. А.С., Паповян С. С. Системный подход к исследованию психологической структуры контактного коллектива //Методология и методы социальной психологии. М.: Наука, 1977. — С.76−80.
  92. В.Н. Психология отношений. Избр. психол. труды / Под ред. А. А. Бодалева. М., 1995.-356с.
  93. Р.С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984. — 200с.
  94. Р.С., Кирпичник А. Г. Путь к коллективу. М.: Наука, 1988.-144с.96,Обозов Н. Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного взаимодействия. — М.: Педагогика, 1981.
  95. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Мысль, 1971.-351с.
  96. .Д. Социальная психология как наука. 2-е изд., испр. и доп. — Л.: Лениздат, 1967. 262с.
  97. .Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения. JL: Наука, 1981. — 192с.
  98. .Д., Рудаков Л. И., Михайловский Н. К. О психологическом факторе в историческом процессе / В кн.: История и психология. М.: Наука. 1971.-С. 277−295
  99. В.Ф. Подготовка офицеров к управленческой деятельности (Вопросы теории и методики). М.: ВПА, 1991. — 201с.
  100. В.Г. Психологические особенности агрессивного поведения и пути его коррекции у военнослужащих: Дис. .канд. психол. наук.-Иркутск, 1999.- 196с.
  101. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М.: Политиздат, 1982.-255с.
  102. В.Н. Активность групп различного типа в конфликтоген-ных ситуациях: Дис. .канд. психол. наук. М., 1985. — 215с.
  103. Социальная психология / Под ред. А. В. Петровского. М., 1987. — 224с.
  104. В.Я. Деловые игры: разработка, организация, проведение: Учебник. М.: Профиздат, 1991. — 192с.
  105. К.К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность. М.: Наука, 1975. С.87−96.
  106. К.К. Системное качество психических явлений // Психол. журнал. 1982. Т. 3. № 23. С. 27−33.
  107. Ю.П. Психология коллективной деятельности. — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990. — 180с.
  108. ВЛ. Групповая деятельность в экстремальных условиях и формирование некоторых личностных свойств // Личность в системе коллективных отношений. Тез. докладов к Всесоюзной конференции. — Курск, 1980.-С. 193−194.
  109. Ю.В. Психологические особенности становления сержантов в воинском коллективе: Дис. канд. психол. наук.-М., 1989. 207 с.
  110. М.С. Предупреждение отрицательного лидерства в первичном воинском коллективе (Социально-психологическое исследование): Дис. .канд. психол. наук.-М., 1991. — 155с.
  111. Проблемы психологии воинского коллектива / А. В. Барабанщиков, А. Д. Глоточкин, Н. Ф. Феденко, В. В. Шеляг. М.: Воениздат, 1973. — 302с.
  112. Психологическая консультация, профилактика и коррекция в работе войскового психолога / К. Н. Поляков, Ю. А. Чиши, И. А. Елисеева. — М., 1992.-38с.
  113. Психология менеджмента / Никифоров Г. С., Макшанов С. И., Лущихи-на И.М. и др.: Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1997. 272с.
  114. Психологические механизмы регуляции социального поведения // Сборник статей. АН СССР Институт психологии (Отв. Ред. М. И. Бобнева, Е.В.Шорохова). -М.: Наука, 1979.-335с.
  115. СЛ. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -328с.
  116. С.Л. Основы общей психологии. В 2-х т.т. М.: Педагогика, 1989. Т.2.-488с.
  117. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. — М.: Прогресс, 1990. — 386с.
  118. А. Опросник межличностных отношений. Ярославль: НПЦ «Психодиагностика», 1992. — 47 с.
  119. В.И. Социальная психология лидерства в спорте: Автореф. дис. .докт. психол. наук. Л., 1989 — 47с.
  120. А.А. К вопросу о соотношении формальной и неформальной структур в производственной группе / Материалы 17 Всесоюзного съезда Общества психологов. — Тбилиси, 1976. — С.202.
  121. Р.Ш. Этнические стереотипы и особенности их проявления в процессе воинской деятельности военнослужащих срочной службы: Дис. .канд. психол. наук. М., 1998.
  122. Н.В. Игровые методы в обучении и воспитании: психотехнические упражнения и программы. — М., 1992. — 155с.
  123. В.Н., Макаров В. А. Профилактика неуставных взаимоотношений: Подходы и решения, программа для практиков. — М.: ВПА, 1991. — 124с.
  124. Ю.В. Динамика процесса коллективообразования // Вопросы психологии. 1992.-№ 1.-С.111−117.
  125. Т.А. Социально-психологические аспекты межгрупповых конфликтных отношений: Дис. канд. психол. наук. -СПб., 1997. 167 с.
  126. Социальная и военная психология. М.: ВПА, 1990. — 386с.
  127. Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. — М., 1990. — 206с.
  128. Социально-психологический климат коллектива: Спецпрактикум по социальной психологии / Под ред. Ю. М. Жукова. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981.-77с.
  129. Социально-психологический климат коллектива: теория и методы изучения / Под ред. Е. В. Шороховой, О. И. Зотовой. М.: Наука, 1980.
  130. А.В. Психологические факторы обеспечения высокой боевой готовности подразделений, частей (кораблей). М, ВПА. 1970. — 33с.
  131. И.Р. Психология взаимоотношений. Екатеринбург.: Деловая книга, 1999.-448с.
  132. И.В., Чайка В. Г. Психология девиантного поведения военнослужащих и его профилактика. Учебное пособие. М.: ВУ, 2001. -108с.
  133. С.И. Социально-психологические основы сплочения многонациональных воинских коллективов // Социальная и военная психология. — М.: ВПА, 1991. -С.251−254.
  134. С.И., Крук В. М. «Дедовщина» в воинских коллективах: причины, пути выявления и искоренения (Социально-психологический аспект). М.: ВПА, 1990.-60с.
  135. Тернер Джон. Социальное влияние.- СПб.: Питер, 2003. 256с.
  136. Л.И. Методы экспериментального исследования социально-психологических феноменов // Методология и методы социальной психо-логии.-М., 1977. С.54−71.
  137. Л.И. Поэтапное развитие группы как коллектива // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова и др. — М., 1975.- С. 79.
  138. Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980. -160с.
  139. Л.И., Лутошкин А. И. Студенческая группа и групповая психология // Студенческая группа. М., 1972. С.58−77.
  140. Э.П. Политико-моральное состояние воинского коллектива: Психологические аспекты. М.: ВПА, 1982. — 41с.
  141. Э.П. Психология дисциплины. — М.: ГА ВС, 1992. — 186с.
  142. Э.П. Традиции воинского коллектива. М.: ВПА, 1990. — 36с.
  143. Э.П. Учет психологических факторов в руководстве личным составом воинского подразделения: Дисканд. психол. наук. -М, ВУ. 1975.
  144. Н.Ф., Железняк Л. Ф. Морально-психологическое обеспечение боевых действий войск в современных условиях. — М.: ВПА, 1986. — 106с.
  145. В.В. Взаимоотношения в первичном воинском коллективе и их влияние на эффективность учебно-боевой деятельности: Дис. .канд. психол. наук. — М., 1987. 214с.
  146. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490с.
  147. Философско-психологическая концепция C.JI. Рубинштейна. К 100-летию со дня рождения. М.: Наука, 1989. 248с.
  148. К. Создание команды. Психологические игры и упражнения / Пер. с нем. М.: Генезис, 2002. — 400с.
  149. Э. Ситуация человека — ключ к гуманистическому психоанализу // Проблема человека в западной психологии. М.: Прогресс, 1998. — 496с.
  150. А.С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Комплексная методика комплектования молодежных групп // Социально-психологические методы практической работы в коллективе: диагностика и воздействие. М., С. 38−46.
  151. А.С. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании организованности коллектива // Психологический журнал. — 1980. № 4. — Т. 1. — С. 84−94.
  152. А.С. Социально-психологические основы организованности первичного коллектива: Автореф. дис. .канд. психол. наук. М.: ИП АН СССР, 1980. -18с.
  153. Э.С. Социально-психологические факторы развития технического творчества молодых рабочих.- Л.: Изд-во Лен. ун-та, 1967. С.122−130.
  154. И.В. Социально-психологические и личностные характеристики лидеров студенческих групп: Дис. канд. психол. наук.-Л., 1984. -172с.
  155. Т. Социальная психология. Пер. с англ. — Ростов н/Д.: Изд-во Феникс, 1999.-544с.
  156. П.Н. Проблемы исследования межгрупповых отношений // Психол. журнал. 1992. Т. 13. № 1. — С15−23.
  157. Blalock H, Wilken М. Intergroupprocesses: A micro-macro perspective. N. Y.: Free Press. 1979.
  158. H., Hare A., Kent V., Davies M. (Eds.) Small groups and social interaction.
  159. Brown R, Tajfel H., turner J. Minimal group situations and intergroup discrimination: comments on the paper by Aschenbrenner and Schaefer. European Journal of Social Psychology, 10, 1980.1., 1983.
  160. Phillips I.S., Lord R.G. Causal attributios and perdeptions of leadership // Organizational behavior and human performas. N. Y., 1971.
  161. Tachman B.W. Development seguence in small groups // Psychologycal Bulletin. 1965. Vol. 13, № 6.
  162. Stenford G., Roark A. Human Interaction in Education Bjston, 1974,
  163. Tajfel H. Experiments in intergroup discrimination. Scient amer., 1970, V. 223, № 5, P. 96−102, Tajfel H. Intergroup behaviour, social comparison and social change. Katz. — Newcomb Lectures. — Ann — Arbor, 1974, 65 p.
  164. Tajfel H. Turner J. An integrative theory of intergroup conflict //The social psychology of intergroup relation. Monterey, 1979,
  165. Turner J., Sachdev J., Hogg M. Social categorization, interpersonal attraction and group formation // British journal of Soc.Psychology. — L. 1983. Vol. 92.
  166. Карта-схема психолого-педагогической характеристики группы в воинском коллективе1. Карта-схема используется:
  167. Как программа психолого-педагогического наблюдения, на основе которого даются экспертные оценки (в роли эксперта выступают не менее 5 человек, служащих в данном коллективе (взвод, рота, батальон).
  168. Как опросник для самооценки военнослужащим своего подразделения. Карта-схема, состоящая из опросных листов, представляет собой 7 бальнуюшкалу, вмонтированную в набор качеств, характеристик наиболее существенных свойств группы.
  169. Группа активна, полна творческой энергии 1. Группа инертна, пассивна
  170. З.В своих делах группа ставит перед собой общественно полезные цели 3. Группу отличают общественно вредные, асоциальные цели
  171. Группу объединяет одна общая цель деятельности, а не просто сходные цели каждо го члена группы в отдельности 4. В группе соединились люди, у которых лишь сходные совпадающие цели, но эти цели не стали общегрупповыми
  172. В группе более всего уважают коллективистов, делающих все ради других 5. Популярные члены подразделения эгоисты, работающие лишь для себя
  173. Члены группы стремятся постоянно общаться друг с другом 6. У членов группа нет стремления постоянно общаться друг с другом
  174. Группа стремится общаться и сотрудничать с другими членами других групп 7. У группы наблюдается стремление обособиться, изолироваться от других групп
  175. Группу отличают устойчивые интересы 8. Группу отличает быстрая смена интересов
  176. Группа постоянно осуществляет свои интересы на леле 9. Группа пассивна. Интересуясь чем-то, не стремится это осуществить на деле
  177. В группе разумно, доброжелательно решаются вопросы взаимопомощи 1. При решении групповой задачи необходимость взаимоподчинення вызывает противодействие и даже конфликты
  178. Трудные условия, ситуация опасности, неожиданные сильные воздействия еще более сплачивают группу 4. В этих условиях происходит рассогласование группы, вплоть до ее полного распада
  179. Неудача в достижении групповой цели приводит к еще большему единству и сплочению группы 5. Неудача в достижении групповой цели расслабляет группу вплоть до ее полного отказа от реализации данной цели
  180. Группа постоянно и устойчиво поддерживает связь и осуществляет взаимодействие с другими группами 6. Группа стремится изолироваться от других групп, противодействует контактам с ними
  181. Группа доброжелательно, участливо относится к новым членам, старается помочь освоиться и «прижиться», влиться в свою среду 7. Группа враждебно относится к новым членам, противодействует вхождению их в новую для них среду
  182. Группа легко, свободно, быстро, с высокой результативностью согласует свои действия 8. Группа способна к согласованию своих действий :
  183. Группа имеет хороших, способных организаторов, являющихся ее авторитетными и полномочными представителями 11. Группа не имеет хороших, способных организаторов1. Код 33 +2 +1 0 -1 -2 3
  184. Группа имеет четкое единое суждение о возможностях ее действительных организаторов 1. Группа не имеет единого мнения о возможностях своих организаторов. Мнение группы о ее организаторах противоречив
  185. Все члены группы прислушиваются мнению своих товарищей и приходят к единодушному суждению 2. Члены группы не прислушиваются к мнению своих товарищей, точки зрения очень противоречивы
  186. Группа легко находит общий язык, взаимопонимание при решении групповых задач 4. В группе нет взаимопонимания при решении общих задач
  187. В изменяющихся жизненных ситуациях группа быстро оценивает перемены, создает новое общественное мнение 6. Группа не способна оценивать изменившуюся обстановку, слепо следует привычкам, сложившимся суждениям
  188. При опенке воспринимаемых фактов и событий окружающей жизни в группе существует устойчивое единство суждений 7. Для группы характерны противоположные суждения и оценки воспринимаемых фактов, событий
  189. Группа имеет единое и четкое мнние о своих возможностях, достоинствах и недостатках 8. В группе имеют место явно противоречивые мнения о своих возможностях и недоста-ках
  190. Группа верно, единодушно оценивает свое место среди других 9. Группа неверно и противоречиво оценивает свое место среди других групп
  191. Преобладание мажорного, приподнятого, доброго общего тона в группе 1. Преобладание подавленного настроения, пессимистического настроя в группе
  192. Доброжелательность во взаимоотношениях членов группы, взаимное притяжение друг к другу, симпатия 2. Конфликтность в отношениях, отталкивание, антипатия
  193. Стремление к совместности переживаний события, жизненных явлений, произведений искусства 3. Тенденция и замкнутости членов группы друг от друга, отказ или уклонение от группового характера переживаний
  194. Успехи или неудачи группы в целом переживаются ярко всеми членами группы 4. Успехи или неудачи группы оставляют членов группы равнодушными
  195. В сложных ситуациях происходит эмоциональное единение, общий мобилизационный настрой 6. В этих условиях подразделение теряется, «раскисает», наблюдается растерянность, ссоры, взаимные обвинения и т. д.
  196. В отношении между эмоциональными объединениями (группировки по симпатиям) существует взаимное расположение и доброжелательность 8. Группировки конфликтуют между собой, враждебно относятся друг к другу
  197. Группа способна сдерживать проявление своих чувств, когда этого требуют интересы дела 11. Группа не в состоянии одерживать эмоциональные порывы в необходимых ситуациях .
  198. Спасибо за сотрудничество!
Заполнить форму текущей работой