Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя: Психол. 
аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс гуманизации современного общества определяет значительное повышение внимания к проблемам развития человека и его творческой самореализации. Взгляд на профессиональное становление личности как на одну из основных форм такой самореализации с необходимостью переориентирует цели, задачи и содержание различных образовательных систем и учреждений. В первую очередь это касается профессиональной… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Методологические и теоретические основы развивающего учебного диалога
    • 1. Диалог как единица общения
    • 2. Психологический анализ, содержание и развивающие функции диалога
    • 3. Психологическая модель развивающего учебного диалога
  • Глава 2. Развивающий учебный диалог в формировании психологических качеств будущего учителя
    • 1. Развивающий учебный диалог в психологической подготовке учителя
    • 2. Развивающий учебный диалог в учебно-педагогическом процессе (работа с группой)
    • 3. Развивающий учебный диалог в учебно-педагогическом Р процессе (индивидуальная работа)
  • Глава 3. Развивающий эффект учебного диалога в профессиональной подготовке учителя (результаты формирующего эксперимента)
    • 1. Методические процедуры формирующего эксперимента
    • 2. Организация, цели и содержание психологической обучающей программы на основе развивающего учебного диалога
    • 3. Результаты и обсуждение развивающего эффекта учебного диалога в психологической обучающей программе
  • Выводы

Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя: Психол. аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс гуманизации современного общества определяет значительное повышение внимания к проблемам развития человека и его творческой самореализации. Взгляд на профессиональное становление личности как на одну из основных форм такой самореализации с необходимостью переориентирует цели, задачи и содержание различных образовательных систем и учреждений. В первую очередь это касается профессиональной подготовки будущих учителей, на которых по роду деятельности возложена ответственность за развитие аутентичной и творческой личности. Именно поэтому психологический аспект профессиональной подготовки учителя в настоящее время начинает занимать столь же важное место, что и педагогический, методический и специальный аспекты. Одна из главных задач педагогического образования состоит в создании эффективных форм психологической подготовки, которые ориентированы на реальную практику педагогической деятельности.

Теоретические исследования и практическая деятельность как психологов так и педагогов (Давыдов В.В., Бодалев А. А., Ковалев Г. А., Рубцов В. В., Петровская JI.A., Емельянов Ю. Н., Яценко Т. С., Кан-Калик В.А., Шварц Н. Е., Лоос В. Г., Миккин Х. Х., Мильруд Р. П., Творогова Н. Д. и ряд других) послужили основой создания широкого спектра форм, методов и приемов психологического обучения. Однако, не все исследования были ориентированы непосредственно на профессиональную подготовку будущих учителей. Конкретные же исследования (Петровская JI.A., Ковалев Г. А., Кан-Калик В.А., Емельянов Ю. Н., Лоос В. Г., Яценко Т. С., Мильруд Р.П.) были представлены, как правило, специально организованными спецкурсами, спецпрактикумами в дополнение к основной программе и направлены на формирование отдельных навыков общения (отработка перцепции, коммуникации, саморегуляции и др.) и не нацелены на формирование единой системы диалога человека с миром и другими людьми, в частности, такого диалога между учителем и учеником, который бы способствовал как обучению, так и развитию, т. е. развивающего учебного диалога.

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется тем, что новые педагогические образовательные программы требуют создания адекватных моделей и форм активного творческого психологического обучения, нацеленного не столько на пополнение объема знаний, сколько на формирование способности личности к творческому саморазвитию в реальной деятельности. По сути дела речь идет о формировании профессиональной психологической культуры учителя, для чего необходимо создать соответствующую модель. Развивающий учебный диалог — адекватное и созидающее диалогическое взаимодействие учителя с учеником и самим собой, как с субъектом собственного развития, выступает в качестве соответствующей модели.

Методологическую основу исследования составили: положение об общественно-исторической природе психики и целостностный подход к личностиположение Б. Г. Ананьева о ведущей роли общения в становлении человека как субъекта труда, общения и познаниятеория отношений В. Н. Мясищеваконцепция диалога М. М. Бахтина и теория доминанты А. А. Ухтомского.

Объект исследования — профессиональная педагогическая подготовка учителя (психологический аспект), на материале профессиональной подготовки учителя иноязычой культуры.

Предмет исследования — диалогические формы взаимодействия и их роль в развитии личности и профессиональном становлении будущего педагога, или конкретнее, развивающий учебный диалог.

Цель работы — психологический анализ развивающего учебного диалога как средства профессионального становления и развития личности учителя.

Цель определила постановку следующих задач исследования:

1. Изучить методологические подходы к проблеме диалога и исследованию личности, включенной в систему методов активного психологического обучения.

2. Обосновать экспериментальную модель развивающего учебного диалога.

3. Разработать экспериментальную программу психологической подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности на основе модели развивающего учебного диалога.

4. Провести формирующий эксперимент с целью развития психологических качеств личности студентов, необходимых для реализации развивающего учебного диалога в профессиональной педагогической деятельности.

5. Выделить и сгруппировать в специальную диагностическую модель методы измерения и исследования психологических характеристик личности, развивающихся в процессе экспериментальной психологической подготовки.

Гипотеза исследования: если необходимая для профессиональной деятельности, психологическая подготовка студентов включает развивающий учебный диалог, то у них (студентов) в полной мере и адекватно формируются такие психологические качества, как: адекватность и полнота отражения себя и другого, положительное эмоционально-оценочное отношение к себе и другому, высокая саморегуляция и адекватность обращения с другим.

Основным методом диссертационного исследования являлся формирующий эксперимент в системе активного психологического обучения и коррекции. Приемы работы включали в себя техники из различных психо-коррекционных и психотерапевтических моделей и были объединены в три основные группы — а) дискуссия, б) тренинг сензитивности, в) ролевой тренинг.

Психодиагностическое обследование проводилось до начала и по окончании формирующего эксперимента с использованием комплекса методик: семантический дифференциал Ч. Осгуда, тест рисуночной фрустрации С. Розенцвейга, шкала тревожности Ч.Д.Спилбергера-Ю.Л.Ханаина, тест Т. Лири, цветовой тест отношений Е. Ф. Бажина и А. М. Эткинда, психологический портрет А.А.Бодалева). Достоверность полученных результатов обеспечивалась комплексным использованием классических психодиагностических методик, взаимной дополнительностью методик и применением статистических методов обработки экспериментальных данных.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в создании концептуальной модели развивающего учебного диалога на основе подходов Б. Г. Ананьева, М. М. Бахтина, В. Н. Мясищева и А. А. Ухтомского. При этом под развивающим учебным диалогом понимается профессионально-педагогическая форма взаимодействия учителя с учеником (преподавателя со студентом), направленная на развитие личности учени-ка (студента) и саморазвитие личности учителя (преподавателя). Модель представлена в соотношении элементов отражения, отношения и обращения в системе «Я» -" другой", объединенных в зависимую шестиэлементную структуру (отражение «себя» — отражение «другого» — отношение к «себе» — отношение к «другому», обращение с «собой», обращение с «другим» (под обращением с другим понимается совокупность вербальных и невербальных компонентов обращения одного партнера по общению к другому, а обращение с собой — особенности саморегуляции в процессе общения)). Предпринята попытка содержательного определения понятия «психологическая культура», в котором диалог рассматривается как базовый компонент. Обозначен подход к психокоррекционной работе как переструктурированию смыслового пространства личности в развивающем учебном диалоге «психолог-студент» .

Практическая значимость исследования: предложена и теоретически и экспериментально обоснована программа психологической подготовки будущего учителя к профессиональной педагогической деятельности на основе развивающего учебного диалога.

Положения, выносимые на защиту:

1. Развивающий учебный диалог в профессиональной подготовке учителя является средством развития психологических качеств студента, необходимых для профессионального педагогического общения.

2. Разработанная модель развивающего учебного диалога основывается на общей модели диалога, которая включает в себя такие элементы, как: отражение себя, отражение другого, отношение к себе, отношение к другому, обращение с собой, обращение с другим.

3. Развивающий учебный диалог только тогда может выполнять развивающую функцию, когда базовые элементы предложенной нами общей модели диалога приобретают следующие характеристики: адекватность и полнота отражения себя и другого, положительное эмоционально-оценочное отношение к себе и другому, высокая саморегуляция в обращении с собой, адекватность обращения с другим.

4. Развивающий учебный диалог является полноценным и адекватным при условии интеграции групповых и индивидуальных форм работы со студентом.

Апробация работы. Содержание и результаты исследования докладывались на межвузовской конференции молодых ученых в Липецком государственном педагогическом институте, на научных семинарах Российского центра иноязычного образования, на заседании кафедры психологии Московского педагогического университета.

Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографии. Диссертация содержит 3 таблицы и 9 рисунков. Общий объем диссертационного исследования составляет 167 страниц машинописного текста.

ВЫВОДЫ.

1. Интеграция обучающих и психокоррекционных методов в целостной модели развивающего учебного диалога позволяет не только дать теоретические знания студентам, но и обеспечивает начальный уровень психологической культуры будущего учителя через личностное присвоение этого знания в процессе активного учебно-коррекционного взаимодействия с психологами.

2. Концептуальная шестиэлементная модель развивающего учебного диалога (отражение другого, отражение себяотношение к другому, отношение к себеобращение с другим, обращение с собой) и выстроенная на ее основе экспериментальная программа обучения являются адекватной основой формирования психологических качеств будущего учителя, необходимых для реализации развивающего учебного диалога с учеником в профессиональной деятельности.

3. Программа психологического обучения, основанная на модели развивающего учебного диалога позволяет сформировать психологические качества личности студента, значимые для профессиональной психолого-педагогической готовности к будущей деятельности: адекватность и полноту отражения себя и другого, положительное отношение к другому и положительное самоотношениевысокую самореf — гуляцию и адекватное обращение с другим.

4. Сочетание групповой и индивидуальной работы психолога со студентами является адекватной формой психологического обучения. Эта форма соответствует целям развивающего учебного диалога и позволяет сформировать необходимые профессиональные качества у будущего учителя.

5. Формирование профессионально необходимых психологических качеств личности возможно уже на первом курсе, что является необходимой основой дальнейшего профессионального роста будущего учителя. I Г.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование, центральным моментом которого явился формирующий эксперимент, нацеленный на подготовку студентов к развивающему учебному диалогу учитель-ученик, позволило придти к следующему заключению. Выявленная нами специфика социально-психологической адаптации студентов первого курса требует особого учета как в организации обучающих программ, так и в личностном росте студентов. Изменение образа жизни, появление нового социального пространства будущей профессии накладывается на процесс овладения новыми психологическими знаниями. Эффективность и качество усвоения знаний зависит от общего состояния личности студента, которое определяется особенностями адаптации. Психологическое обучение при данных обстоятельствах становится необходимым условием не только в плане информативного усвоения, но и в плане личностной адаптации и развития в процессе профессионального становления.

Необходимый уровень психологической культуры определяется готовностью к развивающему учебному диалогу, в котором будущий педагог развивает учеников и развивается сам. Подобная готовность проявляется в целостной активно-положительной направленности на общение, которое включает в себя а) активно-положительное отношение к другому, самопринятие и устойчивое положительное эмоциональное самоотношение, б) полное и адекватное отражение другого и себя, в) адекватное взаимодействие (обращение) с другим и высокая саморегуляция. Такая психологическая подготовка требует специальной организации обучающей психологической программы на основе модели развивающего учебного диалога. Выдвинутая нами гипотеза получила экспериментальное подтверждение: у студентов, проходящих обучение психологии на основе развивающего учебного диалога наблюдается активное формирование психологических качеств, необходимых для реализации развивающего учебного диалога с учеником в профессиональной педагогической деятельности.

Предложенная экспериментальная программа обучения психологии позволяет добиться значительных результатов как в создании базы психологических знаний, так и в целостном подходе к формированию у студентов личностных качеств, которые соответствуют элементам целостной модели развивающего диалога с учеником. Изменение качества отражения, отношения и обращения у студентов дает возможность судить об эффективности предложенной обучающей программы. Необходимо отметить разницу выраженных изменений, которые указывают на специфику используемых методов и приемов в целостном подходе. Три группы методов, которые использовались в групповой работе, и диалогическая модель индивидуальных консультаций, составили основу экспериментальной обучающей программы. Динамика адекватности личностных параметров отражения, отношения и обращения «Я-другой», проявляющаяся в процессе обучения, соответствует требованиям общего уровня психологической культуры.

Результаты диагностического эксперимента первого и второго срезов указывают на выраженную разницу изменений в экспериментальной и контрольной группах. Полученная разница позволяет сделать заключение о том, что модель развивающего учебного диалога, включенная в профессиональную подготовку учителя, является адекватной формой подготовки студентов. Анализ корреляционных связей в экспериментальной и контрольной группах подтверждает выдвинутые нами положения о целостной структуре диалога «Я-другой». Происходящие изменения у студентов как одной, так и другой группы четко отражают целостную зависимость элементов в диалогической структуре «Я-другой». Общая динамика развития необходимых психологических качеств студентов экспериментальной группы говорит о соответствии отобранных методов обучения и коррекции цели исследования. Необходимость целостного подхода к обучающей, развивающей и коррекционной программе обучения определяется целостностью диалога.

Обоснованное нами положение о необходимости подобной работы именно на первом курсе получило подтверждение в качестве усвоения знаний и направленности на активно-положительное взаимодействие с другим. Процесс адаптации у студентов экспериментальной группы прошел значительно адекватнее и полнее в плане обретения нового опыта и психологических знаний. Таким образом, студенческая группа явилась универсальной лабораторией овладения психологической культурой и личностного роста. Организационные принципы и содержательные компоненты формирующего эксперимента получили подтверждение как необходимые элементы в подготовке студента — будущего педагога. t.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Проблемы изучения курса психологии студентами пединститута//Вопр.психологии.- 1990.- № 2.- С.185−188.
  2. B.C. Механизм социального восприятия // Психол.жур. 1989. -№ 2, С. 63−70.
  3. .Г. Человек как предмет познания.- Л.: Изд-во ЛГУ.- 1968.339 с.
  4. Г. М. Социальная психология.- М.: Изд-во МГУ.- 1980.-415с.
  5. Е.Ю., Ковалев Г. А., Семилет Н. В. Изображение как инструмент измерения межличностных отношений // Вопр. психологии.- 1988.-№ 6.- С.120−125.
  6. Е.Ф. Цветовой тест отношений: Методические рекомендации, — Л.- 1984.- 18 с.
  7. М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искус-ство.- 1979.422 с.
  8. Г. С., Лобзин B.C., Копылова А. И. Психологическая саморегуляция.- Л.- 1977.
  9. У. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология.- М.: Изд-во МГУ.- 1984.- С. 142−162.
  10. Э. Трансакционный анализ и психотерапия.- СПб.: Изд-во «Братство».- 1992.- 224 с.
  11. А.А., Зейгарник Б. В., Леонтьев Д. Л. Проблемы бессознательного движения к диалогу // Вопр. психологии.- 1987.- № 4., С. 163−165.
  12. А.А., Ковалев Г. А. Проблемы познания людьми друг друга // Вопр.психологии.- 1989. № 1. — С. 128−182.
  13. А.А. Личность и общение.- М.: Педагогика.- 1983.- 271 с.
  14. А.А. Об изучении общения с позиций В.Н.Мясищева // Вопр. психологии- 1983.- № 3. С. 131−135.
  15. А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопр. ж. 1989. — № 6, С. 74−80.
  16. М. Два образа веры.- М.: Республика.-1995.- 463 с.
  17. Л.П. Человек: деятельность и общение.- М.: Мысль.- 1978.216 с.
  18. Р., Гриндер Дж. Из лягушек в принцы.- Воронеж: Из-во МОДЭК.- 1993.- 208 с.
  19. Ф.Е. Структура образа // Вопр.психологии.- 1993.- № 5.- С. 5.19.
  20. Ф.Е., Холмогорова А. Б., Цапкин В. Н. Система послевузовской подготовки психолога в области современной психотехники.- М.: Центр психологии и психотерапии (рукопись), 1991.
  21. А.В., Столин В. В. Внутренний диалог и самоотношение // Психол. жур. 1989. — № 6., С. 50−57.
  22. А.В. Проблема измерения динамики социально-психологической культуры личности // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе.- Томск.-1988.- С. 34−39.
  23. Л.И., Снегирева Т.В.- Психологический опыт личности: к обоснованию подхода//Вопр.психологии.- 1990.- № 2.- С. 5−13.
  24. Л.С. Собр.соч. в 6-ти т.- М.: Педагогика.- 1983.
  25. Г. Ш., Пейсахов Н. М. К методике самоуправления психическим состоянием // Вопросы психологии. 1962. — № 5. С. 101−108.
  26. Т.П., Ковалев Т. А. Психология общения и познания друг друга // Вопр. психологии.- 1982.- № 3.- С. 168−170.
  27. А.Д., Каширин В. П. Социально-психологические аспекты самоутверждения личности в коллективе // Психол. жур.- 1982.- № 4.- С. 6778.
  28. Р. Основы психологического эксперимента: Учебное пособие / Перевод с английского Измайлова А. А., Петухова В.В.-М.: Изд-во МГУ.- 1982.
  29. О.В. Эмоциональная регуляция деятельности в экстремальных условиях. Автореф. диссерт. докт. психол. наук.- М.- 1985.- 36 с.
  30. О.В. К методологии исследования эмоционального компонента деятельности и психических состояний спортсменов // Психология спортивной деятельности.- М.- 1977.- С. 16 22.
  31. А.И. Симпозиум по проблемам межличностного восприятия в группе // Вопр.психологии.- 1981.- № 2.- С. 182−184.
  32. М.Э., Клочковская Р. Д. Личность как целостный феномен: механизмы ее формирования // Социальная форма движения: проблема целостности." Саратов, 1990.- С.162−178.
  33. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение Л.: Изд-во ЛГУ.- 1985.-167 с.
  34. И.Е. Широкому читателю о возможностях саморегуляции // Вопр. психологии.- № 2.- 88.- С. 184−186.
  35. А.В., Боцманова М. Э. Подросток и его друзья.- М.: Педагогика.- 1976.- 80 с.
  36. Р.А. Симптоматические методы и патогенетическая система психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике.- Л.: Медицина.- 1983.- С. 208−230.
  37. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психол. жур.- 1989.- № 2.- С.121−130.
  38. И.А. Психология обучения неродному языку.- М.: Русский язык.- 1989.- 220 с.
  39. Е.Т. Общение как фактор развития личности.- Киев: Наук, думка.- 1981.
  40. Г. Л. Методы и техники групповой психотерапии в отделении неврозов и психотерапии Института им.В. Б. Бехтерева // Групповая психотерапия.- М.: Медицина.- 1990.- С. 213−225.
  41. В.И. Социально-психологическая культура: концепция, диагностика, пути развития // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе.- Томск.- 1989.- С. З-10.
  42. М.С. Человек как субъект общения // Методологи-ческие проблемы изучения человека в марксистской философии.- Л.- 1979.- С. 74−75.
  43. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.- М.: Просвещение.- 1987.- 190 с.
  44. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: Педагогика.- 1990.- 142 с.
  45. И. Собр.соч., т. 3.- 1964, — С. 276.
  46. .Д. Психотерапия.- М.- 1985.
  47. Т.В. Проблемы комплексного изучения человека // Философский журнал, ж.- 1984.- № 1.- С. 153.
  48. В.Т. Взаимоотношение: Некоторые филос. и психол. пробл.- М.: Политиздат.- 1984.- С. 109.
  49. Г. А. «Активное социальное обучение» как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения: Автореф. канд. дис.- М.-1980.
  50. Г. А., Коряк Н. М., Петровская П. А. Проблемы активного социального обучения // Вопр. психологии- 1982.- № 5.- С.166−167.
  51. Г. А. Основные направления использования методов активного социального обучения в странах Запада // Психол. жур.- 1989.- № 1.-С.73−81.
  52. Г. А. Психология познания людьми друг друга // Вопр. психологии 1983.-№ 1.- С.112−118.
  53. Л.А., Петровская Л. А. Проблема группового тренинга в зарубежной психологии // Вопр. психологии.- 1982.- № 2.- С.140−146.
  54. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество // Психол. жур.- № 4.- 88.- С.25−34.
  55. В.А. Проблема общения в трудах В.М.Бехтерева // Психол. жур.- 1982.-№ 6.-С. 131−136.
  56. Кон И. С. Открытие «Я».- М.- 1978, — 367 с.
  57. А.Ф. Психологическое консультирование. Опыт диалогической интерпретации // Вопр. психологии- 1990.- № 3.- С. 17.- С. 25.
  58. А.А., Тамбовцева Т. С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения // Вопр. психологии- 1990.- № 2.- С. 62.-С.70.
  59. А.А. Методика экспериментального исследования взаимопонимания в диаде // Психол. жур.- 1985.- № 5., С.37−42.
  60. О.Г. Об исследовании проблем общения //Вопр. психологии-№ 4.- 88, — С. 170−172.
  61. С.Ю. Психологические проблемы учебного диалога // Вопр. психологии.- № 2.- 88.- С.87−96.
  62. С.И. Влияние установок личности на восприятие другого человека // Вопр. психологии.- 1983.- № 6.- С.105−108.
  63. Г. М. Диалог и мышление.- Минск, БГУ им. Ленина, 1983.- 190 с.
  64. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность, — М.: Политиздат.-1975.-304 с.
  65. .Ф. Проблема общения в психологии.- М.: Наука.- 1981.-280с.
  66. Т.К., Синицын А. Н. Принципы дифференцирования школы самооценки в психофизиологический исследованиях // Вопр. психолог.-1982.-№ 4.- С. 124.
  67. А.Д. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в процессе понимания // Вопр. психологии.- 1981.- № 5.- С.63−73.
  68. В.Х. Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей // Вопр. психологии.- 1990.- № 1.-С.147−154.
  69. Г. А. Типы вербальных связей и отношений в ассоциативном поле // Вопр. психологии.- 1990.- № 2.- С. 143.- С. 147.
  70. В.И., Немчин Т. А. Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика здоровья студентов // Психол .жур.- 1988.- № 3., С.87−92.
  71. В., Гроссман А. Психодиагностика и психокоррекция, их место в медико-психологической службе // Психол. жур.- 1985.- № 2.- С.67−79.
  72. , Е. Я Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения / Пер. с польск. Новиковой: Вступ. статья и общ. ред. А. А. Бодалева, А. Б. Добровича.- М.: Прогресс.- 1986.
  73. B.C. Индивидуальный стиль общения // Психол. жур.- 1982.-№ 4.- С.26−37.
  74. М.Я. Уровни понимания предложения и их диагностика//Вопр. психологии.- 1983.- № 4.- С.54−61.
  75. Р.П. Формирование профессиональных убеждений у будущих учителей //Вопр.психологии.- 1990.- № 1.- С. 77−85.
  76. Р.П. Формирование эмоциональной регуляции пове-дения учителя // Вопр.психологии.- 1987.- № в.- С. 47−54.
  77. Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности //Вопр. психологии.- № 3.- 88.- С.71−79.
  78. У.П., Элликсон К. А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопр. психологии- 1990.- № 3.- С. 155−161.
  79. В.Н. Личность и неврозы.- Л.: Изд-во ЛГУ.- I960.- 424 с.
  80. Е.М. Некоторые теоретические вопросы изучения направленности личности // Психологические проблемы формирования социально активной личности учителя.- М.- 1982.- С. 18−30.
  81. Новак 3. Вопросы изучения и диагностики развития вербальной способности учащихся // Вопр. психологии.- 1983.- № 3.- С. 46−50.
  82. В.Г. Свойства личности и фиксированная установка // Вопр. психологии.- 1983.- № 5.- С. 130−136.
  83. В.А., Андриянова Е. А. Структурно-функциональный и исторический аспекты целостности личности // Социальная форма движения: проблема целостности. -Саратов, 1990. -С.147−161.
  84. Н.Г. Современные учителя о воспитании, или Прошлое в настоящем // Педагогика, 1995.- № 3.- С.60−65.
  85. В.Н. Проблемы психологии межличностного познания на новом этапе // Вопр. психологии- 1983.- № 2.- С.157−158.
  86. В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения // Психол. жур.- 1987.- № 4.- С.51−60.
  87. С. Эксперимент в прикладной социальной психологии: актуальные проблемы статистического анализа данных // Психол. жур.- 1985.-№ 6., С. 37−47.
  88. В.Ф., Алиева J1.A. Исследование этнических стереотипов с использование методики «множественных идентификаций» // Психол. жур.-1987.- № 6.- С.21−35.
  89. JI.A., Спиваковская А. С. Воспитание как общение-диалог // Вопр. психологии- 1983.- № 2.- С.85−89.
  90. JI.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга.- М.: Изд-во МГУ.- 1982.- 168 с.
  91. П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: теоретико-экспериментальное исследование.- М.: Педагогика.- 1980.- 240 с.
  92. П.И., Коротяев Б. И. Организация деятельности ученика на уроке.- М.: Знание, 1985.- № 3.- С. 37−49.
  93. В.А. Мышление индивида во время реплик партнера в условиях диалога // Вопр. психологии.- 1986.- № 5.- С.158−163.
  94. Я.А. и др. Закономерности общения в творческом коллективе // Вопр. психологии.- 1986.- № 6.- С.77−87.
  95. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопр. психологии.- 1984.- № 3.-С.151−157.
  96. Проблемы общения в психологии // сб. ст.- АН СССР.- Ин-т псих.-отв. ред. Б. Ф. Ломов.- М.: Наука.- 1983.
  97. А.О. Психическое состояние учителя и продуктивность урока// Вопр. психологии.- 1989.- № 6., С. 49−55.
  98. Н.С. Деловая игра как способ активизации учащихся в профессиональном самоопределении // Вопр.психолог.- 1987.- № 4.- С.92−99.
  99. Психологическая служба в системе здравоохранения и образования (заседание «круглого стола» журнала) // Психол. жур.- 1984.- № 6.- С.27−38.
  100. Психологические проблемы социальной регуляции поведения / Подгот. Е. В. Шороховой, Б. Ф. Ломовым, А. Т. Журавлевым и др. / АН СССР, Ин-т психологии.- М.: Наука.- 1976.
  101. А.А. Рефлексивно-перцептивный анализ деятельности педагога // Вопр.психологии.- 1990.- № 2.- С. 77−82.
  102. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека.- М.: Прогресс.- 1994.- 450 с.
  103. А.И. Речевая деятельность как представление конфликтных ситуаций //Вопр. психологии.- 1987.- № 6.- С. 100−107.
  104. Е.С. Некоторые проблемы формирования нравственного сознания молодежи // Диалектика духовной сферы развитого социализма.-Таллин.- 1985.- С.44−51.
  105. Э. Эриксон М. Человек из февраля.- М.: Класс.- 1995.- 247 с.
  106. С.Л. Основы общей психологии.- в 2-х т.- М.: Педагогика.- 1989.
  107. Е.И., Фурлева Т. В. К критической оценке психолого-педагогической подготовки будущих учителей в ФРГ // Вопр. психологии.-1984, — № 2.- С.152−156.
  108. В.В. О взаимосвязи особенностей общения личности и ее социально-перцептивных характеристик // Вопр. психологии.- 1981.- № 2.-С.58−67.
  109. О.В. Учебное общение и эмоциональность при изучении иностранного языка // Вопр. психологии.- 1987.- № 3.- С.91−96.
  110. Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуации общения // Психол. жур.- 1985.- № 4., С.37−42.
  111. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Л. В. Бодрикова, В. В. Водзинская и др. / Под ред. В.АЛзова.- Л.: Наука. Ленинградское отд-йие.- 1979.
  112. О.П. Эмоциональность и регуляция активности общения // Вопр. психологии.- 1984.- № 3.- С. 123−128.
  113. В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя.- М.: 1995.- 192 с.
  114. В.П. О структуре человеческого взаимопонимания // Вопр.философии.- 1973.- № 2.- С. 73.
  115. Г. А. Смысл как проблемы функциональной психосемантики // Вопр. психологии.- 1986.- № 1.- С. 118−124.
  116. Ю.Е. Психология общения // Вопр. психологии.-1981.-№ 2.- С.169−170.
  117. Современная западная социальная психология.- М.: Изд-во МГУ.-255 с.
  118. В.М. О природе человеческого общения.- Фрунзе: Изд-во Мектеб.- 1973.
  119. Л.В., Донченко Е. А., Соболева Н. И. Культура жизни личности // Психол. жур.- 1986.- № 5.- С.60−70.
  120. А.С. Социально-психологический тренинг и повышение компетентности в общение // Вопр. психологии- 1989.- № 6., С.52−53.
  121. Л.П. Проблемы целостности личности (Гносеологический аспект).- М.: Высшая школа.- 1987.- 137 с.
  122. В.В. Самосознание личности.- М.: Изд-во МГУ.- 1983.- 286.
  123. Н.Д. Экспериментальное изучение социальной перцепции в процессе общения студентов в учебной группе // Вопр. психологии.-1981.-№ 4.- С.119−123.
  124. С. Сравнение психоаналитической Я-психологии и личност-но центрированной терапии К.Роджерса // Иностранная психология.- М.: Т. 1, № 1, — 1993.- С. 7−17.
  125. Г. А. Динамика личностных проблем в коммуникативных мирах студентов // Профориентация и формирование социально-психологической культуры личности специалиста в вузе.- Томск, 1989.-С.27−34.
  126. К. Вечная психология: спектр сознания // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности.- М.: Прогресс.- 1990.- С. 35−43.
  127. А.А. Доминанта.- М.: Наука.- 1966.
  128. В. Человек в поисках смысла.- М.: Прогресс.- 1990.- 367 с.
  129. В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. Тексты.- М.: Изд-во МГУ.- 1982.- 287 с.
  130. Ф., Баннистер Д. Новый метлд исследования личности.-М: Прогресс.- 1987.- 236 с.
  131. Фрейд 3. «Я» и «Оно» / Труды разных лет.- в 2-х кн.- Тбилиси: Изд-во Мерани.- 1991.
  132. М., Альберг Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психол. жур.- 1984.- № 4.- С.57−64.
  133. А.У. Другой и его функция в развитии Я // Общение и развитие психики.- М.: АПН СССР.- 1986.
  134. В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта // Московский психотерапевтический журнал.- 1992.- № 6.- С.5−40.
  135. Ч. Исследования в области групповой психотерапии // Групповая психотерапия, М.: Медицина.- 1990.- С. 226−242.
  136. В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование.- М.: Педагогика.- 1981.- 207 с.
  137. Т. Социальная психология.- М.: Прогресс.- 1969, 535 с.
  138. Е.А. Психологические особенности личности старшеклассника." М.: Педагогика.- 1979.
  139. У. Комплементарная функция лидера // Современная западная социальная психология.- М.: Изд-во МГУ.- 1984.- С. 162−168.
  140. А.И. Структура динамических характеристик общительности // Вопр. психологии- 1984.- № 3.- С. 128−132.
  141. В.А. О диспозиционной регуляции социального пове-дения личности // Методологические проблемы социальной психо-логии.- М.-1975.
  142. И.С. Развивающее обучение.- М.: Педагогика.- 1979.144 с.
  143. Т.С. Социально-психологическое обучение в подго-товке будущих учителей.- Киев: Вища школа.- 1987.- 109 с.
  144. Atwood J., Stolorov R. Structures of subjectivity: Explorations in psychoanalytic phenomenology. Hillsdale, NJ: Analitic Press, 1984.
  145. Blake Clifford G. Effects of instructional strategies on the learning of organizational behavior by a large university class // J.Instr.Psychol. .- 1990.- 17, 2. -C.59−64.
  146. Casari Gloria, Sales-Wuillemin Edith, Bromberg Marcel The face-to-face dialogue space and validation mechanisms // CPC: Cah. psychol. cognitive.-1989.- 9, 5.-C. 561−578.
  147. Festinger L. A Theory of cognitive dissonance. Evancton, 1957.
  148. Frank J.D. Persuasion and Healing: A Comparative Stady of Psyphotherapy.- Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 1961.
  149. Gibbs Raymond W. (Jr.) How do you now when you have understood? Phycholinguistic criteria for understanding verbal communication // Commun. and Cogn. .-1988 .-21, 2.- C. 201−225.
  150. Grof S., Bennett H.Z. The Holotropic Mind.- San Fran-cisco: Harpes.-1992.
  151. Hamilton I., Gregory N. Self and other’s.- Jason Aronson Inc., Northvale, New Jersey, 1992, p.337.
  152. Hammersla Joy Fisher, Frease-McMahan Lynne University students' priorities: life goals vs. relationships // Sex Roles.-1990 .-23, 1−2.- C. 1−14.
  153. Herringer Lawrence G., Haws Stephen C. Perception of personality traits in oneself and others // J. Phychol. .- 1991.- 125, 1 ,-C. 33−43.
  154. Kohut H. How does analysis cure? Chicago: University of Chicago Press, 1984.
  155. Lazarus A. Multimodal Psychotherapy // Current Psycho-therapies (Corsini, P., ed) 1984.
  156. Marmor J. The Nature of the Psychotherapeutic Process Revisited // Canad. Psychiat.Ass.Journal, 1975, 20, 8, 557−565.
  157. Mindell A. The Leader as Martial Artist.- San Francisco: Harper, 1992.
  158. Osgood Ch. Stadies on generality of affective meaning systems. Amer. Psychologist, 1962, vol.17.
  159. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework. // Psychology- A stady of Sciense I. Conceptual and Systematic. V.-1959. -N.Y.: Ed. by S.Koch. V.3.- p.42.
  160. Smith N.C. Sensitivity training. The scientific understanding of individuals. New York e.a., 1973.- 271 p.
  161. Widmeyer W. Neil, Loy John W. When You’re hot, you’re cold! Warm-cold effects in first impressions of persons and teaching effectiveness // J. Educ. Psychol.- 1988.- 80, 1.-C.l 18−121.I
Заполнить форму текущей работой