Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Темперамент в структуре творческих способностей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с выделением в психике человека формально-динамического и содержательного аспектов, психодинамичееки©свойств ва, прежде всего свойства темперамента" выступая, согласно специальной теории индивидуальности, в качестве необходимого условия формирования творческих способностей, влияют не на вею структурную организацию творческих способностей, а лишь на те, которые отражают… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. СТРУКТУРА ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ И ТЕМПЕ^МЁНТАЛЪНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
    • 1. 1. Основные подходы к исследованию креативности
    • 1. 2. Предетаврение е творческих способностях
    • 1. 3. Проблема соотнвшения биологического и социального компонентов в структуре творческих способностей
    • 1. 4. Исследование природной организации креативности .JB
    • 1. 5. Психодинамические корреляторы креативности. Я
  • Глава 2. ЦЕЛЬ, ГИПОТЕЗА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Цель, гипотеза и задачи исследования
    • 2. 2. Организация исследования: состав испытуемых, процедура исследования и статистические методы обработки данных.*
    • 2. 3. Характеристика использованных в исследовании методов
  • Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЕ
    • 3. 1. Исследование факторной структуры связей между темпераментом и творческими способностями
    • 3. 2. Исследование корреляционной зависимости между свойствами темперамента и характеристиками творческих способностей .7ч
    • 3. 3. Анализ взаимосвязей между свойствами темперамента и основными характеристиками творческих способностей у высококреативных и низкокреативных испытуемых
    • 3. 4. Анализ взаимосвязи темпераментальных и креативных характеристик в группах испытуемых различного возраста
    • 3. 5. Исследование взаимосвязей между темперамен-гальными и креативными характеристиками в группах испытуемых, ориентированных на различные сферы профессиональной деятельности
  • Глава 4. Обсуждение результатов исследования

Темперамент в структуре творческих способностей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования, Проблема творческой одаренностиразвития творческих способностей и изучения основных факторов, определяющих это развитие является чрезвычайно актуальной для общества и важной для психологии.

Сложность проблемы определяется наличием большого числа разноплановых факторов, влияющих на развитие творческих способностей, В настоящее время признается и социальная сущность творческих способностей и их природная обусловленность. Однако изучение социальных и биологических аспектов идет неравномерно. Наибольшее внимание уделяется созданию специальных условий, способствующих развитию креативности, в го время как ее природные механизмы признаются многими, но практически не изучаются" Особенно 'неисследованными остаются психодинамические корреляты креативности.

Изучение психодинамической организации творческих способностей является на наш взгляд весьма перспективными, т.к. согласно основным положениям специальной теории индивидуальности В. М. Русалова, психодинамические свойства, обобщающие в себе биологические характеристики, задатки первого уровня, сами выступают в качестве задатков (второго уровня) вышестоящих образований, в том числе и способностей, входят в их структуру в качестве необходимых компонентов, определяя динамические особенности последних.

Более того, изучение психодинамической организации креативности оказывается полезным, на наш взгляд не только для раскрытия сущности самих творческих способностей, но и для дальнейшего развития специальной теории индивидуальности, предполагающей рассмотрение различных уровней интегральной индивидуальности не изолированно друг or друга" а как уровней, имеющих собственно®содержание" но тем не менее взаимосвязанных* И в этой связи, конкретное исследование закономерных соотношений между разноуровневыми структурами, в частности между темпераментом и творческими способностями, является самостоятельной задачей" имеющей практическое и теоретическое значение*.

Развиваемый в данной работе дифференциальнопсихологичее-кий подход к изучению креативности, анализ психодинамических параметров творческих способностей являются необходимыми для решения проблемы задатков способностей*.

Цель исследования состояла в изучении характера взаимосвязей между темпераментом, являющимся центральным психодина-мическим образованием, и творческими способностями, выявлении основных закономерностей их взаимодействия.

Гипотеза исследования".

В связи с выделением в психике человека формально-динамического и содержательного аспектов, психодинамичееки©свойств ва, прежде всего свойства темперамента" выступая, согласно специальной теории индивидуальности, в качестве необходимого условия формирования творческих способностей, влияют не на вею структурную организацию творческих способностей, а лишь на те, которые отражают формально^динамические аспекты креативности*.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

I, Изучение связей между темпераментом и творческими: способностями в группах испытуемых разного возраста (подростков 14−15 лет), студентов (18−20 лет) и взрослых (от 25 до 45 лет).

2″ Анализ зависимости между темпераментальными и креативными характеристиками в группах испытуемых, ориентированных на различные сферы деятельностисферу предметной и сферу коммуникативной деятельности*.

3″ Сравнение темпераментальных характеристик у высококреа*" тивных и низкокреативных испытуемых, определение статистической значимости различий".

Выявление общих закономерностей во взаимосвязях между темпераментом и творческими способностями, в зависимости от в@з" раега и профессии испытуемых.

Научная новизна" Результаты исследования позволяют расширить представления об особенностях психодимамической организации творческих способностей, механизмах их формирования, вносят свой вклад в развитие специальной теории индивидуальности и решение проблемы природной обусловленности способностей".

Практическое значение работы" Полученные результаты могут использоваться в качестве теоретической основы при создании методов диагностики творческой одаренности и индивидуальных различий в творчестве" Кроме того, результаты исследования могут бы! ь использованы как для организации учебного процесса в творческих вузах, так и для решения задач профориентации и профотбора на специальности, связанные с творчествем. Положения, выносимые на защщу:

I" Темперамент является важным условием формирования твор-ческих способностей на всех этапах онтогенетического развития*.

2″ Влияние темперамента на различные характеристики творческих способностей неодинаково*.

3″ В структуре творческих способностей можно выделись различные ее характеристики. Обусловленность одних из них особенностями психодинамической, в частности темпераментальной, организации сохраняется постоянней в процесс®онтогенетиче (c)-ког© развития. Зависимость других характеристик от свойств темперамента менее выражена и может меняться в результате взаимодействия индивида с предметным миром и социальным окружением".

Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Проблема природной обусловленности творческих способностей находит свое решение с позиций специальной теории индивидуальности, рассматривающей темперамент в качестве предпосылки формирования более высокоорганизованных психических образований и выделяющей в психике человека ее формально-динамический и содержательный аспекты.

2. Темперамент человека, являясь наиболее обобщенной формально-динамической характеристикой, выступает в качестве условия формирования творческих способностей,.

3. Влияние темпераментальных свойств на различные креативные характеристики неодинаково.

4. В структуре творческих способностей можно выделить такие ее характеристики, темпераментальная обусловленность которых сохраняется постоянной независимо от возраста и профессии испытуемых, и такие, связь которых с темпераментом является менее прочной и меняется в процессе взаимодействия индивида с предметным миром и социальным окружением.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.И. Проблема способностей: личностный аспект.// Психол.журнал. 1984. — Т. 5. — $ 3. — С. 46−55.•Уб. Блинова МЛ1. Музыкальное творчество и закономерности ВВД. Л.: Музыка. Лен.отд. 1974. — С. 143.
  2. Л. Формирование певческих навыков у студентов авторских факультетов.// Психолого-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов. Межвуз. сборник. М.: ГИГИС. 1984. — С. 180−185.
  3. A.M., Молдовану ИУВ. Специфика межполушарного взаимодействия в процессах творчества. Принцип метафоры.// Интуиция, логика, творчество./под ред. Панова П. И., М. Наука. 1987. ~С. 54−64.
  4. А.А. Психоневрологический подход к изучению неспособности к математике. Тезисы докладов на конференции по проблеме способностей. Л.: ЛГУ. I960. — С. 42−44.
  5. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий// Вопр.психол. 1983, -№ 3. С. 16−28.
  6. Э.А. Психофизиологическое изучение способностей// Проблемы способностей в советской психологии/ Под ред. Бодале-ва А.А. М.: Педагогика. 1984. — С. 82−100.
  7. Н.Ф. Психологический анализ педагогических способностей// Способности и интересы. М.: Педагогика 1962.
  8. А.Л. К проблеме многосторонних способностей//. Вопр.психол. 1991. — № 4. — С. 82−88.
  9. Грибов Ю, А. Условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей// Вопр.психол. 1989. — № 2. — С. 57−62.
  10. Е.П., Лавочника И. А., Сапожников В. М. Некоторые психологические и психофизиологические черты математически одаренных подростков// Нов. исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989. — № 2. — С. 23−26.
  11. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности//Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/ Под. ред. Пономарева А. А., М.- Паука. 1990. — C. II7-I30.
  12. А.П. Эмоциональная реактивность в актерском искусстве// Вопросы психологии творчества. Саратов. Сарат. гос, пед. ин-т.- 1968. С. 140−148.
  13. Зыков М. Б, Электрофизиологические корреляты типологически" и индивидуальных особенностей человека. Тезисы докладов к
  14. Всесоюзному съезду Общества психологов СССР. Диагностика нарушений и восстановление психических функций человека. Часть I. М.: Академия наук СССР. Общество психологов СССР.1983. С. 80−81. «
  15. Искусство и дети. Эстетическое воспитание за рубежом. М: Искусство, 1969.
  16. З.Б. Проявление подвижности нервных процессов в умственной деятельности детей. Вир. гос. пед. инс-т. РСФСР -Бирск. 1988. — С. 13. Рукопись, деп. ВИНИТИ 17.03.88,i 2080 В 88.
  17. М.К. Индивидуально-психологические особенности усвоения иностранного языка взрослыми учащимися при интенсивном обучении. Сообщения I и 2// Новые исследования в психологии. 1982. — И. — С. 67−79.
  18. .Р. Способности и склонности: психофизиологическое исследование. Ташкент: ФАН. 1990. — С. 106.
  19. М.Ё., Фирсова Л.М, Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей// Вопр. психол. 1990. — № 3. — С. 69−757
  20. Кириенко В. И, Психология способностей к изобразительной деятельности. М., Просвещение. 1959.
  21. А.И. К вопросу о различиях в степени утомления при разных методиках обучения// ВОпр, психол. 1969. № б. С. 91-~ 99.
  22. В.И., Лаптева Я. И. К вопросу отношения некоторых свойств личности, способствующих творческой деятельности учащихся// Вопросы психологии познават. деятельности учащихся средних школ и студентов. М. 1981. — С. 100−106,
  23. В.Н. Проблема креативности личности// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука. 1990. — С. 131−148.
  24. Н.В. О стилях шахматного творчества. Саратов. Сар. гос. пед. ин-т. 1968. С. 61−68.
  25. Крутецкий В. А, Психология математических способностей школьников, М, Просвещение, 1968.
  26. В.А. Проблема формирования и развития способное- • тей// Вопр.психол. 1972, — № 2. — С. 3−13.
  27. И.А. Психофизиологические особенности музыкально-одаренных подростков// Вопр.псих.- 1988. I 4. С. 149−154.Леонтьев А. П, Проблемы развития психики. М.: МГУ. I9SI.
  28. А.В. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека, Автореф, дисс. канд. психол. наук. М.: ИПРАН, 1993. С. 198.
  29. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.
  30. ., Николаенко Н, „Золотое сечение“ и проблемы внутри-мозгового диалога//-Декоративное искусство СССР. 1983,9, С. 31−34.
  31. А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГК. 1973. С. 375,
  32. Н.В., Вереновская В.И, Панченко В. М, Связь индивидуальных психофизиологических свойств с успешностью обучения в вузе// Психол, журн. 1991. — № 6. — С. 98−103,
  33. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. С. 256.
  34. E.G. О структуре коммуникативных способностей педагога// Психологический анализ учебной деятельности/ Под. ред. Шадрикова В. Д. М.: ИЛ АН СССР. 1991. — С. 46−62.
  35. В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности// Естественнонаучные основы в психологии. М.: Наука. 1978. С. 295 -336.
  36. В.Д. Избранные психологические труды. М. Педагогика. 1990. С. 406.
  37. И.П. Подное собрание сочинение. Т. 3. Книга вторая, М.: Л.: Изд-во АН. СССР, 1951.
  38. И.М. Опыт комплексного исследования некоторых индиви-дуальнотипических особенностей человека// Человек и общество. Л.: ЛГУ, 1966. вып. I. — С. 162−175.
  39. Пономарев Я. А, Психофизиологический механизм творчества// Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. — С. 370−378,64, Пономарев Я. А. Психология творчества// Тенденция развития психологической науки/ Под ред. ЛОмова Б7Ф. М.: Наука. 89. С. 21−34.
  40. В.М. Опросник структуры темперамента. Методическое пособие. М.: Изд-во йнсг-га психологии АН СССР, 1990. -— О• оО.
  41. Русалов В. М», Парилис С. Э. Темперамент и своеобразие когни-гияной системы личности// Психол.журн. 1991. — Т.12. -И. — С. II8-I23.
  42. П.Л. Психологические проблемы художественного творчества и восприятия художественного произведения// Психол.журн. 1987. — Т. 8. — $ 2. — С. 136−148.
  43. Способности и склонности: комплексные исследования. Голу-бева Э. А, М: Педагогика. 1989. — С. 185.
  44. Страхов И, В, Проблемы и методы психологии творчества// Вопросы психологии творчества. Саратов. Сарат. гос. пед. ин-г, 1968. С. 3 — 60.
  45. И., Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс. 1982. — С. 175.
  46. Е.Й. Индивидуальные особенности развития творческого мышления jc младших школьников при специальном обучении// Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. -1991, № 2. — С, 34−39.
  47. Curtis G.J., Meredith 0. The society which maximizes crea™ tivity // J. Creat.Behav. 1979, Vol. 13, N 3, P. r194 210.
  48. Da rryl B., Hockley W.E., Craik Fergus I.M. Availability and category frequence estimation // Mem. and Cognit 1991.- Vol.19.- N 3.- P. 301 312.
  49. Delias M. Creative personality and identity // Psychol. Repts.- 1978.-Vol. 43.- N 3.- Part 2.- P. 1103 1110.
  50. Dowd E. T. The self and creativity: several constructsin search of atheory / Handbook of creativity // Ed. byJ, A. Glover, R.R.Ronning, L.R.Reynolds Plenum Press, New York and London.- 1988.- P. 233 242,
  51. Ehrenwald J. Beethoven: hero and anti-hero.Portrait of right-hemispheric genius // J. Amer" Acad. Psychoanal 1979.- Vol. 7.- N 1.- P. 45 55.
  52. Elsenman R. Creativity, birth order, and risk taking // Bull, Psychonom. Sac. — 1987.- Vol, 25.- N 2 .-P. 87 -88.
  53. Fobes- 0 .-L -T-be- cognitive rsychobiology of -perforaarice regulation // J.¦ Sports Med. and phys. Fitness .1989.- Vol. 29.- N 2.- P. 202 -208.
  54. Forisha E:.L. Creativity and imagery in men and women // Percept. and Mot. Skills.- 1978.- Vol. 47.- N 3.- Part. 2.- P" 1255 1264,
  55. Forisha В.L. Patterns of creativity and mental imageryin men and women У/J. Ment. Imagery 1981.- Vol. 5. N 1 P. 35 96.
  56. Girboveanu. И. Aspecte psihologi. ee ale interuperii antrenaraentu 1 lui creativ // Rev, psyhol.- 1982.- Vol. 28N 3.- P. 236 248.
  57. Greez M,, L ovine El! Enhancing creative performance incollege students // J. Great, Behav. 1.991.- Vol, 25 «N 3. P. 250 -255,
  58. Martindale С. Personality, situation, and creativity// hi a n d b о о к о f с г e. ativi ty/ Е d. by J .A.Glove r, R .R.R о n n i n g, С. R R e у n о .1. d s, P1 e n um P r e s s N e w Y о г к a n d i. о n d оn. 1988. -P. 211 — 232
  59. W. В., Claudia R.W. Psychometric issues in the assessment of creativity// Handbook of creativity/ Ed. by J.A.Glover, R. R. Ronning, C.R.Reynolds.- Plenum Press. New York and London.- 1988.- P. 33 52.
  60. Minkiewcz Z, Wptyw treningu na roswoj tworcrego u 'dzi"ci w wieku 11 12 lat// Acta У L. folia paed. etpsychol.—. 1989.- N 23.- P. 177 194,
  61. Newland G. A. Differences between left- and right-handers on a measure of creativity// Percept. and mot. skills.- 1981.- Vol. 53.- N 3.- P. 787−792.
  62. Norbert J. Creativity and cerebral preference- a comparison of writers, art students, and low creative indivi- duals // Creative Chield and Adult Quarterly.-1985.- (Pal).- Vol. 10<3)P. 182 186.
  63. Pagano A.L.Learning and creativity// J.Great. Behav.-1979.- Vol.13.— N 2.- P. 129 138.
  64. Palisin H. Preschool temperament and performance on -аЩеушеп1 tests/7 Bev, Psychoid— 1986. — Vo 1. 22.- N 6.- P. 766 770.
  65. Pandley R.C.» Pandley R.N. A study of creativity in relation to sex of high scool students// Indian Psychological Review.- 1984, — Vol.26 <2)P. 53 57.
  66. Patterson В.Й. Creativity and andragogys A boon for adult learners// J.Creat. Behav.- 1986, — Vol. 20.- N 2.- P. 99 109″
  67. R.N. ' Narcissism and creativity: Are they related?// Psychol.Repts.- 1980.- Vol. 46.-N 1.- P. 55 60.
  68. Richards R.L. Relationships between creativity and psychopathology: An evaluation and interpretation of the evidence// Genet. Psychol. Monogr.- 1981.- Vol. 103, — N 2.- P. 261 318.
  69. Richardson A.G. Personality correlates of creativity among a sample of Jamaican adolescents// Person. and Ind. Differences.- 1985.- N 6 (6).- P. 771 774.
  70. Richardson A.G. Sем differences in creativity among a sample of Jamaican adolescents// J. Great. Behav.-1989.- Volv 20.- N 2.- P. 147.
  71. Runco M.A., Bahlenda M.O. Implicit theories of artistic, scientific, and everyday creativity// J. Great. Behav.- 1986.- Vol.20.- N 2.- P. 93- 98.
  72. Runco M.A., Bahlenda M.D. Birth-order and divergent thinking // J. Genet. Psychol.- 1987.- Vol. 148.- N 1.-P. 119 125.
  73. Runco M.A., Okuda S.M. The instructional enchancement of the flexibility and originality scores of divergentthinkieng tests// Appl. Cogn. Psychol.- 1991.- Vol. 5. N 5.- P. 435 441.
  74. Rucalov V.M. Psychophysiological prerequisites of interaction between intelligence and creative abilities// Psychophysiological Approaches to Human Information Processing .- Elsevier Science Publitishers B.V.(North- Holland).- 1985.- P. 203 209.
  75. Savitz F, R., Anthony G. Creativity: A missing stimulus to learning among the gifted / talented// Psychology.-1984.- Vol.21.- N3−4.- P. 15 18.
  76. Schubert D.S.P., Biondi A.M. Creativity and mental health. Part III. Creativity and adjusment// J. Great. Behav.- 1977.- Vol. 11.-JM 3.- P. 186 197.
  77. Schubert D.S.P. Boredom as an antogon ist of creativity// J.Creat.Behav.- 1977.- Vol. 11.- N 4.- P. 233 240.
  78. Shaw J.M., Cliat M.J.P. A model for training teachers to encourage divergent thinking in young chieldren// J.Great.Behav.- 1986.- Vol.20.- N 2.- P. 81 88.
  79. Shsw J .A.-j OcMers S. T. The relationship of imagery to originality f flexibility and fluency in creative thinking// J.Ment. Imagery.- 1986.- Vol.".'10.- N 1.- P. 65 74.
  80. Shaw G. Creativity and hypermnesia for words and pictures// J. Gen'. Psychol 1987Vol. 114 .- N 2.- P. 167 178.
  81. Sinatra R. Brain functioning and creative behaviour// Roeper Review.- 19S4 (Sep).- Vol. 7 (1).- P. 48 54.
  82. Smith .6.J.W., Carlson I. Creativity in early and schoolyears// Int. J. Behav. Develop.- 1983.- Vol. 6.-N 2.- P. 167 195.
  83. Smith 6., Carl son I. Creativity in middle and late school years// Int. J. Behav, Dev.- 1985.- Vol. 8. — N 3.- P. 329 343.
  84. Stasinos D. P. The assessment of a trainig program for the development of creativity and selfesteem in mentally handiсaped greek chieldren// J.Creat.Behav.-1986.- Vol. 20.- P. 148 149.
  85. Stein B.S. Memory and creativity// Handbook of crea<7 лuJtivity/ Ed. by J.A.Glover, R.R.Ronning., C. R.Reynolds.-Plenum PressNew York and London.— 1983.— P. 163 — 176.
  86. Sternberg R.J. Implicit theories of intelligence, creativity and wisdom// J.Pers. and Soc. Psychol.-1985.- Vol. 49.- N 3.- P.607−627.
  87. Sternberg R.J., Lubart T.I. An investment theory of creativity and its development// Hu. m, dev.- 1991.- Vol. 34.- N 1.- P. 1 31.
  88. С.А. Сlayson D. An note on change in creativity by handedness over a maturational time period//J.Psychol.- 1980.- Vol 104.- N 1.- P. 39 42.
  89. Tinnin L.W. Creativity and mental unity// Percept. Biol, and Med.- 1991.- N 3.- P. 347 354.
  90. Toth L.S., Baker S.R. The relationship of’creati- vity and instructional style preferences to over-achievement and underachievement in a sample of Public School chieldren// J.Great.Behav.- 1990, — Vol 24.- N 3.- P. 190 198.
  91. Trubor" S.A. Playfulness, play, and creativity? a path anal i tic model // J.Genet. Psychol. .1983. — Vol 143.- N X вF*" JL 9 ./.i 3″
  92. Vernon P.E. The nature-nuture problem in creativity// Handbook of creativity/ Ed. by J.A.Glover, R. RRonn ing, С.R.ReunoIds.- Plenum Press, New York and London.-1988.- p. 93 110.
  93. Wilson J.A. Brightness, social disadvantage and school effectivness// Jrish J.Psychol.- 1978.- Vol 4.- N 4 .-P. 65 76.
  94. Wong Shu-Yeng, Sheng-Ying Hemispheric special!- zation and sex-role typieng// Acta Psychologica Taiwanica.-1982 (Dec).- Vol 24 (2).~ P. 85 -100.
Заполнить форму текущей работой