Возрастная динамика точности и адекватности межличностного восприятия
Середина 50-х годов считаетсяспециалистами кризисной для исследований межличностной сензитивности. Выяснилось, что высокие показатели предиктивной эмпатии свидетельствуют не столько о способностях испытуемого давать успешные прогнозы относительно поведения конкретных людей, сколько о сходстве ответов субъектов и объектов восприятия. И при интерпретации результатов приходится говорить не только… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Становление представлений о социальной перцепции и социальном интеллекте в научной психологии
- 1. 1. Основные направления исследований межличностного восприятия в психологии
- 1. 2. Социальный интеллект как фактор межличностного познания
- 1. 3. Психологические исследования развития социального, эмоционального и общего интеллекта
- Глава 2. Эмпирическое исследование точности и адекватности как характеристик межличностного восприятия и эмоционального интеллекта
- 2. 1. Процедура, этапы и методики исследования
- 2. 2. Описание и результаты исследования по методике самоотчета
- 2. 3. Оценка социального интеллекта по фотографиям
- 2. 4. Исследование точности и адекватности межличностного восприятия (по видеороликам и стенограммам интервью)
- 2. 5. Выводы
Возрастная динамика точности и адекватности межличностного восприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. Исследования точности и адекватности межличностного восприятия были инициированы в 30-х годах прошлого столетия, а к концу 40-х — началу 50-х стали известны под названием исследований межличностной сензитивности. На это же время приходится и пик исследовательского интереса к проблеме, усиленного стремительно распространяющейся практикой тренинга социальной сензитивности. Особенно популярным было исследование так называемой «предиктивной эмпатии». Испытуемые заполняли личностные опросники, а затем пытались спрогнозировать, как на эти же вопросы ответят другие испытуемые. Процент «угаданных» ответов считался показателем развитости эмпатии. Простота процедуры и кажущаяся очевидность интерпретации сделали данный методический прием весьма привлекательным, исследования «предиктивной эмпатии» умножались количественно, а термины социальная сензитивность и эмпатияначали употреблять как синонимы.
Середина 50-х годов считаетсяспециалистами кризисной для исследований межличностной сензитивности. Выяснилось, что высокие показатели предиктивной эмпатии свидетельствуют не столько о способностях испытуемого давать успешные прогнозы относительно поведения конкретных людей, сколько о сходстве ответов субъектов и объектов восприятия. И при интерпретации результатов приходится говорить не только о механизмах эмпатии, но и о механизмах проекции, и заниматься непростыми процедурами получения показателей «истинной эмпатии» путем очистки баллов «сырой эмпатии» от влияния артефактов. Но самыми обескураживающими стали работы Л.Кронбаха. Проведенный им анализ методов сбора и анализа данных, практикуемых при исследованиях сензитивности, показал, что интерпретировать степень сходства выставляемых оценок с критериями как меру способности испытуемого к точному восприятию черт и состояний не представляется возможным, так как сходство/расхождение в большей мере зависят от выраженности гало-эффекта, эффекта снисходительности и адекватности стереотипов, чем от способности дифференцировать конкретных людей по тем или иным параметрам.
Возрождение интереса к проблематике точности межличностного восприятия в начале 80-х годов обусловлено сразу несколькими обстоятельствами. Во-первых, хотя и не сразу, но удалось разработать процедуры сбора и анализа данных, которые оказались свободными от артефактов Л. Кронбаха. Выяснилось, что-достаточно отказаться от шкал прямой’оценки в пользу техник упорядочивания (ранжирование и парные сравнения), а вместо суммирования отклонений использовать корреляцию, как влияние артефактов на результаты становится минимальным.
Во-вторых, К" этому времени были развернуты эмпирические исследования социального интеллекта, составной частью которого стала рассматриваться социальная чувствительность.
Третье обстоятельство — бум, сопровождающий исследования «мгновенных (бессознательных) умозаключений». К началу 80 годов*были* накоплены факты, говорящие о том, что нередкосуждения, сделанные по наитию, оказывались более удачными, чем текоторые основывались на скрупулезных рассуждениях. Такие находки не осталисьбез внимания и породили массу исследований в различных психологических дисциплинах. Применительно к области межличностного восприятия этосказалось на возрождении интереса к исследованиям свойств первого впечатления и, в частности, точности и адекватности таких впечатлений.
Среди основных направлений исследования интерперсональной сензитивности следует отметить такие как: 1) исследования адекватности межличностного восприятия, 2) исследования когнитивной сферы субъекта, 3) исследования способностей к точным и правильным суждениям о другом человеке, 4) анализ других детерминант точности восприятия, которые непосредственно не связаны с индивидуальными особенностями субъекта. Существенное влияние на становление исследований адекватности межличностного восприятия в рамках первого направления оказали работы Э. Блейера, У. Джемса, Ч. Кули Дж. Мида, 3. Фрейда. Именно в работах этих авторов содержалась общая идея о роли мнений окружающих людей в формировании самосознания личности: «социальное Я» У. Джемса, «зеркальное Я» Ч. Кули, «значимых других» Дж. Мида. Работы Л. Кронбаха оказали значительное влияние на разработку другой проблематики межличностного восприятия. В частности, это выражалось в росте исследований, направленных на изучение когнитивной сферы субъекта, а также средств и методов анализа получения информации.
Вместе с тем система-показателей, предложенная ученым не получила широкого применения в науке и состояние исследований в области социальной перцепции в 50-х годах ученые охарактеризовали как кризисное. Исследования, выполненные в области социальной перцепции в рамках первых подходов, показали также отсутствие наличия общей способности* к адекватному межличностному восприятию и как* следствие отказу от попыток выявления* личностных черт, которые связаны с этой способностью.
Выход из кризиса виделся теперь учеными в поисках детерминант точности межличностного восприятия, которое ознаменовало новое направление исследований в области* межличностного восприятия. В рамках этого подхода особое внимание стало уделяться понятию дифференциальной точности, поскольку именно это понятие в большей мере отражает степень различия в выраженности личностных черт, которые являются основой для получения экспертных оценок и для валидизации тестов. Позже акцент в работах был смещен на анализ детерминант точности межличностного восприятия, в рамках которого были сформированы различные подходы. Один из таких продуктивных подходов заключался в анализе причин различной степени точности восприятия разных личностных черт.
Вся совокупность полученных данных значительно расширила представления о процессах, лежащих в основе формирования точности и адекватности межличностного восприятия.
Вместе с тем стремительный рост научных исследований в области социальной перцепции не в полной мере восполнил существующий дефицит эмпирических данных, посвященных возрастной динамике межличностного восприятия.
Точность и адекватность в работе рассматриваются как характеристики межличностного восприятия. При этом под точностью понимается соответствие образа объективной реальности (соответствие суждений о личностных качествах или эмоциональных состояниях другого человека реальному наличию этих качеств и состояний), адекватность трактуется как соответствие интерсубъективной реальности (соответствие индивидуальной системы оценки общей системе понятий и общих представлений других людей). Эмпирические исследования^ этих характеристик, ставшие возможными благодаря разработке! нового диагностического инструментария, позволяют по-новому взглянуть на традиционную проблему межличностного восприятия. Анализ изменения точности и адекватности на разных возрастных этапах развития индивида и сложности задач позволил рассматривать эти элементы как характеристики межличностного восприятия.
Выявленные в исследовании особенности межличностного восприятия дополняют традиционное представление о социальном" интеллекте.
Таким образом, актуальность настоящего исследования, обусловлена необходимостью разработки проблемы точности и адекватности межличностного восприятия в возрастной динамике, разработки диагностического инструментария и потребностью общества в развитии компетентности экспертов. Поэтому становится очевидным, что запрос на всестороннее и системное изучение точности и адекватности межличностного восприятия в возрастной динамике продиктован развитием не только социальной психологией как науки, но и потребностей со стороны практики.
Целью настоящего диссертационного исследования является изучение точности и адекватности как характеристик межличностного восприятия в возрастной динамике.
Задачи диссертационного исследования:
1. Анализ теоретических подходов к изучению феноменов межличностного восприятия и социального интеллекта.
2. Уточнение и операционализация понятия точность и адекватность межличностного восприятия.
3. Разработка критериев точности и адекватности межличностного восприятия.
4. Обоснование необходимости включения характеристик «точности и адекватности» в структуру межличностного восприятия и в концептуальный аппарат социальной, психологии. {.
5. Разработка программы и методического инструментария для проведения эмпирического исследования.
6. Организацияи проведение эмпирического исследования взаимосвязи точности и адекватности как характеристик межличностного восприятия на примере распознавания лжи и черт личности.
7. Описание основных закономерностей связи между точностью и адекватностью межличностного восприятия.
Теоретический объект исследования: конструкты точность и адекватность межличностного восприятия.
Эмпирический объект исследования: представители разновозрастных групп от 16−59 лет. Объем выборки 237 человек.
Предмет исследования: возрастная динамика точности и адекватности межличностного восприятия.
Основная гипотеза исследования:
Точность и адекватность как характеристики межличностного восприятия совершенствуются^с возрастом.
Гипотеза 1. Растет уверенность в своих способностях к точности и адекватности межличностного восприятия.
Гипотеза 2. Растет адекватность межличностного восприятия* (интерсубъективный критерий).
Гипотеза 3. Растет точность межличностноговосприятия (объективный' критерий).
Методологическую и теоретическую основу работы составили: работы российских изарубежных психологов о сущности процесса общения, коммуникации- (А. Бандура, A.A. БодалевЮМ. Жуков, В. Н. Куницына, В'.А. Лабунская, К. Роджерс, А. Тэшфел, П. Экман), представления о системной организации психических процессов и-функций человека-, а также, принципы комплексности, исследований' (Б.Г.Ананьев), • социально-психологический подход к проблемам общения. (Г.М1 Андреева, JI. A: Петровская), идея о социальной ситуации какважного фактора развития и формирования личности (JI.C. Выготский).
Методы исследования. Для реализации цели исследования и решения поставленных задач осуществлена* операционализация понятия точность и адекватность межличностного восприятиясформирован методический комплекс, включающий методику самоотчета, шкала личностных черт, набор фотографий и видеороликов. Математическая обработка данных проводилась с помощью статистического пакета SPSS, версии 11.5 и 15.0, а также программы Statistica 6.0.
Научная новизна исследования. Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем: во-первых, впервые осуществлена диагностика точности и адекватности межличностного восприятия в возрастной динамике на основе применения методик (видеозапись и стенограммы интервью и специально разработанная методика оценки развития межличностной чувствительности по фотографиям) — во-вторых, осуществлена операционализация понятий точности и адекватности межличностного восприятияпоказан характер возрастной динамики показателей точности и адекватности межличностного восприятия.
Нами предложены критерии для диагностики точности (объективный критерий) и адекватности (интерсубъективный критерий) межличностного восприятияобоснован комплексный, системный' подход диагностики межличностного, восприятия на разных возрастных этапах индивида и в зависимости от сложности задач.
Теоретическая значимость. Теоретическая значимость работы состоит в том, что точность и адекватность межличностного восприятия рассматриваются как компоненты социального интеллекта. Выявленные в исследовании особенности возрастнойдинамики точности и адекватности межличностного восприятия дополняют традиционное представление о межличностном-познании.
Практическая значимость исследования. Практическая значимость полученных результатов определяется возможностью их использования при проведении интервью для отбора персонала, при психологическом консультировании, при формировании и развитии команд, разработке и экспертизе тренинговых программ, подготовке студентов психологических факультетов в вузах.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Способность к точному и адекватному межличностному восприятию является основным компонентом социального интеллекта.
2. Успешность диагностики состояний другого человека увеличивается с возрастом.
3. Успешность диагностики свойств личности в большей мере зависит от сложности задач, лежащей перед индивидом и в меньшей мере от возраста.
4. Точность и адекватность представляют собой различные и взаимосвязанные характеристики межличностного восприятия.
5. Целостную картину развития точности и адекватности межличностного восприятия можно получить, применяя различные критерии оценки данных характеристик.
Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась концептуальным обоснованием методологической схемы исследования, апробацией методик на этапе пилотажного исследования, а также использованием методов, адекватных предмету, задачам и гипотезам исследования, объемом и репрезентативностью выборки, корректностью применения методов математической статистики для обработки данных.
Апробация работы проведена на заседании кафедры социальной психологии факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова (2010 год). Результаты, полученные в рамках диссертационного исследования, обсуждались на аспирантских семинарах кафедры социальной психологии МГУ имени М. В. Ломоносова в 2008, 2009 и в 2010 гг, на международных конференциях (Москва, 2007, 2008; Санкт-Петербург, 2009).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, одной теоретической и одной эмпирической глав, выводов, заключения, перечня литературы (169 наименований, 69 из которых на иностранных языках). Основной текст диссертации изложен на 120 страницах, и сопровождается 14 рисунками.
2.5. Выводы.
1. Межличностное восприятие совершенствуются годами. По данным исследования, точность и адекватность как характеристики межличностного восприятия связаны со следующими компонентами: способность чувствовать неискренность, способность замечать изменения в поведении окружающих людей и представление о чертах характера других людей.
2. Межличностное восприятие продолжает развиваться и совершенствоваться тогда, когда 1С)-показатели уже снижаются. В то же время, нельзя не отметить некоторые заметные расхождения между данными, получаемые на основании' самоотчетов испытуемых, и теми, которые основываются на объективных (правда-ложь, темы беседы, а так же определения содержания размышлений по фотографиям) или интерсубъективных критериях точности восприятия (оценка черт характера).
3. Если руководствоваться толькосамоотчетами испытуемых, то • можно прийти, к выводу, что социальный и эмоциональный интеллект не перестает совершенствоваться и< в пенсионном возрасте.
4. Те случаи, где можно использовать более объективные показатели, дают несколько другую картину — существует пик развития социально-перцептивных способностей,' и. этот пик расположен в диапазоне 30−50 лет.
5. Использование одновременно разного рода методик — методики самоотчета и тестовых заданий, успешность выполнения которых оценивалась с помощью интерсубеъективных и объективных критериев. Такой подход позволил дать более разностороннюю картину компонентов социального интеллекта.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Подведем общие итоги и оценим вклад проделанной работы в. состояние проблемы межличностного восприятия, а также в развитие других областей психологии (в^частностиисследования динамики точности и адекватности как характеристик. межличностного восприятия в социальной и в возрастной психологии).
Теоретическийанализ, показал, несмотря на существующие исследования по эмоциональному интеллекту (в возрастной динамике), в исследованиях по социальной перцепции: сложилась такая ситуация, когда представлены' лишь, эмпирические данные социального интеллекта на студентах и лицах. пожилого возраста. Поэтому на данном направлении, как на наименее разработанном, мы и сосредоточили свой теоретический и эмпирический поиск, стремясь восполнить, существующий пробел:
Было установлено, что наиболее точную картину развития точности и адекватности как характеристик межличностного восприятия, в том числе и эмоционального интеллекта можно получить, применяя разные методики — методики' самоотчета и тестовые задания. Среди тестовых заданий: нами были* использованы видеоролики, стенограммы видеоинтервью и разработанная нами методика оценки развития межличностной чувствительности по фотографиям. Впервом случае,. при применении методик самоотчета, полученные данные отражают степень оценки человеком своих возможностей в различных сферах жизнедеятельности, а во втором случае его объективные показатели по тестовым заданиям. Иными словами реальные показатели испытуемогов конкретной ситуации при выполнении разного рода тестовых заданий (видео, стенограммы, фотографии). Между темв исследовании показана правомерность и обоснованность использовать разные методы обработки данных, в частности применение коэффициента корреляций и дисперсионного анализа.
Исследования межличностного восприятия (и в том числе по эмоциональному интеллекту) не в полной мере является методически оснащенным по ряду причин. С одной стороны, это объясняется тем, что методики, которые представлены по социальному интеллекту, преимущественно создавались за рубежом (в частности, в США), а в России использовались, как правило, зарубежные американские варианты, переведенные на русский язык. С другой стороны, проблема заключалась в том, что подавляющее большинство зарубежных методик по социальному интеллекту (при том, что их в количественном плане значительно ниже, нежели методик по эмоциональному интеллекту) разрабатывались и создавались в контексте разных методологий исследования И, наконец, немаловажным фактором было и то, что применение англоязычных методик социального интеллекта исследователями в других странах (в частности методика социального интеллекта Дж. Гилфорд,-Салливен), применялось без учета этнокультурного контекста социальных ситуаций. Что же касается методик по эмоциональному интеллекту, ситуациявыглядит несколько-, иначе: в психологии их накопилось много’в последнее времяпрактически каждый-день создаются, новые1 авторские варианты-методик. Но вместе с. тем, при таком количественном подходе, когда создаются методики по эмоциональному интеллекту, утрачивается качественная составляющая методик. В этойсвязи подавляющее большинство авторов, в большей степени ориентируетсяна социальный заказ в, обществе, повседневный запрос практики и возможности предложить, новый товар на рынке, который необходимо продать им здесь и сейчас, но при разработке альтернативных вариантов, к сожалению, учеными упускаются из вида надежность и валидность данных методик.
Мы сочли необходимым исследовать по методике самоотчета помимо характеристик межличностного восприятия, в том числе и эмоциональный интеллект. Было показано, что тенденция рассматривать некоторыми исследователями социальный интеллект как независимый от эмоционального интеллекта фактор, не имеет эмпирических подтверждений. Более того, в нашем исследовании было показано, что характеристики межличностного восприятия и эмоциональный интеллект, несмотря на разные содержательные составляющие, имеют общую судьбу развития. Хотя пики развития, местами пересекаются и имеют свою специфику, траектория развития отдельных составляющих межличностного восприятия, в том числе и компонентов эмоционального интеллекта входящих в него, внутри и между собой отличается. Тем не менее, между ними есть много общего. Сравнительный анализ проведенного нами исследования и исследования о соотношении академического интеллекта и эмоционального интеллекта, проведенного в США и в Канаде показывает, что пик развития эмоционального интеллекта, в том числе и социального интеллекта приходиться на 40−49 лет. Нами были получены аналогичные результаты. Вместе с тем были обнаружены и различия между этими исследованиями: при сравнении эмпирических данных оказалось, что эмоциональный интеллект (по методике самоотчета), в том числе и характеристик межличностного восприятия (по методике самоотчета и тестовыми заданиями) имеют нелинейный^ характер развития. Поэтому обоснованным, на наш взгляд, является использование наряду с корреляционным анализом, дисперсионного анализа. Итак, мы реализовали в исследовании экспериментальную исследовательскую программу, которая направлена на прослеживание особенностей возрастнойдинамики социально-перцептивных составляющих межличностного восприятия и эмоционального интеллекта.
Пилотажное исследование показало, что испытуемые способны по поведенческим признакам на основе просмотра видеозаписи на удовлетворительном уровне определить ложь (г=0,5), но затрудняются определить тип темперамента (г = -0,04) (Москва, Ломоносов-2009г.). Полученные данные послужили отправной точкой наших дальнейших исследований. Теперь вместо исследований темперамента интервьюера по поведенческому рисунку (видеоролики, стенограммы интервью) испытуемым была предложена оценка черт личности по трем шкалам: сообразительный-тугодум, спокойный-беспокойный, открытый-закрытый, после просмотра каждого видеоролика или стенограммы интервью. Выбор таких шкал при оценке свойств личности интервьюированного, который понятен на уровне здравого смысла, показал свою эффективность: испытуемые показывали более высокие показатели по сравнению с теми, кто определял тип темперамента: повидеороликам в пилотажном исследовании. Было показано по тестовымданным, что способность чувствовать неискренность, а также: способность определять черты личности с возрастом увеличивается, как. по видеороликам, так и по стенограммам, также по фотографиям, но: при этомхарактер этих связей является нелинейным. Что же касается результатов по методики самоотчета были получены следующие данные:' коэффициенты корреляций-социальной чувствительности с возрастом: (1=0,23) выше, по сравнению с корреляцией возраста и эмоционального интеллекта (г=0−18). Что же касается коэффициентов интеркорреляций' по данной методике, то по межличностному восприятию он тожевыше (г=0,64), чем по эмоциональному интеллекту (г=0−38). И, наконец, — критерий Фишера, по межличностному восприятию,-значим на уровне 0,99- а по эмоциональному интеллекту величина показателей не достигает уровня значимости-,.
Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что межличностное восприятие иэмоциональный интеллект увеличивается" с возрастом. Вместе тем, межличностное восприятие представляет собой комплекс разного рода характеристик, которые связаны между собойв разной степени. Обнаруженная нами динамика межличностного восприятия и эмоционального интеллекта с возрастом свидетельствует о том, что развитие этих характеристик и их составляющих происходит нелинейно.
Дальнейшая разработка темы видится нами в поиске новых методических разработок, а также развития точности и адекватности в структуре межличностного восприятия на основе обучения. Актуальным и целесообразным видится нами создание программы обучения с учетом возрастных особенностей людей, методов повышения точности межличностного восприятия. С другой стороны, продуктивным было бы определение условий, при которых возрастает эффективность обучения, направленная на развитие точности межличностного восприятия. Все это остается делом последующих исследований.
Список литературы
- Абульханова — Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал, 1994, № 4, С. 39−55.
- Агеев B.C. Психология межгрупповых отношений. М.: МГУ, 1983, 144с.
- Агеев B.C. Механизмы социального восприятия. Хрестоматия. Социальная психология в трудах отечественных психологов / Ред. A.JI. Свенцицкого. СПб.: Питер, 2000, е., 276−289.
- Айзенк Ю.Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии, 1995, № 1, С.111−131.
- Ананьев Б.Г. Сенсорно-перцептивные характеристики индивидуального развития человека // Вопросы психологии, 1968, № 1, С. 3 11.
- Ананьев Б.Г. Проблемы комплексного изучения развития интеллекта и личности. Человек и общество: Ученые записки, 1973, Вып. 13.
- Ананьев Б.Г. О Проблемах современного человекознания. 2 изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2001, 272 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. 3 изд. СПб.: Питер, 2001,288с.
- Андреева Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции // Вопросы психологии, 1977, № 2, С 3−14.
- Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе перцептивных процессов и особенности его содержания // Межличностное восприятие, в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981, е., 26−36.
- Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005, 303с.
- Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М.: МГУ, 1988, 432с.
- Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления Текст. / Отв. ред. О. В. Краснова М.: НОУ ВПО МПСИ, 2009, 160 с.
- Андрианов М.С. Невербальная коммуникация: стратегическая обработка паралингвистического дискурса // Вопросы психологии, 1999, № 6, С. 89−100.
- Аронсон Э. Общественное животное. Том 1. СПб.: прайм-EBP03HAK, 2003, 448 с.
- Аронсон Э. Общественное животное. Том" 2. — СПб.: прайм-EBP03HAK, 2003,352 с.
- Аттватер И. Я Вас слушаю: (Советы руководителю, как правильно слушать собеседника). 2 изд. М.: Экономика, 1988, 110с.
- Базаров Т.Ю. Психологические грани изменяющейся организации. М.: Аспект пресс, 2007, 278 с.
- Бандура А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000, 320 с.
- Белова С.С. В психометрических поисках социального интеллекта. С. 187 215. В сб. Социальный и эмоциональный интеллект: От процессов к измерениям / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009, 351 с.
- Бодалев A.A. Формирование понятия о другом* человеке как личности. Л.: Изд-во ЛГУ, 1970, 136с.
- Бодалев A.A. О характеристиках личности педагога, влияющих на успешность его общения с учащимися. — В сб.: Теоретические иприкладные «проблемы психологии познания людьми друг друга. М., 1979, с.8−10.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982, 200с.
- Брунер Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации. М.: Прогресс, 1977, 412 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6 — ти т. Т.2 Проблемы общей психологии / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1982, 504с.
- Гайдамак В.И. О социально-психологической диагностике личности в прикладном исследованию — В кн: Социальная психология личности. М.: Наука, 1979, с. 221−241.
- Гарднер. Г. Структура разума: теория множественного интеллекта / Пер. с англ. М.: ООО «ИД. Вильяме», 2007, 512 с.
- Геранюшкина Галина Петровна. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента: Дис. канд. психол. наук. Иркутск, 2001.
- Гоулман Д, Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. / Пер. с агнл. М.: Алпина Бизнес Букс, 2007, 302с.
- Гоулман Р., Бояцис Р. Социальный интеллект: биологическая подоплека харизмы // Harward Business Review, Россия, 2008, С. 90−98.
- Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологи активности. М.: Политиздат, 1991, 320с.
- Джакупов С.М. Управление познавательной деятельностью студентов в процессе обучения: Учебное пособие. — Алматы: Кдзак- университет^ 2002, 117 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2002, 368 с.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997, 328 с. г
- Жуков Ю.М. Точность и дифференцированность межличностного восприятия: Дис. канд.психол.наук. М.: 1981.
- Жуков Ю.М., Хренов Д. В. Методический анализ исследования неискренности// Мир психологии, 1999, № 3, С. 219−230.
- Журавлев A.JI. К методике групповой оценки качеств личности. В сб.: Теоретические и прикладные аспекты психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975, с. 27−28.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 1999, 464с.
- Зимбардо Ф., Ляйпе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2001. 448с.
- Зинченко В.П. Образ и деятельность. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997, 608с.
- Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении // Вопросы психологии, 2002, № 6, С. 45−54.
- Иванова И.'А. Основные направления социального* интеллекта в отечественной науке и за рубежом. Сборник научных трудов СевКавГТУ, 2007. Серия «Гуманитарные науки», № 3. URL: http://science.ncstu.ru/articles/hs/200 603/social
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2002, 992 с.
- Князев В.Н. Параметрические свойства личности в личностно-значимом общении студентов // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар. 1979. С.42−49.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1982, 207с.
- Кудрявцева H.A. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993−1994). СПб., 1995.
- Куницына В.Н. К вопросу о формировании образа своего тела у подростка // Вопросы психологии, 1968, № 1, С. 90 99.
- Куницына, В Н., Казаринова Н. В., Поголыиа В. М. Межличностное общение. СПб.: Питер, 2001, 544с.
- Лабунская, В.А. Проблема обучения кодированию интерпретации невербального поведения // Психологический журнал, 1997, Т. 18, № 5, С. 85−94:
- Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психология невербального выражения личности. Ростов н/Д: Феникс, 2009, 344с.
- Лунева О.В. Социальный интеллект: история изучения и основные модели. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2009, 124с.
- Лунева О.В. Представления о социальном интеллекте людей разных возрастных групп: // ЗПУ портал, 2009. № 2. Педагогика. Психология. URL: / http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2009/2/Luneva/
- Люсин Д. В1. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: 2004, С. 29−36.
- Маслоу А. Мотивация и личность. 3 изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2003, 352с.
- Методы практической' социальной психологии: Диагностика. Консультирование. Тренинг. / Ю. М. Жуков, А. К. Ерофеев, С. А. Липатов и др.: Под ред. Ю. М. Жукова. М.: Аспект Пресс. 2004, 256 с.
- Милграм С. Эксперимент в социальной психологии СПб.: «Питер», 2000,336с.
- Михайлова Е.С. (Алешина) Тест Дж.Гилфорда и М. Салливена Диагностика, социального интеллекта / Методическое руководство: Изд-во ГП «Иматон», 2002, 57с.
- Михайлова М.С. Социальный интеллект: концепции, модели, диагностика. СПб.: Изд-во С.- Петерб. ун-та, 2007, 266с.
- Михайлова Е.С. Социальный интеллект: тернистый путь от понятия к методике // Психологическая газета, 1996, № 6.
- Михайлова Е.С. Тернистый путь от понятия к методике // Психологическая газета, 1996, №. 1−12(15),.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. Как давать и обретать душевное здоровье / Пер. с англ. М. Будыниной, С. Римского. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, Апрель Пресс, 2009, 224с.
- Общение и- познание / Под ред. В. А. Баранбанщикова и Е. С. Самойленко М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007, 495с.
- Павлова E.H. Обучение социально-перцептивным умениям по прототипам // Журнал практического психолога, 2000, № 5, 6, С. 159 168.
- Павлова E.H. Методы повышения точности межличностного восприятия. Дис. канд. психол. наук. М.: 2001.
- Петровская JI.A. Общение — компетентность — тренинг: Избранные труды. М.: Смысл, 2007, 687 с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2003, 192 с.
- Пиаже Ж. Генетическая эпистемология. СПб.: Питер, 2004, 160 с.
- Пиз А. Язык, жестов. Перевод с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1992,218с.
- Платонов О. П. Тисленко С.С. Влияние адекватности восприятия других людей на эффективность деятельности руководителя. — В сб.: Теоретические и прикладные аспекты проблемы психологии познания людьми друг друга. М.: 1979, С. 175−176.
- Познание человека человеком (возрастной^ тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / Под ред. A.A. Бодалеава, Н. В. Васиной. СПб.: Речь, 2005, 324 с.
- Психология межличностного познания/Под ред. A.A. Бодалева- Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981, 224с.
- Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой. СПб.: «Речь», Институт тренинга, 2000, 256 с
- Психология межличностного познания/Под ред. A.A. Бодалева- Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1981, 224с.
- Раева В.М., Хохлова В. П. Характер представления о себе и о других в условиях групп разного уровня развития. В сб.: Личность в системе коллективных отношений. М.: 1980, С. 202.
- Рапапорт И.А. К вопросу о валидности и надежности тейтинговых методик для определения понимания учителем личности учащихсяю В сб.: Теоретические и прикладные аспекты психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975, С. 265−266.
- Рахманкулова Светлана Анатольевна. Тендерные характеристики социального интеллекта студентов: Дис. канд. психол.наук. Ярославль, 2005.
- Роберс, Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д. В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применение на практике // Журнал Высшей Школы Экономики. Серия «Психология», Т. 1, № 4, 2004, С. 3—24.
- Роджерс К. Консультирование и психотерапия: Новейшие подходы в области практической работы. 2-е изд. М.: Психотерапия, 2008, 512с.
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Пер. с англ. М.: Аспект Пресс, 2000, 429с.
- Рощина Е.В. Прогностический эффект точности восприятия и оценки преподавателем студентов. В сб.: Личность в системе коллективных отношений. М.: 1980, С. 205−206.
- Рядненко Д.Е. Понимание личности однокурсников студенческим активом.- В сб.: Личность в системе коллективных отношений. М.: 1980, С. 210−211.
- Савенков А.И. Концепция социального интеллекта. URL: www. den-za-dnem.ru/page.php?article=3 8 8
- Смирнов С.Д. Психология образа: Проблема активности психического отражения. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985, 232с.
- Смит Г. К. Тренинг прогнозирования поведения: тренинг сенситивности .СПб.: Речь, 2001, 256с.
- Сорокоумова, Е.А., Иванов A.A., Перспективы исследования социального интеллекта в пожилом возрасте // Известия Самарского научного центра Российской академии наук, 2009, Т. 11, № 4 (2), С. 439 444.
- Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008, 463 с.
- Спасская М.А. Эмоциональный интеллект: на стыке менеджмента и психологии. URL: http://www.botexpert.com.ua/Articles/Articles460.html
- СтернбергР. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002, 272с.
- Столяренко Л.Д., Самыгин С. И. Психология и педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие для вузов. М.: ACT- Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999, 576с.
- Терехова Г. И. Эталоны представлений и виды социального лидерства в производственном коллективе. — В сб.: Теоретические и прикладные аспекты психологии познания людьми друг друга. Краснодар, 1975, С. 325−327.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной- деятельности человека. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969, 304с.
- Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004, 11−28 с.
- Чеснокова О.Б. Возрастной подход к исследованию социального интеллекта у детей // Вопросы психологии, 2005, № 6, С. 35−45.
- Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие, Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. М.: ВЛАДОС, 1995,544с.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология. Екатеринбург: Деловая книга- М.: Институт психологии РАН, КСП+. 2000, 120−136 с.
- Штомпка Р. Социология социальных изменений / Пер, с англ, под ред. В. А. Ядова. М.: Аспект Пресс, 1996, 416с.
- Экман П. Психология лжи. СПб.: Питер, 2009, 272 с.
- Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2 изд. СПб.: Питер, 2011. 334с.
- Aronson Е. Nobody left to hate: Teaching compassion after Columbine. New York: A. Worth Publishers, 2000, 194 p.
- Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change // R.F. Baumeister (ed.). The self in social psychology. Philadelphia, PA: Psychology Press, 1999, P. 285−298.
- Bar-On R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997.
- Bender I.E., Hastorf A.M. On measuring generalized empatic ability (social sensitivity) // Journal of abnormal and social psychology, 1953, Vol. 48, N. 4, P. 503−506.
- Bieri, J. Cognitive complexity-simplicity and’predictive behavior. // Journal of abnormal and social psychology, 1955, Vol.51, N.3, P.263−268.
- Brewer R.E., Brewer M.B. Attraction and accuracy of perception in dyads // Journal of personality and social psychology, 1968, Vol.8, N.2, P. 188−193.
- Cantor N., Kihlstrom J.F. Personality and social intelligence. Englewood Cliffs. New York: Prentice-Hall, 1987, p. 304.
- Cantor N., Harlow R. Social intelligence and personality Flexible life-task pursuit// Personality and intelligence/ Eds R.J. Sternberg, P. Ruzgis. Cambridge: Cambridge University Press, 1994, p.137−168.
- Ciarrochi J.V., Chan A.Y.C., Caputi P. A critical evaluation of the emotional intelligence construct // Personality and Individual Differences, 2000, Vol. 28, P. 539−561.
- Civelli F.F. New Competences, New Organizations in a Developing World // Industrial and Commercial Training, 1997, Vol. 29. N 7 P. 226−229.
- Cook M. Interpersonal perception. Harmondsworth: Penguin Books, 1971, p. 168.
- Cook M., Smith J.M. Group ranking techniques in the study of the accuracy of interpersonal perception // British journal of psychology, 1974, Vol.65, N.3,P.427−435.
- Cronbach L.J. Processes affecting on «understanding of others» and «assumed similarity» // Psychologycal bulletin, 1955, Vol.52, N. 3, P: 177 193.
- Derksen J., Kramer I., Katzko M. Does a self-report measure for emotional intelligence assess something different than general intelligence? // Personality and Individual Differences, 2002, Vol: 32, P. 37−48.
- Dymond R.F. A scale for measurement of empathic ability // Journal of consulting psychology, 1949, Vol. 13, N. 2, P. 127−133.
- Dymond R.F. Personality and empathy. // Journal of consulting psychology, 1950- Vol.14, N.4, P. 343−350.
- Estes S.G. Judging personality from expressive behavior // Journal of abnormal and social psychology, 1938, Vol. 33, N. 3, P. 217−236.
- Fariselli L., Ghini M. and Freedman J. (2006) «Emotional Intelligence and Age» Retrieved February 01, 2007. URL: http: // www.6seconds.org/sei/ wp-age.php
- Gage N.L. Judging interests from expressive behavior. Psychological monographs. 1954, Vol.66, N.18, P. 18−39.
- Gardner H. Frames of Mind. New York: Basic Books, 1993, 496 p.
- Guilford J.P. Hoepfner R. The analisysis of intelligence. New York: McGraw-Hill Book Company, 1971.
- Guilford J.P. Intelligence, Creative and their Educational Implications / Ed. R.R. Knapp. San Diego, 1968.
- Guilford J.P. The nature of human intelligence. New York: McGraw-Hill, 1967, 538 p.
- Goleman D. Emotional intelligence. New York: Bantam Books, Inc., 1995,368p.
- Goleman D. Working with emotional intelligence. New York: Bantam Books, 2000, 400p.
- Goleman D. An El-based theory of performance // C. Cherniss, D. Goleman (eds.). The emotionally intelligent workplace. San Francisco: Jossey-Bass, 2001. P. 27−43.
- Gordon C. What is emotional intelligence? Are you smarter than you think? New York: Penguin Books, 2004, 78−107p.
- Greenspan S., Driscoll J, The role of intelligence in a broad model of personal competence// Contemporary intellectual assessment Theories, tests and issues /Eds D.P. Flanagam, J.L. Genshaft. New York: Guilford Press, 1997, P.131−150.
- Hastorf A.H., Schneider D.J., Polefka J. Person perception. Reading (Mass.): Addison-Wesley, 1979, 113p.
- Hjelle L.A. Accuracy of personality and social judgment as a function of familiarity // Psychological reports, 1968, Vol.22, N.5, P.311−319.
- Janovics J., Christiansen N.D. (2001) Emotional intelligence at the workplace // Paper presented at the 16th Annual Conference of the Society of Industrial and Organizational Psychology. San Diego, CA.
- Juspars J.M.F. On social perception. Leiden, 1966,144p.
- Kinoshita T. From IQ to Social intelligence // The 5th International Workshop of Social intelligence Design SID 2006. Osaka: Osaka University NakanoshimaCentre, 2006. URL: http://www.teamlmile.com/asarin/sid2006/
- Kosmitzki C., John O.P. The implicit use of explicit conceptions of social intelligence // Personality and Individual-Differences 1993, Vol. 15. P.11−23.
- Leventhal H. Cognitive processes and interpersonal predictions // Journal of abnormal and social psychology, 1957, Vol.55, N.2, P.176−180.
- Lorenzo Fariselli- Massimiliano Ghini, Joshua Freedman // Age and emotional intelligence, 2008, P.2−10.
- Lopes P.N., Salovey P., Strauss R. (2003) Emotional intelligence, personality, and the perceived quality of social relationships // Personality and Individual Differences, 35, P. 641−658.
- MacCann C., Matthews G.-, Zeidner M., Roberts R.D. Psychological assessment of emotional' intelligencer A. review of self-report' and' performance-based testing // International* Journal of Organizational Assessment, 2003, 11. P. 247−274.
- MacCann C., Roberts R.D., Matthews G., Zeidner M. (2004) Consensus scoring and empirical option weighting of performance-based Emotional Intelligence (EI) tests // Personality and Individual Differences, 36, P. 645 652.
- Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence, 1999, 27, P. 267−298.
- Mayer J.D., Salovey P. What is emotional intelligence? // PI Salovey, D. Sluyter (eds.). Emotional development and EI: Educational implications. New York: Basic Books, 1997, 43 5p.
- Mayer J.D., Caruso D.R., Salovey P. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence, 1999, 27, P. 267−298.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Models of emotional intelligence // R.J. Sternberg (ed.). Handbook of human intelligence (2nd ed.). New York: Cambridge University Press, 2000. P. 396−422.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D.R. Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT) User’s Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 2002, P. 459−489.
- Matthews G., Zeidner M., Roberts R.D. Emotional intelligence: Science and myth. Cambridge. MA: MIT Press, 2004, 718p.
- Mueller W.S. Cognitive complexity and salience of dimensions in person perception // Australian Journal of psychology, 1974, Vol.26, N.3, P. 173−182.
- Murstein B.I. The roles of liking, disliking, and ideal-self on accuracy of perception of others // Interpersonal development, 1974−1975, Vol. 5, N.4, P. 245−250.
- Newsome S., Day A. L, Catano V.M. Assessing the predictive validity of emotional intelligence. Personality and Individual' Differences, 2000, 29, P. 1005−1016.
- Norman W.T. To see ourselves as others see us // Multivariate behavior research, 1969, Vol.5, N.6, P. 417−443.
- Pederson D.M. Evaluation of self and others, and some personality correlates // Journal of psychology, 1969, Vol. 71, N.3. P. 225−244.
- Peterson D. R. Scope and generability of verbally defined personality factors // Psychological review, 1965, Vol.72, N.1-. P. 48−59.
- Peterson C., Scott W.A. Ganerality and topic specificity of cognitive styles // Journal of research in personality, 1975, Vol.9, N.4, P.366−374.
- Sala F. Emotional Competence Inventory: Technical manual. Hay Group, McClelland Center for Research and’Innovation. Retrieved March, 31,2003. URL: http://www.eiconsortium.org/research/ ECITechManual.pdf.
- Schneier C.E. Measuring cognitive complexity // Educational and psychological measurement, 1979, Vol.39, N.3, P. 599−612.
- Selman R.E. The growth of interpersonal understanding: Development and clinical analyses. New York: Academic Press, 1980, 343p.
- Schutte N.S., Malouff J.M., Hall L.E., Haggerty D.J., Cooper J.T., Golden C.J., Dornheim L. Development and validation of a measure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences, Vol. 25, P.167−177.
- Spearman C. The abilities of man: Kessinger Publishing, LLC, 2010, 466p.
- Tagiuri R. Person Perception // The handbook of social psychology / Eds. by E. Lindzey, E. Aronson. 2 ed. Addison-Wesley. Vol.3. N.Y.: Addison-Wesley, 1969, P. 395−449.
- Tajfel H. Human groups and social categorization. // Studies in social psychology. Cambridge, 1981, P. 12−48.
- Thorndike E. L Intelligence and its use // Harper’s magazine, 1920, Vol.140, P.227−235.
- Vernon P.E. Same characteristics of good judge of personality // Journal / of social psychology, 1933, Vol. 4, N. 2, P: 42−58.
- Vernon P.E. Personality assessment. London: Univ. of London press, 1964, 276 p.
- Wong C.T., Day J.D., Maxwell S.E., Meara N.M. A multitrait-multimethod study of academic and social intelligence • in college students// Journal of Educational Psychology, 1995, Vol.87. P. l 17−133.
- Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D. Slow down, you move too fast: Emotional Intelligence remains an 'elusive' intelligence // Emotion, 2001, Vol. 1, P. 265−275.
- Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D. Emotional intelligence in the workplace: A critical review // Applied Psychology: Aninternational Review, 2004, Vol. 5, P. 371−399.
- Zeidner M., Matthews G., Roberts R.D., McCann C. Development of emotional intelligence: Towards a multi-level investment model // Human Development, 2003, Vol.46, P. 69−96.
- Zeidner M., Roberts R.D., Matthews G. Can emotional intelligence be schooled? A critical review // Educational Psychologist, 2002. Vol.37. P. 215— 231.