Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Каузальная атрибуция и самоатрибуция в сложных жизненных ситуациях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе нашего исследования были определены содержательные различия каузальной атрибуции у испытуемых первой группы, воспринимающих объективно простые и объективно сложные жизненные ситуации как сложные и испытуемых второй группы, адекватно оценивающих ситуации (испытуемые первой группы приписывают объективно простой ситуации привычность, непредвиденность, длительность, опасность, последствия… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы процессов каузальной атрибуции, самоатрибуции и сложных жизненных ситуаций
    • 1. 1. Основные положения исследования атрибутивных процессов
      • 1. 1. 1. Предпосылки изучения проблемы каузальной атрибуции и самоатрибуции
      • 1. 1. 2. Основные положения теории каузальной атрибуции
      • 1. 1. 3. Основные положения теории самоатрибуции
    • 1. 2. Основные положения исследования сложной жизненной ситуации
      • 1. 2. 1. Подходы к изучению социальной ситуации и ее субъективная интерпретация
      • 1. 2. 2. Дифференциально-психологический анализ ситуаций
      • 1. 2. 3. Основные подходы к пониманию феномена «сложная жизненная ситуация»
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Эмпирическое исследование каузальной атрибуции и самоатрибуции в сложных жизненных ситуациях
    • 2. 1. Стратегия, методы и методики исследования каузальной атрибуции и самоатрибуции в сложных жизненных ситуациях
    • 2. 2. Анализ и интерпретация основных полученных результатов исследования каузальной атрибуции и самоатрибуции в сложных жизненных ситуациях
      • 2. 2. 1. Структурный анализ исследования семантического пространства при каузальной атрибуции и самоатрибуции
      • 2. 2. 2. Содержательный анализ процесса каузальной атрибуции в сложных жизненных ситуациях
      • 2. 2. 3. Содержательный анализ процесса самоатрибуции в сложных жизненных ситуациях
  • Выводы по второй главе

Каузальная атрибуция и самоатрибуция в сложных жизненных ситуациях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Два последних десятилетия в нашей стране характеризуются преобразованиями как в политической и экономической, так в социальной и духовной сферах общества, что способствует возникновению новых ситуаций, которые ранее не встречались в жизненном опыте индивида, и поэтому часто воспринимаются им как сложные. Определенные трудности, с которыми человек сталкивается в жизни, связаны не только с процессами социализации или экстремальными событиями, но и с обыденными жизненными обстоятельствами. Сложные жизненные ситуации являются неотъемлемой частью жизни индивида, и особенности восприятия жизненных трудностей во многом определяются его субъективностью.

В связи с возросшим интересом к исследованию субъективности восприятия, в настоящее время одной из центральных областей социальной психологии является изучение социального познания, в контексте которого выделяются процессы каузальной атрибуции и самоатрибуции.

Под каузальной атрибуцией понимается процесс приписывания объектам причин, мотивов или иных социально-психологических характеристик, которые непосредственно не присутствуют в поле восприятия субъекта. При этом отмечается, что индивид стремится к выяснению причин и характеристик, касающихся лично человека, то есть, у субъекта актуализируется самоатрибуция — процесс и результат приписывания индивидом самому себе каких-либо характеристик.

Для того чтобы корректно определить направления и средства психологической поддержки и социальной адаптации человека, необходимо изучить факторы, определяющие степень сложности восприятия индивидом жизненных ситуаций, в том числе, исследовать, как субъект воспринимает и интерпретирует возникающие трудности и какие характеристики приписывает сам себе в данных ситуациях.

Изучение характеристик каузальной атрибуции и самоатрибуции позволяет, с одной стороны, понять особенности атрибутивных процессов в интерпретации различных жизненных обстоятельств, с другой стороныопределить основные направления анализа атрибутивных процессов, связанных с социальной адаптивностью в конкретных жизненных ситуациях, что является новой и недостаточно разработанной областью отечественной социальной психологии.

С этой точки зрения, изучение каузальной атрибуции и самоатрибуции при восприятии жизненных ситуаций различной сложности и анализ особенностей этого приписывания является актуальной проблемой как в научно-теоретическом, так и в практическом отношении.

Цель исследования — изучение особенностей каузальной атрибуции и самоатрибуции в субъективно сложных жизненных ситуациях.

Объект исследования — каузальная атрибуция и самоатрибуция.

Предмет исследования — каузальная атрибуция и самоатрибуция в субъективно сложных жизненных ситуациях.

Основная гипотеза исследования. Атрибутивные процессы при актуализации в различных жизненных ситуациях отличаются по ряду характеристик, в зависимости от объективной и субъективной сложности жизненной ситуации, а также в зависимости от определенного типа атрибутивного процесса.

Дополнительные гипотезы:

1. Каузальная атрибуция и самоатрибуция различна у субъектов, адекватно воспринимающих жизненные ситуации, и индивидов, приписывающих объективно простым ситуациям статус сложной.

2. Каузальная атрибуция и самоатрибуция субъектов, адекватно оценивающих простые жизненные ситуации, при восприятии ими объективно сложных жизненных ситуаций будет аналогична каузальной атрибуции и самоатрибуции субъектов, приписывающих объективно простым ситуациям статус сложной.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ литературных источников по проблеме каузальной атрибуции, самоатрибуции и конкретизация научного представления о сложных жизненных ситуациях.

2. Модифицировать репертуарный тест ролевых конструктов, предложенный Дж. Келли для исследования особенностей каузальной атрибуции и самоатрибуции.

3. Выявить структурные различия каузальной атрибуции и самоатрибуции у испытуемых, воспринимающих жизненные ситуации как сложные вне зависимости от их объективной сложности, и испытуемых, адекватно оценивающих степень сложности ситуации.

4. Определить содержательные различия каузальной атрибуции и самоатрибуции у испытуемых, воспринимающих объективно простые и объективно сложные жизненные ситуации как сложные, и испытуемых, адекватно оценивающих жизненные ситуации.

Методологическая основа исследования. В данном исследовании использовались концепции, теоретические положения и идеи как отечественных, так и зарубежных школ, направлений и авторских подходов. Методологической основой исследования является субъективнодеятельностный подход в психологии (А.Н.Леонтьев, Л. С. Выготский, С.Л.Рубинштейн) — положения представителей когнитивной ориентации социальной психологии (Дж.Келли, Л. Фестингер, Ф. Хайдер, др.) — теоретические положения теории атрибутивных процессов (А.В.Юревич, Д. Бэм, Г. Келли, К. Дэвис, Э. Джонс, Х. Хекхаузен, др.). Также мы опирались на положения о нестандартных ситуациях и условиях их протекания (Л.Ф.Бурлачук, М. М. Ященко, Ф. Е. Василюк, др.), имплицитные теории личности (Дж.Келли).

Методы исследования. Выбор методов определялся поставленной целью, задачами и гипотезами исследования.

1 .Теоретический анализ научных источников и литературы по теме исследования.

2.Методы психодиагностики. а) Для исследования процессов каузальной атрибуции и самоатрибуции использовался модифицированный вариант теста репертуарных решеток Дж. Келли (Kelley G., 1955). б) Для выявления типов каузальной атрибуции была выбрана экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга (Rosenzweig S., 1945). в) Для изучения процессов самоатрибуции использовалась методика диагностики межличностных отношений Т. Лири (Т.Лири, Г. Лефорж, Р. Сазек, 1954). г) В качестве вспомогательного инструментария для изучения самоатрибуции была использована шкала субъективного благополучия (Perrudet-Badoux, Mendelsohn, Chiche, 1988). д) Для выявления личностных особенностей индивидов использовалась методика многофакторного исследования личности Р. Б. Кеттелла (Cattell, 1946).

3. Статистическая обработка результатов исследования проводилась при помощи факторного анализа методом главных компонент с поворотом факторных осей методом варимакс, критерия %2 Пирсона, метода <р* - углового преобразования Фишера с использованием статистического пакета SPSS 13.0. и программы Microsoft Excel for Windows.

Эмпирическая база и этапы исследования. В нашем исследовании приняло участие 504 человека, 350 из которых участвовали в сплошном массовом опросе- 154 субъектов стали испытуемыми нашего исследования. 77 человек — это пациенты токсикологического отделения Ульяновской больницы скорой медицинской помощи, которые находились на стационарном лечении после совершения суицидальной попытки, а также клиенты Ульяновского областного центра психологической помощи семье и детям, куда обращались женщины за профессиональной психологической помощью. Другая половина испытуемых (77 человек) была отобрана методом случайного отбора на предприятиях, школах и в различных организациях г. Ульяновска.

Исследование проходило в 4 этапа:

Первый этап (2002;2003 гг.) — теоретический анализ литературы, подбор методического инструментария и сбор данных по теме исследования.

Второй этап (2004 г.) — модификация теста репертуарных решеток Дж. Келли (выявление репрезентативных элементов и конструктов решетки, проведение экспертного опроса), его пилотажное проведение.

Третий этап (2005 г.) — проведение основного эмпирического исследования.

Четвертый этап (2006 г.) — была проведена обработка, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.

Достоверность результатов обеспечивалась адекватностью применяемых методов и методик, репрезентативностью выборки, взаимопроверкой результатов, полученных по разным методикам, и статистической обработкой результатов исследования.

Научная новизна:

— конкретизированы научные представления о понятиях сложных жизненных ситуациях на основе проведенного теоретического анализа литературных источников по проблеме процессов каузальной атрибуции и самоатрибуции.

— произведена модификация теста репертуарных решеток, разработанного Дж. Келли, для выявления каузальных и самоатрибутивных характеристик атрибуции. выявлены структурные различия каузальной атрибуции и самоатрибуции у испытуемых, воспринимающих любые жизненные ситуации как сложные, и индивидов, адекватно оценивающих ситуации.

— определены содержательные различия каузальной атрибуции и самоатрибуции у испытуемых, воспринимающих объективно простые и объективно сложные жизненные ситуации как сложные, и испытуемых, адекватно оценивающих ситуации.

Теоретическая значимость работы, выполненной на стыке социальной и медицинской психологии, состоит в разработке теоретической и методической базы для изучения особенностей атрибутивных процессов в сложных жизненных ситуациях. Результаты исследования помогут определить закономерности и динамику атрибутивных процессов, а также выявить связь и соотношение проблем каузальной атрибуции и самоатрибуции на теоретическом уровне.

Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение в консультативной и психотерапевтической деятельности, при подготовке и проведении тренингов личностного роста и социальной адаптации, при прогнозировании поведения человека в критических и экстремальных ситуациях, а также для разработки индивидуальных программ психологической реабилитации лиц, находящихся в сложных жизненных ситуациях. Материалы исследования могут быть использованы в преподавании таких дисциплин, как «Психологическое консультирование», «Психология девиантного поведения», «Социальная психология».

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования обсуждались на секциях психологии Международной конференции студентов и аспирантов по фундаментальным наукам «Ломоносов» (Москва, 2004, 2005) — на Международной научно-практической конференции «Дружининские чтения» (Сочи, 2004, 2005) — Международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» (Москва, 2004) — Международной конференции «Психология общения: социокультурный анализ» (Ростов-на-Дону, 2003) — Всероссийской научно-практической конференции «Образование России: медико-психологический аспект» (Калуга, 2005) — заседаниях кафедры социальной и политической психологии Ульяновского государственного университета.

Материалы диссертации использовались при подготовке и проведении социально-психологических тренингов, в процессе преподавания курса «Психологическое консультирование» в Ульяновском филиале Московского педагогического государственного университета, а также в консультационной работе в ООО «Медина» г. Ульяновска.

Положения, выносимые на защиту.

1. Наделение ситуации степенью сложности во многом детерминируется характеристиками, которые индивид приписывает лично себе или жизненной ситуации. Такие характеристики, как привычность, непредвиденность и кратковременность ситуации, а также приписывание себе отрицательных эмоций, субъективного неблагополучия и ухудшения физического здоровья определяют восприятие ситуации как сложной.

2. Восприятие ситуации как простой обусловливается факторами безопасности, нейтральности, важности и завершенности события с приписыванием себе эмоционального подъема, спокойствия, безразличия и внимательности к себе.

3. Различия в процессах каузальной атрибуции и самоатрибуции субъектов в большей степени связаны с различием в эмоциональной сфере индивида, чем с их личностными особенностями.

Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, 16 приложений. Текст диссертации изложен на 162 страницах машинописного текста и иллюстрирован 16 таблицами и одним рисунком. Библиографический список использованной литературы включает в себя 165 источников, из них 19 — на иностранном языке.

Результаты исследования полностью подтверди гипотезу исследования.

Заключение

.

Представленное исследование направлено на изучение каузальной атрибуции и самоатрибуции в субъективно сложных жизненных ситуациях. Были рассмотрены основные модели данных видов атрибутивного процесса, обобщены и проанализированы направления исследований каузальной атрибуции и самоатрибуции в современной психологической науке.

Проведенный теоретический анализ литературных источников по проблеме сложных жизненных ситуаций позволил скомбинировать более точные определения объективно и субъективно сложной жизненной ситуации, а также объективно и субъективно простых жизненных обстоятельств. Под сложной жизненной ситуацией понимается совокупность объективных и субъективных элементов, вызываемых препятствиями, объединяющихся в отрицательном эмоциональном переживании субъекта. Данный тип жизненных обстоятельств включает в себя как объективно сложные, так и субъективно сложные ситуации. Объективно сложная жизненная ситуация — это ситуация, независящая от внутренних условий конкретного индивида, вызываемая разрушительными, неустранимыми по результату и по последствиям препятствиями, в результате которых у индивида непосредственно возникает отрицательное эмоциональное переживание. Под субъективно сложной жизненной ситуацией понимается ситуация, вызывающая отрицательное эмоциональное переживание непосредственно за счет внутренних условий индивида.

Опираясь на разработанные атрибутивные теории в стабильных ситуациях, мы модифицировали методику репертуарных решеток, позволившую выявить процессы каузальной атрибуции и самоатрибуции в субъективно сложных жизненных ситуациях. Полученные результаты исследования полностью подтверждают выдвинутые ранее гипотезы.

Проведенный анализ результатов испытуемых, воспринимающих объективно простые жизненные ситуации как сложные, демонстрирует слабоинтегрированную, достаточно размеренную, но бедную первичными конструктами структурную организацию семантических пространств индивидов. У респондентов, адекватно воспринимающих жизненные ситуации, семантическое пространство достаточно сильно интегрировано и включает в себя достаточное количество первичных конструктов при невысокой своей размеренности, что свидетельствует об оптимальном сочетании дифференцированности и интегрированности семантического пространства.

Результаты, полученные при содержательном анализе семантических пространств испытуемых, воспринимающих объективно простые ситуации как сложные, демонстрируют, что каузальное приписывание характеризуется теми же факторами (привычность, непредвиденность, кратковременность), которые определяют и объективную сложность ситуации.

В процессе нашего исследования были определены содержательные различия каузальной атрибуции у испытуемых первой группы, воспринимающих объективно простые и объективно сложные жизненные ситуации как сложные и испытуемых второй группы, адекватно оценивающих ситуации (испытуемые первой группы приписывают объективно простой ситуации привычность, непредвиденность, длительность, опасность, последствия, кратковременность, значимость, незавершенностьиспытуемые второй группы наделяют эти же ситуации характеристиками длительности, нейтральности, безопасности, важности и завершенности). Тип каузального приписывания, как показали результаты исследования, достоверно различается у индивидов, по-разному оценивающих объективно простые жизненные ситуации.

Были исследованы содержательные различия и сходства каузальной атрибуции у испытуемых первой группы, воспринимающих объективно простые и объективно сложные жизненные ситуации как сложные и испытуемых второй группы, адекватно оценивающих ситуации в объективно сложной и субъективно сложной ситуации (первая группа приписывает объективно сложным ситуациям различную степень понимания, а также привычность, непредвиденность и кратковременностьвторая группа приписывает этим же ситуациям различную степень последствий, а так же привычность, непредвиденность и кратковременность).

В процессе исследования был выделен ряд каузальных факторов, обусловливающих субъективную простоту восприятия ситуации. Это факторы нейтральности, безопасности, важности и завершенности.

Содержательный анализ самоатрибутивных процессов семантического пространства выявил статистически значимые различия у индивидов двух групп в приписывании себе определенных характеристик, что также является подтверждением выдвинутых ранее гипотез.

В исследовании были определены содержательные различия самоатрибуции у испытуемых первой группы, воспринимающих объективно простые и объективно сложные жизненные ситуации как сложные и испытуемых второй группы, адекватно оценивающих ситуации (испытуемые первой группы приписывают себе в объективно простой ситуации: отрицательные эмоциональные характеристики, рутину, настойчивость, нетерпение, слезы, разочарование, ухудшение физического здоровьяиндивиды первой группы в этих же ситуациях приписывают себе эмоциональный подъем, спокойствие, внимательность к себе, безразличие).

Полученные в процессе проведения исследования данные позволили выявить самоатрибутивные характеристики и факторы (эмоциональный подъем, спокойствие, внимательность к себе и безразличие), обусловливающие субъективную простоту восприятия ситуации.

Были исследованы содержательные различия и сходства самоатрибуции у испытуемых первой группы, воспринимающих объективно простые и объективно сложные жизненные ситуации как сложные и испытуемых второй группы, адекватно оценивающих ситуации в объективно сложной и субъективно сложной ситуации (первая группа испытуемых наделяет себя самообвинением, долженствованием, настойчивостью, а также отрицательными эмоциональными характеристикамивторая группа отмечает ухудшение физического здоровья, обиду, чувство ответственности, а так же отрицательными эмоциональными характеристиками).

Также, у респондентов двух групп были выявлены достоверные различия лишь по трем факторам личностных характеристик (жестокость-мягкосердечностьспокойствие-тревожностьвысокая тревожность — низкая тревожность), подчеркивая тем самым особую роль атрибутивных процессов в восприятии степени сложности ситуаций и подтверждая выдвинутые гипотезы.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование позволило выявить каузальные и самоатрибутивные факторы, определяющие восприятие степени сложности жизненных обстоятельств и изучить данные типы атрибуции в процессе переживания человеком трудных жизненных ситуаций.

Представленное исследование выявляет косвенную связь между каузальной атрибуцией и самоатрибуцией, которую в дальнейшем мы попытаемся выявить при помощи статистически надежных и достоверных методов. А также в будущем мы планируем детально изучить связь и влияние между личностными особенностями индивида и его атрибутивными процессами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека /Л.М.Аболин. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. — 262 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни /К.А.Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991.-301 с.
  3. Г. В. Социальная психология высшего образования /Г.В.Акопов. -Самара: Изд-во Сам. ГПИ. 1993. 212 с.
  4. А.Г. Теоретико-методологические и организационные проблемы суицидологической превенции /А.Г.Амбрумова //Проблемы профилактики и реабилитации в суицидологии: сб. научн. трудов. М., 1984. -С. 8−26.
  5. Американская психологическая мысль: тексты /под ред. В. И. Добренькова. -М.: Изд-во МГУ, 1994. 370 с.
  6. .Г. Человек как объект познания. СПб.: Наука, 2000. — 288 с.
  7. Г. М. Психология социального познания /Г.М.Андреева. М.: Аспект-Пресс, 2000. — 288 с.
  8. Г. М. Социальная психология /Г.М.Андреева. М.: Аспект Пресс, 2003.-364 с.
  9. Г. М. Современная социальная психология на западе /Г.М.Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1978. -217 с.
  10. И. Анцупов А. Я. Конфликтология /А.Я.Анцупов, А. И. Шипилов. М.: Юнити, 2001.-552 с.
  11. Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития /Л.И.Анцыферова //Психологический журнал. 1999. — Т. 20, № 1. — С. 6- 19.
  12. JI.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуации и психологическая защита /Л.И.Анцыферова //Психологический журнал. 1994. — Т. 5, № 1. — С. 3 — 18.
  13. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники бытия /Л.И.Анцыферова //Психологический журнал. 1993. — Т. 3, № 2. — С. 3 — 16.
  14. М. Основные характеристики ситуации /М.Аргайл //Психология социальных ситуаций /сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. -С. 178−197.
  15. М. Концепт ситуации в различных областях психологии /М.Аргайл, А. Фернхем, Дж. Грахам //Психология социальных ситуаций /сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001. — 416 с.
  16. А.Г. Деятельность и установка /А.Г.Асмолов. М.: Изд-во МГУ, 1979.-151 с.
  17. Х.Б. Посттравматические личностные изменения у гражданских лиц, переживших угрозу жизни /Х.Б.Ахмедова //Вопросы психологии. 2004. -№ 3. — С.93 — 102.
  18. А. Социально-когнитивное направление в теории личности /А.Бандура, Дж. Роттер //Хьелл Л. Теории личности /Л.Хьелл, Д.Зиглер. -СПб.: Изд-во «Питер», 2004. 608 с.
  19. Н.В. Формирование к готовности к преодолению затруднений в профессиональной деятельности у студентов педагогического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук /Н.В.Барабошина. Ярославль, 1998. — 24 с.
  20. В.Ф. «Значащие переживания» и проблема общественно -психологических закономерностей /В.Ф.Бассин //Вопросы психологии. -1972.-№ 1.-С. 105−124.
  21. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека /Ф.Б.Березин. Л.: Наука, 1988. — 276 с.
  22. А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика /А.Ф.Бондаренко. М.: Изд-во «Института психотерапии», 2000. — 368 с.
  23. Д. Создание и разрушение эмоциональных связей /Д.Боулби. -М.: Академический Проект, 2004. 232 с.
  24. Дж.Ф. Стресс. Теории исследования, мифы /Дж.Ф.Брайт. СПб.: Олма, 2003. — 352 с.
  25. .С. Аномалии личности /Б.С.Братусь. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  26. Дж. О перспективной готовности //Хрестоматия по ощущению и восприятию /Дж.Брунер. М., 1975. — С. 134 — 152.
  27. Л.Ф. Психология жизненных ситуаций /Л.Ф.Бурлачук, Е. Ю. Коржова. М.: Российское педагогическое общество, 1998. — 263 с.
  28. И.А. Мотивация и контроль за действием /И.А.Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. М.: Изд-во МГУ, 1991. — 143 с.
  29. Ф.Е. Пережить горе /Ф.Е.Василюк //Человеческое в человеке /под ред. Т. И. Фролова. М.: Изд-во Политиздат, 1991. — С. 230 — 246.
  30. Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 200 с.
  31. В.Н. К определению психологического понятия ситуации /Ф.Е.Василюк //Актуальные вопросы организационно-психологического обеспечивания работы с кадрами. М., 1989. — С. 121 -126.
  32. JI.C. Психология /Л.С.Выготский. М.: Изд-во ЭКСМО -Пресс, 2000. — 1008 с.
  33. А.В. Беспризорность. Социально-психологические и педагогические аспекты /А.В.Гоголева. М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. — 464 с.
  34. А.А. Две модели динамики связей положительных и отрицательных эмоций /А.А.Горбатков //Вопросы психологии. 2004. — № 3. -С. 51−64.
  35. С. Практикум по управлению стрессом /С.Гремлинг. СПб.: Питер, 2001.- 240 с.
  36. Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности /Л.П.Гримак. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  37. Н.В. Психология конфликта /Н.В.Гришина. СПб.: Питер, 2002. -464 с.
  38. Н.В. Психология социальных ситуаций /Н.В.Гришина //Вопросы психологии. 1997. — № 1. — С. 121 — 132.
  39. О.А. Атрибуция: общее представление, направления исследований, ошибки /О.А.Гулевич, И. К. Безменова. М.: Российское психологическое общество, 1998. — 112 с.
  40. С.В. Особенности образовательного процесса как фактор политической социализации учащихся: дис.. канд. психол. наук /С.В.Данилов. Самара, 2003. — 189 с.
  41. Т.А. Язык. Познание. Коммуникация /Т.А.Дейк. М.: Прогресс, 1989.-312 с.
  42. Л.Г. Отношение человека с неблагоприятными жизненными событиями и факторы его формирования /Л.Г.Дикая, А. В. Махнач //Психологический журнал. 1996 — Т. 17, № 3. — С. 137−147.
  43. Е.А. Личность: конфликт, гармония /Е.А.Донченко, Т. А. Титоренко. Киев: Политиздат Украины, 1989. — 175 с.
  44. М.И. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях /М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко. Минск: Изд-во «Университетское», 1995.-221 с.
  45. М.И. Краткий психологический словарь: личность образование, самообразование, профессия /М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович. Минск: «Хэлтон», 1998.-399 с.
  46. Ю.Н. Эффект трансситуационного научения /Ю.Н.Емельянов //Вестник ЛГУ. Л., 1987. — Сер. 6, № 3. — С. 56 — 63.
  47. О.И. Подросток в кризисной ситуации: что с этим делать. /О.И.Ефимова. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997. — 24 с.
  48. О.И. Межличностное восприятие при различных формах организации и содержании совместной деятельности: дис. .канд. психол. наук /О. И. Ефимова. М., 1986. — 180 с.
  49. А.Н. История психологии. От античности к современности А. Н. Ждан. М.: Академ. Проект, 2000. — 526 с.
  50. Ю.Н. Слойно-ступенчатая модель переработки информации /Ю.Н.Забродин, О. Ф. Потемкин, В. Ф. Рубахин // Когнитивная психология /отв.ред. Б. Ф. Ломов. М.: Наука. — С. 86 — 204.
  51. P.M. Психолого-педагогические основы преодоления кризисных ситуаций (на материале спортивной деятельности): дис.. д-ра психол. наук /Р.М.Загайнов. М., 1992. — 320 с.
  52. О.И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции поведения /О.И.Зотова, И. М. Бобнева //Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. — С. 242 — 257.
  53. К.Э. Психология эмоций /К.Э.Изард. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 464 с.
  54. Т. Экстремальные ситуации и особенности ситуационного поведения личности /Т.Йолов //Психология личности в социалистическом обществе. М., 1990. — С. 171 — 182.
  55. И.В. Психология внутреннего конфликта человека /И.В.Калинин. Ульяновск: УИПК ПРО, 2003. — 164 с.
  56. И.В. Фрустрация как внутреннее условие конфликтного поведения человека /И.В.Калинин. Ульяновск: УлГУ, 1997. — 46 с.
  57. М.М. Исследование уровня развития педагогического мышления /М.М.Кашапов, Т. В. Огородова //Ярославский педагогический вестник. Вып. 2. М.- Ярославль, 2000. — 204 с.
  58. А.Дж. Теория личности. Психология личных конструктов /А.Дж.Келли. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  59. Г. Процесс каузальной атрибуции /А.Дж.Келли //Современная зарубежная социальная психология: тексты /под ред. Г. М. Андреевой, Н. Н. Богомоловой, Л. А. Петровской. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 127 — 137.
  60. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса /Л.А.Китаев-Смык. М.: Наука, 1983. — 368 с.
  61. Ю.А. Социально-психологическая адаптация личности девиантного подростка: в 2-х ч. /Ю.А.Клейберг. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2003.- 121 с.
  62. В.В. Ресурсные состояния личности и продуктивность деятельности /В.В.Козлов //Ярославский педагогический вестник. Вып. 2. -М.- Ярославль, 2000. 204 с.
  63. А.С. Связь когнитивной компетенции с проявлениями внушаемости и ригидности в социальной перцепции /А.С.Кондратьева //Вестник МГУ. Сер. 14, Психология. — № 2. — 1979. — С. 24 — 35.
  64. И.Р. Педагогические условия подготовки старшеклассников к преодолению сложных жизненных ситуаций: дис.. канд. пед. наук /И.Р.Конжин. Кострома, 2003. — 204 с.
  65. Е.Ю. Психологическое познание судьбы человека /Е.Ю.Коржова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена: Изд-во «Союз», 2002. -334 с.
  66. Е.Ю. Развитие личности в контексте жизненной ситуации /Е.Ю. Коржова //Психологические проблемы самореализации личности /под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. Вып. 4. СПб.: СПбГУ, 2000. — С. 155−159.
  67. А.В. Преодоление эмоционально-трудных ситуаций общения в зависимости от сложности социальной перцепции: автореф. дис.. канд. психол. наук /А.В.Кочарян. Л., 1986. — 21 с.
  68. КрайгГ. Психология развития.-СПб.: Питер, 2000.-992 с.
  69. А.А. «Картина жизни»: возможности прогноза // Жизненный путь личности. Киев, 1987. — 263 с.
  70. Н.В. Очерки психологии труда учителя /Н.В.Кузьмина. JT: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. — 183 с.
  71. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования /Р.Лазарус //Эмоциональный стресс: труды Междунар. симп. в Стокгольме: пер. с англ. Л.: Наука, 1970. — 178 с.
  72. К. Теория поля в социальных науках /К. Левин. СПб.: Речь, 2000. -368 с.
  73. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н.Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
  74. А.Н. Избранные психологические произведения: в 2-х т. /А.Н.Леонтьев- под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. -М.: Педагогика, 1984.
  75. Е.В. Индивидуальные различия в стратегиях разрешения человеком сложных жизненных ситуаций: дис.. канд. психол. наук /Е.В.Либина. М., 2003. — 168 с.
  76. .Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии /Б.ФЛомов. М.: Наука, 1999. — 350 с.
  77. Лук А. Н. Эмоции и личность /А.Н.Лук. М.: Знание, 1982. — 176 с.
  78. Д. Требуется: психология социальных ситуаций /Д.Магнуссон //Психология социальных ситуаций /сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.-С. 153 — 159.
  79. Мак-Гайр У.Дж. Новая парадигма в социальной психологии // Современная зарубежная психология: тексты /У.Дж.Мак-Гайр- под ред. Г. М. Андреевой. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 255 с.
  80. В.А. О коммуникативной методологии психологической науки /В.А.Мазилов //Ежегодник Российского психологического общества. Психология и ее приложения. Т. 9, вып. 2 /АНО «Учебно-методическое объединение „Инсайт“. М., 2002. — 496 с.
  81. В.М. Введение в экспериментальную психологию личности /В.М.Мельников, Л. Т. Ямпольский. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  82. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности /B.C. Мерлин. М.: Педагогика, 1986. — 256 с.
  83. Методы профилактики суицидального поведения /Г. В. Акопова и др. -Самара: Изд-во СамГПУ, 1998. 157 с.
  84. О.А. Представления младших подростков о способах поведения в трудных жизненных ситуациях: дис.. канд. психол. наук /О.А.Москвитина. М., 2004. — 163 с.
  85. К.А. Психология ответственности /К.А.Муздыбаев. Л.: Наука, 1983.-240 с.
  86. К.А. Стратегия совладания с жизненными трудностями /К.А. Муздыбаев //Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. — Т. 1, № 2. -С. 3−14.
  87. В.Н. Личность и неврозы /В.Н.Мясищев. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. — 424 с.
  88. Н.И. Психологическая напряженность /Н.И.Наенко. М.: Изд-во МГУ, 1976.- 112 с.
  89. Т.С. Курс ОБЖ и проблема экстремальных ситуаций /Т.С.Назарова, В. С. Шаповаленко //Педагогика. 1995. — № 6. — С. 18 — 22.
  90. А.А. Социально-психологическая адаптация личности /А.А.Налчаджян- АН АрмССР- Ин-т философии и права. Ереван, 1998. — 263 с.
  91. Нартова-Бочавер С.К. „Coping behavior“ в системе понятий личности /С.К.Нартова-Бочавер //Психологический журнал. 1997. — Т. 18, № 5. — С. 20 -30.
  92. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1983. — 167 с.
  93. Л. Повседневные ситуации и ценностные ориентации личности /Л.Николов //Идеологический процесс и воспитание личности. М., 1980. — С. 294−312.
  94. Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы /Л.Ф.Обухова. М.: Тривола, 1998. — 352 с.
  95. С.И. Толковый словарь русского языка /С.ИОжегов, Н. Ю. Шведова. М.: АЗЪ, 1993. — 960 с.
  96. В.Б. Проблемы межличностных отношений и история когнитивной психологии /В.Б.Ольшанский //Вопросы истории общей и прикладной психологии. Рн/Д, 1978. — С.143 — 166.
  97. А.Н. Каузальная атрибуция в построении образа сверстника у старшеклассника: дис. .канд. психол. наук/А.Н.Онучин. -М., 1999. 168 с.
  98. Ч. Семантический дифференциал /Ч.Осгуд //Американская антропология, 1964. 112 с.
  99. Ч. Приложение методики семантического дифференциала к исследованиям по эстетике и смежным проблемам /Ч.Осгуд, Дж. Суси, П. Танненбаум //Семиотика и искусствометрия /под ред. Ю. МЛотмана, В. М. Петрова. М., 1972.
  100. В. И. Введение в экологическую психологию /В.И.Панов. М.: НИИ школьных технологий, 2006. — 184 с.
  101. В.Ф. Психосемантика сознания /В.Ф.Петренко. М.: Изд-во МГУ, 1988.-208 с.
  102. В.Ф. Психосемантический анализ динамики общественного сознания (на материале политического менталитета) /В.Ф.Петренко, О. В. Митина. Смоленск: Изд-во СГУ, 1997. — 214 с.
  103. А.В. Развитие личности с позиции социальной психологии /А.В.Петренко //Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−29.
  104. Практика гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 480 с.
  105. Практическая психодиагностика: методики и тесты: учебное пособие. -Самара: Издательский дом „БАХРАХ“, 1998. 672 с.
  106. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. — 376 с.
  107. А.О. Психические состояния и их проявления в учебном процессе /А.О.Прохоров. Казань: КГУ, 1991. — 167 с.
  108. Психология социальных ситуаций /сост. и общ. ред. Н В Гришиной. -СПб.: Питер, 2001. 416 с.
  109. Разумная организации жизни личности: проблемы воспитания и саморегулирования. Киев: Наук, думка, 1989. — 328 с.
  110. А.И. Индивидуальное семантическое пространство как ведущий компонент социально-перцептивных способностей (на примере учителей физкультуры): дис.. канд. психол. наук /А.И.Резник. Ульяновск, 1992. -172 с.
  111. .Р. Ментальная активность. Понимание, рассуждение, нахождение решений /Ж.Р.Ришар. М.: Ин-т психологии РАН, 1998. — 232 с. ИЗ. Росс JI. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии /Л.Росс, Р.Нисбетт. — М.: Аспект-Пресс, 1999. — 429 с.
  112. Л. „Наивный реализм“ в повседневной жизни и его роль в изучении социальных конфликтов и непонимания /Л.Росс, А. Уорд //Вопросы психологии. 1999. — № 5. — С. 61 — 72.
  113. B.C. Поисковая активность и адаптация /В.С.Ротенберг, В. В. Аршавский. М.: Наука, 1999. — 429 с.
  114. Л.С. Принципы и пути развития психологии /Л.С.Рубинштейн. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1960. — 250 с.
  115. С.Л. Основы общей психологии /С.Л.Рубинштейн. СПб.: Питер, 1998. -551 с.
  116. Г. Стресс без дистреса: пер. с англ /Г.Селье. Рига: Внеда, 1992. -109 с.
  117. Н.И. Проблемы формирования типов рефлексии в решении творческих задач /Н.И.Семенов, С. Ю. Степанов //Вопросы психологии. 1982. — № 1.-С.63−42.
  118. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО „Речь“, 2003. 350 с.
  119. Р. Семья и как в ней уцелеть /Р.Скиннер, Д.Клиз. М.: ООО „Издательство Астрель“, 2004. — 301 с.
  120. Словарь-справочник по социальной работе /под ред. Е. И. Холостовой. -М., 2000.-424 с.
  121. Современная зарубежная социальная психология: тексты /под ред. Г. М. Андреевой и др. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 251 с.
  122. P.JI. Когнитивная психология: пер. с англ /Р.Л.Солсо. М.: Тривола, 1996.-600 с.
  123. X. Психологическая ситуация в исследованиях личности /Х.Статтин //Психология социальных ситуаций /сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  124. В.В. Самосознание личности /В.В.Столин. М.: Изд-во МГУ, 1983.-284 с.
  125. А.С. Педагогическая оценка критических состояний личности подростков: дис. канд. пед. наук /А.С.Сунцова. Ижевск, 1996. — 188 с.
  126. У. Методологические замечания /У.Томас, Ф. Занецкий //Психология социальных ситуаций /сост. и общ. ред. Н. В. Гришиной. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  127. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов /В.П.Трусов. Л., 1980. — 144 с.
  128. В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии /В.П.Трусов //Психология межличностного познания. М.: Педагогика, 1981. -С. 139−157.
  129. М. Исследование устойчивости личности детей и подростков в трудных ситуациях /М.Тышкова //Вопросы психологии. 1987. — № 1. — С. 27 -34.
  130. А.В. Ситуация как элемент психологического тезауруса /А.В.Филиппов, С. В. Ковалев //Психологический журнал. 1986. — № 1. — С. 4 -21.
  131. Ф. Новый метод исследования личности: руководство по репертуарным личностным методикам /Ф.Франселла, Д. Баннистер /общ. ред. и предисл. Ю. М. Забродина и В. И. Похилько. М.: Прогресс, 1987. — 236 с.
  132. Фрейд 3. Психоаналитические этюды /З.Фрейд. Минск: ООО „Попурри“, 1998. — 608 с.
  133. X. Мотивация и деятельность: в 2 т. /Х.Хекхаузен. М.: Педагогика, 1986.
  134. Е.Д. Мозг и эмоции (нейропсихологическе исследование) /Е.Д.Хомова, Н. Я. Батова. М.: МГУ, 1992. — 268 с.
  135. Шкала субъективного благополучия /под ред. М. В. Соколовой. -Ярославль: Науч.-производ. центр „Психодиагностика“, 1996. 20 с.
  136. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности /А.Г.Шмелев. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 158 с.
  137. Е.В. Социальная детерминация поведения /Е.В.Шорохова //Психологические проблемы социальной регуляции поведения /под ред. Е. В. Шороховой, М. И. Бобневой. М.: Наука, 1976. — 368 с.
  138. Юнг К. Г. Аналитическая психология /К.Г.Юнг. М.: Мартис, 1997. -320 с.
  139. А.В. Интеграция психологии: утопия или реальность? /А.В.Юревич //Вопросы психологии. 2005. — № 3. — С. 16 — 29.
  140. А.В. Причинная интерпретация в процессе социального восприятия: дис. канд. психол. наук /А.В.Юревич. М., 1984. — 180 с.
  141. А.В. Социально-психологический анализ научного и обыденного объяснения: дис.. д-ра психол. наук /А.В.Юревич. М., 1993. -360 с.
  142. В.А. Стратегия социального исследования. Описание, объяснение, понимание реальности /В.А.Ядов. М.: Изд-во „Добросвет“, 1999. — 596 с.
  143. М.Г. История психологии /М.Г.Ярошевский. М.: Мысль, 1985.-575 с.
  144. Bandler R.J. Self-observation as a source of pain perception /RJ.Bandler //J. pres. Psyhol. 1968. — Vol. 9. — P. 205 — 209.
  145. Bern D.J. An experimental analysis of self-persuasion /D.J.Bem. 1965. Vol.1.-P. 199−211.
  146. Bern D.J. Self-perception theory /D.J.Bem //Advanced in experimental social psychology.-N. Y., 1972.-P. 1 -62.
  147. Bern D.J. Testing the self-perception explanation of dissonance phenomena: on the salience of premanipulation attitudes /D.J.Bem, H.C.McConnel. 1970. -Vol.14.-P. 23−31.
  148. Cann A. Effects of initial request size and timing of a second request on compliance: The foot in the door and the door in the face /A.Cann, S.J.Sherman, R. Elkes //Journal of Personality and Social Psychology. N. Y., 1975. — Vol. 22. -P. 774−782.
  149. Davison G. Maintenance of self-attributed and drag-attributed behavior change /G.Davison, S. Valins //J. pres. Psyhol. 1969. — Vol. 11. — P. 25−33.
  150. Gilbert D. T. Attribution and interpersonal perception /D. T. Gilbert // Advanced social psychology. N. Y., 1995. — P. 99 — 147.
  151. Hastie R. Causes and effects of causal attribution /R. Hastie //Journal of personality and social psychology. 1984. — Vol. 46. — P. 44 — 56.
  152. Hilton D. J. A conversational modal of causal attribution /D.J.Hilton //European review of social psychology. -1991. Vol. 2. — P. 51 — 82.
  153. Kelley G. Attribution: Receiving the Causes of Behavior /G. Kelley. N.Y., 1972.
  154. Kelley G. Interpersonal Relations /G. Kelley. N. Y., 1978.
  155. Kelle G. Personal Relationship /G. Kelley. N.Y., 1979.
  156. Kelley G. The psychology of personal constructs. N.Y.: Norton, 1955.
  157. Leenaars Antoon A. Suicide and The Unconscious A. Leenaars Antoon, D. Lrster.-L., 1998.-410 p.
  158. New directions in attribution research. //Hillsdale, 1977. — Vol. 2. — P. 118 123.
  159. Nisbett R. E. Perceving the causes of one’s own behavior /R. E. Nisbett, S. Valins. Morristown, 1971.
  160. Ross M. Reward contingency and intrinsic motivation in children /М. Ross //J. pres. Psyhol. 1976. — Vol. 33. — P. 245 — 254.
  161. Schachter S. The interaction of cognitive and psychological determinants of emotional state /S. Schachter //Advances in experimental social psychology. N. Y» 1964. — P. 49 — 80.
  162. Winter L. How automatic are social Judgments? /L. Winter, J. S. Uleman //Journal of personality and social psychology. 1985. — Vol. 49. — P. 904 — 917.
Заполнить форму текущей работой