Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности формирования готовности детей-сирот к труду в условиях профессионального лицея

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако, что касается детей-сирот, то как в советский период, так и в условиях переходной рыночной экономики не сложилось научно обоснованной системы профориентации и психологической поддержки. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в системе образования РФ и Калужской области представлено в таблице 1. Обеспечение полноценной значимости и признания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Методологические особенности профессиональной ориентации и отбора детей — сирот для освоения будущей профессиональной деятельности
    • 1. 1. Анализ системы профессиональной подготовки и формирования профессиональной готовности к труду в Западной Европе, США и Японии
    • 1. 2. Профессиональная пригодность как категория системы «человек-профессия» и основные принципы формирования профессиональной готовности детейсирот к труду
  • Выводы по первой главе
  • Глава II. Психологические и эргономические условия формирования профессиональной готовности и ¦ i ' ¦ профессионального мастерстрадетей-сирот
    • 2. 1. Структурно — психологический анализ деятельности директора профессионального лицея по управлению профессиональной подготовкой детей — сирот
    • 2. 2. Учет факторов групповой динамики в формировании профессиональной готовности и мастерства детей сирот к будущей деятельности
  • Выводы по второй главе

Психологические особенности формирования готовности детей-сирот к труду в условиях профессионального лицея (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Поиск путей оптимизации деятельности управленческих кадров в системе начального профессионального образования (НПО) и учреждениях начального профессионального образования (УНПО), как показывает практика, является актуальной проблемой, требующей глубокого осмысления процесса гуманизации профессиональной подготовки востребованных на рынке труда кадров.

Данная проблема давно занимает мысли ученых и практиков, психологов и педагогов. Вопросы воспитания профессиональной направленности детей и молодежи рассматривались в трудах Л. С. Выготского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др. Различные аспекты проблемы формирования профессиональной пригодности и профессионального мастерства разработаны в трудах Ю. П. Азарова, В. А. Бодрова, А. И. Донцова, Ю. М. Забродина, Е. А. Климова, Г. В. Телятникова, А. Ф. Шикуна.

Однако в понимании сущности структуры профессиональной направленности и профессионального мастерства нет единого мнения. Так, А. С. Макаренко связывает воспитание профессиональной направленности с овладением методами, приемами воспитания, а сама проблема трактуется как проблема создания воспитывающего коллектива. В. А. Сухомлинский в решении этой проблемы решающую роль отводит личности воспитателя, его человечности, индивидуальности. Он связывает индивидуализм не со всей суммой положительных качеств, а с индивидуальностью, неповторимостью личности.

Индивидуальные характеристики человека оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной ориентации. Они могут как способствовать, так и препятствовать профессиональному становлению. Развитие личности происходит через развитие ее способностей, что обусловлено внутренними противоречиями. Формы проявления процесса развития личности выступают в нем как проявление активности личности, постоянного побуждения к ней и выявления самих способов осуществления такой деятельности.

Проблема профессиональной готовности будущего специалиста и условия ее формирования нашла широкое отражение в психологии труда, инженерной психологии и эргономике. К исследованию этой проблемы в различное время и с различных позиций обращались K.M. Гуревич, М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, А. М. Карасев, Н. В. Кузьмина, А. Ф. Шикун. и др.

Необходимость исследования этой проблемы обусловливается ещё и тем, что она относится к фундаментальным проблемам современной психолого — педагогической и эргономической и науки.

М.И.Дьяченко, Л. А. Кандыбович, Г. В. Ложкин, А. Т. Ростунов выделяют пять этапов формирования профессиональной готовности специалистов:

• Первый этап (конец XIX в.- начало ХХв.) — разработка вопросов готовности с позиции теории рефлексов и устновки;

• Второй этап (20−40-е годы ХХв.) разработка вопросов нейрофизиологических механизмов регуляции и саморегуляции поведения;

• Третий этап (40-е — 60-е годы ХХв.) — изучение вопросов готовности с позиции теории деятельности на уровне физиологических и психологических механизмов;

• Четвертый этап (60-е — 80-е годы ХХв.) — разработка вопросов психологической готовности и педагогических условий ее формирования на различных этапах профессиональной подготовки;

• Пятый этап (80-е годы ХХв. — по настоящее время) характеризуется комплексным подходом к изучению готовности к деятельности с учетом эргономической, психологической и педагогической составляющей.

Учитывая, что активность личности на стадии подготовки к деятельности может обладать различными временными характеристиками, они предлагают различать длительную и ситуативную готовность.

Длительная (долговременная) готовность формируется заранее в результате предварительно организованных взаимодействий, в том числе и педагогических. Она действует и проявляется постоянно и составляет важнейшую предпосылку успешной деятельности, которую можно трактовать как характеристику личности.

Ситуативная готовность характеризуется относительной устойчивостью и подвержена влиянию многих факторов, возникающих в связи с особенностями каждой конкретной ситуации, и которую можно рассматривать как характеристику данного вида деятельности.

Рассматривая готовность как профессионально важное качество и как устойчивую характеристику личности, мы включаем в ее структуру с одной стороны компоненты, с другой стороны «готовность» как понятие разных видов деятельности необходимо рассматривать одновременно на уровне личности, на уровне социального индивидуума и на уровне функционирования человека как организма (рис.1).

Советский период характеризовался тем, что воспитательные задачи решались во многом на основе директив сверху, без достаточно научного обоснования.

Доперестроечная система образования получила, как известно, определенный государственный и частично общественный заказ, воплощенный в целях и задачах идейно — политического, нравственного, эстетического, физического, военно — патриотического характера. Этим обусловливались формы и методы воспитательно — образовательной работы, в том числе работы управлеченских кадров. Нельзя не признать, что в распоряжении педагогов была пусть догматичная, но целостная концепция воспитательно — образователного процесса.

Однако, что касается детей-сирот, то как в советский период, так и в условиях переходной рыночной экономики не сложилось научно обоснованной системы профориентации и психологической поддержки. Общее количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в системе образования РФ и Калужской области представлено в таблице 1. Обеспечение полноценной значимости и признания детей-сирот как в социуме, так и в обществе в целом, с учетом масштабов проблемы, требует разработки научного обеспечения формирования готовности детей-сирот к труду.

Актуальность данного направления исследований, слабая научно-теоретическая и практическая проработка концептуальных подходов к ним, социальная значимость проблемы, отсутствие теоретической разработанности психологического содержания деятельности управленческих кадров к решению данной проблемы обусловили выбор темы диссертации.

Таблица1().

Количество детей — сирот в России и Калужской области по РФ по Калужской области.

В учреждениях 229 914 33,6% 812 19,6%.

В т.ч. в — 343 42,2% государственных.

В муниципальных 469 57,8%.

Под опекой 303 611 44,4% 2Узз 52,0%.

В приемных семьях 2895 0,4% 140 3,4%.

Усыновлено 147 310 22,0% 1032 24,9% посторон-ними гражданами.

Всего: 683 730 4137 по состоянию на 01.01.2002 г. (данные Департамента образования и науки Калужской области).

Мотивационная компонента.

Ориентационная компонента.

Операциональная компонента.

• Положительное отношение к профессии.

Интерес к профессии.

Устойчивые профессиональные мотивы.

1 Знания об особенностях и условиях деятельности.

1 Представления об особенностях и условиях деятельности.

• Владение способами, приемами профессиональной деятельности;

• Владение необходимыми знаниями, умениями, навыками, процессами анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Психологическая и волевая компонента.

• Самоконтроль.

• Умение управлять действиями, из которых складывается выполнение трудовых обязанностей.

Самооценка своей профессиональной подготовлен ности.

Самооценка процесса решения профессиональных задач в соответствии с оптимальными трудовыми образцами.

Медицинская компонента.

Профессиональная готовность.

Мотивационнопсихологическая готовность.

Направленность на данный вид деятельности.

Установка на данную работу.

Теоретико-ориентационная готовность.

Необходимый объем знаний для качественности выполнения данного вида деятельности.

Инструментально-операционная готовность Наличие сформированных на требуемом уровне профессиональных умений, навыков качеств.

Рис. 1 Система формирования профессиональной готовности детей (на примере ПЛ № 34 г. Тарусы) сирот.

1 Противопоказания к деятельности 1 Функциональная готовность к выполнению профдеятельности 1 Профессиональные требования к памяти, мышлению, воображению и др.

Психофизиологическая и волевая готовность Наличие соответствующих предпосылок для овладения данным видом деятельности, сформированных профессионально важных и личностных.

Медицинская готовность.

1 Соответствие здоровья и физического развития требованиям данному виду деятельности и профессиональной работоспособ ности.

Объектом исследования являются психологические особенности образовательного процесса лицея по формированию и развитию профессиональной готовности детей-сирот к труду.

Предметом исследования являются закономерности развития профессионально — мотивационной сферы и групповой динамики в обеспечении системы формирования готовности детей-сирот к труду в условиях профессионального лицея.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе анализа историко-психологического опыта подготовки детей, детей-сирот выявить принципы и методы психологического воздействия, обеспечивающие формирование у детей-сирот, профессиональной готовности, творческого подхода к труду, высокого уровня профмастерства.

Задачи диссертационного исследования: анализ тенденций развития форм и методов деятельности руководящих и инженерно — педагогических кадров по формированию профессиональной направленности и профессионального мастерства детей-сиротоценка психологических особенностей образовательного процесса, его форм, методов, сущности и основных механизмов формирования профессиональной готовности на примере Тарусского профессионального лицея № 34 Калужской областиобоснование рекомендаций по повышению эффективности психологического воздействия на детей-сирот в процессе их профессиональной подготовки и формирования профессиональной готовности с учетом групповой динамики.

В качестве обобщенной гипотезы принято предположение о том, что познание роли, сущности и методов развития у детей-сирот потребности к активной деятельности и учет их психологических особенностей, будут способствовать формированию активной личности, наиболее полно раскрывающей свой потенциал в общественно — полезном труде.

Методологической основой диссертации является личностный, деятельностный и системный подходы к изучению человека.

Л.С.Выготский, А. И. Донцов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн,.

А.Ф.Шикун, и др.).

Методы исследования: применена комплексная методика, разработанная автором и включающая в себя наблюдение, эксперимент, анкетирование, тестирование, анализ деятельности руководителей, психокоррекционные методы, модифицированные под задачи исследования. Обработка эмпирических данных осуществлялась с использованием классических методов математической статистики. Всего в экспериментальном исследовании участвовало 46 руководителей и педагогов — мастеров, классных руководителей, 368 учащихся.

Исследование проводилось более 10 лет на базе Профессионального лицея 34 г. Тарусы, Калужской области.

Надежность и достоверность результатов обеспечивалась репрезентативностью выборки учащихся, а также использованием валидных и надежных психодиагностических методик и адекватным математико-статистическим аппаратом.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1. Впервые описаны психологические и эргономические условия воспитания и формирования готовности детей — сирот к освоению конкретных видов деятельности в профессиональном лицее.

2. Выявлена типология динамики профессионально — групповых изменений социометрической когерентности (сплоченности), в процессе всего периода обучения в профессиональном лицее в зависимости от приобретаемых специальностей.

3. Обоснованы пути становления профессионального мастерства детейсирот и их дальнейшей профессиональной адаптации.

Практическая значимость работы состоит в том, что предложены конкретные методики профессиональной ориентации и подбора на будующие рабочие места детей — сиротапробированы алгоритмы комплектования учебных профессиональных групп, основанные на модификации социометрических измерений и репертуарном тесте личностных конструктовдоведены до практической реализации подходы к учету групповых профессиональных изменений в процессе освоения будущими специалистами конкретных программ подготовки.

Положения выносимые на защиту:

1. Психологическая готовность детей — сирот к труду представляет собой системное состояние психологических ресурсов личности, включающее мотивационную, ориентационную, инструментальнооперациональную, психофизиологическую и эргономическую компоненты, что обеспечивает необходимый уровень профессионального мастерства детей — сирот.

2. Специфическими факторами значимо влияющими на состояние психологической готовности детей — сирот к труду являются формируемые и развиваемые в процессе освоения специальностей профессионально — важные качества и факторы групповой сплоченности учебно — профессиональных групп.

3. Готовность к труду формируется с учетом факторов групповой динамики, определяемых неформальными отношениями в учебных группах, на основе задач их профессиональной подготовки.

4. Учет мотивационной компоненты профессиональной готовности детей — сирот к труду осуществляется на основе коррекции интересов к труду, при этом наиболее устойчивыми интересами являются предпочтения к артистическим видам деятельности, к профессиям исследовательского, предпринимательного и конвенционального типов.

Апробация работы. Материалы диссертации докладывались на заседаниях кафедр: общетехнических дисциплин межвузовского инженерно — педагогического факультета при Калужском филиале Московского государственного технического универстита имени Н. Э. Баумана и Калужского государственного педагогического университета имени К. Э. Циолковскогосоциальной психологии Калужского государственного педагогического университета имени К. Э. Циолковскогоэкономической психологии Калужского филиала Московского гуманитарно-экономического институтана Первой Всероссийской конференции Российского Психологического общества по экономической психологии (Калуга 2000 год) — на Первых Всероссийских чтениях, посвященных памяти В. Ф. Агеева (Калуга 2001 год) — на VI Всероссийской научно — практической конференции «Образование в России: медико — психологический аспект» (Калуга 2001 год).

Структура диссертации обусловлена логикой исследования, его целями и задачами. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений, включает 154 страницы текста, 8 таблиц, 13 рисунков, 10 приложений.

Список литературы

содержит 195 наименований, из них 25 на иностранных языках.

Выводы по второй главе.

1. Сплоченность как характеристика социально-трудовой направленности коллектива раскрывает степень взаимосвязи функционально-ролевого взаимодействия с мотивационными и эмоционально — волевыми характеристиками коллективного субъекта трудовой деятельности.

2. Исследование организованности как фактора коллективной трудовой деятельности показывает его приоритетное значение среди остальных психологических факторов коллективной деятельности, в основе которых лежат психологические характеристики коллективного субъекта.

3. Результативность коллективной трудовой деятельности достигается при условии максимальной близости процессов руководства и лидерства. Руководство и лидерство обусловлены такими социально-психологическими процессами, проявление которых зависит от степени развития у членов коллектива стремлений к достижению коллективных целей и эмоциональному контакту друг с другом, т. е. от социально-трудовой направленности коллективного субъекта трудовой деятельности.

4. Формирование профессиональной готовности детей — сирот предстваляет собой по форме процесс целенаправленного психологического воздействия на личность (группу учащихся), с учетом доминирующих у нее (них) мотивов профессионального самосовершенствования, в интересах развития профессионально важных качеств и формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности и профессиональной социализации детей-сирот, организуемый и осуществленный в рамках многоуровневой системы, представляющей собой, по содержанию совокупность иерархически соподчиненных подсистем, обоснования квалификационных требований, профессиональной ориентации, профессионального отбора, профессиональной адаптации, профессиональной подготовки, мотивации профессионализма, информационного сопровождения, мониторинга за процессом и контроля за конечным результатом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Профессиональная ориентация детей — сирот в процессе формирования готовности к труду включает четырехуровневый анализ профессионального роста, основанной на диагностике направленности по освоению востребованных на региональном рынке труда специальностей.

Процесс личностного самоопределения ' детей-сирот в системе начальной профессиональной подготовкой, в частности в профессиональном лицее (в широком понимании, как процесс полоролевого самоопределения, профессионального выбора, профессионального становления, становления идентичности, ценностно-смыслового определения) выступает как одна из ведущих задач старшего подросткового и юношеского возраста. Ведущее психологическое содержание этого периода во многом определяется той ситуацией множественных социальных контактов, которые складываются у детей-сирот.

В современных условиях формирование профессиональной готовности специалистов из числа детей-сирот, основано на разумном сочетании интересов личности и общества и превращается в один из наиболее значимых факторов, способных обеспечить профессиональную реабилитацию детей-сирот, для подготовки к дальнейшей адаптации к профессиональной жизнедеятельности. Формирование профессиональной готовности представляет собой по форме процесс целенаправленного психологического воздействия на личность (группу учащихся), с учетом доминирующих у нее (них) мотивов профессионального самосовершенствования, в интересах развития профессионально важных качеств и формирования системы знаний, умений, навыков, необходимых для эффективной профессиональной деятельности. Профессиональная социализация детей-сирот организуется и осуществляется в рамках многоуровневой системы, представляющей собой по содержанию совокупность иерархически соподчиненных подсистем, включающие обоснование квалификационных требований, профессиональную ориентацию, профессиональный отбор, профессиональную адаптацию, профессиональную подготовку, мотивацию профессионализма, информационное сопровождение, мониторинг контроля за учебным процессом и результатом.

Совместная деятельность и общая социальная ситуация развития для детей-сирот совместно с обычными детьми, выступает одним из основополагающих факторов их профессионального и личностного становления.

Эффективная управленческая деятельность директора в таком профессиональном учебном заведении (в профессиональном лицее с детьми-сиротами и детьми из обычных семей) должна строиться на анализе психологических особенностей учебно-педагогического коллектива, функционирующего в режиме постоянного творческого развития.

Исследование психологических особенностей формирования готовности детей-сирот к труду в профессиональном лицее с различными категориями детей показывает, что умения и профессионально-важные личностные качества руководителя заключаются, прежде всего, в способности к созданию условий для успешного профессионального становления детей-сирот в умении осуществлять научно — обоснованный учет факторов групповой динамики в формировании профессиональной готовности и мастерства детей — сирот к труду по конкретным специальностям, востребованным на региональном рынке труда.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Н., Белехов В. В. Формирование профессионально-важных личностных качеств операторов АЭС // Психологический журнал, 1988, т. 9, № 4, с. 60−69.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1980.-335 с.
  3. Г. Количество измерений личности: 16,5 или 3? Критерии такономической парадигмы // Иностранная психология, 1993, т. 1, № 2, с. 9−23.
  4. .Г. Некоторые вопросы методологии психологического исследования. В кн.: О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977, с.275−31 1.
  5. Г. М. Методы исследования межличностного восприятия М.: МГУ, 1984,-141с.
  6. Л.И., Завалишина Д. Н., Рыбалко Е. Ф. Категория развития в психологии// Категории материалистической диалектики в психологии. — М.: Наука, 1988, с.22−55
  7. Т.П., Елисеева H.A., Лазарев B.C., Пуденко Т. И. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы. М.: Центр социальных и экономических исследований, 1995. — 158с.
  8. С.А., Ермаков А. Г., Никольская Н. И., Спасенников В. В. Аппаратные и программные средства анализа нечеткой информации в процессе социально- психологической диагностики. // Совместная деятельность в условиях организационно-экономических изменений.
  9. Научный сборник. М.: ИП РАН, 1997, с. 106−114.
  10. Ю.Батыршев A.B. Тестирование: основной инструментарий практического психолога. -М.: Дело, 1999, -240 с.
  11. Е.С. Руководство современной школой М.: Просвещение, 1983.-с.З.
  12. Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Менеджмент человеческих ресурсов: обзорная информация. Киев: МАУП, 1999, -214 с.
  13. Библиотека управляющего персоналом: мировой опыт. Профессиональная ориентация, подготовка и оценка персонала: обзорная информация. Киев: МАУП, 1999, -106 с.
  14. М.Бодалев A.A. Восприятие и взаимопонимание человека человеком. М.: МГУ, 1982,-199 с.
  15. В.А. Проблемы профессионального-психологического отбора //Психологический журнал, 1985, т. б, № 2, с. 85−94.
  16. В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕРСЭ, 2001, — 511с.
  17. Е. М., Гуревич K.M., Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988, № 1, с. 77−82.
  18. A.B. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994,-109 с.
  19. С.С. Психологические аспекты профессиональной консультации // Психологический журнал, 1990, т. 11, № 1,с. 67−72.
  20. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989, — 200 с.
  21. Л.И., Дюк В.А., Иовлев В. В., Червинская K.P. Психологическая диагностика и новые информационные технологии. -Спб.: 000"СЛП", 1997,-203 с.
  22. Ю.В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика, М.: Педагогика, 1990,
  23. В.И. Деловая репутация (Личность, культура, этика, имидж делового человека) М.: Институт новой экономики, 1996. -208 с.
  24. П.Я. К исследованию интеллектуального развития ребенка. -Вопросы психологии, 1969, № 1, с. 15−25.
  25. Н.А. Формирование интеллектуальных умений у студента педагогического вуза будущих учителей труда на основе их политехнической подготовки. — Дис.канд.пед.н. — Москва, 1993.
  26. Ю.З. Что такое техническое мышление? // Трудовое обучение., 1986, № 6.
  27. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.
  28. А.Д. Программа психологической помощи девиантным подросткам. //В сб. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого развития. Т. 10. Тверь, 1997.
  29. А.Д., Дружинин В. Н. Вопросы о содержании и структуре управленческой деятельности. //В сб. Психолого-педагогические аспекты многоуровневого развития. Т. 10. Тверь, 1997.
  30. И.И. Межпредметные комплексные задания при обучении слесарей в профтехучилищах., М., 1967.
  31. В. С. Зависимость стратегии поиска решения от типа мышления. Вопросы психологии, 1981, № 4, 132- 136 с.
  32. М. Обучение учащихся стахановским методам труда. -«Профессионально техническое образование». 1948,№ 1.
  33. Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГУ, 1982. — 464с.
  34. Л.Л. Взаимоотношение мыслительных, зрительных и практических операций при решении задач .АВопросы психологии, 1964, № 2 с. 133−145
  35. Л. А., Головей Л. А. К разработке теоретических и прикладных проблем профориентации // Психологический журнал, 1987, т. 8, № 1, С.99−109.
  36. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Медицина, 1970, — 272 с.
  37. A.A., Ложкин. Г. В., Спасенников В. В. Автоматизация процедуры обследования при использовании 16—факторного личностного опросника // Психологический журнал, 1984, т. 5, № 6, с. 106−1 10.
  38. О.Н., Мытиль A.B. Социальная идентификация и адаптация личности. // Социологические исследования, 1995, № 6, с. 110−119.
  39. Н.Ф. Применение методов непараметрической статистики в психолого-педагогических исследования // Вопросы психологии, 1987, № 4, с. 145−150.
  40. М. А., Крылов A.A., Нафтульев А. И. Психология труда и инженерная психология. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. -220с.
  41. А.И. Психология коллектива (Методологические проблемы исследования).-М.: Изд-во Московского ун-та, 1984.-208 с.
  42. В.Н. Экспериментальная психология. М.: ИНФРА- М, 1977. -256 с. 143)
  43. В.Н. Структура и логика психологического исследования. -М.: Институт психологии РАН, 1993.-118 с.
  44. В.Н. Психология общих способностей. М.: Институт психологии РАН, 1993. — 118с.
  45. Дюк В. В. Компьютерная психодиагностика. С-Пб.: Изд-во «Братство», 1994.-364 с.
  46. В.И. Социально-психологический отбор в системе профессиональной подготовки пилотов// Психологический журнал, 1988, т. 9, № 1, с. 71−75.
  47. И.И., Рукавишников В. О. Группировка, корреляция, распознание образов. М.: Наука, 1977. — 144 с.
  48. С.М., Михайлов Г. А. Статистическое моделирование. -М.:1. Наука, 1982.-296с.
  49. В.М., Комаров В. Ф. Введение в управленческие имитационные игры.-М.: Наука, 1980.-322 с.
  50. A.M., Зайцев В. П., Киреев A.M., Широков B.C., Эльянов М. М. Экспериментальная автоматизированная система для медико-психологических обследований//Вопросы психологии, 1980, № 3, с. 145 148.
  51. В.И. Педагогические проблемы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Автореф.дисс. докт.пед. наук.-ЛГУ, 1973.- 37 с.
  52. Г. Е. Классификация действий, выполняемых человеком-оператором. В кн.: Методология инженерной психологии, психологии труда управления. -М.гНаука, 1981, с.218−231.
  53. Ю.М., Зазыкин В. Г. Основные направления исследований деятельности операторов в особых и экстремальных условиях // Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.: Наука, с. 5−16.
  54. В.Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М.: Наука, 1992. 168 с. 58.3араковский Г. М., Королев В. А., Медведев В. И., Шлаен П. Я. Введение в эргономику / Под ред. В. П. Зинченко. М.: Сов. радио, 1974. — 352 с.
  55. B.C. Формирование у школьников навыков творческого решения задач по техническому конструированию, Ученые записки Владимирского ГПИ им. П. И. Лебедева — Полянского. Серия «Подготовка и психология», вып. 11 Владимир, ВГПИ, 1987.
  56. A.A. Межпредметные связи фундаментальных и технических дисциплин в вузе. Автореф. дис. канд. пед. наук., М. 1982 -17с.
  57. К. Педагогическая диагностика: Пер. с нем. М.: Педагогика, 1991. — 240с. — (Зарубежная школа и педагогика).
  58. Исследование развития познавательной деятельности // Под ред. Дж. Брунера и др.-М., 1971, с 376−390.
  59. Кабанова-Меллер E.H. Учебная деятельность и развивающее обучение. М.: Знание, 1981. 96 с. (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», № 6).
  60. В.И. Блок-схема как модель познавательной деятельности и способ ее построения. В сб.: Психолого-педагогическая подготовка учителей. — М.: Просвещение, 1972, с. 113−120.
  61. А.Б. Рождение специалиста // Профессиональное становление студента. Минск.: Просвещение, 1986 — с. 76.
  62. Качество знаний учащихся и пути его совершенствования Под ред. М. И. Скаткина, В. В. Краевского М.: Педагогика, 1987 — 9с.
  63. A.A. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема. Казань: Изд-во Казанского университета, 1982.-224 с.
  64. Ю.А. К модели социального работника в университете. // В сб. Научные записки психологов г. Твери и области № 5. Тверь, 1997.
  65. O.A. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980,-256 с.
  66. Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во Московского ун-та, 1991.-243 с.
  67. Т.М. Управление школой: задачи и деловые игры. Минск.: Нар. асвета, 1988,-286 с.
  68. Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971, -280 с.
  69. Г. В., Спасенников В. В. Психология кадровой работы. —Киев.: Знание, 1990, 34 с.
  70. Г. В., Спасенников В. В. Приборы и устройства для изучения психологических характеристик человека // Психологический журнал, 1985, т. 6, № 4,с.163−165.
  71. А.Н., Боковиков А. К. Экспериментальная психология в Российской рекламе. М.: ИП РАН, 1996.-69 с.
  72. .Ф., Сурков E.H. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1979,-280 с.
  73. .Ф. Методологические проблемы психологии. М.: Наука 1984, -44с.
  74. .Ф. Личность в системе общественных отношений //Психологический журнал, 1981, т.2, № 1, с.3−17.
  75. В.М. Личные качества высшего управленческого персонала и национальная безопасность // Научн. сборник пленарных докладов 1 Всероссийских чтений памяти профессора В. Ф. Агеева. Калуга, КФ МГЭИ, 2001, с. 143−202.
  76. H.H., Небылицин В. Д., Теплов Б. М. Психологические вопросыотбора // Инженерная психология. М.: Наука, 1964, С.387−369.
  77. Ю.Л., Макаренко Н. В., Панченко В. М., Майоренко П. П., Герасимов A.B. Значение нейродинамических и личностных особенностей человека-оперетора в условия групповой деятельности // Психологический журнал, 1990, т. И, № 4, с. 22−27.
  78. М.Г. Диалог с системой искусственного интеллекта. М.: Изд-во Московского ун-та, 1986.-214 с.
  79. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. -320 с.
  80. .З. Теория организации. М.: ИНФРА-М, 1999. — ЗЗбс.
  81. Мир профессий. Человек природа / Сост. С. Н. Левиева. — М.: Молодая гвардия, 1985.-383 с.
  82. Мир профессий. Человек техника / Сост. В. Е. Гаврилов. — М.: Молодая гвардия, 1987.-350 с. 91 .Мир профессий. Человек техника / Сост. Р. Д. Каверина. — М.: Молодая гвардия, 1988.-325 с.
  83. Мир профессий. Человек человек /Сост. Р. Д. Каверина. — М.: Молодая гвардия, 1986.-300с.
  84. Мир профессий. Человек знаковая система /Сост. С. Н. Левиева. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 351 с.
  85. Мир профессий. Человек художественный образ /Сост. А. И. Смирнова. — М.: Молодая гвардия, 1987. -383 с.
  86. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. -Спб ГУ, 1996.-280 с.
  87. М.А. Психофизиологические и экопсихологические аспектымежличностного взаимодействия в автономных условиях. В кн.: Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981, с. 178−216.
  88. Нормативные и дескриптивные модели принятия решений. М.: Наука, 1981.-350с.
  89. H.H. Психология межличностного взаимодействия // дисс.докт.психол.наук. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1979. — 402 с.
  90. H.H., Обозова H.A. Три подхода к исследованию психологической совместимости // Вопросы психологии, 1981, № 6, с. 98−101.
  91. Общая психодиагностика: Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования / Под ред. A.A. Бодалева, В. В. Столина.-М.: Изд-во Московского ун-та, 1987.-304 с.
  92. М.М., Розин М. В. Мифы психотерапии и их функции // Вопросы психологии, 1991, № 4, с. И.
  93. Организация и психология работы с кадрами управления, ч. 1,2,3/ Под ред. В. Г. Щекина Киев: Кадры, 1989. — 365 с.
  94. Основы инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Высшая школа, 1986.-448 с.
  95. Основы профессиографии. Учебное пособие./ Под ред. В. Д. Симоненко. -Брянск, Брянский госпедуниверситет, 1991.-75 с.
  96. В.В., Львов В. М., Спасенников В. В. Инженерно-психологические вопросы проектирования деятельности операторов // Психологический журнал, 1989, т. 10, № 5, с. 66−74.
  97. А. В. О некоторых новых подходах к феноменам межличностных отношений // Психологический журнал, 1981, т. 2, № 2, с. 33−42.
  98. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью // Вопросы философии, 1982, № 3, с. 44−53.
  99. Практикум, но общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. М., 1990. 287с. (Методы психологии (с элементами математической статистики): 20−39.)
  100. Е.И., Спасенников В. В. Морфологический анализ в техническом творчестве. Калуга, КГПИ, 1992.
  101. Е.И., Спасенников В. В. Обзор методов технического творчества. Калуга, КГПИ, 1992.
  102. Психологические механизмы целеобразования. М.: Наука, 1977. -256с.
  103. Психологические основы профессионально-технического обучения /Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухаревой., НИИ общей педагогики и психологии АПН СССР -.М: Педагогика, 1988 144с.
  104. Психолого-педагогические аспекты учебного процесса в школе /Под ред. С. Д. Максименко. К.: №л школа, 1983. — 176с. т.
  105. В.Н. Психология целеполагания и проблемы интеллектуальной активности. Вопросы психологии, 1977, № 5, С.74−87.
  106. А.И. Управление умственной деятельностью младшего школьника. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1976. — 134 с.
  107. И.Ф. Развитие творческих способностей учащихся в процессе опытнической работы. М., 1976.
  108. A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии, 1988, № 1,с. 83 88.
  109. З.А. Психологические основы профессионального обучения. —М.: Изд-во Московского ун-та, 1985.-178 с.
  110. М.А., Тильман Ф. Применение практической психологии в школе / Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1994, с. 216−217.
  111. Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М.: ВЛАДОС, 1996.-529 с.
  112. Е.С., Суворова I.A. Психологические основыпрофессиографии. -М.: Изд-во Московского ун-та, 1990,-182с.
  113. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. — Минск: Вышейша школа, 1984. 176 с.
  114. С.Л. Проблемы общей психологии / Отв. Ред. Е. В. Шорохова. -М.: Педагогика, 1976.-416 с.
  115. В.И. Исследование функций лидерства в групповой деятельности. Межвузовский сборник: Личность и деятельность (Экспериментальная и прикладная психология). — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982. Вып. И, с. 123−133.
  116. В.М. Дифференциальная психофизиология: Основные достижения и перспективы изучения индивидуальности человека // Психологический журнал, 1980, т. 1, № 2 с. 61- 76.
  117. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  118. А.Д., Симоненко В. Л., Аванесов B.C., Бухалов Б. И. Профессиональная ориентация учащихся. М.: Просвещение, 1988. -232 с.
  119. С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М.: Академия, 1999.-520 с.
  120. Л.Н., Лобанова Т. Н. Психодиагностические критерии руководящих кадров // Психологический журнал, 1989, т. 10, № 1, с. 42 -48.
  121. Совместная деятельность: методология, теория, практика / Под ред. А. Л. Журавлева, П. Н. Шихирева, Е. В. Шороховой. М.: Институт психологии АН СССР, 1998.-320 с.
  122. В.В. Анализ и проектирование групповой деятельности в прикладных психологических исследованиях. М.: Институт психологии РАН, 1992. -202 с.
  123. В.В., Смирнов Ю. И., Торбин С. И., Федотов С. Н. Устройство для оценки психологический совместимости испытуемых // Авт. свидетельство № 1 899 455, МКИ G09B7/07, Бюллетень изобретений, № 14, 1993, 16 с.
  124. В.В. Критерии охраны авторских прав создателей психодиагностических методик // Психологический журнал, 1994, т. 15, № 3, с. 123−128.
  125. Справочник по инженерной психологии / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Машиностроение, 1982.-462 с.
  126. Э.Е. Как управлять персоналом. М.: Бизнес-школа, 1995. -240 с.
  127. U.C. Управление общеобразовательной школой: вопросы теории и практики. -М.: Педагогика, 1987.-372 с.
  128. Г. В. О требования к психологическому изучению деятельности В кн.: Личность и деятельность (Экспериментальная и прикладная психология). — Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1982, Вып. 11, с. 11−20.
  129. В.А. Аппаратурные методы исследования совместимости и срабатываемости: (критерии оценки и эффективность использования) // Дисс. канд. психол. наук. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1984. -178с.
  130. С.А. Исследование эмоционального взаимодействия в малых группах // Дисс. канд. психол. наук. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1983. — 162 с.
  131. Технологии профессионального консультирования молодежи в службе занятости / Под ред. В. А. Полякова, С. Н. Чистяковой, М. С. Савиной. М.: Российский учебный центр, 1995, — 170 с.
  132. М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 1985.-104 с.
  133. В.В. Менеджмент персонала предприятия. М.: Дело, 1998. -272 с.
  134. П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. -М.: Новая школа, 1997. 204 с.
  135. A.B. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990.-168 с.
  136. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990, с. 303 -305.
  137. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. М.: Прогресс, 1978.-236 с.
  138. Л.Я. Человек и профессия. Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1989. -160 с.
  139. И.Б. К вопросу о профессиональной составляющей в структуре образа мира // Вестник МГУ, Серия 14, № 3, 1990, с. 23−30.
  140. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Том 1. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского.-М.: Педагогика, 1986, 408 с.
  141. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. Том 2. Пер. с нем. / Под ред. Б. М. Величковского. -М.: Педагогика, 1986. 392 с.
  142. Хейзинга Й. Yomo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидерл. / Общ. ред. Г. М. Тавризян. М.: Прогресс, 1992. — 464 с.
  143. М., Вульф Д. А. Непараметрические методы статистики. -М.: Наука, 1983.-518 с.
  144. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1998. — 272 с.
  145. A.C. Лабораторный эксперимент в социально-психологическом исследовании коллектива // Психологический журнал, 1980, т. 1, № 4, с. 84- 94.
  146. В.Д., Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, .1982.-184 с.
  147. Р.Х. Социально психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив. М.: Просвещение, 1990. — 342 с.
  148. ., Швальбе X. Личность, карьера, успех. Психология бизнеса.-М.: Прогресс, 1993.-420 с.
  149. А.Ф. Пропедевтическая психология. Тверь: Изд-во Тверского ун-та., 1996.-182 с.
  150. ПЛ. Проблемы эргономического (инженерно-психологического) обеспечения разработки и эксплуатации систем человек машина / Проблемы инженерной психологии. -Ярославль: Изд-во Ярославского ун-та, 1976, с. 249 — 271.
  151. Ю.И., Ромасловский Т. И. Свойства предприятий в пространстве психологических факторов / Межвузовский психологический сборник, С-Пб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1995, с. 99−111.
  152. .Д. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. — 63с.
  153. Энциклопедический справочник (2000 профессий, специальночтей, должностей). Минск: Высшая школа, 1986. — 586с.
  154. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978,-392с.
  155. В.А. Социологическое исследование (методология, программа, методы). М.: Педагогика, 1982. — 208с.
  156. Allport C.W. The historical background of social psychology. In G. Lindzey, E Aronson (Eds)., Handbook of social psychology. New York: Random House, 1985. — 716p.
  157. Amthauer R. Intelligenz and Beruf // Zeitchrift fur experimentsle und angewandte Psychology, 1953. V. 1., p. 3−27.
  158. Eysenck H.J. Relationship between intelligence and personality // Perceptual and Motor Skiels, 1971, № 32, p. 637- 658.
  159. Eysenck H.J. The Structure of Human Personality. London, New York, 1953.-412 p.
  160. Frankl V.E. Der Mensch vor der Frage nach dem Sinn. Munchen: Piper, 1979, -309s.
  161. Lewin K. A dynamic theory of personality. New York: McGraw-Hill, 1965.-536p.
  162. Mayers-Briggs Type Indication (MBU). Consultings Psychologists Press. Palo Alto, 1987.-112p.
  163. Maslow A. Motivation and Personalite. New York, 1954. 202 p.
  164. Mauers-Briggs Type Indication (MBTI). Consultings Psychologists Press. Palo Alto, 1987.-112p.
  165. Moscovici S. Social influence and conformity. In G. Lindzey, E. Aronson (Eds). The Handbook of social psychology. New York: Random House, 1985, p, 347−412.
  166. Moreno J .L. SociOmetry and Science of Man // Beacon House New York, 1956.-324 p.
  167. Quantitative Psychology: Some Chosen Problems a New Ideas. -Amsterdam: North-Holland, 1983.-943 p.
  168. Osgood C.E., Suci G.J., Tannenbaum P.M. The Measurement of Meaning. -University of Illinois Press. Urbana, 1975. 434 p.
  169. Rauchfleisch U. Neue interpretationsmoglichkeit der Rosenzweig ictur -Frustation Teats durch Vendung von Indizes / Schweiz. Z. Psychol. Anwend, 1971, № 4, s. 299−311.
  170. Rosenzweig S., Mimow E.L. The validation of trends in the childrensform of the Rosenzweig picture- Frustratijn Study / J. Pers, 1950, v. 3, p. 306 -374.186. .Singleton W. Applied psychology and ergonomics // Ergonomics, 1982, v. 25, № 6, p. 505−506.
  171. Sorensen A.B. Hallinan M.T. A stochastic model for change in group structure // Sosial Research, 1976, v. 5, p. 43−61.188. .Spearman Ch. The abilities of man. New York: Mac Millan, 1927.-217 p.
  172. Sullivan H.S. The Interpersonal Theory of Psychiatry. New York, 1953. -201 p.
  173. SuperD.E., BahnV.Y. Occupational psychology. London: Tavistock, 1971.-209 p.
  174. Thorndike K.S. I he numan factors in accidents with special reference to aircraft accidents: Project 21−30−001, Report S., US Air Force, School o fAviarien Mediciae. Texas: RandoIfFlied, 1951.
  175. Ursano R.J. Stress and adaptation: the interaction of the pilot personality and disease //Aviat., Space and Environ. Med. 1980. Vol. 51. № 12. P. 12 451 249.
  176. Venesiable E. It fattore unamo negli incidenti divolo // Minerva Med. 1974. Vol. 65. № 81. P. 4238−4244.
  177. Vroom V.H. Work and motivation. N. Y.: Villey, 1964.
  178. Wiener S., Steinberg E.P. Practice for the Armed Forces ASVAB. 14 th ed. N.-Y.:ArcoPubl" 1994.
Заполнить форму текущей работой