Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие интегральной индивидуальности школьников 14-15 лет в условиях специально организованного обучения

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты исследования были представлены в материалах: научной конференции «Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики» (Москва, 1998) — первой всероссийской научно-практической конференции «Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий» (Славянск-на-Кубани.1999) — X международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 1999… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА И ЕЁ РАЗВИТИЕ
    • 1. 1. Разновидности человеческой индивидуальности
    • 1. 2. Место и роль интегральной индивидуальности в современном человекознании
    • 1. 3. Основные тенденции в исследовании интегральной индивидуальности
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация исследования
    • 2. 2. Методики исследования четырёх уровней интегральной индивидуальности
    • 2. 3. Математико-статистическая обработка экспериментальных данных
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 3. 1. Сопоставление экспериментальных и контрольных групп школьников лицея № 6 и школы № 29 по показателям отдельных уровней интегральной индивидуальности
      • 3. 1. 1. Межгрупповые различия до обучения
      • 3. 1. 2. Межгрупповые различия после обучения
      • 3. 1. 3. Внутригрупповые различия
    • 3. 2. Многомерный дисперсионный анализ данных
    • 3. 3. Результаты корреляционного анализа
      • 3. 3. 1. Одноуровневая и межуровневая корреляция в Лицее № 6 до обучения
      • 3. 3. 2. Одноуровневая и межуровневая корреляция в школе № 29 до обучения
      • 3. 3. 3. Сопоставление экспериментальных и контрольных групп школьников Лицея № 6 и школы № 29 по плотности корреляций до обучения
      • 3. 3. 4. Одноуровневые и межуровневые корреляции в Лицее № 6 после обучения
      • 3. 3. 5. Одноуровневые и межуровневые корреляции в школе № 29 82 после обучения
      • 3. 3. 6. Сопоставление экспериментальных и контрольных групп по плотности корреляций в конце эксперимента
    • 3. 4. Результаты факторного анализа
      • 3. 4. 1. Сопоставление структур интегральной индивидуальности школьников экспериментальной группы Лицея № 6 до и после обучения
      • 3. 4. 2. Сопоставление структур интегральной индивидуальности школьников экспериментальной и контрольной групп школы № 29 до и после обучения
      • 3. 4. 3. Сопоставление структур интегральной индивидуальности школьников в экспериментальной и контрольной выборках независимо от учебного заведения до и после обучения
  • ВЫВОДЫ

Развитие интегральной индивидуальности школьников 14-15 лет в условиях специально организованного обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Как отмечал В. С. Мерлин, «. весь ход развития философии, современных знаний и общественной практики привел к необходимости глубоко перестроить науки о человеке. Существенная тенденция нашего векастремление к целостному, интегральному, междисциплинарному исследованию человеческой индивидуальности» [100, стр.23].

В настоящее время в отечественной психологической науке наметилась перспективная тенденция к целостному познанию человека и его роли в современном мире вообще и на разных ступенях образования в частности (Б.Г. Ананьев, 1969; Т. Ф. Базылевич, 1998; В. В. Белоус, 1967,1982,1997,1999; А. В. Брушлинский, 1991, 1994, 1998; Б. Ф. Ломов, 1984; B.C. Мерлин, 1986; Б. А. Никитюк, 1995; В. М. Русалов, 1988 и мн. др.). Особенно интенсивно развивается учение об интегральной индивидуальности, ставшее важнейшим механизмом интеграции наук о человеке и базисным основанием в решении любой задачи, касающейся деятельности человека.

Развитие интегральной индивидуальности, как отмечается в различных исследованиях, связано с деятельностью человека и ею определяется [18,2444,52,56,60,70,72,75,77,80,91,92,95−110,115−117,123,135,156−158,162,166−168,170−171].

Современное состояние школьного образования требует поиска эффективных путей развития и гармонизации интегральной индивидуальности школьников средствами обучения. Это требует совершенствования имеющихся, а также поиска новых методов и средств обучения. Опыт показывает, что содержание и структура учебника может оказать существенное влияние на организацию учебной деятельности и развитие учащихся.

Многолетние исследования знаний и умений, учащихся массовой школы, показывают, что при стабильном учебнике физики результаты обучения из года в год остаются практически стабильными. Они несколько меняются только при изменениях учебника в результате вносимых при этом изменений в деятельность всех учащихся и учителей [И.И. Нурминский, 1989].

Появление и внедрение различных (параллельных) учебников при организации учебного процесса по предметным дисциплинам ставит задачу оценки эффективности их применения.

Физическое знание как основа современного естествознания оказывает решающее влияние на формирование у школьников целостного миропонимания и научного мировоззрения. В этом плане физические дисциплины открывают широкие возможности для развития школьников. Поэтому исследование развития интегральной индивидуальности учащихся в условиях специально организованного обучения физике является актуальной проблемой.

В предлагаемой работе предпринята попытка решить проблему развития интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет путем раскрытия специфики одноуровневых и межуровневых связей ее свойств и их динамики в зависимости от условий специально организованной учебной деятельности (использование новой образовательной программы и учебника физики с интегративной структурой учебного материала).

Анализ структур интегральной индивидуальности учащихся и их динамики осуществлялся нами с позиций теории интегральной индивидуальности, разработанной В. С. Мерлиным и развиваемой школами его учеников и последователей (В.В. Белоус и сотр., А. И. Щебетенко и сотр., Б. А Вяткин и сотр., Л. Я Дорфман и сотр. и др.).

Цель работы: исследовать динамику развития структур интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного и традиционного обучения физике и установить эффективность их воздействия на согласование одно — разноуровневых свойств интегральной индивидуальности.

Объект исследования: интегральная индивидуальность учащихся физико-математического лицея № 6 и школы № 29 г. Курска.

Предмет исследования: структура четырех уровней интегральной индивидуальности и ее динамика в процессе специально организованного и традиционного обучения.

Методологической основой исследования выступали: Принцип теории систем Л. Берталанфиобщепсихологический принцип активности человека как субъекта деятельности (М.Я. Басов, C.JI. Рубинштейн, A.B. Брушлинский) — положения теории интегральной индивидуальности B.C. Мерлинапринцип гуманистической трактовки человека как интегральной системы (В.В. Белоус, B.C. Мерлин, Б. АНикитюк).

Основная гипотеза исследования: мы полагаем, что специально организованное обучение физике (новая образовательная программа и учебник с интегративной структурой учебного материала) приводит к более интенсивному и гармоничному, чем в условиях традиционного обучения, развитию интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет.

Цель и гипотеза исследования определили следующие задачи: выделить уравненные контрольные и экспериментальные группы школьников в разных заведениях общего среднего образованияорганизовать обучение в экспериментальных классах по экспериментальному учебнику «Физика-9» (автор Л.И. Анциферов) — разработать и реализовать программу по диагностике четырех уровней интегральной индивидуальности и применению статистического аппарата для обработки полученных данныхсравнить экспериментальные и контрольные группы школьников разных учебных заведений по индивидуальным и интегральным мерилам до, и после обученияизучить эффективность развития интегральной индивидуальности в условиях специально организованного обучения в сравнении с традиционными условиями.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Данные, полученные при сопоставлении экспериментальных и контрольных групп школьников поэлементным и интегральным способами, не совпадают.

2. Развитие структур интегральной индивидуальности школьников при обучении с использованием экспериментального учебника происходит более интенсивно.

3. Развитие структур интегральной индивидуальности школьников в лицее № 6 и школе № 29 имеет как общее, так и свою специфику.

4. Независимо от вида заведения общего среднего образования специально организованное обучение более эффективно по сравнению с традиционным обучением.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключаются в том, что: впервые с позиции интегративных подходов исследуется развитие интегральной индивидуальности школьников 14−15 лет в условиях специально организованного обучения физикепоказано влияние обновленной структуры учебного материала на развитие интегральной индивидуальности учащихсяразработаны пути гармонизации одно-разноуровневых свойств интегральной индивидуальностирасширено представление об универсальности интегральной индивидуальности.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

— результаты могут быть внедрены для организации психолого-педагогических экспериментов по развитию интегральной индивидуальности в разнообразных условиях человеческой деятельности;

— разработана методика применения многомерного дисперсионного анализа для изучения интегральной индивидуальности школьниковона может быть использована для оценки эффективности воздействия формирующего психолого-педагогического эксперимента на развитие интегральной индивидуальности школьниковна основе полученных результатов подготовлены рекомендации для педагогических работников по совершенствованию учебно-воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования.

Достоверность исследования обеспечивалась репрезентативным объемом выборки. Общее число испытуемых — 100 человек. В работе использованы апробированные, хорошо известные в психодиагностической практике опросники и методики Я. СтреляуГ. АйзенкаЕ.Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эгкиндасоциометрическая методика Дж. Морено для изучения межличностных отношений в группе сверстников.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования были представлены в материалах: научной конференции «Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики» (Москва, 1998) — первой всероссийской научно-практической конференции «Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий» (Славянск-на-Кубани.1999) — X международной конференции «Применение новых технологий в образовании» (Троицк, 1999) — заседаний кафедр общей психологии Пятигорского государственного лингвистического университета и теоретической физики и методики преподавания физики Курского государственного педагогического университета (1997,1998,1999 г.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложения.

выводы.

1. Сопоставление экспериментальных и контрольных групп лицея № 6 и школы № 29 до обучения показало, что межгрупповые различия по показателям разноуровневых свойств интегральной индивидуальности практически отсутствуют.

2. В процессе обучения в лицее № 6 и школе № 29 многие показатели разноуровневых свойств интегральной индивидуальности экспериментальной и контрольной групп школьников проявили статистически значимые различия по 1-критерию Стьюдента. Это происходило за счет преобразования показателей высшего уровня интегральной индивидуальности. В экспериментальных группах эти изменения оказались более существенными, чем в контрольных. Показатели низшего уровня интегральной индивидуальности в процессе обучения остались неизменными во всех исследованных группах.

3. Корреляционный одноуровневый анализ показал, что различия между экспериментальной и контрольной группами школьников лицея № 6 в попарных взаимосвязях показателей высшего уровня интегральной индивидуальности до обучения очень малы, а в школе № 29 значительны. После обучения в лицее № 6 различия между экспериментальной и контрольной группами школьников существенно 3/величились, в школе № 29-сократились. На низшем уровне интегральной индивидуальности корреляционные связи в процессе обучения практически не изменялись как в экспериментальных, так и в контрольных группах учащихся.

4. Межуровневый корреляционный анализ обнаружил, что попарные взаимосвязи показателей интегральной индивидуальности до обучения в экспериментальных и контрольных группах лицея № 6 и школы № 29 различаются очень мало. После обучения различия между экспериментальными и контрольными группами школьников заметно увеличились. Особенно четко это проявилось во взаимосвязях показателей по линии «личностный уровень — метаиндивидуальный уровень». В процессе обучения на фоне увеличения плотности межуровневых корреляций качественные различия между экспериментальной и контрольной группами в лицее № 6 увеличились в 4 раза, а в школе № 29 — в 7 раз.

5. Многомерный факторный анализ установил, что в обоих заведениях общего среднего образования в экспериментальных группах число сохранившихся значимых факторных весов меньше, а число изменившихся и появившихся новых значимых факторных весов больше, чем в контрольных группах школьников.

6. Независимо от учебного заведения в экспериментальной и контрольной выборках выявлено следующее: а) по данным многомерного дисперсионного анализа некоторые отдельные показатели интегральной индивидуальности школьников изменяются так же, как и показатели в экспериментальных и контрольных группах каждого учебного заведенияб) по данным факторного анализа динамика преобразований значимых факторных весов показателей интегральной индивидуальности при обучении такая же, как и в каждом учебном заведении порознь. В экспериментальной выборке число сохранившихся значимых факторных весов меньше, а число изменившихся и появившихся новых значимых факторных весов больше, чем в контрольной выборке школьников.

7. Развитие интегральной индивидуальности зависит от множества внешних и внутренних факторов, но как показало проведенное исследование, такой внешний фактор, как специально организованное обучение (новая учебная программа и экспериментальный учебник с интегрированной структурой учебного материала) обеспечивает более эффективную гармонизацию разноуровневых свойств интегральной индивидуальности, что, в конечном счете, способствует уменьшению энергозатрат учащихся в достижении оптимальных учебных результатов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. -М.: «Наука», 1973. — 288 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М: «Наука», 1981.-364 с.
  3. Н.А. Системное познание мира: Методологические проблемы. М.: Политиздат, 1985. — С.6,9,33
  4. Р.И. О возрастной и типологической структуре свойств темперамента в подростковом возрасте //Экспериментальные исследования личности и темперамента.- Пермь, 1971. Вып.7 — С. 45−70.
  5. .Г. Избранные психологические труды.-В2т.-Т.1.-М. .Педагогика, 1980. 232 с.
  6. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: «Наука», 1977. — 380 с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. JL: ЛГУ, 1969. — 340 с.
  8. П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем М., 1971.
  9. Л.И. Изучение механики в средней школе. Курск.: Пед-сервисД997.-122с.
  10. Л.И. Механика: Проб.учеб. для общеоброзоват. учреждений. М.: Просвещение, 1996.-251с.
  11. И. Анцыферова Л. И. К психологии личности как развивающейся системе // Психология формирования и развития личности. М.: «Наука», 1981. — С. 3−19.
  12. Л.И. Принцип связи сознания и деятельности и методология психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: «Наука», 1969. -135 с.
  13. Т.И. Взаимосвязь потенциального и актуального в развитип личности //Психология формирования и развития личности. -М.: «Наука», 1981. 364 с.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. — 104 с.
  15. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М. МГУ, 1990. — 367 с.
  16. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: «Мысль», 1976. — 158 с.
  17. Ю.К. Оптимизация процесса обучения.-М., 1977.-с.4−17
  18. Ю.С., Шакурова З. А. К проблеме онтогенеза, интегральной индивидуальности // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Пермь, 1988.-С. 23−24.
  19. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд А. М. Метод исследования уровня субъективного контроля. Психологический журнал.- 1984, № 3.
  20. Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности // Вопросы психологии. -1988. № 4.
  21. Т.Ф. Типологический анализ произвольных действий в структуре целостной индивидуальности. Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1994. -46 с.
  22. М.Е. Методика психологических наблюдений над детьми. Избранные психолог. Произведения / Под ред. В. Н. Мясишева и B.C. Мерлина. М., 1975.
  23. Н. Статистические методы в психологии. М.: «Мир», 1964.71с.
  24. И.И. Взаимосвязь индивидуальных типологических и видовых характеристик темперамента // Очерки теории темперамента. Пермь. 1973.-С. 110−128.
  25. В. В. Вклад B.C. Мерлина в разработку теории интегральной индивидуальности // Человек как интегральная система. Ростов-на-Дону, 1988. -С. 3−8.
  26. В.В. Возрастные изменения структур интегральной индивидуальности // Формирование профессиональной личности учителя. Пятигорск, 1992. — С. И.
  27. В.В. Возрастные и половые различия приспособительной значимости некоторых свойств темперамента // Вопросы психологии. 1978. -N2 — С. 60−63.
  28. В.В. К исследованию влияния типов темперамента на эффективность индивидуальной и совместной деятельности // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 113−120.
  29. В.В. Концепции иерархических моделей темперамента // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. -Вып. 2. — С. 56−70.
  30. В.В. Математическая модель взаимодействия свойств в структуре типа темперамента // Экспериментальные исследования личности и темперамента. Пермь, 1971. — С. 23−44.
  31. В.В. Общевидовые нелинейные инварианты экспериментальной психологии и личности. Пермь, 1970,-Вып. 6. — С. 213−232.
  32. В.В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента //134 Типологические исследования по психологии личности. -Пермь, 1967. Вып. 4. — С. 35−59.
  33. В.В. Применение принципов теории систем к исследованию психодинамического уровня интегральной индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1981.-С. 16−30.
  34. В.В. Проблема типа темперамента в современной дифференциальной психологии // Психологический журнал, 1981. Т. 2, N1. — С. 45−55.
  35. В.В. Психологические симптомокомплексы и инварианты темперамента. Автореф. дис. докт. психол. наук -М., 1982. 38 с.
  36. Белоус В. В Пути гармонизации темперамента и деятельности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 65−71.
  37. В.В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности. Пятигорск, 1993. -140 с.
  38. В.В. Место и роль интегральной индивидуальности в современной науке // Психологический журнал. 1998.-Т.19, № 1,-С.47−53.
  39. В.В. Характеристика интегральной индивидуальности и критерии распознавания // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 102−107.
  40. В.В., Дрокина И. Н. Своеобразие структур интегральной индивидуальности у старшеклассников в зависимости от сплоченности учебных групп //Вопросы психологии. 1997, № 4, — С. 128−137.
  41. В.В., Щебетенко А. И. Человек как интегральная индивидуальность. Пятигорск, 1996. — 203с.
  42. В.В., Мнхитарьянц Е. Я. Влияние разноуровневых основ интегральной индивидуальности на результативность совместной мыслительной деятельности // Формирование профессиональной личности учителя. Пятигорск, 1992. — С. 12.
  43. В.В., Найманов А. Т. Диагностический подход к распознаванию различных иерархических уровней индивидуальности// Взаимосвязь формирования личности и коллектива. Рига, 1989. — С. 29.
  44. Л. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М.:"Наука", 1973.-С.38−44.
  45. Л. Общая теория систем обзор проблем и результатов // Системные исследования. — М.: «Наука», 1969. — С. 57−62.133
  46. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: «Наука», 1973. — 270 с.
  47. JI.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.:"Просвещение", 1968. С. 464.
  48. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1978.-№., — С. 41−56, № 4., — С. 23−35.
  49. A.B. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал. 1992., № 6.
  50. A.B. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.
  51. И.А., Магомед-Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. М.: МГУ, 1991. -144 с.
  52. Л.Д. О взаимодействии ортогональных симптомоком-плексов при характеристике типа темперамента //• Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь, 1970. С. 233−243.
  53. .А., Хрусталева Т. М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя // Вопросы психологии.-1994.-№ 4 -с. 73−81.
  54. П.В. Влияние элементов педагогической техники на осознаваемые и неосознаваемые компоненты психики // Психическая саморегуляция в педагогическом процессе.-Пермь, 1977.-С.56−65.
  55. Ш. М. Влияние типа темперамента на динамические особенности речемыслительной деятельности школьников в спокойной и затрудненной ситуации // Теоретические и прикладные проблемы подготовки учителя иностранных языков. Пятигорск, 1990. — С. 22.
  56. Ш. М. Влияние темперамента на продуктивность речемыслительной деятельности школьников в спокойной и стрессовой ситуациях. Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1991. — 20 с.
  57. Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. М.: «Педагогика», 1980. — 152 с.
  58. М.Л. Конфликт в подростковом возрасте и социальные ожидания // Психологические исследования. Тбилиси/1966. — С. 44−48.
  59. И.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса устарших школьников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. — Вып. 2, — С. 71−78.
  60. В.В. Ведущие социогенные потребности в подростковом возрасте // Серия философии, психологии, экономики и права. Тбилиси, 1978, № 1, — С. 118−120.
  61. В.В., Лушин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М.: ИКА «Москва», 1990.-64 с.
  62. Л.В. Научно- педагогические основы выявления и профилактики отклонений в поведении сельских подростков. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1992. — 22 с.
  63. В.Н. Экспериментальная психология.- М."Инфра-М", 1997. 255с.
  64. И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. -М.: «Педагогика», 1975. С. 142.
  65. И.В. Формирование личности в переходный (от подросткового к юношескому возрасту) период//М.:"Педагогика", 1987. С. 184.
  66. A.A. Личность и коллектив.-Л., 1976.-125с.
  67. Ю.М., Сосновский Б. А. Мотивационно-смысловые связи в структуре направленности человека // Вопр.психол., № 6,1989. С. 100−108.
  68. В.П. Возможна ли поэтическая антропология. М., 1994.
  69. Л.А. Характеристика структур интегральной индивидуальности педагогов в зависимости от этапов их профессиональной деятельности: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1998.
  70. А.И. Общительность и темперамент школьников Пермь, 1961.-105 с.
  71. С.А. О влиянии структуры учебного материала на развитие структуры интегральной индивидуальности учащихся // Материалы научн. конф. «Взаимосвязь системы научных знаний и методов преподавания физики».- М.:МГПУ, 1998-с. 115−116.
  72. С.А., Маслак A.A. Особенности сравнительного анализа многофакторного многомерного эксперимента // Материалы науч. конф. «Оценка эффективности образовательных инноваций и технологий» (2−4 июня 1999 г.)-Славянск-на-Кубаяи.-с.6−17.
  73. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности. -Казань, 1969.278 с.
  74. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань, 1969. — 277 с.
  75. Е.А. О научной деятельности и личности В.С.Мерлина // Индивидуальность человека: условия, проявления и развитие.-Пермь, 1988.-С.4−6.
  76. Э.П. О влиянии разноуровневых свойств индивидуальности на обучение иноязычной диалогической речи // Человек как интегральная система. Ростов-на-Дону, 1988. — С. 58−65.
  77. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: «Просвещение», 1989.255 с.
  78. А.П. «Деятельность психологии личности» в концепции Г. Крампена // Вопр. психол. -1990. № 2. -С. 159−164.
  79. Т.В. Экспериментальное исследование структур интегральной индивидуальности у городских и сельских школьников с различной мотивацией достижения успеха: Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1996.
  80. А.П. О подростках. М.: «Педагогика"Д970. — 272 с.
  81. А.И. Активность, направленность и саморегуляция в психической структуре индивидуальности человека. Свердловск, 1987. — С. 3−15.
  82. А.И. Системно-структурный анализ активности интеллектуальных действий человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1986. -С. 10−20.
  83. В.А. Психология обучения и воспитания школьников.-М., 1976.-С.294−299.
  84. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода // Психол. журн., 1982. № 3. — С. 3−14
  85. А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972. — 575 с.
  86. .Ф. Личность в системе общественных отношений // Психол. журн., 1981. -№ 1, — С. 3−17.
  87. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: „Наука“, 1984. — 444 с.
  88. Д., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. -М.: „МИР“, 1967.-144 с.
  89. К.В. Зависимость структур интегральной индивидуальности подростка от социальных условий бытия // Формирование профессиональной личности учителя. Пятигорск, 1992. — С. 197−199.
  90. К.В. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности подростка в зависимости от социальных условий жизнедеятельности. Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1992. — 20 с.
  91. М.В., Саблина Т. А. Некоторые аспекты развития мотивации достижения в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические вопросы обучения и воспитания дошкольников и младших школьников: Сб. науч. ст. -Волгоград: Перемена, 1991. -16 с.
  92. В. М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. -М.: „Просвещение“, 1985. 317 с.
  93. B.C. Взаимодействие иерархических уровней в системе взаимосвязей „человек-общество“ //Вопр.психологии, 1975. № 5. С. 3−12.
  94. B.C. Индивидуальная система деятельности как опосредствующее звено в связях между разноуровневыми свойствами индивидуальноста II Проблемы психологии лич- ности.-М., 1982.» С. 185−192.
  95. B.C. Личность как предмет психологического исследования. -Пермь, 1988.-80 с.
  96. B.C. Личность и общество. Пермь, 1990. — 91 с.
  97. B.C. Опыт изучения онтогенеза интегральной индивидуальности // Вопр. психологии. 1977. № 5. — с.88−98.
  98. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: «Педагогика», 1986. — 254 с.
  99. B.C. Очерк теории темперамента. М.: «Педагогика», 1986, — 254 с.
  100. B.C. Проблемы интегральной характеристики индивидуальности в дифференциальной психофизиологии //Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. Пермь. 1976. — С. 4−14.
  101. B.C. Системный подход к онтогенезу интегральной индивидуальности // Психология формирования и развития личности. М., 1981. С. 87−105.
  102. B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. Пермь, 1990. — 109 с.
  103. B.C. Типы зависимостей свойств темперамента от свойств нервной системы // Вопр. прсихологии. 1973 — № 6. С. 37−50.
  104. B.C. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. — 173 с.
  105. B.C. Психология индивидуальности. Избранные психологические труды / Под Ред. Е. А. Климова. Москва-Воронеж, 1996.
  106. Л.В. Динамика структур интегральной индивидуальности студентов в зависимости от специфики учебной деятельности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1993. — 21 с.
  107. А.Т. Исследование взаимосвязи темперамента и личности по принципу интегральной характеристики индивидуальности // Теоретические и прикладные проблемы подготовки учителя иностранных языков.1. Пятигорск, 1990. С. 39.
  108. А.Т. Экспериментальное исследование проблемы распознавания разноуровневых основ индивидуальности студентов педвуза. Авто-реф. дис. канд. психол.наук. Ростов-на-Дону, 1991. — 200 с.
  109. В.Д. Избранные психологические труды. -М.: «Педаго^ гика», 1990. 403 с.
  110. В.Д. Современное состояние факторного анализа // Психофизиологические исследовавши индивидуальных различий. М.:: «Наука», 1976. — С. 34−56.
  111. P.C. Психология. Общие основы психологии.-2-e изд.-М.: Просвещение: Владос, 1995, — 576с.
  112. .А. Очерки теории интегративной антропологии, — Москва-Майкоп: Изд-во Адыгейского ун-та, 1995.-202 с.
  113. .А., Соловьева С. А., Черкасова P.C. Влияние соматотипа к типа темперамента на индивидуальные различия в эффективности двигательной памяти // Человек как интегральная система. Ростов-на-Дону, 1988,-С. 8−20.
  114. Н.В. Тип темперамента и стиль совместной учебной деятельности. Автореф. дис. канд. психол.наук. Тбилиси, 1988. — 20 с.
  115. А.И. Особенности взаимоотношений разноуровневых свойств интегральной индивидуальности в раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1991. — 200 с.
  116. И.П. Полное собрание сочинений. Изд.2-е.-Т.З.-Кн.2-М.-Л., 1951−1952.
  117. Педагогическая энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1965.-Т.2.-С.739.
  118. A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии.-1981 ,-№ 2.-с.40−47.
  119. . Психология, междисциплинарные связи и система наук.
  120. Материалы международного психологического конгресса. М., 1966.
  121. . Избранные психологические труды. М.: «Просвещение», 1969. — 659 с.
  122. И.Х. Зависимость связи между направленностью личности, обпрггельностью и межличностными отношениями старшего школьника от индивидуальной организации деятельности. Автореф. дне.. канд.психол. наук. Пермь, 1977. — 16 с.
  123. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича М.: «Педагогика», 1981. — 232 с.
  124. Психология индивидуальности в трудах B.C. Мерлина и ее развитие в современном человекознании. Под ред. В. В. Белоуса, — Пятигорск: Изд-во Пятигорск. Лингвист. ун-та, 1998.- 186с.
  125. Психология современного подростка / Под ред. Д. И. Фельдштейна: Научн.-исслед. Ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР, — М.: Педагогика, 1987, — 240с.
  126. К. Введение в методы экспериментальной психологии. -Тарту, 1986. 329 с.
  127. Н.И. Психология личности. М.: Наука, 1987.- 200с.
  128. Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2-х кн,-KH.1.-M.: ВЛАДОС, 1998.-384 с.
  129. С.Л. Бытие и сознание. М.: Акад. наук СССР, 1957.328 с.
  130. С.Л. Основы общей психологии: В 2 Т. -М.: «Педагогика», 1989.
  131. С.Л. Проблемы общей психологии М.: «Педагогика», 1976. — 423 с.
  132. С.Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии. 1957. № 3.
  133. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  134. В.М. Некоторые основания специальной теории интегральной индивидуальности человека // Интегральное исследование индивидуальности: теоретические и педагогические аспекты. Пермь, 1988. — С. 3−11.
  135. В.М. Дифференциально-психофизиологический подход к изучению интегральной индивидуальности человека / Проблемы интегрального исследования индивидуальности и педагогические аспекты. Под ред. В. В. Белоуса. Пермь, 1984. С.3−12.
  136. В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности: Методическое пособие. М., 1997.
  137. В.Э. О понятии индивидуальности //Методологические и социальные проблемы медицины и биологии. М., 1989. — № 7 — С. 109−112.
  138. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989. — 206 с.
  139. Е.А. Лонгитюидное изучение некоторых соотношений возрастной и типологической характеристики психофизиологических свойств в подростковом и юношеском возрасте // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1977. — С. 88−108.
  140. М.И. Личность человека и ее индивидуальность: связь между ними, условия их проявления и развития // Индивидуальность человека: условия проявления и развития. Пермь, 1988. — С. 49−50.
  141. Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: «Прогресс», 1982. -231 с. 145
  142. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: ЛГУ, 1972. 429 с.
  143. Т.С. Об опыте формирования общественной направленности личности на основе интегральной характеристики индивидуальности // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. С. 97.124.
  144. .М. Избранные труды: В 2 Т. М.: «Педагогика», 1986.
  145. .М. Проблемы индивидуальных различий. М.: АПН, 1961.536 с.
  146. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.451с.
  147. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. -М.: «Прогресс», 1987. 232 с.
  148. Л.М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. -М.: Просвещение, 1991.-228 с.
  149. И.Ф. Педагогика // Учебное пособие. М.: Юрист, 1997.-С.462−475.
  150. X. Мотивация и деятельность. М.: «Педагогика», 1986. -T.I — 405 с.
  151. A.C. Влияние некоторых индивидуально-типологических особенностей на динамику общения в малых группах // Общение как предмет теоретических и прикладных исследований: Тез. Всесоюз. Симп., 29−31 марта 1973.-С.175−176.
  152. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии // Психолог, журн., 1993. -№ 5.
  153. Ш. И. Потребность престижа, потребность быть свободным и самостоятельным и пути их воспитания в переходном возрасте // Некоторые вопросы психологии и педагогики социогенных потребностей. -Тбилиси, 1974. -С. 44−82.
  154. Т. Социальная психология. М.: «Прогресс», 1969. — 534с.
  155. Ф.М. Своеобразие структуры интегральной индивидуальности студентов на разных ступенях обучения// Формирование профессиональной личности учителя. -Пятигорск, 1992 г.-С.174−179.
  156. E.B. О естественной природе и социальной сущности человека // Соотношение биологического и социального в человеке: Материалы к симп. в г. Москве, сентябрь 1975 г.- M., 1975.-С.22−36.
  157. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития // Вопр. психол. -1971. № 4.
  158. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности // Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978.-391 с.
  159. Г. П. Сравнительное исследование интегральной индивидуальности у корабельных специалистов при обучении в экстремальной деятельности: Автореф. канд. дис. Ставрополь, 1997.
  160. Allport.F. Social Psychology. -Boston, 1924.
  161. Atkinson J. et. al. A theory of achievement motivation. N.Y., 1956.
  162. Becker. W. Cortical inhibition and extraversion-introversion. -J.abnorm.acc.Psychol.,-1960,V.61.
  163. Cattell R.B. Handbook of multivariable Experimental Psyhology. Chicago,! 966.
  164. Cattell R.B. Personality and motivation: Strucktureand measurement. -New York, 1957.-948 p.
  165. Cattell R.B., Eber H.W., Tatsuoka M.M. Handbook of the sixteen personality factor test. Illinois, 1970. — 700P.
  166. Child G.I. Personality in the culture // HandbookPersonality Theory and Research. Chicago, 1968. — P. 145.
  167. Eysenck H.J. Dimensions of personality. L., 1947.
  168. Eysenck H.J. The Structure of Human Personality.-London, 1971.-476p.
  169. Moreno J.L. Die Grundlagen der Sociometrie. Wege zur Verordnung der Gesellschaft.-Koeln, 1954.-358S.
  170. Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. V.l.A. Theory of Personality. New York: Norton&Company, 1955.-556p.
  171. Rim.Y. Styles of attribution and of coping // Personality and individual Differences, 1990,11,9, PP.973−976.
  172. Rogers C.R. Client-Centered Therapy.- Boston: Houghton Mifllin, 1951.
  173. Stern W. Die differentialle Psychology in intren methodischen Grundlagen.- Leipzig, 1921, — B.IX.- 545 S.
  174. Strelau J. The general and partial nervous system types-data and theory// Biological Bases of individual Behaviour.- N.Y., L., 1972., — P.62−73.
  175. Strelau J. Tenperament, Personality, Activity.- L., N. Y, 1983.
  176. Thurstone L.L. Multiple-factor analyses.- Chicago, 1947.
  177. Witkin H.A. et al. Psychological differentiation.- New York: Wiley, 1974.-350 p.
  178. Источник Сумма Степени Средний Ргаблдисперсии квадратов свободы квадрат Бэксп (а = 0,05)
  179. Фактор, А 566,3 1 566,3 18,81* 3,90
  180. Фактор В 2302,8 1 2302,8 4,63* 3,90
  181. Взаимод. АВ 43,1 1 43,1 0,35 3,90
  182. Фактор С 28,1 1 28,1 0,23 3,90
  183. Взаимод. АС 56,4 1 56,4 0,02 3,90
  184. Взаимод. ВС 2,8 1 2,8 0,46 3,90
  185. Взаимод. ABC 66,3 1 66,3 0,54 3,901. Ошибка 18 607,0 152 122,4 1. Всего 21 672,0 159
Заполнить форму текущей работой