Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности: В период взрослости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования обусловлена необходимостью определения психологических особенностей конфликтов профессионального самоопределения в период взрослости, факторов, детерминирующих их развитие, психологических изменений самосознания, происходящих в процессе переживания конфликтов, а также способов поведения в ситуации конфликта. Актуальность работы определяется и практическими задачами, связанными… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
  • LL Современное состояние проблемы конфликта в социально-психологических исследованиях
    • 1. 2. Феноменология и типология конфликтов профессионального самоопределения личности
  • L3 Факторы, детерминирующие конфликты профессионального самоопределения личности
  • L4 Способы поведения в ситуации конфликта профессионального самоопределения
  • Выводы, но иервойглаве.,.,.,.&bdquo-.".,.,.&bdquo
  • ГЛАВА I. L ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ гарЪфЕССЙОЙАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
    • 2. 1. Обоснование методологии исследования
    • 2. 2. Описание этапов исследования
    • 23. Обоснование выбора методов исследования .",
  • Выводы по второй главе
  • ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Исследование конфликтов профессионального самоопределения личности в психобиографиях испытуемых
    • 3. 2. Исследование факторов, детерминирующих конфликты профессионального самоопределения. ."
      • 3. 3. Исследование половозрастных аспектов конфликтов профессионального самоопределения
      • 3. 4. Способы поведения в ситуации конфликтов профессионального самоопределения
      • 3. 5. Психотехнологии преодоления конфликтов профессионального самоопределения личности
  • Выводы по третьей главе

Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности: В период взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социально-экономические процессы последних лет в нашей стране сущеез венно отразились на поведении личности в профессиональной сфере. Оно ха рактеризуется не просто вхождением человека в профессию, а одновременно ] формированием им самим своей профессиональной деятельности.

Применительно к любому человеку профессиональное самоопределение рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней активностью личности. В качестве движущих сил выступают внут-риличностные противоречия, создающие раздвоение единого в сознании человека, проблемную напряженность профессионального самоопределения. Это дезадаптация, кризисы, конфликты и стагнация (А.Г. Амбрумова, Л.И. Анцы-ферова, С. Н. Безносов, С. Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, Л. А. Коростелева, О. В. Кузьменкова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В.А. Сласте-нин, А. И. Щербаков и др.).

Профессиональное самоопределение личности нередко означает конфликт. Но так как речь идет о самоопределении, то этот конфликт носит внутрилично-стный характер.

Конфликты профессионального самоопределения личности выражаются в нарушении психологического равновесия, осложнении, затруднении основных видов деятельности, невозможности реализации планов и программ до тех пор, пока не разрешится противоречие.

Конфликты профессионального самоопределения личности сопровождаются рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей, коррекцией социально-психологической позиции (Л.А. Анцыферова, Н. В. Гришина, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Б. Ольшанский и др.). Знание механизмов, которые управляют ходом внутренних конфликтов личности, особенностей и закономерностей их протекания позволит построить некоторую рабочую схему их разрешения. Затягивание конфликта грозит перерасти в кризис, который, в свою очередь, может завершиться крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк).

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью определения психологических особенностей конфликтов профессионального самоопределения в период взрослости, факторов, детерминирующих их развитие, психологических изменений самосознания, происходящих в процессе переживания конфликтов, а также способов поведения в ситуации конфликта. Актуальность работы определяется и практическими задачами, связанными с разработкой психотехнологий разрешения конфликтов профессионального самоопределения личности, которые могут стать одним из рычагов интенсификации личностного и профессионального развития.

Тема исследования была определена на основе анализа противоречия между потребностью сохранения полноценной профессиональной деятельности путем успешного разрешения конфликтов профессионального самоопределения личности и неразработанностью данной проблемы в педагогической психологии.

Объект исследования — конфликты профессионального самоопределения личности в период взрослости как психологический феномен.

Предмет исследования — психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости.

Цель исследования — определить психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости и психотехнологии их разрешения.

Данная цель определяет постановку следующих задач:

1.Дать психологическую характеристику конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости на основе анализа психолого-педагогических исследований.

2. Определить признаки конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости и разработать процедуру диагностики внутренних конфликтов.

3. Составить типологию конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости.

4. Выявить факторы, детерминирующие конфликты профессионального самоопределения личности в период взрослости.

5. Изучить межвозрастные и половые аспекты конфликтов профессионального самоопределения личности.

6. Установить способы поведения в ситуации внутреннего конфликта и разработать психотехнологии их разрешения.

Гипотезой исследования послужили следующие предположения:

• конфликты профессионального самоопределения возникают в процессе нахождения личностного смысла в профессиональной деятельности на разных этапах возрастного развития;

• конфликты профессионального самоопределения порождаются рассогласованием между содержанием мотивационно-потребностной сферы и уровнем достижений в профессиональной деятельности;

• типы и виды конфликтов профессионального самоопределения обуславливают изменения самосознания, затрагивающие мотивацион-ную, операциональную, либо смысловую стороны его жизнедеятельности;

• способы поведения в ситуации конфликта зависят от уровня интернально-сти, готовности личности к саморазвитию, половозрастных особенностей личности.

База исследования. Исследование проводилось в период с 1996 по 2000 год в ТюмГНГУ филиале г. Новый Уренгой. Было обследовано 358 студентов заочного отделения в возрасте от 21 до 47 лет. Специфика экспериментальной выборки состояла в том, что все испытуемые имеют завершенное среднее специальное образование и работают в различных профессиональных сферах.

Методологической и теоретической основой исследования послужили системный, личностный и культурно-исторический подходы, а также принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннегоисследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Славской [6], Б. Г. Ананьева [10], А. Г. Асмолова [14], Б. Ф. Ломова [78], Г. В. Суходольского [146], В. Д. Шадрикова [170]- психологические теории профессионального становления Э. Ф. Зеера [57], Е. А. Климова [67], И. С. Кона [69], А. К. Марковой [84], П. Г. Щедровицкого [173]- работы по проблемам внутренних противоречий Л. И. Анцыферовой [13], Е. А, Донченко [51], Л. М. Митиной [93], В. Б. Ольшанского [102] и др.- исследования кризисов профессионального становления Э. Ф. Зеера [58], Т. В. Кудрявцева [76], Н. С. Пряжникова [117], В. А. Сластенина [140] и др.- теории профессионального развития А. Маслоу [85], Дж. Сьюпера [96], Дж. Холланда [183].

Достоверность и надежность данных, полученных в исследовании, обеспечивалась опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения профессионального становления личности, разработанные в отечественной психологии, применением научно-обоснованных методов исследования, а также сочетанием количественного и качественного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий Пирсона, контент-анализ и др.).

Научная новизна и теоретическая значимость работы. Определены психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности. Предложена типология конфликтов профессионального самоопределения личности. Выявлены признаки конфликта профессионального самоопределения личности и разработана процедура диагностики внутренних конфликтов. В процессе исследования факторов, детерминирующих конфликты профессионального самоопределения личности в период зрелости, выявлено преобладание субъективной детерминации над объективной.

Возраст и пол, как показало исследование, обуславливают тип конфликта профессионального самоопределения личности, факторы их детерминирующие, и способы поведения в ситуации конфликта. Описаны способы поведения в ситуации конфликта и разработаны психотехнологии разрешения конфликтов профессионального самоопределения.

Полученные в исследовании данные, дополняют имеющееся в отечественной психологии понимание особенностей конфликтов профессионального самоопределения личности, углубляют знания об изменениях, происходящих в самосознании личности в процессе переживания конфликта профессионального самоопределения и психотехнологиях их разрешения.

Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы в профессионально-образовательном процессе гуманитарных и технических вузов. Знание психологических особенностей конфликтов профессионального самоопределения личности будет полезно профессиональным консультантам, так как человеку бывает сложно самостоятельно продуктивно отрефлексиро-вать возникшие у него проблемы.

Психотехнологии разрешения конфликтов могут быть использованы в работе практических психологов при организации психологической помощи. Результаты диссертационного исследования включены самостоятельным разделом в программу спецкурса «Профессиональное самоопределение», факультета «Социальный менеджмент» ТюмГНГУ филиала в г. Новый Уренгой.

Апробация результатов исследования. Основные положения по теме исследования были обсуждены на областной научно-практической конференции работников средних специальных учебных заведений «Современные образовательные технологии» (Тюмень 1995 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск 1998 г.), на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы профессионального образования» (Тобольск 1998 г.), на 4-ой межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск 1999 г.), на 1-й межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (С-Петербург 2000 г.), в журнале «Специалист», 1999, № 2.

Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры общей и практической психологии ТГПИ им. Д. И. Менделеева, на заседании кафедры социальной и прикладной психологии Уральского государственного профессионально-педагогического университета, на заседании учебно-методического Совета ТюмГНГУ филиала в г. Новый Уренгой.

По теме исследования в печати опубликовано 10 работ.

Выводы по третьей главе.

На основании проведенного исследования можно сделать следующие вывс ды:

1. Конфликт профессионального самоопределения, являясь внутриличност ным, возникает на стадии обострения внутренних противоречий, обусловлен ных нахождением личностного смысла в профессиональной деятельности, чтс указывает на нормальный ход развития личности.

2. Типы и виды конфликтов профессионального самоопределения зависят от возраста, пола, личностных особенностей человека, уровня профессиональной зрелости.

3. Критерий деятельности лег в основу выделения типов и видов конфликтов профессионального самоопределения в период взрослости. Возникновение определенного вида конфликта обусловлено субъективной значимостью его для личности. Конфликт профессионального роста является актуальным для большинства индивидов (80,28%).

4. Внутренний конфликт профессионального самоопределения является кульминационной стадией назревшего противоречия и детерминируется преимущественно субъективными факторами в процессе взаимодействия личности и профессии. Удельный вес объективных факторов незначителен, что указывает на роль внутренней активности в профессиональном развитии личности. В качестве основных факторов, детерминирующих конфликты профессионального самоопределения, выделяются (по степени выраженности):

• изменение уровня притязаний и самооценки;

• потребность в самоутверждении и самореализации;

• изменение профессиональных установок;

• неудовлетворенность профессиональным статусом;

• неудовлетворенность уровнем заработной платы;

• неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности и др.

5. Способы поведения в ситуации конфликта характеризуются разной направленностью: конструктивной, профессионально-нейтральной, деструктивной. Выбор способов поведения обуславливается зрелостью личности. Адекватное осознание внутриличностных противоречий, развитые рефлексивные навыки характерны для большинства испытуемых (57%) и обуславливают использование инициативного способа поведения в ситуации конфликта. В случае недостаточного развития самосознания способы поведения могут характеризоваться как защитный, пассивный, депрессивный, аффективно-агрессивный.

6. Психотехнологии, направленные на развитие рефлексивной культуры, осознание имеющихся личностных ресурсов, развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к конструктивному преодолению конфликтов профессионального самоопределения представляют собой различные формы психокоррекции, психодиагностики, психопросвещения и психопрофилактики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В ходе реализации поставленных задач, мы получили достаточный объем теоретической и эмпирической информации, подтверждающей правомерность выдвинутой гипотезы. По результатам опытно-поискового исследования сформулированы выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.

1. Конфликты профессионального самоопределения возникают в процессе нахождения личностного смысла в профессиональной деятельности на разных этапах возрастного развития, что указывает на нормальный ход развития личности.

2. В основу классификации типов и видов конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости положен критерий деятельности. Выделяют мотивационно-потребностные, когнитивно-деятельностные, поведенческие, смысловые конфликты. Возникновение определенного типа конфликта обусловлено его субъективной значимостью для личности. Конфликт профессионального роста является наиболее актуальным для большинства (80,28%) испытуемых.

3. Уровень «эмоционального выгорания» может служить косвенным признаком конфликта профессионального самоопределения. Процедура диагностики заключается в комплексном использовании блока методик, отвечающих задачам выявления и описания конфликтов профессионального самоопределения.

4. Внутренний конфликт профессионального самоопределения является кульминационной стадией назревшего противоречия и детерминирован рассогласованием между содержанием мотивационно-потребностной сферы и уровнем достижений в профессиональной деятельности. Субъективные факторы в детерминации конфликтов доминируют над объективными.

5. Переживание различных типов и видов конфликтов профессионального самоопределения в период взрослости обуславливает изменения сознания и затрагивает мотивационно-потребностную, операциональную, либо смысловую стороны его жизнедеятельности.

6. Способы поведения в ситуации конфликта характеризуются разной направленностью: конструктивной, профессионально-нейтральной, деструктивной и связаны с уровнем интернальности, готовностью к саморазвитию половозрастными характеристиками личности.

7. Психотехнологии, направленные на развитие рефлексивной культуры, осознание имеющихся личностных ресурсов, развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к конструктивному преодолению конфликтов, представляют собой различные формы психодиагностики, психокоррекции, психопросвещения и психоконсультирования.

Перспективы дальнейших исследований.

Данная проблема не является исчерпанной. Еще предстоит изучить взаимосвязь сферы профессиональной деятельности и типов конфликтов профессионального самоопределения личности, влияние стадий профессионального самоопределения на тип переживаемого конфликта, выявить признаки, позволяющие увидеть конфликты профессионального самоопределения без громоздких процедур исследования и др.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Введение в практическую психологию. — М., 1994. — 237 с.
  2. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 704 с.
  3. А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1996. — с.138
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. — 286с.
  5. Акмеология профессионального самосознания в изменяющейся среде // Но-ол., экология ноосферы здоровье и образ жизни: Мат. Международной научной конференции. Санкт Петербург, 22−24 марта, 1996. — С-Пб, 1996. -С.247−248
  6. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология. М., 1980. — 335 с.
  7. Абульханова-Славская К. А. Новое в психологии профессий // Психологический журнал. 1997. — Т. 18 № 4. — С. 142−144.
  8. Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. -М., 1991. 299 с.
  9. Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития личности. // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 145−149.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. // Избранные психологические труды. М., 1980. — Т.1. — 159с.
  11. П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
  12. Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. — Т.1. — № 2. — С. 52−60
  13. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т.15. — № 1. — С. 3−16.
  14. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.-104 с.
  15. А.Г. Психология личности:5 Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367с.
  16. Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 1993. — 16 с.
  17. А.М., Друзь В. А. Конфликтология: Учебн. пособие для вузов. -Харьков: Ун-т внутр. дел, 1997. 352с.
  18. О.П. Влияние смены профессии на направленность личности: Авто-реф. дисс. канд. психол. наук / Ставропольский гос. техн. Ун-т. Ставрополь, 1996. -19 с.
  19. А.С. и др. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург: Глаголь, 1995. — 88 с.
  20. Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. -2000. № 1. — С.87−96.
  21. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.
  22. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: «Филинъ», 1996. — 472 с.
  23. В.В., Ковалев А. Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения // Психологический журнал, 1983. № 3. — С. 29
  24. Е.Г. Концепция качества жизни и теория качества трудовой жизни как ее дальнейшее развитие и конкретизация // Социально-экономические вопросы становления рыночных отношений. С-Пб., 1997. — 4.1. — С. 17−20
  25. В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. С-Пб: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 379 с.
  26. Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1980. — С. 159−177.
  27. Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1993. № 4. — С. 45
  28. С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1980. № 2. — С. 3−13
  29. Бюллётень Клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. — Вып. 1.
  30. Ф.Е. Психология переживания: анализ, преодоление критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 107
  31. JI. Женщина и карьера. С-Пб.: Питер Паблишмент, 1997. — 288с.
  32. И.А., Галицына О. В., Гребеников В. А., Знакова Т. А. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С.43−52.
  33. JI.C. Проблема возраста // Собрание сочинений. М., 1984. — Т.4.- С. 121,282, 341
  34. О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С.65−71.
  35. П.Б. Избранные труды. -М.: Медицина, 1964
  36. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебн. пособие. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272с.
  37. Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1968. -Т.1.-245 с.
  38. Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.-495 с.
  39. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. -С. 32
  40. Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988
  41. В.А., Масалков И. К. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. М.: Изд-во «Совершенство», 1999. -400 с.
  42. Е.В. Феномен самореализации в гуманистической психологии // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — С. 79−87
  43. P.M. Элементы практической психологии. 3-е изд. с изм. и доп.- С-Пб.: Свет, 1997. 608 с.
  44. С.С. Теория и практика «профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: дисс. докт. пед. наук. М., 1993. — 32 с.
  45. Н.В. Психология межличностного конфликта: Афтореф. дисс. докт. психол. наук / Санкт-Петербург: гос. ун-т. С-Пб, 1995. — 36 с.
  46. Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психология производственных конфликтов и воспитания. Л., 1977
  47. С.А. Автобиография как метод самоанализа и познания общества (учебное пособие). М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1996. — 44 с.
  48. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства и руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993. — 75 с.
  49. .И. Эмоциональная направленность личности: дисс. докт. психол. наук. Симферополь, 1978. — 412 с.
  50. Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. 2-е изд., доп. — К.: Политиздат Украины, 1989. — 175 с.
  51. B.C. Рациональность и основания профессиональной деятельности // Вопросы социологии. М., 1996. — Т.6. — С. 80−82
  52. В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии, 1991.-№ 4.-С. 144
  53. В.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979.-С. 183−236
  54. Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учебн. пособие / Научн. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф. -пед. ун-та, 1999. — 238 с.
  55. История философии / пер. с чеш. И. И. Богута. М.: Мысль, 1995. — 590 с.
  56. Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организационно-деятельностных игр: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1991. 18с.
  57. Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности // Управление персоналом. М., 1997. — № 2. — С. 42−68.
  58. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
  59. Е.А. Проблемы занятости и мотивации труда женщин в условиях перехода к рынку // Человек в системе социальных отношений. М., 1996. -Вып. 2.-С. 170−173
  60. Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 271 с.
  61. Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сообщений на П-й научно-практической конференции по конструктивной психологии, Красноярск, 7−10 июля, 1990. Красноярск, 1990. — 184 с.
  62. Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. С-Пб.: Изд-во «Лань», 1999. -448 с.
  63. X., Фейер Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная пед. академия, 1994. — 620с.
  64. X., Фейер Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты.-М., 1992.-С.93−120
  65. В.И. Метафизика самоопределения / Кемеровский гос. ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 220 с.
  66. Краткий психологический словарь / Ред. сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 512 с.
  67. Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 1983. № 2. — С. 5153
  68. П.И. К вопросу о ценностно-смысловых ориентациях человека // Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тез. докл. и выступлений Всероссийской научной конф. Курск, 1996. -4.1. — С. 172−173
  69. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-448 с.
  70. ЛупьянЯ.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991. -224 с.
  71. А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций. Тексты. -М., 1970
  72. Э. Личность, поведение и профессиональный стресс // Кадры. -М., 1996. № 2. — С.30−31
  73. М.К. Проблема человека в философии / О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — С. 8−21
  74. А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
  75. А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б, Гип-пенрейтер. М.: МГУ, 1982. — С. 108−118
  76. Г. В. Профессиональная мотивация личности в инженерно-технической деятельности // Психологический журнал, 1989. № 3. — С. 6065
  77. Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М., 1981
  78. В.П. Самосозидание как атрибут человека и личности: Дис. в виде науч. докл. канд. филос. наук / Саратовский гос. техн. Ун-т. Саратов, 1996.-12 с.
  79. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1977.— С.182−192
  80. B.C. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии / Под ред. М.М. Коба-нова и др. М., 1966. — С.93−101
  81. М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. -720с.
  82. JI.M. Психология профессионального развития учителя: дисс. докт. психол. наук. М., 1995. — 330 с.
  83. JI.M., Кузьмина О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии, 1998. -№ 3. — С.3−16
  84. О.В. Исследование женского тендерного поведения в социальном и кросскулыурном аспектах // Общ. науки и современность, 1999. № 1. -С.179−191
  85. О. В. Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. 2000. -№ 1. — С.68−87.
  86. И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпе-ра // Вопросы психологии, 1974. № 5. — С.110
  87. Г. Б. Понятие карьеры в психологической науке // Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., 1997. — С. 85−92.
  88. В.Н. Личность и неврозы. М., 1960
  89. В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «образа Я» // Психологический журнал, 1990. — № 5. — С. 74−78
  90. Н.А. Человек на работе: социокультурные доминанты сознания и адаптация к рыночным отношениям // Качество населения Санкт-Петербурга. С-Пб., 1996. — 2. — С. 80−104
  91. Е.П., Харламенкова Н. С. Самоутверждение человека // Вопросы философии. М., 1997. — № 9. — С. 96−117
  92. В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994. -С.191
  93. Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
  94. А.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С.92−105.
  95. Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Кудрявцева. -М.: Юрист, 1997. 196 с.
  96. В.Н. Психология человека: человек и его психические свойства.-С-Пб, 1996
  97. JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989. — 216 с.
  98. . Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1964.- С.229
  99. С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии, 1998. № 2. — С. 3−10
  100. А. Планирование и управление служебной карьерой // Кадры. -М., 1996.-№И.-С. 14−16
  101. К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1995. № 1
  102. Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной 2-е изд., переработка, дополнение. — С-Пб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998. -336 с.
  103. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
  104. Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Суховой и А.А. Дер-кача М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.
  105. Проблемы профессиональной социализации личности / Митина Л. М., Вачков И. В., Грызлова И. Н. и др.- Кемеровский обл. институт усов, учителей. Психол. институт РАО. Кемерово, 1996. — 159с.
  106. Профессионализация в контексте жизни человека // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. научн. конференции института психологии РАН. Москва, 28−30 января 1997. — М., 1997.-С.10
  107. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
  108. Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопросы психологии. 1994. — № 6. -С.64−74.
  109. Психогимнастика в тренинге / Под ред. НЮ. Хрящевой. С-Пб.: «Ювен-та», И.Т., 1999.-256 с.
  110. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. С-Пб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1999. -352с.
  111. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Ми-тиной. М., 1998. — 184 с.
  112. Психология основы профессионально-технического обучения: Проблемы профессионального становления молодежи / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухарева. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
  113. Рабочая книга практического психолога: технологии эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред. А. А. Деркача. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400с.
  114. Развитие жизнеспособной личности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. научн. конференции института психологии РАН, Москва, 28−30 января, 1997. М., 1997. — С.62
  115. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Уч. пособие. перер. и доп. изд. — Московский психолого-социальный институт: Фликта, 1998.-264 с.
  116. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. С-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 336 с.
  117. А.А. Психологический анализ удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 83−87
  118. А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -С-Пб.: Питер Ком, 1999. 416 е.: (Серия «Мастера психологии»)
  119. JI.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: дисс. докт. психол. наук. Л., 1985. — 330 с.
  120. Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. докт. психол. наук / Московский гос. пед. ун-т им. Ленина. -М., 1992.-31 с.
  121. С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер Ком, 1999. -720 е.: (Серия «Мастера психологии»)
  122. К. Групповая психотерапия: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -286 с.
  123. В.К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1995. 18 с.
  124. Т.Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1993. 19 с.
  125. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л, 1979.-264с.
  126. Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1999.-352 с.
  127. Н.И. Структура и динамика межличностных и внутрилич-ностных отношений / АН ГССР, Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 48 с.
  128. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
  129. А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. М.: РАУ, 1992. — 276 с.
  130. В.А., Махар Н. В. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991. — С.37
  131. М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. С-Пб.: ИК «Комплект». — 244 с.
  132. JI. Проблемы личностного самоопределения человека // Философская и социологическая мысль. Киев, 1995. — № 9/10. — С. 50−87
  133. В.И. Основные элементы технологии малоконфликтного поведения // Соц-полит. журнал М., 1997. — № 3. — С.126−136
  134. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983
  135. Г. В. Основы психологической теории деятельности. JI., 1988.-С. 17
  136. Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: Дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 1999.-197 с.
  137. М.М. Особенности самооценки и уровня притязаний в позднем возрасте: Автореф. дисс.канд. психол. наук / Институт развития личности РАО. М., 1996. — 15 с.
  138. Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. Психологическая и психоаналитическая библиотека / Под ред. А. И. Белкина, С. И. Съедина. М., 1992. — С.21
  139. .А. Психологические и методические основы профориен-тационной работы с уч-ся. Киев: Киевский гос. институт усов, учит., 1979. — 23 с.
  140. В.А. Динамическая модель конфликта // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1993. № 3. — С. 42
  141. А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. М., 1997. — № 2. — С.88−93
  142. Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. -№ 6. — С.57−64.
  143. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. -М., 1989. 201 с.
  144. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — С. 95−96
  145. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
  146. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. — 448 с.
  147. Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
  148. Э. Иметь или быть. М., 1990. — 336 с.
  149. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. — С.63
  150. С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1998. — 352 с.
  151. .И. Конфликт и его разрешение условие реального самоопределения // Проблемы самоопределения молодежи. — Красноярск, 1997. — С. 14
  152. Б. И. Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 79−86
  153. X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — Т.1. — 408 е.- Т.2. -392с.
  154. К. Наши внутренние конфликты. М.: Юрист, 1995
  155. К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1996.-31 с.
  156. С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993
  157. Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров // Вопросы психологии, 1986. № 7
  158. Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психологический журнал, 1985. № 4
  159. В.Д. Проблема системного анализа профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  160. JI.С. Психологическая саморегуляция как средство адаптации к учит. Профессии и взаимосвязь убеждения и внимания в пед. процессе. -Пермь, 1978. С. 97 — 104.
  161. М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. -Саратов, 1994.-242 с.
  162. П.Г. Очерки по философии образования. М, 1993
  163. Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344с.
  164. В.А. Педагогическая психология. С-Пб, 1998. — 638 с.
  165. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. — С.134−136
  166. Cooke М. Realizing the post conventional self // Philosophy a. social criticism. — Chestnut Hill (Ma), 1994. — Vol 20. — № ½. — p. 87 — 101
  167. Davies C. The sociology of profession and the profession of gender // Sociology. Oxford, 1996. — Vol. 30, № 4. — p. 661−678
  168. Ermarth M. W. Dilthey: the critique of historical reason, Chi. L., 1978. -p.18
  169. Hesketh B. Personality and adjustment styles: a theory of work adjustment approach to career enhancing strategies // Y. of vocational behavior. N.Y., 1995. -Vol. 46.-№ 3.-p. 274−291
  170. Hesketh B. Status quo effects in decision-making about training and career development // Y. vocational behavior. N.Y., 1996. — Vol. 48, № 3. — p. 324−338
  171. Holland D.L. The Psychology of vocational choice. Waltham: Mass, 1966
  172. Ph. В., Limmerman D. A comparison of the sex-type of occupational aspirations and succuquent achievement // Work, a occupations. Beverly Hills- L, 1995. -Vol. 22. — № 1. — p.73−84.
  173. Lewin K. Vorsatz, will und Bendurfnis. Berlin, 1926
  174. Matsui Tamao. Mechanisms underlying sex differences in career self-effica< expectations of university students // Y. of vocational behavior. -N. Y., 1994. Vol. 45.-№ 2.-p. 177−184
  175. Miller N. Psychotherapie. Berlin, 1961. — p. 129−139f
  176. O’Brien K.M. The influence of psychological separation and parental attach ment on the career development of adolescent women // Y. of vocational behavioi -N.Y., 1996. Vol. 48. — № 3. — p. 257−274
  177. Piotroneska W. Postawy kobiet wobec pracy i ich aspiracje zawodave // Ethos Lublin, 1995. — R.T. — № 1. — S. 117−122
  178. Pithers R.T. Congruence as a predictor of occupational stress // Y. of vocational behavior. N.Y., 1995. — Vol. 46. — № 3. — p. 292−309
  179. Saks A.M. Ashforth B.E. Proactive socialization and behavioral self management // Y. of vocational behavior. — N.Y., 1996. — Vol. 48. — № 3. — p.301−323
  180. Scheler M. Stellung Die. Des men scjien in Kosmos. 1928
  181. Skutch A. Libertad basica // Rev. de filosofia / Univ. de Costa Rica. San Jose, 1996. — Vol. 34. — № 83/84. — p. 205−2111. ДАННЫЕ ОБ ИСПЫТУЕМЫХ
  182. Год Общее количество испытуемых Пол Средний возраст Средний стаж работы Уровень образования
  183. Муж. Жен. Высшее Средн-спец.1997 114 16 98 26,1 6,4 2 1 121 998 128 30 98 26,6 6,4 4 1 241 999 116 22 94 26,8 6,9 4. 1122? 58 68 290 26,5 6,5 10 348
  184. Психобиографическая анкета.
  185. Вам предлагается описать в форме сочинения свою профессиональную биографию, используя в качестве ориентировочного плана войросы анкеты,
  186. Семья и ее влияние на профессиональную биографию (образование и профессия родителей, профессиональная направленность семьи, наличие профессиональной династии).
  187. Социально-экономические условия жизни и их влияние на выбор профессии.
  188. Ваши профессиональные намерения в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, подростничестве и ранней юности (мечты о будущем- интересы, увлечения, идеалы- значимые события и люди).
  189. Выбор профессии и реализация профессиональных намерений.
  190. Начало профессиональной деятельности (ожидания и разочарования- адаптация в коллективе).
  191. Трудовой путь (общий стаж трудовой деятельности- стаж работы по данной специальности- сколько раз, когда и по каким причинам меняли профессию и место работы).
  192. Как повлияла профессия на Вашу личность- на Вашу жизнь? Если бы Вы занимались другой работой, как бы это изменило Вашу личность и судьбу?
  193. Влияет ли супружество и наличие детей на профессиональную биографию?
  194. Влияет ли уровень заработной платы и статус профессии в обществе на профессиональную биографию?
  195. Особенности профессиональной биографии, обусловленные полом.
  196. Повышение квалификации и профессиональная карьера.
  197. Хотели бы Вы, чтобы дети повторили Вашу профессиональную судьбу?
  198. Постройте траекторию профессионального становления. Отметьте кризисные моменты профессиональной биографии.
  199. Планы на будущее (ближайшие 2−3 года, более перспективные планы).
  200. Анализ профессиональной биографии (жизненные цели и реальные достижения- удовлетворенность/неудовлетворенность профессиональной судьбой- переоценка ценностей).1. КОДИРОВОЧНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
  201. Категория, А конфликты профессионального самоопределения личности.
  202. В20 конфликт профессиональных экспектаций,
  203. В21 конфликт неудовлетворенности содержанием и способами деятельности, В22 — статусно-ролевой конфликт- ¦ ВЗ — поведенческий конфликт:
  204. ВЗО адаптационный конфликт, В31—социально-ролевой конфликт,
  205. В32 конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями- В4 — смысловой конфликт:
  206. В40 конфликт нереализованных возможностей, В41 — конфликт самонепринятия и безысходности.
  207. Категория С факторы, детерминирующие конфликты профессионального самоопределения личности:1. С1 объективные факторы:
  208. С101 психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, С102 — новые социально-экономичесике требования,
  209. С103 изменение индивидуального стиля профессиональной деятельности,
  210. С104 случайные события, неблагоприятные обстоятельства, 1. С105 новая должность,
  211. С106 переход на новое место работы,
  212. С107 избыток / недостаток профессиональной информации,
  213. С108 изменение структуры организации,
  214. С109 изменение организационной культуры,
  215. С110 инновации и нововведения в профессиональной деятельности, CI 1 i лрофегсиональные требования-1. С2 субъективные факторы:
  216. С201 изменение профессиональных установок,
  217. С202 изменение уровня притязаний и самооценки,
  218. С203 потребность в самоутверждении и самореализации,
  219. С204 потеря интереса к работе, учебе,
  220. С205 утрата перспективы профессионального роста,
  221. С206 неудовлетворенность профессиональным статусом,
  222. С207 неудовлетворенность уровнем з/пл,
  223. С208 неудовлетворенность вертикальными отношениями в трудовом коллективе,
  224. С209 неудовлетворенность горизонтальными отношениями в трудовом коллективе,
  225. CJ10 изменение отношения к себе как к профессионалу, С211—социально-профессиональная активность, ?212 — неготовность к профессиональному самоопределению, С213 — боязнь изменения привычной жизнедеятельности, С214 — переоценка ценностей,
  226. С215 неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности, С216 — изменение степени ответственности за выполняемую деятельность, С217 — неадекватная оценка своей компетентности (заниженная / завышенная).
Заполнить форму текущей работой