Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности: В период взрослости
Исследования обусловлена необходимостью определения психологических особенностей конфликтов профессионального самоопределения в период взрослости, факторов, детерминирующих их развитие, психологических изменений самосознания, происходящих в процессе переживания конфликтов, а также способов поведения в ситуации конфликта. Актуальность работы определяется и практическими задачами, связанными… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНФЛИКТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
- LL Современное состояние проблемы конфликта в социально-психологических исследованиях
- 1. 2. Феноменология и типология конфликтов профессионального самоопределения личности
- L3 Факторы, детерминирующие конфликты профессионального самоопределения личности
- L4 Способы поведения в ситуации конфликта профессионального самоопределения
- Выводы, но иервойглаве.,.,.,.&bdquo-.".,.,.&bdquo
- ГЛАВА I. L ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ КОНФЛИКТОВ гарЪфЕССЙОЙАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
- 2. 1. Обоснование методологии исследования
- 2. 2. Описание этапов исследования
- 23. Обоснование выбора методов исследования .",
- Выводы по второй главе
- ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Исследование конфликтов профессионального самоопределения личности в психобиографиях испытуемых
- 3. 2. Исследование факторов, детерминирующих конфликты профессионального самоопределения. ."
- 3. 3. Исследование половозрастных аспектов конфликтов профессионального самоопределения
- 3. 4. Способы поведения в ситуации конфликтов профессионального самоопределения
- 3. 5. Психотехнологии преодоления конфликтов профессионального самоопределения личности
Психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности: В период взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Социально-экономические процессы последних лет в нашей стране сущеез венно отразились на поведении личности в профессиональной сфере. Оно ха рактеризуется не просто вхождением человека в профессию, а одновременно ] формированием им самим своей профессиональной деятельности.
Применительно к любому человеку профессиональное самоопределение рассматривается как динамический и непрерывный процесс, детерминируемый внутренней активностью личности. В качестве движущих сил выступают внут-риличностные противоречия, создающие раздвоение единого в сознании человека, проблемную напряженность профессионального самоопределения. Это дезадаптация, кризисы, конфликты и стагнация (А.Г. Амбрумова, Л.И. Анцы-ферова, С. Н. Безносов, С. Г. Вершловский, Э. Ф. Зеер, Л. А. Коростелева, О. В. Кузьменкова, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В.А. Сласте-нин, А. И. Щербаков и др.).
Профессиональное самоопределение личности нередко означает конфликт. Но так как речь идет о самоопределении, то этот конфликт носит внутрилично-стный характер.
Конфликты профессионального самоопределения личности выражаются в нарушении психологического равновесия, осложнении, затруднении основных видов деятельности, невозможности реализации планов и программ до тех пор, пока не разрешится противоречие.
Конфликты профессионального самоопределения личности сопровождаются рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей, коррекцией социально-психологической позиции (Л.А. Анцыферова, Н. В. Гришина, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, В. Б. Ольшанский и др.). Знание механизмов, которые управляют ходом внутренних конфликтов личности, особенностей и закономерностей их протекания позволит построить некоторую рабочую схему их разрешения. Затягивание конфликта грозит перерасти в кризис, который, в свою очередь, может завершиться крушением профессиональных надежд, несостоятельностью профессиональной биографии (Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк).
Актуальность темы
исследования обусловлена необходимостью определения психологических особенностей конфликтов профессионального самоопределения в период взрослости, факторов, детерминирующих их развитие, психологических изменений самосознания, происходящих в процессе переживания конфликтов, а также способов поведения в ситуации конфликта. Актуальность работы определяется и практическими задачами, связанными с разработкой психотехнологий разрешения конфликтов профессионального самоопределения личности, которые могут стать одним из рычагов интенсификации личностного и профессионального развития.
Тема исследования была определена на основе анализа противоречия между потребностью сохранения полноценной профессиональной деятельности путем успешного разрешения конфликтов профессионального самоопределения личности и неразработанностью данной проблемы в педагогической психологии.
Объект исследования — конфликты профессионального самоопределения личности в период взрослости как психологический феномен.
Предмет исследования — психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости.
Цель исследования — определить психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости и психотехнологии их разрешения.
Данная цель определяет постановку следующих задач:
1.Дать психологическую характеристику конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости на основе анализа психолого-педагогических исследований.
2. Определить признаки конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости и разработать процедуру диагностики внутренних конфликтов.
3. Составить типологию конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости.
4. Выявить факторы, детерминирующие конфликты профессионального самоопределения личности в период взрослости.
5. Изучить межвозрастные и половые аспекты конфликтов профессионального самоопределения личности.
6. Установить способы поведения в ситуации внутреннего конфликта и разработать психотехнологии их разрешения.
Гипотезой исследования послужили следующие предположения:
• конфликты профессионального самоопределения возникают в процессе нахождения личностного смысла в профессиональной деятельности на разных этапах возрастного развития;
• конфликты профессионального самоопределения порождаются рассогласованием между содержанием мотивационно-потребностной сферы и уровнем достижений в профессиональной деятельности;
• типы и виды конфликтов профессионального самоопределения обуславливают изменения самосознания, затрагивающие мотивацион-ную, операциональную, либо смысловую стороны его жизнедеятельности;
• способы поведения в ситуации конфликта зависят от уровня интернально-сти, готовности личности к саморазвитию, половозрастных особенностей личности.
База исследования. Исследование проводилось в период с 1996 по 2000 год в ТюмГНГУ филиале г. Новый Уренгой. Было обследовано 358 студентов заочного отделения в возрасте от 21 до 47 лет. Специфика экспериментальной выборки состояла в том, что все испытуемые имеют завершенное среднее специальное образование и работают в различных профессиональных сферах.
Методологической и теоретической основой исследования послужили системный, личностный и культурно-исторический подходы, а также принципы системности, развития, единства внешнего и внутреннегоисследования личности и деятельности К.С. Абульхановой-Славской [6], Б. Г. Ананьева [10], А. Г. Асмолова [14], Б. Ф. Ломова [78], Г. В. Суходольского [146], В. Д. Шадрикова [170]- психологические теории профессионального становления Э. Ф. Зеера [57], Е. А. Климова [67], И. С. Кона [69], А. К. Марковой [84], П. Г. Щедровицкого [173]- работы по проблемам внутренних противоречий Л. И. Анцыферовой [13], Е. А, Донченко [51], Л. М. Митиной [93], В. Б. Ольшанского [102] и др.- исследования кризисов профессионального становления Э. Ф. Зеера [58], Т. В. Кудрявцева [76], Н. С. Пряжникова [117], В. А. Сластенина [140] и др.- теории профессионального развития А. Маслоу [85], Дж. Сьюпера [96], Дж. Холланда [183].
Достоверность и надежность данных, полученных в исследовании, обеспечивалась опорой на фундаментальные теоретические и методологические положения профессионального становления личности, разработанные в отечественной психологии, применением научно-обоснованных методов исследования, а также сочетанием количественного и качественного анализа (коэффициент ранговой корреляции Спирмена, критерий Пирсона, контент-анализ и др.).
Научная новизна и теоретическая значимость работы. Определены психологические особенности конфликтов профессионального самоопределения личности. Предложена типология конфликтов профессионального самоопределения личности. Выявлены признаки конфликта профессионального самоопределения личности и разработана процедура диагностики внутренних конфликтов. В процессе исследования факторов, детерминирующих конфликты профессионального самоопределения личности в период зрелости, выявлено преобладание субъективной детерминации над объективной.
Возраст и пол, как показало исследование, обуславливают тип конфликта профессионального самоопределения личности, факторы их детерминирующие, и способы поведения в ситуации конфликта. Описаны способы поведения в ситуации конфликта и разработаны психотехнологии разрешения конфликтов профессионального самоопределения.
Полученные в исследовании данные, дополняют имеющееся в отечественной психологии понимание особенностей конфликтов профессионального самоопределения личности, углубляют знания об изменениях, происходящих в самосознании личности в процессе переживания конфликта профессионального самоопределения и психотехнологиях их разрешения.
Практическая значимость. Данные исследования могут быть использованы в профессионально-образовательном процессе гуманитарных и технических вузов. Знание психологических особенностей конфликтов профессионального самоопределения личности будет полезно профессиональным консультантам, так как человеку бывает сложно самостоятельно продуктивно отрефлексиро-вать возникшие у него проблемы.
Психотехнологии разрешения конфликтов могут быть использованы в работе практических психологов при организации психологической помощи. Результаты диссертационного исследования включены самостоятельным разделом в программу спецкурса «Профессиональное самоопределение», факультета «Социальный менеджмент» ТюмГНГУ филиала в г. Новый Уренгой.
Апробация результатов исследования. Основные положения по теме исследования были обсуждены на областной научно-практической конференции работников средних специальных учебных заведений «Современные образовательные технологии» (Тюмень 1995 г.), на межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск 1998 г.), на Всероссийской научно-методической конференции «Проблемы профессионального образования» (Тобольск 1998 г.), на 4-ой межвузовской научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики» (Тобольск 1999 г.), на 1-й межрегиональной межотраслевой научно-практической конференции «Проблемы педагогической инноватики в профессиональной школе» (С-Петербург 2000 г.), в журнале «Специалист», 1999, № 2.
Результаты исследования обсуждались на заседании кафедры общей и практической психологии ТГПИ им. Д. И. Менделеева, на заседании кафедры социальной и прикладной психологии Уральского государственного профессионально-педагогического университета, на заседании учебно-методического Совета ТюмГНГУ филиала в г. Новый Уренгой.
По теме исследования в печати опубликовано 10 работ.
Выводы по третьей главе.
На основании проведенного исследования можно сделать следующие вывс ды:
1. Конфликт профессионального самоопределения, являясь внутриличност ным, возникает на стадии обострения внутренних противоречий, обусловлен ных нахождением личностного смысла в профессиональной деятельности, чтс указывает на нормальный ход развития личности.
2. Типы и виды конфликтов профессионального самоопределения зависят от возраста, пола, личностных особенностей человека, уровня профессиональной зрелости.
3. Критерий деятельности лег в основу выделения типов и видов конфликтов профессионального самоопределения в период взрослости. Возникновение определенного вида конфликта обусловлено субъективной значимостью его для личности. Конфликт профессионального роста является актуальным для большинства индивидов (80,28%).
4. Внутренний конфликт профессионального самоопределения является кульминационной стадией назревшего противоречия и детерминируется преимущественно субъективными факторами в процессе взаимодействия личности и профессии. Удельный вес объективных факторов незначителен, что указывает на роль внутренней активности в профессиональном развитии личности. В качестве основных факторов, детерминирующих конфликты профессионального самоопределения, выделяются (по степени выраженности):
• изменение уровня притязаний и самооценки;
• потребность в самоутверждении и самореализации;
• изменение профессиональных установок;
• неудовлетворенность профессиональным статусом;
• неудовлетворенность уровнем заработной платы;
• неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности и др.
5. Способы поведения в ситуации конфликта характеризуются разной направленностью: конструктивной, профессионально-нейтральной, деструктивной. Выбор способов поведения обуславливается зрелостью личности. Адекватное осознание внутриличностных противоречий, развитые рефлексивные навыки характерны для большинства испытуемых (57%) и обуславливают использование инициативного способа поведения в ситуации конфликта. В случае недостаточного развития самосознания способы поведения могут характеризоваться как защитный, пассивный, депрессивный, аффективно-агрессивный.
6. Психотехнологии, направленные на развитие рефлексивной культуры, осознание имеющихся личностных ресурсов, развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к конструктивному преодолению конфликтов профессионального самоопределения представляют собой различные формы психокоррекции, психодиагностики, психопросвещения и психопрофилактики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В ходе реализации поставленных задач, мы получили достаточный объем теоретической и эмпирической информации, подтверждающей правомерность выдвинутой гипотезы. По результатам опытно-поискового исследования сформулированы выводы, подтверждающие положения, выносимые на защиту.
1. Конфликты профессионального самоопределения возникают в процессе нахождения личностного смысла в профессиональной деятельности на разных этапах возрастного развития, что указывает на нормальный ход развития личности.
2. В основу классификации типов и видов конфликтов профессионального самоопределения личности в период взрослости положен критерий деятельности. Выделяют мотивационно-потребностные, когнитивно-деятельностные, поведенческие, смысловые конфликты. Возникновение определенного типа конфликта обусловлено его субъективной значимостью для личности. Конфликт профессионального роста является наиболее актуальным для большинства (80,28%) испытуемых.
3. Уровень «эмоционального выгорания» может служить косвенным признаком конфликта профессионального самоопределения. Процедура диагностики заключается в комплексном использовании блока методик, отвечающих задачам выявления и описания конфликтов профессионального самоопределения.
4. Внутренний конфликт профессионального самоопределения является кульминационной стадией назревшего противоречия и детерминирован рассогласованием между содержанием мотивационно-потребностной сферы и уровнем достижений в профессиональной деятельности. Субъективные факторы в детерминации конфликтов доминируют над объективными.
5. Переживание различных типов и видов конфликтов профессионального самоопределения в период взрослости обуславливает изменения сознания и затрагивает мотивационно-потребностную, операциональную, либо смысловую стороны его жизнедеятельности.
6. Способы поведения в ситуации конфликта характеризуются разной направленностью: конструктивной, профессионально-нейтральной, деструктивной и связаны с уровнем интернальности, готовностью к саморазвитию половозрастными характеристиками личности.
7. Психотехнологии, направленные на развитие рефлексивной культуры, осознание имеющихся личностных ресурсов, развитие стратегий и навыков поведения, ведущего к конструктивному преодолению конфликтов, представляют собой различные формы психодиагностики, психокоррекции, психопросвещения и психоконсультирования.
Перспективы дальнейших исследований.
Данная проблема не является исчерпанной. Еще предстоит изучить взаимосвязь сферы профессиональной деятельности и типов конфликтов профессионального самоопределения личности, влияние стадий профессионального самоопределения на тип переживаемого конфликта, выявить признаки, позволяющие увидеть конфликты профессионального самоопределения без громоздких процедур исследования и др.
Список литературы
- Абрамова Г. С. Введение в практическую психологию. — М., 1994. — 237 с.
- Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 704 с.
- Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1996. — с.138
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. — 286с.
- Акмеология профессионального самосознания в изменяющейся среде // Но-ол., экология ноосферы здоровье и образ жизни: Мат. Международной научной конференции. Санкт Петербург, 22−24 марта, 1996. — С-Пб, 1996. -С.247−248
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология. М., 1980. — 335 с.
- Абульханова-Славская К. А. Новое в психологии профессий // Психологический журнал. 1997. — Т. 18 № 4. — С. 142−144.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегии жизни. -М., 1991. 299 с.
- Аминов Н.А. Новый подход к концепции личностного и профессионального развития личности. // Вопросы психологии. 1994. — № 5. — С. 145−149.
- Ю.Ананьев Б. Г. // Избранные психологические труды. М., 1980. — Т.1. — 159с.
- П.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
- Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. 1980. — Т.1. — № 2. — С. 52−60
- Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. — Т.15. — № 1. — С. 3−16.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.-104 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности:5 Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367с.
- Бажин Е.Ф., Голынкина Е. А., Эткинд A.M. Опросник уровня субъективного контроля (УСК). М., 1993. — 16 с.
- Бандурка А.М., Друзь В. А. Конфликтология: Учебн. пособие для вузов. -Харьков: Ун-т внутр. дел, 1997. 352с.
- Белая О.П. Влияние смены профессии на направленность личности: Авто-реф. дисс. канд. психол. наук / Ставропольский гос. техн. Ун-т. Ставрополь, 1996. -19 с.
- Белкин А.С. и др. Конфликтология: наука о гармонии. Екатеринбург: Глаголь, 1995. — 88 с.
- Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. -2000. № 1. — С.87−96.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. -464 с.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: «Филинъ», 1996. — 472 с.
- Бойко В.В., Ковалев А. Г. Конфликты в трудовом коллективе и пути их разрешения // Психологический журнал, 1983. № 3. — С. 29
- Бойкова Е.Г. Концепция качества жизни и теория качества трудовой жизни как ее дальнейшее развитие и конкретизация // Социально-экономические вопросы становления рыночных отношений. С-Пб., 1997. — 4.1. — С. 17−20
- Большаков В.Ю. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. С-Пб: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 379 с.
- Борисова Е.М. О роли профессиональной деятельности в развитии личности / Под ред. Л. И. Анцыферовой. М.: Наука, 1980. — С. 159−177.
- Бороздина Л.В., Молчанова О. Н. Самооценка в возрасте второй зрелости // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1993. № 4. — С. 45
- Братусь С.Б. К проблеме развития личности в зрелом возрасте // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология, 1980. № 2. — С. 3−13
- Бюллётень Клуба конфликтологов. Красноярск, 1991. — Вып. 1.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ, преодоление критических ситуаций. М.: Изд-во МГУ, 1984. — С. 107
- Волкова JI. Женщина и карьера. С-Пб.: Питер Паблишмент, 1997. — 288с.
- Волошина И.А., Галицына О. В., Гребеников В. А., Знакова Т. А. Групповая работа как форма психологической поддержки человека в ситуации безработицы // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С.43−52.
- Выготский JI.C. Проблема возраста // Собрание сочинений. М., 1984. — Т.4.- С. 121,282, 341
- Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С.65−71.
- Ганнушкин П.Б. Избранные труды. -М.: Медицина, 1964
- Гамезо М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова JI.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебн. пособие. М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. — 272с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М., 1968. -Т.1.-245 с.
- Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. -М., 1976.-495 с.
- Головаха Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев, 1984. -С. 32
- Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988
- Горянина В.А., Масалков И. К. Преображение жизненных ситуаций. Эффективные психосоциальные технологии. М.: Изд-во «Совершенство», 1999. -400 с.
- Горячева Е.В. Феномен самореализации в гуманистической психологии // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995. — С. 79−87
- Грановская P.M. Элементы практической психологии. 3-е изд. с изм. и доп.- С-Пб.: Свет, 1997. 608 с.
- Гриншпун С.С. Теория и практика «профессиональной консультации учащихся общеобразовательных школ: дисс. докт. пед. наук. М., 1993. — 32 с.
- Гришина Н.В. Психология межличностного конфликта: Афтореф. дисс. докт. психол. наук / Санкт-Петербург: гос. ун-т. С-Пб, 1995. — 36 с.
- Гришина Н.В. Опыт построения социально-психологической типологии производственных конфликтов // Психология производственных конфликтов и воспитания. Л., 1977
- Губина С.А. Автобиография как метод самоанализа и познания общества (учебное пособие). М.: РХТУ им. Д. И. Менделеева, 1996. — 44 с.
- Деркач А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства и руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: РАУ, 1993. — 75 с.
- Додонов Б.И. Эмоциональная направленность личности: дисс. докт. психол. наук. Симферополь, 1978. — 412 с.
- Донченко Е.А., Титаренко Т. М. Личность: конфликт, гармония. 2-е изд., доп. — К.: Политиздат Украины, 1989. — 175 с.
- Дудченко B.C. Рациональность и основания профессиональной деятельности // Вопросы социологии. М., 1996. — Т.6. — С. 80−82
- Зинченко В.П. Проблемы психологии развития // Вопросы психологии, 1991.-№ 4.-С. 144
- Ильенков В.В. Что такое личность? // С чего начинается личность. М., 1979.-С. 183−236
- Исмагилова Ф.С. Основы профессионального консультирования: Учебн. пособие / Научн. ред. Э. Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. проф. -пед. ун-та, 1999. — 238 с.
- История философии / пер. с чеш. И. И. Богута. М.: Мысль, 1995. — 590 с.
- Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организационно-деятельностных игр: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М., 1991. 18с.
- Кирьянова Е.Н. Стресс в профессиональной деятельности // Управление персоналом. М., 1997. — № 2. — С. 42−68.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. — 512 с.
- Климова Е.А. Проблемы занятости и мотивации труда женщин в условиях перехода к рынку // Человек в системе социальных отношений. М., 1996. -Вып. 2.-С. 170−173
- Кон И. С. Открытие «Я». М., 1978. — 271 с.
- Конфликт в конструктивной психологии: Тез. докл. и сообщений на П-й научно-практической конференции по конструктивной психологии, Красноярск, 7−10 июля, 1990. Красноярск, 1990. — 184 с.
- Конфликтология / Под ред. А. С. Кармина. С-Пб.: Изд-во «Лань», 1999. -448 с.
- Корнелиус X., Фейер Ш. Знакомство с понятием конфликт // Хрестоматия по социальной психологии. М.: Международная пед. академия, 1994. — 620с.
- Корнелиус X., Фейер Ш. Выиграть может каждый: как разрешать конфликты.-М., 1992.-С.93−120
- Красиков В.И. Метафизика самоопределения / Кемеровский гос. ун-т. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1995. — 220 с.
- Краткий психологический словарь / Ред. сост. JI.A. Карпенко- Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2 изд., расш., испр. и доп. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. — 512 с.
- Кудрявцев Т.В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии, 1983. № 2. — С. 5153
- Лифинцева П.И. К вопросу о ценностно-смысловых ориентациях человека // Человек в научной и философской картине мира XXI века: Тез. докл. и выступлений Всероссийской научной конф. Курск, 1996. -4.1. — С. 172−173
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.-448 с.
- ЛупьянЯ.А. Барьеры общения, конфликты, стресс. Ростов-на-Дону, 1991. -224 с.
- Лурия А.Р. Диагностика следов аффекта // Психология эмоций. Тексты. -М., 1970
- Макмихаэл Э. Личность, поведение и профессиональный стресс // Кадры. -М., 1996. № 2. — С.30−31
- Мамардашвили М.К. Проблема человека в философии / О человеческом в человеке / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1991. — С. 8−21
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 308 с.
- Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности / Под ред. Ю. Б, Гип-пенрейтер. М.: МГУ, 1982. — С. 108−118
- Матулене Г. В. Профессиональная мотивация личности в инженерно-технической деятельности // Психологический журнал, 1989. № 3. — С. 6065
- Межличностное восприятие в группе / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. -М., 1981
- Медведев В.П. Самосозидание как атрибут человека и личности: Дис. в виде науч. докл. канд. филос. наук / Саратовский гос. техн. Ун-т. Саратов, 1996.-12 с.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности // Хрестоматия по психологии. / Под ред. А. В. Петровского. М.: «Просвещение», 1977.— С.182−192
- Мерлин B.C. Социально-типичные свойства личности в психологическом конфликте // Вопросы современной психоневрологии / Под ред. М.М. Коба-нова и др. М., 1966. — С.93−101
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992. -720с.
- Митина JI.M. Психология профессионального развития учителя: дисс. докт. психол. наук. М., 1995. — 330 с.
- Митина JI.M., Кузьмина О. В. Психологические особенности внутриличностных противоречий учителя // Вопросы психологии, 1998. -№ 3. — С.3−16
- Митина О.В. Исследование женского тендерного поведения в социальном и кросскулыурном аспектах // Общ. науки и современность, 1999. № 1. -С.179−191
- Митина О. В. Петренко В.Ф. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. 2000. -№ 1. — С.68−87.
- Михайлов И.В. Проблема профессиональной зрелости в трудах Д.Е. Сьюпе-ра // Вопросы психологии, 1974. № 5. — С.110
- Михайлова Г. Б. Понятие карьеры в психологической науке // Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., 1997. — С. 85−92.
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. М., 1960
- Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «образа Я» // Психологический журнал, 1990. — № 5. — С. 74−78
- Нечаева Н.А. Человек на работе: социокультурные доминанты сознания и адаптация к рыночным отношениям // Качество населения Санкт-Петербурга. С-Пб., 1996. — 2. — С. 80−104
- Никитин Е.П., Харламенкова Н. С. Самоутверждение человека // Вопросы философии. М., 1997. — № 9. — С. 96−117
- Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994. -С.191
- Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.-287 с.
- Осницкий А.К., Чуйкова Т. С. Саморегуляция активности субъекта в ситуации потери работы // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С.92−105.
- Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В. Н. Кудрявцева. -М.: Юрист, 1997. 196 с.
- Панферов В.Н. Психология человека: человек и его психические свойства.-С-Пб, 1996
- Петровская JI.A. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг. М., 1989. — 216 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1964.- С.229
- Пиняева С.Е., Андреев Н. В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии, 1998. № 2. — С. 3−10
- Плотников А. Планирование и управление служебной карьерой // Кадры. -М., 1996.-№И.-С. 14−16
- Поливанова К.Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития // Вопросы психологии, 1995. № 1
- Практическая психология: Учебник / Под ред. М. К. Тутушкиной 2-е изд., переработка, дополнение. — С-Пб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1998. -336 с.
- Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений.- М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
- Прикладная социальная психология. / Под ред. А. Н. Суховой и А.А. Дер-кача М.: Изд-во «Институт практической психологии" — Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 1998. — 688 с.
- Проблемы профессиональной социализации личности / Митина Л. М., Вачков И. В., Грызлова И. Н. и др.- Кемеровский обл. институт усов, учителей. Психол. институт РАО. Кемерово, 1996. — 159с.
- Профессионализация в контексте жизни человека // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. научн. конференции института психологии РАН. Москва, 28−30 января 1997. — М., 1997.-С.10
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во «Институт», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 256 с.
- Пряжникова Е.Ю. Факторы профессионального самоопределения преподавателей педагогических вузов // Вопросы психологии. 1994. — № 6. -С.64−74.
- Психогимнастика в тренинге / Под ред. НЮ. Хрящевой. С-Пб.: «Ювен-та», И.Т., 1999.-256 с.
- Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. С-Пб.: Изд-во «Дидактика Плюс», 1999. -352с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Ми-тиной. М., 1998. — 184 с.
- Психология основы профессионально-технического обучения: Проблемы профессионального становления молодежи / Под ред. Т. В. Кудрявцева, А. И. Сухарева. М.: Педагогика, 1988. — 144 с.
- Рабочая книга практического психолога: технологии эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с персоналом) / Под ред. А. А. Деркача. М.: Издательский дом «Красная площадь», 1996. — 400с.
- Развитие жизнеспособной личности // Психологическая наука: традиции, современное состояние и перспективы: Тез. докл. научн. конференции института психологии РАН, Москва, 28−30 января, 1997. М., 1997. — С.62
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности: Уч. пособие. перер. и доп. изд. — Московский психолого-социальный институт: Фликта, 1998.-264 с.
- Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. I. Античность. С-Пб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 336 с.
- Реан А.А. Психологический анализ удовлетворенности избранной профессией // Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 83−87
- Реан А.А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -С-Пб.: Питер Ком, 1999. 416 е.: (Серия «Мастера психологии»)
- Регуш JI.А. Развитие прогнозирования как познавательной способности личности: дисс. докт. психол. наук. Л., 1985. — 330 с.
- Романова Е.С. Психология профессионального становления личности: Автореф. дисс. докт. психол. наук / Московский гос. пед. ун-т им. Ленина. -М., 1992.-31 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер Ком, 1999. -720 е.: (Серия «Мастера психологии»)
- Рудестам К. Групповая психотерапия: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. -286 с.
- Рябцев В.К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1995. 18 с.
- Савченко Т.Н. Моделирование поведения в конфликтных ситуациях: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1993. 19 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. -Л, 1979.-264с.
- Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Изд-во ЭКМОС, 1999.-352 с.
- Сарджвеладзе Н.И. Структура и динамика межличностных и внутрилич-ностных отношений / АН ГССР, Ин-т психологии им. Д. Н. Узнадзе. Тбилиси: Мецниереба, 1987. — 48 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
- Ситников А.П. Современные прикладные психотехнологии: процесс и язык коммуникации. М.: РАУ, 1992. — 276 с.
- Сластенин В.А., Махар Н. В. Диагностика профессиональной пригодности молодежи к педагогической деятельности. М., 1991. — С.37
- Смит М. Тренинг уверенности в себе: Пер. с англ. С-Пб.: ИК «Комплект». — 244 с.
- Солонько JI. Проблемы личностного самоопределения человека // Философская и социологическая мысль. Киев, 1995. — № 9/10. — С. 50−87
- Сперанский В.И. Основные элементы технологии малоконфликтного поведения // Соц-полит. журнал М., 1997. — № 3. — С.126−136
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983
- Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. JI., 1988.-С. 17
- Сыманюк Э.Э. Психологические особенности кризисов профессионального становления личности: Дисс. канд. психол. наук. Екатеринбург, 1999.-197 с.
- Тульчинский М.М. Особенности самооценки и уровня притязаний в позднем возрасте: Автореф. дисс.канд. психол. наук / Институт развития личности РАО. М., 1996. — 15 с.
- Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия: Краткое руководство. Психологическая и психоаналитическая библиотека / Под ред. А. И. Белкина, С. И. Съедина. М., 1992. — С.21
- Федоришин Б.А. Психологические и методические основы профориен-тационной работы с уч-ся. Киев: Киевский гос. институт усов, учит., 1979. — 23 с.
- Фокин В.А. Динамическая модель конфликта // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1993. № 3. — С. 42
- Фонарев А.Р. Формы становления личности в процессе ее профессионализации // Вопросы психологии. М., 1997. — № 2. — С.88−93
- Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. -№ 6. — С.57−64.
- Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. -М., 1989. 201 с.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. — С. 95−96
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989. — 448 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1989. — 272 с.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990. — 336 с.
- Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. — С.63
- Харин С.С. Искусство психотренинга. Заверши свой гештальт. Мн.: Изд. В. П. Ильин, 1998. — 352 с.
- Хасан Б.И. Конфликт и его разрешение условие реального самоопределения // Проблемы самоопределения молодежи. — Красноярск, 1997. — С. 14
- Хасан Б. И. Сергоманов П.А. Ситуация обучения как продуктивный конфликт // Вопросы психологии. 2000. — № 2. — С. 79−86
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М., 1986. — Т.1. — 408 е.- Т.2. -392с.
- Хорни К. Наши внутренние конфликты. М.: Юрист, 1995
- Чимбеленге К.У. Процессы адаптации и реадаптации в структуре профессионализации личности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 1996.-31 с.
- Чистикова С.Н. Концепция профессионального самоопределения молодежи // Профессиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. Омск, 1993
- Чугунова Э.С. Связь профессиональной мотивации и творческой активности инженеров // Вопросы психологии, 1986. № 7
- Чугунова Э.С. Социально-психологические особенности профессиональной мотивации в инженерной деятельности и проблемы творческой активности // Психологический журнал, 1985. № 4
- Шадриков В.Д. Проблема системного анализа профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
- Шубина JI.С. Психологическая саморегуляция как средство адаптации к учит. Профессии и взаимосвязь убеждения и внимания в пед. процессе. -Пермь, 1978. С. 97 — 104.
- Шугуров М.В. Социальный конфликт и самоосуществление личности. -Саратов, 1994.-242 с.
- Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. М, 1993
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344с.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. С-Пб, 1998. — 638 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991. — С.134−136
- Cooke М. Realizing the post conventional self // Philosophy a. social criticism. — Chestnut Hill (Ma), 1994. — Vol 20. — № ½. — p. 87 — 101
- Davies C. The sociology of profession and the profession of gender // Sociology. Oxford, 1996. — Vol. 30, № 4. — p. 661−678
- Ermarth M. W. Dilthey: the critique of historical reason, Chi. L., 1978. -p.18
- Hesketh B. Personality and adjustment styles: a theory of work adjustment approach to career enhancing strategies // Y. of vocational behavior. N.Y., 1995. -Vol. 46.-№ 3.-p. 274−291
- Hesketh B. Status quo effects in decision-making about training and career development // Y. vocational behavior. N.Y., 1996. — Vol. 48, № 3. — p. 324−338
- Holland D.L. The Psychology of vocational choice. Waltham: Mass, 1966
- Levine Ph. В., Limmerman D. A comparison of the sex-type of occupational aspirations and succuquent achievement // Work, a occupations. Beverly Hills- L, 1995. -Vol. 22. — № 1. — p.73−84.
- Lewin K. Vorsatz, will und Bendurfnis. Berlin, 1926
- Matsui Tamao. Mechanisms underlying sex differences in career self-effica< expectations of university students // Y. of vocational behavior. -N. Y., 1994. Vol. 45.-№ 2.-p. 177−184
- Miller N. Psychotherapie. Berlin, 1961. — p. 129−139f
- O’Brien K.M. The influence of psychological separation and parental attach ment on the career development of adolescent women // Y. of vocational behavioi -N.Y., 1996. Vol. 48. — № 3. — p. 257−274
- Piotroneska W. Postawy kobiet wobec pracy i ich aspiracje zawodave // Ethos Lublin, 1995. — R.T. — № 1. — S. 117−122
- Pithers R.T. Congruence as a predictor of occupational stress // Y. of vocational behavior. N.Y., 1995. — Vol. 46. — № 3. — p. 292−309
- Saks A.M. Ashforth B.E. Proactive socialization and behavioral self management // Y. of vocational behavior. — N.Y., 1996. — Vol. 48. — № 3. — p.301−323
- Scheler M. Stellung Die. Des men scjien in Kosmos. 1928
- Skutch A. Libertad basica // Rev. de filosofia / Univ. de Costa Rica. San Jose, 1996. — Vol. 34. — № 83/84. — p. 205−2111. ДАННЫЕ ОБ ИСПЫТУЕМЫХ
- Год Общее количество испытуемых Пол Средний возраст Средний стаж работы Уровень образования
- Муж. Жен. Высшее Средн-спец.1997 114 16 98 26,1 6,4 2 1 121 998 128 30 98 26,6 6,4 4 1 241 999 116 22 94 26,8 6,9 4. 1122? 58 68 290 26,5 6,5 10 348
- Психобиографическая анкета.
- Вам предлагается описать в форме сочинения свою профессиональную биографию, используя в качестве ориентировочного плана войросы анкеты,
- Семья и ее влияние на профессиональную биографию (образование и профессия родителей, профессиональная направленность семьи, наличие профессиональной династии).
- Социально-экономические условия жизни и их влияние на выбор профессии.
- Ваши профессиональные намерения в дошкольном возрасте, младшем школьном возрасте, подростничестве и ранней юности (мечты о будущем- интересы, увлечения, идеалы- значимые события и люди).
- Выбор профессии и реализация профессиональных намерений.
- Начало профессиональной деятельности (ожидания и разочарования- адаптация в коллективе).
- Трудовой путь (общий стаж трудовой деятельности- стаж работы по данной специальности- сколько раз, когда и по каким причинам меняли профессию и место работы).
- Как повлияла профессия на Вашу личность- на Вашу жизнь? Если бы Вы занимались другой работой, как бы это изменило Вашу личность и судьбу?
- Влияет ли супружество и наличие детей на профессиональную биографию?
- Влияет ли уровень заработной платы и статус профессии в обществе на профессиональную биографию?
- Особенности профессиональной биографии, обусловленные полом.
- Повышение квалификации и профессиональная карьера.
- Хотели бы Вы, чтобы дети повторили Вашу профессиональную судьбу?
- Постройте траекторию профессионального становления. Отметьте кризисные моменты профессиональной биографии.
- Планы на будущее (ближайшие 2−3 года, более перспективные планы).
- Анализ профессиональной биографии (жизненные цели и реальные достижения- удовлетворенность/неудовлетворенность профессиональной судьбой- переоценка ценностей).1. КОДИРОВОЧНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
- Категория, А конфликты профессионального самоопределения личности.
- В20 конфликт профессиональных экспектаций,
- В21 конфликт неудовлетворенности содержанием и способами деятельности, В22 — статусно-ролевой конфликт- ¦ ВЗ — поведенческий конфликт:
- ВЗО адаптационный конфликт, В31—социально-ролевой конфликт,
- В32 конфликт неудовлетворенности трудовыми взаимоотношениями- В4 — смысловой конфликт:
- В40 конфликт нереализованных возможностей, В41 — конфликт самонепринятия и безысходности.
- Категория С факторы, детерминирующие конфликты профессионального самоопределения личности:1. С1 объективные факторы:
- С101 психофизиологические изменения и ухудшение состояния здоровья, С102 — новые социально-экономичесике требования,
- С103 изменение индивидуального стиля профессиональной деятельности,
- С104 случайные события, неблагоприятные обстоятельства, 1. С105 новая должность,
- С106 переход на новое место работы,
- С107 избыток / недостаток профессиональной информации,
- С108 изменение структуры организации,
- С109 изменение организационной культуры,
- С110 инновации и нововведения в профессиональной деятельности, CI 1 i лрофегсиональные требования-1. С2 субъективные факторы:
- С201 изменение профессиональных установок,
- С202 изменение уровня притязаний и самооценки,
- С203 потребность в самоутверждении и самореализации,
- С204 потеря интереса к работе, учебе,
- С205 утрата перспективы профессионального роста,
- С206 неудовлетворенность профессиональным статусом,
- С207 неудовлетворенность уровнем з/пл,
- С208 неудовлетворенность вертикальными отношениями в трудовом коллективе,
- С209 неудовлетворенность горизонтальными отношениями в трудовом коллективе,
- CJ10 изменение отношения к себе как к профессионалу, С211—социально-профессиональная активность, ?212 — неготовность к профессиональному самоопределению, С213 — боязнь изменения привычной жизнедеятельности, С214 — переоценка ценностей,
- С215 неудовлетворенность содержанием профессиональной деятельности, С216 — изменение степени ответственности за выполняемую деятельность, С217 — неадекватная оценка своей компетентности (заниженная / завышенная).