Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Динамика интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста: Лонгитюдное исследование

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 7 — 8 лет (1−2 кл.) в центре системы корреляционных связей находится блок интеллектуальных характеристик. В 9 лет (3 кл.) структурообразующим элементом становятся личностные качества. В 10 лет (5 кл.) в центре по-прежнему остаются свойства личности. В 11 лет (6 кл.) в центре корреляционных структур оказываются личностные характеристики, но в группе 1.1 это рефлексивные показатели, а в группе… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические подходы к исследованию развития и обучения в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Возрастные особенности психического развития младших школьников
    • 1. 2. Психическое развитие в подростковом возрасте
    • 1. 3. О проблеме соотношения обучения и развития
  • 2. Организация и методы исследования
    • 2. 1. Эмпирическая база и общая организация исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • 3. Динамика психического развития детей младшего школьного и подросткового возраста
    • 3. 1. Возрастные изменения в интеллектуальной сфере младших школьников и подростков
      • 3. 1. 1. Интеллектуальное развитие по данным первого лонгитюдного исследования и среза в 14 лет в 9-х классах)
      • 3. 1. 2. Анализ интеллектуального развития по данным второго лонгитюдного исследования и среза в 12 лет (в 7-х классах)
    • 3. 2. Личностное развитие школьников младшего и подросткового возраста
      • 3. 2. 1. Динамика эмоциональной сферы детей
      • 3. 2. 2. Возрастные изменения учебной мотивации младших школьников и подростков
      • 3. 2. 3. Развитие личностных качеств школьников
      • 3. 2. 4. Динамика самооценки в младшем школьном и подростковом возрасте
      • 3. 2. 5. Изменение системы отношений детей младшего школьного и подросткового возраста
      • 3. 2. 6. Связь психологических характеристик с учебной успешностью и состоянием здоровья детей
  • 4. Структурно- генетический анализ особенностей интеллектуальноличностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста

Динамика интеллектуального и личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста: Лонгитюдное исследование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. В настоящее время в условиях быстро меняющегося мира остро встает проблема пересмотра характера детского и подросткового развития, поскольку данные о психологическом содержании отдельных его этапов, о сензитивных и критических периодах нуждаются в обновлении. Это необходимо для понимания возможности и ограничения возраста и организации помощи ребенку в реализации собственного потенциала. Анализ литературы показывает, что недостаточно исследований, изучающих интеллектуальные и личностные характеристики детей в комплексе, с учетом разных уровней психической организации и раскрывающих влияние различных образовательных программ на динамику развития. Остро ощущается потребность в лонгитюдинальных исследованиях как с целью исследования закономерностей психического развития современных школьников, так и с целью изучения отсроченного влияния различных образовательных программ. В данной работе на основе принципа системного подхода представлено восьмилетнее исследование динамики развития детей от младшего школьного до подросткового возраста в условиях реализации разных обучающих программ.

Объект исследования: возрастные изменения в психическом развитии школьников.

Предмет исследования: динамика интеллектуальных и личностных характеристик детей младшего школьного и подросткового возраста, обучающихся по различным образовательным программам.

Цель исследования состоит в изучении особенностей интеллектуально-личностного развития детей младшего школьного и подросткового возраста, знание которых могло бы стать основой для совершенствования действующих и разработки новых образовательных программ в начальной и средней школе.

Задачи исследования:

1. Изучить динамику интеллектуального развития младших школьников и подростков.

2. Исследовать возрастные изменения в эмоциональной сфере школьников.

3. Проследить динамику личностного развития и учебной успешности на каждом возрастном этапе.

4. Провести структурно-генетический анализ возрастных изменений в интеллектуальной и личностной сфере школьников.

5. Выявить влияние различных образовательных программ на динамику психического развития детей младшего школьного и подросткового возраста.

Гипотезы:

1. В силу гетерохронности и неравномерности развития интеллектуальные, эмоциональные и коммуникативные характеристики детей имеют разный уровень и различные темпы развития в период от 7 до 14 лет.

2. Процессу структурообразования функций, также как и уровневым характеристикам, свойственна неравномерность и гетерохронность. Вероятно, с возрастом количество связей между показателями интеллекта и личности увеличивается вследствие большей интеграции линий познавательного и личностного развития ребенка.

3. Педагогическое воздействие организует деятельность ребенка, формируя его умственные действия, поведение и социальные отношения. Поэтому молено ожидать, что реализация разных образовательных программ может различным образом влиять на динамику, уровневые и структурные характеристики интеллекта и личности школьников младшего и подросткового возраста.

Методологическую основу исследования составили: системный подход к изучению психических явлений (Ананьев Б.Г., Ганзен В. А., Ломов Б. Ф., Якунин В. А., и др.) — принцип неравномерности и гетерохронности развития психики в онтогенезе (Аверин В.А., Ананьев Б. Г., Головей Л. А., Грищенко Н. А., Рыбалко Е.Ф.), антропологический и экологический подходы к изучению развития человека (Ананьев Б.Г., Исаев Е. И., Ковалев Г. А., Слободчиков В.И.) — учение о ведущей деятельности на каждом возрастном этапе развития (Выготский Л.С., Леонтьев А. Н., Эльконин Д.Б.) — культурно-исторический подход к изучению закономерностей развития и воспитания (Библер B.C., Выготский Л. С., Гегель Г .В., Семенов-Смирнов В.П., Штерн В.) — принцип субъектности в развитии и обучении детей (Божович Л.И., Брушлинский А. В., Головей Л. А., Лазарев B.C., Менчинская Н. А., Рубинштейн СЛ., Якиманская И.С.), концепция обучения как процесса управления (Машбиц Е.И., Талызина Н. Ф., Якунин В. А)

Методы исследования. Теоретические методы включали анализ философской, психолого-педагогической литературы, системно-структурное изучение ситуаций в современной науке и образовании, общенаучные методы (анализ, синтез, конкретизация, обобщение, систематизация), моделирование общей структуры развития детей и содержания программы обучения и воспитания. В качестве организационного метода был использован сравнительный метод в двух его формах: метод поперечных срезов и лонгитюдинальный способ исследования. Эмпирические методы включали наблюдение, психодиагностические методы, анализ документации, отражающей состояние здоровья и учебной успешности школьников. Па этапе обработки данных использовались методы математической статистики с помощью компьютерных программ STATISTICA v5.5A и SPSS. Интерпретация результатов проводилась на основе генетического и структурного анализа полученных данных.

Научная новизна исследования заключается в том, что

— впервые в восьмилетнем лонгитюдинальном исследовании прослежена динамика интеллектуального и личностного развития младших школьников и подростков;

— выявлено, что более высокий уровень и темпы развития интеллекта связаны с удовлетворением потребности в ведущем типе деятельности;

— обнаружено повышение показателей эмоциональной регуляции и снижение уровня учебной мотивации у школьников с 7 до 14 лет;

— личностное развитие школьников характеризуется более высокими темпами развития коммуникативных качеств в подростковом возрасте по сравнению с детьми младшего школьного возраста;

— выявлено совпадение сензитивных периодов в динамике интеллекта и эмоциональной сферы, которые характеризуются более высокими темпами. развития и интегрированностью изучаемых показателей;

— установлен отсроченный эффект программы опережающего интеллектуального развития, который проявляется в более высоком уровне и темпах интеллектуально-личностного развития в старшем подростковом возрасте.

Теоретическая значимость

Выявленные закономерности имеют значение для развития теории деятельности и психологии развития. Расширяются представления об интеллектуально-личностном развитии современных детей и подростков, о роли внутренних (возрастных) и внешних (различных образовательных программ) факторов развития и характере ведущей деятельности. В младшем школьном возрасте в качестве ведущей выступает продуктивно-эстетическая деятельность, а в подростковом — коммуникативная.

Практическое значение исследования

Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по общей психологии, психологии развития и психологии личности для студентов педагогических вузов и психологических факультетов, а также в практике психологического консультирования и психокоррекции. Полученные в исследовании данные могут быть учтены при разработке и совершенствовании образовательно-развивающих программ в системе начального и среднего образования.

Положения, выносимые на защиту

1. Интеллектуальное и личностное развитие детей от 7 до 14 лет характеризуется гетерохронностью и неравномерностью. Это выражается в том, что в развитии интеллекта периоды роста функций приходятся на 7−9 лет и 11−12 лет, а период снижения его — на 13−14 лет. В развитии личности возраст 7−9 лет является относительно стабильным, а 10−14 — динамичным, прогрессивным периодом развития.

2. Структурообразование интеллектуально-личностных показателей носит циклический характер: период интеграции 7−9 лет сменяется распадом связей в 10 лет, после чего в 11 лет наступает новый период интеграции. В младшем школьном возрасте в центре структуры корреляционных связей стоят показатели интеллекта, а в подростковом — личности.

3. Фактором, обеспечивающим более высокий уровень и темпы развития интеллекта и личности, является удовлетворение потребности в ведущем для данного возраста типе деятельности.

Апробация результатов. Представленные результаты апробировались в процессе экспериментально-педагогической работы коллектива общеобразовательной школы № 2 и Дома детского юношеского творчества г. Апатитыв публикациях по теме исследованияв докладах, сделанных на научно-практических конференциях, в том числе международных: «Детство в эпоху транформации» (Мурманск, 2002),

Современное музыкальное образование 2003″ (С-Петербург, 2003), международный интернет-курс «Гендерное насилие и образование учителей» (2004), «Итоги и проблемы программы «Музыка для всех» (Апатиты, 2004), «Духовно-нравственное патриотическое, гражданское воспитание и обучение» (Апатиты, 2004) — в обсуждении результатов исследования на кафедре психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ.

Исследование проводилось с 1996 по 2004 год на базе общеобразовательных школ г. Апатиты. Всего в исследовании приняли участие 303 школьника в возрасте от 6-ти до 16 лет, из них 159 девочек и 144 мальчика. В лонгитюдном исследовании участвовало 85 школьников, из них 49 девочек и 36 мальчиков.

Вывод

Структура связей интеллектуально-личностных характеристик в обеих группах имеет одинаковую тенденцию все большей интеграции от 7 до 9 лет (1−3 кл.). В 10 лет (5 кл.) наблюдается процесс распада связей. В 11 лет (6 кл.) количество связей опять растет, а с 12 лет (7 кл.) характер структурообразования в группах различен: в группе 1.1 происходит еще большая интеграция связей, а в группе 1.2, наоборот, дезинтеграция. В 14 лет (9 кл.) в группе 1.1 наблюдается очередной распад структуры, а в группе 1.2 — интеграция.

В 7 — 8 лет (1−2 кл.) в центре системы корреляционных связей находится блок интеллектуальных характеристик. В 9 лет (3 кл.) структурообразующим элементом становятся личностные качества. В 10 лет (5 кл.) в центре по-прежнему остаются свойства личности. В 11 лет (6 кл.) в центре корреляционных структур оказываются личностные характеристики, но в группе 1.1 это рефлексивные показатели, а в группе 1.2 — личностные качества. В 12 лет в группе 1.1 вновь в центр структуры выходят личностные качества, а в группе 1.2 — социально-психологические характеристики, хотя в целом и то и другое — это характеристики личности. В 14 лет в центре структуры группы 1.2 стоят интеллектуальные характеристики, а в группе 1.1 -социально-психологические показатели.

Таким образом, характер структурообразования до 11 лет (6 кл.) проявляет общие возрастные тенденции, а начиная с 12 лет процессы интеграции и дезинтеграции различны при влиянии разных образовательных программ. Узловым элементом в системе связей в 7−8 лет оказывается интеллект, в 9−12 летличность, а в 13−14 лет центры структур различаются в зависимости от условий обучения.

Заключение

Полученные результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:

1. Интеллектуальное и личностное развитие детей от 7 до 14 лет характеризуется гетерохронностью и неравномерностью, что выражается в различных темпах и времени созревания психических функций и свойств. В развитии интеллекта отмечается два периода прогрессивного роста функций (8−9 лет и 11−12 лет), период невысоких темпов развития (10 лет) и период снижения интеллекта (13−14 лет).

2. Эмоциональная сфера в исследуемый период интенсивно развивается и имеет два периода, сензитивных к условиям обучения: 8−9 и 11- 12 лет.

3. В динамике учебной мотивации следует выделить два периода, различающихся уровнем и динамикой. В младшем школьном возрасте уровень учебной мотивации соответствует нормальному и повышается, а в подростковом возрасте он снижается до низкого уровня.

4. Личностное развитие в младшем школьном возрасте и подростковом различается темпами развития. Младший школьный возраст молено считать относительно стабильным, когда личностных изменений происходит мало, тогда как подростковый возраст — динамичным периодом, характеризующимся прогрессивным развитием многих сторон личности. Возраст 10−11 лет наиболее сензитивен к развитию самосознания, что проявляется в созревании личностно — рефлексивных механизмов, а также формировании нравственного сознания.

5. Структурообразование психических функций носит циклический характер: интеграция в 7−9 лет сменяется распадом связей в 10 лет, а дезинтеграция — периодом формирования новых структур в 11 лет. Узловыми элементами в системе связей показателей в 7−8 лет являются интеллектуальные функции, а в 9−12 летличностные характеристики.

6. Сензитивные периоды для интеллекта и эмоциональной сферы совпадают — это периоды 8−9 лет и 11−12 лет. В эти лее периоды отмечается рост уровня показателей и интегрированности структурных связей. Возраст 10 лет характеризуется дезинтеграцией структуры и перестройкой связей между интеллектуально-личностными показателями.

7. Фактором, обеспечивающим более высокий уровень и темпы развития интеллекта и личности, является удовлетворение потребности в ведущем типе деятельности: в младшем школьном возрасте — продуктивно-эстетической, а в подростковом — межличностного общения, что реализуется в условиях соответствующих доминант воспитания — эстетической и нравственной.

Таким образом, можно говорить о различном влиянии внутренних и внешних факторов на развитие психики ребенка. Возрастные тенденции (внутренний фактор) проявляются в динамике интеллекта, эмоциональной сферы, учебной мотивации и самооценки школьников. Образовательные программы (внешний фактор) в большей степени определяют динамику развития личностных особенностей и системы отношений. Кроме того, обучающие программы влияют на уровневые характеристики всех исследуемых показателей, и структуру личности в старшем подростковом возрасте. При соответствии образовательных программ возрастным особенностям, ведущая деятельность, как фактор взаимодействия внешних и внутренних факторов, обеспечивает наиболее высокий уровень развития.

Полученные данные могли бы стать основой для оптимизации процесса обучения, воспитания и психокоррекции. В связи с этим молено предложить следующие рекомендации.

1. Администрации школ и работникам управления образования рекомендуется разрабатывать новые образовательные программы и совершенствовать существующие согласно возрастным особенностям детей и организовывать обучение в соответствии с доминантами воспитания: эстетической — в начальных классах, нравственной — в средней школе.

2. Учителям школы предлагается вести обучение и воспитание с учетом возрастных особенностей и доминант воспитания: в начальных классах активно используя элементы эстетической деятельности, а в среднихгрупповые формы работы, занятия по нравственному развитию, обучению навыкам общения.

3. Детским психологам рекомендуется включать в работу, направленную на коррекцию познавательных процессов младших школьников, методы арттерапии, игротерапии, а также программу гармонизации отношений с родителями и учителями. В работе с подростками в решении личностных и учебных проблем наиболее адекватной формой является работа по адаптации в классном коллективе.

4. Школьным психологам целесообразно проводить занятия с учениками младших классов по эмоциональной регуляции на основе эстетической деятельности, а с подростками — социально-психологические тренинги.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов.-М.:Академический проект- Екатеринбург: Деловая книга, 2000, — 624с.
  2. В.А. Психология детей и подростков. -Спбг. Изд. Михайлова В. А. 1998,-236 с.
  3. Алексеев В. А. Развитие самосознания на рубеже подросткового и юношеского возраста.- М., 1965, — 169 с.
  4. .Г. Избр.психол.труды. -М.: Педагогика, 1980.-Т. 2, — 288 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания.-СПб.: Питер, 2001, — 260 с.
  6. .Г. Опыт экспериментального изучения влияния музыки на поведение ребенка и взрослого.- Владикавказ, 1928, — 89 с.
  7. .Г. Педагогическая антропология Ушинского и ее современное значение (Тезисы доклада на общес. собрании АПН СССР 28−29 окт.1968г.).-М., 1968, — 7 с.
  8. .Г. Человек как предмет познания,— СПб.: Питер, 2001.- 288 с.
  9. П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. 197с.
  10. И.И. Система Л.В.Занкова Математика для 1 класса. //Нач. школа № 9, 2000. С.11−17
  11. А.Г. Историко-эволзоционный подход в психологии личности: проблемы и перспективы исследования// Вопр. психол., № 1, 1986. С. 28−34
  12. М.Н. Эстетические потребности человека. М.: Знание, 1997,-63с.
  13. .А. Типы изменчивости интеллекта и личности в период их становления. Автореф. дисс.канд.психол.наук. -СПб., 1995. 18с.
  14. Бергер Н. А. Современная методика обучения музыке. (Голос нот) Модернизация общего образования. СПб.: КАРО, 2004 .- 359с.
  15. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы.-СПб.: Лениздат, 1992А, — 400с.
  16. Э. Трансакционный анализ и психотерапия,— СПб.: Братство, 1992Б,-224с.
  17. B.C. Школа диалога культур: Идеи, опыт, перспективы. -Кемерово: Алеф, 1993, — 414с.
  18. П.П. Педология. Кн. для преподавателей и студентов пед.уч.заведений, — М.: ВЛАДОС, 2000, — 287с.
  19. П.П. Избр. психол. произв. М.: Просвещение, 1964.-547с.
  20. Е.Д. Развитие идей Н.А.Менчинской на современном этапе исследований психологии учения.// Вопр.псих., № 2, 2004. С. 73−80
  21. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе// Вопросы психологии, 1979. № 2, — С.48−62
  22. А.В. Проблема субъекта,— СПб.: Алтейя, 2003.-270с.
  23. А.В. Проблема субъекта в психологической науке(статья вторая)//Психолог. ж-л, 1992, № 6.-С.3−12
  24. Ш. Что такое пубертатный период?/Психология подростка. Хрестоматия. Сост.Ю. И. Фролов.-М.: Рос.пед.агентство, 1997, — С. 57- 79
  25. И.И. Изучение личности подростков в учебной деятельности. // Психологическая наука и образование № 1, 2003.-С. 28- 35
  26. В.Е. Интеллектуально-личностное развитие школьников в связи с особенностями их поведенческой саморегуляции. Автореф. дисс.канд.психол.наук. СПб., 2003. — 17с.
  27. Р.Ю. Психологические условия нравственного развития старшеклассников. Автореф.дисс.канд.психол. наук .- Ставрополь, 2005, — 18с.
  28. Возрастные аспекты онтопсихологи. Под ред. А. А. Крылова, Е. Ф. Рыбалко.- СПб.: СПбГУ, 1993, — 96с.
  29. Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М.: Педагогика, 1991. 479с.
  30. Выготский Л. С. Педология подростка./ Психология подростка: Хрестоматия- М.: Рос. пед. агентство, 1997, — 524с.
  31. JT.C. Собр. соч. в 6-т т. М.: Педагогика, 1982 .- Т.1.- 486с.
  32. В.В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника. Автореф. дисс. докт. психол. наук .- Москва, 2005, — 50с.
  33. П.Я. Психология как объективная наука. М.: Воронеж, 1998,-480с.
  34. В.А. Системный подход в психологии.: конспект лекций. -JT.: ЛГУ, 1983, — 50с.
  35. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа, — М.: Наука, 2000, — 495с.
  36. А. Педология раннего возраста, — М.-Л.: Учпедгиз, 1932, — 248с.
  37. Э.Г. Основной биогенетический закон. Избр. работы. М.-Л.: Изд-во Академии наук СССР- Киев, 1940, — 292с.
  38. . Что такое психология? В 2-х томах.-М.: Мир, 1992. -Т.2, 370с.
  39. Л.А. Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и взрослости,— Спб.: Речь, 1996. 490с.
  40. Л.А., Григценко Н. А. Развитие личности как субъекта деятельности// Вестник СПб ун-та, серия 6, вып.4, № 27, 1993, — с.112−116
  41. Е.М. Психолого-педагогические условия преодоления трудностей общения младших школьников. Автореф. дисс.канд.психол.наук. Ставрополь, 2005, — 16с.
  42. О.В. Развитие языка эмоций у детей.// Вопр. психол. N2, 1995. С.48−95
  43. И.А. Медико- и социально-психологические корреляты устойчивого противоправного поведения подростков. Автореф. дисс. докт. психол. наук. СПб., 1998, — 46с.
  44. В.В. Проблемы развивающего обучения. -М.: Педагогика, 1986,-240с.
  45. Давыдов В. В. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной ступенейIIII Вопр. психол., 1997.-С.3−19
  46. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения, — М.: Интор, 1996, — 541с.
  47. Е.Е. Детский тест «Рисуночной фрустрации» С.Розенцвейга. Практическое руководство. -М.: Центр психологической службы, 1992, — 72с.
  48. Диагностика школьной дезадаптации. Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. -М.: Ред.изд. центр «Социальное здоровье России», 1992, — 147с.
  49. Т.В. Подросток.-М.: Знание, 1976, — 96с.
  50. В.Н. Когнитивные способности: Структура. Диагностика. Развитие, — СПб: ИМАТОН Маркет, 2001.-223с.
  51. Дубровина И. В. Особенности обучения и психического развития школьников 13−17 лет.-М., 1988.-190с.
  52. Дубровина И. В. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М.: Педагогика, 1987.-121с.
  53. Т.К., Просужих В. М. Многообразие творческой деятельности в сфере досуга. Художественная культура: личность, творчество, досуг: Материалы региональной научно-практической конференции 18−19 октября 2004 года. Мурманск: МГПУ, 2004. -Т.2.-С.76−79
  54. Т.М. Роль клавишных инструментов в эстетическом воспитании в развитии ребенка на опыте работы «Школы Радости» в г. Апатиты Мурманской обл. Материалы международной конференции «Современное музыкальное образование 2004»,-СПб., 2004, — С. 288−290
  55. Р.П. Детская психология.-М., 1995, — 340 с.
  56. Л.В. Избр.пед.труды, — М.: Дом педагогики, 1999, — 606 с.
  57. А.В. Избр. псих. тр. в 2-х. Т.1. Психическое развитие ребенка.-М.Педагогика, 1986.- 320 с.
  58. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи детей. СПб.: Союз, 2000.-447 с.
  59. А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха, — СПб., 1995.-125с.
  60. М.В., Индик Н. К. Содружество ученого и учителя. Л. В. Занков. Беседы с учителем. Работаем вместе по системе Л. В. Занкова, — М.: Просвещение, 1991, — 270с.
  61. З.М. Развитие произвольной памяти у детей в дошкольном возрасте//Вопр. психол. ребенка дошкольного возраста.-М.-Л., 1948-С.65−81
  62. Каминская М. В. Проблема освоения педагогической деятельности в системе Эльконина-Давыдова// Вопр. психол. № 5, 2001. С. 49−59
  63. Г. И. Этапы становления рефлексивной способности и типов самооценки/Интеллектуальные системы и творчество.- Новосибирск, 1990.-260с.
  64. Ю.Н. Возрастная функционально-стадиальная периодизация психического развития детей.Автореф. дисс.докт. психол. наук.- Л., 1991.-32с.
  65. Ю.Н. Психология развития. Введение, — Минск, 1997, — 239с.
  66. Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штейнера,-М.:Парсифаль, 1995, — 268с.
  67. Н.Н. Развитие Я-образа у младших школьников в процессе учебной деятельности. Автореф. дисс.канд.психол.наук.-Иркутск, 2005.-18с.
  68. Л.А. Исследование отношений и личностных особенностей поклонников различных музыкальных направлений. Сб. работ молодых исследователей «Шаг в будущее». Мурманск, 2002.-С.134−137
  69. Е.Г. Первый раз в пятый класс. Программа адаптации детей к средней школе.- М.: Генезис, 2003, — 122с.
  70. Г. А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда. // Вопр. психол. № 1, 1993. С.13−23
  71. Г. А. Три парадигмы в психологии три стратегии психологического воздействия// Вопр. психол. № 3,1987. — С.53−61
  72. Кон И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности, — М.: Просвещение, 1979.-175с.
  73. КравцовГ.Г. Принцип единства аффекта и интеллекта как основа личностного подхода в обучении детей // Вопр. психол., 1996, № 6. С.64−76
  74. В.Т. Историзм в психологии развития: от принципа к проблеме. Психологический журнал, том 17, № 1,1996. С. 5−18
  75. КуликовЛ.В. Психологическое исследование. СПб, 2001, — 184 с.
  76. КурбатоваТ.Н, Муляр О. И. Проективная методика исследования личности «Hand-тест». Руководство по использованию. СПб.: ГП ИМАТОН, 1995, — 52 с.
  77. Кущ.Н.В. Психолого-педагогическое наследие Вильяма Штерна и его значение для возрастной и педагогической психологии. Автореф. дисс. канд.психол. наук, Нижний Новгород, 2005.- 21 с.
  78. Лазарев В. С. Проблемы понимания психического развития в культурно-исторической теории деятельности// Вопр. психол. № 3, 1999, — С. 18−27
  79. А.Н. Проблемы развития психики. -М.: МГУ, 1981, — 584с.
  80. А.Н. Философия психологии. М., 1994, — 285с.
  81. А.И. Психология самооценки школьника: Автореф. дисс. докт. психол. наук.-М., 1971.- 35с.
  82. В.Н. Об исследовании особенностей развития самосознания/ Проблемы психологии современного подростка. -М., 1982, — С. 82−102
  83. В.Н. Особенности отношения подростка к сверстнику как к образу. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук, — М., 1978, — 20 с.
  84. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., Наука, 1999.-349 с.
  85. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации. Под ред. А. Ф. Кудряшова, — Петрозаводск: Петрком. 1992, — 318 с.
  86. А.К., Орлов А. Б., Фридман JI.M. Мотивация учения и ее воспитание у школьников,— М.: Педагогика, 1983, — 65с.
  87. К., Энгельс Ф. Избранные произведения в 3-х т.-М.: Политиздат, 1986.-Т.2.- 543с.
  88. А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1999,-432с.
  89. А.Г. Мотивация и личность. СПб., М., Харьков: Питер, 2003,-352с.
  90. М.В. Возрастная и педагогическая психология,— М.: Просвещение, 1984,-256с.
  91. . Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью. Автореф. Дисс канд. психол. наук, — М., 1989, — 44с.
  92. Н.А. Проблемы обучения, воспитания и психического развития. Избр. психол. труды.- М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: МОДЭК, 1998,-443с. .
  93. Н.А. Вопросы умственного развития ребенка. М.: Знание, 1974, — 32с
  94. М. Дом ребенка.Метод научной педагогики. -М., 1915, — 109с.
  95. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов.-М.: Изд. Центр «Академия», 2003. 456с.
  96. К. Вокруг толкования понятия зоны ближайшего развития. Пихол. ж-л, том17, № 4, 1996. С. 20−31
  97. А.Д. Математические методы психологического исследования. СПб.:Речь, 2004,-392с.
  98. Р.Г. Воображение как фактор поведения (Экспериментальное исследование). -Тбилиси: Мецниереба, 1972.-184с.
  99. П.Г. Проблема развивающего обучения в школе Л.С.Выготского. Вестн. Моск. Ун-та 14, ПСИХОЛОГИЯ, № 6, 1994, — С.17−27
  100. Р.С. Психология. Книга 3. Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. -М.: Просвещение, Владос, 1995, — 507с.
  101. Н.И. Ценностность как личностное основание: Типы. Диагностика. Формирование, — М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2000.—170с.
  102. Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет. М.: Педагогика, 1992.- 160 с.
  103. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. -М., 1995,360 с.
  104. Обучение и развитие: Экспериментально-педагогическое исследование/ Под.ред.Л. В. Занкова,-М.: Педагогика, 1975, — 440 с.
  105. .А. Эстетическое отношение к действительности как фактор развития младшего школьника. -М. :Наука, 1997.-105 с.
  106. Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция. -М.: Академический проект, 2001.-192 с.
  107. Олпорт Г. Принцип «редукции напряжения личности». -М.: МГУ, 1982, — С 108−117
  108. Г. Становление личности. Избр. труды. -М.: Смысл, 2002. -464с.
  109. Перре-Клермон А. Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта. -М.: Педагогика, 1991, — 248 с.
  110. И.А. Проблема соотношения интеллектуальной инициативы и общих умственных способностей. Автореф. дисс. канд. психол. наук, — М., 1975.-21 с.
  111. . Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969.659 с.
  112. Е.Л. Учебная деятельность как деятельность по самоизменению. Автореф. дисс. канд. психол. наук, Москва, 2005. 20 с.
  113. Практикум по возрастной психологии:/Под ред. Головей Л. А., Рыбалко Е.Ф.- Спб.: Речь, 2001, — 688 с.
  114. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. -Самара, 2001, — 672 с
  115. A.M. Анализ причин тревожности в общении со сверстниками у подростков: Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. канд. психол. наук. М., 1977, — 19 с.
  116. Развитие младших школьников в процессе усвоения знаний. Экспериментально-педагогическое исследование /Под ред.М. В. Зверевой.-М., 1983, — 169 с.
  117. Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., М., Харьков, Минск, 2000, — 624 с.
  118. А.А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика, СПб.: Питер, 2000.-432 с.
  119. В.В., Репкина Н.В Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997. 143 с.
  120. К. Что значит становиться человеком?/Теории личности в западно-европейской и американской психологии. Самара, 1996. С. 390−408
  121. C.JI. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.-354 с.
  122. C.JI. Избранные философско-психологические труды: основы онтологии, логики и психологии, — М.: Наука, 1997, — 462 с.
  123. А.А., Соколова М. В. Факторный личностный опросник Кеттелла -95. Руководство по использованию. Спбг.: Иматон, 1995, — 25 с.
  124. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. JL: ЛГУ, 1990,-256 с.
  125. Е.Ф., Кулешова Л. Н., Прохоренко Т. В., Балакшина Ж. А. Личностный фактор в развитии интеллектуального потенциала/ Теоретические и прикладные вопросы психологии. Часть 1. СПб., 1995. С.73−85
  126. Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2001,460 с.
  127. Семенов- Смирнов В. П. Сколько нам лет. Мурманск, 1997.- 57 с.
  128. Семенов Смирнов В. П. Homo Amans — Человек любящий. — Апатиты-Мурманск: Живая Арктика, 2000, — 96 с.
  129. Е.В. Эвристическое значение оппозиции антропо- и социоцентризма. Психол. журнал. Том 15, № 6, 1994. С. 16−27
  130. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПбг.: Речь, 2000.-350 с.
  131. В.И., Исаев Е. И. Антропологический принцип в психологии развития. //Вопр. психол. № 6, 1998, — С. 3−17
  132. Смирнов С. А, Котова И. Б., Шиянов Е. Н. и др. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии, — М.: Изд. центр «Академия», 2001, — 509 с.
  133. Н.Б. Исследование развитие психических процессов и двигательных качеств у школьников 8−12 лет. Автореф. дисс. канд. психол. наук.-JI., 1978.-21 с.
  134. Талызина Н. Ф. Управление процессом усвоения знаний.-М.:МГУ, 1984,-343с.
  135. Тихомиров O.K.Структура мыслительной деятельности человека.-М.:МГУ, 1969, — 304 с.
  136. О.А. Влияние музыкального воздействия на становление идентичности личности. Автореф. дисс. канд. психол. наук М., 2005.-18 с.
  137. А.А. Доминанта,— СПб.: Питер, 2002, — 448 с.
  138. К.Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания, — М.: УРАО, 2002.-Т.1.- 511 с.
  139. Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. М.: МПСИ- Воронеж: МОДЭК, 2002, — 427 с.
  140. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Междунпр.пед.акад., 1995, — 366 с.
  141. Д.И. Психологические особенности общественно-полезной деятельности подростков, — М., 1982
  142. Д.И. «Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. Автореф. дисс. докт. Психол наук,-Душанбе, 1969.-49 с.
  143. Ю., Тимофеев В. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д.Векслера (WISC). -СПб.: ИМАТОН, 1994, — 94 с.
  144. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. -СПб.: Питер, 2001, — 381с.
  145. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования, — М.: Барс- Томск: Изд-во Томского университета, 1997, — 391 с.
  146. Чудновский В.Э.ДОркевич B.C. Одаренность: дар или испытание. М., «Знание», 1990, — 75 с.
  147. Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников. М.:Педагогика, 1985.- 144 с.
  148. И.А. Какую программу обучения выбрать? // Нач. школа № 8, 2000, — С. 27- 35
  149. Шкала явной тревожности для детей 8−12 лет (CMAS). Москва, Центр психологической службы. Лаборатория научных основ детской практической психологии Психологического институтат РАО, 1994, — 16 с.
  150. Э. Психология юношеского возраста/ Педология юности. М.Л., 1931. 101с.
  151. В. Умственная одаренность: Психологические методы испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста.-СПб.: Союз, 1997, — 126с.
  152. Д.Б. Возрастные возможности усвоения знаний. -М., 1966.-442с.
  153. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии, N4, 1971. с.21−37
  154. Д.Б. Избр. психологические труды, — М.: Педагогика, 1989.-560с.
  155. Э. Детство и общество,— СПб.: Летний сад, 2000. 415 с.
  156. Якиманская И. С. Принципы построения образовательных программ и личностное развитие учащихся. // Вопр. психол. .№ 3, 1999.- С. 39- 44
  157. Якиманская И. С. Проблемы обучения и развития в трудах Н. А. Менчинской // Вопр.психол. № 3, 1995А. С. 79- 90
  158. В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. Л.: ЛГУ, 1988.- 160 с.
Заполнить форму текущей работой