Кадровые ресурсы региона: Социально-психологическое состояние и пути оптимизации; на материалах административно-хозяйственных субъектов Московской области
Наличие этих элементов дает возможность осуществлять оптимизацию изучаемого процесса. Сущность ее заключается в оптимальном и эффективном влиянии на отдельные элементы механизма управления кадровыми ресурсами регионов, с целью повышения его эффективности и снижения отрицательных последствий, посредством механизмов регуляции социально-психологического взаимодействия личности кадрового ресурса… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. раздел. Кадровые ресурсы российских регионов, как 16−55 объект социально-психологического анализа
- II. раздел. Социально-психологическое состояние и 56−97 динамика кадровых ресурсов регионов РФ (на материалах административно-хозяйственных субъектов Московской области)
- III. раздел. Основные направления оптимизации управления 98 — 139 кадровыми ресурсами регионов РФ в современных условиях
Кадровые ресурсы региона: Социально-психологическое состояние и пути оптимизации; на материалах административно-хозяйственных субъектов Московской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Управление кадровыми ресурсами как деятельность более широкая, чем простое управление работниками, стало формироваться на рубеже конца XIX и начала XX веков. Специалисты, занимавшиеся этими вопросами, в Англии назывались секретарями по благополучию. В США и Франции — общественными секретарями. Их основными функциями были устройство школ и больниц, контроль за условиями труда, противостояние попыткам создания профсоюзов, посредничество между администрацией и рабочими.
Специальные подразделения, занимающиеся проблемами персонала, возникли в 20−30-х гг. Они выполняли работу, связанную с ведением документов, разбором конфликтов, присутствием в судах, выплатой заработной платы. Таким образом, их функции были вспомогательными, а все основные решения по кадрам принимались высшим руководством.
Сегодня же в силу возросшей важности и «многопрофильное&trade-» работы прежние кадровые службы преобразовываются в западных странах в службы перешла или человеческих ресурсов (последний термин больше принят в США), обладающие широкими полномочиями. Они — это «визитная карточка» организации.
Являясь одной из самой важных составляющих процесса экономического развития Российской Федерации, управление кадровыми ресурсами оказывает сильное воздействие эффективное развитие страны. Особую остроту эта проблема приобрела в российских регионах, в которых на сегодняшний день сосредоточено более 70% всех кадровых ресурсов России. Реалиями сегодняшнего дня стали участившиеся случаи увольнения с работы, необоснованная ротация кадров на предприятиях, увеличения числа безработных.
1 См.: Катаева Л. Д., Абрамова Т. Г. Управление персоналом: Хрестоматия. Новосибирск, 1996.
Сложившаяся в настоящее время практика, при которой фактически одним средством управления кадровыми ресурсами стало самоопределение работника в выборе специальности и места работы, привело к недооценке значимости научно обоснованной, плановой работы органов государственного и административно-хозяйственного управления с кадровыми ресурсами регионов РФ. Это в свою очередь привело к снижению социально-экономических показателей развития административно-хозяйственных субъектов российского общества.
Современный этап развития российского общества, одной из главных задач которого является повышение социально-экономического состояния его граждан, требует принципиально нового подхода к анализу сущности, содержания, характера и особенностей управления кадровыми резервами российских регионов, поиска путей и методов управления этим процессом.
Исходя из этого, актуальность исследования управления кадровыми ресурсами регионов Российской Федерации заключается в следующем:
Результаты исследования говорят также о том, что верно была выбрана теоретическая и методическая модель социально-психологического состояния региональных кадровых ресурсов.
Проведенное исследование полностью подтвердило выдвинутые гипотезы.
Исследовательский анализ позволил классифицировать теоретические концепции российских и зарубежных социологов психологов по данной проблеме, выявить генезис взглядов по данной проблеме в мировой и отечественной социологической и психологической мысли.
Установлено, что наиболее целостная теоретическая концепция социально-психологического состояния на Западе была разработана американскими социологами и психологами.
В отечественной обществоведческой науке проблема социально-психологического состояния кадров, опираясь на методологический и теоретический фундамент советской социологической мысли конца первой половинь: ХХ-го века, практически за несколько десятилетий (с конца 60-х годов) смогла превратиться в специальную теорию, составную часть социологии организаций изучающую закономерности развития кадровых ресурсов.
В диссертации выделяются три основных направления таких исследований:
1. Направление, в котором эффективное управление кадровыми ресурсами тесно связывается с учетом социальных и психологических компонентов в управлении персоналом на производстве, исследования всего комплекса организационных и личностных проблем работников. Социальные и психологические условия работы с кадрами должны дополнять друг друга, т.к. это дополнение будет способствовать оптимальному региональному развитию.
2. Многоаспектный теоретический анализ отдельных сторон, сфер социально-психологического состояния, рассматриваемых с точки зрения не только средо-вого, но и факторного анализа процесса его формирования;
3. Работы методического, организационно-правового и социоинженерного плана, исследующие и определяющие правовые, служебные, технологические у, иные аспекты формирования кадровых ресурсов в России и за рубежом.
Выявлено, что проблема социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами в условиях российских регионов в прямой постановке не ставилась. Кроме того, данная проблема в теоретико-методологическом, методическом, практическом и проектно-прикладном плане имеет немало «белы* пятен», что обусловливает необходимость ее глубокого изучения и анализа.
В частности, сложившиеся различные понятийно-категориальные представления об этом феномене образуют неоднозначную содержательную картину, что вызвано определенной противоречивостью и неупорядоченностью подходов к его изучению и анализу. Отсутствие общей синтетической социологической основы (методологической, теоретической, методической) делает актуальным необходимость разработки целостной концептуальной конструкции, выступающей основой для анализа социально-психологического состояния и взаимосвязанных с ним формирующе-развивающих процессов.
Методологической основой данной теоретической концепции являются базовые принципы гуманитаризации кадрового строительства в российских регионах (на материалах Подмосковья): принцип системности, принцип деятель-ностного подхода, принцип синтетичности и комплексности, принцип единстве природного, психического и социального в целостном объективном процессе формирования социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами.
Избранный автором Балашихинский регион, несмотря на близость к Москве, является наиболее характерным и типичным для России по своим социально-экономическим показателям, демографической структуре, динамике формирования кадровых ресурсов.
Управление кадровыми ресурсами регионов может быть классифицировано по следующим основаниям а) как деятельность административных и кадровых органов управления по обеспечению достижения целей административно-хозяйственных субъектов РФ посредством гармонизации социально-психологического состояния кадровых ресурсов регионовб) как процесс разработки и реализации управленческих решений по регулированию и координации взаимодействия управляющих и управляемых систем механизма управления.
В исследовании разработана авторская методика изучения социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами.
Исходя из выше перечисленных подходов под социально-психологическим состоянием кадровых ресурсов регионов РФ (в экспериментальном плане) следует понимать: сущность, структуру, закономерности функционирования, а так же качественные и количественные характеристики исследуемого явления в конкретном социальном пространстве и времени.
Автором выявлены также главные критерии социально-психологического состояния кадровых ресурсов, которые рассматриваются в качестве основания осуществленной классификации.
Это, прежде всего данные официальной статистики, а также данные, полученные в ходе проведенного социально-психологического исследования и позволяющие определить социальное состояние (структура кадровых ресурсов — соотношение групп кадровых ресурсов, занятых в производственной сфере и ресурсов не участвующих в социально-экономической сфере административно-хозяйственного субъекта РФ, т. е. безработных или работающих в других регионах страны).
Важнейшее значение в исследовании социально-психологического состояния кадровых ресурсов составили признаки, характеризующие его психологическую составляющую. В качестве характерных признаков, позволяющих изучить психологическое состояние кадровых ресурсов, автором выделены: интеллектуальное напряжениесенсорное напряжениемонотонияполитонияфизическое напряжениеэмоциональное напряжениенапряжение ожиданиямотивационное напряжениеутомление.
Анализ тенденций и проблем современного социально-психологическогс состояния кадровых ресурсов на региональном уровне позволил сделать вывод с серьезных проблемах в его формировании. Все это не может не сказаться на егс социально-психологических факторных и структурных характеристиках.
В ходе исследования автором были выявлены следующие группы факторов, детерминирующих определенное социально-психологическое состояние кадровых ресурсов регионов РФ:
1. Общесоциальные — экономические, социально-политические, духовные, оказывающие влияние на функционирование на макроуровне;
2. Организационные (социальные) — факторы позволяющие определить степень влияния социально-экономической сферы (предприятия, места занятости рабочих и т. д.) на социально-психологическое состояние кадровых ресурсов;
3. Личностные (психологические) — социально-демографические, слу-жебно-профессиональные особенности психологического состояния кадровых ресурсов регионов, способствующие эффективному использованию личности на производстве.
Учитывая, что общесоциальные факторы (экономические, социально-политические и т. д.) действуют на все административно-хозяйственные регионы РФ, в принципе, одинаково, следовательно, наибольший интерес в изучении социально-психологического состояния представляют факторы организационные (социальные) и личностные (психологические).
Итоги теоретического и эмпирического анализа управления кадровыми ресурсами регионов выявили существование социально-психологического механизма этого социально-психологического процесса, то есть совокупности взаимосвязанных элементов. К ним автором отнесены: а) социально-психологические характеристики состояния кадрового ресурса региона, индивидуальные социальные и психологические свойстваб) социально-экономическая среда (особенности развития административно-хозяйственного субъекта РФ) — в) социально-психологические последствия управления кадровыми ресурсами регионов.
Наличие этих элементов дает возможность осуществлять оптимизацию изучаемого процесса. Сущность ее заключается в оптимальном и эффективном влиянии на отдельные элементы механизма управления кадровыми ресурсами регионов, с целью повышения его эффективности и снижения отрицательных последствий, посредством механизмов регуляции социально-психологического взаимодействия личности кадрового ресурса и социально-экономической среды на различных уровнях: общества, социальных институтов и личности.
Регуляция социально-психологического взаимодействия предполагает комплексное, целенаправленное управляющее воздействие на профессиональную деятельность личности с одной стороны и функционирование органов административно-хозяйственного управления с другой, направленное на реализации целей и задач административно-хозяйственной единицы и обеспечения гармоничного развития личности.
Теоретическую значимость представляет авторская классификация механизмов социально-психологической регуляции различных социально-психологических явлений и процессов по уровням управленческого воздействия: а) уровень общества (общесоциальный) — б) уровень социальных институтов и организаций (институциональный уровень) — в) уровень личности (психологический уровень).
При анализе динамических характеристик социально-психологического состояния следует учесть также важнейшее обстоятельство, выявленное в ходе исследования: эффективное функционирование механизмов социально-психологического управления личностного (психологического) уровня предполагает равное сочетание в структуре ценностных ориентаций личности кадрового ресурса и ценностей корпоративной культуры формальной и неформальной организаций, в которой индивид трудится или обучается.
Представляется, что результаты диссертационного исследования могут стать необходимым толчком к дальнейшему теоретико-методологическому, методическому и прикладному развитию проблемы социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами.
На методологическом уровне необходима проверка и уточнение ряда положений, связанных с обоснованием теоретической концептуальной модели исследования социально-психологического состояния кадровых ресурсов. Большой познавательный интерес может представлять развитие следующих методологических проблем:
На уровне дальнейшего теоретического осмысления проблемы представляется целесообразным сосредоточение внимания:
— на уточнении сущности и содержания социально-психологического состояния, как объекта совместного исследовательского внимания социологов и психологов ;
— на дальнейшем развитии категориально-понятийного аппарата социально-психологического состояния кадровых ресурсов в рамках разработанной и других теретико-методологических концепций;
— на теоретическом исследовании механизма управления кадровыми ресурсами регионов;
— 147- на анализе различных сторон и сфер социального взаимодействия в системе управления кадровыми ресурсами;
— на изучении социально-психологического механизма управления кадровыми ресурсами регионов «российской глубинки» —отдаленных регионов, не подверженных активным миграционным влияниям с относительно устойчивой демографической и этнической структурой;
— на дальнейшем изучении не только организационных, но и психологических основ жизнедеятельности кадровых ресурсов в условиях российских регионов;
— на разработке как целостной технологии, так и частных модуль-технологий оптимизации управления кадровыми ресурсами, определении приемов и способов формирования благоприятного социально-психологического состояния, решении актуальных управленческих проблем и др.
В этой связи предлагаются следующие наиболее актуальные направления теоретических и прикладных исследований:
— Особенности социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами в различных региональных условиях ;
— Сущность, содержание и структура социально-психологических механизмов формирования кадровых ресурсов;
— Особенности социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами на различных этапах развития российского общества;
— Эволюция взглядов на социально-психологическое состояние кадровых ресурсов в российской и зарубежной науке.
Совершенствования требует и методическая основа научного осмысления и исследования проблемы социально-психологического состояния кадровых ресурсов. В частности целесообразно продолжить работу по повышению ва-лидности используемой в исследовании методики, расширении методов вторичного анализа данных, апробации других методик к изучению этой сложнейшей и малоисследованной социально-психологической категории .
Полученные в ходе исследования результаты и выводы позволяют сформулировать ряд рекомендаций практического прикладного плана, реализация которых, по мнению автора, способствовала бы решению проблем, объективно вызревающих в ходе управления формированием кадров в российских регионах.
Они сориентированы на оптимизацию социально-психологического состояния кадровых ресурсов регионов РФ на общесоциальном и институциональном уровнях:
К ним необходимо отнести:
— создание дополнительных организационных структур, позволяющих осуществлять социально-психологическую диагностику и прогнозирование процессов формирования и деформаций кадровых ресурсов в регионах (центров социально-психологических исследований при главах администраций);
— подготовка управленческих кадров на базе региональных ВУЗов и обеспечение их развития внутри административно-хозяйственного субъекта РФ (российского региона) по программам и тематическим планам, аналогичным применяемым в РАГС и Государственном университете управления в г. Москве;
— организация при региональных центрах по трудоустройству постоянно действующих аналитических групп, исследующих социально-психологические условия и факторы «вымывания» кадров с региональной периферии к центру и возможности по их закреплениюс их помощью также организовать проведение ежегодного мониторинга социально-психологического состояния кадровых ресурсов, прогнозирования его состояния, функциональности и динамики;
— в целях укрепления ценностно-ориентационного единства и сокращения текучести кадров в коллективах и учреждениях создать неформальные структуры общественные советы, организующие совместный досуг, чествование ветеранов и лучших специалистов среди молодежи, популяризирующие передовой опыт в СМИ и средствах наглядности;
— ввести в практику групп по работе с персоналом обязательную подготовку электронных карт-профессиограмм, позволяющих контролировать и регулировать как профессиональный, так и интеллектуальный рост каждого индивида, работающего в коллективе;
— подготовить проект и выйти на Федеральные органы власти с предложением о создании Региональных центров малого предпринимательства, в которое были бы включены малоимущие слои населения регионов;
— главам региональных администраций особое внимание сосредоточить на восстановлении практики создания и функционирования МЖК с целью закрепления молодежи в региональной структуре;
Реализация предложенных рекомендаций может существенно скорректировать социально-психологическое состояние кадровых ресурсов.
— 140-ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Анализ социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами в регионах России в тех структурных и содержательных аспектах, которые реализованы в рамках диссертационного исследования, предопределен насущной потребностью в разработке целостной теоретической концепции исследуемого процесса, задачами теоретико-экспериментального изучения функциональности и прикладных путей его оптимизации в современных условиях. И с этой точки зрения можно констатировать, что цель исследования и поставленные задачи были выполнены.
На основе анализа различных подходов, концепций, теорий, современных научных парадигм, их классификации и типологизации, разработана авторская теоретическая концепция исследуемого явления, проведена ее теоретико-экспериментальная проверка и апробация на примере подмосковных регионов.
Это позволило научно обосновать выводы о функциональной направленности социально-психологического состояния управления кадровыми ресурсами в современных условиях, его динамики, особенностях, социальных механизмах осуществления. Важной отличительной чертой диссертационного исследования является формирование и обоснование синтетической методологической основы анализа социально-психологического состояния,.
Список литературы
- Абульханов P.C. Принципы общественной организации производства. М., 1982.
- Абульханоеа-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., Наука, 1980.
- Айламазьян A.M. Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты и экспериментальное изучение. // Вопр. психол. 1990., № 4.
- Амиров Э.Б. Социально-психологическая самоорганизация научных коллективов в различных ситуациях совместной деятельности. Киев, 1989.
- Аналитически информационный сборник МВД РФ /Жур. № 5, 2002.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2-х т., М., т. 1, 1980.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
- Андреева Г. М. Социальная психология : Учебник. 2-е изд., доп. и перераб. М., Изд-воМГУ, 1988.
- Андреева Г. М., Гозман Л. Я., Дергачева Л. А. Актуальные проблемы деятельности психологической службы предприятия // Вестник Московского университета, серия 14, психология, № 1, 1987.
- Аргунова К Д. Качественный регрессионный анализ в социологии. Методическое пособие. М., 1990.
- Аристотель. Никомахова этика. М.: Мысль. 1984. Т. 4.
- Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом. М., 1975.
- Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М.: Политиздат, 1975.
- Бабосов Е.М. Социология управления: Учебное пособие для студентов вузов. -Мн: Тетра Системе, 2000.
- Барков С.А. Управление персоналом. М., 1996.
- Бехтерев В.М., Ланге М. В. Влияние коллектива на личность.// Педология и воспитание. М., 1928.
- Блинов В Н. Методика определения эффективности обучения // Новые исследования в педагогике. 1976.
- Блинов В Н. Эффективность обучения. М., Педагогика. 1976.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. М., 1927.
- Боровикова С.А. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. С. Петербург, 1991.
- Братусь Б.С., Лишин О. В. Закономерности развития деятельности и проблемы психолого-педагогического воздействия на личность. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1982. № 1.
- Вайсман P.C., Янотовская Ю. В. Методика изучения ценностно-ориентационного единства группы по значимым качествам личности. // Вопросы психологии личности: Межвузовский сборник. Ульяновск, 1977.
- Венда В.Ф., Танаев В. П., Санников A.M. Информационное взаимодействие операторов при групповом решении задач // Теория и эксперимент в анализе труда операторов. М., 1983.
- Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала (пособие по кадровой работе).л л гл1 по о- 1V1., IWjJKICl Ь, 1770.
- Витке П. А. Организация управления и индустриальное развитие М., 1924.
- Виханский О С., Наумов А. И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: 2-е издание.: Учебник. М., 1996.
- Власов A.B. Статистические сведения о состоянии трудовых ресурсов Российской Федерации. М., ОАУ ГВП, 2000- Подсчитано автором. См.: Информационно-аналитический сборник «Кадры и ресурсы регионов и органов местного самоуправления». М.: РАКС, 2001.
- Галенко В.П. Управление персоналом и стратегия предприятия. СП б. 1994.
- Ггное Ф. Психология управления. М. 1998.
- Герчикова H.H. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1997.
- Гневко В.А., Яковлев И. П. Менеджмент: социально-гуманитарные изменения. СПб., 1996.
- Громова О Н., Свистунов В. М., Мишин В. М. Организация управленческого труда. М., 1994.
- Гроуз В., Эндрю С. Высокоэффективный менеджмент. М., 1996.
- Давыдов A.A. Модульный анализ социальных систем. М.:ИСАН РАН, 1993.
- Денисов В.А., Филиппов A.B. Управление персоналом в корпорациях. М.: ООО «Недра-Бизнесцентр», 1999.
- Донцов А.И. Проблемы групповой сплоченности. М.: Изд. Мое. ун-та. 1979.39Дж. Л. Морено. Социометрия. М., 1958.
- Драккер П.Ф. Управление, нацеленное на результаты: Пер. с англ. М.: Технолог. Школа бизнеса, 1994.
- Дроздов H.H. Развитие психолого-акмеологической компетентности субъекта оценки и отбора персонала. Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1998.42Дудченко B.C. Инновационные технологии: Учебно-методическое пособие. М., 1996.
- Дюркгейм Э. Метод в социологи. М., 1991.
- Дятченко Л.Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Москва — Белгород. 1993.
- Зайцев Г. Г, Файбушевич С. И. Управление кадрами на предприятии (персональный менеджмент). СП б, 1992.
- Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов. Введение в теорию организации и управления. / Пер. с польск. М.: Прогресс, 1972.
- Иваецевич Дж. М., Лобанов A.A. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
- Иванов В. И. Современное состояние российского общества и его Вооруженных
- Г'.. п.," П ГТ, А 1 ГАЛ
- Сил. Дисканд. маук. ои/, 1УУи.
- Иванцевич Дж. М. Лобанов А. А. Человеческие ресурсы управления. М., 1993.
- Информационно-аналитический сборник «Кадры и ресурсы регионов и органов местного самоуправления». М.:РАКС, 2001.
- Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 1997.
- Кабушкин НИ. Основы менеджмента. Минск, 1998.
- Катаева Л.Д., Абрамова Т. Г. Управление персоналом: Хрестоматия. Новосибирск, 1996.
- Кевбин Б.Ф. Значение категории «состояние» в анализе социальных явлений// В сб.: Научное управление развитием социальной структуры социалистического общества. Вып.2. Саранск, 1975.
- Кибакин М.В. Социальная защита военнослужащих правоохранительных органов. Автореф. канд. соц. наук. ГАВС., 1995.
- Китов А.И. Психология хозяйственного управления. М.: Профиздат, 1984.
- Книга работника по кадрам / Под ред. М. Е Панкина. М., 1985.
- Комментарии к Кодексу законов о труде Российской Федерации. М., 1995.
- Котельников Г. А. Синергетика. Белгород, 1995.
- Котельников Г. А. Социолого-синергетический подход к разработке социальных технологий управления // Российский журнал социальной работы. 1995. — .№ 2.
- Кочеткова А.И. Основы управления персоналом. М.: ТЕИС, 1999- Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: учебник. — М.: Аспект, 1999.
- Кравченко А.И. Социология груда в XX веке: Историко критический очерк. -М.: Наука, 1987.
- Красовский ЮД. Управление поведением в фирме. М.: 1997.
- Красовский ЮД. Организационное поведение: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ, 1999.
- Кузьменко Б.В. Социальные процессы в коллективах как объект системного анализа и управления. М., 1990.
- Кунц Г., О’Доннелл С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1, и II // Пер. с англ. М.: Прогресс, 1981.
- Ладанов ИД. Практический менеджмент. М., 1995
- Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право). М. «Былина», 2000.
- Леушев А.В., Жиделева В В. Организация оплаты труда за рубежом. Сыктывкар, 1994.
- Лоза Т.П. Особенности реализации социальной защищенности личности в Российской Федерации. //Информ. метод, сб. ЦВС1И1И,-1992.-N2.
- Ломов В.Б. Совместная (групповая) деятельность людей, формирование трудовых коллективов и психологические аспекты управления ими.// Правовые и социально-психологические аспекты управления. М., 1972.
- МайерсД. Социальная психология СПб., 1998.
- Малыхин В.И., Статкус A.B. Теория принятия решений. Учеб. пособие. Моск. инст-т управления им. Серго Орджоникидзе, м., 1989.
- Маньшин Г. П., Кудрин В. Д. Информационные технологии: социальный прогресс и культура.// Проблемы создания информационных технологий. Сборник научных трудов. Вып.2. Т. 1. Мн., 1998.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М. 1996.
- Маркс К. Капитал. М., 1987, Т.1
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перевод с англ. Татлы-даевой А.М.. СП б.: Изд. Группа «Евразия», 1997.
- Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента // Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
- Методологическая функция категории «состояние» в анализе социальных явлений. Горький, 1976.
- Методологические проблемы оптимизации в науке / В. Т. Воронин. О. С. Разумовский, H.H. Семенова и др. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1991.
- Михайлов С. Оптимальное функционирование социального управления: Пер. с болг. М.- Прогресс, 1989.
- Муниципальное самообразование // Науч. жур. № 6, 2001.
- Немое P.C. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. М., 1984.
- О первоочередных мерах по реформированию социально-экономической сферы Российской Федерации и совершенствованию ее структуры: Указ Президента Р. Ф. от 16 июля 1997 года № 725 // Рос. газета 1997. 19 июля 4.
- Основы менеджмента. Уч. пособие. Под ред. Радугина A.A., Шуванов В. И. Социальная психология менеджмента. М., 1997.
- Организационная психология и управление. / Сост. Вучечич Г. Г., Носов H.A., Пископпель A.A., Сергиенко С. К., Щедровицкий Л. П. М.: Изд. Моск. ун-та, 1999.
- Петровский A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления: (опыт лучших компаний). -М.: Прогресс, 1986.
- Ю.Платон. Собрание сочинений: В 4 т. (Пер. с древнегреч.). М., Мысль, 1994.
- Плотинский Ю.М. Теоретические и эмпирические модели социальных процессов. Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: «Логос», 1998.
- Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 «О Федеральной целевой программе по усилению работы с трудовыми ресурсами на 1999−2000 годы».
- Пригожин А.И. Современная социология организаций. М., 1995.
- Психология управления. Курс лекций. Москва-Новосибирск, 1997.
- Психология управления. Курс лекций. Москва-Новосибирск, 1997.
- Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. Учебник. М.: 1998.
- Пыханов Ю.В. Социальная мобильность офицерского состава в условиях реформирования Вооруженных Сил: сущность, состояние, регуляция. Автореф. дис. .канд. соц. наук. М: ВУ МО РФ, 1999.
- Рабочая книга по прогнозированию. М., 1982.
- Ракурс. Теория. Практика. Информация. Информационно-аналитический сборник. Выпуск № 1. М., 2001.
- Рахимов О.Х. Моральная регуляция воинской деятельности (Социально-философский анализ). М., ГАВС., 1994.
- Резник С. Д. Управление персоналом. Методы руководства. Пенза, 1996. Книга вторая.
- Розанова В.А. Психология управления. Уч. пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез». -2002.
- Романов К.Е. Оптимизация управления социальными процессами в военно-социальных общностях на базе современных информационных технологий: Автореф. дис. канд. социол. наук. М.: ГА ВС, 1994.
- Рубахин В.Ф., Филипов A.B. Психологические аспекты управления. М., 1973.
- Саймон Г., Смитбург Д., Томпсон В. Менеджмент в организациях. М., 1995
- Самыгин СИ. Столяренко ЛД. Психология управления. Ростов-на-Дону, 1997.
- Свентицкий А.Л. Социальная психология управления. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1986.
- Сергиенко С.К. Управление персоналом организации в современной социокультурной и экономической ситуации // Актуальные вопросы управления. Тематический сборник научных трудов. Вып.2. М.: ГУУ, 1999.
- Симанов А.Л. Понятие «состояние» как философская категория. Новосибирск: Наука, 1982.
- Скок A.C. Социальные технологии в системе управления военной организацией. М., ВУ/, 1997.
- Скотт-Синк Д. Управление производительностью. М., 1989.
- Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. М., 1996.
- Современное управление. Энциклопедический справочник. Т. № 1. М.: «Из-датцентр». 1999.
- Социальная психология и этика делового общения. Под ред. Лавриненко В. И. М., 1995.
- Социология / Осипов Г. В. (руководитель авторского коллектива). М., Наука. 1993.
- Социология. Учебное пособие / А. Н. Елсуков, Е. М. Бабосов и др. Под ред. А. Н. Елсукова Мн.: НТООО «ТетраСистемс», 1998.
- Стандарты ИСО 9000 (Версия 2000г).
- Станкин М.И. Психология управления. М., 1999.
- Тейлор Ф. Менеджмент // Пер. с англ. М.: Контроллинг, 1992.
- Тидор С.Н. Психология управления: от личности к команде. Петрозаводск, 1997.
- Тюриков А.Г. Регулирование девиантного поведения военнослужащих как функция военно-социальной организации. М.: ВУ., 2000.
- Управление развитием производства в промышленных концернах США / Под. ред. Ю. П. Васильева. М., 1977.
- Уткин Э.А. Управление фирмой. М.: «Акалис», 1996.
- Файоль А. Общее и промышленное управление. // Пер с франц. М.: Контол-линг, 1992.
- Федоров Н.Г. Регулирование, управление и руководство//Филос. науки. -1985. N6.
- Филиппов A.B. Психология управленческой деятельности руководителя. — М. -1980.
- Филипов A.B. Работа с кадрам: Психологический аспект. М.: Экономика, 1990.
- Харрингтон Г. Управление качеством в американских корпорациях. М., 1989.
- Харчева В. Г Основы социологии. Учебник для средних специальных учебных заведений. М.: «Логос», 1997.
- Чаянов A.B. Путешествие моего брата Алексея в страну крестьянской утопии. М., 1920.
- Чернышев В Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб., 1997.
- Шелест Б.Е. Социальная адаптация офицеров запаса. Автореф. дис. канд. соц. наук. -М.: ВУ, 1997.
- Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону, 1998.
- Шикшеня СВ. Управление персоналом современной организации. М., 1997
- Druker P. The News Society. № 9, 1962.
- Krech D., Crutchfield R.S., Ballechey E.L. Individual in Society. N.Y., 1962
- Mayo E. Social problems of industrial civilizations. Boston, 1945.
- Mc. Clelland D. C. The Two Faces if Power Journal of International Affairs Vol. 24. 1970.
- Mc. Gregor D. The Human Side of Enterprise. -N.Y. 1960