Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы активно изучаются особенности психологической культуры как компонента профессиональной культуры учителя (И.Б. Котова, A.A. Леженина, Н. И. Лифинцева, Ф. Ш. Мухаметзянова, Н. Ю. Невзнер, О. В. Пузикова, В. В. Семикин, Е. Е. Смирнова и др.). Наряду с многочисленными работами, посвященными рассмотрению психологической культуры педагога, незаслуженно мало уделяется внимания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Глава II.
    • 2.

Развитие культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и постановка проблемы исследования.

В настоящее время в психологической теории и практике развивается направление, связанное с изучением психологической культуры личности. Психологическая культура изучается в контексте возрастного развития, межличностных отношений, в том числе и детско-родительских, профессиональной деятельности. Анализ литературы свидетельствует о неоднозначном решении вопроса о сущности психологической культуры и подтверждает обнаруженную нестрогость в научной трактовке данного понятия. Несмотря на это, практически все авторы сходятся в том, что, во-первых, психологическая культура, прежде всего, связана с многоаспектным позитивным преобразованием личностью своего внутреннего мира и, во-вторых, психологическая грамотность человека, подразумевающая, в первую очередь, определенный запас психологических знаний, определенным образом связана с его психологической культурой.

В контексте данной работы интерес представляют исследования психологической культуры представителей разных профессий: государственных служащих и менеджеров (E.H. Гришина, Г. И. Марасанов, Н. Т. Селезнева и др.), психологов образования (И.В.Дубровина, Н. И. Исаева, М. А. Набережнева и др.), журналистов (В.И. Кузин и др.).

В последние годы активно изучаются особенности психологической культуры как компонента профессиональной культуры учителя (И.Б. Котова, A.A. Леженина, Н. И. Лифинцева, Ф. Ш. Мухаметзянова, Н. Ю. Невзнер, О. В. Пузикова, В. В. Семикин, Е. Е. Смирнова и др.). Наряду с многочисленными работами, посвященными рассмотрению психологической культуры педагога, незаслуженно мало уделяется внимания её изучению на этапе вхождения в учительскую профессию и, особенно, в условиях среднего профессионально-педагогического образования. Между тем, начальный этап вхождения в профессию, безусловно, наиважнейший этап для личностнопрофессионального становления, этап, который связан с освоением огромного количества психологических дисциплин, потенциал которых можно эффективным образом использовать не только для развития частных профессиональных компетенций, но и формирования такого личностного образования как психологическая культура.

Однако в современных психологических исследованиях недостаточно уделяется внимания проблеме развития культуры «Я» студентов средних педагогических учебных заведений и роли в этом психологии как учебной дисциплины.

В связи с этим проблема исследования заключается в изучении особенностей, психологических условий и механизмов развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии.

Решение данной проблемы и составляет цель исследования.

Объект — процесс развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа.

Предмет — особенности, психологические условия и механизмы развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии.

Гипотеза исследования: В развитии культуры «Я» как сложно структурированного личностного образования психологическому знанию принадлежит особая роль при условии, если в процессе усвоения студентами педагогического колледжа психологических знаний создавать ситуации для актуализации и развития рефлексивной активности и субъектности, а также развивать осознание студентами роли временной перспективы в саморазвитии.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. Теоретические:

— раскрыть сущность и определить показатели развития культуры «Я».

2. Эмпирические: выявить психологические условия и механизмы развития культуры «Я»;

— изучить особенности уровневых и структурных изменений, происходящих в культуре «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии.

3. Конструктивные:

— разработать методику выявления психологических механизмов развития культуры «Я»;

— разработать методические рекомендации по развитию культуры «Я» для преподавателей психологии и студентов педагогического колледжа.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы мы использовали комплекс взаимодополняющих методов: теоретические (аналитико-синтезирующий, сравнительно-сопоставительный, теоретическое моделирование) — организационные методы (сравнительный) — методы сбора эмпирических данных (эксперимент, измерение, наблюдение) — методы обработки данных (методы описательной статистики, статистический критерий Фишера, Т-критерий Стьюдента) — методы интерпретации (структурный и генетический). Математическая обработка данных осуществлялась с помощью компьютерной программы статистического анализа Microsoft Excel.

В качестве основных психодиагностических методик в исследовании использовались: «Психологическая культура личности», разработанная О. И. Мотковым (модификация Исаевой Н. И., Болотовой Е. А., Калашниковой Ю.О.), «Механизмы развития психологической культуры» (Исаева Н.И., Болотова Е. А., Калашникова Ю.О.), «Стиль саморегуляции поведения» (Моросанова В.И.) — «Локус контроля» (Дж. Роттер) — анкета «Рефлексивная активность» (Титкова М.С.) — «Кто я?» (М.Кун, Т. Макпартленд).

Теоретико-методологическую основу исследования составил системный подход к изучению личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, В. Д. Шадриков и др.), акмеологический подход к прогрессивному развитию личности (A.A. Деркач) — интенционально — динамический подход к развитию психологической культуры личности (Н.И: Исаева) — положения и принципы субъектного подхода (С. Л. Рубинштейн, К. А. Ал ьбуханова, А.В. Брушлинский) — теория профессионального развития личности и деятельности учителя (Н.В. Кузьмина, Л. М. Митина и др.).

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе ГОУ СПО «Белгородский педагогический колледж». На разных этапах в исследовании принимали участие студенты 2−4 курсов различных специальностей в количестве 136 человекна этапе моделирующего эксперимента — 88 человек, из них 44 студента составили экспериментальную и 44 — контрольную группы.

Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2009 гг. в период обучения в очной аспирантуре.

Первый этап (2006 — 2007 годы) — теоретико-поисковый. Проведён теоретический анализ философской, культурологической, психологической и педагогической литературы по проблемам психологической культуры и её развития, специфики психологического знанияуточнены сущность и соотношение базовых понятий исследования: «психологическая культура», «культура Я», «развитие культуры Я" — выдвинуты предположения о возможных условиях и механизмах развития культуры «Я» будущего педагога в процессе изучения психологииопределена структура и категориальный аппарат исследованияпроведено пилотажное исследование сцелью отбора методов и методик исследования, разработки методики изучения особенностей культуры «Я» и психологических механизмов её развития.

Второй этап (2007 — 2009 годы) — опытно-экспериментальный. Содержание этапа соответствовало выбранной схеме экспериментального исследования: подготовлен и проведён констатирующий эксперимент, посвящённый изучению особенностей развития культуры «Я" — выявлены особенности субъектности и рефлексивной активности у студентов с различным уровнем психологической культурыуточнена гипотеза и задачи исследованиясформирована выборкаразработана программа и проведён моделирующий эксперимент, направленный на верификацию гипотезыпроведена оценка эффективности развивающей технологиипроведено итоговое тестирование.

Третий этап (2009 год) — заключительный. Проведена математическая обработка полученных эмпирических данных, адекватная схеме исследованиявыявлены механизмы развития культуры «Я» и возможности актуализации психологических условий и механизмов развития культуры «Я» в процессе изучения психологииобобщены и систематизированы результаты, которые частично были внедрены в практикууточнены теоретические выводыоформлен текст диссертации.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Под развитием культуры «Я» студента педагогического колледжа как сложно структурированного личностного образования понимается изменение внутрии межсистемных связей, приводящее к гармонизации не только отдельных составляющих культуры «Я», но и культуры «Я» в целом как системного образования. Частными показателями развития культуры «Я» являются сила и степень реализации культурно-психологических стремлений, представлений об их значимости и возможностей достижения, общим — уровень гармоничности «Я».

2. Психологическими условиями развития культуры «Я» студента педагогического колледжа являются рефлексивная активность и субъектность, актуализации и развитию которых способствуют создаваемые на занятиях по психологии учебные ситуации «проживания» и «переживания».

3. В качестве психологических механизмов выступают особенности осознания студентами временной перспективы саморазвития: осознание результативности работы над собой во временном континууме «прошлое-настоящее» и уверенность в её результативности во временном континууме «настоящее-будущее».

4. Развитие культуры «Я» характеризуется уровневыми и структурными изменениями. К уровневым изменениям культуры «Я» относятся повышение силы культурно-психологических стремлений, оценки их значимости и наличия возможностей для их реализации, а также повышение уровня гармоничности культуры «Я» в целом и отдельных её составляющих. Структурные изменения характеризуются изменением роли самопознания, самоотношения и саморегуляции в развитии культуры «Я».

Научная новизна исследования состоит в том, что полученные результаты в своей совокупности содержат решение проблемы развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии. К числу наиболее важных новых научных результатов можно отнести следующие:

1) доказана принципиальная возможность развития культуры «Я» в моделировании личностно-профессионального развития будущего учителя на примере преподавания психологии в педагогическом колледже;

2) введены в научный оборот уровневые показатели развития отдельных компонентов культуры «Я» личности будущего учителя, в том числе: предложена и исследована сила культурно-психологических стремлений к самопознанию, самоотношению и саморегуляции, разработанность представлений об их значимости для личности и оценка возможностей для их достиженияпредложена и исследована степень реализации студентом собственных культурно-психологических стремлений, представлений об их значимости для себя и о возможностях достижения;

3) введена в научный оборот комплексная переменная развития культуры «Я» и отдельных ее компонентов, исследован уровень гармоничности культурно-психологических стремлений в структуре временных образов: «Я — в прошлом», «Я — в настоящем» и «Я — в будущем»;

4) дана психологическая интерпретация уровневым и структурным изменениям, происходящим в культуре «Я» студентов педколледжа в процессе изучения психологии;

5) выявлены психологические условия и механизмы развития культуры «Я» студентов иедколледжа, позволившие предложить подход к решению задач оптимизации развития психологической культуры будущего учителя и разработать метод их использования в практике преподавания психологии в педагогическом колледже, в результате которого выявлен ряд преимуществ по сравнению с существующей методикой преподавания психологии.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что результаты исследования расширяют представления о психологических условиях и механизмах развития психологической культуры как компонента профессиональной культуры будущего учителявносят определенный вклад в построение концепции личностно-профессионального развития и саморазвития будущего учителя на этапе получения им среднего профессионального образованиядополняют содержание раздела психологии профессионального развития и акмеологии экспериментальными данными о способах развития культуры «Я» будущего специалиста в учебном процессе.

Полученные результаты обогащают имеющиеся данные о сущности и структуре психологической культуры личности, об особенностях развития культуры «Я» и отдельных ее компонентовв научный оборот психологии развития и акмеологии введён ряд новых терминов («гармонизация самопознания», «гармонизация самоотношения», «гармонизация образа «Я — в прошлом» и др.), дано определение понятий «культура Я», «развитие культуры Я».

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования имеют практическое значение для организации целенаправленного воспитания и самовоспитания культуры «Я» у студентов-педагогов, целостного развития их индивидуальности и обеспечения успешной профессиональной адаптации выпускников педагогических учебных заведений. Выявленные особенности, психологические условия и механизмы развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа позволяют использовать их не только для многовариантных прогнозов личностно-профессионального развития будущего учителя, но и для анализа эффективности преподавания психологии, повышения личностной значимости психологических знаний, усваиваемых студентами.

Полученные данные могут быть использованы для более эффективной организации учебного и воспитательного процесса, как в среднем, так и в высшем профессиональном образовательном учреждении, а также в системе повышения квалификации и переподготовки преподавателей психологии и педагогики.

Надежность и достоверность результатов исследования подтверждается адекватностью методологии исследования его предмету, цели и задачамприменением комплекса взаимопроверяющих и взаимодополняющих методов исследованиядлительным характером исследования и тесной связью с практикойрепрезентативностью объема выборкипреемственностью результатов на различных этапах исследованиядоказательностью и логической непротиворечивостью выводовширокой апробацией полученных данных на международных, всероссийских и региональных конференциях.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Результаты исследования докладывались и обсуждались на XXVII Международной открытой научной конференции «Новые технологии в образовании» (Воронеж, 2009), Международной конференции студентов и аспирантов «Ломоносов-2009» (Москва, 2009), II Всероссийской научно-практической конференции «Психологическая культура личности: теория и практика» (Белгород, 2009), Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика как наука и учебный предмет: методология, теория, практика» (Белгород, 2010), II Региональных историко-педагогических чтениях «Духовно-нравственное воспитание: прошлое, настоящее, будущее» (Белгород, 2007) — на заседаниях кафедры возрастной и социальной психологии и ежегодных конференциях по результатам научных и исследований студентов и аспирантов Белгородского государственного университета (2006;2009 гг.).

Результаты исследования прошли апробацию в Белгородском педагогическом колледже в течение трёх лет в процессе подготовки будущих учителей при разработке и реализации программ курсов «Возрастная и педагогическая психология», «Основы общей психологи», «Психология общения" — в практике работы факультета педагогики и психологии Орловского государственного университета при разработке и реализации курсов «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Методология и методика психолого-педагогических исследований» для специальности «Педагогика и психология" — в практике работы факультета психологии Белгородского государственного университета при разработке и реализации курсов «Введение в психолого-педагогическую деятельность», «Психолого-педагогический практикум», «Психологическая служба в образовании», «Педагогическая психология» в процессе подготовки педагогов-психологов.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Работа изложена на 152 страницах машинописного текста, иллюстрирована 3 рисунками и 19 таблицами.

Результаты исследования не исчерпывают в полной мере решения проблемы развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии и позволяет обозначить перспективы дальнейшей разработки проблемы развития культуры «Я» будущего специалиста. В качестве перспектив дальнейшего исследования можно обозначить следующие: изучение особенностей развития культуры «Я» личности будущего учителя на разных этапах профессиональной педагогической подготовки (уровень среднего и высшего образования) и этапе осуществления педагогической деятельностиизучение связи культуры «Я» с личностной и профессиональной эффективностьюразработка психолого-педагогических технологий развития культуры «Я» в процессе профессионально-личностного становленияизучение характера связи культуры «Я» в процессе изучения психологии с развитием мотивации к освоению данного предмета и др.

В ходе исследования нами были разработаны методические рекомендации по развитию культуры «Я» преподавателям психологии и студентам педагогического колледжа (приложение 3−4). Рекомендации могут найти применение в работе предметно-цикловых комиссий психолого-педагогических дисциплин средних профессиональных образовательных учреждений педагогической направленности, преподавателей кафедр педагогических и психологических факультетов ВУЗовв учебном процессе при проведении занятий по базовым курсам, курсам по выбору и спецкурсамв воспитательном процессе в ходе организации и проведения групповой работы со студентами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами исследование позволило изучить особенности, психологические условия и механизмы развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии.

В настоящее время практически отсутствуют работы, посвященные изучению психологической культуры личности студентов средних профессиональных образовательных учреждений, в том числе, и студентов педагогических колледжей. Вместе с тем, в литературе подчеркивается необходимость поддержания внутреннего баланса педагогом для построения продуктивной профессиональной деятельности (Кандыбович Л.И., Габдулина Л. И., Рюмшина Л. И., Колышко A.M., Л. М. Митина, О. В. Кузьменкова и др.), что обусловлено значительными изменениями, происходящими в российском образовании.

Существуют исследования, в которых обращается внимание на специфику психологического знания и также заложенный в нем развивающий потенциал для гармоничного развития личности (М.А. Гулина, Е. А. Климов, ЕА. Савина и др.). Наряду с этим, отсутствуют работы, посвященные изучению возможностей использования психологического знания в процессе профессионального обучения педагогов не просто в качестве средства повышения профессиональной компетентности, а как средства развития их психологической культуры, что обостряет важность вопросов, рассматриваемых в диссертации.

Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы 1. Несмотря на то, что в психологии развития, акмеологии и теории и практике педагогического образования накоплен определенный, опыт развития психологической культуры будущего учителя, вопрос развития данного личностно-профессионального качества у будущих учителей на этапе обучения в колледже, а также использования для этого возможностей психологии как учебного предмета остается малоисследованным.

2. В ходе проведенного теоретического исследования уточнено понятие «культура Я будущего учителя», которое мы рассматриваем как интегративное личностное качество, выполняющее функцию внутреннего способа преобразования себя, своих стремлений, мыслей, переживаний и возможностей в такую структуру, которая способствует успешному решению и учебно-профессиональных, и жизненных задач. Определена структура культуры «Я» будущего учителя, включающая в себя структурно-содержательные и структурно-функциональные компоненты. К структурно-функциональным компонентам культуры «Я» относятся: самопознание, самоотношение и саморегуляцияк структурно-содержательным компонентам мотивационный (система культурно-психологических стремлений), когнитивный (система представлений о значимости культурно-психологических стремлений для личности) и поведенческий (система возможностей для достижения культурно-психологических стремлений).

3. Развитие культуры Я студентов педагогического колледжа представляет собой целостный процесс, сущность которого заключается в изменении внутрии межсистемных связей культуры «Я», приводящем к гармонизации «Я» и способствующем успешному решению учебио-профессиональных задач. Развитие культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии характеризуется уровневыми и структурными изменениями содержательных и функциональных составляющих. Развитие культуры «Я» будущего педагога является не только показателем знания целей, задач и способов взаимодействия с собой, миром, 1 профессией, но и обеспечивает принятие себя как личности, позитивную ориентацию на самопознание, самоотношение и саморегуляцию.

4. Определены, обоснованы и экспериментально проверены психологические условия и механизмы развития культуры «Я» будущего учителя в процессе изучения психологии. К психологическим условиям, способствующим успешному развитию культуры «Я» студентов педагогического колледжа в процессе изучения психологии относятся рефлексивная активность и субъектность. Возможности актуализации и развития рефлексивной активности и субъектности заложены в учебных психолого-педагогических ситуациях «проживания» и «переживания», создаваемых на занятиях по психологии.

В качестве психологических механизмов развития культуры «Я» студентов педагогического колледжа выступает осознание студентами результативности работы над собой во временном континууме «прошлое-настоящее» и во временном континууме «настоящее-будущее».

В целом теоретический анализ и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую нами гипотезу.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова Славская К. А. Стратегии жизни /К.А. Абульханова -Славская. -М.: Мысль, 1991.-299с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Личностные механизмы регуляции деятельности / К. А. Абульханова // Проблемы психологии личности. — М., 1982
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова. -М.: Наука, 1980. 333 с.
  4. А. Практика и теория индивидуальной психологии. Лекции по введению в психотерапию для врачей, психологов и учителей (Пер. с англ.) / А.Адлер. М.: НПО «Прагма», 1993.
  5. И.В. Динамика развития профессионально-перцептивной культуры студентов-психологов/ И. В. Аксенова: Дисс.. канд. психологических наук. БелГУ, кафедра практической психологии, Ставрополь, 2000. — 178с.
  6. В.М., Беляк Н. В., Иванов М. В. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза / В. М. Аллахвердов // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе. Л.: ЛГУ, 1985. — С.28 — 46.
  7. H.A., Молоканов М. В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / H.A. Аминов // «Психологический журнал», 1992, № 5, С. 104—111.
  8. .Г. Избр. психолог, труды, т. I. / Б. Г. Ананьев. — М.: Педагогика, 1980.-230с.
  9. .Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. JI., 1968. — 336с.
  10. О.С. Формирование профессионального мышления у студентов в проблемных ситуациях / О. С. Анисимов. Алма-Ата, 1984.
  11. Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л. И. Анцифирова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1990.-С.7- 17.
  12. А. Я. Конфликтология. / А. Я. Анцупов, Шипилов А. И М.: ЮНИТИ, 1999.-551 с.
  13. Л.И. О динамическом подходе к психологическому изучению личности / Л. И. Анцифирова // Психол. журн. 1981. Т. 2, гл. 2.-С. 8- 18.
  14. Е.А. Основы психологии субъективной семантики / Под ред. И. Б. Ханиной. М.: Наука- Смысл, 1999. — 350с.
  15. Р. Психосинтез / Р. Ассаджиоли «Рефл-бук»,"Ваклер".-М., 1997. —314 с.
  16. С.Е. Роль и задачи психолога в разрешении проблемы становления личности /С.Е. Афанасьева // Актуальные вопросы психологической службы. Воронеж, 2001. — С. 16−17.
  17. Ф.В. «Значащие» переживания и проблема собственно-психологической закономерности/ Ф. В. Басин // Вопросы психологии. 1972. № 3.
  18. М.М. К методологии гуманитарных наук / М. М. Бахтин В кн: Эстетика словесного творчества. Изд. 2-е, М., 1986. ~ С.381~393, 429−432.
  19. H.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога / H.A. Бачманова // Современные педагогические проблемы высшей школы: Сб.науч.тр. — Л., 1985. Вып. 5. — С.62−77.
  20. Г. М. Профессиональное становление студентов-психологов Автореф. дисс.. канд. психологических наук / Г. М. Белокрылова. МГУ им. М. В. Ломоносова, — М., 1997. — 26 с.
  21. А. В. Становление субъективности субъектов в образовательном процессе вуза / A.B. Белошицкий, И. Ф. Бережная // Педагогика. 2006. — № 5. — С. 60 — 66.
  22. A.A. Вершина развития взрослого человека: характеристики и условия достижения / A.A. Бодалёв. — М.: Флинта: Наука, 1998. 168 с.
  23. В. А. Психологическое исследование проблемы профессионализации личности /В.А. Бодров // Психология исследования проблемы формирования личности профессионала. М., 1991.-С. 3−26.
  24. В.А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  25. Б’ожович Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 212с.
  26. Л.И. «Значащие переживания» как предмет психологии / Л. И. Божович, Неймарк М. С. //Вопросы психологии. 1972, № 1.
  27. А.Ф. Личность и профессиональное самоопределение отечественного психолога-практика / А. Ф. Бондаренко // Московский психотерапевтический журнал. М., 1993. — № 1. — С. 63−76.
  28. Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект / Е. М. Борисова: Дисс.. докт. психол. наук. — М., 1995.
  29. .С. Опыт обоснования гуманитарной психологии /Б.С. Братусь // Вопр. психол. 1990. № 6. С. 9−17.
  30. Дж. Психология познания / Дж. Брунер. М.: Прогресс, 1977.
  31. A.B. Деятельность субъекта и психическая деятельность /A.B. Брушлинский // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
  32. A.B. Психология мышления и проблемное обучение /A.B. Брушлинский. М.: Знание, 1983. — 96 с.
  33. A.B. Психология субъекта / Отв. ред. В. В. Знаков. М.: Институт психологии РАН- СПб.: Изд-во «Алетейя», 2002. — 272 с.
  34. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение: избранные психологические труды /A.B. Брушлинский. М. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 392 с.
  35. Е.В. Проектирование профессиональной позиции психолога в образовании / Е. В. Бурмистрова: Автореф.дис.канд. психол.наук. -М., 1999.
  36. Т.М. Личностное развитие в условиях работы самопонимания, опосредованной символами /Т.М. Буякас // Вопросы психологии. — 2000. -№ 1.-С. 96- 108.
  37. Т.М. Основания и условия профессионального становления студентов-психологов /Т.М. Буякас // Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 14 Психология. 2005. — № 2 — С. 9 -16.
  38. Т.М. Внутренняя активность субъекта в процессе амплификации индивидуального сознания. /Т.М. Буякас, Зевина О. Г. // Вопр. псих. 1999. № 5. С. 50−61.
  39. Т.М. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей -культурных символов в индивидуальном сознании /Т.М. Буякас, О. Г. Зевина // Вопросы психологии — сентябрь-октябрь, 1997, № 5.
  40. Ю.В. Строение и развитие профессиональной компетентности специалиста с высшим образованием / Ю.В. ВАрданян: Автореферат дис. докторапед. наук. М., 1999.
  41. , Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф. Е. Василюк. — М.: Издательство Московского университета, 1984.
  42. А. Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача / А. Г. Васюк: Автореф. дис. канд. психол. и пед. наук. М., 1993.
  43. A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / A.A. Вербицкий. М., 1999. — 75 с.
  44. Т.А. Профессионально-личностный портрет психолога / Т. А. Верняева: Автореф. дисс.. канд. психологических наук. СПб, 1997. — 17 с.
  45. A.M., Микадзе Ю. В., Солнцева Г. Н. Деятельность: структура и регуляция. Психологический анализ / A.M. Волков, Ю. В. Миксадзе, Г. Н. Солнцева. М.: Московский университет, 1987. — 216 с.
  46. A.A. Активность субъекта как фактор психического развития (гипотезы, модели, факторы) / A.A. Волочков // Психологический журнал, 2003. Т.24., № 3. — С.22 -31.
  47. Выготский, J1. С. Полн. собр. соч. / JI. С. Выготский. —М., 1983.— Т. 5.
  48. , JI. С. Проблема возраста / JI. С. Выготский // Собр. соч.: В6 т. М., 1982−1984. Т. 4. — С. 244 — 268.
  49. Н.И. Интеграция и дифференциация университетского психолого-педагогического образования / Н. И. Вьюнова. М.: Воронеж: МПГУ, 2000.-236 с.
  50. Л.Ф. Рефлексия и переживания как единый психологический механизм изменения профессионального сознания руководителя системы образования в процессе их профессиональной переподготовки / Л. Ф. Вязникова // Мир психологии, 2002, № 4 — с. 209−215.
  51. Гадамер Х-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. / Х.-Г. Гадамер. М., 1988.
  52. A.A. Формирование готовности учащихся к профессиональному самосовершенствованию / A.A. Галочкин: Автореф. дисс.. канд. психологических наук. Костромской ГПУ, -Ярославль, 1998. 17 с.
  53. О.Ю. Психологические детерминанты смысложизненных ориентаций представителей разных социальных групп / О. Ю. Гетманова: Дис. кандидата психологических наук, М., 1999 — С. 231.
  54. И.С. Психология профессионального становления специалиста: Уч. пособие / И. С. Гичан Киев: Книга, 1989. — 82 с.
  55. , О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века / О. С. Гозман // Новые ценности образования. -М., 1996.-Вып. 6.-С. 10−37.
  56. Д. А. Динамика целеполагания в процессе профессионализации (На материале становящейся деятельности) / Д. А. Григорьев: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.07: Москва, 1998. 159 с.
  57. Т. Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления /Т.Л. Григорьева: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 2001. — 26с.
  58. E.H. Психологическая культура как основа повышения профессиональной культуры / E.H. Гришина // Развитие профессиональной и психологической культуры государственных служащих. Ч. 1. — М.: Изд-во РАГС, 2000.
  59. М.А. Внутренняя гармония и психическое здоровье // Практическая психология / Под ред. Тутушкиной. М.- СПб., 1998. -С.311— 334.
  60. Н. О связи самопринятия и осознания Я-образа в ситуации неуспеха / Н. О. Гульянова // Вестн. Мосу. ун-та. Сер. 14., Психология. -2001. № 3. — С.68 — 75.
  61. , А. В. Особенности психологической культуры родителей / А. В. Гумницкая // Психологическая культура личности: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. / под ред. Исаевой Н. И. Белгород: Изд-во БелГУ, 2003. С. 97 — 99.
  62. А.Я. Представления о времени в средневековой Европе /. А. Я. Гуревич // История и психология. — М., 1971.
  63. , П.С. Философия культуры / П. С. Гуревич. М., 1994. — 314 с.
  64. ГуткинаН. И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий.
  65. В кн.: Психология личности: теория и эксперимент / Н. И. Гуткина.- М., 1982. С. 100— 108.
  66. В.Е. Сущность культуры / В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов. —
  67. Ростов-на-Дону, 1997. — 263с.
  68. В.В. О месте категории деятельности в современной теоретической психологии / В. В. Давыдов //Деятельность: теории, методология, проблемы М., 1990.
  69. Т.П. Психологическое сопровождение профессионально-личностного становления обучающихся в средних профессиональных учебных заведениях / Т. П. Демидова: Дисс.канд. психол. наук. М.: 2005.
  70. , JI. Д. Психологическая культура как фактор становленияпрофессионала / Л. Д. Дёмина, И. А. Ральникова, Н. А. Лужбина / http://psy.tsu.ru.
  71. A.A. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / A.A. Деркач, Кузнецова H.B. М., 1993. — 168 с.
  72. , A.A. Акмеологические основы развития профессионала / A.A.
  73. Деркач. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752с.
  74. A.A. Научный студенческий кружок как форма подготовки психологов-профессионалов / A.A. Долженко // Актуальные вопросы психологической службы. Воронеж, 2001. С.63−64.
  75. А.И. Профессиональные представления студентов-психологов / А. И. Донцов, Белокрылова Г. М. // Вопросы психологии. 1999. № 2.
  76. В.Н. Экспериментальная психология / В. Н. Дружинин. — М., 1997.-236с
  77. М.И. Психология высшей школы / М. И. Дьяченко, Кандыбович Л. А. Минск: Тесей, 2003. — 352 с.
  78. Т.Е. Формирование аутопсихологической компетентности в условиях групповой интенсивной подготовки / Т. Е. Егорова -Автореф.канд.психол. наук. М. 1997.
  79. , М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И.
  80. Еникеев. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. — 560 с.1
  81. О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник / О. Ю. Ермолаев. — М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 336 с.
  82. M. И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача/М.И. Жукова: Дис. канд. психол. наук. М., 1990.
  83. Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т- Нижнетагил. гос. проф. колледж им. H.A. Демидова. 2002. — 126 с.
  84. Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера-педагога /Э.Ф. Зеер.- Урал, 1988.- 89 с.
  85. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М.: Изд-во МГУ, 1980.
  86. A.M. Психологические основы интенсификации профессиональной подготовки / A.M. Зимичев: Автореф. дисс.. докт. психологических наук. Киев, 1989. — 54 с.
  87. В.П. Миры сознания и структура сознания / В.П. Зинченко// Вопр. психол. 1991. № 2-С. 15−36.
  88. В. П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации / В. П. Зинченко / /. Вопросы психологии, 1993, № 4.
  89. В.П. Человек развивающийся: Очерки российской психологии / В. П. Зинченко, Моргунов Е. Б. — М.: Тривола, 1994.
  90. Л.Н. Психотехника личностного профессионально значимого роста / Л. Н. Иванов: Дисс. канд. психологических наук, М., 1996 .
  91. В. А. Педагогическая культура будущего юриста и се становление в процессе профессионального образования: Дис.. канд. пед. наук / В. А. Ильин. Владимир, 2000. — 232с.
  92. Е.И. Формирование ценностно-смыслового отношения к психологии у будущих педагогов/ Е. И. Исаев, C.B. Пазухина // Вопросы психологии: науч. журн. 2004. — № 5. — С.3~11.
  93. Е.И. Проектирование психологического образования педагога // Вопросы психологии. 1997. -№ 6, — С. 48−57.
  94. И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И. Ф. Исаев. М., 2002. — 208 с.
  95. И.И. Личностные тенденции и детерминанты как факторы формирования личностных структур будущего специалиста / И. И. Исаева // Теория и технология формирования профессионально-педагогической культуры / Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. — С.114−115.
  96. Н.И. Деятельностный подход к оценке качества подготовки практического психолога образования / Н. И. Исаева // Качество педагогического образования: история и современность — Белгород: Йзд-во БелГУ, 2000 С. 133−140.
  97. Н.И. Профессиональная деятельность практического психолога образования как объект исследования / Н. И. Исаева //Социология управления и духовной жизни -Белгород:Изд-во БелГУ, 1999.-С.43−49.
  98. Н.И. Профессиональная культура психолога образования / Н. И. Исаева. М.- Белгород: МПГУЮ, БелГУ, 2002. — 235с.
  99. Н.И. Психологические знания в структуре профессиональной культуры личности психолога образования / Н. И. Исаева // Актуальные вопросы психологической службы Воронеж, 2001. — С. 78−80.
  100. Н.И. Психологические особенности профессионального самовоспитания студентов педвуза / Н. И. Исаева: Автор, дисс.. канд. психологических наук, М., 1984.
  101. Н.И. Профессиональное самосознание как факторпрофессионального роста, практического психолога / Н. И. Исаева.,
  102. А.О. // Социология управления и духовной жизни Белгород: Изд-во БелГУ, 1999. С. 54−59.
  103. И. В. Психология внутреннего конфликта человека: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю. А. Клейберга. Ульяновск: УИПКПРО, 2003, — 164 с.
  104. A.B. Психология менеджмента. Учебное пособие для вузов / A.B. Карпов. Москва: Гардарики, 2005. — 584 с.
  105. И.Т. Социальная теория познания. Учебное пособие / И.Т. Касавин- М., 2001.- 174 с.
  106. Е. А. Психология профессионала / Е. А. Климов. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. 400 с.
  107. Е.А. Введение в психологию труда: Учебник / Е. А. Климов. — М., 1998. 349с.
  108. Е.А. О предполагаемых путях развития психологического образования в России / Е. А. Климов // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14., Психология 1998. — № 3. — С. 3−15.
  109. Е.А. О профессиональной культуре психолога и психологической грамотности социальной среды / Е. А. Климов // Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. -С. 306−312.
  110. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях / Е. А. Климов. — М., 1995.
  111. Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М., 1996
  112. , Е.А. Становление профессионалов путем приближения к идеалам культуры / Е. А. Климов // Вести Московского университета. Серия 14 «Психология».- 2005.- № 2, — С.3−6.
  113. Г. А. Три парадигмы в психологии — три стратегии психологического воздействия /Е.А. Климов//Вопр. психол.1987-№ 3.
  114. В.Н. Психологический анализ профессионального самосознания учителя / В. Н. Козиев: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Л., 1980.- 18 с.
  115. А. В. Истоки гуманитарного направления в психологии: На материале трудов В. Дильтея /A.B. Козлов: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2006.
  116. JI.C. Становление психологической культуры школьника /Л.С. Колмогорова // Вопросы психологии. 1999. — № 1. — С.83- 91.
  117. Л.С. Элементы психологической грамотности / Л. С. Колмогорова. — Барнаул, 1997.
  118. Я. Л. Психологическая культура — условие и цель деятельности психолога / Коломинский Я. Л. // Альма матер: Вестник высшей школы. 2001. — № 2. — С. 44−48.
  119. Кон И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И. С. Кон. M .: Политиздт, 1984. — 383 с.
  120. Кон И. С. Открытие «Я» самосознание / И. С. Кон.- М.: Политиздат, 1978.-386 с.
  121. И.М. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития / И. М. Кондаков, A.B. Сухарев // Вопросы психологии, 1989. № 5. — С. 158−164.
  122. C.B. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителей / C.B. Кошелева: Дис.. д-ра психол. наук: 19.00.11 СПб., 1997 320 с.
  123. В.И. Психологическая культ ура журналиста / В. И. Кузин. -СПб.:СПбГУ, 1998.
  124. H.B. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования. Монография. / Н. В. Кузьмина — М., 2001.- 144 с.
  125. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования. Монография// Под ред. проф. Исаева И. Ф. Белгород: Изд-во БГУД999.- 151 с.
  126. И. С. Методологическая концепция рефлексии / И.С. Ладенко// Проблемы логической организации рефлексивных процессов. — Новосибирск, 1986.
  127. К. Разрешение социальных конфликтов / Пер. с англ. И. Ю. Авидон. — СПб.: Речь, 2000.
  128. A.A. Психологическая культура преподавателя вуза как системообразующий фактор успешности его профессиональной деятельности /A.A. Леженина: Дис. канд. психол. наук: 19.00.03 / Леженина A.A.- Хабаровск, 2007. 189 с.
  129. Д.А. Психология смысла: природа, строение, динамика смысловой реальности. Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психология / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003.
  130. Н.И. Формирование профессионально-психологической культуры учителя / Н. И. Лифинцева. М.: изд-во МПГУ- Курск: Изд-во КГПУ, 2000.
  131. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. -442с.
  132. , H.A. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / H.A. Лужбина: Автореф. дис. .'.канд. психол. наук Барнаул, 2002.
  133. В.В. Образ — Я как детерминанта профессионального роста личности студентов / В. В. Лунина: Автореф. дисс.. канд. психологических наук. Северо-Кавказский ГТУ, кафедра психологии и педагогики высшей школы, Ставрополь, 2000. — 18 с.
  134. А.Р. Природа человеческих конфликтов / А. Р. Лурия. М., Издательство: Когито-Центр, 2002. 522 с.
  135. Г. Ю. Психология конфликта / Г. Ю. Любимова. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 208 с.
  136. Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов / Г. Ю. Любимова // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 2001, № 4. С. 57 — 66.
  137. C.B. Восприятие личностью себя и других в группах разного уровня развития / C.B. Максимов: Дисс.. канд. психол. наук. -М., 1985.- 176 с.
  138. А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 309 с.
  139. . В. Личностные детерминанты карьерной успешности предпринимателя / Ж. В. Масликова: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 Ставрополь, 2001.-240 с.
  140. А. Новые рубежи человеческой природы / А. Маслоу. ~М.: Смысл, 1999.
  141. А. Самоактуализация / А. Маслоу // Психология личности: Тесты. —М., 1982.
  142. Д. Психология и культура : соврем, исслед.: пер. с англ. / Д. Мацумото. 3-е междунар. изд. — СПб.: Прайм-еврознак: Нева — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
  143. Д.А. Образ мира как внутренний фактор развития личности студента педагогического вуза / Д. А. Медведев: Автореферат дисс. канд. психол. наук. Ставрополь, 1999. — 24 с.
  144. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. / B.C. Мерлин. -М.: Педагогика, 1986.
  145. JI.A. Философия науки: Современная эпистемология. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования: учеб. пособие / JT.A. Микешина. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. — 464 с.
  146. И. А. О философских основаниях интеграции психологического знания/ И.А. Мироненко//Философия науки 2004. -№ 10-. С. 65−77.
  147. Миронова Т. J1. Развитие самосознания у учащихся ПТУ в процессе профессиональной подготовки /Т.Л. Миронова // Дисс. канд. психол. наук: 19.00.07. —Л., 1985.
  148. Л.М. Личностное и профессиональной развитие человека / Л. М. Мттина //Вопр. психол. 1997. № 4
  149. Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Мттина. М.: «Флинта», Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. — 200 с
  150. О.И. Психологическая культура личности /О.И. Мотков // Газ. «Школ, психолог», 1999, № 15. — С. 8−9
  151. О.И. Психология самопознания личности: Практ. Пособие /О.И. Мотков. -М., 1993.
  152. М. М. Исследование когнитивной эмпатии и рефлексии у представителей традициональной культуры /М.М. Муканов. — В сб.: Исследование речемысли и рефлексии. Алма-Ата, 1979. ~ С. 54 — 74.
  153. С.Ф. Акмеологические условия развития профессионального Я государственных служащих / С. Ф. Мурашко: Дис.. Канд. Психол. наук. М., 2000.
  154. Ф.Ш. Педагогические условия формирования психологической культуры учителя / Ф. Ш. Мухаметзянова: Дис.. канд.пед.наук. Казань, 1995.
  155. В.Н. Психология отношений /В.Н. Мясищев. М.: Психология и педагогика, 2000.
  156. C.B. Психологические практики в российском образовании XX столетия /C.B. Недбаева. СПб: Образование, 1999. — 174 с.
  157. В.Н. Место психотехники в системе психологических знаний: историко-психологический анализ / В. Н. Непопалов: автореферат дис.. канд. психол. наук: 19.00.01. М., 1998.
  158. H.H. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности / H.H. Нечаев. — М.: Издательство Московского университета, 1988. — 167 с.
  159. H.H. Пути интенсификации становления профессиональной деятельности в учебно-воспитательном процессе вуза H.H. Нечаев. -М., 1990-№ 2.
  160. H.H. Психологическая культура отношений / Обозов H.H. — СПб., 1995.
  161. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, коррекции, практики / Орлов А. Б. -М., 1995.
  162. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики / А. К. Осницкий. — Москва-Нальчик, «Эль-Фа». 1996. -128с.
  163. C.B. Образовательная среда вуза как пространство становления профессионального сознания будущих педагогов / C.B. Пазухина // Известия Тул. гос. ун-та. Серия Педагогика. — Вып. 2. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2006. — С. 99 — 108.
  164. В.А. Личность: феномен субъективности / В. А. Петровский. Ростов-на-Дону, 1993. — 67с.
  165. . Избранные психологические труды / Ж.Пиаже. — М., 1994.
  166. А. А. Очерки методики преподавания психологии. Системно-ситуационный анализ психологического взаимодействия / A.A. Полонников. — Минск.: ЕГУ, 2001. — 128 с.
  167. Ю.П. Профессиональное становление личности / Ю. П. Поваренков: Автореф. дисс.. докт. психологических наук. М., 1999.-38 с.
  168. Ю.П. Психологический анализ процесса профессионализации / Ю. П. Поваренков // Психологические закономерности профессионализации. — Ярославль, 1991.
  169. Ю.П. Психология профессионального становления личности (основы психологической концепции профессионализации) / Ю. П. Поваренков: Уч. пособие для педагогов. Курск. 1991.
  170. . К. Логика и рост научного знания /К. Поппер. — М.: Прогресс, 1983.
  171. Р.В. Методологические условия применения психологических знаний в Педагогическом исследовании /Р.В. Почтер: Дисс.канд.пед. наук. Краснодар, 2006.
  172. Н.С. Профориентация в школе: игры, упражнения, опросники (8−11 классы) /Н.С. Пряжников Москва: Вако, 2005. — 288 с.
  173. Психология личности: Учеб. пособие / О. В. Белановская- Научн. ред. Ю. Н. Карандашев, Т. В. Сенько. Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001. -226 с.
  174. Психологические проблемы самообразования учителя / Под ред. Г. С. Сухобской. Л., 1986. — 80 с.
  175. Психологический словарь / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд. — Ростов н/Д., 1998.
  176. Психология профессиональной подготовки / Никифоров Г. С., Зимичев A.M. и др. / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1993. — 172 с.
  177. Психология развития. Словарь / Под. ред. A.JT. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2006.- 176 с.
  178. Психология студента как субъекта учебной деятельности / Редкол.: И. А. Зимняя (отв. ред.) и др. М.: Б.и., 1989. ~ 130 с.
  179. , О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (на примере учителя) / О. В. Пузикова: Дис.. канд. психол. наук—Хабаровск, 2003. 210с.
  180. Развивающая психология основа гумманизвции образования: Материалы I Всерос. науч.методич.конф. — М.: Изд-вл МГУ, 1998.
  181. З.А. Психологические основы профессионального обучения / З'.А. Решетова. М., 1985. — 208 с.
  182. Е.И. Личность учителя. Теория и практика: Учеб. пособие. / Е. И. Рогов Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 512 с.
  183. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. -М, 1994.
  184. Г. Я. Психология познания как самостоятельное направление исследований / Г. Я. Розен. // Зарубежные исследования по психологии познания.- М., 1997.
  185. В.М. Научные интерпретации предмета психологии (от парадигмы естественнонаучной к гуманитарной) /В.М. Розин // Психологический журнал, 1991, N2.-С.5−15.
  186. Е.С. Психология профессионального становления личности /Е.С. Романова: Автореферат. Дисс.. доктора психол. Наук. М., 1993 -28с.
  187. С. JI. Человек и мир / С. JI. Рубинштейн. М., 1997.
  188. .В. Педагогические условия самоактуализации личности будущего учителя в процессе профессиональной подготовки / Б. В. Рыкова: Дисс.. канд. психологических наук, Ставрополь, 1999 .
  189. З. И. Воронкина С.И. Влияние профессионализации на становление эталона преподавателя вуза в сознании преподавателя / З. И. Рябкина, С. И. Воронкина // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1981. — С.146−151.
  190. В.К. Развитие рефлексивных способностей в процессе профессионализации средствами организационно-деятельностной игры /В.К. Рябцев: Автореф. дисс.. канд. психол. н. -М., 1995.
  191. Е.А. Психологическое знание в системе субъектно-ориентированного обучения студентов /Е.А. Савина. Дисс.докт.психол. наук. -М.: 2001.
  192. Р.Д. Психологические механизмы формирования готовности человека к деятельности / Р. Д. Санжаева: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Новосибирский ГПУ, Новосибирск, 1997. — 40 с.
  193. Н.Т. Закономерности и факторы развития психологической культуры руководителей системы образования: Дис. д-ра психол. наук / Н. Т. Селезнёва. М., 1997.
  194. Е. В. Сущностная характеристика акмеологической культуры личности / Е. В. Селезнева // Мир психологии. 2001. № 1. — С. 166−174.
  195. И. H., Степанов С. Ю. Типы и функции рефлексии в научном мышлении. — В кн.: Проблемы рефлексии в научном познании. Куйбышев, 1983, с. 76 — 82.
  196. , В. В. Культура и образование взаимосвязаны / В. В. Семикин // «Учительская газета», № 32 (9957) от 23 августа 2003.
  197. , В. В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии: Дис.. д-ра психол. наук / В. В. Семикин СПб, 2004.-379 с.
  198. В.В. Психологическая культура в образовании человека: Монография / В. В. Семикин. СПб., Изд-во «Союз», 2002. — 155 с.
  199. , Е. В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко СПб.: ООО «Речь», 2004. — 350 с.
  200. А.П. Теоретические и прикладные основы акмеологического тренинга программно-целевой направленности / А. П. Ситников: Автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.13- Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 1995. — 56 с.
  201. В.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов /В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 1995.
  202. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров.- 4 изд. -М.: Сов. Энциклопедия, 1986. 1600 с.
  203. .А., Молчанов О. Н., Хандрос A.B. Смысловые ориентации современного преподавателя // О психологии ученого и педагога современной России / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1996. — С. 6−28.
  204. Д.В. Формирование личности специалиста. // Психологическое обеспечение социального развития человека. / Под ред. A.A. Крылова. Экспериментальная и прикладная психология. Межвузовский сборник, вып.13, Л., ЛГУ, 1989. — С. 10−18.
  205. К. С. Собр. соч.: В 8 т. / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1954.
  206. В.В. Самосознание личности / В. В Столин. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.-287 с.
  207. Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста. /Н.Ф. Талызина. -М.: Знание, 1986. 112 с.
  208. И.А. Профессионально-развивающий потенциал педагогической психологии как учебной дисциплины / И. А. Твелова: автореферат дис.. канд. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2002. -23 с.
  209. Л.В. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования / Л. В. Темнова. М.: Изд-во МОСУ, 2000.
  210. М.С. Рефлексивная активность в структуре адаптационного потенциала личности / М. С. Титкова: дис.. канд. психол. наук: 19.00.01.-СПб, 2008.-223 с.
  211. А. Р. Акмеологический аспект творчества и его механизмов / А. Р. Трощий // Акмеология: личностное и профессиональное развитие: Материалы межд. науч. Конф. 7−8 октября 2004 г. М., 2004. — 614 с. -С. 294−297.
  212. А. Р. Психологическая защита: учеб. пособие / А. Р. Трощий- под ред. И. В. Калинина. Ульяновск: УлГТУ, 2004. — 98 с.
  213. Е.В. Обыденное сознание: продуктивность противоречий в развитии сознания / Е.В. Улыбина// Мир психологии, 1999. № 1. — С.128−140.
  214. В.Д. Развитие мотивов профессионального самоопределения личности в условиях вуза / В. Д. Фёдоров: Дисс.. канд. психологических наук, Киев, 1982.
  215. В.Д. Формы организации учебного процесса / В. Д. Фёдоров // Специалист, 1992. № 7. — С. 6−7.
  216. Дж. Личность и личностный рост / Дж. Фейдимен, Р. Фрейгер. -М.: Изд-во Рос. откр. ун-т, 1992. -136с.
  217. Л. Теория когнитивного диссонанса = A theory of cognitive dissonance / Пер. А. Анистратенко, И. Знаешева. — СПб.: Ювента, 1999.
  218. А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации/ А.Р. Фонарев// Вопросы психологии 2004. — № 6. — С.72−83.
  219. В.Э. Основы логотерапии. Психотерапия и религия / В. Э. Франкл. Спб: Речь, 2000.
  220. В.А. Стратегия достижения профессионализма (на материалах руководителей ЛПУ) / В. А. Храпик: Автореф. дисс.. канд. психологических наук. Российская академия государственной службы при Президенте РФ, М., 1997. 25 с.
  221. Г. А. Психология саморазвития: задачи для подростков и педагогов. Рига: Эксперимент, 1995. — 239 с.
  222. Д.Ц. Квалификационная аттестация как фактор профессионального становления учителя / Цыдыпова Д. Ц. •.автореферат дис. .канд. пед. наук/Д. Ц. Цыдыпова -Улан, 2006. 24 с.
  223. A.C. Исследовательская деятельность студента колледжа как фактор личностно-профессионального становления / A.C. Чикишева. — Дисс. канд. пед. наук. Хабаровск, 2006.
  224. В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков.- М.: Наука, 1983.
  225. А.О. К проблеме развития профессионального самосознания практического психолога образования/ А. О. Шарапов // Психология на рубеже веков: наука, практика, преподавание: Тезисы докладов Межд. науч.-практ.конф. — Тула, 2000. С. 154 — 156.
  226. А.О. Развитие профессионального самосознании практического психолога образования в процессе обучения в вузе / А. О. Шарапов: Дис. .канд. психол. наук. — Белгород, 2000.231 232 233 234 235 243 957 846 016.240241
  227. E.H. Развитие личности в обучении: учеб. пособие / E.H. Шиянов, И. Б. Котова. -М.: Академия, 1999.
  228. Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становлении / Л. Б. Шнейдер: Автореф. дис.докт. психол.наук. — М.: 2001.
  229. Шор Ю. М. Культура как переживание (Гуманитарность культуры) / Ю. М. Шор.- СПбГУП 2003. 220 с.
  230. Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия / Г. П. Щедровицкий. — М., 2005. — 800 с.
  231. Г. П. Коммуникация, деятельность, рефлексия /Т.П. Щедровицкий. — В кн.: Исследования речемыслительной деятельности. Алма-Ата, 1974. С. 12 — 28.
  232. К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем.- М.: Политиздат, 1991.-527 с.
  233. Anthony P. Cohen. Self Consciousness: An Alternative Anthropology of Identity 1994.
  234. Carol A Christensen. Transforming Classrooms: Education Psychology for Teaching and Learning — 2001.
  235. John Updike. Self-Consciousness 1989.
  236. Dr. J. B. Rhine, «Scientific Evidence Man has a Soul», American Weekly Magazine, August 25, 1946.
  237. Super D.E., et al. Vocational Development: A Framework of Research. N.Y. 1957.
  238. Thomas Cleary. The Book of Balance and Harmony 2003.
  239. Thoms Heffernan. A Student’s Guide to Studying Psychology 2005.
  240. Witgenstein L. Remarks on Philosophy of Psychology. — vol.1 / Ed. G.E.M. Ansombe and G.N. von Wright. Chicago University Press, 1980. — H.97.53
  241. Методика: «Психологическая культура личности», разработанная О. И. Мотковым (модификация Исаевой Н. И., Болотовой Е. А., Калашниковой Ю.О.)
  242. Шкала Б (оценка степени реализации желания): 1 — очень слабая- 2 — слабая- 3 средняя- 4 — высокая- 5 — очень высокая.
  243. Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа!1. Опросный бланк
  244. ФИОГруппаДата обследования
  245. Я ХОЧУ Шкала, А Сила стремления 1 2 3 4 5 Шкала Б Степень реализации стремления 1 2 3 4 5
  246. Четко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер
  247. Одобрять свои планы и поступки
  248. Гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями
  249. Находить психологические причины своего настроения, своих ошибок
  250. Принимать свои достоинства и недостатки
  251. Культурно, приемлемо для других людей, выражать «отрицательные» стремления и эмоции (например, агрессию и т. п.) .
  252. Осознавать свое предназначение, жизненный путь.
  253. Ценить и уважать себя свой внутренний мир
  254. Быстро реагировать на свое плохое состояние и находить способы его улучшения
  255. Инструкция 2: Оцените силу своих психологических возможностей (по пятибалльной шкале А) и степень полноты их реализации в каждодневной жизни (по пятибалльной шкале Б). Свой ответ выбирайте по шкалам возможных ответов, А и Б.
  256. Шкала, А (оценка силы возможности): 1 очень слабая- 2 — слабая- 3 — средняя- 4 — высокая- 5 — очень высокая.
  257. Шкала Б (оценка степени реализации возможности): 1 — очень слабая- 2 — слабая- 3 — средняя- 4 — высокая- 5 — очень высокая.
  258. Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа! Опросный бланк
  259. ФИОГруппаДата обследования
  260. Я МОГУ Шкала, А Сила возможности 1 2 3 4 5 Шкала Б Степень реализации возможности 1 2 3 4 5
  261. Четко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер
  262. Одобрять свои планы и поступки
  263. Гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями
  264. Находить психоло1 ические причины своего настроения, своих ошибок
  265. Принимать свои достоинства и недостатки
  266. Культурно, приемлемо для других людей. выражать «отрицательные» стремления и эмоции (например, агрессию и т. п.).
  267. Осознавать свое предназначение, жизненный путь.
  268. Ценить и уважать себя свои внутренний мир
  269. Быстро реагировать на свое плохое состояние и находить способы его улучшения
  270. Инструкция 3: Оцените силу каждой необходимости (по пятибалльной шкале А) и степень полноты её реализации в каждодневной жизни (по пятибалльной шкале Б). Свой ответ выбирайте по шкалам возможных ответов, А и Б.
  271. Шкала, А (оценка силы необходимости): 1 — очень слабая- 2 слабая- 3 — средняя- 4 — высокая- 5 — очень высокая.
  272. Шкала Б (оценка степени реализации необходимости): 1 очень слабая- 2 — слабая- 3 — средняя- 4 — высокая- 5 — очень высокая.
  273. Не пропускайте ни одного пункта и ни одного ответа! Опросный бланк
  274. ФИОГруппаДата обследования
  275. МНЕ НЕОБХОДИМО Шкала, А Сила необходимости 1 2 3 4 5 Шкала Б Степень реализации необходимости 1 2 3 4 5
  276. Четко осознавать и понимать себя, свои желания, свой характер
  277. Одобрять свои планы и поступки
  278. Гибко управлять своим настроением, желаниями и действиями
  279. Находить психологические причины своего настроения, своих ошибок
  280. Принимать свои достоинства и недостатки
  281. Культурно, приемлемо для других людей, выражать «отрицательные» стремления и эмоции (например, агрессию и т.н.) .
  282. Осознавать свое предназначение, жизненный путь.
  283. Ценить и уважать себя свои внутренний мир
  284. Быстро реагировать на свое плохое состояние и находить способы его улучшения1. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
  285. Определяем по таблице 2.1 уровни гармоничности выраженности каэюдого вида психологических стремлений/возможностей/необходимости (Г 1А, Г НА .) и уровень гармоничности стремления/возможности/необходимости в целом (Г пкА).
  286. Определяем по таблице 2.1 уровни гармоничности осуществления каждого вида психологических стремлений/возможностей/необходимости (Г 1Б, Г ПБ, .) и уровень гармоничности осуществления всех стремлений/возможностей/ необходимости (ГпкБ).
Заполнить форму текущей работой