Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психологическое сопровождение развития творческой личности педагога-лингвиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оптимальное развитие творческой языковой личности педагога-лингвиста в совокупности обозначенных свойств может обеспечить специальная программа психологической подготовки и сопровождения профессионально-творческого развития личности. Психологическими условиями эффективности такой программы являются: а) направленность программы на целостную языковую личность специалиста в совокупности… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТВОРЧЕСКАЯ ЛИЧНОСТЬ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРОБЛЕМАТИКЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 1. 1. Теоретический анализ проблемы профессионально-творческой подготовки педагога-лингвиста
    • 1. 2. Концепция личностного потенциала как основа построения модели творческой личности педагога-лингвиста
    • 1. 3. Построение психологической модели творческой личности педагога лингвиста
    • 1. 4. Выводы по первой главе
  • ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА И РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ И СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА
    • 2. 1. Теоретическое обоснование программы психологического сопровождения творческого развития личности педагога-лингвиста
    • 2. 2. Методика и процедуры диагностического раздела программы
    • 2. 3. Структура и содержание программы профессионально-творческой психологической подготовки будущих педагогов-лингвистов
    • 2. 4. Выводы и заключения по второй главе
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
    • 3. 1. Результаты первичной диагностики
    • 3. 2. Результаты контрольной сравнительной диагностики по итогам экспериментальной работы

Психологическое сопровождение развития творческой личности педагога-лингвиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В процессе интеграции страны в мировую экономику, расширения зарубежных культурных и других связей все более востребованы специалисты, владеющие иностранным языком. При этом специалисту, лингвисту-педагогу необходимо быть психологически готовым к деятельности в новых социокультурных условиях, уметь вести диалог, соблюдая нормы культурной и деловой этики, принимать оригинальные и адекватные ситуациям решения, видеть перспективы и планировать стратегии и тактики развития межличностного взаимодействия. Это определяет необходимость интегративного и творческого подхода в обучении иностранным языкам, который бы обеспечивал подготовку специалиста педагога-лингвиста к креативному межличностному и ролевому общению. При подготовке такого рода специалистов особо важная роль отводится психологической подготовке и сопровождению профессионального развития творческой личности будущего педагога-лингвиста. Очевидно при этом, что профессионально-творческое овладение иностранным языком студентами — будущими педагогами-лингвистами возможно только в условиях творческой обучающей среды иноязычного речевого общения.

Отдавая должное накопленным в педагогике и методике обучения иностранными языкам обобщениям и опыту реализации коммуникативного подхода в подготовке специалистов (И.Л Бим, Н. И. Гез, Р. П. Мильруд, Е. И. Пассов, Дж. Шейлз) и интенсивного обучения (Г.А. Китайгородская, В.В. Петру-синский, Г. Лозанов), следует отметить неразработанность психологических основ творческого овладения иностранным языком и развития в этом обучении творческой личности будущего педагога-лингвиста. В современных условиях влияние социальных, политических, экономических, культурологических, психолого-педагогических факторов на систему лингвистического образования вызвало необходимость разработки новейших подходов, ориентированных на творческую личность специалиста.

Речь должна идти, как минимум, о двух проблемах: во-первых, о коммуникативном творчестве средствами иностранного языка и, следовательно, о развитии системы свойств и способностей, составляющих коммуникативную креативностьво-вторых, о формировании в обучении иностранным языкам творческой языковой личности специалиста. Ни та, ни другая из названных проблем не изучена в педагогической психологии и не получила в ней своего решения, о чем красноречиво свидетельствует анализ современных публикаций по данной проблеме (М.Е. Бурно, В. И. Галунов, C.B. Гиппиус, Л. П. Гримак, И. М. Румянцева, Н. И. Шевандрин и др.).

Актуальность исследования креативности в иноязычном общении очевидна по ряду причин. Во-первых, недостаточно разработаны общие представления о коммуникативной креативности и ее структуре, а возможности развития коммуникативной креативности в обучении иностранным языкам вообще не обсуждались. Во-вторых, разработка представлений о вторичной языковой личности специалиста в области иностранных языков ведется сегодня преимущественно на лингвистическом и филологическом уровнях (Н.Д. Арутюнова, 1999; Ю. Н. Караулов, Е. С. Кубрякова, 1986; P.M. Фрумкина, 2001, Л. А. Хараева, 2000), а также в области методики преподавания иностранных языков (Т.А. Барановская, 2004; Г. И. Богин, 1975; Р. П. Мильруд, 2004; И. И. Халеева, 1989; Т. К. Цветкова, 2002). Собственно психологических исследований процесса становления и развития языковой творческой личности и ее структуры на личностном уровне явно недостаточно. Исключение составляет диссертационное исследование А. Н. Плехова, выполненное в самое последнее время (2007). Наконец, в-третьих, нет однозначности в подходах к методам и средствам диагностики коммуникативной креативности. Одно из недавних исследований психологии коммуникативного творчества и развития коммуникативной креативности (Н.В. Мартышкина, 2006) выполнено на материале детей дошкольного возраста.

Проблематика нашего исследования лежит на пересечении нескольких психологических дисциплин и направлений практической психологии: психологии личности, психологии творчества, педагогической психологии, психолингвистики. Это определяет высокую актуальность нашего исследования: социальную (формирование творческого человека, способного к радикальным изменениям и преобразованиям), научную (познание творческих способностей в сфере общения и владения иностранными языками) и практическую (разработка новых технологий изучения и развития творческой личности специалиста в условиях высшего профессионального лингвистического образования).

Цель исследования — выявить психологические условия и факторы оптимального формирования творческих характеристик и способностей личности будущего педагога-лингвиста в процессе обучения иностранному языку, разработать и реализовать на этой основе систему психологического сопровождения этого процесса.

Объект исследования — процесс профессионального обучения и развития творческой личности будущего педагога-лингвиста через обучение иностранным языкам.

Предмет исследования — система творческих характеристик и способностей в структуре языковой личности будущего педагога-лингвиста и факторы ее развития в процессе обучения иностранному языку студентов языкового вуза.

Языковая личность специалиста, владеющего иностранным языком, как мы полагаем, представлена упорядоченной системой свойств, способностей и умений, обеспечивающих готовность к полноценному иноязычному общению средствами иностранного языка. Эта система, как можно полагать, включает лингвокогнитивные (интеллектуальные), эмоциональные, волевые, мотивационные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики личности будущего педагога-лингвиста.

Творческая личность педагога-лингвиста, как мы предполагаем, представлена системой свойств и умений, обеспечивающих ей возможность оригинального, нестандартного, творческого решения ситуаций иноязычного общения, характеризуется творческим владением иностранным языком и может быть обозначена понятием творческой языковой личности.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что качества и способности, составляющие структуру творческой языковой личности педагога-лингвиста могут быть оптимально сформированы в условиях специальной программы профессионально-творческого обучения иностранному языку и психологического сопровождения этого процесса. В качестве основных психологических условий эффективности такой программы предполагаются:

— направленность программы на целостную языковую личность специалиста в совокупности лингвокогнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых, ценностно-смысловых и нравственно-духовных характеристик;

— обогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-речевой деятельности, в том числе творчески ориентированная личность преподавателя иностранных языков;

— активное использование проблемного обучения, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, психотехнических игр, психогимнастики и других креативных технологий;

— доминирующее ценностно-нравственное содержание профессионально-творческой психологической подготовки, выражающее диалогическую направленность иноязычного общения и ориентацию личности будущего педагога-лингвиста на модус служения в профессиональной деятельности.

Задачи исследования. В соответствии с целью и выдвинутой гипотезой исследования, а также в свете приведенных определений, в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Выявить по материалам отечественных и зарубежных исследований основные подходы к пониманию творческого коммуникативного процесса, творческого владения иностранным языком, творческой языковой личности.

2. Проанализировать существующие представления о вторичной языковой личности и ее психологической структуре, определить место творческих качеств и способностей в этой структуре.

3. Построить теоретическую психологическую модель творческой языковой личности преподавателя-лингвиста в совокупности свойств и способностей языковой личности. Выявить своеобразие иноязычного коммуникативного творчества и креативности в иноязычном речевом общении.

4. Разработать и реализовать комплексную программу психологического сопровождения, интегрирующую диагностику качеств и способностей языковой личности будущих специалистов и комплексную профессионально-творческую психологическую подготовку, направленную на оптимальное развитие творческой языковой личности педагога-лингвиста. Проверить эффективность программы в контрольном эксперименте.

Методологической и теоретической основой исследования являются принципиальные положения современной психологии о социальной обусловленности развития личности в деятельности, общении, обучении и в воспитании (Б.Г. Ананьев, 1980; Г. М. Андреева, 1997; JI. C Выготский, 2000; А. Н. Леонтьев, 1983; Б. Ф. Ломов, 1984) — положения отечественных и зарубежных концепций о структуре и условиях развития способностей и творчества (Д.Б. Богоявленская, В. Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Э.П. Торренс) — продуктивные идеи М. М. Бахтина (1974, 1979) о внутренних закономерностях словесного творчества, Н. И. Жинкина о взаимосвязи языка, речи и творчества личности, Г. Г. Шпета (1996) о внутренней форме слова, самосознании и духовности личности. Были использованы положения концепций отечественных и зарубежных ученых о ценностно-смысловых характеристиках личности, детерминирующих ее общение (Б.С. Братусь, 1997; В. П. Зинченко, 1998; И. А. Ильин, 1992; К. Роджерс, В. Франки, 1990; Г. Г. Шпет, 1996).

Среди современных и высоко продуктивных идей и разработок последнего времени нами в качестве теоретических оснований нашего исследования использованы идеи и разработки по проблемам новых технологий обучения иностранным языкам, лингвопедагогики, психотерапии в обучении, теории и практики интегративного лингво-психологического тренинга (З.Н. Никитенко, И. М. Румянцева, Е. В. Сидоренко, М. Смит, Д. Смит и Б. Карвилл и др.).

Методы исследования:

— теоретический анализ философской, психологической и педагогической литературы по изучаемой проблеме;

— эмпирические методы: контролируемое наблюдение, беседы со студентами, психологическое тестирование;

— теоретико-экспериментальное моделирование программы диагностики, психологического сопровождения и подготовки в единстве обучения и развития личности студентов, эксперимент с использованием комплексной методики;

— методы математической обработки данных и качественный анализ.

Научная новизна исследования:

1. Содержательно раскрывается и уточняется представление о творческой языковой личности преподавателя-лингвиста, как системе взаимосвязанных, творчески ориентированных лингвокогнитивных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностно-смысловых и нравственно-духовных характеристик и творческих способностей.

2. Выработано новое представление о специфике коммуникативного творчества в иноязычном речевом общении. Получены новые данные, раскрывающие возможности иностранного языка как средства активизации творческих способностей личности, выработаны новые представления о творческом владении иностранным языком и иноязычной коммуникацией.

4. Разработаны новые подходы к построению программ профессионально-творческого обучения иностранному языку и психологического сопровождения этого процесса в совокупности диагностических и формирующих технологий, направленных на развитие творческой личности будущего педагога-лингвиста.

5. Получены новые, значимые для педагогической психологии данные, расширяющие представления об иноязычном коммуникативном творчестве и системе качеств и способностей творческой языковой личности специалиста, владеющего иностранным языком.

Теоретическая значимость исследования:

1. Выявлена в теоретическом анализе и проверена в эксперименте совокупность психологических условий, определяющих эффективность психологической подготовки, направленной на развитие творческой личности будущего специалиста педагога-лингвиста.

2. Предложена теоретическая психологическая модель структуры творческой языковой личности будущего педагога-лингвиста как основа построения программ профессиональной подготовки и психологического сопровождения его профессионально-творческого развития.

3. Получила теоретическое обоснование и проверку на эффективность программа комплексного психологического сопровождения профессионально-творческой подготовки педагога-лингвиста в совокупности диагностических и развивающих технологий.

4. Теоретически обоснована и экспериментально подтверждена ведущая роль ценностно-смысловых и нравственно-психологических характеристик личности в формировании системы свойств и способностей творческой языковой личности педагога-лингвиста и его психологической готовности к творческому иноязычно-речевому общению в профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты исследования позволяют оптимизировать учебно-воспитательный процесс в профессиональной подготовке специалистов по иностранным языкам и педагогов-лингвистов за счет активизации личностных, творческих и коммуникативных потенциалов студентов. Практическое значение имеет апробированная и показавшая свою эффективность комплексная программа психологического сопровождения и подготовки студентов по иностранным языкам, способствующая развитию системы свойств и способностей творческой языковой личности, которая может быть рекомендована к применению в процессе профессиональной подготовки студентов языкового вуза. Результаты и выводы исследования могут быть использованы и используются в практике работы психологической службы высшего учебного заведения, в оптимизации процесса профессиональной подготовки специалистов, владеющих иностранным языком, в том числе и особенно будущих педагогов-лингвистов.

Положения, выносимые на защиту:

1. Профессионально-творческое овладение иностранным языком предполагает необходимый для этого уровень развития творческой языковой личности специалиста, и, одновременно, является основным фактором формирования такой личности в совокупности ее свойств и творческих способностей.

Творческая языковая личность педагога-лингвиста и вообще специалиста, владеющего иностранным языком, представляет собой упорядоченную систему свойств, способностей и умений, обеспечивающих полноценное, аутентичное, оригинальное, творчески ориентированное иноязычное общение и эффективное решение нестандартных иноязычно-коммуникативных ситуаций. Данная система включает лингвокогнитивные, эмоциональные, волевые, мотивационные, коммуникативные, ценностно-смысловые характеристики личности.

2. Оптимальное развитие творческой языковой личности педагога-лингвиста в совокупности обозначенных свойств может обеспечить специальная программа психологической подготовки и сопровождения профессионально-творческого развития личности. Психологическими условиями эффективности такой программы являются: а) направленность программы на целостную языковую личность специалиста в совокупности лингвокогнитивных, мотивационных, эмоциональных, волевых и ценностно-смысловых характеристикб) доминирующая роль нравственно-смысловой направленности учебного иноязычно-речевого общениясодержание профессионально-творческой психологической подготовки, выражающее диалогическую направленность иноязычного общения и ориентацию личности будущего педагога-лингвиста на модус служения в профессиональной деятельности и жизнив) обогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-речевой деятельности, творчески ориентированная личность преподавателя иностранных языковг) инновационное содержание иноязычно-коммуникативной подготовки с активным использование проблемного обучения, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, психотехнических игр, психогимнастики и других креативных технологий.

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. H.A. Добролюбова». Экспериментальные данные были получены в исследовании 140 студентов, обучающихся по специальности «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» с ориентацией подготовки на профессиональную иноязычную коммуникацию и работу преподавателя-лингвиста. Из этого числа студентов 70 человек составили экспериментальную группу (ЭГ, 70 человек), которая принимала участие в программе психологического сопровождения профессионально-творческой подготовки, включая диагностические и развивающие технологии по программе профессионально-творческого обучения. 70 студента выборки составили контрольную группу (КГ, 70 человека), которая участвовала только в диагностических процедурах исследования — первичной и контрольной (на завершающем этапе эксперимента). Программа сопровождения и профессионально-творческой подготовки ориентирован на комплексное формирование творческой языковой личности и ее иноязычно-коммуникативного творчества, творческое владение английским языком и иноязычным общением. Исследование проводилось в период 2008;2011 годов. На I этапе решались задачи теоретического анализа проблемы и разработки авторских позиций. На II этапе разработана и реализована программа диагностики творческой языковой личности. На III этапе разработана и peaлизована комплексная программа психологического сопровождения и профессионально-творческой подготовки с учетом выявленных в теоретическом исследовании условий. На IV этапе проведено контрольное диагностическое исследование, качественный и количественный анализ данных, подведены итоги и сделаны выводы всего исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические идеи, основные положения и выводы исследования были представлены на конференциях: VI Всероссийской науч.-практич. конф." Артемовские чтения" (Пенза, 2010) — Всероссийской (с международным участием) конференции «Учитель XXI века: стратегии профессионального взаимодействия и саморазвития» (Ижевск, 2010).3аслушивались и обсуждались на заседаниях лаборатории «Психология подготовки профессионала» и кафедре педагогики и психологии ФГБОУ ВПО НГЛУ им. Н. А. Добролюбова. Представлены в 9 публикациях автора, в том числе 2 статьях в рецензируемом издании из перечня ВАК, учебно-методическом пособии, 6 статьях в других изданиях.

Практические разработки формирующей программы внедрены в учебный процесс Нижегородского государственного лингвистического университета, используются в проведении практических занятий со студентами по методике преподавания иностранных языков и психологии.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений. Работа иллюстрирована таблицами, диаграммами.

Список литературы

включает 250 наименований, в том числе 39 на иностранном языке.

2.4. Выводы и заключения по второй главе.

Вторая глава посвящена разработке, обоснованию и описанию комплексной программы психологического сопровождения творческого развития личности будущего педагога-лингвиста в совокупности ее диагностической части и профессионально-творческой психологической подготовки. Представленные в главе материалы содержат творчески переосмысленные и адаптированные к целям нашего исследования материалы и разработки.

Диагностическая часть программы направлена на изучение широкого спектра личностных характеристик и способностей студентов лингвистов, составляющих психологическую структуру творческой личности педагога-лингвиста соответствии с теоретической моделью, представленной в первой главе диссертации. Согласно этой модели, структура этих свойств и способностей включает:

— лингвокогнитивные способности, составляющие когнитивных, или интеллектуальных блок;

— вербальную креативность, коммуникативную креативность и показатели беглости прогнозирования речи в иноязычной коммуникации, объединенные в блок творческих способностей;

— соответствие свойств личности избранной профессии, однородность профессиональных интересов, характеристики внутренней и внешней мотивации овладения иностранным языкомвсе эти характеристики составляют профессионально-мотивационный блок структуры творческой личности;

— эмпатию, уровень диалогичности общения и уровень коммуникативной толерантности, составляющие коммуникативный блок свойств творческой личности педагога-лингвиста;

— языковую тревожность и эмоциональную устойчивость, составляющие эмоциональный блок структуры;

— ценностные ориентации и ориентации на модус служения, составляющие ценностно-нравственный блок структуры творческой личности педагога-лингвиста;

— оптимальность личностно-профессиональной самооценки, описывающую рефлексивный компонент структуры творческой личности.

По каждому отдельному свойству и по каждому блоку свойств в целом в методике предусматривается получение уровневых показателей на этапе констатирующего и формирующего эксперимента с последующим сравнением с помощью критериев статистической значимости.

Программа профессионально-творческой психологической подготовки студентов предусматривает работу, направленную на оптимизацию всех компонентов описанной структуры творческой личности будущего педагога-лингвиста. В этой программе условно выделяются следующие основные направления работы:

— когнитивно-интеллектуальная подготовка, направленная на развитие лингвокогнитивных способностей и умений, развитие элементов творческого иноязычного мышления студентов;

— профессионально-мотивационная подготовка, преследующая цель формирование мотивов творческого овладения иностранным языком, усиление внутренних мотив и ослабление внешних прагматических и иных мотиваций профессиональной подготовки;

— коммуникативно-творческая подготовка, направленная на овладение репертуаром творческого иноязычного общения;

— эмоционально-творческая подготовка, направленная на снятие эмоциональных ограничений творческой иноязычной деятельности и общения, а также на выработку способностей и умений творческого использования эмоциональных ресурсов личности педагога-лингвиста;

— ценностно-нравственная подготовка, главной целью которой является возвышение ценностно-нравственных ориентаций студентов, осознание важности и усиление ориентаций на модус служения в предстоящей профессиональной деятельностидля решения этих задач студенты с разных сторон знакомятся с системой ценностных ориентаций и существующими модусами профессиональной деятельности и жизни: модус обладания, модус достижений и модус служения.

Для решения всех обозначенных в этих направлениях профессионально-творческой подготовки задач разработана и реализована система тренингов, практикумов, упражнений и других видов учебно-воспитательной и развивающей работы со студентами. По завершении реализации этой программы в работе со студентами экспериментальной группы (ЭГ) была осуществлена контрольная диагностика с помощью методики, описанной в диагностической части программы психологического сопровождения.

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА-ЛИНГВИСТА И ИХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ.

В третьей главе описываются данные, полученные в первичной и контрольной диагностике свойств и способностей будущих педагогов-лингвистов по результатам экспериментальной психолого-педагогической работы. Сравнительный анализ полученных данных позволяет делать выводы об эффективности использованных технологий психологической подготовки и сопровождения процесса развития творческой личности будущего педагога-лингвиста.

В приведенных информационных материалах отражены результаты комплексной сравнительной диагностики данных, полученных по описанной в предыдущей главе диагностической методике на этапе первичного и постэкспериментального диагностического исследования.

Данные диагностического исследования представлены в средних уровневых показателях (СУП) каждого изучаемого личностного свойства или показателя способностей студентов. Для получения СУП в соответствии с данными диагностики студенты распределяются по уровням: высокий с условным уровневым баллом 3- средний — с условным уровневым баллом 2 и низкий — с условным уровневым баллом 1. На основе процентного распределения испытуемых по этим уровням осуществляется проверка статистической значимости различий в процентных распределениях по ср-критерию Фишера (угловое преобразование для процентных долей) и расчет СУП по формуле. Расчет данного показателя осуществляется для трехуровневой шкалы по следующей формуле: суп = а + 2Ь +с > гДе а> Ь, с, — выраженные в процентах количества испы-100 туемых с низким (а%), средним (Ь%), высоким (с%) уровнем развития изучаемого свойства. В следующих параграфах представлены результаты первичной и контрольной диагностики.

3.1. Результаты первичной диагностики.

На этапе первичного диагностического исследования испытуемые ЭГ и КГ выступали в качестве совокупной однородной выборки, и данные, полученные в диагностике, характеризовали студентов и ЭГ и КГ. На этапе вторичной постэкспериментальной диагностики результаты тестирования рассматривались отдельно для студентов ЭГ и КГ и сравнивались как между собой, так и с данными первичного среза с соответствующей оценкой статистической значимости различий. При отсутствии необходимого уровня статистической значимости различий или изменений в диагностических показателях (р > 0,05) принималось решение об отсутствии различий или изменений, то есть о сходстве показателей. В целях компактности текста неинформативные материалы, содержащие статистически не различающиеся данные, как правило, в тексте не приводятся.

В таблице 1 информационных материалов данного параграфа приведены результаты первичной диагностики по всем показателям личностных свойств и способностей, составляющих структуру творческой личности педагога-лингвиста.

Они представлены в виде обобщенных уровневых показателей по всем блокам диагностированных свойств личности студентов будущих педагогов-лингвистов ЭГ и КГ групп как совокупной однородной выборки на этапе первичной диагностики. Для каждого уровневого показателя рассчитывалась статистическая значимость отличия от среднего теоретического балла, который для трехуровневой шкалы составляет величину, равную 2,00. В результате этой процедуры выявлялись показатели, уровень развития и проявления которых требует особого внимания в процессе последующего психологического сопровождения и оптимизации в программе профессионально-творческой психологической подготовки.

Рассматривая и анализируя приведенные в таблице 1 данные, можно сделать следующие основные выводы и заключения:

1. Наиболее развитыми у студентов лингвистов оказались характеристики лингвокогнитивных способностей, уровень развития которых близок и несколько превышает средний теоретический (СУП=2,12). Хотя, конечно статистически это всего лишь средний уровень, указывающий на возможности развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В заключении диссертации подводятся итоги исследования, делаются его основные выводы и намечаются перспективы последующего научного изучения проблемы.

Результаты проведенного теоретико-экспериментального исследования свидетельствуют о достижении поставленной цели и позволяют, таким образом, сделать следующие основные выводы:

1. Получили подтверждение, углубление и конкретизацию в теоретическом анализе и в результатах эксперимента основные положения, которые выдвигались в качестве научных гипотез относительно структуры и условий развития творческой личности будущего педагога-лингвиста:

— качества и способности, составляющие структуру творческой языковой личности педагога-лингвиста оптимально формируются в условиях специальной программы профессионально-творческого обучения иностранному языку и психологического сопровождения этого процесса;

— основными психологическими условиями эффективности такой программы являются направленность программы на целостную языковую личность специалиста в совокупности лингвокогнитивных, мотивационных, эмоциональных, коммуникативных, ценностно-смысловых и нравственно-духовных характеристикобогащенная творческая среда иноязычного общения и учебно-речевой деятельности, имеющая преобладающую диалогическую ориентацию и строящуюся на принципах диалогизма, в том числе творчески ориентированная личность преподавателя иностранных языковактивное использование проблемного обучения, ролевых и деловых игр, групповых дискуссий, психотехнических игр, психогимнастики и других креативных технологийдоминирующая роль ценностной и нравственно-смысловой направленности учебного иноязычно-речевого общения.

— оптимальное развитие творческой языковой личности педагога-лингвиста обеспечивается в условиях творческого овладения иностранным языком, для которого требуется а) диалогически организованное обучение иностранному языкуб) диалогическое иноязычное общение в процессе овладения иностранным языкомв) высокая внутренняя мотивация овладения иностранным языкомг) высокий уровень проблемности учебных ситуаций в обучении иностранному языкуназванные условия создаются в профессиональной подготовке будущего специалиста через специальную программу психологического сопровождения учебной работы по иностранным языкам и психологической подготовки студентов;

2. Теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований показал наличие высоко продуктивных идей — предпосылок изучения и развития творческой языковой личности педагога-лингвиста: М. М. Бахтин, М. Бубер, Г. В. Дьяконов (концепция диалогизма), Г. Г. Шпет (внутренняя форма слова, самосознание, духовность и смысловые характеристики языка и речи), Л. В. Щерба (языковая способность, речевая деятельность), Л. С. Выготский (взаимосвязь мышления и речи, интеллекта и коммуникации), Б. В. Беляев (соотношение языка, речи и мышления), А. Н. Плехов, В. В. Рыжов (психологическая концепция вторичной языковой личности). На этой основе определено понятие творческой языковой личности, описана ее психологическая структура и выявлены условия и факторы их развития через обучение иностранным языкам и специальную психологическую подготовку.

3. Разработанная в исследовании диагностическая методика изучения свойств и способностей личности студентов — будущих педагогов-лингвистов показала высокую эффективность и позволила получить надежные фактические данные об уровне их развития. Эти данные позволили обосновать необходимость специальной программы профессионально-творческой психологической подготовки студентов.

4. Разработанная и реализованная в психолого-педагогической работе со студентами экспериментальная программа профессионально-творческого развития личности с учетом выделенных в теоретическом анализе условий, показала высокую эффективность в развитии всех свойств и способностей, составляющих структуру творческой языковой личности будущего педагога-лингвиста.

5. Результаты эксперимента убедительно подтвердили выдвинутые для проверки гипотезы исследования и показали принципиальную возможность целенаправленного формирования творческой языковой личности педагога-лингвиста в профессиональной подготовке студентов в лингвистическом университете.

6. Высокая эффективность формирующей программы, разработанной с учетом выделенных в теоретическом анализе психологических условий, подтверждает релевантность этих условий, необходимость их учета в построении творчески ориентированного учебного процесса по иностранным языкам в языковом вузе.

7. Полученные в исследовании результаты и сделанные по ним выводы позволяют рекомендовать апробированную в исследовании программу психологического сопровождения в совокупности диагностического и развивающего компонентов для внедрения и широкого использования в учебном процессе вуза в качестве средства профессиональной подготовки специалистов данного профиля.

8. Перспективными направлениями дальнейшей работы мы считаем реализацию обоснованных в данном исследовании условий творческого развития личности специалиста в различных областях профессионального образования. Речь идет о разработке творческого диалогического подхода в различных направлениях гуманитарного образования. Результаты настоящего исследования позволяют говорить о перспективности названных направлений дальнейшего исследования проблемы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Возрастная психология: учебное пособие для ВУЗов Текст.: / Г. С. Абрамова. М.: Изд-во Академический проект, 2000. — 624 с. ,
  2. Абульханова-Славская, К. А. Личностный аспект проблемы общения Текст.: // Проблема общения в психологии /К.А. Абульханова-Славская. -М.: Изд-во Наука, 1981.
  3. , Г. В. Социальная психология высшего образования / Г. В. Акопов. Самара: Изд-во Самарского пединститута, 1993. — 204 с.
  4. A.A. Личностно ориентированные методы психотерапии Текст./ A.A. Александров.- СПб., 2000.
  5. , H.A. Формирование коммуникативной креативности будущего специалиста в процессе обучения иностранным языкам: Дис.канд. психол. наук/ H.A. Алексеева.- Нижний Новгород, 2008.
  6. , Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания Текст.: // избр. психол. труды: в 2 т. /Б.Г. Ананьев. М.: Изд-во Педагогика, 1980.
  7. , Дж. Когнитивная психология Текст.: /5-е издание /Ж. Анд-реасон. Спб.: Изд-во Питер, 2002.-496 с.
  8. , Г. М. Социальная психология Текст.: /учебник для высших учебных заведений /Г.М. Андреева. М.: Изд-во Аспект- Пресс. 2001. — 376 с.
  9. , Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Л. И. Анцыферова // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала М., 1991.
  10. , Н.Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. М.: Наука, 1999.- 895 с.
  11. , А.Д. Опыт и проблемы повышения психологической компетентности учителя / А. Д. Аферов // Вопросы психологии. -1988.-№ 4.-С. 116−120.
  12. , Т.В. Теория речевого общения в трудах М.М. Бахтина и Л .С. Выготского / Т. В. Ахутина // Психологический журнал. Т. 13. — 1992. — № 3. -С. 6−13.
  13. , Т.А. Внутренняя форма слова как психологическая основа обучения иностранному языку: Дис. докт. психол. наук / Т. А. Барановская — М., 2004.
  14. , Е. Двуликий Янус. (О природе творческой личности) Текст.: /Е. Басин. М.: Изд-во Магистр, 1996. — 172с.
  15. , Т.С. Психологические условия и механизм развития когнитивно-коммуникативных способностей студентов-филологов: Дис.канд. психол. наук/Т.С. Баташева Нижний Новгород, 2006.
  16. , М.М. Эстетика словесного творчества Текст.: / М. М. Бахтин -М.: Искусство, 1986. 455 с.
  17. , М.М. Человек в мире слова / М. М. Бахтин. М.: Инфра, 1995. -232 с.
  18. , В.П., Мишина, С.Е., Правдина, О. В. Теоретические проблемы становления педагогической компетентности учителя Текст.: /В.П. Бездухова, С. Е. Мишина, О. В. Правдина. Самара, 2001.
  19. , С.П. Профессиональные деформации личности Текст.: /С.П. Безносов. СПб.: Изд-во Речь, 2004, — 272 с.
  20. , H.A. О назначении человека / H.A. Бердяев. М.: Республика, 1993. — 382 с.
  21. , B.C. Мышление как творчество. Введение в логику мыслительного диалога Текст.: /B.C. Библер. М.: Изд-во Политиздат, 1975. — 400 с.
  22. , Д., Герцег, Я. Многоцветная логика. 175 логических задач / Д. Бизам, Я. Герцег // Пер. с венг. Ю. А. Данилова. М.: «Мир», 1978. — 435 с.
  23. , В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности Текст.: /В.М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук. Киев: Изд-во Высшая школа, 1978.
  24. , М.И. Нормы мышления и внутренний мир личности Текст.: / отв. ред. Б. Ф. Ломов // Проблема общения в психологии /М.И, Бобнева. -М.: Изд-во Наука, 1981. С. 241−264.
  25. , Т.В. Эмоциональное «выгорание» как фактор возникновения внутриличностного конфликта Текст.: /Т.В. Бобровикова. // Психопедагогика в правоохранительных органах- 2007.- № 1(28).- с. 56−58.
  26. , Д.Б. Психология творческих способностей Текст.:/ учебное пособие для студентов высших учебных заведений /Д.Б. Богоявленская. М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 320 с.
  27. , A.A. Личность и общение Текст.: / избранные труды /A.A. Бо-далев. М.: Изд-во Педагогика, 1983.-271 с.
  28. , A.A., Ковалев, Г.А. Диалог как форма психологического воздействия / A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации. М., 1987.
  29. , A.A., Ковалев Г. А. Психологические трудности общения и их преодоление Текст.: /A.A. Бодалев, Г. А. Ковалев // Педагогика.-1992.- № 5,6.
  30. , В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других Текст.: /В.В. Бойко.-М., 1996.
  31. , М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов Текст.: /М.В. Борисова. // Вопросы психологии, 2005 № 2. С.96−103.
  32. , Б.С. Психология. Нравственность. Культура / Б. С. Братусь. -М.: Роспедагентство, 1994.- 346 с.
  33. , М.Я. Я и Ты / М. Я. Бубер // Пер. с нем., послесловие П.С. Гуре-вича. М.: Высшая школа, 1993. — 175 с.
  34. , М.Я. Два образа веры / М. Я. Бубер Ч Под ред. П. С. Гуревича и др. М.: Республика, 1995. — 464 с.
  35. Бурнард Филип. Тренинг межличностного взаимодействия Текст./ Ф. Бурнард.- СПб, 2001.
  36. М.Е. Терапия творческим самовыражением Текст. /М.Екатеринбург, 1999.
  37. Буш, Г. Я. Диалогика и творчество Текст.: /Г.Я. Буш Рига: Из-во Авотс, 1985.-318 с.
  38. Васильев, Г. С. Структура коммуникативных способностей студентов
  39. Текст.: // Проблемы межличностной коммуникации / Г. С. Васильев. М., 1982.
  40. , П. Десять заповедей творческой личности Текст.: /П. Вайнцвайг. М., 1990.
  41. , Н.В. Личностно-ситуационная опосредованность выражения и распознания эмоций в речи / Н. В. Витт // Вопросы психологии. 1991. — № 1. -С. 95- 107.
  42. , Н.Ф. Креативная акмеология Текст.: //Психология высшего образования /Н.Ф. Вишнякова Минск, 1996.- 300 с.
  43. , Г. С. Структура коммуникативных способностей студентов Текст.: /Г.С. Васильев // Проблемы межличностной коммуникации. М., 1982.
  44. , Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях Текст.: / под. ред. Г. С. Никифорова// Психология здоровья /Н.Е. Водопьянова.- СПб.: Изд-во Спб ГУ, 2000.- 498 с
  45. , Е.В. Влияние способа общения на интеллектуальную продуктивность Текст.: /дис. к.псх. н. /Е.В. Воробьева.- М., 1997.
  46. , M.JI. Психологические механизмы формирования личностного потенциала и профессионализма в подготовке преподавателя-лингвиста Текст.: /дис. к. псх и. /М.JI. Воронцов Нижний Новгород, 2004.
  47. Выготский, J1.C. Мышление и речь / JI.C. Выготский // Собрание сочинений в 6 томах. М. — Т. 2, 1985. — С. 3 — 361.
  48. , Л.С. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2000.-1004 с.
  49. , X. Когнитивная психология Текст.: /X. Гейвин. СПб.: Изд-во Питер, 2003.
  50. , Л.К. Интерактивное обучение общению Текст.: /автореф. дис.. д. п. н. / Л.К. Гейхман-Екатеринбург, 2003.
  51. , Дж. Три стороны интеллекта.//Психология мышления Текст.: /Дж. Гилфорд.- М.: Изд-во Прогресс, 1969.
  52. ГиппиусС.В. Тренинг развития креативности Текст. /C.B. Гиппиус.-СПб., 2001.
  53. , Ж. Что такое психология Текст.: / в 2-х т. Издание 2-е. Т.1: пер. с франц. /Ж. Годфруа. М.: Изд-во Мир, 1999. — 496 с.
  54. , Е.И., Панин, Н.В. Психология человеческого взаимопонимания Текст.: /Е.И. Головаха, Н. В. Панин. Киев: Изд-во Политиздат Украины, 1989. — 192 с.
  55. , Н. В. Гений в искусстве и науке Текст.: /Н.В. Гончаренко.-М., 1991.-С. 242−252
  56. , Г. Г. Кризисы личности и педагогическая профессия Текст.: /Г.Г. Горелова.- М.: Изд-во Московский психолого-социальный институт, 2004.- 320с.
  57. , М.М. и др. Чувство языка: психолингвистический и дидактический аспекты / М. М. Гохлернер. Николаев, 1992. — 189 с.
  58. , Г. П. Логика и речевое общение / Г. П. Грайс // Новое в зарубежной лингвистике. Выпуск XVI. Лингвистическая прагматика. М.: Прогресс, 1985. — С. 217−237.
  59. , Е.Л. Экспериментальные исследования процесса выдвижения и проверки гипотез в структуре познавательной активности Текст.: / ав-тореф. ДИС.К.ПСХ.Н. /Е.Л. Григоренко. М., 1989.
  60. , Л.П. Резервы человеческой психики Текст. /Л.П. Гримак.- М., 1987.
  61. Гуманизм и духовность в образовании Текст.: / научные труды Второй международной научной конференции /под ред. В. В. Рыжова. Нижний Новгород, 2000.
  62. Гуманизм и духовность в образовании Текст.: / научные труды III международной научной конференции /под ред. В. В. Рыжова. Нижний Новгород, 2005.
  63. , В.В. О понятии развивающего обучения Текст.: /В.В. Давыдов.- Томск, 1995,
  64. , А.Я., Кондаков, A.M., Тишков, В. А. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников Текст.: /А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, A.M. Тишков. //Учительская газета, 2009.- № 23.
  65. Де Боно, Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении Текст.:/ под общ. ред. O.K. Тихомирова / Э. де Боно. М.: Изд-во Прогресс, 1976. -143 с.
  66. , A.B. Социально-психологический тренинг повышения компетентности общения преподавателя Текст.: /: дис. .к. псх. н./ A.B. Девятко-М., 1991.
  67. , Г. А. Диалоговое общение, условия и факторы его эффективности Текст.: / автореф. дис. к. псх. н./ Г. А. Денисенко. М., 1992.
  68. , Б.И. Эмопия как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978.
  69. , Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в науке и искусстве Текст.: /Л.Я. Дорфман, Г. В. Ковалева // Вопросы психологии. 1999.- № 2.-С. 101−106.
  70. , В.Н. Психология общих способностей Текст.: /В.Н. Дружинин. СПб.: Изд-во Питер, 1999. — 368 с.
  71. , А.К. Мотивы учебной деятельности студентов. Учебное пособие/А.К. Дусавицкий Харьков: ХГУ, 1987.
  72. , Ю.Н. Активное социально психологическое обучение Текст.: / Ю. Н. Емельянов.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1985. — 167 с.
  73. , Ю.Н. Обучение паритетному диалогу Текст.: / учебное пособие/Ю.Н. Емельянов. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. — 106 с.
  74. . Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствованиякоммуникативной компетентности Текст.: / автореф. дис. д. псх. н. /Ю.Н. Емельянов: -Л., 1991.
  75. , H.A. Формирование оптимальной мотивации овладения иностранным языком студентами неязыкового вуза: Дис. канд.психол. наук / H.A. Емельянова. Н. Новгород, 1997.
  76. , Н.И. Язык-речь-творчество / Н. И. Жинкин. М.: Лабиринт, 1998.
  77. , Ю.М., Петровская Л. А., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении Текст.: /практическое пособие / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. Киров, 1991.
  78. , Ю.М., Глоточкин, А.Д., Сосновский, Б. А. Базовая психологическая модель личности учителя Текст.: / Ю. М. Забродин., А. Д. Глоточкин, Б.А. Сосновский// Педагогическое образование.-1990. № 4.
  79. , Е.И. Психология творчества Текст.: //Художественное творчество и психология /Е.И. Замятин. М.: Наука, 1991. — с. 160−162.
  80. , Э.Ф., Сыманюк, Э.Э. Психология профессиональных деструкций: Учебное пособие для вузов Текст.: /Э.Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк. М.: Изд-во Академический проспект- Екатеринбург: Изд-во Деловая книга, 2005. — 240с.
  81. , И.А. Педагогическая психология Текст.: /И.А. Зимняя. М.: Изд-во Логос, 2002. -384 с.
  82. , И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя. -М.-Воронеж, 2001. 400 с.
  83. , С.И. Психологические механизмы формирования профессионализма педагогического общения в подготовке преподавателя лингвиста Текст.: / дис.. к. псх. н. / С. И. Зинин: — Нижний Новгород, 2004.
  84. , В.П., Моргунов, Е.Б. Человек развивающийся Текст.: /В.П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М., 1994.
  85. , В.П. Готовность к мысли / В. П. Зинченко // Вопросы психологии. 2006. — № 4. — С. 66 — 67.
  86. Игры. Обучение. Тренинг Текст.: / под ред. В. В. Петрусинского М.:1. Из-во Новая школа, 1994.
  87. , К. Эмоции человека. Текст.: /К. Изард. Спб.: Изд-во Питер. -2000. — 342 с.
  88. , И.А. Текст.: / собрание сочинений в 10-ти томах/ И. А. Ильин.-М., 1992.
  89. , И.В. Экспериментально-психологическое исследование овладения и владения вторым языком / И. В. Имедадзе. Тбилиси: Мецниераба, 1979.-229 с.
  90. , Т. Введение в психологию духовного измерения Текст.: // Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии /Т. Йоманс. -М.: Изд-во Смысл. 1997. с. 154−176.
  91. , М.К. Типы языковых и коммуникативных способностей и компетенций / М. К. Кабардов, Е. В. Арцишевская // Вопросы психологии. -1996.- № 1.-С. 34−41.
  92. , М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа Текст.: /М.С. Каган. М., 1974.
  93. , М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений Текст.: /М.С. Каган. М.: Изд-во Политиздат, 1988. — 319 с.
  94. , М.С. Общение как ценность и как творчество / М. С. Каган // Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 25−33.
  95. , И.П. Структура и механизмы творческой деятельности Текст.: /И.П. Калошина.-М: Изд-во МГУ, 1983.
  96. , Ю.Н. Русский язык и языковая личность / Ю. Н. Караулов. -М.: Наука, 1987.-280с.
  97. , М.Г. Развитие иноязычных способностей как основа индивидуализации обучения иностранному языку / М. Г. Каспарова // Иностранные языки в школе. 1988. — № 5.
  98. , А.А. Коммуникативная способность и ее совершенствование Текст.: /дис.к. псх. н./ А. А, Кидрон Д., 1991.
  99. , М. Тренинг коммуникации. 3-е изд., стер / М. Кипнис. — М.:1. Ось-89, 2007. 127 с.
  100. , М. Тренинг креативности. 3-е изд., перераб. и доп / М. Кип-нис. — М.: Ось-89,2008. — 127 с.
  101. , В.В. Психологические тесты таланта Текст.: /В.В. Клименко. Харьков: Изд-во Фолио, 1996.-414с.
  102. , В.И., Дружинин, В.Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки / В. И. Ковалев, В. Н. Дружинин // Психологический журнал. М., 1982.
  103. , Г. А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения Текст.: / дис.к. псх. н./ Г. А. Ковалев.-М., 1980.
  104. , H.A. Духовность в системе профессионального становления специалиста Текст.: /автореф. дис.. к. псх. н./ H.A. Коваль. Тамбов, 1997.
  105. Когнитивная психология Текст.: / учебник для вузов /под ред. В. Н. Дружинина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ПЕРСЭ, 2002. — 480 с.
  106. , А.Ф. О диалогическом понимании психотерапевтического контакта / А. Ф. Копьев // Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Под редакцией A.A. Бодалева. М.: 1987. — С. 50−57.
  107. , A.A. Тамбовпева, Т.С. Исследование индивидуального стиля педагогического общения / A.A. Коротаев, Т. С. Тамбовцева // Вопросы психологии. -1990. № 2.
  108. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма Текст.: / пособие для школьных психологов М., 1995.
  109. , Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилищ Текст.: /Н.В. Кузьмина. -М1989.
  110. Ш. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст.: /Н.В.Кузьмина.- М., 1990.
  111. , Н.В. Акмеологическая теория повышения качества подготовки специалистов образования Текст.: /Н.В. Кузьмина. М., 2001.
  112. , И.А. Проблемно-диалогическое общение как основа коммуникативного обучения / И. А. Кузьмичева П Общение и диалог в практике общения, воспитания и психологической консультации. — М., 1987.
  113. , В.Н., Казаринова Н. В., Поголыпа В. М. Межличностное общение. Текст.: / учебнис для вузов / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыпа. СПб.: Изд-во Питер, 2002. — 544 с.
  114. , В.Н. Трудности межличностного общения Текст.: / автореф. дис. д. псх. н. /В.Н. Куницына. — СПб. 1991.
  115. , В.А., Менджерицкая, Ю.А., Бреус, Е. Д. Психология затрудненного общения Текст.: /В.А. Лабунская, Ю. А. Менжерицкая, Е. Д. Бреус. -М.: Изд-во Академия, 2.001. -288с.
  116. , Н.С. Стособности и одарённость Текст.: // Новое в жизни, науке и технике, педагогике и психологии /Н.С. Лейтес. М.: Изд-во Знание, 1984.-№ 4.
  117. , A.A. Педагогическое общение Текст.: /A.A. Леонтьев. М.: Изд-во Знание, 1979. — 47 с.
  118. , A.A. Деятельность и общение Текст.: /A.A. Леонтьев // Вопросы философии. 1979. — № 1. — С. 121−132.
  119. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст.: / 2-е изд. /А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во Политиздат, 1977. — 304 с.
  120. , А.Н. Избранные психологические произведения Текст.:/ под ред. В. В. Давыдова f др. в 2-х т. /А.Н. Леонтьев. М.: Изд-во Педагогика, 1983.
  121. , Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия Текст.: /Д.А. Леонтьев//Художественное творчество и психология. М.: Изд-во Наука, 1991.-С. 113−131.
  122. , A.A., Леонтьев, Д.А. В истине жизни (Из научного архива
  123. A.Н.Леонтьева) Текст.: //Художественное творчество и психология /A.A. Леонтьев, Д. А. Леонтьев. -М.: Наука, 1991. С. 170−180.
  124. , В.Г. Психологические механизмы мотивации деятельности /
  125. B.Г. Леонтьев. Новосибирск. 1991.
  126. Линдсей, Халл. К., Томпсон, Р. Творческое и критическое мышление Текст.: /Линдсей, К. Халл. Р Томпсон -- М., 1981.
  127. , Н.О. Условия абсолютного добра Текст.: /Н.О. Лосский.- М., 1991.
  128. , Н.О. Мир как осуществление красоты Текст.: /Н.О. Лосский-М.: Изд-во Прогресс-Традиция, 1998.
  129. , Е.Г. Профессионально-творческая подготовка и развитие личности будущего педагога-лингвиста/ Е. Г. Лушичева, В.В. Рыжов// Вестник университета (Государственный университет управления).- 2011.- № 21.1. C. 94−98.
  130. , Е.Г. Построение модели творческой личности педагога-лингвиста/ Е.Г. Лушичева// Вестник университета (Государственный университет управления).- 2011.- № 2.3. С. 32−33.
  131. , Д. Социальная психология Текст.: /Д. Майерс. — СПб. 1996.
  132. , С.И. Психология тренинга Текст.: /С.И. Макшанов. СПб., 1997.-250 с.
  133. , С.И., Хрящева, Н.Ю. Психогимнастика в тренинге Текст.: /часть 3. Тренинг креативности /С.И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. СПб, 1997.- 90с.
  134. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М., 1996.
  135. , А.К. Психология труда учителя: Книга для учителя Текст.: /А.К. Маркова. М.: Изд-во Просвещение, 1993. — 190 с.
  136. , В.Ф. Смысл жизни / В. Ф. Марцинковский. Новосибирск, 1996.
  137. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст.: /А, Маслоу. СПб.: Изд-во Евразия, ] 997.
  138. , А.Г. Новые рубежи человеческой природы / А. Г. Маслоу. М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  139. , A.M. Концепция творческой одаренности Текст.: /A.M. Матюшкин//Вопросы психологии. 1989. — № 6.- с.25−31.
  140. Мелик-Пашаев, A.A., Новлянская, З. Н. Ступеньки к творчеству Текст.: /[Текст]: /Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская- М., 1987.
  141. , JI. М. Учитель как личность и профессионал Текст.: /JLM, Митина. — М., 1994.
  142. , В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности Текст.: /В.А. Моляко // Вопросы психологии, 1994.-№ 5.
  143. , В.И. Онтологическое общение как средство становления духовности учащихся в процессе обучения. Учебное пособие / В. И Невская. -Владимир: Изд-во ВГПУ, 2003. 47с.
  144. , М.В. Исследование психологических механизмов диалогизации педагогического общения Текст.: /дис. к. псх. н./ М. В. Носков. Нижний Новгород, 1999.
  145. Ольховский, В. Н. Личностные трудности общения обучаемых и их преодоление в условиях диалогического взаимодействия в процессе обучения
  146. Текст.: / дис. .к. псх. и. / В. Н. Ольховский.- Нижний Новгород, 1998.
  147. , Ю.М. Восхождение к индивидуальности Текст.: /Ю.М. Орлов. -М.: Изд-во Просвещение. 1991. — 287с.
  148. Основные современные концепции творчества и одаренности Текст.: / под ред. Д. Б. Богоявленской. М.: Молодая гЕардия. — 1998.- 416с.
  149. , А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности Текст.: /А.П. Панфилова.- СПб, 1999.
  150. , JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг Текст.: /.Л. Л. Петровская. М.: Изд-во МГУ, 1989. -216 с.
  151. Пономарев, Я А. Психология творчества Текст.: /Я.А. Пономарев. М: Изд-во Наука, 1976. -303 с.
  152. , В.А. Психология духовности профессионала Текст.: /В.А. Пономаренко. М., 1997.
  153. , A.A. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки Текст.:/ дис. к.псх. н./ А. А. Попель.-- Нижний Новгород. 2005.
  154. Практический интеллект Текст.: / Р.Дж. Стернберг, Дж. Б. Форсайт, Дж. Хедланд и др. СПб.: Изд-во Питер, 2002. — 272 с.
  155. Профессионально-творческая подготовка специалиста: Коллективная монография / Под ред. проф Рыжова В.В. Н. Новгород: УРАО, 2007.- 208 с.
  156. Психогимнастика в тренинге Текст.: / под ред. Н. Ю. Хрятцевой. СПб.: Изд-во Речь, 2000. — 256 с.
  157. Психология одаренности детей и подростков Текст.:/ учебное пособие /Ю.Д.Бабаева, Н. С. Лейтес. Т. М. Марютина и др./ под ред. Н. С. Лейтеса. -М.: Изд-во Академия, 2000.-336 с.
  158. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная Текст.: /под ред. Я. А. Пономарёва. М: Изд-во Наука, 1990. — 120 с.
  159. , Л.А. Проблемы диалогизма сознания в трудах М.М. Бахтина Текст.:/Л.А. Радзиховский // Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С.
  160. , К. Творчество как усиление себя Текст.: / хрестоматия // Гуманистическая и трансперсональная психология / К. Роджерс. Минск: Изд-во Харвест, М.: Изд-во ACT, 2000. -592с.
  161. , K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст.:/ /пер. с англ./ K.P. Роджерс М: Изд-во Прогресс, 1994. — 479 с.
  162. , С.Л. Способности Текст.: Н Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн.-М., 1990.- Т. 2.- с. 128.
  163. , И.М. Психология речи и лингвопедагогическая психология Текст./ И. М. Румянцева, М.: Пер Сэ: Логос, 2004. — 329 с.
  164. , В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога Текст.: / В. В. Рыжов. Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, — 1994. -164 с.
  165. , В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки Текст.: / дис. .д. псх. Н. / В. В. Рыжов Новосибирск. 1995, — 395 с.
  166. , В.В. Иноя?.ьтчные способности Текст.: / учебное пособие / В. В. Рыжов. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ, 2001. — 189 с.
  167. , В.В. Личностный потенциал Текст.: / межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 5 И Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования. / В. В. Рыжов. Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2004 — с.7−20.
  168. , В.В. Психология творческой личности.- В 3-х т. т, — Нижний Новгород: ВГИПУ, 2006.
  169. , В.В. Психология вторичной языковой личности : Монография / А. Н. Шехов, В. В. Рыжов Нижний Новгород: Изд-во НГЛУ — 2008. — 235 с.
  170. , В.В. Психологическая диагностика способностей к иностранному языку/ В. В. Рыжов, сост.- М.: Изд-во Русско-американского института, 2009. -109 с.
  171. , О.В. Учебное общение и эмоциональность при изучении иностранного языка / О. В. Самарова // Вопросы психологии. 1987. — № 3.
  172. , Г. К. Тренинг прогнозирования поведения- тренинг сенситивности Текст.: / Г. К. Смит. СПб: Изд-воРечь, 2001. — 250 с.
  173. , Д. Дар чужестранца Текст./ Д. Смит. Б. Карвилл.- СПб.:Библия для всех, 2005.-284 с.
  174. , P.JI. Когнитивиэя психология Текст.- / пер. с англ. / P.JT. Солсо.-М.: Изд-во Тривола, Либерия, 2002. 600 с.
  175. , Г. В. Креативная среда как условие развития творческой личности Текст.: / сборник научно-практических статей //Психология креативности / Г. В. Сорокоумова, A.A. Попель. Нижний Новгород: Изд-во НФ УРАО, 2003 -с.65−71.
  176. , Г. В. Концептуальные основы развития творческой личности педагога Текст.: / монография /Г.В. Сорокоумова.- Нижний Новгород: Изд-во ВГИПА, 2007 НО.
  177. , Г. В. Изучение личностного потенциала педагога Текст.: / учебное пособие / Г. В. Сорокоумова.- Нижний Новгород: Изд-во НФ УРАО, 2007.-193 с.
  178. , Р., Гръторенко, Е. Инвестиционная теория креативности Текст.: / Р. Стернберг, Е. Григоренко // Психологический журнал. 1998. -Том 19. -№ 2. — С. 144−161.
  179. , Л.Н. Нравственно-психологические аспекты духовного развития личности Текст.: / гвтореф. дис.. к. псх. н. /Л.Н. Тарасова: Саранск, 1997.
  180. , Б.М. Проблемы индивидуальных различий Текст.: / Б.М. Теп-лов. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961 .-536с.
  181. , К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии Текст.: / К. А. Торшина // Вопросы психологии. 1998.
  182. , Е.Е. Психодиагностика творческого мышления: Креативные тесты Текст.: / Е. Е. Туник.- Спб., 1997.
  183. , Е.Е. Тест Торренса. Диагностика креативности Текст.: / Е. Е. Туник. Спб.: Изд-во Иматон, 1998.
  184. , A.A. Интуиция совести Текст.: / A.A. Ухтомский. — М., 1996.
  185. , Т.А. Психологические проблемы диалога в свете идей М.М.Бахтина и А. Л. Ухтомского / Т. А. Флоренская // Общение и развитие психики / Под ред. A.A. Бодапева. М&bdquo- 1986.
  186. , Т.А. Диалогическое общение как путь духовного преображения личности Текст.: // Гуманистические проблемы психологической теории /Т.А. Флоренская. •¦ М., 1995.
  187. , А.Р. Психологические особенности личностного становления профессионала Текст.: / А. Р. Фонарев. М.: Изд-во Московского психолого-социального института НПО «МОДЭК», 2005. — 560 е.- (Серия «Библиотека психолога»).
  188. Формирование творческих способностей Текст.: // сборник науч. трудов-Свердловск: Изд-во СИПИ, 1990.
  189. , В. Человек в поисках смысла Текст.: / В. Франкл. -М.,) 990.
  190. , Дж. Обзор современных представлений о развитии способностей Текст.: // Основные современные концепции творчест ва и одаренности / Дж. Фримен. M, i 997.-С. 371−392.
  191. , И.И. Основы теории обучения понималиъо иноязычной речи / И. И. Халеева. -М.: Высшая школа, 1989.-2,36 с.
  192. , А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия Текст.: ' автореф. дис.. к. псх. н. / А. У. Хараш. М., 1983. — 20 с.
  193. , М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования Текст.: / М. А. Холодная. СПб.: Изд-во Питер, 2002 — 2,72 с
  194. , Н.Ю. Тренинг креативности / Н. Ю. Хрящева, С. И. Макшанов. СПб.: Ювента, 1999.
  195. , Т.К. Теоретические проблемы лингводидактики / Т.К. Цвет-кова. -М.: Спутник, 2002. 106 с.
  196. , JI.B. Исследование взаимосвязи предметного и личностного планов обучения в условиях диалогического общения: Дис. канд. психол. наук / Л. В. Чалова. Н. Новгород, 1999.
  197. , Д.В., Морозов, A.B. Креативная педагогика и психология Текст.: / учебное пзсобие для вузов / Д. В Чернилевский, A.B. Морозов. -М.: Изд-во МГТА, 2001. 301 с.
  198. , Н.Е. Педагогические ценности как основа профессионализма личности учителя: автореф. дис. как д. пед. наук.- Саранск, 2007.
  199. , В.Д. Духовность и творчество Текст.: / В, Д. Шадриков// Психологическая газета № 1/40.- январь 1999.- с. 17.
  200. , В.Д. Духовные способности Текст.: / В. Д Шадриков. М., 1997.
  201. , В.И. Лингвистическая теория эмоций Текст./ Н.И. Шахов-ский. М.: Гнозис, 2008.-416 с,
  202. , С.А. Диалог как основа педагогического общения / С. А. Шеин // Вопросы психологии. 1991. -№ 1. — С. 44−52.
  203. , Д. Коммуникативность в обучении современным языкам / Д. Шейлз. Совет Европы Пресс. — 1995.
  204. , И.П. Когнитивный стиль и общение Текст.: / И.П. Шкура-тов.- Ростов- на- Дену, 1994.
  205. , Г. Г. Психология социального бытия / Г. Г. Шпет // Под ред. Т. Д. Марцинковской Воронеж, 1996. — 496 с.
  206. , А.Т. Проблемы теории творчества Текст.: / А. Т. Шумилин. -М.: Изд-во Высшая школа, 1989. 120 с.
  207. Щербакова, Е. Е Формирование педагогической креативности студентов вуза в условиях профессиональной подготовки Текст.: / автореферат дис. .к. псх. н. / Е. Е. Щербакова: Нижний Новгород, 2000. — 23 с.
  208. Энциклопедия психологических тестов: Общение. Лидерство. Межличностные отношения Текст.: М.: Изд-во ACT, 1997. — 304 с.
  209. , Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности Текст.: / Е. Л. Яковлева. М.: Изд-ro Фличта, 1997.-134 с.
  210. Allwright R.L. Language teaching through communication practice // ELT Documents. 1976 -N3. — P. 2−14.
  211. Allwright R.L. The Importance of interaction in Classroom Language Learning // Applied Linguistics. 5/2. — P. 156−17.
  212. Barron F., Harrington D.M. Creativity, intelligence and personality // Annual Reviews of Psychology. 32. — 1981. — P. 439−476.
  213. Bialystok E. A theoretical model of second language learning // Language learning. 1978. — V. 28. — P. 69−83.
  214. E. M. & Beeman M. 1. Getting the right idea: Semantic activation in the right hemisphere may help solve insight problems // Psychological Science. — 1998. -V 9.
  215. Bowers K. S., Regehr G., Balt. hazard C. and Parker, K. Intuition in the context of discovery. // Cognitive Psychology 1990. -V. 2.2.
  216. Brian M. Earn. Intrinsic Motivation as a function of extrinsic financial rewards and subjects locus of control // Journal of Personality. 1982. — V.50. — № 3. -P. 360−373.
  217. Burstall C. Factors affecting foreign-language learning: a consideration of some recent research finding? // Language Teaching and L ingui sties. 1975. — Abstracts 8. — P. 5−25.
  218. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing H Applied Linguistics. 1980. — № 1. — P. 147.
  219. Carrol! G.B. Conscious and automatic process in language learning // Canadian Modern Language Review. 1981 — № 37. — P. 462-^74.
  220. Carroll G.B., Se. pon S.M. Modern Language Aptitude Test (MLAT) // Psychological Corporation. -N. Y., 1959.
  221. Davidson J. The role of insight in giftedness // R. Sternberg (ed.) Conception ofgiftedness. -Cambridge, 1990.
  222. Ek J. A. Objectives for foreign language learning / Scope. Strassburg, 1986. -V. 1.
  223. Edward L. Deci and Richard M. Ryan. Intrinsic Motivation and Self-Determination of Human Behavior // Plenum Press New York and London. -1985.-371 p.
  224. Elsa M. Lopez. Increasing intrinsic motivation with Performance Contingent reward // The JouTtal of Psjchology. 1981. 1−2. — P. 59−63.
  225. Gardner R.C. and L ambert W.E. Attitude and Motivation in Second Language Learning. Rowley Mass: Newbury House, 1972.
  226. Gardner S.C. and Smyth P. C On the development of the attitude/motivation test batten/ // Canadian Mcdern Language Review. 1981 37. — P. 510−525.
  227. Guilford I. Three faces of intellect // 4mer. Psychol. 1959. — .№ 14. — P. 469−479.
  228. Handbook of Interpersonal Communication / Ed. M. L. Knapp. G. R. Miller. L.: Mew Delhi. Beverly Hills: SAGE, 1985. — 786 p.
  229. Howatt A.P. History of English language teaching. Oxford: Oxford University Press, 1984.
  230. Howatt A .P. History of Eng’ish language teaching. Oxford University Press, 1984.
  231. Krashen S.D. Second Languape Acquisition and Second Language Learning. -Pergamon, 1981.
  232. Mackey W.F. Language Teaching Analysis. London, Longman, 1965.
  233. Moneta G.A. Model of scientist creative potential // Phylosof. psychol. -1993. V 6 (1). — P. 23 — 37.
  234. Motivation Training in IRAN / Case Study of a Technology Transfer, UN. -N.Y., 1976.-25p.
  235. Mednic S.A. The associative basis of creative process // Psychological Review. -1969. -№ 2.
  236. Mednick S. A. Remote Associates Test // Journal of Creative Behaviour. -1968.-V 2.
  237. S. A. & Mednick M. P. Examiner’s manual: Remote Associates Test. Boston: Houghton Mifflin, 1967.
  238. Perleth Ch., Heller K.A. The Munich longitudinal study of giftedness // R.F. Subotnik, K.D. Arnold. Norwood, 1994.
  239. Renzulli J. S. The enrichment triad model. Mansfield Center: Creative Learning Ass., 1977.
  240. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model of creative productivity // R. I Sternberg, J.E. Davidson (eds.) Conception of giftedness, 1986.
  241. Rogers C. R. On Becoming a Person. Boston, 1961.
  242. Ross Buck. Human Motivation and Emotion. N. Y., London, 1976. — 529 P
  243. Shanon C.E. Prediction and Entropy of Printed English // Bell System Tech. Journ., 1951, vol. 30, № 1.
  244. Sternberg R., Tardif T. The nature of creativity. Cambridge, 1998.
  245. Torrance E. P. Growing up creatively gifted // Creative Child and Adult Quarterly, 1980.-V 5.
  246. Vernon P. E. Intelligence and Attainment Tests. London: University of London Press, 1960.
  247. Wallach M.A., Kogan N.A. A new look at the creativity-intelligence distinction // J. Personality. 1965. — V.33. — P.348−369.
  248. Weisberg R. Problem solving and creativity // R. Sternberg. The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988-P. 148−176.
  249. William Littlewood. Communicative Language Teaching. An introduction. -Cambridge University Press, 1992.
Заполнить форму текущей работой