Формирование функций регуляции и контроля у младших школьников
Незрелость фронтоталамической регуляторной системы негативно влияет на состояние практических всех компонентов программирования, регуляции и контроля деятельности. Наиболее выраженное влияние незрелости фронтоталамической регуляторной системы наблюдается в возрасте 7−8 лет и отражается: 1) в повышенной импульсивности, уподоблению движений стимулам- 2) в инертности элемента программы, независимо… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Современные аспекты изучения формирования программирования, регуляции и контроля
- 1. 1. Проблемы исследования программирования, регуляции и контроля
- 1. 2. Морфо-функциональное созревание мозга и формирования высших психических функций
- 1. 3. Формирование программирования, регуляции и контроля в онтогенезе
- Глава 2. Материал и методы исследования
- 2. 1. Испытуемые
- 2. 2. Нейропсихологическая оценка программирования, регуляции и контроля
- 2. 3. Структурный анализ электроэнцефалограммы
- Глава 3. Формирование программирования, регуляции и контроля у младших школьников. Результаты исследования
- 3. 1. Состояние программирования, регуляции и контроля у детей
- 7−8 лет
- 3. 1. 1. Состояние управляющих функций в зависимости от возраста, пола, длительности и успешности обучения
- 3. 1. 2. Состояние управляющих функций в зависимости от функциональной зрелости мозга
- 3. 1. 3. Зависимость управляющих функций от степени зрелости регуляторных систем мозга. Анализ взаимосвязи компонентов
- 3. 2. Особенности формирования программирования, регуляции и контроля у детей 9−10 лет
- 3. 2. 1. Состояние управляющих функций в зависимости от возраста, пола, длительности и успешности обучения
- 3. 2. 2. Состояние управляющих функций в зависимости от функциональной зрелости мозга
- 3. 3. Зависимость возрастных преобразований управляющих функций от степени зрелости регуляторных систем
- Глава 4. Обсуждение результатов исследования
- Выводы
Формирование функций регуляции и контроля у младших школьников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
.
Программирование, регуляция и контроль активной, сознательной психической деятельности является одной из важнейших сторон жизни человека. Проходя длительный путь развития в онтогенезе, эти функции служат одним из существенных факторов адаптации ребенка к окружающей действительности. Успешность их формирования во многом зависит от благоприятного развития обеспечивающих их мозговых механизмов. В связи с этим изучение мозговой организации функций программирования, регуляции и контроля деятельности в онтогенезе представляется актуальным.
Нейропсихология XX века внесла существенный вклад в понимание мозгового обеспечения психических процессов человека. В то же время мозговая организация психических функций в детском возрасте, в частности роль созревания мозга в развитии познавательной деятельности остается менее изученной из-за отсутствия до последнего времени адекватных методов оценки зрелости мозга и его отдельных систем у детей [JI.C. Цветкова, 2001]. Несмотря на это, благодаря исследованиям в области детской нейропсихологии, получили подтверждение принципы пластичности и динамической локализации психических функций в онтогенезе, основа которых была заложена еще JI.C. Выготским [1982]. Нейропсихологический анализ последствий локальных поражений мозга у детей демонстрирует изменение с возрастом вклада различных областей в реализацию психических процессов [Э.Г. Симерницкая и др., 1982; Э.Г. Симер-ницкая, 1985; J. Stiles, 2000]. Нейрофизиологические исследования с помощью электрофизиологических (ЭЭГ и ССП) [Фарбер и др., 1998] и нейровизуализа-ционных [W.D. Gaillard et al., 2000; S.A. Bunge et al., 2002] методов также свидетельствуют о существенных качественных изменениях системной мозговой организации психической деятельности в ходе нормального онтогенеза. Эти исследования наглядно демонстрируют, что такие психические процессы как память, внимание, речь и др. в зависимости от возраста могут иметь разную мозговую организацию, что обуславливает необходимость изучения различий в мозговых механизмах психических функций у взрослых и детей [JI.C. Цветко-ва, 2001].
Несмотря на всю важность для адаптации ребенка и развития его познавательной сферы функций программирования, регуляции и контроля деятельности (управляющих функций), их мозговая организация в онтогенезе практически не изучалась. Многие исследователи априори признают их «лобную» природу [K.W. Walsh, 1998; A.L. Benton, 1968; D.M. Parker, J.R. Crauford, 1992; K.W. Walsh, 1985; M.C. Welsh, B.F. Pennington, 1988]. В то же время, согласно современным представлениям мозговое обеспечение психических функций организовано в виде систем, включающих подкорковые и корковые звенья [Г. Шеперд, 1987; W. Nauta, 1971; А. С. Батуев, 1981; К. Pribram, 1998]. Этот же принцип может быть отнесен и к модулирующим системам мозга (системам избирательной регуляции и неспецифической активации), отвечающим за регуляцию психической деятельности. Благодаря этим системам осуществляется как пространственное, так и временное распределение активности между различными областями мозга, обеспечивающее активационный, мотивационный и информационный аспекты деятельности [Р.И. Мачинская, Н. В. Дубровинская, 2003]. Представляется значимой роль регуляторных систем в обеспечении функций программирования, регуляции и контроля деятельности на разных этапах онтогенеза. Согласно принципу динамической локализации функций роль эта может быть неравнозначной в разные возрастные периоды.
Младший школьный возраст характеризуется бурным развитием произвольных форм деятельности, становлением высших психических функций [JI.C. Выготский, 1984(6) — А. Н. Леонтьев, 1983]. Кроме того, в этом возрасте социальная ситуация развития, а именно начало школьного обучения, предъявляет повышенные требования к уровню сформированности произвольной регуляции деятельности [Н.К. Корсакова и др., 1997]. В таких условиях даже незначительный дефицит программирования, регуляции и контроля оказывает влияние на возможность успешной адаптации ребенка к учебной ситуации.
Проблеме изучения причин школьных трудностей (learning disabilities) уделяется большое внимание и в нашей стране, и за рубежом [Т.В. Ахутина, 2001; А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, 1997; Н. К. Корсакова и др., 1997; S. Weintraub, 1983; J.H. Snow, 1992, 1998; В.Р. Rourke, 1982; М. Rosselli et al., 2001 и др.]. Нейропсихологические методы исследования признаются тонким инструментом, дающим возможность раскрыть индивидуальное своеобразие отклонений в развитии, в том числе влияющих на успешность школьной адаптации [В.И. Лу-бовский, Л. В. Кузнецова, 1984; К. С. Лебединская, 1980; И. Ф. Марковская, 1993]. Понимание механизмов, влияющих на формирование функций программирования, регуляции и контроля деятельности в младшем школьном возрасте, может способствовать решению вопросов профилактики, коррекции учебных трудностей и индивидуального подхода к обучению.
Исследование программирования, регуляции и контроля деятельности сталкивается как с концептуальными проблемами, связанными с описанием кроющихся за этим понятием феноменов, так и с методическими трудностями выбора адекватных задачам средств исследования [D.T. Stuss, М.Р. Alexander, 2000]. Решение этих проблем возможно в рамках нейропсихологического подхода, разработанного А. Р. Лурия [1969, 1973]. В то же время, изменчивость системной функциональной организации психических процессов в онтогенезе требует особого подхода к нейропсихологическому исследованию детей. Специфика нейропсихологического изучения психической деятельности ребенка прежде всего связана с необходимостью анализа и учета индивидуальных и возрастных особенностей степени функциональной зрелости мозга и его отдельных структур.
Среди неинвазивных методов выявления функциональной зрелости мозга наиболее адекватным для решения задач настоящего исследования представляется визуальный анализ суммарной фоновой электрической активности мозгаэлектроэнцефалограммы (ЭЭГ). В отличие от широко распространенных количественных методов оценки ЭЭГ [Н.Л. Горбачевская, 2000; E.R. John et al., 1980; J. Wackerman, M. Matousek, 1998] этот метод позволяет определить не только соответствие возрасту уровня развития ритмической электрической активности коры, но также оценить функциональное состояние и степень функциональной зрелости модулирующих глубинных структур мозга, которые играют существенную роль в обеспечении избирательной регуляции и неспецифической активации психической деятельности. В настоящем исследовании для определения функциональной зрелости мозга детей использовался метод структурного анализа фоновой ритмической электрической активности [Р.И. Мачинская, 2001], специально разработанный для унифицированного описания функционального состояния мозга на основе оценки паттернов нативной ЭЭГ.
Междисциплинарное исследование, включающее сопоставление данных, полученных с помощью этого метода, и результатов нейропсихологического анализа может способствовать более глубокому пониманию мозговых механизмов программирования, регуляции и контроля деятельности в младшем школьном возрасте.
Объект исследования. Программирование, регуляция и контроль психической деятельности у младших школьников.
Предмет исследования. Особенности состояния и возрастная динамика программирования, регуляции и контроля у детей 7−10 лет с различной степенью зрелости регуляторных мозговых систем.
Цель исследования. Комплексное изучение формирования функций программирования, регуляции и контроля деятельности у детей младшего школьного возраста и выявление роли в этом процессе функционального созревания регуляторных систем мозга.
Гипотеза исследования. Уровень сформированности функций программирования, регуляции и контроля деятельности в младшем школьном возрасте зависит от зрелости мозговых систем, обеспечивающих избирательную регуляцию и неспецифическую активацию мозга.
Задачи исследования:
1. Разработка методики оценки функций программирования, регуляции и контроля деятельности с помощью нейропсихологического обследования.
2. Оценка состояния программирования, регуляции и контроля деятельности у детей младшего школьного возраста 7−8 и 9−10 лет с помощью нейропсихологического обследования.
3. Сопоставление нейропсихологических данных о состоянии программирования, регуляции и контроля деятельности и результатов электроэнцефалографического анализа функциональной зрелости регуляторных систем мозга у детей 7−8 и 9−10 лет.
4. Выявление возрастной динамики состояния программирования, регуляции и контроля деятельности у детей младшего школьного возраста с различной степенью зрелости регуляторных мозговых систем.
Методологическая база исследования. В основу исследования положены принципы системной организации и динамической локализации психических функций в онтогенезе [А.А. Ухтомский, 1954; П. К. Анохин, 1975, JI.C. Выготский, 1982; А. Р. Лурия, 1969]. Согласно этим принципам, программирование, регуляция и контроль обеспечиваются специализированным участием различных структур мозга, роль которых может изменяться в зависимости от возрастного этапа. Также в основу исследования положены принципы нейропсихологии индивидуальных различий, согласно которым норма характеризуется неравномерным развитием высших психических функций, особенно отчетливо проявляющимся в детском возрасте [Т.В. Ахутина, 1998]. Одним из факторов, влияющих на формирование высших психических функций в онтогенезе, является степень зрелости регуляторных систем мозга [Р.И. Мачинская, 2001].
Научная новизна исследования. В работе предложен новый метод оценки состояния функций программирования, регуляции и контроля деятельности, сочетающий качественный и количественный подходы к анализу нейропсихологических данных. Выделены и описаны компоненты программирования, регуляции и контроля деятельности и показана их относительная независимость друг от друга. К компонентам программирования отнесены: возможность усваивать программы и возможность вырабатывать стратегию деятельности. К компонентам регуляции отнесены: избирательность реакций, возможность переключения с одного элемента программы на другой и с программы на программу, возможность устойчиво соблюдать программы деятельности. Также выделен такой компонент, как возможность контролировать свое выполнение.
Впервые проведено сопоставление данных о состоянии функций программирования, регуляции и контроля деятельности и о степени зрелости мозга у детей младшего школьного возраста, полученных в междисциплинарном ней-ропсихологическом и электроэнцефалографическом исследовании. Получены новые данные о ведущей роли фронтоталамической регуляторной системы в реализации функций программирования, регуляции и контроля деятельности в 7−8 лет. Показано, что в этом возрасте незрелость фронтоталамической системы оказывает негативное влияние на состояние практических всех компонентов управляющих функций.
Впервые описаны качественные особенности состояния функций программирования, регуляции и контроля деятельности при незрелости системы неспецифической активации в младшем школьном возрасте. Влияние незрелости системы неспецифической активации менее выражено, чем влияние незрелости фронтоталамической системы, и касается отдельных компонентов управляющих функций.
Получены новые данные о разнонаправленной динамике состояния этих функций у детей с разной степенью зрелости регуляторных мозговых систем при переходе от 7−8 к 9−10 годам.
Теоретическое значение исследования. Проведенное исследование вносит вклад в понимание мозговых механизмов программирования, регуляции и контроля деятельности на важнейшем для формирования этой функции этапе онтогенеза — в младшем школьном возрасте. Обнаружено, что незрелость регуляторных систем мозга оказывает негативное влияние на состояние функций программирования, регуляции и контроля деятельности в 7−8 лет. Выявлена специфика несформированности отдельных компонентов функций программирования, регуляции и контроля деятельности при незрелости фронтоталамиче-ской регуляторной системы и системы неспецифической активации ствола мозга. Результаты проведенного анализа показали, что наиболее существенный дефицит программирования, регуляции и контроля деятельности отмечается у детей с признаками незрелости фронтоталамической системы.
Анализ возрастной динамики состояния функций программирования, регуляции и контроля деятельности у детей от 7−8 к 9−10 годам позволил прийти к выводу о нелинейном характере формирования этих функций, о наличии периодов не только их улучшения, но и ухудшения. Эти данные позволяют пересмотреть распространенное мнение о постепенном улучшении состояния программирования, регуляции и контроля деятельности на протяжении всего детства.
В нейропсихологических исследованиях последних лет сформулирована концепция неравномерности формирования высших психических функций, которая является следствием взаимодействия индивидуальной генетической программы развития и средовых воздействий [М.С. Егорова, Т. М. Марютина, 1992; Т. В. Ахутина, 1998; Ю. В. Микадзе, 2002; Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева, 2003]. В настоящей работе показано, что индивидуальные особенности созревания регу-ляторных систем мозга являются одним из факторов, определяющих неравномерность формирования программирования, регуляции и контроля деятельности у детей младшего школьного возраста.
Практическое значение исследования. Сравнительный анализ показателей, характеризующих состояние программирования, регуляции и контроля деятельности в группах детей, различающихся возрастом, полом, уровнем академической успеваемости показал тесную связь между степенью развития функций программирования, регуляции и контроля деятельности и успешностью обучения. Также было показано наличие возрастных и половых различий в состоянии этих функций. Данные настоящего исследования позволяют уточнить традиционные представления о причинах школьной неуспеваемости, одной из которых считают минимальную мозговую дисфункцию (ММД), вызывающую дефицит «лобных» функций [М.С. Певзнер, 1966; К. С. Лебединская, 1980]. Предложенный метод оценки программирования, регуляции и контроля деятельности в сочетании со структурным анализом ЭЭГ используются в научной и научно-практической работе при обследовании детей в базовых школах Института возрастной физиологии РАО. Также этот метод применяется для индивидуальной диагностики состояния причин школьных трудностей. Полученные с помощью этого метода данные востребованы в рамках индивидуального подхода к обучению и позволяют формировать рекомендации по ведению и коррекции нуждающихся в этом детей.
Положения, выносимые на защиту:
1. Функции программирования, регуляции и контроля деятельности — это комплекс процессов, в котором нейропсихологический анализ позволяет выделить относительно независимые компоненты программирования (возможность усваивать программы и вырабатывать стратегию деятельности), регуляции (избирательность реакций, возможность переключения с одного элемента программы на другой и с программы на программу, возможность устойчиво соблюдать программы деятельности), контроля (возможность контролировать свое выполнение).
2. Мозговая организация программирования, регуляции и контроля деятельности осуществляется комплексом мозговых структур, важными составляющими которого являются фронтоталамическая регуляторная система и система неспецифической активации.
3. Незрелость фронтоталамической системы в 7−8 лет оказывает негативное влияние на состояние практических всех компонентов управляющих функций.
4. Незрелость системы неспецифической активации в 7−8 лет негативно отражается только на возможностях переключения в мнестической сфере и на уровне контроля собственных действий.
5. При переходе от 7−8 к 9−10 годам у детей с признаками незрелости фронтоталамической системы наблюдается положительная динамика в формировании управляющих функций. У детей с соответствующей возрасту зрелостью регуляторных систем мозга и с признаками незрелости системы неспецифической активации отмечается достоверное ухудшение в состоянии некоторых компонентов функций программирования, регуляции и контроля деятельности. В результате различия между группами по показателям сформированности программирования, регуляции и контроля деятельности временно нивелируются.
Апробация работы. Результаты исследования были представлены и обсуждались на конференции «Детская речь» (Санкт-Петербург, ноябрь 1999 г.), на II Международной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения А. Р. Лурия (Москва, сентябрь 2002 г.), на конференции «Здоровая образовательная среда — здоровый ребенок» (Архангельск, октябрь 2003 г.), на 7-й научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения проф. Н. Н. Трауготт (Санкт-Петербург, апрель 2004 г.), на научно-практической конференции педиатров России «Фармакотерапия в педиатрии», (Москва, сентябрь 2004 г.), на I Российской конференции по когнитивной науке (Казань, октябрь 2004 г.), на заседании лаборатории нейропсихологии МГУ, на заседаниях лаборатории нейрофизиологии когнитивной деятельности Института возрастной физиологии РАО.
Публикации. Основное содержание работы изложено в б публикациях.
Структура и объем диссертации
Работа изложена на 161 странице машинописного текста и состоит из введения, 4 глав и выводов. Содержит 13 рисунков, 6 таблиц и 7 приложений. Библиографический указатель включает 213 источников.
Выводы
1. Разработана методика оценки состояния программирования, регуляции и контроля деятельности, включающая оценку компонентов программирования (возможность усваивать программы и вырабатывать стратегию деятельности), регуляции (избирательность реакций, возможность переключения с одного элемента программы на другой и с программы на программу, возможность устойчиво соблюдать программы деятельности), контроля (возможность контролировать собственное выполнение).
2. У детей младшего школьного возраста в условиях нормального созревания мозговых систем, выделенные нами компоненты функций III блока мозга, развиваются относительно независимо друг от друга. Созревание регуляторных систем мозга оказывает влияние как на состояние отдельных компонентов программирования, регуляции и контроля деятельности, так и на степень их взаимосвязи.
3. Незрелость фронтоталамической регуляторной системы негативно влияет на состояние практических всех компонентов программирования, регуляции и контроля деятельности. Наиболее выраженное влияние незрелости фронтоталамической регуляторной системы наблюдается в возрасте 7−8 лет и отражается: 1) в повышенной импульсивности, уподоблению движений стимулам- 2) в инертности элемента программы, независимо от модальности стимулов и характера деятельности- 3) в трудностях переключения с программы на программу- 4) в снижении устойчивости усвоенной программы- 5) в трудностях создания стратегии деятельности- 6) в снижении уровня контроля и слабом принятии помощи со стороны исследователя- 7) в отсутствии положительного эффекта от использования различных приемов саморегуляции при усвоении программ деятельности.
4. Влияние незрелости системы неспецифической активации в 7−8 лет проявляется: 1) в инертности элемента программы, которая наблюдается в основном в мнестической сфере- 2) в трудностях контроля, которые могут быть устранены при привлечении внимания ребенка к его ошибкам. Отрицательное влияние незрелости системы неспецифической активации на программирование, регуляцию и контроль деятельности может быть скорректировано с помощью различных приемов саморегуляции.
5. У детей с признаками незрелости фронтоталамической системы при переходе от 7−8 к 9−10 годам наблюдается положительная динамика в формировании управляющих функций. У детей с соответствующей возрасту зрелостью регуляторных систем и у детей с признаками незрелости системы неспецифической активации отмечается достоверное ухудшение по состоянию некоторых компонентов программирования, регуляции и контроля деятельности. В целом при переходе от 7−8 к 9−10 годам различия между группами по показателям сформированности программирования, регуляции и контроля деятельности временно нивелируются.
6. Функциональная незрелость регуляторных систем мозга разного уровня приводит к трудностям обучения, наиболее выраженным в 7−8 лет при незрелости фронтоталамической системы.
7. На возрастном промежутке от 7 до 10 лет отмечаются тендерные различия в состоянии программирования, регуляции и контроля деятельности. У мальчиков отмечаются достоверно худшие показатели сформированности управляющих функций, чем у девочек. В 7−8 лет основные отличия касаются устойчивости программ и способности контроля собственных действий. В 9−10 лет к ним прибавляются также возможности переключения с одного элемента программы на другой и усвоения сложных программ.
Список литературы
- Александров Ю.И. Системная психофизиология // Основы психофизиологии. — М.: ИНФРА-М, 1997. — С. 266−314.
- Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: «Медицина». — 1975. — 447 с.
- Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. -М. 1998. С. 201−207.
- Ахутина Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика / Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция. — Москва-Воронеж. -2001.-С. 7−20.
- Ахутина Т.В., Игнатьева С. Ю., Максименко М. Ю., Полонская Н. Н., Пылаева Н. М., Яблокова Л. В. Методы нейропсихологического обследования детей 6−8 лет// Вестн. Моск. Ун-та., Серия 14, Психология. 1996. — № 2. — С. 51−58.
- Ю.Батуев А. С. Высшие интегративные системы мозга. — Л.: Наука. 1981. — 255 с.
- Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6−10 лет. Сообщение I. Электрофизиологический анализ процесса подготовки к движениям // Физиология человека. 1997. — Т. 23, № 6. — С. 31−39.
- Безруких М.М. Центральные механизмы организации и регуляции произвольных движений у детей 6−10 лет. Сообщение II. Электрофизиологический анализ процесса выполнения движений у праворуких детей // Физиология человека. 1998. — Т.24, № 3. — С.34−41.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: «Медицина». — 1966. — 350 с.
- Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы формирования зрительного восприятия. М.: Наука. — 1983. — 165 с.
- Буклина С.Б., Сазонова О. Б., Филатов Ю. М., Элиава Ш. Ш. Клинико-нейропсихологический синдром артериовенозной мальформации хвостатого ядра // Ж-л Вопросы нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. -1994. № 4.
- Вассерман Л.И., Дорофеева С. А., Меерсон Я. А. Методы нейропсихологической диагностики. С-Пб.: Изд-во «Стройлеспечать». -1997.
- Выготский Л.С. О психологических системах // Собр. сочинений в 6 томах. -Т.1.-М.: Педагогика. 1982.-С. 109−131.
- Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собрание сочинений в 6 томах. Т.4. -М.: Педагогика. — 1984(6). — С. 376−385.
- Выготский JI.C. Кризис трех лет // Собрание сочинений в 6 томах. Т.4. -М.: Педагогика. — 1984(a). — С. 368−375.
- Выготский JI.C. Младенческий возраст // Собрание сочинений в 6 томах. -Т.4. М.: Педагогика. — 1984(b). — С. 269−317.
- Выготский JI.C. Орудие и знак в развитии ребенка // Собрание сочинений в 6 томах. Т.6. -М.: Педагогика. — 1984 (г). — 397 с.
- Голдберг Э. Управляющий мозг. — М.: Смысл. 2003. — 335 с.
- Горбачевская H.JI. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития // Автореф. дисс.. докт. биол. наук. М. — 2000. — 43 с.
- Дзугаева С.Б. Проводящие пути головного мозга человека (в онтогенезе). -М.: Медицина. 1975. — 247 с.
- Дубровинская Н.В., Савченко Е. И. Формирование механизмов организации внимания в онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга / Под ред. О. С. Адрианова, Д. Б. Фарбер. JL: Изд-во «Наука». — 1990. — С. 87−110.
- Дуринян Р.А. Корковый контроль неспецифических систем мозга. М.: Медицина. — 1975. — 203 с.
- Дуус П. Топический диагноз в неврологии. М.: ИПЦ «Вазар-Ферро». -1997.-381 с.
- Егорова М.С., Марютина Т. М. Развитие как предмет психогенетики // Вопросы психологии. 1992. — № 5−6. — С. 3−14.
- Запорожец А.В. Развитие произвольных движений / Избранные психологические труды — Т.2. М.: Педагогика. — 1986. — 297 с.
- Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. — М.: Изд-во МГУ. 103 с.
- Колосова Т.С., Звягина Н. В., Морозова JI.B. Психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста. — Архангельск. -1997.- 159 с.
- Корсакова H.K., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: иейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. — М. 1997. — 124 с.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М.: Изд-во МГУ. — 1985. — 119 с.
- Корсакова Н.К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. М.: ACADEMIA. — 2003. — 141 с.
- Кучма В.Р., Брязгунов И. П. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью у детей. М.: ММА им. Сеченова. — 1994. — 43 с.
- Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки психического развития // Ж-л невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1980. -№ 3. — С. 407−412.
- Лебединский В.В. К нейропсихологической классификации двигательных персевераций // Функции лобных долей мозга / Под ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия.-М.: Наука. 1982.-С. 144−152.
- Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. М.: Изд-во МГУ. — 1985.- 167 с.
- Лебединский В.В. Проблема развития в норме и патологии // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. — М. -1998.-С. 193−200.
- Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Избранные психологические труды в двух томах, том 1 / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. А. Леонтьева, А. В. Петровского. М.: Педагогика. — 1983. — С. 31−64.
- Лобные доли и регуляция психических процессов / Под ред. А. Р. Лурия., Е. Д. Хомской. М.: Изд-во МГУ. — 1966.
- Лубовский В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития // Дети с задержкой психического развития. М. -1984.-С. 6−19.
- Лукашевич И.П., Мачинская Р. И., Фишман М. Н. Диагностика функционального состояния мозга детей младшего школьного возраста с трудностями обучения // Физиология человека. 1994. — Т. 20, № 5. — С. 3446.
- Лурия А.Р. Роль речи в регуляции нормального и аномального поведения // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия -Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1958. — С. 546.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М: Изд-во МГУ. — 1962. -432 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во АПН РСФСР. — Т.1.-1963. — 480 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика. — Т.2. — 1970.-496 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. М.: Изд-во МГУ. — 1969. -504 с.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Изд-во «Педагогика». — Т.2. — 1970. — 496 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: Изд-во МГУ. — 1973. — 374 с.
- Лурия А.Р. Функциональная организация мозга // Естественно-научные основы психологии / Под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. М.: Педагогика. — 1978. — С. 120−189.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ. — 1979. — 319 с.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. Москва-Воронеж. — 1997. — 63 с.
- Манелис Н.Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе // Школа здоровья. 1997. — № 3. — С. 25−36.
- Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 1999. — № 1. — С. 8−25.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М. — 1993. — 198 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). -М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС. 1977. — 304 с.
- Мачинская Р.И. Формирование нейрофизиологических механизмов произвольного избирательного внимания у детей младшего школьного возраста // Дисс. на соискание уч. степ, доктора биологических наук. М. -2001.-278 с.
- Мачинская Р.И. Нейрофизиологические механизмы произвольного внимания (аналитический обзор) // Ж-л ВНД. 2003(6). — Т.53, № 2. — с. 133 150.
- Мачинская Р.И., Дубровинская Н. В. Функциональная организация полушарий мозга при направленном внимании у детей 7−8 лет // Журнал высшей нервной деятельности. 1996. — Т.46, № 3. — С. 437−446.
- Мачинская Р.И., Лукашевич И. П., Фишман М. Н. Динамика электрической активности мозга у детей 5−8-летнего возраста в норме и при трудностях обучения // Физиология человека. 1997. — Т.23, № 5. — С. 5.
- Мещерякова С.А., Авдеева Н. Н. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О. С. Адрианова. -М. 1993.-С. 167−219.
- Микадзе Ю.В. Дифференциальная нейропсихология детского возраста // Вопросы психологии. 2002. — № 4. — С. 111−119.
- Москвин В.А., Москвина Н. В. Вопросы корреляций латеральных и индивидуальных особенностей в нейропсихологии индивидуальных различий / I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М. — 1998. — С. 153−159.
- Нейропсихологическая диагностика. Часть I. Схема нейропсихологического исследования высших психических функций и эмоционально-личностной сферы / Под ред. Е. Д. Хомской. М. — 1994. — 40 с.
- Нейропсихологическая диагностика. Часть II. Альбом / Под ред. Е. Д. Хомской. М. — 1994. — 46 с.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушениями темпа развития // Дети с отклонениями в развитии. М. — 1966. — С. 25−31.
- Полонская Н.Н., Яблокова Л. В. Функции программирования и контроля и успешность обучения у первоклассников / I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М. — 1998. — С. 231−237.
- Развитие мозга ребенка / Под ред. С. А. Саркисова. — Л.: Медицина. 1965. -340 с.
- Семенова Л.К., Васильева В. В., Цехмитренко Т. А. Структурные преобразования коры большого мозга человека в постнатальном онтогенезе // Структурно-функциональная организация развивающегося мозга. — Л.: Наука. 1990.-С. 8−45.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: ACADEMIA. — 2002. — 228 с.
- Семенович А.В., Архипов Б. А., Фролова Т. Г., Исаева Е. В. О формировании межполушарного взаимодействия в онтогенезе // I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. — М. 1998. С. 215−224.
- Семенович А.В., Умрихин С. О. Пространственные представления при отклоняющемся развитии. — М. — 1997. 50 с.
- Симерницкая Э.Г. О предмете и специфике детской нейропсихологии // А. Р. Лурия и современная психология. М.: Изд-во МГУ. — 1982. — С. 110−118.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: Изд-во МГУ. 1985. — 190 с.
- Симерницкая Э.Г., Ростоцкая В. И., Алле А. Х. О роли лобных долей мозга в организации слухо-речевой памяти у детей и взрослых // Функции лобных долей мозга / Под ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия. М.: Наука. — 1982. — С. 103−113.
- Смирнов В.М. Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков. М.: ACADEMIA. — 2000. — 400 с.
- Сонькин В.Д., Любомирский Л. Е., Васильева P.M., Букреева Д. П. Определение функциональных возможностей организма школьников при различных способах дозирования физических нагрузок // Новые исследования альманах. 2004. — № 1−2. — С. 360−361.
- Строганова Т.А., Орехова Е. В., Посикера Н. Н. Тета-ритм ЭЭГ младенцев и развитие механизмов произвольного контроля внимания на втором полугодии первого года жизни // Журн. высш. нервн. деят. 1998. — Т.48, № 6. — С. 945−952.
- Строганова Т.А., Посикера Н. Н. Функциональная организация поведенческих состояний бодрствования младенцев (электроэнцефалографическое исследование) // Мозг и поведение младенца / Под ред. О. С. Адрианова. — М. 1993.-С. 78−101.
- Схема нейропсихологического исследования / Под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд-во МГУ. — 1973.-60 с.
- Тихомиров O.K. О формировании произвольных движений у детей дошкольного возраста / Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка // Под ред. А. Р. Лурия -Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1958. — С. 72−130.
- Ухтомский А.А. Очерк физиологии нервной системы // Собр.соч., т. 4. Л.: Изд-во ЛГУ. — 1954.-232 с.
- Фарбер Д.А. Развитие зрительного восприятия в онтогенезе. Психофизиологический анализ // Мир психологии. 2003. — № 2 (34). — С. 114−123.
- Фарбер Д.А., Алферова В. В. Электроэнцефалограмма детей и подростков. -М.: Просвещение. 1972 — 215 с.
- Фарбер Д.А., Бетелева Т. Г., Дубровинская Н. В., Мачинская Р. И. Нейрофизиологические основы динамической локализации функций в онтогенезе / I Международная конференция памяти А. Р. Лурия. Сборник докладов. М. — 1998. — С. 208−215.
- Функции лобных долей мозга / Под ред. Е. Д. Хомской, А. Р. Лурия. М.: Изд-во «Наука». — 1982. — 284 с.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. М.: Изд-во МГУ. — 1972. — 382 с.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология индивидуальных различий // Вестник МГУ, Сер. 14, «Психология» 1996. — № 2. — С. 26−30.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: УМК «Психология». — 2002. — 415 с.
- Цветкова Л.С. Научные основы нейропсихологии детского возраста // Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста (учебное пособие). Москва-Воронеж. — 2001. — С. 16−83.
- Цейтлин С.Н. Детские речевые инновации: опыт анализа // Исследования по языкознанию: К 70-летию члена-корреспондента РАН Александра Владимировича Бондаренко / Отв. ред. С. А. Шубик. — С.-Пб.: Изд-во С.-Пб. университета. 2001. — С. 329−336.
- Шеперд Г. Нейробиология. М. — 1987. — Т. 2. — 368 с.
- Яковлева С.В. Условия формирования простейших видов произвольного действия у детей преддошкольного возраста // Проблемы высшей нервной деятельности нормального и аномального ребенка / Под ред. А. Р. Лурия —Т.2. М.: Изд-во АПН РСФСР. — 1958. — С. 47−71.
- Albert M.L. Subcortical dementia // Altzheimer’s disease: senile dementia and related disorders / R. Katzman, R.D. Terry, K.L. Bick (eds.). New York: Raven Press. — 1978.
- Anderson P., Anderson V., Garth J. Assessment and Development of Organizational Ability: The Rey Complex Figure Organizational Strategy Score (RCF-OSS) // The Clinical Neuropsychologist. 2001. — Vol. 15, No. 1. — P. 8194.
- Anderson V. Assessing executive functions in children: biological, psychological, and developmental considerations // Pediatric Rehabilitation. — 2001. Vol. 4, No. 3. — P. l 19−136.
- Anderson V., Lajoie G., Bell R. Neuropsychological assessment of the school-aged child. Australia, Department of Psychology, University of Melbourn -1995.
- Archibald S.J., Kerns K.A. Identification and Description of New Tests of Executive Functioning in Children // Child Neuropsychology. 1999. — Vol. 5, No. 2.-P. 115−129.
- Army Individual Test Battery: Manual of directions and scoring. -Washingtone, DC: War Department, Adjunct General’s Offise. 1944.
- Barkley M.J., Grodzinsky G. Are tests of frontal lobe function useful in diagnosis of attention deficit disorder? // The Clinical Neuropsychologist. 1994. -No. 8.-P. 121−139.
- Bell M.A., Fox N.A. The Relations between Frontal Brain Electrical Activity and Cognitive Development during Infancy // Child Development. — 1992. Vol. 63.-P. 1142−1163.
- Bell M.A., Fox N.A. Individual Differences in Object Permanence Performance at 8 Months: Locomotor Experience and Brain Electrical Activity // Dev. Psychobiology. 1997. — Vol. 31. — P. 287−297.
- Benes F.M. Development of the Corticolimbic System // Human Behavior and the developing Brain / Eds: G. Dawson, R.W.Fisher -N.Y.- L.: The Guilford Press 1994.-P. 176−206.
- Benton A.L. Differential behavioral effects of frontal lobe disease // Neuropsychologia. 1968. — No. 6. — P. 53−60.
- Berg E.A. A simple objective treatment for measuring flexibility in thinking // Journal of General Psychology. 1948. — Vol. 39. — P. 15−22.
- Berg W.K., Byrd D.L. The Tower of London Spatial Problem-Solving Task: Enhancing Clinical and Research Implementation // Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 2002. — Vol. 24, No. 5. — P. 586−604.
- Bowen F.P. Behavioral alterations in patients with basal ganglia lesions // The basal ganglia / N.D. Yahr (ed.). New York: Raven Press. — 1976.
- Bunge S.A., Dudukovic N.M., Thomason M.E., Vaidya C.J., Gabrieli D.E. Immature Frontal Lobe Contributions to Cognitive Control in Children Evidence from fMRI // Neuron. 2002. — Vol. 33. — P. 301 -311.
- Case R. The role of the Frontal Lobes in the regulation of Cognitive Development / Brain and Cognition. 1992. — Vol. 20. — P. 51−73.
- Casey B.J., Durston S., Fossella J.A. Evidence for a mechanistic model of cognitive control // Clinical Neuroscience Research. 2001. — No. 1. — P. 267 282.
- Chelune G.J., Baer R.A. Developmental norms for the Wisconsin Card Sorting Test / Journal of Clinical and Experimental Neuropsychology. 1986. — No. 8. — P. 219−228.
- Chugani H.T. A Critical Period of Brain Development Studies of Cerebral Glucose Utilization with PET // Preventure Medicine. 1998. — Vol. 27. — P. 184 188.
- Chugani H.T., Phelps M.E., Mazziotta J.C. Positron Emission Tomography Study of Human Brain Functional Development // Annals of Neurology. 1987. -V.22. — P. 487−497.
- Ciemens V. Localized thalamic hemorrhage. A cause of aphasia / Neurology. -1970.-Vol. 20.
- Denny D.R., Denny N.W. The use of classification for problem solving: a comparison of middle and old age / Development Psychology. 1973. — No. 9. -P. 275−278.
- Diamond A. Neuropsychological insights into the meaning of object concept development // The epigenesis of mind: Essays on biology and cognition / S. Carey, R. Gelman eds. Hillsdail, NY: Erlbaum. — 1991. — P. 67−110.
- Diamond A. Looking closely at infants' performance and experimental procedures in the A-not-B task // Behavior and Brain Sciences. 2001. — V. 24, No. l.-P. 38−41.
- Diemer K. Capillarisation and oxygen supply of the brain // Oxygen Transport in blood and tissue / Lubbers D.W., Lufit U.C., Thews G., Witzleb E. (eds). -Stuttgart, Thieme Inc. 1968. — P. 118−123.
- Duncan J. Disorganization of behavior after frontal lobe damage // Cognitive Neuropsychology. 1986. — No. 3. — P. 271−290.
- Eeg-Olofsson O. The development of the electroencephalogram in normal children and adolescents from the age of 1 through 21 years // Acta Paediatr. Scand. Suppl. 1970. — V. 208. — P. 1−45.
- Evenden J.L. Varieties of impulsivity // Psychopharmacology. 1999. — Vol. 146.-P. 348−361.
- Farber D.A. Principles of Structural and Functional Brain Organization in Ontogenesis. Main Stages of its Formation // Developing Brain and Cognition / D. Farber, Ch. Njiokiktjien eds. -Amsterdam: Suyi Publications. 1993. — P. 156 168.
- Feldman P. S., Horner M.D., Harvey R.T., Owens S. Comparability and Construct Validity of Rey-Osterrieth and Taylor Complex Figures // Arch, of Clinical Neuropsychology. 1999. — Vol. 14, Iss. 8. — P. 734.
- Fincham J.M., Carter C.S., van Veen V., Stenger V.A., Anderson J.R. Neural mechanisms of planning: A computational analysis using event-related fMRI // PNAS. 2002. -V. 99, N. 5. — P. 3346−3351.
- Fuster J.M. Prefrontal cortex and the bridging of temporal gaps in the perception-action cycle // Annals New York Academy of Sciences. — 1990. Vol. 608.-P. 318−336.
- Gaddes W.H., Crockett D.J. The Spreen Benton Aphasia Tests: normative data as a measure of normal of normal language development // Brain and Language. — 1975.-No. 2.-P. 257−279.
- Gaillard W.D., Hertz-Pannier L., Mott S.H., Barnett A.S., LeBihan D., Theodore W.H. Functional anatomy of cognitive development // Neurology. -2000.-V. 54.-P. 180−185.
- Garth J., Anderson V., Wrennall J. Executive Functions following moderate to severe frontal lobe injury: impact of injury and age at injury // Pediatric Rehabilitation. 1997. — No. 1. — P. 99−108.
- Glosser G., Goodglass H. Disorders in executive control functions among aphasic and other brain damaged patients // Jornal of Clinical and experimental Neyropsychology. 1990. — Vol. 12. — P. 485−501.
- Golden C.J. The Luria-Nebraska Children’s Battery: theory and formulation // Neuropsychologial assessment of the school-aged child / G.W.Hynd, J.E.Obrzut (eds.). New York: Grune & Stratton. — 1981. — P. 277−302.
- Goldman P. S., Nauta W.J.H. Columnar distribution of cortico-cortical fibres in the frontal associations, limbic, and motor cortex of the developing rhesus monkey // Brain Research. 1977. — V.122. — P. 393−413.
- Goldman-Rakic P. S. Modular organization of prefrontal cortex // Trends in Neuro-Science. 1984. — V.7. — P. 419−424.
- Grabowski T.J., Damasio H., Damasio A.R. Premotor and prefrontal correlates of category-related lexical retrieval // Neuroimage. 1998, Apr 7(3). — P. 232−243.
- Grace J., Malloy P. Frontal Lobe Personality Scale (FLOPs). Brown University: Providence, RI. — 1992.
- Greve K.W. The WCST-64: A Standardized Short-Form of the Wisconsin Card Sorting Test // The Clinical Neuropsychologist. 2001. — Vol. 15, No. 2. — P. 228 234.
- Gyns J.A., Willis G.W. Validation of executive function tasks with young children // Developmental psychology. 1991. — No. 7. — P. 487−501.
- Harmony T. Psychophysiology Evaluation of Neuropsychological Disorders in Children // Handbook of Clinical Child Neuropsychology / C.R. Reynolds, E. F1 etcher-Janzen (eds.). NY and London: Plenum Press. — 1996. — P. 356−370.
- Harris E.L., Schuerholz L.H., Singer H.S. et al. Executive functions in children with Tourett syndrome and/or attention deficit hyperactivity disorder // Journal of the international Neuropsychological Society. 1995. — No. 1. — P. 511−516.
- Heaton R.K. Wisconsin Card Sorting Test (WCST). Odessa, FL: Psychological Assessment Resources. — 1981.
- Helland Т., Asbjornsen A. Executive Functions in Dislexia // Child Neuropsychology. 2000. — Vol. 6, No. 1. — P. 37−48.
- Holmes-Bernstein J., Waber D.P. Developmental neuropsychological assessment: the systemic approach. // Neurometods / A.A.Boulton, G.B.Baker,
- M.Hiscock (eds.). Clifton, NJ, The Humana Press Inc. — 1990. — Vol. 17: Neuropsychology. — P. 311−371.
- Houghton S., Douglas G., West J. et al. Differential Patterns of Executive Function in Children With Attention-Deficit Hyperactivity Disorder According to Gender and Subtype // Journal of Child Neurology. 1999. — Vol. 14, No. 12. — P. 801−805.
- Huttenlocher P.R. Dendritic and Synaptic Development in Human Cerebral Cortex: Time Course and Critical Periods // Developmental Neuropsychology. -1999. Vol. 16(3). — P. 347−349.
- Huttenlocher P.R., Dabholcar A.S. Developmental Anatomy of Prefrontal Cortex // Developmental of the Prefrontal Cortex: Evolution, Neurobiology, and Behavior / N.A. Krasnegor, G.R. Lyon, P. S. Goldman-Rakic (eds.). 1997. — P. 69−83.
- Isseroff A., Rosvold H.E., Galkin T.W., Goldman-RaKic P. S. Spatial memory impairments following damage to the mediodorsal nucleus of the thalamus in rhesus monkeys // Brain Res. 1982. — V.232. — P. 97−113.
- John E.R., Ahn H., Prichep L., Trepetin M., Brown D., Kaye H. Developmental equations for the electroencephalogram // Science. 1980. — V. 210. — P.1255−1258.
- Kahana M.J., Seelig D., Madsen J.R. Theta return // Current Opinion in Neurobiology. 2001. — Vol. 11. — P. 739−744.
- Khlar D. Goal formation, planning, and learning by preschool problem solvers or: 'My socks are in the dryer' // Children’s Thinking: What develops? / R. Seigler (ed.). Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assosiates Inc. — 1978. — P. 181−211.
- Knyazeva M.G. Bihemispheric Brain Organization and Cognitive Performance in Children // Developing Brain and Cognition / D. Farber, Ch. Njiokiktjien eds. — Amsterdam: Suyi Publications. 1993. — P. 134−155.
- Korkman M., Kemp S.L., Kirk U. Effects of Age on Neurocognitive Measures of Children Ages 5 to 12: A Cross-Sectional Study on 800 Children from the United States // Developmental Neuropsychology. 2001. — V.20, No. 1. — P. 331 354.
- Kuehn S.M., Snow W.G. Are the Rey and Taylor figuers equivalent? // Arch, of Clinical Neuropsychology. 1992. — Vol. 7, Iss. 5. — P. 445−448.
- Lazar J.W., Frank Y. Frontal Systems Dysfunction in Children With Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder and Learning Disabilities // Journal of Neuropsychiatry. 1998. — Vol. 10, No. 2. — P. 160−167.
- Levin B. Organizational deficits in dislexia: possible frontal lobe dysfunction / Developmental Neuropsychology. 1990. — No. 6. — P. 95−110.
- Levin H.S., Culhane K.A., Hartmann J. et al. Developmental changes in performance on tests of purported frontal lobe functioning // Developmental Neuropsychology. 1991. — No. 1. — P. 377−395.
- Lezak M.D. Neuropsychological assessment. New York: Oxford. — 1993.
- Lezak M.D. The problem of assessing executive functions // International Journal of Psychology. 1982. — Vol. 17. — P. 281−297.
- Mateer C.A., Williams P. Effects of frontal lobe injury in childhood // Developmental Neuropsychology. 1991. — Vol. 7. — P. 69−86.
- McCrea S.M., Mueller J.H., Parrila R.K. Quantitative Analyses of Schooling Effects on Executive Function in Young Children // Child Neuropsychology. — 1999. Vol. 5, No. 4. — P. 242−250.
- Murji S., DeLuca J.W. Preliminary Validity of the Cognitive Function Checklist: Predoction of Tower of London Performance // The Clinical Neuropsychologist. 1998. — Vol. 12, No. 3. — P. 358−364.
- Nauta W.J. The problem of frontal lobe: a reintegration // J. Psychiat. Res. — 1971. V.8. — P. 167−187.
- Neisser U. Cognitive psychology. New York: Appleton-Century-Crofts. -1967.
- Papousek H., Papousek M. Sharing emotionality and sharing knowledge: a microanalytic approach to parent-infant communication // Measuring emotions in infants and children / C. Izard, P. Read (eds.). Cambridge University Press. -1987.-P. 2−36.
- Parker D.M., Crawford J.R. Assessment of frontal lobe dysfunction // A handbook of neuropsychological assessment / J.R.Crowford, D.M.Parker, W.W.McKinlay (eds.). Hove, UK: Lawrence Erlbaum Associates Ltd. — 1992. -P. 267−294.
- Passler P.A., Isaac W., Hynd G.W. Neuropsychological Development of Behavior attributed to Frontal Lobe Functioning in Children // Developmental Neuropsychology. 1985. — V.4. — P. 349−370.
- Poldrack R.A., Wagner A.D., Prull M.V. et al. Functional specialization for semantic and phonological processing in the left inferior prefrontal cortex // Neuroimage. 1999. — Jul- 10(1). — P. 15−35.
- Porteus S.D. Porteus maze test: Fifty years' application. New York, Psychological Corporation. — 1965.
- Posner M.I., Rothbart M.K. Developing mechanisms of self-regulation // Developing and Psychopathology. 2000. — No. 12. — P. 427−441.
- Ragland J.D., Gur R.C., Lazarev M.G. et al. Hemispherik activation of anterior and inferior prefrontal cortex during verbal encoding and recognition: a PET study of healthy volunteers // Neuroimage. 2000. — Jun- 11(6 Pt 1). — P. 624−633.
- Reader M.J., Harris E.L., Schuerholz L.J. et al. Attention deficit hyperactivity disorder and executive dysfunction // Developmental Neuropsychology. — 1994. -No. 10.-P. 493−512.
- Ready R.E., Stierman L., Paulsen J.S. Ecological Validity of Neuropsychological and Personality Measures of Executive Functions // The Clinical Neuropsychologist. -2001. Vol. 15, No. 3. — P. 314−323.
- Rey A. L’examen clinique en psychologie. Paris: Presses Universitaires de France. — 1964.
- Roberts R.J., Pennington B.F. An interactive framework for examining prefrontal cognitive processes // Developmental Neuropsychology. — 1996. No. 12.-P. 105−126.
- Rosselli M., Ardila A., Bateman J.R., Guzman M. Neuropsychological Test Scores, Academic Performance, and Developmental Disorders in Spanish-Spiaking Children // Developmental Neuropsychology. — 2001. Vol. 20, No. 1. -P. 355−373.
- Rourke B.P. Central Processing Deficiencies in Children: Toward a Developmental Neuropsychological Model // Journal of Clinical Neuropsychology. 1982. — Vol. 4, No. 1. — P. 1−18.
- Rueda M.R., Fan J., McCandliss B.D., Halparin J.D., Gruber D.B., Lercari L.P., Posner M.I. Development of Attentional Networks in Childhood // Neuropsychologia. 2004. — Vol. 42.-P. 1029−1040.
- Rugg M.D., Fletcher P.C., Chua P.M. et al. The role of the prefrontal cortex in recognition memory and memory for source: an fMRI study // Neuroimage. — 1999/ Nov- 10(5). — P. 520−529.
- Rypma В., Prabhakaran V., Desmond J.E. et al. Load-dependent roles of frontal brain regions in the maintenance of working memory // Neuroimage. — 1999. Feb- 9(2). — P. 216−226.
- Schade J.P., van Groenigen W.B. Structural organization of the human cerebral cortex // Acta Anat. 1961. — Vol. 47. — P. 74−111.
- Shallise Т. Specific impairments of planning // Philosophical Transcripts of the Royal Sociaty of London. 1982. — Vol. 298. — P. 199−209.
- Simon H.A. The functional equivalence of problem solving skills // Cognitive Psychology. 1975. — No. 7. — P. 268−288.
- Snow J.H. Developmental Patterns and Use of the Wisconsin Card Sorting Test for Children and Adolescents with Learning Disabilities // Child Neuropsychology. 1998. — Vol. 4., No. 2. — P. 89−97.
- Snow J.H. Mental Flexibility and Planning Skills in Children and Adolescents with Learning Disabilities // Journal of Learning Disabilities. — 1992. Vol. 25, No. 4. — P. 265−270.
- Stiles J. Neural Plasticity and Cognitive Development // Developmental Neuropsychology. 2000. — Vol. 18(2). — P. 237−272.
- Strauss E., Spreen O. A comparison of the Rey and Taylor figures // Arch, of Clinical Neuropsycology. 1990. — Vol. 5, Iss. 4. — P. 417−420.
- Stroop J.R. Studies of interference in serial verbal reaction // Journal of Experimental Psychology. 1935. — Vol. 18. — P. 643−662.
- Stuss D.T. Biological and psychological development of executive functions // Brain and cognition. 1992. — Vol. 20. — P. 8−23.
- Stuss D.T., Alexander M.P. Executive functions and the frontal lobes: a conceptual view / Psychological Research. 2000. — Vol. 63. — P. 289−298.
- Stuss D.T., Benson D.F. The Frontal lobes. NY: Raven Press. — 1986.
- Thatcher R.W. Cyclic cortical reorganization during early childhood // Brain Cogn. 1992. — Vol. 20. — P.24−50.
- Temple Ch.M. Developmental Cognitive Neuropsychology. Psychology Press. — 1998. -379 p.
- Wackermann J., Matousek M. From the 'EEG age' to a rational scale of brain electric maturation//Electroencephalogr. Clin. Neurophysiol. 1998. — Vol. 107. -P.415−421.
- Walsh K.W. Neuropsychology: A clinical approach. New York: Churchill Livingston. — 1998.
- Walsh K.W. Understanding brain damage: A primer of Neuropsychological evaluation. New York: Churchill Livingston. — 1985.
- Weintraub S. Developmental Learning Disabilities of the Right Hemisphere (Emotional, Interpersonal, and Cognitive Components) // Arch. Neurol. 1983. -Vol. 40. — P. 463−468.
- Welsh M.C., Pennington B.F. Assessing frontal lobe functioning in children: views from developmental psychology // Developmental Neuropsychology. -1988.-No. 4.-P. 199−230.
- Welsh M.C., Pennington B.F., Grossier P.B. A normative-developmental study of executive function // Developmental Neuropsychology. 1991. -Vol. 7. — P. 131−149.
- Weyand I.L., Willis W.G. Executive functions in school-aged children: potential efficacy of tasks in discriminating clinical groups // Developmental Neuropsychology. 1994. — No. 10. — P. 27−38.