Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Особенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД к деятельности в условиях с риском для жизни

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Исследования. Особая значимость психологической подготовленности сотрудников патрульно-постовой службы органов внутренних дел определяется современным характером развития преступности и особенностями физического, психологического, информационного противоборства с нею в обычных и экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности. В настоящее время к известным источникам угрозы общественной… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Содержание и организационно-правовые основы психологической подготовки сотрудников 1111С ОВД, выполняющие оперативно — служебные задачи с риском для жизни
    • 1. 1. Психологическая готовность сотрудников 1111С ОВД к деятельности в условиях витальной опасности
    • 1. 2. Анализ оперативно-служебной деятельности сотрудников 11 110 ОВД при выполнении профессиональных задач в условиях риска для жизни
    • 1. 3. Особенности психологической подготовки сотрудников к деятельности в условиях витальной опасности
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. Сущность, содержание и организация психологической подготовки сотрудников ППС ОВД к выполнению оперативно-служебной деятельности с риском для жизни
    • 2. 1. Психологические основы организации психологической подготовки сотрудников ППС ОВД к выполнению оперативнослужебных задач в условиях риска для жизни
      • 2. 1. 1. Организация психологической подготовки
      • 2. 1. 2. Психологическая характеристика процесса боевой подготовки
      • 2. 1. 3. Психологические условия эффективности боевой подготовки
    • 2. 2. Пути и способы поддержания психологической устойчивости личного состава в условиях витальной опасности
      • 2. 2. 1. Психология оперативно-служебной деятельности сотрудников ППС ОВД в условиях риска для жизни
      • 2. 2. 2. Противодействие психологическим операциям террористов в структуре психологического обеспечения контртеррористической операции
      • 2. 2. 3. Основные мероприятия по противодействию психологическому воздействию террористов на сотрудников ППС ОВД
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. Результаты исследования специальной психологической подготовки сотрудников ППС ОВД к деятельности в условиях витальной опасности
    • 3. 1. Организация и методы эмпирического исследования системы подготовки сотрудников ППС ОВД к выполнению оперативно-служебных задач с риском для жизни
    • 3. 2. Обсуждение результатов эмпирического исследования и обоснование путей по совершенствованию системы подготовки сотрудников ППС ОВД к выполнению оперативно-служебной задач с риском для жизни
  • Выводы по главе

Особенности психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы ОВД к деятельности в условиях с риском для жизни (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Особая значимость психологической подготовленности сотрудников патрульно-постовой службы органов внутренних дел определяется современным характером развития преступности и особенностями физического, психологического, информационного противоборства с нею в обычных и экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности. В настоящее время к известным источникам угрозы общественной безопасности добавляются относительно новые, специфические факторы экстремальности — это различные формы проявления экстремизма и терроризма. Своевременное распознавание признаков подобных правонарушений и профессиональные действия по их пресечению требуют от сотрудников патрульно-постовой службы предельной собранности, бдительности, способности к быстрой смене режима деятельности и длительным психо-эмоциональным нагрузкам. Исследования А. И. Адаева [2004], Г. М. Истоминой [1999], М. И. Марьина [2001], А. Д. Сафронова [1998], H.H. Силкина [2003], показывают, что гибель и ранения значительного числа сотрудников (83%) являются следствием низкой психологической (89%) и профессиональной подготовленности (87%), неумения собраться в нужную минуту (73%). Неподготовленность к действиям в условиях неопределенности и риска для жизни вызывает отрицательные психические изменения (невроз, агрессивность, апатия, суицидальное поведение) у определенной части сотрудников. [И.В. Пажильцев, 2007]. Именно поэтому проблема формирования специальной психологической подготовленности сотрудников патрульно-постовой службы к деятельности в условиях риска для жизни приобретает особую актуальность.

В настоящее время накоплен опыт психологического сопровождения боевых действий личного состава в так называемых «горячих точках», имеются соответствующие концепции и психотехнологии работы с сотрудниками ОВД. Однако не все современные проблемы экстремальной психологии изучены одинаково глубоко и всесторонне. И это во многом обусловлено тем, что однажды найденные удачные модели, схемы и методы в психологической подготовке сотрудников зачастую используются без учета динамики взаимовлияния личностных, индивидуально-типологических свойств сотрудников и обстановочных факторов служебной деятельности. Ощущается дефицит адекватных методик диагностики психологической готовности личности, что затрудняет оценку и прогноз надежности ее деятельности в экстремальных условиях. [Н.И. Мягких, 1999]. Выявлена также тенденция, свидетельствующая о том, что положительные качества сотрудника при длительном выполнении деятельности с риском для жизни подвержены деформации. [В.Ю. Рыбников, 2000]. Все это вызывает необходимость изучения механизмов взаимной координации внешних и внутренних причин устойчивого поведения, доминантных и субдоминантных, относительно стабильных и изменяющихся уровней, компонентов психики в каждом виде служебной активности субъекта, что согласуется с исходным положением субъектно-деятельностного подхода: внешняя причина действует через систему внутренних условий. [С.Л. Рубинштейн, 1946].

Таким образом, специальная психологическая подготовка сотрудников патрульно-постовой службы в контексте новых задач борьбы с экстремизмом и терроризмом представляет собой актуальную, весьма сложную и многоаспектную проблему юридической психологии.

Цель исследования — теоретическое обоснование и эмпирическое подтверждение необходимости специальной психологической подготовки сотрудников ППС органов внутренних дел к выполнению оперативно-служебных задач с риском для жизни.

Объект исследования — сотрудники органов внутренних дел ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области в процессе специальной подготовки к служебным командировкам в Чеченскую Республику.

Предмет исследования — динамика психологических характеристик личности сотрудника ППС в процессе специальной психологической подготовки и после выполнения служебных задач в условиях с риском для жизни.

Основная гипотеза исследования: динамика стабильных и изменяющихся компонентов психики сотрудников патрульно-постовой службы в экстремальных условиях служебной деятельности и должны определять структуру и содержание специальной психологической подготовки.

Цель, предмет и гипотеза исследования определяют следующие задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы и нормативных документов МВД РФ провести теоретический анализ содержания и форм психологической подготовки сотрудников патрульно-постовой службы органов внутренних дел к выполнению профессиональных задач в условиях с риском для жизни;

2. Апробировать программу специальной психологической подготовки сотрудников ППС к выполнению оперативно-служебных задач в условиях с риском для жизни;

3. Разработать практические рекомендации по организации специальной психологической подготовки сотрудников ОВД к деятельности в условиях риска для жизни и их последующей реабилитации.

Методологическую основу исследования составили: фундаментальные положения общей, социальной, юридической психологии в соответствии с которыми формулировались замысел исследования, теоретические выводы, осуществлялась интерпретация эмпирических данных и индивидуально-личностных переменных, характеризующих сущность, содержание, динамику, а также особенности психологической подготовки сотрудников ППС.

Теоретической базой исследования явились:

— идеи о деятельности как средстве психического и профессионального развития человека (Б.Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн);

— принципы и теоретические основы организации психологической службы (А.И. Адаев, А. Г. Асмолов, A.A. Боченков, А. Т. Иваницкий, М. И. Марьин, Н. И. Мягких, М. В. Пряхина, В.Ю. Рыбников);

— исследования психологической подготовки и профессиональной деятельности в условиях боевых действий (А.И. Адаев, A.B. Барабанщиков, С. П. Безносов, А. Г. Караяни, В. Ю. Рыбников, H.H.Силкин, В. Я. Слепов, А. Г. Шестаков и др.);

— современные подходы в области психологического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ОВД (В .Л. Васильев, Н. Ф. Гейжан, М. И. Еникеев, А. Т. Иваницкий, И. Б. Лебедев, В. Н. Машков, М. В. Пряхина, В. А. Корчмарюк, Г. С. Никифоров, Ю. А. Шаранов и др.);

— аналитические материалы с описанием опыта действий сотрудников в условиях чрезвычайного положения и ситуациях вооруженных конфликтов (Я.Я. Велик, A.B. Буданов, М. С. Босенко и др.) — положения Конституции Российской Федерациизаконы Российской Федерации: «О милиции» от 18.04.91, с изменениями и дополнениями от 18.02.1993; «О чрезвычайном положении» от 30.05.00 и ряд других законов и подзаконных актов, имеющих отношение к действиям сотрудников органов внутренних дел в сложной оперативной обстановке.

Методы исследования были подобраны в соответствии с целью, задачами, спецификой объекта и предмета настоящего исследования.

На этапе диагностики использовались структурированное интервью, групповые и индивидуальные беседы, Фрайбургский личностный опросник, рисуночный тест, комплекс опросников нервно-психической адаптации (НПА), адаптированных к среде «Windows». Из математических способов обработки эмпирических данных применялись методы первичной и вторичной статистик с применением программного обеспечения Excel и Statistica 6.0.

Этапы проведения исследования: проведение пилотажного исследования, теоретический анализ работ в области изучаемой проблемы (февраль 2003 — март 2004 г.) — разработка концепции специальной психологической подготовки сотрудников ППС ОВД (март 2004 г. — май 2005 г.) — сбор эмпирического материала (сентябрь 2005 г. — июнь 2006 г.) — математическая обработка полученных данных (июль 2006 г. — сентябрь 2006 г.) — интерпретация и обобщение результатов исследования (октябрь 2006 г. — сентябрь 2007 г.).

База исследования. Эмпирический этап исследования проводился на базе Калининского РУВД Санкт-Петербурга. Участниками опытно-экспериментальной работы выступали сотрудники ППС органов внутренних дел в количестве 297 человек.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены системным теоретическим анализом проблемы, четким определением предметной области, целей и задач исследования, применением разнообразных методов психодиагностики и математико-статистического анализа, применяемых в рамках психологической науки, обширной эмпирической базой исследования, которую составили эмпирические данные, полученные при обследовании репрезентативной выборки сотрудников.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования:

Предложен' новый подход к рассмотрению психологической подготовки как системного единства доминантных и субдоминантных уровней и механизмов психической активности субъекта, обуславливающих устойчивое поведение сотрудника ППСМ ОВД в условиях с риском для жизни.

Практическая значимость. Разработана и апробирована методика диагностики уровня психологической подготовки сотрудника ППС к деятельности в условиях с риском для жизни, которая может быть использована в работе психолога правоохранительных органов. Предложена программа оптимизации процесса адаптации сотрудника ППС к экстремальным условиям деятельности.

На защиту выносятся научные результаты, полученные лично соискателем:

1. Современная теория и практика формирования и оценки психологической готовности сотрудников ППС ОВД к выполнению профессиональных задач, связанных с риском для жизни, не учитывает в полной мере психолого-юридическую специфику потенциальной и реальной угрозы факторов экстремизма и терроризма для целостности и устойчивости психики сотрудника.

2. Специальная психологическая подготовка сотрудников к деятельности в условиях с риском для жизни включает в себя следующие структурные компоненты: в организации и методике проведения: непрерывность и напряженность, программно-целевой подход, сочетание коллективных форм с индивидуально-групповым подходом и самостоятельной работой сотрудника под наблюдением психологав содержании: освоение оптимальных стратегий поведения на уровне образов ситуаций деятельности, эмоционально-волевых реакций, оценок и принятия решений, на уровне стереотипов и установок действийв системе психологических воздействий и обратной связи: комплекс диагностических методик, тренинговая программа.

3. Качество психологической подготовки сотрудников ППС к службе в условиях с риском для жизни повышается, если на этапе диагностики выделяется группа сотрудников с повышенным уровнем нервно-психического напряжения и компенсаторными механизмами адаптации, с которыми проводится индивидуальная работа.

Апробация и внедрение результатов исследования. Автор имеет 5 публикаций по теме исследования, в том числе 3 в рецензируемом научном журнале согласно перечню ВАК Министерства образования и науки РФ. Общий объем публикаций составляет 3,7 п.л.

Основные идеи исследования обсуждались на заседаниях кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского университета МВД России, докладывались (либо были представлены в виде тезисов докладов) более чем на 10 международных, региональных конференциях, съездах, симпозиумах. В их числе: «Актуальные проблемы социальной психологии». Междунар. науч.-практ. конф. 27 апр. 2007 года. — СПб, 2007; Перспективы развития психологического образования в XXI веке. Материалы межвуз. науч.-практ. конф. ст., асп., препод. 24 ноября 2006; Специфика воспитания сотрудников органов внутренних дел // Милицейский Петербург: Материалы конференции от 30.05.03 г., посвященной 300-летию Санкт-Петербурга.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Общий объем работы составляет 219 страниц. Диссертация содержит 7 таблиц и 14 рисунков в тексте и 4 приложения (в том числе программу тренинга).

Список литературы

составляет 259 наименований, из них 8 на иностранном языке.

Результаты исследования позволили подтвердить выдвинутую гипотезу.

В заключении подводятся итоги исследования, формулируются общие выводы и практические рекомендации:

1. Особенности психологической подготовки сотрудников ППС к деятельности в условиях с риском для. жизни обусловливаются многозначностью связей между психологической готовностью сотрудника к выполнению оперативно-служебных задач в экстремальных ситуациях и показателями его текущего психологического состояния. Отсюда алгоритм организации психологической подготовки сотрудника традиционно подразделяется на две основные формы — долговременную и оперативную, что противоречит понятию готовности, как многокомпонентного психологического образования, как интегративного качества личности.

2. В ходе психологической подготовки сотрудников ППС, следует учитывать не только динамику взаимовлияния индивидуально-типологических свойств субъекта и факторов ситуации деятельности, но и личностные ресурсы сотрудника. У психологически устойчивых сотрудников доминируют такие компоненты, как «Сдержанность», «Мужественность», «Уровень адаптации», «Возраст», «Пол», «Должность», «Стаж службы в ОВД».

3. Обнаружено, что качество адаптации к ситуациям витальной опасности у мужчин выше, чем у женщин.

4. Структура специальной психологической подготовки сотрудников ППС к оперативно-служебной деятельности в условиях витальной опасности представлена в основном совокупностью актуализируемых профессионально-ролевых способностей на понятийном уровне, уровне образов ситуаций деятельности, эмоционально-волевых реакций, оценок и принятия решений, на уровне стереотипов и установок действий.

5. В динамической составляющей структуры специальной психологической подготовки выделяются следующие функционально взаимосвязанные компоненты: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный. Достаточная развитость показателей, характеризующих эти компоненты, и их целостное единство обеспечивает высокий уровень готовности сотрудника, егоактивности, самостоятельности, творчества в экстремальной ситуации деятельности.

Проведенное исследование позволило сформулировать следующие практические рекомендации:

1. Департаменту кадрового обеспечения МВД России целесообразно, в целях оптимизации процесса профессиональной подготовки сотрудников к действиям в условиях витальной опасности, внедрить в деятельность психологов ОВД апробированную в диссертации программу специальной психологической подготовки.

2. ДКО МВД России для мониторинга, оценки, учета и коррекции уровней сформированности профессиональной подготовленности сотрудников к оперативно-служебной деятельности в условиях витальной опасности целесообразно ввести в штат психологической службы специалиста в области экстремальной психологии деятельности.

3. Руководству образовательных учреждений МВД России рассмотреть вопрос о введении в учебные программы специальных разделов по психологическому обеспечению деятельности ОВД в экстремальных условиях.

4. В интересах повышения качества психологической подготовки специалистов ОВД разного уровня с учетом опыта оперативно-служебной деятельности сотрудников в «горячих точках» рекомендовать ДКО МВД России внести изменения в соответствующую инструкцию УМЦ ГУК МВД.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JT.M. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: Автореф. дис. д-ра пед. наук. — М., 1989. — 42 с.
  2. Г. С. Введение в практическую психологию. — М., 1994. -237 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Психология личности и деятельности. — М., 1980.-335 с.
  4. В.В. Психологические основы повышения эффективности деятельности работников ОВД в экстремальных ситуациях: Учебное пособие. М.: ВЮЗШ, 1988. — 46 с.
  5. В.А. Психология личности: Учебное пособие. СПб.: Изд-во В. А. Михайлова, 1999. — 89 с.
  6. Актуальные проблемы морально-психологической подготовки личного состава ОВД (По материалам научно-практической конференции) // Колодкин Л. М. и др. М.: Акад. МВД РФ, 1997.
  7. .Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.1. — М.: Педагогика, 1980. 232 с.
  8. .Г. О проблемах современного человекопознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968. — 339 с.
  10. А. Психологическое тестирование: В 2-х кн. Пер. с англ. / Под ред. K.M. Гуревича, В. И. Лубовского. М.: Педагогика, 1982. Кн. 1 -320 е.- Кн. 2−336 с.
  11. Н.В. Психологические особенности личности и коллектива сотрудников отряда милиции особого назначения: Автореф. дисс.. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. — М., 1991. 24 с.
  12. Г. М. Социальная психология. М., 1998.
  13. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии. М: ИНФРА-М, 1995. — 272 с.
  14. Н.П. Психология подбора и расстановки кадров: Автореф. дис. канд. психол., наук. Ярославль, 1982. — 16 с.
  15. Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3−18.
  16. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1979. — 298 с.
  17. БакеевВ.А. Психологические проблемы повышения эффективности управленческих решений руководителей органов внутренних дел: Учебное пособие. -М.: Академия МВД СССР, 1983. 90 с.
  18. Н.П. Разработка проблемы психологической подготовки войск после 60-х годов / В' сборнике: Путь повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части. -М.: ВПА, 1989.
  19. A.B. Психолого-педагогические основы руководства воинской частью. -М.: ВПА им. В. И. Ленина, 1973. 88'с.
  20. A.B. Формирование у советских воинов<¦ активной жизненной позиции. М.: ВПА, 1981. — 84 с.
  21. A.B., Киряшов Н. И., Феденко Н:Ф. Советская военная психология и педагогика в годы Великой Отечественной войны 19 411 945гг. -М.: ВПА, 1987. -346 с.
  22. A.B., Феденко Н. Ф. История советской военной психологии. М: ВПА, 1983. — 316 с.
  23. С.П. Профессиональная деформация личности. — СПб.: Речь, 2004. 272 с.
  24. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 196 с.
  25. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М., 1966.
  26. В.М., Бурлачук Л. Ф. Психологическая диагностика интеллекта и личности. — Киев.: Вища школа, 1986. — 198 с.
  27. М.И. Социально-психологические проблемы организации надежной профессиональной деятельности // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. С. 121−135.
  28. М.И. Социальные нормы и регуляции поведения. — М., 1988. -311 с.
  29. БовинБ.Г., Зыбковец Л. Я., Давыдов С. М., Кабанец Е. Е. Методические рекомендации по психологическому отбору лиц, имеющих высшее образование и поступающих в ОВД. М.: НИЦ-ПМО, 1993. — 20 с.
  30. БовинБ.Г., Калашников М. О., Колесников A.A. Методические рекомендации по проведению первичного собеседования и психологического изучения кандидатов в органы внутренних дел. — М.: НИЦПМО, 1995.-49 с.
  31. В.А., Обознов A.A. Система психологической регуляции стрессоустойчивости человека-оператора // Психол. журнал, 2000., Т.21. -№ 4. С. 32−40.
  32. БолгБ., ХуаньДж. Многомерные статистические методы для эргономики. — М.: Статистика, 1979. 317 с.
  33. О.В. Оптимизация профессионально-психологического отбора в спецподразделения ОВД: (На материале УВД Тверской области): Автореф. дисс.. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Тверь, 1998. — 24 с.
  34. В.П., Боровиков И.П. STATISTICA. Статистический анализ и обработка данных в среде Windows. М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1997. — 608 с.
  35. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике СПб.: Питер Ком, 1999. — 528 с.
  36. БурыкинВ.М., Марьин М. И., Петров В. Е. и др. Психологическое обеспечение работы с руководящими кадрами органов внутренних дел. Методическое пособие. М.: ГУК МВД России, 2003. — 211 с.
  37. Важный: фактор- боеготовности: из опыта морально-политической и психологической подготовки войск. М.: Воениздат, 1972.
  38. В.JI. Юридическая психология. СПб., 1997. — 655 с.
  39. В.В. Психологические особенности мотивации личности-руководителя органов > внутренних дел: Дисс.. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М., 1999. — 206 с.
  40. В.И. Военно-педагогические качества офицера* и пути их формирования. М: ВПАу 1971.- 94 с.
  41. C.B. и др. Применение математических методов- в задачах профессионального отбора, и распределения кадров. Jlr: МО, 1987. — 140 с.
  42. Военная педагогика и психология / Под. ред. Н. В. Барабанщикова. -М.: Воениздат, 1986. С. 113.
  43. Военная психология. Ч. 1 и 2. М.: ВПА, 1984.
  44. Война. Океан: Человек: о морально-политической и психологической подготовке советских моряков / Под ред. В. М. Гришакова. М.: Воениздат, 1974.
  45. Ф.М. Совершенствование процесса обучения стрельбе из табельного оружия в криминальных ситуациях курсантов специальных средних учебных заведений МВД России: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб: СПб ун-т МВД России, 2000. — 27 с.
  46. В.И. Педагогическая система и задачи определения критериев эффективности ее функционирования. В кн.: Проблемы активности студентов. Ростов-на-Дону. Изд. РГУ1, 1975. С. 152−164.
  47. Глас Д, Стенли Д. Статистические методы в психологии, и педагогике. М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  48. С.А. Совершенствование профессиональной адаптации курсантов ввузов внутренних войск МВД России. Дис.. канд. пед. наук. -СПб ун-т МВД России, 1998. 169 с.
  49. Ю.Н. Оценка и формирование психологической готовности сотрудников специальных подразделений МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях (на примере ОМОН МВД России).- Дисс.. канд. психол. наук. М.: ВНИИ МВД России, 2001.-230 с.
  50. A.B. Кадры органов внутренних дел: современные проблемы обеспечения. СПб., 1999. — 86 с.
  51. P.M. Защита личности (психологические механизмы). — СПб.: Знание, 1998. 305 с.
  52. P.M. Эмоции и стресс. Элементы практической психологии. СПб.: Смысл, 2000. С. 100−140.
  53. В.А., Лыткин В. М. Медицинские и социально-психологические основы адаптации военнослужащих к профессиональной деятельности // Обозрение психиатрии и мед. психологии им. Бехтерева. 1993. № 3'. С. 3435.
  54. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука. 1970. — 271 с.
  55. Н.В. Психология конфликта. СПб.: СПб Гос. ун-т, 2000. -230 с.
  56. В.П., Сальников В. П., Слепов В. Я. Основы педагогической психологии высшей школы МВД России: Учебник. — СПб, 2000. — 255 с.
  57. Л.Г. (ред.) Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. Сборник статей. М., 1999.
  58. Директива ГУК МВД России «Анализ текучести кадров в ОВД». — М., 2003.- 15 с.
  59. Директива ГУК МВД России № 21/13/1607 от 09.03.04 г. «Положение о группе психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел при Чрезвычайных обстоятельствах». М., 2004. — 14 с.
  60. Директива Министра внутренних дел России № 1 от 19.06.96 г. «О неотложных мерах по коренному улучшению работы с личным составом всистеме Министерства внутренних дел Российской Федерации». — М., -40 с.
  61. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979. — 128 с.
  62. А.И. Психология коллектива. М.: МГУ, 1984. — 207 с.
  63. В.А., Лаврентьева Н. А., Мирошников М. Н. Тест дифференцированной самооценки функционального состояния // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 76−83.
  64. М.И. и др. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. — 206 с.
  65. М.И. Психологический анализ боевой деятельности советских воинов. М.: ВПА. — 1974.
  66. Ю.В. Влияние личностных свойств на успешность правоохранительной деятельности: Автореф. дисс.. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. — 18 с.
  67. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — Л., 1985.- 167 с.
  68. Л.Ф. Военно-профессиональная направленность личности советского офицера. М.: ВПА, 1979. — 46 с.
  69. И.А. Концептуальные основы, принципы и технологии психологической оценки управленческих кадров в период их аттестации // Вестник психотерапии. -2003. С. 131−145.
  70. Н.Д., Пономаренко В. А. Психические состояния человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. № 6. С. 92−105.
  71. Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников органов внутренних дел: Дисс.. канд. пед. наук. — СПб.: СПб ун-т МВД России, 2002. 210 с.
  72. Закон Российской Федерации «О милиции» в редакции от 06.12.1999 г.
  73. С.Н. Соотношение представлений о профессионально важных качествах и особенностей самооценки молодых сотрудниковмилиции: Автореф. дисс.. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. — Тверь, 1999.- 19с.
  74. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. Т. 10. № 21 С. 121−132.
  75. ЗильберманП.Б. Эмоциональная неустойчивость. Дис.. канд. психолог, наук. -М., 1970. С. 14.
  76. А.Т. Организационно-педагогическая система профессионального развития и саморазвития курсантов (слушателей) вузов МВД России. Дисс.. доктора пед. наук. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2000.-353с.
  77. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ввузов МВД к службе во внутренних войсках. Дисс. канд. пед. наук. М.: ВПА. 1987. — 235 с.
  78. А.Т., Кикоть В. Я., Безносов CTI. Профессиональная подготовка и ее влияние на личность (проблема профессиональной деформации). Учебное пособие. СПб.: СПб академия МВД России. 1996. — 180 с.
  79. И.П. Подготовка будущих офицеров внутренних войск МВД России к обеспечению безопасности жизнедеятельности военнослужащих. Дис.. канд. пед. наук. СПб ун-т МВД России, 1999. — 208 с.
  80. Е.П. Изучение свойств нервной системы. — Ярославль. Ярославск. гос. ун-т, 1978. — 359 с.
  81. Е.П. Психология воли. СПб., 2001. — 346 с.
  82. Инструкция о порядке отбора граждан на службу (работу) в органы" внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ № 1'60. 1994.
  83. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Приказ МВД РФ № 160. 1994. -40 с.
  84. Г. М., Сафронов А. Д. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях. М., 1993. — 64 с.
  85. С.Б. Мотивация труда. М.: Изд-во Института психологии РАН, 1998.-224 с.
  86. М.О. Критерии психологического отбора в оперативные службы ОВД: Дисс.. канд. психолог, наук. -М., 1996. 177 с.
  87. В.Я. Система научного обеспечения профессиональной подготовки слушателей ВУЗов МВД России Дисс . докт. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1998.-412 с.
  88. В.Я. Формирование культуры профессионального обучения у курсантов училищ МВД РФ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1994.
  89. Е.А. Профессиографический анализ деятельности сотрудников дежурных частей милиции и критерии психологической пригодности к службе: Дисс.. канд. психолог, наук. -М., 1998. 192 с.
  90. Е.А. Психология профессионала. М., 1996. — 168 с.
  91. Е.П. Профессионально важные условия деятельности и основные требования к личности милиционера: Методическая разработка. М. Академия МВД СССР, 1985. — 24 с.
  92. В.Н. Социалистический воинский коллектив (социологический очерк). — М.: Воениздат, 1980. 418 с.
  93. В.Т. Анализ результатов диагностических методик, ориентированных на норматив // Вопросы психологии. 1985. № 5.
  94. JI.M. Методы изучения и оценки персонала органов внутренних дел. М.: Академия МВД России, 1993. — 51 с.
  95. КорчмаркжВ.А. Мотивационные детерминанты служебно-боевой деятельности офицеров ВВ МВД России. Дисс. канд. псих. наук. СПб.: СПбГУ, 1998.-190 с.
  96. Концепция совершенствования профессиональной подготовки кадров в органах внутренних дел РФ. Решение Коллегии МВД России № 5км/2 от 22.10.2004 г.
  97. A.A. Повышение эффективности процесса формирования! офицера-профессионала в ВВУЗе внутренних войск МВД: Дисс. канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1996. — 230 с.
  98. Кочуров В'.Ф. Прогнозное моделирование- системы педагогических умений в ее динамике: Дисс. канд. пед. наук. — JL: ЛГУ, 1986. — 300 с.
  99. C.B. Организационно-психологические детерминанты профессионального самосознания руководителя.: Дисс.. докт. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.
  100. C.B. Психологические основы управления персоналом. — СПб., 1998.-92 с.
  101. Краткий ориентировочный интеллектуальный тест. (Тест Вандерлика). Руководство по использованию / Под ред. Н. И. Мягких. М., 1999.-45 с.
  102. Краткий отборочный тест для оценки уровня интеллекта кандидатов на службу в. органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения МВД России: Методические рекомендации. М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997. — 32 с.
  103. A.A. (ред.) Психология. Учебник. — М.: Проспект, 2003. — 752 с.
  104. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.: Высш. шк., 1989.- 167 е.
  105. Н.В., РеанА.А. Профессионализм педагогической деятельности. СПб.: СПбГУ, 1993. — 78 с.
  106. .В. Основы профессиональной психодиагностики. — Д.: Медицина, 1984.-250 с.
  107. КурушинВ.М. Роль руководителя органа внутренних дел в организации воспитательной работы с личным составом. — М.: ГУВД Мособлисполкома, 1991. 70 с.
  108. ЛаакЯ. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. — М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. 384 с.
  109. П. Психологическая война. М.: Воениздат, 1958. -С. 96.
  110. Р. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви. Л.: Медицина, 1970. С. 178 208.
  111. С.Г. Оценка профессионализма офицеров-преподавателей, юридических вузов МВД России: Дисс.. канд. пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1997.-230 с.
  112. С.Г. Профессионализм преподавателей юридических ВУЗов МВД. Учебное пособие. Калининград: Высшая школа милиции, 1999. -40 с.
  113. О.М. Подготовка младших командиров курсантских подразделений в условиях ВВУЗа МВД: Дисс.. канд. пед. наук. — СПб.: СПбГУ, 1995.-225 с.
  114. В.И. Личность в экстремальных условиях. М., Политиздат, 1989.-228 с.
  115. И.Б. Психологические механизмы, стратегии и ресурсы стресс преодолевающего поведения (копинг-поведения) специалистов экстремального профиля. Дисс.. докт. психол. наук. М, 2002. — 432 с.
  116. И.Б. Психология копинг-поведения. Монография. М.: Московский университет МВД России. — М., 2002. — 300 с.
  117. H.B. О психологической готовности личности к деятельности // Социально-психологические проблемы обучения и воспитания учащихся и студентов. Тверь, 1992. С. 60−64.
  118. Н.Д. Психология труда. -М.: Учпедгиз, 1963. С. 26−74.
  119. А.Н. Деятельность, сознание, личность. -М., 1975.
  120. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. — М.: Политиздат, 1972.-304 с.
  121. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. — М., 19 721
  122. C.B. Теория и практика военно-педагогической деятельности в наследии A.B. Суворова: Автореф. дис.. д-ра пед. наук. — СПб., 2001.
  123. ЛойтХ.Х. Кадровая политика в органах внутренних дел Российской Федерации. СПб., 1998. — 150с.
  124. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  125. Т.Д. Время реакции как психофизиологический метод оценки функционального состояния ЦНС // Нейрофизиологические исследования в экспертизе трудоспособности. Л.: Мед., 1978. С. 120−130.
  126. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М.: Педагогика, 1970.
  127. Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации / Под ред. А. Ф. Кудряшова. Петрозаводск: Петроком, 1992. — 318 с.
  128. В.И. Проблемы совершенствования профессиональной подготовки в органах внутренних дел // Профессиональное образование в системе МВД России: проблемы решения. Челябинск, 1996.
  129. А.К. Психология профессионализма.— М., 1996.
  130. А.Г. Основы психологического обеспечения профессионального здоровья военнослужащих: Дисс. докт. психол. наук. -СПб.- 1996.-393 с.
  131. С.И. Психодиагностика способности к управлению людьми в особых условиях. Дисс.. канд. псих. наук. — Л., 1991. 200 с.
  132. B.JI. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. д-ра психол. наук. Л., 1982. -418 с.
  133. В.Л. Психологические основы оценки профессиональной пригодности военнослужащих. Л.: ВИФК, 1990. — 32 с.
  134. В.Л., Степанчук O.A., Аверин А. Н. Формы обучения и воспитания, применяемые в Вооруженных Силах Российской Федерации. -СПб., 1993.-56 с.
  135. М.И. и др. Психологическое обеспечение деятельности ОВД в экстремальных условиях. М.: ГУК и КП МВД России, 2001. — 308 с.
  136. М.И. и др. Социально-психологический климат в служебных коллективах. Методическое пособие. — М.: ЦОКП МВД России, 2001. — 312 с.
  137. Математический анализ. М.: Медицина, 1987. — 256 с.
  138. В.Н. Методологические и эмпирические основания прикладной дифференциальной психологии. СПб., 1996. — 220 с.
  139. В.Н. Введение в психологию человека. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003. — 380 с.
  140. В.Н. Психология управления: Учебное пособие. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2000. — 208 с.
  141. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. — Л.: Наука, 1982.- 106 с.
  142. . Н.П. Психологические реакции у военнослужащих в период адаптации к военной службе.: (клинико-психол. аспект) // Воен.-мед. акад. им. С. М. Кирова. СПб., 1992.
  143. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Знание, 1986.-254 с.
  144. МесниковВ.И. Повышение эффективности процесса морально-психологической подготовки молодых воинов внутренних войск к служебно-боевой деятельности. Автореф. дис.. канд. пед. наук. — СПб., 1996.- 17 с.
  145. Методические рекомендации по морально-психологической подготовке студентов-спортсменов высокой квалификации. — Баку: Мин. выс. и средн. спец. образования АзССР. 1986. 51 с.
  146. В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности // Вопросы психологии. 1982. № 3. С. 5−14.
  147. В.Г. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов МВД России и военно-педагогической деятельности. Дисс.. канд. пед. наук. 2001. — 150 с.
  148. Морально-политическая и психологическая подготовка пограничников к выполнению задач по охране государственной границы СССР.-М., 1974.
  149. В.М. Государственная политика формирования кадров правоохранительных органов России социальная проблема и важнейший фактор стабилизации общества: Автореф. дис.. канд. социол. наук. — Ярославль, 1996.
  150. A.B. Компонентный анализ психического состояние человека в особых условиях деятельности // Психологический журнал. 1993. Т. 12. № 1.С. 66−75.
  151. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. -М.: Наука, 1976. 336 с.
  152. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Д.: ЛГУ, 1983.- 166 с.
  153. Г. С. (ред.) Психология здоровья. СПб: Изд-во СПбГУ, 2002. — 504 с.
  154. Г. С. Надежность профессиональной деятельности. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. 176 с.
  155. Об организации психологического обеспечения деятельности сотрудников ОВД, включенных в состав временной оперативной группировки сил на территории Северо-Кавказского региона. Приказ МВД России № 376. 1997 г.
  156. Об утверждении Положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников ОВД Российской Федерации. Приказ МВД России № 690−2000г.
  157. B.C. Акмеологические проблемы воспитания профессионально-нравственной культуры. СПб., 1996. — 220 с.
  158. B.C. Теоретические основы нравственного воспитания сотрудника органов внутренних дел России. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. СПб.: СПбГУ, 1993. — 42 с.
  159. B.C., Минко Н. И. Адаптация солдат внутренних войск. — Д.: ЛВПУ МВД СССР, 1976. 74 с.
  160. Организация работы с кадрами в органах внутренних дел. Курс лекций. М.: Академия МВД России, 1997.
  161. Организация работы с личным составом горрайоргана в современных условиях / Под ред. В. А. Дроздова и Г. М. Мякишева. М.: Академия МВД России, 1995. С. 37, 40−41.
  162. Ю.И. Проблемы профессионализма в деятельности полиции США: теория и практика // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел. -М., 1990. С. 140−144.
  163. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД: Справочное пособие / Под ред. Бовина Б. Г., Мягких Н. И., Сафронова А. Д. М.: НИЦПМО, 1997. — 344 с.
  164. В.В. Проблемы морально-психологической подготовки личного состава. -М.: МО СССР, 1971. 65 с.
  165. И.В. Психологические особенности личности сотрудников спецподразделений МВД России участников контртеррористической' операции на Северном Кавказе и их психотерапевтическая коррекция. Автореф. дисс. — СПб., 2007. — 20 с.
  166. Г. И. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в экстремальных ситуациях: Дисс.. канд. пед. наук. СПб.: СПб ун-т МВД России, 2000. — 235 с.
  167. В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерныхтехнологий: Дисс.. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. М-, 2001. — 250 с.
  168. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. — 256 с.
  169. К.К. Краткий словарь системы психологических знаний. — М.: Высшая школа, 1984. 1−73 с.
  170. Ю.П. Актуальные проблемы управления персоналом. -СПб., 1998.- 150 с.
  171. ПодолякЯ.В. Практические вопросы военной психологии. — М.: Воениздат, 1987. 151 с.
  172. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Постановление Верховного Совета Российской Федерации. — М., 1992.-54 с.
  173. A.C., Шерозия А. Е., Бассин Ф. В. Роль неосознаваемой психической деятельности в развитии и течении соматических и клинических синдромов // Бессознательное. Природа. Функции. Методы исследования.- Тбилиси, 1978. Том 2.
  174. Приказ МВД России от 11.01.99 г. № 12 '"Об объявлении решения- коллегии МВД. России от 23.12.98 г. № 6 км/1 «О состоянии работы с кадрами и кадровой политике в системе МВД России».V
  175. Приказ МВД России от 20.03.96 г. № 145 «О концепции развития органов внутренних дел и внутренних войск МВД России».
  176. Приказ МВД РФ от 24.04.00 г. «О мерах по совершенствованию отбора и подготовки личного состава органов и подразделений внутренних дел, привлекаемых к проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона» ДСП.
  177. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 63 9 с.
  178. Проблемы повышения боеспособности внутренних войск МВД России в современных условиях // Сборник научных статей Межвузовской научно-практической конференции 9 апреля 2001 г. Часть 1−2. СПб, 2001.
  179. Психологический словарь // Под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова- М.: Педагогика-Пресс, 1997. 440 с.
  180. Психологическое обеспечение деятельности личного состава ОВД в экстремальных условиях. Методические рекомендации. М1, 1997. 43 с.
  181. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органов внутренних дел: В 5-ти частях. — М., 1993. 524 с.
  182. Психология. Словарь. М.: Политиздат, 1994. — 496 с.
  183. А.Ц. Процесс и система звеньев психологической подготовки к соревнованиям в спорте: психологический аспект. Избр. лекции. — JL: ГДОИФК, 1979. С. 51.
  184. Пути повышения эффективности морально-политической и психологической подготовки личного состава в подразделении, части // Материалы научно-практической конференции. — М.: ВПА, 1989: — 195 с.
  185. Рабочая книга по прогнозированию. — М.: Мысль, 1982. —430 с.
  186. Рабочая книга психолога: пособие для-специалистов, работающих с персоналом. М., 1998. — 320 с.
  187. A.A. Психология личности: социализация, поведение, общение.- СПб.: «Прайм-Еврознак», 2004. 416 с.
  188. A.A. Психология изучения личности: Учеб. пособие. СПб.: Издательство Михайлова В. А., 1999. — 288 с.
  189. Рекомендации по психологической подготовке личного состава Сухопутных войск. -М.: Воениздат, 1972.
  190. М.М. и др. Психологические экстремальные состояния. -СПб, 1999.
  191. Российская милиция. Законы. Указы. Постановления. Положения. — М., 2003.- 176 с.
  192. В.Ф. Психологические основы обработки первичнойинформации. — Л., 1974.
  193. С.Л. Основы психологии. — М: Педагогика, 1946. — 706 с.
  194. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля. Автореф. дисс.. докт. психол. наук. СПбГУ, 2000. — 50 с.
  195. В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности и пептидная биорегуляция специалистов экстремального профиля. СПб.: СПб ун-т МВД, 2000. — 205 с.
  196. В.Ю. Экспресс-методика «Прогн0з-2″ для оценки нервно-психической неустойчивости кандидатов на учебу в ВУЗ // Тез. докл. на всеарм. совещании. -М.: Воениздат, 1990. С. 132−135.
  197. В.Ю., Завалишин Д.А. Автоматизированная система
  198. Оперативный контроль состояния» СПб.: НИЦЯБП, 1991.-51 с.
  199. СальвендиГ. Человеческий фактор Т.З. // Профессиональный отбор операторов. М.: Мир, 1991. С. 237−292.
  200. С.И., Столяренко Л. Д. Психология’управления. — Ростов-на-Дону, 1997.
  201. A.M. Эффективность профессиональной деятельности руководящих кадров при принятии решений в особых условиях: Автореф. дисс.. на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. — М.,' 1998. — 20 с.
  202. П.И., Захарова Л. Н. Психическая напряженность в моделируемых экспериментальных условиях деятельности // Психол. журн. 1986. Т.7, № 6. С. 61−67.
  203. H.H. Теория и практика формирования психологической подготовленности сотрудников МВД к служебной деятельности в чрезвычайных ситуациях. Автореф. дис.. докт. пед. наук. — СПб., 2003. -40 с.
  204. H.H. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях. Автореф. дис.. канд. пед. наук. СПб., 1996. — 17 с.
  205. И.А. Индивидуализация обучения в высшей военной школе России.: Дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1995.
  206. В.В. Процесс обучения как фактор воспитания будущих офицеров внутренних войск МВД России. Автореф. дис.. канд. пед. наук.-СПб., 1996.- 16 с.
  207. В.Я. Морально-психологическая подготовка будущих офицеров ВМФ СССР к деятельности в условиях современной войны. Автореф. дис.. д-ра пед. наук. Д., 1973. — 41 с.
  208. В.Я. Педагогические основы обучения личного состава подразделения (в/ч) в условиях боевых действий. (На опыте ВОВ и «горячих точек»). Уч. пособие. СПб.: СПб ВВКУ ВВ МВД России. 1996. -16 с.
  209. A.A. О психологической подготовке к труду. Избранные психологические труды. М., 1987. Т.1. С. 229−241.
  210. В.Н. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях.: Дисс.. докт. психол. наук. М.: Академия управления МВД РФ.-360 с.
  211. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика психодиагностики. М.: ИПП-ИСП, 2000. — 512 с.
  212. Солдаты и война. Проблемы морально-политической и психологической подготовки советских воинов / Под ред. A.C. Желтова. М.: Воениздат, 1971.
  213. Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб., 1999.
  214. A.M. Психологические и педагогические проблемы управления в МВД, УВД: Учебное пособие. М.: Академия МВД СССР, 1982.-57 с.
  215. A.M. Психологические факторы обеспечения высокой боевой готовности подразделений, частей (кораблей). — М.: ВПА, 1970. -76 с.
  216. A.M. Юридическая педагогика в МВД: вопросы методологии и теории. -М., 1999.
  217. СтрижиевВ.И. Формирование готовности курсантов вузов МВД к военно-патриотическому воспитанию военнослужащих внутренних войск: Дисс.. канд. пед. наук. СПб.: СПб ун-т МВД России, 1999. — 170 с.
  218. В.В. Некоторые проблемы прогноза деятельности человека в экстремальных условиях // Вопросы психологии. 1973. № 4. С. 23.
  219. Г. В. Математико-психологические модели деятельности. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1994. — 64 с.
  220. Г. В. Основы психологической теории деятельности. — Д., 1988.-168 с.
  221. С.И., Абурахманов P.A. Психологические последствия воздействий боевой обстановки: Учебное пособие. М., 1992. — 86 с.
  222. М.М. Изучение индивидуально-психологических особенностей курсантов вуза. — СПб., 1997.
  223. .М. Проблемы индивидуальных различий. Изд. АПН РСФСР. -М., 1961,-266 с.
  224. Г. А. Опыт формирования педагогической направленности у студентов университета. Автореф. дис.. канд., пед. наук. — Д., 1975. — 20 с.
  225. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -М., 1961.
  226. Л.С. Тактика выживания военнослужащих и сотрудников МВД в экстремальных ситуациях: Монография. СПб.: СПб университет МВД России. 1998.
  227. Э.П. Традиции воинского коллектива. -М.: ВПА, 1990. 36 с.
  228. С.И. Организационно-правовое обеспечение оценки кадров в органах внутренних дел. Автореф. дис.. канд. юрид. наук. — М., 2000. — 23 с.
  229. Н.Ф. Очерки по психологии личности советского воина. — М., 1966.
  230. В.И. Кадровое обеспечение системы МВД России: современные проблемы. СПб., 2000. — 45 с.
  231. A.B. Работа с кадрами: психологический аспект. М.: Экономика, 1990.
  232. И.И., Анисин И. И. Люди и ракеты: заметки о морально-политической подготовке воинов зенитных ракетных войск. — М.: Воениздат, 1977.
  233. В.И. Педагогические основы повышения эффективности учебно-воспитательной деятельности офицера подразделения внутренних войск. Дисс.. докт. пед. наук. СПб., 1991. — 320 с.
  234. В.И. Акмеологические основы конфликтологии. СПб., 1994.-288 с.
  235. В.И. Педагогические основы воспитания военнослужащих внутренних войск. Л.: ВПУ, 1988. — 65 с.
  236. В.И., Силкин H.H. Педагогика в правоохранительной системе. СПб., 2001.
  237. ЮЛ. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. — Л., 1976. — 46 с.
  238. В.А. Способы разрешения конфликтов в экстремальных условиях жизнедеятельности // Психолог, журнал. 1993. Т. 14. № 3. С. 3846.
  239. Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях: Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. — М., 1995. — 33 с.
  240. Г. С. Психопрофилактика расстройств, связанных со стрессом и проблемы повышения стрессоустойчивости личного состава МВД РФ в экстремальных условиях. Авторф. дисс.. докт. мед. наук. -М., 2000.-51 с.
  241. В.Д., Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982. — 182 с.
  242. А.Г. Психология управленческих воздействий руководителя на подчиненных в органах внутрейних дел: Дисс.. доктора психол. наук. СПб., СПбГУ 1997. — 287 с.
  243. Я.Я. Воспитание дисциплинированности у советских воинов. М.: Воениздат, 1960. — 176 с.
  244. Я.Я. Психология и педагогика в деятельности офицера. — Л., 1984.-323 с.
  245. В.В. Современный словарь по психологии. — Мн.: Современное слово, 1998. 768 с.
  246. В.Я. Психологические особенности адаптации курсантов кучебной, служебной и общественной деятельности в условиях высшеговоенно-учебного заведения. Автореф. дис.. канд. пед. наук. М., 1982. -16 с.
  247. В.А. Обучение как процесс управления. Л., 1988 — 160 с.
  248. Eriksen C.W. Some personality correlates of stimulus generalisation under stress. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 49, 1954.
  249. CattelR.B. Hand boock of the sixteen personality factor questiounaire. Chicago. 1968.-262 p.
  250. Dikaja L.G. Psychophysiological self-regulation on the cours of adaptation to difficult condition performans // Studia psychologica. 1990. — 32. № 4. — P. 211−220.
  251. Korchin S.Y. Anxiety and verbal learning. Zour. of Abnormal and Social psychology, V. 54, 1957, P. 117.
  252. Nicholson W.H. The influence of anxiety upon learning. Zour. of personality. V. 26, 1958.
  253. Ramond G. Anxiety and task determinants of varial performance. Zour. of exper. psychology, V. 46, 1953.
Заполнить форму текущей работой