Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект)

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В России причины интенсификации роста агрессивно-насильственных преступлений связывают с состоянием экономики, сменой форм собственности, изменением структуры социальных процессов и общественных отношений. Кризисные явления в обществе, сопровождающиеся трансформацией общественного сознания, неизбежно приводят и к изменениям психической деятельности. Формы перестройки индивидуального сознания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Проблема психологии личности агрессивнонасильственного преступника
    • 1. 1. Теоретические и научно-практические подходы к изучению личности агрессивно-насильственного преступника
    • 1. 2. Концепция исследования личности агрессивно-насильственного преступника
    • 1. 3. Методика исследования личности агрессивно-насильственного преступника
  • Глава II. Мотивационные и смысловые свойства личности агрессивно-насильственного преступника
    • 2. 1. Экспериментальное исследование побудительной и смысловой сферы личности агрессивно-насильственного преступника
    • 2. 2. Структурно-функциональные свойства и типология личности агрессивно-насильственного преступника
    • 2. 3. Психодиагностическая система прогноза агрессивного поведения и оценки самоконтроля личности

Психология личности агрессивно-насильственного преступника (мотивационно-смысловой аспект) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность и состояние проблемы. Преступность в России за последние несколько лет стала явлением общенационального значения. В настоящее время борьба с преступностью наряду с экономическим кризисом, выходит на одно из первых мест среди проблем, глубоко беспокоящих общество. Нынешняя криминогенная обстановка в стране, по мнению специалистов-правоведов, имеет качественно новую форму, отличаясь от прежних ситуаций прежде всего масштабами преступных проявлений, степенью разрушительного влияния на жизнеспособность общества, функционирование и безопасность государства, права и свободы его граждан.

В первую очередь это относится к насильственной преступности, т.к. насилие является наиболее опасным видом преступной деятельности, которая посягает на самое ценное благо — жизнь человека, на его здоровье, телесную неприкосновенность. Основным отличительным признаком этой категории преступлений является физическое или психическое насилие над потерпевшим, а так же угроза его применения. Результатом насильственных деяний может быть причинение смерти, телесных повреждений или психического вреда, которые в силу различных правовых признаков могут по-разному квалифицироваться.

Под насильственными преступлениями принято понимать предусмотренные уголовным законом умышленные физические действия, причиняющие физический ущерб личности, а также угрозы нанесения такого или любого другого ущерба, принудительное воздействие на человека, его притеснение, нарушение личной неприкосновенности.

Необходимо учитывать, что в современном обществе непревзойденной и непреходящей социальной ценностью являются жизнь человека, его здоровье и свобода. Во всем мире принято считать, что показатели состояния, динамики роста и структуры преступлений против личности позволяют наиболее полно судить об уровне правопорядка и законности, характеризуют общественную нравственность и моральное здоровье страны. Это обстоятельство нашло отражение в новом Уголовном кодексе, действующем в нашей стране с 1 января 1997 года. В нем существенно изменились приоритеты и ценности, призванные охранять законом, где наиболее опасным из всех возможных преступлений теперь считается преступление против личности.

На наш взгляд, именно изучение психологических особенностей насильственного преступника, проявляющихся во враждебном отношении к окружающим и его направленность на совершение противоправной агрессии против личности может дать целостное представление о предпосылках формирования этого общественно опасного явления и рассмотреть его во всей совокупности объективных и субъективных причин.

Для полноты картины исследования данного явления, целесообразно изучать преступления, которые имеют в качестве объекта посягательства жизнь человека, его здоровье или свободу и связанные единой мотивацией преступного поведения — агрессивно-насильственной. В этом случае в круг общественно опасных действий и квалифицируемых преступлений агрессивно-насильственного характера попадают прежде всего различные виды убийства (ст. 105 — 107 УК РФ), доведение до самоубийства (ст. 110 УК РФ), умышленное причинение вреда здоровью разной степени тяжести (ст. 111 — 113, 115 — 117 УК РФ) и некоторые другие преступления, сопровождающиеся насилием, угрозами, унижением, особой жестокостью.

В России причины интенсификации роста агрессивно-насильственных преступлений связывают с состоянием экономики, сменой форм собственности, изменением структуры социальных процессов и общественных отношений. Кризисные явления в обществе, сопровождающиеся трансформацией общественного сознания, неизбежно приводят и к изменениям психической деятельности. Формы перестройки индивидуального сознания и поведения очень разнообразны, но большинство из них, по мнению психологов, сопровождаются повышением уровня агрессии. Анализ личностных характеристик агрессивно-насильственных преступников и сопоставление сведений с данными последних лет свидетельствует о росте в них доли женщин, несовершеннолетних, студентов, учащихся, служащих, лиц, ранее не совершавших преступлений. Системный кризис в обществе расширяет социальную базу насильственной преступности, куда начинают включаться все новые слои населения.

В то же время, рост тяжких насильственных преступлений является общечеловеческой проблемой, о чем говорит тревожная криминологическая ситуация в США и ряде экономически благополучных стран Европы и Азии. Насилие и агрессия являются продуктами социальных противоречий и человеческих страстей, существуют с тех пор как появились люди, и определенный уровень преступлений против личности всегда будет поддерживаться, независимо от социального, экономического или географического положения страны.

В этом случае, изучение роста агрессивно-насильственных преступлений требует комплексного анализа всех социальных, экономических, политических и иных факторов. Немаловажное значение имеет в этой связи и исследование психологических причин и личностных особенностей, обуславливающих проявление агрессии. Специалисты склонны считать поведенческую стратегию агрессивно-насильственного преступника в виде «отклоняющейся» части общей адаптивной системы присущей человеку, которая в норме служит ему для преодоления жизненных преград и является одним из способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности. Следовательно, агрессивно-насильственный преступник и законопослушный член общества имеют в своей личностной структуре сопоставимые психологические характеристики.

Наряду с тенденцией роста тяжких насильственных преступлений сохраняется его малый удельный вес, не превышающий 4−6% в общей структуре преступности. Традиционно малый удельный вес преступного насилия и его интенсификация наталкивают на мысль о связанности данного вида уголовно-наказуемого поведения не только с динамичными социально-экономическими процессами, но и с более глубинными и медленно меняющимися детерминантами. Таковыми могут быть некоторые психологические особенности и отличительные поведенческие признаки.

В нашей работе предпринята попытка анализа этих психологических составляющих, раскрывающих отличительные признаки агрессивно-насильственного преступника. Полученные результаты могут быть использованы при проведении предварительного расследования агрессивно-насильственных преступлений, судебно-психологической экспертизы, профилактике данного вида преступлений.

Степень научной разработанности проблемы. Выбранный предмет исследования предполагает обращение к литературе, где разрабатывались вопросы изучения агрессии и проводился анализ причин и психологических особенностей личности преступника, применяющего насилие.

Криминолого-психологические аспекты агрессии и насилия широко представлены в работах Г. В. Антонова-Романовского, Ю. М. Антоняна, Л. Д. Гаухмана, И. И. Карпеца, Н. В. Кузнецовой, В. Н. Кудрявцева, В. Н. Наумова.

Социально-психологические проблемы криминального насилия и психологические особенности личности агрессивно-насильственного преступника разрабатывали Г. Х. Ефремова, B. J1. Васильев, У. С. Джекебаев, C.B. Кудрявцев, В. В. Лунеев, О. Ю. Михайлова, Е. В. Петухов, А. Р. Ратинов, В. В. Романов.

Анализом психологических факторов формирования агрессии и проблемой насильственной мотивации занимались Б. С. Волков, К. Е. Игошев, А. Ф. Зелинский, Е. Г. Самовичев.

Заметный вклад в исследование проблем агрессивно-насильственного поведения личности внесли Л. А. Волошина, С. Н. Ениколопов, И. А. Кудрявцев, Т. Н. Курбатова, В. П. Пошивалов, H.A. Ратинова, Ф. С. Сафуанов.

Раскрытием форм отклоняющегося поведения и его проявления в виде криминальной жестокости и насилия занимались JI.M. Балабанова, В. В. Гульдан, А. П. Закалюк, В. П. Емельянов, A.A. Реан.

Значительную роль в создании методологических подходов в научно-практической работе с агрессивно-насильственными преступниками сыграли теоретические взгляды и практические разработки М. Г. Дебольского, И. О. Котенева, И. Б. Пономарева, A.M. Столяренко, В. П. Трубочкина, Л. Б. Филонова, В. И. Черненилова.

В то же время научных работ, направленных на изучение отличительных особенностей личности агрессивно-насильственного преступника явно недостаточно, чтобы в полной мере раскрыть генезис и понять механизм формирования противоправного насилия. Для практики борьбы с насильственной преступностью, особенно для индивидуальной профилактики и расследования преступлений наиболее важным является, в первую очередь, учет и оценка тех психологических факторов, которые «находятся» в самой личности. В настоящее время проведено чрезвычайно мало исследований, в которых содержались бы действительно научные концепции обоснования субъективных причин и мотивации данных преступлений. В этом можно видеть одну из главных причин неэффективной работы по борьбе с агрессивно-насильственными преступниками, т.к. причины этих злодеяний лежат не на поверхности, а в глубинах человеческой души и связаны с тончайшими интимными переживаниями, о которых личность может и не подозревать.

Не раскрытыми остаются вопросы формирования и развития отличительных свойств и черт личности агрессивно-насильственного преступника, не проводилось серьезных исследований по изучению особенностей его побудительной и смысловой сферы, субъективного искажения восприятия им окружающего мира, людей и самого себя. Актуальной остается в настоящее время проблема профилактики и расследования данного вида преступлений.

Объектом исследования являются лица, отбывающие наказание за совершение агрессивно-насильственных преступлений, а также материалы уголовных дел по данным видам преступлений.

Предметом исследования являются психологические особенности динамики, направленности и содержания мотивационной сферы агрессивно-насильственного преступника, а также его смысловые аспекты личности, оказывающие влияние на снижение регуляции поведения и деформацию восприятия окружающего мира.

Гипотеза исследования основана на предположении, что отличительной особенностью агрессивно-насильственного преступника является нарушение развития его мотивационно-смысловой сферы, как системного фактора личности. Нарушение ее развития, по нашему мнению, будет проявляться на всех уровнях личности агрессивно-насильственного преступника, с одной стороны, в виде фрустрации базовых потребностей и смены мотивационной направленности, что приводит к деформации процесса мотивообразования, с другой стороны, в виде искажения «образа мира» и снижения нравственно-смысловой регуляции из-за влияния примитивных защитных механизмов, направленных на оправдание своего агрессивного поведения.

Цель и задачи исследования

Целью работы является изучение психологии личности агрессивно-насильственного преступника с выявлением отличительных свойств агрессивно-насильственной мотивации, особенностей мироощущения окружающей действительности и смысловой регуляции поведения, а также использования полученных результатов в практической деятельности правоохранительных органов. Для достижения поставленной цели, диссертант ставит перед собой следующие исследовательские задачи :

1. Провести сопоставительный анализ проблем и методов исследования личности агрессивно-насильственного преступника в юридической психологии.

2. Разработать концепцию проведения исследования личности агрессивно-насильственного преступника на основе изучения мотивационной сферы.

3. Предложить методический инструментарий исследования отличительных особенностей личности агрессивно-насильственного преступника.

4. Провести экспериментальное исследование мотивационно-смысловой сферы личности агрессивно-насильственного преступника, включающее в о о w t о себя изучение побудительной, направляющей и регулирующей функции.

5. Описать отличительные свойства личности и типологические признаки поведения агрессивно-насильственного преступника, выявленные на основе изучения мотивационных и смысловых аспектов.

6. Разработать психодиагностическую систему прогноза агрессивного поведения и оценки самоконтроля личности.

Методологическая основа, теоретические и эмпирические источники исследования. В качестве методологической основы диссертации были приняты разработанные отечественными психологами принципы детерминации поведения и психики, социальной обусловленности личности, системности, целостности и иерархической организации психических процессов, их пластичности, а также единства личности и деятельности. Основа современных представлений данного подхода к исследованию психологии личности была заложена трудами JI.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, получила развитие в работах Б. Г. Ананьева, A.B. Запорожца, В. П. Зинченко, Б. В. Ломова, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищева, O.K. Тихомирова, К. А. Альбухановой-Славской, Л. И. Анцыферовой, Б. В. Зейгарник и других ученых.

В анализе деятельности задачей психологии является изучение закономерностей формирования и развития системы психических отражений как «внутреннего условия» и необходимой «составляющей» субъекта деятельности. В исследовании деятельности психологию, прежде всего, интересуют потребности, мотивы, восприятие, воля, эмоции и все, что представляет собой специфические формы субъективного отражения общественных отношений и внешних социальных воздействий, которым подвергается человек. Это принципиально важное положение нередко помогает объяснить, почему данный субъект совершил то или иное преступление.

Принцип детерминизма помогает объяснять психические феномены закономерным взаимодействием доступных эмпирическому контролю факторов, различных обстоятельств, которые предшествуют какому-то событию, вызывают его. Признавая важную роль в формировании личности наследственных факторов, ее индивидуально-психологических свойств, необходимо видеть значительное влияние на поведение субъекта социальных отношений, окружающей его микросреды. Благодаря принципу детерминизма удается глубже вникать и более всесторонне анализировать причины и условия, способствующие совершению преступлений, целенаправленно вести правовую воспитательную работу с лицами, встающими на путь нарушений правопорядка, положительным образом воздействовать на формирование их правового и самосознания.

Исследование преступного поведения и личности преступника является предметом юридической психологии, которая изучает психические явления, процессы и механизмы, возникающие, протекающие и используемые при осуществлении деятельности по созданию, усвоению, исполнению, нарушению и применению права. Сложность применения методологических приемов в юридической психологии заключается, по мнению A.M. Столяренко в том, что поскольку юридическая психология это «пограничная область науки», то она должна в «юридической» части понимать свой предмет так, как понимает свой предмет юридическая наука, а в «психологической» части — так, как понимает свой предмет психологическая наука. Для решения данной проблемы, считает A.M. Столяренко, необходимо приступить к разработке специальной методологии и теории исследования юридической психологии.

Первый подход анализа заключается в собственно психологическом видении правовой действительности, что дает возможность получить новые практически значимые психологические рекомендации.

Второй подход заключается в разработке и утверждении системного психологического знания в юридической психологии, показывающей целостность анализа личности, что преступление совершает не качество, а личность, а криминальное значение могут иметь лишь дефекты целостной организации личности, а не изолированно выхваченные ее элементы. В научно-практических целях понятие личность преступника следует подразделять на составные части, что делает более удобным проведение различных индивидуально-психологических исследований правонарушителей.

Третий подход состоит в углублении исследований и психологическом обеспечении правоохранительной деятельности.

Опираясь на данные методологические основы и принципы, диссертант в своей работе применил следующие методы и методики исследования: В качестве теоретических методов психологического исследования использовались дедуктивный, индуктивный и метод моделирования, что позволило проанализировать основные психологические закономерности в изменении мотивации агрессивно-насильственного преступника, провести систематизацию мотивационной сферы, обосновать классификацию типологических признаков поведения и построить модель отличительных особенностей личности агрессивно-насильственного преступника.

В качестве эмпирических методов исследования применялись экспериментальное исследование мотивационной и смысловой сферы личности агрессивно-насильственного преступника, психологическая диагностика, направленная беседа и анализ результатов психологической деятельности. Осуществлялось выделение отдельных элементов объекта исследования, анализ его свойств, измерение и фиксация полученных данных. В экспериментальном исследовании глубинной структуры побуждений личности агрессивно-насильственного преступника использовался проективный тест Зонди. Для подтверждения валидности методики Зонди и интерпретации результатов тестирования был предложен метод частотного анализа векторных картин.

Для комплексного изучения уровней и содержания мотивационно-смысловой сферы личности агрессивно-насильственного преступника применялся репертуарный тест личностных конструктов Келли и метод выявления предельных смыслов Д. А. Леонтьева.

Для создания психодиагностической системы прогноза совершения агрессивных действий и оценки самоконтроля личности использовались авторские методики: «Сюжетно-ролевой тест диагностики побуждений» и экспресс-метод прогноза склонностей к агрессивно-насильственному поведению.

Эмпирическую базу исследования составили 160 человек, совершившие умышленные убийства или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. ст. 105, 111 УК РФ) и отбывающие наказание в исправительных учреждениях Свердловской области.

Положения, выносимые на защиту :

1. Мотивационная сфера личности агрессивно-насильственного преступника отличается фрустрацией базовых потребностей, изменением направленности и ригидностью структуры побудительных тенденций, что приводит к существенному ограничению движения процесса мотивообразования и свободы выбора форм поведения.

2. В целях стабилизации образа «Я» и оправдания своего противоправного поведения, агрессивно-насильственный преступник применяет примитивные мотивационные защиты, действие которых приводит к когнитивной простоте, эмоциональной отчужденности и смысловой регрессии индивида. В результате когнитивного упрощения «образа мира» и снижения смысловой регуляции, его поведение осуществляется менее опосредованными уровнями активности.

3. Личностные смыслы агрессивно-насильственного преступника отличаются инфантильным и эгоцентрическим содержанием, ориентацией на личную выгоду и неприятием социальных ценностей, что создает внутреннюю свободу от нормативных ограничений для реализации противоправной агрессии.

4. Психологическая диагностика прогноза проявления насильственной агрессии должна строиться с учетом ее динамического потенциала, возможных форм реализации и оценки степени осознанного контроля и саморегуляции поведения личности.

Научная новизна исследования:

1. Проведен анализ концептуальных подходов к проблеме исследования агрессивного поведения и предложена авторская модель изучения особенностей агрессивно-насильственного преступника.

2. Разработан метод частотного анализа векторных картин теста Зонди, раскрывающий особенности деформации побудительной сферы и структуры потребностей индивидов с отклоняющимся поведением.

3. На эмпирическом материале показана констатация детерминирующего влияния нарушений в мотивационной сфере на изменение активности и направленности личности агрессивно-насильственного преступника.

4. На основе экспериментального исследования раскрыта роль примитивных мотивационных защит в когнитивном упрощении «образа мира» и снижении смысловой регуляции поведения личности агрессивно-насильственного преступника.

5. Исследован эмпирический подход выявления нарушений опредмечивания и опосредования потребностей личности агрессивно-насильственного преступника на основе анализа векторных картин теста Зонди.

6. Разработан авторский «Сюжетно-ролевой тест диагностики побуждений» -вербальный аналог проективной портретной методики теста Зонди.

7. Предложена многоуровневая психодиагностическая система оценки личности агрессивно-насильственного преступника, раскрывающая опасности побудительных тенденций, вид и характер проявления агрессии, особенности когнитивного стиля и смысловой регуляции.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: полученные данные дополняют и расширяют имеющиеся в юридической психологии представления об особенностях личности агрессивно-насильственного преступникауточняют и конкретизируют ряд положений криминальной психологии, относящихся к процессам мотивационно-смысловой сферы личности агрессивно-насильственного преступника;

Апробация результатов исследования и внедрение в практику. Материалы диссертации обсуждались в докладах и выступлениях автора на международных (Краков — 1996 г., Лювен — 1999 г.), всероссийских, региональных и межвузовских научных конференциях. Полученные в процессе исследования результаты могут использоваться в научно-практических целях: в виде лекций по «Юридической психологии», при проведении судебно-психологических экспертиз, в психокоррекционной работе с осужденными за агрессивно-насильственные преступления, в качестве методики прогноза агрессивного поведения, о чем свидетельствуют акты о внедрении.

ВЫВОДЫ:

1. Мотивационная сфера личности агрессивно-насильственного преступника отличается значительными изменениями в побудительной, направляющей и регулирующей функций, которые проявляются в нарушении у субъекта процесса опредмечивания и опосредования потребностей.

2. Смысловая сфера личности агрессивно-насильственного преступника в результате влияния примитивных защитных механизмов, характеризуется конфликтным самоотношением, упрощенным мировоззрением, низким уровнем когнитивной сложности и осмысленности жизни, что приводит к снижению регулирующей роли сознания по отношению к практической деятельности.

3. Эгоцентрический уровень развития личностно-смысловой сферы агрессивно-насильственного преступника, когда ведущим мотивом становится личная выгода, приводит к сужению у него смысловой перспективы и к утрате сложного полимотивированного характера поступков.

4. На основании выявленных нарушений мотивационно-смысловой сферы можно составить структурно-функциональный анализ агрессивного поведения, типологию личности преступника и описание его характерологических черт и особенностей.

5. Психологическая диагностика прогноза возможности проявления у индивида противоправной агрессии, должна строиться с учетом ее динамического потенциала, направленности и видов агрессии, а также оценки степени осознанного контроля и саморегуляции поведения личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение психологических особенностей личности агрессивно-насильственного преступника, по оценке ведущих специалистов всего мира, о «» -р" является чрезвычайно актуальной и перспективной темой исследования. В то же время, для его проведения потребовалось провести тщательную теоретическую и эмпирическую проработку проблематики данного вопроса.

Во-первых, при проведении такого рода исследований необходимо учитывать влияние на личность агрессивно-насильственного преступника достаточно широкого круга объективных и субъективных условий.

Во-вторых, требовалось проследить, каким образом эти условия жизнедеятельности личности агрессивно-насильственного преступника преломляются и проявляются в его поведении и характерологических чертах.

Для решения этой задачи целесообразным представляется выделепние в структуре личности системообразующего фактора, анализ составных элементов которого, позволил бы отразить все многообразие поведенческих проявлений агрессивно-насильственного преступника. Таким базовым и системообразующим фактором личности, по нашему мнению, является мотивационно-смысловая сфера.

Деятельностный подход в анализе мотивационно-смысловой сферы личности агрессивно-насильственного преступника дает возможность представить ее в виде иерархической цепочки: потребности — мотивыличностные смыслы, отражая побудительную, направляющую и регулирующую функции поведения. В этом случае отличительные особенности личности агрессивно-насильственного преступника, по замыслу исследования, будут проявляться в изменении роли этих функций, недостаточное развитие которых, приводит к детерминации противоправного агрессивного поведения.

Для проверки этой гипотезы был разработан специальный психодиагностический инструментарий, состоящий из проективных методов, т.к. они позволяют раскрыть особенности процесса мотивообразования агрессивно-насильственных преступников, не искажая результаты исследования.

Для изучения особенностей побудительной сферы агрессивно-насильственного преступника применялся проективный тест Зонди. Стимульный материал теста Зонди уже содержит в себе элементы побуждений насилия в виде фотопортретов садистов, эпилептиков, маниакальных больных и т. д., что позволяет вычленить определенное количество возможных «декодирующих» реакций, составляющих мотив насилия. С другой стороны, данные фотопортреты способствуют возрастанию градиента стимульной генерализации, что, в свою очередь, позволяет выявлять субъектов с сильно выраженными побуждениями насилия, т.к. эти испытуемые значительно легче «опознают» их в стимулах теста Зонди, чем те, у кого эти побуждения выражены незначительно.

Для проведения исследования и интерпретации полученных результатов был разработан метод частотного анализа векторных картин теста Зонди, раскрывающий специфику побудительной сферы и структуры потребностей индивидов с отклоняющимся поведением.

Экспериментальное исследование полностью подтвердило наличие серьезных нарушений в мотивационной сфере личности агрессивно-насильственного преступника, которое проявляется в деформации процесса опредмечивания и опосредования потребностей.

Другим этапом исследования являлся анализ особенностей смысловой сферы личности агрессивно-насильственного преступника, нарушения которой приводят к отвержению существующих правил и норм социума, в котором они находятся.

Для исследования мотивационного механизма смыслообразования агрессивно-насильственного преступника применялись методики репертуарных решеток Келли и выявления предельных смыслов Д. А. Леонтьева.

Проведенный эксперимент смысловых особенностей личности агрессивно-насильственного преступника также подтвердил исследовательскую гипотезу о снижении роли внутреннего мира в регуляции его жизнедеятельности, которая проявляется в конфликтном самоотношении, упрощенном мировоззрении, сниженной когнитивной сложности и низком уровне осмысленности жизни. Полученные данные свидетельствуют о том, что у агрессивно-насильственных преступников преобладают примитивные защитные механизмы, которые приводят к гомеостатической мотивации, ориентации на сиюминутное удовлетворение потребностей, неприятию ответственности за результаты своих действий. Из-за сужения ценностной перспективы и ограничения движения смысла, баланс ценностно-потребностной регуляции у них сдвинут в сторону преобладания потребностей, что приводит к разрыву опосредования и снижению контроля над побуждениями.

В результате агрессивно-насильственный преступник попадает под влияние своих побудительных импульсов, не имея возможности их сдерживать и эффективно регулировать. Учитывая, что энергетический потенциал побудительных тенденций является у агрессивно-насильственых преступников количественно более выраженным, то вероятность проявления у них противоправных действий агрессивного характера становится очень высокой.

На основании полученных результатов исследования был предложен структурно-функциональный подход для анализа агрессивно-насильственного поведения, выявления и описания характерологических черт и составления типологии личности преступника.

Предложенный подход показал возможность раскрытия психологического статуса криминальной агрессии и прояснения лежащих за ней побуждений и личностных смыслов насилия, что позволяет глубже разобраться в личности преступника, установить степень случайности или обыденности посягательства, условия, способные его породить, а, следовательно, избрать адекватное и соразмерное вине и личности виновного наказание и выбрать соответствующие способы перевоспитания.

Для повышения эффективности профилактических мероприятий по предупреждению агрессивно-насильственной преступности и научно-методического обеспечения работы практического психолога ОВД была сконструирована психодиагностическая система прогноза агрессивного поведения и оценки самоконтроля личности.

Связь динамики мотивационно-смысловой сферы и психодиагностического инструментария осуществлялась последовательным включением ее компонентов, состоящих из специально подобранных проективных тестов в систему выстраивающих друг за другом и дополняющих структурных уровней. Это позволяет проследить происходящие трансформации элементов мотивационной сферы личности агрессивно-насильственного преступника: потребности — мотивличностные смыслы в одной плоскости движения этой иерархической цепочки.

Данный подход позволяет не только учитывать потенциальную силу агрессивных тенденций индивида, их направленность, содержание и вероятные формы проявления агрессивного поведения, но и определять степень контроля и саморегуляции личности, что в результате дает возможность строить точный прогноз вероятности совершения противоправных насильственных действий со стороны конкретного испытуемого. В этом случае психодиагностическая система может служить эффективным средством проведения профилактических мероприятий по выявлению лиц «повышенного риска» и прогноза агрессивного поведения, использоваться при проведении судебно-психологических экспертиз и в психокоррекционной работе с осужденными за совершение агрессивно-насильственных преступлений.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .Г. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
  2. А. Психологическое тестирование. В 2 т. М., 1982.
  3. Антонов-Романовский Г. В. Социальные аспекты криминального насилия и национальная безопасность. // Социальные конфликты. М., 1995.
  4. Ю.М. Жестокость в жизни людей. М., 1995.
  5. Ю.М. Психология убийства. М., 1997.
  6. Ю.М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. -М., 1987.
  7. Ю.М., Гульдан В. В. Криминальная патопсихология. М., 1991.
  8. Ю.М., Еникеев М. И., Эминов В. Е. Психология преступника и расследование преступлений. М., 1996.
  9. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступлений. // Психологические механизмы насильственного преступного поведения. М., 1983.
  10. Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности. // Проблемы психологии личности. М., 1981.
  11. П.Артемьева Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. М., 1999.
  12. Л.М. Судебная патопсихология. Вопросы определения нормы и отклонений. Харьков, 1998.
  13. Э. Игры, в которые играют люди. М., 1988.
  14. А.Г. Образ права как смысловой уровень правового сознания и его особенности у преступников: Автореф. канд. психол. наук. М., 1999.
  15. Л.И. Изучение мотивации детей и подростков. М., 1972.
  16. .С. Общепсихологическая теория деятельности и проблема единиц анализа личности. // А. Н. Леонтьев и современная психология. Сб. статей под ред. A.B. Запорожца, М., 1983.
  17. .С. Аномалии личности. М., 1988.
  18. Л.Ф. Введение в проективную психологию. Киев, 1997.
  19. Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. -Киев, 1989.
  20. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998.
  21. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.
  22. В.Л. Юридическая психология. СПб., 1997.
  23. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  24. Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. М., 1998.
  25. В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации. // Леонтьев и современная психология. М., 1983.
  26. В.К. Мотивационное опосредование как универсальный принцип воспитания. // Вестник МГУ. Психология. 1989. № 2.
  27. .С. Мотивы преступлений. Казань, 1982.
  28. Волошина J1.A. Генезис агрессивно-насильственных преступлений. // Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологическое исследование.-М., 1990.
  29. Выготский J1.C. Педагогическая психология. М., 1996.
  30. Выготский J1.C. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Хрестоматия по патопсихологии. М., 1981.
  31. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. -М., 1964.
  32. Л.Д. Насилие как средство совершения преступления. М., 1974.
  33. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.
  34. Е.И., Кроник A.A. Психологическое время личности. Киев, 1984.
  35. В.В. Контрастная иллюзия, установка и бессознательное. -Тбилиси. 1987.
  36. В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Том II. — М., — 1989.
  37. М.Г. Социально-психологический тренинг для осужденных «Мои жизненные планы». М., Академия МВД России, 1994.
  38. М.Г. Психологическая служба в исправительных учреждениях // Преступление и наказание, 1995. № 4, 5.
  39. М.Г. Проведение социально-психологических тренингов в уголовно-исполнительной системе. / Академия МВД РФ. М., 1996.
  40. У.С., Рахимов Т. Г., Судакова Р. И. Мотивация преступления и уголовная ответственность. Алма-Ата, 1987.
  41. М.А., Шмелев А. Г. Личностные конструкты в семантике фотопортретов Сонди. // Вестник МГУ. 1991. № 2.
  42. Динамика ценностей населения реформируемой Росии. М., 1995.
  43. Н.П., Карпец И. И., Кудрявцев В. Н. Генетика, поведение, ответственность: о природе антиобщественных поступков и путях их предупреждения. М., 1982.
  44. В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980.
  45. С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности ее исследования на контингенте преступников // Психологическое изучение личности преступника. М., 1976.
  46. С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  47. С.Н. Экспериментальное исследование агрессивности у преступников // Юридическая психология. М., 1983.
  48. С.Н., Конышева Л. П. Изучение границ и возможностей су-дебно-психологической экспертизы в определении психологических мотивов преступного поведения. // Научный доклад. М., 1977.
  49. .В. Теории личности в зарубежной психологии. М., 1982.
  50. .В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  51. .В. Патопсихология. М., — 1986.
  52. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
  53. А.Ф. Осознаваемое и неосознаваемое в преступном поведении. -Харьков, 1986.
  54. Л. Убийца становится тюремным проповедником. // Психология судьбы. Екатеринбург, 1995.
  55. Л. Вор, убийца и душегуб становится святым. // Психология судьбы. Екатеринбург, 1995.
  56. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.
  57. К.Е. Типология личности и мотивация преступного поведения. -Горький, 1974.
  58. Е.П. Сущность и структура мотива. // Психологический журнал, 1995. № 2.-С. 27−41.
  59. И.В. Категория поведения в теории установки. Тбилиси, 1991.
  60. О. Агрессия при расстройствах личности. М., 1998.
  61. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. // Отв. ред. док. юрид. наук, профессор A.B. Наумов. М., 1996.
  62. Л.П. Психологическое изучение мотивации при расследовании насильственных преступлений. // Юридическая психология. М., 1998.
  63. И.О., Трубочкин В. П. «Полицейская психология» и современные проблемы развития психологического обеспечения в ОВД. // Психологическое обеспечение воспитательного процесса в ОВД. Ижевск. 1998.
  64. Э.П. Об одном из адаптивных качеств преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  65. Криминология: Учебник для юрид. Вузов // Под общей ред. А. И. Долговой. М., 1997.
  66. Криминальная мотивация // Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1986.
  67. A.A. Субъективная картина жизненного пути как предмет психологического исследования, диагностики и коррекции // Дис. д-ра псих, наук. М., 1994.
  68. A.A., Ахмеров P.A. Мотивационная недостаточность как критерий деформированности субъективной картины жизненного пути // Мотивационная регуляция деятельности и поведения человека. М., 1988.
  69. А.И. Подходы к целостной индивидуальности // Небылицын В. Д. Жизнь и научное творчество. М., 1996.
  70. В.Н. Генезис преступления. Опыт криминологического моделирования: Уч. пособие. M., 1998.
  71. И.А., Ратинова H.A., Савина О. Ф. Деятельностный подход при экспертном анализе агрессивно-насильственных правонарушений // Психологический журнал, 1997, том 18, № 3.
  72. C.B. Изучение преступного насилия: социально-психологические аспекты // Псих, журнал. 1988. № 2.
  73. C.B. Социально-психологические факторы насильственных преступлений // Насильственная преступность. М., 1997.
  74. О.Н., Лебедев A.B., Лебедев В. И., Лукичев H.A. Социально-перцептивный интуитивный тест и его применение. // Психологический журнал. № 1. 1986.
  75. Н.Ф. Преступность и нерно-психическая заболеваемость. // Вестник МГУ. 1977. — № 3.
  76. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.
  77. Т.Н. Структурный анализ агрессии // Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб., 1995.
  78. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937.
  79. К. Акцентуированные личности. Ростов н / Д., 1997.
  80. А.Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  82. А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. М., 1983.
  83. Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М., 1992.
  84. Д.А. Очерк психологии личности. М., 1993.
  85. Д.А. Психология смысла. М., 1999.
  86. Д.А. Методика предельных смыслов. М., 1999.
  87. A.B. Стилевые и темпераментные свойства в структуре индивидуальности человека: Автореф. Дис. Канд. псих. наук. М., 1993.
  88. A.B. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. М., 1999.
  89. Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  90. Личность преступника: методы изучения и проблемы воздействия. М., 1988.
  91. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., 1983.
  92. А.И. Диагностика побуждений. // Психология судьбы. Сборник статей по глубинной психологии. Екатеринбург, 1994.
  93. А.И. Психологическое исследование неосознаваемой мотивации преступного поведения // Современные проблемы юридической науки. -Екатеринбург, 1997.
  94. А.И. Судьба Каина: притязание на убийство. // Психология судьбы. Екатеринбург, 1995, № 2.
  95. А.И. Проективный экспресс-метод диагностики профессиональных склонностей личности. // Профессионал-Profi. Екатеринбург, 2000, № 1.
  96. Ч. Гениальность и помешательство. М., 1995.
  97. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  98. К. Агрессия : так называемое «зло». М., 1994.
  99. В.В. Мотивация преступного поведения. М., 1991.
  100. А.Р. Экспериментальная психология в судебно-следственном деле // Советское право. 1927. — № 2.
  101. Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998.
  102. О.Ю. Изучение психологических мотивов преступлений, сопряженных с особой жестокостью // Юридич. психология. М., 1983.
  103. Моральный выбор. М., 1980.
  104. Мотивация личности: Феноменология, закономерности и механизмы формирования. М., 1982.
  105. В.Н. Проблема потребностей в системе психологии. // Психология и педагогика. Л., 1957, вып. II.
  106. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  107. В.Н. Психология отношений. М., 1995.
  108. Ш. А. Установка и деятельность. Тбилиси, 1987.
  109. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально-психологические исследования. М., 1990.
  110. Насильственная преступность. // Под ред. В. Н. Кудрявцева и A.B. Наумова.-М., 1997.
  111. A.B. Уголовно-правовое значение насилия. // Насильственная преступность. М., 1997.
  112. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования. // Под ред. A.A. Бо-далева, В. В. Столина. М., 1987.
  113. К.П. Психология влечений человека. М., 1972.
  114. В.Ф. Основы психосемантики. СГУ., 1997.
  115. Е.В. Психологическая помощь осужденным в самовоспитании. М., 1998.
  116. Т.П., Шостакович Б. В., Гульдан В. В. К вопросу о мотивации противоправных поступков у психопатических личностей // Судебно-психиатрическая экспертиза. М., 1978. — Вып. 31.
  117. К.К. Проблемы способностей. М., 1972.
  118. И.Б. Психологическое обеспечение деятельности ОВД. // Стратегические цели и приоритетные задачи МВД России, основные направления и средства их реализации. Материалы межведомственной научно-практической конференции. М., 1996.
  119. В.П. Экспериментальная психофармакология агрессивного поведения. Л., 1986.
  120. Правосознание и правовое воспитание осужденных. М., 1982.
  121. Психологический словарь // Под ред. В. П. Зинченко. М., 1996.
  122. А.Р. К ядру личности преступника. // Актуальные проблемы уголовного права и криминологии. М., 1981.
  123. А.Р. Личность преступника: психологические аспекты. // Новая Конституция и актуальные вопросы борьбы с преступностью. Тбилиси, 1979.
  124. А.Р. Психология личности преступника. Ценностно-нормативный подход. // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  125. А.Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и правовое поведение. Красноярск, 1988.
  126. А. Р. Ефремова Г. Х. Психологическая защита и самооправдание в генезисе преступного поведения. // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  127. H.A. Саморегуляция поведения при совершении агрессивно-насильственных преступлений. // Автореф. дис. канд. психол. наук. М, 1998.
  128. A.A. Агрессия и агрессивность личности. СПБ., 1996.
  129. A.A. Психология изучения личности. СПБ., 1999.
  130. Н.И. Психология личности : Монография. М., 1987.
  131. В.В. Юридическая психология. М., 1998.
  132. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи, 1990.
  133. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  134. С.Л. Бытие и сознание. М., 1957.
  135. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  136. Р. Справочник по непараметрической статистике. // Финансы и статистика. М., — 1982.
  137. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под ред. В. А. Ядова. Л., 1979.
  138. Е.Г. Личность насильственного преступника и проблемы преступного насилия. // Личность преступника и предупреждение преступлений. -М., 1987.
  139. Ф.С. Психологическая типология криминальной агрессии // Психологический журнал, 1999, том 20, № 6.
  140. Л.В. Психическое насилие как предмет уголовно-правовой оценки следователем. Волгоград, 1981.
  141. Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия // Нью-Йорк, 1992.
  142. Л.Н. Стили мышления и поведения через призму теории ведущих тенденций // Стиль человека: психологический анализ. М., 1998.
  143. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  144. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. -M., 1989.
  145. A.M. Проблемы и пути развития юридической психологии. // Психологический журнал. 1988. Т. 9, № 5.
  146. Судьбоанализ Леопольда Зонди. // Психология судьбы. Сборник статей по глубинной психологии. Екатеринбург. 1994 .
  147. К.Г. Психологический анализ изменений установок личности при алкоголизме. Канд. дисс. М., 1982.
  148. С.А. Преступное поведение. Социальные и психологические черты. М., 1974.
  149. O.K. Исследование целеобразования. // Вестник МГУ. Психология. 1980. № 1.
  150. Д.Н. Психологические исследования. Тбилиси, 1966.
  151. Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства—М., 1979.
  152. Л.Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого.-М., 1983.
  153. Л.Б. Тренинги делового общения сотрудников ОВД с различными категориями граждан. М., АПО, 1992.
  154. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности : Руководство по репертуарным личностным методикам. М., 1987.
  155. Фрейд 3. Влечения и их судьба. // Основные психологические теории в психоанализе. -М., 1923.
  156. Фрейд 3. Тотем и табу. // «Я и Оно» Труды разных лет в 2 т. — Тбилиси, 1991.
  157. Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. // Психология бессознательного. М., — 1989.
  158. Э. Анатомия человеческой деструктивности. М., 1994.
  159. Э. Душа человека. М., 1992.
  160. Э. Человек для себя : Исследование психологических проблем этики. Минск, 1992.
  161. X. Мотивация и деятельность. в 2 т., Пер. с нем.// Под ред. Б. М. Величковского. -М., 1986.
  162. Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применение. Спб., 1997.
  163. Т. Социальная психология. М., 1998.
  164. Ф. Сочинения. Т.З. М., 1956.
  165. А. Г. Похилько В.И. Экспериментальный подход к построению базисного семантического словаря черт личности. // Вестн. МГУ. Психология. 1985. № 3.
  166. А.Г., Похилько В. И., Козловская-Тельнова А.Ю. Практикум по экспериментальной психосемантике: тезаурус личностных черт. М., 1988.
  167. Юридическая психология: Учеб. пособие для слушателей Академии МВД России. М., 1996.
  168. В.А., Саганенко Г. И. Ценностные ориентации как отражение условий образа жизни. // Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. JL, 1979.
  169. A.M. Основания уголовной ответственности и личность преступника // Актуальные вопросы современного уголовного права, криминологии и уголовного процесса. Тбилиси, 1986.
  170. JI.T. Мотивирующие опросники в спортивной психодиагностике. // Психология спортивной деятельности. КГУ., 1985.
  171. G.W. : The person in psychology : Selected essays. Boston: Beacon Press. 1968.
  172. Bandura A. Social learning theory of aggression. In: J.F. Knutson (ed.). Control of Aggression: Implications from Basic Research. Chicago, 1971.
  173. Bandura A. Aggression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffs, 1973.
  174. Berkowitz L. Some determinants of impulsive aggression: The role of mediated associations with reinforcements for aggression. Psychol. Review, 1974.
  175. L. : Aggression : A Social Psychological Analysis. N.Y., 1962.
  176. J. : Cognitive complexity-simplicity and predictive behavior. Journal of Abnormal and Social Psychology.
  177. Buss A. H. The Psychology of Aggression. N.Y., 1961.
  178. Buss D.M. Evolutionary personality psychology. 1991/
  179. Cattell R.B. Personality and learning theory: The structure of personality in its environment (Vol.1). N.Y.: Springer. 1979.
  180. B.W., Schlenker B.R. : Childrens reactions to apologies. // J. Person. And Soc. Psychol. 1982. № 43.
  181. J., Doob L., Miller N.E., Mowrer И.О., Sears R.R. : Frustration and Aggression. New-Haven, Yale, 1939.
  182. Deri, S. Differential diagnosis of delinquents with the Szondi. 1954.
  183. Deri, S. Introduction au test de Szondi. Bruxelles. 1991.
  184. Feshbach S. The function of aggression and the regulation of aggressive drive. Psychological Review, 1964.
  185. Feshbach S. Dynamics and morality of violence and aggression: Some psychological considerations. American Psychologist, 1971.
  186. Frank L.K.: Time perspectives. Journal of Social Philosophy, 1939.
  187. Freud S. Das okonomische Problem des Masochismus, 1924.
  188. S. : Aus den Anfangen der Psychoanalyse. 1956.
  189. S. : Histerie und Angst, Studienausgabe В. 6. Fischer Verlag, Frankfurt am Mein, 1971.
  190. S. : Schriften zur Behandlungstechnik, Studienausgabe, Fischer Verlag, Frankfurt am Mein, 1975.
  191. Juttner, F.: Schicksalsanalise in Zusammenfassungen. Huber, Bern, 1996.
  192. Healy W. The individual delinquent. Boston, 1914.
  193. Hooton E. Crime and the man. Cambridge, Mass, 1933.
  194. G. : The psychology of personal constructs (Vol. 1 and 2). N.Y., -1955.
  195. Lekeuche P. De la validite du test de Szondi // Dialectique des pulsions., Bruxelles, 1990.
  196. A., Kulikov V., Smirnov A., Tikhomirov A. : Fate analysis of Totalitarian Society // Szondiana, 1996 16. Jahrgang Heft 2.
  197. A., Smirnov A., Kamischnikov K. : Recherche sur la personalite de criminels violents par la metode de T’analyse de frequence des profils vectoriels au test de Szondi. // X-vieme Colloque de la SIS, 15 17 juillet 1999.
  198. A.A. : Narcissistic defense against affects and the illusion of self-sufficiency // Intern. J. Psychoanal. 1975.
  199. Murray H.A.: Explorations in Personality. N.Y., 1938.
  200. Plutchik R., Kellerman H., Conte H.R.: A structural theory of ego defenses and emotions. In C.E.Izard (Ed), Emotions in personality and psychopathology. N.Y. Plenum, 1979.
  201. Rapaport, D.: The Szondi test, Bulletin of the Menninger Clinic, 1941, № 5.
  202. Szondi, L.: Lehrbuch der Experimentellen Triebdiagnostik. Huber, Bern, 1960.
  203. Szondi, L.: Freiheit und Zwang im Schicksal des Einzelnen. Bern, 1995.
  204. Szondi, L.: Moses-Antwort auf Kain.-Bern, 1972.
  205. Szondi, L.: Ich Analyse. — Bern: Huber, 1956.
  206. Stonner D. M. The study of aggression: Conclusions and prospects for the future. In: R.G. Geen, E.C. O Neal (eds.). Perspectives on Aggression. N.Y., 1976.
  207. Stumper E. Triebstruktur und Geisteskrankheiten. Bern, 1956.
  208. G.E. : Theoretical hierarchy of adaptive ego mechanisms. Archives of General Psychiatry, 1971.
  209. H. : Triebstruktur und kriminalitat. Bern und Stutgart. 1972.
Заполнить форму текущей работой