Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования: полученный опыт и результаты исследования обсуждались на кафедре возрастной и педагогической психологии ИГУ (1999, 2000, 2001,2002гг.), заседаниях лаборатории ИГУ «Психология развития» (2000,2001гг.), внедрялись в учебно-воспитательный процесс школы № 14, детского дома № 2 г. Иркутска. Опытно-экспериментальная работа проводилась при… Читать ещё >

Содержание

  • I. Глава 1. Теоретико-методологические подходы к развитию креативности младших школьников
    • 1. 1. Проблема природы и генезиса креативности в зарубежных исследованиях
    • 1. 2. Отечественные исследования креативности
    • 1. 3. Системно-уровневый подход к пониманию креативности
    • 1. 4. Научные представления о развитии креативности младших школьников
    • 1. 5. Выводы
  • Глава 2. Особенности креативности младших школьников
    • 2. 1. Цель, организация, база и методы исследования
    • 2. 2. Результаты исследования и их обсуждение
      • 2. 2. 1. Особенности сред с разной информационной и культурной насыщенностью как фактор развития креативности младших школьников
      • 2. 2. 2. Выраженность показателей креативности у младших школьников
    • 2. 3. Выводы
  • Глава 3. Развитие креативности младших школьников в условиях Ш реализации программы «Путь к творчеству»
    • 3. 1. Содержание экспериментальной программы «Путь к творчеству»
    • 3. 2. Анализ эффективности развивающей программы
    • 3. 3. Выводы

Актуализация креативности младших школьников в процессе реализации специальной развивающей программы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Креативность является одним из важнейших психологических образований, обусловливающих успешность человека в самых разных областях деятельности. Развитие креативности — одна из приоритетных задач современного образования, с решением которых связана активизация психологических исследований в данной области. Культурно-исторический подход к пониманию креативности и особенностей ее развития обусловлен как строго научными, так и общественно значимыми причинами.

В современном мире при нестабильности социальных процессов, трансформации национально-культурных парадигм развития общества, усугубляющихся все более усиливающимся влиянием на человека разнородных информационных потоков, происходит затруднение культурной идентификации, присвоения культурных ценностей. Вне культуры, представляющей собой систему норм и смыслов, выработанных в процессе развития общества, невозможны развертывание и утверждение Я в мире, истинная самореализация, актуализация креативности.

Именно поэтому одной из тенденций развития психолого-педагогических исследований являются особенности образования, направленные на решение его главной задачи, которая обозначена в Концепции 12-летней школы: «формирование разносторонне развитой, творческой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества (продолжение традиций, развитие науки, культуры, укрепление исторической преемственности поколений)» [80, с. 12].

Под общекультурным и общенациональным компонентом образования понимается культуросообразность содержания образования, предполагающая включение в контекст содержания образования структуры культуры в различных её проявлениях, прежде всего, духовной культуры, имеющей большой воспитательный потенциал [180, с.48−66].

В современной школе все еще делается упор на усвоение учащимися готовой информации, образование понимается как трансляция ученику готового знания в виде специально отобранного социального опыта, что не способствует обогащению смысловой сферы, присвоению культурно-исторических ценностей, норм и традиций. Преобладает внешняя заданность в целях, содержании и технологии образования, что приводит к ослаблению внутренней мотивации учеников, невостребованности их творческого потенциала.

Младший школьный возраст, являясь сензитивным для развития креативности, личностного смысла и овладения культурозначимыми умениями самовыражения, позволяет закладывать благоприятные основания для развития личности в целом, ее самораскрытия, самосовершенствования, самореализации, гибкой адаптации к постоянно меняющимся условиям жизни, самодостаточности и толерантности. Многие исследователи отмечают, что традиционная система образования, по-прежнему имеющая наибольшее распространение в школах, уделяет недостаточно внимания развитию креативности.

Проблема развития творческого потенциала школьников в отечественном образовании длительное время оставалась в тени: в российской системе образования научные разработки по развитию креативности младших школьников активизировались лишь в последние несколько лет, но и на данный момент большинство из них недоступно для широкого применения в силу отсутствия специализированного финансирования, умения педагогов работать с ними, а также непредусмотренностью введения подобных разработок в учебный план начальной школы из-за его перегрузки.

Недостаточная изученность проблемы креативности, актуальность решения задачи ее развития в младшем школьном возрасте повлияли на выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования: изучить особенности креативности, теоретически обосновать, разработать и апробировать программу, направленную на актуализацию креативности в младшем школьном возрасте.

Объект исследования: креативность как интегральная личностная характеристика, проявляющаяся в реализации личностного смысла средствами культуры.

Предмет исследования: актуализация креативности младших школьников в процессе реализации развивающей программы «Путь к творчеству», основанной на принципе инкультурации.

Гипотеза строится на следующих предположениях:

— использование системно-уровневого подхода к пониманию креативности позволяет непротиворечиво интегрировать методы ее развития у младших школьников в соответствии с общим принципом инкультурации;

— программа развития креативности, основанная на принципе инкультурации, позволяет эффективно актуализировать креативность младших школьников, а также оказывает позитивное влияние на их социализацию.

В соответствии с выдвинутой целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:

1. На основе анализа зарубежных и отечественных представлений о природе креативности разработать ее интегративную модель с позиции системно-уровневого подхода.

2. Изучить особенности креативности у младших школьников, воспитывающихся в условиях различной социальной и информационной насыщенности.

3. Разработать программу развития креативности младших школьников, основанную на реализации принципа инкультурации, практически апробировать ее и оценить эффективность.

4. Определить взаимосвязь динамики креативности с изменением статусного положения младших школьников и уровнем их тревожности.

5. Осуществить сравнительную оценку эффективности реализации развивающей программы для младших школьников, проживающих в семье и в условиях детского дома.

Методологической основой исследования явились основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, положения культурно-исторической психологии о смысловом строении сознания и освоении культурных ценностей как пути развития творческой личности (JI.C. Выготский), принцип деятельностного подхода, в рамках которого разрабатывались представления о личностном смысле (А.Н. Леонтьев, C.JI. Рубинштейн), принцип системного подхода (Б.ФЛомов), социальной детерминации формирования личности ребенка, принцип инкультурации. Методологической базой исследования явились также положения гуманистической психологии о самореализации как базовой потребности и вершинном уровне развития личности (А. Маслоу, К. Роджерс), представления об особенностях и значении личностных смыслов (А.Н.Леонтьев, Д. А. Леонтьев, Б.С.Братусь). В своем исследовании мы руководствовались также некоторыми положениями, раскрывающими сущность креативности, которые сформулированы в работах Я. А. Пономарева, Д. Б. Богоявленской, В. Н. Дружинина, М. А. Холодной.

Методы исследования. Использован комплекс методов, релевантных предмету, цели и задачам: комплексный анализ философской и психолого-педагогической литературы, метод историографического анализаопытно-экспериментальные методы: метод психолого-педагогической организации и построения специализированных занятий в процессе обученияэмпирические методы: наблюдение, беседа, метод анамнеза (опросник для родителей Л. Ю. Субботиной о творческом потенциале детей), социометрия, методика диагностики тревожности (Р.Теммла, М. Дорки и В. Амена), тест креативности Е. Торренса, методики изучения продуктов творчества: модифицированная методика Г. Роршаха, направленная на исследование ассоциативного воображения, методика синтаксических конструктовметоды математической статистики: гауссово распределение, анализ достоверности различий (Т-критерий Стью-дента). Данные обрабатывались при помощи программы «SPSS 9.0».

Организация и этапы исследования:

Исследование проводилось на базе МОУ средняя школа № 14, МОУ детский дом № 2 г. Иркутска. Всего в исследовании приняли участие 153 ученика младших классов. Дети, имеющие семьи, составляют 66% (101 человек), воспитывающиеся в детском доме — 34% (52 человека). Из 153 человек изъявили желание участвовать в развивающем эксперименте 120 школьников, которые составили экспериментальную группу, данная выборка состояла из представителей как традиционной (75 человек), так и развивающей (банковской") системы обучения (45 человек), и включала в себя детей из детского дома (47 человек) и учащихся школы, имеющих семьи (73 человека).

Работа над диссертационным исследованием проводилась в несколько взаимосвязанных этапов:

На первом этапе (1998 — 1999) осуществлен анализ взглядов зарубежных и отечественных авторов на феномен креативности, разработана его системно-уровневая модель, изучены особенности и условия развития креативности младших школьников, подобран диагностический инструментарий для эмпирической проверки гипотезы.

На втором этапе (1999) проведено диагностическое обследование младших школьников, осуществлен количественный и качественный анализ полученных данных.

На третьем этапе (1999 — 2000) осуществлены обоснование принципов, разработка и апробирование программы «Путь к творчеству», направленной на развитие креативности в младшем школьном возрасте.

На четвертом этапе (2000 — 2003) проанализирована эффективность практической реализации программы «Путь к творчеству».

На заключительном этапе (2004 — 2006) собранные эмпирические данные подвергнуты статистической обработке, обобщены в соответствии с системно-уровневой моделью креативности, подготовлены к защите материалы диссертационного исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена согласованностью теоретического подхода и эмпирических процедур, проведением экспериментального исследования в условиях реального образовательного процесса в начальной школе и возможностью его повторного воспроизведения, комплексным применением апробированных в зарубежной и отечественной психологии методов, их адекватностью предмету и задачам исследования, содержательным анализом выявленных фактов и использованием статистических процедур.

Научная новизна работы заключается в том, что исследованы закономерности позитивной динамики креативности и обоснованы условия ее актуализации в начальной школе. Показано значение инкулыурации как значимого принципа организации занятий по развитию креативности с младшими школьниками. Обнаружены связи между показателями динамики креативности младших школьников, их социометрическим статусом и выраженностью уровня тревожности. Выявлена и объяснена большая сензитивность к развитию креативности школьников, проживающих в культурно обедненной среде.

Теоретическая значимость исследования состоит в обосновании систем-но-уровневого подхода к содержанию понятия «креативность», позволяющего осуществить непротиворечивую интеграцию научных представлений о ее природе. Обозначены и охарактеризованы психофизиологический, психологический, социально-психологический уровни системной модели. Каждый структурный уровень охарактеризован, определены источники формирования креативности и уровневые интенции.

Практическая значимость исследования заключается в создании и практической реализации программы «Путь к творчеству», направленной на развитие креативности младших школьников через организацию процесса содержательного обогащения смысловой сферы личности младшего школьника, обучение культурозначимым умениям самовыражения. Разработано методическое пособие для психологов и педагогов, дидактический материал к программе «Путь к творчеству» (в трех тетрадях). Полученные в диссертационном исследовании результаты предварительной стандартизации теста Е. Торренса на выборке школьников Восточной Сибири могут быть использованы в прикладных психологических исследованиях и практической работе психологов, выводы могут быть применены в профессиональном образовании учителей начальных классов, в системе повышения их квалификации.

На защиту выносятся следующие положения: г.

1. Рассмотрение креативности с позиции системно-уровневого подхода позволяет нам обосновать представление о ее развитии в разных типах деятельности на четырех пространствах бытия человека: биологическом, социально-педагогическом, социально-культурном и духовно-практическом.

2. Сравнительный анализ диагностических данных, полученных при исследовании креативности младших школьников, воспитывающихся в средах с разными уровнями информационной и культурной насыщенности, позволил предположить, что инкультурация является важнейшим условием развития креативности.

3. Разработанная нами программа «Путь к творчеству», основанная на реализации принципа инкультурации, позволяет эффективно развивать креативность младших школьников.

4. Развитие креативности младших школьников, основанное на принципе инкультурации, способствует их социализации.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования: полученный опыт и результаты исследования обсуждались на кафедре возрастной и педагогической психологии ИГУ (1999, 2000, 2001,2002гг.), заседаниях лаборатории ИГУ «Психология развития» (2000,2001гг.), внедрялись в учебно-воспитательный процесс школы № 14, детского дома № 2 г. Иркутска. Опытно-экспериментальная работа проводилась при непосредственном участии самого автора. Основные аспекты диссертации и полученные выводы отражены в тезисах и статьях, ведущие идеи обсуждались на конференциях различного уровня: на международной научно — практической конференции «Инновационные^ процессы в образовательных учреждениях Иркутской области: состояние, проблемы, перспективы развития» 11−14 октября 1999 г., г. Иркутск, ИПКРОна региональном семинаре-совещании «Российская научно-социальная программа „Шаг в будущее“ как содержательный и технологический компонент организации научных исследований молодежи в Иркутской области» 22 октября 1999 г., г. Усолье-Сибирскоена межвузовских научно-практических конференциях, г. Иркутск, ИГУ, 2000;2002гг.- на международной конференции социально-психологических служб «Право ребенка жить и воспитываться в семье», г. Иркутск, 2001 г.- на 3-ем Всероссийском съезде психологов, г. Санкт-Петербург, 2003 г. Программа развития креативности младших школьников «Путь к творчеству» реализуется психологами Областного центра психолого-медико-педагогического сопровождения (г. Иркутск) в работе с воспитанниками детских домов и школ-интернатов для детей, оставшихся без попечительства родителей.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 208 источников, и 14 приложений, содержащих результаты статистической обработки данных, примеры отдельных заданий из авторской программы. Исследование представлено на 185 страницах, в текст включены 8 таблиц, 24 рисунка, отражающих логику построения и результаты проведения теоретической и опытно-экспериментальной части исследования.

3.3. Выводы по третьей главе.

С целью актуализации креативности у младших школьников нами составлена развивающая программа «Путь к творчеству». Ее концептуальной основой явились положения культурно-исторической психологии о развитии смыслов при освоении культурных ценностей как пути развития творческой личности, гуманистической психологии — о самореализации как базовой потребности и вершинном уровне психического развития, деятельностного подхода в психологии — о личностных смыслах и процессах интериоризации как механизмах развития. Основным принципом (исходным положением) программы явился принцип инкультурации.

Моделирование программы направлено на развитие структурно-уровневых компонентов креативности, представленных такими содержательными интенциями, как «потенциальная креативность» и «творческая активность» на психофизиологическом уровне, «воображение», «творческое мышление» и «творческие способности» на психологическом уровне, система личностных смыслов и их реализация при использовании социально-принимаемых средств культуры на социально-психологическом уровне. Особое внимание уделено развитию интенций социально-культурного бытия.

Основной организационной формой проведения занятий являются творческие «мастерские», алгоритм которых позволяет эффективно интегрировать формы деятельности, развивающие 1феативность: игры (сюжетно-ролевые, развивающие, творческая самодеятельная игра), метод мозгового штурма, структурированную дискуссию, метод бинарных оппозиций, эвристическую беседу, вегетативный метод, методы моделирования (словотворчество, образотворчест-во, игровой фольклор). Большое внимание в программе уделено необходимости организации диалогового общения, так как только в диалоге возможно творческое смыслообогащение участников коммуникации.

В процессе реализации программы содержательными установками являются: отсутствие регламентации, творческое подкрепление, поддержание мотивации, формирование установки на продуктивный тип деятельности, развитие понимания значимости собственной личности.

Программа предполагает использование приемов, содержательно отобранных в соответствии с общей логикой ее построения на принципе инкультура-ции. Значительное внимание уделяется развитию речевого мастерства младших школьников при помощи заданий, направленных на структурирование целостных текстов, формирование умений вербального самовыражения и повышение уровня коммуникативной культуры при активном использовании приемов трансформации, преобразования свойств предмета, что способствует актуализации креативности и развивает смысловую сферу младших школьников.

В процессе проведения развивающих занятий, в соответствии с необходимостью формирования «творческой направленности» как интенции социально-психологического уровня, осуществляется приобщение к культурным ценностям, в частности, при использовании в содержании упражнений нравственных задач, работы с понятиями: Родина, помощь, имя, совесть, добро и др. Обучение средствам творческого речевого самовыражения осуществляется на всех этапах реализации программы, которая осуществлялась в течение учебного года со 120-ю школьниками, из них 47 детей являлись воспитанниками детского дома, 73 — проживали в семьях.

В результате проведения развивающего эксперимента получены диагностические данные, позволяющие оценить его эффективность:

1. Сравнительный анализ результатов второго диагностического среза в контрольной и экспериментальной группах показал, что у детей экспериментальной группы в целом достоверно значимые изменения (р<0,05) произошли по подавляющему большинству показателей, по сравнению с аналогичными показателями контрольной группы, что отвечает нашим ожиданиям.

2. При выраженности динамики всех показателей креативности, оказалось, что в большей степени чувствительна к формирующему воздействию и подвержена изменению образная креативность: значительно изменились уровень разработанности (56,9 — 71,0- р < 0,001) и сопротивление замыканию (56,1−68,9- р < 0,001), что свидетельствует о заинтересованности, увлеченности, желании детально проработать творческий продукт (как специфической характеристике данного возрастного периода), а также уровень «оригинальности» (43,3 — 52,9- р < 0,001). После формирующего эксперимента произошел значительный «сдвиг» по всем показателям вербальной креативности: «беглости» (45,2 — 48,2- р < 0,001), «гибкости» (44,4 — 49,9- р < 0,001), «оригинальности» (49,3 — 54,2- р < 0,001).

3. При сравнительном анализе результатов, полученных при диагностике ассоциативного воображения (тест Роршаха), отмечена позитивная динамика развития способности к продуцированию числа ассоциаций (3,0 — 4,5- р< 0,001), оригинальности ассоциаций (3,4 — 7,5- р < 0,001) — большинство ассоциаций при итоговой диагностике носило более творческий, образный характер.

4.Положительная динамика на статистически достоверном уровне (р <0,001) выявлена при сопоставлении показателей, определяющих умения речевого самовыражения: наибольшие изменения произошли в развитии речевой оригинальности, менее значимые — по показателю беглости, что мы объясняем затратой большего времени на обдумывание наиболее интересных, оригинальных вариантов предложений.

5. Сравнительный анализ итоговых диагностических данных вербальной Г и образной креативности не показал их статистически достоверных отличий у школьников, обучающихся по разным образовательным программам. При первичном обследовании (до формирующего эксперимента) имелось незначительное различие (на уровне тенденции р=0,01) между этими выборками. Это позволяет сделать вывод об эффективности выбранных методов и форм работы и содержания разработанной программы.

6. Внедрение программы «Путь к творчеству» позволило повысить уровень образной креативности у учащихся детского дома (58,7±9,4) до уровня того же показателя у школьников (60,5±6,8) на конец эксперимента, статистически значимых отличий между уровнем образной креативности у школьников и учеников детского дома не обнаружено (р=0,14).

Различия в уровне вербальной креативности у учащихся детского дома и Р школьников на конец формирующих воздействий остались существенными, что можно объяснить значимостью когнитивных факторов в ее развитии. Как оказалось, депривированные дети в большей степени сензитивны к развитию креативности, что объясняется компенсаторным воздействием условий, в которых проводились экспериментальные занятия. Использование в качестве ведущего принципа инкультурации позволило реализовать модель развивающей среды, обладающей насыщенностью культурными смыслами — для детей, воспитывающихся в условиях информационно и культурно обедненной среды (детского дома) это оказалось особенно значимым. При этом отсутствие определенного уровня кругозора, словарного запаса, речевых способностей не позволяет им быстрыми темпами продвигаться в успешном развитии вербального компонента креативности.

7. Дополнительным диагностическим критерием оценки эффективности # нашей программы явился показатель тревожности, который представляется значимым в контексте исходных представлений о том, что усвоение культурных норм как средств адекватного самовыражения и важного элемента креативности способствует общей нормализации психологического состояния школьника, его социализации. При повторной диагностике тревожности зафиксировано ее снижение (р<0,05). Полемизируя с рядом авторов, утверждающих, что повышение креативности неизбежно ведет к эмоциональной неустойчивости, констатируем, что полученные нами результаты позволяют предположить обратное.

Использованные формы групповой работы на занятиях и их направленность на повышение уровня общей культуры школьников способствовали развитию навыков позитивной коммуникации, умению понимать и принимать других, о чем убедительно свидетельствуют полученные нами социометрические данные. Таким образом, можно резюмировать, что повышение креативности, при развитии ее в соответствии с принципом инкультурации, способствует позитивным изменениям в статусном положении, способствует снижению тревожности у младших школьников.

Проведенное исследование показало, что программа «Путь к творчеству», в процессе реализации которой содержательно интегрировались методы развития творчества в соответствии с системно-уровневой моделью и общим принципом инкультурации, позволила достичь значимого результата в актуализации креативности младших школьников.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Анализ научных подходов к категории креативности обнаружил многозначность ее понимания. В контексте проблемы развития креативности у младших школьников наиболее продуктивным в отечественной психологии представляется культурно-исторический подход. Личностный смысл, являющийся необходимым содержательным элементом креативности, развивается в процессе усвоения культурных норм и ценностей.

2. Теоретико-методологической основой нашего исследования является системно-уровневый подход, основанный на представлении о четырех пространствах бытия человека, где, формируясь в разных типах деятельности, закладываются взаимодетерминированные внутренние интенции. Каждый уровень, формируясь в процессе развития и воспитания, интегрируясь с остальными в психическое целое, дает человеку новое видение самого себя, бытия, своего положения в нем, и, в силу этого, новые возможности для реализации собственного творческого потенциала.

На психофизиологическом уровне (объект анализа — биологическое пространство бытия) источниками формирования креативности выступают функциональные системы (П.К. Анохин), интенциями данного уровня можно считать «потенциальную креативность», «творческую активность», для стимулирования которых необходимо отсутствие регламентации творческой активности и социальное подкрепление ее проявления.

На психологическом уровне (объект анализа — социально-педагогическое бытие) источниками формирования креативности выступают процессуальные характеристики психики, интенциями этого уровня можно считать «воображение», «творческое мышление», «творческие способности», формирование которых осуществляется при использовании методов мозгового штурма, приемов установления связей по семантическому и символическому признаку, приемов трансформации (преобразование модификаций) информации под необычным углом зрения.

На социально-психологическом уровне, объектом анализа выступают: а) социально-культурное бытие, где источником формирования креативности служит познавательная деятельность, направленная на приобщение достижениям культуры при овладении социально принимаемыми средствами самовыражения. Интенциями считаем систему личностных смыслов и их реализацию при помощи средств культуры, развитие которых возможно только в диалоговом общенииб) духовно-практическое бытие, где источником формирования креативности служит духовная, творческая, продуктивная деятельность, «актуальная креативность», познание этических, нравственных и философских достижений культуры. Интенциями считаем творческую направленность, самоактуализацию.

3. С целью развития креативности у младших школьников нами составлена программа «Путь к творчеству», построенная на принципе инкулыурации. Ее концептуальной основой явились положения культурно-исторической психологии, некоторые представления гуманистической психологии, деятельностного подходасодержательными установками — отсутствие жесткой регламентации, творческое подкрепление, поддержание мотивации, формирование установки на продуктивный тип деятельности, развитие понимания значимости собственной личности и личности окружающих людей.

Основной организационной формой проведения занятий являются творческие «мастерские». Алгоритм которых позволяет эффективно интегрировать формы деятельности, развивающие креативность. Большое внимание уделено необходимости организации диалогового общения, так как только в диалоге возможно творческое смыслообогащение участников коммуникации.

4. Практическая апробация авторской программы «Путь к творчеству» позволяет сделать вывод, что с ее помощью можно целенаправленно развивать креативность младших школьников: способствовать расширению смысловой сферы личности, обучению адекватным кулыурозначимым умениям самовыражения, самовыражения, что позволяет эффективно реализовывать творческий потенциал учащихся, и способствует повышению культуры в целом.

5. Развитие креативности способствует повышению статусного положения в группе сверстников и снижению уровня тревожности (р<0,05).

6. При первичном обследовании уровня креативности (до формирующего эксперимента) имелось незначительное различие (на уровне тенденции р=0,01) между «занковцами» и школьниками, обучающимися по традиционной системесравнительный анализ итоговых диагностических данных уровня вербальной и образной креативности не показал статистически достоверных отличий у школьников, обучающихся по разным образовательным программам, участвующих в эксперименте. Это позволяет сделать вывод о том, что образовательная система не является фактором, оказывающим значимое влияние на развитие креативности младших школьников. Более высокий уровень при первичной диагностике вербальной креавтивности у «занковцев» можно объяснить изначальным распределением детей по классам в начальной школе (в «занковские классы» распределяют детей с более высоким уровнем развития по всем показателям).

7. Осуществленный эксперимент способствовал повышению уровня образной креативности у учащихся детского дома до уровня того же показателя у школьников на конец эксперимента, значимых отличий между уровнем образной креативности школьников и учеников детского дома не обнаружено (р=0,14), различия в уровне вербальной креативности остались значимыми.

8. Депривированные дети в большей степени сензитивны к развитию креативности, но отсутствие определенного уровня кругозора, словарного запаса, речевых способностей не позволяет им быстрыми темпами продвигаться в успешном развитии вербальной креативности, поскольку снижает возможности диалогового общения при трансляции смыслов, обогащение смысловой сферы и обучение самовыражению средствами культуры занимает более длительный временной промежуток.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: «Речь», 2003.-296с.
  2. . Исследование психологии процессов изобретения в области математики. М., 1970.- С 48.
  3. А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.-296с.
  4. С.Б. Сказочный текст и традиционная культура. СПб.: СПбГУ, 2000.- 180с.
  5. В.М. Методологическое путешествие по океану бессознательного к таинственному острову сознания. СПб.: «Речь», 2003.-368с.
  6. Г. С. Творчество как точная наука. М.:"Сельское радио", 1979.С.9.
  7. .Г. Избранные психологические труды в 2-х т. М.: Педагогика 1980, т.1.
  8. .Г. Психология и проблема человекознания// под редакцией A.A. Бодалева.- М.: Рос. акад. образования, Моск. психол.-социал. ин-т 2005.-431с.
  9. П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
  10. В.Г. Мотивы поведения и формирования личности. М., 1976.
  11. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров.- М. Воронеж: Ин-т практ. психологии: «МОДЭК», 1996.- 767с.
  12. Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974.
  13. М.Н. Проблема бессознательного в художественном творчестве: Сборник «Эстетика категорий и искусство». М., 1965. С 84.
  14. А. Теория социального научения. СПб.: Евразия, 2000.- 318с.
  15. А. Теория социального научения// Крейн Ульям. Теории развития. Секреты формирования личности. СПб., 2002.
  16. Г. С. Философское наследие C.JI. Рубинштейна и проблематика креативности// C.JI. Рубинштейн. Очерки. Воспоминания. Материалы. М., 1989.
  17. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  18. .И. Тест Роршаха. Практика и теория. СПб: «Дорваль», 1992 г.-200с.
  19. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.: Медицина, 1966.
  20. И. А. Как возможно творческое мышление. М.: ИФРАН, 1993. — 195с.
  21. В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии// Теоретические проблемы мотивационно-личностной эстетики. М., 1975.
  22. B.C. Нравственность. Культура. Современность (Философские размышления о проблемах). М., 1990.
  23. Д.Б. Генезис интеллектуальной активности/ Богоявленская Д. Б., Сусоколова И. А. // Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М., 1990.
  24. Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества. // Исследование проблем психологии творчества. М., 1983.
  25. Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы// Основные современные концепции творчества и одаренности. М.- Молодая гвардия, 1997.-402с.
  26. Д.Б. Проблемы творчества и одаренности: логика и история.// Основные современные концепции творчества и одаренности. -М.- Молодая гвардия, 1997.- С. 5−24.
  27. Д.Б. Психология творческих способностей. М.: «Академия», 2002, — 320с.
  28. Э. Латеральное мышление. СПб.: «Питер», 1997.- 315с.
  29. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.- 304с.
  30. A.B. О взаимосвязи природного и социального в психическом развитии человека// Проблемы генетической психофизиологии. М.: Наука, 1978.
  31. A.B. Психология мышления и проблемное обучение: Серия «Педагогика и психология». М.:"3нание", 1983.- 96с.
  32. A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392с.
  33. М. Два образа веры. М.: Республика, 1995.- 462с.
  34. Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. СПб: Питер Ком, 1999.- 517с.
  35. Е.В. Проектирование профессиональной позиции психологии в образовании: Дис. канд. психол. наук. М., 1999.- 144с.
  36. Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процессе. Дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 169с.
  37. H.A. Структура творческого процесса// Структура и закономерности творческого процесса. М., 1993. — 188с.
  38. М. Продуктивное мышление. (Пер. с англ.) М.: «Прогресс», 1987.-336с.
  39. В.К. Психологические механизмы, мотивации человека. М.: Изд-во МГУ, 1990.- 283с.
  40. A.A. Активность субъекта как фактор психического развития// Психологический журнал, 2003. № 3.
  41. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. -М., 1930.
  42. Л.С. Педагогическая психология. М.: «Педагогика-Пресс», 1996.- 536с.
  43. Л.С. Развитие высших психических функций. М., 1960.
  44. Выготский Л. С. Собрание сочинений под редакцией Давыдова В. В., Проблемы общей психологии: в 6 т. М.: «Педагогика», 1982. T. I- Т.2- Т.З.
  45. В.В. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе обучения. Шадринск: изд. Сеть, 1996.- 89с.
  46. Ф. Наследственность таланта: законы и последствия. М.: Мысль, 1996.- 269с.
  47. М.В., Герасимова B.C., Орлова Л. М. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1998.-256с.
  48. Ю.Б. Курс развития творческого мышления (по методу Дж. Гилфорда и Дж. Рензулли) Для детей 8−12 лет: Методическое руководство. СПб.: ГП «ИМАТОН», 1998.- 60с.
  49. М.С. Формирование интереса к творческой познавательной деятельности у младшего школьного возраста на основе АТРИЗ. Автореф. канд. пед. наук. Челябинск, 1996.
  50. Дж. Три стороны интеллекта// Психология мышления. М., 1965.
  51. Н.М. Проблема креативности и явление подражания. М.: ИПРАН, 1994.-43с.
  52. Т. Избранные произведения в 2-х т. М., 1964.
  53. Л.А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. Дис. канд. психолог.наук.-М., 1996.- 181с.
  54. С.О. Гений и творчество. 1924.
  55. С.О. Психология творчества. 1923.
  56. Э.Н. Образование личности. М., 1994.- 134с.
  57. В.П., Даниленко Л. В. Основы духовной культуры в картинах мира.- Иркутск: ИГУ, 1999.- 537с.
  58. Р. Размышления о первоначальной философии. СПб.: Абрис-книга, 1995.-191с.
  59. Е.Н. Организация ментальных структур ребенка как фактор его оздоровления: автореф.дис.д-ра биолог. наук/ Е. Н. Дзятковская -Иркутск, 1998.
  60. А. Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз., 1956.- 118с.
  61. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. — 368с.: (Серия «Мастера психологии»)
  62. В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность./ Дружинин В. Н., Хазратова Н. В. // Психологический журнал. Т. 15, № 4.
  63. В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. -М.: ИНФРА-М, 1997.- 256с.
  64. И. В. Учитель-экспериментатор: школьная практика и научное исследование/ Дубровина И. В., Кулагина И. Ю. // Вопросы психологии. № 5,184с.
  65. К. Психология продуктивного (творческого) мышления.// Психология мышления.- М.: Прогресс 1965.
  66. A.B. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М., 1978.
  67. ., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! (Методическая разработка) Рига: «Эксперимент», 1997.- 124с.
  68. ., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! 2 (Методическая разработка) Рига: «Эксперимент», 1997.- 144с.
  69. ., Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! -3 (Методическая разработка) Рига: «Эксперимент», 1998.- 119с.
  70. И.А. Педагогическая психология. М., 1999.- 384с.
  71. В.П. От классической к органической психологии. М.: Международный Образовательный и Психологический Коллдеж, 1996.
  72. E.H. Развитие творческих способностей учащихся. Якутск: Изд-во ИСКРО, 1995.- 94с.
  73. М.И. Влияние внимания на успешность творческого мышления младших школьников. Дис.канд.психолог.наук, М., 1997. 61:98−19/33−5.
  74. М.И. Развитие творческой активности школьников// Активность личности (Сборник научных трудов). Новосибирск. 2000. Часть2. С 187−200.
  75. Д.И. Индивидуальность и творчество. М., 1992.- 171с.
  76. М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта) Рига: НПЦ «Эксперимент», 1998.
  77. Я.А. Великая дидактика// Избранные педагогические сочинения. М., 1982. — Т. 1.
  78. Кон И. С. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988.
  79. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю. И. Дика, A.B. Хуторского.— М.: ИОСО РАО, 2000.
  80. Л. Игровая терапия с тревожными детьми. СПб.: Речь, 2003. — 160с.
  81. М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М.: «Когито-Центр», 1997.- 432с.
  82. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей/ Серия «Мир вашего ребенка». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004.-416с.
  83. Д., Крачфилд Р., Ливсон Н. Факторы, определяющие решение задачи. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления. -М., 1981.- 296с.
  84. Л.М. Психология мышления. М.: «Психолог», 1996.-344с.
  85. Г. Ю. Значение ситуации успеха в учебной деятельности.// Гуманитарное образование в современном вузе: Сборник статей памяти Т. П. Долговой. Тверь.2000.С 80−84.
  86. Культурология: Учебное пособие/под ред. Драча Г. В.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.- 576с.
  87. П. Современный психоанализ. СПб.: «Б.С.К.», 1997.- 351с.
  88. Ю.Н., Сухобская Г. С. Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгяды. СПб.: «Тускарора», 1996.-175с.
  89. И.М. Креативность: содержание, развитие, диагностика/ И.М. Кыштымова- 2-е изд., и доп. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2002.-220с.
  90. Л.И. Одаренные дети: теория и практика: Монография.-Иркутск: Изд-во Иркутского государственного педагогического университета, 2000.-168с.
  91. В.А. Воспитание творчества. Томск: «Пеленг», 1993. — 56с.
  92. Н.С. Умственные способности и возраст. М.- Воронеж, 1997. С 69−103.
  93. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.- М.: Политиздат., 1975.
  94. Д.А. Самореализация и сущностные силы человека.// Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М.: Смысл 1997.- 332с.
  95. Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.- 487с.
  96. М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками// Вопросы психологии. -1982. № 4
  97. Дж. Опыт о человеческом разуме. Избр. филос. произведения. -М., 1985.- 560с.
  98. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1999.-349с.
  99. ЮО.Майданник И. А. Развитие дивергентного мышления у старших дошкольников в процессе креативных игр.: Дис.канд.психолог.наук/ Майданник И.А.- Ставрополь, 1997.- 165с.
  100. Ю1.Мамардашвили М. К. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке./ Мамардашвили М. К., Пятигорский A.M. -М., 1999.-216 С.
  101. Ю2.Матейко А. М. Условия творческого труда. 1970.- 302с. ЮЗ. Матюшкин А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: «Педагогика», 1972.- 168с.
  102. Ю4.Мелик-Пашаев A.A. Ступеньки к творчеству./ Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З. Н. М.: Наука, 1995.- 142с.
  103. A.B. Креативность преподавателя высшей школы.- М.: издательство Московский Государственный Социальный Университет М., 2002.- 267с.
  104. A.B. Формирование креативности педагога в условиях непрерывного образования. -М.: Изд-во ИГУМО, 2003.-192с.
  105. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 3-е изд., стереотип. -М., 1998, — 456с.
  106. Начала христианской психологии: Учебное пособие/ под ред. Братусь Б. С. М.: «Наука», 1995. — 236с.
  107. И.М. Психологическая защита у детей./ Никольская И. М., Грановская P.M. СПб.: Речь, 2001.- 507с.
  108. ПО.Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. -СПб., 1902, т.6.
  109. Ш. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания (практикум по гештальттерапии). М.: Гиль-Эстель, 1993.- 238с.
  110. A.B. Основы теоретической психологии.- М.: Инфра-М, 1999. -528с.
  111. З.Петровский A.B. История и теория психологии/ Петровский A.B., Ярошевский М. Г. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996. в 2-х т. — Т.1. 415с.
  112. В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. -Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1996.- 512с.
  113. Пиаже.Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999.-528с.
  114. Пб.Поддъяков А. Н. Развитие исследовательской инициативности в детском возрасте. М.: МГУ им. М. В. Ломоносова, 2001.- 350с.
  115. Ю.А. Диагностика общего и художественного развития детей по их рисункам: Пособие для школьных психологов. Москва- Рига, 2000.-160с.
  116. Я.А. Исследование творческого потенциала личности // Психологический журнал, 1991. Т. 12, № 1.
  117. Я.А. Психология творческого мышления. М., I960.- 352с.
  118. Я.А. Психология творчества. М.: «Наука», 1976.- 147с.
  119. Я.А. Психология творения.- М.: «Модек», 1999.- 480с.
  120. М.М. Инновационные школы России: становление и развитие.- М.: «Новая школа» 1996.- 317с.
  121. A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989.- 282с.
  122. Практические занятия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов/ Сост. Н. Б. Берхин, С.Ф.Спичак- под ред. А. В. Петровского.- М.: Просвещение, 1972, С. 52.
  123. А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности// Психологическая наука и образование. 1998, № 2.
  124. Программы обучения по системе академика Л. В. Занкова. 1−3 классы. -М., 1993.
  125. Психогимнастика в тренинге / Под редакцией Н. Ю. Хрящевой.- СПб., 1999.-250с.
  126. Психологические исследования. Практикум по общей психологии для студентов пед. вузов/ Сост. Т. И. Пашукова, А. И. Допира, Г. В. Дьяконов М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-176с.
  127. Психология личности / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея.- М., 1982.-287с.
  128. Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии/под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997.-336с.
  129. А. Математическое творчество// Адамар Ж. Исследование психологии процессов изобретения в области математики. М., 1970. С 48.
  130. Равич-Щербо И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М.: Педагогика, 1988.
  131. A.A., Коломинский Я. Л. Социальная и педагогическая психология. СПб.: «Питер», 1999.- 409с.
  132. Н.В. Что такое развивающее обучение? Томск: «Пеленг», 1993.
  133. Дж. Грамматика фантазии. Пер. с итал. М, 1978.
  134. K.P. Становление личности. Взгляд на психотерапию. М.: ЭКСМО- Пресс, 2001.- 416с.13 7. Роджерс Н. К науке личности// История зарубежной психологии. Тексты- под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан М., 1966.
  135. Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств.// Вопросы психологии № 1,1995.
  136. Н. Творчество как усиление себя.// «Вопросы психологии», 1990, № 1.
  137. И.М. Психология фантазии: экспериментально-теоретическое исследование внутренних закономерностей продуктивной умственной деятельности. Минск: изд-во ВГУ, 1977.- С. 86−92.
  138. Н.С. Методологические принципы ценностного образования// Социально-философски проблемы образования. М., 1992.
  139. B.C. Поисковая активность и адаптация./ Ротенберг B.C. Аршавский В. В. -М., 1984.- 193с.
  140. C.JI. Бытие и сознание. М., 1957.
  141. СЛ. О мышлении и путях его исследования. М., 1958.
  142. В.П. Прочь от реальности: Исследования по философии текста.- М.: Аграф, 2000.- 428с.
  143. Е.Е. Культурный социогенез и мир детства: Учебное пособие.- М.: Академический проект, 2004. 496с.
  144. Г. К. Опыт системного анализа педагогических систем.// «Школьные технологию), № 6,1996.
  145. Г. К. Современные образовательные технологии. М.: „Народное образование“, 1998, — 255с.
  146. К.В. Гуманистическая и трансперсональная психология. -М.:АСТ, 2000.-592с.
  147. A.B. Система личностных смыслов: структура, функции, динамика. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — 272с.
  148. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб., 1996.- 349с.
  149. В.Ф. Образование: образ культуры// Социально-философские проблемы образования. М., 1992.
  150. А.Э. Развитие творческого мышления детей. Ярославль: „Академия развития“, 1996.- 192с.
  151. П.В. Созидающий мозг. М.: „Наука“, 1993.- 112с.
  152. . Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.
  153. К.С. Работа актера над собой. М.: Артист. Режиссер. Театр. 2002.- 487с.
  154. В.В. Самосозниние личности. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1983.-284с.
  155. Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль: „Академия развития“, 1996.- 240с.
  156. С.Г. Основы применения математических методов в психологии. СПб.: Санкт-Петербургский университет, 1999.- 115с.
  157. Тест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен). М., 1992.
  158. O.K. Психологические исследования творческой деятельности.- М., 1975.
  159. O.K. Психология мышления. М., 1988. -271с.
  160. Е.В. Проблеме самодеятельной игры в контексте основных идей А.В.Запорожца//Культурно-историческая психология: Международный научный журнал № 1,2006.
  161. Е. Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности. Методическое руководство.- СПб.: ГП „ИМАТОН“, 1998. -172с.
  162. Е.Е. Психодиагностика творческого мышления. Креативные тесты. СПб.: СПбУПМ, 1997.2-е издание: СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
  163. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
  164. Д.Н. Психология установки.- СПб.: Питер, 2001.- 416с.
  165. Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. Тб.: изд-во АН ГССР, 1961.
  166. Г. Экспериментальная психология. М., 1950.
  167. Д. Психология как наука о поведении, — Одесса, 1925.
  168. A.A. Избранные труды. JL: Наука, 1978.
  169. Д.И. Психология развивающейся личности.- М- Воронеж, 1996.
  170. ДИ. Социальное развитие в пространстве-времени Детства.- М.: Флинта, 1997.
  171. Фрейд 3. Будущее одной иллюзии// Сумерки богов. М., 1990.- 95с.
  172. С. Избранные педагогические сочинения. М.:"Прогресс», 1990.-149с.
  173. М. Время картины мира//Новая технократическая волна на Западе. -М, 1987.
  174. B.JI. Активность (характеристики и развитие). Воронеж: НПО «Модек», 2000 г. — 448с.
  175. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования.- 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер, 2002.- 272с.
  176. М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002.- 304с.
  177. A.B. Деятельностное содержание образования // Школьные перемены. Научные подходы к обновлению общего среднего образования. Сборник научных трудов. — М.: ИОСО РАО, 2001.
  178. Ш.Хьелл JI. Теории личности./ Хьелл JL, Зинглер Д. СПб.: Питер Пресс, 1997.-608с.
  179. В. Д. О предмете психологии//Труды ярославского методологического семинара.- Ярославль: МАПН, 2003.-384с.
  180. В.Д. Способности, одаренность, талант. Развитие и диагностика способностей. М.: Наука, 1991.
  181. Е.И. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма: Пособие для школьных психологов. -М.: ИНТОР, 1995.
  182. Д.П. История современной психологииЛИульц Д.П., Шульц С. Э. СПб.: «Евразия», 1998.- 528с.
  183. Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников/Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., ЩербоН.П.// Вопросы психологии. 1991, N1.
  184. П.К. Теория творчества. СПб., 1910.
  185. В.В. Современный словарь по психологии. Минск: Современное слово, 1998.
  186. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.- 304с.
  187. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. M.: REFL-book, 1996.-304с.
  188. Юнг К. Психологические типы. СПб.: «Ювента», 1995.- 715с.
  189. П. М. Процесс творческой работы изобретателя. M.-JI.1934.
  190. E.JI. Психологическое развитие творческого потенциала личности. М., Флинта, 1997 — 224с.
  191. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии// Вопросы психологии, 1985, № 6.
  192. Arnheim R. The creative process/ZPsychologischee Beitrage. 1962. Vol.6.№ 3−4.
  193. Barron F. Creative person and creative process. NY: World, 1971. Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process.- Lawrence, KS.
  194. Hallmann R.J. The necessary and sufficient conditions of creativity// Creativity: its educational implications. N.Y.- L.- Sidney, 1967.
  195. Kubie L.S. Neurotic distortion of the creative process.- Lawrence, KS: Univer sity of Kansas Press, 58.
  196. Wallach M.A., Kogan N.A. A new look of the creativity intelligence distinction. J. of Personality, 1965, vol.33,№ 3, p.348−369.
  197. J.S. Renzulli, R.K. Hartman. Scale for rating behavioral characteristic of superior students. Exceptional Children, 1971, p. 38,243−248.
  198. Torrance E. P. Crowing up creatively gifted: a 22-year longitudinal study // Creative child and adult quarterly. 1980.5. P. 148—170.
  199. Garritson J. Child Arts. Integrating curriculum. Through the Arts. Addison Wesley Pub.l. Comp., USA, 1969.
  200. Hess R., Kroft D. Teachers of young children. N.Y., 1975.205.01mo B.G. Reproduction.: The key to creativity // J. Great. Behav, V. 11,№ 3,1977.
  201. Haskell L. Art in early childhood years. Columbus, 1979.
  202. Khatena I. Analogy and creative imagination // J. Ment. Imagery, V7, 31,1983.
  203. Smith G., Carlsson A. Can preschool be creative? A perseptogenetic study of 4−6 years olds // Archive fur psychology. V.135,№ 1, 1983. т
  204. Уровни Область бытия субъекта Источники Интенции Условия стимулирования
  205. Номер карты Название кластера Содержание кластера
  206. Спвсок ответов ва 0 баллов Спвсок ответов ва 1 балл
  207. Люди (человекообразные существа) Великан, монстр, тролль, волшебник, силач, борец сумо, чародей, инопланетянин, робот, черт Ангел, гномы
  208. Животные Гиена, собака, лиса, бык, свинья, кабан, кот, морж, волк, медведь. шкура, крыса, олень, крокодил, еж
  209. Птицы (подобие птиц) Ворона, сорока, летучая мышь Скелет птицы
  210. Насекомые Пчела, бабочка Паук (паутина), жук
  211. Средства передвижения Корабль, пароход, катер, самолет
  212. Строения (их части) и сооружения Замок, пещера, дверь, окно, ворота, мост Замочная скважина
  213. Ландшафт и природные явления Горы, земля, море Огонь
  214. Деревья и растения Ель, тополь цветок, гриб
  215. Одежда, атрибуты Платье Кофта, корона, шлем, маска
  216. Мебель, предметы интерьера Кресло, ваза
  217. Другие категории Ракушка, кости
  218. Люди (человекообразные существа) Великан, монстр, тролль, волшебник, силач, борец сумо, чародей, добринопланет янин, робот, черт, клоуны и др. Мумия
  219. Животные Гиена, собака, лиса, кот, волк, козел, слон, лягушка. Медуза, страус, рыба, ящерица, медведь,
  220. Птицы (подобие птиц) Ворона, сорока, летучая мышь и др.
  221. Насекомые Паук (паутина), жук
  222. Средства передвижения Ракета
  223. Строения (их части) и сооружения Замок, башня, церковь. Печка, мост, скульптура, арка, стена
  224. Ландшафт и природные явления Горы, огонь1. Деревья и растения Букет
  225. Одежда, атрибуты Кроссовки, сапоги Корона, маска
  226. Мебель, предметы интерьера Ваза, табуретка Люстра, штора1. Оружие Шашка Пистолет1. Посуда Тарелка
  227. Другие категории шахматные фигуры Юла
  228. Люди (человекообразные существа) Великан, волшебник, чародей, клоуны, фокусник. Скелет, чудовище, король
  229. Животные Лягушка Дракон, медведь, крокодил, рак
  230. Птицы (подобие птиц) Ворона, сорока, летучая мышь1. Насекомые Жук Богомол
  231. Средства передвижения Машина, корабль
  232. Строения (их части) и сооружения Здание Изба, замок, мост
  233. Ландшафт и природные явления Огонь, костер, гора
  234. Деревья и растения Дерево, гриб
  235. Одежда, атрибуты Сапог, брюки, варежки
  236. Мебель, предметы интерьера Ваза, лампа, светильник1. Оружие Щит
  237. Посуда Банка, кастрюля, горшочек каши
  238. Другие категории Трубка, маска
  239. Люди (человекообразные существа) Великан, волшебник, чародей, клоуны, фокусник, иоги людей Карабас-Барабас, дядька Черномор, Бармалей
  240. Номер карты Название кластера Содержание кластера
  241. Птицы (подобие птиц) Ворона, сорока, летучая мышь знак бэтмена, дракон1. Насекомые Бабочки
  242. Средства передвижения Самолет
  243. Строения (их части) и сооружения Башня, замок Мост, изба, статуя
  244. Ландшафт и природные явления Небо, космос
  245. Деревья и растения Заросли
  246. Одежда, атрибуты Брюки, сапоги Платье
  247. Мебель, предметы интерьера Лампа, ковер1. Оружие Лук
  248. Посуда Ваза, кувшин Самовар
  249. Другие категории Корона Дорога
  250. Люди (человекообразные существа) силач, борец сумо, старик, атлет, клоуны и др. Мумия, черт, гномы
  251. Животные заяц, дельфин, осел, щука, крокодил кенгуру, дракон, улитка
  252. Птицы (подобие птиц) разные, летучая мышь Пингвин
  253. Насекомые бабочки, гусеницы, тля, жуки, мотыльки.
  254. Строения (их части) и сооружения Мост Замок, крепость, лестница, шалаш
  255. Ландшафт и природные явления Обрыв Кочка, поляна, вулкан
  256. Другие категории Украшение, пггара, могила, посох, гвоздь
  257. Люди (человекообразные существа) Чучело, пугало, старик
  258. Животные Собака, медведь, мышь, поросята, шкура рыба, динозавр, дракон
  259. Средства передвижения Корабль, самолет
  260. Строения (их части) и сооружения Мост Лифт, деревня
  261. Ландшафт и природные явления Овраги, горы Ущелье, туннель, обвал, море, сугробы, айсберг1. Деревья и растения Дерево
  262. Одежда, атрибуты Рубашка на вешалке
  263. Мебель, предметы интерьера Лампа1. Оружие Пушка, меч1. Посуда Горшок
  264. Другие категории Зонт, якорь, гитара, крест, могила, руль Огрызок, спичка, органы, тень, гроб, мороженое, ключ, космос, флаг, веер, ракетка
  265. Люди (человекообразные существа) Чучело, пугало, старик, индейцы, ангелы Черт, робот, снежная королева
  266. Животные Заяц, лиса, собака, козел, бык Мыши, лягушка, ящерица
  267. Птицы (подобие птиц) Утята
  268. Насекомые Бабочка, таракан
  269. Строения (их части) и сооружения Мост, качели Туннель, замок
  270. Ландшафт и природные явления Грязь, огонь, небо, радуга, река, гора1. Посуда Кувшин
  271. Другие категории Колье, бусы, рога Негатив, гармонь, зонт, гитара
  272. Номер карты Название кластера Содержание кластера
  273. Люди (человекообразные существа) Клоун, инопланетянин Мутант, рот, глаза, робот
  274. Животные Бульдог, собака, лнсы, медведи, кошка, черепаха, ящерица Крыса, бык, заяц, рыбы, краб, креветка, тигр
  275. Птицы (подобие птиц) Утята
  276. Насекомые Бабочка, таракан
  277. Строения (их части) и сооружения Мост, качели Туннель, замок
  278. Ландшафт и природные явления Грязь, огонь, небо, радуга, река, гора
  279. Деревья и растения Дерево, заросли
  280. Мебель, предметы интерьера Люстра1. Посуда Кувшин
  281. Другие категории Колье, бусы, рога Негатив, гармонь, зонт, гитара
  282. Люди (человекообразные существа) Акробат, мутант, баба яга
  283. Животные Олень, лошадь, верблюд, медведь, жираф, кот, обезьяна, коза, лось Дракон, змей горыныч, Чебурашка
  284. Птицы (подобие птиц) Страус, синица, лебедь, сова петух1. Насекомые Бабочка, жук
  285. Строения (их части) и сооружения Дом
  286. Ландшафт и природные явления Вулкан Пожар, река, вход в пещеру, земля на трех китах
  287. Деревья и растения Листочки, цветы, деревья Водоросли, банан
  288. Одежда, атрибуты Обувь Ролики
  289. Мебель, предметы интерьера Настольная лампа, абажур
  290. Другие категории Ракушка, коляска Сердце, воспаление легких, корона
  291. Люди (человекообразные существа) Робот, солдат, китаец, колдун, старик Хотгабыч
  292. Животные Обезьяна, рак, Чебурашка Олень, дракон, змея, медведь, мышь, жар-птица, курица
  293. Птицы (подобие птиц) Птицы
  294. Насекомые Бабочка Жук, паук, краб, осьминог
  295. Строения (их части) и сооружения Эйфелева башня, замок, церковь, башня Железная дорога
  296. Ландшафт и природные явления Обвал Гора1. Деревья и растения Роза
  297. Другие категории Салют Вешалка1. Ф:1. ШЁГГОД^П<�А У ОРРШбА
  298. Вербальная часть БЛАНК ОТВЕТОВ
Заполнить форму текущей работой