Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: Содержание и пути совершенствования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематизированы представления отечественных и зарубежных ученых о психических состояниях субъекта профессиональной деятельности. Проведенный нами анализ литературных источников показал, что исследование психических состояний в особых условиях профессиональной деятельности неразрывно связано с такими понятиями как «адаптация», «психическая напряженность», «напряженная ситуация», «стресс… Читать ещё >

Содержание

  • На правах рукописи
  • Специальность 19.00.13 -психология развития, акмеология
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научный руководитель: заслуженный деятель науки РФ, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Деркач Анатолий Алексеевич
  • Москва
  • СОДЕРЖАНИЕ стр
  • Глава I. Теоретико-методологические предпосылки исследования психических состояний
    • 1. 1. Состояние проблемы исследования
    • 1. 2. Психические состояния специалиста в особых условиях профессиональной деятельности

    1.3. Типы напряженных ситуаций, их сущностная характеристика и сопутствующие психические состояния в профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений. 1.4. Критерии, показатели и уровни оценки психических состояний готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности

    Выводы по Главе I.

    Глава II. Экспериментальное исследование состояний готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

    2.1. Предпосылки формирования состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

    2.2. Структура состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

    2.3. Зависимость состояния готовности сотрудников спецподразделений от цели и ожидаемых результатов их деятельности.

    2.4. Взаимосвязь и степень выраженности компонентов состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности

    2.5. Пути совершенствования состояний готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

    Выводы по Главе II.

Психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: Содержание и пути совершенствования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Государственная служба — специфический вид управленческой и исполнительской социально значимой деятельности, протекающей в особых, часто экстремальных условиях. Надежность и стабильность работы государственных служащих, способность преодолевать сложные напряженные ситуации и предотвращать возникновение некоторых типов таких ситуаций зависит от уровня сформированно-сти у субъекта труда психического состояния готовности к профессиональной деятельности.

Особое значение сформированность психического состояния готовности к профессиональной деятельности имеет для такой категории государственных служащих, как сотрудники спецподразделений.

Термин «специальное подразделение» используется применительно к подразделениям информационного профиля, результатом работы которых является либо достоверная и независимая от других источников специальная информация (материалы внешней разведывательной деятельности, информация по поддержанию управления народным хозяйством в^ особый период, военное время и при чрезвычайных ситуациях, экономическая информация мобилизационного назначения, информация социально-экономического мониторинга и т. д.), необходимая для принятия решений в области безопасности, обороны, экономики, науки и техники, международных отношений, экологии и т. д., либо техническое обеспечение своевременного получения, обработки и достоверной передачи такого рода информации.

Набор психологических профессионально важных качеств сотрудников специальных подразделений включает такие компоненты, как эмоциональная устойчивость, гибкость и ассоциативность мышления, оптимальная мотивация, способность анализировать и переосмысливать опыт предыдущей деятельности, антиципация, системный подход к решению проблемы, установка на достижение положительного результата деятельности, способность к адаптации к условиям деятельности, смелость, решительность.

Напряженный характер профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений, высокая ответственность и высокая психологическая цена результатов деятельности, наличие неопределенности и информационные перегрузки, высокая вероятность возникновения непредвиденных событий, угроза здоровью и жизни — все это может являться причинами возникновения различного рода трудностей при осуществлении профессиональной деятельности в особых условиях, вызывать у сотрудников спецподразделений состояния напряженности, ставить под угрозу срыва решение профессиональной задачи.

Выявление типов психических состояний, возникающих при осуществлении профессиональной деятельности у сотрудников спецподразделений, а также разработка методов их совершенствования позволит повысить эффективность, надежность и устойчивость профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений.

Состояние проблемы исследования. Проблемы профессиональной деятельности, осуществляемой в особых и экстремальных условиях являются предметом пристального внимания авиационной психологии (С.Г.Гелл ерштейн, Л. П. Гримак, П. А. Корчемный, В. Л. Марищук, Н. И. Наенко, К. К. Платонов и др.), космической психологии (Б.С.Алякринский, Г. Т. Береговой, Ф. Д. Горбов, О. И. Жданов, В. И. Лебедев, В. И. Мясников, Л. С. Хачатурьянц и др.), морской психологии (Б.В. Блинов, В. А. Бодров, Г. А. Броневицкий, Ю. П. Зуев, А. М. Столяренко и др.), военной психологии (В.М.Ахутин, Б. Ф. Ломов, В. А. Пухов и др.), исследованиях деятельности в условиях Крайнего Севера (П.В. Волков, Ц. П. Короленко, И. Ф. Рябинин и др.), а также психологии труда, спорта, социальной и инженерной психологии.

Проблемы деятельности в особых, экстремальных и сверхэкстремальных условиях активно исследуются и в рамках акмеологии.

А.А.Деркач, В. Г. Зазыкин, О. И. Жданов, В. Н. Кузнецов, И. В. Перминова, А. В. Щербина и др.). Основные усилия исследователей направлены на разработку методов устранения последствий экстремального воздействия (О.И. Жданов, Л. Б. Забелова, Г. И. Марасанов, М. Ф. Секач и др.).

В то же время до сих пор не проводились психолого-акмеологические исследования особенностей профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений и влияния сформированности психического состояния готовности на эффективность решения ими профессиональных задач.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования — дать психологическое обоснование содержания и структуры психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности, а также путей его совершенствования.

Объект исследования — психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

Предмет исследования — содержание, структура и пути совершенствования психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

Гипотеза исследования.

Психическое состояние готовности — это система таких знаний, умений, навыков, мотивов, отношений, установок, черт личности, которая, актуализируясь, позволяет сотрудникам спецподразделений эффективно выполнять свои профессиональные функции. Компоненты психического состояния готовности представляют единый симптомокомплекс.

Психическое состояние готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности формируется через развитие креативности и флексибильности как форм спонтанного проявления творческих резервов личности сотрудников спецподразделений, повышение уровня профессиональной умелости, осознание степени ответственности профессиональной задачи.

Обеспечив в процессе подготовки и профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений целенаправленное психолого-акмеологическое сопровождение, можно поэтапно формировать психическое состояние готовности, а также выявлять и при необходимости компенсировать симптомы нервно-психической неустойчивости.

Задачи исследования:

1. Осуществить теоретический анализ проблемы исследования. Дать описание психических состояний специалистов в особых условиях профессиональной деятельности.

2. Выявить типы напряженных ситуаций, их сущностную характеристику и сопутствующие психические состояния в профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений.

3. Выявить критерии, показатели и уровни оценки психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

4. Выявить предпосылки формирования психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

5. Определить структуру психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

6. Проанализировать зависимость психического состояния готовности сотрудников спецподразделений от цели и ожидаемых результатов их деятельности.

7. Выявить взаимосвязь и степень выраженности компонентов психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

8. Разработать научно-практические рекомендации по совершенствованию психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

Теоретико-методологической основой исследования являются принципы психологической науки: единство сознания и деятельности, единство внешней и внутренней сторон деятельности, деятельностного опосредования, системности, детерминизма, а также фундаментальные работы, рассматривающие категории «деятельность», «психические состояния», «особые и экстремальные условия деятельности», «стресс», «готовность к деятельности», «устойчивость и надежность профессиональной деятельности» в различных аспектах: социально-психологическом (К.А. Абульханова, Г. М. Андреева, А. И. Донцов, Я. Л. Коломинский и др.), психологическом (Б.Г. Ананьев, В. Г. Асеев, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Ю. М. Забродин, В. П. Зинченко, Е. А. Климов, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Кадриков и др.), акмеологиче-ском (А.А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, А. Ю. Панасюк, А. А. Реан, М. Ф. Секач, Е. А. Яблокова и др.).

Методы исследования: анализ литературы, посвященной вопросам изучения профессиональной деятельности специалистов в особых условияхметоды анкетирования, беседы, экспертного опросаконтент-анализ документовметод наблюдения, тестированияформирующий эксперименткачественный и количественный (статистический) анализ полученных результатов.

Статистическая обработка результатов производилась с помощью интегрированной системы STATISTICA для комплексного статистического анализа, корреляционного и факторного анализов.

Эмпирическая база исследования. Выборочную совокупность исследования составили 242 сотрудника спецподразделений.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась обоснованностью теоретико-методологических положений при изучении предмета исследования, разнообразием и надежностью использованных методов теоретического и эмпирического анализа, репрезентативностью выборки.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Осуществлен теоретический анализ проблемы исследования. Систематизированы представления отечественных и зарубежных ученых о психических состояниях субъекта профессиональной деятельности. Проведен анализ психических состояний специалиста в особых условиях профессиональной деятельности. Отмечено негативное влияние нервно-психической неустойчивости на результат деятельности сотрудников спецподразделений.

2. Выявлены типы напряженных ситуаций, их сущностная характеристика и сопутствующие психические состояния в профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений. Произведена типологиза-ция ситуаций по моменту возникновения, длительности воздействия, про-гнозируемости, характеру источника возникновения, интенсивности воздействия.

3. Выявлены критерии, показатели и уровни оценки психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности. В роли критериев выступают качество, точность и своевременность решения профессиональных задачумение планировать свою деятельностьспособность заниматься деятельностью не только интересной, но и нужнойспособность анализировать поставленную задачу, выбирать оптимальные методы ее решенияумение оценивать значимость выполняемой задачи, прогнозировать развитие оперативной ситуацииумение использовать приобретенный опыт профессиональной деятельностисмелость и решительность при решении профессиональных задач, психическая устойчивостьвладение методами психической саморегуляции и психологической разгрузки при осуществлении профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях. Показателями психического состояния готовности выступают общий интеллект, уровень умелости, уверенность в своих способностях, оценка ответственности за выполнение профессиональной задачи, оценка самочувствия, информированность о предстоящей деятельности, наличие нервно-психической неустойчивости и т. д. Показано, что психическое состояние готовности к профессиональной деятельности у сотрудников спецподразделений может быть сформировано на высоком, среднем или низком уровне.

4. Выявлены предпосылки формирования психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности: общие (хорошая память, сообразительность и др.) и специальные, которые необходимы для успешного выполнения определенных видов деятельности (профессиональные способности, смелость, решительность, высокий или средний уровень интеллекта, уровень умелости). Установлено, что для сотрудников спецподразделений высокого уровня умелости характерна сформированность таких интеллектуальных качеств, как умение строить умозаключения, самостоятельность и зрелость суждений, живость ума, скорость мышления, хорошая память, активность и концентрирован-ность внимания, сосредоточенность, поведенческая гибкость, умение легко и свободно выстраивать ассоциативные цепочки, способности к абстрагированию и логическим обобщениям, аналитико-синтетические, социально-перцептивные, когнитивные и креативные способности.

5. Определена структура психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности. Доказано, что ведущим компонентом в структуре готовности к профессиональной деятельности является мотивационный компонент — стремление проявить творчество и наиболее эффективно решить профессиональную задачу. Подтверждена особая важность конструктивных, организаторских, социально-перцептивных и коммуникативных умений в достижении высокого уровня психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

6. Выявлена зависимость психического состояния готовности от цели и ожидаемых результатов деятельности. Недооценка сотрудниками спецподразделений уровня своей умелости влияет на стремление решать профессиональную задачу и тем самым является одной из причин снижения готовности сотрудников спецподразделений к решению конкретной профессиональной задачи. Осознание необходимости решать профессиональную задачу для сотрудников спецподразделений было ведущим фактором мобилизации волевых усилий на решение конкретной профессиональной задачи. Об этом можно судить по оценке сотрудниками ответственности предстоящей профессиональной задачи.

7. Описана взаимосвязь и степень выраженности компонентов психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности. Показано, что компоненты психического состояния готовности к профессиональной деятельности тесно связаны между собой и представляют единый симптомокомплекс. Выделены пять форм состояния уверенности, обуславливающих степени готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности (по А.А. Дерка-чу): состояние самоуверенности, состояние высокой уверенности, состояние средней уверенности, состояние низкой уверенности, состояние неуверенности. Установлено, что уверенность в готовности к профессиональной деятельности возникает в результате сопоставления оценки своих возможностей (уверенности в своих профессиональных способностях) и оценки усвоенных знаний и умений, степени понимания целей и задач, творчества, инициативности, критичности, решительности, самостоятельности и смелости при решении профессиональных задач, степе профессионального самоопределения, информированности и готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

8. Доказательно представлено, что эффективными путями совершенствования психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности являются: диагностический, мо-тивационный, операциональный, когнитивный, эмоционально-волевой и личностный. Выявлена позитивная роль групповых активных методов обучения в динамике креативности и флексибильности как форм спонтанного проявления творческих резервов личности сотрудников спецподразделений, позволяющих им выстраивать акмеологические программы профессионального роста, осуществлять разработку продуктивных алгоритмов совершенствования психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные методики позволяют осуществлять эффективную подготовку сотрудников спецподразделений к успешному преодолению трудностей в профессиональной деятельностидиагностировать и формировать уровень психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельностиразвивать умения, навыки и личностные качества, способствующие повышению эффективности деятельности (адекватность оценки текущей ситуации, самоконтроль, самовоспитание, стратегическое и тактическое планирование и прогноз и т. д.).

Разработан комплекс мероприятий, позволяющий: поэтапно осуществлять формирование психического состояния готовности к деятельностисвоевременно выявлять и при возможности компенсировать симптомы нервно-психической неустойчивости. Данный комплекс мероприятий может использоваться для профессиональной подготовки сотрудников спецподразделений к деятельности в особых и экстремальных условиях.

Разработанная и апробированная программа «Акмеологические основы развития креативных способностей сотрудников спецподразделений» может входить в учебные курсы повышения квалификации и развития профессионального мастерства сотрудников спецподразделений. о.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и практические выводы диссертации изложены в публикациях автора, обсуждены на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации (1998;2002 гг.), докладывались на научно-практических конференциях «Акмеология: методология, методы и технологии» (Москва, 1998 г.), «Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственного служащего» (Москва, 2000 г.), «Психолого-акмеологические аспекты личностного саморазвития в системе непрерывного самообразования» (Москва, 2001 г.), «Личностно-профессиональное развитие персонала» (Москва, 2002 г.).

Разработанные методики используются в процессе профессиональной подготовки сотрудников спецподразделений, осуществляющих свою деятельность в интересах органов государственной власти Российской Федерации (Правительство Российской Федерации, Федеральное собрание Российской Федерации).

Положения, выносимые на защиту.

1. Наличие выраженных негативных функциональных состояний типа динамического рассогласования, а также признаков нервно-психической неустойчивости у сотрудников спецподразделений может рассматриваться как фактор риска срыва выполнения профессиональной задачи. Причем даже положительный опыт деятельности в особых условиях не может гарантировать надежность и устойчивость профессиональной деятельности в дальнейшем.

2. Напряженная ситуация способна вызвать значимое повышение нервно-психической напряженности у субъекта профессиональной деятельности, а также повлиять на результат деятельности. Напряженные ситуации являются итогом взаимодействия между воздействующими экстремальными факторами и адаптационными возможностями субъекта профессиональной деятельности.

3. В качестве основного показателя сформированности психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности выступает интеллект. Высокий уровень интеллектуальных способностей и свойств обеспечивает целенаправленность профессиональной деятельности, позволяет своевременно диагностировать и корректировать психические состояния сотрудников спецподразделений при решении ими профессиональных задач.

4. Уверенность в готовности сотрудника спецподразделения к профессиональной деятельности возникает в результате сопоставления им оценки своих возможностей и оценки усвоенных знаний и умений, степени понимания целей и задач, творчества, инициативности, самостоятельности при решении профессиональных задач, степени профессионального самоопределения, информированности и готовности сотрудника к профессиональной деятельности.

5. Сформированность структуры психического состояния готовности проявляется в способности находить наиболее оптимальное и эффективное решение профессиональной задачи, обеспечивая творческий характер деятельности и личную значимость.

6. Уровень психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности тесно связан с осознанием высокой ответственности профессиональной задачи.

7. Формирование состояния полной готовности делает сотрудников спецподразделений чувствительным к целям профессиональной деятельности и к тому, что может способствовать их достижению (выражены проектировочные способности), к содержанию оперативной информации и способам ее композиции, адекватным целям профессиональной деятельности (выражены конструктивные способности), к коллегам (выражены коммуникативные способности) — к способам включения коллег в различные виды деятельности и побуждения к достижению результатов в них (выражены организаторские способности), к недостаткам собственной деятельности и к способам их преодоления (выражены гностические способности).

8. Совершенствование психического состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности предполагает целенаправленную профессиональную подготовку, включающую усвоение комплекса специальных профессиональных знаний, умений, навыков и выработку необходимых личностных качеств. Создание акмеологического образовательного пространства актуализирует потенциальную способность сотрудника спецподразделения к творческому решению встающих перед ним проблем, т. е. выступает как катализатор проявления характеристик самоактуализирующейся личности.

Выводы по Главе II.

Корреляционный анализ по данным ретроспективного интервью и естественно-экспериментального исследования показал тесную взаимосвязь всех аспектов состояния готовности сотрудников. Этим мы еще раз подтвердили, что это состояние представляет собой симптомокомплекс тесно связанных признаков.

Установлено, что компоненты структуры состояния готовности не равнозначны. Экспериментальное исследование показывает, что ведущий компонент в состоянии готовности к профессиональной деятельности у мужчин и женщин не один и тот же. У мужчин — это стремление успешно решать профессиональную задачу и вносить творчество, у женщин — уверенность в своих профессиональных способностях. Тот и другой компоненты как у мужчин, так и у женщин имеют тесную связь между собой и взаимную подчиненность.

Корреляционный анализ по данным ретроспективного интервью выявил ведущую роль стремления успешно решать профессиональные задачи и вносить творчество в структуру состояния готовности сотрудников. Однако половые различия имеют существенное значение в проявлении состояния готовности к профессиональной деятельности. Связь уровня эмоционального возбуждения со стремлением успешно решать профессиональную задачу, проявлять творчество и уверенность в своих профессиональных способностях слаба. Это указывает на определенную самостоятельность данного компонента относительно первых двух.

Материалы исследования дают основания для выделения состояния полной готовности (наивысший уровень сформированности профессиональных умений) — средняя готовность (высокий уровень сформированности профессиональных умений) — низкая готовность (средний уровень сформированности профессиональных умений) — состояния неготовности (низкий уровень сформированности профессиональных умений).

В исследовании отчетливо обнаруживается динамичность состояния кратковременной готовности. Динамичность исследовалась в плане изменения степени выраженности состояния кратковременной готовности. Основными факторами, влияющими на изменение его в процессе профессиональной деятельности, являются: а) оценка качества решения профессиональной задачи руководством спецподразделенияб) субъективно оцениваемая и объективно существующая разница в трудности различных видов профессиональной деятельностив) мотивы деятельности.

Динамичность состояния кратковременной готовности сотрудника имеет еще один аспект. Установлено, что чем выше достигаемая сотрудником степень готовности к профессиональной деятельности в целом, тем меньше он подвержен влиянию дестабилизирующих факторов.

Формирование состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности должно осуществляться в виде целенаправленной профессиональной подготовки, включающей в себя усвоение комплекса специальных профессиональных знаний, умений, навыков и выработку необходимых личностных качеств. При этом должны учитываться специфические особенности профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений. При этом существенное значение имеет то, как они сами оценивают свою подготовленность. Субъективное отражение объективного уровня подготовленности оказывает нередко решающее влияние на формирование стремления успешно решать профессиональные задачи, проявлять творчество, на уверенность в своих профессиональных способностях.

Понижение флексибильности в стрессовых ситуациях у сотрудников спецподразделений как результат повышения у них «ригидности как состояния» влияет на снижение творческого начала даже у креативной личности в ситуациях состояния страха, стресса, плохого настроения, утомления, тревоги.

С возрастом, по мере накопления профессионального опыта у молодых сотрудников спецподразделений происходит усиление таких личностных особенностей как склонность следовать социально одобряемым формам поведения и уменьшение выраженности таких черт, как оптимизм, сензитивность и мечтательность, в результате чего они становятся более прагматичными.

Активные групповые методы обучения создают определенные условия для развития творческих способностей сотрудников спецподразделений. Значительно увеличились показатели креативности: «уникальность» невербальная по Торренсу от 2,39 до 3,89 (р<0,2), «уникальность» вербальная по Меднику от 3,55 до 6,91 (р<0,325) — «оригинальность» невербальная по Торренсу от 0,65 до 0,83 (р<0,56), «оригинальность» вербальная по Меднику от 0,44 до 0,68 (р<0,1).

В результате реализации курса «Акмеологические основы развития креативных способностей сотрудников спецподразделений» наметилась тенденция, указывающая на то, что групповые активные методы обучения могут влиять не только на креативность, но и на флексибильность, но для этого необходимо увеличивать длительность курса и его объем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблема качественной подготовки сотрудников спецподразделений к решению профессиональных задач, в том числе в особых и экстремальных условиях профессиональной деятельности тесно связана со сформиро-ванностью у сотрудника адекватного задаче состояния готовности к профессиональной деятельности. Объективно усложняющиеся условия профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений требуют все большего совершенствования процесса формирования и своевременной коррекции психических состояний готовности к профессиональной деятельности.

В нашей работе мы исследовали психические состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности, а также определили способы и пути эффективной коррекции негативных психических состояний, возникающих в процессе решения профессиональной задачи.

В рамках такого подхода основные итоги диссертации заключаются в следующем.

1. Систематизированы представления отечественных и зарубежных ученых о психических состояниях субъекта профессиональной деятельности. Проведенный нами анализ литературных источников показал, что исследование психических состояний в особых условиях профессиональной деятельности неразрывно связано с такими понятиями как «адаптация», «психическая напряженность», «напряженная ситуация», «стресс», «готовность к деятельности», «устойчивость и надежность профессиональной деятельности» и др. Выявлено, что поиск путей эффективной коррекции негативных психических состояний, позволяющих предупредить возникновение профессиональных деформаций и способных привести к срыву профессиональной деятельности является одним из приоритетных направлений психологоакмеологических исследований и в полной мере отражает актуальность настоящего исследования. Выявлены типы напряженных ситуаций, их сущностная характеристика и сопутствующие психические состояния в профессиональной деятельности сотрудников спецподразделений. Напряженная ситуация рассматривается как совокупность факторов, состояний, событий и процессов усложняющих условия профессиональной деятельности и представляющих особую значимость как для личности, так и для группы. Напряженные ситуации в деятельности сотрудников спецподразделений классифицированы по моменту возникновения, длительности воздействия, прогнозируемо-сти, характеру источника возникновения, интенсивности воздействия. Теоретический анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что, слабость адаптационной системы неизменно ведет к снижению эффективности деятельности, дезорганизации поведения. И в то же время, мы поддерживаем существующее мнение, что постстрессовые состояния, являясь донозологической, пограничной формой, носят временный, потенциально обратимый характер, и, что весьма важно — существует возможность укрепления защитных механизмов личности как результат целенаправленного психологического вмешательства. Выделены негативные психические состояния, способные дестабилизировать деятельность в особых и экстремальных условиях: эмоциональная напряженность, тревога, страх, паническое возбуждение, неопределенность и т. д.

Дано описание нервно-психической неустойчивости как показателя психических состояний специалиста в особых условиях профессиональной деятельности. Выявлены три степени нервно-психической неустойчивости: легкая, средняя и тяжелая. Анализ научных источников позволяет выделить повышение степени нервно-психической неустойчивости при снижении адаптационно-компенсаторных возможностей психики и организма по мере нарастания психофизических нагрузок. Военные психологи и медики грузок. Военные психологи и медики относят нервно-психическую неустойчивость к донозологическим состояниям психической деятельности, т. е. промежуточным между здоровьем и болезнью. Отмечено негативное влияние нервно-психической неустойчивости на результат деятельности, приведены рекомендации по выявлению признаков нервно-психической неустойчивости, а также сделан вывод о недопустимости наличия выраженной нервно-психической неустойчивости у сотрудников спецподразделений. Выявлены критерии, показатели и уровни оценки психических состояний готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности. Выявлены предпосылки формирования состояний готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности. В качестве таких предпосылок рассмотрены общие и специальные способности, их связь с уровнем умелости, а также уровень интеллекта (по Векслеру). Исследование показывает, что без общих интеллектуальных способностей и свойств невозможно эффективно решать профессиональные задачи. В свою очередь, высокий уровень интеллектуальных способностей и свойств обеспечивает целенаправленность профессиональной деятельности, позволяет своевременно диагностировать и корректировать психические состояния сотрудников спецподразделений при решении ими профессиональных задач. Особую значимость это приобретает при осуществлении деятельности сотрудниками спецподразделений в особых и экстремальных условиях. Сформированность взаимосвязанных интеллектуальных свойств, характерных для сотрудников высокого уровня умелости — это одна из психологических предпосылок успешного осуществления профессиональной деятельности в особых и экстремальных условиях и один из критериев готовности к ней. Определена структура состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности. Установлено, что состояние готовности представляет собой систему, которая включает мотивационный, волевой, интеллектуальный, эмоциональный, психомоторный компоненты. Ведущую системообразующую роль в системе играет мотивационный компонент. Содержание компонентов следующее: а) мотивационный: потребность успешно решать профессиональные задачи, проявлять творчество, интерес к процессу профессиональной деятельности, стремление добиться успеха, показать себя с лучшей стороны и др.- б) волевой: уверенность в профессиональных способностях, полное самообладание, внутренняя собранность и мобилизованность, нацеленность на преодоление любых трудностей, на активные, решительные и инициативные действияв) интеллектуальный: уровень знаний, умений и навыковпонимание профессиональной задачи, оценка ее значимости, знание способов решения, представление о вероятных изменениях обстановки и др.- г) эмоциональный: чувство профессиональной чести, творческий характер профессиональной деятельности, оптимальный внутренний подъем, способность принимать находить нестандартные решения профессиональной задачи, использование разнообразных форм и средств общения и др.- д) психомоторный: высокий уровень работоспособности, быстрое и точное выполнение рабочих движений, ясность в представлении предстоящих действий, оперативность в принятии решений.

Выявлена зависимость состояния готовности от цели и ожидаемых результатов деятельности. Недооценка сотрудниками уровня своей умелости влияет на стремление решать профессиональную задачу и тем самым является одной из причин снижения готовности сотрудника к решению конкретной профессиональной задачи. Осознание необходимости решать профессиональную задачу для сотрудников было ведущим фактором мобилизации волевых усилий на решение конкретной профессиональной задачи. Об этом можно судить по оценке сотрудниками ответственности предстоящей профессиональной задачи.

Сделан вывод о том, что характер прогноза (т.е. степень адекватности результата в сопоставлении с уровнем умелости) оказывает обратное влияние на самочувствие, уверенность и чувство ответственности и, таким образом, в целом на готовность к деятельности. Описана взаимосвязь и степень выраженности компонентов состояния готовности сотрудников спецподразделений к профессиональной деятельности. Были выделены четыре следующие степени, которые устоялись в отечественной психологии: 1) состояние полной готовности- 2) состояние готовности, приближающейся к полной- 2) состояние выраженной неполной готовности- 3) состояние неготовности. Исследование показало, что компоненты состояния готовности к профессиональной деятельности довольно тесно связаны между собой и представляют единый симптомокомплекс. Однако значение различных компонентов в структуре не одинаково. Основными у сотрудников являются горячее стремление работать лучше и уверенность в своих профессиональных способностях, которые тесно сопряжены между собой. Эмоциональное возбуждение в определенной степени зависит от уверенности сотрудников в своих профессиональных способностях, стремления работать лучше, проявлять творчество и осознания ответственности мероприятия. Заметное положительное влияние на стремление работать лучше, проявлять творчество и уверенность сотрудника в своих профессиональных способностях оказывает степень ответственности мероприятия.

5. Разработаны практические рекомендации по коррекции состояния готовности сотрудников спецподразделений в зависимости от структуры профессиональной деятельности.

Состояние готовности сотрудника спецподразделения к профессиональной деятельности является преимущественно доминирующим (долговременным), но оно может быть и ситуативным (кратковременным). В структуру длительной готовности входят: 1) положительное отношение к тому или иному виду деятельности, профессии- 2) адекватные требованиям деятельности, профессии черты характера, способности, темперамент, мотивация- 3) необходимые знания, навыки, умения- 4) устойчивые профессионально важные особенности восприятия, внимания, мышления. Кратковременная же готовность — это каждый раз создаваемое функциональное острие долговременной готовности, повышающее действенность. Возникновение готовности как состояния зависит от долговременной готовности. В свою очередь временная готовность определяет продуктивность длительной готовности в данных конкретных обстоятельствах [56]. Уровень кратковременной готовности зависит от адекватной уверенности сотрудника в своих профессиональных способностях, т. е. от адекватной самооценки. Совпадение самооценки с действительным уровнем сформированное&tradeсостояния готовности определяет степень кратковременной готовности.

Разработан инструментарий формирования и коррекции состояния долговременной и кратковременной готовности сотрудника спецподразделения к профессиональной деятельности. Необходимым условием формирования готовности является формирование у сотрудника значимых целей и мотивов деятельности. Важно, чтобы сотрудники обладали такими морально-психологическими качествами, которые позволили бы им в любой момент выполнить возложенные на них функции и достичь намеченной цели в соответствии с ожидаемым результатом. В формировании состояния готовности сотрудника спецподразделения к профессиональной деятельности большое значение имеет волевая регуляция, в процессе которой активизируется и закрепляются положительные мотивы деятельности и лучшие способы преодоления трудностей, возникающих в процессе решения профессиональной задачи.

Состояние готовности сотрудника спецподразделения к профессиональной деятельности должно формироваться сознательно и целенаправленно. Наряду с характером предстоящей деятельности большое влияние на его формирование оказывает отношение сотрудника к на его формирование оказывает отношение сотрудника к данному действию. Уровень этого состояния в большей степени определяется личным опытом сотрудника.

Процесс формирования состояния готовности сотрудника спецподразделения к профессиональной деятельности предполагает целенаправленное, комплексное использование средств и методов обучения и тренировки с целью приведения данного состояния в соответствие с требованиями и спецификой профессии.

В целом, исследование показывает зависимость эффективности деятельности сотрудника спецподразделения от степени сформированности у него состояния психической готовности. Сравнение экспериментальных и контрольных данных показало, что методика формирования и коррекции состояния психической готовности сотрудника к профессиональной деятельности, разработанная нами, эффективна. Использование ее на практике позволит сотрудникам спецподразделений, а также представителям других профессий, чья деятельность осуществляется в особых и экстремальных условиях достигать наивысших результатов оптимальными средствами. Вся совокупность полученных результатов подтверждает правильность выдвинутых нами предположений.

Перспективы исследования в данной области связаны как с углублением рассмотренной в нашей работе проблематики, так и с ее расширением. Время ставит новые, более сложные задачи перед сотрудниками спецподразделений, повышая интенсивность их профессиональной деятельности, предъявляя все более высокие требования к их профессионализму, морально-психологическим качествам. В этой связи интерес представляет поиск новых психолого-акмеологических подходов к оптимизации психических состояний сотрудников специальных подразделений и повышению эффективности их профессиональной деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аболин J1.M. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Казань: Изд-во КГУ, 1987. — 261с.
  2. Г. С. Практическая психология. Екатеринбург: «Деловая книга», 1998.-368с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. -Н.:Феликс, 1993.- 128 с.
  5. Ю.А., Лобастов О. С., Спивак Л. И., Щукин Б. П. Психогении в экстремальных ситуациях. М., 1991.- 115с.
  6. Ю.А. Пограничные психические расстройства. Рос-тов-на/Д: Изд-во «Феникс», 1997. — 576с.
  7. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.- 341с.
  8. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1998.-376с.
  9. О.С., Деркач А. А. Основы общей и управленческой акмеологии. М.: Изд-во РАГС, 1995.-272с.
  10. Арид Мухамед. Психологическая профилактика нервно-психической неустойчивости у военнослужащих САР: Дисс. канд. психол. наук. -М., 1996, — 268 с.
  11. В.Г. Личность и значимость побуждений. М.:ИПРАН, 1993. -223с.
  12. В.Л., Жданов О. И. Менеджмент вашего здоровья. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 224 с.
  13. А.В. Тестирование: Основной инструментарий практического психолога. М.: Дело, 1999. — 240с.
  14. Г. Т., Завалов Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике. -М.: Наука, 1978.-304с.
  15. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988. С. 270.
  16. А.А. Личность и общение. М., 1995. — 272с.
  17. В.А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов. -М.: ПЕР СЭ, 2000.-352с.
  18. В.А., Орлов В. Я. Психология и надежность: человек в системах управления техникой. М.: Изд-во «ИП РАН», 1998. — 288с.
  19. П.В. Основы военной гигиены. Для юнкеров и офицеров. -СПб, 1912.-259 с.
  20. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -301с.
  21. А.В. Деятельность субъекта и психическая деятельность // Деятельность: теория, методология, проблемы. М.: Наука, 1990. -С.129−143.
  22. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. — 528с.
  23. Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Автореф.дис. канд. психол. наук. М., 1981. -23с.
  24. Ф.Е. Психология переживания. М., 1984. — С.31−49.
  25. В.Ф., Зазыкин В. Г. Проблемы стабилизации характеристик систем «человек-машина»// Психологический журнал. 1982. — ТЗ. — № 5. -С.82−96.
  26. Г. А. Формирование мотивации профессионального самосовершенствования офицеров: Дис. канд. психол.наук. М., 1994 — 287 с.
  27. С.А. Правоохранительные органы и спецслужбы Российской Федерации. История и современность. Ростов на/Д: изд-во «Феникс», 1999.-704с.
  28. Н.В., Супрун П. Б., Токменинов В. П. Предупреждение отклоняющегося поведения у военнослужащих внутренних войск МВД СССР. Методическое пособие. М.:ВПА, 1990. — 35с.
  29. Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1997. -144с.
  30. А.Д. Исследование состояния психической готовности человека к деятельности в экстремальных условиях: Автореф.дис. канд. психол. наук. Л., 1972. — 24с.
  31. Ф. Психология управления. М.: Прогресс, 1982. -422с.
  32. Г. В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. М.:Изд-во РАГС, 1998.- 125с.
  33. Н.В. Психология социальных ситуаций // Вопросы психологии. 1997, — № 1. — С. 121−132.
  34. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические аспекты труда операторов. М.: Медицина, 1975. — 215с.
  35. Г. Д. Учитесь управлять собой. Л.: Знание, 1976. — 32с.
  36. С.А. НЛП: Техники россыпью. -М.: Изд-во «КСП+», 1999. -576с.
  37. Д., Бэндлер Р. Формирование транса. М., 1994. — С.22−25.
  38. Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Политиздат, 1987. -286с.
  39. Л.П. Радость во зло. //Прикладная психология и психоанализ, 1997.- № 2. С.5−10.
  40. К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы.- М.: Наука, 1970. 204с.
  41. А.С. Гуманитарные технологии в системе развития профессионализма госслужащих // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы.- М.:Изд-во РАГС, 1996. С.86−118.
  42. В.В., Зак А.З. Проблемы рефлексии: Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. — 213с.
  43. Н.Д. Факторы психической дезадаптации у лиц, работающих в особо опасных условиях// Материалы конференции «Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний». — Томск, 1996. — С.27−28. (В соавт. с А. С. Аведисовой, А.А.Фроловой).
  44. А.А. Социально-психологические основы совершенствования деятельности воспитателя: Дис. доктора психол.наук. Л., 1981. — 391с.
  45. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. Кн. 1. М.:Изд-во РАГС, 1999. — 392с.
  46. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 536с.
  47. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1−5. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. Кн.З. М.: Изд-во РАГС, 2000. — 538с.
  48. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1−5. Развитие ценностной сферы профессионала. Кн.4. -М.: Изд-во РАГС, 2001. 484с.
  49. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1−5. Акмеологические технологии диагностики и актуализации личностно-профессионального роста. Кн.5. М.: Изд-во РАГС, 2001.-541с.
  50. А.А., Дьячков В. М. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно-профессиональное развитие// Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы.- М.:Изд-во РАГС, 1996. с.39−57.
  51. А.А., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 178с.
  52. А.А., Лазаренко B.C. Психология развития личности: развитие познавательных способностей. Луганск: «Шлях», 1998. — 176с.
  53. А.А., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего.- М.: Изд-во РАГС, 1999. 94с.
  54. А.А., Михайлов Г. С. Методология и стратегия акмеологическо-го исследования. Монография. М.: МПА, 1998. -148с.
  55. А.А., Ситников А. П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: Социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии. М.: Луч, 1993. — 75с.
  56. Л.Г. Особенности регуляции функционального состояния оператора в процессе адаптации к особым условиям//Психологические проблемы деятельности в особых условиях. М.:Наука, 1985.-С.63−96.
  57. Л.Г. Деятельность и функциональное состояние: Активацион-ный компонент деятельности //Психологические проблемы профессиональной деятельности. М.: «Наука», 1991. — С.93−111.
  58. А.И. Психология коллектива. -М.: МГУ, 1984. 212с.
  59. О.Г. Понятие морали. г М.: Наука, 1974. 285с.
  60. М.И., Кандыбович JI.A. Психология: словарь-справочник. -Мн.: «Хэлтон», 1998. 399с.
  61. М.И., Кандыбович J1.A., Пономаренко В. А. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях. Психологический аспект. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. — 206с.
  62. Ю.Н. Исследование и проектирование межличностных ситуаций как теоретико-прикладное направление социальной психологии. //Вестник ЛГУ.- Сер.6. Вып.1. Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. — С.55−62.
  63. О.И. Технологии самосбережения в экстремальных условиях: практикум для государственных служащих. Учебное пособие /Отв. ред. А. А. Деркач. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 80с.
  64. Л.Б. Саморегуляция психических состояний государственных служащих: Автореф. дис. канд.психол.н.-М., 1997. 24с.
  65. Ю.М. «Модель личности» в психодиагностике (для практических психологов). Книга первая. М., 1994. — 182с.
  66. Д.Н. Деятельность оператора в условиях дефицита времени. // Инженерная психология / Под ред. Б. Ф. Ломова. М., 1977.1. С. 190−218.
  67. Н.Д., Пономаренко В. А. Психическое состояние человека в особых условиях деятельности//Психологический журнал.- 1983. Т.4.-№ 6.- С.92−105.
  68. Н.Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Образ в системе психической регуляции деятельности. /Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Наука, 1986.-173с.
  69. В.Г. Деятельность специалистов в особых условиях.- М.: НИИВО ГКНО, 1994. 324с.
  70. В.Г., Зайцева Е. В. Конфликтная личность в конфликтном противоборстве (психологические аспекты проблемы).- М., 1998. 149с.
  71. А.Н. Психическая напряженность как свойство личности. /Психическая напряженность в трудовой деятельности. М.: Наука, 1989. — С.225−237.
  72. Г. М., Смолян Г. Л. Типология информационно-психологических факторов риска.//Проблемы информационно-психологической безопасности. Инф.бюллетень. М.: ИПРАН, № 1 (4), 1997.-С.5−7.
  73. В.П., Майзель Н. И., Назаров А. И., Цветков А. А. Анализ деятельности человека-оператора //Инженерная психология / Под. ред. А. Н. Леонтьева, В. П. Зинченко, Д. Ю. Панова. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1964. — С.120−137.
  74. К. Психология эмоций. СПб.: «Питер», 1999. — С.464.
  75. Я.М. Патологический аффект / Психология эмоций. Сборник. М., 1984. — С.220−227.
  76. А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных конфликтах:Дис. доктора психол.наук. М., 1998. — С.130−135.
  77. А. Экзистенциальная психиатрия. М.-СПб., 1998. — С. 123 134.
  78. Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. М.:Смысл, 2000. — 181 с.
  79. Китаев-Смык J1.A. Психология стресса. М.:Наука, 1983. — 368с.
  80. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. — М.: Изд-во МГУ, 1995.-224с.
  81. Кон И. С. Открытие «Я».- М.: Педагогика, 1978. 367с.
  82. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М.: Наука, 1980−256с.
  83. Н.И., Шаккум M.J1. Акмеология и тестология. М. гРеформа, 1996.-329с.
  84. Н.И. Словарь-справочник по психологии. М., 1996. — 160с.
  85. Ц.П. Психофизиология человека в экстремальных условиях. Л., 1978. — С.91−114.
  86. П.А. Психологические аспекты повышения эффективности деятельности летных экипажей по обучению курсантов: Дис.канд.психол.наук. М., 1979. — 185с.
  87. П.А. Психические состояния личного состава в экстремальных ситуациях и управление ими // Гуманизация взаимоотношений военнослужащих, разрешение конфликтов и психотерапия. М., 1995. -С.21−24.
  88. И.О. Психологические последствия воздействия чрезвычайных обстоятельств на личный состав органов внутренних дел:Автореф. дис. канд. психол.н. -М., 1994. 26с.
  89. М.А. Психология защищенности человека от опасности в про' фессиональной деятельности: Автореф. дисс. доктора психол.наук. Л., 1985. С.11−15.
  90. Р. Основы психологического консультирования: Пер. с лит. -М.: Академический проект, 1999. 240с.
  91. Г. И., Рудой Н. С. Нервно-психическая неустойчивость у военнослужащих срочной службы. Л.:ВМА им. С. М. Кирова, 1984. -С.9−15.
  92. Краткий психологический словарь / Под общ.ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов на/Д: Изд-во «Феникс», 1998. — 512с.
  93. Е.П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности.//Вестник МГУ. Сер. 14. Психология.- 1979.-№ 3.-С. 14−24.
  94. В.М. Военная психология и психотерапия.// Военная психология: Методология. Теория. Практика. М.: ВУ, 1996. — С.23−26, 61−67.
  95. В.Н. Повышение психологической готовности кадров государственной службы к деятельности в стрессовых ситуациях: Авто-реф.дис.канд.психол.наук. М., 1995. — 24с.
  96. Кузнецов J1.H. Формирование состояния психологической готовности к боевым действиям у офицеров-операторов в процессе боевого дежурства: Дис.канд.психол.наук. М., 1980. — 187с.
  97. Н.В. Методы системного педагогического исследования. -Л.: ЛГУ, 1980.- 172с.
  98. Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища. М.:Высш.шк., 1989. -167с.
  99. Е.О., Зеленова М. Е. Военно-травматический стресс: особенности посттравматической адаптации участников боевых действий // Психологический журнал.- 1999. Т.20. — № 5. — С.62−74.
  100. Л.Г. Акмеологические основы оптимальной управленческой деятельности командира полка. М.: РВСН, 1994. — 242с.
  101. Л.Г. Оптимизация управленческой деятельности военных кадров: Дис. доктора психол.наук. М., 1995. — 430с.
  102. В.И. Личность в экстремальных ситуациях. М.: Политиздат, 1989.-304с.
  103. В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 431 с.
  104. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964. -С. 18−35.
  105. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность.: Избр. психол. произведения в 2-х т. Т.1.-М.: Педагогика, 1983.-345с.
  106. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: Курс лекций. М.: МГУ, 1994.-62с.
  107. А.Н. Преодоление трудностей в особых и экстремальных условиях деятельности.//Акмеология: методология, методы и технологии. М.: Изд-во РАГС, 1998. — С.211 -217.
  108. А.Н. Личностные факторы преодоления напряженных ситуаций в особых условиях профессиональной деятельности. //Психолого-акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования. М.: Изд-во РАГС, 2002. — С.318−327.
  109. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка: (Справочное пособие для врачей). Л.: Медицина, 1986. — 280с.
  110. .Ф. О системном подходе в психологии. // Вопросы психологии. 1975,-№ 3. — С.56−69.
  111. .Ф., Сурков Н. П. Антиципация в структуре деятельности. -М.: Наука, 1980.-279с.
  112. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихологический анализ решения задач. М.: Просвещение, 1966. — 124с.
  113. Д. Социальная психология. / Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998.-684с.
  114. А.Г., Чермянин С. В., Шустов Е. Б. Проблемы прогнозирования психологических последствий локальных военных конфликтов // Психологический журнал.- 1998. Т. 19. — № 2. — С.15−26.
  115. Г. И. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во «Совершенство», 1998. — 208 с.
  116. В.Л., Платонов К. К., Плетницкий Е. А. Напряженность в полете. М.: Воениздат, 1969. — 118с.
  117. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Дис. доктора психол.наук. М., 1982. — 346с.
  118. А.К. Психология профессионализма.- М.:РАГС, 1996. -308с.
  119. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. -Л.: Наука, 1982.-С.104.
  120. Международная классификация болезней (10 пересмотр.) Классификация психических и поведенческих расстройств: Клинические описания и указания по диагностике / Перевод на русский язык под ред. Ю. Л. Нуллера, С. Ю. Циркина. — СПб.: «Оверлайд», 1994.-С.300.
  121. Методы эффективной психокоррекции: Хрестоматия / Сост. К. В. Сельченок. Мн.: Харвест, 1999. — 816 с.
  122. В.Г. Организационно-педагогические основы профессионального становления офицерских кадров: Автореф.дис. доктора педагог.наук. М., 1995.- 35с.
  123. В.А. Особенности проявления паники в условиях экологического бедствия//Психологический журнал.- 1992. Т. 13. — № 2. — С.66−73.
  124. О.В. Развитие профессионального самосознания руководителей образовательных учреждений: Дис. доктора психол.наук. -М., 2000.-368с.
  125. К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. -243с.
  126. М.В. Типы профессионально ответственного отношения работников опасного производства в разных организационно-экономических условиях: Дис.канд.психол.наук М., 2002. — 156с.
  127. В.Н. Психология отношений. М.: ИПП, 1995. — 386с.
  128. В.Н. Личность и неврозы. Л.: Изд-во ЛГУ, 1960. — 224с.
  129. Н.И. Психологический анализ состояний психической напряженности: Автореф. дис.канд.психол.наук.- М., 1970. 24с.
  130. Н.И. Психическая напряженность. М., 1976. — 112с.
  131. В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336с.
  132. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: ЛГУ, 1983, — 166с.
  133. Т.А. Адаптация человека к экстремальным условиям и нервно-психическое напряжение//Вестник ЛГУ.- 1977. № 11. — С.11−18.
  134. Нервно-психическая неустойчивость и мероприятия по ее выявлению у военнослужащих. М.: МО РФ, 1992. — 32 с.
  135. А.А. Психологическая устойчивость специалиста к опасным условиям деятельности // Психология безопасности профессиональной деятельности. Тез. докл. I Межрег. Научно-практ. Конференции, — М., 1999.-С.44−45.
  136. А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 512 с.
  137. Основы общей и прикладной акмеологии / Под ред. А. А. Деркача, А. А. Бодалева, Н. В. Кузьминой и др. М.: РАГС, ВАим.Ф. Э. Дзержинского, 1995.-386с.
  138. И.В. Психологическая безопасность военнослужащих// Ориентир. 1995. — № 8. — С.48−51.
  139. В.Н. Саморегуляция психического здоровья: Практическое руководство. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.— 352с.
  140. И.В. Оптимизация организаторской деятельности кадров управления в особых условиях: Дис.канд. психол. наук. М., 1997. -С.22−32.
  141. В.Е. Психологическая диагностика профессионально важных качеств руководителей органов внутренних дел на основе компьютерных технологий: Автореф.дис.канд.психол.наук. М., 2001. — 24с.
  142. А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982.-255с.
  143. К.К. Вопросы психологии труда. М.: Медицина, 1979. -264с.
  144. Г. Г. Информационные войны. М.: Рефл-бук, 2000. -576с.
  145. Г. Г. Психологические войны. М.: Рефл-бук, 2000. — 528с.
  146. Проблемы профпригодности специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина. М.: Мысль, 1985. — 209с.
  147. А.О. Неравновесные (неустойчивые) психические состояния // Психологический журнал. 1999. — Т.20. — № 2. — С.118.
  148. Психический стресс и личность. Проблема посттравматических стрессовых расстройств. Коррекция и психотерапия. (Методическое пособие для практических психологов, психотерапевтов, социальных работников). Пермь, 1996. — С.25−33.
  149. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М.: Изд-во УРАО, 2000. — 304 с.
  150. Психологическая оценка и прогнозирование профессиональной пригодности военных специалистов / Под ред. Ю. М. Забродина и И.Д. Куд-рина.-М.: Воениздат, 1988. С.258−264.
  151. Психологическая помощь и консультирование в практической психологии / Под ред. М. К. Тутушкиной. СПб: Дидактика Плюс, 1999. -348с.
  152. Психологический статус личности в различных социальных условиях: развитие, диагностика и коррекция. М.: Прометей, 1992. — 197с.
  153. Психология безопасности: пособие для слушателей и аспирантов / Под общ.ред. А. А. Деркача, М. Ф. Секача. М.: Изд-во «Народный учитель», 2002. — 708 с.
  154. Р.В. Формирование профессиональной готовности курсантов (слушателей) образовательных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России к действиям в экстремальных ситуациях: Автореф.дис.канд.пед.наук. Рязань, 2002. — 23с.
  155. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998.-672с.
  156. М.М., Баранов Ю. А., Мухин А. П., Чермянин С. В. Психофизиологические аспекты состояния, поведения и деятельности пострадавших в очаге стихийного бедствия// Психологический журнал.-1989. Т.10. — № 4. — С.125−128.
  157. М.М., Баранов Ю. А., Мухин А. П., Чермянин С. В. Уфимская катастрофа: особенности состояния, поведения и деятельности людей//Психологический журнал.- 1990. Т.П. — № 1, — С.95−101.
  158. Ф. Основные формы страха / Пер. с нем. Э. Л. Гушанского. -М.:Алетейа, 1999. 336с.
  159. С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998.-688с.
  160. Руководство по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации. М.: 1994. — 41 с.
  161. М.Ф. Психическая устойчивость человека//Прикладная психология и психоанализ.- 1997. № 2. — С.36−41.
  162. М.Ф. Саморегуляция психической устойчивости руководителя. М.:Агентство «Квант», 1998. — 299с.
  163. Г. Стресс без дистресса. М.: Прогресс, 1979. — 124с.
  164. А.П. Акмеологический тренинг: Теория, методика, психо-технологйи. М.: «Технологическая школа бизнеса», 1996. — 428с.
  165. Л.И., Поляков В. П. Вопросы психогигиены и психопрофилактики в современных условиях.// Военно-медицинский журнал. -1982. № 2.
  166. Л.И., Барабаш В. И. Оценка состояния нервно-психического здоровья кандидатов в военно-учебные заведения.// Военно-медицинский журнал. 1979. — № 5.
  167. В.В. Самосознание личности. М., 1983. -285с.
  168. A.M. Экстремальная психопедагогика: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 607с.
  169. С.И., Абдурахманов Р. А. Психологические последствия боевой обстановки. М., 1992. — С.9−10, 27.
  170. Е.М. Психолого-акмеологические факторы устойчивости профессиональной деятельности госслужащих: Автореф. дис.канд. пси-хол.н.-М., 1997.-24с.
  171. Н.В. Посттравматическое стрессовое расстройство у ветеранов-инвалидов (участников боевых действий) // Клиническая психология / сост. и общая редакция Н. В. Тарабриной. СПб., 2000. — С.330−331.
  172. И.М. Реализация творческого потенциала молодых руководителей в процессе творческой деятельности// Профориентация и психология: теория и пракьтика. Томск, 2001. — С.60−63.
  173. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л., 1980. — С.28−29.
  174. Э. Бегство от свободы- Человек для себя / Пер. с англ. Д. Н. Дудинский. Мн.: ООО «Попурри», 1998. — 672с.
  175. Хорст Зиверт. Тестирование личности. М.: Инфра-М, 1998. -198с.
  176. X. Мотивация и деятельность: Т.1. М.: Педагогика, 1986.-408с.
  177. В.Д. Проблемы системного анализа профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185с.
  178. А.В. Повышение эффективности деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях: Дис.канд.психол.наук. -М., 1997.-220с.
  179. И.И. Паника как один из видов психосоциальных эпидемий. //Обозрение психиатрии и медицинской психологииим.В. М. Бехтерева.- 1995, — № 1. С.64−66.
  180. В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: «Современное слово», 1998. — 768с.
  181. В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: ЛГУ, 1978 — 214с.
  182. Alderfer С.Р. Existence, Relatedness and Growth: Human needs in Organizational Settings. N.Y.: The Free Press, 1972. — p.20−27.
  183. Argile M. The Experimental Study of the Basic Features of Situations // Toward a Psychology of Situations: An International Perspective. / Ed. D. Magnusson-New Jersey: Hillsdate, 1981. p.63−81.
  184. Endler N.S., Parker J.D.A. Multidimensional Assessment of Coping: a critical evaluation // Journal of Personality and Social Psychology, 1990/ -Vol.58.-p.844−854.
  185. Green D.L. Psychological research in Violence Traumatic Stress: an update // J. of Traumatic Stress, 1994. V.7. — № 3. — P.341−361.
  186. Lasarus R.S. Cognitive and coping processes in emotion / Stress and coping. New York: Columbia Univ. press, 1977. p. 144−157.
  187. Lyman W. Porter and Edward E. Lawler, Managerial Attitudes and Performance (Homewood, ILL: Irwin, 1968), p. 165.
  188. Magnusson D. Wanted: A Psychology of Situations \ Toward a Psychology of Situations: An International Perspective. New Jersey: Hillsdate, 1981. — p.124−132.
  189. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1954. — 372p.
  190. Moss R.H., Schaefer J.A. Life transition and crises // Coping with life crises. An integrative approach. New York: Plenum Press, 1986.-p.98.
  191. Poldinger W. Aspects of Anxiety .//Anxiety and tension new therapeutic aspects. — Basel, 1970.-p.l30−144.
  192. SherifM. Social Interaction. Chicago, 1967. — p. 117−122.
  193. Wierwill W.W., Connor S.A. Evolution of 20 workload measures using a psychomotor task in a moving-lase aircraft simulator // Human Factors, 1983. Vol.25.-p.5−16.
  194. Williges R.S., Wierwill W.W. Behavioral measures of aircrew mental workload // Human Factors, 1979. Vol.21. p.549−574.
Заполнить форму текущей работой