Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эффективность стратегических ассессмент-сессий в развитии профессиональных компетенций специалиста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты по проблеме исследования обсуждались на заседаниях и теоретических семинарах кафедры общей и экспериментальной психологии Государственного университета — Высшая школа экономики, доложены на Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М. В. Ломоносова «Ломоносов-2008», «Ломоносов-2010», Всероссийской… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ СПЕЦИАЛИСТА
    • 1. 1. Историко-хронологический анализ компетентностного подхода
    • 1. 2. Структура профессиональной компетентности
    • 1. 3. Личностное и профессиональное развитие специалиста
  • ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ САМОСОЗНАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
    • 2. 1. Самосознание как «особый временной момент» и фактор развития профессиональной компетентности
    • 2. 2. Теория и практика исследований профессионального развития и самосознания
  • ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПТЕТНТОСТИ СПЕЦИАЛИСТА И ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ
    • 3. 1. Методология управления профессиональным развитием по компетенциям
    • 3. 2. Процедура и метод исследования
    • 3. 3. Обсуждение результатов исследования и основные теоретические
  • выводы

Эффективность стратегических ассессмент-сессий в развитии профессиональных компетенций специалиста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Масштабность задач, стоящих перед современным российским обществом, поднимает проблему профессионализма специалистов и подготовки управленческих кадров. Своевременными и весьма актуальными становятся вопросы подготовки специалистов, готовых и способных решать сложные социально-экономические задачи развития общества. Это требует исследования проблем профессионального развития, выявления условий и психологических детерминант, определяющих критерии эффективности профессиональной деятельности.

Недостаточная эмпирическая обоснованность представлений о профессиональной компетентности, с одной стороны, и слабая концептуальная обоснованность некоторых эмпирических исследований компетентности, часто применяемых консалтинговыми компаниями в области управления человеческими ресурсами означает, что вопрос об особенностях профессиональной компетентности остается открытым, равно как и о применяемых методах и процедурах, направленных на изучение природы становления профессиональной компетентности.

В современной психологической науке компетентность связывается с определенной областью деятельности и определяется как интегральное свойство личности, характеризующее ее стремление и способность реализовывать свой потенциал для успешной деятельности (Б.Г. Ананьев, И. А. Зимняя, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю. К. Стрелков, В.Д. Шадриков). При достаточно широком внимании науки к проблеме профессионального обучения и развития, исследованиям в области психологического содержания становления профессиональной компетентности специалиста все еще уделяется недостаточное внимание. В связи с этим весьма перспективным представляется проведение исследований по выявлению необходимых условий оценки и развития профессиональной компетентности специалиста.

Поскольку, одним из условий профессионального развития и становления специалиста является научное обоснование построения системы профессиональной подготовки и условий развития профессиональной компетентности специалиста, наше внимание сосредоточено на изучении эффективности стратегических ассессмент-сессий в развитии профессиональных компетенций.

Общеметодологические основания исследования проблем профессиональной компетентности были заложены еще в разработках проблем человека как субъекта деятельности и жизненного пространственно-временного времени личности (C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев,.

A.B. Брушлинский, В. Д. Шадриков, А. К. Болотова и др.).

Не менее важными также являются результаты, полученные в работах, посвященных развитию профессиональной компетентности в рамках акмеологического подхода и разработке технологий личностно-профессионального развития (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин А.К. Маркова, JI.A. Митина, К. К. Платнонов и др.).

Тема управления и планирования профессионального развития раскрывается в трудах современных исследователей с точки зрения построения системы непрерывного образования и обучения, основанного на компетентностном подходе и осуществленного в рамках разработки профессиональных стандартов деятельности, решения вопросов содержания профессиональных компетенций (ЯМ. Кузьминов,.

B.Д. Шадриков, Е. А. Климов, Т. В. Корнилова, А. К. Маркова, В. Н. Дружинн, Ю. К. Стрелков, А.Г. Шмелев).

Понятие профессионального развития как научной категории логически дополняет представления ряда зарубежных авторов, которые ' рассматривают данную проблему с позиции самотождественности,.

I i психосоциальной идентичности, Я-концепции, самости и отмечают, что успех в профессиональной сфере жизнедеятельности человека объективно выступает гарантом благополучного осуществления всех иных социальных функций (К. Юнг, Э. Эриксон, А. Маслоу, К. Роджерс, Д. Мак-Клелланд, Э. Медоус А. Лэнгле, Дж Равен, Р. Бояцис, С. Уиддет, С. Холлифорд, Д. Сьюпер).

Теоретико-методологическим основанием становления профессионала в нашей работе выступают следующие положения: культурно-исторический подход в понимании самореализации личности, определении ее роли, места, значимости в выделении «актуального будущего поля» (Л.С. Выготский, В.П. Зинченко) — соответствие возможностей личности как субъекта деятельности с требованиями социальной среды, жизненного пути личности и проблем социализации личности (Б.Г. Ананьев К. А. Абульханова-Славская, А. Н. Леонтьев, A.B. Брушлинский, В. Д. Шадриков, А.К. Болотова) — идея смысложизненных ориентаций и личностного развития, самодетерминации, вариативности механизмов личностного развития (А.Н. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В.В. Столин) — проблемы жизненного и профессионального успеха личности, условий их достижения (Э.Фромм, В. Франкл, А. Маслоу, Э. Эриксон, А. Лэнгле, Дж Равен).

Различные аспекты соответствия характеристик человека и его профессиональной деятельности нашли выражение в следующих принципах: системно-деятельностной концепции саморегуляции психофизиологического состояния (А.Б. Леонова, Т. В. Корнилова, Л.Г. Дикая) — соответствия объективной сложности деятельности и решаемых ею задач (Е.А. Климов, И. А. Зимняя, Т. В. Корнилова, А. Б. Леонова, Ю.К. Стрелков). неоднозначной зависимости успешности деятельности от профессиональных способностей (В.Д. Шадриков, В.Н. Дружинин);

Тем не менее, проблема развития профессиональной компетентности и соответствующих этому условий все еще остается недостаточно исследованной, поэтому отправной точкой нашей работы является проблема изучения эффективности развития и возможностей диагностической оценки профессиональной компетентности специалиста в условиях стратегических ассессмент-сессий.

Усиление внимания к психологическим условиям становления профессиональной компетентности специалиста обеспечивается, на наш взгляд, растущим осознанием обществом того, что основой экономического развития страны является, прежде всего, хорошо подготовленный специалист, обладающий целым рядом профессиональных компетенций, способный к реализации и самореализации в различных сферах профессиональной деятельности.

Цели задачи.

Основной целью исследования является разработка эффективной технологии оценки и развития должностных профессиональных компетенций в условиях специальных развивающих стратегических сессий.

Цель исследования конкретизируется в следующих задачах:

Систематизировать и обобщить современные подходы к изучению условий профессионального становления специалиста, проанализировать проблемы профессионального компетентности в рамках компетентостного подхода.

Выработать целостное представление о структуре, содержании профессиональной компетентности, разработать модель профессиональных компетенций специалиста, включающую личностно-деловые, профессиональные и управленческие компетенции.

Разработать практико-ориентированную технологию стратегических ассессмент-сессий и диагностическую систему оценки должностных профессиональных компетенций, обосновать ее эффективность.

— Выявить различия в уровнях развития ключевых должностных компетенций у разных категорий специалистов в условиях проведения стратегических ассессмент-сессий.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является профессиональная компетентность специалиста в ее развитии, его предметом — развитие должностных профессиональных компетенций и их применение в кадровом отборе.

Гипотезы исследования.

1. Базисным основанием профессиональной компетентности выступает содержание, уровень освоения и условия развития специфических для данной сферы деятельности компетенций. Оценка по компетенциям — новый подход в отборе персонала и требует освоения современных эффективных технологий развития должностных профессиональных компетенций.

2. Развитие профессиональных компетенций в разных группах специалистов, различающихся по социальному статусу, возрасту и профессиональному опыту становления в определенной сфере деятельности позволяет повысить надежность прогноза успешности профессиональной деятельности специалиста.

3. Технология и организация стратегических ассессмент-сессий способствует формированию ключевых для данной сферы деятельности управленческих компетенций, таких как готовность к стратегическому управлению и рискам, креативное мышление, стратегические видение, долгосрочное планирование.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач в работе использовался следующий комплекс методов: историко-хроно логический анализ научной литературы по проблематике исследования, методы наблюдения, анализа документов и сбора информации, анкетного опроса, интервью.

Результаты исследования подвергались качественному и количественному анализу с использованием непараметрических методов математической статистики.

Исследование проводилось в условиях отбора кадрового резерва в ходе проведения стратегических сессий, в рамках которой задавались условия развития профессиональных компетенций.

Программа проведения стратегической сессии включала применение следующих методов: эссе, анализ презентаций экспертов, видеофильмов по специально-профессиональным проблемам, индивидуальная и групповая работа по проектированию решений, поставленных в ходе сессии задач в реальном времени и их презентаций, коучинг, консультации экспертов по проблеме профессионального развития и разработка индивидуальных планов развития.

Для оценки степени развития профессиональной компетентности применялся метод ассессмент-центра, включающий решение специально смоделированных управленческих задач, кейсов, интервью по компетенциям, независимой экспертизы, экспертной оценки и структурированного наблюдения за поведением респондентов в ходе стратегических сессий.

Характеристика выборки.

Выборочную совокупность исследования составили 298 респондентов, в составе которых были выделены четыре группы специалистов разного уровня:

Студенты 3-го курса факультета глобальных процессов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (98 человек);

Специалисты потенциального и оперативного резервов. В качестве специалистов в исследовании принимали участие работники ГНЦ НИИАР Госкорпорации «Росатом» (180 человек);

— Топ-менеджеры. В группу Топ-менеджеров вошли Главные инженеры и Заместители генеральных директоров по управлению персоналом атомных станций (20 человек).

Исследование проводилось в условиях отбора в кадровые резервы в ходе стратегических сессий и проходило в два этапа:

I — отбор в потенциальный кадровый резерв — первая и вторая стратегические сессии (65 и 55 человек соответственно);

II — отбор в оперативный кадровый резерв — третья и четвертая стратегические сессии (по 30 человек).

Основные этапы исследования. Эмпирическое исследование проводилось поэтапно в течение двух лет 2008;2009 гг. На первом этапе анализировались данные контент-аналитческого исследования эссе студентов за 2007, 2008 гг. Второй этап исследования проводился методом включенного эксперимента в рамках отбора в кадровые резервы в ходе стратегических сессий: I — отбор в потенциальный кадровый резерв — первая и вторая стратегические сессии (65 и 55 человек соответственно) — II — отбор в оперативный кадровый резерв — третья и четвертая стратегические сессии (по 30 человек). На третьем этапе проводилась оценка по ключевым должностным компетенциям заместителей генеральных директоров по управлению персоналом и главных инженеров атомных станций методом ассессмент-центра.

Научная новизна работы состоит в следующем:

1. Разработана эмпирическая модель должностных компетенций, включающая личностно-деловые, профессиональные и управленческие компетенции.

2. Подготовлены критерии и процедуры отбора кадрового потенциала на основе модели должностных компетенций.

3. Проведена апробация системы психодиагностического инструментария изучения и оценки профессиональных компетенций специалиста в ходе стратегической ассессмент-сессии для данной сферы профессиональной деятельности.

4. Разработаны и внедрены в практику программы проведения стратегических ассессмент-сессий для отбора в кадровые резервы.

5. Построены программы обучения и развития на основе модели должностных компетенций как отдельного специалиста, так и группы специалистов, обеспечивающие наиболее эффективное развитие и реализацию профессиональных компетенций специалистов данного профиля.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

Внесен теоретический вклад в разработку модели профессиональных компетенций, а также выявлены ключевые должностные компетенции, необходимые в профессиональной деятельности специалиста.

— Представлена концепция диагностики и оценки персонала по компетенциям, а условия их развития и реализации — являются новаторскими по сравнению с традиционными подходами в кадровом отборе и оценке персонала по личностным качествам.

Выявлены эффективные условия развития таких ключевых компетенций, как стратегическое видение, долгосрочное планирование, готовность к стратегическому управлению и рискам.

— Показано, что наиболее эффективное развитие ключевых компетенций обусловлено показателями социального статуса, возраста и опыта профессиональной деятельности в данной сфере.

Практическая значимость исследования: итогом диссертационного исследования стала разработка новой технологии диагностической оценки и развития должностных компетенций. Разработаны психолого-организационные принципы прогноза успешности профессиональной деятельности специалиста, где психологическое обеспечение заключается в разработке надежных методов оперативной оценки развития должностных компетенций. Материалы исследования и его результаты могут быть использованы для теоретического и методического обоснования повышения квалификации специалистов, в программах дополнительного образования и профессиональной переподготовки. В ходе исследования разработаны прикладные методы планирования профессионального становления специалистов в рамках компетентностного подхода, предложены программы группового обучения и самообучения (индивидуальные и групповые планы развития), способствующие достижению высокой эффективности профессиональной деятельности. Положения, выносимые на защиту.

1. Структура профессиональной компетентности специалиста обусловлена спецификой профессиональной деятельности и отражается в трех содержательных блоках компетенций: личностно-деловых, профессиональных и управленческих компетенциях.

2. Существует взаимосвязь между профессиональной компетентностью специалиста, его статусом, возрастом, опытом профессиональной деятельности и уровнем развития таких ключевых компетенций, как готовность к стратегическому управлению, стратегическое видение, долгосрочное планирование.

3. Эффективность развития профессиональных компетенций связана с технологией организации и проведения стратегических ассессмент-сессий, включающих диагностический, оценочный и развивающий этапы.

Достоверность результатов исследования.

Достоверность данных и обоснованность выводов, полученных в работе, обеспечивалась исходными научно-методологическими принципами, всесторонним анализом проблемы исследования, логикой построения исследования в соответствии с целью, задачами и гипотезами работы, репрезентативностью выборки испытуемых, применением адекватных методик исследования и корректным использованием статистических методов для верификации полученных данных.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты по проблеме исследования обсуждались на заседаниях и теоретических семинарах кафедры общей и экспериментальной психологии Государственного университета — Высшая школа экономики, доложены на Международных конференциях студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М. В. Ломоносова «Ломоносов-2008», «Ломоносов-2010», Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Проблемы теории и практики современной психологии» (Иркутск, 2009), научной конференции ГУ-ВШЭ «Психология индивидуальности» (Москва, 2008). Результаты исследования были использованы в рамках проектов ООО «ИБС Экспертиза» по «Формированию кадрового резерва ОАО «Научно-исследовательского института атомных реакторов», «Разработке Типового регламента по формированию кадрового резерва и работы с ним для организаций Госкорпорации «Росатом" — в качестве методологического основания для проектирования модели компетенций, разработки на их основе комплексной системы оценки деятельности и результативности сотрудников «ЭСКО ЗЭ».

Структура работы.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав, включающих 8 параграфов, списка литературы из 160 источников, из них 22 на английском языке, 7 рисунков, 11 таблиц, 10 приложений, дополнительные приложения на диске.

Выводы.

Программа исследования была разработана на основании анализа современных подходов к оценке и развитию профессиональных компетенций и включает в себя современные методы, такие как стратегическая сессия и ассессмент-центр.

Методы обработки данных были направлены на выявление степени развития профессиональных компетенций специалистов с целью их дальнейшего профессионального развития, которое оформлялось в виде индивидуальных планов развития.

Наше исследование показало, что развитие профессиональной компетентности происходит непосредственно в деятельности под воздействием ее специфики или в ходе специально разработанной технологии развития, максимально приближенной к реальным условиям данной профессиональной деятельности. Этот метод развития компетенций является наиболее эффективным по сравнению с другими традиционными методами обучения.

Данные статистического анализа, подтверждают предположение о том, что технология стратегической сессии, включая проведение ассесмент-центра, позволяет развивать ключевые управленческие компетенции специалиста в данной профессиональной деятельности. Это доказывает, что метод диагностики развития компетенций адекватен задачам исследования и позволяет разрабатывать индивидуальные и групповые планы профессионального развития. В нашем исследовании также проведен анализ степени развития компетенций и выявлены различия для групп испытуемых, отличающихся по социальному статусу, опыту профессиональной деятельности и возрасту. Для группы студентов по результатам контент анализа эссе было выявлено большее значение степени овладения личностно-деловых компетенций по сравнению с специальными профессиональными и управленческими. Группа потенциального резерва в значительно меньшей степени демонстрирует овладение ключевыми управленческими компетенциями по сравнению с группой топ-менеджеров и специалистов оперативного резерва. Таким образом, развитие профессиональных компетенций имеет свою специфику и может зависеть от социального статуса, возраста, опыта профессионального становления в данной области.

Заключение

.

1. Методы диагностики и оценки по компетенциямпримененные в ходе стратегической ассессмент-сессии позволяют в полной мере оценить степень развития профессиональных компетенций у разных групп специалистов.

2. Проведен анализ степени развития профессиональных компетенций и выявлено, что профессиональная компетентность имеет свою специфику и может зависеть от социального статуса, возраста, опыта профессионального становления специалиста: чем больше возраст, статус, профессиональный опыт, тем выше степень развития должностных компетенций.

3. Разработанная технология стратегической ассессмент-сессии, включающая комплекс методов и методик развития профессиональных компетенций специалиста, является одним из эффективных условий развития должностных управленческих компетенций, таких как готовность к стратегическому управлению и рискам, долгосрочное планирование, стратегическое видение в данной сфере деятельности. Эти компетенции выступают ключевыми в кадровом отборе по компетенциям на управленческие должности.

4. На основе полученных результатов могут быть разработаны методики и технологии развития ключевых управленческих компетенций, способствующие оценке и развитию профессиональной компетентности специалиста в аналогичной сфере профессиональной деятельности.

5. По результатам исследования простроены индивидуальные и групповые планы развития профессиональных компетенций, применяемые на практике в организации. Базисным основанием этих планов во многом являются адекватно подобранные условия (с максимальным вовлечением ключевых управленческих компетенций) профессионального развития, которые оформлялись в виде Проектов для стратегических ассессмент-сессий.

6. Применение технологий, разработанных в данном исследовании, позволяют разработать максимально точную программу профессионального развития в долгосрочной перспективе, включая разработку тренингов и других обучающих методов, направленных на повышение уровня профессиональных компетенций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , М.М. Профессиональная идентичность личности: психосемантический подход / М. М. Абдуллаева // Психологический журнал, 2004, том 25, № 2, С. 86−95.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
  3. И.К. Управление жизненным циклом корпорации / Ицхак К. Адизес. СПб.: Питер, 2008. — 384 с.
  4. , Е.А. Стратегический ассесмент: Как сформировать человеческий ресурс организационных изменений: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2008. — 352 с.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977
  6. .Г. Избранные труды / Б. Г. Ананьев. М.: Мысль, 1980.-324 с.
  7. , Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / Е.Ю. Артемьева- М.: Наука: Смысл, 1999. 349 с.
  8. , И.В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии у представителей технономических профессий: дис.. канд. Психол. Наук: 19.00.01 / И. В. Афанасенко. Ростов-на-Дону, 2005 — 217 л.
  9. , Т.Ю. На что годятся ваши менеджеры? // Sales business. 2004. — № 4.
  10. Т.Ю. Технология Assessment Centre / Т. Ю. Базаров // Менеджер по персоналу. 2006. — № 8. — С. 4−13.
  11. , Т.Ю., Беков, Х.А., Аксенова, Е. А. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур: Методическое пособие. М.: ИПК Госслужбы, 1995.
  12. , Т.Ю., Еремин, Б.Л. Управление персоналом. — М.: Изд. ЮНИТИ, 2005.
  13. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод, сборник. М., 2002
  14. И., Пова Н. Центры оценки и развития / Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. — 201 с.
  15. В.И., Оскарссон Б. Базовые навыки (ключевые компетенции) как интегрирующий фактор образовательного процесса // Профессиональное образование и формирование личности специалиста. Науч.-метод, сборник. -М., 2002
  16. , Р. Развития концепции и воспитания / Р. Бернс — М.: Прогресс, 1986. 422 с.
  17. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М.: Прогресс, 1986
  18. A.A. Компетентность или беспомощность / A.A. Бодал ев // Первое сентября. № 64/2001
  19. A.A. О психологическом понимании Я человеком / A.A. Бодалев // Мир психологии. 2002. номер 2. с. 12−17
  20. В.А. Проблемы профессионального психологического отбора / В. А. Бодров // Психол. журнал. 1985. — № 2. — С. 85−94.
  21. А.К. Человек и время в познании, деятельности, общении. М., 2007.
  22. , А.К., Башкин, Е.Б., Самосознание и развитие лчности как «особый временной момент». Культурно-историческся психология. Журнал. № 1 2009, С. 19−26.
  23. , А.К. Психология организации времени: Учебное пособие для студентов вузов/ А. К. Болтова. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 254 с.
  24. , А.К., Особенности восприятия времени в дошкольном возрасте // Новые исследования в психологии. 1977, № 2.
  25. Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // вопросы психологии. 1978. номер 4
  26. Е.М. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова. М., 1991. — 220 с.
  27. , Р. Компетентный менеджер: модель эффективной работы. М.: HIPPO, 2008. — 352 с. Вучкович-Стадник, A.A. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения / A.A. Вучкович-Стадник. — М: Эксмо, 2008. — 192 с.
  28. , Ч. Центры развития и оценки. Пер. с англ. — М.: ШРРО, 2005.-384 с.
  29. А.Б., Чудинова Е. В. Учебная деятельность. Введение в систему Д. Б. Эльконина В.В. Давыдова. — М., 2004.
  30. Л.С. Собр. Соч.: В 6 т. М., 1982
  31. , A.B. Подбор, оценка и аттестация персонала в сфере торговли и услуг. М.: Вершина, 2005.
  32. , Д., фон Розенштиль, Л. Организационная психология. Человек и организация /Пер. с нем. X.: Изд-во Гуманитарный Центр/О.А. Шипилова, 2006, — 624 с.
  33. , Т.Л. Профессиональная Я-концепция государственных служащих разных уровней управления: дис.. канд. Психол. Наук: 19.00.13 / Т. Л. Григорьева. М., 2001.- 165 л.
  34. , A.M. Ассессмент: принципы подготовки и проведения. СПб.: Речь, 2005.
  35. Дж., 0'Делл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. М., 1991.
  36. , О. Метод Центра оценки (Assessment center). Место оценки персонала в кадровой работе // Кадровый вестник. 2000. — № 2.
  37. A.A. Акмеология: методология, методы и технологии / A.A. Деркач. М.: РАГС, 1998. — 320 с
  38. , A.A. Личностно-профессиональное развитие государственных служащих как объект психолого-акмеологического мониторинга / Под общ. Ред. A.A. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2004. -232 с.
  39. , A.A. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «Модэк», 2004. — 752 с.
  40. A.A., Зазыкин В. Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин. М.: РАГС, 1998.-256 с.
  41. , С.Т. Профессиональная Я-концепция: системный подход: дис.. д-ра психол. Наук. Наук: 19.00.001 / С. Т. Джанерьян -Ростов-на-Дону, 2005. 600 л.
  42. С.А. Психология профессионализма субъекта труда: интегративный подход // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов: в 8 т. Спб.: Изд-во СПбГУ, 2003 — Том 3. — С 153 — С. 161.
  43. В.Г. Психология развития личности: Средний возраст, старение, смерть: Полный курс (под ред. Реана A.A.). М., 2007
  44. , А.К., Маслов, Е.В. Диагностический подход к оценке банковского персонала // Психологическая диагностика. 2004. № 2. С. 49−68.
  45. , А.К., Маслов, Е.В. Профессиональная компетентность руководителей банка: подходы к диагностике // Психологическая диагностика. 2005. № 1. С. 71 86.
  46. , Ю.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности // Диссертация на соискание ученой степени «Доктор наук» по специальности 19.0.0.5 «Социальная психология. М.: МГУ, 2003. — 356 с.
  47. , Ю.М., Журавлев, А.В., Павлова Е. Н. Технологии командообразования: Учеб. пособие для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2008. 320 с.
  48. , Г. В. Психическая ригидность в норме и патологии: автореф. Дис. Д-ра психол. Наук: 19.00.04- 14.00.18 / г. В. Залевский- Ленингр. Н.-и. психоневрол. Ин-т им. В.М.
  49. , А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». -2-е изд. М.: Флинта: МПСИ, 2002. — 648 с.
  50. .В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
  51. И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004
  52. Г. И., Компетентностный подход в профессиональном образовании, журнал Educational Technology & Society 10(3) 2007
  53. , Дж., Сервон, Д. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон СПб.: Питер, 2003 — 640 с.
  54. , М. Ассессмент-Центр / Пер. с нем. — X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. 128 с.
  55. Красностанова М.В. Assessment Center для руководителей. Опыт реализации в российской компании, упражнения, кейсы / М.В.
  56. , H.B. Осетрова, H.B. Самара. М., СПб: Вершина, 2007. -208 с.
  57. А .Я. Этика деловых отношений: учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр. персоналом» / Кибанов, А .Я., Захаров Д. К., Коновалова В. Г. М.: Инфа-М, 2005
  58. Е.А. Психология профессионального самоопределения. М., 2004
  59. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: Модэк, 1996 — 400 с.
  60. , В.В., Лунев, Ю.А. HR-инжиниринг. Как построить современную модель организации деятельности персонала / В. В. Кондратьев, Ю. А. Лунев. М.: Эксмо, 2007 — 512с. — (Навигатор для профессионала)
  61. Л.А. Теоретико-методологические основы изучения самореализации личности / Л. А. Коростылева // Психологические проблемы самореализации личности. Выпуск № 4 / под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. СПб.: изд-во СПбГУ, 2000. -252 с.
  62. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.- 119 с.
  63. , Я.И., Матросов В. Л., Шадриков В. Д. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (Под редакцией Я. И. Кузьминова, В. Л. Матросова, В.Д. Шадрикова) Разработан по государственному контракту №П243 от 11.09.2006
  64. В. Концепция «минимальной компетентности» // Перспективы. Вопросы образования. 1988. № 1.
  65. O.E. Компетентностный подход в образовании / O.E. Лебедев // Школьные технологии. 2004. — № 5.
  66. , А.Н. Избранные психологические произведение: в 2 т. М. Под редакцией В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983, Т1 391 е., Т2 318 с.
  67. , Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 2003. -487 с. Леонтьев
  68. , К. Д., Ферч-Рёвер, К. Assessment Center. Как успешно пройти тестирование в Центре оценки специалистов / Пер. с нем. М. Н. Терёхиной. М.: Смарт Бук: Омега-Л, 2008. — 128 с.
  69. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности / М.Ш. Магомед-Эминов. М.: ПАРФ, 1998 494 с.
  70. , П.В. Материалы стратегически сессий и методологических семинаров. Материалы Росатом, 2008, 2009 гг.
  71. , Г. И. Психология в организационном, консультировании. — М.: «Когито-Центр», 2009. — 368 с.
  72. А.К. Психология профессионализма. М.: МГФ «Знание», 1996.-308 с.
  73. , Е.В. Психологические аспекты отбора и адаптации начинающих руководителей банка. Дис. канд. психол. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова. М.: 2005.
  74. , М., Альберт, М., Хедоури, Фр. Основы менеджмента. -М.: Дело, 1993.
  75. , Л.М. Психология профессионального развития. -М,
  76. , JI.M. Формирование профессионального самосознания учителя / Л. М. Митина // Вопросы психологии
  77. , Т.Л. Структура и развитиепрофессионального самосознания: дис. — д-ра психол. Наук: 19.00.03 / Т. Л. Миронова. — М., 1999−436 л.
  78. B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985
  79. В.Я. Разговаривая с Ли Якоккой // Специалист. — 2000. № 4 — с. 32.
  80. A.M. Профессиональное образование в России. М., 1997.
  81. , О. Г. Московская школа индустриальной психотехники / О. Г. Носкова // Методология и история психологии. — 2006.-Т. 1, вып. 1.
  82. , О.Г. Психология труда: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е. А. Климова. 3-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — 384 с.
  83. , В.В. Психология: учебник В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. 2-е изд., перераб. И доп. — М.: Высшее образование, 2008. — 575 с. — (Университеты России)
  84. , А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутренне я человека / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. 1995 -№ 4. — с. 5 — 19.
  85. С.Р. Самоотношение / С. Р. Пантелеев // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах-М, 2003. С. 208−242
  86. , Л.А. Компетентность в общении. М., 1989
  87. В.Ф. Основы психосемантики / В. Ф. Петренко. СПб.: Питер, 2005. 480 с.
  88. , Ж. Психология интеллекта / Ж. Пиаже. СПб.: Питер, 2003.- 191 с.
  89. План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005−2010 годы, http://www.edu.ru/db-mo/mo/Data/d05/prm40-l.htm (от 10.09.09).92)
  90. К.К. Коллектив и личность. М. 1975, с. 11.
  91. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986
  92. Н. Баллантайн И. Центры оценки и развития. М.: Hippo, 2005
  93. , A.A. Ситуационно-операциональная решетка как метод профессиональной психодиагностики (на материале деятельности специалистов по операциям с недвижимостью): автореф. дис. канд. психол. наук / Потапкин Алексей Анатольевич. М., 2004. — 24 с.
  94. , Т.А. Концептуальные основы реализации компетентностного подхода в современном образовательном пространстве.
  95. , A.A. Психология личности. Социализация, поведение, общение / A.A. Реан М.: прайм — ЕВРОЗНАК, 2007. — 407 с.
  96. , Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М.: Когито-Центр, 2002. — 352 с.
  97. , Г. Рекрутмент и отбор. Подход, основанный на компетенциях. Пер. с англ. М.: ШРРО, 2005.
  98. K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994
  99. С.Л. Принцип творческой самодеятельности: К философским основам временной педагогики // Вопр. психол. 1986. № 4. С. 101 — 109.
  100. С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 2 М-1989
  101. , П.М. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. М.: Олимп-Бизнес., 2009. 448 с.
  102. , С. К. Групповые технологии решения организационно-психологических задач. Автореф. дисс. док. М.: ГУУ, 2000.
  103. , С.К. Современные отечественные технологии оценки и развития управленческого персонала. М.: Книжный мир, 2004. — 206 с.
  104. , С.К. По стандарту ассессмент-центра / С. Сергиенко, Т. Колкунова // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2006. -№ 12. — С. 50−54.
  105. А.Л. Психология управления организациями / А. Л. Свеницкий СПб.: Изд-во С.Петерб. Ун-та, 1999. — 222 с.
  106. И.П. Человек образование — профессия — личность. М. 2002. — 420 с.
  107. Е.Г. Профессиональное совершенствование педагога как социально-педагогическая проблема // Развитие личности и формирование индивидуальности: Сб. материалов Ярославль: ЯГПУ им. К. Д. Ушинского, 1996. С. 169−172.
  108. , Л.Н. Управление персоналом и психодиагностика. Практическое руководство. М.: Боргес, 2008.
  109. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию. Материалы семинара. — Самара, 2001.
  110. Соколов, А. В. Журнал «Форсайт», № 1, 2007
  111. , A.B. Трансформация бизнеса. Как подобрать ключи к изменениям и довести их до конечного результата / A.B. Сорокоумов. М.: Издательство Юрайт, 2009. — 241 с.
  112. Спенсер-мл., JI.M., Спенсер, С. М. Компетенции на работе / Пер. с англ. М.: ШРРО, 2005. — 384 с.
  113. А.Г. Сознание и самосознание. М, 1972. Столин В. В. Самосознание личности. М- 1983
  114. , JI. Центры оценки и развития. Тренинг наблюдателей. Сборник упражнений для обучения наблюдателей, ролевых игроков и экспертов. — М.: ШРРО, 2003. 270 с.
  115. Ю.К. Психические процессы в операторском труде. М., 1989
  116. , С., Холлифорд, С. Руководство по компетенциям / Пер. с англ. М.: ШРРО, 2003. — 224 с.
  117. Управление персоналом: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Проф. П. Э. Шлендэра.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. -320 с.
  118. Управление ростом. Годовой отчет ЗАО «ЭКОПСИ Консалтинг» за 2007 г. 2008. Электронный ресурс. URL: http ://kgo .rcb.ru/2008/otchet/ecop syotchetrus2007.pdf.
  119. Федеральная Целевая Программа Развития Образования 20 062 010, http://www.fcpro.ru/content/view/43/182/(от 10.09.09).
  120. В. Человек в поисках смысла / В. Франки. — М., 1990. -198 с.
  121. , A.A. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности. СПб.: Издательство «Речь», 2004. 210 с.
  122. Т.Н. Компетенции как основа управления эффективностью деятельности Электронный ресурс. / Татьяна Хватинина // SHL.ru: сайт компании SHL. М. 2008. URL: http://www.shl.rWfiles/conferencekz/SiiLKZpresentl .pdf (дата обращения: 17.02.2009).
  123. , Н. Аспекты теории синтаксиса Текст. / Ноам Хомский- под общ. ред. В. А. Звегинцева- Серия переводов. Выпуск I. -М., 1972.-233 с.
  124. A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: Изд-во МГУ, 2003. — 416с.
  125. , И.И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977.
  126. , В.А. Психологическая диагностика организации и персонала. СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  127. Что есть форсайт. Электронный ресурс. / URL: http://www.ht.ru/press/articles/print/art26.htm.
  128. В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход // Высшее образование сегодня. 2004.-№ 8,-С. 27−31
  129. В.В. Деятельность и способности. М., 1994
  130. , Э. Идентичность: юность и кризис / Э.Эриксон. -М.: Флинта, 2006 352 с.
  131. Bandura A. Social foundation of thought and action: A social cognitive theory. N.Y., 1986
  132. Bartram, D. The Great Eight Competencies: A Criterion-Centric Approach to Validation. Journal of Applied Psychology, Vol. 90, 2005, pp. 1185−1203.
  133. , G.V. & Depinet R.L., (1991), A reconsideration of testing for competence ratherthan intelligence, American Psychologist, 46 (10), 1012−1024
  134. Betz N., Lent R., Hackett G. Application of self-efficacy theory to understanding careers choice behavior // J. of Applied Psychol. 1986. V. 41.
  135. BoyatzisR. E. (1982) The Competent Manager: A model for effective performance. Chichester, John Wiley & Sons.
  136. , E. (2000) De C-story: verhelderende verhalen. actuele stromingen en rode draden binnen de competentieliteratuur The C-story: clarifying stories. actual approaches and threads in competence literature.
  137. German Standards for Assessment Center Operations (2004). Arbeitskreis Assessment Center e.V. Hamburg, Germany, July 4th, 2004. Электронный ресурс. URL: http://www.arbeitskreis-ac.de/attachments/149german-ac-standards-2004.pdf
  138. Guidelines and Ethical Considerations for Assessment Center Operations // International Journal of Selection and Assessment- Vol. 17- Number 3- September 2009- P. 243−253.
  139. Hall D. Career development in organizations. San Francisco- London Jossey-Bass, 1986, 366 p.
  140. Hornby D, Thomas R. Toward a betterstandart of managment. Personal Managment. Vol 21. No 1. 1989
  141. Lewin, К. Time perspective and morale // Watson G. (ed.) civil, morale. Boston- N.Y., 1942
  142. Le Deist F., Winterton J. (2005) What is competence? Human Resource Development International, Vol. 8, No. 1, p. 27−46.
  143. Lee G., Beard D. Development Centres. McGraw-Hill, 1993
  144. M.M., Eichinger R.W. (2002) For Your Improvement. A development and coaching guide. 3-rd edition. Lominger Limited, Inc. 603 P
  145. McClelland, D.C. (1973), Testing for competence rather than for intelligence, American Psychologist, 28, 1−14
  146. Meadows E.E. Empathic listening. Congruence. Empathy. Unconditional positive regard // Bri-strlecone. 1999. V. 2. Issues 1−4.
  147. , RJ. (1997). Everything you wanted to know about competency modeling, Training &Development, 51 (8), pp. 73−8.
  148. С. (2009) Assessment Center: Entwicklung, Durchfuhrung, Trends. Mit originalen AC-ubungen. 4., vollstandig Uberarb. u. erw. Aufl. Gabler, Betriebswirt.-Vlg, Wiesbaden. 516 S.
  149. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston, 1965.
  150. Super D. The psychology of careers. An introduction to Vacational development. N.Y., 1957, 347 p.
  151. White R. W. Motivation reconsidered: The concept of competence / R. W. White // Psychological review. 1959. — № 66. — P. 297−333
Заполнить форму текущей работой