Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Переживание травмирующего события как проблема психологии личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На сегодняшней день существует большое количество разрозненных исследований, посвященных отдельным последствиям отдельных видов психической травмы (Доровских, 1998; Карницкий, Рожко, 2000; Литвинцев и др., 1998; Мзгомед-ЭминовМурен-Симеони, 1993; Пушкарев и др, 2000; Снедков и др., 1998; Acierno et al., 1996; Basson et al., 1991; и др.). Настало время попытаться синтезировать разрозненные знания… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I.
  • Понятие психической (психологической) травмы в современной психологии
    • 1. 1. Развитие представлений о психической травме в психологической науке
    • 1. 2. Переживание события как психологическая категория
    • 1. 3. Виды травмирующих событий
    • 1. 4. Последствия травмирующих событий
    • 1. 5. Особенности процесса переживания психической травмы у детей
  • Глава II.
  • Динамика психической травмы
    • 2. 1. Этапы переживания психической травмы
    • 2. 2. Механизмы переживания психической травмы
    • 2. 3. Факторы, влияющие на переживание психической травмы
  • Глава III.
  • Психологическая помощь людям, переживающим психическую травму
    • 3. 1. Психологическая помощь на разных этапах переживания травмы
    • 3. 2. Методы помощи на отдаленных этапах переживания психической травмы
  • Заключение

Переживание травмирующего события как проблема психологии личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В последние годы в мире все более очевидной становится тенденция повышения внимания к экстремальным событиям, происходящим на планете, поведению людей в экстремальных ситуациях и помощи людям, в этих ситуациях пострадавшим. Такое внимание, с одной стороны, определяется глобализацией, постоянно углубляющимся, расширяющимся и ускоряющимся планетарным объединением человечества и сопутствующими ему конфликтами, а, с другой стороны, ростом планетарного сознания людей и их ответственности за судьбы других людей и народов.

В этой ситуации естественно, что психологическая наука становится одной из основных опор в исследовании и разрешении проблем, связанных с экстремальными ситуациями (см., например, Вахов, 1997; Зеленова а, бАлександровский и др., 2000; Магомед-Эминов, 1998; Соколова, 2002; Анцыферова, 2001; Солдатова, 1998; Фокин а, бДейте, 1999; Калшед, 2001; Прайс, 2001; Figley, 1986; Erikson, 1994; van der Kolk, 1987).

Изучение последствий техногенных и экологических катастроф, военных и политических конфликтов позволило увидеть, насколько часто человек, ставший жертвой экстремальной ситуации оказывается один на один с бедой, лишенный необходимой помощи и поддержки.

Особую значимость эти проблемы приобрели в России, точнее, в постсоветском пространстве. Распад СССР, тяжелейший экономический и политический кризис вызвали к жизни громадное количество ситуаций, травмирующих и разрушающих людей как физически, так и психологически (Лазебная а, бРешетников и др., 1991; Сукиасян, 1993; Пуховский, 2000; Харисова, Валмнуров, 1997; Беликова, 2002; Перес Ловелле, 2001; Тарабрина, 2001; Солдатова, Черкасов, Шейгерова, 2000).

Вышесказанное и сделало исключительно актуальным историко-аналитическое исследование проблемы психической (или психологической, как нередко ее называют в научной литературе) травмы и, как следствие, создание службы психологической помощи перенесшим ее людям. При рассмотрении психической травмы встает вопрос о структуре и динамике ее переживания субъектом. Именно поэтому нам необходимо обратиться к категории переживания в отечественной психологии (Выготский, 1984; Рубинштейн, 2000; Василюк, 1984; Бассин, 1973; Леонтьев, 1983). Отметим, что в русле деятельностного подхода категория оказывается довольно размытой и почти излишней. На наш взгляд, это происходит потому, что этими авторами (за исключением J1. С. Выготского) слабо акцентируется или теряется определяющее свойство переживания — переживание всегда является переживанием события (то есть происшествия, случая). Под событием мы понимаем некоторые движения (взаимодействия), ограниченные некоторыми пространственными и временными рамками (Неванлинна, 1966). А под переживанием события — «внутреннее отношение. человека к тому или иному моменту действительности. Всякое переживание есть всегда переживание чего-нибудь». (Выготский, 1984, с. 382). При таком рассмотрении понятие переживания не противоречит методологии деятельностного подхода, а дополняет его, приближая к психологической практике. В связи с этим особо эффективным становится разработка представлений, способствующих синтезу теоретического понимания природы психологической травмы с практическим опытом психологической помощи жертвам травмирующих событий.

Осуществляемая в течение пятнадцати лет попытка конкретно-научной разработки таього синтеза в области психологической травмы позволяет автору — и в этом одна из основных задач предложенной работы — представить переживание травмы субъектом не как набор отдельных патологических последствий травмы (ПТСР, депрессии, фобий, психопатизации и т. д.), а как единый психологический процесс переживания травмирующего события, обладающего вполне определенной фазовой динамикой. Такой подход, в свою очередь, позволяет представить переживание психической травмы не как что-то из ряда вон выходящее, а как нормальный элемент психологического развития человека. Мы не ставим себе здесь задачу пытаться давать четкие дефиниции патологии" и «нормы» (см. Зейгарник, Братусь, 1980). Используя понятие «нормальный» мы подразумеваем, во-первых, что психическая травма и ее переживание встречаются в жизни практически каждого человека, и, во-вторых, в большинстве случаев исход переживания ведет к интеграции события в психический опыт человека без искажения его развития и без формирования патологических синдромов. Как нельзя человеку прожить жизнь без ушибов и ран, так нельзя прожить ее и без психологических травм.

Кроме того, очевидно существенным является и осмысление способов психологической помощи и техник восстановления травмированной личности.

Все вышесказанное и определяет актуальность исследования психической травмы, которое позволяет обогатить знания о психологии человека, особенно в области психологии личности.

На сегодняшней день существует большое количество разрозненных исследований, посвященных отдельным последствиям отдельных видов психической травмы (Доровских, 1998; Карницкий, Рожко, 2000; Литвинцев и др., 1998; Мзгомед-ЭминовМурен-Симеони, 1993; Пушкарев и др, 2000; Снедков и др., 1998; Acierno et al., 1996; Basson et al., 1991; и др.). Настало время попытаться синтезировать разрозненные знания в представления о психологической травме как о целостном процессе со своими этапами и закономерностями. И в этом нам может помочь понимание психической травмы как одного из видов переживания событий. При этом переживание травматического события рассматривается как динамическая система, включающая в себя различные элементы и подсистемы (психофизиологических механизмов, эмоций, когнитивных процессов, установок) в их взаимодействии. При исследовании переживания психической травмы как процесса может быть особенно полезным изучение трансформации установок личности, включая весь комплекс действующих в данный момент времени установок разного уровня. (Асмолов, 1979,2001,2002).

Объект исследования. Люди, пережившие экстремальные события и ситуации.

Предмет исследования. Психическая травма как процесс переживания травматического события, рассматриваемый в онтологическом плане.

Цель исследования. В отличие от существующих работ, изучающих отдельные аспекты отдельных видов психической травмы, исследовать травму как целостный процесс переживания травмирующего события посредством проведения анализа системных динамических закономерностей этого процесса и отклонений в его протекании с исследованием места динамического комплекса разноуровневых установок в системе переживания травмы. Обосновать применение предложенного подхода к травме для определения конкретных задач и методов психологической помощи субъекту, переживающему травматическое событие.

Гипотеза. В современной психологии феноменологические проявления травмы, обнаруженные в различных исследованиях тех или иных последствий психологически травмирующих событий являются отражением разных этапов единого процесса переживания травмирующего события. Переживание события является динамической системой, в которой можно выделить различные элементы и подсистемы (в том числе комплекс разноуровневых установок), но которая к ним не сводится. Переживание психической травмы следует рассматривать как процесс, обладающий своей фазовой динамикой и возможными отклонениями от его нормального протекания.

Задачи исследования.

1. Анализ истории и состояния проблемы психической травмы в отечественной и зарубежной психологической литературе.

2. Анализ существующих исследований последствий психической травмы и выделение фазовой динамики этих последствий.

3.

Введение

категории переживания события и определение места этой категории в контексте общепсихологической теории деятельности как процесса отношений между человеком и событием, в ходе которого определяется личностный смысл события в жизни человека.

4. Разработка представлений о психической травме как едином процессе переживания события.

5. Развитие представления о динамике разноуровневых установок личности как механизме переживания травмирующего события.

6. Определение факторов, влияющих на процесс переживания психической травмы.

7. Рассмотрение особенностей переживания психической травмы детьми.

8. Определение целей и методов психологической помощи людям, переживающим психическую травму, в зависимости от этапов и механизмов протекания процесса переживания травмы.

Степень разработанности проблемы.

Первые обращения к феноменологии психической травмы встречаются в трудах психологов и психиатров в конце XIX — начале XX века (Ж. М. Шарко, Й. Брейер, 3. Фрейд, Дж. М. Да Коста, Т. Льюис, Б. С. Оппенгеймер, Н. Н. Баженов, П. Б. Ганнушкин). Но регулярные исследования травмы в зарубежной психологии начались после второй мировой войны, и интерес к ним не угасает (К. Фигли, JI. г. ейли, Д. Калшед, Э. Линдеманн, М. Мурен-Симеони, А. Браун, А. Фэрнхем, С. Бочнер, К. Эриксон, Р. Урсано, Б. Ван дер Колк и др.). В отечественной психологии бум исследований в области психической травмы начался после Афганистана и Чернобыля (Н. В. Тарабрина, Ю. А. Александровский, Е. М. Черепанова, Е. О. Лазебная, Е. В. Снедков, М. М. Решетников, С. Г. Сукиасян, С. В. Литвинцев, М. Ш. Магомед-Эминов и др.). Особую актуальность имеют вопросы оказания психологической помощи людям, пережившим психологическую травму (В. Франкл, Дж. Митчел, Ф. Шапиро, Р. Перес Ловелле, Б. Дейте, Л. Бергман, Т. Куин, Е. Т. Соколова и др.). Разные представления о переживании предложены в работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, Ф. В. Бассина, Ф. Е. Василюка.

Теоретико-методологические основы исследования. Теоретической базой исследования послужили концепция единиц психологического анализа Л.

С. Выготского и общепсихологическая теория деятельности (Л. Н. Леонтьев, Л. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев и др.), в русле которых разработано понятие пережчвания события, введено представление о психической травме как о процессе переживания события и определена роль изменения установок личности установок в этом процессе.

Методологической основой исследования послужил системный подход (Берталанфи, 1969; Садовский, 1974; Юдин, 1978): психическая травма рассмотрена как целостная совокупность составляющих ее подсистем.

Кроме того, использованы такие комплексное методы исследования, как научный синтез представлений о разрозненных аспектах психической травмы и динамический подход к исследованию, который «предполагает выявление специфики теч моментов, которые характеризуют собственно динамику, движение самой деятельности и ее структурных образующих». (Асмолов, 2002, с. 255). Соответственно, процесс развития психической травмы рассмотрен, начиная с событий, создающих психическую травму и особенностей травмируемой личности, до анализа отдаленных последствий пережитого и восстановления травмируемой личности с помощью психолога. Выделены рычаги, культурные психологические «орудия» (Л. С. Выготский), с помощью которых регулируется процесс развития психологической травмы, и ресурсы, способствующие восстановлению травмированной личности.

Новизна исследования. Обоснован подход к исследованию психической травмы как целостного процесса со своими этапами, закономерностями и механизмами в отличие от традиционного изучения разрозненных последствий травмирующего события-стрессора.

В работа на основе введения понятия «событие» (как движения или взаимодействия, ограниченного некоторыми пространственно-временными рамками) предложена концепция переживания как переживания события. Эта концепция легла в основу исследования психической травмы в настоящей работе.

Переживание травмы рассматривается как динамическая система с ее подсистемами: психофизиологической, когнитивной, эмоциональной, подсистемой установок и др.

На протяжении всей работы выявляется взаимодействие процесса переживания психической травмы с динамикой комплекса разноуровневых установок (смксловых, целевых, операциональных и их психофизиологических реализаторов).

Психическая травма рассматривается не как нечто исключительное, а как явление, встречающееся в жизни практически любого человека. При этом переживание психической травмы рассматривается как временное нарушение целостности и функционирования личности, вызванное внешним событием.

Анализируется нормальный процесс переживания психологической травмы и возможные осложнения (отклонения) в его протекании. С учетом этапов и закономерностей процесса психической травмы формулируются цели и подбираются методы психологической помощи людям, перенесшим травму. При этом акцент в оказании психологической помощи смещается в зависимости от этапов и механизмов развития процесса травмы.

Теоретическая значимость. Предложенные в диссертации представления о переживании события могут послужить основой для теоретического осмысления закономерностей процессов переживания различных классов событий в жизни людей. Основные положения и выводы работы способствуют углубленному изучению природы психологической травмы, этапов ее переживания, механизмов и факторов, влияющих на эффективность этого процесса. Особенности процесса переживания психической травмы как части жизни личности должны учитываться при разработке психологических теорий личности.

Практическая значимость. Основные положения диссертации используются з практической работе с людьми, пострадавшими в различных экстремальных ситуациях, в частности, в результате бытовой психологической травмы, от терактов, в военных конфликтах, технологических катастрофах, от природных катаклизмовв подготовке специалистов по работе с пострадавшими в различных чрезвычайных ситуацияха также при разработке и преподавании курсов по психологической травме, психологии личности, психотерапии.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В качестве исходного пункта исследований психической травмы вводится понятие «переживание события».

2. Психическая травма рассматривается как единый процесс переживания травмирующего события, ведущий к изменению установок личности.

3. Переживание психологической травмы может рассматриваться как динамическая система, что позволяет вычленить ее основные подсистемы, важнейшей из которых является трансформирующийся комплекс разноуровневых установок.

4. Процесс переживания психической травмы проходит определенные этапы, которые зависят от времени пребывания в травмирующей ситуации (кратковременного события, длительного пребывания в травмирующей ситуации и являющейся одновременно кратковременной и бесконечной ситуации, связанной со смертью близкого), протекает под влиянием факторов биологического, психологического и социального характера, которые действуют до, во времл и после травмирующего события, и реализуется с помощью психофизиологических и психологических механизмов.

5. В результате нормального процесса переживания психической травмы событие занимает свое место в прошлом, и личностью учитываются на всех уровнях те изменения, которые это событие оказало на настоящее и будущее (вплоть до переоценки ценностей и изменения иерархии мотивов). В некоторых случаях в процессе переживания травмы могут встречаться осложнения и отклонения от так понимаемого нормального протекания его.

6. Подход к психической травме как к процессу переживания события определяет цели и методы психологической помощи людям, завислщие от фазовой динамики протекания данного процесса. Цели и задачи диссертационного исследования обусловили структуру работы. Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, общим объемом 169 страниц.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В соответствии с поставленными целями и задачами в диссертации проведено исследование психической травмы как целостного процесса переживания травмирующего события посредством проведения анализа системно-динамических закономерностей этого процесса и отклонений в его протекании.

В работе рассмотрена история подходов к психологической травме в отечественной и зарубежной психологической литературе и дана оценка состояния существующих исследований последствий психологической травмы, в частности, структурирования этих последствий во времени.

Исследования психологической травмы в диссертации базируется на вводимой в работе категории переживания события и определении места этой категории в контексте общепсихологической теории деятельности как процесса отношений между человеком и событием, в ходе которого определяется место события в жизни человека.

На основании этой концепции обосновывается представление о психологической травме как о едином процессе переживания травматического события. Показано, что психологическая травма может случаться в жизни практически любого человека. Она — часть нашей жизни, а не что-то исключительное. При этом психическая травма рассматривается не как «норма» («нормальная реакция на ненормальные обстоятельства») или «болезнь» (психическое расстройство, вызванное некоторой внутренней патологией), а именно как травма — временное нарушения целостности и функционирования, вызванные внешним событием. Многочисленные исследования различных последствий психологически травмирующих событий являются отражением разных аспектов одного процесса. Переживание психической травмы — это нормально протекающий процесс со своими закономерностями (этапами, действующими факторами), механизмами и возможными отклонениями от нормального протекания. То есть, говоря медицинским языком, это может быть нормально протекающий болезненный процесс, подобно процессу заживления ран, в котором в некоторых случаях могут встречаться осложнения (подобно воспалению ран).

Использование принципиальных оснований системного подхода для изучения процесса переживания психической травмы как системы позволило определить наиболее значимые элементы и подсистемы этой системы, в частности, когнитивную, эмоциональную, психофизиологическую и другие, важнейшей из которых является динамический комплекс разноуровневых установок.

Процесс переживания психической травмы проходит определенные этапы, которые зависят от продолжительности травмирующего события (кратковременного события, длительного пребывания в травмирующей ситуации, травмы, связанной со смертью близкого), протекает под влиянием факторов биологического, психологического и социального характера, которые действуют до, во время и после травмирующего события, и реализуется с помощью психофизиологических и психологических механизмов.

Выявлен и проанализирован ряд механизмов, с помощью которых реализуется процесс переживания психической травмы: рассмотрены традиционные способы объяснения механизмов психической травмы в психодинамическом подходе, в когнитивно-бихевиоральных моделях, в многофакторных подходах и др.- исследованы психофизиологические и биохимические механизмы переживания психологической травмыизучены механизмы протекания психической травмы в случаях одиночной кратковременной травмы, не связанной со смертью близких, механизмы протекания в случаях длительного пребывания в травмирующей ситуации, механизмы переживания травмы, связанной со смертью близких.

В результате изучения особенностей протекания процесса переживания психической травмы у детей сделан вывод о том, что основным методом вмешательства для восстановления психического здоровья травмированных детей является нормализацией окружающей этих детей среды с предоставлением детям возможности вернуться к той деятельности, которая в их возрасте является ведущей.

На основании сформулированных представлений о психической травме как динамическом процессе переживания травмирующего события определены цели и методы психологической помощи людям, переживающим психологическую травму в зависимости от этапов, механизмов и закономерностей протекания процесса.

Проведенное исследование позволяет наметить перспективы дальнейшей работы в этом направлении. Важнейшей задачей является разработка экспериментальных методов, позволяющих оценивать выраженность и динамику переживания психической травмы, начиная с ранних этапов. Сложность этой задачи заключается в создании таких методов, которые не будут оказывать дополнительное травмирующее воздействие на обследуемых. Явно недостаточно пока исследована бытовая травма. На наш взгляд, перспективны исследования распространенности уровня травматизации не только после известного исследователю события, но и в случаях, когда подобной информации нет.

Очень важным представляется преодоление разрыва между теоретическими и практическими аспектами работы с психологической травмой. Многолетний опыт автора подтверждает необходимость и возможность эффективности такого соединения, чему может способствовать введение в психологическую теорию концепции переживания события.

В данной работе мы рассматриваем переживание только одного вида событий — психологической травмы. Для того, чтобы говорить о закономерностях переживаний, предстоит с подобных позиций рассмотреть и переживания других классов событий в жизни людей, причем окрашенных не только негативными, но и приятными эмоциями (переживание радостных событий), а также, возможно, эмоционально нейтральных. Нужно рассмотреть закономерности переживания очень значимых и малозначимых событий. Кстати, нам кажется, было бы интересно рассмотреть процесс переживания по отношению к произведениям искусства, которые вполне могут рассматриваться именно как события, а не «предметы». Важно также рассмотреть процесс онтогенеза переживаний (по-видимому, в процессе совместной деятельности ребенка и взрослого). Только тогда мы с полным основанием сможем говорить о закономерностях процессов переживания событий.

Отметим, что при каких-то условиях само переживание может, вероятно, становиться действием с соответствующей сознательно поставленной целью (завершение переживания или прохождение через него). Иногда при переживании тяжелых событий именно в таком случае человек обращается к помощи психотерапевтов и психологов. Но как правило такое превращение в действие происходит уже в процессе переживания. В каких-то случаях может происходить сдвиг мотива на цель и переживание может превращаться в деятельность (иногда можно столкнуться с подобными явлениями среди людей, постоянно посещающих психотерапевтические группы). Однако рассмотрение переживания только одного типа событий — травмирующих, не позволяет нам говорить, является ли такой процесс типичным.

В целом же результаты работы весьма значимы для углубления представлений о природе психологической травмы, для выбора методов помощи пострадавшимпри разработке психологических теорий личности, включающих психологическую травму как нормальную часть жизнив подготовке специалистов по работе с пострадавшими в различных чрезвычайных ситуацияха также при создании и преподавании курсов по психологической травме, психологии личности, психотерапии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.А., Тарабрина И. В. Опросник перитравматической диссоциации. — Тезисы конференции: http^Vwww.dcuacom.ru^pmt/konf/te/is.htm. (3 декабря 2003 г.)
  2. Ю. и др. Психогении в экстремальных ситуациях. -Психология экстремальных ситуаций: Хрестоматия / Сост. Тарас А. Е., Сельченок К. В. Мн.: Харвест, 2000. — 480 с. — сс. 154−220.
  3. К., Андреас С. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП. Пер. с англ. -Новосибирск, 1995.-285 с.
  4. Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологи* социальных ситуаций / Под ред. Гришиной Н. В. Спб.: Питер, 2001. — сс.309−334.
  5. Е. Ю. Основы психологии субъективной семантики. — М.: Смысл. 1999.-352 с.
  6. А. Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. -150 с.
  7. А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: «Смысл», 2002. — 480 с.
  8. А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  9. П.Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии, 1973, № 6-с. 13−24.
  10. Н. К. Насилие над чеченскими женщинами в ходе вооруженного конфликта. // Конфликт и травма. Выпуск 1. Актуальные вопросы оказания помощи при травматических и посттравматических стрессовых расстройствах. Спб., 2002. — сс.58−61.
  11. JI. Общая теория систем: Критический обзор // Исследования по общей теории систем. — М., 1969
  12. М.Брязгунов И. П., Михайлов А. Н. Устранение зрительных и слуховых посттравматических стрессовых нарушений с помощью методик фосфена и аудена. Дубна, 1994
  13. В. А., Богданова Т. С. Психофизиологическое обеспечение деятельности спасателей в экстремальный условиях // Медицина катастроф, № 1 (17), 1998.-С. 77−82.
  14. П.Васильева Ю. А. Подростки в ситуации сексуальной агрессии: психологическая переработка последствий психотравмы // Психология травматического стресса (Сб. тезисов конференции). М., Институт психологии РАН и др., 1994. — 45 с.
  15. Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 200 с.
  16. Ф. Е. Пережить горе: http://www.psychology.ru/library/62.shtml. (3 декабря 2003 г.)
  17. В. П. Психические нарушения у сотрудников правоохранительных органов, возникающие при деятельности в экстремальных условиях // Медицина катастроф, № 1 (17), 1997. С. 42−47.
  18. П. Как стать несчастным без посторонней помощи. — М.: Прогресс, 1989.- 160 с.-С.24.
  19. А. И. Боевая психическая травма у военнослужащих, действовавших в зоне Персидского залива // Военно-медицинский журнал, № 6, 1991.-С. 70−71.
  20. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. Пер. с англ. М.: «Дело», 1991. — 320 с.
  21. JI. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. 4. Детская психология. -М.: Педагогика, 1984.-432 с.
  22. JI. С. Социальная ситуация развития. // Психология социальных ситуаций. Под ред. Гришиной Н. В. Спб.: Питер, 2001. — сс.239−248.
  23. Д. Терапевтические метафоры. Пер с англ. — СПб.: Издательство «Белый кролик», 1995. 196 с.
  24. . Жизнь после потери. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. — 304 с.
  25. И. В. Посттравматические стрессовые расстройства у военнослужащих, получивших тяжелые ранения в военном конфликте // Медицина катастроф, № 1 (17), 1998. С. 48 — 52.
  26. Э. Игровая терапия // Роджерс К. Клиентцентрированная терапия. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1997. — 320 с.
  27. Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа: Пер. с англ. М.: Академический Проект, 2001. — 368 с.
  28. А. В., Рожко В. С. Инфаркт миокарда и стресс: проблемы адаптации // Информационный сервер ПСИХОСФЕРА журнал Психосфера, № 3 (13), 2000.
  29. Г. Н. Внутренняя среда организма. М.: Наука, 1978. 224с.
  30. Г., Армстронг Р. Тренинг принятия решений. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.-224 с.
  31. Китаев-Смык J1. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. — 368с.
  32. Конфликт и травма. Выпуск 1. Актуальные вопросы оказания помощи при травматических и посттравматических стрессовых расстройствах. Спб., 2002.- 131 с.
  33. В. Н. Методологические и организационные аспекты психиатрии катастроф // Медицина катастроф, 1997, № 1 (17). С. 21−24.
  34. Э., Смит J1. Тренинг лидерства. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2001. -320 с.
  35. А., Ахмеров Р. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003.-284 с.
  36. F.O. Психологические последствия психической травмы как фактор травматизации общества. // Тезисы конференции: http://www.degacom.ru/-pmt/konf/tezis.htm. (5 сентября 2002 г.)
  37. Л. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т. П.: Педагогика, 1983. 320 с.
  38. Д. Л. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999. — 487с.
  39. Э. Клиника острого горя // Психология эмоций. Тексты / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984. — 288с — Сс.212−219.
  40. С. В., Снедков Е. В., Белинский А. В., Фастовцев Г. А. Проблема нозологической самостоятельности посттравматического стрессового расстройства//Медицина катастроф, № 1 (17), 1998.-С. 102- 108.
  41. Магомед-Эл1инов, М. Ш. Трансформация личности. — М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. 496 с.
  42. М.И., Леви М. В., Ловчан С. И. Выявление групп риска развития посттравматических стрессовых расстройств пожарных // Тезисы конференции: http://vvvv.degacom.ru/-pmt/konf/tezis.htm. (5 сенятбря 2002 г.)
  43. Ю. С. Основные теоретические подходы к проблеме посттравматического стресса: http://wvvv.psychology.ru/lomonosov/tesises/fy.htm. (3 декабря 2003 г.)
  44. В. М. Особенности проявления и реагирования сотрудников ОВД на различные экстремальные ситуации // Тезисы конференции: http://www.degacom.ru/-pmt/konf/tezis.htm. (5 сентярбя 2002 г.)
  45. Дж., Кроули Р. Терапевтические метафоры для детей и внутреннего ребенка. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1996. — 144 с.
  46. Мурен-Симеони М. К. Синдром посттравматического стресса у ребенка // Ежегодник педиатрии, Париж, 1993, 40,8: 489−495. (Перевод неправительственной гуманитарной организации «Врачи мира», Франция)
  47. Р. Пространство, время и относительность. М., Издательство «Мир», 1966.-230 с.
  48. Перес Ловелле Р. Психотерапевтическое лечение фобических состояний и посттравматического стресса. М., 2001. — 154 с.
  49. Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) в практике медико-социальной экспертизы. Методические рекомендации для врачей ВТЭК. -М., 1993.- 12 с.
  50. Р. Ситуации риска // Психология социальных ситуаций / Под ред. Гришиной Н. В. Спб.: Питер, 2001. — сс.354−363.
  51. Психическое здоровье беженцев. -ВОЗ «Издательство Сфера», Киев, 1998.- 176 С.-С.94.
  52. Психологииеская помощь мигрантам: травма, смена культуры, кризис идентичности / Под ред. Солдатовой Г. У. М.: Смысл, 2002. 479 с.
  53. Психотерапевтическая энциклопедия. Под ред. Карвасарского Б. В. Спб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999 — 752 с.
  54. Н. Н. Психопатологические последствия чрезвычайных ситуаций. М.: Академический Проект- 2000. — 285 с.
  55. А. Л., Доморацкий В. А., Гордеева Е. Г. Посттравматическое стрессовое расстройство: диагностика, психофармакотерапия, психотерапия.
  56. М.: Изд-во Института психотерапии, 2000. 128 с.
  57. , М. М., Баранов Ю. А., Мухин А. П., Чермянин С. В. Землетрясение в Спитаке (1988 г.). Уфимская катастрофа (1989 г.) // Военно-медицинский журнал, № 9, 1991. С. 11−16.
  58. М. Психопатология героического прошлого и будущие поколения: http://www.pseudology.org/chtivo/WarAnalist.htm. (3 декабря 2003 г.)
  59. М. От идеи к решению: использование потенциала управленческой группы. Пер. с англ. М.: Три Л, 2000. — 192 с.
  60. С. Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000.-712 с.
  61. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  62. В. Н. Основания общей теории систем. М., 1974
  63. А.П. Экстремальные условия: риск и здоровье // Тезисы конференции: http://wvv.degacom.ru/-pmt/konf/tezis.htm. (5 сентября 2002 г.)
  64. Г. Стресс без дистресса. М., Прогресс, 1979. — 125 с.
  65. И. А. Организационные аспекты оказания психиатрической помощи пораженным в ходе ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций // Медицина катастроф, № 1(17), 1997. -С. 25−28.
  66. Е.В., Литвинцев С. В., Нечипоренко В. В., Лыткин В. М. Медико-психологические последствия боевой психической травмы: клинико-динамические и лечебно-реабилитационные аспекты // Современная психиатрия, Том 1,№ 1, 1998.
  67. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. — М.: Сов. Энциклопедия, 1985. — 1600с.
  68. L. Т. Психотерапия: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  69. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М., Смысл, 1998.
  70. Г. У., Черкасов П. А., Шайгерова Л. А. Проблемы адаптации вынужденных мигрантов в России // Психологи о мигрантах и миграции в России. Информационно-аналитический бюллетень. 2000. № 1. С. 9−25.
  71. А. Г. Наркомании у ветеранов локальных войн: http://www.cultinfo.rU/fulltext/l/001/001/095/01.htm. (3 декабря 2003 г.)
  72. С. Г. Особенности посттравматических стрессовых нарушений после землетрясения в Армении // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева, № 1, 1993. С. 61 — 65.
  73. Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. -СПб: Питер, 2001.-272 с.
  74. А. Е., Мельникова Т. С., Краснов В. Н., Василенко А. М. Фармакопунктурная нейроиммуномодуляция у больных посттравматическими стрессорными расстройствами: http://wvv.medcare.ru'articles/neroimm.htm (3 Декабря 2003 Г.)
  75. Д. А. Феноменология посттравматического стрессового расстройства // Методическое пособие по работе с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Спб., 2001. — сс. 6−30.
  76. В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986. 384 с.
  77. Л.В. Методика проведения занятий с детьми и подростками по программе позитивной профилактики различных видов зависимости «Пантера» (Противостоя Алкоголю, Наркотикам Ты Ежедневно РАстешь). М.: 1994.
  78. Л.В. Методика проведения занятий с младшими школьниками по программе позитивной профилактики курения, алкоголизма, наркомании и обучения навыкам безопасного поведения. М.: 1995.
  79. Л.В. Методика проведения занятий с подростками по программе позитивной профилактики наркомании, алкоголизма и других видов асоциального поведения. М.: 1993.
  80. Л. М. Социально-трудовая адаптация при психических расстройствах у участников войны в Афганистане: Автореф. канд. дис. — М., 1992.-24 с.
  81. А. А Боевое ПТСР актуальная проблема психологии XXI века: http://vvw.psychology.spb.ru/articles/tez/2000/fl 8.htm. (3 декабря 2003 г.)
  82. А.А., Лыткин В. М., Снедков Е. В. О возможности прогнозирования развития лосттравматических стрессовых расстройств у ветеранов локальных войн: http://vvv.infamed.com/pub/a020.html. (3 декабря 2003 г.)
  83. В. Человек в поисках смысла: Сборник. М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  84. Фрейд. О психоанализе. В: 3. Фрейд. Психология бессознательного: Сб. произведений / Сост. М. Г. Ярошевский. М.: Просвещение, 1989. — 448 с.
  85. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. — 456 с.
  86. И. М., Валинуров Р. Г. Опыт организации медико-психологической и психиатрической помощи при катастрофе в республике Башкортостан//Медицина катастроф, № 1 (17), 1997.-С. 29−32.
  87. Е. М. Психологический стресс: Помоги себе и ребенку. М.: Издательский центр «Академия», 1997. — 96 с.
  88. Е. М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. Руководство для спасателей и другого персонала служб быстрого реагирования. -М.: 1995 -34 с. С. 17.
  89. А. В. О психологической подготовке сотрудников органов федеральной службы безопасности РФ к деятельности в экстремальных условиях // Тезисы конференции: lntp://wvvdegncomTu'-pml/konr'tC7is.htm. (5 Сентября 2002 г.)
  90. Ф. Психотерапия эмоциональных травм с помощью движений глаз: Основные принципы, протоколы и процедуры. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. -496 с.
  91. Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.
  92. Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. -М., 1978
  93. Я куш кип Н. В. Психологическая помощь воинам-афганцам в реабилитационном центре республики Беларусь // Психологический журнал, т. 17, № 5, 1996.-сс. 102−105.
  94. Acierno R.A.- Kilpatrick D.G.- Resnick M.S.- Saunders B.E.- Best C.L. Violent assault, postraumatic stress disorder, and depression. Risk factors for cigarette use among adult women // Behav. Modif.- 1996 Oct. Vol. 20, Issue 4. P. 363−84.
  95. Amir M., Kaplan Z., Kotler M., Type of trauma, severity of posttraumatic stress disorder core symptoms, and associated features // J Gen Psychol, 1996 Oct. Vol 123 Issue 4.-P 341−51.
  96. Armstrong, K., O’Callahan, W., & Marmar, C. R. (1991). Debriefing Red Cross disaster personnel. The multiple stressor debriefing model // Journal of Traumatic Stress, 4 (4). P. 581−594.
  97. Armsworth, Mary W., Holaday, Margot. The effects of psychological trauma on children and adolescents // Journal of Counseling & Development, Sep/Oct93, Vol. 72, Issue l.-P. 49, 8p.
  98. Baily, Lionel. L’enfant, le trauma et la guerre // Journal Fran^ais de Psychiatrie, N 3, 1995.
  99. Basson M., Guinn J., McElligott J., Vitale R., Brown W., Fielding L. Behavioral disturbances in children after trauma // J. Trauma. 1991- 31:13 631 368.
  100. Becker D., Margolin F., How Surviving Parents Handled Their Young Children’s Adaptation to the Crisis of Loss // Moos R. H. (Ed.), Human Adaptation. Coping with Life Crisises. Lexington, 1976. — P. 101−106.
  101. Belenky, G. L., Tyner, C. F., & Sodet, F. J. (1983). Israeli battle shock casualities: 1983 and 1982 (Report NP-83−4). Washington, DC: Division of Neuropsychiatry, Walter Reed Army Institute of Research.
  102. , L. II., & Queen, T. (1988). Post-trauma response programs // Fire Engineering, 17/- P. 89−91.
  103. Berton M.W.- Stabb S.D. Exposure to violence and post-traumatic stress disorder in urban adolescents // Adolescence- 1996 Summer. Vol 31 Issue 122. P 489−98.
  104. Blair R.Ci. Risk factors associated with PTSD and major depression among Cambodian refugees in Utah // Health Soc. Work- 2000 Feb. Vol. 25, Issue 1. P. 23−30.
  105. Bradshaw S. L. Jr., Ohlde C. D., Home J. В., The love of war: Vietnam and the traumatized veteran // Bull. Meninger Clin., 1991 Winter, Vol. 55, Issue 1. P. 96 103.
  106. , N., & Davis G. C. (1987). Posttraumatic stress disorder: The stressor criterion // Journal of Nervous and Mental Disease, 175. P. 255−264
  107. Brown, I., Psychological trauma, or unexperienced experience // Revision, Spring90, Vol. 12, Issue 4. P.21, 14 p.
  108. Broyles, W., Jr. (1984, November). Why men love war // Esquire. Pp. 56, 58, 61−62,65.
  109. Buydens-Branchey, L., Noumair, D., & Branchey, M. (1990). Duration and intensity of combat exposure and posttraumatic stress disorder in Vietnam veterans // Journal of Nervous and Mental Disease, 178. P. 582−587
  110. Cain A. C., Fast I., Erickson M. E., Children’s Disturbed Reactions to the Death of a Sibling // Moos R. H. (Ed.), Human Adaptation. Coping with Life Crisises. Lexington, 1976. — P. 88−100.
  111. Chodoff P., The German Concentration Camp as a Psychological Stress. // Moos R. H. (Ed.), Human Adaptation. Coping with Life Crisises. Lexington, 1976. — P.337−346.
  112. Di Gallo A., Barton J., Parry-Jones W. L. Road traffic accidents: early psychological consequences in children and adolescents // Br J Psychiatry. 1977- 170. -P.358−362.
  113. Dimsdale J. E., The Coping Behavior of Nazi Concentration Camp Survivors // Moos R. H. (Ed.), Human Adaptation. Coping with Life Crisises. Lexington, 1976. P. 350−360.
  114. , C. (1988). Intervention strategies for emergency workers // M. Lystad (Ed.), Mental health response to mass emergencies New York: Brunner/Mazel, — P. 284−307.
  115. Earl. W. L., Perceived trauma: its etiology and treatment // Adolescence, 1991 Spring, Vol. 26, Issue 101. P. 97−104.
  116. Eastmond M., Alinder B. And Ralphson L. The Psychosocial Impact of Violence and War: Bosnian Refugee Families and Coping Strategies // 4th International Research and Advisory Panel Conference 5−9 January, 1994. Oxford.
  117. Erikson K. New Species of Trouble: Explorations in Disaster, Trauma, and Community.-NY, 1994.
  118. Eth, S. & Pynoos R. S. (Eds.). (1985). Post traumatic stress disorder in children (pp. 71−99). Washington, DC: American Psychiatric Press. — P. 90.
  119. , C. (1986). Trauma and its wake (Vol. 2). New York: Brunner/Mazel.
  120. Fletcher 1С. Childhood post-traumatic stress disorder. In: Mash E., Barkley R., eds // Child Psychopathology. New York, NY: Guilford, 1996. P. 242−276.
  121. Forman S. I., Havas S., Massachusetts' post-traumatic stress disorder program: a public health treatment model for Vietnam veterans // Public Health Rep., 1990 Mar-Apr., Vol. 105, Issue 2. P. 172−9.
  122. Green, B. L., Lindy, J. D., & Grace, M. C. (1985). Post-traumatic stress disorder: Toward DSM-IV // Journal of Nervous and Mental isease, 173. P. 406 411
  123. Green, В., Wilson, J., & Lindy, J. (1985). Conceptualizing post-traumatic stress disorder: A psychosocial framework // C. Figley (Ed.), Trauma and its wake (Vol. 1.). New York: Brunner/Mazel.
  124. Grinker, k. and J. R. Spiegel. 1948. Men under stress. Philadelphia: Blakiston
  125. Helzer, J. E., Robins, L. N., & McEvoy, L. (1987). Post-traumatic stress disorder in the general population // New England Journal of Medicine, 317. P. 1630−1634
  126. Herlofseii. Group treatment for post-traumatic stress disorder after armed robbery. Traumatic stress — Psychology and Psychopathology — Psychiatria Fennica, 1992- 23: Suppl: 7−10. — 184 pp. — P.71 -76.
  127. Horowitz M. J. Stress-response syndromes: A review of posttraumatic and adjustment disorders // Hospital and Community Psychiatry. March 1986. Vol. 37. No. 3.-Pp. 241−249.
  128. Horton R., Croatia and Bosnia: the imprints of wzr 1. Consequences. // Lancet, 06/19/99, Vol. 353, Issue 9170. — P. 2139.
  129. Joshi, Paramjit Т., Guidelines for international trauma work // International Review of Psychiatry, Aug98, Vol. 10, Issue 3. P. 179, 7p.
  130. Kadushin A., Reversibility of Trauma. A Follow-up Study of Children Adopted When Older // Moos R. H. (Ed.), Human Adaptation. Coping with Life Crisises. Lexington, 1976. P.61−76.
  131. , A. 1941. The traumatic neuroses of war. New York: P. Hoeber.
  132. King, Daniel W., King, Linda A., Foy, David W., et al. Posttraumatic stress disorder in a national sample of female and male Vietnam veterans: Risk factors:
  133. War-zone stressors, and resilience-recovery variables // Journal of Abnormal Psychology 108(1): 164−170(1999).
  134. Kulka, R., Schlenger, W., Fairbank, J., Hough, R., Jordan, В. K., Marmar, C., & Weiss, D. (1990). Trauma and the Vietnam war generation. New York: Brunner/Mazel.
  135. Lazarus, R. S. Psychological stress and the coping process. New York: McGraw-Hill, 1966.
  136. , T. 1919. The soldier’s heart and the effort syndrom. New York: Hoeber.
  137. R. (1988). Understanding the traumatized self: Imagery, symbolization and transformation // J. P. Wilson (Ed.), Human adaptation to extreme stress (pp. 7−32). New York: Plenum.
  138. Lipovsky J. A., Posttraumatic stress disorder in children. Family & Community Health, October, 1991.
  139. Lundy M.S. Psychosis-induced posttraumatic stress disorder // Am. J. Psychother.- 1992 Jul. Vol. 46, Issue 3. P. 485−91.
  140. Mirza К. A. H., Bhadrinath B. R., Goodyer I. M., Gilmour C. Post-traumatic stress disorder in children and adolescents following road traffic accident // Advances in Psychiatric Treatment (1988), vol. 4. P. 159−166.
  141. , J. (1987). When disaster strike: The critical incident stress debriefing process // Journal of Emergency Medical Services, 8. P. 36−39.
  142. R. H. & Tsu V. D. Human Competence and Coping: An Overview. // Moos R. II. (Ed.), Human Adaptation. Coping with Life Crisises. Lexington, 1976.-P.3−16.
  143. , С. T. (1988). Post-traumatic therapy for children who are victims of violence // F. M. Ochberg (ed.), Post-traumatic therapy and victims of violence (pp. 296−212). New York: Brunner/Mazel.
  144. , B. S. 1918. Report on neucirculatory asthenia and its management // Military Surgeon (now Military Medicine) 42:7−11.
  145. Reynolds J.L., Post-traumatic stress disorder after childbirth: the phenomenon of traumatic birth // CM AJ- 1997 Mar 15. Vol. 156, Issue 6. P. 831 -5.
  146. Rothbaum B.O. A controlled study of eye movement desensitization and reprocessing in the treatment of posttraumatic stress disordered sexual assault victims//Bull. Menninger Clin.- 1997 Summer., Vol. 61, Issue 3. P. 317−34.
  147. Schultz J. H. Das autogene Training. 14 Aufl. Stuttgart, 1973.
  148. Serban G., Review the book 'Assessing Psychological Trauma and PTSD', ed. By John P. Wilson and Terence M. Keane // Am. J. Of Psychotherapy, Spring 99, Vol. 53, Issue 2.-P. 273, 2p.
  149. Shalev, A., Freedman, S., Peri, Т., Brandes, D., Sahar, Т., Orr, S., & Pitman, R. (1998). Prospective study of posttraumatic stress disorder and depression following trauma// American Journal of Psychiatry, 1955, 630−637.
  150. Shore, J. II., Tatum, E. L., & Vollmer, W. M. (1986). Community pattern of post-traumatic stress disorder// Journal of Nervous and Mental Disease, 177, 681 685
  151. Silverstein R. Combat-related trauma as measured by ego developmental indices of defenses and identity achievement // J. Genet. Psychol.- 1996 Jun. Vol. 157, Issue 2.-P. 169−79.
  152. Southwick S. M.- Yehuda R., The interaction between pharmacotherapy in the treatment of posttraumatic stress disorder // Am. J. Psychother.- 1993 Summer, Vol.47, Issue 3.-P. 404−10.
  153. Spaulding R. C., Ford С. V., The Pueblo Incident // Moos R. H. (Ed.), Human Adaptation. Coping with Life Crisises. Lexington, 1976. — P.308−321.
  154. Taylor, Carl E., Mow care for childhood psychological trauma in wartime may contribute to peace // International Review of Psychiatry, Aug98, vol. 10, Issue 3. -P. 175.
  155. Ursano, R. J., Boystun, J. A., & Wheatley, R. D. (1981). Psychiatric illness in U.S. Air Force Vietnam prisoners of war: A five-year follow up // American Journal of Psychiatry, 138, 310−31
  156. , R. J. (1987). Commentary: Post-traumatic stress disorder: The stressor criterion // Journal of Nervous and Mental Disease, 175, 273−275 170. van der Kolk, B. A.(1987). Psychological trauma. Washington, DC: American Psychiatric Press.
  157. Wallace, Anthony F. C., Tornado in Worcester (Disaster Study Number Three, Committee on Disaster Studies, National Academy of Sciences // National Research Council, 1957), p. 127.
  158. Weisasth L. Prepaire and repair: some principles in prevention of psychiatric consequences of traumatic stress. Traumatic stress — Psychology and Psychopathology — Psychiatria Fennica, 1992- 23: Suppl: 7−10. — P.14−28.
  159. Wilson J.P.- Raphael В.- Meldrum L.- Bedosky C.- Sigman M. Preventing PTSD in trauma survivors // Bull Menninger Clin- 2000 Spring. Vol. 64, Issue 2. -P. 181−96.
Заполнить форму текущей работой