Абазины на Северном Кавказе и в Турции: XVIII-XX вв
Лопатинский JT. Заметки о народе адыге вообще и кабардинцах в частности. СМОПК, вып. 12, Тифлис: — 1881, 3 е.- Люлье Л. Я. Черкессия, Краснодар: — 1927, 15 с. Бгажба Х. С. Этюды и исследования. — Сухуми: — 1974. 151 е.- Ломтатидзе К. В. Абазинский язык — в кн: Языки народов СССР, М.: — 1967, 123 с. Конджария Н. Х. Термины родства и семейные отношения в абхазо-абазинских диалектах — В кн…
ДиссертацияЭтнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в ХVIII-начале ХХ вв
В данном исследовании в значительной степени использованы документы из архивов Северного Кавказа: материалы Центрального Государственного архива Кабардино — Балкарской Республики (ЦГА КБР), архива КабардиноБалкарского института гуманитарных исследований (архив КБИГИ), Центрального Государственного архива Республики Северная Осетия — Алания (ЦГА PCO-А) и Государственного архива Краснодарского края…
ДиссертацияЭтнокультурные связи салатавских аварцев и засулакских кумыков во второй половине XIX — начале XX в
На характер и направление хозяйственно-экономических связей салатавских аварцев и засулакских кумыков значительное влияние оказывало состояние земельных отношений. Основные социальные проблемы рассматриваемого региона были связаны с землей, ее неравномерным распределением и острым недостатком у значительной части населения, особенно у салатаьикил сшарще". Царское правительство проявляло крайнюю…
ДиссертацияИерархия общинных образований у западных бурят во второй половине XIX — начале ХХ вв
Я щине. Авторы отмечают, что в рассматриваемый период в ходе развития капиталистических отношений шел процесс дальнейшего расслоения бурятского общества, когда образовывались новые социальные группы — кулаки, сосредоточившие в своих руках основные средства производства и прибегавшие к наемному труду, с одной стороны, батраки и бедняки, вынужденные продавать свою рабочую силу, с другой. Наряду…
ДиссертацияИстория формирования современной родовой структуры гыданских ненцев
Анализ материалов похозяйственных книг сельских советов позволяет заключить, что демографическая ситуация в Тазовском районе на 1995 г. была в целом стабильной. Все ненецкие популяции являлись мононациональными. Процент приезжего населения и смешанных браков в гыданской, антипаютинской и находкинской группах крайне мал. Лишь в тазовской группе приезжие (жители поселка) составляют большинство…
ДиссертацияЛюбительская фотография в городской культуре России конца XX в
В 2004;2009 гг. было взято более 50 полуструктурированных интервью с путеводителем, которые включали показ альбомов, а также 3 интервью с фотографами, снимавшими свадьбы (из них двое профессионально занимаются свадебной фотографией), и 2 интервью с фотографами, снимавшими похороны. Было также проведено полевое исследование в 26 жилищах информантов, которое включало фиксацию расположения…
ДиссертацияНародная медицина удмуртов в конце XIX — первой трети XX вв
На определенном этапе человеческого развития произошло переплетение эмпирических и магических приемов в медицинской практике. Происходит персонификация этиологического фактора: основными причинами болезней стали считаться злые духи, а действие колдовства стало опосредоваться через действие на душу человека. Сама лечебная практика осложнилась развитой обрядовой системой. Разработанная…
ДиссертацияНационально-культурные объединения Республики Бурятия и этнополитическая ситуация в регионе
Зарегистрированными общественными объединениями титульного этноса республики, в учредительных документах которых в числе основных целей и задач названо стремление способствовать решению этнокультурных проблем, являются Всебурятекая ассоциация развития культуры (далее ВАРК, создана в феврале 1991 г.) и Конгресс бурятского народа (далее КБН, создан 26 марта 1996 г.), учрежденные соответственно…
ДиссертацияМатериальные компоненты традиционной культуры в мордовском фольклоре: Историко-этнографическое исследование
В 50-х гг. XX века изучение культуры мордовского народа было продолжено на более высоком уровне. Начало этому положили экспедиции, которые были проведены Институтом этнографии АН СССР совместно с учеными Мордовии в регионах компактного проживания мокши и эрзи (Мордовской, Татарской, Башкирской и Чувашской республиках, Пензенской, Нижегородской, Самарской и Оренбургской областях). По итогам этих…
ДиссертацияМатериалы музейных, библиотечных и архивных собраний Санкт-Петербурга как источник по истории и этнографии арабов бассейна Кашкадарьи (Узбекистан)
Вообще на карте Средней Азии, по крайней мере в первой половине XX в., присутствовало достаточно большое количество названий кишлаков, связанных так или иначе с арабами: Араб, Араб-Хона, Арабон, Арабляр, Араб-кишлак и т. п. В 1939 — 1940 гг. И. Н. Винников проанализировал списки названий населенных пунктов Узбекской ССР и на их основании сделал вывод о первоначальном расселении арабов в Средней…
ДиссертацияРазвитие этнополитической ситуации в Кабардино-Балкарской Республике: Постсоветский период
Специфика современного периода этнополитического развития состоит в том, что национальное самоопределение, ранее осуществлявшееся в рамках советской автономии, теперь ассоциируется с государственным статусом самоопределяющегося этноса. Понимание госудаственно-политического статуса северокавказских народов может иметь, по крайней мере, два варианта. Соответствующим образом дело обстоит…
ДиссертацияОбряды как отражение традиционных верований тувинцев и хакасов в XIX-XX вв
Выдающийся революционер, ссыльный Ф. Я. Кон, находившийся в Минусинске, по просьбе Восточного отдела РГО в 1901 г. совершил экспедицию в Засаянский край. Ф. Я. Кон уже был известен как серьезный исследователь быта якутов, русских старожилов и хакасов. В программу экспедиции входило всестороннее изучение культуры и быта тувинцев, их истории. В отличие от многих профессиональных этнографов…
ДиссертацияРелигиозная жизнь мордвы во второй половине XIX — начале XXI века
Завершая анализ историографии, можно констатировать, что если религиозные аспекты жизнедеятельности мордвы, так или иначе связанные с язычеством, не были обойдены вниманием исследователей, то этого нельзя сказать относительно православия, которое стало входить в историю, культуру и быт мордовского народа после его присоединения к Русскому государству. Хотя некоторые сюжеты, связанные с крещением…
ДиссертацияОбщина и обычное право чувашского крестьянства во второй половине XIX — начале ХХ в
Объектом исследования является чувашская община и нормы обычного права. Сельская поземельная община, как низовая ячейка крестьянской социальной структуры — явление весьма сложное, противоречивое и имеет многовековую историю. Как социальный коллектив непосредственных сельскохозяйственных производителей, она отличалась многообразием функций, охватывавших по существу все основные стороны жизни…
ДиссертацияСовременный русский семейный фольклор как этнокультурный феномен: Северо-западный регион
Преимущественное внимание уделяется повествовательным жанрам: «мифологическим», историческим, антропои топонимическим нарративам- — а также т.н. «фольклору речевых ситуаций» (Путилов 1994, 161) в части, представленной формульными высказываниями различной модальности. Привлекаются также тексты других структурно-функциональных разновидностей. Одной из предпосылок исследования является отказ…
ДиссертацияРусины Молдавии: основные этапы этнической истории
Большой вклад в изучение истории и культуры населения Карпатской Руси (Га-лицкой, Буковинской и Угорской) внес русский ученый Ф. Ф. Аристов (1888−1932 гг.), автор многочисленных научных трудов, в частности трехтомного исследования «Кар-пато-русские писатели», создавший в Москве Карпато-русский музей. К сожалению, это ценное собрание уникальных материалов: около 5 тысяч рукописей, схем, карт…
ДиссертацияРусское население Притомья: Взаимодействие культ. традиций старожилов и переселенцев
Постоянно усиливающееся внимание к русской народной культуре воплотилось во множестве исследований этнографов, историков, фольклористов и искусствоведов. И если вначале преобладали работы об обцаюцего характера, посвященные русскому населению обширных исто-рикоэтнографических областей, то в последние десятилетия более актуальными становятся проблемы изучения истории и культуры локаль ных групп…
ДиссертацияСакрально-культовые основы формирования традиционного адыгского орнамента
Солярныйк солярному культу относятся такие элементы орнамента, как круг, крест и завитокэстетическая значимость солярного культа состоит в его каноническом материале — золоте, и цвете — серебристом и золотомформированию изобразительного канона в адыгском орнаменте способствовал весь исторический процесс сложения основных духовных и мировоззренческих особенностей этноса. Закреплению и трансляции…
ДиссертацияСвадебная обрядность татар Среднего Прииртышья: Конец XIX — XX вв
Во избежание смешения значения терминов «традиция», «обычай», употребляемых нередко как синонимические понятия, обратимся к их разграничению, известному в литературе. И. В. Суханов дает следующее определение традиции и обычаям — это нерегламентированные юридическими установками, поддержанные силой общественного мнения формы передачи новым поколениям способов реализации сложившихся в жизни данного…
ДиссертацияСобрание МАЭ по народам Русской Америки: История формирования и проблема документальной атрибуции
Цель документальной атрибуции состоит в выявлении для каждого конкретного предмета сведений — кто, когда и где его приобрел и соответственно в выяснении в какое время, в каком регионе и среди какого народа этот предмет был в употреблении. Главная задача документальной атрибуции этнографического предмета состоит в том, чтобы на основе документальных свидетельств собирателя, уточнить его этническую…
ДиссертацияЯкутский шаманизм в контексте архаичных символических систем: мифология и ритуал
Якутский шаманизм, представляющий собой регулятивную систему, воспроизводящуюся действиями особого служителя-ойуун'а, формировался на основе более архаичных символических систем повествования и действий (архаичные мифы и ритуалы). Если в якутской культуре значительная часть культовой практики находилась в сфере компетенции института шаманов, то в других, менее масштабных по численности…
ДиссертацияТрадиционные способы и формы социализации детей и подростков у мордвы
Но особенно актуальными стали вопросы социализации с точки зрения разработки новой программы образования. В «Национальной доктрине образования Российской Федерации» указывается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранения, распространения и развития национальной культуры, воспитания бережного отношения к историческому и культурному наследию…
ДиссертацияТрактат Гэ Хуна «Баопу — цзы» как историко-этнографический источник
Следовательно, трактат «Баопу-цзы», завершая развитие древнего даосизма и вбирая в себя обширные сведения по различным оккультным «наукам11 (алхимия, магия, астрология и т. д.), стал не только основополагающим сочинением позднего, религиозно-магического даосизма, но и своеобразным «ключом» к пониманию закономерностей происхождения, становления и развития даосской религии вообще. Одновременно…
ДиссертацияЖенские украшения казанских татар середины XIX — нач. XX вв. (Историко-этнографическое исследование)
Одновременно с территориальной и возрастной дифференциацией довольно отчетливо выступает классовая дифференциация в использовании украшений. Она отразилась на качестве материала, из которого сделано украшение" а также на его технике. Что же касается типов, то они в основном были едины для всех классов и социальных групп. Комплекс украшений богатой женщины отличался от комплекса украшений…
ДиссертацияЖенское пространство в традиционной культуре бурят
Одежда замужней женщины принципиально изменяется. Костюмный комплекс обладает не только этнодифференцирующей характеристикой, маркирующей территориально-племенную принадлежность и различие по типам культуры. Так, одежде предбайкальских буряток присущ западноазиатский тип: в силуэте, покрое, цветовом решении, а для одежды' забайкальских бурят характерен восточно-азиатский тип. Несмотря…
ДиссертацияЖивотные в традиционном мировоззрении вепсов (опыт реконструкции)
Знакомство с мифологическим наследием способствует также выработке культурного идентитета народа и его различению в разноцветном мире этносов. Один из пунктов в решении этой проблемы включает работу по созданию национальной символики и эмблематики. Об их назревшей необходимости говорят, в частности, эпизоды из вепсского национального движения. В вепсских деревнях постоянно проходят фольклорные…
Диссертация«Знающие люди» в традиционной культуре русских
Диссертационная работа посвящена анализу традиционных верований о «знающих людях» — колдунах, носителях сакральных знаний. Согласно народным представлениям обладание магическим знанием, колдовской силой приписывалось нескольким категориям людей, прежде всего специалистам в той или иной производственной сфере: кузнецам, мельникам, пастухам, плотникам и т. п. В этих традиционных для русской деревни…
ДиссертацияСемантика кругового танца ехор у западных бурят
Выявление ведущих парадигм в ехоре подтверждает одну из существенных характеристик традиции — ее вариативность, выражающуюся в наличии множества альтернатив, каждая из которых имеет свою связь с коллективной идентичностью. Это позволяет обозначать бурятское общество как макросоциальное, разделенное на некоторое количество подсистем, которое подтверждает слова С. Эйзенштадта: «'Это скопление…
ДиссертацияТрадиционная музыкальная культура народов Северного Кавказа: Народные музыкальные инструменты и проблемы этнокультурных контактов
Этнографический материал показывает, что смычковые инструменты занимали значительное место в быту исследуемых народов. Свидетельством тому служит тот факт, что без этих инструментов не обходилось ни одно традиционное торжество. Интересен и тот факт, что в настоящее время гармоника вытеснила смычковые инструменты своим более ярким и сильным звучанием. Однако смычковые инструменты данных народов…
ДиссертацияВлияние христианизации на семейную обрядность коренных народов Горного Алтая
Екеев Н. В. Религиозность коренного населения Республики Алтай: традиционные и новые факторы (конец XX-начало XXI вв.) // Научный вестник Республики Алтай. Горно-Алтайск, 2008. С. 139−150- Муйтуева В. А. Традиционная религиозно-мифологическая картина мира алтайцев. Горно-Алтайск, 2004. 166 е.- Назаров И. И. Кумандинцы. Материальная культура// Тюркские народы Сибири. М., 2006. С. 344. Ойношев В…
Диссертация