Материалы музейных, библиотечных и архивных собраний Санкт-Петербурга как источник по истории и этнографии арабов бассейна Кашкадарьи (Узбекистан)
Уникальность, вещевых коллекций МАЭ РАН1 и. РЭМ по традиционному костюму, и украшениям' среднеазиатских, арабов-, заключается: в том, что хронологическисобрание охватывает целое столетие. Самые старые предметы датированы началом XX в., а самые современные — началом XXI в. Таким образомна основаниигмузейных коллекцийможно проследить, эволюцию костюма": иг украшений, влияние на них окружающего… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. К истории изучения арабского населения современного Узбекистана
- Глава 2. Музейные и рукописные собрания
- 2. 1. Вещевые и иллюстративные коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, представляющие арабское население Узбекистана
- 2. 2. Вещевые и иллюстративные коллекции Российского этнографического музея, представляющие арабское население Узбекистана
- 2. 3. Собрание Российской национальной библиотеки
- Глава 3. Архивные собрания
- 3. 1. Материалы Санкт-Петербургского филиала Учреждения Российской академии наук архива Российской академии наук, представляющие арабское население Узбекистана
- 3. 2. Материалы архива Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН. представляющие арабское население Узбекистана
- 3. 3. Материалы архива Российского этнографического музея, представляющие арабское население Узбекистана
Материалы музейных, библиотечных и архивных собраний Санкт-Петербурга как источник по истории и этнографии арабов бассейна Кашкадарьи (Узбекистан) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
На протяжении «Х1Х-ХХ вв. Санкт-Петербург, столица громадной империи, являлся одним из важнейших в мире центров по изучению культуры народов Центральной Азии. В результате многолетней плодотворной работы в научных и музейных учреждениях Санкт-Петербурга сформировались обширные коллекции рукописных, архивных и этнографических памятников, являющиеся прекрасными источниками для изучения истории и культуры народов Востока и представляющие интерес как для историков, так и для филологов, лингвистов и, конечно, этнографов. Обработка и изучение обширных коллекций, имеющих мировое значение, активно продолжается в научных учреждениях Санкт-Петербурга и сегодня.
Представляемая работа посвящена рассмотрению архивных и музейных материалов, содержащих информацию об этнической группе арабов, проживающей на территории современного Узбекистана.
Большая часть рассматриваемых в работе архивных источников и музейных коллекций в XX в. поступила в собрания Санкт-Петербурга из кишлака Джейнау. Сегодня, как и сто лет назад, благодаря целому ряду факторов именно к этому кишлаку выводили и выводят исследователей различные направления поисков, будь то изыскания в области арабистики, этнографии, лингвистики или фольклора.
Кишлак Джейнау находится в Кашкадарьинской области Республики Узбекистан. Кашкадарьинская область, в свою очередь, расположена в бассейне реки Кашкадарья на западных склонах Памиро-Алайских гор, в зоне резко континентального сухого и частично субтропического климата, что оказывает большое влияние на культуру жизнеобеспечения проживающего населения. Областным центром является город Карши с населением около двухсот тысяч человек. Долина р. Кашкадарьи является районом поливного земледелия. При этом водообеспеченность низовьев реки (Каршинский оазис) значительно ниже, чем верхней ее части (Китаб-Шахрисябзская котловина), которая подпитывается благодаря притокам снего-ледникового происхождения и большому количеству выпадающих осадков. Земли Каршинской степи, в естественном виде пригодные лишь для выпаса овец, в настоящее время орошаются и широко осваиваются под земледелие1.
В Джейнау на протяжении нескольких столетий жили носители арабского языка. До настоящего времени в кишлаке сохраняется административное деление на семь кварталов.
1 Средняя Азия. Экономико-географическая характеристика и проблемы развития хозяйства. — М. Мысль, 1969. С. 13, 356−358.
Бауора, Ауона (Авона), Харук, Чукур-Куль, Анхой, Тоджик и Катапой, носящих названия населенных пунктов, через которые проходили арабские племена на своем пути в Мавераннахр. Из них первые три квартала населены арабами, а остальные четыретаджиками и узбеками. Большинство кварталов имеют свои собственные мечети. Именно в Джейнау до настоящего времени частично сохранились арабскийязык и отдельные элементы материальной культуры, которые местные жители считают исконно арабскими.
По данным на 30 — 40-е гг. XX в., арабы, сохранявшие родной язык и некоторые черты национальной культуры, на территории Узбекистана проживали в следующих пунктах: кишлак Джейнау Бешкентского района, кишлак Джогари Гиджуванского района, состоящий фактически из трех кишлаков, слившихся в один, — Шаханбек, Араб-Хона и собственно Джогари, кишлак Чахдари Гиджуванского района, кишлак Араб-Хона Вабкентского района, кишлак Мушкоки Бешкентского района.
Вообще на карте Средней Азии, по крайней мере в первой половине XX в., присутствовало достаточно большое количество названий кишлаков, связанных так или иначе с арабами: Араб, Араб-Хона, Арабон, Арабляр, Араб-кишлак и т. п. В 1939 — 1940 гг. И. Н. Винников проанализировал списки названий населенных пунктов Узбекской ССР и на их основании сделал вывод о первоначальном расселении арабов в Средней Азии: «Наибольшее количество подобных названий имеется в Бухарском округе (около 35), в Зеравшанском округе их около 22, в Кашкадарьинском — около 10, в Ферганском — 5, в Самаркандском — 3, в Андижанском — 2, в Ходжентском» и Сурхандарьинском — по одному. По-видимому, основная масса арабских переселенцев первоначально двинулась в Бухарский оазис. Отсюда, вероятно, одни группы арабов направились в Керминский оазис и, продвигаясь дальше, достигли Самаркандадругие же группы двинулись в Каракульский оазис и, распространяясь дальше, достигли долины Амударьи. Следующий поток арабских переселенцев осел в низовьях Кашкадарьи — на арыках Дженеу, Камаши и Майманак и на колодцах в районе Пуляты. Отсюда, вероятно, часть их продвинулась в Каршинский оазис"2.
И. Н. Винников в своей статье «Арабы в СССР» приводит таблицу расселения и численности среднеазиатских арабов, составленную по материалам всесоюзной переписи населения 1926 г. Согласно этой таблице, во всем Кашкадарьинском округе в то время.
3 4проживало всего 7947 лиц, назвавшихся арабами. В кишлаке Джейнау — 1009 человек.
2 Винников И. Н. Арабы в СССР // СЭ. 1940. № IV. С. 9.
3 Там же. С. 10.
4 Там же. С. 13.
Общее же число арабов в Узбекской ССР достигало 27 977 человек.5 В мае 2007 г. в сельсовете кишлака Джейнау имелись сведения, что, по данным на 1 января 2007 г., население кишлака насчитывает 19 ООО человек, из которых 10 814 идентифицируют себя-как арабы. Безусловно, такое большое (при прогнозировавшемся, уменьшении, а то и исчезновении, т. е. полной ассимиляции) — десятикратное — увеличение численности можно отнести за счет улучшения качества медицинского обслуживания, увеличения продолжительности жизни и уменьшения детской смертности. Но в данномслучае, возможно, сыграло свою" роль одно из условий, сформулированное П. И. Кушнером как необходимое для правильного ответа на вопрос о национальной принадлежности, а именно -«возможность открыто и свободно высказывать свое убеждение относительно своей национальной принадлежности"6.
Актуальность работы определяется необходимостью изучения источников^ XX в., материалов наших предшественников, по тем или иным причинам не введенных в научный оборот, но дающих во многих, случаях новую или более точную информацию по истории, этнографии и языку арабов, переселявшихся несколькими волнами в бассейн Кашкадарьи в1 VII—XVI вв. В представляемой работе описываются музейные коллекции и архивные собрания как источники для изучения культуры жизнеобеспечения арабской этнической группы, проживающей на протяжении длительного времени в иноэтничном окружении. Культура арабов, современного Узбекистана является одним из важных элементов картины культурного взаимодействия и взаимовлияния, сложившегося между разными этническими группами данного региона на протяжении нескольких веков. В современных условиях особую актуальность приобретает опыт бесконфликтного взаимодействия меньшинства с иноэтничным окружением, равно как и опыт сохранения меньшинством своей культуры на протяжении многих веков. В этом отношении изучение материалов, связанных с арабами бассейна Кашкадарьи, приобретает особое значение.
Объектом исследования в диссертации являются материалы музейных, архивных и рукописных собраний Санкт-Петербурга по истории и этнографии арабов, пришедших на рубеже XV—XVI вв. на территорию современного Узбекистана, а предметом — вопросы истории и этнографии данной этнической группы, сохраняющейся в условиях общности религии, взаимовлияния и взаимопроникновения культур, иногда и в условиях административного давления со стороны государства. Такая постановка вопроса.
5 Бурыкина Н. Н, Измайлова М. М. Некоторые данные по языку арабов кишлака Джугары Бухарского округа и кишлака Джейнау Кашка-Дарьинского округа Узбекской ССР // Записки коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР. — Л.: Изд-во АН СССР, 1930 С. 527.
6 Кушнер (Кнышев) П. И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения ИЭ. VIII. — М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 6. соответствует методологическим положениям об объекте и предмете этнографической науки.
Хронологические рамки исследования. В исследовании рассматриваются материалы, поступившие в архивные и музейные собрания Ленинграда — Санкт-Петербурга в период со второй половины XIX в. до начала XXI в. В это время в истории Средней Азии происходили события, повлекшие за собой большие изменения в традиционном хозяйстве и материальной культуре не только арабского, но и тюркоязычного и ираноязычного населения.
Цели и задачи исследования. Целью работы является изучение и введение в научный оборот целого ряда архивных и музейных материалов, характеризующих традиционную культуру арабского населения современного Узбекистана. Для достижения поставленной в исследовании цели предполагается решить следующие задачи:
— представить сведения об истории изучения арабского населения, проживающего на территории современного Узбекистана;
— рассмотреть вещевые и иллюстративные собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры) РАН;
— рассмотреть вещевые и иллюстративные собрания Российского этнографического музея;
— представить материалы для изучения рассматриваемой этнической группы, хранящиеся в рукописном собрании Российской национальной библиотеки;
— представить материалы Санкт-Петербургского филиала Учреждения Российской академии наук архива Российской академии наук, являющиеся источниками для этнографического изучения среднеазиатских арабов;
— рассмотреть архивные собрания Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН;
— рассмотреть архивные собрания Российского этнографического музея;
— проанализировать полученный этнографический материал и сопоставить данные по материальной культуре с аналогичными материалами по другим народам Средней Азии, провести историко-сравнительные параллели с другими народами региона;
— на основе рассматриваемых архивных и музейных материалов привести примеры описаний отдельных составляющих комплекса культуры жизнеобеспечения арабов бассейна Кашкадарьи (традиционные занятия, одежда, украшения, свадебный обряд).
Так как одной из важнейших задач данного исследования было введение в научный оборот целого ряда наблюдений предшественников, по тем или иным причинам не публиковавшихся ранее, некоторые фрагменты архивных записей включены в текст представляемой диссертации7.
Методологическая основа диссертационного исследования. За основу были выбраны документографический и источниковедческий анализы, позволяющие выявить источник, дать его описание, характеристику содержания, провести его изучение и сопоставление с другими материалами. В качестве вспомогательного применялся сравнительно-исторический метод исследования, который позволил рассмотреть отдельные элементы культуры жизнеобеспечения арабов Средней Азии в исторической ретроспективе и проследить их эволюцию с конца XIX до начала XXI в.
Источники. Рассматриваемая тема хорошо снабжена этнографическими источниками и материалами. К их числу необходимо отнести:
— коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамеры).
РАН;
— коллекции Российского этнографического музея;
— материалы Санкт-Петербургского филиала Учреждения Российской академии наук архива Российской академии наук;
— материалы архива Музея антропологии и этнографии им Петра Великого (Кунсткамеры) РАН, в том числе полевые материалы участников Среднеазиатской этнографической экспедиции АН СССР разных лет и полевые материалы автора;
— материалы архива Российского этнографического музея;
— рукописные фонды Российской национальной библиотеки.
Привлечено большое количество профильных научных исследований, опубликованные заметки путешественников и участников дипломатических миссий второй половины XIX в. Обзор этих источников представлен в первой главе диссертационного исследования. Важно отметить, что большая часть источников предоставляет лишь фрагментарные сведения об арабах Средней Азии и чаще всего касается какого-либо одного аспекта темы. В данной работе собрана и проанализирована основная часть известной сегодня информации по арабскому населению Узбекистана.
Научная новизна диссертационной работы определяется прежде всего тем, что до настоящего времени материалы архивов и этнографических музеев Санкт-Петербурга практически не привлекались как источник комплексного исторического и этнографического изучения культуры среднеазиатских арабов. На сегодняшний день не существует монографического исследования, посвященного арабам Узбекистана.
Введение
в научный.
7 При цитировании архивных материалов авторская орфография полностью сохранена. оборот не известных ранее архивных и полевых материалов предшественников, полевых материалов автора и анализ коллекций этнографических музеев Санкт-Петербурга открывают возможность проведения такого рода исследования.
Практическое значение работы определяется введением в научный оборот большого количества музейных коллекций и архивных материалов. Результаты работы могут использоваться для атрибуции музейных экспонатов, при подготовке лекционных курсов и экскурсионных занятий, в экспозиционно-выставочной работе. Фактические сведения, представленные в работе, могут быть полезны в практической социальной работе. Работа над темой осуществлялась в рамках коллективного научного проекта МАЭ РАН (руководитель Е. А. Резван). Значительная часть обнаруженных автором материалов будет в ближайшее время опубликована в рамках большой коллективной работы, посвященной арабам Узбекистана, которая в настоящее время готовится к изданию МАЭ РАН8.
Апробация работы. Отдельные положения диссертации были изложены автором в виде докладов на научных конференциях. Среди них VII Конгресс антропологов и этнографов России (Саранск, 2007 г.), VIII Конгресс антропологов и этнографов России (Оренбург, 2009 г.), XXX ежегодная сессия петербургских арабистов, посвященная 125-летию академика И. Ю. Крачковского (Санкт-Петербург, 2008 г.), Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения (Санкт-Петербург, 2009 г.), Радловские чтения (Санкт-Петербург, 2007 г., 2008 г.), конференция, The Art of Islamic World (Краков, Польша, 2009 г.), ежегодная годичная сессия Института восточных рукописей РАН (Санкт-Петербург, 2009 г.).
Структура работы. Работа состоит из Введения, трех глав, Заключения, а также Приложения, включающего в себя альбом иллюстраций и каталог музейных коллекций и архивных материалов, доступных в настоящее время" для фотографирования и копирования. В каталоге подписи к фотографиям музейных предметов сделаны на основании коллекционных описей.
В представляемой работе географические понятия «Средняя Азия», «Центральная Азия» и «Ближний Восток» понимаются следующим образом: Средняя Азия — территория республик Узбекистан, Таджикистан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан. Центральная Азия — гораздо более крупный регион, включающий помимо Средней Азии также Монголию, западную часть Китая, Северную Индию и Северный Пакистан, Североs Арабы Узбекистана. — СПб.: МАЭ РАН (в печати).
Восточный Иран, АфганистанБлижний Восток — регион, охватывающий Западную Азию и Северную Африку, что соответствует определениям ЮНЕСКО9.
Рассматриваемая нами территория бывшего Бухарского ханства — один из древнейших культурных центров Средней Азии. Его основное население, называемое сегодня чаще всего узбеками и таджиками, сложилось в результате многовековых этнокультурных контактов ираноязычных и тюркоязычных народов, и их жизнь протекала на одной и той же территории и на общей хозяйственно-культурной основе. Большое влияние на этногенез народов Мавераннахра оказывали миграции, связанные с завоеваниями, и контакты оседлого населения с представителями скотоводческих племен, которые постепенно перебирались в оазисы и оседали среди земледельческого населения. В современной научной литературе до настоящего времени не закончены дискуссии об этнической идентичности представителей тех или иных групп10. В этом вопросе автор склонен согласиться с мнением С. Н. Абашина: «Чтобы адекватно описывать взаимодействия и идентичности такого рода групп, надо просто перестать жестко соотносить их с современными узбеками и таджиками"11. Поэтому под встречающимися в тексте терминами «узбекское» и «таджикское» население автор понимает представителей различных тюркои ираноязычных групп населения.
9 См.: Курылев В. П. Соотношение понятий «Средняя Азия» и «Центральная Азия» // Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения. 2000 — 2001 гг. Краткое содержание докладов. — СПб.: МАЭ РАН. 2002. С. 12.
10 См., напр.: Абашин С. Национализмы в Средней Азии: в поисках идентичности. — СПб.: Апетейя, 2007.
11 Там же. С. 10.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертационном сочинении представлены музейные и архивные собрания Санкт-Петербурга, которые могут служить источником по истории и этнографии арабов бассейна Кашкадарьи. Во ¡-вступительной части работы даны общие сведения об арабах Средней Азии и краткая историческая"справка, освещающая вопросы появления арабов на ее территории. Приведены легенды о приходе данной этнической группы в' Мавераннахр и материалы документальных источников, проливающих свет на время переселения представителей арабского этноса и отношение к ним древнего местного населения.
В основной части работы рассмотрены семь коллекций Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (три вещевые коллекции, содержащие 44 коллекционных номера, и четыре фотоиллюстративные коллекции, включающие 68 фотографий и 4 рисунка), две коллекции Российского этнографического музея (одна вещевая коллекция из 67 коллекционных номеров и одна фотоколлекция из 37 фотографий) и тридцать архивных единиц хранения, содержащих рукописные и полевые материалы предыдущих исследователей и 47 фотографических изображений. На основании рассмотренных материалов автором предприняты попытки описания традиционных занятий арабского населения Узбекистана и реконструкции комплекса свадебного обряда. В своей совокупности материалы музейных, архивных и рукописных собраний Санкт-Петербурга представляют важнейший и до сих пор не использованный источник по истории и этнографии арабов бассейна Кашкадарьи (XVI — XX вв.) и не имеют аналогов не только в нашей стране, но и в мире.
Одним из важнейших результатов проведенного исследования можно считать обнаружение в Санкт-Петербургском филиале архива Академии наук неопубликованной монографии И. Н. Винникова «Кашкадарьинские арабы: язык, фольклор, этнография». Пролежав на архивных полках без малого шестьдесят лет, эта работа не потеряла своей актуальности и сегодня. Фольклорные записи содержат большое количество материалов по этнографии рассматриваемой этнической группы (описания свадебных и похоронных обрядов, жизненного уклада больших семей и др.). Большая часть словарных статей имеет этнографические записи, проливающие свет практически на все составляющие культуры жизнеобеспечения среднеазиатских арабов. Эти материалы позволяют, в частности, провести сравнительный анализ их традиционной одежды, рассмотреть традиционную систему питания и сферу духовной культуры. Материалы И. Н. Винникова являются практически единственным известным на сегодняшний день развернутым источником, дающим возможность произвести описание основных занятий, зафиксировать годовые циклы сельскохозяйственных работ и традиционные приемы обработки шерсти и ручного ковроткачества среднеазиатских арабов.
Рассмотрение на основании выявленных источников комплекса традиционных занятий арабскогонаселения, современного Узбекистана позволяет сделать, вывод о том,' что, претерпев определенные изменения, эти занятия до настоящего времени занимают ведущие позиции в повседневной жизни и дают возможность самообеспечения продуктами"питания и рядом ключевых предметов интерьера. Данная группа населения, появившись в бассейне Кашкадарьи, принесла с собой основные традиционные знания и умения, позволившие им обеспечить свое существование в новых условиях. Арабы обогатили традиционное хозяйство местного населения прекрасной арабской каракульской породой овец и хорошо развитой традиционной технологией ее разведения. Несмотря на сокращающиеся, площади для выпаса, исчезновение степных колодцев и необходимость поить животных из коллекторов, в которые попадают воды с хлопковых полей, — иногда загрязненные химикатами, овцеводство до настоящего времени продолжает оставаться одним из основных традиционных занятий арабов Джейнау, одной из главных отраслей их экономики и источником продуктов питания. До сегодняшнего днямногие семьи ориентируются на выращивание овец, выделку каракулевых шкурок и тканье ковров.
Арабская традиция ковроделия продолжает сохраняться и развиваться. Это традиционно женское занятие не только имеет хозяйственно-бытовое и ритуальное значение, но и> вносит заметный вклад в экономику семьи. Арабские ковры активно приобретает и использует и не арабское население, ценя* их за красоту, прочность и практичность. Сохраняется" традиция изготовления ковров для приданого, т. е. создания, обережного пространства для молодой, семьи. Традиционное ковроделие у арабов, поддерживаемое высокоразвитым овцеводством, не растворилось, а органично влилось в ковроделие других народов Средней Азии и заняло в нем-достойное место.
Можно предположить, что такой полный «перенос» основных занятий на новые места обитания связан с тем, что переселение произошло в пределах одной климатической зоны и арабам не пришлось осваивать незнакомые им ремесла и промыслы в непривычных условиях. Под влиянием времени эти традицииестественно, видоизменились: ковроделие обогатилось под влиянием окружающих ковроткущих народов, овцеводство к сегодняшнему дню, может быть, немного упростилось в связи с появлением автомобилей и другой сельскохозяйственной техники. Тем не менее можно говорить об устойчивом сохранении традиционных приемов, и навыков хозяйственной деятельности и о томчто сегодня онш могут являться этническими маркерами для арабов Узбекистана.
Что касается хлопководства-, то его освоениесвязано с переходом? к оседлому образу жизни ивозможно даже в большей: степенис. особенностями"хозяйственно-экономической специализации региона в конце XIX — начале XX вВ этих условиях арабы должны были включиться* В: общий процесс: экономического развитияи модернизации традиционного хозяйствования. Хлопководство стало одной из основ экономики региона в середине XX в., и сегодня, несмотря, на его трудоемкость, с ним связана жизнь 'большинства?- семей, арабов Джейнау.
Материалы из архива МАЭ РАН гораздо более. фрагментарны, чем материалы из. фонда И. Н. Вйнникова СПФ АР АН, но они уникальны прежде всего тем, что содержат информацию о более чем сорока местах проживания арабов на территории современных Узбекистана и Таджикистана, что представляет большойинтерес для* организации экспедиционныхпоездок с целью дальнейшего изучениякультуры среднеазиатских арабов. Архив Российского этнографического музея дает богатый материал для изучения свадебной и похоронной обрядности арабов? бассейна Кашкадарьи. Это кажется исключительно важным, особенно еслипринять вовнимание, что до сегодняшнего дня в доступной нам научнойлитературе не существует ни одной4 публикации, посвященной? этой сфере жизнедеятельности." .
Уникальность, вещевых коллекций МАЭ РАН1 и. РЭМ по традиционному костюму, и украшениям' среднеазиатских, арабов-, заключается: в том, что хронологическисобрание охватывает целое столетие. Самые старые предметы датированы началом XX в., а самые современные — началом XXI в. Таким образомна основаниигмузейных коллекцийможно проследить, эволюцию костюма": иг украшений, влияние на них окружающего населения. Традиционный костюм и украшения1 среднеазиатскихарабов практически" полностью приобрели черты, одежды и украшений окружающего иноэтничного населения. При этом такая адаптация быстрее произошла в мужском: костюме, из которого к сегодняшнему дню почти исчезли традиционноарабские элементы. До внедрения в обиход жителей региона мужской европейской одеждылишь в. широкой, прямого кроя, с горизонтальным разрезом ворота нательной рубахе (суб, зийк) можно было разглядеть черты традиционноарабской одежды. Внешний же вид халатовж/идас и габа заметно отличается от халатовбытовавших у арабов, проживавших на своих исконных территориях. Однако наплечную одежду населения Средней Азии и одежду жителей стран Ближнего Востока объединяет один важный элемент — туникообразный покройЭтот архаический туникообразный покрой, который мы, видим в одежде арабского населения Средней Азии как минимум до середины-XX в., изначально,<�не был чужд арабам, проживавшим нахвоей? исторической: родине. Такой крой характерен для многих скотоводческих народов^и до прихода в Средиюю Азию арабы были хорошо с ним знакомы. Таким? образом-, пришедшим' в Мавераннахр арабским племенами было несложно * адаптировать местные: традиции" изготовления— и декорированиям одежды кг своему костюму. Вероятноадаптация? произошласама собойначавшись с использования: местных материаловтакже в большинстве случаев известных арабамгв ходе тесных контактов с окружавшим-населением- .
В" мужском • костюме: также особенно заметна унификация одеждычто естественно же не [сип костюм более консервативен в принципе. Если предметы традиционного мужского костюма арабов Средней Азии еще в начале XX в. практически полностью совпадают с предметами мужского костюма окружающего населениятовженском, костюме. проявляются: некоторые черты, которые, вероятно, можно назвать, «среднеазиатско-арабскими». Дело здесь, вероятно, в-следующем. По всемимеющимся литературным данными описаниям коллекционных" предметов" можно сделать выводчто внешний вид и отдельные элементы женского костюма' в большинстве случаев, совпадают с, таковымиу окружающегоиранои тюркоязычного населения:. Но — и: это. можно выделить какособенности-: культуры: современных: арабов — не всегда совпадают способы* и/ время" ношенияприменения этих предметов одежды и украшений. Зачастую использование отдельных: элементов: костюма среднеазиатскими арабками-* отличается. от использования!, этих элементов-представительницами/ их иноэтничных соседок, что, вероятно, говорит о заимствованиях. Яркийпример — - функционирование женского налобного украшения* гонжук в качестве оберега, нашиваемого на" детскую одежду. То же самое и с головными уборами: Головные уборьтлячак ттшешек у большинства, носившихих народов^ как. правило, являлись убором? замужних, а, чаще — уже пожилых женщин. У арабов Джейнау мы, видим такой же капюшонообразный голо в, но й убор кыз-гг /ззи, но носимый не толькомолодыми девушками, но и девочками с 4 — 5 лет. Причем этот девичий убор могли декорировать как-, предметами детских украшений (например, кокулом), так и украшениемкуррак (спираль, скрученная из шерстяного шнурка),. свойственным женскому убору бухнук. Сам бухнук, в отличие от шапочек с накосником других азиатских народов, имеет подбородочный валик гуг/шаг^ богато декорированный несколькимирядами украшений: коралловыми: и стеклянными бусинамисеребряными: подвесками: и, монетами. Достаточно часто вцентреподбородочного валика прикрепляется, подвеска хакик, носимаяженщинами других народов какнагрудное украшение. Возможно, такой подбородочный, валик является отголоском тех самых трехчастных головных украшений, которые бытовали в странах арабского Востока и которые уже упоминались выше. Вероятно, в процессе долгих и тесных контактов с иранои тюркоязычным населением региона арабские женщины производили тщательный отбор украшений и приспосабливали их к собственным вкусам и понятиям о «правильности» использования этих украшений. Они включали их в свой комплект украшений, в котором, вероятно, уже присутствовали носовые кольца, ставшие сегодня этническим маркером среднеазиатских арабок, базибаны, а быть может, и несколько видоизмененное синсша, возможность арабского происхождения которого, исходя из терминологии, также нельзя исключить полностью.
Столь большое заимствование украшений можно объяснить и тем, что основная часть украшений производилась в крупных городских и сельских центрах, и, даже изготавливая украшения на заказ, мастера делали их в собственной этнической манере. Многие заимствованные украшения арабы за долгие годы использования уже считают своими, исконно арабскими. Таким образом и возникла та самая «среднеазиатско-арабская» традиция, отголоски которой мы еще можем наблюдать в настоящее время.
В собрании отдела рукописей Российской национальной библиотеки на сегодняшний день выявлена всего одна миниатюра, послужившая источником и стимулом для проведения небольшого историко-этнографического исследовании, результаты которого представлены в одном из параграфов первой главы представляемой работы. Однако нет никаких сомнений, что при более пристальном изучении собраний рукописного отдела РНБ можно выявить и пока еще не известные материалы по интересующей нас теме.
Список литературы
- Абашин С.Н. Национализмы в Средней Азии: впоисках идентичности. СПб.: Алетейя, 2007. 304 с.
- Абрамзон С.М. К вопросу о ¡-патриархальной семье у кочевников Средней Азии // КСИЭ. Т. 28. М.: Изд-во АН СССР, 1958.' С. 28−34.
- Александренков Э.Г. «Этническое самосознание» или «этническая идентичность»? // ЭО. 1996. № 3. С. 13−21.
- Амирь’янц И. А. Этническое развитие среднеазиатских арабов // Этнические процессы у национальных групп Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1980. С. 213−230.
- Андреев М.С. Некоторые результаты этнографической экспедиции в Самаркандскую область в 1921 г. Ташкент, 1925. Отд. оттиск из: ИТОРГО. Т. XVII: Ташкент, 1925. С. 121 140.
- Арабы Узбекистана. СПб.: МАЭ РАН (в печати).
- Асланов М.Г. Народы Афганистана // Народы Передней Азии. Народы мира. — М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 56−106.
- Бартольд В.В.1 Ближайшие задачи изучения Туркестана // Наука и просвещение: журнал народного комиссариата просвещения Туркреспублики. — Ташкент: 1922, № 2. С. 1−11.
- Бартольд В.В. История культурной жизни Туркестана // Сочинения. Т. II. Часть 1. М.: ИВЛ, 1963. С. 167−433.
- Бенфугаль (Трифонова) Т. Н. Ювелирные украшения берберских женщин из Ореса (Алжир) // Страны и народы Востока. Вып. XXV. География. Этнография. История. — Mi: Наука, 1987. С. 149−164.
- Богословская И.В., Левтеева Л. Г. Тюбетейки Узбекистана XIX—XX вв.еков: альбом на русском и английском языках. — Ташкент: Mega BASIM, 2006. 175 с.
- Борозна Н.Г. Виды женских ювелирных украшений у народов Средней Азии и Казахстана// СЭ. 1974. № 1. С. 32−44.
- Борозна Н.Г. Материальная культура узбеков Бабатага и долины Кафирнигана // Материальная культура народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1966. С. 91−120.
- Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983. 412 с.
- Васильева Г. П. Туркменские женские украшения (опыт картографирования) // СЭ. 1973. № 3. С. 90−98.
- Винников И.Н. Арабы в СССР // СЭ. 1940. № IV. С. 3−22.
- Винников И.Н. Словарь диалектов бухарских арабов // Палестинский сборник. Вып. 10 (73). М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 248 с.
- Винников И.Н. Образцы фольклора бухарских арабов. I // Archiv orientalni.1957. 25. fase. 2. P. 173−189.
- Винников И.Н. Образцы фольклора бухарских арабов. II // Archiv orientalni.1957. 25. fase. 3. P. 426−451.
- Винников И.Н. Фольклор бухарских арабов // Acta Orientaba. Budapest, VI. fase. 1−3. P. 181−206.
- Винников. И.Н. Язык и фольклор бухарских арабов. -М.: Наука, 1969. 359 с.
- Военно-статистическое описание Хивинского оазиса. Ташкент: 1903. 310 с.
- Волин С.Л. К истории среднеазиатских арабов // Труды второй сессии ассоциации арабистов. 19−23 октября 1937 г. ТИВ. Вып. XXXVI. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1941 С. 111−126.
- Вопросы филологии стран Азии и Африки. Вып. I / Отв. ред. В. И. Беляев, A.A. Долинина. -Л.: ЛГУ, 1971. 187 с.
- Гамбург Б.З. Классификация и географическое распространение традиционных ручных землекопных орудий Средней Азии конца XIX начала XX в. // Краткое содержание докладов Среднеазиатско-Кавказских чтений, апрель 1983 г.-Л.: Наука, 1983. С. 17.
- Гафферберг Э.Г. Белуджи Туркменской ССР. Л.: Наука, 1969. 239 с.
- Географические и статистические сведения о Заравшанском округе. СПб., 1874. 257 с
- Гребенкин А.Д. Мелкие народности Зеравшанского округа // Русский Туркестан. Сборник, изданный по поводу политехнической выставки. Вып. 1−3. — М.: Унив. тип. (Катков и К), 1872. С. 110−119.
- Гусева Н.Р. Художественные ремесла Индии. — М.: Наука, 1982. 238 с.
- Данциг Б.М. Арабы Ирака // Народы Передней Азии. Народы мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 50−534.
- Дудин С.М. Ковровые изделия Ср. Азии // Сб. МАЭ. Т. VII. Л.: Изд-во АН СССР, 1928. С. 71−166.
- Иванов М.Ф. Курс овцеводства. Изд-е 2, переем, и доп. М.- Л.: Сельхозгиз, 1934. 309 с.
- Ислам: ¡-Энциклопедический словарь. -Mf.: Наука, 1991. 315 с.
- Исмаилов Х.И. Традиционная одежда арабов Кашкадарьинской области Узбекской ССР // Костюм народов Средней Азии. М.: Наука, 1979. С. 228−238.
- Кармышева Б.Х. «Кочевая степь» Мавераннахра и ее население в конце XIX — начале XX в. (по этнографическим данным) // СЭ. 1980. № 1. С. 46−55.
- Кармышева Б.Х. Очерки этнической истории южных районов Узбекистана и Таджикистана. М.: Наука, 1976. 323 с.
- Кармышева Б.Х. Среднеазиатские арабы// Народы Средней Азии и Казахстана. Т. II. Народы мира. М.: Изд-во АН СССР, 1963. С. 582 — 596.
- Кармышева Б.Х. Типы скотоводства в южных районах Узбекистана и Таджикистана (конец XIX- начало XX в.) // СЭ. 1969. № 3. С. 44−50.
- Кисляков H.A. Семья и брак у таджиков. ТИЭ НС. Т. XLIV. М.- Л.: Наука, 1959. 268 с.
- Кисляков H.A. Очерки по истории семьи и брака у народов Средней Азии и Казахстана. — Л.: Наука, 1969. 239 с.
- Кисляков H.A. Пережитки матриархата в брачных обрядах народов Средней Азии // КСИЭ. Т. 28. М.: Изд-во АН СССР. 1958. С. 21−27.
- Культура оазиса низовьев Аму-Дарьи. Материалы для статистики Туркестанского края. СПб., 1876. 240 с.
- Курганов H.A. Узбекская курдючная овца // Овцеводство. Вып. 4. Ташкент: Изд-во комитета наук УзССР, 1938. С. 27−46.
- Курылев В.П. Соотношение понятий «Средняя Азия» и «Центральная Азия» // Лавровские (Среднеазиатско-Кавказские) чтения. 2000 2001 гг. Краткое содержание докладов. — СПб.: МАЭ РАН, 2002. С. 11−13.
- Кушнер (Кнышев) П. И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения ИЭ. VIII. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 3−9.
- Лобачева Н.П. О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1989. С. 5−35.
- Лобачева Н.П. Различные обрядовые комплексы в свадебном церемониале народов Средней Азии и Казахстана // Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. — М.: Наука, 1975. С. 298−333.
- Лобачева Н.ГТ. К истории сложения свадебной обрядности (на примере комплексов свадебных обычаев и обрядов народов Средней Азии и Казахстана) // Семья и семейные обряды у народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1978. С. 144−175.
- Люшкевич Ф.Д. Одежда таджикского населения Бухарского оазиса в первой половине XX в. // Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Сб. МАЭ. Т. XXXIV. Л.: Наука, 1978. С. 123−144:
- Люшкевич Ф.Д. Одежда этнических групп населения Бухарского оазиса и прилегающих к нему районов. Первая половина XX в. (опыт сравнительной характеристики) // Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана. М-: Наука, 1989. С. 107−138.
- Лэйн Э.У. Нравы и обычаи египтян в первой половине XIX в. М.: Наука, 1982. 435 с.
- Материалы по районированию Средней Азии. Кн. I. Территория и население Бухары и Хорезма. Ч. I. Бухара. Ташкент: 1926. 288 с.
- Материальная культура таджиков верховьев Зеравшана / Отв. ред. А. К. Писарчик, Н. П. Ершов. Душанбе: Дониш, 1973. 296 с.
- Мадамиджанова З.М. Арабы Южного Таджикистана (Историко-этнографические очерки). Душанбе, 1995.
- Мейендорф Е.К. Путешествие из Оренбурга в Бухару. — М. Наука, 1975. 180 с.
- Мошкова В.Г. Ковры народов Средней Азии. Ташкент: Фан, 1970. 255 с.
- Народное декоративное искусство советского Узбекистана. Текстиль. — Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1954. 192 с.
- Першиц А.И. Арабы Саудовской Аравии" // Народы Передней Азии. Народы мира. М.: Изд-во АН СССР, 1957. С. 383−416.
- Прищепова В.А. Иллюстративные коллекции по народам Центральной Азии конца XIX-начала XX века (из собраний МАЭ РАН) // Культурное наследие народов Центральной Азии, Казахстана и Кавказа. Сб. МАЭ. Т. LIT. СПб.: Наука, 2006. С. 174−225.
- Равдоникас Т.Д. Одна из функций стеганой одежды народов Средней Азии // Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Сб. МАЭ. Т. XXXIV.-Л.: Наука, 1978. С. 175−181.
- Рассудова Р.Я. К истории одежды оседлого населения Ферганского, Ташкентского и Зеравшанского регионов // Материальная культура и хозяйство народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Сб. МАЭ Т. XXXIV. Л.: Наука, 1978. С. 154−174.
- Рахимов P.P. Коран и розовое пламя. СПб.: Наука, 2007. 388 с.
- Резван Е.А. «Коран Усмана»: (Санкт-Петербург, Катта-Лангар, Бухара, Ташкент) Т.1. = «The Qur’an of 'Uthman»: (St. Petersburg, Katta-Langar, Bukhara, Tashkent). Vol. 1 / Е.А. Резван-
- РАН. Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера), Институт востоковедения (С.-Петербург). — СПб.: Петербургское востоковедение, 2007. 368 с.
- Резван Е.А. Jeynov Мы пришли. (Каталог выставки). — СПб.: МАЭ РАН, 2004. 45 с.
- Резван М: Е., Резван Е. А. Чтобы проклятия остались снаружи, или «платье-оберег» (женщина и ее одежда в магическом пространстве Центральной Азии) // Грезы о Востоке. Русский авангард и шелка Бухары. — СПб.: МАЭ РАН, 2006. 219 с.
- Семенов A.A. Воззрения мусульман на значение благородных камней и минералов // Мир ислама. Т. 1. № 1. — СПб.: Изд-во Общества востоковедения. 1912. С. 293−321.
- Среднеазиатские миниатюры XVI XVIII вв. — М.: Наука, 1964. 36 е.- 48 л. илл.
- Средняя Азия. Экономико-географическая характеристика и проблемы развития хозяйства. М.: Мысль, 1969. 502 с.
- Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург: У-Фактория, 2006. 544 с.
- Сухарева O.A. К истории городов Бухарского ханства. — Ташкент: Изд-во АН УзССР, 1958. 146 с.
- Троицкая A.JT. Из отчета о командировке 1936 г. в национальные районы Среднеазиатских республик // СЭ. 1937. № 4. С. 137−149.
- Ханыков Н.В. Описание Бухарского ханства. СПб.: Тип. Академии наук, 1843. 279 с.
- Царева Е.Г. Древнейшие сюжеты на современных гладкотканых ковровых изделиях арабов Центральной Азии // Радловский сборник: Научные исследования и музейные проекты МАЭ РАН в 2009 г. СПб.: МАЭ РАН, 2010. С. 55−58.
- Чвырь J1.A. Таджикские ювелирные украшения. — М.: Наука, 1977. 141 с.
- Шаниязов К.Ш. Основные отрасли животноводства в дореволюционном Узбекистане // Хозяйственно-культурные традиции народов Средней Азии и Казахстана. М.: Наука, 1975. С. 188−229.
- Шаниязов К.Ш., Исмаилов Х. И. Этнографические очерки материальной культуры узбеков конца XIX начала XX в. — Ташкент: Фан, 1981. 125 с.
- Этнографические очерки узбекского сельского населения. М.: Наука, 1969. 294 с.
- Burckhardt. J.L. Notes on the Bedouins and Wahabys, collected during his travels in the East. -London, 1830.
- Islamic art in Oman. Muscat, Sultanate of Oman, 2008. 373 p.83. al-Hassan Ahmad Y., Hill Donald. R. Islamic technology: an illustrated history. Paris- Unesco- Cambridge University Press, 1986. 304 p.
- Muchawsky-Schnapper E. The Yemenites. Two Thousand Years of Jewish Culture. — Jerusalem, The Israel Museum, 2000. 183 p.
- E. Rezvan, M. Rezvan. The Qur’an, woman and her clothing in the magic sphere of Central Asia//Manuscripta Orientalia. Vol. 12. № 1. March 2006. SPb: Thesa Publishers, 2006. Pp. 31−42.
- Ross H.C. The art of Bedouin Jewellery (a Saudi Arabian profile). Monteux, Switzerland, 1989. 135 p.
- Weir Sh. The Bedouin. England, 1976.
- Санкт-Петербургский филиал Учреждения Российской академии наук Архива РАН
- Бурыкина H.H. Открытка на имя И.Ю. Крачковского. СПФ АР АН. Ф. 1026. Оп. 3. Ед. хр. 178.9 л.
- Винников И.Н. Арабы в СССР. Доклад в ЛГУ. СПФ АР АН. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 111. 26 л.
- Винников И.Н. Арабы кишлака Джейнау. СПФ АР АН. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 105. 5 л.
- Винников И.Н. Отчеты об экспедициях в Бухарскую и Кашкадарьинскую области Узбекской ССР весной и осенью 1943 г., осенью 1944 г. СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп.1. Ед. хр. 103. 71 л.
- Винников И.Н. Изучение арабов Средней Азии в годы Великой Отечественной войны. Доклад в ЛГУ. СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 110. 47 л.
- Винников И.Н. Документы о деятельности в ИЭА и МАЭ. Документы об экспедиции в Среднюю Азию: план, переписка, отчет. 1943 г. СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп. 2. Ед. хр. 113. 44 л.
- Винников И.Н. Документы о деятельности в ИЭА и МАЭ. СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 112. 16 л.
- Винников И.Н. Документы о деятельности в ИЭА и МАЭ. Планы и отчеты об экспедициях 1936 1944 гг. — СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп. 2. Ед. хр. 115. 29 л.
- Винников И.Н. Женщина и ее роль в сохранении культурной традиции у среднеазиатских арабов. Доклад в ЛГУ. СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 112. 95 л.
- Винников И.Н. Кашкадарьинские арабы (язык, фольклор, этнография). СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 115. 636 л.
- Винников И.Н. Сказки бухарских арабов. СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп. 1. Ед. хр. 106. 2 л.
- Винников И.Н. Фото сказителей и местных жителей кишлаков Араб-Хона и Джогари Уз. ССР. 1936 г. 47 фото 8×11 и 16×11.
- Измайлова М. М. Письма И.Ю. Крачковскому. Письмо от 19.02.1946 г. СПФ АРАН. Ф. 1026. Оп. 3. Ед. хр. 393. 71 л.
- Крачковский И.Ю. Документы по деятельности кружка арабистов. СПФ АРАН. Ф. 1026. Оп. 2. Ед. хр. 174. 234 л.
- Крачковский И.Ю., Юшманов Н. В. О диссертации И.Н. Винникова «Арабы в СССР». -СПФ АРАН. Ф. 1045. Оп. 2. Ед. хр. 65. 14 л.
- Архив Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН
- Задыхина К.Л. Материалы к этнической карте. Архив МАЭ РАН. Ф. 26. Оп. 1. № 42. 105 л.
- Задыхина К.Л. Полевые материалы «О расселении, жилище, родовом составе, свадебном и похоронном обрядах, одежде». Архив МАЭ РАН. Ф. 26. Оп. 1. № 31. 98 л.
- Задыхина К.Л. Полевые материалы «О ткачестве, зерноводстве, хлопководстве, жилище» -Архив МАЭ РАН. Ф. 26. Оп. 1. № 40. 21 л.
- Кондауров А.Н. «Колхозное строительство в Таджикистане». Полевые дневники. — Архив МАЭ РАН. Ф. 9. Оп. 1. № 13. 58 л.
- Люшкевич Ф.Д. Полевые записи. Среднеазиатская этнографическая экспедиция. Бухарский отряд. 1976 г. Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 1239. 70 л.
- Люшкевич Ф.Д. Полевые записи. Среднеазиатская этнографическая экспедиция. Бухарский отряд. 1977 г. Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 1241. 61 л.
- Троицкая А.Л. Полевые записи. Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 324. 12 л.
- Троицкая А.Л. Полевые записи. Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 325. 12 л.
- Троицкая А.Л. Полевые записи. Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 326. 11 л.
- Янес М.А. Полевой дневник. Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 1822. 45 л.
- Янес М.А. Полевые записи. Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 1823. 34 л.
- Янес М.А. Содержательный отчет. Архив МАЭ РАН. К-1. Оп. 2. № 1824. 10 л.
- Архив Российского этнографического музея
- Гамбург Б.З. Отчет об экспедиции в Узбекскую ССР. Архив РЭМ. Ф. 2. Оп. 1. Ед. хр. 2001.45 л.
- Гамбург Б.З. Полевые дневники. Архив РЭМ. Ф. 13. Оп. 1. № 24. 23 л.
- Гамбург Б.З. Полевые дневники. Архив РЭМ. Ф. 13. Оп. 1. № 25. 5