Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Трактат Гэ Хуна «Баопу — цзы» как историко-этнографический источник

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем, особый интерес представляют собой исследования лючаоского даосизма. Именно в это время даосизм единственный, пожалуй, раз за всю историю (если не считать кратковременного периода в начале правления Ранней Хань) был на пути к превращению в официальную идеологию, потеснив несколько конфуцианство и, вместе с тем, восприняв определенные элементы конфуцианского этико-политического… Читать ещё >

Содержание

  • Список сокращений

Глава I. Трактат Гэ Хуна «Баопу-цзьГ и его роль в развитии даосизма периода Лю-чао и идейной борьбе Ш-1У веков

1.1. История изучения «Баопу-цзы» в отечественной и зарубежной науке

1.2. Политическая обстановка в Китае конца Ш-го и начала 1У-го веков

1.3. Основные направления эволюции даосизма в период Лю-чао

1.4. Учение древнекитайского вольнодумца Бао Цзин-яня и его полемика с Гэ Хуном

Глава 2. Религиозно-философское учение Гэ Хуна.

2.1. Учение Гэ Хуна о Дао

2.2. Учение Гэ Хуна о бессмертии и путях его обретения

2.3. Китайская и западноевропейская алхимия (к вопросу о типологической общности}.

Трактат Гэ Хуна «Баопу — цзы» как историко-этнографический источник (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Изучение истории религии и атеизма в Китае имеет весьма значительную научную и политическую актуальности. Составной частью исследования китайской религиозной философии, истории и свободомыслия в Китае является изучение одной из ведущих религиозно-философских систем древнего и средневекового Китая — даосизма, оказавшего глубокое влияние на все стороны духовной жизни китайского народа на протяжении практически всей истории Китая. Одной из наиболее насущных задач для достижения понимания даосского учения и закономерностей его формирования и развития является исследование даосизма периода Лю-чао (чШести династий", Ш-У1 вв. н.э.). Этот период — один из сложнейших и интереснейших в истории религии и философии Китая. Он характеризуется особым накалом идейной борьбы, обостренным поиском решения задач, поставленных эпохой. Это был период огромных достижений в области духовной культуры, подготовивший небывалый расцвет в период правления династий Тан и Сун (УП-ХШ вв.). Без изучения идейных исканий этого периода невозможно по-настоящему понять и историю китайских идеологических учений в целом. Между тем, до сих пор период Лю-чао изучен относительно слабо по сравнению с другими периодами истории Китая. Ему посвящено ограниченное число работ даже в Китае и Японии, марксистские же исследования вообще почти отсутствуют. На важность изучения этой эпохи уже указывалось в советской синоло-т гической науке. Этот пробел в исследованиях необходимо восполнить.

Например, Малявин В. В. Жуань Цзи. М., 1978, с.9- Лисевич И. С. Литературная мысль Китая на рубеже древности и средних веков. М., 1979, с.5−6.

— 4.

Вместе с тем, особый интерес представляют собой исследования лючаоского даосизма. Именно в это время даосизм единственный, пожалуй, раз за всю историю (если не считать кратковременного периода в начале правления Ранней Хань) был на пути к превращению в официальную идеологию, потеснив несколько конфуцианство и, вместе с тем, восприняв определенные элементы конфуцианского этико-политического учения. Кроме того, в это время в даосизме все явственнее проступают черты, свойственные средневековому даосизму: мистика, оккультизм, учение об обретении бессмертия. Даосизм периода Лю-чао в высшей степени интересен и оригинален. Он еще не испытал (или испытал в незначительной степени в конце периода) влияние буддизма, сказавшегося на его учении впоследствии.

С другой стороны, даосское учение в ту эпоху не было однороднымв рамках даосизма происходили ожесточенные дискуссии между различными направлениями, по-разному толковавшими суть доктрины.

Трактат Гэ Хуна (284?-363? гг.) «Баопу-цзы» является крупнейшим даосским сочинением эпохи, охватывающим практически все стороны даосского учения и представляющим собой по существу компендиум средневекового даосизма. Но и то, что «Баопу-цзы» представляет собой компендиум даосизма периода Лю-чао, не исчерпывает ценность этого памятника. Кроме этого нельзя не отметить, что весь поздний даосизм фактически в главнейших чертах соответствует учению, изложенному в трактате Гэ Хуна.

Следовательно, трактат «Баопу-цзы», завершая развитие древнего даосизма и вбирая в себя обширные сведения по различным оккультным «наукам11 (алхимия, магия, астрология и т. д.), стал не только основополагающим сочинением позднего, религиозно-магического даосизма, но и своеобразным «ключом» к пониманию закономерностей происхождения, становления и развития даосской религии вообще. Одновременно памятник этот является сводом естественно-научных знаний того времени, представляющих определенный интерес и сейчас. Наконец, трактат Гэ Хуна помогает во многом восстановить взгляды тех современных ему мыслителей, сочинения которых ныне утеряны. Так, в одной из глав трактата приводятся обширные цитаты из утраченных сочинений даоса — вольнодумца Ш-1У вв. Бао Цзин-яня. Следовательно, ««Баопу-цзым является также неоценимым источником для изучения борьбы между ортодоксами и вольнодумцами в Китае начала периода «Шести династий». Марксистское исследование истории китайской идеологии вообще и даосизма периода Лю-чао, в частности, приобретает в настоящее время особенную важность.

В частности, в последние годы на Западе получили определенное распространение древние культы и религии Востока, а также заметно выросло увлечение магией и оккультизмом^. Хотя даосизм и не играет такой роли в идеологии буржуазной контркультуры как буддизм и индуизм, тем не менее даосские произведения вошли в круг чтения определенных кругов буржуазной интеллигенции, появились и книги, популяризирующие и пропагандирующие даосские идеи (обычно искаженные, превратно и примитивно понятые) наряду с будднй2 скими и индуистскими. См. Завадская Е. В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977; Давыдов Ю. Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры. М., 1980, с.45−48 и след.

2 п.

См., например, Luk Charles (Lu K’uan Ju). The Secrets of Chinese Meditation. London, 1964; idem, Taoist Yoga. Alchemy and Immortality. London, 1970; Y/atts A. The Y/ay of Zen. Hew York, 1970; idem, Tao: the Watercourse Way. Hew York, 1975.

— 6.

Таким образом, изучение истории даосизма и даосского оккультизма способствует также в определенной мере пониманию некоторых моментов современной идеологической борьбы в странах капиталистического Запада.

Все это свидетельствует о том, что для достижения всех вышеперечисленных целей необходимо ускорить и расширить исследования истории даосизма вообще и даосизма периода Лю-чао в частности.

Настоящая диссертация является первой научной работой в отечественной синологической науке, посвященной рассмотрению и анализу трактата Гэ Хуна «Баопу-цзы» и представленной им линии в развитии даосизма. В настоящее время степень изученности даосизма значительно меньше, нежели буддизма и индуизма, не говоря о исламе и христианстве, что отмечалось, в частности, на международной конференции по даосизму в Белладжио (Италия) в 1968 г.: иГ-н Элиаде высказал свое мнение, что исследования даосизма в настоящее время более важны, чем изучение буддизма или конфуцианства, так как, указал он, для несинолога доступно гораздо меньше материала по даосизму, чем по вышеназванным религиям" -*-.

В настоящей диссертации содержится материал по истории даосизма, предетавлявдий определенную новизну для синологической науки и религиеведения. Так, впервые в мировой науке дается такое подробное изложение учения даосского философа-вольнодумца Бао Цзин-яня, причем его взгляды впервые рассматриваются в контексте истории даосского учения в период Лю-чао и в предшествовавшую ему эпоху, а также в динамическом аспекте: в полемике с ним Гэ Хуна. В диссертации использованы источники, ранее не пере.

Welch Н. The Bellagio Conference on Taoist Studies — HR, vol.9. Chicago, 1969/70, N 2−3, р.13б.

— 7 водившиеся с китайского ни на русский, ни на другие европейские языки. Впервые переведены на русский язык четыре главы «Баопу-цзы» .

Введение

в научный оборот этих новых материалов и обобщение результатов, полученных другими исследователями, в написанном с марксистских позиций систематическом анализе роли и места трактата Гэ Хуна «Баопу-цзы» в истории даосизма периода Лю-чао и идейной борьбы той эпохи и обусловливает научную новизну диссертации.

Материалы настоящей диссертации могут быть использованы в вузовских курсах по источниковедению истории религии и атеизма, научному атеизму, истории философии, истории науки и по ряду востоковедных дисциплин, связанных с историей культуры и науки в Китае.

Диссертация поможет улучшить изложение разделов, посвященных даосизму, в энциклопедиях, атеистических справочниках, словарях, учебных пособиях по научному атеизму, истории религии и атеизма, истории философии и истории науки, в которых в связи с общей неразработанностью темы нередки грубые ошибки.

Материалы диссертации могут служить основой для дальнейшего исследования истории даосизма в период Лю-чао и трактата Гэ Хуна пБаопу-цзы" .

Материалы диссертации могут быть использованы при работе над созданием музейных экспозиций по истории религии и свободомыслия в Китае.

— 8.

Список сокращений БПЦ — иБаопу-цзы" ВЗ — Восточные записки.

ВИМК — Вестник истории мировой культуры ВФ — Вопросы философии.

ЕМИРА — Ежегодник Музея истории религии и атеизма ЗКВ — Записки коллегии востоковедов ИАН ОГН — Известия Академии наук. Отделение гуманитарных наук.

СББЯиСыбу бэйяо" .

СВ — Советское востоковедение.

ТЧРДМИ — Труды членов Российской духовной миссии в Пекине ЧЦЦЧ — «Чжуцзы цзичэн» ALS — Asian Library Series AS/EA — Asiatische Studien, Etudes Asiatiques BSOAS — Bulletin of the School of Oriental and African Studies.

HMHL — Harvard Monographs in the History of Science HR — History of Religions.

JA — Journal Asiatique.

MS — Monumenta Serica.

PAAAS — Proceedings of the American Academy of Arts and Sciences.

ZDMG- - Zeitschrift der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft.

— 9.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Из вышесказанного представляется возможным сделать следующие выводы.

I. Уже традиционная китайская наука сделала много для изучения трактата Гэ Хуна «Баопу-цзы». В особенности высок был уровень филологического, прежде всего текстологического, анализа текста, который по существу не перекрыт и современной наукой. Однако исследования учения Гэ Хуна, его религиозно-философского содержания до начала XX века не предпринималось, хотя определенные аспекты его и затрагивались (прежде всего, это касается вопроса о соотношении. внутренних" и. внешних" глав «Баопу-цзы», что связано с постоянно встававшей перед учеными старого Китая проблемой классификации текстов).

В первой половине XX века в Китае появился ряд исследований по истории даосизма и учению Гэ Хуна, в частности. Некоторые из этих исследований (работы Сюй Ди-шаня, Фу Цинь-цзя, Чэнь Го-фу и др.) представляют значительный интерес и в настоящее время.

После образования КНР изучение наследия Гэ Хуна вступило в новый этап, характеризующийся значительным вниманием к социальным аспектам даосизмаогромную положительную роль сыграл тот факт, что китайские ученые стали руководствоваться марксистской методологией научного исследования. Вместе с тем, работы ученых КНР зачастую страдают вульгарным социологизаторством, упрощенчеством и тенденциозностью в освещении истории идеологии в Китае.

Значительный успех в изучении мировоззрения Гэ Хуна достигнут в японской науке. Японские ученые осуществили перевод «Баопу-цзы» на японский язык и сделали очень много для выяснения места Гэ Хуна в истории даосизма.

Исследование учения Гэ Хуна в странах Запада прошло несколько этапов: за время первого этапа (до 50-х годов текущего столетия) был накоплен значительный фактический материал, появились труды, дающие общую характеристику учению Гэ Хуна и первые переводы «Баопу-цзы» — второй этап характеризуется появлением фундаментальных трудов по истории даосизма, в которых впервые формулируются концепции исторического развития этого религиозно-философского учения, а также выходят общие работы по истории даосизма (Дж.Ни-дэм, А. Масперо, Х. Вэлч, М. Кальтенмарк). Появляются новые переводы «Баопу-цзы». Третий этап изучения даосизма на Западе начался с конца 60-х годов после Первого международного конгресса по изучению даосизма (сентябрь 1968 г.). Он характеризуется обобщением достигнутых результатов в исследованиях даосизма и, вместе с тем, более развитой специализацией, более детальным анализом различных сторон даосского мировоззрения (Дж.Нидэм, М. Кальтенмарк, К.М.Шип-пер, А. Зайдель, М. Стрикмэн, Н. Сивин и др.). В целом западные ученые достигли очень больших успехов в изучении даосизма и мировоззрения Гэ Хуна в частности. Однако западным исследованиям присущи значительные недостатки, прежде' всего, недостаточное внимание изучению социальных корней и аспектов даосизма, роль вольнодумных тенденций в развитии его учения.

Изучение даосизма в СССР имеет превосходную старую традицию, идущую от Палладия и В. П. Васильева, взгляды которых на даосизм (особенно это относится к В.П.Васильеву) во многом повлияли на развитие изучения даосизма в нашей стране.

Огромную роль в исследовании даосизма сыграли труды великого.

— 175 советского синолога, основателя советской синологической школы академика В. М. Алексеева.

Значительный вклад в исследование истории даосизма сделан его учениками: Ю. К. Шуцким, К. К. Флугом и А. А. Петровым.

В настоящее время эта славная традиция изучения даосизма продолжается плеядой советских ученых-синологов: Л. С. Васильевым, ЮЛ. Кролем, И. С. Лисевичем, В. В. Малявиным, Л. Е. Померанцевой, Е. Б. Поршневой, Э. С. Стуловой.

Однако исследований, посвященных трактату Гэ Хуна «Баопу-цзы», в советской синологической науке нет. Нет и его переводов. Это делает изучение наследия Гэ Хуна одной из важнейших задач советского китаеведения.

2. Период Лю-чао (&bdquo-Шести династий") — 1У-У1 вв. был эпохой коренной ломки сложившихся в предыдущий период китайской истории социально-экономических отношений, периодом резких сдвигов в социально-экономической, политической и культурной шзни страны. На развитии китайской культуры того времени не мог не сказаться кризисный характер эпохи в целомв период Лю-чао китайская культура вообще, и идеология, в частности, вступила в принципиально новый этап своего развития. Ярким представителем китайской религиозно-философской мысли Ш-1У вв. стал даосский философ Гэ Хун (284?-363? гг.), отразивший в своем трактате «Баопу-цзы» объективно существовавшие тенденции в развитии одного из ведущих направлений китайской религиозно-философской мысли — даосизма.

В трактате «Баопу-цзы» преломились все основные тенденции развития и противоречия развития даосизма в Ш-1У вв.

В период Лю-чао в даосизме окончательно завершился переход от древнего даосизма к средневековому. Трактат Гэ Хуна и является синтезом формирующегося позднего даосизма и, вместе с тем, резуль.

— 176 татом изменений, происшедших в даосизме к 1У в.

Даосизм периода &bdquo-Шести династий", как и весь средневековый даосизм, представляет собой соединение двух сторон даосского учения: уходящих корнями в глубокую древность &bdquo-оккультных практик" и даосской философии, теоретически обосновывавшей эти практики. Общая схема развития даосизма крайне упрощенно может быть представлена следующим образом: а) период существования древних &bdquo-протодаосских" практик и стихийно формировавшихся философских концепций (до УТ в. до н.э.) — б) период теоретического осмысления этих практик и создание собственно даосского мировоззрения (У1 в. до н.э.- I в. н.э.) — в) период записи, письменной фиксации древних &bdquo-протодаосских" и даосских практик, введение их (эксплицитно) в систему даосского мировоззрения, формирование целостной даосской доктрины I в. н.э. — 1У в. н.э.).

I) (до У1 в. до н.э.) 2) (У1 в. до н.э.

I в. н.э.).

— 177.

Трактат Гэ Хуна и является ярким свццетельством произошедшего синтеза даосизма. Вторая тенденция эволюции даосизма в период Лю-чао — соединение даосизма и конфуцианских идей. Это было вызвано значительным распространением даосизма в ту эпоху и приближением его к статусу государственной идеологии. Две части. Баопу-цзы" (.внутренняя" и. внешняя") как раз и отражают две стороны даосского мировоззрения того времени: собственно даосскую сферу и включение в даосизм моментов конфуцианской доктрины.

3. Одним из крупнейших вольнодумцев древнего и средневекового Китая является даосский мыслитель Бао Цзин-янь. Он в рамках социального учения даосизма наиболее последовательно критиковал конфуцианское мировоззрение, ортодоксальные взгляды на природу государства. Мыслитель подверг уничтожающей критике современное ему общество, основанное на эксплуатации и угнетении, выступил против роскоши, паразитического образа жизни власть имущих в защиту простого народа.

Вместе с тем, социальное учение Бао Цзин-яня нельзя понять без учета онтологического учения философов раннего даосизма с их концепцией. Золотого века", исчезнувшего после отклонения человечества от Дао, от истинного, по их учению, миропорядка. Бао Цзин-янь, однако, углубил социальное учение ранних даосов, развив эгалитарные и антиэтатистские тенденции их учения. Таким образом, углубление социальной доктрины раннего даосизма, доведение до логического завершения ее вольнодумной тенденции также может считаться важной особенностью даосизма периода Лю-чао. Это направление активно противостояло тенденции, представленной Гэ Ху-ном.

Из критики Гэ Хуна концепции Бао Цзин-яня следует прежде все.

— 178 го отметить ее онтологический подход к проблеме и использование наряду с конфуцианскими также легистских и моистских аргументов. В социальном учении Гэ Хуна можно отметить и некоторые положительные моменты, отсутствующие у Бао Цзин-яня. Прежде всего, это определенное понимание относительной прогрессивности перехода к государственности по сравнению с догосударственным, доклассовым состоянием общества. Можно предположить, что трактат Гэ Хуна находится в ряду текстов, подготовивших появление неоконфуцианской философии. Но если синтез Гэ Хуна на даосской основе, то неоконфуцианский синтез, включивший в свою систему и элементы буддийской философии и психологии, совершился исключительно под эгидой неоконфуцианства.

Хотя в даосизме и победило противостоящее Бао Цзин-яню направление, представленное Гэ Хуном, даосское вольнодумство не исчезло, а даосская эгалитарная утопия часто служила идеологией средневековых крестьянских восстаний в Китае.

4. Учение Гэ Хуна о Дао — исходный пункт его религиозно-философской доктрины. Учение Гэ Хуна о Дао связывает воедино философское учение даосизма и даосские религиозные практики, также обосновывавшиеся в религиозно-философских сочинениях позднего даосизма приемами и методами раннедаосской философии, с использованием основных общефилософских установок даосского учения. Таким образом, &bdquo-даология" Гэ Хуна представляет собой мировоззренческую основу важнейших положений и доктрин позднего даосизма, с одной стороны, и развитие философии раннего даосизма — с другой.

5. Центральным моментом религиозно-философского учения Гэ Хука, как и всего позднего даосизма, является учение о бессмертии и путях его &bdquo-обретения". Гэ Хуну чужд чисто спиритуалистический взгляд на природу и человека, поэтому вопрос о соотношении духа и тела решается им с позиций психофизического параллелизма, сочетающегося с отдельными элементами наивно материалистических положений.

Для обоснования «возможности» существования бессмертных Гэ Хун использует разработанные логические построения с элементами диалектики общего, единичного и особенного.

Теоретическое обоснование алхимии, основного метода &bdquo-обретения" бессмертия, по Гэ Хуну, непосредственно восходит к идеям ранних даосов и зачаткам диалектики в их философии.

Алхимия даосов не только и не столько сумма технических приемов, но скорее особое детально разработанное &bdquo-алхимическое" мировоззрение, также генетически связанное с учением ранних даосов. Представляется возможность сопоставить ряд основных методологических принципов китайской алхимии с фундаментальными концепциями средневековой и ренессансной европейской алхимии, что, возможно, позволит глубже понять алхимию как сложный и противоречивый феномен культурной жизни народов разных регионов земного шара в определенные периоды их историко-культурного развития.

6. Таким образом, трактат Гэ Хуна «Баопу-цзы» оказывается источником не только для изучения положений, доктрин и принципов ортодоксального позднего даосизма, но также для исследования эволюции даосизма в период Лю-чао, выявления сложных противоборствующих тенденций его развития и трансформации. Вместе с тем, этот памятник сам предстает перед исследователем не как изолированное явление в культурной жизни древнего и средневекового Китая, но как закономерный результат и итог всей предшествовавшей эволюции даосского ученияпоэтому он в определенной мере проливает свет и на эту предшествующую ему историю даосской доктрины.

— 180.

Кроме того, изучение трактата Гэ Хуна является подготовкой и для исследования более позднего, танского (618−907) и сунского (960−1279) даосизма, остающегося вплоть до настоящего времени почти не исследованным.

Дальнейшее исследование этого сложного и интересного текста должно сопровождаться переводом его на русский язык. Только после появления полного, тщательно прокомментированного перевода, сопровожденного всесторонним исследованием текста задачу исследования ,.Баопу-цзы" можно будет считать выполненной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Произведения классиков марксизма-ленинизма
  2. К. К критике гегелевской философии права, — Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.1, с.219−368.
  3. Ф. Немецкая идеология.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. З, с.7−544.
  4. Ф. Крестьянская война в Германии.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.7, с.343−437.
  5. В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Соч., т.18, с.7−384.
  6. Гэ Хун. Баопу-цзы яншэн лунь.- Гэ Хун. Рассуждение Баопу-цзы о питании жизни.- Гэ Хун. Баопу-цзы).10. g ^ Аг (Гэ Хун.
  7. Да дань вэнь да. Гэ Хун. Вопросы и ответы о «великом эликсире». Гэ Хун. Баопу-цзы).п. 4LZ. & Ц i%
  8. Ш ^^ ^ (.Мо-цзы" сянь гу. -.Книга Мо-цзы" в свободном изъяснении.- ЧЦДЧ, т.4. Шанхай: Чжун-хуа шуцзюй, 1954.- 374 е.).
  9. Сунь Син-янь. Синь цзяочжэн «Баопу-цзы» нэйпянь сюй. Сунь Син-янь. Предисловие &bdquo-новоисправленному изданию" внутренних глав «Баопу-цзы».- Гэ Хун. Баопу-цзы.- ЧЦЦЧ, т.8).
  10. Фа-линь бечжуань.- Тайсё синсю Дайдзокё.- Дополнительное жизнеописание Фа-линя.-«Трипитака годов Тайсё, т.50. Токио: Канкокай, 1963, 198−213 е.).22.7f.48
  11. Ь% %. — if flk % („Хоу Хань шу“.- История династии Поздняя Хань.- Сыбу бэйяо, т.55. Шанхай: Шан у инь-шу гуань, 1936.- 516 с. (с.606−1122).
  12. Jt — Sf % (&bdquo-Цзинь шу» История династии Цзинь.- Сыбу бэйяо, т.58. Шанхай: Шан у иныпу гуань. -532 с.).27.' 1% IJ & ^ В Пс >i
  13. Э0.5&- «I X i, tS.-^i IУМt ii’i5:
  14. Чжэнь Луань. Сяо даолунь.- Тайсё синсю Дайдзокё.- Чжэнь Луань. Осмеяние даосизма.- Трипитака годов Тайсё, т.52. Токио: Канкокай, 1963, с.143−152).
  15. В.М. Китайская поэма о позте. Стансы Сыкун Ту. Пер. и исслед.: Пг., тип. А. С. Дрейсслера, 1916, IX + 484 + 155 с.
  16. В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях.-М.: Наука, 1966.- 260 с.
  17. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. Ян Чжу, Лецзы, Чжуанцзы. Вступительная статья, пер. и коммен. Л.Д.Поздне-евой.- М.:Наука, 1967.- 403 с.
  18. Л.Е. Се Линъюнь.- М.:Наука, 1980.- 208 с.
  19. Л.Е. Под знаком „ветра и потока“. Образ жизни художника в Китае Ш-У1 веков.- М.-Наука, 1982.- 222 с.
  20. Бяньвэнь о воздаянии за милость. Факсимиле рукописи. Исследование, перевод с китайского и комментарии и таблицы Л. Н. Меньшикова.- Памятники письменности Востока, т. 34, ч.1.- М.:Наука, 1972. 419 с.
  21. В.П. Религии Востока: конфуцианство, буддизм и даосизм. СПб., тип. В. С. Балашова, 1973.- 183 с.
  22. Л.С. Культы, религии, традиции в Китае.- М.: Наука, 1970.- 484 с.
  23. В. Духовная культура Китая. СПб.:Брокгауз-Ефрон, 1912, Х1У 237 с.
  24. Л.Н. Хунну в Китае.- М.:Наука, 1974, 236 с. +24 с.
  25. Ю.Н., Роднянская И. Б. Социология контркультуры.-М.:Наука, 1980.- 264 с.
  26. Дао и даосизм в Китае.- ГЛ.:Наука, 1982.- 287 с.
  27. Древнеиндийская философия: Собрание текстов.- М.:Мысль, 1972.- 271 с.
  28. Древнекитайская философия: Собрание текстов в 2-х т., т.1. М.:Мысль, 1972.- 363 с.
  29. Е.В. Культура Востока в современном западном мире.- М.:Наука, 1977.- 167 с.
  30. Ф.Х. От мифа к логосу (становление древнегреческой философии).- М.:Мысль, 1972.- 312 с.
  31. М.В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос на пороге средних веков.- М.:Наука, 1979.- 327 с.
  32. Г. Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика.- М.:Мысль, 1979.- 431 с.
  33. В.В. Жуань Цзы.- М.:Наука, 1978.- 167 с.
  34. Ю. В поисках за божеством (очерки истории гностицизма). СПб., Тип. т-ва А. С. Суворина.- Новое время, 1913.- 526 с.
  35. Палладий (Кафаров П.И.). Си ю цзи или описание путешествия на Запад.- ТЧРДОЛП, т.4. СПб., тип. В. Безобразова и комп., 1866, с.261−436.- 186
  36. Л.С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая.- М.:Наука, 1981, — 333 с.
  37. А.А. Ван Би (226−249). Из истории китайской философии.- ТИП, т.13.- М.-Л. :АН СССР, 1936, 136 + 4 с.
  38. А.А. Ван Чун. Древнекитайский материалист и просветитель.- М.:Изд-во АН СССР, 1954.- 103 с.
  39. Л.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве.- М.:Изд-во Моск. ун-та, 1978.- 243 с.
  40. Е.Б. Учение &bdquo-Белого лотоса» идеология народного восстания 1796−1804 гг.- М.:Наука, 1972.- 194 с.
  41. B.JI. Алхимия как феномен средневековой культуры.- М.:Наука, 1979.- 269 с.
  42. B.C. Построение древнекитайских текстов.- М.:Наука, 1976.- 231 с.
  43. Э.С. Баоцзюань о Пу-мине.- Памятники письменности Востока, т.56.- М. гНаука, 1979.- 402 с.
  44. М.К. Историко-философские вопросы гностицизма.-М.-.Наука, 1979.- 215 с.
  45. Ян Хин-шун. Древнекитайский философ Лао-цзы и его учение.-М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950, 158 + 2 с.- 187 -б) Статьи
  46. А.И. Ван Янмин и даосизм, — Дао и даосизм в Китае.-М.:Наука, 1982, с.80−106.
  47. ЮЛ. Рассуждение Сыма о &bdquo-шести школах".- Китай: история, культура и историография.- М.:Наука, 1977, с.131−157.
  48. А.А. Очерк философии Китая.- Китай. История, экономика, культура, героическая борьба за национальную независимость. Сборник статей под ред. акад. В. М. Алексеева, Л. И. Думана и А. А. Петрова.- М.: Изд-во АН СССР, 1940, с.248−272.
  49. А.А. Ян Чжу вольнодумец древнего Китая.- СБ, 1940, lb I, с.147−211.
  50. Г. В. 0 так называемых религиозных исканиях в России.- Избранные философские произведения, т.З. М.: Изд-во АН СССР, 1957, с.326−437.
  51. Радуль-Затуловский Я. Б. Великий китайский атеист Фань Чжэнь.- ЕМИРА, 1957, № I, с.282−316.
  52. Е.А. Трактат Гэ Хуна «Баопу-цзы» как источник для изучения даосизма периода Лю-чао.- Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма.- Л.:ИМИРиА, 1980, с.139−153.
  53. К.К. Очерк истории даосского канона (Дао цзана).-ИАН ОГН, сер.7, 1930, вып.4, с. 239 249.
  54. В.М. Из ранней истории социальных утопий (Даосская утопия в Китае).- ВИМК, I960, В 6, с.239−250.
  55. Ю.К. Даос в буддизме.- ВЗ, т.1, 1927, с.235−250.
  56. Ю.К. Основные проблемы текста Ле-цзы.- ЗКВ, т. З, вып.2, 1928, с.279−288.
  57. Balazs Е. Chinese Civilization and Bureaucracy: Hew Haven and London /Ed. A.P.Wright, 1977, Yale Univ. Press.- 309 p.
  58. Eliade M. Yoga- Immortality and Freedom. Hew York, Bol-lingen Series, vol.56. Pantheon Books, 1958.- 529 p.
  59. Forke A. G-eschielite der mittelalterlichen chinesischer
  60. Phil о sop hi el Hamburg, Friederichen de G-ruyter, 1934, XII+410 S.
  61. Fung Yu-lan. A History of Chinese Philosophy, vol.2. Princeton, Princeton Univ. Press, 1953.- 783 p.
  62. Govinda Anagarika, lama. Foundations of Tibetan Mysticism. London! Rider, -232 p.
  63. Kaltenmark M. Le «Lie Sien Tchouan" — Biographies Legen-daires des Immortels Taoistes de l’Antiquite! Peking, Centre d’Etudes Sinologiques Franco-Chinois, 1953.- 43ф p.
  64. Kaltenmark M. Lao tseu et le Taoisme. Paris: Maitre Spirituels, vol.34, 1965.- 334 p.
  65. Kaltenmark M. Philosophie Chinoises. Paris! Press Univ. de France.- 128 p.
  66. Klossov/sky S. de Rola. Alchemy. The Secret Art. London! Thames and Hudson Ltd., 1973.- 127 p.
  67. Ch. (Lu K’uan Yii). The Secrets of Chinese Meditation! London! Rider and Co., 1964.- 232 p.
  68. Ch. (Lu K’uan Yii). Taoist Yoga. Alchemy and Immortality. London! Rider and Co., 1970.- 206 p.
  69. Maspero H. Le taoisme.- Melanges Posthumes sur les religions et l’historie de la Chine, vol.2 (58). Pails! Publications du Musee Guimet Bibliotheque de diffusion, 1950.-268 p.
  70. Maspero H. Le taoisme et les religions Chinoises. Paris! Gall imard, 1973.- 658 p.
  71. Heedham J. Science and Civilization in China, vol.2? Cambridge! Cambridge Univ. Press, 1956.- p.
  72. Needham J. Science and Civilization in China, vol.5, pt.2−3. Cambridge! Cambridge Univ. Press, 1974−1976.
  73. ЮЗ. Saley J. The Master Who Embraces Simplicity: A Study of the Philosopher Ко Hung. A.D. 283−343. San-Fransisco, ALS, IT 9.- 658 p.
  74. Schipper K.M. Concordance du Pao-P'ou-tseu nei-wai p’ien Paris: Paris, L’Institut des Hautes Etudes Chinoises de l’Universite de Paris, vol.2, 1965, -755 p.- vol.3, 1969.-883 p.
  75. Seidel A. La divinisation de Sao tseu dans taoisme des Han. Paris: Publications de l’Ecole Francaise dfExtreme Orient, vol.71, 1969.- 171 p.
  76. Sivin N. Chinese Alcnemyl Preliminary Studies.- HMHS, N 1. Cambridge: Mass., Harvard Univ. Press, 1968, XXVI+339 p.
  77. Thorndike L. History of Magic and Experimental Scien-ses, vol.5. New York: Columbia Univ. Press, 1959.- 732 p.
  78. Van Gulik. Sexual Life in Ancient China. LeidenlBrill, 1961, XVII + 392 p.
  79. Vandier-Nicolas N. Le taoisme.- Mythes et religions, vol.5. Paris: Presses Univ. de France, 1965.- 132 p.
  80. Ware J.R. Alchemy, Medicine and Religion in China of 320 A.D. Cambridge: Mass., Michigan Institute of Technology Press, 1966.- XIV+338 p.
  81. Welch H.H. The Parting of the Way: Lao tsu and Taoist Movement. Boston: Boston Univ. Press, 1957.- 204 p.
  82. V/ieger L. A History of Religions Beliefs and Philosophical Opinions in China from the Beginning to the Present Time. Hsien-hsien, Hsien-hsien Press, 1927.- 774 p.
  83. Yates F.A. G-iordano Bruno and the Hermetic Tradition. London: Rotledge and Kegan Paul, 1964, XIV + 466 p.- 191 б) Сборники
  84. Balaze В. Entre revolte nihiliste et evasion mystique. Les courants intellectuels en Chine au IIIе siecle de notre ere. AS/EA, 1948, IT 2, p. 27−55.
  85. Davis T.L. and Wu Lu-chfiang. An Ancient Chinese Alchemical Classic Ко Hung on the Solden Medicine and on the Yellow and White. PAAAS, vol. 70, 1935, N 6, p.221−284.
  86. Davis T.L. and Chao Yiin ts’ung. Chang Po-tuan of T’ien T’ai, his Chen P’ien, Essay on the Understanding of the Truth. A Contribution to the Study of Chinese Alchemy. PAAAS, vol.73, 1939, p.97−117.
  87. Davis T.L. and Chao Yiin -ts'ung. Pour Hundred Word Chin Tan of Chang Po-tuan. Three Alchemical Poems by Chang Po-tuan. PAAAS, vol. 73, 1940, N 13, p. 377−379.
  88. Davis T.L. and Ch*en Kuo-fu. The Inner Chapters of Pao P’u tsu.- PAAAS, vol.74, 1941, IT 10, p. 297−325.
  89. Eliade E. Alchemy and Science in China. HR, vol.10, 1970, IT 2, p. 178−182.
  90. Feifel E. Pao P’u-tsu. ITei P’ien.- ML, vol.6, 1941, p. 112−211- vol.9, 1944, p.1−33- vol.11, 1946, p.1−32.
  91. Kaltenmark M. Les Mirroirs Magiques.- Melanges offerts a P. Demieville, vol.2, Paris: Press Univ. de Prance, 1974, p. 151−166.
  92. Maspero H. Procedes de «nourrir le principe vital» dans la Religion Taoiste Ancienne.- JA, vol.229. Paris, 1937, p.177−252, 353−440.
  93. Mather R.B. The Controversy over Conformity and Naturalness during rhe Six Dinasties.- HR, vol. 9, 1969/1970, IT 2−3, p. 160−180.
  94. Ofuchi Ninji. On Ku Ling-Ching.- AA, 1974, Я 27, p.33−56.
  95. Ofuchi ITinji. On the Formation of the Taoist Canon.-Facets of Taoism./Ed. H. Welch and A.Seidel. Hew Haven Jale Univ. Press, 1979, p.253−268.
  96. Robinet I. Metamorphosis and Deliverance from the Corps in Taoism.- HR, vol. 19, 1979, p.37−70.
  97. Saso M. What Is the Ho-t'u? .- HR, vol.17, 1978, N 3−4, p. 399−416.
  98. Schipper K.M. The Taoist Body.- HR, vol.17, 1978, p. 355−398.
  99. Schubert R. Das erste Kapital des Pao p’u tsu wai p’ien. ZDMG, Bd. H9, Я 2, 1970, S. 278−301.
  100. Seidel A. The Image of the Perfect Ruler in Early Taoist Messianism.- HR, vol.9, 1969/1970, и 2−3, p.216−247.
  101. Sivin N. On the Pao p’u tsu nei p’ien and the Life of Ко Hung (283−343).- Isis, vol.60, 1969, p.388−391.
  102. Sivin N. On the Word «Taoist» as a Source of Perplexity. With Special Reference to the Relations of Science and Religion in Traditional China.- HR, vol.17, 1978, N 3−4, p.303−330.
  103. Strickmann M. On the Alchemy of T’ao Hung-ching.- Facets of Taoism.- New Haven, Jale Univ. Press, 1979, p.123−192.
  104. Welch H.H. The Bellagio Conference on Taoist Studies.-HR, vol.9, 1969/1970, p. 107−136.
  105. Wright A.F. Historian’s Reflections on the Taoist Tradition.- HR, vol.9, 1969/1970, IT 2−3, p. 248−255.- 193
  106. Щ Jz f. f IЙ, (Мураками Есими. Тюгоку-но сэннин.- «Хопоку-си» но сисо.-Мураками Есими. Китайский бессмертный.- Мировоззрение «Баопу-цзы». Киото: Хэраку сетен, 1956.- 282 е.).
  107. Министерство культуры РСФСР Государственный музей истории религии и атеизма1. Е.А.Торчинов
Заполнить форму текущей работой