Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в ХVIII-начале ХХ вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Историографическое значение для нашей темы имеют материалы кавказской периодической печати второй половины XIX — начала XX вв. В газетах «Терские ведомости», «Кубанские областные ведомости», «Кавказ», «Казбек», а также в журналах «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Известия общества любителей изучения Кубанской области… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Хозяйственные связи балкарцев и карачаевцев с народами
  • Кавказа
    • 1. Торговые связи
    • 2. Арендные связи
    • 3. Отходничество
  • Глава II. Родственные связи балкарцев и карачаевцев с народами
  • Кавказа
    • 1. Связи кровнородственного и брачного характера
    • 2. Связи искусственного родства
  • Глава III. Отражение этнокультурных связей балкарцев и карачаевцев в генезисе фамилий кавказских народов
    • 1. Генезис балкаро-карачаевских фамилий иноэтничного кавказского происхождения
    • 2. Иноэтничные кавказские фамилии балкаро-карачаевского происхождения

Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в ХVIII-начале ХХ вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Конец XX столетия практически на всем пространстве бывшего Советского Союза характеризуется крайним обострением межнациональных отношений. Не явился исключением из этого процесса и Кавказ. Более того, именно Кавказ дал наиболее трагические примеры кровопролитных конфликтов — азербайджано-армянский, грузино-абхазский, грузино-осетинский и осетино-ингушский. Вполне очевидно, что при подобных обстоятельствах на первый план выдвигаются научные исследования, рассматривающие историю межэтнических контактов на Кавказе во всем ихразнообразии.

Настоящее исследование посвящено рассмотрению этнокультурных связей балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа. Всестороннее изучение данной проблемы на примере балкарцев и карачаевцев представляет несомненный научный интерес, так как может предоставить ценнейший материал для восстановления картины экономического, политического и культурного взаимодействия двух этих народов с соседними кавказскими народами.

Научное освещение и анализ этнокультурных связей различных народов Кавказа друг с другом особенно актуальны в наши дни, когда у граждан нашей страны наблюдается огромный всплеск национального самосознания, проявляется возросший интерес к изучению исторического прошлого своего народа, определению его места в общеисторическом процессе.

Опыт рассмотрения этнокультурных связей балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в прошлом, выявление их многообразия и взаимовыгодного характера общения может в определенной степени способствовать дальнейшему развитию по-настоящему добрососедских и дружественных взаимоотношений между ними и в наше время.

Выбор темы исследования объясняется также отсутствием специальных обобщающих работ по данной проблеме, хотя нельзя забывать о том, что история любого народа — это в то же время и история его связей — экономических, политических, языковых, родственных и многих других.

Историография и источники. В отечественной историографии на данный момент не имеется ни одного специального монографического исследования, где комплексно рассматривались бы проблемы этнокультурных связей балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII — начале XX вв. Однако многие авторы, занимавшиеся историей и этнографией региона, затрагивали в своих работах отдельные аспекты данной темы.

Некоторые вопросы этнокультурных контактов балкарцев и карачаевцев с представителями народов Кавказа нашли свое отражение уже в первых русских документальных источниках. Обращаясь к наиболее ранним известиям такого рода, можно выделить «Отписку терского воеводы И. А. Дашкова в Посольский Приказ о разведках залежей железной руды» (1). Для нашей темы интересны приводимые здесь краткие сведения об экономических, политических и родственных связях между балкарцами и кабардинцами.

Определенная информация об этнокультурных контактах карачаевцев с народами Кавказа содержится в отчете московских послов в Менгрелию к Ле-вану I Дадиани, толмача с русского языка в Посольском приказе Федота Елчи-на и священника Павла Захарьева. Они отмечали, что у карачаевцев с грузинами существовали мирные, добрососедские отношения, подтверждением чему, по их наблюдениям, служит проявленное гостеприимство карачаевскому мурзе Хадьзяке в 1640 году мегрельским епископом Андреем. Послы также заметили, что карачаевские феодалы Крым-Шамхаловы поддерживали родственные отношения с представителями ногайской аристократии (2).

Несколько позднее, в 1650—1652 годах, послы в Имеретию стольник Ни-кифор Толочанов и дьяк Алексей Иевлев в своих статейных списках указывали на наличие у балкарцев оживленных взаимоотношений с Грузией. Наряду с этим они особо отметили, что балкарские феодалы поддерживали с кабардинскими князьями отношения искусственного родства. В частности, они писали, что балкарец Чеполов (Чепелеу — М.Б.) являлся воспитателем кабардинского князя Джанбулата, указывая тем самым на наличие аталыческих взаимоотношений между представителями этих народов (3).

Следует однако особо подчеркнуть, что отмеченные работы того периода скорее можно отнести к первоисточникам, нежели к собственно историографическим исследованиям.

Начиная со второй половины XVIII столетия, этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа стали все чаще привлекать внимание русских авторов, хотя предметом специального изучения этот вопрос не становился. В 1768—1775 годах Российская Академия наук организовала и осуществила ряд экспедиций на Кавказ с целью ознакомления с социально-экономическим положением горских народов. Принимавший участие в этих научных экспедициях академик Иоганн-Антон Гюльденштедт описал территорию Балкарии, главные занятия и обычаи балкарцев, отметил их оживленные торговые связи с Грузией. Академик обратил внимание и на то, что балкарские князья из Черекского ущелья, выводившие свое происхождение от легендарного Басиата, признаются таковыми и представителями соседних народов (4).

По поручению Академии наук России в начале XIX в. Северный Кавказ посетил, также академик Генрих-Юлиус Клапрот. В своем труде «Путешествие по Кавказу и Грузии в 1807—1808 гг.» он охарактеризовал отношения, сложившиеся на тот момент между балкарцами и карачаевцами с их соседями кабардинцами. Клапрот отмечал, что карачаевские князья женятся на кабардинских дворянках, а кабардинские дворяне, в свою очередь, брали себе в жены девушек из карачаевских княжеских фамилий (5).

В начале 20-х годов XIX века появляется первая обобщающая работа о Кавказе, написанная Семеном Броневским. Во второй части данного труда автор поместил главу «Ногайские поколения, живущие на Северном Кавказе», в которой приводятся сведения о балкарцах и карачаевцах. Броневский осветил политические отношения балкаро-карачаевцев с кабардинцами и указал на наличие у них налаженных хозяйственных контактов с Грузией (6).

Для нашей темы важное значение имеет «Записка о путешествии в Сва-нетию и Кабарду», составленная в 1834 г. князем И. В. Шаховским. В «Записке» князь Шаховский приводит факты родственных взаимоотношений балкарских и сванских феодалов, отмечает, что таубий Мырзакул Урусбиев пользовался большим почетом и влиянием в Сванетии. Особого внимания заслуживают свидетельства о том, что многие кабардинцы и сваны в тот период владели балкаро-карачаевским языком (7).

В том же году русский офицер, голландец по происхождению, Иоганн Бларамберг завершил работу над трехтомным сводным произведением, посвященным истории и этнографии народов Кавказа. И. Бларамберг описал торговые взаимосвязи балкаро-карачаевцев с кабардинцами, черкесами, абхазами и грузинами. Вместе с тем автор отмечал наличие брачных связей между карачаевскими и кабардинскими аристократами, назвал практиковавшуюся в подобных случаях сумму калыма, превышающую тысячу рублей серебром и выплачивавшуюся обычно оружием и скотом (8).

Очерк «Татарское племя на Кавказе», напечатанный в 1859 году в газете «Кавказ», посвящен вопросу происхождения ногайцев, балкарцев и карачаевцев. Кроме того, здесь затрагивается вопрос об их взаимоотношениях с соседними народами и с царской администрацией (9).

В 1884 г. в четвертой книге журнала «Вестник Европы» была опубликована статья известных кавказоведов В. Ф. Миллера и М. М. Ковалевского «В горских обществах Кабарды». На основе собранных ими фамильных преданий авторы указали на наличие кровнородственных связей балкарских феодалов с аристократами Северной Осетии (Дигории) и Дагестана (10).

Разнообразные исторические и этнографические материалы по интересующей нас проблеме имеются в статьях В. Я. Тепцова. Автор побывал почти во всех обществах Балкарии и Карачая, посетил территорию соседней Сванетии. Это позволило ему составить познавательное описание хозяйственных связей, осуществлявшихся балкарцами и карачаевцами с грузинами (11).

Из источников начала XX столетия следует выделить статью Н. П. Туль-чинского «Пять горских обществ Кабарды», в которой автор отмечает, что фольклорные произведения балкарцев зафиксировали совместную борьбу с кабардинцами против общих врагов (12).

В 1911 году в парижском русскоязычном журнале «Мусульманин» первым балкарским историком М. К. Абаевым был опубликован исторический очерк «Балкария». В этом труде автор привел обширное описание политических, экономических и родственных связей балкарцев с представителями соседних народов Кавказа. Сведения, приводимые Абаевым, по богатству фактического материала не утратили своего значения и в наши дни (13).

В 1913 году вышла в свет статья В. М. Сысоева «Карачай в географическом, бытовом и историческом описании». Работа Сысоева представляет интерес в том плане, что в ней содержатся сведения о коллективной борьбе кабардинцев, балкарцев, карачаевцев и осетин против колониальной экспансии царизма (14).

В том же году в Киеве увидела свет книга В. Н. Кудашева «Исторические сведения о кабардинском народе», в которую была включена специальная глава о Балкарии под названием «Пять горских обществ: сословный и поземельный вопрос в них». Автор осветил в ней торгово-экономические и политические связи балкарцев с соседними народами, особенно подчеркивая, что балкарские феодалы чаще всего вступали в родственные взаимоотношения с феодалами Дигории (15).

В 1927 году в Ростове-на-Дону была опубликована монография У. Д. Алиева «Карачай», в которой автор отметил, что в дооктябрьский период карачаевцы поддерживали хозяйственные взаимоотношения с соседней Кабардой, что проявлялось, в частности, в аренде у кабардинцев пастбищных земель. Он также отметил, что зачастую население Карачая пополнялось за счет пришельцев из Сванетии, Мингрелии, Абхазии, Дагестана и Кабарды, ассимилировавшихся со временем в местной карачаевской среде. Развивая данную проблему, автор рассмотрел иноэтничное происхождение некоторых карачаевских фамилий (16).

В новейшее время появились работы отечественных исследователей, посвященные изучению различных сторон взаимосвязей балкарцев и карачаевцев с определенными этносами Кавказа. Так, проблеме этнокультурных контактов балкарцев и сванов посвящена работа А. И. Робакидзе и P.A. Харадзе (17). Авторы изложили интересные материалы, связанные с генеалогическими преданиями сванов и балкарцев, памятниками материальной культуры, хозяйственными взаимоотношениями двух народов. Они отметили, что на протяжении столетий происходил процесс взаимной ассимиляции сванов и балкарцев. На основе изученного материала А. И. Робакидзе и P.A. Харадзе пришли к выводу, что балкарцы являются органической частью исторически сложившейся общности на Центральном Кавказе, проявившейся не только в экономикомических, политических и культурных, но и в этнических контактах балкарцев со своими соседями.

Вопросы этнокультурных связей балкаро-карачаевцев и сванов рассматривались также в кандидатской диссертации грузинского ученого Т.Ш. Миб-чуани (18). Несомненным достоинством данного исследования является выявление в сванской среде общих с балкаро-карачаевцами фольклорных сюжетов, посвященных их совместному участию в различных исторических событиях.

Вопросы кабардино — балкаро — осетинских отношений в XVI — XVIII вв. привлекли внимание М. С. Тотоева, показавшего, что представителей данных народов с давних времен связывали разнообразные отношения (19). Особое внимание автор уделил проблеме взаимоотношений крестьянских масс Северной Осетии и Балкарии. На его взгляд, общность социальных интересов осетинских и балкарских крестьян являлась одной из основ мирных отношений между данными народами.

Этнографические параллели между осетинами и балкаро-карачаевцами выявил Б. А. Калоев, рассмотревший общие элементы материальной и духовной культуры этих этносов (20). Калоев считает, что наличие осетино — балкарокарачаевских этнографических параллелей может быть объяснено участием алан в этногенезе осетин, балкарцев и карачаевцев. Более подробно разработавшая историю формирования народов Северного Кавказа и их культур В. Б. Ковалевская писала: «Вклад исторических алан в этногенез того или иного народа Северного Кавказа еще требует всесторонней научной оценки, но и для осетина, и для балкарца, и для карачаевца наших дней нет сомнения в том, что аланы — это их славные предки» (21).

Взаимоотношения между народами Кабарды, Балкарии и Дагестана рассмотрены в статье Г. Х. Мамбетова «Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с народами Дагестана в XVI — XVII вв.» (22). Автор отметил, что данные народы в период средневековья поддерживали между собой оживленные политические, экономические и культурные связи. Следствием подобных отношений явилось установление кровнородственных контактов между ними, приводившее к взаимным миграциям и обогащению традиционных культур данных народов взаимовыгодными заимствованиями.

Изучением языковых связей балкарского и кабардинского народов занимался Б. Х. Мусукаев. Он считает наличие многочисленных языковых параллелей в их языках следствием тесных взаимоотношений различного характера, существовавших у данных народов с давних времен (23).

Среди работ более общего характера, посвященных исследованию этнокультурных контактов между народами Кавказа, необходимо выделить статью Н. Г. Волковой «Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (XIX — начало XX вв.)», содержащую в себе сведения и по этнокультурным контактам балкаро-карачаевцев (24). Вместе с тем, данная статья содержит важные теоретические выводы и положения, применимые при изучении данной проблемы в отношении любого народа Кавказского региона.

Важные сведения по проблемам этнокультурных связей балкаро-карачаевцев с народами Кавказа можно почерпнуть в работах, рассматривающих генеалогии кавказских этносов. Чрезвычайно содержательными в этом плане являются многолетние исследования профессора А. И. Мусукаева (25). На основе полевых материалов, собранных в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, он опубликовал значительное количество генеалогических преданий, позволяющих проследить как процесс возникновения у балкаро-карачаевцев фамилий, образовавшихся от переселенцев из иноэтничной кавказской среды, так и историю переселения балкаро-карачаевцев к соседним этносам.

Изучением истории осетинских фамилий, проживавших в Дигорском ущелье, занимался исследователь — краевед Гецаев Афако (26). Согласно опубликованным им осетинским генеалогическим преданиям, значительный процент фамилий Дигории связывает свое происхождение с переселенцами из Балкарии и Карачая.

Историографическое значение для нашей темы имеют материалы кавказской периодической печати второй половины XIX — начала XX вв. В газетах «Терские ведомости», «Кубанские областные ведомости», «Кавказ», «Казбек», а также в журналах «Сборник сведений о кавказских горцах», «Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа», «Известия общества любителей изучения Кубанской области» периодически публиковались статьи о жизни, быте, традициях, истории горцев, образцы их устного творчества. В большинстве своем авторами этих публикаций являлись не специалисты — этнографы, а местные чиновники, путешественники, любители — краеведы, отразившие в своих статьях некоторые стороны этнокультурных связей различных народов Кавказа.

Одним из важных видов источников по теме исследования являются переработанные материалы фольклора балкаро-карачаевцев и соседних народов Кавказа, которые при критическом рассмотрении и корреляции с другими видами источников приобретают особую значимость для восстановления картины этнокультурных контактов этих народов в прошлом. Много усилий в этом направлении приложили Н. П. Тульчинский, Т. А. Хамицаева, Ф. Х. Гутнов, В. Х. Барагунов, З. П. Кардангушев, Ю. Н. Асанов и др. (27).

Важнейшей группой источников являются опубликованные сборники архивных документов. Это — «Акты, собранные Кавказской археографической комиссией», документы по кабардино-русским и русско-осетинским отношениям, по истории Балкарии и народов Карачаево-Черкесии (28).

В данном исследовании в значительной степени использованы документы из архивов Северного Кавказа: материалы Центрального Государственного архива Кабардино — Балкарской Республики (ЦГА КБР), архива КабардиноБалкарского института гуманитарных исследований (архив КБИГИ), Центрального Государственного архива Республики Северная Осетия — Алания (ЦГА PCO-А) и Государственного архива Краснодарского края (ГАКК). По теме исследования привлечены главным образом материалы следующих фондов: ЦГА КБР — Управление Кабардинского округа (ф.2), Георгиевское окружное управление (ф.З), Управление начальника Центра Кавказской линии (ф.16), Горский словесный суд (ф.22), Кабардинский окружной народный суд (ф.24), Управление Балкарского участка (ф. 31) — архива КБИГИ — Ф. 1. Д. 11, Ф. 10. Д. 2, 3- ЦГА РСО-А — Ф. 8. Д. 168, Канцелярия начальника Терской области (ф.12), Комиссия для разбора сословных прав горцев Кубанской и Терской областей (ф.262), Ф. 270. Д. 8, Комитет для разбора личных и поземельных прав горцев Военно-Осетинского округа, Ф. 291. Д. 9, 11- ГАКК — Ф. 348. Д. 7, 8, 9, Ф. 774. Д. 489.

Цели и задачи исследования. Попытка раскрыть и показать уровень развития и глубину этнокультурных связей балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII — начале XX вв. через изучение экономического, политического и культурного аспектов данной научной проблемы является целью исследования. Для достижения поставленной цели основное внимание уделено на решение следующих задач:

— хозяйственные взаимоотношения балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа (торговля, аренда пастбищных земель и скота, отходничество);

— родственные (кровнородственные и связи искусственного родства) контакты балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа;

— генезис балкаро-карачаевских фамилий иноэтничного кавказского происхождения;

— генезис иноэтничных кавказских фамилий балкаро-карачаевского происхождения.

Хронологические рамки диссертации. Работа охватывает период с XVIII по начало XX столетий, что объясняется главным образом крайней скудостью источников по истории балкарцев и карачаевцев предшествующего периода. В тех немногих случаях, когда по теме диссертационного исследования выявлялись сведения, относящиеся к предшествующему периоду, мы посчитали возможным включить их в работу, чтобы продемонстрировать степень традиционности тех или иных видов межэтнических связей.

Методологической основой исследования являются принципы историзма, историко-генетический, историко-сравнительный, историко-типологический и опросный методы. В работе осуществлен анализ и синтез различных исторических событий, установленных в результате корреляции и взаимодополняемости различных письменных и архивных источников. Большое внимание уделено теоретическим и методологическим разработкам отечественных историков и этнологов.

Научная новизна и практическая значимость диссертации определяется тем, что она является первым в отечественной историографии комплексным исследованием этнокультурных связей балкаро-карачаевцев с народами Кавказа в XVIII — начале XX вв. В ходе работы над темой диссертационного исследования были выявлены и введены в научный оборот новые источники и исторические факты.

Практическая значимость работы определяется тем, что ее материалы могут быть использованы при написании соответствующих разделов учебных пособий по истории и этнологии Балкарии и Карачая, в лекционных курсах по истории Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии.

Наиболее важным результатом диссертации должно стать понимание самыми широкими общественными слоями различных народов Кавказа необходимости мирного сосуществования и дружественных взаимосвязей между ними, что являлось традицией для народов региона в прошлом.

ПРИМЕЧАНИЯ.

1.КРО. Т. 1.М., 1957.

2. Лавров Л. И. Карачай и Балкария до 30-х годов XIX в./УКЭС. М., 1969, вып. 4.

3. Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650−1652 гг. Тифлис, 1926.

4. Гюльденштедт И. А. Путешествия господина академика И. А. Гюльденштедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах. // АБКИЕА. Н., 1974.

5. Клапрот Г-Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807—1808 годах. // АБКИЕА. Н., 1974.

6. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. М., 1823.

7. Косвен М. О. Архивные материалы по географии и этнографии Кабарды (1808−1834 гг.) // Ученые записки Кабардинского научно-исследовательского института. Т. 13. Н., 1957.

8. БларамбергИ. Кавказская рукопись. Ставрополь, 1992.

9. Татарское племя на Кавказе. // Кавказ. Тифлис, 1859, № 86−91.

10. Миллер В. Ф., Ковалевский М. М. В горских обществах Кабарды. // Вестник Европы. Т. 2. СПб., 1884.

И. Тепцов В. С. Сванетия (Географический очерк). // СМОМПК. Тифлис, 1890, вып. 10- По истокам Кубани и Терека. // СМОМПК. Тифлис, 1892, вып. 14.

12. Тульчинский Н. П. Пять горских обществ Кабарды. // Терский сборник. Владикавказ, 1903, вып. 3.

13. Абаев М. К. Балкария (Исторический очерк). Н., 1992.

14. Сысоев В. М. Карачай в географическом, бытовом и историческом описании. // СМОМПК. Тифлис, 1913, вып. 43.

15. Кудашев В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе. Н., 1991.

16. Алиев У. Д. Карачай. (Карачаевская автономная область). Историко — этнологический и культурно — экономический очерк. Черкесск, 1991.

17. Робакидзе А. И., Харадзе Р. А. К вопросу о сванско — балкарских этнокультурных взаимоотношениях. // О происхождении балкарцев и карачаевцев. (Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов). Н., 1960.

18. Мибчуани Т. Ш. Этнокультурные связи горцев Грузии (сванов) с балкарцами и карачаевцами. Автореферат кандидатской диссертации. Тбилиси, 1978.

19. Тотоев М. С. Кабардино — балкаро — осетинские отношения в XVI — XVIII вв. // ИСОНИИ. Орджоникидзе, т. 25, 1966.

20. Калоев Б. А. Осетино — балкарские этнографические параллели. // СЭ. М., 1972, № 3.

21. Ковалевская В. Б. Кавказ и аланы. М., 1984, с. 7.

22. Мамбетов Г. X. Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с народами Дагестана в XVI — XVII вв. // Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа. Махачкала, 1977.

23. Мусукаев Б. X. Балкаро — кабардинские языковые связи. Н., 1984.

24. Волкова Н. Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (XIX — начало XX вв.) // КЭС, вып. 9, М., 1989.

25. Мусукаев А. И. Из прошлого незабытого. Н., 1975; Балкарский тукъум (фамилия). Н., 1978; К истокам фамилий. Н., 1992; Века родословий. Н., 1997.

26. Гецаев А. О фамилиях Дигории. // Ираф. Владикавказ, № 1- 3, 1992. (на осетинском языке).

27. Тульчинский Н. П. Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар Нальчикского округа Терской области. // Терский сборник. Вып. 6. Владикавказ, 1908. Хамицаева Т. А Историко — песенный фольклор осетин. Орджоникидзе. 1979. Гутнов Ф. X. Генеалогические предания осетин как исторический источник. Орджоникидзе. 1989. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. Сост. В. X. Барагунов, 3. П. Кардангушев. Т. 3, Ч. 2, М. 1990. Асанов Ю. Н. Песня — поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях». Н, 1996.

28 АКАК. Т. 2, 5, 6, 8, 9. Тифлис. 1868, 1873, 1875, 1881, 1883- КРО. Документы и материалы в 2-х томах. Т. 1, XVI — XVII вв. Сост. Демидова Н. Ф., Кушева Е. Н., Персов А. М. М. 1957., Т. 2, XVIII в. Сост. Букалова В. М. М. 1957; Документы по истории Балкарии (конец XIXначало XX вв.) Сост. Крикунова Е. О. Н., 1962. Русско — осетинские отношения в XVIII веке. (Сборник документов). Сост. Блиев М. М. Т. 1. Орджоникидзе. 1976. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790−1917). (Сборник документов). Ростов — на — Дону, 1985. Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII — начале XX веков. (Сборник документов). Сост. Думанов X. М. Н., 1992.

Заключение

.

Карачай и Балкария, в связи со своим географическим положением и сложившимися историческими условиями, с давних времен располагались по соседству и поддерживали разнообразные взаимоотношения со многими кавказскими этносами, как-то: абазинами, абхазами, грузинами, кабардинцами, ногайцами, осетинами, горскими евреями (татами), народами Дагестана и другими. Было бы абсолютно неверно говорить, что за долгую историю совместного проживания представители этих народов всегда сохраняли мирные взаимоотношения. Такое утверждение не соответствовало бы исторической действительности. Но во все времена на Кавказе присутствовали факторы, которые способствовали оптимизации межэтнических отношений и разрешению конфликтных ситуаций. На наш взгляд, одним из подобных факторов, препятствовавших перерастанию мелких пограничных конфликтов в крупномасштабную беспощадную войну, направленную на полное и окончательное уничтожение одного из кавказских этносов, являлись их этнокультурные связи.

В результате проведенного нами исследования мы пришли к главному выводу, что этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев были чрезвычайно разнообразны в своих проявлениях и включали в себя, в частности, хозяйственные, культурные, военно-политические, родственные и иные контакты с кавказскими этносами. Одно из важнейших мест в жизни балкарцев и карачаевцев занимали их хозяйственные контакты с представителями других народов Кавказа. Направление межэтнических контактов балкаро — карачаевцев в хозяйственной сфере определялось во многом природно — экологическими особенностями занимаемой ими территории.

Являясь жителями горных районов Северного Кавказа, балкарцы и карачаевцы, как наверное и все горцы, нуждались, в первую очередь, в привозном хлебе, а ранней весной и поздней осенью — в пастбищных угодьях. Благодаря наличию давних традиционных взаимоотношений с соседними кавказскими этносами, балкарцы и карачаевцы успешно решали эти проблемы, предлагая в основном в обмен на интересующие их товары и пастбищные земли как продукты собственного скотоводства, так и сам скот, прославленный на всем Кавказе своими превосходными качествами.

Одним из проявлений этнокультурных связей балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в хозяйственной сфере являлось отходничество, способствовавшее распространению среди соседних народов Кавказа достижений не только хозяйственных, но и культурно-бытовых традиций и их обмену.

Другим важнейшим фактором в этнокультурных связях балкарцев и карачаевцев с представителями кавказских этносов являлись их кровнородственные и брачные контакты, насчитывающие многовековую историю. В этой связи достаточно упомянуть, что уже в самых первых русских документах, упоминавших балкарцев и карачаевцев, указывалось, что у них имеются кровнородственные и брачные взаимоотношения с представителями соседних народов. В феодальную эпоху особенно важное значение имели династические браки представителей социальных верхов кавказских этносов, заключавшиеся обычно в целях урегулирования каких-либо конфликтов, заключения политического союза, а также с тем, чтобы не уронить своего сословного достоинства неравным браком. Следует отметить, что балкарские и карачаевские аристократы были связаны родственными узами с представителями высших сословий практически всех соседних народов, что свидетельствует об их высоком социальном статусе в представлении соседних народов.

Вместе с тем значение межэтнических брачных контактов балкаро-карачаевцев не ограничивалось лишь рамками привилегированных сословий, зачастую они оказывали свое положительное влияние и на установление родственных взаимоотношений с представителями соседних народов, выходцев из остальных социальных слоев Балкарии и Карачая.

Важное значение для налаживания мирных и добрососедских взаимоотношений балкарцев и карачаевцев с кавказскими этносами имело установление с их представителями отношений искусственного родства, в основном аталы-чества и побратимства. Значение подобных контактов в общественной жизни Балкарии и Карачая было столь велико, что они продолжали бытовать вплоть до второй половины XIX — начала XX столетий.

Оценивая связи кровнородственного, брачного характера и искусственного родства, необходимо подчеркнуть их большую роль в установлении отношений добрососедства и взаимопомощи между представителями балкарокарачаевского этноса и другими народами Кавказа, что неоднократно демонстрировалось в борьбе с общими врагами.

Особое значение в этнокультурных взаимоотношениях балкаро-карачаевцев с народами Кавказа в рассматриваемый период имели миграционные процессы представителей данных народов, осуществлявшиеся по самым различным причинам как в направлении Балкарии и Карачая, так и оттуда. В этой связи можно отметить, что подобные миграции оказывали вполне определенное влияние на процесс этногенеза кавказских этносов. Как верно отмечает С. А. Арутюнов, «в этногенезе любого народа сочетаются как автохтонные черты, так и черты, привнесенные миграциями, смешениями» .

Длительные этнокультурные контакты между балкаро-карачаевцами и другими кавказскими этносами не могли пройти бесследно. Результаты их взаимосвязей проявлялись, а нередко проявляются и до наших дней в самых различных областях традиционной культуры: в языке, этикетных нормах, менталитете, во многом объясняя процесс формирования культурной общности различных народов Кавказа.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М. К. Балкария (Исторический очерк). Н.: Эльбрус, 1992. 38 с.
  2. К.Г. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX века. Н.: Каб-Балк. кн. изд-во, 1968. 102 с.
  3. К. Г., Хутуев X. И. Мисост Абаев. Н.: Эльбрус, 1980. 132 с.
  4. АКАК, Тифлис, т. 2, 1868. АКАК, Тифлис, т. 5, 1873. АКАК. Тифлис, т. 6, 1875. АКАК, Тифлис, т. 8, 1881. АКАК, Тифлис, т. 9,1883.
  5. А. С. Кумыки. Вторая половина XVII-первая половина XVIII века. Махачкала, 1998.
  6. С.И. Наши предки дружили. А чем мы хуже? // Кабардино Балкарская правда, 1997, № 174.
  7. С.И. Из истории балкаро грузинских связей. // Кавказ, Баку, 1997, № 2. С. 33, 34.
  8. . Осетинские абречьи песни. // Дарьял, Владикавказ, № 2, 1998. С. 224 239.
  9. У. Д. Карачай. (Карачаевская автономная область). Историко этнологический и культурно — экономический очерк. Черкесск: Карач.-Черк. полиграфическое объединение, 1991. — 320 с.
  10. С. А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-247 с.
  11. Ю. Н. Очаг балкарского жилища. (XIX начало XX вв.). // Вестник КБНИИ. Н., 1972, вып. 6. С. 145 — 162.
  12. Ю. Н. Родственные объединения адыгов, балкарцев, карачаевцев иосетин в прошлом. Н.: Эльбрус, 1990. 270 с.
  13. Ю. Н. Песня поэма «Каншаубий» или «Плач княгини Гошаях». Н.: Эль-Фа, 1996. — 126 с.
  14. А. М. Карачаево балкарскому народу — 2000 лет. Черкесск: Аверс, 1996. — 384 с.
  15. А. С. Общественно просветительская мысль в Карачае во второй половине XIX — в первой половине XX века и развитие карачаевского этноса. Рукопись кандидатской диссертации. Карачаевск, 1998.
  16. Ад. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Н.: Полиграфкомби-нат им. Ревоюции 1905 г., 1992. 48 с.
  17. С. Н. Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. Н.: Эльбрус, 1991.-181 с.
  18. С.Н. Кабарда и Ермолов. Н.: Эльбрус, 1993. 304 с.
  19. С.Н. Кабарда в фамилиях. Н.: Эльбрус, 1998. 560 с.
  20. Е.Г. Социальная история Балкарии XIX века. (Сельская община). Н.: Эльбрус, 1997. 176 с.
  21. Т. Ханифа Абаева дочь Балкарии, просветительница Азербайджана // Кавказ, Баку, 1997, № 2. С. 58, 59.
  22. И. Кавказская рукопись. Ставропольское кн. изд-во, 1992. 240 с.
  23. С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. М.: Тип. С. Селивановско-го, 1823.-465 с.
  24. В.Б., Деппуева А. Б. Старинные монеты свидетели прошлого. Н.: Эльбрус, 1990. — 80 с.
  25. Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М.: Наука, 1973. 208 с.
  26. Н. Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII-начале XX века. М.: Наука, 1974.
  27. Н.Г. Этнические процессы в Грузинской ССР. // Этнические и культурно бытовые процессы на Кавказе. М., 1978. С. 3 — 61.
  28. Н. Г. Этнокультурные контакты народов горного Кавказа в общественном быту (XIX начало XX вв.) // КЭС. Вып. 9. М., 1989. С. 59 — 215.
  29. П. А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа. // ССКГ. Вып. 2. Тифлис, 1869. С. 1 78.
  30. С.Ш. Кумыки. (Историко этнографическое исследование). М.: Изд-во АН СССР, 1961. — 387 с.
  31. С. Ш. Очерки истории семьи и брака у ногайцев XIX начала XX вв. М.: Наука, 1979. — 173 с.
  32. С.Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX начале XX вв. М.: Наука, 1985.-359 с.
  33. О. А., Терентьева JI. Н. Межнациональные браки и их роль в этнических процессах. // Современные этнические процессы в СССР. М., 1977. С. 460 483.
  34. В.К. Общественный строй адыгских народов. М.: Наука, 1967. -330 с.
  35. Гецаев Афако. О фамилиях Дигории. // Ираф, Владикавказ, № 1,3 1992. (на осетинском языке).
  36. И. X. Фамильная организация у кабардинцев в конце ХуШ начале XX веков. Рукопись кандидатской диссертации. М., 1997.
  37. Ф. X. Бадел генеалогических преданий осетин // Проблемы исторической этнографии Осетии. Орджоникидзе, 1984. С. 50 70.
  38. Ф. X. Генеалогические предания осетин как исторический источник. Орджоникидзе: Ир, 1989. 177 с.
  39. Ф. X. Средневековая Осетия. Владикавказ: Ир, 1993. 229 с.
  40. И. А. Путешествия господина академика И. А. Гюльден-штедта через Россию и по Кавказским горам в 1770, 1771, 1772 и 1773 годах. // АБКИЕА. Н., 1974. С. 204 208.
  41. Е. Н. Абазины: историко этнографическое исследование хозяйства и общинной организации. XIX век. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 145 с.
  42. Дворянские роды России. Том. 4. М.: Ликоминвест, 1997. 296 с.
  43. В.Д. История далекая и близкая (осетино-кабардино-балкарские отношения в 18−19 вв.). // Дигора, Владикавказ, № 9 (31), 1995.
  44. Н. Из быта и нравов жителей Вольной Сванетии. // СМОМПК, 1897, вып. 22.
  45. О.В. Генеалогия. // Введение в специальные исторические дисциплины. М., 1990. С. 6 39.
  46. Документы по истории Балкарии (конец XIX- начало XX вв.) / Сост. Кри-куноваЕ. О.Н.: Каб-Балк. кн. изд-во, 1962. 308 с.
  47. А. Л. Через Сванетию к Эльбрусу // СМОМПК. Тифлис, вып. 28, 1900.
  48. А. И. Краткий медико-топографический очерк Кабардинского округа Терской области. // Медицинский сборник. М., 1870, вып. 9.
  49. В. В. На Эльбрус по Баксану. Пятигорск, 1911.
  50. Х.М. Социальная структура кабардинцев в нормах адата. Н.: Эльбрус, 1990. 261 с.
  51. Зубов Платон. Картина Кавказского края, принадлежащего России и сопредельных оному земель, в историческом, статистическом, этнографическом, финансовом и торговом отношениях. Часть 2. СПб.: Тип. К. Вингебера, 1838.
  52. Н. Карачаевцы. // ИОЛИКО. Екатеринодар, 1919, вып. 5. 92 с.
  53. М. А. В ущелье р. Баксана. // ИКОИРГО. Тифлис, 1902, т. XV, отд. 2.
  54. Инал-Ипа Ш. Д. Абхазы. (Историко этнографические очерки). Сухуми: Алашара, 1965.
  55. Инал-Ипа Ш. Д. Страницы исторической этнографии абхазов. (Материалы и исследования). Сухуми: Алашара, 1971. 312 с.
  56. История Северо Осетинской АССР: С древнейших времен до наших дней.
  57. В 2-х т. Т. 1. Орджоникидзе: Ир, 1987. 529 с.
  58. Н. Княгиня Гошаях // Карачаево балкарский мир. 1996, № 3.
  59. Кажаров В. Х Традиционные общественные институты кабардинцев и их кризис в конце XVIII первой половине XIX века. Н.: Эль-Фа, 1994.- 438 с.
  60. . А. Осетино балкарские этнографические параллели. // СЭ. № 3. М., 1972. С. 20−30.
  61. Н. А. Балкары на Кавказе. // Известия общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете. Вып. 2. Казань, 1907.
  62. Карачаево балкарские деятели культуры конца XIX — начала XX в. (Избранное). / Составление, предисловие, статьи об авторах и комментарии кандидата филологических наук Т. Ш. Биттировой. Н.: Эльбрус, 1993, т. 1. — 264 с.
  63. Карачаевцы. (Историко этнографический очерк). Черкесск: Ставропольское кн. изд-во. Карач.-Черкес. отд-ние, 1978. — 335 с.
  64. Ч. Э. Групповой портрет в Аушигере. Годы и судьбы. Н.: Эль-Фа, 1993. 608 с.
  65. P. X. Нормы, условия и формы заключения брака у ногайцев в прошлом. // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаево -Черкесии. Черкесск, 1985. С. 112 — 132.
  66. М. От Казбека до Эльбруса. // Терские ведомости. Владикавказ, 1884, № 15.
  67. Г. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 -1808 годах. // АБКИЕА. Н., 1974. С. 236 — 280.
  68. Г. Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807 -1808 годах. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII — XIX вв.). Орджоникидзе, 1967.
  69. КРО. Том. 1, XVI XVII вв. / Сост. Н. Ф. Демидова, Е. Н. Кушева, А. М.
  70. Персов. М.: Изд-во АН СССР, 1957. 446 с.
  71. КРО. Том. 2, XVIII в. / Сост. Букалова В. М. М.: Изд-во АН СССР, 1957. -409 с.
  72. В. Б. Кавказ и аланы. М., 1984.
  73. М. М. Современный обычай и древний закон. Том. 1. Владикавказ: Алания, 1995. 342 с.
  74. Кожев 3. А. Кабарда в системе этносоциальных отношений на Северном Кавказе (XVIII в.) Автореферат кандидатской диссертации. М., 1998.
  75. Дж. Н., Кокова Л. Дж. Кабардино-черкесские фамилии. Н.: Эльбрус, 1993.-205 с.
  76. М. О. Архивные материалы по географии и этнографии Кабарды (1808 1834 гг.) // УЗКНИИ, т. 13, Н., 1957. С. 381 — 418.
  77. В. Н. Исторические сведения о кабардинском народе. / Вступительная статья, подготовка текста и редакция д. и. н. профессора Т. X. Кумыко-ва. Н.: Эльбрус, 1991. 190 с.
  78. А. Я. Народное искусство карачаевцев и балкарцев. Н: Эльбрус, 1982. 176 с.
  79. Т. X. Экономическое и культурное развитие Кабарды и Балкарии в XIX веке. Н.: Каб-Балк. кн. изд-во, 1965. 419 с.
  80. М. Ч. Проникновение капиталистических отношений в экономику балкарских обществ в пореформенный период. // УЗКБНИИ, т. XXV, Н., 1967. С. 59−72.
  81. Е. Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией. (Вторая половина XVI 30 — е годы XVII века). М.: Изд-во АН СССР, 1963.- 370 с. 82. Лавров Л. И. Абазины. (Историко-этнографический очерк). // КЭС. Вып. 1. М., 1955.
  82. Л.И. Карачай и Балкария до 30 х годов XIX века. // КЭС, Вып. 4.1. М., 1969. С. 55−119.
  83. Л. И. Этнография Кавказ: (По полевым материалам 1924 1978 гг.) Л.: Наука, 1980. — с. 224 с.
  84. Г. А., Шорин П. А., Кобрин В. Б. Ключи к тайнам Клио. М.: Просвещение, 1994. 286 с.
  85. Лобанов-Ростовский. Сванетия. //Кавказ. Тифлис, 1852, № 16.
  86. А. X. Культура и быт осетинского народа. Историко этнографическое исследование. Орджоникидзе: Ир, 1968. — 568 с.
  87. А. X. Общественный строй и быт осетин (XVII-XIX вв.). Орджоникидзе: Ир, 1974. 367 с.
  88. X. X. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Н.: Эльбрус, 1990. 150 с.
  89. . К., Эльмесов А. М. Средневековая Кабарда. Н.: Эльбрус, 1994.-352 с.
  90. Г. X. Крестьянские промыслы в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX века. Н.: Каб.- Балк. кн. изд-во, 1962. — 112 с.
  91. Г. X. Войлочные изделия в Кабарде и Балкарии во второй половине XIX начале XX века. // УЗКБНИИ. Н., Т. XIX. 1963. С. 163 — 181.
  92. Г. X. К истории взаимоотношений кабардинцев с народами Дагестана в XVI XVIII веках. // УЗКБНИИ, Т. XXV, Н., 1967. С. 25 — 58.
  93. Г. X. Из истории скотоводческого быта кабардинцев и балкарцев во второй половине XIX начале XX века. // Вестник КБНИИ. Вып. 7. Н., 1973. С.-36−56.
  94. Г. X. Взаимоотношения кабардинцев и балкарцев с народами Дагестана в XVI—XVII вв.. // Взаимоотношения Дагестана с народами Кавказа. Махачкала, 1977.
  95. И. И. Менталитет в семейных и общественных традициях: Кабарда, Балкария, Карачай. Н.: Книга, 1999. 236 с.
  96. В. В. В верховьях Ар дона и Риона. // Записки императорского
  97. Русского географического общества по общей географии. СПб., Т. 38, № 3, 1906.
  98. И. О балкарских родах абхазского происхождения Апсуваевых, Джапуевых. Хасэ. Н., 1994. № 23, 24.
  99. Материалы к истории покорения Западного Кавказа и Черноморского побережья. Время Паскевича и Розена. // Кавказский сборник, вып. 32, ч. 2, 1912.
  100. Я. М. Шарданова по обычному праву кабардинцев первой половины XIX века. / Составитель Думанов X. М. Н.: Эльбрус, 1986. 320 с.
  101. Т. Ш. Этнокультурные связи горцев Грузии (сванов) с балкарцами и карачаевцами. Автореферат кандидатской диссертации. Тбилиси, 1978.
  102. И. М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII—XVIII вв.. Н.: Нарт, 1991. 192 с.
  103. В. Ф., Ковалевский М. М. В горских обществах Кабарды. Из пу-тешствия. // Вестник Европы. СПб, т. 2, 1884. С. 540 588.
  104. Ю. И. Современная семья у горских евреев Кабардино Балкарии. М.: Чоро, 1994. — 102 с.
  105. А. И. Из прошлого незабытого. Н.: Эльбрус, 1975. 98 с.
  106. А. И. К истокам фамилий: предания и легенды. Н.: 1992. 86 с.
  107. А. И. Века родословий. Н.: Эль-Фа, 1997. 462 с.
  108. А. И. Непредсказуема судьба фамилий. // Эльбрус, Н., № 1 (10), 1999. С. 80−86.
  109. . X. Балкаро кабардинские языковые связи. Н.: Эльбрус, 1984. -128 с.
  110. Народные песни и инструментальные наигрыши адыгов. / Составители В. X. Барагунов, 3. П. Кардангушев. Т. 3, Ч. 2, М.: Советский композитор, 1990. -488 с.
  111. Невская В, П. Социально экономическое развитие Карачая в XIX веке. (Дореформенный период). Черкесск: Карач-Черк. кн. изд-во., 1960. — 159 с.
  112. В. П. Пережитки родовой общины и семейная община у карачаевцев в XIX веке. // Из истории Карачаево-Черкесии. Ставропольское кн. изд-во, 1970. с. 174 225. // Труды КЧНИИ. Вып. 6. Серия историческая.
  113. Ш. Б. История адыхейского народа. / Вступительная статья и подготовка текста Кумыкова Т. X. Н.: Эльбрус, 1994. 231 с.
  114. Омар оглы Абдулла. Воспоминания муталима. // ССКГ. Вып. 1. Тифлис, 1868. С. 13−64.
  115. О происхождении балкарцев и карачаевцев. (Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов). Н., 1960. -336 с.
  116. O.JI. По тропам истории. Нальчик: Эльбрус, 1990. 325 с.
  117. О. Л. Бывают странные сближения. Н.: Эльбрус. 1993. 224 с.
  118. М. В. Возможна ли частная земельная собственность в Карачае. // ИОЛИКО. Вып. 3. Екатеринодар, 1902.
  119. Г. Верховья Кубани Карачай. // Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 1879, № 6.
  120. Г. Легенды и древние постройки в Карачае // Кубанские областные ведомости. Екатеринодар, 1879, № 40.
  121. Письменные заявления карачаевского народа и объяснение комиссии. // ИОЛИКО. Вып. 12. Екатеринодар,
  122. Посольство стольника Толочанова и дьяка Иевлева в Имеретию 1650−1652 гг. Тифлис, 1926.
  123. В. А. Кавказская война. Ставрополь: Кавказский край, т. 5: Время Паскевича, 1994. 400 с.
  124. Г. Путешествие в Мингрельских Альпах и в трех их верхних продольных долинах (Рион, Цхенис-Цкали и Ингур). // ЗКОИРГО. Тифлис, 1866, кн. 7.
  125. С. И. Рачинские кузнецы. // СЭ. М, 1975, № 2.
  126. А. И., Харадзе Р. А. К вопросу о сванско балкарских этнокультурных взаимоотношениях. // О происхождении балкарцев и карачаевцев. (Материалы научной сессии по проблеме происхождения балкарского и карачаевского народов). Н., 1960. С. 135 152.
  127. А. И. Некоторые черты горского феодализма на Кавказе. // СЭ, М., 1978, № 2.
  128. А. И. Сванети. Тбилиси: Мецниереба, 1984. 144 с.
  129. Русско осетинские отношения в XVIII веке. (Сборник документов). / Сост. Блиев М. М. Орджоникидзе: Ир, 1976, т. 1. — 512 с.
  130. Сабанчиев X М. А. Пореформенная Балкария в отечественной историографии. Н.: Эльбрус, 1989. — 231 с.
  131. С. Н. Султанбек Абаев. Н.: Эльбрус, 1988. 156 с.
  132. . В. К вопросу о феодализме в Дигории. Орджоникидзе, 1933.
  133. Я. С. Национально смешанные браки у народов Карачаево -Черкесии // СЭ, М., 1967, № 4.
  134. Я. С. Искусственное родство у народов Северного Кавказа: формы и эволюции. // КЭС. Вып. 9. М., 1989. С. 216 245.
  135. Социально-экономическое, политическое и культурное развитие народов Карачаево-Черкесии (1790−1917). (Сборник документов). / Сост. Невская В. П., Шаманов И. М., Несмачная С. П. Ростов на — Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1985. — 228 с.
  136. П. Путешествие в Балкарию. // Терские ведомости. Владикавказ, 1896, № 54.
  137. Е. Н. Одежда народов Северного Кавказа. М.: Наука, 1989. -288 с.
  138. В. М. Карачай в географическом, бытовом и историческом описании // СМОМПК. Тифлис, вып. 43,1913.
  139. Татарское племя на Кавказе. // Кавказ, Тифлис, 1859, № 91.
  140. Р. С. Первые сыроваренные заводы Карачаево Черкесии. // Из истории сельского хозяйства Карачаево-Черкессии (Тематический сборник).Черкесск, 1971.
  141. К. М. Новые селения Карачая и Балкарии во второй половине XIX -начале XX вв. // Вопросы археологии и традиционной этнографии Карачаево-Черкесии. Черкесск, 1987.
  142. К. М. Карачаевцы и балкарцы. Традиционная система жизнеобеспечения. М.: Наука. Главная редакция восточной литератруры, 1989. 448 с.
  143. В. Я. Сванетия (Географический очерк). // СМОМПК, Вып. 10. Тифлис, 1890.
  144. В. Я. По истокам Кубани и Терека. // СМОМПК. Вып. 14. Тифлис, 1892. С. 52−219.
  145. Территория и расселение кабардинцев и балкарцев в XVIII начале XX веков. (Сборник документов). / Предисловие и составление Думанова X. М. Н.: Нарт, 1992. — 272 с.
  146. М. С. Кабардино-балкаро-осетинские отношения в XVI—XVIII вв.. // ИСОНИИ. Орджоникидзе, 1966, т. 25.
  147. Н. П. Пять горских обществ Кабарды. // Терский сборник. Вып. 3. Владикавказ, 1903. С. 152 216.
  148. Н. П. Поэмы, легенды, песни, сказки и пословицы горских татар Нальчикского округа Терской области // Терский сборник. Вып. 6. Владикавказ, 1908.
  149. М. С. Очерки истории абазин конца XVIII—XIX вв.. (Этнокультурные связи с народами Северо-Западного Кавказа). Сухум: Алашара, 1992. -196 с.
  150. В. С. Культура осетин: связи с народами Кавказа. Орджоникидзе: Ир, 1990. 190 с.
  151. В. С. Историческая интерпретация песни о Есе Канукти. // Вопросы кавказской филологии и истории. Вып. 2. Н., 1994. С. 77 94.
  152. Т. А Историко песенный фольклор осетин. Орджоникидзе: Ир, 1979. — 259 с.
  153. Хан-Гирей. Записки о Черкесии. Н.: Эльбрус, 1992. 352 с.181
  154. М.С. Озрек и его жители. Очерки истории селения Озрек. Владикавказ: РИПП им. В. А. Гассиева, 1995. 228 с.
  155. Д. В. Побег. Н.: Эльбрус, 1988. 224 с.
  156. И.М. Земледелие и земледельческий быт карачаевцев. // Из истории сельского хозяйства Карачаево Черкесии (Тематический сборник). Черкесск, 1971.
  157. И. М. Развитие скотоводства в Карачае в XIX начале XX в. // Проблемы археологии и исторической этнографии Карачаево — Черкесии. Черкесск, 1985. С. 133 — 163.
  158. В. М. Хозяйственно культурные и социально — экономические проблемы скотоводства Грузии. Тбилиси, 1979.
  159. .А. Избранная публицистика. Н.: Эльбрус, 1991. 288 с.
  160. X. X. Экспонаты повествуют. (По материалам Кабардино-Балкарского краеведческого музея). Н.: Эльбрус, 1984. 45 с.
Заполнить форму текущей работой