Формообразование как проблема философско-эстетического исследования: На материале дизайна костюма
Анализируя стили разных исторических периодов, мы убедились, что особенности формообразования подчинены на протяжении всей цивилизации изменениям общих стилевых установок. Эпоха формировала стиль, а мода подчинялась законам стиля. Проанализировав теорию формообразования в исследованиях Р. Арнхейма, А. Фосийона, Г. Вельфлина, мы пришли к заключению, что стиль является, фактически, инструментом… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теория формообразования как проблема философско-эстетического исследования
- 1. 1. Развитие проблем формообразования в философии
- 1. 2. Проблемы формообразования в эстетике и искусствознании. Стилевые и пространственные уровни формообразующего процесса
- 1. 3. Исследование пространственных форм искусства костюма
- Костюм как знаковая система
- Глава II. Мода как феномен, стимулирующий процессы формообразования в костюме
- 2. 1. Социальная детерминация моды
- 2. 2. Подражание и цикличность как типологические признаки моды
- 2. 3. Генезис моды
- Глава III. Проблема формообразования в дизайне костюма
- 3. 1. Формообразование в дизайнерском проектировании
- 3. 2. Форма и композиция костюма
- 3. 3. Форма и конструкция костюма. Форма и материал. Форма и пластика человеческого тела
- 3. 4. Форма и цвет костюма
Формообразование как проблема философско-эстетического исследования: На материале дизайна костюма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Развитие средств массовой коммуникации, широкая компьютеризация, а также развитие технических видов искусства, таких как кинематограф, фотография и реклама, и, в целом, повышение уровня цивилизации порождает новый способ восприятия и творчества, изменяет духовную культуру, влияет на формирование массового сознания. В таких условиях очевидна трансформация сферы познания вообще, позволяющая выявить новые аспекты научного знания, а также специфику новых дисциплин, возникших на стыке традиционных научных направлений (семиотика, кибернетика, теория информации и т. д.), и требующих философского осмысления. Подвижными становятся границы не только научных дисциплин, но и видов искусств. Монтаж, зародившийся как техническое средство кинематографа, развился в результате в принцип монтажности, став, как и два других излюбленных метода постмодернизма, — коллаж и цитатность — определяющим для всякого, в т. ч. и творческого мышления.
На протяжении нескольких последних десятилетий ощущается особенный интерес к теоретическому осмыслению дизайна. Основой дизайна является конструирование и комбинирование — те же монтаж, коллаж, цитатность, а также диалог. Дизайн — явление настолько же прикладное (имеет четко выраженные утилитарные функции), насколько художественное (феномен «высокой моды»), и даже мировоззренческое (проблемы экологии, отчуждения человека и т. д.).
Мы противостоим возрастающему многообразию самых различных форм жизни, концепций знания, способов ориентации, но уже обнаружили законность и неоспоримость этого многообразия, и безоговорочно признаем и оцениваем это. С этой позиции дизайн является наиболее удобной областью для исследования философских и эстетических проблем, т.к. дает материал с позиции смены, на рубеже веков, как общетеоретической парадигмы, так и мировоззрения, типа мышления в целом.
Актуальность данного исследования определяется тем, что во многих работах, посвященных исследованию феномена моды, происходит подчас неосознанное смешение понятий «мода» и «моделирование костюма», и, в частности, их эстетических функций, что не позволяет в полной мере выявить специфику «дизайна одежды» как направления в дизайне. Более того, до сих пор в теории моды, в частности, в такой ее части, как формообразование костюма, не нашли отражение существенные изменения в мировоззрении XX века, способные повлиять и на природу самого феномена, и на принципиальные установки в области проектирования костюма.
Долгое время в эстетике дизайна вопросы формотворчества недооценивались и исследовались, главным образом, проблемы содержательности, технологичности и т. д.
В теории дизайна актуализировались социальные, идейно-содержательные, утилитарно-прикладные и сугубо функциональные аспекты. Эта общая тенденция проявилась и в недооценке значения теоретического анализа различных формообразующих элементов в дизайне костюма. Данная работа — попытка глубже проникнуть в суть проблем формообразования костюма, дать как можно более адекватный анализ этой проблематики в новой социокультурной ситуации, в контексте современных процессов в дизайне костюма. Этим обусловлен выбор данной темы и актуальность исследования.
Состояние вопроса.
Эстетические проблемы современного дизайна одежды не раскрыты в достаточной степени, хотя в некоторых работах в связи с теми или иными отдельными направлениями в дизайне одежды затрагивались существенные аспекты. В основном, это зарубежные исследования: (статьи В. Морриса, X. Дорсея в «International Herald Tribune», Э. Томпсона в «Guardian» или Дж. Кокса в «Time», а также Menkes S. Issey Miyake: Philosopher of fashion. International Herald Tribune/ 1988/ December 12/ P. 16- Dorsey H. Lacroix taking couture back to Camargue roots. / International Herald Tribune/ 1987/ Jule 7./P. 8.).
Отдельные аспекты новых тенденций в проектировании одежды рассматриваются в изданиях, посвященных творчеству известных дизайнеров одежды. (Sonia Rykiel, Paris, 1985, Сен-Лоран Ив. «28 лет творчества», 1958;1986, Париж, 1986).
К сожалению, в нашей стране развитие дизайна одежды столь подробно и широко не освещается, как нет и отечественных исследований, посвященных этой проблеме. В этой связи можно было бы упомянуть книги В. Зайцева «Этот многоликий мир моды», М., 1982; «Такая изменчивая мода», М., 1983.
Эстетические проблемы художественного конструирования и, в частности, дизайна одежды были исследованы в работах JI.B. Землянухиной, М. Р. Панкратовой, Р. Я. Степучева, Козловой Т. В., Е. А. Рыбкиной, Г. А. Бастова и С. Т. Жамантаева и др. в сборнике научных трудов «Проблемы дизайна в костюме». (Землянухина J1.B. «Эстетика, этнография, быт», М., 1994; Панкратова М. Р. «Человек — костюм — среда», М., 1992; Степучев Р. А. «Проблемы дизайна в костюме», М., 1992).
Эстетический анализ костюма как дизайнерской деятельности предприняла Т. Г. Маринко, выявив специфические особенности данного направления в дизайне. (Маринко Т.Г. «Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности», М., 1982), а так же Ермилова Д. Ю. (Эстетика постмодернизма и дизайн одежды в конце XX века, Автореферат на соиск. уч. степ. канд. филос. наук, М., 1995, «Эстетические проблемы дизайна одежды 70−90 г. г. XX века»).
Цель и задачи исследования
.
Целью данного исследования является эстетико-социологический анализ понятия формы, обусловленный обращением к феномену моды. При этом предпринята попытка теоретического анализа различных формообразующих элементов только в контексте дизайна костюма.
Цель работы определила основные задачи исследования:
— Выяснение роли и особенностей функционирования моды в современных условиях;
— Анализ основных уровней формообразующего процесса (исследование пространственных форм искусства костюма);
— Анализ основных формообразующих факторов, стимулирующих формообразование в костюме (феномен подражания, цикличность моды) и формообразующих элементов в дизайне костюма (композиция, конструкция, материал, пластика человеческого тела, цвет);
Метод исследования.
В исследовании использован эстетико-философский метод. Исторический подход к объекту исследования также необходим в связи с сутью самого исторического бытия такого явления как мода, дизайн и для понимания всего многообразия его компонентов в динамике развития.
Методы, использованные в работе, позволили с большей степенью адекватности проявить сложную картину существования объекта в истории моды и дизайна.
Научная новизна и результаты исследования.
Научная новизна заключается в анализе проблем формообразования в дизайне костюма. В основу такого анализа эволюции формы в дизайне костюма могут быть положены устойчивые формообразующие принципы художественного проектирования костюма, как произведения декоративно-прикладного искусства, такие, как композиция, конструкция, символика декоративного убранства, цвета, а также основные формообразующие элементы — ритм, пропорции, членения, пластика, материал в их соотношениях и взаимосвязях с имевшимися в различные эпохи особенностями.
Неотъемлемой частью данного исследования являются этнокультурные, социально-бытовые, психологические аспекты дизайна костюма в историко-эволюционной динамике. Их зависимость от смены стилей, вкусов, моды, исторических коллизий и т. д., влияние на периодичный и цикличный характер форм костюма, который просматривается на всем протяжении его развития. Подобный методологический подход важен для значения данной проблемы в философском анализе формообразования костюма, что в свою очередь, открывает более широкие возможности к осмыслению современных процессов системного проектирования в дизайне. Тема, рассмотренная к тому же в непосредственной зависимости от современных условий дает возможность обозначить следующие результаты исследования:
— Произведена попытка выяснения влияния общих законов стиля на формообразовательные процессы в моде;
— Исследована история возникновения костюма, и на основании этого дана характеристика стилевых особенностей различных эпох, проанализировано их влияние на процессы формообразования в моде;
— Поставлена проблема соединения социологического и эстетического аспектов анализа формы на материале моды;
— Путем сопоставления массовой и элитарной моды, выявлены черты ее идеологичности.
Научно — практическая значимость исследования.
Научно-практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в учебной практике при чтении лекций и проведении семинарских занятий по проблемам формообразования в проектировании костюма в институте моды и дизайна на специальностях: проектирование костюма, проектирование трикотажных изделий, проектирование малых форм (аксессуаров). Также материалы и выводы могут быть полезны для дальнейшего анализа проблем, связанных с рассмотрением феномена моды и выяснением ее роли в современной эстетической науке.
Апробация и внедрение результатов.
Основные положения и результаты работы докладывались на III и IV международных научно-технических конференциях «Наука — сервису», а так же обсуждались на семинаре кафедры «Философии» в Московском Государственном Университете Сервиса.
Структура работы.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, что в целом составляет 159 страницы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертации проведено исследование специфики формообразования, его различных социально-исторических форм в эстетике дизайна. Вопросы формотворчества рассматриваются как определяющие для теоретического осмысления дизайна, и, в частности, для дизайна костюма.
Анализируя стили разных исторических периодов, мы убедились, что особенности формообразования подчинены на протяжении всей цивилизации изменениям общих стилевых установок. Эпоха формировала стиль, а мода подчинялась законам стиля. Проанализировав теорию формообразования в исследованиях Р. Арнхейма, А. Фосийона, Г. Вельфлина, мы пришли к заключению, что стиль является, фактически, инструментом познания и, таким образом, определяется связь с формообразованием, которое наряду со стилем влияет на образование историко-культурного пространства. Подчеркивается символический, знаковый характер пространственного выражения форм костюма. В костюме так же, как и в музыке, мы сталкиваемся с ассоциативными представлениями об определенных явлениях или предметах. При этом не всегда возможно усмотреть прямую аналогию с предметом действительности, но благодаря разнообразным пластическим, ритмическим и композиционным сочетаниям, порядку и ритму их распределения могут быть вызваны определенные эмоциональные переживания или просто эмоциональный отклик, в зависимости от организации его формы. Костюм, разрабатывая определенную систему условных знаков, всегда несет двойную функцию: как знак, обозначающий принадлежность к обществу и как знак, отражающий личные качества индивидуума: он может характеризовать группу с определенной идеологией и даже выражать моральные и религиозные категории.
Рассмотрев проблемы формообразования, его структуры, мы проследили тенденции понимания моды как социокультурного явления.
Обосновывая необходимость исследования моды в ее отношении к социуму, подчеркивается системный характер ее развития, в частности, в XX веке, когда приоритетными являются такие формы мышления, как прагматизм, «потребительство», отсутствие жестких эстетических норм, единого модного образца, тенденцию к индивидуализации — все это создало огромные возможности для выбора и эксперимента в области дизайна одежды с целью выражения индивидуальности.
Определяющей для развития дизайна одежды в последней трети XX века, и в частности в его формообразовании, стала, в связи со становлением постклассической модели культуры, соответствующим «цивилизационному сдвигу», формированию «постиндустриальной цивилизации», обозначились принципиальные изменения профессионального сознания. Эстетический плюрализм стал определяющей тенденцией в развитии такой специфической области дизайна, как дизайн одежды, и привел к изменению самого характера современной моды: вот уже несколько десятилетий не существует единой моды, властно диктующей свои правила.
Мода в этот период обладает двойственной сущностью: она является ценностью сама по себе и определяет социальные межгрупповые отношениясуществует как роскошь и как программа социального поведения. Наиболее определенное выражение мода получает в костюме. Она является одним из основных стимулов для образования новых форм. Рассмотрев генезис моды, а также выявив характерные признаки цикличности и подражания, делаем выводы, что мода оказывает в XX веке самое непосредственное влияние на стилевой образ вещи и на понимание всей предметной среды.
Очевидно, что форму костюма определяет множество факторов, и среди них — назначение костюма, его функция, адрес, ткани и материалы, которые определяют систему взаимосвязей элементов костюма, конструктивное и технологическое решениесовокупность же всех элементов определяет композицию костюма в целом. Наряду с пластическим принципом конструирования, пропорциональными соотношениями, существованием основных геометрических конструкций, влияющих на внутреннее складывание формы, мы выделяем массу, фактуру, текстуру, пластику и цвет являющихся основными внешними характеристиками материала. Мы исследуем проблему цвета и делаем вывод, что цвет является одним из важнейших информационных качеств, эмоционально воздействующих на человека, а также формой эстетического чувства вообще.
В этой связи, в дальнейшем, возможно исследование феномена формы не только с позиций, предложенных в данной работе, но также с учетом достижений в области искусствоведения, психологии эстетического восприятия, психологии художественного творчества, социологии искусства и ряда смежных наук и теорий (теории информации, теории массового обслуживания, и даже информатики, математического моделирования, а также культурологии, семиотики и т. д.) Таким образом, намечаются пути потенциальных дальнейших исследований, которые будут необходимы для восстановления общей картины развития формообразования, определения места и значения понятия «форма» с наиболее широких мировоззренческих установок.
В нашем исследовании намечаются некоторые направления изучения проблемы формообразования и намечены тенденции дальнейшего развития темы исследования. Это, во-первых, использование результатов исследования для анализа современной ситуации в дизайнево-вторых, изучение сущности и проявлений постмодернизма, преломленных в модев-третьих, возможность исследования формирования эстетических вкусов.
Список литературы
- Антипенко А.И. Социокультурный и нормативно-экологический аспект взаимоотношений человека и природы. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. (Ин-т философии и права АН БССР) Минск, 1986.
- Аристотель. О душе. М., 1937.
- Аристотель. Сочинения в 4-х т.М., 1975−1978, т.1,2.
- Арнхейм А. Искусство и визуальное восприятие. М., Прогресс, 1974.
- Астафьев Я.У. Социологические перспективы маркетинга и дизайн. Социологические исследования в дизайне. Труды ВНИИТЭ, Сер. «Техническая эстетика», Вып.54. М., ВНИИТЭ, 1988.
- Ахиезер А.С., Матвеева С. Я. Культурные основания в исследовании глобальных процессов. Динамика культуры: теоретико-методологические аспекты. М., ИФАН, 1989.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: Пер. с франц./ Сост., общ. ред. и вступ. ст. Косикова Г. К. М., 1989.
- Басин Е. Я., Красов В. М. Социальный символизм. Вопросы философии. 1971, № 10.
- Безмоздин JI.H. В мире дизайна. Ташкент, Фан, 1990.
- Белоусова Н.О. Эстетическая самобытность как проблема философии культуры. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. социологических наук. РостГУ, Ростов на — Дону, 1993.
- Бергер Л.Г. Пространственный образ мира в структуре художественного стиля. Эстетический логос. М., ИФАН, 1990.
- Березовский, Максимилиан. Непременно скандал: (о «массовой культуре» Запада). М., Политиздат, 1986.
- Береснева В.Я. О понятии стилеобразующих инвариантов в истории моделирования одежды. Проблемы формализации средств художественной выразительности. (Стиль, фирменный стиль, стайлинг, мода). М., 1980.
- Бодрийар Ж. «Система вещей». М., Рудомино, 1995.
- Боев А.А. Единое культурное пространство. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. РАУ, М., 1993.
- Бонито Олива А. Новая актуальность искусства. Искусство, 1992, № 1.
- Брокман, Хелен JL Дизайнер за работой. Факторы влияющие на моду. (Главы из книги Хелен JI. Брокман «Теория моделирования одежды» Нью- Йорк 1976). Пер. Добробабенко под редакцией JI. Ефремовой. М., 1974.
- Буркхардт Якоб. Культура Возрождения в Италии. Опыт исследования. М., 1996.
- Бушмарин Н.В. Молодежная культура: истоки и тенденции развития. Человек и культурно историческая традиция. Сб. науч. трудов. Тверь, из-во ТвГУ, 1991.
- Быков З.Н., Минервин Г. Б. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий. М., Высшая школа, 1986.
- Вазов В.В. Культурные традиции и самоиндефикация личности. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. РАУ, М., 1994.
- Валькова Н.В. Культурно исторический смысл и профессиологические основы деятельности художника-конструктора. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. МВХПУ, М., 1986.
- Ванслов В.В. Эстетика. Искусство. Искусствознание. М., 1983.
- Вельфлин Г. Классическое искусство. СПб, 1999.
- Вельфлин Г. Ренессанс и Барокко. СПб., 1913.
- Вил Дюрант «Цезарь и Христос» М., Крон-Пресс, 1995.
- Власов В .Г. Стили в искусстве. СПб, 1998.
- Волкова Е.В. Эстетический анализ художественных произведений. М., 1974.
- Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1968.
- Вяльцев А. Философия толстых. (Призрак шутовства бродит по Европе) Независимая газета. 17.02.1994.
- Гегель. Философия природы. Соч. т.2., M.-JI., 1934.
- Генисаретский О.И. Методологические заметки о концептуальных основах регионального дизайна. Региональные проблемы жилой среды. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 55. М., ВНИИТЭ, 1988.
- Генисаретский О.И. Методологические и гуманитарно-художественные проблемы дизайна. Автореферат на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения. ВНИИТЭ, М., 1990.
- Генисаретский О.И. Проектная культура и концептуализм. Социально-культурные проблемы образа жизни и предметной среды. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып.52. М., ВНИИТЭ, 1987.
- Генисаретский О.И. Регионализм, средовое проектирование и проектная культура. Экология культуры. Теоретические и проектные проблемы. М., НИИ культуры, 1991. Вып.1.
- Гете И.В. «Опыт живописи» Дидро. М., 1980, собр. соч. в 10-и томах. т.10.
- Гете И.В. Избранные сочинения по естествознанию. Пер. и комментарии Канаева под редакцией Павловского Е. Н. Изд- во АН СССР, М., 1957.
- Голыбина А. Г. Вкус и мода. М., Знание, 1974.
- Гофман А.Б. Мода и люди: новая теория моды и модного поведения. М., Наука, 1994.
- Григорьева И.В. Эстетические проблемы моды. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1989.
- Григорьева Т.П. Образы мира в культуре: встреча Запада с Востоком. Культура, человек и картина мира. М., Наука, 1987.
- Губман В.Л. Современная западная философия культуры в поисках гуманистической перспективы. Человек и культурно-историческая традиция. Сборник научных трудов. Тверь, из-во ТвГУ, 1991.
- Гуревич П.С. Проблема субкультур в современной зарубежной культурологии. Субкультурные объединения молодежи. Критический анализ. М., ИФАН, 1987.
- Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации. Философский анализ. Новосибирск, 1982.
- Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., Прогресс, 1969.
- Гюисманс Ж.-К. Наоборот. М., 1990.
- Даль, Толковый словарь, Государственное издание иностранных и национальных словарей, т. 2, 1965.
- Дао культуры: от прошлого к будущему. Обзор. Культура, художник, общество. М., ИНИОН, 1992.
- Даритон Н. Кто вы, Карл Лагерфельд? За рубежом. 1990, № 52.
- Деменчонок Э.В. Теория «информационного общества». Новые тенденции в западной социальной философии: Сборник статей. М., Фо СССР, ИФАН, 1988.
- Демосфенова Г. А. К проблеме художественного образа в дизайне. Конструкция, функция, художественный образ в дизайне. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». М., 1980. Вып. 23.
- Диалог культур: поиск путей решения проблемы. Обзор. Культура, художник, общество. М., ИНИОН, 1992.
- Диденко В.Д. Искусство. Духовная культура. Философия. Алма-Ата, Наука КазССР, 1990.
- Дмитриева Н.А. Карнавал вещей. Современное западное искусство. XX век. Проблемы и традиции. М., Наука, 1982.
- Дюрнинг А. Сколько же нам надо? XX век: последние 10 лет. 19 901 991. М., АО издательская группа «Прогресс», «Пангея», 1992.
- Емельянова Н. JI. Философско- социологический анализ дизайн-деятельности. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. ТГУ им. Куйбышева. Томск, 1986.
- Ермилова Д.Ю. Эстетические проблемы дизайна одежды 70−90 г.г. XX века. Автореферат на соиск. уч. степ. канд. филос. наук, М., 1995.
- Ермолаев А.П. О некоторых чертах профессионального дизайнерского мироощущения. Эстетические проблемы дизайна. М., ВНИИТЭ.
- Ерошкина Т.П. Идивидуализация личности в художественной культуре. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. Академия общественных наук ЦК КПСС. М., 1991.
- Желанная Н.В. Фактор эстетических предпочтений потребителей в художественном конструировании товаров народного потребления. Л., ЛДНГП, 1986.
- Жердев Е.В. Художественное осмысление объекта дизайна. М., изд-во АУТОПАН, 1993.
- Журавская Т.М. Роль формального в пропедевтическом курсе дизайна. Автореферат на соиск. учен. степ. канд. искусствоведения. Спб., 1994.
- Зайцев В.М. Такая изменчивая мода. (Лит. Запись А. Васильева, М. Кранса- рис. В. Зайцева). М., Молодая гвардия 1980.
- Зайцев В.М. Этот многоликий мир моды. (Лит. Запись А. Васильева, М. Кранса- рис. В, Зайцева). М., Советская Россия, 1982.
- Землянухина Л.В. Эстетика, этнография, быт. М., 1994.
- Зись А. Конфронтация в эстетике. (Очерки о природе искусства). М., 1980.
- Изменяющиеся образы человека. «Модели человека» в современной зарубежной социологии. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1985.
- Ильин И.П. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.
- История европейского искусствознания. Т.2,ч.1., М., 1969.
- Каган М.С. Морфология искусства. Л., 1972.
- Каган М.С. О прикладном искусстве. Л., Художник РСФСР, 1961.
- Каган М.С. Человеческая деятельность. М., 1974.
- Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
- Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992.
- Кант. Сочинения в 6-ти томах, т. 6, М., 1966.
- Кантор К.М. К проблеме общественной природы дизайна. Сб. «Вопросы технической эстетики. Дизайн как предмет научных и социально- философских исследований», вып. 2, М., Искусство, 1970.
- Кантор К. М. Мода как стиль жизни. М., «Искусство», 1973.
- Карчевцева Н.Г. Экологическая культура и художественное освоение пространственной среды. Искусство и предметно-пространственная среда. Спб., ВПХУ им. В. И. Мухиной, 1992.
- Катаева Е.Г. Философско-эстетический анализ проблемы художественной традиции. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1988.
- Кибалова, О. Гербенова, М. Ламарова. Иллюстрированная энциклопедия моды. Артия, Прага, 1966.
- Киреева Е.В. История костюма: Европейский костюм от античности до XX века. М., Просвещение, 1976.
- Кислова Н.В. К проблеме исторического сознания в современном западном искусстве. По материалам зарубежных публикаций 80-х годов. Советское искусствознание Ежегодник. Вып. 25. М., Советский художник, 1989.
- Кнабе Г. С. Диалектика повседневности. Вопросы философии. 1989, № 5.
- Кнабе Г. С. Образ бытовой вещи как источник исторического познания. Вещь в искусстве: материалы научной конференции, 1984. М., Советский художник, 1986.
- Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М., Легкая и пищевая промышленность, 1981.
- Козлова Т.В. Костюм как знаковая система. МТИ им. Косыгина, М., 1980.
- Козлова Т.В. Основы художественного проектирования изделий из кожи. М., Легпромбытиздат, 1987.
- Козлова Т.В. Цвет в костюме. (Из цикла лекции заочного ф- та «Моделирование и конструирование одежды») М., Легпромбытиздат, 1989.
- Козлова Т. В. Эстетика проектирования одежды массового производства. Легкая инд-я. М., 1969.
- Козлова Т.В., Степучев Р. А. Петушкова Г. И. Основы теории проектирования костюма. МТИ им. Косыгина, М., 1988.
- Коломиец В.И. Дизайн как эстетическая деятельность. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. Ин-т философии АН УССР, Киев, 1987.
- Кондаков И.В. К теории пограничных процессов в культуре. Динамика культуры. Теоретико-методологические аспекты. М., ИФАН, 1989.
- Кондратьева К.А. «Новый немецкий дизайн» в контексте проектной культуры. Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. Сер. «техническая эстетика». Вып. 60, М., ВНИИТЭ, 1990.
- Кондратьева К.А. Проблема этнокультурной идентичности и современный дизайн. Гуманитарно-художественные проблемы образа жизни и предметной среды. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 58, М., ВНИИТЭ, 1989.
- Кондратьева К.А. Цвет в художественном конструировании. М., 1986.
- Кондратьева К.А. Экология культуры и проблемы гуманизации дизайнерского проектирования. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения. ВНИИТЭ, М., 1993.
- Крамской об искусстве, М., Академия художеств СССР, 1960.
- Краснов В. Н. К вопросу о понятии моды (Научные труды) МТИЛП, 1964.
- Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.
- Курьерова Г. Г. «Новая домашняя цивилизация»: некоторые вопросы проектирования жилой среды в итальянском дизайне 80-х гг. Бытовыепотребности и жилая предметная среда. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 53, М., ВНИИТЭ, 1987.
- Лаэртский Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979.
- Латур Анни. Волшебники моды. Париж, пер. с фран., 1965.
- Лауфер К.М. Эстетические аспекты средового подхода в дизайне. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1989.
- Лелеко В.Д. Эстетика повседневности: Учебное пособие по спецкурсу. СПб., Гос. Акад. Культуры, 1994.
- Лосев А.Ф. Символы в искусстве. Л., Наука, Ленинград, отд., 1985.
- Лосев А.Ф. Проблема художественного стиля. Киев, 1994.
- Лук А. Н. Теоретические основы выявления творческих способностей. Научно-аналитический обзор. М., ИНИОН, 1979.
- Любимов Л. Искусство Древней Руси. М., 1974.
- Любимова Т.Б. Комическое, его виды и жанры. М., 1990.
- Маньковская Н.В. Методология буржуазной эстетики: критика новейших концепций. М., Знание, 1988, Вып. 10.
- Маринко Т.Г. Эстетический анализ костюма как продукта дизайнерской деятельности. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1982.
- Масалкова Л.А. Функционирование и развитие моды как социального явления. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М., МГУ, 1980.
- Мерцалова М.Н. Костюм разных времен и народов. Академия моды. М., Т. 2, 1996.
- Мигунов А.С. Vulgar. Эстетика и искусство во второй половине XX века. М., Знание, 1991, Вып. 9.
- Минервин Г. О социальной природе дизайна. Сб. «Вопросы технической эстетики. Дизайн как предмет научных и социально-философских исследований». Вып. 2, М., Искусство, 1970.
- Миронова J1.H. Цветоведение. Минск, 1984.
- Моль А. Социодинамика культуры. М., 1973.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М., 1966.
- Мотяшов В.П. Власть вещей и власть человека. М., Молодая гвардия, 1985.
- Немцов И.Б. Модификация эстетической формы в условиях технического прогресса. (Отношение «материал-форма») Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. М., МГУ, 1970.
- Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1972.
- Образ и модели человека в культурно-социологической концепции Льюиса Мамфорда. (Обзор). «Модели человека» в современной зарубежной социологии. Реферативный сборник. М., ИНИОН, 1985.
- Орлова Л.В. Азбука моды. М., 1989.
- Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антропологию. М., изд-во МГИК, 1994.
- Панарин А.С. Контркультура предтеча духовно-этнической революции современности. Контр культура и социальные трансформации. Сборник тезисов советских философов. М., ИФАН, 1988.
- Панкратова М. Человек костюм — среда. Конспект лекций. М., МГТА им. А. Н. Косыгина, 1983.
- Парадигма современного дизайна. Тезисы докладов научно-практической конференции «Дизайн на рубеже веков». М., Седьмая всероссийская выставка конкурс «Дизайн — 99».
- Пармон Ф.М. Искусство русского народного костюма (методика анализа, классификации в аспекте проектирования современного костюма). Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения. М., 1991.
- Пармон Ф.М., Кондратенко Т. П. Рисунок и графика костюма. М., Легпромбытиздат, 1987.
- Парыгин Б.Д. Научно-технический прогресс и проблема самореализации личности. Психология личности и образ жизни. М., Наука, 1987.
- Паскье, Жаклин дю. Энциклопедия элегантности. (Пер. с французского) М., Инсофт, 1993.
- Переверзев Л. Б. Дизайн, культура и этнос. Эстетические проблемы дизайна. (Дизайн как предмет научных и социально- философских исследований) Труды ВНИИТЭ. Сбр. «Вопросы технической эстетики». М., Искусство, 1970.
- Перов Ю. П. Что такое социология искусства? Л., Наука, Ленинград., отд., 1976.
- Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л., Знание РСФСР, 1974.
- Петушкова Г. И. Архитектоника объемных форм. М., МГТА им. А. Н. Косыгина, 1983.
- Петушкова Г. И. Симметрия в программированном формообразовании модного костюма. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ, доктора искусствоведения. М., 1992.
- Петушкова Г. И. Структурный анализ формы костюма 1970−1976 гг. Конспект лекций. М., МТИ им. А. Н. Косыгина, 1977.
- Плотникова Е.В. Развитие эстетической культуры личности средствами костюма. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. педагогических наук. М., МПГУ им. В. И. Ленина, 1995.
- Плышевский В.Н. Образные средства дизайна: (становление образных качеств предметного мира). Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, канд. искусствоведения. МВХПУ, М., 1986.
- Поршнев Б. Ф. Социальная психология и история. М., 1966.
- Потапов С.В. Процесс потребления и его стиль. Ценности, образ жизни и жилая среда. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып.51, М., ВНИИТЭ, 1987.
- Привалова И.В. Индивидуализация среды как тенденция 80-х годов в дизайне ФРГ и Западного Берлина. Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. Вып. 60, М., 1990.
- Проблемы дизайна в костюме. Межвузовский сборник научных трудов. М., МГТА им. А. Н. Косыгина, 1992.
- Пушкина Е.В. Эстетический аспект проблемы многообразия стилей жизни. Эстетика и искусство в контексте мировой культуры. Тезисы докладов Всесоюзной научной конференции. М., ИФАН, 1989.
- Раппопорт С.Х. Эстетическое творчество и мир вещей. М., Знание, 1987, Вып. 7.
- Родин В.О. Эстетическая ценность дизайна. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1985.
- Рытвинская Л.Б. Образно-ассоциативная основа творчества художника-модельера. Учебное пособие. М., МТИ им. А. Н. Косыгина, 1980.
- Савельева И.Н., Шершнева Л. П. Художественно-конструктивный анализ одежды. Конспект лекций. М., ВЗМИ, 1983.
- Сапего И.Г. Предмет и форма. М., 1984.
- Селезнев И.Ф. Материально-художественная культура как фактор развития личности. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ, доктора философ, наук. ИФАН, М., 1988.
- Сен-Лоран Ив. 28 лет творчества. 1958−1986. Париж, Эршер, 1986.
- Сидоренко В.Ф. Проблемы формы в теории дизайна. М., 1975.
- Совдагарова З.Л. Мода как эстетический феномен. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1982.
- Соловьев Н.К. Художественное формообразование интерьера (принципы, факторы, средства) Мое. Гос. Институт им. Строганова, М., 1996.
- Сомов Ю. С. Художественное конструирование промышленных изделий. М., 1967.
- Социология культуры: современные зарубежные исследования. Реферативный сборник, М. ИНИОН, 1987.
- Степанова К. А. Костюм и эпоха- (О художественной выразительности костюма на сцене, на примере истории костюма Западной Европы XV—XVII вв.) Учебное пособие. М., Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского, 1978.
- Степучев Р.А. Проблемы костюма как семиотической системы в коммуникации человеческого общения. Конспект лекций. М., МГТА, 1991.
- Степучев Р.А. Стилистика костюмографического языка. Учебное пособие. Ч. 1, М., МГТА им. А. Н. Косыгина, 1993.
- Степучев Р.А. Система, структура и функционирование костюмнографического языка. Сб. Проблемы дизайна в костюме. М., МГТА, 1992.
- Стронцова И. И. Продукт дизайна как эстетический предмет. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 1968.
- Студитский А.Н. Загадки формообразования. М., Знание, 1977.
- Тарабукин Н.М. Очерки по истории костюма. М., ГИТИС, 1994.
- Тард Г. Законы подражания. М., 1892.
- Текшева О. Стиль свободного пространства. Независимая газета, 05.11.1994.
- Текшева О. Человеку должно быть комфортно в одежде, которую он носит. Независимая газета, 02.04.1994.
- Тиль Эрика. История костюма. Пер. с нем. М. Н. Козлова. М., Легкая индустрия, 1971.
- Тимофеева М.А. К проблеме инновации в зарубежном дизайне. Творческие направления в современном зарубежном дизайне. Труды ВНИИТЭ. Сер. «Техническая эстетика». Вып. 60, М., ВНИИТЭ, 1990.
- Толстой В.П. Очерки «Советское декоративное искусство 1945 -1975″. М., 1989.
- Тюхтин B.C., Ларкин Ю. Ф. Содержание и форма в искусстве. Знание, М., 1984.
- Устюгова Е.Н. Стиль как явление культуры. СПб., 1994.
- Фаворский В.А. О рисунке и композиции. Фрунзе, 1966.
- Философия и кризис современной цивилизации. М., Луч, 1993.
- Фишман Р.Б. Мода как социальное явление. Автореф. дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. УГУ им. А. М. Горького, 1990.
- Фосийон Анри. Жизнь форм. Похвальное слово руке. М., 1995.
- Хан-Магомедов С.О. К проблеме национального своеобразия предметно- пространственной среды. Эстетические проблемы дизайна. М., ВНИИТЭ, 1978.
- Харузина В.Н. „Примитивные формы драматического искусства“ (этнография кн. III-VI М.Л. 1927 № 1−2, 1928 31−2)
- Чернова А.Д. Все краски, кроме желтой. М., 1987.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М., Мысль, 1989.
- Чеснов Я.В. Этнический образ. Этнознаковые функции культуры. М., Наука, 1991.
- Шестаков В.П. Эстетические категории. Опыт систематического и исторического исследования. М., Искусство, 1988.
- Шибаева М.М. Человеческая субъективность и культура. Культура, человек и картина мира. М., наука. 1987.
- Шитова С.М. Критика теорий современного формального искусства. Харьковский ун-т, Харьков, 1972.
- Шлезингер Е. А. Функции моды в сфере потребления». М., Сб. «Техническая эстетика», № 8 (140), 1975.
- Шубин Г. Г. Мода и эстетическая культура. М., Знание. 1987, Вып. 8.
- Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX века. М., Стройиздат. 1990.
- Шульга Р.П. Искусство в мире обыденного сознания. Киев, Наукова думка. 1993.
- Эккерман И.П. «Разговоры с Гете в последние годы его жизни», М.- JL, 1934.
- Элькина 3. Б. Мода и ее социальная роль. Автореферат дисс. на соиск. учен. степ. канд. философ, наук. ЛГПИ им. А. И. Герцена, Л., 1974.
- Barthe R. Systeme de la mode. P., 1967.
- Eisenstadt S.H. Prestige. Participation and Strata Formation. «Social Stratification», 1968.
- Haeberbe K. Phenomen Nachfrage, 1963.
- Hassan I. Making sense: the trials of postmodernism discoure.// New lit. History Baltimore, 1987. — Vol. 18, № 2.
- Hassan I. The dismemberment of Orpheus: toward a postmodernist literature. Urbana, 1971.
- Konig P. Sociologie de la mode, P. 1967.
- Kroeber A. The nature of Culture, 1952.
- Kroeber A., Z. Richordson. Three Centurie of women drew fashion, 1940.
- Marshall Т. H. Sociology at the guroads and other essays. London, 1963.
- Menkes S. Issey Miyake: Philosopher of fashion. International Herald Tribune./ 1988/ December 12./ P. 16- Dorsey H. Lacroix taking couture back to Camargue roots. / International Herald Tribune./ 1987/ Jule 7./)
- Turner V.W. Form of Simbolic action, Т. H. Marshall. Sociology at the guroads and other essays. London. 1963.