Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Разнообразие эстетических проявлений артистизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с тем, что потребность в эстетическом позиционировании человеческого единственности личности удовлетворяется посредством приемов выразительности (от жестуальиости и мимики до богатства речевых приемов самовыражения), феномен артистизма в его различных проявлениях стал одной из тем искусства. В литературных произведениях, в театральных постановках и художественных фильмах ярко… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Эстетическая природа феномена артистизма
    • 1. 1. Сущность артистизма и его трансформация в пространственно-временном континууме культуры
    • 1. 2. Основные типы артистической натуры и их отражение в художественных текстах
  • Глава 2. Артистизм как эстетическая составляющая культуры
    • 2. 1. Концепты артистизма и артистичности в театральной эстетике
    • 2. 2. Особенности актуализации принципа артистизма в зрелищных формах культуры
    • 2. 3. Проблема использования артистизма в качестве критерия эстетической оценки телепроектов
  • Заключение
  • Список использованных источников

Разнообразие эстетических проявлений артистизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Обращение к теме, посвященной разнообразию эстетических проявлений артистизма, актуально, прежде всего, в связи с потребностями совершенствования повседневных связей личности с культурой. При этом имеется в виду многогранный характер влияния культурных норм, ценностей и образцов па мотивацию личности и стиль- ' ее самовыражения в поведении, общении и деятельности, на уровень ее интеллектуальной, нравственной и эстетической культуры. В этой связи важное значение имеет задача совершенствования качественных характеристик самоутверждения человека в «формах культуры».

Одной из форм культуры является эстетическая: ее особенности связаны с разнообразием способов пластического, визуального и речевого выражения ценное 1ных приоритетов личности и меры развитости ее вкуса. В последнее время все заметнее признаки снижения культуры индивидуального поведения и межличностного общения: развязная манера самовыражения, публичное использование речевых вульгаризмов, отсутствие навыков этикета и ряд других проявлений, несовместимых с понятием «эстетическая культура». В этой связи исследование артистизма в качестве эстетической компоненты позиционирования человека, отвечает потребностям повышения уровня индивидуальной воспитаииости и эстетизации способов самоутверждения личности.

Актуальный характер проблематики артистизма также обусловлен и тем, что в последние годы в деятельности массмедиа возрос удельныйвес проектов, основу которых составляет презентация и популяризация «звездных имен» — политиков, спорхсменов, деятелей искусства и др. Поскольку 1акие проекты вызывают массовый интерес зрителей и слушателей, особою внимания заслуживает вопрос об эс1етических характеристиках самоутверждения и самовыражения знаменитостей на экране: в большинсгве случаев их сшль публичного поведения и общения далек, и от чувства меры, йог положительных образцов для подражания. Демонстративность и эпагаж так же не согласуются с подлинным артистизмом, как и «раскрученные звезды» с критериями высоких «культурных авторитетов» (Ю.М. Лотмаи).

Степень научной разработанности проблемы. Понятие «артистизм» долгое время отсутствовало в понятийно-категориальном аппарате эстетики и лишь в последние годы вошло в научный оборот. Одновременно с включением этого понятия заметно активизировался интерес исследователей к артистизму как культурной традиции и специфической форме эстетической презентации личности. Вопросу о логических основаниях разработки понятия артистизма и выявления места этого художественно-эстетического феномена посвящена статья Б. М. Бернппейна «За чертой Апеллеса. Об истоках артистического письма"1.

Возрастанию внимания исследователей в немалой степени способствовали взгляды на игровой и экзистенциальный аспекты эстетической презентации личности как субъекта ценностных отношений зарубежных мыслителей XVIII — XX веков: И. Канта, С. Кьеркегора, Ф. Ницше, И. Хей-зинги, братьев Ф. и А. Шлегелей, Ф. Шиллера, А. Шопенгауэра.'.

По мере усложнения творческих практик в XX веке заметно возрос статус «артистической натуры», в связи с чем активизировался и интерес деятелей культуры к феномену артистизма. В 1920;х годах в книге у.

А.Г. Габричевского «Морфология искусства» опубликована статья «Артист», в которой понятие артистичности автор распространяет на пластические искусства. Спустя полвека в 1980;е годы появилась статья Г. Г. Поспелова «О концепциях „артистизма“ и подвижничества» в русском искус.

Бернштейн. Б М За чертой Апеллеса Об истоках артистического письма // Феномен артистизма в современном искусстве М, 2008 С 15−44.

2Габричевский, А Г Морфология искусства/ А Г Габричевский М Аграф, 2002 864 с стве XIX — начала XX века"1, в которой был намечен ряд тех вопросов и понятий, которые станут предметом эстетического анализа.

Но наиболее активно различные грани феномена артистизма стали предметом внимания в последние десятилетия. В 1997 году вышел сборник статей Российского института культурологии «Метаморфозы артистизма. Проблема артистизма в русской культуре первой трети XX века». В данном сборнике различные грани этого явления получили глубокое осмысление в статьях Е. А. Богатырева, A.B. Висловой, В. К. Кантора, Е. Я. Покорской, B.JT. Рабиновича, К. Э. Разлогова, Л. Б. Черной, Е. В. Шахматовой, В. П. Шестакова.

В 2008 году вышла коллективная монография «Феномен артистизма в современном искусстве"3 под редакцией доктора философских наук, профессора O.A. Кривду на, предметом анализа авторов стала многогранность понятия «артистизм», которое, в основном, проецировалось на пластические искусства и художественную литературу. Становление артистического письма рассмотрено на материале живописи и архитектуры Б. М. Берштсйиом, О. Б. Дубовой, В. А. Крючковой, A.A. Курбановским, B.C. Турчиным, Д. О. Швидковским, А. К. Якимовичсм. Теоретические аспекты феномена артистизма раскрыты в публикациях В. Г. Арсланова, О. В. Беспалова, Е. А. Кондратьева, O.A. Кривцуна, С. С. Ступина. Различным типам артистического поведения посвящены статьи Е. А. Бобринской, A.M. Бурова, С. Н. Зенкина, P.M. Кирсановой. Тема артистического начала в литературе представлена в работах М. А. Петрова, В. И. Стрелкова, а в музыкально-исполнительском искусстве — в статье В. В. Ван слова. Особый интерес представляет проблемный характер исследования феномена артистизма в контексте постмодернизма Н. Б. Маньковской и В. В. Савчука.

Поспелов Г Г О концепции «артистизма» и «подвижничества» в русском искусстве XIX — начала XX века / Г Г Поспелов//Советское искусствознание'81 Вып 1 М Сов художник, 1982 С 141−159 «Метаморфозы артистизма Проблема артистизма в русской культуре первой трети 20 века/ Отв редактор В Кангор М РИК, 1997 160 с.

Феномен артистизм в современном искусстве/ Отв редактор О, А Кривцун М Индрик, 2008 520с.

В Казани в 2003 году Р. К. Бажановой была защищена кандидатская' диссертация «Феномен артистизма"1, в которой артистизм осмысляетсяв экзистенциально-феноменологических категориях Присутствия и Расположения.

Важное значение для понимания причинно-следственных аспектов феномена «взрыва» различных форм проявления артистизма имеют книги и статьи, посвящеппые культурно-эстетическим реалиям Серебряного века, — A.A. Аронова, А. Белого, В. В. Бычкова, Т. И. Ерохиной, O.A. Жуковой, З. Р. Жукоцкой, И. В. Кондакова, В. Ф. Маркова, Е. И. Осетрова, JI.A. Рапацкой, В. И. Самохваловой, Г. Ю. Стернина, М. М. Шибаевой и др. авторов.

Особое влияние на данное исследование оказали философские воззрения на проблемы артистизма в широком смысле данного понятия Г. Гадамера, Д. Дидро, Г. Зиммеля, а также H.H. Евреинова, А. Ф Лосева, Ф. А. Степуна.

Для эстетического анализа феномена артистизма важное значение имеют труды современных отечественных философов: Ю. Б. Борева, JI.C. Бычковой, М. С. Кагана, И. В. Кондакова, O.A. Кривцуна, A.C. Мигу-пова, И. П. Никитиной, H.A. Хренова. При анализе современного состояния культуры автор опиралась на исследования эстетики постмодернизма, ее ключевых проблем В. В. Бычковым, Н. Б. Мапьковской, A.A. Пелипен-ко.

Пониманию эстетической природы и художественных параметров артистизма в исполнительской деятельности драматических актеров способствовали работы по проблемам театра. Это в первую очередь работы таких корифеев театрального искусства, как К. С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, В. Э. Мейерхольд, Е. Б. Вахтангов, А. Я. Таиров,.

Бажанова. PK Феномен артис! изма дис канд Филос наук 24 00 01/ PK Бажанова Казань, 2003 172 с.

М.А. Чехов, а также Б. Брехт, П. Брук, Г. Крэг, М. Рейнхард и др. ФилоI софско-эстетического осмысления заслуживает гакже своеобразие инди- ' видуальною подхода 01ечес1венных режиссеров к артистическим параметрам спектакляН.П. Акимова, Р. Г. Виктюка, JI.A. Додина, М. А. Захарова, М. З. Левитина, Ю. П. Любимова, Г. А. Товстоногова, Р. В. Туминаса, П. Н. Фоменко, A.B. Эфроса.

Существенный вклад в уточнение художественных признаков артистизма как творческого явления внесли театральные критики: Б. В. Алперс, Ю. А. Айхенвальд, М.М. Бонч-Томашевский, Г. Н. Бояджиев, Л. В. Варпаховский, И. Л. Вишневская, Ю. А. Головашенко, Л. Я. Гуревич, М. Ю. Давыдова, М. Г. Зайонц, H.A. Крымова, П. А. Марков, Ю.А. Смир-нов-Несвицкий, И. Н. Соловьева и др.

Концешуальный подход к эстетическим проблемам театра в целом и артисшзма в сценическом искусстве отражен в трудах исследователей института театра — С. Броневскою (Боянуса), С. М. Волконского, H.H. Евреинова, Т. С. Злотниковой, Ж. д’Удина. Попытка соединения понятий театра и игры нашла отражение в монографии режиссера и педагога М М Буткевича «К игровому театру».

Особо следует выделить диссертационные исследования по проблемам сценического творчества O.A. Андруковой, A.A. Басовой, Т.В. Да-диаиовой, Т. С Джуровой, Г. А. Карцевой, Ь. В. Олимпиевой, И. Г. Скляра, Е. В. Юшковой.

Важное значение для данной работы имели исследования особенностей функционирования отечественного телевещания такими теоретиками медиаотрасли, как H.A. Барабаш, С Н. Ильченко, A.A. Новикова.

Решению исследовательских задач способствовали также научные работы Г. А. Волкова, Н. В. Гармизы, Ю. А. Кирюхина, Д. В. Когана, O.E. Коханой, С. Н. Макаренко, Л. М. Петровой, О. В. Плотниковой,.

Н.В. Романовой, Т. Н. Суминовой, К. Ю. Точилова, Л. А. Шаевой, М. М. Шибаевой.

Ценным источником для осмысления закономерного характера множественности проявлений артистизма на творческом и поведенческом уровнях являются художественные тексты, авторами которых являются: Л. Андреев, А. Ахматова, А. Белый, А. Блок, В. Брюсов, — М. Булгаков, Я. Гашек, 3. Гиппиус, Н. Гоголь, С. Городецкий, Н. Гумилев, В. Иванов, И. Куприн, В. Маяковский, Д. Мережковский, А. Пушкин, Ф. Рабле, И. Северянин, О. Уайльд, В. Хлебников, Б. Шоу и др.

Объект исследования — феномен артистизма и его эстетические характеристики.

Предмет исследования — специфика проявлений артистизма в культуре социума и личности.

Цель исследования состоит в философском анализе сущности артистизма в разнообразии его эстетических проявлений и функций.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

— выявить эстетические параметры артистизма и игровой характер артистического поведения;

— раскрыть причинно-следственные аспекты трансформации артистизма;

— рассмотреть особенности воплощения темы артистизма в искусстве;

— определить место проблемы артистизма в театральной эстетике;

— проанализировать опыт реализации принципа артистизма в зрелищных формах культуры;

— обосновать культурно-эстетическую значимость артистизма в качестве критерия оценки телепередач.

Теоретико-меюдологические основы исследования соотносятся с объектом и предмеюм изучения, с его целью и задачами. Эстетический^ анализ сущности, основных параметров и разнообразия проявлений артистизма в культуре базируется на междисциплинарном подходе, интегрирующем несколько направлений: наряду с собственно философско-эстетическим использовались историко-культурологическое, искусствоведческое и герменевтическое направления исследования.

Для раскрытия факторов и механизмов трансформации артистизма был использован генетический анализ, а при осмыслении проблемы актуализации артистизма в различных сферах культуры — сравнительный анализ, позволивший четче выявить особенности презентации артистического компонента в культурной жизни общества и на коммуникативно-поведенческом уровне.

При этом диссертант опирается на известные положения М. М. Бахтина, В. В. Бычкова, Г.-Г. Гадамера, Г. Д. Гачева, H.H. Евреинова, Г. Зиммеля, Т. С. Злошиковой, М. С. Кагана, В. К. Кантора, О. А. Кривцуна, С. Кьеркегора, А. Ф. Лосева, Ю. М. Лотмана, Н. Б. Маньковской, A.C. Мигунова, Н. И. Нсженца, X. Ортеги-и-Гассета, Ф. А. Степуиа, Л. Н. Столовича, Й. Хейзинги, В. П. Шестакова, У. Эко.

Для данного исследования существенное значение имели работы Ю. М. Лотмана, в которых искусство рассматривается как сфера игры, неотделимой от фантазии, импровизации и других свойств «человека играющего».

Ряд идей, связанных с проблемами эстетической презентации личности, соотнесен с работами A.A. Аронова, Л. Н. Воеводиной, В.А. Волобуе-ва, Н. В. Гармизы, Ю. А. Кирюхина, Н. И. Неженца, A.A. Пелипенко, Л. М. Петровой, О. В. Плотниковой, Н. В. Романовой, М. Я. Сарафа, Т. Н. Суминовой, К. Ю. Точилова, Л. А. Шаевой, М. М. Шибаевой и др.

Методы исследования. В качестве основополагающего метода нашего исследования использован метод философско-эстетического анализа в соответствии с историческим и диалектическим подходом к объекту и предмету изучения. Для решения намеченных задач исследования были применены сравнительно-исторический метод, феноменологический метод, метод системного анализа, а также методы эмпирического анализа, включенного наблюдения и интервьюирования.

Гипотеза исследования. Артистизм и па понятийном, и онтологическом уровне соотносится с эстетическими характеристиками самовыражения личности как субъекта ценностных отношений и творческой деятельности. Являя собой целостное единство пластического, визуального и речевого способов презентации творческого потенциала и вкусовых предпоч1ений индивида, артистизм может рассматриваться в качестве одною из критериев эстетической оценки стилистических особенностей художественных текстов и авторской манеры.

Научная новизна исследования определяется, прежде всего, выбором предмета изучения и состоит в том, что впервые:

— раскрыта сущность артистизма в его основных параметрах в соотнесении с метакатегорией «эстетическое» и доказано, что взаимообусловленность пластических, визуальных и речевых средств выразительности придаст артистизму статус культурной ценности;

— выявлена взаимосвязь между сменой исторических типов культуры и трансформациями артистизма как художественно-эстетической традиции выражения определенных граней мировосприятия и переоценки ценностей на уровне социума и личностис учетом изменений ценностных приоритетов в культурных реалиях введены такие определения типов артистизма, как «1ворческий» и «вульгарный», а понятие А. Ф. Лосева «беспринципный артистизм» спроецировано на проблему доминирования в современной культуре эстетического плюрализма и этического релятивизма;

— представлены основные типы артистических натур и особенности их художественного воплощения в ряде литературных и кинематографических произведений, что позволяет расширить круг представлений о разнообразии проявлений артистизма как: специфического стиля эстетической презентации личности в социокультурном пространстве эпохи, творческого принципа и критерия оценки культурных явлений и текстов;

— определено место концептов артистизма и артистичности в театральной эстетике применительно к проблемам актерского и режиссерского творчествапроанализированы основные подходы теоретиков и практиков сценического искусства к художественному образу спектакля как культурной формы;

— выявлены и охарактеризованы особенности актуализации принципа артистизма в зрелищных формах культуры: в панюмиме, в цирковых представлениях, в искусстве эстрады, в сфере художественного конструирования одежды и в тех видах спорта, специфика которых связана с эстетическими характеристиками деятельности;

— обоснована культурная целесообразность использования артистизма в качестве критерия оценки популярных телепроектов: на ряде конкретных примеров проведен сопоставительный анализ их художественных параметров и стилей самовыражения участников «знаковых» передач — ведущих, исполнителей и экспертовв результате выявлено соотношение в деятельности современного телевидения основных типов артистизма.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении и углублении эстетических представлений об артистизме, культурная ценность которого заключается в актуализации основных средств выразительности в соответствии с индивидуальным представлением об идеале совершенства. Научное обоснование основных положений диссертации осуществлено на базе работ авторитетных ученых и деятелей искусства, а также анализа творческих практик реализации принципа артистизма в различных формах культуры. Результаты философско-эстетического осмысления природы и функциональной значимости артистизма имеют существенное значение для концегиуализации онтологии и аксиологии феномена выразительности в культуре.

Практическая значимость диссертации видится в том, что материалы, выводы и результаты данного исследования открывают возможность нового подхода к исследованию явлений художественной культуры через призму понятия «артистизм» и могут быть полезны для дальнейших изысканий в сфере эстетической проблематики. Содержание проведенного исследования и полученные результаты могут стать основой учебных спецкурсов по проблемам артистизма в целом, выразительности в искусстве, игровой природы артистического поведения, а также по вопросам театральной эстетики.

Основные положения, выносимые на защиту:

1 Эстетическим понятием «артистизм» обозначается специфический способ самовыражения личноеш в социокультурном пространстве и в сфере искусства. Основными параметрами артистизма являются индивидуальное «чувство стиля» и элегантность, притягательность манеры поведения личности, высокий уровень профессионализма, свободное владение навыками межличностной коммуникации, способность к импровизации, культура речи.

2.Характер изменений в основных сферах культуры (мировоззренческой, нравственной и эстетической) не мог не сказаться на феномене артистизма, что позволяет утверждать закономерность его трансформаций: доминирующий стиль культурно-исторической эпохи оказывал влияние на ценностные приоритеты и вкусовые приоритеты личности.

3 Как специфический стиль индивидуальной манифестации жизненной и творческой позиции и как художественно-эстетическая традиция, артистизм по-разному проявлялся в траницах определенного хронотопа культуры. Однако в каждую эпоху (кроме постмодернизма) преобладают определенные критерии «эстетической допустимости» форм самоутверждения личности и творческой манеры автора художественного текста.

4. В связи с тем, что потребность в эстетическом позиционировании индивидуально-личностной неповторимости удовлетворяется посредством приемов выразительности (от жестуальиости и мимики до богатства речевых приемов самовыражения), феномен артистизма в его различных проявлениях стал одной из тем искусства. В литературных произведениях, в театральных постановках и художественных фильмах ярко и убедительно воспроизведены основные типы артистических натур и «сюжеты» их позиционирования в обществе. Философско-эстетическое осмысление наиболее ярких произведений искусства позволило расширить круг представлений об артистизме и о таких его разновидностях, как «творческий», «беспринципный» (А.Ф. Лосев) и «вульгарный» артистизм.

5.Эстетический потенциал артистизма продуктивно и наглядно реализуется в социокультурной повседневности не только на коммуникативно-поведенческом, по и на творческом уровне. От античности до современной эпохи артистизм как художественноэстетическая традиция1 и творческий принцип особенно плодотворно актуализируется в практике ' -института театра и ряде зрелищных форм культуры (пантомиме, цирковом представлении, в искусстве эстрады и в тех видах спорта, эстетическая компонента которых рассматривается как маркер достижений). При явном различии способов и результатов актуализации артистизма в каждой из рассмотренных в диссертации форм культуры обнаруживается эстетиче- ' екая значимость и ценность артистической составляющей.

6.В контексте массовой культуры и в связи с пародийно-игровым характером постмодернизма возрастает потребность в проецировании артистизма на сферу современного телевидения. В ситуации явного увеличения в объеме телевизионной продукции удельного веса развлекательных передач, неоднозначных по своим эсхегическим характеристикам, артистизм может быть применен как критерий оценки гелепроектов. Проблема его использования в творческой практике современного телевидения заслуживает специального изучения.

Апробация результатов исследования.

1. По теме диссертационного исследования опубликовано 4 статьи (из них 3 — в журнале, входящем в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ для кандидатских и докторских диссертаций).

2. Материалы и результаты исследования прошли апробацию в форме докладов и сообщений на конференциях различного уровня. В том числе: на двух международных научных конференциях — «Диалог культур в контексте международного культурного сотрудничества» (23 мая 2011 г.) и «Семиосфера» Ю. М. Лотмана: рецепции в современном социально-гуманитарном знании" (20 апреля 2012 г.), научной конференции в рамках года Франции в России и России во Франции «Россия-Франция: диалоги „на границах“ культурных миров» (21 мая 2010 г.), а также научно-практической конференции «Современные российские массовые коммуникации в пространстве социокультурного диалога» (11 апреля 2013 г.).

3. Отдельные аспекты диссертационного исследования нашли отражение при подготовке мастер-класса заслуженного артиста РФ, заведующего кафедрой режиссуры и мастерства актера Н. Л. Скорика, проходившего в рамках Года России в Италии (Рим, 9 февраля 2011 г.).

4. Результаты диссертационного исследования внедрены в учебный процесс кафедры режиссуры и мастерства актера Московского государственного университета культуры и искусств при разработке программы и чтении курса «Теория актерского искусства».

5. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры теории культуры, эшки и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств (протокол № 8 от 14.05.2013 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Целевые установки, обусловившие определение и необходимость решения ряда задач изучения феномена артистизма, вытекают из современного состояния культуры и потребностей расширения границ проблемного пространства эстетики. Реалии массового общества, бурное развитие технологий развлекательной индустрии, тенденции оттеснения на «обочины» культуры традиционных форм приобщения к интеллектуальным и художественным ценностям в связи огромной популярностью Интернет, а также заметное смещение оценочных критериев в художественных практиках и информационно-коммуникативной сфере и ряд других объективных факторов обусловливают необходимость обращения к эстетическим характеристикам культуры.

При подходе к культуре как целостному единству предметной, процессуальной и личностной сфер (мы имеем в виду концепцию М.С. Кагана) и как знаково-символической системе (Ю.М. Лотман) обнаруживается ряд тех традиций и феноменов, которые могут способствовать совершенствованию эстетических характеристик культурной повседневности.

Один из таких феноменов — артистизм.

Исходя из соотнесенности понятия артистизма с родовым понятием «эстетизм», комплекс исследовательских задач решался в единстве теоретико-методологического и эмпирического ракурсов. Особое значение имеет историко-культурный «срез» эстетической проблематики артистизма, поскольку данное явление на протяжении многих веков переживало трансформации, обусловленные сменой типа идеала, ценностных приоритетов и изменением представлений о сущности и назначении человека.

Многогранность понятия артистизма обусловлена тем, что в качестве специфической традиции культуры он обнаруживает себя в нескольких аспектах. Понятием «артистизм» фиксируется, прежде всего, особый уровень продуктивного воплощения основных категорий эстетики, благодаря которому возникает эффект магического воздействия художественного произведения на зрителя.

Однако смысловая емкость понятия «артистизм» не замыкается в границах художественной деятельности: под ним нередко имеется в виду высокий коэффициент выразительности и в других социально-культурных сферах.

Важное место понятие артистизма занимает и в проблемном пространстве игры — и как особого способа человеческого бытия, и как специфического явления культуры. Заданный жизнью набор социальных ролей вынуждает человека находить соответственные способы реализации каждой из них и эстетический уровень освоения этих способов может быть определен термином «артистизм».

Кроме того, понятием «артистизм» обозначаются и качественные характеристики эстетической презентации личности на поведенческом и коммуникативном уровнях ее самовыражения. И в этом смысле артистизм сопрягается с понятием «чувство стиля», благодаря которому самовыражение индивида обретает неповторимый характер. Особенно явно эстетическая значимость индивидуального стиля деятельности, поведения и об- - -. щения обнаруживается в периоды «взрыва» (Лотман), в ситуациях переоценки ценностей и актуализации установки на обновление и творческих практик и форм позиционирования личности как субъекта культуры.

В ходе исследования было обнаружено, что понятие «артистизм» соотносится с проблемой эстетической демонстрации индивидуального неприятия общепризнанных стереотипов публичного поведения. Артистизм проявляет себя и как эстетический способ «вызова», который заключается в особом стиле самовыражения и самоутверждения. Индивидуальный «вызов» личности социуму проявляется по-разному: и как розыгрыш, и как «эксклюзив моды», и как демонстративное неприятие общепринятых стандартов «хорошего тона». Однако при всем разнообразии форм вызова артистизм не допускает нарушения «нормы вкуса» и пошлостиесли же в индивидуальном стиле поведения и общения прослеживается отказ от эстетических критериев презентации личности, то в этой ситуации уместно понятие «вульгарный артистизм».

Важным итогом исследования является вывод о том, что в качестве специфического способа индивидуальной манифестации жизненной и творческой позиции, и как художественно-эстетическая традиция, артистизм по-разному проявлялся и оценивался в границах определенного хронотопа культуры. Однако при этом сохранялась значимость таких характеристик артистического поведения, как «виртуозность выражения», «изысканность игры», «инстинкт театральности», «вкус к импровизациям». Культивировалась также ценность индивидуальной неповторимости внешних атрибутов эстетической презентации личности — одежды, жеста, речевой манеры и т. д.

В связи с тем, что потребность в эстетическом позиционировании человеческого единственности личности удовлетворяется посредством приемов выразительности (от жестуальиости и мимики до богатства речевых приемов самовыражения), феномен артистизма в его различных проявлениях стал одной из тем искусства. В литературных произведениях, в театральных постановках и художественных фильмах ярко и убедительно воспроизведены основные типы артистических натур и «сюжеты» их позиционирования в обществе. Анализ особенностей художественного воплощения темы артистизма приводит к выводу о том, что при всей подвижности этого феномена в контексте культурной динамики существовали и продолжают существовать до сих пор три его разновидности: «творческий», «беспринципный» (Лосев) и «вульгарный» артистизм.

С этой точки зрения, вполне оправданно вынесение в специальный параграф диссертации темы отражения артистизма в искусстве на примере художественных произведений Ж.-Б. Мольера, П.-О. Бомарше, Р. Роллана, A.C. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, М. А. Булгакова, И. Ильфа и Е. П. Петрова и других писателей, а также опыта экранизации некоторых из них в кино и па телевидении. Каждый из рассмотренных нами художественных текстов свидетельствует о том, что индивидуальные формы артистизма в значительной мере обусловлены установками личности на определенные ценности-цели. В этом смысле артистизм правомерно рассматривать как эстетическую ценность-средство, направленную на осуществление поставленной ценности-цели того или иного характера (от социально-бытовых до творческих).

Ценностный аспект артистизма и его функциональная нагрузка связаны с потребностью личности в эстетической презентации уникальности и своего «жизненного мира» (Э. Гуссерль), и собственного отношения к окружающему миру, и своих творческих возможностей.

Эстетический потенциал артистизма продуктивно и наглядно реализуется не только на поведенческом, но и на творческом уровне в различных формах культуры. От античности до современной эпохи артистизм как художественно — эстетическая традиция особенно плодотворно актуализируется в практике института театра и ряде зрелищных форм культуры. (пантомиме, цирковом представлении, в искусстве эстрады и в тех видах спорта, эстетическая компонента которых рассматривается как маркер индивидуальных и коллективных достижений).

В процессе исторического развития театра этот синтетический вид искусства обогащался рядом тех эстетических параметров, которые, с нашей точки зрения, «пронизаны» артистическим началом. Сам феномен артистизма трансформировался под влиянием культурных изменений и переоценки ценностей, вследствие чего не оставались статичными и его параметры.

В лучших спектаклях артистизм проявляется одновременно в сфере индивидуального лицедейства, в творческой слаженности ансамбляв художественно-сценографическом и музыкальном решениях. По мере развития в эпохи модерна и постмодерна режиссерского искусства совершенствовались и творческие практики актуализации артистизма в театральных формах.

Приоритетной областью размышлений и суждений об эстетической ценности артистизма продолжает оставаться игра актера, художественный уровень существования в роли «другого». Именно поэтому в современной театральной эстетике обнаруживаются точки соприкосновения с такими направлениями гуманитарного знания, как философия жизни, философия культуры и семиотика.

Изучение феномена разнообразия эстетических проявлений артистизма привело к выводу о том, что они не исчерпываются достижениями в области театра. Культурная ценность реализации принципа артистизма обнаруживает себя не только в сценическом искусстве, но и в других типах зрелищ. Неоднозначность творческого опыта реализации артистизма в зрелищных формах культуры дает возможность выявления и сопоставления особенностей проявления в них артистического начала.

Артистизм в таком невербальном виде искусства, как пантомима, сопряжен с виртуозностью точного отражения в пластике, жесте и’мимике и фабулы номера и душевного состояния изображаемого объекта. Эстетический анализ творческих работ Марселя Марсо, Вячеслава Полунина, Леонида Енгибарова дает основания для вывода о том, что актуализация принципа артистизма в пантомиме обладает собственной спецификой. Особо следует выделить такой момент, как эстетическая ценность артистизма в пантомиме с точки зрения ее эмоционального воздействия на зрителя.

Своеобразие циркового артистизма заключается в эстетике развитого натренированного тела, выразительности жестикуляции, чувстве ритма и ряде тех параметров, которые согласуются с понятиями «экспрессивность» и «изящество». В каждом из цирковых жанров — акробатике, воздушной гимнастике, в работе дрессировщиков, в выступлениях фокусников, клоунаде и других элементах представления па арене — доминируют определенные параметры артистизма, но общей чертой является виртуозность исполнения и безукоризненное чувство ритма.

К этим же параметрам артистизма относятся зрелищные виды спорта: фигурное катание, гимнастика, в особенности художественная, и синхронное плавание. В этих видах спорта художественная компонента выступления равнозначна технической, а потому уровень артистичности спортсмена (особенно в произвольной программе) является предметом экспертной оценки. Отсюда популярность таких зрелищно-спортивных мероприятий, как представления на льду или показательные выступления по художественной гимнастике или синхронному плаванию.

Традиция презентации телевизионными средствами образцов подлинного артистизма является на сегодняшний день скорее исключительным моментом в той продукции, которая посвящается «раскрученным звездам» и «брендам» и ориентирована, в основном, на развлекательный и эпатажный характер многих проектов.

При всем различии способов и результатов актуализации артистизма в каждой из рассмотренных в диссертации форм культуры обнаруживается эстетическая значимость и ценность артистической составляющей. Не только в сценическом искусстве, но и в основных видах зрелищной культуры артистизм реализуется как творческий принцип, соотносимый и с обновлением эстетических практик, и с «нормой вкуса».

Многие процессы и явления, характерные для массовой культуры и пародийно-игрового пространства постмодернизма, обусловливают социальную и эстетическую потребность в проецировании артистизма на сферу современного телевидения. Поскольку в объеме телевизионной продукции заметно увеличивается удельный вес развлекательных передач, большая часть которых носит проблемный характер с точки зрения эстетического и художественного вкуса, артистизм может быть применен как критерий оценки телепроектов.

Анализ ряда телепроектов на ведущих каналах ТВ («КВН», «Что? Где? Когда?», «Модный приговор», «Поле чудес», «Сегодня вечером» и др.) выявил особую важность не только использования артистических возможностей ведущих, но и учета при работе над сценарием требований эстетического вкуса. Примеры телепроектов «Ледниковый период», «Голос» и «Один в один» свидетельствуют, по мнению диссертанта, о возможности преодоления негативных черт поп-культуры и права на безвкусицу.

В качестве высокого образца проявлений на экране творческого артистизма (в противовес беспринципному и вульгарному типам эстетической презентации личности) рассмотрен ряд телепроектов канала «Культура»: «Сати. Нескучная классика», «Музыкальный образ в структуре музыкального произведения», демонстрация творческих шедевров, входящих в ценностный фонд культурного наследия.

Таким образом, подытоживая воззрения философов, историков культуры и деятелей искусства на сущность артистизма и его творческую природу, мы приходим к выводу о закономерном характере этой художественно-эстетической традиции. Эстетический потенциал артистизма продуктивно и наглядно реализуется как на поведенческом, так и на творческом уровне в различных формах культуры.

В результате изучения и философского анализа объекта и предмета исследования артистизм определен нами как специфическое явление культуры, интегрирующее следующие параметры: виртуозное владение навыками выразительности, высокий профессионализм, свободное владение даром импровизации, чувство юмора, эмоциональную отзывчивость, соответствие «мере» эстетического вкуса, чувство стиля, неотделимое от яркой формы авторского самовыражения и исполнительского мастерства. Совокупность отмеченных параметров позволяет утверждать многофункциональность артистизма, который и в истории культуры, и в контексте постмодернизма разнообразно проявляется в качестве творческого принципа, ^ эстетических характеристик позиционирования личности, игровой компоненты в театральном искусстве и других видах зрелищ и, наконец, важного критерия оценки многих культурных явлений.

Именно поэтому заслуживают дальнейшего изучения и эффективного решения вопросы актуализации потенциала артистизма в культуре в ее различных сферах и особенно — художественной.

Показать весь текст

Список литературы

  1. XVIII век: театр и кулисы Текст.: сборник научных трудов / под ред. Н. Т. Пахсарьян. М.: МГУ, 2006. — 271 с.
  2. , Г. В. Одиночество и свобода Текст./ Г. В. Адамович. М.: Республика, 1996. — 447с.
  3. , Ю.И. Отрицание театра Текст./ Ю. И. Айхенвалйд // В спорах о театре: сборник статей. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1914. -С.9−39.
  4. , Б.В. Театральные очерки в двух томах. Т.1. Театральные монографии Текст./ Б. В. Алперс. М.: Искусство, 1977. — 567 е., с портр.
  5. , Б.В. Театральные очерки в двух томах. Т.2. Театральные премьеры и дискуссии Текст./ Б. В. Алперс. М.: Искусство, 1977. — 519 с'., с портр.
  6. Аристотель. Поэтика. Риторика Текст./ Аристотель. -М.: Азбука, 2013. -352 с.
  7. , O.A. Эстетика события в театре XX века Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ O.A. Андрукова. СПб., 2005. — 175 с.
  8. , A.A. Мировая художественная культура. Россия. XX век Текст./ A.A. Аронов. М.: Аз, 1998. — 360 с.
  9. , М. Н.Эстетика Канта Текст. / М. Н. Афасижев — [отв. ред. М. Ф. Овсянников] - АН СССР. Москва: Наука, 1975. — 133 с.
  10. , Р.К. Феномен артистизма Текст.: дис. канд. филос. наук: 24.00.01/Р.К. Бажанова. Казань, 2003. — 172 с.
  11. , H.A. Телевидение и театр: игры постмодернизма Текст./ H.A. Барабаш. 2-е изд. -М.: КомКнига, 2010.- 184 с.
  12. , В.А. Эстетические эмоции в художественно-образной структуре циркового искусства Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/
  13. В.А. Баринов. Москва, 2009. — 141 с.
  14. , A.A. Воображение как эстетическая способность Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ A.A. Басова. Санкт-Петербург, 2003. -178 с.
  15. , A.B. Театральные хроники. Начало двадцать первого века Текст./ A.B. Бартошевич. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2013. -504 е.: ил л.
  16. , М.М. Собрание сочинений Текст. В 4 т. Т.4 (2)/ Бахтин М. М.- М.: Языки славянских культур, 2010. 752 с.
  17. , А. Символизм как миропонимание Текст./ А. Белый / сост., вступ, ст. и прим. JI. А. Сугай. М.: Республика, 1994. — 528 с. -(Мыслители XX в.).
  18. , Б.М. За чертой Апеллеса. Об истоках артистического письма Текст./ Б.М. Берштейн// Феномен артистизма в современном искусстве. -М.: Индрик, 2008. С.15−43.
  19. , H.A. Драматургия эстрадного представления Текст.: Учебник/ H.A. Богданов, И. А. Випоградскйй. СПб.: СПбГАТИ, 2009. — 424 с.
  20. , Ш. Об искусстве Текст./ Ш. Бодлер. М.: Искусство, 1986. -422 с.
  21. Бонч-Томашевский, М. М. Театр пародии и гримасы (кабарэ) Текст./ М.М. Бонч-Томашевский// Маски. Ежемесячник искусства театра. 19 121 913. — № 5. — С.20−38.
  22. , Ю.Б. Эстетика Текст./ Ю. Б. Борев. М.: Политиздат, 1969.154 350с.
  23. , Г. Н. О г Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров Текст./ Г. Н. Бояджиев. 2-е изд. — М.: Просвещение, 1981. — 336 с.
  24. , JI.B. Макс Рейнхардт Текст./ JI.B. Бояджиева.- Л.: Искусство, 1987, — 222с., 16 л. ил.дтортр.
  25. Брехт, Б Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания Текст.: В 5 т./ Б. Брехт. — М.: Искусство, 1965.
  26. Броневский (Боянус), С. О форме в сценическом творчестве Текст./ С. Броневский (Боянус). 2-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 128 с. (Школа сценического мастерства).
  27. , П. Блуждающая точка: Статьи. Выступления. Интервью Текст./ П. Брук / пер. с англ. М. Ф. Стронина. — СПб.- М: Малый драматический геаїр- Артист. Режиссер. Театр, 1996. — 270 с.
  28. , П. Пустое пространство/ П. Брук / пер. с англ. Ю. С. Родман и И. С. Цимбал, вступ, с г. Ю. Кагарлицкого, ком. Ю. Фридштейна и М. Швыдкого. — М.: Прогресс, 1976. — 239 с.
  29. , М.А. Театральный роман Текст./ М. А. Булгаков. М.: ACT, 2005.-652 с.
  30. , М.М. К игровому театру Текст.: Лирический трактат/ М. М. Буткевич. 2-е изд. — М.: ГИТИС, 2005. — 702 с.
  31. , С.К. Итальянский современный театр Текст./ С. К. Бушуева. Л.: Искусство, 1983. — 176 с.
  32. , В.В. Эстетика Серебряного века: пролегомены к систематическому изучению Текст./ В.В. Бычков// Вопросы философии. -2007. № 8. — С. 47−57.
  33. , В.В. Эстетика Текст./ В. В. Бычков, — М.: КноРус, 2012, — 518с.
  34. Бычков, B.B. XX век: предельные метаморфозы культуры Тёкст./ В. В. Бычков, Л.С. Бычкова// Полигнозис. 2000. — № 2 (10). — С.63−76.
  35. , О.Б. Джентльменские забавы: розыгрыши как английская культурная традиция Текст./ О.Б. Вайнштейн// Традиционные и современные модели гостеприимства/ под ред. С. Н. Зенкина и А. Монтадопа. М., 2004. — С.142−164
  36. , В.В. Об артистизме в музыкально-исполнительском искусстве Текст./ В.В. Ванслов// Феномен артистизма в современном искусстве. М.: Индрик, 2008. — С.381−398.
  37. , Л. В. Наблюдения. Анализ. Опыт Текст./ Л. В. Варпаховский. М.: ВТО, 1978. — 278 с.
  38. , A.B. На грани игры и жизни Текст./ A.B. Вислова// Метаморфозы артистизма. Проблема артистизма в русской культуре первой трети XX века. М.: РИК, 1997. — С.56−70.
  39. , A.B. Серебряный век как театр. Феномен театральности в культуре рубежа XIX—XX вв. Текст./ A.B. Вислова. М.: Рос. институт культурологии, 2000. — 212с.
  40. , И.Л. «Принцесса Турандот» Карло Гоцци Текст./. И.Л. Вишневская// Спектакли двадцатого века. М., 2004. — С. 77−81.
  41. , Г. А. Синтетическая природа маски в актерском искусстве Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ Г. А. Волков. Москва, 2006. -155 с.
  42. , С.М. Выразительный человек: Сценическое воспитание жеста (по Дельсарту) Текст./ С. М. Волконский. 2-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 248 с. (Школа сценического мастерства).
  43. , С.М. Художественные отклики Текст.: Статьи о театре, музыке, пантомиме/ С. М. Волконский. 2-е изд.- М.: ЛИБРОКОМ, 2012. -224с. (Школа сценического мастерства).
  44. , В.А. Исследование искусства в западной эстетике: Эволюция методологии Текст.: дис.. доктора филос. наук: 09.00.04/В.А. Волобуев. М., 2001. -296 с.
  45. , М.А. Лики творчества Текст./ М. Волошин. Л.: Наука, 1988.-863 с.
  46. Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения Текст./ / Вольтер. М.: Искусство, 1974. — 390 с.
  47. В спорах о театре Текст.: сборник статей/ Ю. И. Айхенвальд [и др. ]. М.: Книгоиздательство писателей в Москве, 1914. — 199 с.
  48. , А. Г. Морфология искусства Текст. / А. Г. Габричевский. — М.: Аграф, 2002. — 864 с.
  49. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного Текст. / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  50. , Н.В. Эстетические принципы современного советского самодеятельного театра Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ Н. В. Гармиза. Москва, 1980. — 170 с.
  51. , Г. Д. Воображение и мышление Текст./ Г. Д. Гачев. 2-е изд. -М.: Вузовская книга, 2006. — 190 с.
  52. , Ю.А. Режиссерское искусство Таирова Текст. / Ю. Головашенко. М.: Искусство, 1970. — 352 с.
  53. , Jl.Я. Творчество актера: О природе художественных переживаний актера на сцене Текст./ Л. Я. Гуревич. 2-е изд.- М'.: ЛИБРОКОМ, 2012.- 64 с. (Школа сценического мастерства).
  54. Д’Удин, Ж. Искусство и жест: Имитация естественных ритмов. Механизм подражательных знаков Текст./ Ж. д’Удин/ предисл. С. М. Волконского. 2-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2012. — 264 с. (Школа сценического мастерства).
  55. , М.Ю. Конец театральной эпохи Текст./ М. Ю. Давыдова. М.: ОГИ, 2005. — 384 е.: ил.
  56. , Т. В. Пластичность как физиогномическая характеристика искусства и категория художественного творчества Текст. / Т. В. Дадианова // Овладевая театральной профессией: сборник статей/ под ред. Т. В. Дадиановой М.: Прометей, 1990. — С. 59−81.
  57. , Т. В. Пластичность и выразительность как категории эстетики Текст. /Т. В. Дадианова: дис. докт. филос. наук. М., 1997. -266 с.
  58. Джурова, Т. С. Концепция театральности в творчестве Н. П.
  59. Евреинова Текст.: дис.. канд. искусствовед.: 17.00.01/ Т. С. Джурова. -СПб.: СПбГАТИ, 2007. 184 с.
  60. , Д. Избранные философские произведения Текст./ Д. Дидро- ред. Х. Н. Момджян. М.: АН СССР, 1956. — 478 с.
  61. , K.M. Реконструкция эстетического в западно-европейской и русской культуре Текст./ K.M. Долгов. М.: Прогрес-Традиция, 2004. 1040 с.
  62. , О.Б. Линия Уистлера Текст./ О.Б. Дубова// Феномен артистизма в современном искусстве. М.: Индрик, 2008. — С.81−101.
  63. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства Текст.: В 2 т. Т.1. / ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2011. — 519 е., илл.-
  64. Евгений Вахтангов. Документы и свидетельства Текст.: В 2 т. Т.2. /ред.-сост. В. В. Иванов. М.: Индрик, 2011. — 686 е., илл.
  65. , H.H. Театр как таковой (обоснование театральности в смысле начала сценического искусства в жизни) Текст./ H.H. Евреинов. -2-е изд., доп. М.: Время, 1923 -111 с.
  66. , Т.И. Личность и текст в культуре русского символизма Текст.: монография/ Т. И. Ерохина.- Ярославль, 2009. 329 с.
  67. , O.A. Метафизика творчества. Искусство и религия в истории культуры России Текст./ O.A. Жукова. М.: Издательство НОУ ВПО «СФГА», 2008. — 348 с.
  68. , З.Р. Свободная теургия: культурфилософия русского символизма Текст./ З. Р. Жукоцкая. М.: РГТУ, 2003. — 288 с.
  69. , М.Г. «Сегодня» и всегда Текст./ М. Г. Зайонц. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2011. -384 е.: илл.
  70. , С.Н. Теофиль Готье: от артистического поведения к артистическому письму Текст./ С.Н. Зенкин// Феномен артистизма в современном искусстве / отв. ред. O.A. Кривцун. М.: Индрик, 2008. -520с.
  71. , Г. Избранное Текст. В 2 т. Том 2. Созерцание жизни/ Г. Зиммель. М.: Юрист, 1996. — 397 с.
  72. , Т.С. Часть мира. театр. Очерки теории и истории театра Текст. / Т. С. Злотникова. Москва-Ярославль, 2005. -340с.
  73. , С.Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий Текст./ С. Н. Ильченко. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2009. — 468 с.
  74. Искусство и художник в зарубежной новелле XIX века Текст./ Г.
  75. Гейне и др. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1985. — 493 с.
  76. История русского драматического театра Текст. В 7 т. Т.7. 1898— 1917/ Т. Родина [и др.]. М.: Искусство, 1987. — 586 с.
  77. , М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений Текст./ М. С. Каган. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  78. , И. Собрание сочинений Текст. В 6 т. Т.5/ И. Кант.- М.: Мысль, 1966. 557 с.
  79. , И.В. Рококо: этапы развития и проблемы стиля. Опыт Франции и Германии Текст.: дис. канд. искусствовед., 17.00.04/ И. В. Капустина. М., 2004. — 241 с.
  80. , Г. А. Человек на сцене: Эстетическая концепция С. М. Волконского Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/Г.А. Карцева. -М., 1998.- 162 с.
  81. , Ю.А. Ирония как актуальная форма комического Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/Ю.А. Кирюхин.-М., 2011. 138 с.
  82. , Ю.В. Элита и интересы: монография Текст./ Ю. В. Китов, С. Л. Гертнер. М.: МГУКИ, 2004. — 166 с.
  83. , Д.В. Мамонтовский кружок Текст./ Д. В. Коган. М.: Изобразительное искусство, 1970. — 218 с.
  84. И.В. Пушкин как феномен русской культуры Текст./ И.В. Кондаков// Общественные науки и современность. 1999. — № 6. — С. 160 -170.
  85. , И.В. Современные трансформации российской культуры Текст./ И. В. Кондаков, Е. Б. Рашковский, И. Г. Яковенко. М.: Наука, 2005. — 751 с.
  86. , А.Г. Страницы жизни/ послесл. Ю. Рыбакова Текст./ А. Г. Коонен. 2-е изд. -М.: Искусство, 1985. -447 с.
  87. , O.E. Социокультурные функции детского и молодежноготеатра Текст.: дис.. докі. культурологии: 24.00.01/ O.E. Коханая.-Москва, 2009. 294 с.
  88. , O.A. Артистизм как соблазн. Соперничество искусства и жизни Текст./ O.A. Кривцун// Феномен артистизма в современном искусстве. -М.: Индрик, 2008. С.141−176.
  89. , О. А. Творческое самосознание художника. Текст./ O.A. Кривцун. М.: Памятники исторической мысли, 2008. — 376 с.
  90. , O.A. Эстетика: учебник Текст./ O.A. Кривцун. — М.: Аспект Пресс, 2000.-434 с.
  91. , H.A. Имена. Избранное в 3-х томах Текст./ H.A. Крымова. -М.: Трилистник, 2005.
  92. , Э.Г. Воспоминания, статьи, письма Текст./ Э. Г. Крэг. М.: Искусство, 1988. — 399 с.
  93. , С. ИЛИ ИЛИ Текст./ С. Кьеркегор. — М.: Арктогея, 1993.- 823 с.
  94. , М.Ю. Маскарад Текст./ М. Ю. Лермонтов. М.: Интеррос, 2007.-312 с.
  95. , Д.Р. Феномен импровизации в джазе Текст.: дис.канд. искусствовед.: 17.00.02/ Д. Р. Лившиц. Н. Новгород, 2003. — 176 с.
  96. , А.Ф. Форма стиль-выражение Текст./ А. Ф. Лосев. — М.: Мысль, 1995 -944 с.
  97. , А.Ф. Ирония античная и романтическая Текст./ А. Ф. Лосев // Эстетика и искусство. Из истории домарксистской эстетической мысли. -М.: Ин-т философии АН СССР, 1966. С. 54−84.
  98. , А.Ф. Эстетика Возрождения Текст./ А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1978.-414 с.
  99. , Н.О. Мир как осуществление красоты Текст./ Н. О. Лосский. -М.: Прогресс-Традиция, 1998. 416 с.
  100. , Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русскогодворянства (XVIlI-начало XIX века) Текст./ Лотман Ю. М. Санкт-Петербург: Искусство, 1994. — С. 123−135.
  101. , Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства Текст./ Ю. М. Лотман / сост. Р. Г. Григорьева, пред. С. М. Даниэля. — СПб.: Академический проект, 2002. — 544 с.
  102. , Л.С. Артистизм учителя музыки Текст.: учебное пособие по специальности 30 700 Музыкальное образование/ Л. С. Майковская. — Изд. 2-е, доп. — М.: МГУКИ, 2005. — 68 с.
  103. , С.М. Клоунада мирового цирка: История и репертуарТекст./ С. М. Макаров. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2001. — 368 е., ил.
  104. , С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам: В дебрях позорищ, потех и развлечений Текст./ С. М. Макаров. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. — 208 с.
  105. , М. Понимание медиа Текст./ М. Маклюэн. М.: Кучково поле, 2011.-464 с.
  106. , С.М. О психологии музыкальной импровизации Текст./ С. М. Мальцев, — М.: Музыка, 1991. 88 с.
  107. , Н. Б. Эстетика постмодернизма Текст./ Н. Б. Маньковская. СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
  108. , Н.Б. Театральная эстетика Максимилиана Волошина в контексте художественной жизни XX века Текст./ Н. Б. Маньковская // Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. Вып. 2. М.: ИФ РАН, 2006, — С.107−120.
  109. , В.Ф. История русского футуризма Текст./ В. Ф. Марков.-СПб., 2000,-414 с.
  110. , П. А. О театре Текст.: В 4 т. / П. А. Марков.— М:1. Искусство, 1974.
  111. , В.Э. Статьи, письма, речи. Беседы Текст.: В 2 т. Т. I. /В.Э. Мейерхольд. М.: Искусство, 1968. — 365с.
  112. Метаморфозы артистизма. Проблема артистизма в русской культуре первой трети 20 века Текст./ отв.ред. В. Кантор. М.: РИК, 1997. — 160 с.
  113. Метаморфозы творческого Я художника Текст./ отв.ред. O.A. Кривцун. М.: Памятники исторической мысли, 2005. — 376 с.
  114. , A.C. Искусство и процесс познания Текст./ A.C. Мигунов. М.: Изд-во МГУ, 1986. -126 с.
  115. , A.B. Нежная душа: книга о театре Текст./ A.B. Минкин. -М.: Астрэ, 2011.-412 с.
  116. , Н.И. Русская народно-классическая поэзия начала XX века как эстетический феномен Текст.: дис.. докт. Филос. наук: 09.00.04 / Н. И. Неженец. Москва, 1999. — 291 с.
  117. , М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX начала XX века Текст./ М. Г. Неклюдова. — М.: Наука, 1993. — 395 с.
  118. Немирович-Данченко, В.И. О творчестве актера Текст. / В.И. Немирович-Данченко. М.: Искусство, 1984. — 624 с.
  119. , И.П. Эстетика Текст.: учеб. пособие/ И. П. Никитина. -М.: Высш.шк., 2008. 767 с.
  120. , Ф. Сочинения: в 2 т. Т. 1/ сост., ред. изд., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна- Пер. с нем. Текст./ Ф. Ницше.— М.: Мысль, 1996.— 829, [2] с, 1 л. портр.— (Филос. наследие).
  121. , A.A. Современные телевизионные зрелища: истоки, формы и методы воздействия Текст./ A.A. Новикова. СПб.: Алетейя, 2008.-208 с.
  122. Овидий. Собрание сочинений Текст. В 2 т. Т. 2. Метаморфозы. Фасты / Овидий- вступ. ст. В. С. Дурова. СПб.: Биографический институт «Студиа Биографика», 1994. — 528 с.
  123. , E.B. Театр как явление культуры Серебряного века Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ Е. В. Олимпиева. -Екатеринбург, 1999. 153 с.
  124. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры Текст./ X. Ортега-и-Гассет. М.: Искусство, 1991.-588с.
  125. , A.A. Искусство в зеркале культурологии Текст./ A.A. Пелипенко. М.: Нестор-История, Государственный институт искусствознания, 2009. — 318 с.
  126. , Л.М. История и эстетика театра: Лекции для студентов заочного и вечернего отделения: В 2 ч. Ч. II. Европейский театр XIX века Текст./ Л. М. Петрова. М.: МГУКИ, 2010.-150 с.
  127. , О.В. Театральное искусство как фактор культурных изменений: на примере театральных систем 60−90-х гг. XX века Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ О. В. Плотникова. М., 2007. — 157 с.
  128. , Г. Г. О концепции «артистизма» и «подвижничества» в русском искусстве XIX — начала XX века Текст./ Г. Г. Поспелов // Советское искусствознание' 81. Вып. 1. — М.: Сов. художник, 1982. С. 141−159.
  129. , Б.М. Что было, то было, или Записки неутомимого джентльмена Текст./ Б. М. Поюровский. М.: АСТ-ПРЕСС, 2004. — 368 с.
  130. Принцесса Турандот. В постановке третьей студии Московского Художественного Академического Театра имени Евг. Вахтангова Текст./ И. Бромлей, П. Марков, Ф. Степун [и др.]. М.- Пг.: Гос.изд., 1923. — 224 с.
  131. , A.C. Полное собрание сочинений Текст.: В 10 т. Т.5. Евгений Онегин. Драматические произведения/ A.C. Пушкин. 2-е изд. -М.: Издательство Академии наук СССР, 1957. — 638 с.
  132. , A.C. Сочинения: в 3 т. Текст. Т.З. Проза/ A.C. Пушкин. -М.: Худ.лит., 1987.-528 с.
  133. , JI.A. Искусство «Серебряного века» Текст./ JI.A. Рапацкая. М.: Просвещение: Владос, 1996. — 192 с.
  134. , А.Г. Жест и пространство в искусстве мультипликации Текст. / А. Г. Раппопорт // Проблема синтеза в художественной культуре / отв. ред. Б. В. Раушенбах — М.: Наука, 1985. — С.67—75.
  135. , Т.М. А. Блок и русский театр XX века Текст./ Т. М. Родина. -М.: Наука, 1972, — 312 с.
  136. , Е.В. Основные параметры артистизма Текст./ Е.В. Романова// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2011. -№ 2. — С.90−93.
  137. , Е.В. Особенности подхода Н.Евреинова и Ф. Степуна к феномену артистизма Текст./ Е.В. Романова// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2012. -№ 1. -С.228−231.
  138. , Е.В. Отражение феномена артистизма в художественных текстах Текст. / Е.В. Романова// Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М., 2013. -№ 3.- С. 235−238.
  139. , Н.В. Специфика театра Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/Н.В. Романова. Москва, 1995. — 160 с.
  140. , Б.М. О психологии импровизации Текст. / Б. М. Рунин // Психология процессов художественного творчества, сборник/ отв. ред.: Б. С. Мейлах, Н. А. Хренов Л.: Наука, 1980. — С. 45−57.
  141. Русский футуризм: теория, практика, критика, воспоминания Текст./ сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. М.: Наследие, 2000. — 479с.
  142. , В.В. Режим актуальности Текст. / В. В. Савчук. СПб.: СПГУ, 2004. — 280 с.
  143. Самосознание европейской культуры XX века: Мыслители и и писатели Запада о месте культуры в современном обществе Текст. / пер., коммент. С. С. Аверинцева [и др.]. — М.: Политиздат, 1991.—366 с.
  144. , В.И. Человек в искусстве Текст. / В. И. Самохвалова. -М.: Знание, 1987.-61 с.
  145. , М.А. Искусство импровизации Текст. / М. А. Салонов. -М.: Музыка, 1982.-77 с.
  146. , М.Я. Культурная инновация: монография Текст. / М. Я. Сараф. Голицыно: ГПИ ФСБ России, 2010.- 120 с.
  147. , М.Я. Эстетические компоненты спортивной деятельности Текст.: дис. докт. Филос. наук: 09.00.04/ М. Я. Сараф. М., 1981.-316 с.
  148. , В.А. Эстетика русского модернизма: Проблемы жизнетворчества Текст. / В. А. Сарычев. Воронеж.: Изд-во Воронежского университета, 1991. — 316 с.
  149. , И.И. Актер и его alter ego Текст. / И. И. Силантьева, Ю. Г. Клименко. М.: Грааль, 2000. — 564 с.
  150. , И.Г. Эстетика сценического творчества актера: На материалах системы К. С. Станиславского Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ И. Г. Скляр. М., 2003. — 133 с.
  151. , А. М. Предлагаемые обстоятельства: Из жизни русскоготеатра второй половины XX века Текст./ A.M. Смелянский. — М.: Артист. Режиссёр. Театр, 1999. — 351 с.
  152. Смирнов-Несвицкий, Ю. А. Евгений Вахтангов Текст. / Ю.А. Смирнов-Несвицкий. JL: Искусство, 1987.- 248 е.: 16 л. ил., портр. -(Жизнь в искусстве).
  153. Советский энциклопедический словарь Текст./ ред. A.M. Прохоров [и др.]. М.: Советская энциклопедия, 1984. — 1467 с.
  154. , И.Н. Спектакль идет сегодня Текст./ И. Н. Соловьева. -М.: Искусство, 1966. 184 с.
  155. , К.С. Моя жизнь в искусстве Текст./ К. С. Станиславский. М.: ACT, 2009. — 624 с.
  156. , Ф.А. Сочинения Текст./ Ф. А. Степун. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000. — 1000 с. (Из истории отечественной философской мысли).
  157. , Ф.А. Основные типы актерского творчества Текст. / Ф. А. Степун // Из истории советской науки о театре. 20-е годы: сб.трудов. — М.: ГИТИС, 1988.-С.70−90. '
  158. , Ф.А. Природа актерской души Текст./ Ф. А. Степун // Из истории советской науки о театре. 20-е годы: сборник трудов. М.: ГИТИС, 1988. — С.53−70.
  159. , Г. Ю. Художественная жизнь России начала XX века Текст./ Г. Ю. Стернин. М., 1976. — 288 с.
  160. , JI.H. Искусство и игра Текст./ JI.H. Столович. М.: Политиздат, 1987. — 64 с.
  161. , JI.H. Философия красоты Текст./ JI.H. Столович. М.: Политиздат, 1978. — 118 с.
  162. , E.H. Пластичность как форма реализации культуры личности Текст.: дис. канд. филос. наук: 24.00.01/ E.H. Струнина. -Нижний Новгород, 2004.- 178с.
  163. , С.С. О «невыносимом огне» импровизации Текст./ С.С. Сгупин// Феномен артистизма в современном искусстве. М.: Индрик, 2008. -С.177−203.
  164. , Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) Текст./ Т. Н. Суминова. М.: Академический проспект, 2006.- 480 е.: илл. (Технология культуры).
  165. , Т.Н. Ноосфера: поиски гармонии Текст. / Т. Н. Суминова.- М.: Академический проспект, 2005. 448 е.: илл. (Технология культуры).
  166. , А. Я. Записки режиссера- Статьи- Беседы- Речи- Письма Текст. / А.Я. Таиров- сост. Ю. А. Головашенко- ред. и авт. вступ. ст. П. А. Марков- коммент. Ю. А. Головашенко, К. Н. Кириленко и В. П. Коршунова. -М.: ВТО, 1970. 603 с.
  167. , А.Я. О театре Текст./ А.Я. Таиров- ком. Ю. А. Головашенко [и др.]. М.: ВТО, 1970. — 603 с.
  168. Творческое наследие Вс.Э.Мейерхольда Текст./ под ред. Л. Д. Вендровской, A.B. Февральского [и др.]. -М.: ВТО, 1978.- 488 с.
  169. , К.Ю. Гламур как эстетический феномен Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ К. Ю. Точилов. Москва, 2011, — 154 с.
  170. , Л. Лисы в винограднике Текст./ Л. Фейхтвангер/ пер. с нем. С. Апта и Б. Арон. М.: Транзиткнига, 2005. — 765с.
  171. Феномен артистизма в современном искусстве Текст./ отв.ред. O.A. Кривцун. -М.: Индрик, 2008. 520 с.
  172. , Э. История нравов Текст. / Э. Фукс / пер. с нем. В. М. Фриче.-Смоленск: Русич, 2010. 544 с.
  173. Хейзинга, Й. Homo Ludens Текст.: Статьи по истории культуры/ Й.168
  174. Хейзинга / пер., сосг. и вступ. ст. Д.В. Сильвесгрова- коммент. Д. Э. Харитоновича. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с.
  175. , H.A. «Человек играющий» в русской культуре Текст./ H.A. Хренов. СПб.: Алетейя, 2005. — 604 с.
  176. , H.A. Игровые проявления личности в переходные эпохи истории культуры Текст./ H.A. Хренов // Общественные науки и современность. 2001. — № 2. — С. 167−180.
  177. , Ю.Ю. Жест как знак культуры Текст./ Ю.Ю. Чернявичюте// Символы в культуре/ отв. ред. В. В. Савчук СПб: Издательство СПбГУ, 1992. — 145 с.
  178. , М.А. Литерагурное наследие. В 2 т. Т. 2. Об искусстве актера/ М.А. Чехов/ Сост. И. И. Аброскина, М. С. Иванова, H.A. Крымова- Bciyri. С1атья М. О. Кнебель. М.: Искусство, 1986. — 459 е.: ил., портр.
  179. , Л.А. Реконструкция и актуализация этнокультурной идентичности средствами национального театра: на примере молдавского театра Текст.: дис.. канд. культурологии: 24.00.01 / Л. А. Шаева. М., 2010, — 176 с.
  180. , A.B. Импровизация в художественном творчестве Текст.: дис.. канд. филос. наук: 09.00.04/ A.B. Шевель. М., 1998. — 144 с.
  181. , В.П. Гармония как эстетическая категория Текст./ В. П. Шестаков. М.: Наука, 1973. — 256 с.
  182. , М.М. Полижанровость искусства как проявление культурного многообразия Текст./ М.М. Шибаева// Обсерватория кулыуры. М., 2011. — № 1. — С. 30−34.
  183. Шибаева, М. М 01ечес1венные мыслиьели об идеале Текст./ М.М. Шибаева// Обсерватория культуры. М., 2009. — № 2. — С. 34−39
  184. , М.М. Русская эстетика: опыт исканий и обретений Текст.: учебное пособие/ М. М. Шибаева. -М.: МГУКИ, 2012. 138 с.
  185. , М.М. Эстетический аспект межэтнического общения Текст./ М.М. Шибаева// Материалы международной конференции «Межкультурный и межрелигиозный диалог в целях устойчивого развития. -М.:РАГС, 2008. С. 310−312.
  186. , Ф. Эстетика, философия, критика Текст.: В 2 т./ Ф. Шлегель. М.: Искусство, 1983.
  187. , А. Введение в философию- Новые паралипомены- Об интересном Текст.: сборник/ А. Шопенгауэр / пер. с нем.- худ. обл. М. В. Драко. Мн.: ООО «Попурри», 2000. — 416 с.
  188. Эко, У. Искусство и красота в средневековой эстетике Текст./ У. — Эко/ пер. с итал. А. Шурбелева. — М.: Алетейя, 2003. — 256 с.
  189. , Е.В. Пластический театр XX века в России Текст.: дис. .канд. искусствовед.: 24.00.01/Е.В. Юшкова. М., 2004. -243 с.
  190. Языки культур: (взаимодействия) Текст./ М-во культуры РФ, Рос. ин-т культурологии — сост. и отв. ред. В. Рабинович — науч. ред. А.Рылева. — М., 2002, — 396 с.
  191. Яковлева, E. J1. Психология развития творческого потенциала личности Текст. / Е. Л. Яковлева. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1997. — 224с. — (Библиотека школьного психолога и педагога-практика).1. Интернет ресурсы:
  192. Л.Г. Электронный ресурс. URL: http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=l 130 (дата обращения 03.04.2013).
  193. , М.З. Таиров Электронный ресурс. М. 2009. 368 с. URL: http://lib.rus.ec/b/425 878/read (дата обращения: 12.08.2013)
  194. Ю.М. Беседы о русской культуре Электронный ресурс. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Lotman/ (дата обращения: 01. 10.2012).
  195. Программа «Линия жизни» Видеоматериал. URL: http://kaban.tv/archive/rossiya-k/2013−03−02/602 748 (дата обращения: 24.07.2013).
  196. М. Леонид Енгибаров.Человек, который умел понимать Электронный ресурс. URL: http://www.manwb.ru/articles/worldtoday/goodsense/clown (дата обращения 05.04.2013).
  197. Сколько весит душа. Документальный фильм Видеоматериал. http://www.tvkultura/video/show/brandid/20 878/videoid/311 158 (дата обращения 02.04.2013).
  198. , Р. Е. Искусство пантомимы Электронный ресурс. URL: http://www.kstyati.ru/crearticles/actpantomimel.html (дата обращения: 10.03.2013).
  199. , М. Марсель Марсо. Без лишних слов. Электронный ресурс. Алеф. апрель, 2009. URL: http://www.c-cafe.ru/days/bio/48/marceau.php (дата обращения 03.04.2013).
  200. , Е. Д. Аркадий Райкин Электронный ресурс. URL: http://www.twirpx.com/file/981 840/ (дата обращения: 15.02.2013).1. URL:
Заполнить форму текущей работой