Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования
Плодотворное исследование музыкальное искусства получило в работах отечественных музыковедов — М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, Г. Головинского, М. С. Друскина, В. Д. Конен, Ю. А. Кремлева, Т. Н. Ливановой, Л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. С. Оголовеца, И. Я. Рыжкина, И. И. Соллертинского, А. Н. Сохора, М. Е. Тараканова, А. А. Фарбштейна, Ю. Н. Холопова, В. А… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава I. ФИЛОСОФСКО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ И КОНКРЕТНО-НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 1. Трактовка музыкального искусства в западной эстетике и музыкознании
- 2. Специфика музыкального искусства в интерпретации отечественных эстетиков и музыковедов
- Глава II. ГЕНЕЗИС И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
- 1. Генезис и структура музыкального искусства
- 2. Основные этапы развития европейской музыки
- Глава III. СООТНОШЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ЭВОЛЮЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: ИСКУССТВОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
- 1. Развитие выразительных и изобразительных сторон в программной музыке
- 2. Выразительность и изобразительность в непрограммной музыке
Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования.
Музыкальное искусство с древних пор занимает особое место среди других видов искусства, являясь наиболее массовым, активно воздействующим на эмоции и чувства людей. Эти свойства музыки обусловили и пристальное внимание к ней философов, эстетиков, а также и представителей естественных наукматематики, физиологии, психологии, акустики и т. д. Известно, что именно на примере музыки античные философы, начиная с Пифагора формулировали законы гармонии искусства, исследовали характер его воздействия на человека.
Казалось бы, музыкальное искусство должно вполне достаточно и полно изучаться музыковедением и музыкальной критикой, поскольку первое определяет особенности музыки как вида искусства, а вторая в каждую эпоху следит за музыкальной жизнью общества, анализирует и оценивает новые произведения или творчество композиторов в целом. Но, как справедливо пишет Т. В. Чередниченко, с некоторых пор «исследования по искусству выходят из узких «цеховых» рамок, вбирая в себя широкую идеологическую, социально-философскую, культурологическую проблематику. и музыкознание «эстетизируется», выделяет из себя музыкальную эстетику"1. Этот процесс зародился еще в античности, активизируется в XIX веке, а в настоящее для музыковедов стало едва ли не обязательным обращение к проблемам, решение которых считается пререготивой философской эстетики. Это весьма характерно проявляется в названиях многих работ отечественных и зарубежных музыковедов, посвященных истории и теории музыки 2.
1 Чередниченко T В Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства — М, 1988 — С 3−4.
2 Например, см: сборники, посвященные различным эпохам в истории и музыки Музыкальная эстетика западно-европейского средневековья и возрождения / сост В П Шестаков — М, 1966, Музыкальная эстетика Западной Европы XVII — XVIII в в / Сост В, П, Шестаков — М, 1971, Музыкальная эстетика России XI — XVIII в в / Сост АИ Рогов — М, 1973, Музыкальная эстетика Германии XIX века/Сост.
В Михайлов и В П. Шестаков — М, 1981;1982 Немало и теоретических работ по музыкальной эстетике, например ФабрштейнАА Музыка и эстетика-Л, 1973, Чередниченко T В Проблемы «новой музыкальной эстетики» — М 1981, Шахназарова Н Г. Проблемы музыкальной эстетики в трудах Стравинского, Шенберга, Хиндемита — М, 1975 Музыкальной эстетике посвящены работы зарубежных музыковедов — Аберта X, Адорно Т, Генслика Э, Дальхауса К и других.
Актуальность избранной для исследования темы определяется наличием в музыкальной культуре современности разнообразных типов классического искусства прошлого и современности, в том числе и авангардныхдодекафонии, электронной, конкретной, компьютерной музыки, применяющих как традиционные, так и новейшие технические методы творчества и тиражирования произведений. Это создает определенные сложности при создании комплексной методологии исследования музыкального искусства. Ее призваны осуществить языковедение, психология, социология, семиотика, семантика, теория информации, кибернетика и другие в их взаимодействии и взаимообусловленности на методологической основе философской эстетике и, позволяющей осуществлять не только структурно-аналитический, но и качественный анализ искусства вообще, в том числе и музыки.
Опыт такого комплексного исследования искусства в нашей стране имеется, и впервые был осуществлен в серии изданий «Комиссии комплексного изучения художественного творчества» еще в составе Академии наук СССР под руководством Б. С. Мейлаха. Однако стремительные изменения в художественной культуре на рубеже XX и XXI веков требуют продолжения и развития комплексных исследований на новом уровне и с применением более совершенных, современных методов исследования музыкального искусства.
Музыковед М. Е. Пылаев, характеризуя процесс эволюции европейского музыкознания утверждает, что если в XVIII веке в музыкальной теории и эстетики многое определялось категорией чувства, а теории XIX века происходит поворот в сторону техники письма и связь с эстетикой ослабевает, то в XX веке музыкальное искусство «стало изучаться не только искусствоведением и эстетикой. все шире привлекаются методы из области психологии, семиотики, кибернетики, лингвистики, и других наук». (199,с.110).
Степень разработанности проблемы в научной литературе.
Музыкальное искусство с античных времен и до настоящего времени находится в центре философско-эстетических и научных исследований его общей природы, жанровых особенностей, его исторического пути развития и современного состояния. Философско-эстетический подход как первая форма исследования музыки с давних пор определил и совершенствовал методы исследования общей природы музыкального искусства — его структуры, процессуальных особенностей и функций в жизни человека и общества. В философии и эстетики Платона, Аристотеля, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Шеллинга. А.Шопенгауэра. Ф. Ницше, Ж.-П. Сартра музыка рассматривалась в системе других видов искусства, что позволила выявить его общие и специфические особенности, трактовка которых во многим зависело от характера указанных философских систем. С определенной коррекцией и с учетом развития философии, музыкальной эстетики, в системе других видов искусства продолжалось в работах отечественных эстетиковЮ.Б. Борева, Ю. Н. Давыдова, А. Я. Зися, М. С. Качана, И. В. Малышева, В. П. Михайлова, Д. Ф. Маркова, А. А. Оганова, М. Ф. Овсянникова, Г. Н. Поспелова, В. И. Тасалова, И. Г. Хангельдиевой, В. П. Шестакова, Е. Г. Яковлева и др.
Одной из основных проблем для многих представителей отечественной эстетики в разное время была проблема соотношения изобразительности и выразительности и другие эстетико-гносеологические аспекты музыкального образа, хотя нередко, особенно в учебниках по эстетике, ими рассматривались и более частные проблемы музыки, являющиеся по традиции предметом музыкознания — истоки музыкального искусства, соотношение фольклора и профессиональной музыки, особенности программной и непрограммной музыки, характер и фактурные особенности музыкальных произведений различных жанров, соотношение структурных и мелодических аспектов в развитии музыки в европейских странах, проявление в музыке господствующих стилей разных эпох — классицизма, романтизма, реализма и т. д. (См., например, раздел «Музыка» в учебном пособии «Марксистско-ленинская эстетика.» -М.: МГУ, 1973. С.308−316.), написанного А. Я. Зисем. И почти в каждой монографической работе по эстетике каким бы аспектам она не была посвящена есть суждения о музыкальном образе и особенно о соотношении в нем выразительности и изобразительности. При этом основную задачу многие эстетики видели в том, чтобы непременно наделить музыкальный образ изобразительностью (очевидно, под влиянием теории отражения, имевшей до последнего времени едва ли не законодательный характер).
Плодотворное исследование музыкальное искусства получило в работах отечественных музыковедов — М. Г. Арановского, Б. В. Асафьева, Г. Головинского, М. С. Друскина, В. Д. Конен, Ю. А. Кремлева, Т. Н. Ливановой, Л. А. Мазеля, В. В. Медушевского, Е. В. Назайкинского, А. С. Оголовеца, И. Я. Рыжкина, И. И. Соллертинского, А. Н. Сохора, М. Е. Тараканова, А. А. Фарбштейна, Ю. Н. Холопова, В. А. Цуккермана, Т. В. Чередниченко, Н. Г. Шахназаровой и других. При этом, естественно, эстетики решают общие, философско-эстетические проблемы музыкального образа как вида искусства, а музыковеды исследуют специфику музыкального искусства, его исторически обусловленное разнообразие в различных регионах мираЕвропы, Востока и другие закономерности его, структурно-процессуальные особенности и характер проявления их в творчестве отдельных композиторов и в различных направлениях в прошлом и настоящем и т. д.
Сложность и многоаспектность музыкального искусства как предмета исследования побуждает, эстетиков и искусствоведов к выработке комплексной методологии, способной охватить как его общие, так и специфические особенности. В настоящее время наблюдается стремление зарубежных и отечественных исследователей музыки и ее различных аспектов и уровней привлекать достижение современной психологии, социологии, а также и методы «точных» наук-семиотики, семантики, теории информации, кибернетики и других (Т. Адорно,.
A. Моль, М. Бензе, Э. Денисов, Зарипов, Г. В. Иванченко, В. М. Петров,.
B.П. Рыжов, Ю.Н. Pare, В. Харуто и др.). И это свойственно не только, эстетикам и представителям указанных дисциплин, но и музыковедам, примером чему может служить использование структурно-аналитического и семиотического подходов к музыкальному искусству М. А. Арановского известного музыковеда в его последней монографии- «Музыкальный текст: структура и свойства» (М., 1998). М. Блинова в статье «На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности» обосновывает связь физиологических процессов с характером интонационного звучания музыки.
А В. В. Медушевский для объяснения эмоциональной и логической сторон музыкального искусства обращается к современной психологии, согласно которой восприятие их разводится на правое и левое полушарие, обеспечивающее чувственное отражение действительности, на основе которого осуществляется абстрактно-логическое мышление. Можно привести и другие примеры такого рода.
Однако, узкая специализация, возникающая при использовании отдельных методов исследования музыкального искусства, не способствует ее адекватному пониманию и оценки. Отсюда возникает стремление музыковедов к синтезу общеэстетической методологии и достижений специальных дисциплин. Это наиболее характерно выразилось в монографии профессора Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Ю.Н. Рагса — «Эстетика снизу» и «Эстетика сверху»: квантативные пути к сближению" (М., 2000).
Цель исследования: анализ и оценка результатов взаимодействия философско-эстетической методологии и методов конкретно-научных дисциплин в современном музыкознании. Дня достижения этой цели решаются следующие задачи:
— выявляется круг проблем музыкального искусства, которые являются прерогативой мировой и современной философской эстетики;
— рассматриваются методология и результаты интерпретации музыки в зарубежной и отечественной философской эстетике;
— проанализированы и оценены достижения зарубежного отечественного музыковедения в решении эстетически проблем музыкального искусства;
— определен характер и результаты взаимодействия философской эстетики, психологии, музыковедения, семиотики и истории при анализе генезиса и основных этапов развития музыкального искусства;
— проанализированы и оценены результаты взаимодействия эстетики, музыковедения, семиотики, психологии, теории информации и кибернетики в исследовании общих, и специфических сторон классического музыкального искусства;
— установлена обусловленность применения современными зарубежными и отечественными эстетиками, музыковедами и представителями конкретно-научных дисциплин новейших методов исследования, появлением нетрадиционных направлений в музыке XX векадодекафонии, сериальной, электронной, конкретной и кибернетической, и других.
Методологическая основа диссертационного исследования обусловлена сложностью и многоаспектностыо предмета исследования, что определило комплексный характер методологии его анализа, сочетание в нем философско-эстетического подхода с конкретно-научными, методами исследования музыкального искусства. При использовании философско-эстетической методологии анализа музыки автор диссертации опирался на труды зарубежных и отечественных эстетиков, а при обращении к конкретно-научным методам исследованияк работам зарубежных и отечественных ученых по психологии, социологии, семиотики, семантики, теории информации и кибернетики, применяющих эти дисциплины к анализу и интерпретации различных проблем музыкального искусства.
Объект исследования — современная методология исследования музыкального искусства.
Предмет исследования — взаимообусловленность и взаимодействие философской эстетики и конкретно-научных дисциплин в комплексном исследовании основных проблем современного музыкознания.
Научная новизна и теоретическая значимость работы — обусловлена определенным вкладом ее автора в создание всесторонней и эффективной методологии исследования музыкального искусства прошлого и настоящего в современных условиях сосуществования в музыкальной жизни традиционных и авангардных направлений. Методологически отчетливая направленность работы на синтез общефилософско-эстетического анализа с конкретно-научными исследованиями различных частных, специальных аспектов музыкального искусства, осуществляемых зачастую без ориентации на эстетические и смежные исследования, может способствовать их интеграции на пути к созданию эффективной и разносторонней методологии исследования как общих, так и специальных проблем музыкального искусства. В последнее время тяготение музыковедения и конкретно-научных дисциплин к решению общих проблем, которые всегда считались прерогативой философской эстетики, проявляются весьма заметно в их самоопределении — музыкальная эстетика, семиотическая эстетика, семантическая эстетика, теоретико-информационная эстетика, эмпирическая или экспериментальная эстетика и другие. Содействие этому процессу как в теоретическом, так и практическом аспектах является актуальной программой музыкального искусствознания.
На защиту выносятся следующие положения:
1. На протяжении многовекового пути развития музыкального искусства ее исследование и интерпретация осуществлялось в лоне философской эстетики;
2. С самого начала ее становления и развития представители философской эстетики при исследовании музыки обращались к методам и результатам конкретных наукастрономии, математики, психологии, социологии и других для определения структуры, процессуальных особенностей и характера воздействия музыки на человека;
3. Появление и развитие европейского профессионального искусства стимулировало появление теоретического музыковедения, которое на протяжении многих веков развивалось вместе с практикой музыкального искусства, отражая и оценивая его художественные достоинства и функции в обществе;
4. Теоретический и методологический потенциал достигнутый музыковедением в XIX—XX вв. позволял его зарубежным и отечественным представителям ставить и решать не только специальные, музыковедческие проблемы, но и общеэстетические, что сделало возможным современному музыковедению претендовать на статус музыкальной эстетики;
5. Развитие традиционных и появление новейших научных дисциплин обусловило формирование соответствующих «эстетик» -экспериментальной, семиотической, семантической, теоретикоинформационной, кибернетической и других, претендующих на самодостаточность и универсальность, не охватывая при этом круг решаемых философской эстетикой проблем;
6. Зафиксированное и проанализированное в диссертации стремление современных музыковедов привлекать для решения актуальных проблем музыкознания методы указанных «эстетик» обусловлено не только модой на новые методы и понятия, но и наличием в современной художественной культуре, наряду с классической, авангардистской, музыкидодекафонии, сериальной, алеоторики, электронной, конкретной, кибернетической и других, требующих для своего понимания адекватных им методов исследования;
7. В настоящее время соответственно постмодернистским тенденциям к синтезу наблюдается сближение «эстетики сверху» и «эстетики СНИЗУ», взаимодействие которых будет способствовать развитию комплексной методологии исследования музыкальной культуры общества в целом.
Практическая значимость исследования состоит в том, что методологическая направленность и полученные результаты его могут содействовать более глубокому и разностороннему пониманию музыкального искусства прошлого и современности, осознанию необходимости тесного взаимодействия теории, методологии исследования и практики искусства в его историческом своеобразии и развитии. Основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в научных исследованиях теории и истории музыки, при составлении и чтении соответствующих учебных курсов на художественных факультетах и отделениях университетов и художественных вузов.
Апробация работы.
Основные положения и результаты проведенного исследования получили апробацию на международной научной конференции «Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура» (11−15 сентября) 2002 в г. Краснодаре.
Материалы и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:
1. Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования// XXI век: Проблемы культуры и культурологического образования. Сб. научных статей. -М.:2001. — 0,5 п.л.
2. Музыкальное искусство как предмет эстетического анализа //.
3. Музыкальный авангард в зеркале музыкознания //.
4. Эволюция методологии исследования музыки от философско-эстетического до теоретикоинформационного. Тезисы // Парадигмы XXI века: информационное общество, информационное мировоззрение, информационная культура. -Краснодар: КГУКИ, 2002. — 1 п.л.
Структура диссертации Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и списка литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Исследование современной музыкальной культуры, наличие в ней классической музыки прошлого, современности, а также — борное развитие авангардных направлений музыки XX векадодекафонии, сериальной, конкретной, электронной, кибернетической и других потребовало наряду с методами традиционного музыковедения разрабатывать и методы, адекватные нетрадиционным направлениям в современной музыкальной культуре. Этим отчасти объясняется и стремление современных эстетиков, музыковедов и представителей точных наук исследовать музыку методами новейших дисциплинсемиотики, семантики, математики, акустики, структурализма, теории информации и кибернетики.
Анализ и обобщение указанных методов исследования показывает разобщенность в настоящее время, с одной стороны, эстетических и музыковедческих методов исследования, а другой — конкретно-научных, претендующих на статус эстетических теорий, несмотря на то, что они далеко не охватывают необходимый круг проблем, характерных для эстетики, а сосредоточиваются на узких задачах исследования структурных и процессуальных проблемах музыкального искусства.
Тем не менее, в качестве положительного фактора следует отметить тяготения представителей и эстетической и музыковедческой дисциплин к синтезу с методами и результатами исследования искусства — семиотикой, семантикой, теорией информации, кибернетики и других.
Таким образом, практика современного искусства, наличие в нем различных направлений и методов творчества побуждают к созданию адекватннх этому разнообразию методов исследования, что отражает общую тенденцию в эпоху постмодернизма к синтезу традиционного и модернистского искусства и соответственно — к комплексной методологии их исследования и интерпретации.
Список литературы
- Андреев A.JT. Художественный образ и гносеологическая специфика искусства (Методологические аспекты проблемы).- М.: Наука, 1981.-191с.
- Апресян Г. Музыка как вид искусства // Вопросы музыкознания. Вып. 1, Т.1. -М.: Музгиз, 1954.-С.5−38.
- Арановский М.Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С.90−128.
- Арановский М.Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных слуховых представлений // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С.252−271.
- Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1971. — 375с.
- Асафьев Б.В. Речевая интонация. М.-Л.: Музыка, 1982. -134с.
- Асафьев Б.В. О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. — 200с.
- Асафьев Б.В. О полифоническом искусстве, об органной культуре и о музыкальной современности // О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. -С.175−188.
- Асафьев Б.В. А.Н. Скрябин // О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. -С.57−77.
- Асафьев Б.В. Процесс формирования у Стравинского // О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. — С.82−92.
- Асафьев Б.В. А. Шенберг // О музыке XX века. Л.: Музыка, 1982. -С.142−143.
- Баранова Т. К проблеме композиции в музыке и живописи Возрождения // Эволюционные процессы музыкального мышления. -Л.: 1986. С.42−68.
- Бергер Н. Гармония как пространственная категория музыки // Проблемы высотной и ритмической организации музыки. М., 1980. -С.60−82.
- БерезовчукЛ. О специфике периодов изменения системы музыкального языка // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: 1986. -С.3−21.
- Блинова М. На пути к физиологическому изучению интонационной выразительности // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.5. Л.: Музыка, 1967.-С.170−191.
- Бобровский В. О переменности функций музыкальной формы. М.: 1978. -331с. с илл. и нот.
- Бобровский В. Функциональные основы музыкальной формы. М.: Музыка, 1978.-328с.
- БонфельдМ. О специфике воплощения конкретного в содержании музыки // Критика и музыкознание. Сб. статей. Л.: Музыка, 1975. -С.93−106.
- Борев Ю.Б. Эстетика. Изд. 3. М.: Политиздат, 1981. — 399 е., ил.
- Борисов Б., Синицкий А. О логике музыкального мышления: равнозначность и разнозначимость // Точные методы и музыкальное искусство. Ростов-на-Дону. Изд-во РГУ, 1972. — С.25−40.
- БурьянекИ.К. К историческому развитию теории музыкального мышления // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. -С.29−58.
- Буцкий А. Методологические предпосылки курса анализа музыкальных произведений. Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып.2. T.I. — М.: Музгиз, 1955. — С.124−150.
- Бычков Ю.О. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы звуковысотной и ритмической организации музыки. М., 1980.-С.7−21.
- Валькова В. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.З. М.: Музыка, 1978. — С. 168−190.
- Ванечкина И.Л., ГалеевБ.М. Поэма огня (концепция светомузыкального синтеза А.Н. Скрябина). Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1981.- 167с.
- Ванслов В. Понятие интонации в современном музыкознании // Вопросы музыкознания. Вып.1. T.I. М.: Музгиз. — С. 178−203.
- Ванслов В.В. Изображение и выражение в искусстве // Искусство, 1965, № 4.-С.15−16.
- Веберн А. Лекции о музыке. М.: Музыка, 1975. — 141с.
- Волкова Е.В. Произведение искусства предмет эстетического анализа. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. — 288с.
- Воробьев Д. Цикл инструментальных миниатюр А. Берга // Эволюционные процессы музыкального мышления. Л.: 1986. -С.141−152.
- Вопросы методологии теоретического музыкознания / Сборник трудов. Выпуск 66. М.: Изд-во Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных, 1983.- 135с.
- Выразительные средства музыки. Муз вуз. сборник. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. — 190с.
- Ганслик Э. О музыкально прекрасном. М.-П., 1895. — 181с.
- Гартман Н. Эстетика. Пер. с нем. М.: Иностр. лит-ра. 1958. — 691с.
- Гегель В.Ф. Эстетика. В четырех томах. Т.З.-М.: Искусство. 1971. -620с.
- Глядешкин 3. Некоторые особенности ладофункциональной организации фортепьянной музыки венских классиков // Проблемы высотной и ритмической организация музыки. М., 1980. — С. 180−132.
- Головинский Г. О вариантности восприятия музыкального образа // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С.127−141.
- ГолыимитГ. Музыкальный образ и интонация // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. — С. 134−147.
- Гуляницкая Н. Введение в современную гармонию. М.: Музыка, 1984.-256с.
- ГуревичП.М. Музыка и борьба идей в современном мире. М.: Музыка, 1984.- 128с.
- Данилова О.Н., Петров В. М. Периодические процессы в музыкальном творчестве // Природа, № 10,1988. С.54−59.
- Данилевич JT.B. Симфонизм как музыкальная драматургия // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып.2. T.I. М.: Музгиз, 1955. — С.246−266.
- Дмитриева Н.А. Изображение и слово. М.: Искусство. 1964. — 314с. с илл.
- Ермаш Г. Л. Искусство как мышление. М.: Искусство. 1982. — 277с.
- Житомирский Д. Скрябин // Музыка XX века. Очерки. Часть первая: 1890−1917. Кн. вторая М.: Музыка, 1977. — С.73−125.
- Житомирский Д., Леонтьева О. Миражи музыкального прогресса (О западном «авангарде» середины века) // Кризис буржуазной культуры и музыки. Вып.4. М.: Музыка, 1983. — С.3−68.
- Зарипов. Моделирование музыкальных произведений на вычислительной машине и оценка машинных композиций // Там же. -С.96−119.
- Золтаи Д. Этос и аффект. История философской музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. — 370с.
- Интонация и музыкальный образ. Статьи и исследования музыковедов Советского Союза и других социалистических стран / Под общей ред. Б. М. Ярустовского. М.: Музыка, 1965. — 352с.
- Казанцева Л.П. Система семантических функций музыкально-тематического материала // Выразительные средства музыки. -Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. С.27−42.
- Кацахян М.Г. О соотношении изобразительности и выразительности в музыке // Некоторые вопросы специфики искусства. Ереван: Изд-во АН Арм. ССР, 1970.-С.191−293.
- К вопросу о предмете методологии искусствознания. М.: Изд-е ВНИИ искусствознания, 1981. — 141с.
- Кечхуашвили Г. Н. Из опыта экспериментального исследования вне музыкальных представлений при восприятии музыки // Художественное восприятие. Сб.1. Л.: Наука, 1971. — С.348−354.
- Кечхуашвили Г. Н. Современная музыка и «фиксированная установка» // Взаимодействие и синтез искусств. Л.: Наука, 1978. — С.245−248.
- Когоутек Ц. Техника композиции в музыке XX века. М.: Музыка, 1985.-366с.
- Кон Ю. Вопросы анализа современной музыки. Статьи и исследования. Л.: Советский композитор, 1982. — 148с.
- Конен В. История зарубежной музыки. Вып.З. 6-е изд. М.: Музыка, 1984.-533с.
- Конен В. Этюды о зарубежной музыке. Изд.2-е, доп. М.: Музыка, 1975.-477с.
- Конен В. Театр и симфония. Роль оперы в формировании классической симфонии. М.: Музыка, 1968. — 343с.
- Коралов А. Музыкалният художествен образ. София: Наука и экуство, 1975. — 126с.
- Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. Пермское книжн. изд-во, 1981. — 180с.
- Корыхалова Н.К. К проблеме бытийного статуса произведения музыкального искусства // Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев: Музична Украина, 1982. — С.147−159.
- Костюк А.Г. Культура музыкального восприятия // Художественное восприятие. JL: Наука, 1971. — С.334−335.
- Костюк А.Г. Теория музыкального восприятия и некоторые проблемы мелодизма музыки // Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев: Музична Украина, 1982. — С.159−181.
- Крауклис Г. В. Симфонические поэмы Ф. Листа. М.: Музыка, 1974. -141с.
- Крауклис Г. О некоторых особенностях трактовки формы в программной музыке // Вопросы музыкальной формы. Вып.4. М.: Музыка, 1985. — С.212−231.
- Кремлев Ю.А. Антон Веберн и образный мир его музыки // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.8. Л.: Музыка, 1968. — С.3−42.
- Кремлев Ю.А. Выразительность и изобразительность музыки. М.: Госмузлит, 1962. С. 51.
- Кремлев Ю.А. Избранные статьи. Л.: Музыка, 1976. — 229с.
- Кремлев Ю.А. Интонация как образ в музыке // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. — С.35−52.
- Кремлев Ю.А. Очерки по эстетике музыки. Изд.2, доп. М.: Советский композитор, 1972. — 269с.
- Лаул Р. О творческом методе А. Шенберга // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.9. Л.: Музыка, 1969. — С.41−69.
- Лейзеров Н.Л. Образность в искусстве. М.: Наука, 1974. — 207с.
- Лукьянов В.Г. Критика основных направлений современной буржуазной философии музыки. Л.: Музыка, 1978. — 60с.
- Мазель JI. О мелодии. М.: Госмузиздат, 1952. — 299с.
- Мазель Л. Строение музыкальных произведений, Изд.2, доп. и перераб. М.: Музыка, 1979. — 533с.
- Марков М. К основам функциональной теории искусства // Вопросы эстетики. М.: Искусство, 1971. — С.93−136.
- Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М.: Госполитиздат, 1956.-656с.
- Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т. (Комментар Д. Фриндлендера). Изд.4, доп. М.: Искусство, 1983.
- Маркс К. Введение (из экономических рукописей 1857−1858) // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.12. С.709−738.
- Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. // Маркс к., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.42. С.41−174.
- Марксистско-ленинская эстетика. / Под ред. М. Ф. Овсянникова. М.: Высшая школа, 1983. — 544с.
- Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 178−194.
- Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. — 253с.
- Медушевский В.В. О содержанки понятии «адекватное восприятие // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С.141−165.
- Медушевский В.В. Целостность социалистической музыкальной культуры как условие гармонического развития личности // Музыкальное искусство и формирование нового человека. Киев: Музична Украина, 1982. — С.31−44.
- Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во Моск. унта, 1986. — 126с.
- Милыитейн Я. Лист. Изд.2, расш. и дополн. М.: Музыка, 1971. -862с.
- Музыкальная эстетика Западной Европы XVII-XVIII. М.: Музыка, 1971.-607с.
- Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. — 254с., нот.
- Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319с., нот.
- Назайкинский Е.В. Музыкальное восприятие как проблема музыкознания // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С.91 -110.
- Назайкинский Е.В. О константности в восприятии музыки // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.2. М.: Музыка, 1973. -С.59−39.
- Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. — 383с. с черт, и нот. илл.
- Немировская Е. Новая теория музыки. К критике семантической концепции искусства Сусанны Лангер // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.2. М.: Музыка, 1973. — С.207−214.
- Нестьев И. О музыкальном авангарде подлинном и мнимом (Советская музыка в ее взаимоотношениях с Западом) // Вопросы эстетики. Вып.7. — М.: Искусство, 1963. — С.250−281.
- Нестьев И. О некоторых методологических проблемах музыкознания // К вопросу о предмете методологии искусствознания. -М., 1981. -С.66−94.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Поли. собр. соч. T.I. -М., 1900.-360с.
- Оганов А.А. Теория отражения и искусство. М.: Искусство, 1978. -131с.
- Оголовец А.С. Специфика выразительных средств музыки. М.: Советский композитор, 1969. — 587с.
- Онегер А. О музыкальном искусстве. Пер. с франц. Изд.2. Д.: Музыка, 1985.-214с.
- Орлов Г. О своеобразии оперного произведениях / Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.З. M.-JL: Музыка, 1964. — С.25−36.
- Орлова Е.М. Интонационная теория Асафьева как учение о специфике музыкального мышления. М.: Музыка, 1984. — 301с.
- Орлова Е.М. Работа Б.В.Асафьева над теорией интонации // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1978. — С.148−168.
- Отражение современности в музыке. Рига, 1980. — 116с.
- Очеретовская H.JI. Содержание и форма в музыке. JL: Музыка, 1985.- 109с.
- Панкевич Г. Проблемы анализа пространственно-временной организации музыки // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.З. М.: Музыка, 1978. — С.124−144.
- Папуш М. Элементы учения о мелодии // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.З. М.: Музыка, 1978. — С.145−167.
- Пелецис Г. Месса Депре // Теоретические наблюдения над историей музыки. М.: Музыка, 1978. — С.54−77.
- Поспелов Г. Н. Эстетическое и художественное. М.: Изд-во Моск. унта, 1965.-244с.
- Проблемы теории западно-европейской музыки (ХП-ХУП вв.). М.: Изд-во Гос. муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, 1983. — 151с.
- Пясковский И. Логика музыкального мышления. Киев: Музична Украина, 1987.-238с.
- Раабен Л.Н. Об объективном и субъективном в исполнительском искусстве // Вопросы теории и эстетики музыки, Пып.1. Л.: Госмузиздат, 1962. — С.20−51.
- Раабен Л.Н. Система, стиль, метод // Критика и музыкознание. Л.: Музыка, 1975.-С.76−103.
- Раппопорт С.Х. Семиотика и язык искусства // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.2. М.: Музыка, 1973. — С. 17−59.
- Розин В.М. исследование музыкальной реальности и выразительных средств музыки // Выразительные средства музыки. Красноярск: Из-во Красноярск, ун-та, 1988. — С.6−46.
- Ротенберг B.C. Психофизиологические аспекты изучения творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука, 1982.- С.53−72.
- Рудь И.Д., Цуккерман И. И. О возможности теоретико-информационного подхода к некоторым проблемам музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С.207−229.
- Рыжкин И.Я. Взаимоотношения образов в музыкальном произведении и классификация так называемых «музыкальных форм» композиционно-структурных типов). Вопросы музыкознания. Ежегодник. Вып.2. T.I. — М.: Музгиз, 1955. — С.201−244.
- Рыжкин И.Я. Взаимосвязь личности и общества и эстетический идеал советского оперного творчества // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып.З. К.-Л.: Музыка, 1964. — С.3−36.
- Рыжкин И.Я. Образная композиция музыкального произведения // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. — С. 187−225.
- Сабинина М. Шостакович-симфонист. Драматургия, эстетика, стиль. -М.: Музыка, 1976.-475 с.
- Сапаров М.А. Художественное произведение как структура // Содружество наук и тайны творчества. М.: Искусство, 1968. — С. 152 173.
- ЗихраА. Музыковедение и новые методы научного анализа // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1965. — С.9−35.
- Скребкова-Филатова М. С. Фактура в музыке. Художественные возможности. Структура. Функции. М.: Музыка, 1985. -284с.
- Скрябин А. Письма. М.: Музыка. — 344 с.
- Соколов А.С. О некоторых закономерностях развития музыкальных средств на современном этапе // Музыкальное искусство. Ташкент: Изд-во лит. и искусства, им. Гафура Гуляма. — С. 114−133.
- Соколов А.С. Отражение ествественно-научных идей XX века в современных музыкальных теориях и в современных взглядах на музыкально-выразительные средства // Отражение современности в музыке. Рига, 1980. — С.3−19.
- Солертинский И.И. Арнольд Шёнберг // Памяти И. И. Солертинского. Воспоминания, материалы, исследования. Изд.2-е, доп. Л.: Сов. композитор, 1978.-С.168−189.
- Сохор А.Н. О задачах исследования музыкального восприятия / Художественное восприятие. Л.: Наука, 1971. — С.325−334.
- Сохор А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей. М.: Музыка, 1974. — С.59−76.
- Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М: Сов. композитор, 1975.-200 с.
- Сохор А.Н. Весна закавказской музыки // Сохор А. Статьи о советской музыке. Л.: Музыка, 1974. — С.185−197.
- Сохор А.Н. Музыка как вид искусства. Изд.2 перераб. и дополн. М.: Музыка, 1970.- 191с.
- Старчеус М. Об инвариантных механизмах музыкального восприятия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980. — С. 167−177.
- Стравинский И. Диалоги. Л.: Музыка, 1971. — 413с.
- Тараканов М.Е. О выражении конфликта в инструментальной музыке // Вопросы музыкознания. Ежегодник. Т.Н. М.: Музгиз, 1956. -С.207−227.
- Тараканов М.Е. О программности в музыке // Вопросы музыкознания. Вып. 1. T.I. М.: Музгиз, 1954. — С.74−106.
- Теоретические наблюдении над историей музыки. Сб. статей. М.: Музыка, 1978.
- Титова Т. О пространственно-временной модели восприятия одноголосия и многоголосия // Восприятие музыки. М.: Музыка, 1980.-С.156−176.
- Ткемаладзе А. Вопросы эстетического познания. Тбилиси: Хеловнеба, 1982.- 177 с.
- Фарбштейн А.А. Музыкальная эстетика и семиотика // Проблемы музыкального мышлении. Сб. статей. М: Музыка, 1974. — С.75−89.
- Фарбштейн А.А. Музыка и эстетика / Философские очерки о современных дискуссиях в марксистском музыкознании. Л.: Музыка, 1976.-203 с.
- Фарбштейн А.А., Клюев А. Фрейдизм и музыкознание Запада // Кризис буржуазной культуры и музыка. Сб. статей. Вып.5. Л.: Музыка, 1983. — С.128−153.
- Фарбштейн А.А. Теория реализма и проблемы музыкальной эстетики. -Л.: Музыка, 1973.-143 с.
- Холопов Ю. Проблема логики музыкального мышления // Точные методы и музыкальное искусство (Материалы к симпозиуму). -Ростов-на-Дону: Изд-во Ростов, ун-та, 1973. С.18−24.
- Художественная реальность. Свердловск: Изд-во Уральск, гос. ун-та, 1985.-142 с.
- Цуккерман B.C. Отношение к музыке различных групп населения // Художественное восприятие. Л.: Наука, 1978. — С.361−365.
- Человек в мире художественной культуры. М.: Наука, 1982. — 333 с.
- Чередниченко Т.В. Современная марксистско-ленинская эстетика музыкального искусства. М.: Советский композитор, 1983. — 318 с.
- Чередниченко Т.В. Кризис общества кризис искусства // Музыкальный «авангард» и поп-музыка в системе буржуазной идеологии. — М.: Музыка, 1987. — 191 с.
- Чернова Т. О понятии драматургии в инструментальной музыке // Музыкальное искусство и наука. Сб. статей. Вып.З. М.: Музыка, 1978.-С.13−45.
- Шахназарова Н.Г. Б.В.Асафьев. Теория интонации и проблема музыкального реализма // Художники социалистической культуры. -М.: Наука, 1981.-С.269−304.
- Шахназарова Н.Г. Интонационный «словарь» и проблема народности, М.: Музыка, 1966. — 73 с.
- Шахназарова Н.Г. К вопросу о системе методологических подходов // К вопросу о методологии искусствознания. М.: 1981. — С.30−37.
- Шахназарова Н.Г. Проблемы музыкальной эстетики в теоретических трудах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита. М.: Сов, композитор, 1975.-227 с.
- Шахназарова Н.Г. Философия, симфония и современная музыка / реализм и художественные искания XX века. М.: Искусство, 1969. -С.208−226.
- Щербакова А.А. Восприятие музыкального произведения как форма общения // Искусство и общение. Л., 1984. — С. 127−135.
- Шестаков В.П. Историк музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. — 350 с.
- Шестаков В.П. Эстетические категории / Опыт систематического исторического исследования. М.: Искусство, 1983. — 358 с.
- Шингаров Г. Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности.-М.: Наука, 1971.-221 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Полн. собр. соч. Т.Н. -М., 1903.-673 с.
- Элькин Д.Г. Восприятие времени. М.: Наука, 1962. -360 с.
- Юлдашаев Л.Г. Искусство, философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-244 с.
- Ярусювский Б. Как жизнь. // Интонация и музыкальный образ. М.: Музыка, 1977. — С.95−133.
- Graf M. Richard Wagner im «Fliegenden Hollander», ein Beitrag zur Psychologie Kunstlerischen Schaffens // Schriften zur angewandten Seelenkunde.- Leipzig und Wien, 1911. S.21−54.
- Kreitler H. and S.-Durham, N.C.: Duke University Press, 1972. 514 p.
- Langer S. Philosophy in a New Key. Cambridge (Mass.), 1942. — 294 p.
- Langer S. Problems of Art.- New York, 1957.- 184 p.
- Mathieu M. D'une improbable esthetique. Essai sur les theories psychoanalitiques de l’art // Psychoanalyse du Genie Createur. Paris, 1974. -p.70−82.
- Mewman B. The Unconscous Beethoven, London, 1927. 145 p.
- Michel A. L’Ecole Freudienne devant la Musique. Paris, 1965. — 247 p.
- Reich W.Schoenberg. A Critical Biography .-London, 1971. 176 p.
- Sartre J.-P. LTmaginaire. Psychology phenomenologique du Imaginations.-Paris, 1940. -246p.
- Арабкерцева С.Б. Особенности исполнительского воплощения авторского замысла в музыке на основе информационного подхода // Эмпирическая эстетика: информационный подход. Таганрог, 1998. — С.48−50.
- Арановский М.Г. История музыки и тип творчества // Процессы музыкального творчества. Вып.2. М., 1997. — С.40−50.
- Арановский А.Г. Музыкальный текст. Структура и свойства. М.: Композитор, 1998.-341с.
- Власова Г. И., Короева Л. И. К вопросу о расщеплении эмоциональных значений и эмоциональных образов в процессах восприятия музыки // Искусство и эмоции. Пермь, 1991.-С. 306−312.
- ВолобуевВ.А. Основные концепции искусства в западноевропейской эстетике. М., 2001.
- Денисов Э.В. Музыка и машина // Художественное и научное творчество. Сб. Л.: Наука, 1972. — 294 с.
- Иванченко Г. В., РыжовВ.П., Рыжов Ю. В. Музыкальный образ и тембровые предпочтения // Взаимодействие человека и культуры, теоретико-информационный подход. Таганрог: ТРГУ, 1998. — С. 165 170.
- Иванченко Г. В. Общее и особенное в восприятии музыки // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. — С.209−220.
- Казанцева Л.П. Образ автора в музыке: эмоциональный аспект // Искусство и эмоции. Пермь, 1991. — С.122−130.
- Каган М.Е. Музыка в мире искусства. СПб, 1996.
- Коган И.М. Информация и «музыка души» // Взаимодействие человека и культуры. Теоретико-информационный подход. -Таганрог, ТРГУ, 1998.-С.151−157.
- Копцик В.А. Искусствознание и естественные науки на пороге XXI века (системно-симметрологический этюд) // Эмпирическая эстетика: информационный подход. Таганрог, 1997. — С.8−14.
- Малышев И.В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. М.: Изд. Российской академии музыки им. Гнесиных, 1999. — 91 с.
- Моль А. Теория информации и эстетическое восприятие. М.: Мир, 1996.-347 с.
- Pare Ю.Н. Эстетика снизу и эстетика сверху квантитативные пути к сближению. — М.: Научный мир, 1999. — 252 с.
- Pare Ю.Н. Уровни и содержание музыкальных измерений // Эстетика: информационный подход. Вып.5. М.: Смысл, 1997. — С. 19−46.
- Попов Б.В., Рыжов В. П. Использование методов распознавания образов в музыкально-акустических исследованиях // Взаимодействие человека и культуры. Теоретико-информационный подход. -Таганрог, ТРГУ, 1998. С.180−188.
- Пылаев М.Е. Роль формы в организации эмоционального содержания музыки (на примере сонатной формы) // Искусство и эмоции. Пермь. 1991.-110с.
- Рыжов Ю.В. Информационная пропускная способность музыкальных инструментов // Эмпирическая эстетика: информационный подход. -Таганрог, 1998. С. 162−164.
- Тарасов Г. С. Восприятие музыки и развитие эмоционально-потребностной сферы личности // Искусство и эмоции. Пермь, 1991.-С.280−287.
- Федосова Э.П. Творческий процесс: поиски смысла // Процессы музыкального творчества. Вып.2. М.: Издание Российской академии музыки, им. Гнесиных, 1997. — 54 с.
- Фролкин В.А. Поиск способов фиксации темпа в музыке (к истории метронома) // Взаимодействие человека и культуры: теоретико-информационный подход. Таганрог, 1988. — С. 170−180.
- Чередниченко Т.В. Тенденции современной западной музыкальной эстетики. М.: Музыка, 1989. — 221с.1. Авторефераты диссертаций
- Алкперова Н. И. Эстетические аспекты проблемы творчества в музыке
- Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1983.-24 с.
- Болоховский Р.Г. Роль материально-физического фактора в строении и функционировании художественного произведения (на примере музыки) // Автореферат. кандидата искусствоведения. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1980. — 22 с.
- Быкова Э.В. Эстетическая сущность музыкальной интонации // Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989.- 17с.
- Воронцов Г. Л. О содержательной и формообразующей роли эмоций в музыке // Автореферат. кандидата философских наук. -М.: 1989. 22с.
- Данилова О.Н. Искусствометрический анализ эволюции музыки и возможности прогнозирования (русское и западноевропейское музыкальное искусство XVII—XX вв.) // Автореферат. кандидата искусствоведения. Тбилиси, 1988. — 20 с.
- Джагацпанян К.А. О закономерностях воздействия ритма словесной речи на вокальную и инструментальную мелодику // Автореферат. кандидата искусствоведения. М., 1981. — 26 с.
- Затравкина И.А. Проблемы музыки в немецкой философии // Автореферат. кандидата философских наук. М.- Изд-во Москов. ун-та, 1984.-23 с.
- Зыкина Е.Б. Эстетические взгляды Д.Д. Шостаковича // Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1989.-24 с.
- Очеретовская H.JI. О специфике отражения действительности в музыке // Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1974. — 23 с.
- Сайгушкина О.П. Художественный образ в творчестве музыканта-исполнителя // Автореферат. кандидата искусствоведения. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1980. — 22 с.
- Семенова Т.В. Эстетические основы экспрессионизма в музыке // Автореферат. кандидата философских наук. М.: Изд-во Москов. ун-та, 1979.-22 с.
- Цареградская Т.В. Критический анализ композиционных методов П. Булеза, К. Штокхаузена, М. Бэббитта: к проблеме сравнительного изучения музыкального авангарда 50-х годов // Автореферат. кандидата искусствоведения. Вильнюс, 1988. — 22 с.
- Щербакова А.А. Музыка как способ человеческого общения // Автореферат. кандидата философских наук. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986.-23 с.
- Шамахян М.Е. Музыкальный образ, его исполнительская интерпретация и восприятие // Автореферат. кандидата искусствоведения. М., 1988. — 23 с.
- Фокин С.К. Природа эстетического в музыке // Автореферат. кандидата философских наук. М., 2000. — 19 с.