Эстетический анализ творчества Евгения Светланова
Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. — М., 1991; Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. — М., 1998; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1963; Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л., 1974; Бобровский В. О переменной функции музыкальной формы. — М., 1970… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Творчество Е. Светланова как культурно-эстетический феномен
- 1. 1. Музыкально-эстетический мир Е. Светланова как целостность
- 1. 2. Особенности творческой личности Е. Светланова
- 1. 3. Исполнительство как форма просветительской деятельности
- 1. 4. Специфика дирижерского мастерства
- Глава 2. Эстетические проблемы музыкального исполнительства. Исполнительское искусство Е. Светланова
- 2. 1. Особенности творческого процесса музыканта-исполнителя
- 2. 2. Диалектика становления смысла музыкального сочинения в исполнительстве
- 2. 3. Способ существования музыкального сочинения как произведения искусства
- 2. 4. Творческие принципы исполнительского искусства Е. Светланова
Эстетический анализ творчества Евгения Светланова (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Творческая личность Евгения Федоровича Светланова (1928;2002) представляет собой ярчайшее явление в отечественной и мировой музыкальной культуре современности. Светланов — это человек, «жизнь которого есть музыка» (Р. Щедрин). Он получил всемирное признание, прежде всего, как симфонический и оперный дирижер, стоявший за пультами ведущих оркестров мира и руководивший оперными и балетными постановками на лучших музыкальных сценах, но, кроме этого, он был композитором, пианистом, музыкальным просветителем и публицистом.
Получив блестящее музыкальное образование как пианист, композитор и дирижер (сначала в стенах Музыкального училища им. Гнесиных, затем Музыкально-педагогического института им. Гнесиных и, позднее, в Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского), Евгений Светланов стал достойным преемником и пропагандистом традиций русской национальной школы.
Творческое наследие Светланова представляет собой огромный пласт в современной музыкальной культуре. Как композитор Светланов работал в разных жанрах: им написаны крупные симфонические сочинения (среди которых: Романтическая баллада, «Калина красная» — поэма памяти В. Шукшина), произведения для камерных составов (Русские вариации для арфы и струнного оркестра, Лирический вальс для струнного оркестра, «Деревенские сутки» — сюита для квинтета духовых инструментов), произведения для фортепиано (например, 24 прелюдии во всех тональностях), скрипки (Поэма для скрипки и фортепиано и др.), вокальные сочинения — более 50 романсов и песен.
Как пианист Светланов выступал и в качестве солиста, и как ансамблист преимущественно в раннем периоде творчества, но в 1980 году, вновь обратившись к фортепиано, Евгений Федорович записал на Всесоюзной студии грамзаписи фирмы «Мелодия» шесть дисков, куда вошли произведения С. Рахманинова, Ф. Шопена, К. Дебюсси, Н. Метнера и Н. Я. Мясковского. По сравнению с другими видами творчества фортепианная деятельность Светланова менее известна широкому слушателю, но и в ней нашло выражение его яркое музыкальное дарование.
Важным аспектом творчества Евгения Светланова является его публицистическая деятельность, главным ее результатом можно считать книгу «Музыка сегодня» (выдержавшую уже три издания), в которую вошли статьи, очерки, рецензии и публичные выступления разных лет.
Но наиболее выдающейся областью деятельности Светланова с точки зрения ее масштабности и художественных результатов можно считать дирижирование. Этот вид музыкальной деятельности стал, в силу различных причин и обстоятельств, для Евгения Светланова основным, и именно как дирижер (симфонический и оперный) маэстро получил мировое признание.
Начальный этап дирижерского творчества Светланова связан с работой в Большом театре, где он за десять лет (1954;1964) прошел путь от стажера до главного дирижера. В ГАБТе под его управлением были поставлены оперы «Борис Годунов» М. Мусоргского, «Царская невеста», «Садко», «Снегурочка» и «Псковитянка» Н. А. Римского — Корсакова, «Князь Игорь» А. Бородина, «Русалка» А. Даргомыжского, «Чародейка» П. И. Чайковского, «Не только любовь» Р. Щедрина, «Октябрь» В. Мураделибалеты «Лебединое озеро» П. И. Чайковского, «Раймонда» А. Глазунова, «Паганини» на музыку С. Рахманинова, «Страницы жизни» А. Баланчивадзе, «Тропою грома» К. Караева. К этой же стороне творчества можно отнести записанную Светлановым фонограмму для фильмов-опер «Хованщина» М. Мусоргского и «Пиковая дама» П. И. Чайковского, а также концертное исполнение «Млады» Н. А. Римского-Корсакова.
Уже ранние светлановские работы в театре получали высокую оценку публики и музыкальных критиков. Его спектакли отличала выразительность, драматургическая цельность, новизна и ясность прочтения. Голоса солистов, хора и оркестра в его постановках составляли единое художественное целое.
Несмотря на большой оперный репертуар уже в конце творческого пути дирижер с сожалением отмечал, что он «все-таки мало сделал для русской оперы», имея в виду, что не все его творческие замыслы были реализованы в этом виде творчества.
В 1965 году Светланов стал художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра СССР (ГСО). Вся дальнейшая дирижерская деятельность Светланова связана преимущественно с этим оркестром, который под его управлением стал одним из лучших музыкальных ансамблей мира с ярко выраженным индивидуальным звучанием и уникальным репертуаром. Фундаментальный цикл «Антология русской музыки» и программа «Сокровища западно-европейской музыки» (трехгодичный цикл концертов в Большом зале консерватории, охватывающий громадный хронологический пласт от Баха, Генделя, Глюка до Респиги, де Фальи, Элгара и Гершвина), созданные Светлановым с ГСО, стали непревзойденными достижениями в концертной практике и звукозаписи.
Запись как вид исполнительской деятельности занимала особое место в творчестве Светланова. Несмотря на то, что Евгений Федорович называл этот вид деятельности «каторжным трудом», он относился к нему с особым трепетом, так как в его понимании — это единственная возможность зафиксировать результат деятельности исполнителя.
Монументальный проект «Антология русской музыки в грамзаписи» Светланов называл «делом своей жизни». В «Антологию русской музыки» кроме законченных симфонических произведений русских композиторов маэстро были включены также балеты Чайковского и Глазунова, которые он считал развернутыми симфоническими полотнами, а также многочисленные симфонические фрагменты, увертюры, интродукции, интермеццо, танцы из русских опер. Эта уникальная работа была завершена Светлановым в 1992 году.
Обширные музыкальные интересы мастера не ограничивались отечественной музыкой. В его репертуаре в разные годы были произведения таких зарубежных композиторов как Бах, Глюк, Гендель, Моцарт, Р. Штраус, Россини, Визе, Верди, Григ, Шуберт, Вебер и др. Кроме широко известных сочинений Светланов исполнял и такие редко звучащие, как симфония Сен-Санса, «Фауст-симфония» Листа, «Траурно-триумфальная симфония» Берлиоза. В конце 60-х гг. Светланов записал с оркестром телевизионную программу из симфонических фрагментов произведений Р. Вагнера (которая впоследствии была утрачена), в 1966 впервые в нашей стране с ГСО исполнил ораторию Оннегера «Жанна д’Арк на костре», а в начале 70-хсимфонию Мессиана «Турунгалина».
Евгений Федорович признавался, что желание заняться западноевропейской музыкой и, прежде всего, музыкой Малера, Вилла-Лобоса, Гершвина было одним из его сокровенных. В 1996 году ему удалось закончить запись всех симфоний Малера. Таким образом, на протяжении всего творческого пути Светланова можно проследить его стремление к крупным исполнительским проектам, к реализации монументальных замыслов. Не случайно один из современников дирижера назвал его «Микеланджело с палочкой в руке».
Одновременно с этим, широту своих творческих интересов дирижер не раз демонстрировал в блистательном исполнении «легкой», эстрадной музыки, джаза, который, по его собственному признанию, эстетически близок ему.
Жизнь Евгения Светланова в современной культуре продолжается и, потому, очевидна актуальность обращения к его творчеству. Уже после ухода Е. Ф. Светланова из жизни его именем назван Большой зал Московского международного дома музыки. В Москве есть Детская школа искусств, которой еще при жизни Евгения Федоровича было присвоено его имя. Концерты и циклы вечеров памяти Светланова регулярно проводятся ведущими отечественными дирижерами (В. Спиваков, С. Сондецкис), а также оркестром (под управлением М. Горенштейна), с которым была связана большая часть творческой жизни Светланова и который сейчас носит его имя. Исполнением завета Евгения Федоровича стала организация и проведение Международного конкурса молодых дирижеров имени Евгения Светланова в Люксембурге.
Светланов не раз говорил о том, что в профессии дирижера есть некая «тайна», загадочность. Несмотря на кажущуюся доступность, овладеть этой профессией удается немногим, «хотя за палочку брались многие». Он с сожалением констатировал, что «в наше время — время всеобщей маниакальной эпидемии дирижерства, по существу, профессия дирижера девальвировалась. Больших, настоящих мастеров палочки остается все меньше и меньше». 1.
Представляются актуальными также размышления Светланова о современной художественной культуре. Он глубоко осознавал драматизм ее развития, видел возможное катастрофическое разрушение духовных основ отечественной культуры. И в то же время был убежден в необходимости и важности эстетического начала в жизни современного человека. Он говорил: «Среди бешеного темпа жизни, ошеломляющего потока информации, отсутствия подлинных сенсаций (ибо любая сенсация сегодня — завтра уже не сенсация!), среди материального благополучия, возведенного в некий фетиш, в конечную цель существования, среди всеобщей стандартизации и „конвейеризации“ мыслей, чувств и поступков современный человек остро ощущает недостаток красоты и гармонии». 2 Светланов глубоко верил в то, что сегодня человек, несмотря ни на что, «хочет красоты», и видел свою миссию художника в том, чтобы нести в мир красоту и гармонию.
Личность выдающегося русского музыканта с ее размахом, самобытностью и разносторонностью занимает достойное место в современной культуре, имеет широкий резонанс в музыкальной критике и.
1 Назначено судьбой. Книга о Евгении Светланове. — М., 1990. С. 76.
2 Светланов Е. Музыка сегодня: Статьи, рецензии, очерки. — М., 1985. С. 265. публицистике. Вместе с тем, фигура художника такого масштаба заслуживает философско-эстетического осмысления, а его многогранная деятельность, широта музыкальных интересов дают богатый материал для эстетического освоения специфики творческого процесса музыканта-исполнителя, характера и особенностей формирования творческой личности музыканта.
Степень разработанности проблемы. Современная музыкальная критика постоянно обращается к творчеству Светланова как в связи с его собственным художественным наследием, так и в контексте событий современной музыкальной жизни. Ему посвящено большое количество публикаций музыкально-критического характера, отзывов коллег-дирижеров и композиторов, некоторые из которых вошли в книги, посвященные его творчеству, раскрывающие особенности его личности, характер его работы с оркестром.3.
В качестве конкретного материала в работе используются, прежде всего, музыкальные записи русской и мировой классики, сделанные Светлановым, его книга «Музыка сегодня», 4 а также статьи, очерки, эссе, интервью дирижера, комментарии к радиои телепрограммам. Рефлексия музыканта дает представление о его взглядах на проблемы современной музыкальной культуры, особенности исполнительского искусства, содержит оценки собственного творчества и творчества коллег-музыкантов, что позволяет интерпретировать высказывания Светланова с философско-эстетических позиций и провести эстетический анализ его творчества.
3 Крылова JI. Л. Евгений Светланов: Популярная монография. — М., 1986; Назначено судьбой. Книга о Евгении Светланове. — М., 1990; Цыпин Г. М. 15 бесед с Евгением Светлановым. — М., 1995; Чумакова И. С. Евгений Светланов. Кто он прежде всего? — М., 1997; Николаева-Светланова Н. А. Неожиданный Светланов. Непридуманные истории из нашей жизни. — М., 2006.
4 Светланов Е. Музыка сегодня: Статьи, рецензии, очерки. — М., 1985.
Важную роль в теоретическом осмыслении диссертантом специфики исполнительского творчества сыграли музыковедческие работы и исследования по истории и теории исполнительства, 5 опубликованные высказывания о творческом процессе композиторов, дирижеров и исполнителей других специальностей.6.
Для теоретико-эстетического анализа творчества Е. Светланова. основополагающее значение имели общефилософские и философскоrj эстетические исследования, работы современных авторов, в которых.
5 Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. — М., 1991; Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. — М., 1998; Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. — Л., 1963; Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. -Л., 1974; Бобровский В. О переменной функции музыкальной формы. — М., 1970; Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве. Сборник статей. — М., 1975; Красникова Т. Н. Музыкальная фактура и стиль. Истоки и эволюция. — М., 1995; Мазель Л. Строение музыкальных произведений. — М., 1986; Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973; Холопов Ю. Н. О сущности музыки. Ю. Н. Холопов и его научная школа. — М., 2004; Холопов Ю. Н. О формах постижения музыкального бытия // Вопросы философии. — 1993, № 4- Холопова В. Н. Музыка как вид искусства. — СПб., 2000.
6 Бадура-Скода Е. П. Интерпретация Моцарта. — М., 1972; Бернстайн Л. Музыка — всем. -М., 1978; Вагнер Р. О дирижировании // Дирижерское исполнительство. — М., 1975; Вейнгаартен Ф. Исполнение классических симфоний. Советы дирижерам. — М., 1965; Метнер Н. Музыка и мода. — М., 1935; Мюнш Ш. Я — дирижер. — М., 1965; Стоковский Л. Музыка для всех нас. — М., 1963; Стравинский И. Хроника моей жизни. — Л., 1963; Стравинский И. Ф. Статьи. Воспоминания. — М., 1985; Hindemith Paul. A Composers world. -Cambrige, 1952. n.
Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. — М., 2001; Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. — М., 1979; Гадамер Г. Актуальность прекрасного. — М., 1991; Гадамер Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. — М., 1988; Гартман Н. Эстетика. -Киев, 2004; Гегель Г. В. Ф. Лекции по Эстетике. Т. 1, 2. — СПб, 2001; Гуссерль Э. Избранные работы. — М., 2005; Ингарден Р. Исследования по эстетике. — М., 1962; Кант И. Критика способности суждения // Соч.: В 6 Т., — М., 1966, Т. 5- Лосев А. Ф. Форма — Стиль рассматриваются проблемы художественной интерпретации, онтологии о музыки, эстетические особенности произведения искусства, а также исследования, посвященные анализу творческой личности.9 Кроме того, привлекались работы, касающиеся проблем восприятия музыки.10.
Объект исследования — музыкальное творчество и феномен художника, предмет исследования — творчество выдающегося русского музыканта Евгения Федоровича Светланова.
Цель и задачи исследования
Автор диссертации ставит перед собой цель провести эстетический анализ творчества Евгения Светланова и через призму его творчества рассмотреть в теоретико-эстетическом плане особенности исполнительской деятельности музыканта.
— Выражение. — М., 1995; 1999; Collingwood R.G. The Principles of Art. — New York, 1958; Cassirer E. An essay on man. An introduction to a philosophy of human culture. — New Heaven, 1947. n.
Волкова E. В. Произведение искусства в мире художественной культуры. — М., 1988; Гуренко Е. Проблемы художественной интерпретации (философский анализ). -Новосибирск, 1982; Еремеев А. Ф. Границы искусства. — М., 1987; Каган М. Музыка в мире искусств. — СПб., 1996; Малышев И. В. К определению понятия «музыкальное произведение» // Эстетические очерки. — М., 1980; Малышев И. В. Музыкальное произведение: эстетический анализ. — М., 1999; Baily G. Authenticity and the Artist // A Companion to Aesthetics. — Blackwell Publishing Ltd, 1995; Benson В. E. The Improvisation of Musical Dialogue: A Phenomenonology of Music. — Cambridge University Press, 2003; Kassler J. C. Music, Philosophy: Models in the Universe of Thought (Variorum Collected Studies Series). — Variorum, 2001.
9 Басин E. Я. Творческая личность художника. — M., 1998; Басин Е. Я. Эмпатия и художественное творчество. — М., 2001; Кривцун О. А. Психология искусства. — М., 2000; Крутоус В. П., Басин Е. Я. Философская эстетика и психология искусства. — М., 2006; Яковлев Е. Г. Художник: личность и творчество. — М., 1991.
10 Медушевский В. В. Двойственность музыкальной формы и восприятия музыки // Восприятие музыки. — М., 1980; Медушевский В. В. Диалектика стиля // Культурные ценности: прошлое и современность. — М., 1988; Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. — М., 1972; Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки. — М., 1988; Madell G. Philosophy, Music and Emotion. — Edinburgh University Press, 2002.
Настоящая цель достигается с помощью постановки более конкретных задач:
— определить взаимопроникновение и взаимовлияние различных видов музыкальной деятельности Е. Светланова как важнейшее отличительное свойство его творчества;
— представить музыкально-эстетический мир художника как целостность;
— осуществить анализ творческих принципов Е. Светланова;
— выделить эстетическую специфику многоступенчатого процесса деятельности дирижера;
— рассмотреть особенности существования музыкального произведения;
— проанализировать процесс становления смысла музыкального сочинения;
— интерпретировать взгляды Е. Светланова на музыкальное искусство и творческие аспекты исполнительства с эстетических позиций.
Методологической основой работы, способствующей реализации цели и конкретных задач исследования, послужили методы анализа, разработанные современной герменевтической эстетикой и музыкознанием. Использование опыта философской герменевтики определено тем, что музыкальная интерпретация как художественный результат исполнительской деятельности является одним из важных вопросов диссертационной работы. Специфика данного исследования, направленного на постижение творческого процесса музыканта-исполнителя, обусловила также обращение к принципам феноменологического подхода.
Автор исходит из того, что эстетический анализ творчества Евгения Светланова предполагает комплексный характер изучения его деятельности, универсальность которой определяет необходимость исследовать феномен творчества музыканта в его эстетической целостности и включенности в современный культурно-эстетический контекст.
Научная новизна исследования определяется, прежде всего, новизной поставленной цели, сформулированной как эстетический анализ творчества Евгения Светланова. Новым является также то, что идеи.
Светланова, относящиеся к характеристике музыкального искусства в целом, и его представления об особенностях исполнительской деятельности интерпретированы с философско-эстетических позиций.
Взаимовлияние и взаимопроникновение различных видов музыкальной деятельности Е. Светланова определено как основное отличительное свойство его творчества. В связи с этим, впервые феномен творчества музыканта с философской точки зрения представлен как интегративная система. В процессе исследования выявляется основа целостности художественно-эстетического мира Светланова, показывается, что его взгляды на исполнительское искусство и роль художника в современном мире определяются мировоззренческой позицией музыканта-просветителя. В работе выделены и проанализированы творческие принципы Светланова-дирижера, рассмотрены эстетические особенности его художественного мастерства.
В диссертации проведен анализ исполнительской деятельности в ракурсе философско-эстетического рассмотрения таких проблем как смыслопорождение в музыке, онтологический статус музыкального произведения, диалектическая природа музыкального произведения.
Основные положения, выносимые на защиту:
— исследование многогранной деятельности Евгения Светланова позволяет представить творчество выдающегося музыканта с точки зрения его эстетической целостности;
— подход Светланова к исполнительскому искусству и его понимание особенностей интерпретации музыкального произведения трактуется как глубокое творческое осмысление дирижером исполняемого сочинения, включенного в целостный контекст творчества композитора;
— философско-романтическое мироощущение Светланова определяет характер его творческого самовыражения, исполнительский стиль, а также сферу его музыкальных интересов и пристрастий;
— на основе анализа конкретных исполнительских трактовок музыканта раскрывается философская глубина, свойственная его интерпретациям, и уникальность художественного мастерства дирижера- - исследуемый материал дает возможность теоретического осмысления вопросов, которые активно дискутируются в современной эстетике: проблема существования музыкального произведения, смыслопорождение в музыке, вариативность музыкального сочинения, соотношение объективного и субъективного в исполнительском творчестве.
Научно-практическая значимость диссертационного исследования. Обобщенные в работе материалы и основные результаты данного исследования могут быть использованы для дальнейшего изучения музыкально-исполнительского творчества, при разработке образовательных программ и учебных курсов по музыкальной эстетике, музыкознанию и истории исполнительского искусства.
Апробация полученных результатов. Основные положения и ключевые моменты исследования отражены в публикациях по теме диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры эстетики философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова и рекомендована к защите.
Структура диссертационной работы обусловлена целью исследования и необходимостью выполнения вытекающих из нее более конкретных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Настоящее диссертационное исследование представляет собой попытку эстетического осмысления творчества Евгения Федоровича Светлановавыдающегося русского музыканта. Идеи маэстро, относящиеся к пониманию музыкального искусства в целом, а также различных аспектов исполнительства, рассматриваются и интерпретируются в работе с эстетических позиций. Выявлены творческие принципы Светланова, обуславливающие феномен его творчества. Проведен анализ исполнительской деятельности в ракурсе философско-эстетического рассмотрения таких вопросов как смыслопорождение в музыке, онтологический статус музыкального произведения, диалектическая природа музыкального произведения. В процессе исследования получен ряд конкретных результатов.
Взаимовлияние и взаимопроникновение различных видов музыкальной деятельности Е. Светланова определено как основное отличительное свойство его творчества, в связи с чем феномен творчества художника с философской точки зрения представлен как интегративная система — некая целокупность, наделенная рядом новых свойств, присущих именно творчеству в целом, а не отдельным его частям. Выявлено, что потребность в композиторском творчестве есть глубинная и основополагающая составляющая всего интегративного творческого феномена Е. Светланова. Кроме того, светлановское понимание предназначения музыки как искусства лежит в основе всего художественного творчества Светланова и обуславливает цельность его музыкально-эстетического мира.
Преемственность по отношению к композиторам русской национальной школы — творческим ориентирам с точки зрения эстетических принципов и гражданской позиции (среди которых особо можно выделить С. Рахманинова, Н. Мясковского, Н. Метнера) — обеспечивается художественными пристрастиями и устремлениями Евгения Светланова, сформированными еще в процессе обучения и сохраненными на протяжении всего творческого пути.
Рефлексия Светланова как характерное проявление его творческой индивидуальности дает возможность с большой долей достоверности представить эстетические ориентиры музыканта, раскрыть его мировоззренческие и нравственные мотивы в художественном творчестве, его исполнительские принципы, оценку собственного творчества и творческого «Я». Так, Светланову, безусловно, свойственно философско-романтическое начало в понимании как роли искусства в жизни человека, так и в глубоком осознании эстетической миссии художника. Он оценивает себя как «последнего романтика на земле».
Романтические черты ярко проявляются в его творчестве: целостность и универсальность его музыкального «Я», всеохватность репертуара и творческих интересов, духовно-возвышенное представление о роли искусства в современном мире и понимание задач исполнительства в музыкальном просвещении и эстетическом воспитании.
В процессе исследования особенностей творческой личности Светланова выявлено, что в основе отношения дирижера к исполнительской деятельности лежит его ясно выраженная эстетическая позиция музыканта-просветителя, в соответствии с которой стремление возрождать к жизни «незаслуженно забытые» произведения русской классики является для него мощным творческим импульсом. В рамках философско-эстетического подхода к проблеме возрождения «незаслуженно забытых» сочинений русских композиторов, автор считает возможным соотнести позицию Светланова с бахтинским пониманием (потенциального) значения произведения искусства, которое оказывается близко Светланову-исполнителю.
В работе анализируются основные аспекты просветительства в исполнительском творчестве Светланова, которые четко осознаются самим музыкантом, показывается, что в просветительской деятельности творческая индивидуальность Светланова раскрывается во всей полноте его эстетических, гражданских и нравственных устремлений.
В процессе анализа светлановских высказываний относительно записи как современной формы функционирования музыки, показано, что запись для Светланова имеет значение не только как способ сохранения результатов своей исполнительской деятельности, но, прежде всего, как возможность сохранения редко исполняемых сочинений, включение их в контекст современной музыкальной культуры. Кроме того, новые формы подачи музыки, в понимании Светланова, способны значительно расширить круг приверженцев классической музыки, то есть мыслятся им в рамках просветительской деятельности, а пропаганда музыкального искусства понимается дирижером как форма художественного, эстетического воспитания слушателя, то есть формирования музыкальных вкусов и критериев слушательской аудитории.
Автор считает, что просветительство в рамках исполнительской деятельности Светланова, выступая в качестве своеобразного энергетического импульса, во многом определяет его тяготение к репертуарным циклам.
Анализ дирижерских особенностей Светланова приводит к выводу, что способность маэстро овладевать сознанием оркестрантов и слушателей в момент исполнения сочинения определяется личностью самого дирижера, целостностью его музыкально-эстетического мира, сильными личностными качествами (дирижерской волей и харизмой), совершенством дирижерского мастерства.
Творчество музыканта-исполнителя в работе определяется как сложный многоступенчатый процесс, в рамках которого исполнитель проходит путь от воспринимающего субъекта к воссоздающему или творящему. Многофункциональность каждого элемента музыкальной ткани и неразрывная связь этих элементов и их взаимодополняющий характер составляют способ функционирования музыкального языка, что позволяет сделать вывод о том, что именно единовременность и комплексность восприятия и постижение различных аспектов художественно-образного содержания музыки создает целостное представление о произведении и является особенностью исполнительской работы.
В работе показано, что художественная интерпретация рассматривается Светлановым как личное творческое осмысление, которое, в его понимании, представляет собой симбиоз необходимости и свободы (в связи с проблемой композитор — исполнитель).
В процессе выявления специфики становления смысла в исполнительстве смысл характеризуется как «интенциональная характеристика» сочинения, обладающая безграничными возможностями к порождению значений (раскрытию), что, в свою очередь, наследуется им (смыслом) от безграничности творческого потенциала и реализуется как личное творческое осмысление. Стремление к постижению смысла как «интенциональной характеристики» психологических переживаний, лежащих в основе музыкального сочинения, есть основа творческой работы исполнителя. В ходе этого этапа исполнительской деятельности смысл принимает некий «предметный референс» (или значение), что зависит от личных психологических и мыслительных способностей исполнителядалее исполнитель стремится найти адекватные средства (исполнительские приемы) для передачи творчески осмысленного слушателю.
Музыкальное сочинение как продукт художественной деятельности, обладающий определенной целостностью и завершенностью, неизбежно несет в себе свойства, наложенные на него спецификой самого творческого процесса, основной особенностью которого является бесконечность художественного потенциала, которая выражается, прежде всего, в многозначности, вариативности и процессуальности смыслопорождения. Таким образом, созданное в процессе творчества музыкальное сочинение, как его непосредственный результат, будучи конечной вещью, обладает бесконечным художественным потенциалом, так же как и творческий субъект, его создавшийбесконечность творческого потенциала, с одной стороны, конечность и целостность музыкального сочинения, с другой, обуславливают вариативность как его онтологическое свойство.
В ракурсе рассмотрения вариативности (как сущностного свойства музыки) систематизируются следующие ее предпосылки, заложенные в самой природе музыки: условность нотной записи, неоднозначность музыкальной формы как вида логической организации сочинения, субъективность исполнительского творчества и слушательского восприятия.
Делается вывод, что нотный текст, представляя собой лишь форму бытования или информационную модель музыкального сочинения и являясь его неотъемлемой частью, не идентичен музыкальному произведению в целом как культурному феномену и нуждается в творческом воплощении. Вариативность как сущностное свойство музыки определяет особенности исполнительского творчества (представляющего собой процесс расшифровки текста, творческого освоения представленной информации и воплощения текста и «внетекстового контекста» в форме целостного, объективно звучащего музыкального сочинения как художественного феномена) и обуславливает, на первый взгляд, парадоксальную возможность существования различных несходных и, даже нередко противоречащих друг другу интерпретаций одного и того же музыкального сочинения, как исторически разновременных, так и сосуществующих в рамках одного временного отрезка.
В работе показано, что форма в музыке выполняет не только знаковую (семиотическую) функцию, но и несет в себе эстетическую и смысловую нагрузку, и, следовательно, отношения формы и содержания в музыке представляют собой, с одной стороны, неразрывную целостность и взаимосвязано функционирующее целое, а с другой, некую относительную самостоятельность и многофункциональность каждого из компонентов. Кроме того, форма, как индивидуализированная структура, определяющая музыкальную целостность сочинения, есть выражение композиторского представления об адекватном воплощении идеи, лежащей в основе музыкального сочинения.
Таким образом, вследствие того, что совершенство и художественная ценность музыкального произведения определяется степенью внутреннего единства идеи и ее воплощения, исполнительское творчество как личное творческое осмысление должно быть направлено на выявление внутреннего единства композиторской идеи и ее воплощения — формальной индивидуальной структуры музыкального сочинения с целью оптимального представления идеи в звуковой форме.
При рассмотрении вопроса идентичности музыкального сочинения автор приходит к выводу, что интерпретация музыкального произведения может быть лишь его условным эквивалентом. То есть служить выражением и соответствовать ему в каком-либо отношении, но не может достичь идентичности (тождественности и одинаковости).
В контексте того, что музыка представляет особый вид искусства с онтологической точки зрения, обращается внимание на то, что одной из специфических форм существования музыкального произведения может выступать форма мысленного представления (или озвучивания) в сознании музыканта-профессионала. Доказательства существования этой специфической формы бытования музыки базируются на широко известных фактах работы музыкантов разных специальностей за столом, а не за инструментом.
В рамках анализа исполнительских принципов Светланова автором выделяются: верность своим «музыкальным корням», полная самоотдача искусству, творческая ответственность, целеустремленность, бережное, внимательное отношение к авторскому тексту, детальная продуманность исполнительской концепции, возникающая в результате огромной подготовительной работы с текстом, смелость первооткрывательства, подход к исполнительству как форме просвещения и воспитания.
Одной из существенных особенностей Светлановского исполнения, по мнению автора, является его отношение к исполняемому произведению как органичной части творчества композитора в его художественной целостности, а также способность видеть творчество композитора в рамках той или иной национальной композиторской школы. Стремление к цикличности в исполнительской деятельности, умение Светланова выявить целостность музыкального материала на мета-репертуарном уровне позволяют выделить важные особенности не только Светланова-исполнителя, но и его творческой личности музыканта в целом. Этоспособность мыслить монументально, видеть объединяющее начало в музыкальном материале, его общую идею и умение выстроить собственную исполнительскую деятельность, подчинив ее этой общей идее.
Таким образом, как показано в диссертации, творческие принципы Светланова-исполнителя дают возможность еще раз подчеркнуть обоснованность подхода к анализу музыкальной деятельности великого русского дирижера с точки зрения полноты и целостности его художественного мира.
Евгений Федорович Светланов как музыкант ярко выраженной индивидуальности занимает особое место в отечественном и мировом музыкальном искусстве XX века. Цельность творческой личности, глубокая укорененность в русской национальной традиции, всеохватность художественных интересов, многогранность культурной деятельности в сочетании с каждодневным титаническим трудом и беспредельной преданностью искусству создают неповторимый культурно-эстетический феномен художника огромного масштаба. Творческие достижения маэстро имеют непреходящую эстетическую значимость для современной художественной культуры.
Список литературы
- Адорно В. Теодор. Эстетическая теория. — М., 2001.
- Алексеев А. Д. Творчество музыканта-исполнителя: На материале интерпретаций выдающихся пианистов прошлого и настоящего. -М., 1991.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. М., 2000.
- Андрияускас А. А. К вопросу о методологических аспектах исторических связей искусствознания с эстетикой и философией искусства (XVIII-XX вв.) // Методологические проблемы современного искусствознания. -М., 1986.
- Андроников И. Дирижирует Евгений Светланов // Известия. -1972, № 60.
- Арановский М. Г. О психологических предпосылках предметно-пространственных представлений // Проблемы музыкального мышления. -М., 1974.
- Арановский М. Г. Музыкальный текст: структура и свойства. -М, 1998.
- Армариум. Научно-методические материалы кафедры Истории и Теории Мировой культуры филосовского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. М., 2002.
- Асафьев Б. В.Музыкальная форма как процесс. Л., 1963.
- Асафьев Б. В. Путеводитель по концертам. — М., 1976.
- Асафьев Б. В. Русская живопись. Мысли и думы. М., 1966.
- Асафьев Б. В. Русская музыка. XX и начало XIX века. Л., 1979.
- Афанасьев С. Г. Музыкальное искусство как предмет комплексного исследования. Диссертация на соискание ученой степени к.ф.н. М., 2006.
- Бадура-Скода Е. П. Интерпретация Моцарта. М., 1972.15,16,1718,19,20