Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Эстетика пространства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Эстетический подход позволяет показать и объяснить роль чувства пространства в жизни человека, выявляя его в комплексе целостного восприятия и осмысления мира. Подобный ракурс рассмотрения ^ пространства применялся лишь в отношении художественных работ, где объектом служил хронотоп того или иного произведения искусства, или ландшафтов, где пространство говорило само за себя. Результаты данного… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ПРОСТРАНСТВО КАК ОБЪЕКТ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Пространство как эстетическая категория
    • 1. 2. Типология пространства
    • 1. 3. Художественный образ пространства
  • 2. КУЛЬТУРНО — ИСТОРИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
    • 2. 1. «Донаучные» представления о пространстве
    • 2. 2. Концепции и образы пространства в Новом и Новейшем времени
    • 2. 3. Образы пространства в русской культуре и философско-эстетической мысли

Эстетика пространства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современная лексика — обыденная, научная, публицистическая, художественная — чрезвычайно богата именованиями самых разнообразных «пространств». Говорят о пространстве глобальном, информационном, виртуальном, экономическом, политическом, о пространстве культуры и социума, общения, дома и личной жизни. Такая ситуация, с одной стороны, способствует развитию плюрализма в исследованиях, пытающихся систематизировать подобное множество, а с другой, — свидетельствует о том, что понятие пространства приобретает особое значение для современного человека перед лицом конфликтного, противоречивого, динамично меняющегося мира.

Современный социум, в том числе и российский, характеризуется состоянием переходности, радикальной смены ценностных ориентиров, дроблением жизненного пространства на множество самодостаточных локусов. Неслучайно в последние годы говорят о постсоветском пространстве, знаменующем собой не столько географические константы, сколько культурно-психологические факторы. Социализированное и идеологизированное пространство советского мира предполагало полноту включенности каждой личности в общее дело, охватывавшее собой все сферы жизни человека и государства, выводя их на планетарный уровень.

Мощнейший план по переустройству всех форм освоения и осмысления пространства, начиная от географического и заканчивая художественным, на сегодня оказался несостоятельным. На смену материалистической доктрине советского общества, объединенного целью построения идеального государства, пришли и стали чрезвычайно модными различного рода идеологии, мистические, псевдорелигиозные идеи и культы, компенсирующие фундаментальную потребность личности в самоопределении.

Ценностно-смысловая ориентация в бытии, стремление к конструированию целостного, по возможности непротиворечивого, ^ соразмерного человеку образа мира, осуществляется в процедурах пространственно-временного моделирования идеальной реальности. Соответствие этой модели действительному положению вещей обеспечивает человеку стабильность душевных состояний, уверенность в себе и своих действиях, упорядочивает деятельность и наполняет жизнь смыслом. В этой ситуации особенно важно исследование глубинных процессов созидания духовного пространства личности и общества. Именно здесь поиск обращается к чувству пространства как присущей всем людям эстетической способности, активно участвующей в конструировании жизненного мира личности, структурируя ценностные ориентиры и способы деятельности, социальные и культурные взаимоотношения.

Теоретическая актуальность темы обусловлена тем обстоятельством, что речь идет об общенаучной категории пространства в ее философско-эстетическом смысле, а также с междисциплинарным характером проблемы. Сегодня проблематика пространства, прямо или косвенно, достаточно активно обсуждается в естественнонаучной,) культурологической, философской и психологической литературе, и становится предметом дискуссии в средствах массовой информации. Множественность разнохарактерных позиций, подходов и концепций, высказываемых в этой полемике, требует осмысления и философско-эстетической интерпретации.

В современной эстетике — отечественной и зарубежной — вопрос об эстетических чувствах, их роли и ориентационно-познавательных функциях пересматривается вновь и вновь, что соответствует принципам гуманитарных наук, обращающихся к проблемам личности и исследующих ее место, возможности и роль в общественной жизни и культурном творчестве.

Экскурс в историю эстетической мысли убеждает в том, что чувство пространства, реализуемое в созидательной практике культуры, во многом определяет мировосприятие эпохи и сущностные характеристики ее художественных форм. В этом контексте обращение к русской философско-эстетической традиции понимания пространства позволяет точнее понять ментальные основания национального самосознания и культуры.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в педагогической практике в средних и) высших учебных заведениях, в вузовских курсах эстетики и истории русской культуры, а также — в искусствоведческих, культурологических и социально-психологических исследованиях. Данная работа вносит ясность в многообразие представлений о пространстве и выявляет саму причину и основу этой множественности — чувство пространства. Это позволяет критически осмысливать достижения и установки разнообразных дисциплин, тем или иным образом затрагивающих проблему пространства, его отражения в человеческом сознании,) способах культурной, социальной интерпретации пространственности.

Выстроенная в данном исследовании схема ориентации человека в пространстве и построения им образа мира наглядно демонстрирует принцип и последовательность освоения и осмысления действительности и, что не менее важно, — место эстетического восприятия в этом процессе.

Эстетический подход позволяет показать и объяснить роль чувства пространства в жизни человека, выявляя его в комплексе целостного восприятия и осмысления мира. Подобный ракурс рассмотрения ^ пространства применялся лишь в отношении художественных работ, где объектом служил хронотоп того или иного произведения искусства, или ландшафтов, где пространство говорило само за себя. Результаты данного исследования расширяют горизонты эстетического осмысления реальности, расценивая чувство пространства как основу ценностной ориентации человека в мире. Все формы осознания пространства несут в себе в той или иной степени эстетическое содержание. Эстетика пространства прочитывается не только в искусствоведческих, культурологических исследованиях или дизайнерских проектах, но и в исторических изысканиях, научных теориях, геополитических практиках.

На практике знание принципов осмысления и освоения человеком пространства позволяет яснее обрисовывать проблемы современного видения мира, которое синтезирует научные, художественные и другие подходы к изучению реальности.

Степень разработанности проблемы.

Корпус текстов, авторы которых обращаются к проблематике пространства, можно представить в нескольких тематических группах естественнонаучной, философской, психологической, социологической и искусствоведческой научной литературы.

Описанию физического пространства и его структуры посвящены работы И. Р. Пригожина, Г. Рейхенбаха, Л. Д. Ландау, С. Хокинга, Р. Пенроуза, A.M. Бекарева и многих других исследователей, в которых обобщаются данные точных наук — астрономии, физики, математики. При этом, как правило, изложению авторской концепции предшествует ретроспективный обзор движения представлений о физическом пространстве, который предлагают, в частности, А. Л. Симанов, В. К. Потемкин, В. В. Корухов, М. Д. Ахундов, О. В. Шарыпов. Философские аспекты проблемы раскрываются в работах К. К. Абасова, Р. А. Аронова, В. В. Терентьева, А. Грюнбаума, которые трактуют данные современного естествознания в аспектности единства мира.

Этот ряд работ формирует современную типологию пространства, где реальное физическое описывается как существующая данность, как ^ объект познания, перцептуальное — как результат индивидуального чувственного восприятия, а концептуальное — конструируется теоретически и становится предметом научного обсуждения.

Определяя место и границы предмета диссертационного исследования, важно опираться на данную типологию, помня, что физическая форма пространства непосредственно связана с материальными объектамичто любой концепт — плод естественнонаучного опыта и рационального осмысления мира. Концептуальным представлениям предшествует, корректирует их и результирует — перцептуальный и,) идущий вслед за ним, опосредующий рациональное мышление чувственно-ориентационный эстетический опыт построения образа мира, который актуализуется в социокультурном творчестве. Эстетическое чувство пространства — является надперцептуальной ступенью сознания, на которой совершается переход от интуитивно-чувственного к рационально-логическому осмыслению реальности.

К психолого-антропологическим вопросам восприятия пространства обращались М. Мерло-Понти, И. Рок, И. Ренчлер, Б. Херцбергер, | Д. Эпстайн, а из отечественных исследователей — Б. Г. Ананьев,.

М.Д. Дворяшина, Д. Г. Элькин, Д. Б. Эльконин. Психологическим аспектам обживания социального пространства и манипулирования им посвящены работы А. Пиза, Б. Рассела, Р. Соммера, где восприятие пространства трактуется как один из фундаментальных психо-физиологических процессов функционирования центральной нервной системы. В этой связи интересными оказываются описания (например, в лекциях А. Г. Данилина, работах В. Ценёва, И.Дж. Лэгуна и О. Хаксли) особенностей восприятия пространства, его конструирования в измененном состоянии сознания, будь то последствия наркотического или алкогольного опьянения, шоковое состояние, экстаз, острое протекание психических заболеваний или депрессия.

В социологических исследованиях Г. Фон Кайзерлинга, А. Лефевра, Ф. Броделя, П. Л. Бергера и Т. Лукмана, Г. Зиммеля и Г. Е. Зборовского проблематика пространства размещена в контексте геополитических проблем, и разрешается как способ организации жизни нации и государства в духе идей основоположников германской школы геополитики Ф. Ратцеля и К. Хаусхофера. Геополитические взгляды на пространство России представлены в работах А. Г. Дугина, Ю. В. Тихонравова, А. С. Королева, Т. Михайлова, Н. А. Нартова, Д. Н. Замятина.

Различные формы конструирования пространства рассматриваются в психолингвистических и семиотических работах современных российских авторов: Ю. М. Лотмана, В. Н. Топорова, Т. В. Топоровой, В. А. Гак, Е. С. Кубряковой, Л. Г. Пановой, Н. Д. Арутюновой, И. Б. Левонтиной, В. Ф. Петренко, а также в многочисленных культуролого-этнографических и исторических разработках, начиная с Л. Н. Гумилева, исследующих исторические этапы и принципы развития этносов и народов.

В.Л. Каганский, Г. Гусейнов, А. Ахиезер, В. Л. Глазычев,) В. А. Колосов, Б. Н. Миронов связывают пространственные характеристики.

России с проблемами антропологии, определением специфики национального самосознания и культуры.

В истории философской мысли проблематика пространства укоренена прочной традицией, которая прослеживается от И. Канта, О. Шпенглера, А. Шопенгауэра до Л. Витгенштейна и Э. Тоффлера. В русской философии к ней обращались Н. А. Бердяев, Н. О. Лосский, Н. Ф. Федоров, П. А. Флоренский, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадскийиз наших современников — М. К. Мамардашвили, A.M. Мостепаненко, а также современные апологеты синергетики с ее идеями целостности жизненного пространства.

В рамках культурологических и искусствоведческих исследований примечательны работы Д. С. Лихачева, Р. А. Зобова, В. А. Фаворского, М. С. Кагана. Опыты использования пространственно-временных категорий при рассмотрении исторических памятников и произведений искусства известны, по крайней мере, со времен П. Флоренского, С. Булгакова и Е. Трубецкого, а в последние десятилетия тема пространства в художественном произведении — будь то живописное полотно или литературных текст, — получила широкое распространение. Здесь особый вклад внесли работы М. М. Бахтина. Исторический обзор | исследований по философии искусства убеждает в том, что пространство культуры и художественного текста было объектом интереса представителей самых разных направлений: В. Розанов и М. Хайдеггер, Г. Башляр и В. Бычков, А. Габричевский, Б. Раушенбах и Л. Успенский обращались к разработке этой проблемы. Однако, несмотря на различия мировоззренческих установок и способов исследования, все они приходят к мысли о том, что пространственные характеристики культуры изоморфно выражают чувство пространства, обладающее личностными, этническими, | социокультурными особенностями.

Основываясь на результатах анализа объемного корпуса научной литературы, посвященной проблематике пространства, можно утверждать, что в современном конгломерате наук пространство подлежит осмыслению с разных точек зрения: физика обращается к его природным, мерным, структурным качествамкультурология рассматривает феномены и символы пространства культурысоциология — общественные взаимоотношения в пространстве общественных связейискусствоведческие дисциплины — особенности художественного мирапсихология — специфику индивидуального и группового восприятия и переживания пространствафилософия имеет своей задачей осмысление его бытийных характеристик.

В таком контексте эстетическое исследование с неизбежностью оказывается междисциплинарным, используя комплексную методологию, имеет своей целью обнаружение сущностных оснований пространственных отношений человека с миром природы, культуры и социума. Таким основанием оказывается эстетическое чувство пространства, которое основывается на присущей человеку от рождения способности к перцепции трехмерного мира, но обретает смысловое наполнения в процедурах социокультурного становления личности. Это позволяет говорить не только о восприятии пространства как естественной способности, но о | принципах культурной ориентации и структурной организации жизни социума.

Исследование выполнено на материале русской культуры. Выбор источников обусловлен их репрезентативностью для философско-эстетической проблематики пространства.

Историческая часть исследования опирается на труды Дионисия Ареопагита, Козьмы Индикоплова, Г. С. Сковороды, С. Н. Булгакова, Н. А. Бердяева, И. О. Лосского, Е. Н. Трубецкого, П. А. Флоренского,) Ф. Н. Федорова, К. Э. Циолковского, Д. С. Лихачева, А. Меня.

Анализируются идеи Б. В. Раушенбаха, Б. А. Рыбакова, В. В. Бычкова, Г. К. Вагнера, В. В. Зеньковского, В. В. Бибихина, А. П. Валицкой, А. В. Григорьева, В. В. Казютинского, Л. С. Учаневой, А. Кураева, И. В. Кондаковаавтор ссылается на публикации В. Л. Каганского, М. Эпштейна, С. С. Хоружего, Л. М. Тираспольского и В. В. Новикова, И. М. Дзялошинского, Г. А. Аграната и В. Е. Еремеева.

Цель исследования — определить эстетическое чувство пространства как основу целостного представления о мире.

Достижение цели предполагает последовательное решение следующих задач:

— разграничить понимание пространства как естественнонаучно постигаемой реальности, философской категории и эстетического чувства;

— определить пространство как эстетическую категорию и обосновать статус эстетического чувства пространства, его фундаментальную мировоззренческую роль в построении личностного образа мира, в формировании культуры;

— выстроить типологию пространства и рассмотреть его основные формы и их особенности, раскрывая их роль и место в формировании индивидуального жизненного пространства личности и его ценностного содержанияпроследить историческую динамику пространственных представлений на материале русской культуры.

Объектом исследования выступает пространство как эстетическая и социокультурная категория, а предметом — эстетическое чувство пространства, отраженное в образах русской культуры.

Методология: Работа имеет междисциплинарных характер и.

I использует достижения, результаты и методы различных наук, что вызывает необходимость формирования комплексного подхода к решению поставленных задач. Проведен структурно-типологических анализ самого понятия пространства в текстах, посвященных проблемам искусствоведения, этнологии, лингвистики, семиотики, культурологии, истории и философии, а также вопросам о физической структуре и происхождении мира. Проведена их классификация по внешним признакам и обобщение — по внутренним, содержательным характеристикам.

В работе использованы элементы художественного анализа текстов и материальных объектовприменен источниковедческий подход при ^ работе с текстовым наследием прошлого и трудами современных авторов.

Обращение к истории отечественной культуры предполагает использование методов исторической реконструкции и сравнительной типологиигерменевтического и семиотического подходов к интерпретации тех или иных культурных смыслов художественно-эстетических феноменов и философских текстов. Феноменологический метод позволяет обнаруживать универсальные принципы, определяющие чувственно-эмоциональные составляющие картины мира того или иного исторического периода. Данный метод дает возможность рассматривать | пространство как объект интенционального созерцания и переживания.

Новизна полученных результатов состоит в следующем:

— пространство рассматривается как философско-эстетическая категория в совокупности всех ее характеристик, а так же как ориентационное эстетическое чувство;

— выстроена схема последовательного восприятия и осмысления пространства, где выявлено особое эстетическое пространство взаимоотношений с действительностью.

— исследована роль эстетического чувства пространства в формировании культурных форм и жизненного мира личности;

— разработанная типология пространства применена к анализу русской культуры и философско-эстетической мысли.

Положения, выносимые на защиту: 1. Чувство пространства в эстетической познавательной и творческой практике выступает как способность формировать миросозерцание личности и отражать определенный характер культуры и общества в целом.

2. Типология пространства, основанием которой является воспринимающая способность человека, включает в себя отношения между действительным физическим пространством, сферой перцепции, полем эстетического опыта и концептуальным моделями и художественными образами пространства. Эта типология выявляет структуру восприятия и познания человеком мира, обращаясь к пространственной ориентации как к фундаментальной способности сознания.

3. Ориентационное чувство пространства, присущее человеку как естественная способность, в ходе культурного развития личности обретает эстетическое наполнение и ценностное содержание.

4. Историческое движение культурных форм связано с трансформацией пространственных представленийэти модификации происходят с увеличением возможностей человека, сменой культурных и научных парадигм, изменения образа жизни.

5. Чувство пространства, определяющее особенности национального мировидения и самосознания, сохраняет историческую преемственность и отражается в материальном и философско-эстетическом наследии русской культуры.

Апробация диссертации: основные положения диссертации были представлены автором на межвузовских конференциях «Ребенок в современном мире. Культура и детство». (СПб., 2003), «Ребенок в современном мире. Государство и дети» (СПб., 2004). «Ребенок в современном мире: Семья и дети» (СПб., 2005.), «Философия дома» (СПб., 2005), «Преподавание философии в Вузе: проблемы, цели, тенденции» (Магнитогорск, 2005), на Седьмом международном философско-культурологическом конгрессе: «Динамика ценностных ориентации в современной культуре: поиск оптимальности в экстремальных условиях» (СПб., 2004), международной научно-практической конференции «Отечественные традиции гуманитарного знания: история и современность» (СПб., 2005) — обсуждались на семинарах и заседаниях кафедры эстетики и этики РГПУ им. А. И. Герцена.

Структура исследования обусловлена изложенными выше целями и задачами: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 309 наименований, в том числе и на иностранном языке.

Выводы.

1. Эстетический образ пространства предшествует любым концептуальным и художественным представлениям, каждый раз формируя особую систему представлений о мире — идет ли речь о мифологическом, античном, средневековом христианском мировоззрении или о теоретических взглядах характерных для эпох Возрождения, Нового или Новейшего времени. Эстетическое восприятие пространства сохраняет преемственность на протяжении нескольких исторических периодов, тем не менее, трансформируясь и приобретая новые черты и воплощения.

Архаическое понимание пространства наполнялось яркими мифологическими образами и находило дельнейшую разработку в философских теориях и религиозных учениях древности. Мифологическая, теои антропоцентрическая, идеалистическая и материалистическая парадигмы сменяли одна другую, один образ мира трансформировался в последующий. За это время чувство пространства, отраженное в образах культуры, прошло долгий путь от антропоморфных, перцептуально-символических до фисиологических" концептуально-пластических учений античностиот геоцентрических и символико-аллегорических образов средневековья до визуально-идеализирующих концепций Возрождения и абстрактно-логических представлений Нового времени, доминирующих и в современном мировоззрении. Поворот к научной картине мира позволил отнести пространство в разряд научных категорий. Тем не менее, чувство пространства, прочитывается ли оно в мифологических сюжетах, религиозных символах, произведениях искусства, воплощено ли в линиях архитектуры, математических формулах или философских текстах, -изначально имеет образную природу. Действительность раскрывается человеку в форме пространственных образов, создающих целостную картину мира в его сознании. Достижения психологии XX века только подтвердили связь чувственно-образного восприятия пространства с возможностями человеческого сознания, а интерес к пространству в современности обусловлен многогранностью его понимания и неоднозначностью трактовок того облика бытия, который складывается в чертах культуры и в сознании современного человека. Каждая историко-культурная эпоха характеризуется особым типом эстетического образа мира, его практического и духовного освоения действительности. Его специфика определяет те принципы, основываясь на которых, можно говорить о характеристиках национального мировоззрения. Изучение эволюции и преемственности образов пространства на примере русской культуры показало, что стремление к целостному восприятию мира является основной сущностной характеристикой мировидения русского человека. Формирование образа мира и черт национального самосознания неразрывно связано с эстетическим восприятием человеком пространства и себя в нем. Последовательная трансформация мировоззренческих установок — от языческих и религиозных до научно-философских взглядов на мир при всех своих внешних различиях, тем не менее, основывается на едином чувстве пространства. Четкая структурная организация и иерархичность бытия, стремление к объединению и объяснению внешнего мира как целостности, подчиненной единой идее — эти элементы мировоззрения прослеживаются на протяжении всей истории культуры России. Несомненно, способы осознания и организации пространства эволюционировали и изменялись, все больше перетекая в сторону концептуальных форм его освоения, вплоть до появления виртуальных пространств.

Отражение эстетического образа мира в формах русской культуры средних веков создало такой феномен, как православный храм. Эстетика пространства храма и пространства, в которое он вписан, оставалась и остается неизменной в своих основополагающих принципах на протяжении веков и сохраняет свое воздействие на людей до сегодняшнего времени. Мир и храм как его центр получают целостное и ценностное осмысление и воздействуют тем самым на восприятие русским человеком себя, своей жизни, своего места в мироздании. Пространство храма выявляет не только эстетический образ мироздания в культуре русского средневековья, но и сущность отношения человека к миру, Богу и самому себе. Таким образом, в рассмотрении эстетики пространства православного храма раскрываются фундаментальные качества менталитета русского человека.

Основная идея космизма о том, что человек и космос неразрывно связаны, проистекает из архетипического образа «космического человека», укорененного в сознании, из чего следует, что внутреннее ощущение своего единства с окружающим миром изначально свойственно каждому человеку. Проецируясь на различные социокультурные феномены: религию, искусство, литературу, науку и на обыденное сознание, идея космизма, тем самым, реализует реальную глубинную связь человека и мира. В этом смысле космизм как феномен русской культуры был рассмотрен в качестве особого мировидения и мироощущения, суть которого заключается в восприятии мира как целого.

Космизм транслирует эту целостность мировидения, рассматривая взаимосвязь человека и мира как космических явлений. Эстетика космизма оказывает влияние на формирование новой картины мира в современном обществе, остро нуждающемся в пересмотре взгляда на мир и на человека. Наличие целостного образа мира позволяет человеку воспринимать и исследовать мир не как собрание разрозненных явлений, но как цельную развивающуюся систему и, что более важно, — ощущать себя в этом мире как цельную, неповторимую личность, призванную к свободному творчеству и самосовершенствованиюявляться не «потребителем», а творцом культуры, отвечать на вопросы, которые ставит жизнь, не с позиций обыденного сознания, а находить свой индивидуальный путь разрешения проблемных ситуацийполноценно участвовать в жизни общества.

Таким образом, эстетическое чувство пространства, отраженное и транслируемое в феноменах культуры, сохраняет преемственность, трансформируясь на протяжении истории. При этом оно продолжает воздействовать как на культурное движение и развитие нации, так и на индивидуальное восприятие действительности и мировоззрение личности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило выявить границы компетенции категории пространства и показать, что многочисленность толкований этой категории существует в рамках определенной философской традиции, в которой пространство функционирует как синтетическое понятие.

Исследование дало возможность проследить тенденции формирования взглядов на пространство в контексте их развития. Развитие наук и накопление объективных знаний о Земле и Вселенной долгое время строго детерминировали понимание пространства как протяженности и места. К XX веку нарастает тенденция понимания бытия в пределах гносеологии и персонологии, что определяет эстетическую аспектность проблематики пространственных отношений. В современных научных текстах пространство обретает статус общенаучной и философской категории, схватывающей бытийные характеристики мира.

Опираясь на критическую традицию И. Канта, исследование обращается к пространству как к эстетической категории. С учётом наработок М. К. Мамардашвили, A.M. Пятигорского и других отечественных мыслителей обосновывается утверждение о том, что пространственные структуры восприятия мира предполагаются свойствами сознания и развиваются в процессе эмпирического опыта. Пространственность как форма созерцания внешнего мира изначально присуща сознанию, составляет его качественную определенность, и обнаруживая себя в процессе непосредственного восприятия.

Чувство пространства следует отличать от перцептуального ощущения внешней среды. Как ориентационная способность, оно проявляет себя в рамках индивидуального опыта, который, несомненно, основывается на перцептуальном, но дополняется эмоционально-интеллектуальной оценкой происходящего. На основе эстетического чувства складываются многочисленные представления о пространстве, которые формируются и закрепляются в практике культуры, развиваются и обогащаются социокультурным опытом личности.

Эстетическое чувство пространства является, таким образом, основой целостного восприятия и осознания мира. Обращение к образам мира, зафиксированным в культуре, позволяет проследить работу ориентационных чувств и их роль в формировании мировидения той или иной эпохи. Чувство пространства как основа построения образа мира и человека в нем, является исходной позицией для последующего рационального философского или художественного осмысления мира.

Эстетическое чувство, включенное в систему восприятия и осознания действительности, позволяет выявить особую сферу опыта — эстетическое пространство. Последнее фиксируется сознанием человека и воплощается в феноменах культуры, во многом определяя ход ее развития, поскольку отражает ценностное отношение человека к миру.

Описание системы концептуальных пространств, разработанных культурой с целью объяснить мир, дало возможность выявить те принципы, по которым человек выстраивает свое жизненное пространство и последовательно проанализировать его структуру. Этот ход позволил рассмотреть действие индивидуального ориентационного чувства, формирующего жизненный мир личности, а обращение к историческим формам представлений о мире в русской культуре позволило выявить культурообразующую роль эстетического чувства в ценностно-ориентационном освоении мира.

На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие Выводы:

1. Категория пространства в современной научной, теоретической и общественной практике обладает тремя смысловыми значениями. Во-первых — это обозначение реальности, с которой человек ежедневно взаимодействует. Во-вторых — это научная и философская категория, употребляемая в различных областях знания. В-третьих, это структурное основание образа мира, существующего в личностном сознании, научных, художественных и религиозных концепциях.

2. Чувство пространства — эстетическая способность, проявляющаяся в процедурах воссоздания и конструирования целостного образа реальности. Данная способность является сущностным свойством сознания, определяющим априорность пространства как формы созерцания и восприятия мира. Это обуславливает работу мышления, способность вербального, символического, концептуального или художественного отражения мира.

3. В типологии пространства, выстроенной в данном исследовании, выделены несколько форм его осознания, объединенных единым алгоритмом восприятия — эстетическим чувством пространства. Образ пространства возникает, осмысляется и транслируется на нескольких уровнях: перцептуальном, эстетическом, концептуальном и художественном. Перцептуальный уровень восприятия и осмысления пространства базируется на непосредственных ощущенияхэстетический реализует чувственно-оценочное отношение к действительностиконцептуальный уровень характерен для рационально-логических исследований пространственных форм, а художественный способ восприятия пространства объединяет в себе концептуальные представления и эстетические образы.

4. Перцептуалыюе пространство является первой ступенью восприятия, поскольку связано с непосредственными ощущениями, получаемыми органами чувств. Зрительные, тактильные, слуховые анализаторы позволяют человеку ориентироваться в окружающем мире, но информация, поступающая от них, еще не является эстетической.

5. Эстетическое пространство рассматривается как одна из форм восприятия и осознания пространства, а так же как способ организации чувственно-ценностного опыта. Чувство пространства «работает» не только в форме индивидуального эстетического восприятия и оценки, но фиксируется на социальном и культурном уровнях как ментальная характеристика общественного сознания. При этом оно остается той константой, которая позволяет личности взаимодействовать с миром в рамках определенной культурной традиции, что позволяет говорить о включенности чувства пространства национальные характеристики культуры.

6. Концептуальные модели конструируют основные формы пространствафизическую (природную), социальную, культурную и духовную реальности, которые оказываются специфическими способами построения образа мира.

7. Концептуальные модели мира, опирающиеся на непосредственный перцептуальный и эстетический опыт, обретают психологический, культурный, социальный, информационный, художественный и другие смыслы. Стремление выявить структурные закономерности бытия породило целый спектр концептуальных форм, моделирующих разные грани реальности. Эти формы пространства не имеют жестких границ, но активно взаимодействуют друг с другом. Объектом концептуальных исследований является жизненное пространство человека во всем его многообразии, что проявляется в обращении к природному, культурному, социальному и личному пространствам, относящимся к разным аспектам жизни человека и общества.

8. Соотношение различных пространственных форм относительно личного пространства показали, что духовное пространство личности является центром системы жизненных ориентаций человека в окружающей его природо-социо-культурной среде. Духовное пространство — это смысловое ядром, структурирующее и соединяющее внутренний мир личности со сферой культуры, и отражающееся как во внутреннем строе души, так и в феноменах культуры и жизни социума, причем эстетический образ мира является по отношению к действительности первой ступенью ценностного отношения. Эстетика пространства реализуется в отношении личности к своему жизненному пространству как к ценности, раскрывая эту ценность в зримых чувственных образах, делая ее доступной для понимания во всех сферах — природной, социальной, культурной и духовной, — единого жизненного пространства.

9. Чувство пространства, позволяя человеку ориентироваться в окружающем мире, является медиатором между духовным миром личности и ценностями культуры. Эстетическое освоение мира обладает преимуществом перед рационально-логическим, поскольку базируется непосредственно на чувствах человека, подготавливая деятельность рассудка и структурируя взаимоотношения человека, общества, природы и культуры.

10. Результатом духовно-практической деятельности человека является пространство культуры, которое понимается в самом широком смысле как пространство жизни, сотворенное и организованное человеком, со всеми его формами поведения, закономерностями, предметным миром, явленное как совокупность материальных и духовных ценностей, приобщение к которым происходит в результате становления личности как социокультурного существа. В пространстве культуры формируется и фиксируется эстетический образ мира, приобретающий в процессе своего бытования определенные формы.

Социальное пространство, будучи полем межличностных отношений, сопряжено с духовно-ценностными установками, транслируемыми в эстетической форме и отраженными в эстетических принципах и методах организации социальной сферы. Чувство пространства, направленное на организацию природной среды реализует себя в эстетике ландшафта. Здесь влияние окружающей среды проявляет себя в формировании сознания, чувств и деятельности человека: характеристики ландшафта, прочитывающиеся в эстетических образах, запечатленных в культуре, представляют собой способ включенности этого ландшафта в жизненное пространство человека.

11. Художественное пространство рассматривается, с одной стороны, как эстетическая мировоззренческая концепция. В художественном мире действительность преображается, в нем происходит реорганизация пространственных отношений. Это позволяет создавать особую художественную реальность, в которой запечатлено не только авторское чувство пространства, но и эстетический образ мира, характерный для всей культурной ситуации того или иного времени.

12. Обращение к истории формирования религиозных, научных и философских концепций пространства, принадлежащих разным эпохам, с целью проследить эволюцию представлений о пространстве в мировой мысли, продемонстрировало постепенный переход этой категории из сферы образного восприятия мира в сферу абстрактно-логического осмысления бытия. Такая динамика позволяет соотносить разнообразие представлений о мире с уровнем научного и технического развития, а так же религиозными и философскими воззрениями общества, характерными для той или иной культуры.

13. Каждый историко-культурный тип восприятия и осознания пространства характеризует эстетический образа мира той или иной культуры или эпохи в целом, поскольку специфика пространственных образов сопряжена с характеристиками национального мировидения.

14. Рассмотрение образов пространства в русской культуре на примере преемственности мировоззрения Древней Руси и философии космизма в свете разработанной типологии, показало, что на протяжении русской истории представления о пространстве парадоксальным образом сохраняли свою идентичность, трансформируясь в частных моментах, но оставаясь близкими по сути. Исследование показало, что последовательное изменение мировоззренческих позиций — от языческих к христианским, а затем — к научно-философским взглядам на мир, — связано с формированием эстетического образа мира в его национальном своеобразии.

Следует учитывать, что исторически сложившиеся характеристики пространства, затрагивающие все его конфигурации, также связаны и с особенностями ландшафта. Образ мира, характерный для русской ментальности, независимо от смыслового наполнения, всегда соотносится с необходимостью жестко структурировать жизненное пространство, выявляя в нем не только его внутреннюю целостность, но и определенную иерархию, а также подчиняя его единой идее — религиозной, социальной или политической.

15. Работа представляет собой первую попытку эстетического анализа чувства пространства в его культурном и философском аспектах. При этом выявляется эстетическое пространство культурного опыта, которое реализуется с помощью индивидуального чувства пространства. Дальнейшее исследование в этом направлении представляется автору диссертационного исследования перспективным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.К. Законы сохранения и свойства симметрии пространства и времени // Философские аспекты проблемы времени. Межвуз. сб. науч. тр. Л.: Изд. ЛГПИ, 1980. — С. 70−78.
  2. Аврелий Августин. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонийского / Пер. с лат. М. Е. Сергеенко. М.: Ренессанс, 1991. -488 с.
  3. Г. А. Нужны ли России ее просторы? Электронный ресурс. //География. Первое сентября. 2001. № 35- Электрон, версия газеты. -Режим доступа: http://www.geo. lseptember.ru/2001/35/1.htm, свободный.1. Загл. с экрана.
  4. .Г., Дворяшина М. Д., Кудрявцева Н. А. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. М.: Просвещение, 1968.-335с.
  5. Р.А., Терентьев В. В. Существуют ли нефизические формы пространства и времени // Вопросы философии. 1988. -№ 1. — С.71−84.
  6. Электрон. Текст. Режим доступа: http://www.fido7.net/cgi-bin/forumi.fpl?user=phil06, свободный. — Загл. с экрана.
  7. Н.Д. Два эскиза к «геометрии» Достоевского // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. -С.368−384.
  8. М.Н. Эстетика Канта. М.: Наука, 1975. -135с.
  9. Ю.Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М.: Наука, 1982. — 222с.
  10. А. Манифест философии / Пер. В. Лапицкого. СПб.: Machina, 2003.-184 с.
  11. БазалукО. А. Эволюция пространства-времени // Вюник Дншропетровського ушверситету (Соцюлопя. Фтософ1я. Полгголопя) -Дншропетровськ. РВВ ДНУ. — 2002. -Вип. 8. — С. 66−76.
  12. А.С., Соколова Л. В. Философия жизни в концепции А.А. Ухтомского // Биофилософия. М.: ИФРАН, 1997. — С.5−28. -(Философский анализ оснований биологии).
  13. М.М. Эстетическое наследие и современность: межвузовский сборник научных трудов. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1992. -175с.
  14. Бахтинология: Исследования, переводы, публикации. К столетию рождения Михаила Михайловича Бахтина (1895−1995). СПб.: Алетейя, 1995.-370с.
  15. В.А. Религиозная философия. Малая христианская энциклопедия. Том 1. СПб.: Шандал, 2002. — 360 с.
  16. Г. Избранное: поэтика творчества. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 376с.
  17. Г. Избранное: поэтика пространства. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. — 376с.
  18. A.M. Время, пространство, развитие // Пространство и время в научной картине мира. Тезисы докладов. Уфа, 1991. — С.21−23.
  19. И. А. Ценностное содержание целостного мироотношения // Вестник ОГУ 2004. — № 2. -С.9−13.
  20. Бергер П. JL, ЛукманТ. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания. М.: Моск.филос.фонд и др. 1995. -322с.
  21. А. Материя и память. Собр. соч. т.З. СПб.: Издание М. И. Семенова. «Труд». 1912. -256с.
  22. А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс: Кучково поле. 1998.-392с.
  23. Н.А. О власти пространств над русской душой // Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. Судьба России. М.: ЗАО «Сварог и К», 1997. — 541 с.
  24. Н.А. Проблема человека. К построению христианской антропологии // Самопознание. JL: Лениздат, 1991. — С.341−366.
  25. Н.А. Судьба человека в современном мире / К пониманию нашей эпохи. Paris: YMCA-Press, 1934. — 84 с.
  26. Н.А. Царство духа и царство кесаря. М.: Республика, 1995. -382с.
  27. В.В. Мир. Томск: Водолей, 1995. — 144с.
  28. А.А. О перспективах использования идей А. Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии Электронный ресурс.: (Вершина в развитии взрослого человека) / Экзистенциальная и гуманистическая психология/публикации. Flogiston, 1998−2004.
  29. Электрон, текст. Режим доступа: http://www.hpsy.ru./public/x818.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  30. С.Г. О художественных мирах. М.: Советская Россия, 1985. -296с.
  31. Ф. Что такое Франция?: В 2 кн. / Пер с фр. М.: Изд-во им. Сабашниковых, Б.г. Кн.1.: Пространство и история. — 406с.
  32. Буддийский взгляд на мир. СПб.: Андреев и сыновья, 1994. — 451 с.
  33. БуеваЛ.П. Деятельность практическая и духовная // Марксистско-ленинская эстетика и художественное творчество. М.: Прогресс, 1980. — С.74−86.
  34. С.Н. Икона и иконопочитание М.: Крутицкое Патриаршее Подворье- Русский путь, 1996. — 169 с.
  35. С.Н. Философия Хозяйства // Собр. соч. в 2-х т. т 1. М.: Наука, 1993. — 603с.
  36. БунгеМ. Пространство и время в современной науке // Вопросы философии. 1970. — № 7. — С. 82−92.
  37. В.В. Византийская эстетика: теоретические проблемы. М.: Искусство, 1977. — 199 с.
  38. В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. М.: Ладомир, 1995.-332с.
  39. В.В. Малая история византийской эстетики. Киев: Путь к Истине, 1991.-407с.
  40. В.В. Русская средневековая эстетика. XI—XVII вв.ека. 2-е изд. -М., Мысль, 1995.-637 с
  41. В.В. Эстетика: Учебник. -М.: Гардарики, 2002. 556 с.
  42. В.В. Эстетическое сознание древней Руси. М.: Знание, 1988. -№ 1. — 64 с. — (Эстетика).
  43. В поисках нового мировидения: И. Пригожин, Е и Н Рерихи. М.: Знание, 1991, — 64с.
  44. Г. К. Искусство мыслить в камне /опыт функциональной типологии памятников древнерусской архитектуры/. М.: Наука, 1990. -256 с.
  45. А.П. К новой методологии // Этическое и эстетическое: 40 лет спустя. Материалы научной конференции. 26−27 сентября 2000 г. Тезисы докладов и выступлений. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. — С. 38−42.
  46. А.П. Новая школа России: культуротворческая модель. СПб.: Изд. РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. — 146с.
  47. А.П. Русская эстетика XVIII века. М.: Искусство 1984. -238с.
  48. ВерленБ. Общество, действие и пространство. Альтернативная социальная география / Пер. с англ. С. П. Баньковской // Социологическое обозрение. Т.1. № 2 — 2001. — С.26−46.
  49. Т.А., Астанов С. Н. Языческая мифология славян / Волошин Т. А., Астанов С. Н. Ростов. на Дону.: Феникс, 1996. — 445 с.
  50. Восприятие пространства Электронный ресурс.// Глоссарий психологии восприятия. BetatronSV Studio. — Электрон, текст. — Режим доступа: http://skeptik.dp.ua/lib/psixo/vospr.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  51. А. Г. Морфология искусства. М.: Аграф, 2002. — 864с.
  52. Гак В. А. Пространство вне пространства // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.127−134
  53. Г. Диалог о двух главнейших системах мира птолемеевой и коперниковой. — M.-JL: Гостехиздат. Образцовая тип. в МСК, 1948. -380с.
  54. Г. Д. Европейские образы Пространства и Времени // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — 335 с.
  55. Р. Конец Нового времени //Вопросы Философии. М.: 1990 -№ 4. -С.127−163.
  56. С.И. Основы педагогики. Ведение в прикладную философию. Уч.пос. для вузов. -М.: Школа-Пресс, 1995. 448с.
  57. А. Проблемы формы в изобразительном искусстве /Предисл. А. В. Васнецова. М.: Изд-во МПИ, 1991. -137 с.
  58. Н.В. Размышления о Божественной литургии. М.: Современник, 1990. — 124 с.
  59. Е.И., Кроник А. А. Психологическое время личности. Киев: Наукова думка, 1984. — 207 с.
  60. С. Б. Ландшафт мир человека // Горбатенко С. Б. Петергофская дорога: Ораниенбаумский историко-ландшафтный комплекмс. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2001. — С. 5−13.
  61. А.Х. Философия эпохи Возрождения. М.: Высшая школа, 1980.-368 с.
  62. О.И. Человек в культурном пространстве // Время культуры и культурное пространство: сб. тезисов международной научно -практической конференции / Науч.ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И. М.: МГУКИ, 2000. — С.8−9.
  63. О.Н. Гармония строфического ритма в эстетико-формальном измерении (на материале «Онегинской строфы» и русского сонета). -СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. 160 с.
  64. Е.А., Медведев Ю. М. Русские легенды и предания. М.: Изд-во Эксмо, 2004. -208 с.
  65. А. Философские проблемы пространства и времени. М.: Прогресс, 1969. — 590 с.
  66. А. Эстетика Канта // Кант И. Критика способности суждения / Пер с нем. М.: Искусство, 1994. -367 с.
  67. JI.H. Этногенез и биосфера земли. 3-е изд. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. -528 с.
  68. Г. Пространство Электронный ресурс. // Отечественные записки. Журнал для медленного чтения. 2002 № 6. Электрон, журнал.
  69. Режим доступа http://www.strana-oz.ru/?ozid=7&oznumber=6, свободный. Загл. с экрана.
  70. Данте Алигьери Божественная комедия / Пер с итал. Пермь: Перм. кн, 1994.-478 с.
  71. Дионисий Ареопагит. О небесной Иерархии / Пер. с греч. М.: РМ, 1994 (1995).-92 с.
  72. П. Исчезающая страна Электронный ресурс. Книжное обозрение. — Электрон. текст. — Режим доступа: http://boombook.boom.ru/bookreview/russgeo.html, свободный. — Загл. с экрана.
  73. Декарт Р. Первоначала философии. Соч. в 2 т. т.1. М.: Мысль, 1989. -654 с.
  74. А.К. Творцы итальянского Возрождения: В 2 кн. Кн.1 / Общ. ред и сост. Р. Хлодковского. М.: ТЕРРА- Книжный клуб- Республика, 1998.-352 с.
  75. С.В. О содержании понятия пространства и времени в нефизических теориях // Диалектический материализм и философскиевопросы естествознания (методы и формы научного познания): Межвуз. сб. научн. тр. М.: Прометей, 1991. — С. 20−28.
  76. Т.Б. Проблема бытия в немецкой философии и современность. -М.: ИФ РАН, 2002, — 221с.
  77. И.И. Памятник Михаила Шемякина Петру Великому как социо- культурный феномен // Петербург как феномен культуры. Сб. ст. / Отв. Ред. Н. В. Григорьев. СПб.: Образование, 1994. -128с.
  78. К.М. Парадоксы и антиномии современной эстетики и искусства // Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФРАН, 1996. -С.3−44.
  79. А.Г. Основы геополитики: геополитическое будущее России. -М.: Арктогея, 1997.-599с.
  80. В.Е. Чертеж антропокосмоса. М.: АСМ, 1993. — 381 с.
  81. Г. А. Метафора в языке философии. Дисс. на соск. уч. степ, кандид. филос. наук. Кубанский государственный технологический университет, 2001. -150с.
  82. B.C., Соколов К. Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003.-464с.
  83. Жог В. И. Субстанциальная концепция пространства и времени и развитие пространственно-временных представлений. // Диалектический материализм и философские вопросы естествознания. Межвуз. сб. науч. тр. / Под ред. Р. А. Аронова. М.: МГПИ, 1986. С. 3−14.
  84. А.С. Время как проблема бытия и познания в немецкой классической философии. Автореф. на соиск. уч. степ, кандид. филос. наук.-СПб, 2004.-21 с.
  85. Д.Н. Метагеография: пространство образов и образы пространства. М.: Аграф, 2004. — 507с.
  86. Д.Н. Власть пространства и пространство власти: географические образы в политике и международных отношениях. М.: РОССПЭН, 2004.-350с.
  87. В.В. История русской философии. В 2-х т. Л.: ЭГО, 1991.
  88. А.Е. О духовности и бездуховности // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке: Материалы международной научной конференции. СПб.: Нестор. 1999. -С.136−146.
  89. С.Ю. Петербург как эстетический феномен. Автореф. дисс. на соис. уч. степ, кандид. филос. наук. СПб. 1999 .- 18 с.
  90. ЗиммельГ. Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования // Избранное. Т.2. Созерцание жизни. -М.: Юрист, 1996.-607 с.
  91. В.П. Культурно-историческая психология: опыт амплификации // Вопросы психологии. 1994. — № 4. — С. 5−19.
  92. М.Б. Эстетические взгляды Гастона Башляра. Автореф. дисс на соис. уч. ст. канд. филос. наук. М.: Издательство Московского Университета, 1974. — 20 с.
  93. В.Ю., Кацнельсон М. И. Уставы небес 16 глав о науке и вере. -Екатеринбург: У-Фактория, 2000. 512 с.
  94. К.Г. Странник и паломник на фоне ландшафта // (+972). № 5. -февраль 2005. — С.8−9.
  95. Э.С. О пространственно-временной детерминации индивидуальной жизни // Пространство и время в научной картине мира: Тезисы докл. конференции. Уфа — 1991. — С.66−68.
  96. М.С. О философском уровне анализа отношения искусства к пространству и времени // Пространство и время в искусстве. Межвузовский сб. науч. трудов / Ред. Е. Хваленская. Д.: ЛГИТМиК, 1988. — С.22−28.
  97. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1996. -416 с.
  98. М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997. -205 с.
  99. Г. Америка. Заря нового мира. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. — 530с.
  100. В.В. О духовном в искусстве (Живопись) // Избранные труды по искусству. В 2 т. Т1. 1901−1914. -М.: Гилея, 2001. -С.96−157.
  101. И. Критика способности суждения / Пер с нем. М.: Искусство, 1994.-367 с.
  102. И. Критика способности суждения. Собр. соч. в 8 томах. Т.5. -М.: Чоро, 1994.- 414с.
  103. И. Критика чистого разума. / Пер. с нем. Симферополь: Реноме, 2003. — 464с.
  104. Ф. Дао физики: Исследование параллелей между современной физикой и мистицизмом Востока./ Пер. с англ. СПб.: ОРИС, 1994. -302 с.
  105. Э. Жизнь и учение Канта. СПб.: Университетская книга, 1997, — 447 с.
  106. Т.Х. Тело и пространство // Пространство и время в научной картине мира: Тезисы докл. конференции. Уфа- 1991.-С.80−83.
  107. КеримоваЛ.М. Пространство и время как формы духовно-практического бытия человека //Пространство и время в научной картине мира: Тезисы докл. конференции. — Уфа. — 1991.- С.72−74.
  108. Китаев-Смык Л. А. Стресс и психологическая экология // Природа. -1989. -№ 7. -С.98−105.
  109. И.С. Духовная культура Вавилонии. Человек, судьба, время. -М.: Наука, 1983.- 207 с.
  110. С.Н., ХолинЮ.Е. Дух воина. Краснодар: Маерли, 1993. -224 с.
  111. С.А. Бесконечное пространство: гео- и социографические образы власти в России. М.: ИФРАН, 1997. — 234 с.
  112. В.А. Пространство и время «человека культуры» // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — 335 с.
  113. Е.С. О понятиях места, предмета и пространства. //Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.84−92.
  114. Г. М. Проектирование культурного пространства: теория и практика // Время культуры и культурное пространство: сб. тезисов международной научно-практической конференции / Науч. ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И. М.: МГУКИ, 2000. — С.49−51.
  115. .Г. Эйнштейн. -М.: Наука, 1967. 430 с.
  116. Культурологическое образование. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена. 1998. -312с
  117. Культурология XX век: Словарь. СПб.: Унив. кн. 1997. — 640 с.
  118. А. Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Размышления на пороге третьего тысячелетия. М.: Издательство Московского Подворья Свято-Троицкой Сергиевской Лавры, 2001. -444с.
  119. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем // Теория метафоры. М.: Прогресс, 1990. — С.387−415.
  120. Л. Д. Румер Ю.Б. Что такое теория относительности. 3-е изд. -М.: Советская Россия, 1975. 112 с.
  121. В. Кшиштоф Занусси: Я ощущаю жизнь как Божий дар // Фома. 2004. — № 5 (22). — С.50−59.
  122. В.Д. Эстетика повседневности. СПб.: Издательство СПбГАК, 1994.-146 с.
  123. В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. -СПб.: Изд-во СПбГУКИ, 2002. 303с.
  124. Лем С. Сумма технологии / Пер. с пол. М: Мир, 1968. — 608 с.
  125. А. Производство пространства / Пер. с фр. С. А. Эфирова // Социологическое обозрение. Т.2. — № 3. — 2002. — С. 1−3.
  126. А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1976. — 367с.
  127. А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2-х кн. Кн. 1. М.: Искусство, 1992. — 656с
  128. А.Ф. Эстетика Возрождения. М.: Мысль, 1982. — 623с.
  129. Н. Г. Ландшафт как эстетическое явление // Эстетика природы. М.: ИФ РАН, 1994. — С. 75−85.
  130. Н.О. Мир как органическое целое. М.: Г. Р. Леман и С. И. Сахаров, 1917.-170с.
  131. Н.О. Мир как осуществление красоты: Основы эстетики. М.: Прогресс-Традиция, 1998. — 413с.
  132. Е.В. Философские проблемы психофизики биополя (единство мира) Электронный ресурс. Электрон, текст. — Режим доступа: http://www.lc.kubagro.ru/History/EdMira-2/EdMira-2.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  133. М.К. Кантианские вариации. -М.: Аграф, 1997.-320 с.
  134. М.К., Пятигорский A.M. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. -Иерусалим: Малер, 1982. 276 с.
  135. Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. -347 с.
  136. В.Ф. Философия красоты. Минск: Тетра Системе, 1999. -333с.
  137. Мелик-Пашаев А. А. Эстетическое отношение к жизни как первооснова способностей к художественному творчеству // Художественное творчество. -JI.: Наука, 1983. С. 212−216
  138. С.Т. Пространство и время // Философский энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1983. — С.541−542.
  139. А. Таинство, слово и образ. Богослужение Восточной Церкви. -Л.: Ферро-Логас, 1991.- 208 с.
  140. Мерло Понти М. Пространство / Пер. Е. А. Наймана и В. А. Суровцева // Интенциональность и текстуальность: философская мысль Франции XX века. — Томск: Водолей, 1998. — С.28−95.
  141. Л.Т. Словарь славянской мифологии: Происхождение славянской мифологии и этноса. Изд. 2-е, доп., Мн: Харвест, 2004. -304с.
  142. Мистическое богословие. Киев: Путь к Истине, 1991. — 392с
  143. Мифология: Иллюстрированный энциклопедический словарь / Гл.ред. Е. М. Мелетинский. СПб.: Фонд «Ленинградская галерея», АО Норинт, 1996.-848 с.
  144. Т.А. Эволюция геополитических идей. М.: Весь Мир, 1999. -184 с.
  145. Н.И. Время в нас и время вне нас. Л.: Лениздат, 1991. -156 с.
  146. A.M. Проблема универсальности основных свойств пространства и времени. J1.: Наука, 1969. — 229 с.
  147. A.M. Размерность пространства и силы природы // Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971. — С.9−34.
  148. JT.B. Пространство мира и пространство картины: очерки о языке живописи. М.: Сов. художник, 1983. — 375 с.
  149. JI.B. Художник. Картина. Зритель. Беседы о живописи. JL: Художник РСФСР, 1963.-143 с.
  150. Е.Б. Проблемы синтеза пространственных искусств. М.: Искусство, 1982. — 192 с.
  151. С.А. Духовное познание // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Унив. кн. 1997. — С.181−182.
  152. И.П. Художественное пространство как предмет философско-эстетического анализа. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. д. филос. наук. М. 2003. — 40 с.
  153. И.П. Художественное пространство средневековой живописи: (социокультурная детерминация). Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, канд.филос.наук. М.: Рос. АН, Ин-т философии. — 22 с.
  154. И.П. Культура и природа: интерпретация природы в западноевропейской культуре. Уч.пос. М.: МАДИ (ТУ), 1995. — 68с.
  155. И. Математические начала натуральной философии / Пер. с латинского и комментарии А. Н. Крылова. М.: Наука, 1989. — 688с. -(Репр. воспроиз. изд. 1936 г).
  156. ОрешкинД. География духа и пространство России //Континент. -1992.-№ 74.-С. 108−126.
  157. И.М. Значение категорий «пространство» и «время» для создания социальной картины мира // Пространство и время в научной картине мира: Тезисы докл. конференции. Уфа, 1991. — С.63−66.
  158. . Э.А. Городская среда как культурно-эстетическое явление // Эстетическая культура. М.: ИФРАН, 1996. — С.174−196.
  159. Очерки истории культуры славян / Редкол.: В. К. Волков и др. М.: Индрик, 1996.-463 с.
  160. JI.Г. Пространство в поэтическом мире О.Мандельштама //Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.429−439.
  161. М. Эстетические категории как выразители духа времени //Современная западно-европейская и американская эстетика. М.: Университет. 2002. — С.43−53.
  162. В.Ф. Лекции по психосемантике. Самара: Б.и., 1997. — 239с.
  163. И.А. Пространство культуры // Культурология. XX век. Энциклопедия. СПб.: Унив. кн. 1997.- С.141−143.
  164. Пиз А. Язык телодвижений. М.: Ай Кью, 1995. — 258с.
  165. В. В. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв. М.: Наука, 1993. — 320 с.
  166. В.К., Симанов А. Л., Пространство в структуре мира. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. 176 с.
  167. И.Ю. Опыт человеческой жизни в метафизике различных эпох // Антропологический синтез: религия, философия, образование / Сост., предисл. А. А. Королькова. СПб.: РХГИ, 2001. -С.135−170.
  168. И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой. М.: Прогресс, 1986. — 431 с.
  169. И.Р. Конец определенности: время, хаос и новые законы природы. Ижевск: Ред. журн. «Регулярная и хаотическая динамика», 1999.-215с.
  170. Пространства жизни: К 85-летию акад. Б. В. Раушенбаха сб.ст. М.: Наука, 1999.-608с.
  171. Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971. — 624 с.
  172. Пространство и время / Под ред. М. А. Парнюка. Киев: Наукова Думка. 1984.-294с.
  173. Пространство и время в архаических и традиционных культурах. М.: Ин-т Африки, 1996. — 234 с.
  174. Пространство и время в научной картине мира. Уфа: БашГосУниверситет, 1991. — 108 с.
  175. Пространство картины: сб. статей / Сост. И. О. Тамручи. М.: Советский художник, 1989. — 368 с.
  176. Пространство творчества. Глазов: Глаз.гос.пед.ин-т., 1998. — 87 с.
  177. . Человеческое познание. Его сферы и границы / Пер. с англ. -Киев: Ника-Центр: Вист-С, 1997. 556 с.
  178. .В. Геометрия картины и зрительное восприятие. М.: Интерпакс, 1994. — 231 с.
  179. .В. Проблемы синтеза в художественной культуре. М.: Наука, 1985.-286 с.
  180. .В. Пространственные построения в живописи. Очерк основных методов. М.: Наука, 1980. — 288 с.
  181. .В. Пространственные построения в древнерусской живописи. М.: Наука, 1975. — 184 с.
  182. .В. Системы перспективы в изобразительном искусстве: общая теория перспективы. М.: Наука, 1986. — 254 с.
  183. Архимандрит Рафаил (Карелин) Христианство и Модернизм. М.: Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1999. — 463с
  184. Г. Философия пространства и времени / Пер. с англ. Общ. ред. А. А. Логунова. М.: Прогресс, 1985. — 344 с.
  185. И., Херцбергер Б., Эпстайн Д. Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / Пер. с англ. М.: Мир, 1995. — 335 с.
  186. Ритм, пространство, время в художественном произведении. Алма-Ата: КазПИ им. Абая, 1984. — 132 с.
  187. РодоманБ. Б. Эстетика ландшафта //Наука о культуре: итоги и перспективы. Информационно-аналитический сборник. М.: Российская государственная библиотека, 1995. — Вып. 3. — С. 4−19.
  188. Рок. И Введение в зрительное восприятие. В 2 кн. М.: Педагогика, 1980.
  189. Н.Н. Символ в искусстве и жизни: Философские размышления. -М.: Наука, 1991. -174 с.
  190. В.П. Пространство культуры // Словарь культуры XX века. М 1997. -С.241−244.
  191. В.Ф., Сеньковский В. В. Основы теории и методологии дизайна. Учебное пособие (конспект лекций). М.: МЗ-Пресс, 2001. — 252 с.
  192. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. В 2-х т. М.: Искусство, 1974. — (История эстетики в памятниках и документах)
  193. Русский космизм: Антология философской мысли. М.: Педагогика -Пресс, 1993. — 368 с.
  194. Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр М. Забылиным. М.: Книга Принтшоп, 1990. — 607 с. — (Репр. воспр. издания 1880 года).
  195. .А. Язычество Древней Руси. -М.: Наука, 1988. 783 с.
  196. Н.Т. Хронотоп и диалог // Хронотоп. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала: редакционно-издательский совет ДГУ им. В. И. Ленина, 1990. — С.29 -36.
  197. В.В. Пространство и время как средство выражения и формы мышления в искусстве// Пространство и время в искусстве. Межвузовский сб. науч. трудов. Ред. Е. Хваленская. JL: ЛГИТМиК, 1988. -С.46−55.
  198. Л.М. Тетрасоциология революция социального мышления, путь гармонии и процветания. — СПб.: Сударыня, 2000. — 165 с.
  199. О.С. категория времени в модернистской западной живописи // О современной буржуазной эстетике. Сб.ст. Вып. 3. — М.: Искусство, 1972. — С.309−367.
  200. Ю.П. Посвящение в артефакт. Письмо художнику // Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФРАН, 1996. -С.69−87.
  201. Е.Г. Социокультурный генезис художественных образов в творчестве М.А. Булгакова. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата культурологии. СПб. 2004. — 15 с.
  202. А. Ю. Очерк социологии пространственного воображения //Глобализация: постсоветское общество. М.: Издательство «Стови», 2001.-С. 60−80.
  203. Л.Н. Красота. Добро. Истина: Очерки истории эстетической аксиологии. М.: Республика, 1994.-464 с.
  204. Н.Н. Мир как целое. Черты из науки о природе. СПб.: Тип. К. Замысловского, 1872. — 506 с.
  205. В.И. Русский космос и европейская наука // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы международной научной конференции. СПб.: Нестор.1999. — С.73−76.
  206. Э. Историко-стилистические категории // Современная западноевропейская и американская эстетика. М.: Университет. 2002. — С.70−96.
  207. А.А. Мир малого. Опыт описания локальности. М.: ИФРАНД998. — 124с.
  208. В. Музыка сфер // Вокруг света. № 1. — 2005. — С. 30 -40.
  209. Тейяр де Шарден. Феномен человека / Пер. с фр. М.: Наука, 1987. -239 с.
  210. Л. М. Новиков В.В. Духовный смысл Интернета Электронный ресурс. — Леонид Тираспольский, Владимир Новиков, 2001−2002. Электрон. текст. — Режим доступа: http://www.siifism.ru/barzali/barzah01.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  211. Ю.В. Начала геополитики. 2000 Электронный ресурс. /Русский гуманитарный Интернет-Университет. Электрон, текст. — Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/geopolitika/, свободный. — Загл. с экрана.
  212. В.И., Эренгросс Б. А., Макаров К. А. Эстетическое воспитание: Учебник для средних проф.-техн. учеб. заведений. М.: Высш. школа, 1979.-288 с.
  213. В. Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. -М.: Наука, 1983. С.227−284.
  214. Т.В. Семантическая структура древнегерманской модели мира. М.: Радикс, 1994. — 190 с.
  215. Э. Шок будущего / Пер. с англ. М.: ООО Издательство ACT, 2002.-557 с.
  216. A.M. Пространство и время в геоситуационной концепции // Пространство и время в географии. Казань: Таврида, 1987. — С.3−6.
  217. Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. М.: ИнфоАРТ, 1991.-112 с.
  218. УрманцевЮ.А. Специфика пространственных и временных отношений в живой природе // Пространство, время, движение. М.: Наука, 1971, — С.215−241.
  219. .А. Поэтика композиции. СПб.: Азбука, 2000. — 348 с.
  220. JI.А. Богословие иконы православной церкви. М.: Издательство Западно-Европейского экзархата. Московский Патриархат, 1989. — 474 с.
  221. Л.С. Рукотворное чудо древнерусского храма. СПб.: Образование, 1992. — 35 с.
  222. А.А. Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб.: Петербур. Писатель., 1996. — 528 с.
  223. Н.Ф. Собрание сочинений в 4-х тт. т.2. М.: Издательская группа Прогресс, 1995. — 544 с.
  224. Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига: Зинатне, 1988. — 456 с.
  225. Святитель Феофан Затворник. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М.: Издание Подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, 1995.-254с.
  226. Философия естествознания. Вып. 1-й. М.: Изд-во политич. лит-ры, 1966.-413с.
  227. Философия культуры (культурные лики эпох). Уч. пос. М.: Изд-во МАИ, 1993.-45 с.
  228. Философские и богословские идеи в памятниках древнерусской мысли. -М.: Наука, 2000.-376 с.
  229. П.А. Анализ пространственности и времени в художественно изобразительных произведениях. — М.: Прогресс, 1993. -324 с.
  230. П.А. Иконостас // Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. — М.: Прогресс, 1993. — С.265−291.
  231. П.А. Макрокосм и микрокосм // Флоренский П. Собр. Соч. в 4 т. Т 3 (1). М.: Мысль, 2000. — С.440−448.
  232. П.А. Обратная перспектива //Философия русского религиозного искусства XVI XX вв. Антология. — М.: Прогресс, 1993. -С.247−264.
  233. Флоренский П. А. Обратная перспектива // Флоренский П. Собр. Соч. в 4 т. Т 3 (1). М.: Мысль, 2000. — С.46−104.
  234. П. Письмо Вл.Ив. Вернадскому // Флоренский П. Собр. Соч. в 4 т. Т 3 (1). М.: Мысль, 2000. — С.449−452.
  235. Фрагменты ранних греческих философов. Часть 1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. — 576 с.
  236. В. Человек в поисках смысла ./ Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 1990.-366с.
  237. М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Республика, 1993. -С.312−316.
  238. М. Время картины мира // Хайдеггер М. Бытие и время. -М.: Республика, 1993. С. 41−53.
  239. О. Двери восприятия. Рай и Ад / Пер. с англ. М.: Эксмо, 2004. -238 с.
  240. Хёг П. Фрекен Смилла и ее чувство снега / Пер. с датского Е. В. Красновой. СПб.: SYMPOSIUM, 2002. — 543 с.
  241. С., Пентроуз Р. Природа Пространства и Времени / Пер. с англ. А. В. Беркова, В. Г. Лебедева. Ижевск: Регулярная и хаотическая динамика, 2000. — 160 с.
  242. С.С. Диптих безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М.: Центр психологии и психотерапии, 1991. — 135 с.
  243. С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // О старом и новом. СПб.: Алетейя, 2000. — С.311−350.
  244. Хрестоматия по географии России. Образ страны: Пространства России / Авт.-сост. Д. Н. Замятин, А. Н. Замятин. М.: Мирос, 1994. — 156 е.
  245. Хронотоп. Межвузовский научно тематический сборник. -Махачкала: редакционно-издательский совет ДГУ им. В. И. Ленина, 1990.-115 с.
  246. Художественное пространство и время. Межвузовский сборник научных трудов. Даугавпилс: изд-во ДПУ им. Я. Э Калнберзина. 1987. -162 с.
  247. К.Э. Космическая философия / Под ред. акад. B.C. Авдуевского. М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 480 с.
  248. К.Э. Первопричина (1918) М.: Редакция журнала «Самообразование», 1999. — 32 с.
  249. Человек и восприятие мира. М: Знание, 1992.-95с.
  250. JI.E. Философия Соборности. Очерки русского самосознания. СПб, Издательство С.-Петербургского университета, 1996.-320 с.
  251. В.М. К амбивалентности пространственно-временных представлений // Пространство и время в научной картине мира: Тезисы науч. конф. Уфа: Ротапринт Башгосун-та, 1991. — С.27−31.
  252. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т.1. Гештальт и действительность. -М.: Мысль, 1993. 663 с.
  253. Р., Шукуров Ш. Выпрямление времени Электронный ресурс./ Отечественые записки. Журнал для медленного чтения. 2003, N 5. Электрон, текст. — Режим доступа: http://www.strana-oz.ru/?numid=14&article=680, свободный. — Загл. с экрана.
  254. Ш. М. Образ храма -Imago Templi. М.: Прогресс-Традиция, 2002. — 496 с.
  255. Ф. Ландшафты, 1840 (Соч). Т. 41. М.: Политиздат, 1970, — С. 74−81.
  256. М.Н. «Природа, мир, тайник вселенной.»: Система пейзажных образов в русской поэзии. М.: Высш.шк., 1990. — 303 с.
  257. К. И. Эстетическое значение природного ландшафта // Шестое Всесоюзное совещание по охране природы. Минск, 1965. — С. 211−212.
  258. О. Новое представление о пространстве и времени в рамках целостной парадигмы Электронный ресурс. / Электронная библиотека
  259. Наука и техника". МОО «Наука и техника», SkyTiger, 2001. -Электрон, текст. — Режим доступа: http://n-t.org/tp/ng/np.htm, свободный. — Загл. с экрана.
  260. Эстетические исследования: методы и критерии. М.: ИФРАН, 1996. -235 с.
  261. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / Пер. с нем. М.: Прогресс, Универс, 1993.-329 с.
  262. Э.Г. Русский космизм: религия атеизма // Космизм и новое мышление на Западе и Востоке. Материалы международной научной конференции. СПб.: Нестор.1999. — С.123−127.
  263. Е.Г. Эстетика: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2002. — 464 с.
  264. Е.С. Пространство умозрения и его отражение в русском языке // Логический анализ языка. Языки пространств. М.: Языки русской культуры, 2000. — С.268−276.
  265. Источники на иностранных языках:
  266. CrangN. Cultural geography. LND.- N.Y.: Routledge, 1998.-У1П, 215 p.
  267. Cyberspace: first steps./ Ed.M.Benedikt. Cambridge: MIT Press, 1991. -VIII, 436 p.
  268. Cacciari M. Architecture and nihilim: on the philosophy of modern architecture / Transl. by S. Sartarelli, introd. by P. Lombardo. New naven: LND: Yale univ. press, 1993. — 248 p.
  269. Davies, P.C.W. Space and time in the modern universe. Cambridge: Cambridge University Press, 1978. -VIII, 232 p.
  270. From an aesthetic point of view: Philosophy, art and the senses/ Ed. P. Osborn. London: Serpent’s tail, 2000. — 184 p.
  271. Gideon S. Space, time and architecture: the growth of a new tradition. -Cambridge- Massachusetts: Harvard University Press, 1967. -5th ed. -LVI, 897 p.
  272. Jones M. An introduction to political geography: space, place and politics. -London- New York: Routledge, 2004. VI, 202 p.
  273. Levinson, S. C. Language and space // Annual Review of Anthropology, -25 (1996) 0 (January 01), — P. 353−382.
  274. Loomis J. M., Da Silva J. A., Fujita N. Visual space perception and visually directed action // Journal of Experimental Psychology. Human Perception and Performance.- 1992, -№ 18, november 01. P.906−921.
  275. Maclntyre Latta M. In Search of Aesthetic Space: Delaying Intentionality in Teaching/Learning Situations // Interchange. 2000. — № 4. — P.369−383
  276. Mendes Vilela R., Araujo Т., Louca F. Reconstructing an economic space from a market metric // Physica A: Statistical Mechanics and its Applications. 2003. — № 15, march. — P.635−650.
  277. Moore P. Travellers in space and time. New York: Doubeday and Company, 1984.- 192 p.
  278. Order in space and society: Architectural form and its context in the scottish enlightment / Ed. by Th.A. Marcus. Edinburg: Main stream, 1982. -322 p.
  279. Rossbach S. Interior desigh with Feng Shui: -Repr. -London- Sydney- Auckland: Rider, 1990. -178 p.
  280. Space architecture / Guest-ed. by R. Armstrong. London: Wiley academy, 2000.-112 p.
Заполнить форму текущей работой