Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Философско-эстетические аспекты творчества: Синергийный подход

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Синергетическая картина мира во многом совпадает с картиной мира сознательной вселенной. Последняя является следствием духовного мироощущения и мировосприятия, когда действительность становится точкой зрения (Ортега-и-Гассет). Трансцендентный опыт теургического самотворения остается за пределами возможностей модельного описания. Однако благодаря эмпирическим исследованиям синергии (энергийного… Читать ещё >

Содержание

  • Глава II. ервая. Эстетика целого
    • 1. 1. Целостность творчества и синергийность
    • 1. 2. Синергетика Аристотеля
    • 1. 3. Синергетическое сознание Бергсона
    • 1. 4. Самотворение и целое у Н. Бердяева и С. Франка
  • Выводы по первой главе
  • Глава вторая. Синергийность восприятия
    • 2. 1. Онтология восприятия и интеллект
    • 2. 2. Восприятие и иллюзии
    • 2. 3. Восприятие — взаимодействие
    • 2. 4. Синергийность восприятия и творчества. 95 ^ Выводы по второй главе
  • Глава третья. Синергетика творчества
    • 3. 1. Синергетика и эстетика в эвристике
    • 3. 2. Метафора в творчестве
    • 3. 3. Сложные системы и творчество
    • 3. 4. Сложность и творчество в культуре
    • 3. 5. Синергетика творчества в гештальт-терапии
    • 3. 6. Синергетика самотворения
  • Выводы по третьей главе
  • Заключение. 166 Библиография
  • Приложения

Философско-эстетические аспекты творчества: Синергийный подход (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Творчество в современном мире понимается как активная деятельность, которая чф порождает новый, возможно — уникальный, продукт в культуре, науке или в области технологии. Жизнь общества сориентирована на потребление, а значит и на изготовление предмета, текста, изображения как «полезных продуктов творчества». В потоке производства информации и технологий целостное субъектное, онтологическое содержание творчества проявляется на уровне быстро гаснущих эмоциональных состояний. Чувство незавершенности, «отсутствия чего-то главного», несоответствия творчества «творческому заданию» (Н.Бердяев) преследует человека творчества подобно эффекту незавершенного действия (Б.Зейгарник). Эти чувства формируют во внутреннем мире человека «экзистенциальный вакуум» (В.Франкл), побуждая его искать фундаментальные смыслы творчества.

Связь творчества и искусства, опосредованная эстетическими критериями и категориями эстетики, носит характер эстетического отношения к произведениям ^ искусства (Н.Крюковский). Эстетическое отношение к произведениям искусства и эстетическое отношение к миру отличаются, порой — радикально. Онтологическое эстетическое отношение к жизни уходит корнями вглубь, через соединение мира внешнего и внутреннего, за онтологические горизонты бытия к Абсолюту (С.Франк). За эстетическим отношением следует и творческое отношение к жизни (Н.Бердяев). Но «творческое преобразование действительности» нам известно намного больше, чем онтологическое творческое отношение и самопреобразование.

В психологии последних десятилетий изучение творчества связано прежде всего с изучением творческого мышления — совокупности нестандартных путей мышления обычных людей, процесса мышления так называемых одаренных личностей или гениев (М.Холодная и др.), а также процессов получения инновационных решений в науке. Суженное до мышления, творчество теряет свой глубинный смысл и свою целостность, ф Теряется возможность создания целостного теоретического представления о творчестве.

Существуют отличия в понимании творчества в контексте отличий западной и восточной культур (И.А.Бескова). На западе ценится состояние творческого вдохновения как выдающееся. Порывам творчества приписывается ранг высшего проявления человеческого духа, их природа считается непознаваемой в принципе. Творческие личности вызывают амбивалентные чувства и часто слывут чудаками. На востоке основным творческим состоянием считается состояние духовного просветления. Способность входить в глубинные состояния сознания для достижения просветления культурно приемлема. Она широко известна из религиозно-мистических традиций и школ. Люди, достигающие подобных состояний, вызывают уважение и социальное одобрение, их почитают. а (№ Ka^^f^-j.

Когда под творчеством понимается производное творения или саморазвития.

Вселенной, мы выходам за пределы культурного контекста. Появляется смысл теургического творчества — духовного самопреображения (Ямвлих, Н.А.Бердяев). / Направление усилий к выполнению «творческого задания» теургии восстанавливает переживание целостности творчества, организуя его смыслы вокруг себя.

Между теургическим творчеством и творчеством — про-из-ведением (М.Хайдеггер) нет пропасти, если внимание обращено на процесс про-из-ведения, а не на добытое. Осуществление истины требует выведения ее из потаенности. Так, проницательностью Хайдеггера, восприятие техники как результата творчества (вещественного изготовления) десимволизируется, и смещается в сторону восприятия ее как искусства и процесса проявления истины, «по-става»: сущность техники не техническая, но «добывающая», вычерпывающая. Тогда методы творчества служат лишь добыванию истины, и не довлеют над результатом творчества.

Самоорганизация как творческий процесс (В.Налимов) укоренена в бытии. 'jl Эвристически полезное исследование «Синергетика искусства» (И.А.Евин) является моделью «иллюзии жизни» — моделью модели, и принадлежит области «чистого» искусствоведения. Следуя Хайдеггеру, можно от модели повернуться к реальности и утверждать: сущность синергетики — не синергетическая. Она синергийная, выраженная в намеках нелинейных процессов синергетики на живой синергийный контекст бытия. Перефразируя Бергсона, можно утверждать, что синергетика зародыша-организма есть намек на синергийность жизни-потока. Творческое про-из-ведение синергетики есть намек на истину синергийности творения.

Исследование философско-эстетических аспектов творчества как производного творения немыслимо без русской религиозной философии. «Творец творцов» (С.Франк), пробуждая эстетическое сознание в форме эстетики подобия, вызывает экзистенциальное стремление к осуществлению «творческого задания» (Н.Бердяев). С другой стороны, к мистическое сознание Франка формирует душевные состояния, отображенные в «энергийном дискурсе» исихазма (В.Н.Лосский, С.С.Хоружий) и зстетике света.

Философское понимание творчества в целом имеет характер феноменологический. Свободное творческое восприятие находится за рамками конфессиональных ограничений, обнаруживая мистичность творения и в событиях) творчества Вселенной самой себя. Эта мистичность описана в непохожих понятиях и в разных хронотопах как античными философами, так и философами нашего времени. Общей для Аристотеля и Бергсона, например, является их философская интенция целостного восприятия самотворящегося организма Вселенной. Ни наивная числовая гармония вселенной Аристотеля, ни инвариантная группа Бергсона не обходятся без чудесной синергии-согласия. Оба философа, разделенные тысячелетиями истории, имеют по-разному выраженную, но сходную по смыслу интуицию о скрытом порядке, замысле, самодвижении, целесообразности в событиях случайности. Они воспринимаются через эстетическое отношение как случания внеисторических «феноменологических событий 0 знания» М.Мамардашвили.

Увидеть согласованность мировых процессов в случайных событиях можно восприятием эстетическим и интуитивным. «Мир как спокойное согласие» (М.Мамардашвили) воспринимается эстетическим сознанием именно благодаря созерцанию и интуитивному постижению. Исходная позиция и мировидение современной синергетики позволяют максимально приблизиться к такому восприятию. Необходимо синергетику сегодня понимать не просто как термин естественнонаучного происхождения (Г.Хакен, И. Пригожин, С. Курдюмов) или область модельных представлений в области искусств (И.Евин). Понимая, вместе с А. Бергсоном, что любой абстрактной концепции предшествует восприятие, мы принимаем, что синергетической концепции мировых процессов предшествует восприятие мира как синергии. Но прежде восприятия мира происходит встреча с миром и при-нятие его, в-пускание (М.Хайдеггер) мира в себя, и первое энергийное и субстанциальное слияние с ним. ф Невозможно встретить мир, не взаимодействуя с ним, то есть не творя.

Невозможно оставить в стороне от этой синергии самого встречающего. Встреча с миром / причинно вызывает самотворчество. Возможно, это и есть замысел. Творца, творящего творцов (С.Франк), саморефлексия самотворящейся Вселенной (М.Кремптон, Ф. Перлз).

Общее понятие, связывающее саморазвитие и теургию — синергийностъ — связано с двумя другими понятиями — «синергетика» и «синергия».

Синергия, синергизм — общенаучное понятие, обозначающее способность организма или системы реагировать на совместное действие нескольких факторов силой, превышающей простое суммарное действие этих факторов.

Синергия — в исихазме — это теургический процесс, состоящий в энергийном соработничестве личности с Божеством, с Личностью для достижения единственной цели — обожения, энергийного преображения личности.

Синергетика — это наука, изучающая структуры, возникающие в результате самоорганизаци системы, безотносительно к природе ее подсистем (Г.Хакен) — структурное взаимодействие хаоса и порядка в сложных системах (С.Курдюмов) — законы самодвижения, развития систем и организующих их энергий (М.Каган).

Синергийность — как производное от «синергия», характеризует способность живых и сложных систем к согласованному — внутреннему и внешнему — взаимодействию и изменению с использованием энергий организма и среды в процессе достижения общей цели. В нашем исследовании мы будем пользоваться этим термином также для описания сложной структуры эстетического отношения субъекта к реальности и связи эстетического отношения и творчества.

Синергийный подход — используемый в данном исследовании подход к явлениям и событиям, подразумевающий наличие в них совместного действия двух и более сонаправленных факторов (процессов) и соединение их совместно действующих сил и энергий, приводящее к качественному изменению исследуемого явления или события. Синергийный подход к событию творчества предполагает также наличие опыта синергии с ним у вовлеченного в событие творца.

От творчества-саморазвития до теургического творчества простирается единое пространство эстетического. Осознавая события творения как синергийные и неслучайные, мы раскрываем пространство эстетического в творении живущим у взаимопревращениями Хаоса и Космоса, беспорядка и порядка.

Актуальность проблемы исследования. Исследование философско-эстетических аспектов творчества в контексте синергийного подхода направлено на решение следующих актуальных проблем.

1.Различия в понимании творчества как вида человеческой активности и как субъектного творческого самоизменения, приоритет форм и продуктов творчества не позволяют сформулировать обобщенное представление о творчестве.

2.Эстетические критерии творчества в культуре, в том числе — в искусстве, берущие начало в античности, ориентированы на творческую работу с веществом мира. При переходе к творчеству как производному творения восприятие мира онтологизируется. Эстетическое отношение к миру «изнутри» преобразуется в метаэстетическое. Понятие творчества наполняется малоисследованным содержанием.

3.Межкультурное понимание творчества как универсального факта жизни обнаруживает под собой общую основу. Но основа эта понимается только интуитивно, и требует прояснения, стремясь к «выведению в наличие».

4.Пиковое творческое переживание «озарения», «инсайта», «постижения», является фактором, упорядочивающим внутренний мир и восприятие внешнего мира субъекта творчества. Но завершенное целое творчества неизвестно до его полного осуществления. Совмещение хаоса неизвестности и скачкообразного упорядочивания в едином событии творчества может быть выражено как «Хаос = Космос». Это противоречие имеет синергетическое содержание упорядочивания-бифуркации и привлекает внимание исследователей.

5.Связь надвременной и временной характеристик творчества надрациональна. В ней проявляются и вневременные характеристики сознания, его контекстной устойчивости. Но в неосознанности момента «случания» заключена неустойчивость творческого события и его неосознанность. В связи сознательного и неосознанного в творчестве остается неясным сам механизм взаимосвязи, возможно — синергийный.

6.Событие творчества «здесь-и-сейчас» известно и в коммуникации (эффект возрастания информации М. Кагана), например, в психотерапии. Объем творчества в психотерапии (например, в гештальт-терапии) и его значение растут неуклонно. Количество видов психотерапии сейчас выросло до нескольких тысяч (Б.Карвасарский). ф В этой области вопрос философско-эстетического переосмысления творчества, во избежание безграничного дробления и психологизации его целостного содержания, стоит очень остро.

7.Синергетика как новое мировидение, как методология науки сегодня «спускается» до уровня методов и прикладных теорий, меняя облик науки (Е.Князева).

Творчество как нелинейный синергетический процесс рассматривается модельно (И.Евин) в ущерб онтологии творчества и феноменологии творческого восприятия. Восприятие как первое условие события творчества и как синергийный процесс требует адекватного его сложности исследования.

Наиболее частым эстетическим объектом и объектом философского исследования в данной работе становится творчество как синергийное событие и как процесс. Его сложное содержание вызывает спектр эстетических чувств, формирует особое эстетическое отношение. Творчество становится способом формирования эстетического отношения к самому себе.

Тема исследования: «Философско-эстетические аспекты творчества (синергийный подход)».

Целью данного исследования является философско-эстетическое осмысление проблемы творчества как единства события и процесса с использованием синергийного подхода и научной синергетической парадигмы.

Задачи исследования:

1.Изучить философско-эстетические предпосылки целостного представления творчества, используя синергийный подход.

2.Изучить синергийную роль восприятия в творчестве, а также неоднозначную роль иллюзий восприятия в нем.

3.Исследовать возможности применения синергийного подхода и синергетической парадигмы для понимания эстетической и творческой роли человека в едином процессе творения и саморазвития Сущего.

4.Показать влияние синергетической парадигмы на восприятие и понимание эвристических методов и коллективного творчества.

5.Изучить возможности синергетического моделирования творческого процесса на примере описания цикла «контакт-отступление» (цикла опыта) в гештальт-терапии.

6.Раскрыть ограничения модельных представлений на примере перехода от творчества к теургии, от эстетических категорий к эстетическому опыту.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. В работе, на примере сопоставления философских учений от античности до настоящего времени, изучаются предпосылки феноменологического синергийного и эстетического видения творческого процесса.

2.Предлагается опыт осмысления целостности творчества как единства события и ^ нелинейного синергетического процесса. Непредсказуемость результата творчества дополняется предсказуемостью творчества как процесса.

3. На примере описания цикла «контакт — отступление» (цикла опыта) гештальт-терапии исследуется возможность обобщенного описания процесса самотворчества с использованием синергетической парадигмы и модели «мягкого возбуждения».

4. Расширяя области применения синергетических представлений до содержания творения и творчества, исследуется их влияние на эстетическое отношение к реальности, а также влияние на представления о саморазвитии субъекта творчества.

5. Подробно исследуется содержание восприятия в творчестве, включая иллюзии восприятия. Синергийные свойства процесса восприятия рассматриваются как факторы, которые организуют познание и творчество, а также снижают или устраняют, в разных формах, иллюзорность восприятия.

6. На основе вариантов синергийного взаимодействия субъекта и Сущего показывается онтологическое место человека в непрерывном творческом процессе изменения реальности. Кратко рассматривается обобщенное философское содержание теургии и роль сознания в ней.

Практическая значимость исследования.

Развитые в диссертации идеи и представления полезны для развития философского и научного описания процесса творчества. В первую очередь это затрагивает методы творчества, а также методы немедицинской психотерапии (например, метафорические методы творчества в арт-терапии, гештальт-терапию, психодраму Морено, процессно-ориентированную терапию). Философское осмысление и прикладное применение работы ведет к пересмотру отношения к творчеству как процессу малоуправляемому и непредсказуемому. «Неопознанный философский объект» (С.С.Хоружий) творчества становится практически управляемым и прогнозируемым по признакам синергетики процесса (события) творчества и по его цели-аттрактору. Дальнейшая разработка модели цикла опыта в приложении к опыту эстетическому обогатит понимание структуры эстетического сознания, эстетического отношения к реальности и произведениям искусства, а также может положить начало новому разделу в эмпирической эстетике. Не исключено влияние работы на методологию, теоретические и практические исследования в психологии творчества и эстетическом воспитании. J.

Содержание работы может служить началом детальной разработки методологии J творчества на основе синергийного подхода.

Апробация исследования.

Диссертация обсуждалась и рекомендована к защите на кафедре философии и культурологии Карельского государственного педагогического университета. Основные положения диссертации освещались автором в публикациях и в докладах на конференциях: Международная конференция «Пространственные группы симметрии и их современное развитие» (Ленинград, 1991 г.) — II Всесоюзная научная конференция «Информатгика и науковедение» (Тамбов, 1991) — школа-семинар «Молодежная инновационная политика: коцепция развития Республики Карелия» (Петрозаводск, 1993) — III международная научно-практическая конференция «Роль и место образовательной области «Технология» в содержании общего и среднего образования"(Брянск, 1997) — 1-й Съезд Международной Ассоциации ТРИЗ, научно-практическая конференция по теории решения изобретательских задач (Петрозаводск, 1999). Проблематика диссертации освещена: в материалах сборника «Эстетические аспекты единства» (КГПУ, г. Петрозаводск, 1995), в материалах альманаха № 2 Санкт-Петербургского Института Гештальта (1999) — в материалах научно-практической конференции «Новые педагогические технологии в начальной школе» (КГПУ, Петрозаводск, 2000) — в докладе на заседании научного гуманитарного общества Петрозаводского госуниверситета (1996). В 1998 г. в Санкт-Петербургском институте Гештальта защищена дипломная работа V j синергетического содержания (с получением автором работы международной квалификации «практик в области Гештальта») на тему «Новые возможности описания цикла контакта. Модели и философия». Практическим приложением разработок диссертации является также авторский учебный спецкурс по гештальт-педагогике «Реальность и фантазии в отношениях» с разделом «эстетика гештальта», читаемый в Карельском государственном педагогическом университете.

Структура работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО ТРЕТЬЕЙ ГЛАВЕ.

1.Синергетика как совокупность новых представлений о законах бытия и становления, как «событие знания», словами Хайдеггера, по-ставлена, приведена в наличие — фрагментарно или в целом — еще до того, как приобрела статус науки и методологии. Синергетика присутствует в синергийных явлениях и процессах стохастического творчества, в методах творчества — от «мозгового штурма» начала промышленной революции до ТРИЗ, а также в современных личностно-ориентированных теориях саморазвития человека, намеренно на них основанных. Процесс творчества, как и опыт творчества моделируются или интерпретируются синергетически,независимости от теоретического основания метода творчества и его прикладной направленности.

2.Синергетическая эстетика творчества начинается с восприятия в целом. Поэтому эстетика не обязательно представляет «синергетическую картинку». Она также скрыта в синергийной природе эстетического отношения субъекта к реальности, и в созерцании. Синергетическая эстетика проявляется в процессе превращения хаоса генерации идей в порядок творческого осуществления. Эстетическое чувство присутствует как в процессе исследования синергетической модели, так и в метафорическом «упорядочивании явлений одного рода в терминах явлений другого рода"(Дж.Лакофф). Эстетика метафоры в том, что она задает синергийное поле эстетического отношения и поле эстетического опыта. Эстетика метафоры — это и часть. эстетической реальности Сущего, из которой мы черпаем порядок и гармонию в бытие, оцеляя его и приближая к «переходу души в иной план бытия"(Н.Бердяев). Красота метафоры проявляется в осознании взаимосвязи означающего и означаемого. Эстетический опыт синергийно связан с опытом творчества, стремящегося к гармоничному завершению.

3.Сложность системы или организма и сложность-сознание — аспекты синергетического процесса вообще. Сложность (фрактальность) сознания в культуре.

Ш присутствует в качестве предфилософских литературных источников, которые содержат признаки межкультурной синергии творческих интенций.

Адекватность представлений естественной системы через систему, сравнимую с ней по сложности в «новом холизме» синергетики (Е.Князева) требует сложности не только инструмента, но и собственного сознания исследователя. «Принцип адекватной сложности» требует от эстетического сознания творца экзистенциальной ответственности за свои восприятия и эстетические ценности, лежащие в их основе.

4.Синергетическая модель процесса творческого взаимодействия субъекта с его потребностью в гештальт-терапии совпадает морфологически со структурой онтологического события (С.Хоружий), а также феноменологически и структурно совпадает с графическим отображением нелинейного процесса «каскада удвоений периода» или «бифуркаций удвоения периода» синергетики и теории катастроф.

Т.Ахромеева, В. Арнольд). Динамическая структура цикла опыта, моделирующая «мягким возбуждением» или «бифуркацией Хопфа» творческий процесс в гештальт-терапии, совпадает и со структурой эстетического опыта (Дж.Дьюи). В совпадении модельных описаний поля взаимодействия субъекта с потребностью, творческого и эстетического опыта находится их философско-онтологическая и конкретная научная основа. Она снимает налет таинственности с процесса творчества вообще, и позволяет продолжить дальнейшее исследование творческого процесса субъекта, например — в гештальт-терапии, методами науки.

5.Синергетическая картина мира во многом совпадает с картиной мира сознательной вселенной. Последняя является следствием духовного мироощущения и мировосприятия, когда действительность становится точкой зрения (Ортега-и-Гассет). Трансцендентный опыт теургического самотворения остается за пределами возможностей модельного описания. Однако благодаря эмпирическим исследованиям синергии (энергийного взаимодействия) сознания-силы и сознания клеток организма человека обнаруживается смыкание эсхатологии и научных изысканий. Последовательно синергетическое сознание вынуждено при этом признать наличие энергии (силы) в своей природе. Теургическая творческая интенция проявляет аттрактор предельных по смыслу творческих усилий человека, которые философски и научно, а также практически направлены к теургии «преодоления» — энергийного преображения материи сознанием силой. В движении к предельному смыслу творчества «энтелехия» человека калокагатийного уступает место «энтелехии» богочеловека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Встреча Аристотеля с реальностью заставила его признать, что «во времени у ничего нельзя взять помимо „теперь“». Длящееся «теперь» у Бергсона преобразовало^" в творческое время-изобретение: «длительность есть изобретение, создание форм, бесконечная переработка абсолютно нового». Бердяев открыто выразил чувство неполноты от творчества, не соответствующего «творческому заданию». Франк в своей мистике здешнего бытия раскрыл собственно синергийность внешнего и внутреннего, которая сделала возможным «заражение» человека душевноподобностью Сущего. Он поведал миру творчества «о глубоком внутреннем сродстве в самой структуре объектов „внешнего“ и „внутреннего“ опыта», сделав это «сродство» условием осуществления времени-изобретения через человека и условием теургии в мистическом стремлении человека к преображению.

Философский мир, кажется, не обратил внимания на догадку Перлза о творческой ^ «функции организма — открывать», посетившую его в период эстетического созерцания У' целесообразности живого. Сопоставление Юнгом течения событий собственной жизни и синергийной по сути даосской философии привели его к открытию явления синхронистичности — смысловой связи кажущейся случайности совпадений и событий. Творчество-синхронистичность признана философами и психотерапевтами намного позже того времени, когда Аристотель написал «Физику». Синхронистичность все еще малоизвестна для широких исследовательских кругов, как и синергетически насыщенный и смелый теургический эксперимент сознательного преображения человека, начатый А. Гхош и М.Ришар. Но любой из перечисленных, неоценимых по философскому и научному значению, фактов теряет свое значение и для синергетики, и для эстетики, и для творчества, если забывается метаэстетнческая природа восприятия и фундаментальная реальность сознания, включая его эстетический аспект — эстетическое сознание.

Данное исследование — это осознанная встреча с «событием творчества» в j поисках большего знания. Оно подтвердило слова М. Мамардашвили о том, что «между i знанием и пониманием нет интервала». Очерченное на страницах работы «синергийное событие» встречи исследователей разных эпох и областей знания представляет, говоря словами С. С. Хоружия, синкретический «НФО» — «Неопознанный философский объект».? Притягательный и доступный как аттрактор сотворчества, он находится в «общем поле» единой среды философии. Он безразличен к наблюдателю без творческих интенций и эстетического чувства. Но он равно чуток к любым тончайшим — энергийнымсозерцательным усилиям синергийного восприятия, и опасается фиксации, окаменения «кинематографической картинкой» языка и научного аппарата синергетики. Как место синергии-сотрудничества он беспредельно щедр, и является источником озарений и внутреннего порядка осознающего субъекта, поглощая без следа, как сток углекислоты, хаос балансировки между синергетикой и синергийностью. Его сложность — сложность сотрудничества — неожиданно глубока, и он предлагает исследователю синергийности творения широкий спектр выборов. «НФО» безразличен к виду вещества постава Хайдеггера, и этим обходит утверждения непредсказуемости творчества.

Синергия творчества — это процесс. Но в «синергии» слышна энергия, разлитая в пространстве взаимодействия. Процесс живой энергии предсказуем для наблюдателя, если представить его в виде течения, моделируемого нелинейной функцией синергетики. Поток творчества, в который вовлечен субъект творчества, предсказуем для него самого его выбором, целью, смыслом — аттрактором — творчества. Если аттрактор — Абсолют, то результатом неизбежно станет осуществление сложного — «творческого задания» теургии.

На пути к пониманию того, что творчество предсказуемо его смыслом, мы ^ прошли ряд этапов в поле синергийного взаимодействия — сотворчества — с мыслителями и исследователями. Нам удалось прояснить следующее.

Ди.

1. Творчество можно представить как синергийный процесс. Восприятие и w процесс осуществления составляют в целом сооытие творчества, подчиненного синергийным закономерностям (принципам и законам синергетики). И творчество спонтанное, и творчество как намеренно организованный процесс (эвристические методы, метафора) можно моделировать синергегически.

2.Восприятие в целом организовано эстетически и метаэстетически, и осуществляет творческую «функцию организма — открывать». Эстетический порядок реальности (или среды как единого начала синергетики) открывается субъекту творчества при условии осознанности (неиллюзорности, недуальности), непосредственности восприятия.

3.Эстетическое отношение не двойственно. Эстетическое отношение к произведениям искусства и эстетическое отношение к реальности составляют целостное сгшергийное эстетическое отношение субъекта и Сущего. Направленное внутрь субъекта, оно расширяется до метаэстетического и открывает «душевноподобность реальности».

4.Событие творчества (завершенный творческий процесс) и эстетический опыт структурно подобны, что является предпосылкой для описания их единой синергетической моделью.

5.Синергетическое моделирование творчества есть намек на синергийность творения. Исследуя синергетическую модель цикла опыта творческой интеграции и гармонизации человека в гештальт-терапии, мы приближаемся к пониманию теургического преображения.

Перечисленные позиции составляют некоторые направления настоящего исследования, и представляют положения, вынесенные на защиту.

Исследование имеет теоретический философский характер, потому что связано с зарождающейся методологической основой современной науки — синергетикой и ее системообразующими понятиями, и вносит свой вклад в философское и конкретно-научное понимание творчества как процесса и события.

Исследование имеет научно-практический характер, так как применение его результатов в прикладных областях знания, связанных с феноменом творчестваэстетике, методах творчества, в том числе научного, творческих немедицинских методах терапии и методах творческого изменения личности — ведет к пересмотру методологического и конкретно-научного подходов в них, повышая их эффективность.

Исследование имеет перспективный характер, так как решение задач синергийности творчества позволяет поставить ряд новых проблем:

— Как развивается эстетическое восприятие, обладающее гармониейсинергийностью — внешнего и внутреннего, визуально-мыслительного и осознающего, с позиций синергетической парадигмы и синергийного подхода?

— В каких пределах можно использовать, без существенных изменений, известный формальный аппарат нелинейной динамики (синергетики и теории катастроф), чтобы не искажать синергию эстетического сознания и модели?

— Как описать, в частности, синергийность в энергийном поле отношений субъекта и мира?

— Что такое — синергетика воображения?

— Каковы эстетические критерии душевного здоровья с позиции синергийного подхода к циклу опыта гештальт-терапии и цикла опыта эстетического?

— Как меняется эстетическое сознание в творчестве теургическом и какова его роль в нем?

— Какую динамику эстетического опыта раскрывает теургия?

— Какова роль воображения в теургическом творчестве?

— Каковы дальнейшие направления развития синергийной онтологии событий творчества?

Эти и другие проблемы синергийного по сути творчества обретут в будущем возможность решения, если очерченное данной работой событие творчества обретет гармонию в энтелехии осуществления.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адамар Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. Пер. с франц. / Под ред. И. Б. Потребысского. — М.: Сов. радио, 1970. — 152 с.
  2. А.А. Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности // Вопросы психологии. 1999. — № 6. — С.100−110.
  3. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности // Как стать еретиком. Петрозаводск: Карелия. 1991. — С.9−184.
  4. Г. С., Злотин Б. Л., Зусман А. В., Филатов В. И. Поиск новых идей: от озарения к технологии (Теория и практика решения изобретательских задач). Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1989. — 381 с.
  5. А.Л. Место искусства в познании мира. М.: Политиздат, 1980. — 255с.
  6. Антология мировой философии. В 4 т.: Т. 1. М.:Мысль, 1969. — 576 с.
  7. Аристотель. Сочинения: В 4 т.: Т.1. М.: Мысль, 1975, — 550 с.
  8. Аристотель. Сочинения: В 4 т.: Т. З / Вступ. ст. и примеч. И. Д. Рожанского. М.: Мысль, 1981. — 613 с.
  9. В.И. Теория катастроф. М.: Наука, 1990. — 128 с.
  10. Ю.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. Сокр.пер. с англ. М.: Прогресс, 1974.-392 с.
  11. П.Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. Пер. с англ. М.: 1994., 352 с.
  12. Р. Психосинтез: теория и практика. Пер. с англ.- М.: REFL-book, 1994. -314 с.
  13. Р. Самореализация и психологические потрясения // С.Гроф. Духовный кризис. Статьи и исследования. Пер. с англ. М.: МТМ, 1995. — С.40−61.
  14. М.Ахромеева Т. С., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г. Парадоксы мира нестационарных структур. М.: Знание, 1985. — 48 с.
  15. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: Издательство РХГИ, 1997. -464 с.
  16. Бахаулла. Семь долин. Четыре долины. Пер. с англ. Спб.: Изд-ий Фонд Бахай Единение, 1996. — 64 с.
  17. Г. Новый рационализм. Пер. с франц. М.: Прогресс, 1987. — 376 с.• 19. Белый Б. И. Тест Роршаха. Практика и теория / Под ред. Л.НСобчик. -Спб.: Дорваль, 1992. 200 с.
  18. Е.Л. Теория и психология творчества в неопубликованном курсе лекций Вяч.Иванова в Бакинском Гос. университете (1921−1922 г. г.) // Психология процессов художественного творчества. Л.: Наука. Лен. отд., 1980. — С.208−214.
  19. А. Восприятие изменчивости. Пер. с франц. Спб.: Издание М. И. Семенова, 1914 (фотокопия).
  20. А. Психо-физиологический паралогизм. Пер. с франц. Спб.: Издание М. И. Семенова, 1913. — 60 с.
  21. А. Собрание сочинений в четырех томах. Т.1. М.: Московский клуб, 1992. -336 с.
  22. А. Творческая эволюция. Пер. с франц. М.-СПб.:Русская мысль, 1. Ф 1914.-254 с.
  23. А. Творческая эволюция. Пер. с франц. М. :КАНОН-пресс, Кучково поле, 1998. -384 с.
  24. Н.А. О назначении человека. М.: Республика. 1993. — 383 с.
  25. Н.А. Самопознание (Опыт философской автобиографии). М.: Книга, 1991. -448 с.
  26. Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т.: T. l, -М.: Искусство, 1994. 544 с.
  27. Н.А. Кризис искусства // Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т.: Т.2. М.: Искусство: Лига, 1994. — С. — .
  28. И.А. Как возможно творческое мышление ? М.: РАН. Ин-т философии, 1993. — 196 с.
  29. И.А. Проблема творчества и буддийская традиция // Вопросыфилософии. 1998. — № 7.-С.158−173.
  30. Блауберг И.В., Юдин Б. Г. Понятие целостности и его роль в научном познании. -М.: Знание, 1972, — 48 с.
  31. А.С. Античная философия. М.: Изд-во МГУ, 1985. — 368 с.
  32. М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. 1992. — № 3−4. — С.24−33.
  33. В.В. Истоки философской мысли Индии. Йога: методология практических занятий. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 221 с.
  34. С.Н. Свет Невечерний: Созерцания и умозрения. М.: Республика, 1994.-415 с. .
  35. В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации). Спб.: Лань, 1999. — 480 с.
  36. Вер Г. Карл Густав Юнг. Пер. с нем. Урал LTD, 1998. — 212 с.
  37. М. Продуктивное мышление. Пер. с англ. М.:Прогресс, 1987.336 с.
  38. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. -480с.
  39. Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
  40. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. Пер. с нем. / Общ. ред. и вступ. ст. Б. Н. Бессонова. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
  41. Гайденко П. П. Метафизика конкретного всеединства, или Абсолютный реализм С. Л. Франка // Вопросы философии. 1999. — № 5. — С. 114 — 150.
  42. . Не автоматический «перевод», а органическое целое! (К спорам об искусстве светящихся знаков" // Творческий процесс и художественное восприятие. Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1978. — С.266−268.
  43. М. От мозаик Пенроуза к надежным шифрам. Пер. с англ. М.: Мир, 1993. -416 с.
  44. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. Пер. с англ. -М. Прогресс, 1988. -464 с.
  45. Гилмор Р. Прикладная теория катастроф: в 2 т. Т.2. М.: Мир, 1984. — 350 с.
  46. С. Что такое ГЕШТАЛЬТ? Двадцать базовых понятий. Пер. с франц. Санкт-Петербургский Институт Гештальта. Спб., 1996. — 43 с.
  47. Л., Мэки М. От часов к хаосу.Ритмы жизни. Пер. с англ. М.: Мир, 1991.- 248 с.
  48. Л. А. Мифология Хаоса (о социально-исторической концепции А.Ф.Лосева) // Вопросы философии. 1993. — № 9. — С.39−51.
  49. . Что такое психология. В 2-х томах. Т.1. Пер. с франц. М.:Мир, 1996. — 496 с.
  50. Г. А., Петров В. М. Гармония и алгебра живого. М.: Знание, 1990.128 с.
  51. P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. -Спб.: ОМС, 1994.- 174 с.
  52. Р.М., Березная И .Я. Интуиция и искусственный интеллект. JL: Изд-во Ленинградского ун-та, 1991. — 272 с.
  53. В.В. Контрастная иллюзия, установка и бессознательное. Тбилиси: Мецниерба, 1987. — 208 с.
  54. Т.П. Дао и Логос: Встеча культур. М.: Наука, 1992. — 422 с.
  55. К. Жажда целостности. Наркомания и духовный путь. Пер. с англ. М.: Институт трансперсональной психологии, Издательство Саттва, 2000. — 272 с.
  56. Гхош А. Открытие Индии // Философское и эстетическое мировоззрение в Индии XX века. Пер. с англ. М.:Худож. лит., 1987. — С.339−425.
  57. Гхош А. Человеческий цикл. Пер. с англ.- Казань: Новый Век, 1992. 352 с.
  58. ГхошА., М.Альфасса. Духовная эволюция человека. Пер. с англ. Киев: Транспорт Украины, 1995. — 96 с.
  59. Де Боно Э. Латеральное мышление. Пер. с англ. СПб.: Питер Паблишинг, 1997.-320 с.
  60. . Логика смысла. Пер. с франц. М.: Издат. Центр «Академия», 1995.299 с.
  61. Д.К. Методы проектирования. Пер. с англ. М.: Мир, 1986. — 326 с.
  62. ДЗЭН-БУДДИЗМ. Судзуки Д. Основы Дзэн-Буддизма. Кацуки С. Практика Дзэн. Пер. с англ. Бишкек: МП «Одиссей», Гл. ред. КЭ, 1993. — 672 с.
  63. Р. Стратегии гениев. Т. З. Зигмунд Фрейд. Леонардо да Винчи. Никола Тесла. Пер. с англ. М.: Незав. фирма «Класс», 1998. — 384 с.
  64. Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направленя исследований креативности в науке и искусстве // Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 101−106.
  65. Л.Я. От неклассической к метаиндивидуальной психологии искусства // Эстетика: информационный подход. Проблемы информационной культуры / Под ред. Ю. Зубова, В. М. Петрова. Выпуск 5. М., 1997. — С.158−189.
  66. B.C., Баланкин А. С., Бунин И. Ж., Оксогоев А. А. Синергетика и фракталы в материаловедении. М.: Наука, 1994. -393 с.
  67. Иванова Е.И., Яковлев А. Л. Заметки о цикле контакта // Координаты «я»:здесь и теперь. Альманах 1. Санкт-Петербургский Институт Гештальта. Спб., 1996. — С.32−61.
  68. Г. В. Психология искусства и творчества: интеграция естественнонаучного и гуманитарного подходов // Психологический журнал. 1998. Т. 19. — № 2. -С.175−178.
  69. В.Н. Эссе о русской культуре. СПб.: Акрополь, 1997. 464 с.
  70. История психологии (10-е 30-е гг. Период открытого кризиса): Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. — Екатеринбург: Деловая книга, 1999. — 480 с.
  71. Г. Киматика: зримые образы вибраций // Курьер ЮНЕСКО. № 156. -1969, декабрь. — С.4−62.
  72. М.С. Мир общения: Проблемы межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 315 с.
  73. М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство. Лен. отд. 1972. — 440 с.
  74. М.С. Начала эстетики. М.: Искусство, 1964. — 210 с.
  75. J 85. Каган М. С. Синергетика и культурология // Синергетика и методы науки. -Спб.: Наука, 1998. С. 201 -219.
  76. М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр. статьи. Л.: Изд-воЛГУ, 1991.-383 с.
  77. М.С. Философская теория ценности. Спб.: Петрополис, 1997. — 205с.
  78. М.С. Эстетика как философская наука: Университетский курс лекций. -Спб.: Петрополис, 1997. 544 с.
  79. Э.М. Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Эдмунда Гуссерля. Тбилиси: Мецниерба, 1966. -160 с.
  80. Дж. От восприятия к мысли.О динамике неоднозначного и нарушениях симметрии в науке и искусстве. Пер. с нем. М.: Мир, 1998. — 221 с.
  81. В. О духовном в искусстве. М.: Архимед, 1992. — 109 с.
  82. И. Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного // Кант И. Сочинения в шести томах / Под ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гулыги, Т. И. Ойзермана. Т.2. -С.125−184.
  83. К. Эстетический элемент переноса // Практикум по арт-терапии. Под ред. А. И. Копытина. СПб: «Питер», 2000. — С. 106−120.
  84. М., Цитренбаум Ч. Экзистенциальная гипнотерапия. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 176 с.
  85. Е.Н., Курдюмов С. П. Антропный принцип в синергетике // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.62−79.
  86. Е.Н., Курдюмов С. П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994. — 236 с.
  87. Е. Н. Дурдюмов С.П. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным //Вопросы философии. 1992. — № 12. — С.3−21.
  88. Коваленко В В. Бифуркации в релииозной философии, естествознании и общественном развитии. Спб.: Гидрометеоиздат, 1994. — 160 с.
  89. В.А., Чичина Е. А. Этика. Эстетика. Ростов н/Д.: Феникс, 1998.512 с.
  90. ЮО.Копцик В. А. Принцип причинности, системный подход и симметрия // Система.Симметрия.Гармония. М.: Мысль, 1988. — С.200−226.
  91. Ю1.Копытин А. И. Основы арт-терапии. СПб.: Издательство «Лань», 1999. 256 с.
  92. Н.А. Онтология эстетического. М.: Наука, 1992. — 117 с.
  93. С.В. Философия самосознания и творчества: Портреты русских мыслителей. Спб.: Изд-во Санкт-Петербургского унив-та, 1998. — 224 с.
  94. Ю4.Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики /Под ред.И.Ренчлера, Б. Херцбергер, Д.Эпстайна. Пер. с англ. М.: Мир, 1995. — 335 с.
  95. Краткая философская энциклопедия. М.: Издательская группа «Прогресс» -«Энциклопедия», 1994. — 576 с.
  96. Юб.Кришнамурти Дж. Комментарии к жизни // Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии XX века. Пер. с англ., бенг. и урду. — М.: Худож. лит., 1987. -С.523−549.
  97. Крупицы: из писаний Бахауллы. Пер. с англ. Спб.: Изд. фонд Бахай1. Единение, 1994. 213 с.
  98. В.Ю. Психосинергетика как возможная новая парадигма психологической науки // Психологический журнал. 1998. — № 3. — С.56−62.
  99. Крюковский Н. И. Кибернетика и законы красоты. Минск: Изд-во БГУ, 1977.- 256 с.
  100. Крюковский Н.И. Homo pulcher Человек прекрасный: Очерк теоретической эстетики человека. Минск: Изд-во БГУ, 1983. — 303 с.
  101. Ш. Курдюмов С. П., МалинецкийГ.Г. Синергетика теория самоорганизации. Идеи, методы, перспективы. — М.:3нание, 1983. — 64 с.
  102. Г. О поисках основ психобиологии. Психиатрические и психофармакологические заметки // Журнал невропатологии и психиатрии. 1958. Том• 58. С.573−584.
  103. И.И. Философия изобретения и изобретение философии: Введение в историю философии. М. .Республика, 1999. — 339 с.
  104. К. Теория поля в социальных науках. Пер. с англ. СПб.: «Сенсор», 2000. — 368 с.
  105. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1972. — 575 с. Пб. Линник Ю. В. А. Н. Скрябин: провозвестие Крита-Йоги // Вестник будущего.
  106. Альманах Юрия Линника. Выпуск 1. Петрозаводск: Святой Остров, 1995. — С.42−58.
  107. Ю.В. Мой Даосизм. Петрозаводск: Музей космического искусства им. Н. К. Рериха, 1997. — 28 с.
  108. Ю.В. Мой Исихазм. Петрозаводск: Музей космического искусства им. Н. К. Рериха, 1997. — 40 с.
  109. Ю.В. Три этюда о синергетике // Упование. Альманах Юрия Линника. ^ Выпуск 3. Петрозаводск: Святой Остров, 1995. с.46−53.
  110. А.Ф. Античный космос и современная наука // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. — С.61−612.
  111. А.Ф. История античной эстетики. Последние века. В 2 кн. Кн.1. М.: Искусство, 1988. — 413 с.
  112. А.Ф. Самое само: Сочинения. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.1024 с.
  113. А.Ф. Эрос у Платона // Лосев А. Ф. Бытие. Имя. Космос. М.: Мысль, 1993. -С.31−60.
  114. А.Ф., Шесгаков В. П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.-376 с.
  115. А.Ю., Михайлов А. С. Введение в синергетику. М.: Наука. Гл. ред. физ.-мат. лит., 1990. — 272 с.
  116. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: СЭИ, 1991. — 288 с.
  117. Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  118. Лук А.Н. «Концептуальная матрица века» // Психология процессов художественного творчества: Сб. статей. Л.: Наука, 1980. — С.259−261.
  119. Лук А. Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. — 127 с.
  120. А.Е. Дао «Книги Перемен». М.: ИНСАН, 1993. — 240 с.
  121. Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке (Древний Китай и Индия). М.: ИНСАН, 1992. — 208 с.
  122. К. Сложность и самоорганизация. Возникновение новой науки и культуры на рубеже века // Вопросы философии. 1997. — № 3. — С.48−61.
  123. М.К. К пространственно-временной феноменологии событий знания // Вопросы философии. 1990. — N12. — С.73−82.
  124. Марсден Дж., Мак-Кракен М. Бифуркация рождения цикла и ее приложения. Пер. с англ. М.:Мир, 1989. — 368 с.
  125. А. Психология бытия. Пер. с англ. -М.: Рефл-бук, Киев: Ваклер, 1997.- 304 с.
  126. МейлахБ.С. О стратегии комплексного изучения художественного творчества // Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Л.: Наука. Лен. отд., 1982. — С. 12−26.
  127. Й., Невис С. Диагноз: борьба за осмысленную парадигму. Сокр. пер. с англ. // Координаты «Я»: здесь и теперь. Альманах 1. Санкт-Петербургский Институт Гештальта. СПб., 1996. — с.62−81.
  128. Э. Психотерапия как духовная практика. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 160 с.
  129. МО.Митькин А. А. Принцип самоорганизации систем: критический анализ //
  130. Психологический журнал. 1998. Том 19. — № 4. — С.117−131.
  131. Г. Порядок и хаос // Наука и жизнь. 1988. — № 3. — С.68−75.
  132. У. Познание и реальность: Смысл и принципы когнитивной психологии. Пер. с англ. / Общ. ред. Б. М. Величковского. М.: Прогресс, 1981. — 230 с.
  133. В.В. В поисках иных смыслов. М.: Издат. группа «Прогресс». 1993.- 280 с.
  134. В.В., Дрогалина Ж. А. На грани третьего тысячелетия: что осмыслили мы, приближаясь к XXI веку (Философское эссе). М.: Лабиринт, 1994. — 74 с.
  135. В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. — 288 с.
  136. К. Гештальттерапия. Пер. с англ. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.304 с.
  137. Научно-практическая конференция по теории решения изобретательских• задач. 6−9 июля 1999 г. Тезисы докладов. Петрозаводск. 1999. — 123 с.
  138. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Пер. с англ. СПб: Издательство «Питер», 2000. — 464 с.
  139. В.И. Вера и знание с точки зрения гносеологии: Репринтное воспроизведение издания 1913 года. Казань: МП «Вернисаж», 1992. — 110 с.
  140. Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция? (Эстетическая деятельность в системе общественной практики). М.:Политиздат, 1976. -287 с.
  141. Норвежский композитор, пишущий в жанре серьезной музыки, стремится к новой музыкальной парадигме // One country. Бюлл. междун. общества бахай. На русс.яз. -1999. Т.8, вып.1. С.1−12.
  142. Онтология и эпистемология синергетики. -М., 1997. 159 с. 153.0ртега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. Пер. с англ. — М.: ^ Искусство, 1991. — 586 с.
  143. Ф. Внутри и вне помойного ведра. Пер. с англ. Спб.: Петербург — XXI век, 1995. — 448 с.
  144. Ф. Гештальт-семинары: Гештальт-терапия до-словно. Пер. с англ. -М.:Институт общегуманитарных исследований, 1998. 326 с.
  145. Ф., Хефферлин Р., Гудмэн П. Опыты психологии самопознания (Практикум по гештальттерапии). Пер. с англ. М.: Гиль-Эстель, 1993. — 240 с.
  146. Платон. Сочинения. В 3-х т. / Под общ.ред. А. Ф. Лосева и В. Ф. Асмуса. Т.2. -М.: Мысль, 1970.-611 с.
  147. К.Э. Математическое моделирование: Экзистенциальный аспект. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 224 с.
  148. Поздняков М.В."0 событии" («Vom Ereignis») М. Хайдеггера // Вопросы философии. 1999. — № 7. — С.140−157.
  149. А.И. Основы инженерного творчества. М.: Машиностроение, 1988.-368 с.
  150. И. Обитаемый человек. Терапевтическое исследование личности. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1999. — 240 с.
  151. И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: Контуры теории и практики. Пер. с англ. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. — 272 с.
  152. Т., Стюарт И. Теория катастроф и ее приложения. М.: Мир, 1980.607 с.
  153. И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. Пер. с англ. / Под ред. Ю. Л. Климонтовича. М.: Наука, 1985. — 328 с.
  154. И., Стренгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 240 с.
  155. И., Стренгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. Пер. с англ. М.: Эдиториал УРСС, 2000. — 312 с.
  156. Пропп В Я. Морфология сказки. М.: Наука, 1969. — 168 с.
  157. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная / Под ред. Пономарева Я. А. М.: Наука, 1990. 222 с.
  158. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред.Б. Д. Карвасарского. Спб.: Питер, 1998. — 752 с.
  159. Рам Дасс. Это только танец. Киев: София, Ltd., 1994. — 320 с.
  160. Д.И. Об основном содержании теории установки // Вопросы психологии. 1957, № 3. С. 114−122.
  161. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. -М.:Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. 480 с.
  162. Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств //Вопросы психологии. 1995. -N1. — С. 132−138.
  163. И. Естественно-научные сочинения Аристотеля // Аристотель. Сочинения. В 4-х т. Т.З. -М.: Мысль, 1981. С.5−58.
  164. C.JI. Принцип творческой самодеятельности // Вопросы• философии. 1989. — № 4. — С.87−95.
  165. C.JI. Проблемы общей психологии / Отв.ред.Е. В. Шорохова. -М.Педагогика, 1976. с.253−381.
  166. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ.7 Общ. ред. и вступ. ст. Л.ППетровской. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  167. Сатпрем. Мать. Трилогия. Т.1: Божественный материализм. Пер. с франц. -Спб.: Мирра, 1996.-350 с.
  168. Сатпрем. Мать.Трилогия.Т.2: Мать, или новый вид. Пер. с франц. Спб.: Мирра, 1997.-428 с.
  169. Сатпрем. Разум клеток. Киев: Преса Украши. 1992. — 224 с.
  170. Сатпрем. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. Пер. с фр. СПб., 1993.-352 с.
  171. Синергетика и психология. Тексты. Выпуск 1: Методологические воспросы / Под ред. И. Н. Трофимовой и В. Г. Буданина. М.: Издательство МГСУ «Союз», 1997. — 361 с.
  172. Синергетическая парадигма. Многообразие подходов. М.: Прогресс-Традиция, 2000.-536 с.
  173. СИНЕРГИЯ. Проблемы аскетики и мистики Православия / Под ред. Хоружия С. С. М.: Изд-во Ди-Дик, 1995.-368 с.
  174. А.В. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971.271 с.
  175. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учеб. пос. для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995.-384 с.
  176. Словарь иностранных слов. М.:Русский язык, 1988. — 608 с.
  177. B.C. Смысл любви: избранные произведения. М.: Современник, 1991.-525 с.
  178. B.C. Сочинения в 2 т. Т.2. М.: Мысль, 1988. — 822 с.
  179. А.С. Постижение совершенства: Симметрия, асимметрия, диссимметрия, антисимметрия. -М.: Знание, 1987. 203 с.
  180. М.Т. Философские аспекты суфизма. М.: Наука, 1987. — 192 с.
  181. И. Тайны катастрофы: Пер. с франц. М.: Мир, 1987. — 76 с.
  182. Н. Тайны микротехники. Минск: Вышэйшая школа, 1978. — 159с.
  183. Теория метафоры / Пер. под ред. Н. Д. Арутюновой, М. А. Журинской. М.: Прогресс, 1990.-511 с.
  184. В.Н. Роль и место крещения Руси в общеевропейском процессе второго тысячелетия христианской истории // Русское зарубежье в год тысячелетия крещения Руси. -М.: Столица, 1991. С. 162−191.
  185. Р.А. Квантовая психология. Пер. с англ. Киев: ЯНУС, 1998. — 224 с.
  186. А. Психотерапия. Восток и Запад. Пер. с англ. Львов: Инициатива, 1997. — 174 с.
  187. Л. Ошибка Ромэо // Жизнь после смерти. М.:Советский писатель, 1990. -С.96−190.
  188. Р. Вещи не то, чем они кажутся // Психотерапия и духовные практики. Подход Запада и Востока к лечебному процессу. Пер. с англ. Минск: Вида-Н, 1998. -С.167−191.
  189. Философский энциклопедический словарь / Редкол.:С. С. Аверинцев, Э.А.Ораб-Оглы, ЛФ. Ильичев и др. М.: «Советская энциклопедия», 1989. 815 с.
  190. С. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. — 511 с.
  191. С. Предмет знания. Душа человека. Спб.: Наука, 1995, — 656 с.
  192. С. Реальность и человек. Спб.:РХГИ, 1997, — 448 с.
  193. С. Сочинения. М.: Правда, 1990. — 608 с.
  194. В. Человек в поисках смысла. Пер. с англ. и нем. М: Прогресс, 1990.- 368 с.
  195. Франц фон, М.-Л. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. Пер. с англ. Спб.:Б.С.К., 1998. — 107 с.
  196. М. Время и бытие: Статьи и выступления: Пер. с нем. М.: Республика, 1993. — 447 с.
  197. М. Исследовательская работа Вильгельма Дильтея и борьба за историческое мировоззрение в наши дни. Десять докладов, прочитанных в Касселе (1925) // Вопросы философии. 1995. — N11, — С. 119−145.
  198. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск:
  199. Изд-во Том. ун-та. М.: Барс, 1997. 392 с.
  200. С.С. Диптих Безмолвия. Аскетическое учение о человеке в богословском и философском освещении. М. .Центр психологии и психотерапии, 1991. -137 с.
  201. С.С. Исихазм как пространство философии // Вопросы философии. -1995 .-№ 9. -С.80−94.
  202. С.С. После перерыва. Пути русской философии. Спб.: Алетейя, 1994. -448 с.
  203. Чиа М., Чиа М. Дао пробуждение Света. Пер. с англ. — Киев: София, Ltd., 1995. Т.1 -285 е., Т.2−349 с.
  204. Что такое дзэн? Сборник: Пер. с англ. Львов: Инициатива, К.: Airland, 1994.- 188 с.
  205. В.Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» в психологии //Психологический журнал. 1993. — № 5. — С.3−12.
  206. Шах Идрис. Учиться как учиться. Психология и духовность на суфийском пути. Пер. с англ. М.: УРСС, 1999. — 304 с.
  207. И.П. Архитектор фараона. Спб.: Искусство России, 1993. — 96 с.
  208. Л.И. Процесс конструирования метафоры как объект психологического исследования // Психологический журнал. 1997. Том 18. — № 6. — С. 121 128.
  209. Шредингер Э. Что такое жизнь? (С точки зрения физика). Пер. с англ. М.: Атомиздат, 1972. — 88 с.
  210. Ю.А. Сложные системы и космологические принципы // Сиситемные исследования. Ежегодник 1975. М.: Наука, 1976. — С. 149−171.Ш223 .Шрейдер Ю. А., Шаров А. А. Системы и модели. М.:Радио и связь, 1982. — 152с.
  211. Г. П. Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок // Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник 1981. М.: Наука, 1981. С.193−227.
  212. Ю.К. Китайская классическая книга перемен И-Цзин. М.:Русское книгоиздательское товарищество, 1993. — 384 с.
  213. Д. Гештальт, ведущий к просветлению. Пробуждение от кошмара. -Спб., 1994. 144 с.
  214. Эстетика. Словарь/Под общ. ред. А. А. Беляева и др. г М.:Политиздат, 1989.447 с.
  215. Эстетические аспекты единства. Сб. статей. Петрозаводск: Издательство КГПИ, 1995. — 86 с.
  216. ЮнгК.Г. О психологии восточных религий и философий. М.: Медиум, 1994.- 256 с.
  217. Юнг.К. Г. Об отношении аналитической психологии к поэтико-художественному творчеству. Пер. с нем. // Юнг К. Г. Архетип и символ. М.: RENAISSANCE, 1991. — С.265−285.
  218. Юнг К. Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. М.: Канон, 1994. — 320 с.
  219. Юнг К. Г. Синхронистичность. Пер. с англ. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1997. — 315с.
  220. Е.Г. Эстетика молчания, тишины и света // Вестн. Моск. ун-та. Сер.7. Философия. 1993. — № 2. — С.50−63.
  221. К. Общая психопатология. Пер. с нем. М.: Практика, 1997. — 1056с.
  222. Csikszentmihalyi М. Flow. The psychology of optimal experience. New York: Harper&Row, Publishers, 1990. — 305p.
  223. Danesh H.B. The Psychology of Spirituality: from divided self to integrated self. -Switzerland: Landegg Academy Press, 1997. 271 p.
  224. Zinker J. Creative Process in Gestalt Therapy. New York: Vintage Books, 1978.283 p.
  225. Эстетика событий творчества-взаимодействия: развитие событий нелинейных взаимодействий на границе между двумя слоями жидкости, текущими с разными скоростями (Пригожин И.(164,35−36)).
  226. Бифуркация рождения устойчивого предельного цикла (Хакен Г (210 65) рис. 1.14.2) ' '
  227. Е.И., Яковлев A.J1. (77), рис. 1.1. MfifUZAT/aV ft1. Zinker J. (224,97)
  228. Модели цикла «контакт-отступление» (цикла опыта) в гештальт-терапии
  229. Последовательное развитие бифуркации Хопфа в пространстве с ростом управляющего параметра Л (лямбда) (Гилмор Р. (47,160), рис. 19.18).
  230. Фазовые траектории бифуркации Хопфа (Ахромеева Т.С. и др.(14,15), рис. 2.10) (слева)
  231. Феноменологическая схема цикла «контакт отступление» (цикла опыта) в гештальт-терапии.
  232. ВОЗМОЖНОСТЬ ЭНЕРГИЯ — ЭНТЕЛЕХИЯ
  233. Базовая онтологическая триада Аристотеля (Хоружий С.С.(213)).
Заполнить форму текущей работой