Формирование эффективной системы управления затратами в процессе реализации конкурентной стратегии промышленного предприятия
Несмотря на достаточное количество существующих подходов к управле-, пию затратами в современной экономической науке имеется ряд проблем: отсутствует должное внимание к анализу внешней среды предприятия при структурировании процесса управления затратами, возникают трудности при выборе методов управления затратами и реализации этих методов, наблюдаются сложности в выборе критериев оценки… Читать ещё >
Содержание
- 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 1. 1. Формирование системы и механизма управления затратами и место системы в управлении предприятием
- 1. 2. Подходы к классификации затрат для целей управления
- 1. 3. Теоретические основы стратегического управления затратами
- 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
- 2. 1. Роль системы стратегического управления затратами в формировании конкурентных преимуществ
- 2. 2. Систематизация методов и подходов для построения гибкой системы управления затратами
- 2. 3. Построение модели системы стратегического управления затратами
- 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ
- 3. 1. Разработка ситуационной модели управления затратами
- 3. 2. Описание критерия эффективности управления затратами с учетом повышения конкурентоспособности промышленных предприятий
- 3. 3. Методические аспекты реализации предложенного подхода к управлению затратами
- 3. 4. Реализация предложенного подхода к управлению на
- ОАО «Брянскпиво»
Формирование эффективной системы управления затратами в процессе реализации конкурентной стратегии промышленного предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность темы
исследования связанна с тем, что в условиях глобализации хозяйственных связей, обострения конкуренции, повышения скорости техногенных изменений, дифференциации спроса управление затратами нельзя рассматривать только как средство снижения затрат на производство и сбыт продукции, в связи с тем, что это может привести к снижению конкурентоспособности предприятия в долгосрочном плане. В связи с этим возникает необходимость разработки эффективной системы стратегического управления затратами на промышленном предприятии, обеспечивающей реализацию конкурентной стратегии промышленного предприятия.
Несмотря на достаточное количество существующих подходов к управле-, пию затратами в современной экономической науке имеется ряд проблем: отсутствует должное внимание к анализу внешней среды предприятия при структурировании процесса управления затратами, возникают трудности при выборе методов управления затратами и реализации этих методов, наблюдаются сложности в выборе критериев оценки эффективности системы стратегического управления затратами. В связи с этим становится совершенно очевидно, что необходим поиск решения методологических и методических задач, возникающих при формировании качественно нового механизма — стратегического управления затратами для реализации конкурентной стратегии предприятия в условиях нестабильной рыночной среды. При этом следует акцентировать внимание на создании системы стратегического управления затратами, обеспечивающей предприятию возможность успешно конкурировать на рынке, и, соответственно, придании ей необходимых для реализации этой задачи свойств и качеств.
Степень разработанности проблемы. Огромное влияние на современную теорию и практику управления затратами оказали работы таких всемирно известных специалистов как A.M. Белов, X. Гернон, А. П. Градов, А. Дайле, Н. Г. Данилочкина, К. Друри, В. А. Ивлева, А. М. Карминского, Т. П. Карповой, И.Г.
Кондратова, С. А. Котляров, Г. А. Краюхин, В. А. Крюков,, Лукашевич М. Л., Майер Э., Манн Р., Мюлендорф Р., Мюллер Г., Оленев Н.И.
Вопросам исследования теории стратегического управления затратами посвящены работы таких зарубежных исследователей, как Р. Акофф, С. Майерс, Б. Райан, А. А. Томпсон, Ч. Т. Хорнгрен и Дж. Фостер, Д. К. Шанк, В. Говиндараджан и др. Однако применение зарубежных методик на отечественных промышленных предприятиях представляется сомнительным.
В российской экономической литературе вопросы стратегического управления затратами на промышленном предприятии в той или иной степени затрагиваются в целом в ряде работ следующих авторов Б. И. Бланк, М. А. Бахрушина, Н. Д. Врублевский, О. Д. Каверина, B.C. Левин, С. А. Николаева, В. Ф. Палий, С. А. Стуков, В. Г. Лебедев, Р. А. Фархутдинов, Л. С. Шаховская. Вместе с тем следует признать, что, несмотря на повышенное внимание со стороны отечественных и зарубежных исследователей к вопросам управления затратами, ряд вопросов теоретического и практического характера, связанных с проблемами формирования системы управления затратами в процессе реализации конкурентной стратегии предприятия остаются слабо изученными.
Объектом исследования являются промышленные предприятия Брянской и Калужской областей.
Предмет исследования — процесс формирования эффективной системы управления затратами, обеспечивающей реализацию конкурентной стратегии промышленного предприятия.
Цель диссертационного исследования состоит в разработке методических положений и научно-практических рекомендаций по созданию системы стратегического управления затратами (ССУЗ) на промышленных предприятиях, обеспечивающей реализацию конкурентной стратегии.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
— уточнить сущность и содержание понятия «система стратегического управления затратами на промышленном предприятии» как экономической категории;
— разработать методическое обеспечение формирования системы стратегического управления затратами на промышленном предприятии;
— выделить базовые типы управления затратами в зависимости от стратегии предприятия и динамики его финансового положения и разработать на этой основе ситуационную модель управления затратами;
— обосновать выбор критериев оценки эффективности системы стратегического управления затратами с точки зрения формирования конкурентных преимуществ у предприятия и реализации взаимосвязи управления затратами, инновационного менеджмента и конкурентоспособности;
— апробировать разработанные рекомендации по применению системы стратегического управления затратами на промышленном предприятии.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования послужили материалы, содержащиеся в научных трудах отечественных и зарубежных ученых в области управления затратами, стратегического менеджментазаконодательные акты и решения Правительства РФ, материалы научно-практических конференций. Диссертационное исследование базируется на общенаучной методологии, в процессе исследования использовались методы системного анализа, математического и логического моделирования, структурного анализа, эконометрические методы и метод экспертных оценок.
Информационную базу исследования составляют данные бухгалтерской отчетности исследуемых предприятий, статистической отчетности Федеральной службы государственной статистикиа так же материалы семинаров, научно-практических конференций, публикаций в открытой печати, материалы, представленные в сети Интернет.
Научная новизна диссертационного исследования состоит в разработке > и научном обосновании теоретико-методических положений и практических рекомендаций, направленных на интеграцию методов и инструментов формирования эффективной системы стратегического управления затратами на промышленном предприятии на основе сочетания системного и ситуационного подходов, обеспечивающей реализацию конкурентной стратегии промышленного предприятия.
Научная новизна подтверждается следующими научными результатами, выносимыми на защиту:
— уточнены сущность и содержание понятия «система стратегического управления затратами» как экономической категории, под которой понимается подсистема стратегического управления предприятием, обладающая определенными свойствами, функциями и связями, обеспечивающих реализацию конкурентной стратегии предприятия посредством осуществления комплекса целенаправленных действий по оптимизации затрат (п. 15.13 Паспорта специальности 08.00.05.).
— разработано методическое обеспечение формирования ССУЗ на промышленном предприятии, включающее наличие концептуальной модели ССУЗ, базирующейся на использовании дифференцированного подхода к управлению затратами в зависимости от поставленных целей и рыночной ситуации, отличающуюся ориентацией на реализацию конкурентной стратегии промышленного предприятия, базовой модели функционирования системы и организационно-функциональной модели ССУЗ (п. 15.13 Паспорта специальности 08.00.05.).
— разработана модель матрицы ситуационного управления затратами, учитывающая динамику финансового состояния предприятия, выраженную индексом прибыли, и конкурентную стратегию, основанную на различиях между рыночно ведомыми и технологически ведомыми системами управления, и позволяющая определить направления реализации конкурентной стратегии предприятия (п. 15.13 Паспорта специальности 08.00.05.);
— разработаны и апробированы методические рекомендации по оценке эффективности ССУЗ, отличительной особенностью которых является использование концепции конкурентного пространства продукта (п. 15.15 Паспорта специальности 08.00.05.).
Практическая значимость работы заключается в том, что основные теоретические выводы, содержащиеся в диссертации, доведены до конкретных практических рекомендаций по реализации стратегического подхода к управлению затратами промышленного предприятия, что позволяет обеспечить эффективную реализацию конкурентной стратегии промышленного предприятия.
Теоретические выводы и методические рекомендации использованы в учебном процессе БГТУ при чтении лекций и проведении практических занятий по дисциплине «Управление затратами» и «Анализ и диагностика хозяйственной деятельности предприятия» .
Апробация и реализация результатов диссертационного исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на конференциях различного уровня, в том числе научно-практической конференции «Экономические проблемы становления рыночных отношений в Российской Федерации» (БГТУ, Брянск, 2004 г.), международной научно-технической конференции: «Исследования и разработки в области машиностроения, энергетики и управления» (Гомель, 2005 г.), 57-й научной конференции профессорско-преподавательского состава (БГТУ, Брянск, 2005 г.), международной научной конференции «Наука: теория и практика — 2007» (г. Белгород 2007 г.).
Результаты исследования приняты к использованию в деятельности ряда предприятий Брянской и Калужской областей.
Публикации. По результатам исследования опубликовано 7 научных работ (статьи в журналах и сборниках), в том числе в изданиях, рекомендованных ВАК Минобрнауки России, отражающих основное содержание диссертации, общим объемом 2,4 п.л.
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы, четырех приложений. Работа изложена на 147 страницах, содержит 33 рисунка, 16 таблиц, список использованных источников из 133 наименований.
Выводы по главе 3. Данная глава является логическим завершением анализа взаимосвязи управления затратами со стратегией предприятия, его инновационной политикой и маркетингом. Разработана ситуационная модель позиционирования предприятия в зависимости от стратегической ориентации и динамики финансового состояния предприятия. Это дает возможность промышленным предприятиям выбирать те подходы и методы в управлении затратами, которые соответствуют их положению в конкретный момент времени.
Предложен критерий оценки эффективности управления затратами на предприятии в виде конкурентного пространства продукта. К основным достоинствам предложенного метода оценки можно отнести его нацеленность не просто на снижение затрат, а на их оптимальное сочетание для создания у предприятия конкурентного преимущества, т. е. на конкурентоустойчивую величину затрат. Даная методика предполагает поиск оптимального сочетания параметров, влияющих на конкурентоспособность продукта, обеспечивающего успех продукта на рынке. В качестве параметров конкурентного пространства предложены цена, качество и инновационность, а также представлены методики их оценки. Поиск оптимального сочетания указанных параметров представляет собой перспективный способ управления затратами.
Методика по использованию на практике всех представленных в диссертационном исследовании разработок включает четыре группы мероприятий. В главе рассмотрена реализация предложенного подхода к управлению затратами на ОАО «Брянск пиво». Апробация методики шла в рамках предложенных в исследовании мероприятий и дала положительные для предприятия результаты.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В диссертационной работе известные методы управления затратами проанализированы и систематизированы с точки зрения их роли в стратегическом управлении затратами и возможности их успешной интеграции. При этом в качестве основного необходимого условия построения системы управления затратами, выступает ориентация управления на создание у предприятия долгосрочного конкурентного преимущества и развитие в данной связи информационного обеспечения данной области менеджмента. Стратегическое управление затратами — один из основополагающих элементов формирования стратегии предприятия, основанный на концепциях стратегического маркетинга и менеджмента и направленный на создание долгосрочного конкурентного преимущества.
Управление затратами следует рассматривать в качестве «системы воздействия на составляющие элементы снабженческих, производственных и сбытовых процессов предприятия, а также входы и выходы данных процессов посредством динамичной информационной системы диагностики объектов затрат, обеспечивающей превентивное и оперативное выявление потенциальных областей оптимизации и снижения производственных затрат и принятие эффективных управленческих решений в целях повышения конкурентоспособности предприятия» .
Совершенствование управления затратами представлено в диссертационной работе, основываясь на интеграции процессов управления затратами производства с современными концепциями стратегического менеджмента, инновационного менеджмента и маркетинга. На этой основе разработана концепция совершенствования управления затратами, рассматривающая данную область управления в свете взаимного влияния текущих задач предприятия и долгосрочных целей по управлению его будущим развитием. К управлению затратами производства в настоящих экономических условиях следует подходить с позиций системного и ситуационного подходов.
Создание системы управления затратами предлагается осуществлять в соответствии с разработанной базовой моделью функционирования системы управления затратами, отражающей сущность экономики производства и основные объекты воздействия в рассматриваемой системе, а также в соответствии с предложенной структурно-логической моделью управления затратами производства, отражающей основные управленческие действия и процессы.
Впервые в данной работе обоснована возможность и необходимость представления процессов управления затратами в трех взаимосвязанных аспектах — оперативном, тактическом, стратегическом. Такой подход обеспечивает гибкость в управлении и обуславливает ориентацию данного вида управления на стратегии развития предприятия и внедрение им новаций.
Разработанная ситуационная модель управления затратами включает шесть основных типов управления затратами, свойственных современным промышленным предприятиям. Модель учитывает конкурентную позицию предприятия на определенном этапе его развития и результаты его производственной деятельности, влияющие на финансовое состояние предприятия. Для определенного типа управления характерны определенные методы управления и дизайн системы управления затратами.
Предложен новый критерий оценки эффективности управления затратами в виде «конкурентного пространства «, характеризуемого показателями цены, качества и инновационности и служащего критерием конкурентоспособности производимых товаров. Каждый из данных показателей имеет максимально достижимый и минимально допустимый уровни для определенного товара или группы товаров, в рамках данных диапазонов происходят изменения соответствующих показателей. Появление данного критерия обусловлено необходимостью интеграции процессов воздействия на затраты с инновационной деятельностью и стратегическим маркетингом.
Разработанная методика реализации на практике предложенного подхода к управлению затратами состоит из четырех групп мероприятий и позволяет совершенствовать процессы управления затратами производства, исходя из решения задач оптимизации и снижения затрат и повышения конкурентоспособности предприятия. Методика дает возможность повысить эффективность процессов управления затратами на промышленных предприятиях на основе системного и ситуационного подходов к менеджменту затрат.
Предложена процедура работы с «конкурентным пространством «, позволяющая оценить производимые предприятием товары по предложенному критерию конкурентоспособности и разработать стратегию действий по управлению затратами производства для каждого конкретного объекта анализа.
Предложенная в работе методика была апробирована на двух предприятиях различных отраслей промышленности — ОАО «Брянск пиво» и ЗАО «Людиновский агрегатный завод». Возможность применения методики как на машиностроительных предприятиях, так и на предприятиях пищевой промышленности доказывает ее универсальность, что является ее преимуществом по сравнению с другими методиками.
Список литературы
- Абрамов С.И. Управление инвестициями в основной капитал. /СИ. Абрамов, — М.: Изд. «Экзамен», 2002. — 544 с.
- Абчук В.А. Менеджмент: Учебник. СПб.: Издательство «Союз», 2002. -452с.
- Акулов В., Рудаков М. К характеристике субъекта стратегического менеджмента. //Проблемы теории и практики управления, 1998, № 4, с 112 115.
- Акулов В., Рудаков М. Особенности принятия решений субъектами стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления, 1999,№ 3, с87−94.
- Амосова В.В., Гунасьян Г. М., Миховикова Г. А. Экономическая теория, СПб.: Питер, 2002 — 146 с.
- Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Питер Ком, 1999.-416с.
- Ансофф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989−519с.
- Анфилатов B.C. и др. Системный анализ в управлении- Учебное пособие / Под ред. А. А. Емельянова,-М.: Финансы и статистика, 2003.— 368с.
- Бабинцева Е. Выбор модели экономического управления. // АПК: экономика и управление, 1998, № 9,37−39.
- Байе М.Р. Управленческая экономика и стратегия бизнеса: Учебное пособие для вузов /Пер. с англ. под ред. A.M. Никитина. М.-ЮНИТИ-ДАНА, 1999−743с,
- Бараничев В.П. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация. //Проблемы теории и практики управления, 1998, № 5, с 105 111.
- Басовский Л.Е. Финансовый менеджмент: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. — 240с.
- П.Бебер Ю., Гёльдель X., Шеффер У. Организация стратегического и оперативного управления на предприятии. // Проблемы теории и практики управления, 1998, № 2, с 105−110.
- Берлин А., Романовская С. Управление организацией. // Российский экономический журнал, 1998, № 2, с 69−73.
- Бирман Л.А. Управленческие решения: Учебное пособие. М.: Дело, 2004.-208с,
- Бланк И.А. Управление активами. -К.: «Ника-центр», 2003, — 720с.
- Бокова А.Н., Латунин А. З. Стратегия близости: Модель информационно-аналитической поддержки стратегического менеджмента, // Российское предпринимательство, 2003, № 8, с 85−93.
- Большой экономический словарь /Под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. — 839с.
- Бородин А. Этапы формирования стратеги чес кого потенциала предприятия. // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6, с 87−93.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮШ1ТИ, 1997. -175с.
- Бахрушина М.А. Управленческий анализ. М.: Омега-Л, 2004.432с,
- Веселько Е., Логинов П. Технология рационального управления. // Проблемы теории и практики управления, 2002, № 5, с 112−117.
- Вечканов Г. С., Вечканов Г. Р. Современная экономическая энциклопедия. СПб., Издательство «Лань», 2002. — 880с.
- Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательешо. Возможности для будущего процветания. Пер. с англ. М.- «Финпресс», 2000. — 272с.
- Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. М.- Гар-дарика, 1998.-296с.
- Воробьев А.Д. Методология стратегического менеджмента. // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 6, с 127−130.
- Воробьев С.Н., Уткин В. Б., Балдин К. В., Управленческие решения: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. — 317с.
- Голубков Е.П. Сегментирование и позиционирование. // Маркетинг в России и за рубежом, 2001, № 4, 124−139.
- Горемыкин В. А., Нестеров Н. В. Стратегия развития предприятия: Учеб. пособие. М.: «Дашков и К», 2004- - 594с.
- Грюниг Р. Методы и средства стратегического планирования на фирме, //Проблемы теории и практики управления, 1998, № 3, с 52−57.
- Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. Учебное пособие. М.: ТЕИС, 2004. -239с.
- Гусева Ш. Управление затратами в системе контроллинга. // Российское предпринимательство" 2003, № 7, с 69−73.
- Дей Д. Стратегический маркетинг. М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. 640с.
- Джерард А. Кэхилл. Выбор реалистичной дисконтной ставки. // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 5, с 65−69.
- Драшкович В. Дилемма стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 3, с 43−46.
- Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2002. — 456 с.
- Друри К. Введение в управленческий учет / Пер. с англ. под ред. С. А. Табалипой, М.: Лудит, ЮНИТИ, 1994. — 560с.
- Дугельный А.П. Стратегический менеджмент на промышленном предприятии. // ЭКО, 2001, № 12, с 43−56.
- Ефремов В. С Классические модели стратегического анализа и планирования. // Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 2, с 121−132.
- Ефремов B.C. Стратегическое управление в контексте организационного развития. //Менеджмент в России и за рубежом, 1999, № 1.
- Забелин П.В., Моисеева Н. К. Основы стратегического управления- Учебное пособие М.- Информационно-издательский центр «Маркетинг»" 1998.-195 с.
- Зайцев Л.Г., Соколова М. И. Стратегический менеджмент: Учебник. -М.: Экономисть, 2004. —416 с.
- Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика: Уч. Пособие для вузов.-М.: Аспект Пресс, 2002−415 с.
- Идрисов А.Б., Картышев С. В., Постников А. В. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. М.: Инф.-изд. дом «ФИ-ЛИНЪ», 1996.-272 с.
- Инвестиции: Учебник / Под ред. В. В. Ковалева, В. В. Иванова, В. А. Лялина М.: ООО «ТК Велби», 2003. — 440 с.
- Ириков В.А., Технологии стратегического планирования и формирования финансово-экономической политики фирмы- Учебное пособие / МФТИ, М&bdquo- 1997.-46с.
- Кейлер В.А. Экономика предприятия. М: ИНФРА-М, 2002, — 180с.
- Клейнер Г. Механизмы принятия стратегических решений и стратегическое планирование на предприятиях. // Вопросы экономики, 1998, № 9, с. 60−71.
- Ковалев А.И. Промышленный маркетинг (Часть I). М.: ООО Фирма «Благовест-В», 2002. 304с.
- Коробейников О.П., Колесов В. Ю., Трифилова А. А., Стратегическое поведение: от разработки до реализации. // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 3, с 89−129.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Изд. дом. «Вильяме», 2003.656с.
- Котляров С.Н. Управление затратами. — СПб.: Питер, 2001. -160с.
- Кравченко Н., Маркова В. Меняется ли парадигма управления предприятием. //Проблемы теории и практики управления, 1998, № 3, с. 8389.
- Кревенс Д. Стратегический маркетинг. /Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильянс», 2003. — 752с.
- Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. Мыслители, которые изменили мир менеджмента. М.: ИНФРА-М, 2002. — 374 с.
- Лабзунов П. Организация управления затратами в условиях рыночной экономики России. // Экономист, 2002, № 9, с 36−39.
- Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок. Пер. с французского. СПб.: Питер, 2004. — 800с.
- Лебедев В.Г. и др. Управление затратами на предприятии: Учебное пособие /Под общ. ред. Т. А. Краюхина. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 2003.-256с.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М: Дело, 2002,-165 с.
- Лукин В.П., Иванова Т. Н., Ульянченко Т. А., Методические рекомендации по обоснованию производственного ассортимента предприятий пищевой промышленности. Орел- 1999. — 32 с.
- Мазур И.И., Шапиро В.Д и др. Управление проектами. Справочное пособие /Под ред. И. И. Мазура и В. Д. Шапиро. М.: Высшая школа, 2001. -375с.
- Мазур И.И. и др. Управление проектами. Учебное пособие для вузов. М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001, —576с.
- Макаревич Л.Н., Оценка эффективности планируемых вложений:
- Стратегический менеджмент, //Менеджмент в России и за рубежом, 2003, № 2, с. 21−26.
- Мак Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. -СПб.: Питер, 2000. — 320с.
- Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Разработка стратегии развития предприятия. //ЭКО, 1998, № 11, с 13−32.
- Мельников В.П., Маренков Н. А. и др. Управление организацией: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2004. — 240с.
- Мельничук Д.Б. Механизм оценки состояния системы стратегического управления предприятием. // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 2, с 41−45.
- Мельничук Д.Б. Семь граней стратегического управления пред-приятием.//Менеджмент в России и за рубежом, 2001, № 5, с 3−10.
- Мескон А. и др. Основы менеджмента / Пер. с англ. М.: Дело, 2002. — 704с.
- Минцберг Г., Стратегический процесс. -СПб.: Издательство «Питер», 2001.-43 8с.
- Минцберг Т., Альстрэнд Б., Лэмпел Дж. Школы стратегий / Пер. с англ. под ред. ЮЛ Каптуревс’кого. СПб: Издательство «Питер», 2000. -336с.
- Михалев О.В. Инвестиционные стратегии предприятий. // ЭКО, 2004,№ 2,с91−103.
- Молчанова А., Новые возможности позиционирования. // Маркетолог, 2003, № 8,с 15−18.
- Мынжасаров Р.И. Предприятие как объект стратегического управления, //Российское предпринимательство, 2003, № 7, с 71−75,
- Назаренко Л.М., Алихманова Э. Ш. Стратегическое управление предприятием.//Пищевая промышленность, 2002, № 9, с 18−19.
- Никитин А. Стратегическое управление крупным промышленнымпредприятием. // Проблемы теории и практики управления, 2003, № 6,с 37−42.
- Основы теории управления: Учебное пособие /Под ред. В.Н. Па-рахиной, Л. И. Ушвицкого. М.: Финансы и статистика, 2003. — 560с.
- О.Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.- Питер, 2001. — 864с.
- Панов А.И. Стратегический менеджмент: Уч. Пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 240 с.
- Пашутин С. Эволюция позиционирования. // Управление компанией, 2004, № 3, с 8−11,
- Портер М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2004. 495 с.
- Раицкий К, А. Экономика организации (предприятия) — Учебник. -М.- Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»? 2003. 1012с.
- Райан Б, Стратегический учет для руководителя / Пер. с англ, М: Аудит, ЮНИТИ, 1998.-346с.
- Райсберг Б.А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь, М.: ИНФРА-М, 1996, — 496 с.
- Романова О, Оптимизация поведения предприятия в современных условиях. //Проблемы теории и практики управления, 2002, № 3,с 17−32.
- Российский маркетинг на пороге III тысячелетия: Практика крупнейших компаний /Под ред. А. А. Бравермана. — М.: Издательство «Экономика», 2001.-422с.
- Рудаков М.Н. Стратегический менеджмент. // ЭКО, 2001, № И, с20.26.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: ООО «Новое знание», 2001. -688с.
- Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2002. — 304с.
- Сидоров И.И. Логистические концепции управления предприятием, СПб ДНТП общества «Знание», ИВЭСЭП СПб, 2001.-240 с,
- Сливотски А., Моррисон Д. Маркетинг со скоростью мысли, М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2002. — 448с.
- Слонов Н. Управленческое решение выбор системы. // Проблемы теории и практики управления, 2004, № 3, с 24−27.
- Смирнов Э.А. Разработка управленческого решения. М.: ЮНИ-ТИ, 2002.-195с.
- Страхова О. Г1. О методах организации управления. // Менеджмент в России и за рубежом, 1998, № 5, с 3−16.
- Стоянова Е.С. Финансы маркетинга. М.- Перспектива, 1994.- 91с.
- Стратегическое планирование /Под ред. Э. А, Уткина. М: «ТАНДЕМ» изд. ЭКМОС, 1998. — 440с.
- Титов В.И. Экономика предприятия: Учебник — М.- «Дашков и К», 2004. 462с.
- Томпсон A.JI., Стрикленд А.Д, Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии./ Пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576с,
- Томпсон А., Стрикленд Д. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. М.: Изд. дом. «Вильяме», 2002. — 928с.
- Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы /пер. с англ. М.: ЗАО «Издательство БИНОМ», 1998, — 544с.
- Тренев Н.Н. Стратегическое управление- Уч. Пособие для вузов. — М- «Изд. ПРИОР», 2002.-285 с.
- Тупенков И. Ключевые позиции стратегического менеджмента в организации. // Проблемы теории и практики управления, 1997, № 4,с 17−23.
- Управление инвестиционной активностью./ Под ред. Ю.П. Ани-скина. М-: ИКФ — Омега-Л, 2002. — 272с.
- Управление производством- Учебник,/ Под ред. А. Х Поршнева, Н. А. Соломатина и др. М.: ИНФРА-М, 2002. — 669с.
- Фатхутдинов Р.А. Разработка управленческого решения: Учебник для ВУЗов. М.- ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. -450с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000. — 640с.
- Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент- Учебник для вузов. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. — 416с.
- Федько B. JL, Федько Н. Г. Основы маркетинга. Ростов н/Д.: Феникс, 2002.-480с.
- Финансовый менеджмент- теория и практика- Учебник /Под ред. Е. С. Стояновой. М.: Издательство «Перспектива», 2002. — 656с.
- Хайрулина М.В. Управление предприятием: новые аспекты теории и практики. // ЭКО, 2003, № 2, с 111−122.
- Хайтович Б.В. Стратегическое управление предприятиями пищевой промышленности.//Пищевая промышленность, 2002, № 12, с 8−9.
- ПЗ.Хасси Д. Стратегия и планирование. Пер. с англ, — СПб.: Питер, 2001.-384с.
- Шанк Дж., Говиндараджан В. Стратегическое управление затратами. СПб.: Бизнес Микро, 1999. -280с.
- Швандар В.А., Базилевич А. И. Управление инвестиционными проектами: Учебное пособие для вузов. М.- ЮНИТИ-ДАНЛ, 2001. — 208с.
- Шеховцева JT.C. О некоторых понятиях стратегического управления. // Менеджмент в России и за рубежом, 2002, № 6, с 34−40.
- Шмидт Р.А., Райт X. Финансовые аспекты маркетинга: Учебное пособие для вузов /Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 527с.
- Шрайэгг Г. Тенденции и перспективы развития стратегического менеджмента. // Проблемы теории и практики управления, 2000, № 5, с 93−98.
- Экономика организаций (фирм): Учеб. пособие./Под ред. И. В. Пичужкина. -М.: «Юрайт-издат», 2003. -319с.
- Экономика предприятия: Учебник /Под ред. проф. Н.А. Сафроно-ва. -М.: Юристъ, 2003. 608с.
- Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. Швандара. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003, 718с.
- Экономика предприятия (фирмы): Учебник /Под ред. проф. О. И. Волкова и доц. О. В. Девяткина. -М.: ИНФРА-М, 2003. 601с.
- Экономическая энциклопедия. /Научн.-ред. совет издательства «Экономика», Институт экономики РАН: Гл. ред. Л. И. Абалкина. М.- ООО «Издательство «Экономика», 1999. 1055с.
- Энциклопедический словарь. Современная рыночная экономика. Государственное регулирование экономических процессов ./Общ. ред.: д.э.н., проф. Кушлин В. И., д.э.н., проф. Чичканов В. П. -М.: Изд. РАГС, 2004. -744с.
- Эткинсон Дж., Уилсон Й. Стратегический маркетинг: ситуации, примеры: Уч. пособие /Пер. с англ. под ред. Проф. Ю. А. Цыпкина, М.- ЮНИ-ТИ-ДАНА, 2001.-471с.
- Яновский А. Стратегический менеджмент, // Коммерческий вестник, 2001, № 3−4, с 33−34,
- Johson G. Scholes R. Exsploring corporate strategy, L., 1997.
- Glueck W. Business Policy and Strategec management. N.Y.:Mc Grew-Hill, 1980.
- C. Higgins J. Organizational Policy and Strategic management: Text andCases, 2 ed. Chikago: The Dryden Press, 1983.
- Pears J., Robinson R.Jr.Strategic management, 2 ed. Homewood, III: Richard D. Irwin, 1985.
- Porter M.: Porter о konkurencji, PWE, Warszawa 2001
- Rowe A., Mason R., Dickel K. Strategic management. N.Y., 1996.
- Schendel A., Hatten K. Busness Policy on Strategic management: A. Broader View for anEmerging Discipline Academy of Management Proceedings, 1972.