Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Совершенствование организационного механизма и оценка эффективности финансового контроля предприятий с иностранным участием: на примере Приморского края

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Система финансового контроля состоит из тесно взаимосвязанных элементов, эффективное взаимодействие которых позволяет построить систему финансового контроля, функционирующую в соответствии с заданными критериями. В работе нами рассмотрены элементы финансового контроля, их содержание и связь друг с другом, приведена обобщенная классификация принципов и этических норм финансового контроля, методов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Теоретические основы организации финансового контроля предприятий с иностранным участием
    • 1. 1. Теоретические основы финансового контроля как функции управления в условиях рыночной экономики
    • 1. 2. Организация системы финансового контроля в Российской Федерации
    • 1. 3. Особенности управления и организации финансового контроля на предприятиях с иностранным участием
  • 2. Организационный механизм государственного финансового контроля предприятий с иностранным участием на территории Приморского края
    • 2. 1. Условия функционирования и роль предприятий с иностранным участием в экономике Приморского края
    • 2. 2. Механизм организации государственного финансового контроля предприятий с иностранным участием
    • 2. 3. Анализ проблем и пути повышения эффективности организации валютного контроля предприятий с иностранным участием
  • 3. Оценка и пути повышения эффективности финансового контроля деятельности предприятий с иностранным участием
    • 3. 1. Оценка эффективности контрольных мероприятий органа государственного финансового контроля и направления их совершенствования
    • 3. 2. Сравнительный анализ показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятий с иностранным участием
    • 3. 3. Оценка прибыльности и рентабельности предприятий с иностранным участием на основе данных финансового контроля и пути повышения эффективности их деятельности

Совершенствование организационного механизма и оценка эффективности финансового контроля предприятий с иностранным участием: на примере Приморского края (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. На современном этапе экономического развития становится очевидной необходимость сознательного управления финансовой деятельностью предприятия на основе предвидения ее направлений и форм, адаптации к общим целям развития предприятия и изменяющимся условиям внешней среды. Основным элементом эффективной системы финансово-хозяйственного управления становится финансовый контроль, реализуемый государством и отдельной финансово-хозяйственной единицей (предприятием).

В условиях рыночной экономики финансовый контроль, наряду с учетом и анализом, формирует информационную базу, необходимую для принятия управленческих решений с целью обеспечения экономического роста государства, реализации целостной финансово-экономической политики, обеспечения финансовой безопасности и реализации финансовой стратегии отдельных предприятий, организаций и их объединений.

Под финансовым контролем понимается осуществляемая с помощью различных форм и методов специфическая деятельность государственных и негосударственных органов, а также специальных служб, организованных внутри хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм собственности или привлекаемых руководством хозяйствующего субъекта извне в определенных целях. Такими целями, в частности, являются: мониторинг фактического состояния объекта контролясравнение фактических показателей с требуемыми показателямивыявление отклонений от заданных показателей и причин отклоненияоценка эффективности использования финансовых потоков в результате отклонениянеобходимость принятия корректирующих мер и (в ряде случаев) привлечения виновных к ответственности.

В процессе формирования рыночной экономики и активного включения России в мировую систему хозяйства возрастает интерес иностранного капитала к перспективному российскому рынку. Одной из форм присутствия зарубежного капитала в стране является создание предприятий с иностранным участием (ПИУ). Предприятия с иностранным участием играют значительную роль в экономике России и, в частности, Приморского края. Так, например, в 2004 г. в Приморском крае предприятиями с иностранным участием было произведено продукции на сумму 16 242,8 млн руб. (6,1% всего объема выпуска товаров и услуг), а объем инвестиций в основной капитал составил 1852,3 млн руб. (10,5% всего объема инвестиций по краю).

Организация финансового контроля деятельности ПИУ является необходимостью, обусловленной современными условиями хозяйствования. Любая деятельность, в том числе и контрольная, подлежит оценке с точки зрения ее эффективности, т. е. адекватности достигнутых в процессе ее осуществления результатов намеченным целям с учетом осуществленных затрат. Это, а также необходимость обеспечения финансовой безопасности страны, предотвращения финансовых нарушений на предприятиях с иностранным участием и определило актуальность темы диссертационного исследования, его основные направления, цель и задачи.

Степень разработанности проблемы. Исследованиям теоретических и методологических проблем организации финансового контроля посвящены работы таких российских ученых и специалистов, как С. А. Андрюшина, И.А. Бе-лобжецкого, В. В. Бурцева, Э. А. Вознесенского, Л. И. Вотинцевой, А.З. Дадаше-ва, Ю. А. Данилевского, Т. В. Каковкиной, А. В. Крикунова, Л. Н. Овсянникова, В. Г. Панскова, В. М. Родионовой, С. В. Степашина, А. И. Фисенко, В. Б. Христенко, Ю. А. Чиханчина, В. З. Шевлокова, В. И. Шлейникова, С. О. Шохина и др.

Проблемы организации управления и финансового контроля на предприятиях исследовали И. Ансофф, И. Т. Балабанов, М. И. Бухалков, О. С. Виханский, Л. И. Евенко, У. Кинг и Д. Клиланд, Г. Кунц и С. О’Доннел, Б. З. Мильнер, Г. Минцберг, Г. Х. Попов, Ф. М. Русинов, В. Е. Хруцкий.

Отдельные аспекты организации контрольной работы на предприятиях и в отраслях народного хозяйства рассматривались в работах М. М. Алексеевой, B.C. Алексеевского, И. А. Бланка, А. А. Быковой, О. Н. Волковой, А. П. Латкина, В. И. Ляско, В. А Останина, С. А. Попова, И. В. Сергеева, Д. К. Шевченко, И.Г.

Шевченко, К. В. Щиборщ и других авторов.

Однако несмотря на значительное количество работ по общим и частным вопросам организации финансового контроля, прежде всего государственного финансового контроля, до сих пор не существует комплексных исследований, посвященных непосредственно механизму организации и оценке эффективности финансового контроля деятельности ПИУ. Это, в свою очередь, требует всестороннего рассмотрения и определения таких понятий как «предприятие с иностранным участием» и «финансовый контроль», а также изучения механизма организации государственного финансового контроля предприятий с иностранным участием.

Цель и задачи исследования

Целью настоящего диссертационного исследования является изучение, анализ и разработка организационного механизма, а также методов оценки эффективности финансового контроля предприятий с иностранным участием.

Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

— рассмотреть существующие методические основы и современные подходы к формированию системы финансового контроля в Российской Федерации, особенности организации финансового контроля на уровне предприятий различных отраслей народного хозяйства;

— изучить теоретические основы организации финансового контроля как функции управления в условиях рыночной экономики и обобщить опыт организации контрольной работы на предприятиях;

— исследовать содержание и раскрыть сущность понятия «предприятие с иностранным участием», его связь с понятиями «коммерческая организация с иностранными инвестициями» и «предприятие с иностранными инвестициями», а также выявить особенности организации финансового контроля их деятельности в современных условиях;

— определить роль и место предприятий с иностранным участием в различных отраслях экономики Приморского края;

— изучить механизм организации государственного финансового контроля предприятий с иностранным участием и сформулировать пути повышения его эффективности на современном этапе;

— разработать экономический и финансовый инструментарий по оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий с иностранным участием на основе данных финансового контроля и оценить эффективность контрольных мероприятий органа государственного финансового контроля.

Объектом исследования выступают предприятия с иностранным участием, осуществляющие свою деятельность в Приморском крае.

Предметом исследования является организационный механизм контроля деятельности предприятий с иностранным участием, а также методические основы оценки эффективности финансового контроля.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретической и методологической базой диссертационного исследования являются общенаучные методы исследования (анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение и аналогия, и другие) — экономико-статистические методыматричный методметоды финансового анализа (горизонтальный анализ, вертикальный анализ, анализ относительных показателей) — классические и современные работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов по организации финансового контроля и анализу финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Для обработки статистического материала и графического представления информации и результатов исследования в диссертации использовались программы Statistica 5.5 и Microsoft Excel.

Информационная база исследования. Информационной базой работы являются нормативные акты Российской Федерации (законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т. д.), статистические данные Федеральной службы государственной статистики и территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю, аналитические обзоры Института экономики переходного периода и Института проблем управления Российской академии наук, теоретические и методические работы по теме исследования, материалы периодической печати, а также информационные ресурсы сети Internet.

Научная новизна результатов диссертационного исследования, выносимых автором на защиту, заключается в следующем:

— по специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством»:

— предложено использование исполнительным органом государственного финансового контроля матричного метода экономического анализа для выбора системы показателей, характеризующих результативность контрольной деятельности за состоянием предприятий с иностранным участием;

— разработаны методические подходы к формированию системного взаимоувязанного анализа показателей хозяйственной деятельности предприятия и правонарушений, выявленных государственными финансовыми органами;

— выявлены факторы, обусловливающие изменение фактической чистой прибыли предприятия, и на основании этого уточнены современные сущностные характеристики и понятие «фактическая чистая прибыль предприятия»;

— по специальности 08.00.10 «Финансы, денежное обращение и кредит»:

— уточнено содержание и выявлены особенности финансового контроля как функции управления в условиях рыночной экономики, раскрыта внутренняя структура его основных элементов и связей между ними;

— разработаны организационные принципы комплексного построения и концептуальные основы формирования системы финансового контроля, включающие элементы финансового контроля на предприятии с иностранным участием.

Теоретическая значимость работы заключается в развитии и углублении научных аспектов организации системы финансового контроля, включающих в себя построение принципиальной схемы организации системы финансового контроля в стране и на уровне предприятия, дополнении организационных принципов построения системы финансового контроля в Российской Федерации, уточнении понятийного аппарата организации финансового контроля в стране, разработке методических подходов к оценке эффективности хозяйственной деятельности предприятий по данным финансового контроля.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что полученные результаты исследования могут использоваться: органами государственного финансового контроля для оценки эффективности контрольных мероприятийруководством предприятий для оценки степени влияния применения кассового метода учета доходов и расходов или метода начисления на финансовые результаты деятельности предприятия с иностранным участием, осуществляющим внешнюю торговлю товарами (работами, услугами) — для анализа целесообразности применения того или иного метода (если в условиях действующего финансового законодательства предприятие вправе делать соответствующий выбор), а также оценки влияния уплаты предприятием штрафных санкций за нарушение финансового законодательства на фактическую чистую прибыль и рентабельность.

Структура работы. Во введении показана актуальность проблемы, сформулированы цель и задачи, объект и предмет исследования, изложены теоретическая, методическая и информационная базы исследования, сформулированы основные полученные научные результаты, раскрыты научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе раскрыты понятие и содержание финансового контроля как функции управления в условиях рыночной экономики, рассмотрены основные элементы, формирующие систему финансового контроля, особенности организации финансового контроля в Российской Федерации, методологические подходы к построению системы финансового контроля и их реализация на практике, раскрыты содержание понятия «предприятие с иностранным участием», его связь с понятиями «коммерческая организация с иностранными инвестициями» и «предприятие с иностранными инвестициями», особенности организации их контроля и управления.

Вторая глава работы посвящена анализу роли и значения предприятий с иностранным участием в экономике Приморского края, характеристике механизма организации государственного финансового контроля предприятий с иностранным участием, рассмотрению проблем и предложений направлений повышения эффективности организации валютного контроля указанных предприятий.

В третьей главе разработан практический аспект оценки эффективности контрольных мероприятий органа государственного финансового контроля с использованием матричного методапроведен сравнительный анализ показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и по данным финансового контроляпредложена методика оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий с иностранным участием на основе данных финансового контроля.

В заключении исследования приведены основные выводы и результаты диссертационного исследования.

Апробация результатов. Полученные результаты и основные положения выполненного диссертационного исследования изложены в материалах Региональной научно-практической конференции «Участие России в ВТО: реалии и перспективы» (г. Владивосток, 25 апреля 2003 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Промышленно-ресурсный потенциал региона и проблемы обеспечения экономического роста» (г. Владивосток, 20−21 ноября 2003 г.), Международной научной конференции «Социально-экономическое развитие российского Дальнего Востока: конкурентные преимущества и проблемы безопасности» (г. Владивосток, 23 апреля 2004 г.), Международной научной конференции «Российский Дальний Восток и страны АТР: экономический рост и интеграционные процессы» (г. Владивосток, 13−15 октября 2004 г.), конференции «Cooperation in the North East Asian Region in the New Millennium» (Владивосток, 3−6 июля 2003 г.).

Результаты диссертационной работы используются в практической деятельности Территориального управления Федеральной службы финансовобюджетного надзора в Приморском крае и учебном процессе в Дальневосточном государственном университете и МГУ им. адмирала Г. И. Невельского.

Публикации. Основные положения диссертационного исследования нашли отражение в 10 печатных работах общим объемом 3,3 п.л. (в том числе авторских — 2,6 п.л.)/.

Публикации по списку журналов, рекомендованных высшей аттестационной комиссией Российской Федерации:

1. Парфенова, В.А., Ерухимович, В. Б. Теоретические основы и направления совершенствования системы финансового контроля в рыбной промышленности Российской Федерации // Известия ТИНРО. — 2006. — Т. 147. — С.387−396 (0,5 п.л.).

Прочие публикации:

2. Парфенова, В. А. Финансовый контроль и проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику Приморского края // Дальневосточный регион: экономика, управление, финансы / Сб. статей. Вып. 2. 4.1. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2002. — С. 145−152. (0,5 п.л.).

3. Парфенова, В. А. Применение международных стандартов финансовой отчетности и повышение эффективности финансового контроля в условиях вхождения России в ВТО // Участие России в ВТО: реалии и перспективы. Материалы региональной научно-практической конференции (г. Владивосток, 25 апреля 2003 г.) / Под ред. Н. В. Кузнецовой, А. И. Фисенко. — Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2003. — С. 59−61. (0,14 п.л.).

4. Parfenova, Valentina A. Challenges and opportunities of investment cooperation of Primorsky territory with Far East Asian Countries // International Economic Cooperation in the North East Asian Region in the New Millennium (3−6 of July 2003) / Brief Proceedings. — Seoul: The Korean Association of Trade and Industry Studies (KATIS), Korea, 2003. — p. 471−473. (0,15 п.л.).

5. Парфенова, В. А. Финансовый контроль предприятий рыбной промышленности как средство обеспечения финансовой безопасности Дальневосточного региона // Дальневосточный регион: экономика, управление, финансы / Сб. статей в 2-х ч. Вып. 3. Ч. 2. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2003. -С. 108−118. (0,6 п.л.).

6. Парфенова, В. А. Финансовый контроль рыбной отрасли Дальневосточного региона // Промышленно-ресурсный потенциал региона и проблемы обеспечения экономического роста: Тез. докл. Всерос. науч.-практич. конф. (20−21 ноября 2003 г.) / Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2003. — С. 57−59. (0,1 п.л.).

7. Парфенова, В. А. Проблемы организации финансового контроля российско-китайской приграничной торговли // Социально-экономическое развитие российского Дальнего Востока: конкурентные преимущества и проблемы безопасности. Материалы международной научной конференции (г. Владивосток, 23 апреля 2004 г.) / Под ред. проф. Н. В. Кузнецовой. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. — С. 66−70. (0,3 п.л.).

8. Парфенова, В. А. Организация финансового контроля привлечения и предоставления кредитов и экономический рост // Российский Дальний Восток и страны АТР: экономический рост и интеграционные процессы. Материалы международной научной конференции (г. Владивосток, 13−15 октября 2004 г.). -Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2004. — С. 313−315. (0,1 п.л.).

9. Парфенова, В.А., Фисенко, А. И. Особенности организации финансового контроля предприятий, предоставляющих услуги на внешний рынок // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. — 2004. — № 2. — С. 102 110. (0,4 п. л.).

10. Парфёнова, В.А., Фисенко, А. И. Оценка эффективности деятельности предприятий с иностранным участием по данным финансового контроля// Современные проблемы и перспективы развития финансовой и кредитной сфер экономики России XXI века: Сборник научных статей/ Под научной ред. проф. Ю. В. Рожкова, проф. В. Ф. Бадюкова, проф. И. М. Соломко. — Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2006. — С. 341−351 (0,5 п.л.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Реализация социально-экономической политики государства с целью обеспечения экономического роста невозможна без организации в стране эффективной системы финансового контроля, позволяющий отслеживать финансовые потоки. В последние годы повышенную активность проявляют иностранные инвесторы, осуществляющие прямые иностранные инвестиции, как правило, в форме создания предприятий с иностранным участием или приобретением акций (долей) в уже имеющихся российских предприятиях.

В связи с этим на первый план выходит проблема организации финансового контроля деятельности предприятий с иностранным участием. Проблема оценки эффективности проводимых контрольных мероприятий, т. е. соотношения результатов, полученных в процессе финансового контроля, и затраченных ресурсов также является не менее актуальной.

В настоящей работе рассмотрен организационный механизм и методические основы оценки эффективности финансового контроля деятельности предприятий с иностранным участием. Проведенное исследование позволяет автору сформулировать следующие выводы и предложения.

1. На современном этапе экономического развития финансовый контроль становится основным элементом эффективной системы финансово-хозяйственного управления государством и отдельным предприятием. Однако понятие «финансовый контроль» неоднозначно трактуется отечественными учеными. Некоторые дефиниции сформулированы еще в период социалистической формации и не отражают современные особенности, другие затрагивают лишь узкие аспекты государственного финансового контроля, осуществляемого отдельными контрольными органами, и недостаточно корректно, глубоко и полно раскрывают содержание финансового контроля.

В связи с этим нами предпринята попытка доуточнения формулировки данного понятия. Финансовый контроль определяется нами как осуществляемая с помощью различных форм и методов деятельность государственных и негосударственных органов, а также специальных служб, организованных внутри хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм собственности или привлекаемых руководством хозяйствующих субъектов извне с целью мониторинга фактического состояния объекта контролясравнения фактических показателей с требуемыми показателямивыявления отклонений от заданных показателей и причин отклоненияоценки эффективности использования финансовых потоков в результате отклоненияпринятия корректирующих мер и в ряде случаев привлечения виновных к ответственности.

Существует точка зрения, что финансовый контроль должен оканчиваться на этапе оценки отклонений, выявленных в ходе контроля? на предмет степени их влияния на аспекты функционирования организации и выявлении причин данных отклонений. По нашему мнению, заключительным этапом контроля является принятие корректирующих мер с целью приведения фактических показателей к требуемым показателям и привлечение виновных к ответственности с целью пресечения подобных отклонений в будущем.

2. Система финансового контроля состоит из тесно взаимосвязанных элементов, эффективное взаимодействие которых позволяет построить систему финансового контроля, функционирующую в соответствии с заданными критериями. В работе нами рассмотрены элементы финансового контроля, их содержание и связь друг с другом, приведена обобщенная классификация принципов и этических норм финансового контроля, методов его реализации. В результате проведенного анализа и обобщений нами предложена принципиальная схема системы финансового контроля в Российской Федерации и на уровне предприятия. Организация эффективно функционирующей системы финансового контроля позволяет управлять государством и предприятием на основе достоверной информации, располагая которой можно своевременно заметить ошибки при реализации поставленных целей, преодолеть их, скорректировать процесс управления государством или предприятием и выбрать наиболее целесообразные решения.

3. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует целостная, непротиворечивая и четко оформленная законодательно концепция финансового контроля. Построение системы финансового контроля, по мнению ряда ученых, должно происходить с позиций преемственности, альтернативности и системности. Системность предполагает формирование системы финансового контроля через призму организационных принципов, которые включают в себя принципы концентрированное&tradeдействий, комплексности действий, выделения решающего звена, поэтапного развития, организационной динамичности.

По нашему мнению, организационные принципы построения системы финансового контроля необходимо дополнить принципом информационной обеспеченности, принципом разделения контрольных и регулирующих функций и принципом информационной открытости.

Так, в частности, принцип информационной обеспеченности предполагает обеспеченность органов финансового контроля современными информационными технологиямисвободный информационный обмен между органами о проведенных контрольных мероприятиях и обеспеченность современными базами данных.

Принцип разделения контрольных и регулирующих функций означает, что контролирующие органы (федеральные службы) осуществляют только контрольные функции, в то время как регулированием, в том числе и нормативно-правовым, занимаются министерства, в ведении которых находятся соответствующие федеральные службы.

Принцип информационной открытости включает в себя раскрытие информации об основных показателях деятельности органа государственного финансового контролядоступность информации о нормативных актах, регулирующих деятельность соответствующего органа государственного финансового контроляопубликование основных правовых документов, регулирующих финансовую сферу, контролируемую соответствующим органом финансового контроля.

4. Финансовое законодательство определяет два вида контроля, осуществляемого законодательными и исполнительными органами различных уровней власти — государственный финансовый контроль и муниципальный финансовый контроль. Создается впечатление, что финансовый контроль, осуществляемый законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, вообще выпал из поля зрения законодателя. В действующее законодательство, по нашему мнению, необходимо ввести и дать четкое (возможно, на нормативном уровне) определение следующих понятий: «федеральный государственный контроль», «региональный государственный финансовый контроль» и «муниципальный финансовый контроль».

Федеральный государственный финансовый контроль определен нами как финансовый контроль, осуществляемый федеральными органами власти, за соблюдением финансового (налогового, валютного, таможенного и т. д.) законодательства, за использованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов. Региональный государственный финансовый контроль — финансовый контроль, реализуемый органами субъектов Российской Федерации, за использованием средств бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации. Муниципальный финансовый контроль — финансовый контроль, проводимый муниципальными контрольно-счетными органами, за использованием средств муниципальных бюджетов.

Необходимо законодательно установить не право, а обязанность региональных властей и органов власти местного самоуправления организовывать контрольно-счетные органы.

С учетом предложенного выше понятийного аппарата и проведенного анализа действующего законодательства нами предложен подход к формированию системы организации финансового контроля в РФ на современном этапе развития страны, который позволяет четко разделить виды финансового контроля на федеральный государственный финансовый контроль, региональный государственный финансовый контроль, муниципальный финансовый контроль, общественный финансовый контроль, корпоративный финансовый контроль и аудит.

Предлагаемая система имеет следующие особенности и преимущества:

— в бюджетно-финансовом контроле выделены президентский контроль, парламентский контроль, контроль по линии исполнительной власти и органы, реализующие соответствующие виды контроля;

— отраслевой федеральный государственный финансовый контроль проводится федеральными органами исполнительной власти в установленной нормативными документами сфере деятельности;

— выделен региональный государственный финансовый контроль, подразумевающий контроль, осуществляемый контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации, за использованием средств бюджетов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации;

— показано место муниципального финансового контроля (контроль, проводимый муниципальными контрольно-счетными органами, за использованием средств муниципальных бюджетов);

— представлены общественный финансовый контроль, корпоративный финансовый контроль и аудит;

— система дает четкое разграничение видов финансового контроля и предполагает принятие соответствующих нормативных документов, определяющих содержание и порядок реализации каждого вида контроля;

— каждая федеральная служба осуществляет контроль в установленной сфере и таким образом исключается дублирование функций между службами. Для предприятий преимущество такого разграничения заключается в том, что в рамках каждой службы установлены единые подходы к методам проведения проверок и трактовки действующего законодательства.

Важную роль в предлагаемой системе играет общественный контроль, который проводится без участия специальных государственных органов через общественные институты и на основе законов, обязывающих власть предоставлять информацию обществу. Необходимо законодательно установить порядок и формы предоставления информации контролирующими органами обществу для успешного осуществления общественного контроля.

5. Рассматривая механизм организации государственного финансового контроля предприятий с иностранным участием, мы пришли к выводу, что существуют значительные различия в системах государственного финансового контроля предприятий с иностранными инвестициями и филиалов и представительств иностранных юридических лиц, которые были объединены нами в понятие «предприятие с иностранным участием».

Государственный финансовый контроль предприятий с иностранными инвестициями на территории Приморского края включает в себя предварительный контроль, осуществляемый уполномоченными банкамитекущий контроль, реализуемый уполномоченными банками и Дальневосточным таможенным управлением Федеральной таможенной службы, таможнями и таможенными постами, действующими на территории Приморского края, и последующий контроль, проводимый Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Дальневосточному федеральному округу, региональными таможнями Федеральной таможенной службы, территориальными управлениями и инспекциями Федеральной налоговой службы, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Приморском крае. В отличие от предприятий с иностранными инвестициями в системе государственного финансового контроля филиалов и представительств иностранных юридических лиц отсутствует предварительный государственный финансовый контроль. Текущий и последующий финансовый контроль по своему содержанию идентичны контролю предприятий с иностранными инвестициями;

6. В системе финансового контроля Российской Федерации и в системе финансового контроля на территории Приморского края значимое место занимает валютный контроль. В результате проведенного анализа нами было установлено, что системы валютного контроля предприятий с иностранными инвестициями и филиалов (представительств) иностранных юридических лиц имеют значительные различия и строятся на принципе отнесения хозяйствующих субъектов к резидентам (в том числе предприятий с иностранными инвестициями) и нерезидентам (в том числе филиалов и представительств иностранных юридических лиц).

В сфере внешней торговли товарами, работами, услугами на резидента возложены практически все требования валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования: оформление паспортов сделок, своевременное составление и представление форм учета и отчетности по валютным операциям, обеспечение зачисления иностранной валюты или валюты РФ за переданные нерезидентам товары, выполненные работы, оказанные услуги в сроки, установленные внешнеторговым договором. Ответственность за несоблюдение требований валютного законодательства РФ также возложена на резидента.

Осуществляя свою деятельность на территории РФ, филиалы и представительства иностранных юридических лиц при исполнении договоров, предусматривающих внешнюю торговлю товарами, работами, услугами, выпадают из поля зрения валютного контроля. Валютный контроль в данном случае распространяется на российскую компанию, с которой у филиала (представительства) иностранного юридического лица заключен внешнеторговый договор.

7. Эффективность финансового контроля включает народнохозяйственную эффективность и эффективность работы органа финансового контроля. Народно-хозяйственная эффективность — это сумма эффектов, полученных от проведения финансового контроля, к которым, в частности, можно отнести: социальный эффект, организационный эффект и экономический эффект. Эффективность работы органа финансового контроля оценивается по ряду показателей, устанавливаемых вышестоящей организацией. Эффективность работы органа финансового контроля в целом зависит от эффективности каждого контрольного мероприятия, проведенного сотрудниками органа финансового контроля.

Нами предложено использование матричного метода экономического анализа для оценки по нескольким критериям эффективности контрольных мероприятий, проводимых территориальным управлением органа государственного финансового контроля в Приморском крае за деятельностью предприятий всех форм собственности, в том числе и предприятий с иностранным участием.

Предложенный метод позволяет оценивать деятельность органа государственного контроля по нескольким критериям, которые могут устанавливаться самим органом контроля, выявлять наиболее эффективные контрольные мероприятия, проводить анализ причин, повлиявших на степень эффективности контрольных мероприятий, и использовать эти данные при планировании и проведении будущих контрольных мероприятий.

8. В результате анализа механизма организации финансового контроля предприятий с иностранным участием и проблем организации валютного контроля на территории Приморского края нами были сформулированы основные мероприятия, реализация которых на федеральном и региональном уровнях позволила бы повысить эффективность проводимых контрольных мероприятий.

9. Важнейшим показателем финансовой деятельности предприятия любой организационно-правовой формы в рыночных условиях, в том числе и с иностранным участием, является прибыль, наличие и величина которой позволяют оценить эффективность и результативность его работы, обеспечить его развитие и укрепление конкурентных позиций на рынке. В настоящее время глава 25 Налогового кодекса РФ предусматривает два метода отражения доходов и расходов — метод начисления и кассовый метод.

В работе для примера проведения расчетов нами было взято предприятие с иностранным участием, осуществляющее внешнюю торговлю товарами, работами, услугами (далее — ПИУ), которое при исполнении ряда заключенных контрактов выручку от реализации отражало не с помощью метода начисления, установленного учетной политикой предприятия, а с применением кассового метода. Таким образом, предприятие с иностранным участием при исполнении данных контрактов допустило нарушение налогового законодательства в виде завышения выручки от реализации товаров (работ, услуг) нерезидентам на сумму 22,7 млн руб.

В результате проведенных расчетов нами были предложены формулы, позволяющие рассчитать фактические показатели, характеризующие финансовый результат деятельности предприятия (показатели по данным финансового контроля), и их взаимосвязь с показателями, отраженными в бухгалтерской отчетности предприятия (показателями по данным бухгалтерского учета).

Предложенные подходы к оценке показателей, характеризующих финансовый результат деятельности предприятий с иностранным участием, дают возможность руководству предприятий: оценить степень влияния применения кассового метода учета доходов и расходов или метода начисления на финансовые результаты деятельности предприятия с иностранным участием, осуществляющим внешнюю торговлю товарами, работами, услугамисделать выводы о целесообразности применения того или иного метода (если в условиях действующего финансового законодательства предприятие вправе делать соответствующий выбор), использовать полученные результаты при подготовке и реализации нового цикла управления.

Используя показатели, характеризующие финансовый результат деятельности предприятия, полученные по результатам финансового контроля, в качестве базы для сравнения нами предложена методика оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятий с иностранным участием по данным финансового контроля, включающая горизонтальный анализ и вертикальный анализ, а также анализ коэффициентов рентабельности.

10. Одним из основных показателей характеризующих финансовый результат деятельности предприятия является чистая прибыль (J] ч), отражаемая в строке 190 «Отчета о прибылях и убытках» (ф. № 2).

На каждом предприятии порядок распределения чистой прибыли и перечень создаваемых фондов определяются учредительными документами. Вместе с тем в Налоговом Кодексе РФ определен перечень расходов, которые уплачиваются предприятием за счет чистой прибыли. К таким расходам, в частности, относятся:

— расходы в виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством.

Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций, -параметр Р,;

— расходы в виде суммы налога, а также суммы платежей за сверхнормативные выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду — параметр Р2.

Таким образом, JJч{ф) — фактическая чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, которая может быть использована им для дальнейшего развития предприятия, равняется чистой прибыли, указанной в строке 190 ф. № 2, уменьшенной на сумму указанных выше расходов. Иными словами:

П ч (ф) ~ П ч ~ Р~ Р 2 '.

Предприятие с иностранным участием допустило нарушение валютного законодательства в виде незачисления в установленный срок (90 дней) иностранной валюты за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги.

В диссертационном исследовании показаны показатели объема выручки, чистой, фактической чистой прибыли и рентабельности ПИУ в случаях, если: а) Предприятие не привлекалось бы к административной ответственностиб) ПИУ 1 марта 2004 г. было привлечено к административной ответственности за нарушение валютного законодательства в соответствии с КоАП РФ, предусматривавшим штрафные санкции в размере от 10 до 100% суммы иностранной валюты, зачисленной с нарушением срокав) ПИУ 12 октября 2004 г. было привлечено к административной ответственности за нарушение валютного законодательства в соответствии с КоАП РФ и с изменениями в нем, вступившими в силу с 1 октября 2004 г. и предусматривающими штрафные санкции в размере от 75 до 100% суммы иностранной валюты, не зачисленной в установленный срок.

Сравнение показателей, полученных в результате расчетов, показало, что используемые методы расчёта штрафных санкций и время привлечения ПИУ к ответственности за нарушение валютного и налогового законодательства оказывают существенное влияние на финансовое состояние предприятия, а также на возможности его дальнейшего успешного развития. Поэтому законодатель при установлении интервала и пределов штрафных санкций, на наш взгляд, должен руководствоваться принципом дифференцированное&tradeи определённости, т. е. прописывать более точно, детально и основательно не общие условия и интервальные суммы наложения штрафов (они, кстати сказать, создают возможности для злоупотреблений и у региональных органов финансового валютного и налогового контроля), а устанавливать правовые нормы, учитывающие конкретные условия наступления тех или иных событий.

Так, например, при нарушении сроков зачисления иностранной валюты на несколько дней по причинам, напрямую не зависящим от предприятия, сумма штрафа от 75 до 100% от суммы несвоевременно зачисленной иностранной валюты, по нашему мнению, необоснованно высока и наносит весьма ощутимый удар по финансовому состоянию предприятия, создавая ситуацию, когда под вопрос может быть поставлено не только финансовое положение предприятия, но и само его существование. На наш взгляд, необходимо установить более соразмерные штрафные санкции, например, от 10 до 35% от суммы несвоевременно зачисленных денежных средств и от 75 до 100% от суммы незачис-ленных денежных средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации Электронный ресурс.: принята 12 декабря 1993 г. Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации Электронный ресурс.: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (в ред. от 02 февр. 2006 г.). -Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) Электронный ресурс.: Федеральный закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. от 10.01.2006 г. № 18-ФЗ). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Электронный ресурс.: Федеральный закон от 20 дек. 2001 г. № 195-ФЗ. -Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Электронный ресурс.: Федеральный закон от 20 дек. 2001 г. № 195-ФЗ (в ред. федеральных законов от 20.08.2004 г. № 114-ФЗ и от 20.08.2004 г. № 118-ФЗ). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Электронный ресурс.: Федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) Электронный ресурс.: Федеральный закон от 05 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 28.02.2006 г. № 28-ФЗ). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  8. Таможенный кодекс Российской Федерации Электронный ресурс.: Федеральный закон от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ (в ред. от 18.02.2006 г. № 26-ФЗ). Режим доступа: БД «Консультант плюс».
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации Электронный ресурс.: Федеральный закон от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 (в ред. от 05.01.2006 г. № 11-ФЗ). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  10. Ю.Вопросы Министерства финансов Российской Федерации Электронный ресурс.: постановление правительства РФ от 07.04.2004 г. № 185 (ред. от3011.2005 № 704). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  11. Вопросы Федеральной антимонопольной службы Электронный ресурс.: постановление правительства РФ от 07.04.2004 г. № 189 (в ред. от 30.06.2004 г. № 331). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  12. Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу Электронный ресурс.: постановление правительства РФ от 07.04.2004 г. № 186 (в ред. от 05.12.2005 г. № 714). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  13. И.Вопросы Федеральной службы по финансовым рынкам Электронный ресурс.: постановление правительства РФ от 09.04.2004 г. № 206 (в ред. от2003.2006 г. № 148). Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  14. И.Вопросы Федеральной службы страхового надзора Электронный ресурс.: постановление правительства РФ от 08.04.2004 г. № 203. Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  15. Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Электронный ресурс.: постановление правительства РФ от 08.04.2004 г. № 198. Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  16. Федеральной таможенной службе Электронный ресурс.: постановление правительства РФ от 26.07.2006 г. № 459. Режим доступа: БД «Консультант Плюс».
  17. , М.М. Планирование деятельности фирмы: Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. — 248 с.
  18. , B.C. Синергетика менеджмента устойчивого развития: монография. М.: Манускрипт, 2006. — 327 с.
  19. Американские буржуазные теории управления (критический анализ)/ Под ред. Б. З. Мильнера и Е. А. Чижова. М.: Мысль, 1978. — 366 с.
  20. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: учебное пособие для вузов / Н. П. Любушин, В. Б. Лещева, В.Г. Дьякова- под ред. проф. Н. П. Любушина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -471 с.
  21. , С.А., Дадашев, А.З. Научные основы организации системы общегосударственного финансового контроля // Финансы. 2002. — № 4. -С. 59−63.
  22. , С.А., Дадашев, А.З. Общегосударственный финансовый контроль: проблемы организации // Экономист. 2002. — № 6. — С. 64−71.
  23. , И. Стратегическое управление: Сокр. Пер. с англ./ Научн. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  24. , И. Новая корпоративная стратегия/ И. Ансофф. СПб.: Питер, 1998.-356 с.
  25. , И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта / И. Т. Балабанов. 2-е изд., доп. — М.: Финансы и статистика, 2001.-207 с.
  26. , В.М. Новые тенденции в развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации. 2001. — № 2. — С. 9−15.
  27. , В.М. Формирование финансово-экономических условий для стимулирования инвестиционной деятельности в России // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. — № 6. — С. 50−59.
  28. , Б.И. ТК РФ: изменения в таможенном администрировании для иностранных лиц // Иностранный капитал в России. 2004. — № 3. — С. 7683.
  29. , В.В. Валютный контроль в условиях либерализации внешнеэкономических отношений Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru/
  30. , И.А. Основы финансового менеджмента. Т.1. / И. А. Бланк. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. — 624 с.
  31. , И.А. Основы финансового менеджмента. Т.2. / И. А. Бланк. Киев: Эльга, Ника-Центр, 2004. — 624 с.
  32. , Н.А. Эволюция теорий вывоза капитала // Внешнеэкономический бюллетень. 2001. — № 11. — С. 39−43.
  33. Большой экономический словарь. М.: Институт новой экономики, 1994.
  34. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азрилияна. М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.
  35. , В.В. Вопросы оценки эффективности контроля // Финансовый бизнес. 2001. — № 7. — С. 51−55.
  36. , В.В. Контроль финансовой безопасности России // Финансовый бизнес. 2002.-№ 9−10.-С. 10−17.
  37. , В.В. Об этике и принципах финансового контроля // Финансы. -2001.-№ 6.-С. 59−62.
  38. , В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика / В. В. Бурцев. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002.496 с.
  39. , В.В. Принципы эффективности контроля // Финансовый бизнес. -2001.-№ 11.-С. 25−28.
  40. , В.В. Проблемы государственной экономической безопасности // Финансы. 2003. — № 8. — С. 54−55.
  41. , В.В. Система государственного контроля // Финансы. 2000. -№ 9.-С. 47−49.
  42. , В.В. Теоретические вопросы государственного финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. -2002. № 3.- С. 6−48.
  43. , М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. 2-е изд. М.: Инфра-М, 2001.-400 с.
  44. , А.А. Организационные структуры управления. М.: «OJ1MA-ПРЕСС», 2003.-160 с.
  45. Валовой региональный продукт по субъектам Российской Федерации в 1998—2004 гг. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/wsp/portal.
  46. , О.С. Стратегическое управление. М.: Экономистъ, 2005. -293 с.
  47. , О.С., Наумов, А.И. Менеджмент. М.: Экономистъ. — 2005. -284 с.
  48. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае (краткий статистический сборник) / Приморский комитет государственной статистики. -Владивосток, 1998.-26 с.
  49. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае (краткий статистический сборник) / Приморский комитет государственной статистики. -2002.-23 с.
  50. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае (краткий статистический сборник) / Приморский комитет государственной статистики. -Владивосток, 2003. 25 с.
  51. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2003 году (статистический бюллетень) / Приморский комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 26 с.
  52. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2004 году (статистический бюллетень) / Тер. орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. Владивосток, 2005. — 23 с.
  53. Внешнеэкономическая деятельность в Приморском крае в 2005 году (статистический бюллетень) / Тер. орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. Владивосток, 2006. — 26 с.
  54. , Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт (сравнительно-правовой комментарий) / Н. Н. Вознесенская. М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2001. — 220 с.
  55. , О.Н. Бюджетирование и финансовый контроль в коммерческих организациях. М.: Финансы и статистика, 2005. — 269 с.
  56. , Ю.М. Стандартизация финансового контроля: Россия и мировой опыт / Ю. М. Воронин, Р. Е. Мешалкина Издательский дом «Финансовый контроль», 2003. — 160 с.
  57. , Ю.Н. Система внутреннего контроля организации // Бухгалтерский учет. 2003. — № 9. — С. 56−60.
  58. , Л.И., Ярославцева, С.В. Равноправное доверительное российско-китайское партнерство: предпосылки и условия развития // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2005. — № 2. — С. 1933.
  59. Дальневосточный федеральный округ Российской Федерации в 2004 году Электронный ресурс. Режим доступа: http: Wwww.economy.gov.ru.
  60. , Ю.А., Овсянников, Л.Н. Государственный финансовый контроль в России // Бухгалтерский учет. 2002. — № 16. — С. 3−5.
  61. , Ю.А., Овсянников, Л.Н. Насущные проблемы финансового контроля // Бухгалтерский учет. 2002. — № 3. — с. 62−64.
  62. , М.А. Что показывают налоговые проверки иностранных организаций // Иностранный капитал в России. 2004. — № 3. — С. 9−12.
  63. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Приморском крае (краткий статистический сборник) / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2000. — 15 с.
  64. Деятельность предприятий с иностранными инвестициями в Приморском крае в годы реформ: (Аналитическая записка) / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2000. — 6 с.
  65. Деятельность организаций с участием иностранного капитала в Приморском крае (статистический сборник) / Приморский краевой комитет государственной статистики. Владивосток, 2004. — 20 с.
  66. , JI.B. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / JI.B. Донцова, Н. А. Никифорова. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003.-336 с.
  67. Л.И. Организационные структуры управления промышленными корпорациями США. М.: Наука. 1983. — 160 с.
  68. , Н. О подходах к реформированию системы государственного финансового контроля // Российский экономический журнал. 2000. -№№ 11−12.-С. 79−80.
  69. , М., Щукин, Б. Иностранный капитал в России: формы представительства интересов и некоторые особенности налогообложения // Финансовый бизнес. 2000. — № 2. — С. 50−61.
  70. Итоги деятельности Росфиннадзора в сфере валютного контроля за I квартал 2006 года Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rosfinnadzor.ru/
  71. , Т.В. Принцип системности финансового контроля и механизм его реализации // Финансы. 2002. — № 8. — С. 70−72.
  72. , Т.П. Управленческий учет: учебник для вузов / Т. П. Карпова. М.: ЮНИТИ, 2003. — 350 с.
  73. , А.А., Чалдаева, JI.A. Проблема управленческого контроля в обеспечении экономической безопасности акционерного общества // Финансы и кредит. 2003. — № 15. — С. 70−71.
  74. ПО. Кинг, У., Клиланд, Д. Стратегическое планирование и хозяйственная практика: Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1982. — 400с.
  75. Комплексный анализ бухгалтерской отчетности / JI.B. Донцова, Н. А. Никифорова. М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001. — 304 с.
  76. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 гг. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/
  77. , А.В. Современный этап развития аудиторской деятельности в Российской Федерации // Финансы. 2003. — № 2. — С. 57−62.
  78. , Г., О’Доннел, С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1/ Пер. с англ. М.: «Прогресс», 1981.-496 с.
  79. , А.П. Теория и практика управления инвестиционными процессами в переходной экономике / А. П. Латкин Владивосток: Изд-во Дальневосточного ун-та, 2004. — 284 с.
  80. Лимская декларация руководящих принципов контроля Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/
  81. , С.Ю., Бабаева, М.Б. Создание и закрытие обособленных подразделений иностранных компаний в Российской Федерации // Иностранный капитал в России 2002. — №. — С. 12−21.
  82. , С.Ю. Новое в государственной регистрации юридических лиц с иностранными инвестициями в России // Иностранный капитал в России. 2002. — № 10. — С. 8−12.
  83. , С.Ю. Учреждение коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Российской Федерации // Иностранный капитал в России. 2002. — № 3. — С. 14−22.
  84. , В.И. Стратегическое планирование деятельности предприятия. М.: Экзамен, 2005. — 287 с.
  85. , В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации / В. И. Макарьева, Л. В. Андреева. М.: Финансы и статистика, 2004. — 264 с.
  86. , К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.1 / К. Р. Макконел, С. А. Брю. М.: Республика, 1995. — 400 е.: табл., граф.
  87. , К.Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика. Т.2 / К. Р. Макконел, С. А. Брю. М.: Республика, 1995. — 400 е.: табл., граф.
  88. , Е.И. Этапы развития финансов в России // Финансовый бизнес. 2003. — № 3−4. — С. 49−56.
  89. , М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. М.: «Дело», 1992. — 702 с.
  90. , Б.З. Организация программно-целевого управления. М.: Наука, 1980.-376 с.
  91. , Б.З. и др. Системный подход к организации управления/ Мильнер Б. З., Евенко Л. И., Рапопорт B.C. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  92. , Б.З. Теория организации: Учебник. 2-е изд. — М.: Ин-фра-М, 1999.-480 с.
  93. , Г., Альстрэнд, Б., Лемпел, Дж. Школы стратегий/ Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Издательство «Питер», 2000. -336 с.
  94. , Г., Куинн, Дж., Гошал, С. Стратегический процесс/ Пер с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. СПб.: Питер, 2001. — 688 с.
  95. , Н.К. Международный маркетинг: учебное пособие / Н. К. Моисеева. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. — 320 с.
  96. О деятельности организаций с участием иностранного капитала в 2004 году / Тер. орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. Владивосток, 2005. — 14 с.
  97. , Л.Н. Насущная необходимость закона // Финансы.2004.-№ 3.-С. 61−64.
  98. , В.Г. О некоторых вопросах государственного финансового контроля в стране // Финансы. 2002. — № 5. — с. 56−60.
  99. , В.Г. О роли счетной палаты Российской Федерации в системе органов государственного финансового контроля страны // Финансы. 2001.-№ 9. — С. 56−60.
  100. , В.Г. Формирование системы финансового контроля как стратегическая задача государственного строительства // Российский экономический журнал. 2002. — №№ 5−6. — С. 17−23.
  101. , А.А. Глава 25 Налогового кодекса РФ: что ждет иностранные организации // Иностранный капитал в России. 2001. — №. — С. 31−40.
  102. , А.Ю. Государственный финансовый контроль на защите финансовых прав граждан // Финансы. 2000. — № 10. — С. 3−7.
  103. , В.М. Таможенные льготы при вкладе в уставный капитал // Иностранный капитал в России. 2004. — № 8. — С. 82−84.
  104. , Г. Х. Проблемы теории управления. 2-е изд., доп. и пере-раб.-М.: Экономика, 1974.-318 с.
  105. , С.А. Стратегический менеджмент: Видение важнее, чем знание. — М.: Дело, 2003. — 352 с.
  106. , И.В. Повышение эффективности управления сложными организационными и социально-экономическими системами Электронный ресурс. // Проблемы управления. 2005. — № 5. — С. 28−32. — Режим доступа: http://www.ipu.ru
  107. Электронный ресурс. / М.: ИЭПП, 2006. 646 с. — Режим доступа: http://www.iet.ru
  108. Приморский край: статистический ежегодник / Тер. орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. -Владивосток, 2005. 280 с.
  109. Приморье в цифрах (краткий статистический сборник) / Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю. Владивосток, 2006. — 71 с.
  110. , В.М. О системном подходе к организации финансового контроля в России // Финансы и кредит. 2003. — № 3. — С. 2−9.
  111. , В.М. Финансовый контроль: учебник / В. М. Родионова, В. И. Шлейников. М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. — 320 с.
  112. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы (Выпуск 26) Электронный ресурс. / М.: ИЭПП, 2005. 684 с. — Режим доступа: http://www.iet.ru
  113. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27) Электронный ресурс. / М.: ИЭПП, 2006. 646 с. — Режим доступа: http://www.iet.ru
  114. Рудько-Силиванов, В. В. Взаимодействие реального и кредитно-финансового секторов экономики / науч. ред. В.В. Рудько-Силиванов, В. В. Савалей. Владивосток, Дальневосточная академия экономики и управления, 2001.-440 с.:табл.
  115. , М.О. Иностранные организации: учет в налоговых органах Российской Федерации // Иностранный капитал в России. 2004. -№ 1.-С. 17−25.
  116. , И.В. Оперативное финансовое планирование на предприятии / И. В. Сергеев, А. В. Шипицын. М.: Финансы и статистика, 2002. -285 с.
  117. Системный подход к организации управления / Б. З. Мильнер, Л. И. Евенко, B.C. Рапопорт. М.: Экономика, 1983. — 224 с.
  118. , В.А., Громова, Е.И. О взаимосвязи финансовой политики, стратегии и тактики // Финансы. 2000. — № 8. — С. 50−52.
  119. Словари по естественным наукам Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.glossary.ru.
  120. , И. К формированию системы общегосударственного финансового контроля в России (материалы «круглого стола») // Вопросы экономики. 2002. — № 7. — С. 152−157.
  121. , С.В. Государственный финансовый контроль: учебник для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин. СПб.: Питер, 2004.-557 с.
  122. Стратегия социально-экономического развития Приморского края на 2004−2010 гг. / Владивосток, 2003. 45 с.
  123. , Е.С. Совершенствовать финансовый контроль // Финансы. 2002. — № 12. — С. 5−7.
  124. , А.А. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности // Иностранный капитал в России. 2003. — № 1. -С. 10−15.
  125. , И.П. Иностранные инвестиции в России: современное состояние и перспективы / Под ред. И. П. Фоминского.- М.: Международные отношения, 1995.
  126. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / под общ. ред. А. Г. Грязновой. -М.: Финансы и статистика, 2002. 1168 с.:ил.
  127. Финансовый анализ в коммерческих и некоммерческих организациях: учебное пособие / П. И. Вахрин М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 320 с.
  128. Финансы: учебник / под ред. д.э.н., проф. В. П. Литовченко. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. — 724 с.
  129. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / В. К. Сенчагов, А. И. Архипов и др.- под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 720 с.
  130. , А.И., Парфенова, В.А. Особенности организации финансового контроля предприятий, предоставляющих услуги на внешний рынок // Азиатско-тихоокеанский регион: экономика, политика, право. -2004.-№ 2.-С. 102−110.
  131. , В.Е. Внутрифирменное бюджетирование: настольная книга по подготовке финансового планирования / В. Е. Хруцкий, Т. В. Сизова,
  132. B.В. Гамаюнов. М.: Финансы и статистика, 2003. — 398 с.
  133. , А.В. Государственная регистрация изменения в законодательстве // Иностранный капитал в России. — 2002. — № 5. — С. 16−23.
  134. , А.В. О правах и гарантиях инвесторов // Иностранный капитал в России. 2004. — № 4. — С. 9−11.
  135. , А.В. Регулирование иностранных инвестиций // Инвестиции в России. 2002. — № 6. — С. 3−18.
  136. , П.Т., Шевченко, Д.К. Основы управления инновационной деятельностью в рыбной промышленности / Дальневост. гос. техн. рыбо-хоз. ун-т. — Владивосток, 2000. — 122 е.: ил., прил.
  137. , Т.Н. Вклады нерезидентов в уставный капитал российских организаций и порядок выплаты дивидендов по ним // Иностранный капитал в России. -2003. № 11. — С. 63−66.
  138. , В.З. Организационные основы создания государственного финансового контроля // Аудит и финансовый анализ. 2002. — № 1.1. C. 5−15.
  139. , И.Г. Управленческий учет для менеджеров: учебно-практическое пособие / И.Г. Шевченко- вступительное слово С. Б. Мещеряков. М.: ЗАО Издательство «Экономика», Аудиторская компания «Эдвайзер», 2001.-185 с.
  140. , А.Д. Теория экономического анализа: учебник / А. Д. Шеремет. М.: Инфра-М, 2005. — 366 с.
  141. , П.Н. Финансы предприятия: Учебник. 4-е изд., перераб. и доп. / П. Н. Шуляк. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.-712 с.
  142. , К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России / К. В. Щиборщ. 2-е изд., перераб. и доп. — М: Издательство «Дело и Сервис», 2004. — 592 с.
  143. , К.В. Учет по центрам ответственности как основа системы материального стимулирования на предприятии // Менеджмент в России и за рубежом. 2000. — № 6. — С. 47 — 56.
  144. Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.ach.gov.ru/
  145. Ansoff I. Comment on Henry Mintzberg’s Rethinking Strategic Planning// Long Range Planning, 1994, Vol. 27, N 3, pp. 31−32.
  146. Koonz H. Making Strategic Planning Work// Business Horizons, 1976, April, pp. 37−47.
  147. Mintzberg H. The Strategy Concept 1: Five Ps for Strategy// California Management Review, 1987, Vol. 30, N 1, June, pp. 11−24.
  148. Классификация финансового контроля по различным критериям*1. Признак классификации1. Вид финансового контроля
  149. Соотношение времени проведения контроля и времени совершения проверяемых финансово-хозяйственных операций1. Предварительный1. Текущий1. Последующий
  150. По характеру материала, на основе которого проводится контроль1. Документальный1. Фактический1. Автоматизированный1. Проверка1. Ревизия1. Обследование1. Анализ1. Надзор
  151. Экспертиза нормативно-правовых актов
  152. Характер (форма) собственности организаций ¦ объектов контроля
  153. Государственная собственность1. Собственность субъекта РФ
  154. Муниципальная собственность1. Частная собственность
  155. Методические приемы финансового контроля Общенаучные методические приемы контроля--- Собственные эмпирические, методические приемы контроля
  156. Специфические приемы смежных экономических наук
  157. По характеру обязательности финансового контроля Обязательный контроль1. Инициативный контрольсоставлено по: 158, с. 106−109- 74, с. 64−67- 147, с.44−54.и
Заполнить форму текущей работой