Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Экономические показатели деятельности предприятия

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Действующее законодательство определяет и юридически закрепляет отношения участников общественного производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строительной, сельскохозяйственной и другой продукции, транспортных, снабженческих, торговых и других видов работ и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно должно предусматривать усиление… Читать ещё >

Экономические показатели деятельности предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

инвестиция калькуляция прибыль затраты Проблема повышения качества — одна из главных задач развития экономики нашей страны. В последние годы во всех передовых в техническом отношении странах отмечается растущий интерес к повышению качества продукции.

В современных условиях рыночной экономики в России большое внимание уделяется проблемам качества. Серьезная конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия.

Актуальность курсовой работы заключается в изучении качества продукции, показателей качества и методов оценки. Цель работы заключается в изучении комплексных методов оценки качества.

Для достижения цели ставились задачи:

1) охарактеризовать понятие качества продукции;

2) изучить систему показателей, применяемых для оценки качества;

3) рассмотреть основные пути управления качеством;

4) приобретение навыков расчета основных показателей деятельности предприятия;

Методологической основой выполнения курсовой работы послужили нормативные и законодательные акты, статьи и монографии, научные труды российских ученых.

1. Сущность и значение качества продукции

1.1 Понятие качества продукции

В условиях рыночных отношений актуальность управления качеством обусловлена необходимостью производства продукции, имеющей высокую конкурентоспособность. Высокое качество продукции является самой весомой составляющей, определяющей конкурентоспособность продукции.

Для российской экономики обеспечение стабильного высокого качества продукции, соответствующего требованиям потребителя, имеет большое значение еще и потому, что без выполнения этого условия национальная экономика России не сможет интегрироваться в мировое хозяйство и занять там достойное место.

Проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности.

Качество (К) — это совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [Стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества"].

Под объектом понимается все, что может быть описано или измерено: товар, услуга, процесс, система, организация или отдельное лицо (лица) или их комбинация.

Обеспечение качества продукции — планируемые и систематически выполняемые организацией-товаропроизводителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям. [2.с. 128]

Высокий уровень качества продукции и услуг способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Качество как экономическая категория носит двойственный характер. Качество оценивает как предприятие-изготовитель товара, так и потребитель со своими критериями оценки качества. В процессе «создания качества» участвуют те и другие.

Письменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам) дает процедура, называемая сертификацией продукции.

Качество продукции — совокупность свойств, отражающая уровень новизны, надежность и долговечность, экономичность, эргономические, эстетические, экологические и другие потребительские свойства продукции, придающие ей способность удовлетворять обусловливаемые или предполагаемые потребности в системе производственных отношений. [14.с. 95]

Требования к качеству продукции формируются потребителями (заказчиками), разработчиками, изготовителями, а также государственными органами (приоритет принадлежит потребителю) и закрепляются в соответствующих нормативно-технических документах и договорах.

Действующее законодательство определяет и юридически закрепляет отношения участников общественного производства, связанные с обеспечением качества научно-технической, промышленной, строительной, сельскохозяйственной и другой продукции, транспортных, снабженческих, торговых и других видов работ и услуг, предусматривает защиту прав и интересов потребителя. Оно должно предусматривать усиление воздействия хозяйственного механизма, экономических рычагов и стимулов на обеспечение качества и конкурентоспособности разрабатываемой и используемой продукции, производимых работ и услуг в условиях рыночных отношений, демократизации общественной жизни, развития конкуренции.

1.2 Показатели качества и методы их оценки

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Качество — комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции. В современной литературе и практике существуют различные трактовки понятия качество. Международная организация по стандартизации определяет качество (стандарт ИСО-8402) как совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. [9.с. 558]

Показатели качества — количественно или качественно установленные конкретные требования к характеристикам (свойствам) объекта, дающие возможность их реализации и проверки. Основные разновидности показателей качества приведены в табл. 1 [12.c. 20]

Показатели назначения характеризуют основные функциональные свойства продукции и обусловливают диапазон ее применяемости.

Показатели надежности характеризуют способность продукции к сохранению работоспособности при соблюдении определенных условий эксплуатации и технического обслуживания (выражают свойства безотказности, долговечности, ремонтопригодности, сохраняемости).

Безотказность ~ свойство непрерывного сохранения работоспособного состояния продукции в течение некоторого времени (например, средняя наработка на отказ, интенсивность отказов).

Долговечность — свойство сохранения работоспособности до наступления предельного состояния при установленной схеме технического обслуживания и ремонта (например, средний срок службы).

Ремонтопригодность — приспособленность к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов или повреждений и поддержанию или восстановлению работоспособного состояния продукции путем технического обслуживания и / или ремонта (например, средняя трудоемкость ремонта).

Таблица 1.1 — Основные типы показателей качества

Признак классификации

Типы показателей

Отношение к свойствам продукции

1.1. Назначения

1.2. Надежности

1.3. Технологичности

1.4. Эргономические

1.5. Эстетические

1.6. Стандартизации

1.7. Патентно-правовые

1.8. Экономические

1.9. Безопасности

Количество отражаемых свойств

2.1. Единичные

2.2. Комплексные

2.3. Интегральные

Метод определения

3.1. Инструментальные

3.2. Расчетные

3.3. Статистические

3.4. Органолептические

3.5. Экспертные

3.6. Социологические

3.7. Комбинированные

Стадия определения

4.1. Проектные

4.2. Производственные

4.3. Эксплуатационные

4.4. Прогнозируемые

Размерность отражаемых величин

5.1. Абсолютные

5.2. Приведенные

5.3. Безразмерные

Значимость при оценке качества

6.1. Основные

6.2. Дополнительные

Тип единиц измерения

7.1. Натуральные

7.2. Стоимостные

Сохраняемость — свойство сохранения значений показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения или транспортирования продукции.

Показатели технологичности связаны с совершенством конструктивно-технологических решений продукции, обусловливающих высокую производительность труда при изготовлении, ремонте и техническом обслуживании (например, удельная энергоемкость, удельная материалоемкость).

Эргономические показатели характеризуют приспособленность продукции к антропометрическим, физиологическим, психофизиологическим и психологическим свойствам потребителя, проявляющимся в системе «человек — изделие — окружающая среда».

Эстетические показатели связаны со способностью изделия к выражению красоты в предметно-чувственной форме (отражают свойства гармоничности, оригинальности, информационной выразительности, рациональности формы и т. п.).

Показатели стандартизации характеризуют соответствие продукции стандартам, а также ее насыщенность стандартными, унифицированными и оригинальными элементами.

Экономические показатели отражают затраты на разработку, изготовление и эксплуатацию продукции.

Показатели безопасности характеризуют обеспечение безопасности потребителя при эксплуатации или потреблении продукции, а также обслуживающего персонала при обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и прочих действиях с продукцией. [7.c. 204]

Принятие управленческих решений при планировании повышения качества продукции, стандартизации и сертификации требует количественной оценки качества. Оценка качества может рассматриваться как основа формирования всего механизма управления качеством продукции на всех стадиях жизненного цикла продукции.

При оценке качества используются следующие термины.

1. При количественной статистической оценке:

— градация качества — категория или разряд, присвоенные объектам одинакового функционального назначения, но с различными требованиями к качеству;

— уровень качества — относительная характеристика качества, являющаяся результатом сравнения совокупности значений показателей качества продукции с соответствующей совокупностью базовых значений этих показателей.

2. При выполнении точных технических оценок:

— мера качества.

3. При сравнении объектов:

— относительное качество.

Теоретические и прикладные проблемы оценки качества объектов (изделий, услуг, процессов, систем) изучаются наукой, называемой квалиметрией. Квалиметрия ставит перед собой три основные практические задачи:

— разработку методов определения численных значений показателей качества продукции, сбора и обработки данных для установления требований к точности показателей;

— разработку единых методов измерения и оценки показателей качества;

— разработку единичных, комплексных и интегральных показателей качества продукции.

К методам квалиметрии относятся:

1) инструментальный (измерительный);

2) расчетный;

3) статистический (регистрационный);

4) органолептический;

5) экспертный;

6) социологический;

7) комбинированный.

Инструментальный метод основан на использовании технических средств измерений; с его помощью определяются, например, габариты, скорость движения, напряжение.

Расчетный метод заключается в вычислениях по значениям параметров продукции, найденным другими методами; применяется на стадии проектирования продукции; служит для определения, например, производительности, прочности и т. д. [3.c. 405]

Статистический метод использует правила прикладной математической статистики и основан на подсчете числа событий и объектов или затрат; им определяются, например, патентно-правовые показатели.

Органолептический метод основан на анализе восприятия продукции органами чувств (зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса) без применения технических измерительных средств; показатели качества при этом выражаются в баллах.

Экспертный метод учитывает мнение группы специалистов-экспертов.

Социологический метод основан на сборе и анализе мнений потребителей данной продукции; сбор информации проводится путем устных или письменных опросов.

С точки зрения количества отражаемых свойств, показатели качества могут быть единичными (относящимися к одному свойству) или комплексными (относящимися к нескольким свойствам одновременно).

Ответ на вопрос о качестве продукции может быть получен при сравнении значений показателей качества двух или более видов продукции. Для оценки уровня качества продукции существует три метода;

— дифференциальный;

— комплексный;

— смешанный.

Дифференциальный метод подразумевает сравнение единичных показателей качества оцениваемой продукции с показателями качества базового образца;

Комплексный метод основан на использовании обобщенного показателя качества, выражающего уровень качества одним числом — отношением обобщенного показателя качества оцениваемой продукции к обобщенному показателю качества базового образца:

Q = Qоц. +Qбаз.

Недостатком этого метода является сложность определения объективного обобщенного показателя качества.

Смешанный метод применяется для оценки продукции, имеющей широкую номенклатуру показателей качества, когда дифференциальный метод не дает однозначного ответа, а использование комплексного метода не позволяет учесть все значимые свойства продукции. Оценка качества смешанным методом включает три этапа.

1. Объединение единичных показателей качества в группы. Наиболее значимые показатели качества рассматривают отдельно, не включая в группы.

2. Определение групповых комплексных показателей качества.

3. Сравнение значимых единичных и вычисленных комплексных показателей качества оцениваемой продукции с соответствующими базовыми показателями.

1.3 Факторы, влияющие на качество продукции

На каждом предприятии на качество продукции влияют самые разнообразные факторы, как внутренние, так и внешние.

К внутренним факторам относятся такие, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежа­щего качества, т. е. зависят от деятельности самого предпри­ятия. Они многочисленны, и их целесообразно классифициро­вать в следующие группы: технические, организационные, эко­номические, социально-психологические.

Технические факторы самым существенным образом влия­ют на качество продукции. Поэтому внедрение новой техники и технологии, применение новых материалов, более качествен­ного сырья — материальная основа для выпуска конкуренто­способной продукции.

Организационные факторы связаны с совершенствованием организации производства и труда, повышением производст­венной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечением культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала, внедрением системы управ­ления качеством и его сертификации, улучшением работы слу­жбы ОТК и другими организационными мероприятиями.

Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, затратами на обеспечение необходи­мого уровня качества продукции, политикой ценообразования и системой экономического стимулирования персонала за про­изводство высококачественной продукции.

Социально-психологические факторы в значительной мере влияют на создание здорового социально-психологического климата в коллективе, нормальных условий для работы, вос­питание персонала в духе преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников за добросовестное отношение к работе — все это важные составляющие для выпуска конкурентоспособной продукции. Иногда даже трудно понять, какие факторы более важны для решения рассматриваемой проблемы — технические или со­циально-психологические.

Внешние факторы в условиях рыночных отношений способ­ствуют формированию качества продукции (если предприятие не является монополистом). К ним в первую очередь относят­ся: требования рынка, т. е. покупателей; конкуренция; норма­тивные документы в области качества продукции; необходи­мость завоевания достойного места как на внутреннем, так и на внешнем рынке; обеспечение имиджа фирмы в среде покупа­телей, деловых людей и др.

В основном все факторы, как внутренние, так и внешние, тесно связаны между собой и все они влияют на качество продукции.

Всегда необходимо помнить, что на каждом этапе развития предприятия степень влияния этих факторов неодинакова. По­этому соответствующие службы предприятия должны их ран­жировать по степени влияния и отдавать предпочтение тем из них, которые в наибольшей степени влияют на качество про­дукции. Это позволит с меньшими затратами и более эффек­тивно управлять качеством продукции.

Неотъемлемым атрибутом рыночной экономики является конкуренция, и она играет очень важную позитивную роль. Конкуренция для предприятий является значительной побуди­тельной силой для ускорения НТП и выпуска конкуренто­способной продукции. Она заставляет их не только внедрять все новое и передовое, но и наиболее рационально использо­вать все имеющиеся ресурсы на предприятии.

Конкуренция в широком смысле слова означает соперниче­ство в любой сфере деятельности. Если рассматривать кон­куренцию с чисто экономических позиций, то она означает соперничество между коммерческими организациями за на­иболее выгодные условия производства и сбыта, за получение более выгодного заказа с целью упрочения позиций на рынке и получения максимальной прибыли сейчас или в будущем.

Конкуренция и монополия образуют диалектическую общ­ность, постоянно противостоят друг другу на рынке и являют­ся неотъемлемой чертой рыночных отношений. Стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господ­ствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, образованию монополий.

Конкуренция на рынке выступает в различных формах и осуществляется различными методами. Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой. В первом случае речь идет о конкуренции между аналогичными товарами, удовлет­воряющими одну и ту же потребность, но различающимися по цене, качеству и ассортименту. Такую конкуренцию можно также назвать межфирменной или предметной.

Во втором случае в конкурентную борьбу включаются товары различных отраслей, удовлетворяющие различные по­требности потребительского и производственного спроса, т. е. речь идет о борьбе за платежеспособный спрос населения и потребности производства.

По методам осуществления конкуренцию можно подраз­делить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по бо­лее низким ценам, чем конкуренты. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большими надежностью и сроками службы, с более высокой производительностью.

В последнее время важную роль стали играть такие пара­метры изделия, как экологичность, энергоемкость, эргономи­ческие и эстетические качества, безопасность. Большее, чем раньше, значение стали играть надежность и репутация фир­мы-производителя или поставщика, ее престижность. Важны­ми инструментами конкуренции становятся товарные знаки и торговые марки фирм.

Конкуренция играет очень важную роль в экономике толь­ко в том случае, если она добросовестная. К сожалению, встречается и недобросовестная конкуренция. Недобросовестная конкуренция — это такие методы конкурентной борьбы, которые связаны с нарушением принятых на рынке норм и правил конкуренции. К таким методам относятся: продажа по ценам ниже себестоимости, или демпинг, с целью подрыва позиций конкурента и дальнейшего вытеснения его с рынка; злоупотребление господствующим положением на рынке, например чрезмерное завышение цен или отказ осуществлять поставки; ложная информация и реклама; недобросовестное копирование (имитация) товаров и продукции конкурентов; нарушение качества, стандартов и условий поставок товаров и услуг. Недобросовестная конкуренция в большинстве разви­тых стран запрещена законом. [5.c. 28]

С переходом на рыночные отношения в России начала появляться и довольно часто недобросовестная конкуренция, что связано с монополизацией экономики, неразвитостью за­конодательной основы в этой области и пассивностью госу­дарства в борьбе с этим явлением, что привело к появлению на рынке недоброкачественных продукции и всевозможных услуг.

2. Расчёт экономических показателей деятельности предприятия

2.1 Исходные данные

Предприятие выпускает два вида изделия, А и Б. По результатам маркетинговых исследований было принято решение увеличить объем продаж и сократить затраты за счет роста производительности труда, снижения нор расхода. Вышесказанное определяет место модернизации производства путем внедрения мероприятий. Задание предусматривает выполнение расчетов по осуществлению инвестиционной деятельности предприятия. Предполагается, что инвестиции финансируются за счет амортизационных отчислений и 40% чистой прибыли, направленных на развитие производства. После внедрения мероприятий со второго полугодия намечаются следующие результаты:

— нормы расхода металла снижаются на 8%;

— цены на металл повышаются на 5%;

— квартальный объем производства и соответственно производительность труда увеличиваются в 1,2 раза без увеличения численности работников;

— заработная плата производственных рабочих выросла на 6%;

— условно-постоянные расходы возрастают на 3%.

В процессе основной деятельности предприятие осуществляет прочую деятельность:

— продажа металла на сторону в количестве 200 тонн;

— сдача в аренду имущества;

— получение дивидендов от инвестиций;

— получение процентов от вложений денежных средств в банковские депозиты.

Используя исходные данные выполнить следующие этапы:

1. Составить смету затрат на производство и реализацию продукции за квартал.

2. Составить калькуляцию единицы продукции.

3. Рассчитать оптовую и отпускную цены продукции, объем реализации в оптовых ценах за квартал и за полугодие.

4. Определить финансовый результат от прочей деятельности.

5. Рассчитать показатели прибыли: валовую, до налогообложения, чистую.

6. Определить размер инвестиций.

7. Рассчитать экономию от снижения себестоимости по изделиям за полугодие с учетом указанных условий по металлу, заработной плате, производительности и объему производства.

8. Определить годовую экономию.

9. Рассчитать показатели прибыли после внедрения мероприятий и оценить эффективность деятельности до и после внедрения мероприятий.

10. Рассчитать срок окупаемости инвестиций.

12. Рассчитать годовой экономический эффект.

13. Оценить целесообразность проекта на основе расчета чистого дисконтированного дохода (предполагаемый срок эксплуатации проекта 5 лет).

14. Все результативные показатели вынести в итоговую таблицу и сформулировать выводы по расчетам.

Исходные данные для формирования сметы затрат и составления калькуляции единицы изделия приведены в таблицах 2.1.1 — 2.1.4.

инвестиция калькуляция прибыль затраты Таблица 2.1 — Затраты на изготовление продукции в I квартале

Показатели

Изделие А

Изделие Б

Выпуск, шт.

Нормы расхода:

— металла, т/шт.

0,54

0,405

— топлива, т/шт.

0,027

0,0216

— электроэнергии, кВт/шт.

Сдельные расценки, руб./шт.

Рентабельность (к себестоимости), %

Таблица 2.2 — Потребление и продажа материальных ресурсов

Показатели

Количество

Цена приобретения, руб.

Цена продажи, руб.

Металл, т.

Металл, т.

Топливо, т.

Электроэнергия, млн. кВт.ч.

5,4

0,180

Таблица 2.3 — Структура накладных расходов

Статьи затрат

Удельный вес, %

Общепроизводственные расходы

Общехозяйственные расходы

Коммерческие расходы

Итого

Таблица 2.4 — Состояние основных фондов

Показатели

Стоимость, млн. руб.

Норма амортизации, %

Здания и сооружения

5,4

Машины и оборудования

8,1

Таблица 2.5 — Финансовые показатели работы предприятии

Показатели

Абсолютные величины, тыс. руб.

Относительные величины, %

Ставка НДС

Прочие расходы, включаемые в себестоимость

Численность работников

Среднемесячная заработная плата одного работника

Страховые взносы

Доход от сдачи помещений в аренду (ежемесячно)

Дивиденды по ценным бумагам и банковский депозит (ежеквартально)

Налоги, относимые на финансовые результаты

Ставка налога на прибыль

Ставка налога на доход по ценным бумагам и банковским депозитам

Экономические санкции за квартал

2.2 Составление сметы затрат на производство и продажу продукции

1. Стоимость материальных затрат определяется на основе цен приобретения материальных ресурсов без учета НДС и количества израсходованных материальных ресурсов.

Фонд заработной платы исчисляется на основе среднемесячной заработной платы, численности работников и количества месяцев в расчетном периоде. Амортизационные отчисления определяют исходя из стоимости основных фондов (по видам), норм амортизации и количества месяцев в расчетном периоде.

Таблица 2.6 Смета затрат на производство за квартал

Экономические элементы затрат

Стоимость ресурсов, руб.

Израсходовано

Сумма

1. Материальные затраты всего, в том числе:

2 773 219

— металл (без НДС)

1 220

1 812 203

— топливо (без НДС)

1 016

137 288

— электроэнергия (без НДС)

0,152

5 400 000

823 728

2. Затраты на оплату труда

120*270*3

97 200

Страховые взносы

97 200*0,34

33 048

Амортизация всего в том числе:

1 080 000

— здания

5 400 000*0,02

108 000

— машины и оборудование

8 100 000*0,12

972 000

Прочие расходы

247 000

247 000

ИТОГО затрат

4 230 467

2.3 Составление калькуляции единицы продукции

Стоимость материальных затрат на технологические нужды определяется на основе норм расхода материалов, топлива, энергии и цен на них без учета НДС.

Заработная плата производственных рабочих (сдельщиков) определяется на основе сдельных расценок.

Суммарная величина накладных (условно-постоянных) расходов рассчитывается как разность между общей суммой затрат по смете и величиной переменных расходов (металл, топливо, энергия, заработная плата производственных рабочих, страховые взносы от заработной платы производственных рабочих). (см. табл. 2.7).

Таблица 2.7 — Расчет переменных и накладных расходов

Статьи расходов

Изделие, А — 210 шт.

Изделие Б — 420 шт.

Сумма (А+Б)

Норма расхода

Цена без НДС

Затраты на весь выпуск

Норма расхода

Цена без НДС

Затраты на весь выпуск

Металл на технологические нужды

0,54

658,8

0,405

494,1

1152,9

Топливо

0,027

27,43

0,0216

21,94

49,37

Электроэнергия

0,152

328,32

0,152

205,2

533,52

Заработная плата производственных рабочих (сдельщиков)

21 600

54 000

75 600

Страховые взносы от заработной платы производственных рабочих

7 344

18 360

25 704

Итого переменные расходы

29 958

73 081

103 039

Накладные (условно — постоянные) расходы

1 179 265

2 948 163

4 127 428

Полная себестоимость

1 209 223

3 021 244

4 230 467

Накладные расходы по изделиям рекомендуется распределять в соответствии с трудоемкостью изготовления изделий по коэффициенту заработной платы. Последний представляет отношение заработной платы производственных рабочих на весь выпуск изделия к общей сумме заработной платы производственных рабочих на выпуск всех изделий.

Сумма накладных расходов будет равна:

НРА = 0,28*4 127 428= 1 179 265 руб.

НРБ = 0,71*4 127 428= 2 948 163 руб.

Далее необходимо рассчитать суммы общепроизводственных, общехозяйственных и коммерческих расходов, распределив накладные расходы в соответствии с удельным весом каждого элемента (таблица 2.8).

Таблица 2.8 — Распределение накладных расходов

Статьи затрат

Удельный вес, %

Сумма, руб.

Изделие А

Изделие Б

Общепроизводственные расходы

648 596

1 621 490

Общехозяйственные расходы

471 706

1 179 265

Коммерческие расходы

58 963

147 408

Итого

1 179 264

2 948 162

Калькуляция себестоимостей изделий, А и Б по образцу, приведенному в таблице 2.9.

Таблица 2.9 — Калькуляция себестоимости изделия А

Статьи калькуляции

Затраты на весь выпуск

Затраты на единицу продукции

Сырье и материалы

658,8

2,44

Заработная плата производственных рабочих (сдельщиков)

21 600

Страховые взносы от заработной платы производственных рабочих

7 344

Топливо на технологические нужды

27,43

0,101

Электроэнергия на технологические нужды

328,32

1,216

Итого технологическая себестоимость

29 958

Общепроизводственные расходы

648 596

2 402

Итого цеховая себестоимость

678 554

2 513

Общехозяйственные расходы

471 706

1 747

Итого производственная себестоимость

1 150 260

4 260

Коммерческие расходы

58 963

Итого полная себестоимость

1 209 223

4 479

инвестиция калькуляция прибыль затраты Таблица 2.10 — Калькуляция себестоимости изделия Б

Статьи калькуляции

Затраты на весь выпуск

Затраты на единицу продукции

Сырье и материалы

494,1

0,915

Заработная плата производственных рабочих (сдельщиков)

54 000

Страховые взносы от заработной платы производственных рабочих

18 360

Топливо на технологические нужды

21,94

0,040

Электроэнергия на технологические нужды

205,2

0,038

Итого технологическая себестоимость

73 081

Общепроизводственные расходы

1 621 490

3 003

Итого цеховая себестоимость

1 694 571

3 138

Общехозяйственные расходы

1 179 265

2 184

Итого производственная себестоимость

2 873 835

5 322

Коммерческие расходы

147 408

Итого полная себестоимость

3 021 244

5 595

2.4 Ценообразование

3. Рассчитать оптовую и отпускную цены продукции, объем реализации в оптовых ценах за квартал и за полугодие.

Оптовая цена предприятия рассчитывается по формуле:

(2.1)

где Р — рентабельность изделия, %

С — себестоимость единицы продукции, руб./шт.

Изделие А:

руб.

Изделие Б:

Отпускные цены определяются по формуле:

(2.2)

где Ст. НДС — ставка налога на добавленную стоимость, %.

Изделие А:

Изделие Б:

Объем реализации в оптовых ценах:

(2.3)

где Цо i — оптовая цена i-того изделия, руб.

q i — объем реализации в натуральном выражении i-того изделия, шт.

Изделие А:

Изделие Б:

4. Определить финансовый результат от прочей деятельности.

Финансовый результат от продажи металла определяется по формуле:

(2.4)

где Цпрод и Цпок — цена продажи и цена покупки товара (металла), руб.;

qH — объем продажи металла в натуральном выражении, т.

руб.

Финансовый результат от сдачи имущества в аренду определяется по формуле:

(2.5)

где АП — сумма арендной платы, руб.;

t — количество месяцев в квартале.

руб.

Финансовый результат от прочей деятельности определяется по формуле:

(2.6)

где ПВ — финансовый результат от внереализационной деятельности (дивиденды и проценты), руб.

руб.

2.5 Формирование и распределение прибыли

5. Рассчитать показатели прибыли: валовую, до налогообложения, чистую.

Валовая прибыль определяется о формуле:

(2.7)

Изделие А:

Изделие Б:

Прибыль до налогообложения определяется о формуле:

(2.8)

Изделие А:

Изделие Б:

где НИ — налоги, выплачиваемые из финансовых результатов (налог на имущество), руб.;

Д — доходы, облагаемые по другим ставкам (дивиденды и проценты), руб.

Налог на прибыль определяется по формуле:

(2.9)

где СтНП — ставка налога на прибыль, %.

Изделие А:

Изделие Б:

Чистая прибыль определяется по формуле:

(2.10)

где НЦБ — налог на доходы по ценным бумагам, %.

Изделие А:

Изделие Б:

(2.11)

где Ст — ставка налога на доходы по ценным бумагам, %.

руб.

6. Определить размер инвестиций.

Размер инвестиций, направляемых на развитие производства, определяется по формуле:

(2.12)

где, А — сумма амортизации, руб.;

ФРП — доля прибыли, направляемая на развитие производства (фонд развития производства), руб.

руб.

7. Рассчитать экономию от снижения себестоимости по изделиям за квартал с учетом указанных условий по металлу, заработной плате, производительности и объему производства.

Уровень снижения затрат по материалам (металлу) определяется по формуле:

(2.13)

где УЦМ — уровень роста цен на материалы, разы;

УНР — уровень снижения нормы расхода на материалы, разы;

СМi — стоимость материалов (металла) по i-тому изделию, руб.;

Сi — себестоимость i-того изделия, руб.

Изделие А:

Изделие Б:

Уровень роста цен на материалы определяется по формуле:

(2.14)

где ЦМ (%) — процент роста цен на материалы (металл), %.

%

Уровень снижения нормы расхода на материалы определяется по формуле:

(2.15)

где НР (%) — процент снижения норм расхода на материалы (металл), %.

Экономия по заработной плате (с отчислениями от заработной платы) производственных рабочих с учетом роста производительности труда определяется по формуле:

(2.16)

где УЗП — уровень роста затрат на оплату труда, разы;

УПТ — уровень роста производительности труда, разы;

ЗОТi — затраты на оплату труда производственных рабочих по i-тому изделию, руб.;

СВi — страховые взносы по заработной плате производственных рабочих по i-тому изделию, руб.

Изделие А:

Изделие Б:

(2.17)

где ЗП (%) — процент роста заработной платы производственных рабочих, %.

Экономия по условно-постоянным расходам определяется по формуле:

(2.5.18)

где УУПР — уровень роста условно-постоянных расходов (в данном случае условно-постоянные расходы равны накладным), разы;

Изделие А:

Изделие Б:

УПРi — сумма условно-постоянных расходов по i-тому изделию, руб.

(2.19)

где УПР (%) — процент роста условно-постоянных расходов, %.

Суммарный процент снижения себестоимости определяется по формуле:

(2.20)

Изделие А:

Изделие Б:

Экономия от снижения себестоимости определяется по формуле:

(2.21)

Изделие А:

Изделие Б:

8. Определить годовую экономию по формуле:

2.6 Расчет экономической эффективности инвестиций

9. Рассчитать показатели прибыли после внедрения мероприятий с учетом годовой экономии по формулам 4.6 — 4.10. Оценить эффективность деятельности, определив рентабельность:

— продукции по формуле:

(2.22)

Изделие А:

Изделие Б:

— продаж по формуле:

(2.23)

Изделие А:

Изделие Б:

10. Рассчитать срок окупаемости инвестиций по формуле:

(2.24)

11. Рассчитать годовой экономической эффект по формуле:

(2.25)

где Ен — коэффициент эффективности инвестиций, рассчитанный исходя из предполагаемого срока эксплуатации проекта (5 лет), доли единиц.

(2.26)

где Т — срок эксплуатации проекта.

12. Оценить целесообразность проекта на основе расчета чистого дисконтированного дохода, который определяется по формуле:

(2.27)

где r — ставка дисконтирования (процента), доли единиц;

k — номер года эксплуатации проекта.

Изделие А:

13. Итоговая таблица.

Таблица 2.11 — Результаты оценки экономической эффективности инвестиций

Наименование показателя

Ед. изм.

До внедрения мероприятий

После внедрения мероприятий

Изделие А

Изделие Б

Всего

Изделие А

Изделие Б

Всего

Объем реализации продукции

шт

Оптовая цена единицы изделия

руб

5822,7

6993,7

12 816,4

3201,9

3867,5

7069,4

Отпускная цена единицы продукции

руб

6870,7

8252,5

15 123,2

3778,2

4563,6

8341,8

Выручка от продажи

руб

Себестоимость единицы изделия

руб

Суммарные затраты на производство и продажу продукции

руб

665 024,5

2 335 755,5

Валовая прибыль

руб6

199 488,5

617 212,5

Прибыль до налогообложения

руб

437 942,5

1 094 120,5

Чистая прибыль

руб

775 606,4

1 237 254,4

505 502,4

636 416,4

Рентабельность продукции

%

Рентабельность продаж

%

Сумма инвестиций

руб

1 574 901,7

1 414 566,56

Экономия от инвестиционных вложений

руб

1 894 711,5

1 894 711,5

Срок окупаемости

0,83

0,74

Годовой экономический эффект

руб

1 579 731,16

1 611 798,19

Чистый дисконтированный доход

руб

5 607 545,3

5 767 880,44

Заключение

Качество выпускаемой продукции на предприятии — важный фактор деятельности в условиях рынка, поскольку обеспечивает расширение сегментов рынка, процветание предприятия, рост прибыли.

Международный опыт показывает, что работы по повышению качества целесообразно проводить в рамках системного управления, которое охватывает весь жизненный цикл продукции — от проектирования до потребления и утилизации.

Управление качеством продукции базируется на стандартизации, которая представляет собой нормативно-техническую основу, определяющую прогрессивные требования к продукции, изготавливаемой для нужд национального хозяйства, населения, обороны, экспорта.

Конечная оценка качества изготовления продукции осуществляется с. помощью сертификации, которая означает испытание продукции, выдачу сертификата соответствия, маркировку продукции (знак соответствия) и контроль за состоянием последующего производства с помощью контрольных испытаний.

Реализация нормативных актов в управлении качеством продукции позволяет организовать эффективную систему законодательного обеспечения качества и безопасности продукции. Созданная с учетом зарубежной и отечественной практики нормативно-правовая база управления качеством продукции стоит на защите прав при нарушении прав и интересов граждан и юридических лиц на территории РФ.

Список использованной литературы

1. Кремнев Г. Р. Управление производительностью и качеством: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 5. — М.: ИНФРА-М, 2001.-487 с.

2. Гличев А. В. Основы управления качеством продукции. — М.: Стандарты, 2013.-538с

3. Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. — М: Новости, 2010. — 431 с.

4. Черникова Л. Соблюдение стандартов должно быть обязательным // Стандарты и качества. 2013. № 8. С. 21−24.

5. Богатырев А. А., Филиппов Ю. Д. Стандартизация статистических методов управления качеством. М.: Изд. Стандартов. — 2013. — 121 с.

6. Версан В. Г., Чайка И. И. Системы управления качеством продукции. М.: Изд.стандартов. — 2012. — 150 с.

7. Гиссин В. И. Управление качеством продукции. Р.-на-Дону: Изд. «Феникс». — 2013. — 255 с.

8. Мюллер К. Некоторые аспекты внедрения системы качества в промышленности // Стандарты и качество. — 2013. — № 3 — С. 58−64.

9. Окрепилов В. В. Управление качеством. М.: Экономика. — 2012. — 640 с.

10. Системы качества. Сборник нормативно-технических документов. — М. — 2004.

11. Свиткин М. З. От семейства стандартов ИСО 9000 к всеобщему менеджменту качества. // Стандарты и качество. — 2012. — № 9. — С. 43−47.

12. Федотова И. В. Японская система управления качеством помогает увеличить производительность труда и в России. // Компания. — 2013. — № 12. — с. 23−35.

13. Фейгенбаум А. Контроль качества продукции: сокр. пер. с англ. М.: Экономика. — 2013. — 471 с.

14. Чайка И. И. Конкурентная борьба предприятий — это соревнование систем управления качеством. // Стандарты и качество. — 2011. — № 12. — с. 55−59.

15. Швец В. Е. Менеджмент качества в системе современного менеджмента. // Стандарты и качество. — 2012. — № 6. — с 48−50.

16. Шиба, А. Грэхэм, Д. Вальден. Новое американское тотальное управление качеством. — М.: Экономика. — 2013. — 229 с.

17. Шишкин И. Ф. Метрология, стандартизация и управление качеством. М.: Изд. Стандартов. — 2013. — 325 с.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой