Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Формирование и развитие региональных профессионально-образовательных комплексов: на примере Нижегородской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Параметрическая модель оценки качества профессиональных образовательных услуг дополнена механизмом управления качеством в региональных профессионально-образовательных комплексах, который представляет собой алгоритмическую модель управления качественными процессами на основе сравнения полученных расчетным путем параметров качества с эталонными значениями («уровнями совершенства»). Использование… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и организационные основы формирования региональных ' профессионально-образовательных комплексов
    • 1. 1. Профессиональное образование в системе современных экономических отношений
    • 1. 2. Ведущие тенденции на рынке профессиональных образовательных услуг
    • 1. 3. Предпосылки формирования региональных профессиональнообразовательных комплексов
  • Глава 2. Анализ тенденций и проблем развития региональной системы профессионального образования (на примере Нижегородской области)
    • 2. 1. Характеристика системы профессионального образования Нижегородской области
    • 2. 2. Оценка соответствия региональной системы профессионального образования потребностям экономики региона
    • 2. 3. Проблемы управления системой профессионального образования
  • Нижегородской области
  • Глава 3. Направления развития профессионально-образовательного комплекса в регионе
    • 3. 1. Формирование регионального заказа для системы профессионального образования
    • 3. 2. Методика оценки качества профессиональных образовательных услуг в региональных профессионально-образовательных комплексах
    • 3. 3. Разработка модели управления региональным профессиональнообразовательным комплексом

Формирование и развитие региональных профессионально-образовательных комплексов: на примере Нижегородской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена возрастающим влиянием системы профессионального образования на социально-экономическое развитие регионов. I.

Как известно, инновационное развитие региональной экономики возможно только на основе обеспечения современного производства, создающего материальную базу для всего регионального социума, хорошо подготовленными, квалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Однако, консервативная и инертная по своей сути, профессиональная школа по-прежнему с трудом адаптируется к рыночным отношениям, отставая по содержанию и темпам развития от потребностей региональной экономики.

Существующий механизм управления профессиональным образованием (ПО) не позволяет учитывать текущие и перспективные потребности экономики региона в кадрах и обеспечивать координацию деятельности учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования на территории региона.

Данное обстоятельство обусловливает углубление двух видов существенных противоречий:

— между объективным процессом регионализации всех видов общественных отношений и слабой ориентированностью профессионального образования на потребности региональных экономических структур;

— между рыночной потребностью в квалифицированных кадрах рабочих и специалистов нового типа и несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников профессиональных образовательных учреждений требованиям современного производства.

Разрешение данных противоречий возможно на основе создания региональных профессиональных комплексов как системы, структурными элементами которой являются образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования. Данное положение вполне согласуется с развивающейся тенденцией объединения профессиональных • образовательных учреждений с разной степенью интеграции (ссуз — вуз, УЗ НПО — ссуз, УЗ НПО — ссуз — вуз).

В этой связи исследование вопросов, связанных с проблемами формирования и управления развитием региональных профессионально-образовательных комплексов, объективно является необходимым условием успешного решения задач инновационного развития экономики региона. Данное обстоятельство обусловило актуальность темы диссертационного исследования, ее теоретическую и практическую значимость. Степень разработанности проблемы.

В отечественной и зарубежной теории и практике накоплен достаточный опыт разработки и реализации региональной социально-экономической политики.

Среди зарубежных представителей региональной науки следует назвать X. Амстронга, А. Вебера, В. Леонтьева, В. Кристаллера, Г. Мюрдаля, X. Ричардсона, И. Тюнина, Р. Шеннона и др.

Весомый вклад в разработку региональных экономических проблем внесли такие российские ученые, как Э. Б. Алаев, П. М. Алампиев, М. К. Бауман,.

A.И. Гаврилов, A.JI. Гапоненко, Ю. Н. Гладкий, А. Г. Гранберг, Д. С. Львов,.

B.В. Кистанов, В. Лексин, H.H. Некрасов, А. И. Панов, В. Е. Рохчин, А. И. Филиппов, А. Н. Швецов, Р. Шнипер и другие авторы.

Теоретические и практические проблемы экономики и управления отраслями сферы услуг, в том числе и в сфере профессионального образования, исследовали в своих работах Г. К. Ашин, П. Ф. Анисимов, Н. Ю. Бабанов,.

A.M. Бабич, А. Б. Вифлеемский, А. О. Грудзинский, Е. Е. Егоров, А. П. Егоршин, E.H. Жильцов, В. И. Жмачинский, В. М. Зуев, М. Лукашенко, A.M. Озина,.

B.В. Чекмарев, В. П. Щетинин и др.

Однако, если в теоретическом и методологическом планах имеются существенные позитивные результаты, то в методическом и практическом аспектах сохраняются многие проблемы. К примеру, недостаточно изучены вопросы влияния профессионального образования на развитие региональной экономики, оценки соответствия профессиональных образовательных услуг потребностям экономики, механизм интеграции образовательных учреждений начального, среднего и высшего образования в региональный профессионально-образовательный комплекс, формирование системы управления данным комплексом и др. Актуальность и недостаточная разработанность указанных проблем определили выбор темы, цель, задачи, предмет и объект настоящего исследования.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование направлений развития региональных профессионально-образовательных комплексов и разработка практических рекомендаций по их реализации.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих взаимосвязанных задач:

• исследовать современные тенденции развития профессионального образования в России и регионах (на примере Нижегородской области);

• провести анализ и оценку соответствия предложения профессиональных образовательных услуг потребностям региональной экономики;

• выявить проблемы управления профессиональным образованием Нижегородской области и предложить пути их решения;

• разработать методику формирования текущего и перспективного регионального заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования;

• разработать методику оценки качества профессиональных образовательных услуг в региональном профессионально-образовательном комплексе;

• разработать, модель управления региональным профессионально-образовательным комплексом.

Объектом исследования выступает региональный профессионально-образовательный комплекс (РПОК) как совокупность самостоятельных образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе формирования и функционирования региональных профессионально-образовательных комплексов.

Теоретическую и методологическую основу диссертационной работы составили научные труды отечественных и зарубежных экономистов по проблемам региональной экономики, экономики и управления отраслями сферы услуг, в том числе профессиональным образованием, теории управления экономическими системами, менеджмента и маркетинга.

Исследование базируется на использовании теории системного анализа, теории экономического анализа, балльно-индексных оценок, экономико-математического моделирования.

Информационной базой исследования послужили законодательные документы в сфере профессионального образования, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области, материалы Управления государственной службы занятости населения Нижегородской области, материалы Министерства образования Нижегородской области, также справочная и методическая литература, рекомендации научно-практических конференций и семинаров по исследуемым вопросам, материалы специальной и периодической печати, а также результаты маркетинговых исследований, проведенных автором.

Научная новизна исследования заключается в разработке методических подходов и практических рекомендаций по формированию и развитию региональных профессионально-образовательных комплексов как фактора устойчивого развития региональной экономики и сводится к следующим научным результатам.

1. Выполнена оценка соответствия предложения профессиональных образовательных услуг параметрам потребностей экономики области в кадрах рабочих и специалистов (на примере Нижегородской области). Выявлен тройной структурный дисбаланс между предложением профессионально-образовательных услуг и параметрами потребностей региональной экономики в кадрах рабочих и специалистов.

2. Выявлены и систематизированы проблемы управления профессиональным образованием Нижегородской области, которые могут быть решены на основе организационных преобразований в профессиональном образовании путем создания регионального профессионально-образовательного комплекса.

3. Разработаны методики формирования текущего и перспективного регионального заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования, позволяющие учитывать существующую и прогнозируемую отраслевую структуру экономики и требования к профессионально-квалификационному уровню работников конкретной отрасли. Предложен алгоритм формирования регионального заказа для экономики Нижегородской области.

4. Предложена комплексная методика оценки качества профессиональных образовательных услуг, основанная на концепции регионо-ориентированного подхода и включающая: понятийный аппарат качества профессиональных образовательных услугкритерии качества профессионального образования с выделением параметров «внутреннего качества» и «внешнего качества" — структурно-параметрическую модель оценки качества и алгоритмическую модель управления качеством профессиональных образовательных услуг в РПОК.

5. Разработана структурная модель управления региональным профессионально-образовательным комплексом. Предложены мероприятия по повышению взаимодействия региональной системы профессионального образования и экономики региона (участие работодателей в формировании и размещении регионального заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов, внедрение системы качества в РПОК).

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что сформулированные основные теоретические положения и выводы доведены до уровня конкретных предложений и могут использоваться в работе органов управления образованием РФ и субъектов РФ:

• при оценке соответствия предложения профессиональных образовательных услуг потребностям региональной экономики в кадрах рабочих и специалистов;

• при создании профессионально-образовательных комплексов в регионе и формировании механизма управления комплексами;

• при формировании текущего и перспективного заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов в целях удовлетворения региональных потребностей;

• для оценки качества профессиональных образовательных услуг как на уровне отдельного образовательного учреждения профессионального образования, так и регионального профессионально-образовательного комплекса в целом.

Апробация результатов исследования. Основные теоретические и практические положения, результаты диссертационной работы, в том числе ее новизна, докладывались автором на Всероссийской научно-практической конференции «Стратегическое управление социально-экономическими системами» (г. Нижний Новгород: 2007 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции «Традиционное, современное и переходное в российском обществе» (г. Пенза, 2006 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции «Потенциал развития России XXI века» (г. Пенза, 2007 г.), IV Всероссийской научно-практической конференции «Опыт реализации национальных проектов и демографическая политика» (г. Пенза, 2007 г.), III региональной научно-практической конференции «Управление развитием региона: традиции и инновации» (г. Чебоксары, 2007 г.).

Публикации. Теоретические предложения и практические результаты по теме исследования опубликованы в 11 научных работах общим объемом 3,2 п.л., в том числе 2 работах в изданиях, рекомендуемых ВАК РФ.

Структура диссертационной работы обусловлена поставленной целью, задачами и логикой исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, включающих 9 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Исследование, проведенное в диссертационной работе, подтвердило правомерность поставленных задач в необходимости проведения организационных преобразований в профессиональном образовании региона с целью повышения качества профессиональных образовательных услуг и усиления ориентированности профессиональной школы на удовлетворение потребностей региональной экономики в кадрах рабочих и специалистов нового типа.

Выполненные рядом авторов исследования различных аспектов проблемы формирования рыночных отношений в отраслях сферы услуг вносят существенный вклад в теорию и практику развития и управления в сфере образования, однако большинство из них рассматривают проблему только относительно отдельных уровней профессионального образования и мало затрагивают региональную специфику проблемы.

Следовательно, необходима разработка новых теоретических подходов к обоснованию направлений развития профессионального образования региона, адекватных современным интеграционным тенденциям, и разработка практических рекомендаций по их реализации.

Выполненное автором исследование позволило обосновать ряд обобщающих научных положений и практических рекомендаций.

1. Масштабы и структура системы профессионального образования определяют потенциальные возможности ее дальнейшего развития и влияния на экономический рост и благосостояние граждан. Фактическая реализация потенциала системы образования позволяет надеяться на социально-экономическое развитие страны и отдельного региона. В первую очередь это зависит от соответствия системы профессионального образования потребностям экономики по структуре и содержанию подготовки и ее адаптивности к изменяющимся потребностям различных сфер экономики в профессиональных кадрах рабочих и специалистов.

2. Основные тенденции развития российского профессионального образования — коммерциализация (особенно устойчивый характер эта тенденция приобрела в высшем и среднем уровнях профессионального образования), увеличение доли высшего образования в структуре подготовки кадров, снижение качества подготовки выпускников, регионализация профессионального образования и ряд других характерны также и для Нижегородской области.

3. В настоящее время в Нижегородской области сформировался тройной структурный дисбаланс между предложением профессионально-образовательных услуг и параметрами потребностей региональной экономики в кадрах рабочих и специалистов: в отраслевом разрезепо уровням профессионального образования (начальное, среднее и высшее образование) — по профессионально-квалификационному уровню. Областная система профессионального образования слабо ориентирована на региональные потребности, а в основном ориентирована на удовлетворение спроса домашних хозяйств.

4. Существующий механизм управления региональной системой профессионального образования не только не позволяет координировать деятельность всех уровней профессионального образования как единую систему, но и обусловливает ряд других проблем: отсутствие взаимодействия между уровнями профессионального образованияслабая ориентация профессионально-образовательных учреждений на потребности регионапротиворечие между потребностями региональной экономики и структурой системы профессионального образованияотсутствие прогноза подготовки кадров в соответствии с региональными потребностямислабая связь образовательных учреждений профессионального образования с работодателяминизкое качество подготовки выпускников и др. Данные проблемы могут быть решены на основе организационных преобразований в сфере профессионального образования, которые заключаются в формировании регионального профессионально-образовательного комплекса.

5. Поскольку региональная система профессионального образования в своем развитии обладает достаточной инерционностью, то ее быстрому реагированию на потребности региональной экономики будет способствовать размещение в образовательных учреждениях профессионального образования заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов, необходимых для интенсивного развития, в первую очередь, приоритетных отраслей. При этом региональный заказ на подготовку кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования должен учитывать как текущие, так и перспективные потребности в кадрах.

Методика формирования регионального заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования должна учитывать существующую и прогнозируемую отраслевую структуру экономики и требования к профессионально-квалификационному уровню работников конкретной отрасли. Формирование ежегодного регионального заказа целесообразно проводить для укрупненных групп специальностей. Разработанная методика формирования текущего и перспективного регионального заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов в системе профессионального образования включает: методику определения количественных параметров текущего и перспективного регионального заказа и алгоритм формирования регионального заказа для экономики Нижегородской области.

6. Приоритетной задачей областной системы профессионального образования в настоящее время является обеспечение соответствия качества профессиональных образовательных услуг требованиям региональной экономики. Под качеством профессиональных образовательных услуг понимается совокупность потребительских свойств услуг, оказываемых учреждениями всех уровней профессионального образования, которые с одной стороны, отражают «внутреннее качество» профессионально-образовательных учреждений, т. е. его возможности, с другой стороны, «внешнее качество» как степень удовлетворения запросов потребителей. С позиции регионоориентированного подхода качество профессиональных образовательных услуг можно определить как степень соответствия выпускника потребностям современной экономики региона.

Автором предложена методика оценки качества профессиональных образовательных услуг в региональных системах профессионального образования на основе интеграции двух групп показателей — «внешнего» и «внутреннего» качества. Предложенная структурно-параметрическую модель оценки качества профессиональных образовательных услуг может быть использована для выявления сильных и слабых сторон РПОК по качественной подготовке конкурентоспособных специалистов, в том числе для построения матрицы 8″ ЛЮТ-анализа регионального профессионально-образовательного комплекса, на основе которого возможно принятие управленческих решений.

Параметрическая модель оценки качества профессиональных образовательных услуг дополнена механизмом управления качеством в региональных профессионально-образовательных комплексах, который представляет собой алгоритмическую модель управления качественными процессами на основе сравнения полученных расчетным путем параметров качества с эталонными значениями («уровнями совершенства»). Использование методики оценки качества профессиональных образовательных услуг в региональных профессионально-образовательных комплексах позволит оперативно оценивать его состояние как для статистики, так и в целях коррекции, для решения других задач управления (например, мониторинга развития региональной системы профессионального образования).

7. Управление региональным профессионально-образовательным комплексом должно осуществляться на основе эффективного взаимодействия и сотрудничества всех заинтересованных сторон, в том числе путем усиления взаимодействия между уровнями профессионального образования. Для обеспечения взаимодействия и координации деятельности всех уровней профессиональных образовательных учреждений предложено создание.

Ассоциации руководителей региональных ОУ ПО, включающей в себя совет ректоров вузов и советы директоров ссузов и УЗ НПО.

Разработанная структурная модель управления региональным профессионально-образовательным комплексом включает два взаимосвязанных блока: региональную систему профессионального образования и институциональную среду функционирования РПОК. Координация деятельности такого комплекса возможна на основе единого координирующего органа в регионе при губернаторе области, в круг задач которого должны входить: разработка механизма формирования регионального заказа на подготовку кадровразработка механизма создания и внедрения системы качества в региональном профессионально-образовательном комплексекоординация направлений переподготовки выпускников НПО, СПО и ВПО в соответствии с потребностями регионального рынка труда. В результате появляется реальная возможность в рамках региона осуществлять многоуровневое профессиональное образование, ориентированное на преимущественное удовлетворение потребностей региональной экономики.

Предложены мероприятия по повышению взаимодействия региональной системы профессионального образования и экономики региона (участие работодателей в формировании и размещении регионального заказа на подготовку кадров рабочих и специалистов, внедрение системы качества в региональных профессионально-образовательных комплексах).

Показать весь текст

Список литературы

  1. , А. Региональные программы: перспективные вопросы / А. Адамеску, В. В. Кистанов // Экономист. 1997.-№ 3. — С. 34−35.
  2. , В.В. К качеству управления через анализ лучших практик и разработку моделей совершенства / В. В. Азарьева, С. А. Степанов // Университетское управление. 2005, — № 4(37). — С. 48−55.
  3. , Э.Б. Региональное планирование в развивающихся странах / Э. Б. Алаев. М.: Прогресс, 1980. — 176 с.
  4. , П.Ф. Регионализация среднего профессионального образования (вопросы теории и практики). / П. Ф. Анисимов М.: Высшая школа, 2002. — 268 с.
  5. , И.Г. Социогенетические основания адаптивного управления качеством образования / И. Г. Асадулина // Экономика и управление.- 2004. -№ 1.-С. 31−34.
  6. , Г. К. Элитное образование / Г. К Ашин // Общественные науки и современность. 2001.- № 5.- С. 82−99.
  7. , Н.Ю. Проблемы регионализации высшего профессионального образования Нижегородской области / Н. Ю. Бабанов, H.A. Зверева, A.A. Червова. Н. Новгород: ВГИПА, 2003. — 175 с.
  8. , A.M. Социальная сфера в условиях перехода к рынку / A.M. Бабич, E.H. Жильцов, Е. В. Егоров. М.: РАУ, 1993. — 170 с.
  9. , Г. Отношение населения к реформе финансирования высшего образования / Г. Балыхин, П. Романов, А. Слепухин, Ю. Чеботаревский // Высшее образование в России. 2003.- № 5. — С. 5−14.
  10. , Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. с англ. / Г. С. Беккер. М.: ГУ-ВШЭ, 2003. — 592 с.
  11. , Н.М. Вузовская интеграция: в поисках собственной региональной модели / Н. М. Большаков // Регион. 2003. — № 9. — С. 20- 22. -Режим доступа: www.sli.komi.com/bolshakov/Publish/2003 7.zip.
  12. , Н.М. Реформа образования. Сыктывкарская модель интеграции сапожок парный / Н. М. Большаков // Вузовские вести. -2004. -№ 8. — Режим доступа: www.sli.komi.com/bolshakov/sciencespeech.asp7nl5.
  13. , Н. Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников / Н. Бондаренко // Вестникобщественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. — № 3 (77). -С. 41−58.
  14. , В.Н. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации / В. Н. Васильев., В. А. Гуртов., Е. А. Питухин и др. М.: Техносфера, 2006.- 680 с.
  15. , А. Роль образовательного комплекса в постиндустриальном обществе / А. Вифлеемский // Вопросы экономики. 2002. -№ 8.-С. 115−121.
  16. , О.С. Стратегическое управление: Учебник / О. С. Виханский. М.: Гардарика, 2003. — 293 с.
  17. , А.И. Управление экономикой: создание механизма обновления / А. И. Гаврилов. Н. Новгород: ВВАГС, 1999. — 151 с.
  18. , А.И. Интеграционные процессы в области образования: анализ мировых тенденций / А. И. Галаган // Социально-гуманитарные знания. -2002.- № 5. С. 72−86.
  19. , А.И. Финансирование образования: обзор мировых тенденций / А. И. Галаган // Социально-гуманитарные знания. 2003. — № 2.-С. 101−116.
  20. , А.Л. Стратегия социально-экономического развития страна, регион, город / А. Л. Гапоненко. М.: РАГС, 2001. — 223 с.
  21. , А.Л. Стратегическое управление: Учебник / А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. М.: Омега-Л, 2006. — 464 с.
  22. , В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда (недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей) / В. Гимпельсон // Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С. 76−94.
  23. , Ю.Н. Основы региональной политики: Учебник / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. СПб.: Изд-во Михайлова, 1996. — 659 с.
  24. , Ю.Н. Основы региональной экономики / Ю. Н. Гладкий, А. И. Чистобаев. СПб.: Издательство Михайлова, 1996. — 457 с.
  25. Госкомстат, официальный сайт Режим доступа: http://www.gks.ru
  26. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I и II. М.: Кодекс, 1996.
  27. , А.Г. Основы региональной экономики: Учебник для вузов / А. Г. Гранберг. М.: ГУ-ВШЭ, 2004. — 495 с.
  28. , JI.C. Российское образование в зеркале демографии / JI.C. Гребнев // Вопросы экономики 2003. — № 7. — С. 4−25.
  29. , А.О. Проектно-ориентированный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза / А. О. Грудзинский. Н. Новгород: ННГУ, 2004. — 370 с.
  30. , А. И. Человеческий капитал в транзитивной экономике: формирование, оценка, эффективность использования. / А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова. СПб.: Наука, 1999. — 309 с.
  31. , С.А. Теория человеческого капитала : Учеб. пособие / С. А. Дятлов. СПб.: Изд-во С.-П. ун-та экономики и финансов, 1996. — 141 с.
  32. , JI. Самоидентификация России и формирование нового регионального союза / JI. Евстигнеева, Р. Евстигнеев // Вопросы экономики. -2004.-№ 10.-С. 70−88.
  33. , E.H. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций: Учебное пособие / E.H. Жильцов. М.: МГУ, 1995.- 184 е.
  34. , E.H. Основы формирования хозяйственного механизма в сфере услуг / E.H. Жильцов. М.: МГУ, 1991. — 193 с.
  35. , В.И. Стратегическое управление предприятием: Учебное пособие / В. И. Жмачинский, О. И. Карташова, A.B. Новикова.-Астрахань, 2006. 507 с.
  36. Закон Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. № 3266−1. Режим доступа: информационная система «Гарант»
  37. , B.C. Общественно-государственная система управления образованием / B.C. Иванов // Образование в информационную эпоху: Сборник статей. Ярославль: МУБиНТ, 2001. — С. 41−47.
  38. Институциональная экономика: Учеб. пособие / Под рук. Д. С. Львова. М.: ИНФРА-М, 2001. — 317 с.
  39. Информационные технологии в образовании. Режим доступа: http://ww.ito.su/2002/III/3/III-3−1121 .html.
  40. , Т. Преподаватель как субъект качества образования / Т. Исаева // Высшее образование в России. 2003. — № 2. — С. 17−23.
  41. , Р.И. Человеческий капитал России: эволюция и структурные особенности / Р. И. Капелюшников // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005.- № 4 (78). — С. 46−54.
  42. , А.Ю. Финансовые проблемы высшего образования в США / А. Ю. Каратеев // Социально-гуманитарные знания. 2002.- № 6. — С. 212−220.
  43. Кастуева-Жан, Т. «Блеск и нищета» высшего образования в России / Т. Кастуева-Жан. Программа исследований по России и СНГ сентябрь 2006 -Режим доступа: http://www.russie.nei.visions.
  44. , T.JI. Мифы, легенды и реальность российского высшего образования / Интернет конференция «Финансирование и доступность высшего образования». 10.09.04−30.10.04.- Режим доступа: http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/157 092.html.
  45. , А.Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга / А. Е. Когунт, В. Е. Рохчин. СПб: ИСЭП, 1995. -141. с.
  46. , A.M. Экономика региона в условиях интенсификации /
  47. A.M. Колесников, О. В. Коломийченко, В. Е. Рохчин. Л.: ЛГУ, 1988. — 188 с.
  48. Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006−2010 годы.- Режим доступа: http://www.government.nnov.ru/.
  49. Комплексное региональное планирование: вопросы методологии / Под ред. Д. М. Казакевича и Р. И. Шнипера. Новосибирск: Наука, 1988. — 330 с.
  50. Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. Лит., 1993.
  51. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 г. № 1756 р- Приказ Минобразования России от 23.07.2002 г. № 2866.
  52. , C.B. Развитие системы управления качеством образования в УГТУ/ C.B. Кортов, С. И. Солонин // Университетское управление. 2000. -№ 3(14). — С. 42−45.
  53. , В.П. Образовательный потенциал общества /
  54. B.П. Корчагин // Изв. АН СССР. сер. Экономика. 1974. — № 6.
  55. , М.Д. Работодатели о современном состоянии рабочей силы и профессиональном образовании / М. Д. Красильникова //
  56. Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. — № 3 (77).-С. 59−69.
  57. , И.В. Объем, динамика и структура образовательного потенциала трудящихся / И. В. Куличенко // Изв. АН СССР. Сер. Экономика. -1979.- № 4.
  58. , В. Региональная диагностика / В. Лексин // Российский экономический журнал. 2003.- № 9−10. — С.64−86.
  59. , В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного развития / В. Н. Лексин, А. Н. Швецов. М.: УРСС, 1997. -366 с.
  60. , В. Экономическое эссе: Теории, исследования, факты и политика: пер. с англ. / В. Леонтьев. М.: Политиздат, 1990. — 414 с.
  61. , М.А. Рынок образовательных услуг: десять лет спустя / М. А. Лукашенко // Высшее образование в России. 2003. — № 1. — С. 40−52.
  62. , Д.С. Экономика развития / Д. С. Львов. М.: Экзамен, 2002.511 с.
  63. , И.А. Механизм согласования возможностей высшей школы с потребностями региона / И. А. Майбуров //Университетское управление.- 2003.- № 5−6(28). С. 38−46.
  64. , А. Принципы экономической науки / А. Маршал. Т 1. -М.: Прогресс, 1993. — 415 с.
  65. Менеджмент, маркетинг, экономика образования: Учебное пособие / Под ред. А. П. Егоршина, Н. Д. Никандрова. Н. Новгород: НИМБ, 2004, 526 с.
  66. , Л.Г. Маркетинговый подход к оценке качества образования: анализ и пути / Л. Г. Миляева // Маркетинг в России и за рубежом-2005 № 2 — Режим доступа: http://www.dis.ru/im/article.shtml?id=3575.
  67. , А. Образование как сфера государственной политики России / А. Миронов // Социально-гуманитарные знания. 2002. — № 6. -С. 32- 47.
  68. Модернизация российского образования: документы и материалы / Редактор-составитель Э. Д. Днепров. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. — 332 с.
  69. , Г. А. Незанятость в России: вынужденная или добровольная? / Г. А. Монусова // Вопросы экономики. 2001. — № 9. -С. 113−129.
  70. , Г. А. Маркетинговые технологии в регионе / Г. А. Морозова. Н. Новгород: ВВАГС, 2003. — 140 с.
  71. , Г. Современные проблемы третьего мира / Г. Мюрдаль. -М.: Прогресс, 1972. 767 с.
  72. Национальная доктрина образования Российской Федерации // Поиск. 2000. — № 41(595).- с. 57.
  73. , Н.Н. Единая система отраслевого и территориального планирования / Н. Н. Некрасов, И. Г. Шилин. М.: Мысль, 1980. — 76 с.
  74. , Н.Н. Проблемы региональной экономики / Н. Н. Некрасов. М.: Мысль, 1974.
  75. , П.М. Опережающее профессиональное образование: Науч.-практ. пособие / П. М. Новиков, В. М Зуев. М.: РГАТиЗ, 2000. — 266 с.
  76. , В.Н. Стратегия и тактика управления качеством образования: Методическое пособие / В. Н. Нуждин, Г. Г. Кадамцева, Е. Р. Пантелеев, А. И. Тихонов. Иваново, 2003. — Режим доступа: http://elib.ispu.ru/librarv/lessons/qme/index.html
  77. Областная целевая программа «Подготовка квалифицированных рабочих кадров для различных отраслей экономики Нижегородской области на 2007−2010 годы». Режим доступа: http://www.government.nnov.ru/.
  78. Образование в информационную эпоху. Сборник статей. -Ярославль: МУБиНТ, 2001. 96 с.
  79. Образование в Российской Федерации. 2005: Стат. сб. М: ГУ-ВШЭ, ЦИНСН, 2005 — 367 с.
  80. , А.Д. Менеджмент качества: разрушая стереотипы. -Режим доступа: http://[email protected].
  81. , A.M. Организационно-экономические основы деятельности системы профессионального образования: региональный аспект / A.M. Озина. -Н.Новгород: Ай-Кью, 1996.- 290 с.
  82. , A.M. Экономика сферы услуг: Учебное пособие./ A.M. Озина. Н. Новгород: ВВАГС, 2003.- 88 с.
  83. Организационно-экономическое и кадровое обеспечение стратегического развития территории (региональный и муниципальный аспект) / Под редакцией Н. П. Хваткого. Н. Новгород: ВВАГС, 2005.
  84. , А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора / А. Орлов // Экономист. 2002.- № 12. — С. 51−56.
  85. Открытое образование. Термины и определения. Режим доступа: http:/www.info.mesi.ru/program/glossarvOO.html.
  86. , Л. Реформа экономического образования в России: потребности, ресурсы, мотивация / Л. Полищук // Вопросы экономики. 2002.-№ 7. — С. 44−53.
  87. Положение молодежи в России Краткое изложение аналитического доклада, 2005, — Режим доступа: http://stat.edu.ru/stat/publ.shtml.
  88. Портал научных конференций. Режим доступа: ЬЦр://сопфо11а1.к5^.гиЛп5с1епсе04/гее/?1апе=ги.
  89. Постановление Госстандарта России «Общероссийский классификатор начального профессионального образования» от 27 декабря 1995 г. № 639.
  90. Постановление Госстандарта России «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов» от 26 декабря 1994 г. № 367.
  91. Постановление Госстандарта России «Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009−2003» от 30.09.2003 № 276-ст, № ОК 009−2003.
  92. Постановление Правительства Российской Федерации «Перечень профессий начального профессионального образования» от 08.12.1999 № 1362.
  93. Правительство Нижегородской области.- Режим доступа: http://www.government.nnov.ru/.
  94. Приказ Госкомвуза России «Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования» от 05.03.1994 № 180 с изменениями на 25 октября 1999 года.
  95. Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации / Под редакцией Е. Е. Чепурных. Статистический информационно-аналитический сборник Минобразования России.- М., 2002. — Режим доступа: http ://stat.edu.ru/stat/publ. shtml.
  96. Проблемы и тенденции развития образования в Российской Федерации. Профессиональное образование. Региональный аспект. Статистический информационно-аналитический сборник, 2004 год.- Режим доступа: http://stat.edu.ru/stat/publ.shtml.
  97. Проблемы качества образования Книга 6. Общие Проблемы качества образования // Материалы XIV Всероссийского совещания М.- Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -68 с.
  98. Региональная экономика и управление: Учебное пособие / Под ред.
  99. A.И. Гаврилова. Н. Новгород: ВВАГС, 2005.- 260 с.
  100. Регионы России Социально-экономические показатели. 2005: Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2006. — 982 с.
  101. Реструктуризация системы начального профессионального образования в России и ее правовое обеспечение / Аналитический обзор. — Издание совета Федерации. М., 2005.- Режим доступа: http://www.council.gov.ru/iournalsf/cat3/iournal20/2005/number95.html.
  102. , Д. Начала политической экономии и налогового обложения: пер. с англ. / Д. Риккардо. -М.: Эксмо, 2007. 953 с.
  103. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. -М., 2006. 819 с.
  104. , В.Е. Социально-экономическое развитие муниципальных образований. Методология разработки концепции и механизм ее реализации /
  105. B.Е. Рохчин., А. И. Филиппов. СПб.: ИСЭП, 1996. — 117 с.
  106. , Т. Рынок и российская интеллектуальная собственность / Т. Семенов // Экономист.- 2003. № 3. — С. 16−21.
  107. Системы образования регионов России: сравнительный анализ на основе международных индикаторов / Аналитический сопоставительный доклад. М., 2003 год. — Режим доступа: http://stat.edu.ru/stat/publ.shtml.
  108. , А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / А. Смит. Кн. I-III. — М.: Наука, 1993.
  109. , B.C. Концепция, модель и критерии эффективности внутривузовской системы управления качеством высшего профессионального образования / B.C. Соболев, С. А. Степанов // Университетское управление. -2004.-№ 2(31).-С. 102−110.
  110. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2005. — 525 с.
  111. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. / Под редакцией В. А. Гуртова. Кн. 1,2,3. / Петр ГУ. Петрозаводск, 2004.
  112. Спрос и предложение на рынке труда и рынке образовательных услуг в регионах России: Сб. докладов по материалам Второй Всероссийской научно-практической Интернет конференции. / Под редакцией В. А. Гуртова. Кн. 1,2,3. / Петр ГУ. — Петрозаводск, 2005.
  113. Спрос и предложение рабочей силы на рынке труда Нижегородской области в 1 квартале 2007 г. // Информационный бюллетень, — Вып. 1. -Н.Новгород, 2007.
  114. Статистика российского образования, Режим доступа -http://stat.edu.ru/.
  115. Стратегическое управление: регион, город, предприятие / Под ред. Д. С. Львова и др. РАН, ООН, НИМБ. М.: Экономика, 2004. — 603 с.
  116. Стратегия адаптации высших учебных заведений: экономический и социологический аспекты / Под ред. Т. Д. Клячко. М.: ГУ ВШЭ, 2002.- 324 с.
  117. Стратегия развития Нижегородской области до 2020 года.- Режим доступа http://www.govemment.nnov.ru/ data/obiects/14 488/1 .pdf.
  118. , Т.О. Теория и методология управления развитием региональных образовательных комплексов / Т. О. Толстых. Дисс. д-ра экон. наук. — Воронеж, 2005, 400 с.
  119. , М.В. Четыре среза занятости: ценности, мотивация, доходы, мобильность / М. В. Удальцова, Н. В. Воловская, JI.K. Плюснина // Социологические исследования. 2005.- № 7. — С. 43−51.
  120. А.Д. образование для устойчивого развития: Научные основы / А. Д. Урсул, Ф. Д. Демидов. М.: РАГС, 2004. — 152 с.
  121. Федеральная программа развития образования. Утверждена ФЗ Российской Федерации от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ. / Министерство образования РФ. М.: МГУП, — 2000. — 87 с.
  122. Федеральная целевая программа развития образования на 2006−2010 годы / Утверждена постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2003 г. № 803
  123. Федеральный закон от 10 июля 1992 года № 3266−1 «Об образовании» с изменениями на 22 августа 2004 года // Образование в документах. Межведомственный информационный бюллетень. 2005. — № 1. — С. 32−92.
  124. , С. Региональные модели рынка образовательных услуг / С. Филатов // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 33−37.
  125. , A.A. О приоритетных направлениях развития образовательной системы РФ / A.A. Фурсенко // Народное образование. 2005. -№ 1.-С. 7−11.
  126. , A.A. О реализации приоритетных национальных проектов в сфере образования / A.A. Фурсенко // Высшее образование сегодня. 2005. — № 11.-С. 25−27.
  127. , А. Высокая цена конкурентоспособности / А. Цыгичко // Экономист. 2003. — № 1. — С. 31−36.
  128. , В.В. Экономические проблемы сферы образования / В. В. Чекмарев / Под ред. М. И. Скаржинкого. Кострома: КГПУ, 1996. — Ч. 1. -200 с.
  129. Шафранов-Куцев, Г. Ф. Качество образования в стратегии управления классическим университетом / Г. Ф. Шафранов-Куцев, А. Ю. Деревнина // Университетское управление. 2002, — № 2(21). — Режим доступа: http://ecsocman.edu.ru/db/sectyi24.html?yy=2002&ir=3858
  130. , А. Соотношение централизации и децентрализации в государственной региональной политике: о сложившейся ситуации, необходимости и путях ее изменения / А. Швецов // Российский экономический журнал. 2006. — № 5−6. — С. 14−36.
  131. , Д. Маркетинговые исследования на рынке образования. / Д. Шевченко // Высшее образование в России. 2003. — № 5. — С. 37−42
  132. , И.И. Культурные ресурсы и культурный капитал новых бедных / И. И. Шурыгина // Общественные науки и современность. 2001.- № 5.-С. 163−172.
  133. , П.Е. Профессиональный портрет специалиста в системе управления качеством образования в вузе / П. Е. Щеглов, Н. Ш. Никитина // Университетское управление. 2004. — № 1(30). — С. 48−56.
  134. , П.Е. Качество высшего образования. Риски при подготовке специалистов / П. Е. Щеглов, Н. Ш. Никитина // Университетское управление. -2003.-№ 1(24).-С. 46−59.
  135. , В.П. Экономика образования: Учебное пособие / В. П. Щетинин, H.A. Хроменко, Б. С. Рябушкин. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 306 с.
  136. КЛЮЧЕВЫЕ ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ ИНДИКАТОРЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО1. ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНОВ ПФО
  137. Наименование индикатора Период, дата ' 1 Мин. значение Регион Макс, значение Регион Коэфициент региональной дифференциации
  138. Темпы роста ввода в действие жилых домов Январь-май 2007 г. в % к январю-маю 2006 г. 108,0% Республика Башкортостан 290,0% Республика Татарстан 2,68
  139. Индекс физического объема инвестиций в основной капитал Январь-май 2007 г. в % к январю-маю 2006 г. 100,7% Нижегородская область 169,8% Республика Марий Эл 1,69
  140. Индекс физического объема оборота розничной торговли Январь-май 2007 г. в % к январю-маю 2006 г. 109,2% Чувашская Республика 121,8% Республика Татарстан Республика Марий Эл 1,12
  141. Сводный индекс потребительских цен на 1 товары и платные услуги май 2007 г. в % к декабрю 2006 г. 103,87% Республика Башкортостан 106,09% Нижегородская область 1,02
  142. Денежные доходы на душу населения Январь- май, 2007 г. 4749,5 рублей Республика Марий Эл 11 175,7 рублей Самарская область 2,35
  143. Уровень официально зарегистрирован- ной безработицы (к экономически активному населению) 1 (1 На 1 | июня 2007 г. 1 0,6% Нижегородская! область 2,7% Кировская область 4,5
  144. Соотношение уровня смертности и уровня рождаемости Январь-апрель 2007 г. 1,18 раза Республика Башкортостан 2,07 раза Нижегородская область 1,75
  145. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ ПО УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ1. В 2005 ГОДУ
  146. Всего в экономике 100 24,7 1,9 25,4' 18,31 22,7 6,3| 0,7
  147. Сельское хозяйство, охота и 1 лесное хозяйство ! 100 6,0 1,2 i 16,8 17,3 35,3 19,4 4,0
  148. Рыболовство, рыбоводство 100. 22,0 2,1 36,7{ 15,2 18,0 6,1
  149. Добыча полезных | ископаемых ' 100 16,5 0,9? 27,91 29,0' 21,7 3,9
  150. Обрабатывающие (производства 100, 18,81 1,8 23,8' 23,51 25,4i 6,2 0,4
  151. Производство электроэнергии, газа и воды 100 23,2 1,5 26,7| 22, X 20,5, 5,3 0,5
  152. Строительство 100 19,6 1,4 21,1 26,6 23,6 7,6 0,2
  153. Оптовая и розничная торговля- ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 100 19,5 3,1 26,2' 18,6 26,8 5,4 0,3
  154. Гостиницы и рестораны 100 9,1' 1,41 23,0, 34,0 25,7 6,2 0,6
  155. Транспорт и связь 100! 17,0 1,81 24,9 24,7 27,0 4,3 0,3
  156. Финансовая деятельность 100 66,7 1,8 19,1! 6,1 5,7 0,6
  157. Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 100 38,9 1,9 20,6 13,4 20,4' 4,7 0,1
  158. Государственное управление и, обеспечение военной безопасности, 100 39,3 2,2 25,41 11,5| 18,7, 2,8' 0,2обязательное социальное обеспечение
  159. Образование 100 50,4 2,1 26,31 7,6 9,8 3,4- 0,4
  160. Здравоохранение и! предоставление социальных услуг 1 100 28,2 0,9 46,8 6,9 12,8 4, И 0,3
  161. Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 100 25,1 2,4 28,3' 21,2 18,5 4>° 0,5
  162. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ ЗАНЯТЫХ ПО ВИДАМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОТРАСЛЯХ ЭКОНОМИКИ ПО УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ1. В 2000 ГОДУ1. В том числе
  163. Всего имеют образование: не имеют основногвысшее профес сионал ьное неполное высшее професси ональное среднее профес сионал ьное началь ное профес сионал ьное среднее (полное) общее основ ное обще е о общего образова ния
  164. Всего в экономике 100 21,6 4,5 28,7 11,0 23,5 8,7 2,0
  165. Промышленность 100 16,8 4,2 29,7 14,3. 25,7 8,1 1,2
  166. Сельское и лесное хозяйство 100 6,6 2,1 16,0 9,4 34,2 22,7 9,0
  167. Строительство 100 17,2 4,8 28,5 14,9 23,8 8,9 1,9
  168. Транспорт и связь 100 12,7 4,2 32,6 13,4 28,5 7,5 1,1
  169. Оптовая и розничная торговля, общественное питание 100 17,4 4,8 33,6 11,3 25,5 6,7 0,7
  170. Жилищно-коммунальное хозяйство, непроизводственные виды бытового обслуживания населения 100 12,9 4,0 29,4 13,1 27,0 11,9 1,7
  171. Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение 100 26,3 5,3 41,3 7,0 13,3 5,6 1,2
  172. Образование, культура и искусство 100 45,0 5,8 24,5 6,1 13,3 4,3 1,0
  173. Наука и научное обслуживание Финансы, кредит, страхование 100 100 64,1 45,3 3,2 8,8 16,6 31,6 4,5 3,7 9,2 9,9 1,4 0,7 1,0
  174. Управление 100 35,8 5,9 27,2 7,6 19,0 4,0 0,5
  175. Другие отрасли 100 44,2 5,8 27,0 5,7 10,9 5,4 1,0
  176. ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ (на начало учебного года) человек)2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
  177. Гос-дарственные высшие учеб ные заведеии и
  178. Основной (штатный) персонал всего 6104 6353 6863 7152 7320
  179. Кроме того, персонал, работающий на условиях штатного совместительства (внешние совместители) 1342 1543 1727 1829 19 241. Продолжение2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
  180. Него сударственнь 1е высшие уч< :бные заведен ия
  181. Основной (штатный) персонал всего 232 328 380 1319 1730
  182. Кроме того, персонал, работающий на условиях штатного совместительства (внешние совместители) 791 862 432 1011 954
  183. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИЙ ПО ДОЛЖНОСТЯМна начало учебного года)2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/071. Всего
  184. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИЙ ПО ВОЗРАСТУна начало учебного года) человек)
  185. Основной из него по возрасту, летштатный) до 30 30−39 40−49 50−59 60−65 более
  186. Годы персонал -всего лет лет лет лет лет 65 лет2002/03 6104 1000 1051 1230 1405 894 5 242 003/04 6353 1040 1130 1263 1464 818 6 382 004/05 6863 1266 1257 1304 1555 735 7 462 005/06 7152 1251 1377 1365 1624 722 8 132 006/07 7320 1243 1505 1322 1603 756 891
  187. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИЙ ПО ДОЛЖНОСТЯМ И
  188. ВОЗРАСТУ на начало 2006/07 учебного годачеловек)
  189. Основной из него по возрасту, летштатный персонал до 30 лет 30−39 лет 40−49 лет 50−59 лет 60−65 лет более 65 лет
  190. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ
  191. ЗАВЕДЕНИЙ (на начало учебного года)2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
  192. Численность преподавателей (штатный персонал) всего 3614 3480 3579 3816 3771
  193. Кроме того, преподаватели, работающие на условиях штатного совместительства (внешние совместители) 746 833 785 805 973
  194. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (на начало 2006/07 учебного года)
  195. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО ПЕРСОНАЛА СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИИЙ ПО ВОЗРАСТУна начало учебного года) человек)
  196. ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ ПЕРСОНАЛ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯна начало 2006/07 учебного года)
  197. Директора Заместители директоров Мастера производственного обучения Преподаватели профессионального цикла
  198. Чел. % Чел. % Чел. % Чел. %
  199. Квалификационные категории:
  200. Высшая квалификационная категория 40 47,1 79 21,6 180 11,1 83 21,7−1 квалификационная категория 45 52,9 283 76,5 521 32,3 166 43,3- 2 квалификационная категория — - - 398 24,6 81 21,1
  201. Имеют ученую степень- всего в том числе: 3- кандидата наук 3
  202. Государственные и отраслевые награды 42 49,4 91 24,9 150 9,3 95 24,8
  203. Стаж работы: 5 лет и более 73 85,9 311 85 1081 66,9 179 46,7
  204. ПЛОЩАДЬ ЗДАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙна начало учебного года)2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
  205. Общая площадь зданий вузов, кв. м 812 902 877 237 946 217 977 336 1 096 060
  206. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ОБЩЕЖИТИЯМИ (на начало учебного года)2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
  207. Общая площадь зданий общежитий, кв. м 225 837 229 923 234 613 237 170 235 950
  208. Численность студентов, нуждающихся в общежитиях, человек 14 112 13 904 16 178 16 598 15 101
  209. Численность студентов, проживающих в общежитиях, человек 12 414 12 566 12 897 14 129 13 300 В процентах от числа нуждающихся 88.0 90.4 79.7 85.1 88.1
  210. НАЛИЧИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДАНИЙ ОБЩЕЖИТИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
  211. ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (на начало учебного года)1. Из общей площади:
  212. ЧИСЛО ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (на начало учебного года)
  213. ПЛОЩАДЬ ЗДАНИЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙна начало учебного года)2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
  214. Общая площадь зданий средних специальных учебных заведений, кв. м 762 657 762 856 810 487 863 886 864 502
  215. ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ ОБЩЕЖИТИЯМИ (на начало учебного года)2002/03 2003/04 2004/05 2005/06 2006/07
  216. Общая площадь зданий общежитий, кв. м 167 975 174 288 190 980 203 102 200 964
  217. Численность студентов, нуждающихся в общежитиях, человек 8883 7080 8017 7876 8041
  218. Численность студентов, проживающих в общежитиях, человек 7530 6321 6470 6439 6871 В процентах от числа нуждающихся 84.8 89.3 80.7 81.8 85.4
  219. НАЛИЧИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДАНИЙ ОБЩЕЖИТИЙ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (на начало учебного года)1. Из общей площади:
  220. ЧИСЛО ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ СРЕДНИХ СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (на начало учебного года)
  221. СОСТОЯНИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯна начало 2006/07 учебного года)
  222. Имеют Кабинеты вычислительной техники
  223. Типовой проект Приспо собленное Индивид, проект Всего В них ЭВМ59 23 3 58 933
  224. Мастерские, лаборатории, учебно-производственные участки и т. д. Кабинеты предметов профессионального цикла
  225. Всего % недостающих Всего % недостающих505 12 393 13
  226. ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЯМ1. ПОДГОТОВКИ*)человек)2000 2001 2002 2003
  227. Всего в том числе с полным возмещением затрат на обучение Всего в том числе с полным возмещение м затрат на обучение
  228. ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ НЕГОСУДАРСТВЕННЫМИ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ И НАПРАВЛЕНИЯМ1. ПОДГОТОВКИ*'человек)2002 2003 2005 2006
  229. ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНИМИ СПЕЦИАЛЬНЫМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ ПО ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ**человек)2000 2001 2002 2003
  230. ВЫПУСК СПЕЦИАЛИСТОВ, ОБУЧАВШИХСЯ ПО ДОГОВОРАМ С ЮРИДИЧЕСКИМИ И ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ С ПОЛНЫМ ВОЗМЕЩЕНИЕМ ЗАТРАТ НА ОБУЧЕНИЕ, ПО1. ГРУППАМ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙчеловек)2005 2006
  231. Всего в том числе с полным возмещение м затрат на обучение Всего в том числе с полным возмещени ем затрат на обучение
  232. Выпущено специалистов всего 17 914 6391 16 856 6294
  233. Всего в том числе с Всего в томполным числе свозмещением полнымзатрат на возмещенобучение иемзатрат наобучение
  234. ВЫПУСК КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ ИЗ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ, РЕАЛИЗУЮЩИХ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, В 2007 ГОДУ
  235. Наименование профессии начального профессионального образования Кол-во выпускников1. ВСЕГО: 11 192из них по профессиям: Профессии общие для всех отраслей экономики всего 947
  236. Лаборант-аналитик (лаборант химического анализа- лаборант химико-бактериологического анализа) 14
  237. Лаборант-эколог (лаборант химического анализа- лаборант химико-бактериологического анализа) 17
  238. Машинист крана (крановщик) (машинист крана (крановщик) по управлению мостовыми кранами 35
  239. Оператор электронно-вычислительных машин (оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин (ЭВМ) 2591. Радиомеханик 153 469 3214
  240. Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования Профессии промышленности всегов том числе: Профессии металлообработки — всего 2172из них:
  241. Сварщик (электросварочные и газосварочные работы) Контролер станочных и слесарных работ 875 23
  242. Наладчик станков и манипуляторов с программным управлением механообработке Наладчик автоматических линий и агрегатных станков 2327
  243. Станочник (металлообработка) 293
  244. Токарь-универсал Слесарь-инструментальщик 114 971. Слесарь-ремонтник 208
  245. Слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматики 68
  246. Слесарь по ремонту автомобилей Профессии производства часов и технических камней, ремонта часов всего 444 23
  247. Часовщик-ремонтник (часовщик по ремонту механических часов- часовщик по ремонту электронных и кварцевых часов) 23
  248. Профессии производства радиоаппаратуры и аппаратуры проводной связи всего 126из них: Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов 80
  249. Регулировщик радиоэлектронной аппаратуры и приборов Профессии судостроения и ремонта всего 46 141
  250. Судостроитель-судоремонтник металлических судов 141
  251. Профессии горнодобывающей промышленности всего 0
  252. Профессии производства черных металлов -всего 22
  253. Профессии химического производства всего 48из них: Аппаратчик оператор экологических установок (аппаратчик нейтрализации, аппаратчик фильтрации) 48
  254. Профессии переработки нефти и нефтепродуктов всего 29из них: Аппаратчик-оператор (аппаратчик синтеза- лаборант химического анализа) 29
  255. Профессии эксплуатации и ремонта электростанций и сетей всего 21
  256. Машинист блочной системы управления агрегатами (котел-турбина) 21
  257. Профессии деревообрабатывающего производства всего 54
  258. Мастер столярного и мебельного производства (столяр- сборщик изделий из древесины, обойщик мебели) Профессии производства художественных и ювелирных изделий -всего 54 149из них: Изготовитель художественных изделий из дерева 20
  259. Изготовитель художественных изделий из металла 104
  260. Художник (художник росписи по дереву) 25
  261. Профессии полиграфического производства -всего 47
  262. Мастер печатного дела (печатник плоской печати со знанием фомных процессов) 24
  263. Печатник (печатник плоской печати) 23
  264. Профессии легкой промышленности- всего 405б) Профессии трикотажного производства 46из них: Оператор вязапьно-швейного оборудования (швея- вязальщица трикотажных изделий, полотна- кеттелыцик) 46е) Профессии швейного производства — всего 359
  265. Закройщик (закройщик- портной) 138 221 1232
  266. Портной Профессии строительных, монтажных и ремонтно-строительных работ — всего
  267. Мастер сухого строительства (столяр строительный- штукатур- облицовщик-плиточник) 74
  268. Мастер отделочных строительных работ (маляр (строительный) — штукатур- облицовщик-плиточник Мастер общестроительных работ всего 419 330
  269. Мастер столярно-плотничных и паркетных работ (столяр строительный- плотник) Машинист дорожных и строительных машин (машинист бульдозера- машинист скрепера- машинист уплотняющей и планировочно-уплотняющей машины) 251 28
  270. Монтажник трубопроводов (монтажник технологических трубопроводов- электрогазосварщик) 33
  271. Монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем и оборудования (монтажник санитарно-технических систем и оборудования- электрогазосварщик) 27
  272. Монтажник техногологического оборудования (монтажник оборудования котельных установок- электросварщик ручной сварки) 24
  273. Слесарь по изготовлению деталей и узлов технических систем в строительстве (слесарь по изготовлению деталей и узлов систем вентиляции, кондиционирования воздуха, пневмотранспорта и аспирации- электросварщик ручной сварки) 21
  274. Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования (электромонтажник по освещению и осветительным сетям- электромонтажник по вторичным цепям) 25
  275. Профессии реставрационных работ — всего 27из них: Исполнитель художественно-оформительских работ 27
  276. Профессии транспорта — всего 1235из них: а) Профессии железнодорожного транспорта и метрополитена всего 232
  277. Оператор по обработке перевозочных документов (кассир билетный- кассир багажный, товарный (грузовой) — приемосдатчик груза и багажа- таксировщик перевозочных документов) 29
  278. Слесарь по обслуживанию и ремонту подвижного состава (осмотрщик-ремонтник вагонов) 30б) Профессии морского и речного транспорта всего 273
  279. Профессии рабочих связи всего 115из них: Оператор связи 31
  280. Электромонтер охранно-пожарной сигнализации 33
  281. Электромонтер по ремонту линейно-кабельных сооружений телефонной связи и проводного вещания (электромонтер линейных сооружений телефонной связи и радиофикации (проводного вещания) 51
  282. Профессии общественного питания, торговли и производства пищевой продукции всего 2269из них: а) Профессии общественного питания всего 1679
  283. Официант, бармен Повар, кондитер 76 1603б) Профессии торговли всего 422
  284. Продавец, контролер-кассир 383
  285. Электромеханик по торговому и холодильному оборудованию 39в) Профессии производства пищевой продукции всего 168
  286. Аппаратчик производства сахара (аппаратчик варки утфеля- аппаратчик дефекосатурации свекловичного сока- аппаратчик диффузии) 23
  287. Изготовитель хлебобулочных изделий (пекарь- тестовод- машинист тесторазделочных машин) 77
  288. Кондитер сахаристых изделий (конфетчик- шоколадник- машинист расфасовочно-упаковочных машин) 27
  289. Оператор процесса колбасного производства (формовщик колбасных изделий) 26
  290. Переработчик скота и мяса 15
  291. Профессии сферы обслуживания — всего 2841. Парикмахер 261
  292. Фотограф (для службы быта) 23
  293. Профессии сельского хозяйства всего 880
  294. Мастер по лесному хозяйству (лесовод- тракторист- водитель автомобиля) 47
  295. Мастер растениеводства (цветовод) 21
  296. Мастер сельскохозяйственного производства (оператор животноводческих комплексов и механизированных ферм- слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования- тракторист-машинист сельскохозяйственного производства- водитель автомобиля) 118
  297. Мастер по техническому обслуживанию и ремонту машинно-тракторного парка (мастер-наладчик по техническому обслуживанию машинно-тракторного парка- слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования- тракторист- водитель автомобиля) 111
  298. Пчеловод (пчеловод, водитель автомобиля) 20
  299. Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (тракторист-машинист сельскохозяйственного производства- слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и обрудования- водитель автомобиля) 484
  300. Хозяйка усадьбы (овощевод- швея- повар- бухгалтер) 79
  301. Должности служащих всего 487
  302. Бухгалтер (счетовод-кассир) 511. Делопроизводитель 25
  303. Коммерсант в торговле (контролер-кассир- продавец продовольственных товаров- продавец непродовольственных товаров- агент коммерческий 139
  304. Коммерсант в промышленности (агент коммерческий- агент по снабжению) 28
  305. Секретарь (секретарь-машинистка- секретарь-секретарь-стенографистка) 871. Секретарь-референт 1381. Социальный работник 19
  306. Из числа впыускников специальных (коррекционных) ОУ 4791. Маляр 281. Маляр, штукатур 119
  307. Маляр, штукатур, облицовщик-плиточник 131. Штукатур 48
  308. Штукатур, облицовщик-плиточник 931. Столяр строительный 21
  309. Столяр строительный, плотник 25
  310. Монтажник санитарно-технических систем и оборудования 231. Швея 351. Овощевод 10
  311. Швея (трикотажное производство) 21
  312. Структура выпускников высших учебных заведений Нижегородской области погруппам специальностей
  313. Образование и педагогика: 5%1. Культура и искусство 2%1. Энергетика, Информатика иэнергетическое вычислительная машиностроение и электротехника 3%
  314. Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров
  315. Строительство и архитектура — 4%
  316. Сельское и рыбное хозяйство 5%воспроизводство и переработка лесных ресурсов 141. Транспортные средства В%1. Здравоохранение 12%1. Гуманитарные науки 9%
  317. Металлургия, машиностроение и материапообработка9%
  318. Экономика и управление 35%
  319. Структура выпускников учебных заведений среднего профессионального образования Нижегородской области по группам специальностей
  320. Должности служащих -всего 4%
  321. Профессии се пь с кого хозяйства всего «К
  322. Из числа впыускиикое специальных (коррекционных) ОУ 4%
  323. Профессии сферы обслуживания всего 3%
  324. Профессии общественного питания, торговли и производства пищевой продукции -всего 21%
  325. Профессии транспорта -всего 11*
  326. Профессии общие для веек отраслей экономики -всего 9%
  327. Профессии пром ы шлемноет и в сего 29%
  328. Профессии строительных, монтажных и ремонт но* строительных работ -всего 11%
  329. Профессии реставрационных работ -всего 0%
  330. Структура выпускников учебных заведений начального профессионального образования Нижегородской области по группам специальностей
  331. Структура занятости в базовых секторах экономики Нижегородской области в2005 году.
  332. Прогноз структуры занятости в базовых секторах экономики Нижегородскойобласти в 2020 году.
Заполнить форму текущей работой