Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Стратегия внешних заимствований и ее роль в обеспечении устойчивого экономического роста России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поэтому ориентация в перспективе па отказ от системы подведомственных учреждений соответствующего профиля и содействие формированию в России национального рынка ипформационпо-аналнтичсских услуг, где государство (в лице федеральных органов исполнительной власти) будет выступать только в качестве основного заказчика1, представляется изначально неправильной. Глобальная экономика — это чрезвычайно… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИИ ВНЕШИИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ РОССИИ
    • 1. 1. Динамика и итоги развития международных кредитных отношений России (СССР)
    • 1. 2. Базовые принципы стратегии внешних заимствований России
    • 1. 3. Формирование концепции регулирования внешних корпоративных заимствований России
  • ГЛАВА 2. ВНЕШНИЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В СИСТЕМЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ТРАНСФОРМАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
    • 2. 1. Теоретический анализ экономических трансформаций: факторы, направленность и ресурсные затраты
    • 2. 2. Внешние заемные ресурсы и их распределение в модели трансформации экономики и экономического роста России
  • ГЛАВА 3. ГЕОЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИЙ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
    • 3. 1. Эволюционные закономерности глобализации как совокупность факторов, снижающих неопределенность при выборе стратегических решений
    • 3. 2. Структура мирохозяйственных связей как объективный ограничитель возможностей формирования геоэкономической стратегии внешних заимствований России
    • 3. 3. Геоэкономическая стратегия внешних заимствований современной России: алгоритм и процедура выбора стратегических решений государства
  • Залюченис

Стратегия внешних заимствований и ее роль в обеспечении устойчивого экономического роста России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Стратегия внешних заимствований России как геоэкономическая программа действий государства занимает особое место в экономической политике России. Достижение внешнеполитических целей регионального и мирового могущества и паращи-вание экономической мощи России на основе привлечения заемных ресурсов, их аккумуляции и перераспределения представляет значительный научный и практический интерес. В условиях глобализации выработка стратегии внешних заимствований необходима для участия страны в формирующейся структуре глобального правления. Поэтому исследование комплекса теоретических и прикладных проблем стратегии внешних заимствований — одна из актуальных и наиболее сложных задач российской экономической науки. % Как правило, внешние займы предназначены для кредитования инвестиционных проектов.

Однако, при их использовании возрастает государственная и корпоративная внешняя задолженность. Погашение долговых обязательств за счет новых займов замедляет инвестиционный процесс и создает экономические и социальные трудности для государства и корпораций. Опасность структурного кризиса неплатежеспособности заставляет искать новые способы и формы преодоления макроэкономической неустойчивости. Исследование этой проблемы в рамках стратегии внешних заимствований выдвигает целый ряд задач, решение которых способствует формированию в России инвестиционной модели рыночного типа.

Структурным следствием глобализации является переход к международной форме организации хозяйствования. Геоэкономическая активность России на этом направлении? привела к образованию Единого экономического пространства с Украиной, Белоруссией и.

Казахстаном. Однако, ряд актуальных проблем, касающихся структурной перестройки воспроизводственного процесса, остается неисследованным, в частности, проблема привлечения заемных ресурсов, необходимых для преобразовательных процессов. Поэтому возрастает значение стратегии внешних заимствований как системы крупномасштабных решений в области трансформации экономики.

В современной экономической литературе рассматриваются различные аспекты внешних заимствований, исследуются потребности стран во внешних займах, а также их способности осуществлять платежи по обслуживанию внешнего долга. Однако, эти работы ограничиваются в основном текущей кредитной политикой и не решают стратегических задач внешних заимствований, которые в условиях глобализации приобретают особую Ф значимость и новые черты. На сегодня еще недостаточно разработана проблема введения в мировую практику механизма реструктуризации суверенного долга. Неизученными остаются проблемы участия России в глобальной финансовой деятельности применительно к новым институциональным условиям. В имеющихся публикациях отсутствуют комплексные научно-теоретические и практические разработки этой проблемы.

В этой связи актуальность исследования обусловлена необходимостью выдвижения базовых принципов стратегии внешних заимствований Россиираскрытия ее основных направлений и проблемразработки способов и механизмов достижения стабильного экономического роста за счет заемных ресурсов.

Цель и задачи исследования

данной работы. Цель исследования заключается в раскрытии основных направлений и проблем стратегии внешних заимствований России. Поставленная цель определила следующие основные задачи исследования: сформулировать и обосновать базовые принципы стратегии внешних заимствований Россиина концептуальном уровне разработать основы регулирования внешних корпоративных заимствований Россиираскрыть роль заемных ресурсов в процессе структурной перестройки экономики и достижения стабильного экономического ростаобобщить закономерности процесса глобализации, релевантные для геоэкономической активности России на мировом рынке капиталовразработать теоретические основы геоэкономической стратегии внешних заимствований России.

Объектом исследования является комплекс экономических отношений, определяющих стратегию внешних заимствований России. «.

Ф Предметом исследования является процесс выбора и принятия стратегических решений государства по привлечению, аккумуляции и перераспределению заемных ресурсов с мирового рынка ссудных капиталов в целях достижения устойчивого экономического роста России.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Исследование построено на изучении геоэкономической активности России на мировых рынках капитала в зависимости от изменении структуры мирохозяйственных связей (диалектический метод). При разработке темы применены системный, исторический, геоэкономический, социогенетический (закономерности динамики социально-экономических систем) подходы, моделирование, номографический подход Н. Д. Кондратьеваметоды количественного и статистического анализаграфический метод.

Ф При написании диссертации использованы научные труды ведущих экономистов и специалистов в области международных экономических и валютно-кредитпых отношений. В их числе следующие авторы: С. А. Былипяк, Л. Н. Красавина, О. В. Карелин, И. Н.

Платонова, В. К. Поспелов, В. В. Симонов, Б. М. Смнтиеико, Д. М. Смыслов, Б. Л. Хсйфец и др. Использованы также труды зарубежных авторов: Р. Манделла, Дж. 10. Стиглица, П. Кругмана, Дж. Тобнпа и др.

Теоретическими источниками исследования стали труды по теории организации и самоорганизации таких ученых, как: Л. Б. Бахур, Л. Л. Богданов, Л. П. Огурцов, В. В. Попков, И. Пригожин, И. Стенгерс и др. В качестве методологической базы исследования использованы труды: Н. X. Вафиной, Л. Г. Грязновой, 11. Н. Думной, Г. Ю. Ивлевой, М. Л. Пивоваровой, С. 10. Румянцевой, Г. Саймона и др. При исследовании теоретических аспектов глобализации и геоэкономических проблем России проанализированы взгляды, содержащиеся в работах Д. Хелда, Д. Гольдблатта, Э. Макгрю, Дж. Перратоиа, В. И. Паптипа, А. А. Изгарской, Э. Г. Кочетова, Н. С. Розова и др.

Исследование построено на изучении и обобщении документов, обзоров, статистических публикаций международных организаций, российских и международных нормативно-правовых актов, материалов парламентских слушаний в СФ РФ.

Диссертация по своему основному содержанию соответствует п. 1, п. 20 Паспорта специальностей ВАК 08.00.14 — «Мировая экономика» и п. 2.8, п. 9.5 Паспорта специальностей ВАК 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит».

Научная иоптил исследования заключается в следующем:

По п. 1 и п. 20 Паспорта специальностей ВАК 08.00.14-«Мировая экономика»: сформулированы и обоснованы базовые принципы стратегии внешних заимствований России (целесообразностиинициативыбезопасностиэкспансииэффективностивнезапностиконцентрации усилийвзаимодействия) — обобщены и систематизированы закономерности циклично-волновой динамики глобализации (эволюционные переходы на новые пространственно-временные уровни — фазы глобального цикла, проявляющиеся как нарушения существующего системного баланса и протекающие в виде организационного кризиса) — выявлены новые черты и показана направленность ее эволюции (смена одного исторического тина глобализации другим) — разработаны теоретические основы геоэкопомической стратегии внешних заимствований России (предложен алгоритм и процедура выбора стратегических решений государства).

По п. 2.8 и п. 9.5 Паспорта специальностей ВАК 08.00.10 — «Финансы, денежное обращение и кредит»: предложена модель трансформации экономики и экономического роста на основе привлечения и аккумуляции заемных ресурсовраскрыты се содержание и архитектураразработаны концептуальные основы регулирования внешних корпоративных заимствовании в Российской Федерации.

Теоретическая и практическая значимость межлпепнмлпиариого исследовании основана па предложенной и обоснованной системе специальных подходов, приемов и методов выбора и принятия стратегических решений государства в области привлечения, аккумуляции и перераспределения мировых заемных ресурсов с целыо достижения устойчивого экономического роста России: разработана модель «Эволюция глобального комплекс-процесса» для определения градиента развития (направление самоорганизации) мирохозяйственной системыдана характеристика системы мирохозяйственных связей в рамках трех концептуальных измерений: паттерна (организационная иерархия глобального правления рассмотрена в ф контексте двух базовых организационных механизмов: форма правления и социальнополитической организации) — структуры, в которую воплощен паттерн (предложена структура системы мирохозяйственных связей) — процесса, являющегося связующим звеном между паттерном и структурой (рассмотрены две стадии глобального комплекс-процесса) — обоснован цикличный механизм возникновения экономических трансформаций для вывода системы на путь устойчивого экономического роста, в основе которого лежат процессы привлечения и аккумуляции заемных ресурсов (представлен в схемах: «Трансформационный цикл" — «Механизм возникновения качественно повой структуры» и в модели «Структура социогенетнческой устойчивости»);

1 структурирована система мирохозяйственных связей, что позволило предложить таблицу комплементарпостн структуры системы мирохозяйственных связен структуре целенаправленных действий, преобразующих мирохозяйственные связи: инновационное преобразование пространстваупреждающее глобальное регулированиерегулирование процесса развитияупорядоченность пространстварешена задача синтеза (композиции) искусственной системы — программы гео-экономнческих преобразований: определены выполняемые функциипредложен алгоритм, в рамках которого можно совместно выполнить несколько функций и определены способы выполнения каждой функции.

Выводы и предложения, сформулированные в диссертации, могут быть использованы законодательными и исполнительными органами государственной власти РФ при разработке стратегических основ государственной экономической политики.

Практическую значимость при организации управления государственным долгом России имеют следующие, представленные в работе, проекты автора: формирование инвестиционной модели рыночного типа в Россиибизнес-план «Долгосрочная финансовая инициатива» — разрешительно-уведомительный порядок доступа корпоративных заемщиков на мировые рынки капиталасистемы стратегического планирования и управления государственным долгом.

При реализации заемных инициатив России на мировых рынках капитала практическую значимость имеют предложенные автором параметры и условия обращения золото-индексироваппых облигаций.

Апробация п внедрение результатов исследовании. Исследование проведено в рамках темы «Финансово-экономические основы устойчивого и безопасного развития России в XXI веке», разрабатываемой Финансовой академией при Правительстве РФ.

Основные положения и научные результаты, полученные в ходе исследования, были представлены автором в докладах и выступлениях па парламентских слушаниях в ФС РФ, семинарах и Круглых столах. Среди них: Парламентские слушания «Концепция и механизм разрешения проблемы неплатежей между хозяйствующими субъектами России и странами СНГ» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, декабрь 2001 г.) — Круглый стол «Финансовые и кредитные проблемы инвестиционной политики» (Финансовая Академия при Правительстве РФ, г. Москва, 2001 г.) — Парламентские слушания «Рынок федеральных, субфедеральных и муниципальных заимствований и экономический рост. Проблемы формирования эффективной государственной политики в области государственного долга» в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (г. Москва, апрель 2003 г.).

Ряд основных положений диссертации используется в практической работе Счетной палаты Российской Федерации при проведении контрольно-аналитических мероприятий по мониторингу внешней задолженности Российской Федерации.

Материалы диссертации в части проблем, связанных с государственной экономической безопасностью и системой внешних заимствований Российской Федерации, использовались при анализе проектировок государственного бюджета Российской Федерации на 2005 и 2006 годы и в законопроектной деятельности по бюджетному процессу в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Публикации. Основное содержание диссертации отражено в двух публикациях автора общим объемом 1,2 п. л.

Структура диссертации обусловлена ее целыо и задачами. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 147 страниц основного текста, 11 таблиц, 18 схем, 5 моделей, 1 бизнес-план.

Табл.3 ИНВЕСТИЦИОННОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О НАПРАВЛЕНИЯХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕШНИХ ЗАИМСТВОВАНИИ Аналитически-прогнозная часть:

II. Экономическая целесообразность.

Краткосрочные и среднесрочные прогнозы экономического развития государства.

Мониторинг потоков краткосрочного спекулятивного капитала: анализ стратегии к мотивации иностранных ТНКмониторинг деятельности крупных инвесторов.

• Анализ состояния мирового рынка капитала: процентных ставок и валютных курсовоценка кредитных рисков, влияющих на краткои долгосрочные тенденции их развития: построение ситуационных моделей при различной структуре кредитного портфеля страныучет коньюнктуры рынка.

Оценка потребности России в инвестициях на текущий отчетный период. Определение стратегических потребностей и задач: диверсификация источников финансированиярефинансирование накопленного долгаприведение в соответствие сроков выплат по активам и обязательствам: определение базовой процентной ставки для будущих 'займов: закладка основ под выполнение требований по долгосрочному финансированию.

V. Система контроля и правового обеспечения:

Процедура принятия правительственных решений по привлечению займов.

Целевое использование заемных средств для развития производства.

Механизм осуществления совместного контроля со стороны исполнительной н законодательной ветвей власти за использованием заимствований.

Процедуры регулярной оценки результатов заимствования.

Методы оценки эффективности займов.

Законодатель но-правовые нормы, определяющие порядок привлечения и использования внешних заимствований. использования заемных средств:

Определение основных направлений вложения заемных средств, их объемов, форм.

• Инвентаризация полученных кредитов и корректировка их освоения,.

Система отбора инвестиционных проектов.

Система страхования рисков невозврата активов.

• Перечень быстроокупаемых проектов.

• Выделение внутренних источников роста экономики, как основы гарантий платежеспособности страны в среднеи долгосрочной перспективе.

Выделение приоритетных отраслей для финансирования, в т. ч. целевых федеральных программ.

• Рассмотрение вопросов финансирования операций за ем но-кредитной политики. Отраслевое и региональное планирование направлений использования займов: инвестиционное районирование территории России.

• Рассмотрение вопросов регулирования инвестиций в стратегические сектора экономики.

Рассмотрение вопросов обеспечения финансирования крупномасштабных проектов с использованием лизинга и консорциумов банков, участия корпоративных структур в совместном инвестировании.

И). Моделирование структуры новых внешних заимствований.

Определение и обоснование пределов заимствований. сочетание внешних и внутренних заимствований. возможности пересмотра предела заимствований,.

Построение оптимальной структуры заимствований (структура заимствования по срокам, расчетные графики платежей на основе макроэкономических расчетов, равномерность платежей и т. д.).

Принятие решений па основе неполной информации может негативным образом сказаться на качестве государственного управления па разных уровнях федеративного государства.

Поэтому ориентация в перспективе па отказ от системы подведомственных учреждений соответствующего профиля и содействие формированию в России национального рынка ипформационпо-аналнтичсских услуг, где государство (в лице федеральных органов исполнительной власти) будет выступать только в качестве основного заказчика1, представляется изначально неправильной. Глобальная экономика — это чрезвычайно жесткая система, где информация является стратегическим ресурсом, обеспечивающим конкурентное превосходство, и утрата государством даже незначительных функций, но сбору информации может нанести урон национальной безопасности. Особое беспокойство вызывает предложение создания «электронного правительства». Современные информационные технологии не защищают от кибернетических атак, в связи с чем создание «электронного правительства» разумнее отложить до момента внедрения качественно новых технологий, позволяющих сохранять информацию без потери управляемости. С учетом интересов безопасности страны формирование информационно-аналитической базы необходимо поручить государственной структуре, причем сама база должна иметь локальный характер.

Информационным источником подобной базы могли бы служить исходные данные предварительно доработанных форм федерального статистического наблюдения для расчета добавленной стоимости, а также данные баланса экономического оборота, показывающего экономические ресурсы предприятия и их использование. Обработка полученных данных может быть произведена с помощью экспресс-анализа с использованием. методологии СНС2.

Ф Структурирование и аналитическая обработка в динамике полученных данных по степени чистого заимствования (пли чистого кредитования) по отдельным группам (предприятиям, отраслям, регионам) позволит представить четкую картину распределения заемных потоков капитала на территории России, создав тем самым необходимую информационно-аналитическую базу для принятия государственных решений в области внешних заимствований. На основе этой информации можно судить о том, насколько стабильны потоки капитала в том, или ином регионе, необходимы ли государственные инвестиции в ту, или иную отрасль. С учетом того, что СНС имеет значимость международного стандарта в оценке основных показателей экономического развития страны, мониторинг заемных потоков капитала с помощью методологии СНС даст государству один из важнейших инструментов государственного регулирования макроэкономических процессов. Насущные задачи реформы аппарата испо.шше.иной власти. Доклад Высшей школы жономики // Коммерсантъ. — 2004. -№ 25, -С. 20.

2 Абрютина М. С. Экспресс-анализ финансовой отчетности: Методическое пособие. — М. 2003.

2.2.6. Формирование рейтинговой культуры России (принцип внезапности).

Основу долговой стратегии развитых стран составляют внезапные и неожиданные действия, ослабляющие конкурентоспособность других государств (спекулятивные атаки на экономики развивающихся стран с высоким уровнем краткосрочной задолженности в сочетании с требованием МВФ в этих условиях повысить уровень процентных ставок, сократить государственные расходы, увеличить открытость экономикипонижение суверенного рейтинга страны в условиях финансового кризиса, что дестабилизирует ситуацию с платежным балансом этой страны и т. д.) — Элемент неожиданности в современных условиях более важен, чем когда-либо раньше. Применительно к долговым стратегиям развитых стран либерализация рынка капитала сделала развивающиеся страны зависимыми не столько от иррациональной склонности инвесторов к преувеличениям и пессимизму, сколько от рациональных мотивов развитых стран.

Использование фактора внезапности заключается в изменении сложившихся правил принятия портфельных решений под влиянием настроя инвесторов, политических новостей, снижения суверенного рейтинга, а также в достижении важного результата — разрушении идеологии конкурентов, прежде всего, в части «еамоисполпяющегося» характера долговых кризисов. Поэтому развитие рейтинговой культуры является одним из элементов экономической политики развитых государств. В связи с усиливающейся финансовой глобализацией и формированием крупных многонациональных корпораций рейтинговая деятельность становится одним из эффективных инструментов экономической экспансии, так как затрагивает вопросы формирования репутации компаний. Ряд стран (США, Германия) напрямую увязывают вопросы развития собственной рейтинговой культуры с интересами обеспечения национальной безопасности и возможностями распространения экономического влияния па другие страны. По результам исследования, проведенного Fitch—IBCA, установлено, что до 80% мировых потоков заемных капиталов так, или иначе, охватываются рейтингами, присваиваемыми агентствами. Развитие рейтинговой культуры поощряется и со стороны международных институтов: МВФ, Мирового банка, Asia-Pacific, Economic Cooperation, Asien Development Bank. В настоящее время в мире функционирует более 100 рейтинговых агентств, из которых глобальных — единицы.

В мировой практике можно выделить два направления развития рейтинговой деятельности: глобальное и локальное. Охарактеризуем каждое из направлений.

Глобальное направление. Для него характерны: сильная монополизация глобальной рейтинговой деятельности и, как следствие, отсутствие необходимого конкурентного давления на рынке рейтинговых услугсущественное занижение рейтингов (в особенности часто занижены рейтинги национальных банков) — единая методология, как правило, лежащая в основе всех рейтингов глобального агентства и распространяемая па все без исключения рейтипгуемые страны без учета национальных особенностейцена рейтинговых услуг глобального агентства является неприемлемой для среднего бизнеса и может достигать 100 тыс. S СШАотсутствие, как правило, в практике глобальных рейтинговых агентств сопровождения рейтинга.

Риски существующей глобальной рейтинговой системы выражаются в конфликте интересов между глобальными рейтинговыми агентствами и национальными государствами, в основе которого лежат: а) отсутствие межгосударственного антимонопольного регулирования глобальной рейтинговой деятельностиб) зависимость присвоения суверенных рейтингов (своеобразного знака качества «репутации государства») от экономических интересов США, так как основные глобальные рейтинговые агентства S&P и Moody’s имеют юрисдикцию США и регулируются специальным органом федеральной власти США: National Recognized Statical and Rating Organisationв) угрозы экономической безопасности государств, связанные с занижением рейтингов национальных финансовых систем.

Локальное направление. Для этого направления характерны: зависимость деятельности локальных агентств от доверия национальных эмитентов и инвесторов и, как следствие, выставление объективных рейтинговкорректный учет особенностей национального делового оборота при выработке методологии рейтингадоступность цеп па рейтинговые услуги для среднего бизнесарегулирование деятельности локальных агентств со стороны национальных государственных органовразвитие межгосударственного сотрудничества агентств, направленное на признание локального рейтинга в качестве стандартного инструмента оценки рискасопровождение рейтинга и оказание сопутствующих консалтинговых услуг.

Локальная рейтинговая деятельность преимущественно распространена в двух регионах: европейском и азиатском.

Европейский регион. Активное развитие рейтинговая деятельность получила в Германии (в 1997 г. образовано около 15 национальных рейтинговых агентств). В последующие годы наблюдался рост количества агентств и экспансия в страны Европейского Союза. Стоимость европейского рейтинга для среднего бизнеса относительно невелика и составляет от 3 до 45 tlic. евро (более высокий уровень цен сопряжен с сопутствующими консалтинговыми услугами). Учитывая существующие темны развития рейтинговой деятельности в ЕС, возможно через несколько лет будет создана единая европейская рейтинговая система, позиции которой могут быть значительно укреплены за счет: введения в 2007 г. более чем в 100 странах мира базельских стандартов (Базель-П), предполагающих зависимость резервных отчислений от кредитного риска заемщика, определяемого рейтингом (т.е. размер собственных средств банка будет поставлен в зависимость от рейтинга, присваиваемого каждому заемщику) — «усиления контроля за деятельностью глобальных рейтинговых агентств (в феврале 2004 г. Европейский парламент на своем заседании указал на необходимость введения такого контроля, призванного не допустить доминирования американских рейтинговых агентств на европейском рынке).

Азиатский регион. Локальная рейтинговая деятельность осуществляется в рамках Азиатского форума рейтинговых агентств (AFCRA) и инициативы Азиатской ассоциации банков по ограничению доступа глобальных агентств па национальный рынок. Большинство азиатских рейтинговых агентств было учреждено по инициативе государственных регулирующих органов. Однако, дальнейшее развитие рейтинговой деятельности Азиатского региона связано с определенными трудностями: более 1/3 учрежденных национальных агентств уже куплено S&P или Moody’s.

Анализируя сложившуюся на мировом рынке рейтинговых услуг ситуацию, можно сделать вывод о том, что развивать собственную рейтинговую культуру России придется в условиях жесткой конкуренции как со стороны глобальных, так и со стороны локальных (европейских или азиатских) рейтинговых агентств.

В современных условиях припципу внезапности развитых стран Россия может противопоставить постоянную деятельность долговых «разведывательных» учреждений, способных оценить ожидания государств-конкурентов и, использовав элемент неожиданности, парализовать их дестабилизирующую деятельность (например, действия иностранных инвестиционных и хедж-фондов, использующих агрессивные стратегии на развивающихся рынках, сказались на последующем развитии кризисов в этих странах). Поэтому создание Национальной рейтинговой системы, а также поощрение государством развития единой сети Национальных рейтинговых агентств, кредитных бюро следует считать стратегическим фактором повышения конкурентного статуса страны. Это особенно важно в сиете создания в Европейском Союзе единого бюро кредитных историй. Так. 10.02.2003 г. был подписан меморандум между кредитными бюро семи стран Европы и всеми центральными банками ЕС, включая ЕЦБ, участники которого договорились обмениваться всей имеющейся в их распоряжении информацией. Эго значительно облегчило работу надзорных и контрольных органов ЕС — информация о заемщиках стала доступна всем странам ЕС. * Создание единой национальной базы данных по заемщикам, а в перспективе — общей базы данных стран-участниц ЕЭП: России, Украины, Беларуси и Казахстана — важно не только в плане более тесной финансовой интеграции стран-участинц, но и для обеспечения их обшей финансово-экономической безопасности и вывода на новый уровень расчетов, операций взаимного кредитования, а также в целях решения проблемы неплатежей субъектов хозяйствования. Поэтому необходимо взвешенное решение на законодательном уровне вопроса допуска кредитных бюро с иностранной юрисдикцией на российский рынок услуг для сбора информации о заемщиках, поскольку кредитная история содержит сведения личного характера и в ряде стран может продаваться и без согласия заинтересованного лица. Особого Ф внимания, по мнению автора, также заслуживают вопросы покупки нерезидентами российских кредитных бюро или рейтинговых агентств.

Необходимо отметить, что сбор и использование нерезидентами информации о российских заемщиках, а также возможность изменения международными рейтинговыми агентствами странового и корпоративных российских рейтингов могут стать, прежде всего, действенным инструментом политического влияния па Россию. Нельзя исключить возможность «недобросовестного поведения» международных рейтинговых агентств и кредитных бюро, в результате которого российское государство будет не в состоянии защитить интересы национальных корпораций и российских граждан. Скандалы, связанные с банкротством и финансовыми махинациями крупнейших западных структур, свидетельствуют о том, что вероятность ^ занижения рейтингов в целях устранения нежелательных российских конкурентов существует, и кроме того, нельзя исключать из внимания промышленный шпионаж (решение о присвоении рейтинга принимается на основе предоставления документации, в т. ч. носящей конфидеицнальиый характер).

В ближайшие три-четыре года порядка 20−30 тысяч российских компаний будут заинтересованы в получении локального рейтинга. Это говорит о том, что созданы предпосылки к формированию нового и достаточно значительного по объему рынка услуг, имеющего стратегическое значение для государства. Рейтинговые услуги оказывают огромное влияние па потоки капитала внутри страны и формирование внутреннего и частично внешнего репу-тационного капитала национальных компаний. Репутационный капитал компаний в будущем будет составлять до 1/3 «внешнеторговой позиции» страны, наравне с внешнеторговым обо-^ ротом. Поэтому решение вопроса о правилах допуска иностранных рейтинговых агентств имеет исключительное значение для будущей конкурентоспособности государства и формирования благоприятного инвестиционного климата.

Наиболее предпочтительным вариантом для России является преимущественное доминирование национальных рейтинговых агентств па внутреннем рынке (доля — не менее 80%), * что соответствует интересам безопасности страны. Импульс к развитию локальной рейтинговой деятельности в России «может быть дан заинтересованными субъектами Федерации, использующими локальный рейтинг в качестве стандартного инструмента для поддержания взаимоотношений с внутренними инвесторами и кредиторами при выстраивании отношений с центром в условиях новой системы бюджетно-налогового федерализма. Локальный рейтинг мог бы быть также использован субъектами РФ и муниципалитетами в своей текущей финансово-экономической деятельности, что особенно важно в связи с формированием Национальной системы сбережений России.

Интересы безопасности страны и решение задач экспансии России па постсоветском про* странстве говорят в пользу активной роли государства в формировании рейтинговой системы России и распространения в перспективе ее влияния па страны СНГ. Однако, учитывая «догоняющее» развитие российской рейтинговой культуры по сравнению с европейским или азиатским регионом, от государства потребуются нетривиальные шаги и качественно новые подходы нежели тс, которые были использованы, например, в Германии. Такой подход к формированию рейтинговой культуры в России может быть обеспечен за счет создания государством Национальной рейтинговой системы.

Формирование Национальной рейтинговой системы России — процесс длительный и многоэтапный. Основными элементами Национальной рейтинговой системы могут быть:

Государственная рейтинговая шкала России;

4 ¦ Федеральная карта кредитоспособности субъектов РФрегулирование и надзор за деятельностью рейтинговых агентств н кредитных бюро (в т.ч. и иностранных);

Федеральное бюро кредитных историй России.

Государственная рейтинговая шкала России является наиболее важным элементом в Национальной рейтинговой системе, позволяющим преодолеть отставание России в развитии рейтинговой культуры. Представляет собой систему внутренних (используемых на территории России) и внешних (за пределами России) кредитных рейтингов. Одной из целей создания государственной рейтинговой шкалы является повышение уровня значимости российских рейтинговых агентств посредством закрепления в практике российского делового оборота необходимости прохождения российскими хозяйствующими субъектами процедур ^ рейтингования и последующего сопровождения рейтинга. Однако, главной целыо введения государственной рейтинговой шкалы является укрепление конкурентных позиций финансовой системы России, в т. ч. по следующим направлениям: отраслевое распределение кредитной активностисохранение стабильности объема расчетов в рубляхнасыщение финансовыми услугами региональных рынков.

Все это особенно важно обеспечить до вступления России в ВТО. Зарубежные эксперты, оценивая состояние российской банковской системы, считают, что она по-прежпсму несет в себе большие риски, вследствие чего кредитные рейтинги большинства российских финансовых учреждений остаются па весьма низком уровне. Существенное влияние на конкурентоспособность российского финансового сектора в среднесрочной перспективе могут оказать следующие обстоятельства:

1) Вступление России в ВТО и связанное с этим снятие ограничений па трансграничное предоставление банковских услуг. Это может привести к сокращению ресурсной базы российских банков и уменьшению объема расчетов в рублях. В результате, государство постепенно будет утрачивать контроль над финансовыми потоками и банковской системой в целом.

2) Валютная либерачизация и введение в 2007 г. полной конвертируемости рубля. Отток валютных средств, вызванный ускоренной лнберачизацией, может привести в итоге к ограничению возможности роста внутренних инвестиции и оплаты внешнего долга.

3) Присоединение России к стандартам «Базель-П». После вступления России в ВТО и открытия ее финансовых рынков практически все российские банки могут стать неконкурентоспособными из-за неосвоеппя ими этих стандартов.

Выработка государственной рейтппговой шкалы может частично компенсировать все эти возможные негативные последствия как для банковского сектора, так и для российского рынка долговых обязательств. Государственная рейтинговая шкала России призвана стать своего рода «страховочным механизмом» постепенного ввода в практику российских банков правил рейтинговой культуры, способствующих повышению их международной конкурентоспособности: созданию эффективных служб внутреннего контроля и риск-менеджмента, организации в каждом банке систем внутреннего рейтинговапия деловых партнеров, развитию методологии и практики оценки кредитных рисков.

Вторым компонентом «страховочного механизма» может стать стандарт национальной информационной безопасности, разработку которого ведет Центральный Банк России. Это необходимо в связи с тем, что начиная с 2007;2008 гг., игнорировать стандарты «Базель-П» российская банковская система уже не сможет. По мере перехода западных финансовых институтов на базельские стандарты перед российской банковской системой постепенно станут закрываться один за другим мировые финансовые рынки, и она будет либо отрезана от внешних финансовых источников, либо поглощена иностранным банковским капиталом.

Введение

«Базель-П» выгодно крупным европейским структурам, т. к. значительно укрепляет * их позиции па мировых рынках, в т. ч. и на финансовом рынке России. В этой связи вопросы вступления России в ВТО, ее присоединение к стандартам «Базель-П» и либерализация доступа иностранного банковского капитала на российский рынок будут решаться ЕС в комплексе. Принятие Россией всех этих требований, без выработки собственных «конкурентоспособных» ответных мер, приведет к утрате контроля государства над финансовыми потоками и большим потерям для банковской системы.

Как показывает мировая практика, рейтинговые инструменты достаточно широко используются правительствами зарубежных стран в целях регулирования рынков капитала.

При разработке методологии государственной рейтинговой шкалы России необходимо % учитывать следующие моменты: локальный государственный рейтинг России должен стать стандартным инструментом, признанным па всей территории России и, по возможности, на территории стран СНГлокальный рейтинг должен опираться на доверие национальных эмитентов и инвесторовцена рейтинга должна быть приемлема для среднего бизнесаособое внимание должно быть уделено сопровождению рейтинга.

Кроме того, использование кредитных рейтингов государственной рейтинговой шкалы открывает и другие, достаточно широкие, перспективы, например: 1) составление рейтингов ^ для иностранных активов, приобретаемых российскими предприятиями и корпорациями- 2) использование в перспективе государственной рейтинговой шкалы России как основы для создания регионального рейтинга в целях контроля потоков капитала на территории Единого экономического пространства: России, Беларуси, Украины, Казахстана.

Федеральная карта кредитоспособности субъектов Федерации — следующий по значимости элемент Национальной рейтинговой системы. Создание федеральной карты тесно связано с необходимостью совершенствования государственных технологий пространственного развития России в направлениях: 1) изменения отраслевой структуры регионов России путем финансирования по федеральной программе развития территорий- 2) создания новых направлений, обеспечивающих стабильность налоговой базы в будущем- 3) выявления регионов, которым необходимо предоставление льготного финансирования под проекты создания новой инфраструктуры — государственные долгосрочные инвестиции в транспорт, энергетику, связь.

В мировой практике объективными и падежными инструментами оценки кредитных рисков регионов и муниципалитетов являются кредитные рейтинги. В течение ближайших двухтрех лет кредитные рейтинги станут одним из наиболее востребованных и используемых инструментов в текущей финансово-экономической деятельности субъектов и муниципалитетов РФ (см. табл. 4, Приложение 1.2). Возрастание потребности в этих инструментах оценки кредитных рисков субъектов РФ связано с рядом объективных обстоятельств: ростом внутреннего долгового рынка Россииразвитием в стране практики ипотечного кредитованиявыходом Пенсионного фонда на рынок муниципальных займов.

В России рынок рейтинговых услуг только сейчас начинает развиваться: помимо глобальных рейтинговых агентств на нем действует порядка 10−15 национальных информационно-аналитических агентств, ряд из которых уже куплен глобальными агентствами. В интересах безопасности страны необходимо, чтобы системная оценка кредитных рисков субъектов и муниципалитетов РФ осуществлялась структурой, подконтрольной в своей деятельности федеральному агентству.

Эффективное государственное управление кредитным риском регионов может обеспечить Федеральная карта кредитоспособности регионов, принципы составления которой: создание единой методологической базы присвоения рейтинговых оценок субъектам Федерации и муниципальным образованиям по государственной рейтинговой шкале России с учетом существующей дифференциации исходных региональных условийвыработка нормативно-правового регулирования, согласование форм статистической отчетности, а также единых процедур при рейтннговании регионов.

Для создания Федеральной карты кредитоспособности регионов предлагается использовать метод самоорганизующихся карт1 (широко используется для анализа финансовых данных). К преимуществам этого метода можно отнести: возможность прогнозирования направлений изменения кредитоспособности каждого конкретного региона (основу информационной базы могла бы составить отчетность, полученная при рейтииговапии регионов) — использование федеральной карты для идентификации новых значенийвозможность проведения сравнительного анализа кредитоспособности регионовописание кредитоспособности регионов с помощью карты кластеров и карты особенностей путем нанесения па федеральную карту специальных меток в местах локализации экстремальных (высокий кредитный риск) или нормативных (средне-региональный кредитный риск) значений признаковотражения степени типичности регионов на всем множестве и др.

1 Бсздудный М. Д., Купчинский К. Д., Пастухов П. С. Типологии районок России, но) рошио ратвшия банковской Деятелы1ости//Канковскос дело. — 2003. — 1. -С. 33−42.

При создании Федеральной карты кредитоспособности регионов также важно: определить перечень социально-экономических характеристик региона, ф оказывающих непосредственное воздействие на развитие долговой ситуации и инвестиционной инфраструктуры в регионеучитывать проведение «теневой» бюджетной политики во многих регионах и результаты проведения административной реформы и реформы межбюджетиых отношений.

Следующим элементом национальной рейтинговой системы является регулирование и надзор за деятельностью рейтинговых агентств и кредитных бюро. Необходимость введения регулирования и надзора обусловлена:

1) Обеспечением интересов безопасности страны, так как деятельность глобальных «рейтинговых агентств регулирует орган федеральной власти США.

2) Необходимостью антимонопольного регулирования деятельности рейтинговых агентств в целях: создания конкурентного давления на рынке (тест доминирования) — мониторинга ценообразования рейтинговых услуг (содействие созданию доступных по цене рейтинговых услуг для среднего бизнеса) — мониторинга деятельности глобальных рейтинговых агентств.

Федеральное бюро кредитных историй России занимает особое место в Национальной рейтинговой системе и является одним из важнейших факторов еппжеиня банковских рисков.

Как свидетельствует международная практика, на кредитных рынках большинства Ф развитых стран действуют, как правило, от одного до трех кредитных бюро (см. табл. 5,.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законы, постановлении правительства
  2. Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ от 17 декабря 1997 года «О Правительстве Российской Федерации».
  3. Положение Правительства Российской Федерации «Об основных направлениях политики в сфере государственного долга иа 2003−2005 годы и комплекс мер по ее реализации».2003.
  4. Постановление Государственной Думы Российской Федерации от 16 апреля 1998 г. № 239 111 ГД «Об образовании комиссии Государственной Думы по внешним долгам и активам Российской Федерации».
  5. Постановление Правительства РФ от 04 марта 1997 г. № 245 «О единой системе управления государственным долгом».
  6. Статистические сборники, справочники, энциклопедии
  7. М. И., Баришнолец В. А., Баришполец Д. В., Манилов В. Л. Геополитика, международная и национальная безопасность. Словарь-справочник/ Под общей ред. Манилова В. Л. М.: «Пробел», 1999. — 375 с.
  8. Всемирный банк (10 518): Годовой отчет. 1999. М.: Весь мир, 2000.-256 с.
  9. М. Я. Справочник по высшей математике. 7-е изд. М.: Изд-во «Наука», 1964. -870 с.
  10. Доклад о мировых инвестициях. 2003. Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные перспективы./Пер. с анг. М. Издательство «Весь мир», 2004.-330 с.
  11. Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Лёхина и проф. Ф. Н. Петрова. 7-е стереотипное издание. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1952.
  12. Сборник статистических материалов. М.: Финансы и статистика, 2001. — 224 с.
  13. Советский энциклопедический словарь/Гл. ред. А. М. Прохоров — 4-е изд., М.: Советскаяэнциклопедия, 1990.-1632 с.
  14. Системный анализ и принятие решений: Словарь справочник: Учеб. пособие для вузов/Под ред. 13.11. Волковой, В. 11. Козлова. М.: Высш. шк., 2004. — б 1 б с.
  15. Центральный Банк Российской Федерации. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации. 2001 год. Департамент платежного баланса ЦБ РФ. М. 2002. -175 с.
  16. Центральный Банк Российской Федерации. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации. 2002 год. Департамент платежного баланса ЦБ РФ. М. 2003. -175 с.
  17. Центральный Банк Российской Федерации. Платежный баланс и внешний долг Российской Федерации. Январь-сентябрь 2002 года. Департамент платежного баланса ЦБ РФ,-М. 2003.- 171 с.
  18. Центральный Банк Российской Федерации. Внешняя торговля услугами Российской Федерации.2002 год. Статистический сборник. Департамент платежного баланса. М. 2003.- 164 с.
  19. Энциклопедия военной мысли/Под ред. П. Тоураса. М.: «ЭКСМО», 2002. — 735 с. 1. Монографии, учебппкп
  20. М. И., Баришполец В. А., Манилов В. Л. Пирумов В. С. Основы национальной безопасности России /Под общей ред. Манилова В. Л. М.: «ДрузА», 1998. -327 с.
  21. М. С. Экспресс-анализ финансовой отчетности: Методическое пособие. М. 2003.
  22. А., Хабермайер К., Лоренс Б, Эткер-Роб И., Каналес-Криленко Д-И., Кириленко А. Контроль за движением капитала: опыт стран по его введению и отмене. /Пер с англ. -М.: Издательство «Весь Мир», 2001. 146 с.
  23. В. И. Теория катастроф. Изд. 4-е. М.: Едиториал УРСС, 2004. — 128 с.
  24. Р. Г. Синергетика в современном естествознании. М.: Пдиториал УРСС, 2003. — 144 с.
  25. А. Ф. Введение в общую теорию мироздания. Понятийный аппарат и физические26.
Заполнить форму текущей работой