Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Развитие малого предпринимательства в условиях формирующегося местного самоуправления современной России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на теоретических семинарах и ежегодных теоретических научных конференциях социологического факультета СГУ (2001;2004 гг.), на межвузовских научно-практических конференциях «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» (2001;2004 гг… Читать ещё >

Содержание

  • Раздел I. Малое предпринимательство как специфический элемент экономической основы местного самоуправления
  • Раздел II. Главные направления повышения эффективности предпринимательской деятельности на муниципальном уровне

Развитие малого предпринимательства в условиях формирующегося местного самоуправления современной России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена прежде всего сложной социально-экономической и политической ситуацией в стране, где пока не удалось достичь стабильного и устойчивого развития. Миллионы россиян находятся на грани выживания, в обществе чрезвычайно высок уровень г преступности, отклонений в сфере морали и др.

В этих условиях поиск оптимальных путей разрешения имеющихся проблем, поддержка прогрессивных явлений и процессов выступает важнейшей практической и исследовательской задачей.

К числу таких несомненно позитивных явлений современной России следует отнести малое предпринимательство, социальная и экономическая роль которого, несмотря на многие препоны, растет. Оно создает условия для оздоровления экономики, способствует появлению новых рабочих мест, расширению потребительского сектора, развитию конкуренции, насыщению рынка товарами и услугами и т. д.

Малое предпринимательство, являющееся проявлением гражданского общества в экономической сфере, содействует поступательному развитию современного российского общества, обеспечению социальной ориентации рыночной экономики.

Но дальнейшее совершенствование этого процесса возможно лишь на основе разработки программы поддержки предпринимательства, разумной и взвешенной политики государственного регулирования экономических отношений. Назрела необходимость подготовки общенациональной государственной концепции в отношении предпринимательства на всех «этажах» государственной власти, в том числе и на ее низовом уровне.

В самом деле, малое предпринимательство и организационно, и территориально, и экономически связано в первую очередь с муниципальным уровнем управления, с системой местного самоуправления, которое и призвано обеспечивать необходимые условия для эффективного выполнения малым предпринимательством своих Л функций.

Вместе с тем, очевидно, что данная линия отношений имеет и другой аспект: само функционирование системы местного самоуправления возможно лишь при условии наличия у нее прочной экономической основы. Все неудачи становления и функционирования местного самоуправления в нашей стране в последние годы связаны как раз с данным обстоятельством.

Предпринимательство и предприниматели естественным образом Ф втянуты в ход административной реформы, начатой в нашей стране в.

2004 г. по инициативе Президента Российской Федерации. При этом особо осязаема роль предпринимательства на местном уровне, уровне муниципальных образований. Вступающий в силу с 1 января 2006 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» по-новому выстраивает взаимоотношения малого предпринимательства и органов местного ^ самоуправления. Малое предпринимательство может укрепить экономическую основу самоуправления и способствовать тем самым демократизации страны, формированию гражданского общества.

Предложенная тема исследования предполагает обращение к литературе, посвященной как непосредственно предпринимательству, так и местному самоуправлению.

Изучение предпринимательства положено трудами А. Смита, Д. Риккардо, Р. Кантильона, Ж.-Б. Сэя, создавшими классическую концепцию рыночной экономики.1 В разработку социологической трактовки предпринимательства внесли свой вклад Г. Зиммель, В. Зомбарт, Э. Дюркгейм, О. Конт, М. Вебер и др. Наиболее значимы в этом плане работы М. Вебера, не потерявшие своего значения и до сих пор. К. Марксом разработана конфликтологическая модель отношений между предпринимателем как собственником капитала и работниками наемного труда. Современные социологи — Т. Парсонс, Дж. Тернер, Н. Смелзер и т. д., также уделяют внимание данному феномену.4.

В дальнейшем предпринимательство и связанные с ним социальные функции анализировались как экономистами, так и социологами, среди которых необходимо отметить имена Ф. Уокера, Й. Шумпетера, Ф. фон Хайека, П. Друкера, А. Шапиро, К. Веспера, И. Кирцнера, Л. Мизеса, Г. Пиншота, P.C. Ронстадта, Р. Хизрича, А. Хоскинга и др.5.

1 См., напр.: Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.

2 См., напр.: Зиммель Г. Избранное. В 2-х тт. М., 1996; Зомбарт В. Пролетариат. М., 1907, Буржуа. М., 1994; Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991, Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995; Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910; Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

3 См., напр.: Маркс К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23−26, 46. М., 1956.

4 См., напр.: Парсонс Т. Общетеоретические проблемы социологии / Социология сегодня. М., 1965; Тернер Дж. Структура социологической теории. М., 1985; Смелзер Н. Социология экономической жизни / Американская социология. М., 1972, Социология. М., 1994.

5 См., напр.: Хайек Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12- Шумпетер Й. Теория экономического развития. М., 1982; Drucker P. The unseen revolution. N.Y., 1976; Mises L.

Отечественные ученые также не обошли своим вниманием проблем предпринимательства, в особенности связанные с развитием рыночных отношений на российской почве, его этнической спецификой. В своих трудах прямо или косвенно затронули эти вопросы Струве П., Булгаков С., Федоров Н., Соловьев В., Бердяев Н., Сорокин П., Франк С. 1 Особо следует выделить работы русских ученых Туган-Барановского М., Кондратьева Н., 2 внесших большую ясность в понимание мотивации предпринимательского поведения. К сожалению, в связи с тем, что естественный ход развития рыночной экономики в России был прерван революцией 1917 года, за которой последовало установление жесткого контроля государства над экономическими отношениями и полное исключение частнопредпринимательской инициативы, вопросы теории предпринимательства надолго вышли из сферы внимания отечественных исследователей.

В настоящее время российское общество уже более десяти лет переживает возрождение частного бизнеса и предпринимательства, что вызвало к жизни волну специальных междисциплинарных исследований по этой проблеме. Среди появившихся в этот период работ по предпринимательству можно выделить следующие направления:

Human action: A treatise on Economics. Chicago, 1966; Хизрич P., Питере M. Предпринимательство. Вып. 1−5. М., 1991; Хоскинг А. Курс предпринимательства. М., 1993.

1 См., напр.: Струве П. Критические заметки по вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894- Булгаков С. Капитализм и экономика. В 2-х т. СПб., 1900; Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955; Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1990; Франк С. Теория ценности Маркса. М., 1900.

2 См.: Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М., 1938. Т. 1−2- Кондратьев Н. Избр. произв. В 2-х кн. М., 1993. теоретические исследования экономических основ, функций и природы предпринимательствасравнительный анализ специфики развития предпринимательства за рубежом и в Россииизучение конкретно-экономических проблем, связанных с предпринимательствомисследование социально-правовых и экономико-правовых аспектов предпринимательства.

Особую группу работ составляют публикации и диссертации, посвященные социологии предпринимательства: исследованию статусных позиций предпринимателей в современном российском обществе, их места в социальной структуре, взаимоотношений с властью и т. п. Среди авторов подобных работ необходимо отметить А. Агеева, Л. Бабаеву, В. Верховина, 3. Голенкову, А. Гордеева, Ж. Грищенко, Б. Докторова, М. Зайцева, Т. Заславскую, А. Московского, В. Нусратуллина, Ю. Попова, В. Радаева, Я. Рощину, Р. Рывкину, А. Цыганова, Ф. Шамхалова.1.

Наконец, большой объем исследований и научной публицистики посвящен традиционным для России проблемам места предпринимательства в социокультурной системе нашего общества, ценностных ориентаций современных российских предпринимателей, поведенческих моделей и стереотипов, стиля жизни. В частности, эти вопросы получили глубокое освещение в работах таких авторов, как Л. Абалкин, Р. Апресян, В. Ганжин, В. Давыденко, В. Дементьев, Т. Долгопятова, Н. Дряхлов, Л. Дунаевский, Л. Душацкий, Н. Зарубина, Л. Косалс, А. Кравцова, А. Кравченко, О. Крыштановская, М. Лапу ста, Ю.

1 Верховин В. И. Экономическая социология. М., 1998; Заславская Т. И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // СОЦИС. 1995. № 3- Радаев В. Предпринимательство как новый российский миф // Знание — сила. 1996. № 4- Рощина Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. № 3- Цыганов А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. 1997. № 6.

Левада, М. Левитан, Е. Малинин, М. Мацковский, С. Ползиков, А. Поршнев, А. Пригожин, Л. Скамай, Ю. Старостин, В. Фальцман, К. Фотеева, И. Юрченко, В. Ядов и др.1.

Как известно, проблематика предпринимательства нашла широкое отражение в материалах первого и второго Всероссийских социологических конгрессов (Санкт-Петербург, 2000 г., Москва, 2003 г.). В частности на II Всероссийском социологическом конгрессе было представлено более 10 докладов, посвященных изучению социологических аспектов становления, функционирования и развития малого предпринимательства.

Саратовские ученые также не обходят своим вниманием различные аспекты предпринимательства. На социологическом факультете СГУ в последние годы подготовлен ряд диссертаций — А. Гордеевым, А. Кравцовой, И. Салимжановым, Е. В. Орловой. Данная диссертация органически вписывается в эту тематику, исследуя ее новые грани.

Тема диссертационного исследования заставила автора обратиться к литературе по местному самоуправлению. Следует сразу оговориться, что этот пласт литературы чрезвычайно велик и разнохарактерен. Он включает в себя, если говорить только об отечественной литературе,.

1 См., напр.: Апресян Р. Г. Ценностные контраверзы предпринимательства (социологический аспект) // Общественные науки и современность. 1993. № 2- Дряхлов Н. И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // СОЦИС. 1996. № 6- Кравцов A.B. Становление местного самоуправления в современной России: опыт системного анализа // Автореф. дисс.. на соиск. уч. ст. к. социол. н. Волгоград, 2002; Лапуста М. Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М., 1997; Радаев В. Предпринимательство как новый российский миф // Знание — сила. 1996. № 4- Радаев В. В. Новые российские предприниматели: стратегия хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования. 1994. № 1- Радаев В. В. Экономическая социология. М., 1997. труды ученых конца XIX — начала XX вв., работы советских ученых 60−70 гг., вызванные к жизни известным положением Программы КПСС о коммунистическом общественном самоуправлении, и, наконец, исследования современных ученых 90-х гг. прошлого и начала нынешнего столетия, инициированные стремлением выстроить в посткоммунистической России подлинно демократическую систему самоуправления.

Поэтому диссертант использовал в основном эту, последнюю группу работ таких ученых, как Н. С. Бондарь, А. Г. Гладышев, H.A. Емельянов, В. Б. Зотов, В. Н. Иванов, В. Г. Игнатов, O.E. Кутафин, З. М. Макашева, С. Б. Мельников, В. И. Патрушев, А. И. Радченко, В. Е. Рохчин, В. В. Рудой, В. И. Фадеев, А. И. Филиппов и др.1 Свою лепту внесли и такие саратовские исследователи, как JI.C. Аникин, В. М. Долгов, Г. В. Дыльнов, Е. В. Лукьянова, Б. Э. Поликарпов и др.

1 См.: Бондарь Н. С., Чернышев М. А. Муниципальное право ипрактика его реализации в городском самоуправлении. Ростов н/Д, 1996; Гладышев А. Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Патрушев В. И. Основы современного муниципального управления. М., 2000; Зотов В. Б., Макашева З. М. Муниципальное самоуправление. М., 2002; Игнатов В. Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Ростов н/Д, 2003; Кутафин O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право. М., 1997; Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д, 2001; Рохчин В. Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизма ее реализации. СПб., 1996; Рудой В. В., Рудой Н. В. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях Ростовской области // Управление региональным развитие Юга России. Ростов н/Д, 2001; Фадеев В. И. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации // Региональное управление и местное самоуправление. М., 1996; Филиппов Ю. В., Авдеев Т. Т. Основы развития местного хозяйства. М., 2000.

Завершая обзор литературы, подчеркнем, что, несмотря на обилие литературы, феномен предпринимательства представляется еще недостаточно изученным. Особый интерес вызывает анализ предпринимательства как источника развития экономической основы местного самоуправления. Под таким углом зрения малое предпринимательство в отечественной социологической науке еще не исследовалось.

Именно недостаточная изученность проблемы, ее особая актуальность в современных условиях и обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Цель исследования заключается в социологическом анализе взаимодействия малого предпринимательства и органов местного самоуправления в современной России.

Осуществление поставленной цели требует решения конкретных исследовательских задач: выявить сущностные и функциональные характеристики предпринимательства как важного элемента рыночных отношенийохарактеризовать экономическую основу местного самоуправления в современном российском обществепроанализировать основные параметры и направления предпринимательской деятельности как источника укрепления экономической основы местного самоуправлениявыявить основные проблемы развития малого предпринимательства в современных условияхопределить главные направления поддержки малого предпринимательства со стороны муниципальных органовраскрыть пути повышения эффективности предпринимательской деятельности на муниципальном уровне.

Объектом исследования является малое предпринимательство в современной России.

Предмет исследования — процесс взаимодействия малого предпринимательства и местного самоуправления.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составляют подходы и идеи выдающихся социологов и экономистов М. Вебера, Д. Кейнса, В. Зомбарта, К. Маркса, Й. Шумпетера, Р. Мертона, Д. Норта, Н. ¦ Смелзера, Р. Хизрича, Ф. Хайека и др. В качестве методологических приемов использовались структурно-функциональный анализ, системный метод и метод сравнительно-исторического анализа.

Эмпирическую базу исследования составили политико-правовые документы и статистические данные, опубликованные в центральной и местной печати. Использованы результаты социологических исследований, проводимых в различных регионах страны и опубликованные в центральных журналах. Важным источником послужили материалы о предпринимательстве в Саратовской области, предварительные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. Междисциплинарный характер темы диссертационного исследования обусловил необходимость обращения к литературе по экономике, политологии и другой литературе, в той или иной степени затрагивающей проблемы предпринимательской деятельности малого уровня и местного самоуправления. Использованы также материалы дискуссий и 1 публицистических выступлений в прессе по актуальным вопросам предпринимательства, его поддержки в законодательном, организационном и материальном аспектах.

Научная новизна исследования заключается в следующем: — определены качества малого предпринимательства как структурного элемента рыночной экономики;

— выявлена специфика становления местного самоуправления в современной России;

— обнаружены особенности экономической основы местного самоуправления;

— охарактеризовано место малого предпринимательства в экономической базе местного самоуправления;

— вскрыта роль предпринимательства в формировании местного самоуправления нового типа в нашей стране;

— показаны конкретные направления воздействия муниципальных органов власти на предпринимательскую деятельность на низовом уровне;

— обоснованы основные направления повышения эффективности взаимодействия малого предпринимательства и местного самоуправления в целях становления гражданского общества в современной России.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Как особая структурно-статусная группа, предпринимательство в современной России является носителем нового мышления, философии и образа жизни, ценностных установок и морали нового типа трудового поведения. Оно оказывает определенное влияние на экономическое развитие страны, на насыщаемость рынка товарами первой необходимости, создание новых рабочих мест, инновационных подходов к решению технологических и социальных проблем. Критериями принадлежности к предпринимательской группе является, прежде всего, владение капиталом и самостоятельное управление им с целью получения выгоды.

2. С начала 90-х гг. XX столетия в России предпринимаются определенные усилия для становления демократической системы местного самоуправления на основе положений Конституции РФ 1993 г., в связи с чем была создана соответствующая законодательная база. Несмотря на то, что формально новая система местной власти начала функционировать, на практике выявился целый ряд нерешенных проблем: не создана стройная, непротиворечивая система муниципальных органов власти, не определены источники бюджетного финансирования деятельности органов местного самоуправления, не отработаны механизмы взаимодействия местного самоуправления с региональными органами власти и др.

3. Особая роль в преодолении этих негативных явлений отводится реализации вступающего в силу с января 2006 г. Федерального закона о местном самоуправлении, для чего предполагается осуществить целый ряд мероприятий. В частности, чтобы местное самоуправление заработало эффективно и в полную силу, в законе наравне с организационными, политическими, идеологическими мероприятиями предусматриваются экономические рычаги его функционирования.

4. Малое предпринимательство живет и действует на уровне муниципальных образований и поэтому его правомерно рассматривать в системе предпринимательской деятельности местных органов власти и, в конечном счете, в виде своеобразного источника развития экономической базы местного самоуправления.

5. Малое предпринимательство оказывает значительное влияние на становление местного самоуправления посредством реализации своих функций. Чем разнообразнее эти функции и чем эффективнее их внедрение, тем прочнее экономическая база органов местной власти и управления и выше их авторитет у населения. Следовательно, развитие малого предпринимательства по сути дела служит катализатором упрочения всей системы самоуправления в современной России.

6. Возрастанию позитивного вклада предпринимательства в деятельность органов местного самоуправления препятствуют несовершенная налоговая система, чиновничий беспредел, рэкет и другие негативные явления, выступающие барьерами для цивилизованной предпринимательской деятельности. Новая система местного самоуправления как раз призвана преодолеть эти препоны и создать благоприятный климат для развития малого предпринимательства.

7. В современных условиях выстраивание взаимоотношений органов местного самоуправления и малого предпринимательства должно пролегать не по линии «руководства» и администрирования, а на основе взаимовыгодного делового сотрудничества и партнерства в целях удовлетворения потребностей населения местных сообществ.

8. Осуществление данных мероприятий, в конечном счете, должно решать не только местные проблемы, но и способствовать дальнейшему развитию рыночной экономики, становлению правового государства и гражданского общества в современной России.

Теоретико-практическая значимость работы заключается в приращении нового знания о социальной значимости и роли предпринимательства в становлении местного самоуправлении и в возможности использования основных положений и выводов диссертационного исследования в дальнейшей разработке стратегических направлений развития предпринимательства на муниципальном и региональном уровнях.

Полученные автором результаты могут оказаться полезными при подготовке и принятии решений региональными и муниципальными органами в плане оптимизации предпринимательства, его поддержки на различных уровнях. Они могут быть использованы в учебно-педагогической работе, в лекционных курсах по экономической социологии, политологии, в спецкурсах по социологии предпринимательства, управления, местного самоуправления.

Основные положения, результаты и выводы диссертационного исследования докладывались автором и обсуждались на теоретических семинарах и ежегодных теоретических научных конференциях социологического факультета СГУ (2001;2004 гг.), на межвузовских научно-практических конференциях «Некоторые проблемы социально-политического развития современного российского общества» (2001;2004 гг.) — на теоретических семинарах Саратовского МИОНа «Поколенческая организация современного российского общества» (2002;2003 гг.) — на X Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Ломоносов — 2003» (МГУ) и отражены в публикациях автора. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите кафедрой ^ регионоведения социологического факультета СГУ.

Диссертация состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Заключение

.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие основные выводы.

В стране идет болезненный и противоречивый процесс преобразования всех сторон общественной жизни. В первую очередь, это касается экономических отношений, которые переводятся на рельсы рыночного хозяйствования. Этот процесс проходит неравномерно, что сказывается на всех других сферах жизни общества. Прежде всего, речь идет о снижении жизненного уровня населения, росте безработицы, стагнации производства. В этих условиях весьма важны новые шаги, новые идеи, которые стимулировали общественное сознание и способствовали бы нарастанию позитивных тенденций в обществе. Важна поддержка прогрессивных явлений и процессов.

К числу таких позитивных явлений современной России следует отнести предпринимательство, социальная и экономическая роль которого неуклонно возрастает. В предпринимательстве заняты люди, ищущие новые пути решения общественных задач, обладающие инновационным мышлением. Предпринимателю присущи риск, экономическая самостоятельность, экономическая активность, стремление к прибыли, умение находить и связывать ресурсы. В этом смысле предприниматели олицетворяют рыночную экономику и рыночные отношения, стимулируют простых граждан к активным действиям в новых условиях.

Предпринимательство принято делить в соответствии с масштабами бизнеса на крупное, среднее и малое. Ближе всего к населению находится малое предпринимательство, которое способствует удовлетворению повседневных нужд граждан. Вот почему так актуален вопрос о взаимодействии малого предпринимательства и органов власти и управления на местном уровне.

Малое предпринимательство и система местного самоуправления настолько связаны друг с другом, что можно говорить о взаимообусловленности этих двух социальных феноменов. В самом деле, малое предпринимательство выступает одним из источников укрепления экономической основы местных органов власти и управления наряду с другими элементами этой основы. С другой стороны, именно муниципальные органы власти должны обеспечивать нормальные условия для функционирования малого бизнеса на местном уровне. Эти два института гражданского общества в российских условиях имеют и общую судьбу — они все еще находятся в стадии становления.

По различным оценкам предприниматели в нашем обществе составляют не менее 10% работающего населения, их вклад весом в различных отраслях экономики современной России. Особенно он ощутим в торговле, общественном питании, в сфере бытового обслуживания, а также в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи и т. д. Предпринимательство создает предпосылки для оздоровления экономики, способствует созданию новых рабочих мест, развитию потребительского сектора, повышению конкуренции, обогащению рынка товарами и услугами, помогает решать ряд социальных проблем. Вместе с тем, оно оказывает серьезно влияние на формирование новой экономической культуры и нового экономического поведения населения.

Важно подчеркнуть, что малое предпринимательство органически вплетается в предпринимательскую деятельность муниципальных органов власти и управления, и их совместная деятельность в этом плане развивается по ряду направлений.

Хотя развитию малого бизнеса в нашей стране в последнее время уделяется немалое внимание, тем не менее, доля малого предпринимательства в производстве валового продукта очень низка, а число занятых в мелких фирмах оставляет желать значительно большего. Малое предпринимательство уязвимо во многих отношениях, испытывает серьезные трудности, страдает от многочисленных и медленно решаемых проблем, к которым можно отнести такие, как сложность доступа к деловой информациипробелы в действующем законодательстве, особенно налоговомнеурегулированность вопросов, связанных с защитой прав работников, занятых в малом бизнесенехватка ресурсов, прежде всего финансовыхотсутствие положительного имиджа отечественного предпринимателя.

Данные проблемы и трудности развития малого предпринимательства идут «нога в ногу» с проблемами и трудностями становления системы местного самоуправления в современной России в соответствии с федеральным законом от 2003 года. Следует отметить, что данный процесс является длительным, сложным и противоречивым. Он отягощается экономической нестабильностью, напряженностью межнациональных отношений, обнищанием основной массы населения, ростом преступности и правового нигилизма граждан, отсутствием реальных прав и возможностей, экономических рычагов воздействия на процессы, идущие на муниципальных территориях.

Становление системы местного самоуправления, естественно, протекает на всей территории нашей страны, во всех ее регионах, хотя здесь присутствует своя специфика, свои особенности. В начале 90-х гг. прошлого столетия именно в регионы сместился акцент государственного строительства, когда регионы взяли на себя инициативу в решении многих общегосударственных проблем. Одновременно это породило и некоторые негативные явления: суверенизация регионов, непомерное разбухание их самостоятельности, появление регионального законодательства, во многом не соответствующего федеральному, рост влияния и независимость региональных политических элит. Если же сюда привнести и национально-специфические моменты, то будет ясно, насколько сложной была тогда обстановка и как трудно рождалась новая региональная система.

В этих конкретных условиях невозможно говорить о каком-либо значительном влиянии органов местного самоуправления на решение местных дел, прежде всего экономических процессов, в том числе и на поддержку малого предпринимательства. Оно не может развиваться, эффективно выполнять стоящие перед ним задачи без государственной поддержки, т. е. проблема становления местного самоуправления и функционирования малого предпринимательства — это две стороны одной и той же медали, одного и того же процесса, взаимосвязь и взаимообусловленность которого вполне очевидна.

Сделанные выводы позволяют предложить ряд рекомендаций, как теоретического, так и практического характера, способствующих оптимизации функционирования малого предпринимательства в современных условиях.

В плане теоретическом необходимо, во-первых, вести и дальше теоретические разработки государственного строительства как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. Очень важно иметь четкую и ясную перспективу — что делать дальше, какие проводить реформы, как реформировать государственный аппарат, какие императивы правовой государственности обеспечивать в первую очередь, чтобы это способствовало продвижению нашей страны в направлении к построению правового, социального государства и гражданского общества. При этом важно учитывать имеющийся опыт мирового.

126 цивилизационного развития, не забывая о национальной специфике и особенностях России.

Во-вторых, следует в теоретическом плане решить проблемы федеративного устройства государства, четко выстраивая вертикаль власти, при которой каждый уровень власти — федеральный, региональный и муниципальный — имел бы свое лицо, свое поле деятельности, свою систему прав и обязанностей, свою долю ответственности перед гражданами. В этом смысле необходимо принять все меры для того, чтобы, наконец-то, заработал закон о местном самоуправлении, в значительной степени олицетворяющий муниципальный уровень власти.

В-третьих, необходимо разработать государственную концепцию развития предпринимательства в стране, определить его место в системе экономических, социальных и политических отношений. Особое внимание при этом должно быть уделено малому предпринимательству и его роли в функционировании органов муниципальной власти.

В-четвертых, необходимы дальнейшие усилия для того, чтобы запустить механизм эффективного действия уже принятых в нашей стране законов о местном самоуправлении и предпринимательстве, что способно обеспечить прочную правовую основу функционирования этих элементов гражданского общества. Как это сделать лучше и быстрее — дело науки, в том числе и социологической.

Из рекомендаций практического характера на первый план выступает такая проблема, как создание прочной правовой основы функционирования малого предпринимательства. Речь идет о том, что необходимо привести в соответствие с новыми условиями положения законов о предпринимательстве, принятых в 90-х гг. прошлого столетия. Должны быть созданы единые и стабильные «правила игры», не изменяющиеся по прихоти тех или иных чиновников. Предприниматели должны быть ограждены от произвола чиновников, стремящихся любыми средствами и способами помешать их работе. Другими словами, предприниматели должны быть защищены законом, нарушение которого должно вести за собой определенные санкции.

Далее. На региональном уровне также необходимо совершенствование правовой базы предпринимательской деятельности. Эта правовая основа, конечно, должна разрабатываться с учетом региональной специфики и интересов предпринимателей, которые, в свою очередь, не должны забывать и о своей ответственности перед потребителями.

Естественно, что и муниципальный уровень власти и управления должен иметь свою программу, свою политику поддержки малого предпринимательства на своих территориях, основываясь на федеральных и региональных законах и других правовых актах.

Завершая данное исследование, отметим, что оно, естественно, не исчерпывает собой всего многообразия проблем данной темы. Нужны новые работы, новые диссертации и монографии, которые способствовали бы решению возникающих вновь острых вопросов взаимодействия местных органов власти и малого предпринимательства. Представляется, что проблематика роли данного взаимодействия в становлении гражданского общества в нашей стране должна выйти в центр внимания научного сообщества, в том числе и представителей социологической науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. О. Загадка Аркадия Вольского. Минск, 1993.
  2. С.А. Проблемы местного самоуправления на современном этапе // Право. 1998. № 2−3.
  3. А. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991.
  4. Г. Местное самоуправление и местные финансы: модель «муниципальной общины» // РЭЖ. 1998. № 5.
  5. Г. Местное самоуправление: к концептуальному обоснованию главных задач в сфере экономики // РЭЖ. 1999. № 3.
  6. А., Говард К. Органы местного самоуправления и экономическое развитие в США // Местная власть. 1995. Вып.1.
  7. Л.С. Становление местного самоуправления в Российской Федерации. Саратов, 1997.
  8. Е.Г., Тертышный А. Т. Основы местного самоуправления. М., 2000.
  9. О.В. Социальные основе местного самоуправления в крупном городе. Автореф. дисс.. на соиск. уч. ст. к. социол. н. Пенза, 2002.
  10. Р.Г. Ценностные контраверзы предпринимательства (социологический аспект) // Общественные науки и современность. 1993. № 2.
  11. Н.И., Половинкин П. Д., Сахарнов Ю. В. Предпринимательство как стратегический ресурс экономического развития. СПб., 1996.
  12. А., Баткилии Б., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  13. В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 1993. № 2.
  14. А. Механизм хозяйствования государственных и муниципальных предприятий // Экономист. 1996. № 10.
  15. Г. В. Местное самоуправление. М., 1996.
  16. А., Данков А., Микулин М. Финансовая база местного самоуправления // Вопросы экономики. 1999. № 3.
  17. В.Х. Предпринимательство и становление смешанной экономики в России // Социально-политический журнал. 1993. № 9,10.
  18. Н. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955.
  19. М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994.
  20. О.В., Амиров В. Б. Проблема укрепления бюджетов субъектов Федерации и местного самоуправления // Финансы. 1997. № 9.
  21. Г. М. Российские предприниматели: социологический портрет // Экономика и организация промышленности. 1993. № 6.
  22. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. Ростов н/Д, 1998.
  23. Н.С., Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов н/Д, 1996.
  24. С. Капитализм и экономика. В 2-х т. СПб., 1900.
  25. И. Новые российские предприниматели и мифы посткоммунистического сознания / Либерализм России. М., 1993.
  26. A.B. Предпринимательство. Основной курс. М., 1994.
  27. В.И. История государственного управления и самоуправления в России. Новосибирск-Москва, 1997.
  28. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 1998.
  29. В Конгрессе муниципальных образований // Муниципалитет. 2002. № 5.
  30. И.В., Дулина Н. В., Токарев В. Д. Социальные установки молодых предпринимателей // СОЦИС. 1995. № 3.
  31. В.И. Местное самоуправление. М., 1999.
  32. М. Избранные произведения. М., 1990.
  33. JI.A. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства. М., 1996.
  34. В.И. Экономическая социология. М., 1998.
  35. В.И., Логвинов С. Б. Феномен предпринимательского поведения // СОЦИС. 1995. № 8.
  36. А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса // Вопросы экономики. 1997. № 6.
  37. A.A. Способы бизнеса и способы жизни российских предпринимателей. М., 1998.
  38. H.A., Марголин A.M., Половинки П. Д. Экономические функции государственной службы в рыночных условиях. М., 1997.
  39. В.В. Силовое предпринимательство в современной России // СОЦИС. 1999. № 1.
  40. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М., 1998.
  41. В.В. Предпринимательство и его классификация / Предпринимательство в России: проблемы и перспективы. Вып.1У. Материалы Международной научно-практической конференции. М., 2003.
  42. А., Абанкин И., Абанкина Т. Доходы муниципальных образований // Финансы. 1998. № 2.
  43. Н.Е. Малый и средний бизнес в Татарстане // СО-ЦИС. 2004. № 4.
  44. Газета «Саратов». 2005. 12 февр.
  45. П.П., Давыдов Ю. Н. История и рациональность. М., 1995.
  46. Л. Системная поддержка малого предпринимательства // Российский экономический журнал. 1996. № 8.
  47. Л.В. Новый этап реформы местного самоуправления // Власть. 1997. № 3.
  48. Л.В. Реформы местной власти в России: анализ состояния и исследование проблем становления местного самоуправления / Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998.
  49. В.Е. Новое предпринимательство: источники формирования и стратегии социального действия // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 6.
  50. А.Г., Иванов В. Н., Мельников С. Б., Патрушев В. И. Основы современного муниципального управления. М., 2000.
  51. Н.И. Система государственного управления. М., 2002.
  52. Государственная поддержка предпринимательства: концепция, формы, методы. М., 1995.
  53. Государственное регулирование рыночной экономики: федеральный, региональный и муниципальный уровень (Вопросы теории и практики). М., 1998.
  54. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части 1,2. М., 1996.
  55. A.M. Малое предпринимательство как объект социологического исследования: региональный аспект// Автреф. дис.. на соиск. уч. ст. к. социол. н. Волгоград, 2002.
  56. Т., Фадеев В. Зачем России капитал? // Эксперт. 1996. № 18.
  57. Ю.Н. Веберовская социология капитализма // СО-ЦИС. 1994. № 8−9.
  58. В.В. Местное самоуправление: перспективы развития // Человек и закон. 2001. № 1.
  59. А.Н., Обушенков A.J1. Муниципальное управление. Хабаровск-Н.Новгород, 1998.
  60. Н.И., Давыденко В. А. Предпринимательство как объект и субъект управления: методологические подходы // СОЦИС. 1996. № 6.
  61. Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.
  62. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.
  63. Европейская хартия местного самоуправления (принята 15 октября 1985 года) // Местное самоуправление в Российской Федерации. Сборник нормативных актов. М., 1998.
  64. Н.А. Местное самоуправление: международный опыт. Тула, 1996.
  65. АЛ., Поздняков В. П. Российские предприниматели в современной социальной структуре // СОЦИС. 1994. № 5.
  66. Закон Российской Федерации о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации. М., 1995.
  67. Закон Российской Федерации об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства // Российская газета. 1996, 11 янв.
  68. A.A. Местное самоуправление как элемент государственного устройства: основные понятия и термины // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998.
  69. Т.И. Бизнес-слой российского общества: сущность, структура, статус // СОЦИС. 1995. № 3.
  70. Т.И. Доходы социальных групп и слоев: уровень динамики // Стратификация современного российского общества // Экономические и социальные перемены: Мониторинг общественного мнения. 1996. № 1.
  71. Т.И. Поведение массовых общественных групп как фактор трансформационного процесса // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. М., 2000. № 6.
  72. Т.И. Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. М., 1996. № 6.
  73. Г. Избранное. В 2-х тт. М., 1996.
  74. В. Буржуа. Этюды по истории развития современного экономического человека. М., 1994.
  75. В. Пролетариат. М., 1907.
  76. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное самоуправление. М., 2002.
  77. В.Г. Становление государственного управления и местного самоуправления в современной России. Ростов н/Д, 2001.
  78. В.Г., Бородина О. Ю. Органы власти и поддержка малого бизнеса. Ростов н/Д, 1998.
  79. В.Г., Бутов В. И. Зарубежный опыт местного самоуправления и российская практика. Ростов н/Д, 1999.
  80. В.Г., Бутов В. И. Местное самоуправление России и Германии: сравнительный анализ. Ростов н/Д, 2002.
  81. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Ростов н/Д, 2003.
  82. В.Г., Рудой В. В. Федеральное и региональное законодательство России о финансово-экономических основах местного самоуправления // Северо-Кавказский юридический вестник. 1999. № 3.
  83. В.Г., Хрипун В. И., Понеделков A.B., Старостина A.M. Региональные особенности местного управления и самоуправления. Ростов н/Д, 1997.
  84. Т.В. Приватизация и развитие российского предпринимательства. Ростов н/Д, 1995.
  85. Т.В. Социально-экономические перспективы развития муниципальной собственности // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 1998. № 3.
  86. Инфраструктура малого предпринимательства в научно-технической среде. М., 1996.
  87. .Н. «Частник» в сфере бытового обслуживания (социология частного бизнеса) // СОЦИС. 1993. № 11.
  88. Казначейская система исполнения местных бюджетов // Финансы. 1998. № 9.
  89. Ю.Л. Социологический casus: «социальная группа предпринимателей» // СОЦИС. 1999. № 9.
  90. Д. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978.
  91. O.A. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в России // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб., 1996.
  92. М.В. Государственное предпринимательство в странах ЕС. М., 1998.
  93. А.Е., Литовка О. П., Рохчин В. Е., Румянцев A.A. Местное самоуправление в городах России. СПб., 1995.
  94. В.В. Курс предпринимательства в схемах. Новосибирск, 2001.
  95. Комплексная программа развития и государственной поддержки инновационного предпринимательства в Российской Федерации в 19 941 996 гг. / Бюро межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике. М., 1994.
  96. Н. Избр. произв. В 2-х кн. М., 1993.
  97. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  98. О. Дух позитивной философии. СПб., 1910.
  99. И.В. Рынок муниципальных облигаций: мировой опыт и российская специфика // МЭ и МО. 1999. № 1.
  100. Г. Б. Предпринимательство как социально-экономический феномен // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2003. № 3.
  101. A.B. Становление местного самоуправления в современной России: опыт системного анализа // Автореф. дисс.. на соиск. уч. ст. к. социол. н. Волгоград, 2002.
  102. Г. Дания: как работают органы местного самоуправления // Компас (комментарии, прогнозы, анализ, события): Вестник международной аналитической информации ИТАР-ТАСС. 2001. № 31.
  103. Курс предпринимательство. Учебник / Под ред. В. Я. Горфинкеля и В. А. Швандаря. М., 1997.
  104. O.E., Фадеев В. И. Муниципальное право. М., 1997.
  105. В.И. Государственное регулирование экономики: цели, теоретические модели, практика // Экономист. 1995. № 2.
  106. JI.E. Земские учреждения в России. М., 1993.
  107. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. М., 1997.
  108. В.Ф. Социальный статус и имидж гуманитарной интеллигенции: иллюзии и реальность // СОЦИС. 2001. № 11.
  109. В., Швецов А. Региональные и местные займы в контексте финансово-бюджетной реформы // РЭЖ. 1998. № 6.
  110. Н.В., Трунов С. А. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований // Финансы. 1997. № 11.
  111. М. Вебер. Избранные произведения. М., 1990.
  112. В.А., Игнатова С. И., Игнатова Т. В., Кочергин А. Л. Муниципальная собственность в России: проблемы становления и развития. Ростов н/Д, 1994.
  113. Малое предпринимательство в кризисном обществе // СОЦИС.
  114. Малое предпринимательство в России. Статистический сборник. М., 2004.
  115. Малое предпринимательство в Саратовской области. 2003 год. Стат. сб. Саратов, 2004.
  116. Малый бизнес России состояние, проблемы и перспективы. М., 1996.
  117. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. М., 1996.1999. № 7.
  118. К. Капитал / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.23−26, 46. М., 1956.
  119. А. Принципы политической экономии. М., 1983.
  120. И. Государственная поддержка предпринимательства за рубежом // Экономист. 1993. № 12.
  121. B.C. Местное самоуправление. М., 2003.
  122. Т.Г., Победина М. П., Поляк Г. Б. и др. Муниципальный менеджмент. М., 1997.
  123. Муниципальный финансовый менеджмент. Опыт построения отечественной модели. М., 1999.
  124. На средний класс малый бизнес не тянет // Саратов СП. 2004. 27 янв.
  125. Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 1999.
  126. Л.Д., Бабаева JI.B., Бабаев P.O. и др. Перспективы предпринимательства и приватизации в России: политика и общественное мнение // СОЦИС. 1993. № 1.
  127. А.Н. Институты народовластия в системе муниципального управления. Ростов н/Д, 2000.
  128. О развитии и поддержке субъектов малого предпринимательства в Саратовской области в 1999 году. Саратов, 2000.
  129. Организация поддержки малого предпринимательства / Под ред. В. Т. Каганова. М., 1996.
  130. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. 1997. № 4.
  131. Е.В. Современное российское предпринимательство: экономико-социологический анализ / Под ред. проф. Г. В. Дыльнова. Саратов, 2002.
  132. Основные итоги Всероссийской переписи населения 2002 года. М., 2003.
  133. Основы современного муниципального управления / Под ред. В. Н. Иванова, В. И. Патрушевой. М., 2000.
  134. О. Местное самоуправление в Скандинавии: достижения и перспективы // ПОЛИС. 1999. № 2.
  135. .Р. Развитие экономической базы местного самоуправления в крупном городе // Автреф. дис.. на соиск. уч. ст. к. экон. н. СПб., 1996.
  136. .Р., Киниченко O.A. Проблема формирования, использования и развития экономической базы муниципальных образований в условиях местного самоуправления // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических систем. СПб., 1996.
  137. А.Ф. О местных налогах, установленных федеральным законом // Финансы. 2000. № 4.
  138. В. Муниципальные бюджеты в системе внебюджетных отношений // РЭЖ. 1998. № 11−12.
  139. В. О некоторых проблемах финансовой самостоятельности местного самоуправления // Финансы. 1999. № 3.
  140. Т. О структуре социального действия. М., 2000.
  141. Т. Общетеоретические проблемы социологии / Социология сегодня. М., 1965.
  142. С.М. Об эффективности местного самоуправления // Муниципальный мир. 1999. № 3.
  143. П.Д., Савченко В. Е. Проблема определения экономической сущности и содержания предпринимательства // Вестник МГУ. Серия Экономика. 1996. № 2.
  144. А. Муниципальной собственности законодательное признание // Российские регионы (местное самоуправление). 1998. № 16
  145. Постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Федеральную программу государственной поддержки местного самоуправления, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1995 г., № 1251» //Российская газета. 1998, 16 сент.
  146. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М., 1995.
  147. Н.В. Муниципальное право России. М., 1998.
  148. Л.И. О размещении муниципального заказа // Финансы. 1999. № 3.
  149. Л.И. О формировании местных бюджетов и организации межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в 1999 г. // Финансы. 1998.
  150. В. Начало предпринимательства на Руси // Предпринимательство. 1997. № 12.
  151. В. Предпринимательство как новый российский миф // Знание сила. 1996. № 4. /гадаев В. В. Новые российские предприниматели: стратегия хозяйственного развития // Проблемы прогнозирования. 1994. № 1.
  152. В.В. Экономическая социология. М., 1997.
  153. В.В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация. М.,
  154. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов н/Д, 2001.17.
  155. Развитие человеческого потенциала стратегия успеха. Концепция повышения темпов социально-экономического развития Саратовской области. Газета «Саратов». 2004. 16 дек.
  156. Реформа местного самоуправления перераспределит финансовые потоки // Российская газета. 2002, 29 окт.
  157. Реформа местного самоуправления: «всерьез и надолго» // Наша власть: дела и лица. 2002. № 12 (25).
  158. Российское предпринимательство. Годовой доклад Торгово-промышленной палаты Российской Федерации за 1994, 1995, 1996 годы. М., 1997.
  159. Российское предпринимательство: социальный потрет. М., 1994.
  160. Р. Культура предпринимательства. М., 1992.
  161. В.Е., Филиппов А. И. Социально-экономическое развитие муниципальных образований: методология разработки концепции и механизма ее реализации. СПб., 1996.
  162. Я. Формирование предпринимательского слоя и дифференциация стилей жизни // Вопросы экономики. 1998. № 3.
  163. В.В., Рудой Н. В. Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в муниципальных образованиях Ростовской области // Управление региональным развитие Юга России. Ростов н/Д, 2001.
  164. И.П., Халиков М. С. Экономическая социология. Региональный аспект. М., 2003.
  165. Т.В. Основы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления в Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998.
  166. Село, почему малому и среднему бизнесу невесело? // Саратов СП. 2004. 23 дек.
  167. Е., Степанова В. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления // Экономист. 1997. № 5.
  168. И.П., Карнилин И. Н., Горин В. Н. и др. Муниципальная собственность: проблемы управления. Н. Новгород, 1996.
  169. Н. Социология экономической жизни / Американская социология. М., 1972, Социология. М., 1994.
  170. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 1962.
  171. Создание муниципальных предприятий и контроль за их деятельностью / Под ред. Э. Маркварта. Обнинск, 1998.
  172. В.А. Местное самоуправление в современном российском обществе: изменение принципов социального строительства. Ростов н/Д, 2000.
  173. П. Человек, цивилизация, общество. М., 1990.
  174. Дж. Многообразнее инструменты, шире цели: движение к поствашингтонскому консенсусу // Вопросы экономики. 1998. № 8.
  175. П. Критические заметки по вопросу об экономическом развитии России. СПб., 1894.
  176. Дж. Структура социологической теории. М., 1985.
  177. Туган-Барановский М. Русская фабрика в прошлом и настоящем. Историческое развитие русской фабрики в XIX веке. М., 1938. Т.1−2.
  178. Н. Механизмы бюджетного финансирования инвестиций на муниципальном уровне // Экономист. 1998. № 11.
  179. Указ Президента РФ от 11 июня 1997 г. № 568 «Об основных направлениях реформы местного самоуправления» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 24.
  180. И.А., Побережная И. А., Титова Т. П. Основные тенденции развития современного местного самоуправления в Российской Федерации / Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998.
  181. В.И. Территориальная организация местного самоуправления в Российской Федерации // Региональное управление и местное самоуправление. М., 1996.
  182. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2004 г. Ст. 2.
  183. Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126-ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». М., 1997.
  184. Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8-ФЗ «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». М., 1998.
  185. М. Федеральное законодательство о финансовых основах местного самоуправления // Хозяйство и право. 1998. № 4.
  186. Э.Н., Яковлев И. Г. О социальных аспектах предпринимательства (концептуальное введение в проблему) // СОЦИС. 1993. № 1.
  187. Ю.В., Авдеев Т. Т. Основы развития местного хозяйства. М., 2000.
  188. Финансовые условия становления и развития малого бизнеса в России. М., 1998.
  189. С. Теория ценности Маркса. М., 1900.
  190. Ф. Конкуренция как процедура открытия // Мировая экономика и международные отношения. 1989. № 12.
  191. Р., Питере М. Предпринимательство. Вып. 1−5. М., 1991.
  192. Г., Плоккер К. На пути к демократической децентрализации: перестройка региональных и местных органов власти в новой Европе. Brussels: Tacis services DG IA, European Commission, 1995.
  193. С., Шеголь A. Инвестиционная политика в регионе //Экономист. 1998. № 1.
  194. А. Курс предпринимательства. М., 1993.
  195. А. Предприниматель и власть: проблемы взаимодействия // Вопросы экономики. 1997. № 6.
  196. А.В. Краткий курс кооперации. М., 1919.
  197. А.В. О сельскохозяйственной кооперации. Саратов, 1989.
  198. А.Ю. Предпринимательский класс в возрождающейся России // Мир России. 1993. Том 2. № 1.
  199. А.И. Эволюция взаимоотношений государства и местного управления в зарубежных странах / Государственная власть и местное самоуправление в России. М., 1998.
  200. И.Д. Основные теории местного самоуправления: происхождение и развитие // Региональное управление и местное самоуправление. М., 1996.
  201. В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт// Журнал российского права. 1997. № 8.
  202. . Курс государственной науки. М., 1894. 4.1.
  203. А. Перспективы развития рынка муниципальных облигаций // Вопросы экономики. 1996. № 9.
  204. Л.Г. Предпринимательский риск и критерии его оценки. М., 1995.
  205. Ф.Э. Социология предпринимательства. Прикладные исследования. М., 2002.
  206. А., Юркова С. Возможности и условия финансирования муниципальных организаций // Экономист. 1997. № 7.
  207. М. Феномен предпринимателя: интерпретация понятий. М., 1993.
  208. П. Понятие социальной структуры: попытка обобщения//СОЦИС. 2001. № 9.
  209. Й. Теория экономического развития. М., 1982.
  210. Н.В. Муниципальное управление. М., 2002.
  211. Экономика и организация рыночного хозяйства. М., 1995.
  212. Это должен знать предприниматель. Саратов, 1992.
  213. С., Широков А. Местное самоуправление: рыночный облик местной власти // Экономист. 1996. № 1.
  214. Л. Карьера менеджера. М., 1990.
  215. В.А. Местное самоуправление: комментарии, разъяснения. М., 1997.
  216. В.А. Основы местного самоуправления. М., 1998.
  217. Alderfer H.F. Local government in developing countries. N.Y., 1964.
  218. Bhatt, N. Inner-city entrepreneurship development: the microcredit challenge. Oakland, 2002.
  219. Copetas, A.C. Bear hunting with the Politburo: a gritty first-hand account of Russia’s young entrepreneurs and why Soviet-style capitalism can’t work. N.Y., 1991.
  220. Davidson, P., Wiklund, J. Levels of analysis entrepreneurship research: current research practice and suggestions for the future // Entrep. Theory Pract. 2001. № 25(4).
  221. Drucker P. The unseen revolution. N.Y., 1976.
  222. Drucker P.F. Innovation and Entrepreneurship: Practices and Principles. Oxford, 1985.
  223. Karz, J.A., Brockhaus, R.H. Advances in Entrepreneurship, Firm Emergence, and Growth. Vol. 3. Greenwich, 1997.
  224. Kiser J.W. Communist entrepreneurs: unknown innovators in the global economy. N.Y., 1989.
  225. Low, M.B., Macmillan, I.C. Entrepreneurship: past research and future challenges // J. Manage. 1988. № 14.
  226. Mises L. Human action: A treatise on Economics. Chicago, 1966.
  227. Shane, S.A., Venkataraman, S. The promise of entrepreneurship as a field of research // Acad. Magage. Rev. 2000. № 25 (1).
Заполнить форму текущей работой