Человек и музыкальная реальность в философии
Главной целью любой из антропологических теорий является рассмотрение сущности человека и создание его целостной философской картины. Однако, как правило, каждая из теорий, согласно третьему методическому (из установленных О. Больновым) принципу -«антропологической интерпретации отдельных явлений человеческой жизни"1 — ограничивается одним из аспектов, присущих человеческому существу, на котором…
ДиссертацияФеномен тела как проблема философской антропологии
В-третьих, в основании проекта философской антропологии как метода построения философского мировоззрения лежит утверждение изначального материально-духовного единства человека. Духовные акты всегда должны иметь параллельный физиологический и психологический член, так как всю свою энергию деятельности они получают из витальной сферы влечений. Без какой-либо «энергии» они не могли бы проявиться…
ДиссертацияФилософия образования в духовной культуре России: Вторая половина XIX — начало XX вв
Другой современный ученый, В. М. Розин полагает, что философия образования — это и не философия, и не наука, а рефлексия над образованием и педагогикой. Она представляет собой общетеоретический анализ кризисных явлений современного образования и педагогической науки и практики с учетом особенностей сегодняшней культурной ситуации. Задачу философии образования В. М. Розин видит в том, чтобы…
ДиссертацияФилософский анализ жизнедеятельности современного массового человека
Различные грани жизнедеятельности современного массового человека обсуждаются в отечественной философско-антропологической и социально-философской литературе, где можно выделить работы Г. К. Ашина, B.C. Барулина, Ю. Г. Волкова и B.C. Поликарпова, Б. Т. Григоряна, В. Д. Губина и Е. А. Некрасовой, П. С. Гуревича, Г. Д. Драча, Е.В. Золотухиной-Аболиной, Ю. Кимелёва, В. А. Кругликова, К. Н. Любутина…
ДиссертацияФилософско-антропологические модели человека в концепциях информационного общества
Место и роль человека в становящемся информационном обществе стремительно изменяется. Изучению этих феноменов современного цивилизационного развития уделяют большое внимание зарубежные и отечественные исследователи. В ткань устоявшихся представлений о технократическом развитии общества были включены идеи, ориентированные на человека. Кроме того сугубо техницисткие идеалы потеснились идеями…
ДиссертацияАнтропологизация духовных ценностей в современной культуре
В содержательном плане научная новизна диссертации выражается в следующем: на основе критического анализа основных концепций культуры обоснована объяснительная продуктивность и эвристическая ценность подхода, определяющего культуру как духовное производствоопределены экзистенциально-антропологические контуры современного понимания феномена духовности, которые специфицированы относительно прежних…
ДиссертацияЭстетизация современной культуры и формы ее представления
Новую интерпретацию получают формы представления эстетизации культуры — ирония и юмор. Данные понятия, традиционно определяемые как эстетические, в новой парадигме становятся важнейшими формами представления тенденции эстетизации современной культуры. В исследовании рассматривается развитие понятий ирония (Платон, Ф. Шлегель, К. Зольгер, А. Мюллер, Т. Манн, Г. Ф. В. Гегель, А. Бергсон, Р. Музиль…
ДиссертацияДвойственная природа человека в философии В. С. Соловьева: Философско-антропологический анализ
Отправными точками для преодоления силы первородного греха являются в человеческой природе, согласно Соловьеву, три первичные «основы нравственности»: стыд, жалость и благоговение. Чувство стыда, согласно философу, указывает на безусловное отличие человека от животного: человек способен отделить внутри себя человеческое от животного. Жалость внутренне связывает человека со всеми живыми…
ДиссертацияАутентичное бытие и отчуждение в религиозно-философской антропологии Габриэля Марселя
Как и для Хайдеггератак и для Марселя* техника выступает агентом’укрепления> экзистенциальной иллюзии. С точки зрения Марселя негативная роль техники определяется преждевсего тем, что она стимулирует абсолютизацию проблематически-инструментального уровня рациональности. Такая абсолютизация, доведенная до логического-конца, приводит, во-первых, к утрате контроля человеческого разума и духа над…
ДиссертацияГендер в традиционной русской культуре
В исследованиях 3. Фрейда, Э. Фромма, К.-Г. Юнга1 были введены понятие архетипа, представления об архетипической феминности и архетипической маскулинности. Истоки постмодернистских тендерных теорий мы находим в произведениях Ж.-П. Сартра «Бытие и ничто» и С. де Бовуар «Второй пол"2. Здесь мужчина выступает как «Самость» и женщина как «Иное». Философия постмодерна ознаменовалась самоанализом Ж.-Ф…
ДиссертацияИсточник права как проявление сущности правовой действительности: философско-культурологический аспект
См.: Шершеневич Г. Ф. Общая теория права: В 2 т, — М.: Статут, 1995; Коркунов Н. М. Лекции по общей теории праваСПб.: Юридический центр Пресс, 2003; Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. Ростов-н/Д: Феникс, 1995; Михайловский И. В. О религиозно-нравственных основаниях права // Русская философия права (антология) / Сост. А. П. Альбов и др. — СПб.: Санкт-Петербургский университет…
ДиссертацияИсторическое сознание как социокультурная универсалия
Отсутствие научного объяснения современности увеличивает меру неопределенности будущего. История как совокупный опыт прошлого (традиция Нового времени) — эмпирическое и теоретическое основание такого знания (предмет — соотношение в историческом развитии необходимости и случайности). Способность культурного самосознания оценить и предсказать свое будущее определена, кроме прочего, тем, насколько…
ДиссертацияКомпьютерные виртуальные игры
Вместе с тем в работах этих исследователей, по нашему мнению, не раскрыто место виртуальной игры в культурных структурах. В этих работах отсутствует соотношение виртуальной игры с феноменом игры в целом и с традиционными культурными реалиями, такими как мифология и ритуал. Отсутствует чёткое соотнесение виртуальной игры с видами искусства: литературой, драматургией, кинематографом. Пока не был…
ДиссертацияХристианская идентичность российской политической власти: философско-антропологический анализ
В современной России назрел переход от сугубо «культурологической парадигмы» в сфере государственно-конфессионального и общественно-конфессионального диалога — к парадигме «антропологической», рассматривающей религии не только в плоскости «практического разума» (как источник ценностных суждений и моделей поведения), но и в плоскости разума «теоретического» (как источник представлений…
Диссертация«Хрущевская церковная реформа» и ее влияние на внутрицерковную жизнь по материалам Уральского региона
При осуществлении своих планов идеологи и практики «церковной реформы» опирались на пропагандистские мифы, сфабрикованные совместными усилиями ЦК КПСС и Совета по делам Русской Православной Церкви. Среди них — «узурпация власти священнослужителями в целях укрепления и распространения религии», «бесконтрольное обогащение духовенства», «отсутствие контроля за деятельностью церкви», «воспитание…
ДиссертацияЛичностный статус покаяния как проблема философской антропологии
В третьем параграфе описана точка зрения православных богословов на человеческую личность. Обнаружено, что православная антропология XX в. строится на той же основе, что и триадология и христология — на учении о личности. Богословие и жизнь Церкви включает в себя определенную концепцию человеческого существа. Эта концепция может быть выражена одним словом: личностность — способность быть…
ДиссертацияМировоззренческие основания мировой и отечественной садово-парковой культуры
На протяжении истории садово-парковой культуры наблюдались повторения сценариев развития садов и парков, имевшие особенности, обусловленные мировоззренческими основаниями эпох. Регулярная планировка садов и парков отражала стремление поддержания мироздания и порядка исполнения законапейзажная композиция как подражание естественной природе означала следование определенному идеалу. Несомненно…
ДиссертацияМодальности социокультурных форм человеческой субъективности
Следует уточнить понимание модальностей сознания. Почему наука является абсолютной модальностью, а философия только относительной? Требуется прояснить смысл понимания термина «модальность автономности сознания» в данном контексте. Понятие модальности не несет такой большой нагрузки, как другие: «измерения», «основания», «формы», «концептуальные схемы», но все же в нем основная идея находит свое…
ДиссертацияМагизм в урбанистической культуре современной России
В науке XIX — XX вв. существовало влиятельное направление в изучении магии — антропологическое, которое рассматривало магизм как универсально-общечеловеческое явление. В рамках антропологического подхода к магизму сформировалась методологическая установка, которая привела в середине XX в. к парадигмальному кризису в данной области исследований. Суть этой установки сводится к двум основным…
ДиссертацияМифологическое в смысловом контексте современной культуры
Длительное время миф рассматривался гуманитарной наукой как феномен исключительно архаической культуры. Только незначительная часть авторов и допускала возможность существования современного мифа. В явном виде идея современного мифа была признана в рамках психоаналитической концепции. Ряд исследователей рассматривал возможность гетерогенности человеческого сознания, приводящего к практической…
ДиссертацияПроблема идентификации женщины на примере трансформации семейно-ролевой модели в социокультурном аспекте
Все это означает, что для анализа и решения социокультурных проблем, таких как проблема гендерных отношений, недостаточно чисто научных методов. Такая проблема не может быть решена ни законодательными, ни политическими способами: они не влияют на природу социокультурных стереотипов. Их изменение вообще не может быть осуществлено в одном поколении, то есть масштаб работы по их целенаправленному…
ДиссертацияПроблема состоятельности доказательств бытия сверхсущего в религиозной философии
Сами доказательства бытия Сверхсущего оказываются важны для человека не с точки зрения их доказательности самих по себе, т. е. не как доказательства ради доказательств, а имеют непосредственную связь с философскими вопросами о смысле жизни, ценностных предпочтениях личности. От ответа на вопрос о существовании Сверхсущего, в конечном итоге, зависит ответ о месте и роли человека в мире. Кроме…
ДиссертацияРегиональные антропологические ценности как элемент национальной безопасности России в условиях глобализации
Шишков, Ю. В. Глобализация и проблема экономического разрыва между развитыми и развивающимися странами / Ю. В. Шишков // Внешнеэкономический бюллетень. — 2002. — № 8 (август). — С. 3 — 18- Антипина, О. Н. Постэкономическая революция и глобальные проблемы / О. Н. Антипина, В. Л. Иноземцев // Общественные науки и современность. — 1998. — № 4. — С. 162 — 173- Уткин, А. И. Глобализация: процесс…
ДиссертацияОбраз Китая и китайцев в современном русском православном сознании
Бердяев Н. А. Судьба России. — М.: «Сварог и К», 1997. — 541с.- Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX и начала XX века. — М.: «Сварог и К», 1997. — 541с.- Булгаков С. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. — СПб: Из-во РХГИ, 1997. — 590 е.- Ильин И. А. О национальном призвании России // Европа и душа Востока. — М.: Альманах «Русская идея», 2000. —446…
ДиссертацияПоместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и принцип соборности
В 1721 г. император Пётр Великий упразднил одновременно патриаршество и соборное управление, заменив их Святейшим Синодом. С того момента начался синодальный период истории Русской Церкви, окончившийся восстановлением патриаршества и соборного института в 1917 г. Славянофилы противопоставляли петровской cwiodaibHocmu соборность, обозначающую традиционное управление Русской Православной Церкви…
ДиссертацияСимулятивная природа культуры эпохи постмодерна: философские и ценностные основания
Релятивизм представлен как ценностный фундамент симулятивной природы культуры в эпоху постмодерна. Показана роль постмодернистской деконструкции как методологической основы философского, научного, эстетического релятивизма. Особое значение приобретают принципиальный постмодернистский антионтологизм, делегитимизация понятия «истина», развитие постмодернистских представлений о т.н. постнаучном…
ДиссертацияОснователи монастырей в исторической памяти и религиозном укладе Белозерья: вторая половина XIX — первая четверть XX вв
Начала XVIII века // Там же. С. 109−118- Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры художественной культуры земли Вологодской XIII—XVIII вв. еков: Альбом. — М., 1995; Чугреева Н. Н. Об одном типе списков с иконы преподобного Кирилла Белозерского Дионисия Глушицкого в собрании музея имени Андрея Рублева // Кириллов: Краеведческий альманах. Вып. 3. — Вологда, 1998. — С. 193−200- Фомичева А. А. Житийная…
ДиссертацияПравославный персонализм XX века как методологическая основа богословия и гуманитарных исследований в философии культуры
Одновременно, зародившись еще в XVIII веке в трудах английских эмпириков, прежде всего — Дж. Локка и Д. Юма, нарастает и к концу XX века чрезвычайно распространяется критическая составляющая гуманитарного знания. Критике подвергаются «метафизика», наука, сама рациональность и возможность гуманитарного знания. В рамках данной составляющей представления об автономном ответственном субъекте…
ДиссертацияОткрытость как антропокультурное основание бытия и ее проявление в образовании
В этой связи Россия получает исторический шанс — реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал средствами образовательной сферы. Не использовать его — будет глобальной ошибкой с далеко идущими последствиями. Следует отметить, что в достижении этой цели перед российским обществом есть возможность выбора: вернуться к закрытому обществу с унифицированной и догматизированной системой…
ДиссертацияСоциально-этическая концепция иудаизма
Благодаря упомянутым исследованиям, составившим содержание первой главы данной диссертации, мы пришли к следующему выводу: интересующая нас проблематика, сформулированная Талмудом, нашла свое воплощение в своде принципов, требований и норм, совокупность которых сформировала целостную социально-этическую концепцию иудаизма, чью вероисповедную основу составили идеи Богосотворенности мира…
Диссертация