Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Двойственная природа человека в философии В. С. Соловьева: Философско-антропологический анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методологическая и теоретическая основы исследования. Цель данной работы лежит в области анализа антропологического учения русского религиозного философа B.C. Соловьева, поэтому непосредственной теоретической базой исследования являются произведения мыслителя, касающиеся его антропологии, философии культуры и богословия. К ним относятся такие труды Соловьева, как «Чтения о Богочеловечестве… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ
    • 1. Особенности понимания природы человека в русской философии
    • 2. Историософские начала философской антропологии B.C. Соловьева
  • ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМА ДВОЙСТВЕННОСТИ ПРИРОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ФИЛОСОФИИ B.C. СОЛОВЬЕВА
    • 1. B.C. Соловьев о двойственной сущности природы человека
    • 2. Концепция Богочеловечества в философской антропологии B.C. Соловьева
    • 3. Человек в контексте культуры, по B.C. Соловьеву

Двойственная природа человека в философии В. С. Соловьева: Философско-антропологический анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Россия начала XXI столетия — это страна, вошедшая в период модернизации макроэкономических, технологических, экологических и иных условий, страна, ищущая свое место в современном многополярном мире. Однако ни одно общество, ни одно государство не может начать новую фазу своего развития «с чистого листа», не может отказаться от своего многовекового опыта, от своих культурно-исторических предпосылок. Нет истории без прошлого. Вот почему на современном этапе развития оказалось столь важным для русской общественной мысли обращение к философскому наследию прошедших XIX и XX веков.

Современное российское общество нуждается в новой конструктивной идеологии и осмыслении своего места в мировом историческом процессе. Это объясняет, почему в условиях нарастания в российском обществе культурного и идеологического многообразия большое значение в духовной жизни общества приобретает процесс возрождения и обновления традиций русской философии эпохи религиозно-философского ренессанса, выдающимся представителем которого является Владимир Сергеевич Соловьев. Мудрость русского философа в полной мере должна быть использована для того, чтобы воспрепятствовать росту бездуховности, жестокости, разрушению самих основ человеческого существования. Поэтому исследования философской антропологии Соловьева становятся особенно актуальными на рубеже веков в силу необходимости нового осмысления и понимания природы и сущности человека, смысла его бытия.

Сущность человека, противоречивость его природы принадлежат к числу вечных философских проблем, возникающих уже с того времени, когда человек начинает задумываться над смыслом своей жизни. Размышления о человеке всегда были ключевыми для всей истории отечественной философской мысли. Можно констатировать, что в ней присутствуют две тенденции: индивидуализм, присущий западному мышлению, однако приобретший ряд специфических черт на русской почве, и соборность, ставшая одной из главных особенностей и тем русской философии. Вплоть до конца XIX века данные тенденции находились в состоянии оппонирования друг другу и лишь в творчестве B.C. Соловьева сошлись вместе и были синтезированы в оригинальную систему, которая и стала основой высшего расцвета русской философской мысли в начале XX столетия.

Обращение к отечественной духовной традиции, и прежде всего к наследию философской антропологии Соловьева, позволяет сегодня выработать новую систему ценностей, вернуть подлинный смысл и значение человеческого существования. Русская философская традиция совершает важный поворот в оценке природы человека, рассматривая его не просто как продукт социальной среды и обстоятельств. Для нее ценность индивида заключается в том, что он есть образ и подобие Божие. Человек способен быть творцом, стать партнером Богу в преобразовании окружающего мира, изменяя при этом и свой духовный облик. В этом отношении теоретическое наследие Соловьева трудно переоценить. Ведущая тенденция его антропологии заключается в стремлении избавить человека от бездуховности, раскрыть весь его потенциал, все его возможности, базирующиеся на свободе и творчестве.

Обращение к истории развития философско-антропологической мысли, в частности, антропологии B.C. Соловьева, актуально еще и потому, что помогает понять, как в мировом человеческом опыте постепенно накапливались предпосылки для выработки базисных основ общечеловеческих ценностей. Суть проблем, вставших перед современным человеком, заключается в нем самом, в его природе, в совокупности его ценностных установок. B.C. Соловьев во многом предвосхитил философское осмысление данных проблем, предоставив целостное теоретическое и методологически обоснованное учение о человеке, его двойственной природе и сущности. Этим, собственно, и обусловлены интерес к его наследию и, следовательно, актуальность настоящего исследования.

Степень разработанности темы. Накоплена значительная литература, посвященная осмыслению многообразного философского наследия B.C. Соловьева. Первую группу работ по данной проблематике составляют труды философов рубежа XIX-XX столетий и русского зарубежья: H.A. Бердяева, В. В. Зеньковского, Н. О. Лосского, С. М. Соловьева, E.H. Трубецкого, Г. В. Флоровского1. В них излагается творческий путь русского мыслителя, прослеживается эволюция его философских взглядов на различных этапах жизни, исследуются фундаментальные проблемы его философии всеединства и софиологии, анализируются взаимоотношения с западными и славянофильскими учениями и идеями. Тема природы человека, ее двойственности, в них специально не рассматривается.

Исследования философии B.C. Соловьева были продолжены монографиями В. Ф. Асмуса, А. Ф. Лосева, С. М. Лукьянова, посвященными жизни и теоретическому творчеству B.C. Соловьева, и трудами ленинградских и петербургских философов: A.A. Галактионова, И. И. Евлампиева, А. Ф. Замалеева, П. Ф. Никандрова, А. И. Новикова,.

См.: Бердяев H.A. Типы религиозной мысли в России. Paris, 1989; Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989; Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994 и др.- Зеньковский В. В. История русской философии. В 2 т. Л., 1991; Зеньковский В. В. Русские мыслители и Европа. М., 1997 и др.- Лосский Н. О. История русской философии. М., 1994; Соловьев С. М. Вл. Соловьев: Жизнь и творческая эволюция. М., 1997; Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева. В 2 т. М., 1995; Трубецкой E.H. Смысл жизни. М., 1994; Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Paris, 1988 и др.

2 См.: Асмус В. Ф. Владимир Соловьев. М., 1994; Лосев А. Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 1990; Лукьянов С. М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии. М., 1990.

JI.E. Шапошникова1. Многими современными исследователями неоднократно отмечались заслуги и значение Соловьева в отечественной и.

2 3 мировой философии и в философии религии, в области права, морали и этики4. Однако и они не рассматривают концептуально антропологию B.C. Соловьева, анализируя лишь фрагментарно воззрения мыслителя на человека. Необходимо отметить сборник «Владимир Соловьев: pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология"5. В нем представлены статьи, письма его современников и более поздних авторов. Среди этих имен можно назвать В. В. Розанова, H.H. Страхова, М. М. Ковалевского, JI.M. Лопатина, К. Мочульского, A.A. Блока, А. Белого и других.

Следует выделить пласт современных исследований о мировоззрении B.C. Соловьева. К их числу относятся работы И. Я. Булгаковой, П. П. Гайденко, В. В. Лазарева, Н. В. Мотрошиловой,.

1 См.: Галактионов A.A., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв. Л., 1989; Евлампиев И. И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2 частях. СПб., 2000; Евлампиев И. И. История русской философии. М., 2002 и др.- Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995; Новиков А. И. История русской философии Х-ХХ веков. СПб., 1998; Шапошников Л. Е. Русская религиозная философия XIX—XX вв.еков. Нижний Новгород, 1992; Шапошников Л. Е. Философские портреты. Нижний Новгород, 1993 и др.

2 См.: Бессонов Б. Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993; Кожев А. Религиозная метафизика Вл. Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 3 и др.

3 См.: Бачинин В. А. Вл. Соловьев: Метафизика правопорядка // История философии и социологии права. СПб., 2001; Новгородцев П. И. Об общественном идеале. М., 1991; Малов A.B. Проблема насилия в философии В. Соловьева: Дисс.. канд. филос. наук. Новогорск, 2001 и др.

4 См.: Асанбаева Г. Д. Гуманизм этики B.C. Соловьева: Дисс.. канд. филос. наук. М., 1990; Беккер Маттиас. Нравственная философия в «Оправдании добра» Вл. Соловьева: Дисс.. канд. филос. наук. СПб., 2002; Мартеева Л. В. Моральная концепция Вл. Соловьева (историко-философский анализ): Дисс.. канд. филос. наук. М., 2001; Столович Л. Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994 и др.

5 См.: Вл. Соловьев: pro et contra: Личность и творчество Вл. Соловьева в оценке русских мыслителей: Антология / Сост. Бойкова В. Ф. СПб., 2000.

В.В. Сербиненко1, фундаментально рассмотревших миросозерцание мыслителя в контексте западноевропейской и русской философских традиций, однако не затронувших учение Соловьева о природе человека. В исследованиях В. Н. Акулинина, Г. Ф. Гараевой и С. С. Хоружия дается анализ философии всеединства и софийного идеализма, однако антропологические суждения Соловьева не нашли своего отражения. Данных авторов более всего интересует проблема метафизики и веры в философии всеединства и софиологии.

Определенное отношение к нашей теме имеют кандидатские диссертации А. Т. Бакрадзе «Проблема человека в философии В. Соловьева (критический анализ)» и Т. И. Малиевой «Критика немарксистских концепций личности и общества (Владимир Соловьев)», но, главным образом, по предмету исследования, нежели по цели, задачам и методологическим основаниям. Из диссертационных исследований в области истории философии наиболее значимы работы Е. В. Мочалова, Т. С. Оленич, А.Д. Равицкого4, уделивших внимание определенным.

1 См.: Булгакова И. Я. Нравственный идеал и русская религиозная философия конца XIXначала XX веков: Дисс.канд. филос. наук. М., 2001; Гайденко П. П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001; Лазарев В. В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. М., 2000; Мотрошилова Н. В. История философии. М., 2001; Сербиненко В. В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М, 1994.

См.: Акулинин В. Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990; Гараева Г. Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. М., 2000; Хоружий С. С. Идея всеединства от Гераклита до Бахтина // После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994; Хоружий С. С. О старом и новом. СПб., 2000.

3 См.: Бакрадзе А. Т. Проблема человека в философии В. Соловьева (критический анализ): Дисс.. канд. филос. наук. Тбилиси. 1972; Малиева Т. И. Критика немарксистских концепций личности и общества (Владимир Соловьев): Дисс.. канд. филос. наук. М., 1987.

4 См.: Мочалов Е. В. Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX—XX вв.еков: Автореф. дисс. доктора филос. наук. Саранск, 2003; Оленич Т. С. Проблема богочеловечества и смысла жизни в религиозно-философской антропологии конца XIX — начала XX вв.: Дисс.канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1998; Равицкий А. Д. сторонам антропологии Соловьева. В.А. Евсеев1 детально исследует проблему смысла жизни в философии B.C. Соловьева. Е. П. Сугатова и И.В. Явчуновская2 анализируют воззрения русского мыслителя на идею совершенствования человека и общества. JI.A. Тронина3 рассматривает бытие человека как диалектику жизни и смерти на примере философии всеединства B.C. Соловьева и С. Н. Булгакова.

В зарубежной исследовательской литературе к значительным трудам традиционно причисляются работы Людвига Венцлера и Ганса Глейкснера4 о B.C. Соловьеве с точки зрения католического богословия, Вильгельма Гердта5, давшего анализ творчества Соловьева в рамках общей истории русской философии, Гельмута Дама6, сопоставившего учения Шелера и Соловьева, Хейнса Мосмана7, рассмотревшего философию мыслителя с точки зрения антропософии, и исследования Питера.

Соотношение человека и космоса в философской системе B.C. Соловьева: Дисс.. канд. филос. наук. Курск, 1999.

См.: Евсеев В. А. Проблема смысла жизни в философии B.C. Соловьева (социально-философский аспект): Дисс.канд. филос. наук. Архангельск, 2002.

См.: Сугатова Е. П. Проблема общественного идеала в философии B.C. Соловьева: Дисс.. канд. филос. наук. Барнаул, 2001; Явчуновская И. В. Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии B.C. Соловьева: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. М., 2001.

3 Тронина Л. А. Бытие человека как диалектика жизни и смерти: Автореф. дисс.. канд. филос. наук. Ставрополь, 2002.

4 См.: Gleixner, Hans: Vladimir Solov’evs Konzeption vom Verhaeltnis zwischen Politik und Wirklichkeit. System einer sozialen und politischen Ethik. Frankfurt a.M., Bern, Las Vegas, 1978; Gleixner, Hans: Die ethishe und religiose Sozialismuskritik des Vladimir Solowjow: Texte und Interpretation. St. Ottilien, 1986; Wenzler, Ludwig: Die Freiheit und das Boese nach Vladimir Solov’ev. Freiburg (Breisgau), Munchen, 1978.

5 См.: Goerdt, Wilhelm: Russische Philosophie. Zugaenge und Durchblicke. Freiburg (Br.), Muenchen, 1984.

6 См.: Dahm, Helmut: Vladimir Solov’ev und Max Scheler. Ein Beitrag zur Geschihte der Phaenomenologie im Versuch einer vergleichenden Interpretation. Muenchen, Salzburg, 1971.

7 См.: Mosmann, Heinz: Wladimir Solowjoff und die werdende Vernunft der Wahrheit: Keime zu einer Philosophie des Geistselbst. Stuttgart, 1984.

Норманна Ваге, а также В. Шинкарского1 о философии всеединства Соловьева.

Обзор имеющейся литературы позволяет сделать следующие выводы. Учение B.C. Соловьева о природе человека, ее двойственности, еще не стало предметом серьезного философско-антропологического анализа. В литературе отсутствует анализ целостного рассмотрения взглядов русского мыслителя на двойственную природу человека. Проблема сущности человека в философии Соловьева к настоящему времени не разработана. Отсутствуют обобщающие работы, дающие возможность представить учение B.C. Соловьева о природе человека в целом.

Актуальность темы

степень ее научной разработанности определяют цель и задачи данного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью настоящей работы является всесторонний философско-антропологический анализ проблемы двойственной природы человека в философии B.C. Соловьева.

Достижение поставленной цели исследования предполагает решение следующих задач:

— рассмотреть проблему антропоцентризма как важнейшую особенность русской философиипоказать эволюцию взглядов B.C. Соловьева на проблему человека, выделить основные ее этапы, определить истоки его учения о человеке;

— дать характеристику историософских начал антропологии B.C. Соловьева;

— выявить двойственность природы человека в философской антропологии русского мыслителя;

1 Cm.: Waage, Peter Normann: Der unsichtbare Kontinenten: Wladimir Solowjow, der Denker Europas. Stuttgart, 1988; Szylkarski, W.: Solowjows Philosophie der All-Einheit. Eine Einfuhrung in seine Weltanschauung und Dichtung. Kaunas, 1932.

— раскрыть значение понятия «Богочеловечество» для антропологии B.C. Соловьева;

— дать анализ философских и социокультурных основ двойственности человека в контексте развития культуры человечества, согласно учению B.C. Соловьева.

Методологическая и теоретическая основы исследования. Цель данной работы лежит в области анализа антропологического учения русского религиозного философа B.C. Соловьева, поэтому непосредственной теоретической базой исследования являются произведения мыслителя, касающиеся его антропологии, философии культуры и богословия. К ним относятся такие труды Соловьева, как «Чтения о Богочеловечестве», «Критика отвлеченных начал», «Философские начала цельного знания», «История и будущность теократии», «Оправдание добра. Нравственная философия», «Смысл любви», «Красота в природе», «Общий смысл искусства», «Первый шаг к положительной эстетике», «София», «На пути к истинной философии», «Идея человечества у Августа Конта», «Об упадке средневекового миросозерцания», «Идея сверхчеловека», «Три речи в память Достоевского», «Духовные основы жизни», «Жизненная драма Платона», «Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории» и др. Кроме этого используются труды крупнейших философов, антропологов, историков философии, как отечественных, так и зарубежных. При анализе поставленной проблемы были использованы общенаучные методы и принципы системности, объективности, научного исследования, культурно-исторический подход.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

1. Дан целостный философско-антропологический анализ двойственной природы человека в философии B.C. Соловьева.

2. Раскрыты особенности антропоцентризма как главной составляющей отечественной философской мысли.

3. Проведен анализ учения Соловьева о сущности человека в контексте развития русской культуры и определено современное значение его философской антропологии для нравственного совершенствования человека и формирования его ценностных ориентиров.

4. Выявлены метафизические истоки и философские основания учения русского философа о человеке и Богочеловечестве.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что материалы и результаты диссертации, его выводы и теоретические обобщения могут быть использованы:

— в дальнейших философско-антропологических исследованиях человека, его природы и смысла существования;

— при изучении философского наследия B.C. Соловьева, в творческом осмыслении и передаче своеобразного пласта знаний отечественной философии «серебряного века» новым поколениям;

— в преподавательской деятельности при подготовке общих курсов по философской антропологии и религиоведению, философии культуры и истории русской философии, а также при чтении специальных курсов «Философская антропология в учении B.C. Соловьева», «Проблема человека и его природы в отечественной философии», «Человек и его потребности».

Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались на международной научно-практической конференции «Вузовская наука как основа развития образования и экономики России» (Бокситогорск, 2003 г.), международной научной конференции «Стратегия и тактика вузовской науки в регионе» (Бокситогорск, 2004 г.), традиционных Петровских чтениях при Петровской академии наук и искусств (Санкт-Петербург, 2004 г.).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ философско-антропологической проблемы двойственности природы человека в философии B.C. Соловьева позволил сделать следующие выводы:

Во-первых, тема природы человека, смысла его существования принадлежит к числу вечных в философии. Проблема смысла человеческого бытия собственно и породила философскую антропологию. На первый взгляд, сущность человека обусловлена его биосоциальной природой и выражается в мыслительной деятельности и в общественном характере его трудовой деятельности. Однако данная ясность иллюзорна. Как показал историко-философский анализ проблемы природы человека, сущность человека не сводима только к социальности или духовности, только к социуму или политике, только к биосоциальности или боговоплощенности. В данном исследовании мы придерживались мнения П. С. Гуревича, согласно которому, человек есть земное существо, имеющее разум и разделяющее основополагающие социокультурные ценности. При этом мы отмечаем, что конкретный человек есть практически всегда исключение из общих правил, он — уникальная целостность, где в личностном опыте достаточно трудно различать уровни телесный, душевный и духовный.

Во-вторых, концепция природы человека, смысла его бытия в отечественной философии всегда была одной из ключевых. При этом необходимо отметить идею целостности человека как центральную для русской философской антропологии. Мы согласны с точкой зрения В. В. Зеньковского об антропоцентризме отечественной философии. Антропоцентризм русской философской мысли — это точное отражение антропоцентризма русской культуры, внутренняя противоречивость которой заключается в сочетании двух начал — временного, преходящего, и неизменного, вечного. Трагическое видение человека, его природы и бытия совмещается в русской философии с верой в торжество Правды и Благодати.

Поиски нужных форм выражения внутренней сложности и противоречивости представлений о природе человека приводят к выявлению в русской философской антропологии двух противоположных по своей идеологии течений — «славянофильства» и «западничества». Представители первого направления пытались объяснить человека через его духовную сущность, в которой он оказывался равным Богу и через которую открывал своё единство с многообразными культурными формами. Западничество же, наоборот, делало акцент на земном и индивидуальном бытии человека, пытаясь обнаружить вечные культурные ценности, делающие человека особым в этом мире. Проблема культурного прогресса, через призму философской антропологии, становится доминирующей для всех направлений русской общественно-культурной мысли. При этом существенным обстоятельством в понимании культурной специфики России явился «прерывистый» характер усвоения внешних и иных культурных ценностей.

В-третьих, значение русской философии в формировании нового учения о человеке в настоящее время еще не оценено и, к сожалению, принижается по сравнению с вкладом западных мыслителей. Однако именно B.C. Соловьев на рубеже XIX-XX столетий создает наиболее глубокую и целостную философско-антропологическую систему. Философия Соловьева есть философия «цельной жизни», получающей свое исходное содержание от знания существующего всеединства. Согласно русскому мыслителю, все существующие философские направления — односторонние. Соловьев приходит к выводу о необходимости именно философии цельного знания, всеединства, охватывающего всю реальность. Сущность человека также не может быть рассмотрена односторонне. Антропология исследует человека в единстве всех его определений: биологическом, душевном, космическом и социальном.

В-четвертых, в данном исследовании анализируются основные этапы эволюции взглядов B.C. Соловьева в аспекте значимости для него учения о человеке и Богочеловечестве. В ходе данной работы были выделены следующие источники философской антропологии русского мыслителя:

— византийское богословие (идеи о сопричастности Бога и человекаоб одухотворении не только души человека, но и плотиоб ответственности человека за последствия своей деятельности перед другими людьми и Богом);

— философско-теологические воззрения Платона и неоплатонизм;

— философия сердца Г. Сковороды и христианский платонизм Н. Д. Юркевича;

— идея целостности человека как основы историософии Соловьева, а также тезис о необходимости гармонического сочетания индивидуальных религиозных представлений и обязательных церковных догматов, то есть идея «соборности» A.C. Хомякова и И. В. Киреевского;

— философия человека Ф. М. Достоевского;

— западноевропейская рационалистическая философия (антропология Канта, идеи О. Конта о человечестве как реальном живом существе и др.);

— мистическая философия Я. Бёме и Баадера, а также философские учения религий Востока:

— буддизм;

— Каббала, мистическое течение в иудаизме.

Мы пришли к выводу о том, что философская антропология B.C. Соловьева в целом тождественна христианской антропологии. Несмотря на определенное влияние христианского неоплатонизма и европейского мистицизма, Соловьев, тем не менее, создал новую русскую оригинальную философскую систему, носящую преимущественно антропоцентрический характер.

В-пятых, согласно Соловьеву, человек есть вершина биологической стадии Мирового процесса. С появлением реального единства, то есть человека, произошло завершение космогонического процесса. Именно в человеке наибольшее воплощение нашла идея организма. Человеческое тело — это прекраснейшая из телесных форм, поэтому проблема телесности подобно другим философским вопросам относится к числу вечных тем. Она одна из основополагающих в философской антропологии. Поскольку вся остальная природа пребывает в состоянии хаоса, ее стремление к единству бессознательно, то человек выступает естественным универсальным связующим звеном между Богом и материальным бытием. Однако и человек не есть окончательный идеал, а имеет возможность к дальнейшему совершенствованию. В вопросе о природе человека, как и в целом в своей философской системе, Соловьев по преимуществу дуалистичен. Человек Соловьева — это существо крайне противоречивое, совмещающее в себе любые возможные противоположности. Соловьев отвергает дуализм материального и духовного и говорит о дуалистическом противопоставлении божественного и земного содержания человеческой личности:

1. Человек имеет двойственную природу. С одной стороны, онсущество материальное, со всеми недостатками, а значит, и несовершенное, с другой — божественное, идеальное, духовное.

2. Человек противоречив по своей сущности. Он «есть вместе и божественное и ничтожное».

Однако необходимо отметить, что у Соловьева мы не находим размышлений о сотворении мира и человека Богом. Мир, согласно мыслителю, создается не сразу божественным творением, а представляет процесс, в котором взаимодействуют и Бог, и человек. Соловьев располагает божественное и природное бытие в их вечной нерасторжимости друг с другом.

В-шестых, в своей антропологии русский мыслитель отводит много места характеристике земного человека, человека как природного существа, носителя добра и зла. Природный человек, по убеждению Соловьева, есть человек, не просветленный божественной истиной: он противостоит другим людям как чуждая и враждебная сила. Человеку необходимо преодолеть все проявления зла и несовершенства, являющиеся следствием грехопадения.

Отправными точками для преодоления силы первородного греха являются в человеческой природе, согласно Соловьеву, три первичные «основы нравственности»: стыд, жалость и благоговение. Чувство стыда, согласно философу, указывает на безусловное отличие человека от животного: человек способен отделить внутри себя человеческое от животного. Жалость внутренне связывает человека со всеми живыми существами: она побуждает к альтруизму и составляет корень социальных связей. Благоговение, будучи природным свойством человека, постепенно освобождается от своей природности и поднимается до высот трансцендентального. Через благоговение человек «открывает» Бога как высшую духовную инстанцию. Однако данные «основы нравственности», с точки зрения Соловьева, служат лишь потенциалом для преодоления в будущем богочеловеке человека, а в человеке — животного. Человек должен искать не переустройства, а исцеления, что может произойти посредством аскетизма. Концепция аскетизма у Соловьева состоит в том, что дух не отделяется от тела, а плоть отличается от тела. Аскетизм необходим для сохранения самим человеком всеобщего человеческого начала и его укрепления как целостности. Путей аскетизма два: брак как ограничение чувственной жизни и монашество как полное отречение. Вместе с тем существует и третий путь, высший, ведущий к бессмертию, — богочеловеческий.

В-седьмых, согласно учению Соловьева, человек с его безусловным значением, правами и требованиями уже сопричастен всеединству, однако его неустойчивость между биологическим и духовным не позволяет ему реализовать свою безусловность в действительном всеединстве. Достижение идеальной полноты бытия как человека, так и человечества в целом возможно лишь через Богочеловечество. Идея Богочеловечества есть идея связи между Богом и человеком или между божественным и чисто человеческим началом. Однако данная связь специфическая, отличная между предметами одной природы. Бог, согласно Соловьеву, не существует как высшее существо, пребывающее независимо от мира и вне него. Он присутствует в мире в нас, до нас и после нас. По мнению философа, Бог может проявлять себя и в низших формах творения: он переживается нами прежде всего тогда, когда от нас требуется максимальное напряжение всех внутренних сил, когда мы нуждаемся в помощи. Соловьев исходит из признания диалектического единства человека и Бога. В его понимании нет Бога без человека, равно как и нет человека без Бога. И мир земной и мир божественный — не два противоположных, несовместимых, а один, единый. Человек не может быть в отрыве от Бога. Человек и Бог в системе Соловьева — партнеры. Суть исторического процесса, следующего за космическим, согласно русскому философу, состоит в подготовке рождения человека духовного. Духовный человек у Соловьева — это духовный социальный космос, а именно Богочеловечество. Каждая человеческая личность обладает неповторимой ценностью, однако выполнение богочеловеческой задачи есть дело человечества, а не отдельных индивидов. Божественное совершенство человека достижимо лишь в конце Богочеловеческого процесса, хотя Бог, как реальная сила в устремленности к данному совершенству, действует постоянно в человеке, и именно в наличии этой силы есть смысл самого Богочеловечества.

В-восьмых, философия Соловьева предполагает одухотворение социальной и природной сфер жизни, при этом деятельность человека есть не слепое подчинение силам природы и не бездумное следование повелению Абсолюта. Человек является свободным проводником в мире божественной энергии. Свободное и сознательное понимание необходимости должноговот в чем заключается его нравственная задача и смысл его бытия. Нравственность, по мысли философа, должна быть делом свободной воли, основываться на солидарности, сочувствии к себе подобным и иметь разумное основание. Нравственность — это основа духовности человека, главное составляющее духовной культуры в целом. Раскрывая в этом плане понятия нравственной свободы, сострадания, стремления к истине, Соловьев подчеркивает необходимость и должность сознательного и свободного служения красоте и добру. Добро, согласно мыслителю, ведет к абсолютному совершенству, где неразрывно сочетаются добро, благо и блаженство. Красота же, как безусловная ценность, есть непременный фактор и важный аспект не только индивидуального, социального, но и космического совершенствования. Совершенствование личности, по Соловьеву, происходит как индивидуальное, то есть направленное на себя, так и совершенствование личности во благо общества. Личное совершенствование каждого индивида, по Соловьеву, не отделено от общего, личная нравственность — от общественной. Совершенное добро может выступать только в универсальном проявлении, то есть не для отдельной личности, а для всего человечества, культуры. Всеобъемлющее утверждение совершенного добра осуществляется только посредством приобщения как личности, так и общества к нравственным принципам, принесенным на землю Иисусом Христом. Несмотря на то, что человек имеет не только природное, но и божественное начало, земной человек, приходит к выводу B.C. Соловьев, формируется системой социокультурных ценностей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. Метафизика любви и философия сердца в русской философской культуре // Философия любви. М., 1990. Ч. 1. С. 149−161.
  2. В.Л. Философская антропология // Новейший философский словарь: издание третье, исправленное. Минск, 2003. С. 1095−1097.
  3. В.Н. Философия всеединства. От B.C. Соловьева к П. А. Флоренскому. Новосибирск, 1990.
  4. М.А., Давыденкова А. Г., Осипов И. Д. Русская культурология. Часть I. Культура российского самоуправления. СПб., 2003.
  5. М.А., Давыденкова А. Г., Осипов И. Д., Стельмашук Г. В. Русская культурология. Часть II. Политическая культура России. СПб., 2004.
  6. Аристотель. Метафизика. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. В. Ф. Асмуса. М., 1976. Т. 1.С. 63−367.
  7. Аристотель. О душе. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. В. Ф. Асмуса. М., 1976. Т. 1.С. 369−448.
  8. Аристотель. Политика. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. А. И. Доватура. М., 1983. Т. 4. С. 375−644.
  9. Арсеньев К, Радлов Э. Соловьев (Владимир Сергеевич) // Энциклопедический словарь /. Под ред. К. К. Арсеньева и Е. Е. Петрушевского. СПб. 1900. Т. 60. С. 785−796.
  10. Г. Д. Гуманизм этики Вл. Соловьева: дисс.. канд. фил ос. наук: (09.00.03). М., 1990.
  11. В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994.
  12. Асмус В.Ф. B.C. Соловьев: опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988. № 6. С. 70−90.
  13. А. Т. Проблема человека в философии В. Соловьева (критический анализ): Дисс.канд. филос. наук: (09.00.03). Тбилиси, 1972.
  14. В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001.
  15. Беккер Маттиас. Нравственная философия в «Оправдании добра» Вл. Соловьева: Дисс.. канд. филос. наук: (09.00.03). СПб., 2002.
  16. В. Г. Письмо В. Боткину от 1 марта 1841 года. Собр. соч.: В 9 т. М., 1982. Т. 9. С. 442−450.
  17. H.A. Проблема Востока и Запада в религиозном сознании Вл. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 355−373.
  18. H.A. Самопознание: Сочинения. М., 1998.
  19. H.A. Типы религиозной мысли в России. Paris, 1989.
  20. H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.
  21. H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2 т. М., 1994.
  22. .Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. М., 1993.
  23. A.A. Владимир Соловьев и наши дни. Собр. соч.: В 6 т. М., 1971. Т. 5. С. 503−508.
  24. A.A. Ирония. Собр. соч.: В 6 т. М., 1971. Т. 5. С. 269−273.
  25. A.A. О современном состоянии русского символизма. Собр. соч.: В 6 т. М., 1971. Т. 5. С. 326−336.
  26. A.A. Рыцарь-монах. Собр. соч.: В 6 т. М., 1971. Т. 5. С. 345−352.
  27. Н.К. К истокам софиологии // Вопросы философии. 2000. № 4. С. 70−80.
  28. С.Н. Венец терновый. Памяти Ф. М. Достоевского. Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 222−239.
  29. С.Н. Душевная драма Герцена. Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т. 2. С. 95−130.
  30. С.Н. Загадочный мыслитель. Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т.2. С. 286−301.
  31. С.Н. Основные проблемы теории прогресса. Собр. соч.: В 2 т. М., 1993. Т.2.С. 46−94.
  32. С.Н. От марксизма к идеализму. СПб., 1903.
  33. И.Я. Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX начала XX веков: Дисс.канд. филос. наук (09.00.03). М., 2001.
  34. Вечные истины на вечной латыни. Deverbo in verbum / Сост. Барсов С. Б. М., 2002.
  35. Владимир Соловьев: pro et contra: Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей: антология / Сост., вступ. ст. и примеч. В. Ф. Бойкова. СПб., 2000.
  36. . Чувство греха // Слово. 1990. № 12. С. 53−59.
  37. П.П. Владимир Соловьев и философия Серебряного века. М., 2001.
  38. П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 75−93.
  39. П.П. Человек и человечество в учении B.C. Соловьева // Вопросы философии. 1994. № 6. С. 47−54.
  40. А.А., Никандров П. Ф. Русская философия IX—XIX вв.. Л., 1989.
  41. Р., Роднянская И. Соловьев Владимир Сергеевич // Русская философия. Малый энциклопедический словарь. М., 1995. С. 477−480.
  42. Г. Ф. Софийный идеализм как историко-философский феномен. М., 2000.
  43. М.А. Проблема человека в средневековой философии. Византийская философия // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М., 1991. С. 138−141.
  44. А.И. Капризы и раздумье. Собр. соч.: В 9 т. М., 1955. Т. 2. С. 331−388.
  45. А.И. С того берега. Избранные философские произведения. М., 1948. С. 5−133.
  46. .Т. Философия о сущности человека. М., 1973.
  47. И.А., Стельмашук Г. В. Культура как предмет соци- философского познания. СПб., 2004.
  48. Л.П. Достоевский. М., 1965.
  49. В.Д. Любовь, творчество и мысль сердца // Философия любви. М., 1990. Ч. 1. С. 231−253.
  50. A.B. Кант сегодня: Вступ. ст. // Кант И. Трактаты и письма. М., 1980. С. 5−42.
  51. A.B. Немецкая классическая философия. М., 2001.
  52. A.B. Философия любви: Вступ. ст. // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1990.Т. 1. С. 33−46.
  53. A.B., Гуревич П. С. Немецкое просвещение // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир -эпоха Просвещения. М., 1991. С. 370−374.
  54. П.С. Мистика как культурная традиция // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 136−145.
  55. П.С. Человек // Философские науки. 1996. № 1−4. С. 226−228.
  56. П.С., Фролов И. Т. Философское постижение человека: Вступ. ст. // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М., 1991. С. 3−18.
  57. Гус М. Идеи и образы Ф. М. Достоевского. М., 1971.
  58. Е.К. Анализ преемственности историософских воззрений ранних славянофилов и B.C. Соловьева: Автореф. дисс.канд. филос. наук. Нижний Новгород, 2004.
  59. Дамаскин Иоанн. Философские главы (Диалектика). О соединении по ипостаси // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М., 1991. С. 148−149.
  60. Е.И. Проблема свободного творчества в философии В.Соловьева // Проблема духовности человека в раскрывающихся горизонтах отечественной философии. Челябинск, 1993.
  61. Ф.М. Письмо брату Михаилу от 16 августа 1839 г. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. Л., 1971 1990. Т. 28.
  62. И.И. История русской метафизики в XIX—XX вв.еках. Русская философия в поисках абсолюта. В 2-х частях. СПб., 2000.
  63. И.И. История русской философии. М., 2002.
  64. И.И. Метафизика человека в русской и западноевропейской философии конца XIX начала XX веков: Дисс. доктора филос. наук: (09.00.03- 09.09.13). СПб, 2000.
  65. И.И. Образ человека в русской философии и культуре // Что такое человек? / Под ред. В. Л. Обухова. СПб., 1996. С. 35−52.
  66. В.А. Проблема смысла жизни в философии B.C. Соловьева (социально-философский аспект): Дисс.канд. филос. наук: (09.00.13). Архангельск, 2002.
  67. О.Т. О двух концепциях русской философии (В.В. Зеньковский, Б. В. Яковенко, Г. Г. Шпет) // Философские науки. 2004. № 2. С. 149−158.
  68. А.П., Раков A.M. Новая парадигма философской антропологии // V Царскосельские чтения. СПб., 2001. Т. VIII. С. 57−58.
  69. А.П., Раков A.M. Противоречие онтологизма философии B.C. Соловьева и его учения о самоценности личности // V Царскосельские чтения. СПб., 2001. Т. VIII. С. 58−62.
  70. А.Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995.
  71. В.В. История русской философии: В 2-х т. Л., 1991.
  72. В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.
  73. Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. М., 1995.
  74. A.A. Многообразный мир любви // Философия любви. М., 1990. Ч. 1. С. 380−509.
  75. Из протоколов Вольфилы: заседание «Памяти Вл. Соловьева» // Вопросы философии. 1997. № 1. С. 138−147.
  76. И.А. Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека. СПб., 1994.
  77. И.В. Избранные статьи. М., 1984.
  78. Л.А. О черновых записях-размышлениях В.С. Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 10. С. 112−119.
  79. А. Религиозная метафизика Вл. Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 104−135.
  80. А.П. Смысл любви в философии Владимира Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. № 7. С. 59−78.
  81. В.Д. Глобальный гуманизм русского философа // Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев / Сост. и ред. А. Ф. Замалеев. СПб., 1991. С. 340−345.
  82. Ю. С. Общество и личность в православной философии. Казань, 1991.
  83. И.В., Корж Ю. В. Фридрих Ницше в русской культуре Серебряного века // Общественные науки и современность. 2000. № 6. С. 176−180.
  84. Ксенофонт. Воспоминания о Сократе. М., 1993.
  85. В. А. Философия В. Соловьева: (Из цикла страницы истории отечественной философской мысли). М., 1988.
  86. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.
  87. А. Пантеизм и монотеизм // Вопросы философии. 1996. № 6. С. 36−53.
  88. В.В. Этическая мысль в Германии и России. Шеллинг и Вл. Соловьев. М., 2000.
  89. Р. К вопросу о генезисе «Легенды о Великом Инквизиторе» (Заметки о проблеме взаимоотношений Достоевского и Толстого) // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 70−76.
  90. С.А. Очерки по истории русской философии. М., 1996.
  91. Л. М. Памяти Вл. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 348−456.
  92. Л.М. Философские характеристики и речи. М., 1995.
  93. А.Ф. Владимир Соловьев и его время / Поел. А. Тахо Годи. М., 1990.
  94. А.Ф. История античной философии. М., 1989.
  95. А.Ф. Творческий путь Владимира Соловьева // Соловьев B.C. Соч.: В 2 т. М., 1990.Т. 1. С. 3−32.
  96. А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.
  97. Н.О. История русской философии. М., 1994.
  98. Д.А. Кьеркегор и проблема науки // Вопросы философии. 2000. № 1.С. 161−167.
  99. С.М. О Владимире Соловьеве в его молодые годы: Материалы к биографии: В 3-х книгах. М., 1990.
  100. Т.И. Критика немарксистских концепций личности и общества (Владимир Соловьев): Дисс.. канд. филос. наук (09.00.03). М., 1987.
  101. A.B. Проблема насилия в философии В. Соловьева: (Историко-философский анализ): Дисс.канд. филос. наук (09.00.03). Новогорск, 2001.
  102. .В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб., 1997.
  103. JI.B. Моральная концепция Вл. Соловьева: (Историко-философский анализ): Дисс.канд. филос. наук: (09.00.03). М., 2001.
  104. Марцкиновский В.Ф. B.C. Соловьев и Евангелие. М., 1991.
  105. .В. Отечественные истоки философии B.C. Соловьева: (социокультурный контекст 70−90 гг. XIX в.): Дисс.канд. филос. наук: (09.00.03). М., 1997.
  106. Митрополит Антоний. Народ и общество // Слово. 1990. № 12. С. 49−51.
  107. Мономах. Поучение // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения. М., 1991. С. 207−208.
  108. Н.В. История философии. М., 2001.
  109. Е.В. Анализ антропологической проблематики в русской философии всеединства XIX—XX вв.еков: Автореф. дисс. доктора филос. наук: (09.00.03). Саранск, 2003.
  110. А. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах) // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 176−183.
  111. А. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // Общественные науки и современность. 1991. № 6. С. 74−77.
  112. Л. Ценности гуманизма универсальны // Общественные науки и современность. 1991. № 6. С.80−84.
  113. Н.К. Петербургское студенчество и Владимир Соловьев // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 165−189.
  114. П.И. Об общественном идеале. М., 1991.
  115. А.И. История русской философии Х- XX веков. СПб., 1998.
  116. Л.И., Сиземская И. Н. Метафизика всеединства Вл. Соловьева. История как Богочеловеческий процесс // Философия истории / Под ред. A.C. Панарина. М., 2001. С. 307−315.
  117. С.Н. Идея сверхчеловечества и философия Вл. Соловьева // Философские науки. 1991. № 7. С. 56−67.
  118. Т.С. Проблема богочеловечества и смысла жизни в русской религиозной философской антропологии конца XIX-начала XX вв.: Дисс.. канд. филос. наук: (09.00.03). Ростов-на-Дону, 1998.
  119. И.Д. Политическая культурология A.C. Лаппо-Данилевского // Историческая наука и методология в России XX века: к 140-летию со дня рождения A.C. Лаппо-Данилевского. СПб., 2003. С. 247−257.
  120. Т. Универсальность гуманизма не исключает его ограниченность // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 169−171.
  121. И.С., Стельмашук Г. В. Русская философская мысль: особенности становления и развития // Философия / Под ред. Г. В. Стельмашука. СПб., 2001. С. 159−173.
  122. Платон. Апология Сократа. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. А. Ф. Лосева В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М., 1990. Т. 1. С. 70−96.
  123. Платон. Государство. Собр. соч.: В 4 т. / Под ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. М., 1994. Т. 3. С. 79−420.
  124. Д.В. Проблема национальной самобытности в свете антропологических взглядов западников и славянофилов // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 168−176.
  125. Природа и дух: Мир философских проблем: В 2-х кн. / Под ред.1. B.Л. Обухова. СПб., 1995.
  126. Проблема человека в западной философии. М., 1983.
  127. А.Д. Соотношение человека и космоса в философской системе B.C. Соловьева: Дисс.канд. филос. наук: (09.00.03). Курск, 1999.
  128. Э. Л. Учение В. Соловьева о свободе воли. СПб., 1911.
  129. Э.Л. Характер творчества и поэзии В л. Соловьева // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 374−388.
  130. Е.Б. Лосев и Соловьев//Вопросы философии. 1992. № 4.1. C. 141−150.
  131. Е.Б. Современное миропонимание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1997. № 6. С. 92−105.
  132. Е.Б. Три оправдания: стержневые темы философии Вл. Соловьева 1890-х годов//Вопросы философии. 2001. № 6. С. 94−104.
  133. Реалистическая философия / Под ред. B.JI. Обухова, В. П. Сальникова. СПб., 1999.
  134. В.В. Несовместимые контрасты жития. М., 1990.
  135. В.М. Социально-гуманитарные науки и проблема специфики синергетики как научной дисциплины // Философские науки. 2004. № 2. С. 85−102.
  136. Ю.Б. Любовь: её настоящее и будущее // Философия любви. М., 1990. Ч. 1. С. 268−330.
  137. Н.С. Философия богоискательства: критика религиозно-философских идей софиологов. М., 1986.
  138. С.Г. Любовь это стремление к бессмертию // Философия любви. М., 1990. Ч. 1. С. 162−204.
  139. В.В. Вл. Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994.
  140. Г.С. Соч.: В 2 т. М., 1973.
  141. О.С. «Оправдание добра» Вл. Соловьева (Опыт современного прочтения // Освобождение духа / Под ред. A.A. Гусейнова, В. И. Толстых. М., 1991. С. 187−207.
  142. В.В. Средневековая философия. М., 1979.
  143. B.C. «Неподвижно лишь солнце любви.»: Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников / Сост., вступ. ст., коммент. А. А. Носова. М., 1990.
  144. B.C. Бог есть всё // Из архива B.C. Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 10. С.117−118.
  145. B.C. Духовные основы жизни // Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. Минск, 1999. С. 208−335.
  146. B.C. Жизненная драма Платона. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 582−625.
  147. B.C. Заметка в защиту Достоевского от обвинения в «новом» христианстве. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 319−323.
  148. B.C. Значение государства // Соловьев B.C. Спор о справедливости. М., 1999. С. 849−861.
  149. B.C. Идея сверхчеловека. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 626−634.
  150. B.C. Идея человечества у Августа Конта. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 562−581.
  151. B.C. Идолы и идеалы. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 604−637.
  152. B.C. Исторические дела философии // Из истории русской гуманистической мысли / Под ред. А. Ф. Малышевского. М., 1993. С. 235−246.
  153. B.C. История и будущность теократии. Собр. соч.: В 10 т. 2-е изд. СПб., 1911−1914. Т. 4. С. 243−633.
  154. B.C. Кант. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 441−479.
  155. B.C. Красота в природе. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 351−389.
  156. B.C. Кризис западной философии (против позитивистов). Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 3−138.
  157. B.C. Критика отвлеченных начал. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 581−756.
  158. B.C. Лекции по истории философии / Послесловие и публикация В. А. Смирнова // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 76−137.
  159. B.C. Любовь // Энциклопедический словарь / Под ред. К. К. Арсеньева и Е. Е. Петрушевского. СПб., 1896. Т. 35. С. 216−217.
  160. B.C. На пути к истинной философии. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 324−338.
  161. B.C. О подделках. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 1. С. 305−316.
  162. B.C. Об упадке средневекового миросозерцания. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 339−350.
  163. B.C. Общий смысл искусства. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 390−404.
  164. B.C. Оправдание добра. Нравственная философия. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1.С. 47−548.
  165. B.C. Первый шаг к положительной эстетике. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 548−555.
  166. B.C. Речь по поводу смерти Ф.М. Достоевского на Высших женских курсах 30 января 1881 г. // Из архива B.C. Соловьева // Вопросы философии. 2000. № 10. С. 119−121.
  167. B.C. Свобода воли //Энциклопедический словарь / Под ред. К. К. Арсеньева и Е. Е. Петрушевского. СПб., 1900. Т. 57. С. 163−169.
  168. B.C. Словесность или истина. Собрание сочинений в 10 т. 2-е изд. СПб., 1911−1914. Т. 10. С. 28−30.
  169. B.C. Смысл любви. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т.2. С. 493−547.
  170. B.C. Собр. соч.: В 10-ти томах, 2-е изд. / Под ред. и с примеч. С. М. Соловьева и Э. Л. Радлова. СПб., 1911−1914.
  171. B.C. София // Логос. 1993. № 4. С. 274−296.
  172. B.C. Соч.: В 2 т. Т. 1.: Философская публицистика / Вступ. ст. В.Ф. Асмуса- Сост. и подгот. текста Н.В. Котрелева- Примеч. Н. В. Котрелева и Е. Б. Рашковского. М., 1989.
  173. B.C. Соч.: В 2 т. 2-е изд. Т. 1 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева- Примеч. С.Л. Кравца и др. М., 1990.
  174. B.C. Соч.: в 2 т. 2-е изд. Т. 2 / Общ. ред. и сост. A.B. Гулыги, А.Ф. Лосева- Примеч. С.Л. Кравца и др. М., 1990.
  175. B.C. Тайна прогресса. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 556−557.
  176. B.C. Теоретическая философия. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 757−831.
  177. B.C. Три разговора о войне, прогрессе и конце всемирной истории. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 635−762.
  178. B.C. Три речи в память Достоевского. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 289−318.
  179. B.C. Философские начала цельного знания. Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 139−288.
  180. B.C. Чтения о Богочеловечестве. М., 2004.
  181. B.C. Что значит слово «живописность»? Соч.: В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 558−561.
  182. С.М. Вл. Соловьев: Жизнь и творческая эволюция / Послес. П.П. Гайденко- подгот. текста И. Г. Вишнецкого. М., 1997.
  183. Г. В., Стрельченко В. И., Скворцов В. Н. и др. Философия / Под ред. Г. В. Стельмашука. СПб., 2004.
  184. JI.H. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. М., 1994.
  185. Е.П. Проблема общественного идеала в философии B.C. Соловьева: Дисс.. канд. филос. наук: (09.00.03). Барнаул, 2001.
  186. JI.H. Царство Божие внутри Вас, или Христианство не как мистическое учение, а как новое жизнепонимание. Полн. собр. соч.: В 90 т. Юбилейное издание (1828−1928). М. Л., 1928−1958. Т. 28.
  187. Л.А. Бытие человека как диалектика жизни и смерти (на примере философии всеединства): Автореф. дисс.канд. филос. наук: (09.00.13). Ставрополь, 2002.
  188. E.H. Вл. Соловьев и его дело // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С. 456−471.
  189. E.H. Знакомство с Соловьевым // Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991. С.263−265.
  190. E.H. Миросозерцание B.C. Соловьева: В 2-х т. М., 1995.
  191. E.H. Смысл жизни. М., 1994.
  192. Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 59−75.
  193. К.В. Несозданные шедевры и неизбежность дуэли: Осмысление В. Соловьевым гибели A.C. Пушкина // Вопросы философии. 2000. № ю. С. 74−78.
  194. Философия любви: В 2-х частях / Под общ. ред. Д. П. Горского. Сост. A.A. Ивин. М., 1990 Ч. 1. 510 с.
  195. Г. В. Пути русского богословия. Paris, 1988.
  196. Фома Аквинский. Сумма теологии // Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир — эпоха Просвещения. М., 1991. С. 175−178.
  197. C.JI. Духовные основы общества. М., 1992.
  198. Г. М. Реализм Достоевского. М. JL, 1964.
  199. Вл. Реплика к дискуссии о гуманизме // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 172−175.
  200. М. Время и бытие. М., 1993.
  201. Е.В. Человек // Новейший философский словарь: 3-е изд. Минск, 2003. С. 1173−1174.
  202. A.C. Собр. соч.: В 2 т. М., 1994.
  203. С.С. О старом и новом. СПб., 2000.
  204. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  205. П.Я. Философические письма. Полн. собр. соч. и избр. письма. М., 1991. Т. 1.С. 320−440.
  206. А.Н. Любовь в античной Греции // Философия любви. М., 1990. Ч. 1. С. 36−67.
  207. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир эпоха Просвещения / Редкол.: И. Т. Фролов и др.- Сост. П. С. Гуревич. М., 1991.
  208. Г. И. Автоматические записи В. Соловьева / Предисл. к публ. М. В. Михайловой //Вопросы философии, 1992. № 8. С. 121−132.
  209. В.Ф. Владимир Сергеевич Соловьев // Шаповалов В. Ф. Основы философии. От классики к современности. М., 1998. С. 339−373.
  210. Л.Е. Русская религиозная философия XIX—XX вв.еков. Нижний Новгород, 1992.
  211. Л.Е. Философские портреты. Нижний Новгород, 1993.
  212. Ю. Безграничность гуманизма // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 80−84.
  213. Эстетика Ренессанса: Антология / Сост. и авт. предисл. В. П. Шестаков. В 2-х т. М., 1981.
  214. И.В. Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии B.C. Соловьева: Автореф. дисс.канд. филос. наук: (09.00.03). М., 2001.
  215. Dahm, Helmut: Vladimir Solov’ev und Max Sheler. Ein Beitrag zur Geschichter der Phaenomenologie im Versuch einer vergleichender Interpretation. Muenchen, Salzburg, 1971.
  216. Gleixner, Hans: Die ethische und religiose Sozialismuskritik des Vladimir
  217. Solowjow: Texte und Interpretation. St. Ottilien, 1986.
  218. Gleixner, Hans: Vladimir Solov’evs Konzeption vom Verhaeltnis zwischen Politik und Wirklichkeit. System einer sozialen und politischen Ethik. Frankfurt a.M., Bern, Las Vegas, 1978.
  219. Goerdt, Wilhelm: Russische Philosophie. Zugaenge und Durchblicke. Freiburg (Br.), Muenchen, 1984.
  220. Mosmann, Heinz: Wladimir Solowjoff und die werdende Vernunft der Wahrheit: Keime zu einer Philosopie des Geistselbst. Stuttgart, 1984.
  221. Szylkarski, W.: Solowjows Philosophie der All-Einheit. Eine Einfuhrung in seine Weltanschauung und Dichtung. Kaunas, 1932.
  222. Waage, Peter Normann: Der unsichtbare Kontinent: Wladimir Solowjow, Der Denker Europas. Stuttgart, 1988.
  223. Wenzler, Ludwig: Die Freiheit und das Boese nach Vladimir Solov’ov. Freiburg (Breisgau), Munchen, 1978.
Заполнить форму текущей работой