Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Социально-этическая концепция иудаизма

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сказанное относится в первую очередь к идее превосходства права над государством, к апологии власти, избираемой народом и лишь санкционированной Богом (оба эти постулата весьма актуальны для современной России, пока еще, к сожалению, не воплотившей в реальность ни один из них). В этот же перечень следует включить высокую оценку иудаизмом производительного труда во всем его многообразии… Читать ещё >

Содержание

Актуальность темы исследования. Иудаизм — древнейшая монотеистическая религия, возникшая в еврейской среде и воспринимаемая повсеместно как основа духовной культуры евреев. Общины последователей иудаизма существуют в более чем 80нах мира.1 В У

Российской Федерации на начало 2001 г. было 184″, 140 из которых входят в Федерацию еврейских общин России.

За несколько веков своего проживания в России4 приверженцы иудаизма оставили заметный след не только в религиозной истории нашей страны, но и в других сферах духовной жизни россиян. Именно поэтому Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», принятый 26 сентября 1997 г., в своей преамбуле отнес иудаизм к числу религий, составляющих «неотъемлемую часть исторического наследия народов России».5

В постсоветский период нашей истории обществом взят курс на тщательное и всестороннее изучение этого наследия с тем, чтобы не только бережно сохранить его для грядущих поколений, но и всячески приумножить его, обогатив новыми духовными ценностями. Такое изучение предполагает помимо всего прочего обстоятельный, научно выверенный и объективный анализ всех составляющих этого наследия — в том числе, разумеется, и его религиозных компонентов, одним из которых является иудаизм. Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 1999, с. 743.

2 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания. Нормативные акты, судебная практика. М., 2001, с. 407.

J Федерация еврейских общин России. М., 2001, c. l 1.

4 «После того, как западные районы Украины, Белоруссии и часть Польши вошли в состав Российской империи, около половины людей на Земле, исповедующих иудейскую религию, стали подданными России» (Федерация еврейских общин России, с.5).

5 Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания, с.47

В советское время такого анализа религиозных компонентов исторического наследия, к сожалению, не было да и быть не могло, так как религия однозначно характеризовалась как сугубо отрицательный «пережиток прошлого», который в прошлом же и должен быть оставлен весь, без остатка и выхода на современность. Поэтому научный анализ религий подменялся псевдонаучной критикой: религии не столько изучали, сколько «разоблачали» (особенно в средствах массовой информации), невольно затемняя, а то и заведомо искажая суть «разоблачаемой» конфессии или деноминации.

Правда, последнему в некотором смысле «повезло»: в советское время на него если и обращали внимание, то лишь от случая к случаю, и, как правило, не в научных трудах, а в публицистических изданиях, где иудаизм (религию) отождествляли с сионизмом (политикой) и огульно обвиняли во всех смертных грехах. Чаще всего иудаизм, взятый вне связи с сионизмом, рассматривался как нечто малозначительное, не заслуживающее особого внимания в силу малочисленности приверженцев в Советском Союзе.

Достаточно сказать, что из более чем 480 кандидатских и докторских диссертаций по научному атеизму (советской модификации религиоведения), защищенных в 1964—1970 гг. г. в СССР1, иудаизму были посвящены лишь 4 кандидатских и ни одной докторской2. То же самое происходило и с публикациями: из почти 2000 книг, брошюр и статей религиоведческого содержания, изданных в Советском Союзе за десятилетие (1973−1983г.г.), иудаизм охарактеризован (разумеется, в Л гиперкритическом стиле, как и остальные религии) только в 16. Из 466

1 См.: Диссертационные работы по научному атеизму, защищенные в 1964—1970 годах. М., 1972.

2 См.: Беленький М. С. Критический анализ вероучения, культа и идеологии иудаизма. МГУ, 1967. Баканурский Г. Л. Иудаизм в США и его идеология. МГУ, 1968. Авлашумова А. Идеология иудаизма -орудие социального и духовного закабаления женщин. ДагГУ, 1969. Бренман Р. А. Критика этического иудаизма. КГУ, 1969.

3 См.: Вопросы научного атеизма: выпуск 29, М&bdquo- 1982, с.273−300- выпуск 19, М., 1976, с.309−331- выпуск 21, М., 1977, с.274−304- выпуск 31, М., 1983, с.296−305. статей, заметок и рецензий, опубликованных в первых двадцати выпусках главного теоретического органа Института научного атеизма Академии общественных наук при ЦК КПСС «Вопросы научного атеизма», иудаизму была посвящена одна единственная1.

В постсоветский период отечественной истории прекратилась огульная критика религий (в том числе, конечно, и иудаизма) в диссертациях и научных публикациях, исчезли и примитивные антирелигиозные агитки. Стали появляться религиоведческие работы аналитического характера, свободные от контррелигиозной ангажированности. Однако обобщающих трудов, характеризующих как иудаизм в целом, так и его важнейшие составляющие, все еще нет. Имеются параграфы в учебных пособиях по религиоведению, посвященных иудаизму2, есть соответствующие статьи и заметки в религиоведческих энциклопедиях и словарях3, но нет монографий российских авторов, позволяющих составить целостное представление об иудаизме как таковом и об инициированных им социальных, правовых и этических концепциях.

Между тем именно этими концепциями, содержащими решение как чисто конфессиональных, так и общечеловеческих проблем, иудаизм интересен и в какой-то мере поучителен не только для приверженцев данной религии, что само собой разумеется, но и для лиц иных вер и убеждений, в том числе и сугубо светских, что понятно далеко не каждому.

Поэтому диссертант счел актуальным исследовать и проанализировать социально-этическую концепцию иудаизма, чтобы тем самым восполнить пробел в мировоззренческом осмыслении не только религиозного содержания данной конфессии, но и наличествующих в ней общественно

1 См.: Вопросы научного атеизма: выпуск 23, М&bdquo- 1978, с.256−280.

2 См.: Основы религиоведения. Под ред.И. Н. Яблокова. М., 1994, ra. IY,§ 8- Гордиенко Н. С. Основы религиоведения. 2-е изд. СПб., 2001, гл.6

3 См.: Народы и религии мира. Энциклопедия, с.741−743- Мифы народов мира. Энциклопедия. T. I, М., 1991, с.581−591- Религии народов современной России. Словарь. М., 1999, с.139−150. правового и гуманитарно-нравственного потенциала, значимость которых имеет общечеловеческий масштаб.

Степень разработанности проблемы. Над изучением и освещением иудаизма как самостоятельного феномена, а также одной из предпосылок возникновения христианства и ислама, трудилось не одно поколение отечественных и зарубежных исследователей дореволюционной поры, чьи книги давно уже попали в разряд букинистических редкостей. Имеются в виду труды Ю. Велльгаузена1, Г, Голльмана2, О. Гольцмана3, Г. Гретца4,

5 6 1 8

К.Каутского, М. Лацаруса, А. П. Лопухина, Н. А. Морозова, Н. Переферковича9, Э. Ренана10, М. Соловейчика11. Фактический материал, содержащийся в этих трудах, свою значимость сохранил, а методология его осмысления и интерпретации требует обновления. Да и найти их специалисту — религиоведу не так-то просто, а уж о рядовом читателе и говорить нечего.

В первые годы советской власти увидели свет книги Р. Ю. Виппера, Ф. Делича13, К. Каутского14, М. Мауренбрехера15, Н.М.Никольского16, М.И.Образцова17, В.В.Струве18, М.И.Шахновича19, но это были преимущественно популяризаторские публикации сугубо антирелигиозной

1 Велльгаузен Ю.

Введение в историю Израиля. СПб., 1909.

2 Голльман Г. Религия иудеев в эпоху Иисуса. СП., 1908.

3 Гольцман О. Падение иудейского государства. М., 1899.

4 Гретц Г. История евреев от древнейших времен до настоящего. Т.т. IY-Y, Одесса, 1905−1906. ' Каутский К. Античный мир, иудейство и христианство. СПб, 1887.

6 Лацарус М. Этика иудаизма. Одесса, 1916.

7 Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. СПб, 1887.

8 Морозов Н. А. Пророки (История возникновения библейских пророчеств, их литературное изложение и характеристика). М., 1914.

9 Переферкович Н. Талмуд, его история и содержание. СПб, 1897.

10 Ренан Э. История израильского народа. Т.т. I-II, СПб., 1913. Соловейчик М. Основные проблемы библейской науки. СПб., 1913.

12 Виппер Р. Ю. Возникновение христианства. М., 1918.

13 Делич Ф. Вавилон и библия. СПб., 1911.

14 Каутский К. Происхождение первобытной еврейской истории. Курск, 1923.

15 Мауренбрехер М. Пророки (Очерки развития израильской религии). Пб., 1919.

16 Никольский Н. М. Древний Израиль. 2-е изд. М., 1922.

17 Образцов М. И. Моисей и Пятикнижие. Астрахань, 1925.

18 Струве В. В. Израиль в Египте. Пг., 1920.

19 Шахнович М. И. Социальная сущность Талмуда. М., 1929. направленности, что отражало специфику того времени и от воли авторов не зависело.

То же самое можно сказать и о весьма малочисленных изданиях тридцатых годов, наиболее значимыми из которых были книги А.Б.Рановича1.

Наиболее объемные публикации советского времени вышли в 60−70-е годы, когда властями был взят курс на форсированное «преодоление религии», что повлекло за собой резкое усиление критицизма в ущерб содержательности религиоведческих публикаций. Имеются в виду книги в общем-то солидных ученых, ставших жертвами антирелигиозной

2 3 4 конъюнктуры: Баканурского Г. Л., Беленького М. С., Лившица Г. М., Шахновича М.И.5

Некоторым исключением для обозначенного времени явились труды, посвященные анализу древних рукописей, открытых в 1947 г. и позднее в окрестностях Мертвого моря (так называемые «кумранские рукописи» или «рукописи Мертвого моря») и существенно расширивших круг сведений об истории иудаизма и раннего христианства. Книги, брошюры и статьи по данной проблематике, изданные на иностранных языках, исчисляются не одной тысячей6, а на русском — многими десятками7. Наиболее полными и о объективными из последних были и остаются публикации Амусина И.Д.

Лишь в 80−90-е годы стали появляться подлинно научные публикации, содержащие пусть и не полный, но все же взвешенный и объективный

1 Ранович А. Б. Иудейская религия. М., 1934. Его же. Очерк истории древнееврейской религии. М., 1937.

2 Баканурский Г. Л. Иудаизм и современность. М., 1978. Его же. Кризис и модернизация иудаизма. М., 1980.

J Беленький М. С. Иудаизм. 2-е изд. М., 1974. Его же. Что такое Талмуд. М., 1970. Его же. О мифологии и философии Библии. М., 1977.

4 Лившиц Г. М. Происхождение и сущность иудейских и христианских религиозных праздников. Минск, 1963. Его же. Очерки историографии Библии и раннего христианства. Минск, 1970.

5 Шахнович М. И. Реакционная сущность иудаизма. M.-Л., 1960. Его же. Закат иудейской религии. Л., 1965.

6 См.: Лившиц Г. М. Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря. Минск, 1967, с. 203.

7 См.: Там же. С.286−291.

8 Амусин И. Д. Рукописи Мертвого моря. M., 1960. Его же Находки у Мертвого моря. М., 1964. Его же.

Введение к сборнику Тексты Кумрана. Выпуск I. М., 1971, с. 13−126. анализ некоторых аспектов иудаизма, либо замалчивавшихся ранее, либо

1 2 3 искажавшихся: книги Тантлевского И. Р., Торчинова Е. А., Тульпе И. А., Шифмана И.Ш.4, а также уже упоминавшиеся статьи в энциклопедиях, словарях и справочниках религиоведческого содержания, разделы и параграфы в учебниках и учебно-методических пособиях по религиоведению, истории и теории религии.

Но развернутой характеристики иудаизма как религиозного феномена они не содержат и социально-этические аспекты этой религии в них практически не рассматриваются.

Наконец, особо следует отметить весьма многочисленные публикации об иудаизме в целом и о его важнейших аспектах, изданные на русском языке за рубежом (главным образом в Израиле) и предназначенные в первую очередь неофитам этой религии — как реальным, так и

5 6 7 потенциальным. Это книги Ш.-З. Ариэля, И. Залера, И. Зильбера ,

Э.Урбаха8, А. Штейнзальца9, И. Эпштейна10. Социально-этические воззрения иудаизма частично охарактеризованы в них, но не выделены как объект самостоятельного рассмотрения.

Все наиболее ценное, теоретически значимое в перечисленных изданиях, равно как и в статьях, имеющих хотя бы косвенное отношение к интересующей нас проблематике, философски осмысленно диссертантом и использовано для усиления собственной аргументации правомерности избранной цели и поставленных задач.

1 Тантлевский И. Р. История и идеология Кумранской общины. СПб., 1994.

2 Торчинов Е. А. Религии мира. Опыт запредельного. СПб., 1998.

3 Тульпе И. А. История иудейского монотеизма// Лекции по истории религии. СПб., 1987, с. 53−111.

4 Шифман И. Ш. Ветхий завет и его мир. М., 1987

3 Ариель Ш.-З. Энциклопедия иудаизма. Иерусалим, 1983.

6 Залер И. Иудаизм. Основы, законоположения, правила и обычаи. Йерушалаим, 1981.

7 Зильбер И. Беседы о Торе. 2-е изд. Иерусалим, 2000.

8 Урбах Э. Мудрецы Талмуда. Иерусалим, 1989.

9 Штайнзальц А. Контуры Талмуда. Тель-Авив, 1981. Его же Библейские образы. Иерусалим, 1991. Его же.

Введение в Талмуд. Москва-Иерусалим, 1993. Его же. Мудрецы Талмуда. М&bdquo- 1996.

10 Эпштейн И. Иудаизм: исторический очерк. Иерусалим, 1979.

Цель и задачи исследования. Цель данной диссертационной работы установить наличие у иудаизма целостной социально-этической концепции и подвергнуть ее религиоведческому анализу.

Для достижения этой цели надлежало решить следующие задачи:

— раскрыть сущность и дать определение социально-этической концепции иудаизма-

— доказать наличие у этой концепции догматических оснований, делающих ее неотъемлемой составной частью иудейского вероучения-

— выявить и охарактеризовать основные составляющие социально-этической концепции иудаизма, определяющие как ее содержание, так и способы функционирования-

— определить степень влияния этой концепции на становление социально-этических доктрин христианства и ислама-

— обосновать наличие в социально-этической концепции иудаизма идей и принципов надконфессионального характера, имеющих общечеловеческую значимость.

Методологическую базу исследования составили: a) чисто философский подход к религиозному феномену, не допускающий ни прорелигиозной ангажированности, ни антирелигиозного нигилизма и тем самым обеспечивающий максимальную объективность основных положений и выводов, содержащихся в диссертации- b) принцип историзма, требующий рассматривать анализируемое явление (в данном случае иудаизм) с учетом места и времени его функционирования, то есть осуществляя конкретно-исторический подход к нему- с) системный метод, предусматривающий создание не мозаичного и фрагментарного, а целостного и обобщенного представления об исследуемом религиозном объекте, каковым в данном случае является социально-этическая концепция иудаизма.

Научная новизна исследования состоит в том, что диссертантом впервые в отечественном религиоведении:

— установлено и обосновано наличие в иудаизме целостной социально-этической концепции, без учета которой невозможно получить адекватное представление о данной конфессии как таковой-

— раскрыта суть этой концепции, дано ее определение и выявлены как содержание, так и объем данного понятия-

— проанализированы догматические основания социально-этической концепции иудаизма и аргументированно констатирована ее органичность для исследуемой религии-

— исследованы основные составляющие этой концепции и установлена их базисность в общей системе иудейской социально-бытовой практики-

— прослежено многообразие влияний анализируемой концепции на социально-нравственные идеи христианства и ислама-

— доказано наличие в социально-этической концепции иудаизма таких компонентов, которые имеют общечеловеческую значимость и высоко ценятся не только религиозной частью общества, но и светской — вплоть до свободомыслящих и атеистов.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В теоретическом отношении положения и

выводы данной диссертации способны стимулировать более углубленное изучение не только вероисповедной сути иудаизма — его догматики и культа, значимых главным образом и прежде всего для приверженцев данной религии, но и социальных идей, правовых норм и нравственных поучений иудаизма, имеющих как конфессиональную, так и надконфессиональную значимость, а также более широкое и максимально профессиональное освещение результатов такого изучения в научных и справочных публикациях.

С практической точки зрения как фактические материалы, так и теоретические обобщения, содержащиеся в данной диссертации, обогатят лекции, учебники и учебные пособия по религиоведению, истории, философии и социологии религии, а также религиоведческие спецкурсы, посвященные Библии, иудаизму и раннему христианству.

Апробация работы. Важнейшие положения и

выводы диссертации отражены в докладах и сообщениях на ряде конференций, состоявшихся в 1999—2001 гг. г. в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Днепропетровске, Будапеште, Мадриде, Тель-Авиве, а также в 4 публикациях.

Диссертация была обсуждена на кафедре философии и социологии Ленинградского государственного областного университета имени А. С. Пушкина и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и библиографии.

Социально-этическая концепция иудаизма (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Философский анализ иудаизма как целостной религиозной данности убеждает в том, что в данной конфессии важное место отведено социально-этической проблематике, которая является органичной составной частью всей системы иудейского веройчения и культовой практики. Она имеет прочные догматические основания в Священном Писании иудаизма Танахе и развернутую аргументацию в Священном предании этой религииТалмуде.

Чтобы убедиться в этом и подкрепить такое убеждение аргументами, приемлемыми не только для приверженцев иудаизма, но и для любого интересующегося упомянутой религией в чисто познавательных целях, пришлось исследовать социально-этические компоненты не только Торы, но и Танаха в целом, где этих компонентов тоже более чем достаточно для получения обоснованных выводов и обобщений.

Такому же исследованию был подвергнут и Талмуд, в котором многие галахические принципы и агадические размышления всецело посвящены социально-этической проблематике и способом ее догматического обоснования.

Благодаря упомянутым исследованиям, составившим содержание первой главы данной диссертации, мы пришли к следующему выводу: интересующая нас проблематика, сформулированная Талмудом, нашла свое воплощение в своде принципов, требований и норм, совокупность которых сформировала целостную социально-этическую концепцию иудаизма, чью вероисповедную основу составили идеи Богосотворенности мира, Богоподобности человека, Богоустановленности общественного строя и Богоданности норм человеческого общежития, стимулирующих Боговрожденное стремление Богобоязненных людей к праведности и милосердию.

Эта концепция может рассматриваться и характеризоваться как с теологических позиций, безусловно правомерных (практически даже единственно возможных, то есть религиозно допустимых) для приверженцев данной конфессии, преследующих преимущественно миссионерско-апологетические цели, так и с чисто научных, предусматривающих либо историко-описательный подход, либо философско-аналитический, каждый из которых помогает незнакомым с иудаизмом людям составить адекватное представление о нем как о целостном, но многоаспектном религиозном феномене.

Ограниченные относительно узкими рамками кандидатской диссертации и не желая впадать в схематизм, мы преднамеренно отказались от заведомо бесплодных попыток не то что проанализировать, но хотя бы предельно кратко охарактеризовать все составляющие данной концепции. Объект философского анализа был сознательно ограничен лишь двумя блоками проблем: социально-правовым и морально-этическим, в каждом из которых выделены сущностно важные компоненты — минимальные, но достаточные для получения целостного представления об исследуемой концепции и ее месте как в самом иудаизме, так и в конфессиональной системе социально-этических ценностей.

К важнейшим компонентам социально-правового блока диссертант отнес представления иудаизма о праве и государстве, а также отношение этой религии к труду и собственности, посвятив их анализу всю вторую главу.

Не повторяя всех выводов упомянутой главы, отметим лишь, что хотя в социально-правовых предписаниях иудаизма много конфессионально окрашенного, специфичного только для данной религии и строго обязательного лишь для ее приверженцев, немало в них надконфессионального, общезначимого, составляющего ощутимый, сугубо положительный вклад в развитие правовой теории и общественной практики, а следовательно, в процесс социально-правовой культуры человечества.

Сказанное относится в первую очередь к идее превосходства права над государством, к апологии власти, избираемой народом и лишь санкционированной Богом (оба эти постулата весьма актуальны для современной России, пока еще, к сожалению, не воплотившей в реальность ни один из них). В этот же перечень следует включить высокую оценку иудаизмом производительного труда во всем его многообразии, поощряемого обществом как материально, так и духовно (чего тоже явно не хватает, как это ни прискорбно, многообразию российских работодателей).

Иудаизм призывает к разумному пользованию собственностью как основой материального достатка и житейского благополучия, в равной мере осуждая как нигилистическое отношение к ней, так и фетишизацию ее, ведущую к бездумному стяжательству и безмерному накопительству. К этому призыву неплохо бы прислушаться тем российским нуворишам, которые ради приумножения неправедно нажитого богатства не останавливаются ни перед чем.

Не менее значимые и актуальные выводы следуют из материалов третьей главы, содержащей философский анализ морально-этических принципов иудаизма, которые столь значимы для данной конфессии, столь многообразны по форме и универсальны по назначению, что ее нередко характеризуют как «этическую религию». Многие из этих принципов именно в силу их универсальности вошли в общечеловеческий фонд абсолютных этических ценностей, внеся ощутимый вклад в нравственный прогресс человечества.

Нашему обществу, все еще переживающему затяжной моральный кризис, есть что почерпнуть из этого фонда, положительно воспринятого и существенно обогащенного христианством и исламом, отнесенным российским законодательством вместе с иудаизмом к числу религий, составляющих «неотъемлемую часть исторического наследия народов России» 1.

Нам представляется, что будущим авторам религиоведческих книг и брошюр, составителям энциклопедий, сборников и справочников религиоведческого плана надлежит глубже и обстоятельнее изучить и иудаизм в целом, и его социально-этическую концепцию, чтобы дать читателям более адекватное представление об этой религии, ее роли в религиозной истории человечества и ее вкладе в духовную культуру России, чем это имело место в недавнем прошлом.

Сказанное полностью относится и к авторам учебников и учебных пособий по религиоведению, к преподавателям школьных и вузовских религиоведческих дисциплин, призванных дать учащейся молодежи объективную информацию обо всех конфессиях и деноминациях, существующих в нашей стране, и тем внести свой посильный вклад в процесс формирования в обществе толерантного отношения к религии как таковой и к ее различным модификациям.

Диссертант будет удовлетворен, если выполненная им работа хоть в какой-то степени поможет успешному решению упомянутых выше задач. Религиозные объединения. Свобода совести и вероисповедания., с. 407.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой