Эстетизация современной культуры и формы ее представления
Новую интерпретацию получают формы представления эстетизации культуры — ирония и юмор. Данные понятия, традиционно определяемые как эстетические, в новой парадигме становятся важнейшими формами представления тенденции эстетизации современной культуры. В исследовании рассматривается развитие понятий ирония (Платон, Ф. Шлегель, К. Зольгер, А. Мюллер, Т. Манн, Г. Ф. В. Гегель, А. Бергсон, Р. Музиль… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Эстетизация мира человека как основная тенденция формирования образа современной культуры
- 1. 1. Полисемантика культуры и экспликация культурных артефактов модерна и постмодерна в современности
- 1. 2. Расширение эстетических категорий на сферу культурологии и современной философии культуры
- Глава II. Ирония и юмор как источники динамики современной культуры в контексте трансформаций образа человека и его ценностей
- 2. 1. Динамика ценностных ориентиров современной культуры как основа перехода к эстетическим новациям. 2.2. Ирония как принцип диссимиляции и трансформации современной культуры
- 2. 3. Юмор как принцип динамической ассоциации различных культурных позиций в контексте современности
Эстетизация современной культуры и формы ее представления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования.
Актуальность темы
диссертационного исследования заключается в следующем: современная культура характеризуется усилением переходного состояния в своем развитии и усугублением культурного кризиса, особенно заявившего о себе на рубеже тысячелетий. Состояние «пограничности», присущее современной культуре, спровоцировано ходом научно-технической и последовавшей за ней информационной революций, повлекшими за собой глобализацию и динамизацию культурных процессов. Принимая во внимание следствия развития техногенной культуры, в основе своей ориентированной на науку и технику, возникает необходимость пересмотра существующих ориентиров и ценностей, положенных в основу культуры инструментальным разумом. Осмысление данных изменений, происходящих в культуре, требует разработки, во-первых, нового мировоззрения, позволяющего учитывать мобильность культуры, и, во-вторых, новых подходов в науках о культуре, способных зафиксировать данные изменения социокультурных процессов. Для разметки контура возможных подходов к современной культуре важным представляется рассмотрение современной социокультурной ситуации и выделение ее основных характеристик, что позволяет эксплицировать причины изменений, происходящих в культуре.
Обсуждаемые изменения в современной культуре приводят к формированию новых культурных ценностей и нового образа человека, что в итоге становится причиной формирования нового образа самой культуры под влиянием тенденции эстетизации. Данная тенденция предполагает расширение эстетического на сферу культуры в целом и может быть охарактеризована как эпистемологическая эстетизация, затрагивающая основы нашего восприятия и происходящая на глубинном уровне, и эстетизация повседневности, трансформирующая поверхность бытия. Именно принимая во внимание феномены эстетизации культуры, можно рассматривать смещение ценностных ориентиров, воспринимать гибкость и мобильность культуры.
Эстетизированная культура предполагает изменение поведения человека в мире. Это проявляется в переходе от проектного мышления эпохи Модерна к мышлению по типу «краткосрочного проекта», которое характеризуется смещением акцента с результата на процесс и возрастанием роли индивидуального события. Данная тенденция приводит к усилению интереса к культуре повседневности, выступающей «плавильным тиглем рациональности» [22]. При рассмотрении особого места в культуре, занимаемого процессами эстетизации мышления и повседневного существования человека, возникает вопрос: являются ли эти процессы случайными и внешними для современной культуры или отражают необходимые и существенные ее изменения? Если да, то каковы адекватные формы представления современной эстетизации в культурно-эстетическом сознании? Данные вопросы представляют проблему диссертационного исследования.
При анализе современной социокультурной ситуации в рамках данного исследования выделяются две основные характеристики современной культуры, дополняющие друг друга, а именно, текстуальность и перформативность. Эти характеристики поддаются описанию с помощью категорий, традиционно анализируемых как эстетические. В современной культуре, однако, эстетические категории могут рассматриваться более широко как категории, описывающие культуру в целом. Автор заостряет внимание на категориях «ирония» и «юмор», представляя иронию принципом диссимиляции и трансформации, характеризующим текстуальность современной культуры, а юмор рассматривая как принцип динамической ассоциации различных культурных позиций, подчеркивающий перформативность культуры. Таким образом, экспликация понятийного содержания иронии и юмора как наиболее адекватных форм проявления эстетизации культуры способствует расширению базы современного анализа культуры.
Важно отметить, что выбор темы исследования осуществлен в связи с необходимостью анализа современной культуры, выявления ее основных характеристик, определения значения процессов эстетизации и рассмотрения форм ее проявления. Выделение эстетизации в качестве одного из базовых процессов современной культуры и новая расстановка акцентов исследования определяют актуальность данной темы. Данное исследование предполагает отношение к культуре как к мобильному феномену со становящимися и изменяющимися ценностями и раскрытие механизмов данного становления и изменения. Подобный анализ позволяет принимать постоянно изменяющийся и динамичный мир и искать принципы его оптимизации. Актуальность настоящего исследования определяется также современным состоянием культурологических наук, в которых происходит смена исходных принципов и оснований на разломе онтологических платформ.
Актуальность темы
диссертационного исследования для собственно исследовательской практики представляет понятийный анализ тенденций развития современной культуры и тем самым расширение концептуального поля культурологических исследований. Необходимо отметить недостаточную исследованность и слабую разработанность данной темы в отечественной литературе. Практически отсутствуют публикации современных зарубежных исследователей в этой области на русском языке.
Степень разработанности проблемы.
Тема диссертационного исследования охватывает проблематику, освещающую сущностные характеристики современной культуры. В этой связи особое внимание уделяется понятиям «культура», «эстетизация», «текстуальность», «перформативность», «ценности», «юмор», «ирония».
Рассмотрение современной социокультурной ситуации делает необходимой дефиницию культуры, которая проводится в рамках культурно-антропологического и культурно-семиотического определений, базисным подходом для которых являются исследования культуры в области герменевтики (И. Гердер, В. Дильтей, Ф. Шлейермахер, Г. Г. Гадамер, П. Рикер), символизма (Э. Кассирер), семиотики (Ю.М. Лотман). Немаловажную роль при этом сыграли представления JI. Витгенштейна, Дж. Остина и Дж. Серля, работы которых предварили рассмотрение перформативности в культуре современности. Наряду с данными определениями культуры существуют различные подходы к культуре и, как результат этого, различные ее дефиниции [см. 54].
При рассмотрении методологического плюрализма в подходах к анализу культуры были проанализированы: философско-антропологический подход (Э. Тайлор, JI. Леви-Брюль, К. Леви-Строс), философско-исторический подход, имеющий множественные пересечения с философской антропологией (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Ф. В. Шеллинг, Вольтер, И. Гердер, Г. Ф. В. Гегель, Я. Буркхард, Й. Хейзинга, М. М. Бахтин, Н. Данилевский, О. Шпенглер, П. Сорокин, А. Тойнби), философско-социологический подход (В. Парето, Э. Дюркгейм, М. Вебер, К. Манхейм), системный подход (М.С. Каган). При обобщении различных подходов к культуре использовались работы П. С. Гуревича, B.C. Библера, а также исследователей герменевтического направления.
Различные дефиниции культуры дают представление о неоднородности современной социокультурной ситуации, ее многозначности и открытости. Она рассматривается современными исследователями как культура модерна (Ю. Хабермас, Д. Фрисби, В. Грасскамп, К. Лихтбау), как культура постмодерна (У. Эко, П. Козловски, Дж. Ваттимо, Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Бодрийяр, В. Велып, Ф. Джеймисон, И. П. Ильин, Л. А. Маркова, А.Е. Чучин-Русов, В. И. Самохвалова, Т.И. Голобородова), как культура постпостмодерна (Н.Б. Маньковская), либо как «второй модерн» (Г.П. Мюллер), или даже «гипермодерн» (Дж. Армитаж) (подробный анализ отечественной литературы к этой теме см. 80). Однако кризисность культуры признается всеми исследователями, начиная от классиков философии культуры (Г. Зиммель) и заканчивая современными (В.В. Бибихин, В. В. Бычков, JI.C. Бычкова, Г. С. Киселев, П. Козловски, С. Виетта и др.).
На фоне неоднозначности в определениях современной культуры в результате дебатов о «каноне» (Р. Барт, Ж.-Ф. Лиотар), разработки понятий «децентрации» (Ж.-Ф. Лиотар, Ж. Деррида, Ж. Делез, Ф. Гваттари) и «деконструкции» (Ж. Деррида) выделяются основные характеристики современной культуры: гибкость, легкость [168], открытость интерпретациям [172], фрагментарность и поливалентность.
Для появления данных характеристик культуры определяющей является тенденция эстетизации, рассмотрение которой было проведено после анализа трансформации принципов эстетики в современном мире. При этом рассмотрено развитие понятия «эстетика» (А.Г. Баумгартен, И. Кант, Ф. Ницше, В. Велып, О. Марквард, Ж. Бодрийяр, Н. Маньковская, Н. Гартман, Т. Адорно, Е.Г.Яковлев), появление новых трендов в самой эстетике и тенденций к эстетизации (Ж. Бодрийяр, В. Велып, О. Марквард, П. Слотердайк, Л. С. Сысоева, А.С. Мигунов) и фестивизации (Р. Бубнер, Ф. Мюре, В. Липп, О. Марквард), присущим современной культуре в целом. Данные тенденции возникают в результате формирования эстетического культурного сознания (И. Кант, Ф. Ницше, К. Р. Шерпе, В. М. Видгоф, Г. Д. Лихачев).
Эстетизация культуры приводит к необходимости рассмотрения новых культурных ценностей (Ж. Бодрийяр, П. Слотердайк, Э. Юнгер, И. Кальвино, В. Велып, В.Л. Губман) и формирования нового образа человека (М. Шелер, Дж. Батлер, Н. С. Рыбаков, К. Вухтерль). Новые культурные ценности возникают в результате смещения культурных акцентов и рассмотрения феномена повседневности (Б. Вальденфельс, Г. Плесснер, Э. Гуссерль, Л. Витгенштейн, У. Джеймс, Н. Элиас, Г. Г. Гадамер, Ю. Хабермас, Р. Барт, Ж. Бодрийяр) как феномена культуры.
Новую интерпретацию получают формы представления эстетизации культуры — ирония и юмор. Данные понятия, традиционно определяемые как эстетические, в новой парадигме становятся важнейшими формами представления тенденции эстетизации современной культуры. В исследовании рассматривается развитие понятий ирония (Платон, Ф. Шлегель, К. Зольгер, А. Мюллер, Т. Манн, Г. Ф. В. Гегель, А. Бергсон, Р. Музиль, В. О. Пигулевский, JI.A. Мирская, И. В. Черданцева, А. Ф. Лосев, В. П. Шестаков и др.) и юмор (Жан Поль, А. Хорн, Б. Джонсон, В. Шмидт-Хиддинг, 3. Фрейд, Н. Гартман, Цицерон, Ю. Шефер и др.), а также их положение в современной культуре (У. Япп, Э. Белер, К. Х. Борер, А. Хорн, Ж. Делез, В.И. Самохвалова). Причем в отечественных исследованиях, как правило, значение придается культурно-историческим аспектам данных понятий и не производится рассмотрение их значения в контексте современной культуры.
В качестве иллюстрации используются современные литературные произведения (Дж. Фаулз, У. Эко, В. Сорокин, П. Зюскинд, Т. Пинчон), произведения современных художников различных направлений (Дж. Кондо, Д. Боуи, Д. Тойш, Ю. Опи, Б. Виола, Ф. Плесси, А. Буллох, Ф. Вест, Кристо, У. де Мария, Л. Гиллик, Дж. Армледер), а также классиков искусства авангарда (П. Пикассо, М. Дюшан, С. Дали, А. Бретон).
Формы представления современной культуры — ирония и юмор связываются с текстуальностью [101, 102] и перформативностью как основными ее характеристиками. Данная связь, однако, является неразработанной, особенно перформативность как одна из основных характеристик культуры в отечественной традиции представлена фрагментарно. Среди зарубежных исследователей, обращавшихся к данному вопросу, особо выделяются Э. Фишер-Лихте, Г. Дирмозер, Б. Низлони [196].
Объектом исследования является тенденция эстетизации современной культуры в ее основных формах представления.
Предметом исследования являются ирония и юмор как формы представления эстетизации современной культуры и их взаимосвязь с основными ценностями и характеристиками современной культуры — текстуальностью и перформативностью.
Цели и задачи исследования.
Целью исследования является анализ эстетизации как основной тенденции современной культуры и рассмотрение иронии и юмора как форм представления эстетизации. В соответствии с поставленной целью определяются следующие задачи:
• Рассмотрение современной социокультурной ситуации и анализ становления ценностей современной культуры и нового образа человека как основание перехода к эстетическим новациям;
• Исследование тенденции эстетизации современной культуры как отражающей ее существенные, основные и необходимые изменения и обоснование того, что текстуальность и перформативность в результате эстетизации являются основными культурными характеристиками;
• Проведение концептуального анализа иронии и юмора как форм представления эстетизации современной культуры;
• Представление иронии как принципа диссимиляции и трансформации, а юмора как принципа сосуществования различных культурных позиций современного культурно-эстетического сознания.
Методологической основой диссертационного исследования являются культурологические методы и подходы, в основе которых лежит положение о герменевтической открытости интерпретации и критическая рефлексия по отношению к собственной исследовательской позиции. При этом используются понятия и концептуальные положения, разработанные отечественными и зарубежными исследователями. В работе над отдельными разделами диссертации применяются аналитический, компаративный и исторический методы исследования. В качестве наиболее значимых концептов работы можно считать эпистемологическую эстетизацию, эстетизацию повседневности, текстуальность, перформативность, юмор и иронию.
Научная новизна исследования заключается в том, что:
• В результате исследования современной социокультурной ситуации эксплицированы новые культурные ценности как основание перехода к эстетическим новациям.
• Впервые в отечественной культурологической мысли показано, что перформативность и текстуальность в результате эстетизации современной культуры являются ее основными характеристиками.
• Определены новые позиции иронии и юмора в современной культуре, которые выражают эстетизацию современной культуры и представляют текстуальность и перформативность как ее основные характеристики.
• По-новому раскрыто содержание категорий иронии и юмора. Ирония является принципом диссимиляции и трансформации культурно-эстетического сознания, а юмор представлен как принцип сосуществования различных позиций в культурном сознании.
Положения, выносимые на защиту:
1. Тенденция эстетизации культуры является существенной и необходимой, а не просто случайной и внешней характеристикой изменений, происходящих в современной культуре.
2. Открытость, интерпретативность, нелинейность культурного развития характеризуют динамику процессов, выражаемых и эстетизацией, и определяют текстуальность и перформативность в качестве ее основных характеристик. Адекватными формами представления тенденции эстетизации современной культуры являются юмор и ирония.
3. Расширение процессов эстетизации на всю сферу современной культуры демонстрирует, что эстетические категории иронии и юмора становятся категориями общекультурными, эвристично описывающими и современную социокультурную ситуацию, поскольку позволяют схватить текстуальный и перформативный характер культуры.
4. Ирония представлена важнейшим источником динамики, неся в себе dissimilatio и осмысление относительности культурных ценностей. Ирония, открывая пространство бесконечности возможных миров, определяет характер интерпретации текстов современной культуры.
5. Юмор, выступая способом представления разнородного в ситуации культурной неопределенности и нелинейности, является формой динамической ассоциации культурных феноменов современности и определяет перформативный характер современной культуры.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что диссертационное исследование, являясь результатом анализа как отечественных, так и зарубежных источников, не получивших пока широкого распространения в отечественных исследованиях, создает новый теоретический подход к процессу эстетизации мира в рамках современной культуры. Основные положения и выводы исследования могут быть использованы в дальнейших интерпретациях образов современной культуры, процессов эстетизации, изучения новых культурных ценностей, что имеет значимость для философии культуры, философской антропологии, культурологии и эстетики.
Использование зарубежных источников, параллельный текст цитат в оригинале и авторском переводе, анализ современных зарубежных произведений по философии культуры позволяет значительно расширить проблемное поле культурологических исследований.
Материалы диссертации использовались и могут быть использованы при подготовке лекционных курсов и проведении занятий по спецкурсам «Культурология» и «Мировая художественная культура».
Апробация исследования.
Основные положения диссертации автор представил на международном конгрессе «Наука, образование, культура на рубеже тысячелетий», Томск, 20−25 декабря 1999 г.- на IV межвузовской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование», Томск, 24−29 апреля 2000 г.- на научной конференции «Литература в современном культурном пространстве», Томск, 2000 г.- на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «III Сибирская школа молодого ученого», Томск, 23 декабря 2000 г.- на международной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «IV Сибирская школа молодого ученого», Томск, 17−19 декабря 2001 г.- на общероссийской конференции «Наука и образование», Томск, 15−20 апреля 2002 г.
Наиболее важные аспекты исследования обсуждались в Institut fur Literaturwissenschaft, Universitat Karlsruhe, Deutschland во время пребывания в Германии с целью исследований под руководством Prof. Dr. Uwe Japp, руководителя Института, в июне-июле 2001 г. Положения диссертации, касающиеся рассмотрения юмора и иронии, неоднократно обсуждались с профессором У. Яппом после возвращения из Германии.
Результаты диссертационного исследования опубликованы в 5 статьях.
Объем и структура работы.
Диссертация состоит из введения, двух глав, 5 параграфов, заключения и списка литературы на русском, английском и немецком языках, включающего 234 наименования, объем диссертации 138 страниц.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Анализ социокультурной ситуации позволил констатировать полисемантичность современного культурного континуума. Это характеризуется появлением новых культурных тенденций, возникших в результате изменения типа культурного сознания, ориентированного в современности на плюрализм, открытость и незавершенность процессов, внимание к инаковому и коммуникационную корректность. Современное культурное сознание развивается под влиянием процессов эстетизации, являющихся определяющими для современной культуры.
Вследствие этого нами проведен анализ эстетизации культуры, для чего были рассмотрены основные виды эстетизации, а именно эпистемологическая эстетизация, расширение эстетизации и самих искусств и эстетизация повседневности. Наиболее подробно была рассмотрена эстетизация повседневности, так как именно повседневность на сегодняшний день помогает остановить распадение современной культуры на сепаратные области в ситуации ценностного плюрализма и релятивизма. Именно эстетизированная повседневность играет ведущую роль в формировании ценностей современной культуры.
Таким образом, эстетизация повседневности, происходящая в результате сближения искусства и повседневной жизни, а также эпистемологическая эстетизация, касающаяся основ нашего познания, приводят к тому, что феномены, традиционно рассматриваемые как неэстетические, рассматриваются с помощью эстетических категорий, расширивших свое значение. В этой связи культура приобретает две главные характеристики: текстуальность и перформативность, сочетание которых позволяет относиться к культуре как открытому процессу, предполагающему нелинейность развития. Дальнейшее рассмотрение динамики отношений текстуальности и перформативности представляется одной из возможных перспектив в исследовании данной проблемы, поскольку данное исследовательское поле только обозначено.
Нелинейность развития современной культуры основывается на идее бесконечности интерпретаций и приводит к изменению модели человеческой жизни и отношению к ней как череде краткосрочных проектов, в основании которых заложен принцип междисциплинарности. Бесконечность интерпретаций способствует повышению значения новых культурных ценностей легкости и гибкости, приводящих к динамике и изменениям, характеризующим современную культуру. В этой связи возникает вопрос о проблеме объединяющих культурных ценностей, так как постоянные изменения несут в себе опасность утраты единого культурного пространства и невозможности воспринимать объединяющие культурные ценности.
Нами выделен образ человека в современной культуре, соответствующий культурным ценностям гибкости и легкости — homo aestheticus и homo festivus, альтернативой которым мог бы стать homo creativus, представляющий одну из возможных исследовательских перспектив. Интерес представляет и рассмотрение новых способов общения между людьми, между человеком и миром, основанных на новых культурных ценностях.
Новые культурные ценности, появляющиеся в результате процессов эстетизации культуры, предполагают изменение содержания и области применения эстетических категорий. В связи с текстуальностью и перформативностью как важнейшими характеристиками культуры на передний план исследования выходят ирония и юмор, в основе своей являясь источниками мобильности и толерантности. Таким образом, юмор и ирония приобретают значение общекультурных категорий, фундируя перформативность и текстуальность.
Рассмотрение трансформации понятий ирония и юмор в современной культуре приводит к выводу, что ирония представляется источником динамики, открывая пространство возможностей экзистенции в поливалентности культуры, а юмор создает динамическую ассоциацию различных точек зрения. Ирония при этом представляется тесно связанной с текстуальностью и определяет именно эту характеристику современной культуры, а юмор, предполагая принципиальную нетотальность, обосновывает нелинейные категории и отражает вторую важнейшую характеристику современной культуры — перформативность.
Одним из важнейших проблемных полей, нуждающихся в дальнейшей разработке, нам представляется юмор, характеризующий нелинейность и нелинейные категории. Разработка данного категориального аппарата позволит более точно описывать процессы, происходящие в современной культуре и прослеживать постоянные изменения. Оперирование нелинейными категориями более подходит в мире, в котором стираются границы между реальным и возможным, в мире, в котором виртуальная реальность играет все большую роль. В нашем исследовании только намечены нелинейные категории, следующим же шагом может быть рассмотрение их функционирования.
В этом свете новую актуальность приобретает проблема соотношения этического и эстетического, так как в эстетизированном мире, предполагающем возможность непрерывной трансформации ценностей, учитывая усиление технических и информационных возможностей человека, возрастает значимость существования этических норм и развитие толерантности как основы существования.
Таким образом, диссертационное исследование, посвященное экспликации культурного значения процессов эстетизации современной культуры и форм представления данных процессов, открывает пространство для дальнейших культурфилософских, культурантропологических исследований. Вместе с тем, рассмотренные нами артефакты современных литературы и искусства позволяют использовать данное исследование для междисциплинарных проектов.
Список литературы
- Американская философия искусства. — Екатеринбург: Деловая книга, 1997.-318 с.
- Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М.: Прогресс, 1993.607 с.
- Барт P. S/Z. М., 1994. — 302 с.
- Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.: Прогресс — Универс, 1994.-616 с.
- Барт Р. Мифологии. М.: Изд. им. Сабашниковых, 2000. — 320 с.
- Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культурасредневековья и Ренессанса. М., 1990. — 541 с.
- Бахтин М.М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. — 304 с.
- Бергсон А. Смех. М.: Искусство, 1992. — 127 с.
- Бергсон А. Творческая эволюция. М.: Канон-пресс, Кучково поле, 1998.384 с.
- Бибихин В.В. Новый ренессанс. М.: МАИК-Наука, Прогресс-Традиция, 1998.-496 с.
- Бодрийяр Ж. Забыть Фуко. СПб.: Владимир Даль, 2000. — 90 с.
- Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. М.: Добросвет, 2000. — 258 с.
- Бодрийяр Ж. Система вещей. М.: Рудомино, 1999. — 222 с.
- Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000. — 318 с.
- Брюханцева Н.В. Фантазия как философско-антропологическая проблема.
- Автореф. дис. канд. филос. н. Томск, 2002. — 21 с.
- Буденкова В. Е. К проблеме формирования образа культурыбудущего/УДефиниции культуры. Томск: Изд-во ТГУ, 1999. — Выпуск 4. — С. 50−53.
- Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии: Опыт исследования. М.:1. Юристъ, 1996.- 592 с.
- Бурмакин Э. В. Эстетосфера культуры// Дефиниции культуры. Томск:
- Изд-во ТГУ, 1999. Выпуск 4. — С. 3−6.
- Бычков В.В., Бычкова Л.С. XX в.: предельные метаморфозы культуры//
- Полигнозис. 2000. — № 2. — С. 63−77.
- Вальденфельс Б. Мотив чужого. Мн.: Пропилеи, 1999. — 176 с.
- Вальденфельс Б. Повседневность как плавильный тигльрациональности//Социологос № 1. М: Прогресс, 1991. — С. 39−51.
- Вальденфельс Б. Своя культура и чужая культура. Парадокс науки о
- Чужом"//Логос. М.: Гнозис, 1994. — № 6. — С. 77−95.
- Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания: деятельностный подход
- Опыт философского анализа). Томск: Изд-во ТГУ, 1992. — 153 с.
- Гадамер Г. Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1986. — Т. 1. — 312 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1986. — Т.2. — 326 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1986. — Т.З. — 621 с.
- Гегель Г. В. Ф. Эстетика. М.: Искусство, 1986. — Т.4. — 675 с.
- Голобородова Т.Н. Феномен игры в культуре постмодерна: проблемыфилософского анализа. Дис. к. филос. н. Барнаул, 2000. — 150 с.
- Губман B.JI. Общечеловеческие ценности и эпоха постмодернизма //
- Культура и ценности. Тверь, 1992. — С. 3−7.
- Гуревич А .Я. Проблемы средневековой народной культуры. М.:1. Искусство, 1981. 359 с.
- Гуревич П.С. Философия культуры. М.: АО Аспект пресс, 1994. — 317 с.
- Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия //
- Культурология XX век. М.: Юристъ, 1995. — С. 297−331.
- Данилевский Н. Я. Россия и Европа. М.: Книга, 1991. — 573 с.
- Делез Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях.
- Бергсонизм. Спиноза. М.: ПЕР СЭ, 2000. — 351 с.
- Делез Ж. Логика смысла. Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 480 с.
- Делез Ж. Марсель Пруст и знаки. СПб.: Алетейя, 1999. — 190 с.
- Делез Ж. Ницше. СПб.: Аксиома, 1992. — 186 с.
- Делез Ж. Различие и повторение. ТОО ТК Петрополис, 1998. — 384 с.
- Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? М.: Институтэкспериментальной социологии, СПб.: Алетейя, 1998. 288 с.
- Деррида Ж. О грамматологии. М.: Ad Marguinem, 2000. — 511 с.
- Деррида Ж. Письмо и различие. М.: Академический Проект, 2000. — 495 с.
- Егоров B.C. Философия открытого мира. Москва, Воронеж, 2002. — 320 с.
- Жан-Поль. Приготовительная школа эстетики. М.: Искусство, 1981.448 с.
- Жирмунский В.М. Немецкий романтизм и современная мистика. СПб.:
- Аксиома, Новатор, 1996. 232 с.
- Западное искусство XX в.: Современные искания и культурные традиции.1. М.: Наука, 1997.-247 с.
- Зиммель Г. Избранное. Том 1. Философия культуры. М.: Юрист, 1996.671 с.
- Иванов Д.В. Критическая теория и виртуализация общества// Социс.1999. -№ 1.- С. 32−41.
- Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюцияодного научного мифа. М.: Интрада, 1998. — 255 с.
- Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971.-766 с.
- Каган М.С. Философия культуры. СПб.: Петрополис, 1996. — 416 с.
- Как всегда об авангарде. Антология французского театральногоавангарда. М.: Изд. Гитис, 1992. — 284 с.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М., 1990.-415 с.
- Камю А. Творчество и свобода. М., 1990. — 602 с.
- Кант И. Критика чистого разума. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — 672 с.
- Кассирер Э. Сущность и действие символического понятия//Избранное:
- Индивид и космос. М.- СПб.: Университетская книга, 2000. — С. 271 437.
- Кассирер Э. Философия символических форм: Введение и постановкапроблемы//Культурология XX век. М.: Юристъ, 1995. — С. 163−213.
- Киркегор С. О понятии иронии //Логос. 1993. — № 4. — С. 176−199.
- Киселев Г. С. «Кризис нашего времени» как проблема человека//ВФ. 1999.- № 1. С. 40−53.
- Козловски П. Культура постмодерна. М.: Республика, 1997. — 240 с.
- Корневище 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000. — 333 с.
- Корневище OA. Книга неклассической эстетики. М., 1999. — 303 с.
- Коробейникова Л.А. Мультивидение современнойкультурологии//Дефиниции культуры. Томск: Изд-во ТГУ, 2001. -Вып.5. — С.13−18.
- Культура: теории и проблемы. М.: Наука, 1995. — 277 с.
- Культурология. Феникс, 1995. — 576 с.
- Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М.: Прогресс1. Академия, 1992. 376 с.
- Леви-Брюль Л. Сверхестественное в первобытном мышлении. М.:
- Педагогика-пресс, 1994. 604 с.
- Леви-Строс К. Структурная антропология. М.: Экспо-пресс, 2001. — 512 с.
- Лейбниц Г. В. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1989. — Т. 4. — 554 с.
- Лиотар Ж.-Ф. Ответ на вопрос: что такое постмодерн?//Ad Marguinem 93.
- Ежегодник. М.: Ad Marguinem, 1994. — С. 303−324.
- Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Алетейя, 1998. — 160 с.
- Лихачев Г. Д. Диалектика взаимодействия эстетического сознания ихудожественной культуры (Методологические исследования). Новосибирск: Изд-во НГАВТ, 1995.- 199 с.
- Лихачев Д.С. Смех как мировоззрение//Лихачев Д. С. Историческая поэтикарусского языка: смех как мировоззрение. СПб.: Алетейя, 2001. — С. 342 404.
- Лосев А.Ф., Шестаков В. П. История эстетических категорий. М.:1. Искусство, 1964. 376 с.
- Лотман Ю. М. Выход из лабиринта //Эко У. Имя розы. СПб., 1999.1. С.650−670.
- Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПБ, 2000. — 704 с.
- Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.: Алетейя, 2000. — 347 с.
- Маркарян Э.С. Науки о культуре и императивы эпохи. М., 2000. — 127 с.
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.294 с.
- Маркова Л. А. Теология в эпоху постмодернизма//ВФ. 1999. — № 2.1. С. 109−128.
- Мигунов А.С. Vulgar: эстетика и искусство во второй половине XX в. М., 1991.-64 с.
- Музиль Р. Человек без свойств. М.: Ладомир, 1994. — Кн. 2. — 502 с.
- Музиль Р. Человек без свойств. М.: Ладомир, 1994. — Кн.1. — 751 с.
- Мюре Ф. После истории//ИЛ. 2001. — № 4. — С. 224−242.
- Найман Е.А. Пародирование как философский метод. Томск, 1992.110 с.
- Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. СПб.: Азбука, 2000. — С. 31 219.
- Ортега-и-Гассет X. Положение науки и исторический разум // Что такоефилософия? М.: Наука, 1991.-408 с.
- Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.-588 с.
- Петров Ю.В. Антропологический образ философии. Томск, 1997. 448 с.
- Петрова Г. И. Постмодернизм и игра. Новый проект человека//Сибирь.
- Философия. Образование. Новокузнецк, 1999. — № 3. — С. 57−67.
- Пигулевский В.О., Мирская Л. А. Символ и ирония. Кишинев, 1990.165 с.
- Пинчон Т. Выкрикивается лот 49. СПб.: Симпозиум, 2000. — 408 с.
- Платон. Собрание сочинений. Апология Сократа. М.: Греко-латинскийкабинет, 2000. Т.1. — 151 с.
- Постмодернизм и культура. Материалы круглого стола//ВФ. 1993. — № 3.1. С. 3−17.
- Рикер П. Конфликт интерпретаций. М.: Медиум, 1995. — 415 с.
- Рорти Р. Случайность, ирония и солидарность. М.: Русскоефеноменологическое общество, 1996. 282 с.
- Рорти Р. Философия и зеркало природы. Новосибирск: Изд. Новосибирского университета, 1997. — 320 с.
- Руднев В. П. Морфология реальности. Исследование по «Философии текста». М.: Гнозис, 1996. — 207 с.
- Руднев В.П. Словарь культуры XX в. М.: Аграф, 1999. — 384 с.
- Рыбаков Н.С. Методологический аспект идеи цельного человека: междисциплинарный подход//Полигнозис. 1999. — № 1. — С. 52−68.
- Самохвалова В.И. Контуры постдействительности//Полигнозис. 1999. -№ 2. — С. 20−38.
- Самохвалова В.И. Массовый человек реальность современного информационного общества//Полигнозис. — 2000. — № 1. — С. 16−35.
- Сартр Ж.-П. Проблемы метода. М., 1993. — 240 с.
- Сартр Ж.-П. Стена: Избранные произведения. М., 1992. — 480 с.
- Слотердайк П. Критика цинического разума. Екатеринбург: Изд. Уральского университета, 2001. — 584 с.
- Сорокин В. Роман. М.: Б.С.Г.-Пресс, 2000. — 632 с.
- Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М.: Политиздат, 1992. -544 с.
- Суслова Т.И. Действительность и педагогика постмодернизма// Непрерывное педагогическое образование: качество, проблемы, перспективы. Материалы общероссийской конференции. Томск: Изд-во ТГПУ, 2002.-С. 140−143.
- Сысоева JI.C. Антропологический образ культуры и его поиски на рубеже тысячелетий// Вестник ТГПУ. 2000. — Выпуск 3, Серия: Гуманитарные науки. — С. 3−7.
- Сысоева JI.C. Приходько Д. Н. Эстетическая потребность и эстетическая деятельность. Томск: Изд. Томского университета, 1980. — 160 с.
- Сысоева JI.C. Социально-деятельностная концепция эстетического воспитания. Диссертация на соискание ученой степени доктора филос. наук. Томск, 1990. — 337 с.
- Сысоева JI.C. Сущность и основные виды эстетической потребности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата филос. наук. -Томск, 1974.-187 с.
- Сысоева JI.C. Эстетическая деятельность и эстетическое воспитание. -Томск: Изд. Томского университета, 1989. 232 с.
- Сысоева Л.С., Махлина С. Т. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание. Томск: Изд. Томского университета, 1993. -184 с.
- Сысоева Л.С., Сайфуллина М. В. Художественная культура как способ эстетического бытия человека//Вестник ТГПУ. 2000. — Выпуск 7, Серия: Гуманитарные науки. — С. 40−44.
- Танатография Эроса. СПб: Мифрил, 1994. — 346 с.
- Тейлор Э.Б. Первобытная культура. М.: Политиздат, 1989. 572 с.
- Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. — 736 с.
- Тоффлер А. Футурошок. СПб.: Лань, 1997. — 464 с.
- Турчин B.C. По лабиринтам авангарда. М.: Изд. МГУ, 1993. -248 с.
- Тэн И. Философия искусства. М.: Искусство, 1996. — 350 с.
- Ушакин С.А. После модернизма: язык власти или власть языка//ОНС. -1996. № 5.-С. 130−142.
- Фаулз Д. Любовница французского лейтенанта. М.: Гудьял-Пресс, 1999. -512 с.
- Философский прагматизм Ричарда Рорти и российский контекст. М.: Традиция, 1997.-288 с.
- Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М.: Лабиринт, 1997. -448 с.
- Фуре В.Н. Философия незавершенного модерна Ю. Хабермаса. Минск: Экономпресс, 2000. — 224 с.
- Хабермас Ю. Модерн незавершенный проект//ВФ. — 1992. — № 4. — С. 4053.
- Хейзинга Й. Homo ludens. М.: Прогресс — Традиция, 1997. — 416 с.
- Хейзинга Й. Осень Средневековья. М.: Наука, 1988. — 540 с.
- Черданцева И.В. Ирония: От понятия к методу философствования. -Екатеринбург, 1999. 166 с.
- Чучин-Русов А. Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика?//ВФ. 1999. — № 4. — С. 24−42.
- Шелер М. О положении человека в космосе//Проблема человека в западной философии. М.: Прогресс, 1988. — С. 31−95.
- Шестаков В.П. Эстетические категории: опыт систематического и исторического исследования. М., 1983. — 385 с.
- Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. В 2-х томах. М.: Искусство, 1983. — Том 1. — 479 с.
- Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М.: Московский клуб, 1992. — 395 с.
- Шпенглер О. Закат Европы. М.: Мысль, 1993. — 663 с.
- Эко У. Имя розы. СПб: Симпозиум, 1999. — 685 с.
- Эко У. Маятник Фуко. Киев: Ф1та, 1995. — 746 с.
- Эко У. Метафизика детектива//Эко У. Заметки на полях «Имени розы"//Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 1999. — С. 628−629.
- Эко У. Остров накануне. СПб: Симпозиум, 1999. — 496 с.
- Эко У. Постмодернизм, ирония, занимательность//Эко У. Заметки на полях «Имени розы"//Эко У. Имя розы. СПб.: Симпозиум, 1999. -С. 635−639.
- Яковлев Е.Г. Эстетика. М.: Гардарики, 2000. — 464 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994. — 527 с.
- Academik American Encyclopedia. Danbury (Conn.), 1993. — Bd. 1.
- Armitage J. From Modernism to Hypermodernism and Beyond//Theory Culture & Society. London: SAGE Publikation, 1999. — Volume 16. -Numbers 5−6. — P. 25−57.
- Bell V. Performativity and Belonging//Theory Culture & Society. Special Issue on: Performativity and Belonging. London: SAGE Publikations, 1999. -Volume 16. Number 2. — P. 1−11.
- De Liano I.G. Dali. Spain: Ediciones Poligrafia, S.A., 1990. — 141p.
- Gimenez-Frontin J.L. Theatre-Museum Dali. Tusquets/Electa Art Guides, 1994. — 97 p.
- Jonson B. Every Man out of his Humour//Jonson B./Hg. C.H. Herford and P. Simpson. Oxford, 1927. — Bd. 3.
- Lichtbau K. Differentiations of Modernity//Theory Culture & Society. Explorations in Critikal Social Science. London: SAGE Publikations, 1999. -Volume 16. — Number 3. — P. 1−31.
- Luhmann N. Deconstruction as Second-order Observing//New Literary History 24.- 1993.-P. 763−782.
- Maynard U. K. Performing postmodernity. New York, Berlin, Fr. am Main: Lang, 1995. — 92 p.
- Moynihan R. Interview with Paul de Man//Yale Review 73. -1983−1984. -P. 506−602.
- Vattimo G. The End of Modernity. Baltimore: Polity Press, 1988. — 184 p.
- Vietta S. Die literarische Moderne. Eine problemgeschichliche Darstellung der deutschsprachigen Literatur von Holderlin bis Thomas Bernhard. Stuttgart: Metzler, 1992. — 361 S.
- Adomo T.W. Asthetische Theorie. Fr. am Main: Suhrkamp Verlag, 2000. -569 S.
- Baumgarten A.G. Aesthetika. Hildesheim., 1970.
- Behler E. Ironie und literarische Moderne. Padeborn, Miinchen, Wien, Ziirich: Ferdinand Schoningh, 1997. — 336 S.
- Behler E. Klassische Ironie. Romantische Ironie. Tragische Ironie. Zur Ursprung dieser Begriffe. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1972.- 170 S.
- Bohrer К. H. Das Ethische im Asthetischen//Merkur. Stuttgart: Klett-Cotta, 2000. — Heft 12. — S. 1149−1238.
- Bohrer K.H. Zum historischen Ironieverlust der Moderne//Postmodeme. Eine Bilanz. Merkur. Stuttgart: Klett-Cotta, 1998. — Heft 9/10. — S. 794−808.
- Bdhringer H. Lebenskunst revisited//Kunstforum international. Lebenskunst als Real Life, 1999. Bd. 143. S. 90−95.
- Bubner R. Astetisierung der Lebenswelt//Das Fest. Munchen: Wilchelm Fink Verlag, 1989. — S. 651−662.
- Calvino I. Sechs Vorschlage fur das nachste Jahrtausend. Munchen, Wien: Carl Hanser Verlag, 1991. — 173 S.
- Das Fest. Munchen: Wilchelm Fink Verlag, 1989. — 712 S.
- Das Komische. Munchen: Wilchelm Fink Verlag, 1976. — 465 S.
- Deutsche Kunst im 20. Jahrhundert. Malerei und Plastik 1905−1989. -Munchen: Prestel, 1986. 504 S.
- Eco U. Die Grenzen der Interprenation. Munchen, Wien: Carl Hanser Verlag, 1992.-477 S.
- Freud S. Der Humor//S.F.: Gesammelte Werke. 4. Auflage. Fr. am Main, 1968.- Bd. 14. — S.383−389.
- Freud S. Der Witz und seine Beziehung zum UnbewuBten. Fr. am Main, Hamburg, 1958. — 264 S.
- Frisby D. Fragmente der Moderne. Daedalus Verlag, 1989. — 311 S.
- Frtichtl J. Ubermenschen, Supermanner, Cyborgs//Sonderheft Merkur. Zukunftdenken nach den Utopien, 2001. Heft 9/10. — S. 897−912.
- Gelz A. Postavangardische Asthetik: Positionen der franzosischen und italienischen Gegenwartsliteratur. -Tubingen: Niemeyer, 1996. 262 S.
- Grasskamp W. Ist die Moderne eine Epoche?// Postmoderne: Eine Bilanz. Merkur. Stuttgart: Klett-Cotta, 1998. — Heft 9/10. S. 757−766.
- Habermas J. Der philosophische Diskurs der Moderne. Suhrkamp, 1985. -278 S.
- Haftman W. Malerei im 20. Jahrhundert. In 2 Bandern. Eine Bildenzyklopedie mit 1011 Abbildungen. Munchen: Prestel, 1987. — Band 2. — 417 S.
- Hess W. Dokumente zum Verstandnis der modernen Malerei. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1990. — 221 S.
- Historisches Worterbuch der Philosophie/Hrsg. von Joachim Ritter. Basel, 1971.-Bd. 1.
- Hoffenmeister G. Deutsche und europaische Romantik. Stuttgart: Metzler, 1990. — 242 S.
- Horn A. Das Komische im Spiegel der Literatur. Wurzburg: Konigshausen und Neumann, 1988. — 311 S.
- Jamison F. Postmoderne zur Logik der Kultur im Spatkapitalismus// Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. — Rowohlts enzyklopadie, 1989.-S. 45−103.
- Japp U. Die narrative Instanz des Humoristen in Dr. Katzenbergers Badereise//Jahrbuch der Jean-Paul Gesellschaft. Weimar: Verlag Hermann Bohlaus Nachfolger, 2001. — S.293−304.
- Japp U. Literatur und Modernitat. Fr. am Main: Vittorio Klostermann, 1987.- 368 S.
- Japp U. Theorie der Ironie. Fr. am Main: Vittorio Klostermann, 1999. -345 S.
- Junger E. Uber den Schmerz//Samtliche Werke. Stuttgart, 1980. -Bd. 7.
- Knodt R. Asthetische Korrespondenzen. Denken im technischen Raum. -Stuttgart: Philipp Reclam, 1994. 166 S.
- Koslowsky P. Der Mythos der Moderne. Die dichterische Philosophie Ernst Jtingers. Miinchen: WilchelmFink Verlag, 1991. — 200 S.
- Koslowsky P. Risikogesellschaft als Grenzerfahrung der Moderne. Fur eine post-moderne Kultur//Philosophie als Zeitdiagnose. Ansatze der deutschen Gegenwartsphilosophie. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1991.-S. 121−143.
- Kunstforum international. Asthetik ohne Absicht. 2000. — 506 S.
- Kunstforum international. Der gerissene Faden. Nichtlineare Techniken in der Kunst. 2001. — Bd. 155. — 512 S.
- Kunstforum international. Der homoerotische Blick. 2001. — Bd. 154. -509 S.
- Kunstforum international. Lebenskunstwerke (LKW). 1998. — Bd. 142. -507 S.
- Kunstforum international. Transgene Kunst: Klone und Mutanten. 2001. -Bd.157.-496 S.
- Kunstforum international. Zeit. Existenz. Kunst. April-Juni, 2000. — Bd. 150.- 512 S.
- Lipp W. Feste heute: Animation, Partizipation und Happening//Das Fest. -Miinchen: WilchelmFink Verlag, 1989. S. 662−683.
- Literaturwissenschaft/Hrg. von H. Brackert und J. Stiickrath. Reinbek bei Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag GmbH, 1992. — 736 S.
- Liitzeler P.M. Von der Spatmoderne zur Postmoderne//Spatmoderne und Postmoderne. Beitrage zur deutschsprachigen Gegenwartsliteratur. Fr. am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1991. — S. 11−23.
- Mann T. Humor und Ironie//Gesammelte Werke in zwolf Banden. Stokholm, 1960.-Band 11.
- Marquard О. Aesthetica und Anaesthetica. Philosphische Uberlegungen. -Paderborn- Mtinchen- Wien- Zurich: Schoningh, 1989. 166 S.
- Marquard O. Moratorium des Alltages. Eine kleine Philosophic des Festes//Das Fest.- Mtinchen: Wilchelm Fink Verlag, 1989. S. 684−691.
- Marquard O. Zeitalter oder Weltfremdheit? Beitrag zur Analyse der Gegenwart//Phiosophie als Zeitdiagnose. Ansatze der deutschen Gegenwartsphilosophie. Darmstadt: Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 1991.-S. 81−96.
- Metzler Lexikon Literatur- und Kulturtheorie/Hrg. von A. Ntinning. -Stuttgart, Weimar: Verlag J.B. Metzler, 2001. 706 S.
- Mtiller H.P. Das stille Ende der Postmoderne// Postmoderne. Eine Bilanz. Merkur. 1998. — Heft 9−10. — S. 975−981.
- Munch R. Die Kultur der Moderne. In 2 Bandern. Suhrkamp, 1986. -Band 1.-497 S.
- Petersen J.H. Der deutsche Roman der Moderne: Grundlegung-Typologie-Entwicklung. Stuttgart: Metzler, 1991. — 424S.
- Pflaum M. Die Kiltur-Zivilisation-Antithese im Deutschen//Kultur und Zivilisation. Mtinchen, 1967. — Bd. 3.
- Philosophic der Gegenwart in Einzeldarstellungen. Stuttgart: Alfred Kroner Verlag, 1991. — 659 S.
- Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. Reinbek bei Hamburg: rowohlts enzyklopadie, 1989. — 347 S.
- Preisendanz W. Humor als Rolle//Identitat. Mtinchen: Wilchelm Fink Verlag, 1979. — S. 423−435.
- Richter J.- P. Vorschule der Asthetik/AVerke. Mtinchen: Karl Hanser Verlag, 1963.-S. 11−512.
- Rombach H. Strukturantropologie. Freiburg/Munchen: Verlag Karl Alber, 1993.-439 S.
- Schafer J. Wort und Begriff «humour» in der elisabethanischen Komodie. -Mtinster, 1966.
- Scherpe K. R. Dramatisierung und Entdramatisierung des Untergangs zum asthetischen BewuBtsein von Moderne und Postmoderne//Postmoderne. Zeichen eines kulturellen Wandels. — Reinbek bei Hamburg: rowohlts enzyklopadie, 1989. — S. 270−302.
- Schmidt-Hidding W. (Hrsg). Humor und Witz. Mtinchen, 1963.
- Sloterdijk P. Die Verachtung der Massen. Versuch tiber Kulturkampfe in der modernen Gesellschaft. Fr. am Main: Suhrkamp Verlag, 2000. — 95 S.
- Sloterdijk P. Kopernikanische Mobilmachung und ptolemaische Abrtistung. -Fr.amM.: Suhrkamp, 1987. -126 S.149
- Sloterdijk P. Kritik der zynischen Vernunft. Fr. am Main, 1983. — Bd. 1. -396 S.
- Solger K.W.F. Beurteilung der Vorlesungen tiber dramatische Kunst und Literatur// Solgers nachgelassene Schriften und Briefwecksel. Band 2.
- Sprachen der Ironie. Sprachen des Ernsten. Hrsg. Von Karl Heinz Bohrer. Fr. am M.: Suhrkamp, 2000. — 428 S.
- Stationen der Moderne. Die bedeutenden Kunstaustellungen des 20. Jahrhunderts in Deutschland. 1989. — 557 S.
- Suskind P. Das Parfum. Die geschichte eines Morders. Diogenes Verlag, 1994. — 320 S.
- Texte zur Literaturtheorie der Gegenwart. Stuttgart: Philipp Reclam, 1996. -485 S.
- Thomas K. Bis Heute. Stilgeschichte der bildenden Kunst im 20.Jahrhundert. -Koln: DuMont Buchverlag, 1988. 395 S.
- Vogt P. Geschichte der deutschen Malerei im 20. Jahrhundert. Koln: DuMont Verlag, 1989. — 478 S.
- Wellmer A. Zur Dialektik von Moderne und Postmoderne: Vernunftkritik nach Adorno. Fr. am Main: Suhrkamp, 1985. — 165 S.
- Welsch W. Asthetisches Denken. Stuttgart: Philipp Reclam, 1995. — 224 S.
- Welsch W. Grenzgange der Asthetik. Stuttgart: Philipp Reclam, 1996. -350 S.
- Welsch W. Unsere postmoderne Moderne. Berlin: Akademie Verlag, 1997. -346 S.
- Wuchterl K. Lehrbuch der Philosophie: Probleme Gmndbegriffe -Einsichten. — Bern- Stuttgart: Haupt, 1992. — 277 S.
- Vocabulair d4Esthetigue. Paris, 1990.