Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Открытость как антропокультурное основание бытия и ее проявление в образовании

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Апробация основных положений исследования Положения диссертации, изложенные в пунктах научной новизны, были положены в основу проводимых под руководством автора межрегионального семинара «Перспективы развития дистанционного образования» (Россия, Омск, 27 — 28 октября 1998 г.) и региональной научно-практической конференции «Федеральные проблемы образования и пути их решения в системах открытого… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Антропокультурная специфика открытого общества
    • 1. 1. Антиномия закрытости / открытости в античной философии
    • 1. 2. Открытое общество как стратегема культурного развития
    • 1. 3. Антропокультурные константы открытого общества: открытая экономика, открытая религиозность, открытое образование
  • Глава 2. Система открытого образования
    • 2. 1. Методологические принципы организации системы открытого образования
    • 2. 2. Проектирование и управление системой открытого образования
  • Заключение
  • Литература

Открытость как антропокультурное основание бытия и ее проявление в образовании (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В конце XX века человек столкнулся с массой новых для него проблем: необходимостью быстро адаптироваться к новым, подчас совершенно непривычным условиям, принимать важные решения в сжатые сроки, ясно ориентироваться в подвижном, изменчивом мире. Современное общество все в большей степени утверждается в понимании того, что дальнейшее развитие его социально-экономических основ в определяющей мере зависит от уровня образованности граждан. Именно уровень образования, только не в количественном, а качественном измерении, является одним из важнейших показателей личной успешности каждого человека. Как следствие, в большинстве стран мира в последние десятилетия наблюдается рост числа студентов. Подобная тенденция после более чем десятилетнего провала Начинает утверждаться и в России.

Вместе с тем, существующая система высшего образования на территории Российской Федерации по ряду известных объективных причин не позволяет предоставлять образовательные услуги всем в них нуждающимся. Особенно неблагополучно положение в небольших городах и региональных центрах, население которых не имеет возможности на равных конкурировать с жителями мегаполисов. Ибо для получения специальности им необходимо покинуть семью, регион и переехать в крупный город, имея при этом далеко не определенные шансы на успех. Удачно выдержать конкурс и поступить в вуз представляется для них, как правило, проблематичным, и на такой шаг решаются далеко не все. Даже одаренный ученик, окончивший школу в провинции (да еще в деревне), имеет хуже подготовку для поступления в высшее учебное заведение, чем посредственный ученик, окончивший школу в большом городе. Но и в городах уровень школьного образования различен.

Имеются привилегированные школы, в которые простым смертным не так-то легко попасть. Большое число учебных заведений открыто фактически только для «золотой молодежи». Сегодня, в начале нового века, ситуация, характерная для перестроечной России, может быть преодолена.

В этой связи Россия получает исторический шанс — реализовать свой богатейший интеллектуальный потенциал средствами образовательной сферы. Не использовать его — будет глобальной ошибкой с далеко идущими последствиями. Следует отметить, что в достижении этой цели перед российским обществом есть возможность выбора: вернуться к закрытому обществу с унифицированной и догматизированной системой образования (заслуги этой системы, как и успехи ее учеников, мы не отрицаем, но ее обреченность на недолгое по историческим меркам существование очевидна) или одними из первых в мире построить современную, открытую, высокоэффективную, доступную каждому жителю страны систему образования. Последняя возможность позволит как можно дальше отойти от времени «образовательного минимума» и «образовательной несвободы». Здесь мы позволим себе согласиться с мнением Н. Н. Пахомова, считавшего, что «прорыв постнеклассической культуры как масштабная социально-историческая акция может быть осуществлен только и исключительно средствами образования. Образование есть мост, ведущий к новому устройству нашего культурного мира, так как только переводя каждого по этому мосту можно что-то изменить в человеке"1. Между тем фундаментальные монографические исследования посвященные «открытости» в ее культурном, социальном и антропологическом контексте отсутствуют. Бытийный статус «открытости», несмотря на широкое междисциплинарное применение понятий «открытые экосистемы», «открытое общество», «открытое образование», не установлен. Наличествующее знание об.

1 Пахомов Н. Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. Сборник статей. М.: Логос, 1992. С. 28. открытом образовании и предполагающем его типе антропокультурной организации — открытом обществе — не обобщено и не формализовано. Поскольку открытое образование занимает одно из ведущих мест в системе современной культуры, постольку необычайную актуальность приобретает процедура философско-антропологического и философскокультурологического осмысления этого явления. Нахождение отраженных в философском дискурсе антропокультурных оснований системы «открытое общество» — «открытое образование» позволит ответить на ряд конкретных вопросов, связанных с установлением методологических принципов организации системы открытого образования, которая бы являлась открытой не вследствие присвоенного ей названия, а по совокупности сущностных черт. Последний аспект актуален не менее остальных, причина тому — объективная необходимость модернизации образования в современной России.

Основная проблема исследования заключается в обосновании открытого образования с позиций философской антропологии. Эта проблема может быть выражена в следующих вопросах: «Что есть „открытость“, и какова ее специфика в качестве антропокультурного основания бытия?», «Каковы антропокультурные константы системы, в которую вписывается открытое образование?», «Какие методологические принципы являются необходимыми и достаточными для эффективной организации открытого образования?».

Степень разработанности проблемы. Антропокультурные основания открытого образования практически не раскрывались в современной философии. Между тем, античная философия определила возможные варианты антропокультурного взаимодействия, позволяющие выделить базовый образовательные модели. В частности, спор Платона и Аристотеля о природе Формы (Нормы) подразумевал антропокультурную реализацию найденных ими общих принципов мироустройства. Относительность аристотелевской формы, когда «что стало, то и форма» проецировалась в пространство человеческого взаимодействия и культурных связей открытостью организующих их норм. Иное понимание организации антропокультурного пространства, характеризующееся нормативной завершенностью, законченностью, закрытостью, принадлежит Платону.

Современность получила один из наиболее релевантных ей терминов «открытое общество» и мыслимый в его объеме тип образовательной системы «открытое образование» в работе К. Р. Поппера «Открытое общество и его враги». Автор книги, как и ее переводчики на восточноевропейские языки, были убеждены, что это сочинение адресовано не столько западному читателю, сколько людям, живущим в тоталитарных режимах, в частности советской социалистической системе. Долгое время единственной работой, освещающей попперовскую концепцию открытого общества, была книга М. Корнфорта «Открытое общество и открытая философия. Ответ д-ру Карлу Попперу на его опровержение марксизма». Во вступительной статье к русскому изданию этой книги, И. С. Нарский объявил концепцию открытого общества Поппера «жалкой внеисторической иллюзией». Философская реакция деидеалогизированной России на русское издание «Открытого общества» была прямо противоположной (особо стоит отметить сборник научных статей «На пути к открытому обществу. Идеи Карла Поппера и современная Россия» Редколлегия: А. В. Кацура, И. И. Петров, В. Н. Садовский, А. Н. Чумаков (ответственный редактор). М.: Весь мир, 1998).

Тема открытого общества поднималась в работах: Дж. Сороса, А. С. Ахиезера, М. А. Абрамова, В. А. Белова, J1.B. Блинникова, Ю. Бокарева, М. А. Краснова, Б. Панина, А. К. Ляменкова, М. Могильнера, Н. Ф. Овчинникова, М. В. Раца, Н. С. Розова, В. Н. Садовского, В. В. Шкоды, Н. С. Юлиной. Этих исследователей по большей части объединяет проблема применимости основных положений попперовской концепции к российским условиям.

Критика идеи открытого общества и форм ее конкретно-исторической реализации на Западе и в России представлена исследованиями М. В. Ильина и.

B.JI. Цымбурского, А. А. Зиновьева, В. А. Лекторского, М. А. Ноттурно, B.C. Поликарпова, А. Н. Севастьянова. Наибольшее количество вопросов у этих авторов вызывает несоответствие «либеральных» лозунгов российской модернизации с ее ограниченной, догматической, номенклатурной сутью. Ряд исследователей, таких как А. А. Зиновьев, негативно оценивают и саму западную модель развития, видя угрозу «западной колонизации» России.

Разработка методологических принципов организации открытого образования сегодня востребована как в педагогической науке, так и в зарождающейся «философии образования». Следует отметить работы А. А. Андреева, Г. А. Южакова, Н. И. Филимонова, В. А. Мартюшова, О. Ф. Черданцева, Т. Г. Нелюбина, В. И. Солдаткина, Ж. Н. Зайцевой, Ю. Б. Рубина, Л. Г. Титарева, В. П. Тихомирова, А. В. Хорошилова, В. Л. Ускова. Однако особые структурные свойства открытого образования все еще нуждаются в прояснении, будучи «распылены» по исследованиям скорее методологического, нежели теоретического характера. Проблема высшего образования i (аспекты проектирования и управления) освещалась в работах А. Б. Дайновского, В. А. Жамина, B.C. Комарова, Л. Н. Тульчинского, Д. И. Чупрунова, диссертационных исследованиях Г. В. Балашова, Т. Т. Дубровой, П. Н. Карася, О. В. Малиновской, О. В. Репиной. Проблема дистанционного обучения, как наиболее динамично развивающейся формы открытого образования, получила свое решение в исследованиях А. П. Владиславлева, С. И. Змеева, Б. И. Искакова, И. Кунисевича,.

C.Л. Лобачева. Между тем именно этот ракурс образовательной проблематики практически не исследован: дистанционное образование чаще всего представлялось исследователям либо альтернативной формой получения образования для достаточно ограниченной группы лиц (инвалидов, домохозяек, пенсионеров), либо необоснованно отождествлялось с категорией открытого образования.

Цель исследования — выявление сущностных характеристик антропокультурного основания бытия, адекватного современному образованию. Задачи исследования:

— зафиксировать особенности антропокультурного основания бытия;

— проанализировать основные философские подходы к открытому обществу в его конкретно-исторической и культурной проекции;

— выделить и описать антропокультурные константы открытого общества и установить связь между ними;

— обобщить существующие модели открытого образования и обосновать его антропокультурную значимость.

Теоретико-методологическая основа исследования. Общая программа исследования проводилась в соответствии с общенаучными и историко-философскими методами, среди которых особо следует отметить диалектический метод в единстве принципов взаимоперехода противоположностей, восхождения от абстрактного к конкретному.

Для конструктивного решения основных исследовательских задач, для реконструкции и анализа воззрений Платона и Аристотеля на природу Формы (Нормы), а также К. Р. Поппера и О. Конта на открытое общество использовались системно-структурный и сравнительный методы-' в систематизации источниковой базы исследования, а именно историко-философского, религиоведческого, экономического, педагогического материала учитывался принцип единства анализа и синтезаиспользовались методы репрезентативного анкетирования и экспертной оценки, способствовавшие формированию многоаспектной информационной базы о состоянии высшего образования в Западно-Сибирском регионе.

Основными теоретическими источниками, послужившими основой для анализа всеобщей природы Формы (Нормы) в античной философии и ее редуцирования в положениях социальной и антропологической мысли последующих эпох, стали работы А. Ф. Лосева, Б. Рассела, В. Виндельбанда, Р. Тарнаса, М. П. Холла, М. Бахтина, А. О. Маковельского, А. А. Тахо-Годи.

Осмысление проблем современного статуса антропокультурной реальности в аспектах открытого общества, сверхиндустриальной цивилизации, сетевых структур, толерантности проходило в русле исследований К. Р. Поппера, А. В. Перцева, П. Дракера, Т. Стоуньера, Д. Белла, Ю. В. Яковца, Д. Тапскотта, А. Тоффлера, Г. Терборна.

В исследовании сущностных характеристик антропокультурных констант открытого общества реализованы идеи, представленные в работах JI.M. Дмитриевой, С. Ф. Денисова, П. Л. Зайцева, В. Хруцкого, Н. Н. Тарасовой, И. В. Мостовой, И. Н. Яблокова, Д. В. Пивоварова, А. В. Медведева.

Значительную роль в написании работы сыграл понятийный и методологический аппарат, выработанный «философией образования», представленный в работах П. М. Бим Бада, Б. С. Гершунского, С. И. Гессена, Н. Э. Гусинского, Ю. И. Турчаниновой, Л. А. Микешиной, Н. С. Розова. Особо следует отметить разработки В. И. Солдаткина и В. П. Тихомирова, использованные в решении проблем открытого образования.

Научная новизна исследования может быть сведена к следующим положениям:

1. Установлен антиномизм закрытости и открытости в качестве структурных основ бытия, зафиксированный в платоновской и аристотелевской версиях мироустройства. Выявлены и обозначены особенности открытости как антропокультурного основания бытия и подтверждена гипотеза о его влиянии на образовательные процессы.

2. Определены основные философские подходы к открытому обществу в его конкретно-исторической и культурной проекции. Среди утопических христианских и социалистических версий антропокультурной перспективы выделен позитивистский вариант будущего общества. В трудах О. Конта и К. Р. Поппера обнаружена преемственность ключевых идей, относимых к аристотелевской линии в понимании антропокультурной реальности.

3. Обоснована идея передачи базовых свойств открытого общества в такие сферы человеческой деятельности как экономика, религия, образование. Оформлены представления об открытой экономике, открытой религиозности, открытом образовании как антропокультурных константах открытого общества. Выявлены их особенности в современной российской действительности.

4. Обобщены существующие модели открытого образования, выявлены его основные отличия от догматического образования. Подтверждена антропокультурная значимость развития и совершенствования открытого образования в России.

Научно-теоретическая н практическая значимость проведенного исследования заключается в следующих положениях: i.

— во-первых, диссертация вносит вклад в развитие философского понимания проблематики открытого образования. Осмысление культурного и антропологического статуса понятийной пары «открытое общество» -«открытое образование» способствует развитию сложившегося в науке понимания многих мыслимых в их масштабе процессов;

— во-вторых, проведенное исследование создает прецедент совмещенного изучения экономических, религиозных и образовательных процессов, позволяющий расширить представления о характере антропокультурной реальности в целом, а также оптимизировать проектную и управленческую деятельность в антропои социокультурной сфере;

— в-третьих, конкретная практическая значимость результатов исследования определяется разработкой и экспериментальной апробацией концептуальной модели организации и управления ВУЗом, осуществляющим образовательную деятельность в условиях Западно-Сибирского региона, внедрением выделенных на сущностном уровне черт открытого образования в образовательную практику;

— в-четвертых, материалы диссертации могут быть использованы для разработки и чтения курсов по антропологии, культурологии, религиоведению и философии образования.

Апробация основных положений исследования Положения диссертации, изложенные в пунктах научной новизны, были положены в основу проводимых под руководством автора межрегионального семинара «Перспективы развития дистанционного образования» (Россия, Омск, 27 — 28 октября 1998 г.) и региональной научно-практической конференции «Федеральные проблемы образования и пути их решения в системах открытого образования» (Россия, Омск, 2002 г.). Обсуждение основных положений и результатов исследования прошло на кафедре гуманитарных дисциплин Евразийского института экономики, менеджмента, информатики, кафедре философии философского факультета Омского государственного педагогического университета, а также на международных, всероссийских и региональных научных и научно-практических конференциях: Дистанционное образование в России: проблемы и перспективы (Россия, Москва, 25−27 ноября 1998 г.), Дистанционное образование: открытые и виртуальные среды (Россия, Москва, 17−18 июня 1999 г.), Федеральные проблемы образования и пути их решения в системах открытого образования (Россия, Омск, 2002 г.), Проблемы совершенствования качественной подготовки специалистов высшей квалификации (Россия, Омск, 22−25 ноября 2004 г.), Актуальные проблемы социальной философии (Россия, Томск, 26−27 октября 2004 г.).

Структура и объем работы. Диссертация включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список использованной литературы из 245 источников, в диссертации приведены 3 схемы. Содержание работы изложено на 136 страницах.

Заключение

.

В результате проведенного исследования были установлены сущностные характеристики антропокультурной реальности, и нашла свое подтверждение гипотеза о их возможном влиянии на культурные и, в частности, образовательные процессы. В трудах античных философов вскрыт антиномизм нормативной закрытости и, понимаемой в качестве индивидуально постулируемой нормы — открытость. Выявлены основные подходы в определении основ антропокультурной реальности: ими являются выработанные для решения более общих, онтологических проблем платоновская и аристотелевская версии мироустройства. Проанализированы основные философские подходы к открытому обществу в его конкретно-исторической и культурной проекции. Среди толкующих антропокультурную перспективу христианских, социалистких и иных философско-этических направлений выделена позитивисткая версия будущего европейской цивилизации. В трудах О. Конта — К. Р. Поппера обнаружена преемственность ключевых идей, относимых к одной, аристотелевской линии в понимании антропокультурной реальности. Обнаружена редукция базовых свойств открытого общества как модификации идеально-свободного антропокультурного пространства в такие сферы человеческой деятельности как экономика, религия, образование. Оформлены представления об открытой экономике, открытой религиозности, открытом образовании как антропокультурных константах открытого общества, что создает прецедент совмещенного изучения экономических, религиозных и образовательных процессов, позволяющий расширить представления о характере антропокультурной реальности в целом. Установлено конкретно-историческое преломление выделенных антропокультурных констант в современной российской действительности. Среди антропокультурных констант открытого общества рассмотрено открытое образование, что способствует развитию сложившегося в науке понимания многих мыслимых в его масштабе процессов. Обобщены существующие модели открытого образования, выявлены его основные отличия от догматического образования, определено его место в общей системе подготовки кадров. Подтверждена антропокультурная значимость развития и совершенствования открытого образования в России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.А. «Открытое общество и его враги» в России. Субъективные заметки // Путь. Международный философский журнал. — 1994. — № 6. — С. 308−310.
  2. А.А., Солдаткин В. И. Дистанционное обучение: сущность технология, организация. -М.: МЭСИ, 1999.
  3. Аристотель Метафизика. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
  4. А.Г., Цветкова Н. А., Цветков А. В. Психологическая модель Интернет-зависимой личности // Мир психологии. 2004. — № 1 (37). — С. 179−193.
  5. В.Ф. Античная философия: Учебное пособие. Изд. 2-е, доп. М. Высшая школа, 1976.
  6. В.Ф. Платон. М.: Мысль, 1969. — 247 с.
  7. М., Атласова С. Из истории МЛМ // URL: http: // apifito. narod. ru / historyjmlm. html.
  8. С.Г. Формирование организационных отношений в социальной сфере региона при переходе к рыночной экономике. Дис.. канд. экон. наук. М., 1991.- 175 с.
  9. А.С. Как «открыть» закрытое общество. М.: Магистр, 1997.
  10. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.
  11. Д. В. Взаимосвязь повседневного образа мыслей с философией как теоретическая проблема: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Иваново: Томбовский госуниверситет, 1998. 18 с.
  12. В.А. В защиту индивидуальности. М.: Магистр, 1997.
  13. П. Капиталистическая революция. М., 1994.
  14. Бим Бад П. М. Антропологические основания теории и практики современного образования: очерк проблем и методов решения. М., 1994.
  15. Бим Бад П. М. Педагогическая антропология. М., 1994.
  16. Л.В. Поппер // Блинников Л. В. Великие философы. Словарь -справочник. М.: Логос, 1997. — С. 278 — 280.
  17. Е.Н. Региональные интеллектуальные комплексы на базе высших учебных заведений. М.: Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов, 1992. — 172 с.
  18. А.Х. Псевдопроблема или реальная программа действий // Вестник высшей школы. 1989. — № 6. — С. 46 — 48.
  19. . Америка. М., 2000.
  20. . Реквием по масс-медиа // Поэтика и политика. Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. — М., СПб., 1999.
  21. Ю. «Открытое общество» и его друзья // Россия XXI. 1995. — № 910. — С. 100 — 126- № 12−12. — С. 140 — 162- № 3.4. с. 142 — 158- № 5−6. — С. 134- 150.
  22. К.К. Теоремы невозможности // Общественные науки и современность. 1994. — № 1.
  23. И.В. Проблемы становления и развития современной системы высшего образования в США. (Опыт социологического анализа). Дис.. канд. социол. наук. М., 1994. — 146 с.
  24. И.А., Осипова Е. М., Петрова Н. Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. -№ 3. — С. 80−87.
  25. Ф.З. Образовательное пространство как источник саморазвития личности студента // Прикладная психология. 2002. — № 5−6. — С. 131 — 134.
  26. В. Платон. Киев: Синто. 1993. — 174 с.
  27. А.П. Непрерывное образование: проблемы и перспективы. -М.: Молодая гвардия, 1978. 175 с.
  28. Высшая школа в новых условиях хозяйствования. // Сборник научных трудов. М.: НИИВО, 1990. — 135 с.
  29. А. Связь высшего образования и производства в странах запада. // Экономические науки. 1991. -№ 3. — С. 104−109.
  30. Т.С. Высшая школа США на современном этапе. М.: Высшая школа, 1980.-142 с.
  31. .С. Философия образования для XXI века. М., 1997.
  32. С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М., 1995.
  33. В.К., Кудрявцев Ю.А.Образование в условиях рыночных отношений.- М.: Экономика, 1994. 165 с.
  34. Н.Э., Турчанинова Ю. И. Введение в философию образования. -М., 2003.
  35. В.В. Культура, образование, мышление // Перспективы. Вопросы образования. 1992. -№ 1−2.
  36. Н. Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб.: Глагол: Изд. Петербургского университета, 1995. — 513 с.
  37. ., Гваттари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти Эдип. (Перевод-реферат М.К.Рыклина). М., 1990.
  38. И.Ф. Школа в условиях рынка // Социологические исследования. 1994. — № 3. — С. 92 — 94.
  39. С.Ф., Дмитриева JI.M. Естественные и технические науки в мире культуры: Учеб. пособие для вузов. Омск: Изд. ОмГТУ, 1997. — 440 с.
  40. С.Ф. Жизненные и антропологические смыслы правды и неправды.- Омск: ОмГПУ, 2001. 206 с.
  41. B.C. Управленческие решения: неопределенность, модели, интуиция. -Новосибирск: НГУ, 2001.
  42. Дмитриева J1.M. Российское киберпространство и религия // Реальность. Человек. Культура. Материалы межвузовской научной конференции (23−24 декабря 2002 г.) Омск.: ОмГПУ. 2003. — С. 20 — 22.
  43. П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе.-М., 1999.
  44. И.А. Институциональный механизм международного сотрудничества вуза в условиях трансформации и глобализации экономики России. Дис.. канд. экон. наук. Волгоград, 2004. 196 с.
  45. B.C. К понятию открытости образования // Синергетика и образование. М., 1998.
  46. А. Оборотная сторона информационной революции // Высшее образование в России. 2003. — № 3. — С. 82 — 86.
  47. Т. И. Динамика понимания предмета социального познания: (Философско-методологический анализ): Дис.. канд. филос. наук. Ростов-на-Дону, 1996.- 132 с.
  48. Зайцев П. J1. Деструктивная теория новизны: содержательные интенции в образовании // Методология и методика естественных наук Выпуск 8. -Омск: ОмИПКРО, 2002. С. 3 — 9.
  49. П.Л. К вопросу о предельных целях образования: формирование образа или формирование по образцу // Культура мира. Материалы городского симпозиума преподавателей СПУЗов (2 марта 2001 г.) Омск: ОмИПКРО, 2001. — С. 18 — 20.
  50. .Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В., Усков В. Д., Филиппов В. М. Открытое образование стратегия XXI века для России / Под общей редакцией Филиппова В. М. и Тихомирова В. П. — М.: МЭСИ. 2000.-350 с.
  51. .Н., Рубин Ю. Б., Титарев Л. Г., Тихомиров В. П., Хорошилов А. В., Усков В. Л. Открытое образование объективная парадигма XXI века / Под общей редакцией Тихомирова В. П. М.: МЭСИ. 2000. — 336 с.
  52. Х.Й. Репрезентация, или Как реальность может быть понята философски // Вопросы философии. 2002. — № 9. — С. 81−91.
  53. А.И. Социология образования // Социологические исследования. -1994.-№ 6.-С. 102- 108.
  54. У.Г. Маркетинг в деятельности вузов: Теория и методы решения. М. — Уфа: УГАТУ, 1993. — 226 с.
  55. А.А. Запад. Феномен западнизма. М., 1995.
  56. А.А. Коммунизм как реальность. М.: Центрполиграф, 1994.
  57. . А.А. Логика науки. М.: Мысль, 1971.
  58. С.И. Высшая школа и непрерывное образование в капиталистических странах // Вестник высшей школы. 1988. — № 5. — С 87 — 90.
  59. В.В. Высшая школа в новых условиях хозяйствования. М.: НИИВШ, 1990.- 134 с.
  60. В.М. Как планировать специалистов // Вестник высшей школы. 1988. -№ 11.-С. 24−27.
  61. В.М. Управление образованием в условиях перехода к регулируемой рыночной экономике. М.: Экономика, 1991. — 147 с.
  62. Д.В. Виртуализация общества. СПб., 2000.
  63. И.В., Ращупкин И. В. На договорных основах // Вестник высшей школы. 1988. — № 6. — С. 8 — 12.
  64. Н.П. Научно-техническая революция и проблемы структуры рабочей силы. М.: Наука, 1978. — 320 с.
  65. В. И. Всемирная история как целостность: Философско-методологический анализ: Автореф. дис.. д-р филос. наук. Барнаул: Новосибирский техуниверситет, 1997. 36 с.
  66. В. И. Всемирная история как целостность: Философско-методологический анализ: Дис.. д-р филос. наук. Барнаул: Новосибирский техуниверситет, 1997. 282 с.
  67. М.В., Цымбурский В. Л. Открытое общество: от метафоры к ее рационализации. (Исходный миф и его самокритика.) М.: Московский общественный научный фонд, журнал «Полис», 1997.
  68. Информационное общество. Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под. Ред. М. А. Вуса. СПб.: СибГУ, 1999.
  69. .И. О концепции непрерывного образования. М.: Мысль, 1989. -131 с.
  70. Е.В. Высшая школа в системе национально-экономического потенциала народного хозяйства // Экономические науки. 1986. — № 2. — С. 60−65.
  71. Е.В. Высшая школа в системе непрерывного образования. М.: Высшая школа, 1990. — 144 с.
  72. Р.И. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы (Критический анализ). -М.: Наука, 1981. 287 с.
  73. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  74. Т.А. Деловое образование: от элитарного к открытому // Предприниматель. 1994. — № 3−4. — С. 67 — 72.
  75. .А. Общество и индивид. М.: Дом интеллектуальной книги, 2002.
  76. В.В. Экономика образования: иллюзии и факты. М.: Мысль, 1985. — 172 с.
  77. А.И. Кризис системы образования // Социологические исследования. 1994. — № 3. — С. 79 — 85.
  78. Т.В. Российское студенчество в условиях переходного периода // Социологические исследования. 1995. — № 1. — С. 142 — 145.
  79. В.Е. Закономерности развития непроизводственной сферы и повышения жизненного уровня. Киев: Наукова думка, 1989. — 256 с.
  80. В.И. Свобода человека в информационном обществе // Человек в современных философских концепциях: Материалы международнойнаучной конференции (14−17 сентября 2004 г.) Волгоград: ПРИНТ, 2004. -т. 1.-С. 663−667.
  81. Конвенция генеральной конференции ООН «О борьбе с дискриминацией в области образования» (Париж, 14 декабря 1960 г.) // Солдаткин В. И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. М.: МЭСИ, 1999.
  82. О. Дух позитивной философии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  83. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России // URL: http: // lemoi-www.dvgu.ru/lect/do.html
  84. А. О некоторых закономерностях развития и основных функциях буржуазного образования в условиях НТР. Таллин: ЭЭСТИР ААМАТ, 1980.- 140 с.
  85. М. Открытое общество и открытая философия. Ответ д-ру Карлу Попперу на его опровержение марксизма. М.: Прогресс, 1972.
  86. И. Г. Эволюция субъекта в технологическую эпоху. М.: Институт повышения квалификации гос. служащих: Российская академия гос. службы при Президенте РФ, 1999. — 59 с.
  87. C.JI. Предмет и метод экономики образования. М.: МГПИ, 1976. -238 с.
  88. М.А. Ответственность власти (государство в открытом обществе). -М.: Магистр, 1997.
  89. И. Проблемы непрерывного образования // Вестник высшей школы. 1988,-№ 1.с. 88−93.
  90. О.В. Система повышения квалификации и переподготовки в новых условиях // Вестник высшей школы. 1989. — № 2. — С. 50 — 55.
  91. А.А. Научное знание в информационном обществе. М.: Наука и техника, 1993.
  92. . Идеи открытого общества, а творчестве Василия Гроссмана. М.: Магистр, 1997.
  93. Г. А. Экономика научного учреждения. М.: Экономика, 1979. — 207 с.
  94. С. Есть ли у русского православия будущее (Очерки современного православного либерализма) // URL: http: // vehi.net / men / future, html.
  95. B.A. Рациональность, критицизм и принципы либерализма (взаимосвязь социальной философии и эпистемологии Поппера) // Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-С. 62−74.
  96. ЮО.Летвитская Е. Ю. Концепция непрерывного образования и рольамериканского вуза в ее реализации. Дис.. канд. пед. наук. М., 1986. -151 с.
  97. Н.П. Образование в условиях интенсификации экономики. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  98. Н.П. Социально-экономические проблемы реформы образовательной профессиональной школы. Л., 1985. — 109 с.
  99. ЮЗ.Лобачев С. Л., Солдаткин В. И. Дистанционные образовательные технологии: информационный аспект. М.: МЭСИ, 1998. — 104 с.
  100. А. Ф. История античной эстетики. М., 1963.
  101. А. Ф. Тахо-Годи А. А. Греческая культура в мифах, символах и терминах. СПб.: Алетейя, 1999. — 716 с.
  102. А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Аристотель. -М.: Молодая гвардия, 1993.-383 с.
  103. А. Ф. Тахо-Годи А. А. Платон. Жизнеописание. -М.: Дет.лит., 1977.
  104. А.Ф. Жизненный и творческий путь Платона // Платон. Соч.: В. 4 т. -М.: Мысль, 1990. т. 1. — С. 3 — 64.
  105. . А.Ф. Вводные замечания // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. -т. 2.-С. 3−48.
  106. НО.Ляменков А. К. Переход России к рыночной экономике: чем нам полезен опыт других стран. М.: Магистр, 1997.
  107. А. О. Древнегреческие атомисты. Баку, 1946.
  108. А. Современный «образ мира»: действительность // Вопросы философии. 2002. — № 9. — С. 81 — 91.
  109. Г. Г. Синергетика, информационное управление и будущее России // Труды конференции «Экология. Экологическое образование. Нелинейное мышление». Воронеж, 1997.
  110. Малый бизнес в высшей школе (по материалам «круглого стола») // Российский экономический журнал. 1994. — № 11. — С. 56 — 63.
  111. Материалы XXV съезда КПСС. М., 1976.
  112. Ф. Производство и распространение знаний в США: Экономическое значение и эффективность. М., 1967. — 200 с.
  113. Г. С. Сотрудничество между университетами и промышленностью: стимулы и препятствия (на материалах США) // Высшее образование в Европе. 1983. — № 4. — С. 5 — 17.
  114. Н.М. Взаимодействие вузов и предприятий в процессе обучения студентов // Высшее образование в Европе. 1983. — № 4. — С. 34 — 39.
  115. Л.А. Новые образцы познания и реальности. М., 1997.
  116. Л.А. Философия образования. М., 1996.
  117. М. На путях к открытому обществу: кризис радикального сознания в России (1907 1914 гг.). — М.: Магистр, 1997.
  118. Л.Г. Развитие непрерывного образования в Швеции. М.: НИИВШ, 1976.-32 с.
  119. Мол од ежь, образование, рынок. Сб.науч.труд. М.: НИИВШ, 1992. — 111 с.
  120. И.В. Инновационный менеджмент в современном производстве (Развитие социальных технологий). — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный университет, 1998.
  121. И.С. Вступительная статья // Корнфорт М. Открытое общество и открытая философия. Ответ д-ру Карлу Попперу на его опровержение марксизма. -М.: Прогресс, 1972.
  122. Т.В. Массовая коммуникация: теоретико-методологический анализ.-М" 2003.
  123. В .Я. Социология образования. -М.: МГУ, 1992.-200 с.
  124. Н.Д. Современная высшая школа капиталистических стран. М.: Знание, 1972.-58 с.
  125. И.Б. Свобода XXI // Философские науки. 2000. — № 2.
  126. М.А. Критика К.Поппером научного социализма, или Р. Карнап и его сотрудники // Вопросы философии. 1995. — № 12.
  127. М.А. Открытое общество и его враги: сообщество, авторитет и бюрократия // Вопросы философии. 1997. -№ 11.
  128. НТР и развитие высшего образования. Сб.науч.труд. / Под ред. Р. В. Хохлова. М.: МГУ, 1974. — 363 с.
  129. Образование в современном мире: состояние и тенденции развития. М.: Педагогика, 1986.-213 с.
  130. Н.Ф. Карл Поппер наш современник — философ XX века // Вопросы философии. — 1992. -№ 8.
  131. Н.Ф. Карл Поппер и Джордж Сорос: встреча философии и экономики // Науковедение. 2001. -№ 1. — С. 81 — 109.
  132. С.И. Киберантропология //Реальность. Человек. Культура.
  133. Материалы межвузовской научной конференции (23−24 декабря 2002 г.) -Омск.: ОмГПУ, 2003. С. 60 — 63.
  134. Ю.М. Фактор высокой эффективности // Вестник высшей школы. -1988. -№ 11. С. 28 — 33.140.0ртега-и-Гассет X. Тема нашего времени // Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М.: Наука, 1997. — 403 с.
  135. Основы религиоведения: Учебник / Под ред. Н. Н. Яблокова. М.: Высшая школа, 1994.
  136. Н.Н. Кризис образования в контексте глобальных проблем // Философия образования для XXI века. Сборник статей. М.: Логос, 1992. С. 18.31.
  137. А.В. Жизненная стратегия толерантности:проблема становления в России и на Западе. Екатеринбург: УрГУ, 2002. — 254 с.
  138. Д.В., Медведев А. В. История и философия религии. Учебное пособие. Екатеринбург: УрГУ, 2000.
  139. Ю.С. Политическая культура. М.: ИНИОН РАН, 1996.
  140. А.И. Культура как целостность: (Методологические аспекты). — Волгоград, 2001.
  141. Платон. Гиппий Большой // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990. — т. 1. -С. 386−418.
  142. Платон. Государство // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. — т. 3. — С. 79 -421.
  143. Платон. Государство. Законы. Политик. -М.: Мысль, 1998. 798 с.
  144. Платон. Критий // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. — т. 3. — С. 501 -516.
  145. Платон. Пир // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. — т. 2. — С. 81 — 135.
  146. Платон. Протагор // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1990. — т. 1. — С. 418 -477.
  147. Платон. Тимей // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. — т. 3. — С. 421 -501.
  148. Платон. Федон//Платон. Соч.: В 4 т.-М.: Мысль, 1993.-т. 2.-С. 7−81.
  149. Платон. Федр // Платон. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1993. — т. 2. — С. 135 — 192.
  150. О. Почему погибнет Америка // Наш современник. 1998. — № 9.
  151. Е.С., Петров А. Е. Дистанционное обучение: каким ему быть // URL: http: // www.ioso.ru /distant/ library/ publication/artped.htm
  152. A.B., Савельева И. М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования). — М: Наука, 1993.-248 с.
  153. B.C. Закат Америки (философские размышления). СПб., Ростов-на-Дону, Таганрог: Таганрогский радиотехнический университет, 1999.
  154. Н.А. Нормативность и открытость в организации социальной реальности // Актуальные проблемы социальной философии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Томск: ТПУ, 2004. -С. 37−38.
  155. В.А., Кондратьева О. Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи // Социологические исследования. 1999. -№ 6. — С. 107−111.
  156. К.Р. Нищета историцизма. М.: Прогресс, 1993.
  157. К.Р. Открытое общество и его враги. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — т. 1. — 448 с.
  158. К.Р. Открытое общество и его враги. М.: Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — т. 2. — 528 с.
  159. М. Кибердемократия: Интернет и публичная сфера // Контексты современности II: Хрестоматия. Изд. 2-е. — Казань, 2001.
  160. М.И. Основы маркетинга в сфере образования. Учебное пособие. -СПб.: Институт точной механики и оптики, 1992. 102 с.
  161. И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994.-272 с.
  162. Принципы и методы построения эффективной системы непрерывного образования. Сб. науч. труд. / Под ред. А. И. Ковалева. Омск: ОмГПУ, 1997.-63 с.
  163. . Искусство мыслить. М.: Идея-пресс, 1999.-240 с.
  164. . Мудрость Запада. М.: Республика, 1998. 479 с.
  165. Рац М. В. Открытое общество как «идеальный тип» общественного устройства. -М.: Магистр, 1997.
  166. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — т. 1. — 336 с.
  167. Рейтинг высших учебных заведений России (конкурс и трудоустройство) // URL: http: // www. 213.24.254.36 / spravinfo/ education/ reiting. html.
  168. O.B. Экономические стратегии функционирования высшей школы в условиях рыночных отношений. Дис.. д-р экон. наук. -М., 1991. 356 с.
  169. Н.С. Возможность теоретической истории: ответ на вызов Карла Поппера//Вопросы философии. 1995.-№ 12.-С. 55−69.
  170. Н.С. Конструктивная аксеология и интеллектуальная культура будущего // Философия образования для XXI века: Сб.науч.тр. / Отв.ред. Н. Н. Пахомов. М.: Логос, 1992. — С. 50 — 72.
  171. .А., Родионов В. А. Молодежь Российской Федерации: положение, выбор пути. -М.: Институт молодежи «Социум», 2000.
  172. А. Динамика цивилизации. О психоинформационных аспектах развития культуры. Полтава — КиТв: НТ: Спшьна щя, 1994.
  173. И. О философии глобального образования // Философия образования для XXI века: (Сб. ст) / Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М.: Логос, 1992. — С. 9 — 18.
  174. В.Н. Карл Поппер и Россия. М.: Эдиториал УРСС, 2002.
  175. B.C. Население и образование. М.: Статистика, 1978. — 143 с.
  176. С.И., Нечипуренко В. И., Полонская И. Н. Религиоведение: социология и психология религии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
  177. .С. О феноменологической интерпретации социальной реальности // Социологические исследования. 2001. — № 10. — С. 26 — 36.
  178. А.Н. Большевики из открытого общества // Независимая газета. 1996.-23 ноябр.
  179. В. Университеты и рынок // Российский экономический журнал, 1993. -№ 3.- С. 103−107.
  180. В.И. Современная государственная образовательная политика: социальные императивы и приоритеты. М.: МЭСИ, 1999. — 366 с.
  181. Дж. Может ли Россия показать миру путь к открытому обществу? (Речь на торжественной церемонии по случаю 10-летия Фонда Сороса в России.)-М., 1997.
  182. Дж. Новый взгляд на открытое общество. М.: Магистр, 1997.
  183. Социальная эффективность образования. М.: АН СССР, 1983. — 191 с.
  184. Социально-экономические проблемы непрерывного образования взрослых в СССР и за рубежом. Сб. науч. труд. / Под ред. В. Г. Опушкина. Л.: Знание, 1982.-91 с.
  185. Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технологическая волна на западе. М., 1986.
  186. А.Г. Послеуниверситетское образование в США // США: экономика, политика, идеалогия. 1993. — № 9. — С. 66 — 74.
  187. США: экономика и образование. М.: ИНИОН, 1985. — 228 с.
  188. Д. Коричневое «богословие» по Кураеву // URL: http: // www. vehi.net / asion / kuraev. html.
  189. Д. Электронно-цифровое общество. М, 1999.
  190. Н.Н. От приказа к мотивации: новые принципы управления в США // Политические исследования. 1993. — № 2.
  191. Р. История западного мышления. М.: Крон-пресс, 1995. 448 с.
  192. Тенденции развития высшего образования в современном мире. М.: Мысль, 1992.-144 с.
  193. Г. Принадлежность к культуре, местоположение в структуре и человеческая деятельность: объяснение в социологии и социальной науке // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. 1994. — т. 2. — № 4.
  194. В.П., Солдаткин В. И. Лобачев С.Л. Виртуальная образовательная среда: предпосылки, принципы, организация. -М.: МЭСИ, 1999.-256 с.
  195. В.А. Культурная мозаика и этническая политика в России // Межкультурный диалог: Лекция по проблемам межэтнического и межконфессионального взаимодействия. М., 2003.
  196. А. Дж. Цивилизация перед судом истории. М.: Изд. группа Прогресс- СПб.: Ювента, 1995.-447 с.
  197. Э. Метаморфозы власти. М.: ACT, 2002. — 669 с.
  198. Унамуно Мигель Де. О трагическом чувстве жизни у людей и народов. -Киев: Символ, 1997.
  199. Управление современным образованием Сб. науч. труд. / Под ред. А. Н. Тихонова. М.: Вита-Пресс, 1998.-256 с.
  200. А.Д. Экологическое будущее России // Россия: стратегия развития в XXI веке. -М., 1997.
  201. В.Г. Модернизация «другой» Европы. -М.: РАН. Институт филос., 1994.-253 с.
  202. В.Г. О социальной природе познания // Проблемы методологии: Социально-гуманитарное познание и особенности его методологии. М.: АН СССР. Институт филос., 1984. — С. 5 — 19.
  203. В.Г. Социальная обусловленность обществознания как методологическая проблема: Авгореф. дисд-р филос. наук. М, 1985.-39 с.
  204. В.Г. Цена прогресса: (Философско полемические размышления). -М.: Знание, 1988.-63 с.
  205. Э.Н., Синнагутиллин И. М. Образование в России и США: занимаемся общим делом // Социологические исследования 1994. -№ 3. С. 85−88.
  206. Философия образования для XXI века: Сб. науч. труд. / Отв. ред. Н. Н. Пахомов. / Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. М.: Логос, 1992. — 208 с.
  207. Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М.: Наука, 1989.
  208. Фукидид. История. Книга II. Л.: Наука, 1981.
  209. Л.В. Социально-философские основания, тенденции и перспективы развития современного образования. Автореф.. д-р филос. наук. Томск, 1998.-28 с.
  210. С.П. Образование в странах Восточной Европы и Средней Азии: политика реформ // Педагогика. 1995. — № 1.
  211. М.П. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. В 2 т. Новосибирск: Наука, 1992.
  212. Н.Г. Интегрированная система обучения в высшей школе за рубежом. М.: Мысль, 1990. — 111 с.
  213. Н.А. Образование. Человеческий фактор. Общественный прогресс. М.: Мысль, 1989. — 121 с.
  214. В. Реферат статьи Питера Друкера «Труд и управление в современном мире» // Российский экономический журнал. 1993. — № 5.
  215. Г. Кадры для рынка // Хозяйственное право. 1994. — № 12. — С. 86−89.
  216. .Н. Политические мыслители древнего и нового мира. СПб.: Лань, 1999.-336 с.
  217. Что читают сетевики в мире // URL: http: // ladoga. vistcom. ru / lit. htm.
  218. Чупрунов Д. И, Жильцов E.H. Экономика, организация и планирование высшего образования. -М.: Высш.школа., 1988. 128 с.
  219. А.И. Внерелигиозная вера как фактор формирования и самовыражения личности: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Иркутск: Иркутский госуниверситет, 1997. 18 с.
  220. А.И. Внерелигиозная вера как фактор формирования и самовыражения личности: Дис.. канд. филос. наук. Иркутск: Иркутский госуниверситет, 1998. 163 с.
  221. В.М. Основы философии современности. К итогам XX века. -М.: Флинта- Наука, 1998.-272 с.
  222. Л. Одно из направлений совершенствования специалистов высшей квалификации // Экономические науки. 1991. — № 8. — С. 114 — 116.
  223. В.В. Чему открыто открытое общество. М.: Магистр, 1997.
  224. О. Закат Европы. М.: Искусство, 1993. — 303 с. 236.1Цебетенко А. И. Развитие межуровневых структур интегральнойиндивидуальности студентов. Дис.. д-р пед. наук. Ставрополь, 2001. -214 с.
  225. М. Космос и история: Изб. работы. М.: Прогресс, 1987. — 311 с.
  226. Н.С. Философия Карла Поппера // Философы XX века. М.: Искусство, 1999.241ЛОлина Н. С. Философия Карла Поппера: мир предрасположенностей и активность самости // Вопросы философии. 1995. -№ 10. С. 45 — 56.
  227. Т. Негосударственный вуз как неприбыльная организация // Российский экономический журнал. 1994. -№. 7. — С. 75 — 78.
  228. Ю.В. История цивилизаций. М.: ВлаДар, 1995. — 461 с.
  229. Ю.В. Циклы. Кризисы. Прогнозы. М.: Наука, 1999. — 447 с.
  230. Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы // Вопросы философии. 1997. -№ 1.
  231. И.П. Интеграция высшей школы с наукой и производством. Л.: ЛГУ, 1987.- 126 с.
Заполнить форму текущей работой