Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

Морфологические изменения в системе современного английского языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Замена исторических форм аналогическими (регулярными формами) — это длительный процесс. Формы, в настоящее время рассматривающиеся как аналогические ошибки, в будущем могут стать (и становятся) возможными вариантами, а в более отдалённом будущем — единственно возможными формами. В истории английского языка такие примеры уже есть — > в формах глагола. Исторически самым неустойчивым оказалось… Читать ещё >

Морфологические изменения в системе современного английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На каждом уровне языка можно выделить ядро и периферию. Ядро состоит из фиксированных категориальных структур, а периферия из исключений, вариантов и различного рода аномалий. Периферия может включать как устойчивые реликты прошлого («непереваренную историю»), так и варианты, направленные на устранение этих аномалий или зачатки новых ранее не существовавших форм. Так, наряду с единственной продуктивной формой множественного числа существительных -s, сохраняются исторические формы: child-children, man-men, deer-deer или возникают инновации типа phenomenons или data, media — как формы единственного числа. Кодификация всегда отстаёт от реального употребления, поэтому новые формы часто считаются неправильными или просторечными. В грамматических изменениях значительная роль принадлежит выравниванию по аналогии. Аналогия — это тенденция языковых знаков, имеющих сходное значение, приобретать сходную форму. Ошибки не носят случайного характера. Любой язык стремится избежать ненужного варьирования и предпочитает простые и ясные структуры. Например: hat — hats, foot — foots (вместо feet) (13, c.124).

Замена исторических форм аналогическими (регулярными формами) — это длительный процесс. Формы, в настоящее время рассматривающиеся как аналогические ошибки, в будущем могут стать (и становятся) возможными вариантами, а в более отдалённом будущем — единственно возможными формами. В истории английского языка такие примеры уже есть — [?d ] >[d] в формах глагола.

Одной из тенденций развития английского глагола было сокращение количества так называемых сильных глаголов (глаголов с чередованием гласных в корне). Часть их вообще вышла из употребления. Другая часть перешла в разряд слабых глаголов (глаголов с суффиксацией). Этот процесс интенсивно проходил в XII—XVI вв., но затем значительно замедлился. Но и современные нормативные грамматики предлагают два варианта форм некоторых глаголов: старую форму с чередованием и новую с суффиксацией: wakewoke, woken/waked, waked; leap-leapt/leaped, что является свидетельством их переходного статуса. Встречаются формы shooted, shined, builded, costed (преимущественно в СМИ). Для речи детей и малообразованных людей характерны формы типа eated, knowed, goed, хотя они и не признаны нормативными грамматиками. Это также свидетельствует о тенденции к выравниванию, переходу бывших сильных глаголов в разряд слабых.

Исторически самым неустойчивым оказалось противопоставление двух основ прошедшего времени сильных глаголов (формы единственного и множественного числа), которое и было утрачено в XV веке, кроме форм глагола to be — was, were. Существовала также тенденция к дальнейшему сокращению числа глагольных форм, к слиянию форм претерита и.

причастия II. Но эта тенденция не реализовалась, и модель из трех основ, несмотря на ее лексическую ограниченность (в современном английском языке только 36 глаголов различают основы претерита и причастия II), сохранилась.

Тенденция к полному устранению различий между второй и третьей основами существует и в настоящее время. Это подтверждается включением в словари и грамматики английского языка двух вариантов причастия II: bid-bid / bade, bid / bidden; stink-stank / stunk, stunk.

В современном английском языке наблюдаются и другие явления, протекающие в русле тенденции к унификации, к выражению одного значения одной формой. Так, для просторечия характерно опущение окончанияs в 3 лице единственного числа настоящего времени, хотя нормативные грамматики это категорически запрещают. Согласно опросам до 70% говорящих опускают это окончание (19, с.225). Американский лингвист Дж. Ламбертс считает форму —s не грамматической, а социальной, престижной, показателем образованности и высокого социального положения говорящего (18, с.340). Та же тенденция к унификации проявляется и в стирании различий между модальными глаголами can и may, в возможности их взаимозаменяемости.

Кроме того, активно идёт процесс становления новых вспомогательных и модальных глаголов или изменения их значения и употребления. Так, в качестве вспомогательного глагола для образования пассива всё шире используется get вместо be. Они практически взаимозаменяемы, хотя и наблюдаются некоторые различия в значении: get имеет более отрицательную коннотацию, предполагает большую активность (или её отсутствие) субъекта и более характерен для разговорного стиля.

Сравним:«He was bitten by a dog «— нейтрально.

«He got bitten by a dog» (9, c.43) — подразумевает, что человек непрактичный, беспомощный и даже от собаки не сумел отбиться.

Глагол want употребляется в модальном значении долженствования must, ought, should (пока только в разговорном стиле): You want to be careful. You don’t want to open the door to strangers (9, c.60).

Have to приобретает значение высокой вероятности, как синоним must:

You’ve got to be joking (15, c.14).

Глагол would употребляется в значении предположения наряду с may: Where would he bе? (10, c.98).

Мы остановились лишь на некоторых, но достаточно частотных и типичных изменениях в системе английского глагола. Одни из этих процессов являются продолжением изменений, начавшихся ещё в конце древнеанглийского периода. Их можно назвать «терапевтическими», это примеры усовершенствования языкового механизма, устранения функционально неоправданного варьирования. Другие изменения ярко иллюстрируют действие аналогии. Третьи, возможно, предвещают новый этап в развитии английского языка, в частности его глагольной системы. И для преподавателей английского языка немаловажно видеть и понимать характер этих явлений, в начале, может быть, мало заметных.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой