Диплом, курсовая, контрольная работа
Помощь в написании студенческих работ

2 Переход от истории к наррации

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, мы можем сделать некоторые заключения о связи истории с наррацией и о процессе перехода от первого этапа ко второму. История является «содержанием наррации», то есть совокупностью событий, на основе которых строится повествование, а следовательно — материалом для наррации. Организуя этот материал особым образом, выделяя по мере необходимости отдельные эпизоды и оформляя исходную… Читать ещё >

2 Переход от истории к наррации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Элементы истории должны быть определенным образом организованы, об этом Шмид говорит при описании следующего уровня: наррации (нем. Erzдhlung), которая является результатом композиции, организующей элементы истории в «искусственном» порядке. Шмид В. Нарратология. Языки славянской культуры. М.: 2003. — С. 54. Сам же нарративный текст, который создается в результате работы на упомянутых трех уровнях Шмид называет презентацией наррации.

Анализ повествовательного текста подразумевает выделение в его структуре отдельных единиц сюжета, которые связаны между собой с помощью того или иного приема композиции и обеспечивают таким образом целостное восприятие текста. Для данного исследования особенно важно проследить, каким образом эти сюжетные единицы выделяются из целой истории, так как это неразрывно связано с анализом явления кульминации в текстах. Наличие нескольких сюжетных единиц — эпизодов и возможность выделить эти эпизоды из общего повествования приводит к заключению о существовании отдельной кульминации в каждом из эпизодов. Такое явление часто наблюдается в более развернутых произведениях, где мы можем говорить о наличии большого количества действующих лиц, а также смены места и времени действия. Таким образом, следует сформулировать основные положения, на основе которых будет проводится выделение дискретных единиц сюжета.

Согласно определению, данному выдающимся ученым Ю. М. Лотманом, «выделение событий — дискретных единиц сюжета — и наделение их определенным смыслом, с одной стороны, а также определенной временной, причинно-следственной или какой-либо иной упорядоченностью —с другой, составляет сущность сюжета», отождествляемого с «некоторым языком» культуры. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М. 2006. С. 41.

Итак, сюжет состоит из событий, определенным образом связанных между собой. При этом каждое из этих событий содержит определенный смысл и может быть также неоднократно пересказана. То, как построен сюжет произведения, зависит от способа изложения фабулы (или истории), избранного автором. При ее расчленении на фрагменты, «отличающиеся друг от друга местом, временем действия и составом участников», мы как раз и наблюдаем образование сюжетных единиц повествования. Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М. 2006. С. 41.

С определением Лотмана соглашается в своей работе и В. И. Тюпа, который, рассуждая о построении текста автором выделяет три основные характеристики, которые должны учитываться при выделении эпизодов сюжета, это: «единства: а) места, б) времени и в) действия, точнее — состава актантов (действующих лиц или сил). Иначе говоря, граница двух соседних эпизодов знаменуется переносом в пространстве, разрывом во времени или переменой в составе персонажей.» Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М. 2006. С. 41.

Иногда в качестве факультативного признака смены эпизода приводится абзац, хотя не всегда графическое обозначение границы, каким является абзац, совпадает с границей эпизода. Однако, стоит отметить, что начало нового эпизода, как правило, оформляется графически и соответствует началу абзаца.

Говоря о выделении эпизодов из общего течения повествования, В. И. Тюпа особенно подчеркивает вариативность понятия «эпизод». Часто при анализе повествовательного текста, в качестве эпизода может быть рассмотрен такой участок текста, который на первый взгляд не отличается событийностью. Сам автор объясняет это следующим образом: «Мера „сценичности“ или объем эпизодов, дробность их размежевания и соответственно их количество определяются смыслосообразностью сюжетосложения, а не количеством или качеством квазиреальной событийности.» Тюпа В. И. Анализ художественного текста. М. 2006. — C. 41.

Таким образом, мы можем сделать некоторые заключения о связи истории с наррацией и о процессе перехода от первого этапа ко второму. История является «содержанием наррации», то есть совокупностью событий, на основе которых строится повествование, а следовательно — материалом для наррации. Организуя этот материал особым образом, выделяя по мере необходимости отдельные эпизоды и оформляя исходную историю в стройное, логичное повествование, рассказчик (хотя в данном контексте более подходящим будет термин «повествователь») создает нарратив, который и презентуется впоследствии читателю.

В данном исследовании подробно рассматривается структура нарратива, а также особенности его связи с событиями, формирующими основу повествования, так как изучаемое нами понятие «кульминации» относится, в первую очередь, к структурным элементам художественного нарратива. Кроме того, для изучения лингвостилистических особенностей создания коммуникативного напряжения в кульминационным моменте требуется четко определить границы рассматриваемого элемента в структуре нарратива и разработать критерии, которые будут способствовать выделению нужных для анализа участков текста и помогут составить полную картину повествования прежде всего с лингвистической точки зрения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой