Понятия концептуальной и языковой картины мира
В рамках этой гипотезы лежит убеждение, что люди видят мир по-разному — сквозь призму своего родного языка. Но если каждый язык отражает действительность присущим только ему способом, то, следовательно, языки различаются своими «языковыми картинами мира». Картина мира не отражает мир как зеркало, а интерпретирует его, являясь результатом миропонимания, мировидения. Обе картины мира связаны между… Читать ещё >
Понятия концептуальной и языковой картины мира (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Рассматривая вопрос о картине мира, исследователи, прежде всего, различают концептуальную и языковую картины, отмечая при этом, что в создании концептуальной картины мира участвуют разные типы мышления, делая ее богаче языковой картины мира. Картина мира — это восприятие и осмысление человеком предметов и явлений окружающего мира, с которыми он сталкивается в процессе жизнедеятельности. При этом, например, одна картина мира может быть у верующего человека и другая — у ученого, у жителя сельской местности и горожанина и т. д. Она может быть воссоздана в разных сферах существования человека — в религиозно-мифологической, философской, научной, художественной. Так, В. П. Даниленко и Л. В. Даниленко выделяют шесть глобальных типов картин мира: религиозные (мифологические), научные, художественные, нравственные, политические и языковые (Даниленко В.П., Даниленко Л. В., 1999).
Язык — это то, что лежит на поверхности бытия человека в культуре, поэтому начиная с XIX в. и по сей день проблема взаимосвязи, взаимодействия языка и культуры является одной из центральных в языкознании. Язык — это важнейший способ формирования и существования знаний человека о мире. Отражая в процессе деятельности объективный мир, человек фиксирует в слове результаты познания. Совокупность этих знаний, запечатленных в языковой форме, представляет собой то, что в различных концепциях называется то как «языковой промежуточный мир», то как «языковая репрезентация мира», то как «языковая модель мира», то как «языковая картина мира» (Маслова 2007: 92).
Термин «картина мира», впервые был предложен Л. Витгенштейном в аспекте философии и логики, для рассмотрения универсальной и общезначимой системы знаков был введен Л. Вайсбергером. Понятие языковой картины мира восходит к идеям В. фон Гумбольдта и неогумбольдтианцев о внутренней форме языка, с одной стороны, и гипотезе лингвистической относительности Сепира — Уорфа, — с другой.
В рамках этой гипотезы лежит убеждение, что люди видят мир по-разному — сквозь призму своего родного языка. Но если каждый язык отражает действительность присущим только ему способом, то, следовательно, языки различаются своими «языковыми картинами мира». Картина мира не отражает мир как зеркало, а интерпретирует его, являясь результатом миропонимания, мировидения. Обе картины мира связаны между собой. Так, Б. А. Серебренников пишет: «Язык означивает отдельные элементы концептуальной картины мира. Это означивание выражается обычно в создании слов и средств связи между словами и предложениями… язык объясняет содержание концептуальной картины мира, связывая в речи между собой слова» (Серебренников 1998: 30). Одна из функций языковой картины мира, как отмечает автор, — это «экспликация средствами языка концептуальной картины мира».
Языковая картина мира выражает концептуальную картину мира, используя слова и их значения, словоизменительные и словообразовательные формативы, синтаксические конструкции. Каждая картина мира (как концептуальная, так и языковая) имеет свои средства выражения. В сфере грамматической семантики языковая картина мира представлена грамматическими категориями (родом, числом, падежом и т. п.), в области лексической семантики она репрезентируется понятийными полями, семантическими полями, лексико-семантическими группами, ассоциативными полями. О. А. Корнилов считает, что применительно к лингвистике любая картина мира в любом случае должна представлять собой тем или иным образом оформленную систематизацию плана содержания языка. Любой национальный язык выполняет несколько основных функций: функцию общения (коммуникативную), функцию сообщения (информативную), функцию воздействия (эмотивную) и, что для нас особенно важно, функцию фиксации и хранения всего комплекса знаний и представлений данного языкового сообщества о мире. Такое универсальное, глобальное знание — результат работы коллективного сознания — зафиксированного в языке (Корнилов 2003: 48).
Е.В. Иванова дает языковой картине мира следующее определение: это когнитивная структура, в которой находят отражение особенности культуры народа, независящие напрямую от процессов познания (Иванова 2011: 268).
Согласно А. Вержбицкой, языковая картина мира — это исторически сложившаяся в обыденном сознании данного языкового коллектива и отраженная в языке совокупность представлений о мире, определенный способ концептуализации действительности (Вержбицкая 2001: 35).
М.В Пименова под языковой картиной мира понимает совокупность знаний о мире, которые отражены в языке, а также способы получения и интерпретации новых знаний. Языкова картина мира — это сложившаяся давно и сохранившаяся доныне национальная картина мира, дополненная ассимилированными знаниями, отражающая мировоззрение и мировосприятие народа, зафиксированная в языковых формах, ограниченная рамками консервативной национальной культуры этого народа (Пименова 2014: 17).
Согласно определению Е. С. Яковлевой, языковая картина мира — это зафиксированная в языке и специфичная для данного коллектива схема восприятия действительности. Это отражение в языке представлений о мире, осуществляемое человеческим менталитетом данного языкового коллектива (Яковлева 1994: 9).
Если языковая картина мира существует в виде значений языковых единиц, образующих семантическое пространство языка, то концептуальная картина мира представлена совокупностью концептов.
Многие исследователи считают, что концептуальная картина мира гораздо богаче, чем языковая картина мира: «Картина мира — то, каким себе рисует мир человек в своем воображении, — феномен более сложный, чем языковая картина мира, то есть та часть концептуального мира человека, которая имеет „привязку“ к языку и преломлена через языковые формы» (Кубрякова 2004: 8).
Концептуальная картина мира является более сложным понятием, чем языковая, поскольку «Когнитивная картина мира существует в виде концептов, образующих концептосферу народа, языковая картина мира — в виде значений языковых знаков, образующих совокупное семантическое пространство языка» (Попова, Стернин 2001: 7).
Таким образом, З. Д. Поповой и И. А. Стернинным под концептуальной картиной мира или концептосферой понимается картина, формирующаяся в результате непосредственного познания (восприятия, осмысления) мира человеком и включающая как содержательное, концептуальное знание об окружающей действительности, так и совокупность стереотипных представлений (ментальных стереотипов) народа, которые обусловливают понимание им тех или иных явлений действительности и определяют его поведение в определённых стереотипных ситуациях (Попова, Стернин 2001: 25).
Говоря о концептуальной системе, необходимо подчеркнуть, что в настоящий момент в когнитивной лингвистике наметилось два основных направления, которые разрабатывают две типологии единиц, образующих эту систему. Первое направление изучает различные способы конфигурирования концептуального содержания, т. е. различные форматы знания: образные схемы, когнитивные модели, фреймы, сценарии, матрицы, категории и другие. В этом направлении работают такие лингвисты, как Н. Н. Болдырев и Е. С. Кубрякова.
Второе направление связано с изучением содержательной специфики и области применения единиц концептуальной системы. Соответственно в рамках второго направления выделяют культурные, этнические, языковые концепты, отражающие различные типы знания о реалиях окружающей среды, о внутреннем мире человека, собственно языковые знания. А. П. Бабушкин, В. И. Карасик и Ю. С. Степанов рассматривают концептуальную картину мира, опираясь на эти понятия. Исходным моментом для обоих направлений является определение концепта как оперативной содержательной единицы сознания, которая выполняет функцию хранения и передачи знаний об окружающем мире и языке. Концепты лежат и в основе формирования категорий, которыми оперирует человеческое сознание (Lakoff 1987).
Таким образом, картина мира, отраженная в сознании человека, представляет собой чрезвычайно сложное явление. Она индивидуальна, необычайно вариативна, изменчива, непостоянна. Одновременно в ней есть и элементы общности, обеспечивающие взаимопонимание людей.